» » Державин Гавриил Романович: биография, деятельность и интересные факты. Гавриил романович державин - биография, информация, личная жизнь Гаврила романович державин интересные биография

Державин Гавриил Романович: биография, деятельность и интересные факты. Гавриил романович державин - биография, информация, личная жизнь Гаврила романович державин интересные биография

Дата рождения: 14 июля 1743 года
Дата смерти: 20 июля 1816 года
Место рождения: село Сокуры, Казанская губерния

Державин Гавриил Романович – выдающийся российский поэт и политический деятель, Державин Г.Р. – родился третьего июля 1743 г. Его творчество олицетворяет пик российского классицизма. При жизни он успел побывать губернатором Тамбовской губернии, правителем Олонецкого наместничества, личным секретарем при Екатерине II, министром юстиции, президентом Коммерц-коллегии и почетным членом Российской академии (с ее основания).

Родился Гавриил в небольшом поселке Казанской губернии. Его отец, Роман, был не слишком богатым дворянином и имел почетное звание майора. Согласно семейным преданиям, род Державиных тянулся от татарского мурза Багрима. Он покинул Золотую Орду в XV веке и перешел на службу к князю (в княжение Василия Тёмного). У князя мурза был крещен и наречен Ильей. Одного из сыновей Ильи звали Дмитрий, а у того, в свою очередь, сын Держава. Так и произошел род Державиных. Гавриил лишился своего отца в раннем возрасте. Его воспитывала мать, Фёкла.

Державин изначально учился чтению и письму дома. Обучали его церковники. В возрасте семи лет, проживая в Оренбурге, отец отдает сына в пансион немца Розе, что не слыл особо хорошим образованием или культурой. Тем не менее, после четырех лет, проведенных там, Державин стал удовлетворительно разговаривать на немецком. Чуть позже Гавриил учится в гимназии Казани (в 1759-1762 гг.). Далее отправляется служить.

С 1762-го познает всю тягость военной службы. Начинал Державин с Преображенского полка. Ему повезло с точки зрения участия в наиболее важных исторических событиях, но не повезло как молодому вояке. С самого начала службы приходится участвовать в важнейшем событии – государственном перевороте. Результатом стал восход на престол Екатерины II. Спустя десять лет его возводят в звание офицера, и снова приходится сразу же принимать активное участие в усмирении Пугачёвского восстания.

Свои первые стихи Гавриил печатает в 1773 году (на тот момент ему уже тридцать лет). В своих произведениям пытается наследовать Сумаркова и Ломоносова, однако с 1779 понимает, что стоит вырабатывать свой собственный путь написания. Он становится основателем нового, оригинального поэтического стиля, который с годами превращается в образец российской философской лирики. В 1778-ом году берет в жены Е. Я. Бастидон, которую дома называет Пленирой.

В душе Державина жило чрезмерное тщеславие, отчего он постоянно был уверен, что императрица недооценивает его как военного. Именно по этой причине Гавриил покидает военную должность и полностью отдается службе гражданской.

Начало службы было в Сенате, в котором он не сумел устроиться из-за повышенного стремления к правде.

В 1782-ом году он пишет ставшую известной «Оду к Фелице», в которой под легкой вуалью наблюдалось обращение непосредственно к императрице. В свою очередь, Екатерине II пришлось по душе его произведение, и она назначает Державина Олонецким губернатором, а спустя некоторое время – губернатором Тамбовским.

Необходимо отметить, что Державин всячески боролся с бюрократией, отстаивал интересы местного народа, а также приложил все усилия, дабы превратить эти земли в одни из наиболее просвещенных на территории России.

К сожалению, энергичность, прямота и чувство повышенной справедливости политического деятеля часто играли с ним злую шутку. Его недолюбливали вышестоящие вельможи, и часто места в сфере государственной службы менялись.

В 1791-1793 гг. – становится личным кабинет-секретарем при самой императрице Екатерине II, однако и здесь не смог ужиться с ее политикой, из-за чего был незамедлительно отстранен. Летом 1794 умерла его жена, а уже через год он берет в жены Д. А. Дьякову, которую предпочитает называть в домашнем кругу Миленой.

В 1802-1803 гг. – министр юстиции, но в возрасте шестидесяти лет (1803 г.) решает уйти в отставку.

Когда Державин отошел от дел государственных, то полностью предался творчеству. Также он был гостеприимен в отношении различных литераторов Петербурга. Чуть позже он решил поселиться в Санкт-Петербурге, но при этом навещает имение Званка, что в губернии Новгородской. В 1811 году становится почетным членом литературного сообщества «Беседа любителей русского слова». Один из наиболее активных поэтов в здешней среде.

Умер Державин в июле 1816-го года в селе Званки. Его похоронили рядом со второй супругой Дарьей в Спасо-Преображенском соборе (монастырь Варлаамо-Хутынский), располагавшемся неподалеку от Великого Новгорода.

В период Великой Отечественной этот монастырь был подвержен серьезному артиллерийскому обстрелу. В 1959 принято решение о перезахоронении Державина и его супруги в Новгородском Детинце. Когда в 1993-ом реставрация собора была окончена, то на юбилей (250-летие Державина) их останки снова были возвращены.

Достижения Гавриила Державина:

Творчество Гавриила Державина стало замечательным базисом для поэзии Пушкина, Батюшкова и поэтов-декабристов.
Является основателем российского классицизма.

Даты из биографии Гавриила Державина:

1743 г. – рождение.
1759-1762 гг. – Казанская гимназия.
1762 г. – служит в Преображенском полку.
1772 г. – получает офицерское звание.
1778 г. – берет в жены Екатерину Бастидон.
1782 г. – «Ода к Фелице», посвященная Екатерине II.
1784 г. – выходит ода философского уклона «Бог».
1784-1785 гг. – олонецкий губернатор.
1786-1788 гг. – губернатор Тамбовской губернии.
1788 г. – пишет «Осень во время осады Очакова».
1791 г. – неофициальный гимн России выходит из-под пера Державина: «Гром победы, раздавайся!».
1791-1793 гг. – кабинет-секретарь при Екатерине II.
1791-1794 гг. – пишет «Водопад»
1794 г. – возглавил Коммерц-коллегию. Смерть первой жены. Стихи «Вельможа».
1795 г. – вторая жена, Дарья Дьякова.
1799 г. – очередная философская ода «На смерть князя Мещерского».
1800 г. – стихотворение «Снегирь», которое было написано в память погибшего Суворова.
1802-1803 гг. – министр юстиции.
1803 г. – уходит в отставку.
1811 г. – вступает в лит. общество «Беседа любителей русского слова».
181101815 гг. – работает над «Рассуждением о лирической поэзии или об оде» (трактат).
1816 г. – смерть.

Интересные факты Гавриила Державина:

Державин был ценителем эротики. Любил писать эротическую прозу. Примером может послужить «Аристиппова баня». Он придавал ей особую мягкость, исключая, по возможности, твердую букву «р». Ему было приятно, когда подобные произведения зачитывались при дамах в его присутствии.
Образ Державина увековечен в многочисленных памятниках: Санкт-Петербург, Казань, Тамбов, Петрозаводск. В Тамбове располагается Державинская улица, местный государственный университет также носит его имя, и даже кратер на планете Меркурий был назван в его честь.
За свою жизнь Державин успел познать и нужду, и богатство. История повествует, что однажды, оставшись с последними 50-ю рублями в кармане, Гавриил решил сыграть в карты, хотя раньше никогда и не играл. В конце вечера Державин уходит с суммой в 8 000 руб. В дальнейшем он даже выигрывал в короткие сроки 40 000, которые тратил на неотложные долги. Однако, как любой мудрый человек, он вовремя остановился.
В 1815 г. Царскосельский Лицей в полном составе ожидал приезда знаменитого Державина. Все были ошарашены, когда первым делом важный гость поинтересовался, где у них располагается нужник.

    Державин, Гавриил Романович знаменитый поэт. Родился 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Его отец, армейский офицер, жил то в Яранске, то в Ставрополе, под конец в Оренбурге. Родители Державина не обладали образованием, но… … Биографический словарь

    - — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

    ДЕРЖАВИН Гавриил Романович - Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759 1762 гг. учился в… … Православная энциклопедия

    Державин, Гавриил Романович - Смотри также (1743 1716). На публичном экзамене в лицее (1814) юный Пушкин в присутствии Державина читал свои Воспоминания в Царском Селе. Поэт сохранил память об этом своем первом выступлении на литературное поприще (Послание Жук. , 1816 г.,… … Словарь литературных типов

    Знаменитый поэт; род. 3 июля 1743 г. в Казани; по происхождению принадлежал к мелкопоместным дворянам. Его отец, армейский офицер, почти вслед за рождением ребенка должен был переехать по делам службы еще далее на восток и жил то в Яранске, то в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Державин, Гавриил Романович - (1743 1816) начал свою поэтическую деятельность одами, в которых старался подражать Ломоносову. Однако, начиная с Фелицы, оды в честь Екатерины II, торжественный тон ломоносовской лирики постепенно уступает у Державина место более живой реальной … Исторический справочник русского марксиста

    Державин, Гавриил Романович - Смотри также (1743 1816). Первой книгой, попавшейся Гончарову вне классов, были сочинения Д., которые он и переписывал и учил наизусть (Автобиография) … Словарь литературных типов

    Гавриил Державин Портрет работы Боровиковского Дата рождения: 3 (14) июля 1743 Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 8 (20) июля 1816 Место смерти: имение Званка … Википедия

    Гавриил Державин Портрет работы Боровиковского Дата рождения: 3 (14) июля 1743 Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 8 (20) июля 1816 Место смерти: имение Званка … Википедия

Книги

  • Крым в русской поэзии и искусстве. Антология , Державин Гавриил Романович, Анненский Иннокентий Федорович, Бенедиктов Владимир Григорьевич. Крым - "Мекка" русской поэзии и русской живописи - впервые представлен в антологии от первой державинской оды 1783 года о мирном присоединении Крыма и первых картин" художника Светлейшего…
  • Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества , Державин Гавриил Романович. В…

Тема нашего урок ― жизнь и творчество Гавриила Романовича Державина.

Тема: Русская литература XVIII века

Урок: Г.Р. Державин. Жизнь и творчество

Люди XVIII века строили судьбу в соответствии с тем, какой должна быть жизнь. Все эти представления они находили в книгах.

Петр Великий строил свою жизнь в соответствии с тем представлением об отце народа, каким представлялось в классицистической драме. Державин строил свою жизнь в соответствии с тем представлением, которое показывали книги.

У Державина есть, написанные им мемуары, которые являются и его автобиографией, и памфлетом (поучением). Он считал свою жизнь неким образцом. Державин считал свои ошибки поучительными. Реальные события жизни поэта были яркими, наполненными и взлетов, и падений.

Гавриил Романович родился в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Сокуры под Казанью 14 июля 1743 года, где провёл детство. Он рано лишился отца, отставного майора Романа Николаевича. Взлет в жизни Державина всегда заканчивался падением. Он добивался офицерского чина и попадал под суд; дважды становился губернатором, после чего попадала в опалу. Он был министром при Александре I, что закончилось окончательной отставкой. Державин потерял во время Пугачевского бунта целое состояние, но выиграл около 40 тыс. рублей в карточной игре. В конце жизни, когда вице-канцлер, бывший министр, фаворит сразу трех царей окончательно ушел со службы и поселился в своей деревне, началась реальная жизнь поэта. У людей того времени не было такой роли в тех сценарий, которые играли его предшественники. Поэты могли играть роль лишь придворных, а не отдельных, сформировавшихся поэтов. Роли поэта, который не участвует в придворной жизни, который погружен в мелочи своего существования, до Державина русская литература не знала. Никто из его современников не представлял себе, что существует место просто поэта, а не придворного, наставника или советника. Державин сам создал для себя эту роль и сам ее сыграл в этом огромном спектакле.

Державин превыше всего ставил ум и разум. Он всегда следовал классическому образцу. Он – писатель, который всегда лично обращался к предмету и выражал свое отношение, проповедовал. Державин всегда ориентировался на триединство времени, места и действия. Все эти признаки классицизма связаны с тем, что именно в эпоху Державина происходит то, что происходило несколько веков раньше в Европе. Державина можно также считать и поэтом русского Ренессанса. В средневековой Европе, личность человека впервые заинтересовала самого человека, и уважение человека стало рассматриваться как главное. Уважения Бога уступило место человеку. Человек превыше всего с его мелкими человеческими подробностями, житейскими переживаниями, с какими - то бытовыми вещами. Он оказывается в центре внимания искусства, и это делает классициста Державина поэтом русского Ренессанса.

Жизнь Державина и была его творчеством, а стихи поэта были только средством. Со временем оказалось, что именно творчество является главным в жизни поэта. Все его итоги и выводы остались на бумаге. Определенные итоги своей бурной карьеры Державин подвел в нескольких сточках стиха:

«Правило жить»

«Утешь поклоном горделивца, Уйми пощечиной сварливца, Засаль подмазкой скрып ворот, Заткни собаке хлебом рот,- Я бьюся об заклад, Что все четыре замолчат.»

Всю жизнь Державину не хватало умения ладить с людьми. Эти правила жизни, которые он вывел в самом конце, не могли ему помочь в то время. Он жил далеко от столицы. Все, что он писал, он адресовал людям, а не себе. Державин постоянно обращался к кому-то со стороны, к какому-то читателю, который был очень далеко. Это были послания императрице, фаворитам, вельможе. За конкретным адресатом, которому должен был предназначаться классицистический текст, чувствуется другой адресат. Автор мог обращаться к Богу, к царю, к герою. Державин всегда говорил от своего имени, но за тем, что он говорил, стояло живое человеческое чувство. Державин мог находиться на службе не более двух лет, потому что постоянно вступал в конфликты с чиновниками. Он заваливал императрицу письмами с просьбой спасти 800 тыс. рублей. Но императрица привыкла к воровству и давно смирилась, не видя в воровстве чего-то особенно зазорного. Она сама дарила дома своим фаворитам, не особо следила за царской казной. Державин постоянно пытался добиться справедливости, что всякий раз раздражало его покровителей. Стихи, которые рождались во время ухода поэта от дел, каждый раз становились все более важными и интересными. Державин для нас – первый поэт, которого мы можем читать без объяснений и комментариев. Конечно же, у Державина встречаются слова, которые нам могут быть непонятны.

«Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень веществ…»

«Глагол времен! металла звон! Твой страшный глас меня смущает; Зовет меня, зовет твой стон, Зовет - и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет, И дни мои, как злак, сечет»

(«На смерть князя Мещерского»)

«Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.»

(«Река времен в своем стремленье…»)

Державин писал длинные тексты, которые трудно запомнить. Но отдельные строчки – запоминаются. Другие авторы очень часто брали Державинские строчки для названия своих книг. Державин создал нечто такое, что до него не существовало. Он считал своим предназначением видеть то, что не чувствовали другие и уметь это передать. Автор часто писал о смерти. Одной из его первых од является ода «На смерть князя Мещерского». Державин писал о бренности человеческого существования. Державин часто провоцировал своего читателя.

Одним из первых поэтов, кто обратил свой взор на ипостась Державина, был Пушкин. Сам Александр Сергеевич вспоминает, как он относился к Державину в юности:

"Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, написавшую "Водопад"... Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли..." На выпускном лицейском вечере Пушкин читал стихи, и Державин после прочтения текста, бросился обнимать молодого поэта. В своем романе в стихах «Евгении Онегине» Пушкин написал: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил…».

Существует представление, что поэты враждуют и конкурируют друг с другом. Они не дружат в жизни, они всегда оставались и остаются соперниками, стараясь, превзойти друг друга. Последовательность и связь поколений связано с отталкиванием, иногда, непримиримой. Державин благословил Пушкина, но Пушкин никогда не подражал Державину. Ломоносов спорил с утверждениями Феофана Прокоповича. Феофан спорил с древними авторами. Место Державина в литературе определяется не тем, что он благословил Пушкина, а тем, что он сделал вопреки своих предшественников.

«Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? - безвестен; А сам собой я быть не мог. Твое созданье я, создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ податель, Душа души моей и царь! Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! - в бессмертие твое» (ода «Бог»)

Державина никогда не имел, какого либо отношения к точным наукам. Но и он ставил под сомнение акт Божественного творения мир и человека. «А сам собой я быть не мог…» (ода «Бог»). В Ломоносове поэт и ученый сочетались. Поэзия для Ломоносова была не целью, а лишь средством. Для Державина поэзия служила средством карьерного роста, но постепенно становилась для него целью и смыслом.

Ломоносов в своих стихах пытается развивать свои научные взгляды.

7 октября 1803 года был уволен в отставку и отстранён от всех государственных постов («уволен от всех дел»). В отставке поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении Званка. Гавриил Романович Державин и его вторая супруга Дарья Алексеевна (умерла в 1842 году) похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. (Детей Г. Р. Державин не имел ни от первого, ни от второго брака.)

1. Макогоненко Г. П. Русское просвещение и литературные направления XVIII в. // Русская литература. Л., 1959.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века.― М.:2000

3. История русской литературы XVIII века: учебник для вузов / Павел Александрович Орлов. – Москва: Высшая школа, 1991.

1. Проанализируйте поэзию Г.Державина.

3. *Составьте кроссворд на тему: «Жизнь и творчество Г.Р. Державина».

Сочинение


Гавриил Романович Державин - крупнейший русский поэт XVIII в. Родился в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Образование будущий поэт получил слабое, поскольку обучался у церковников, немецкого каторжника в частной школе, после поступил в Казанскую гимназию, которую не окончил. С 1762 г. Державин поступает на службу и служит в течение 10 лет солдатом в гвардейском Преображенском полку. Первое время он жил в казарме со «сдаточными» солдатами из крестьян и наравне с ними выполнял самую черную работу. Вместе с полком участвовал в перевороте, возведшем на престол Екатерину II.

Служба была самым трудным периодом в жизни Державина. Находясь после смерти отца в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, сделался отъявленным шулером, повел распутную жизнь, совершил ряд уголовных проступков. Позднее, будучи офицером, Державин по собственному почину принял деятельное участие в усмирении пугачевского бунта в качестве члена секретной следственной комиссии. Деятельность Державина во время пугачевщины во многом загадочна. Сам он ставил себе в особую заслугу, что, имея возможность добиться «всего», чего бы ни захотел, не изменил Екатерине. Несмотря на это, он восстановил против себя высшее начальство: главнокомандующий хотел «повесить Державина вместе с Пугачевым». В дальнейшем будущий поэт поступил на гражданскую службу, достиг высоких чинов: губернатора, секретаря Екатерины II, сенатора, государственного казначея, наконец, министра юстиции. В 1803 г., ввиду резкой оппозиции либеральным тенденциям Александра I, был «уволен от всех дел» и последние годы жизни прожил в полном покое в Петербурге.

Деятельность Державина, который буквально из низов поднялся до министра юстиции, на самом деле представляла собой ряд побед и поражений, взлетов и падений.

Во время пугачевского бунта Державина признали «недостойным продолжать военную службу», а его пребывание в кресле губернатора закончилось отставкой и преданием суду. Следующей ступенью в карьере Державина стала должность царского секретаря, но в этой должности он долго не продержался. Императрица жаловалась на него, что он «не только грубил при докладах, но и бранился».

Правители, пришедшие после Екатерины (Павел, а потом Александр), подверти его опале «за непристойный ответ» и за то, что «он слишком ревностно служит».

Современники приписывали злоключения Державина его резкому, неуживчивому характеру («бранится с царями и не может ни с кем ужиться»). Сам Державин считал, что он страдает за свою неуклонную приверженность к «правде» всегда и во всем («я тем стал бесполезен, что горяч и в правде чорт»). На самом деле в истории служебной деятельности Державина резко сказались особенности того социального слоя бедного служилого дворянства, который в эпоху дворцовых переворотов, пугачевщины, временщиков с исключительной энергией выдвинулся в первые ряды класса, оттесняя родовитую знать, сделавшись главной «подпорой» незаконного екатерининского трона. Вся служебная деятельность Державина направлена по линии борьбы с родовитой знатью, «мишурными царями» (стародворянскими крупнопоместными феодалами) - борьбы, в которой он опирается на временщиков, «случайных» людей (Г. Потемкина, А. Зубова) и саму императрицу. Однако временщики для Державина были всего лишь более удачливыми представителями того социального слоя, к которому он сам принадлежал. Императрица всем своим самодержавным могуществом опять-таки была обязана поддержке социально подобного Державину дворянского «множества». Отсюда тот «якобинский» пафос независимости, личного достоинства, который наряду с необходимостью «толкаться в передней» у временщиков, готовностью ревностно служить своим пером императрице и ее «орлам» так свойственен Державину- царедворцу и Державину-поэту.

На свою литературную деятельность сам Державин склонен был смотреть преимущественно как на орудие в той борьбе, которую он вел, из бедности и низов пробиваясь к «почетным чинам», подымаясь к самому подножию трона. Если верить его собственным неоднократным заявлениям, все его стихи за самыми малыми исключениями носят неуклонно-попитический характер, все написаны «на случай», проникнуты острой злободневностью. Боясь, что они станут непонятными новому читателю, Державин впоследствии составил особый «ключ», подробный автокомментарий, в котором детально объяснил, что именно послужило целью или толчком к написанию той или иной вещи. По поводу одной из наиболее удаленных, казалось бы, от всякой злободневности од Державина, знаменитой религиозной оды «Бог», один из осведомленных современников замечал: «Нет строки, нет выражения в шуточных и важных стихотворениях Державина, которые бы были им написаны без намерения, без отношения к лицам или обстоятельствам того времени.

Екатерина и другие особы, для которых он преимущественно писал, понимали все это и умели ценить». Это замечание приобретает особый вес, если мы обратимся к датам биографии: 15 февраля 1784 г. Державин уволен князем Вяземским от службы. «Бог» напечатан 23 апреля того же года. 22 мая Державин получает важное назначение - олонецким губернатором. По-видимому, «Бог» был воспринят Екатериной как пламенный гимн самодержавию, и она, как всегда в таких случаях, поспешила щедро наградить своего «собственного автора» (поэт так и подписывал некоторые свои письма - «ее величества собственный автор»). И в трудных обстоятельствах Державин постоянно «прибегает к своему таланту». Служебная карьера Державина начинается знаменитой одой «Фелица», посвященной прославлению Екатерины, впервые после нее обратившей внимание на Державина и пожаловавшей ему табакерку, осыпанную бриллиантами, и 500 червонцев. Свое положение после отставки от губернаторства он поправляет новой одой ей же, называемой «Изображение Фелицы», и «возвращает себе благоволение» Павла I одой на восшествие его на престол и т. д.

Свои оды Державин определял как «пустяки», которые не представляют собой никакой ценности: «...все это так, около себя и важного значения для потомства не имеет: все это скоро забудут». Однако именно оды занимают важное место в его творчестве и выходят далеко за те служебные рамки, в которые он их поставил. Поэзия Державина является памятником русской литературы и екатерининской России.

Гаврила Романович Державин (1743-1816) - выдающийся русский поэт 18 - начала 19 века. Творчество Державина было во многим новаторским и оставило значительный след в истории литературы нашей страны, повлияв на дальнейшее ее развитие.

Жизнь и творчество Державина

Читая биографию Державина, можно отметить, что юные годы писателя никак не указывали на то, что ему суждено стать великим человеком и гениальным новатором.

Гаврила Романович родился в 1743 году в Казанской губернии. Семья будущего писателя была очень небогата, однако принадлежала к дворянскому сословию.

Юные годы

В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще ухудшило материальное положение семьи. Мать вынуждена была идти на все, чтобы обеспечить своих двух сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. Хороших педагогов в провинции, где жила семья, было не так много, приходилось мириться с теми, кого удавалось нанять. Несмотря на трудное положение, плохое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин, благодаря своим способностями и упорству, все же смог получить приличное образование.

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом - игрой в карты.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. "Чаталагайские оды" (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие - он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Последние годы

В последние десятилетия жизни Державин перестает писать оды, в его творчестве начинает преобладать любовная лирика, дружеские послания, шуточные стихи.

Творчество Державина кратко

Сам поэт своей главной заслугой считал введение в художественную литературу "забавного русского слога", в котором смешивались элементы высокого и просторечного стиля, сочеталась лирика и сатира. Новаторство Державина было и в том, что он расширил список тем русской поэзии, включив в него сюжеты и мотивы из повседневной жизни.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, "Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока" уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары - разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них ("Будь на троне человек") указывает на то, что и царь - человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

"Фелица"

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица - это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

"На взятие Измаила"

В этой оде изображен величественный образ русского народа, покоряющего турецкую крепость. Сила его уподобляется силам природы: землетрясению, морской буре, извержению вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя, движима чувством преданности родине. Необыкновенная сила русского воина и в целом русского народа, его мощь и величие были изображены в этом произведении.

"Водопад"

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев - вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Философские оды

Темы творчества Державина продолжают философские "На смерть князя Мещерского" (1779) была написана после смерти наследника Павла, Причем смерть изображается образно, она "точит лезвие косы" и "скрежещет зубами". Читая эту оду, сначала даже кажется, что это своеобразный "гимн" смерти. Однако заканчивается она противоположным выводом - Державин призывает нас ценить жизнь как "небес мгновенный дар" и прожить ее так, чтобы умереть с чистым сердцем.

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича - это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием "Анакреонтические песни". В предисловии он разъясняет, почему решил писать "легкую поэзию": поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение "Евгению. Жизнь званская", написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского "Вечер" и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение "Памятник", наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.