» » Есть ли душа у кошек. Есть ли душа у животных по библии Почему у животных нет души

Есть ли душа у кошек. Есть ли душа у животных по библии Почему у животных нет души

Наследует ли животный мир жизнь вечную? Или же каждое животное навсегда уничтожается земной смертью?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

В толковании на первую главу книги Бытия святитель Василий Великий ясно говорит о том, что душа животных, в отличие от человеческой, разрушима. «Да изведет земля душу живу. Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу. Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я). Из земных созданий только человек сотворен по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души.

Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдет преображение природы? Мнения экзегетов принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие нет. Сторонники первого мнения могут найти некоторую опору в Священном Писании. Земной рай, в котором нашлось место и бессловесной твари, был предъизображением небесного рая. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что Бог «все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет в образ будущего века» (Слово сорок пятое). Св. Исаия, изображая будущее Царство Мессии, пророчествует: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:1-9). И у св. апостола Павла имеется пророчество о будущем состоянии мира: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23). Это место у святых отцов изъясняется не однозначно. Блаж. Августин понимает под тварью только человеческий род. Однако св. Симеон Новый Богослов видит в словах апостола указание на будущее обновление, которое совершится над всем тварным миром: «Но посмотрим, как тварь имеет возобновиться, и придти опять в состояние первоначальной красоты? Полагаю, что ни один христианин не подумает не поверить словам Господа, давшего обетование сделать небо новым и землю новою, т.-е., что как собственные наши тела, разрушающиеся теперь на стихии и однакож в ничто необращающиеся, опять возобновлены будут через воскресение, - так и небо и земля со всем что на ней, т.-е. вся тварь имеет возобновлена быть и освобождена от работы тлению, и эти стихии вместе с нами сделаются причастными светлости, происходящей от Божественного огня <...> Таким же образом и тварь, обветшавшая и ставшая непотребною по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и перелита, и явится новою, несравненно светлейшую, нежели как она теперь есть. Видишь, как все твари имеют обновиться огнем» (Слово сорок пятое).

При всей ясности пророчеств о будущем обновлении тварного мира, мы стоим перед тайной. Какие именно бессловесные твари будут с человеком в будущей жизни? Вряд ли все несчетное множество всех животных, живших прежде, будут обитателями новой земли. Возможно, те из них, которые будут жить в последние мгновения падшего мира.

Человек духовно здоровый не может не любить те создания, которые сотворил Бог. Поэтому смерть наших домашних животных вызывает печаль. Однако она бывает нередко чрезмерной. В таких случаях мы имеем повод задуматься о правильности нашего духовного устроения. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если мы научимся это соблюдать, то любовь к животным в нашей душе займет свое устойчивое, но скромное место.

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом . Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна . По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь - не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Что мы знаем о душе:

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Каждый человек должен относиться к животным с любовью

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.

Что ждет животных после смерти?

Каким образом животные могут страдать и радоваться, если у них нет души? Почему церковь более благосклонна к кошкам, нежели к собакам? Можно ли молиться о зверюшках?

О христианском отношении к братьям нашим меньшим

С этими распространёнными вопросами от наших читателей мы обратились к другу нашей редакции и бывшему рижанину — наместнику Свято-Георгиевского мужского монастыря в Гётшендорфе игумену Даниилу (Ирбитсу).

Всё своё свободное время (если, конечно, его таковым можно назвать) батюшка Даниил нынче посвящает обустройству при обители большого скотного двора и периодически поднимает людям настроение в сети Facebook, размещая там замечательные фотоотчёты об этом добром начинании.

— Идея создания монастырского скотного двора у нас появилась давно, можно сказать, с самого начала строительства обители, — говорит отец Даниил. — Но было много нюансов, которые не давали нашей мечте осуществиться. И вот время пришло.

Начали мы с разведения карликовых коз. Потом планируем купить овец, десяток кур, свиней и в идеале хотя бы одну корову. Смысл этой затеи — производство своей продукции. Молоко, яйца, сыр, сметану мы планируем изготавливать для себя сами.

Понятно, что мы, живущие в обители, стоим пока у истоков и должного опыта у нас ещё маловато. Но я уверен, что со временем придёт и такой опыт. Главное — не сидеть сложа руки и помимо молитвы трудиться на всех возможных монастырских послушаниях.

— Когда встаёт извечный вопрос «Есть ли душа о животных?», мнения священников сильно разнятся. А как считаете лично вы?

— В книге Бытия (первая книга Библии) сказано: «…и сказал Бог: да произведёт вода (и земля) душу живую по роду её. И появились рыбы, птицы, животные».

Следовательно, у животных душа, несомненно, есть. Только её природа отличается от природы души человеческой. Потому что человек получил душу от Бога: «И создал Бог человека из праха земного, и вдохнул в его лице дыхание жизни, и стал человек душою живою».

— Можно ли молиться о заболевших или потерявшихся животных? И к кому из святых лучше обращаться с подобными просьбами?

— Забота о животных — это неотъемлемая часть деятельности человека. А как может быть иначе — ведь они тоже живые, наделённые душой создания, способные страдать.

И нельзя забывать, что зачастую их страдания обусловлены именно деятельностью человека. Поэтому люди, конечно же, должны молиться о здоровье своих питомцев. Но такие молитвы концептуально должны отличаться от молитв о здоровье человека.

Человек страдает за свои грехи, а животное — за грехи человека.

К слову, в Германии нет бродячих животных. Каждая собака или кошка имеет своего хозяина, который за них несёт ответственность перед городом: он обязан вовремя делать профилактические прививки и следить за тем, чтобы животное было накормлено и не бросалось на людей. В противном случае хозяин будет нести административную ответственность.

Что касается молитв о животных — в истории христианства было множество святых, которые считаются покровителями животных, — они о зверюшках не просто заботились, но были наделены Богом даром исцеления братьев наших меньших. Среди самых известных из них — святые Косьма и Дамиан.

Но в любом случае, лучше всего обращаться в своих молитвах за помощью к Господу Богу. А то получается какое-то язычество: святые помогают своими молитвами, но подаёт просимое только Бог.

— А почему церковь благосклоннее относится к кошкам, нежели к собакам?

— Изначальное предназначение кошки — ловить мышей в доме, а предназначение собаки — охранять дом снаружи. Отсюда и отношение к ним различное. Оно не более или менее благосклонное, оно обусловлено только этим различием.

И это ложное мнение, будто церковь запрещает держать собак в домах, где есть иконы. Просто у собаки обязательно должно быть в нём своё место (кошку, как известно, приучить к своему месту нельзя), отличное от положения человека.

Во многих монастырях прекрасно уживаются и кошки, и собаки. Да и не только в монастырях. Как поётся в молитве: «Всякое дыхание да хвалит Бога!»

— Допустимо ли хоронить домашних любимцев на специальных кладбищах для животных?

— В Германии, например, такая практика очень распространена. Думаю, что это личное дело каждого хозяина своего питомца. Только не стоит из этого делать культ.

— Можете ли вы сказать, что животные, которые живут на территориях монастырей и храмов, как-то отличаются от своих собратьев? Ведь сказывается на них как-то и звон колоколов, и молитвенное пение!

— Несомненно, поведение животных, обусловленное поведением человека, живущего в монастыре, отличается от поведения животных, живущих в дикой природе или на городских улицах.

Монастырские питомцы практически никогда не бывают озлобленными, поскольку окружены особыми заботой и любовью.

А тот факт, что любое животное чувствует любовь, даже не оспаривается.

У нас в обители, кстати, есть свои особые любимцы — кошка Микки и кот Маус. Они удивительные создания!

— Вы согласны с утверждением, что о здоровье общества можно судить по отношению к детям, старикам и животным?

— Наверное, это самое верное утверждение. Ведь пожилые люди, дети и животные — это та часть нашего общества, которая не может самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя. И уровень духовного состояния общества как раз определяется степенью его сострадания именно к таким категориям.

Если общество озлоблено, оно не умеет сострадать, не умеет любить. Напротив, в обществе, где живёт любовь, в первую очередь заботятся о тех, кто нуждается в этой любви, кто самостоятельно не может позаботиться о себе.

На мой взгляд, это и есть тот критерий, который должно применять к оценке состояния общества.

Святые покровители зверюшек

Святой Франциск (Почитается преимущественно в католических странах)

Священномученик Афиноген

В давние времена в день памяти этого святого — 29 июля — крестьяне приводили к церкви животных, где священники читали над ними особое последование для их умножения и здравия.

Также считается, что православный святой Власий помогает скотоводам, а святые Флор и Лавр — коневодам, святой Василий — свиноводам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу.

Ещё среди покровителей животных — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которые при жизни приручали диких зверей и кормили их из своих рук.

==================

Следующий номер православного приложения «Воскресный день» выйдет в газете «Суббота» 7 мая.

Почему-то принято считать, что душа есть только у человека. Но это не так. Она имеется и у животных. Это признавали как видные умы человечества, так и многие служители церкви. Например, Л. Н. Толстой однажды сказал, что человек способен жалеть животных потому, что чувствует: в них живет то же, что и в нем. Другой видный писатель, Г. Д. Торо, словно дополнил его слова, высказав свое неверие тем религиозным деятелям и философам, которые называют зверей "бездушными машинами". Но, дабы избежать голословности, давайте посмотрим, есть ли душа у животных с разных точек зрения - со стороны разных религий, науки и эзотерики.

Наука и душа

Отрицать наличие некой духовной субстанции не могут психологи, так как название науки, коей они занимаются, с древнегреческого языка переводится как «учение о душе». Как известно, эти специалисты корректируют и анализируют поведение людей, учат строить отношения с окружающим миром. Зоопсихологи занимаются тем же самым, но только объектом для их исследований является не человек, а животное. И если питомцы способны понимать речь человека, любить или злиться, различать друзей и врагов, не говорит ли это о том, что душа у них действительно есть?

Кто-то сейчас скажет, что современная наука не признает существование таковой в каком-либо состоянии даже у людей, не то что у зверей. Это не совсем так. Например, Наталья Бехтерева (директор НИИ мозга человека) писала о том, что сознание существует даже после К подобным выводам сравнительно недавно пришли и голландские физиологи. А что же такое сознание? Если прочесть в "Википедии", это состояние психической жизни человека, которое выражается в переживаниях событий внешнего мира и жизни индивида. Очень похоже на определение души, которое дают некоторые религиозные деятели. Не правда ли?

Стоит отметить, что в зарубежных научных изданиях опубликовано множество описаний исследований, которые доказывают возможность существования души. Будем надеяться, что скоро энтузиастам удастся «потянуть за ниточку» и вытянуть всю правду о наличии таковой как у человека, так и у животного. Ведь доказали же они существование параллельных миров. А ведь в их наличие тоже некогда никто не верил.

Православие и душа

Если задать вопрос священнику, есть ли душа у животных, скорее всего, он приведет цитату из книги Священного писания. Там говорится, что Бог дал зелень травную в пищу всем земным зверям, в которых есть душа: и птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся (написано от лица самого Господа). Таким образом, православие признает наличие духовной субстанции у всех живых существ. А вот как определять термин «душа» и бессмертна ли она - это уже совсем другой вопрос.

Стоит заметить, что, если отвечать на вопрос, есть ли душа у животных, по Библии можно вспомнить и другие цитаты. Например, в книгах Моисея говорится, что после убийства животного его кровь следует слить в землю, а не кушать, поскольку в крови душа. Соломон упоминает: человек и животное - по сути одно и то же. В Книге пророка Исайи говорится, что после установления на Земле Царства Небесного в него смогут войти не только чистые духом люди, но и братья их меньшие. Мол, тогда все будут жить дружно и мирно, никто никого не станет убивать и есть.

Интересно, что о кошках в Библии говорится лишь вскользь, в послании Иеремии 1:21: «… и ласточки, и другие птицы, лазают по ним и кошки». Но это не значит, что такой домашний питомец - отрицательный персонаж в христианстве. Просто израильтяне тогда были глубоко возмущены раболепным отношением к нему соседей-египтян, потому ничего о нем не написали. Таким образом, нельзя точно сказать, есть ли душа у кошек. Но одно известно точно: многие священнослужители пускают питомцев поспать у алтаря и запрещают выгонять их из Церкви. Собакам нельзя заходить в храм только потому, что они не умеют себя прилично вести и могут залаять во время службы.

Буддизм и индуизм

Индуисты на вопрос, имеют ли животные душу, отвечают, что да. По их мнению, после смерти своего обладателя она может попасть в тот же самый Рай или Ад, куда уходит дух человека. Затем она получает перевоплощение, становится чем или кем угодно - от простейшего микроорганизма до человека, в зависимости от накопленной кармы.

Буддисты отрицают существование души. Они верят, что вокруг есть лишь постоянный общий поток Сознания, который принимает разные формы. А Рай или Ад для всех живых существ - лишь психологическое состояние. Каждый, будь то человек или кошка, создает их для себя, выбирая жизненный путь. Кроме того, буддисты верят в перевоплощение человека и животных в следующей жизни. По их мнению, живые существа в результате реинкарнации могут стать духами, низшими или высшими божествами, людьми или зверьми. Здесь все, как и в индуизме, будет зависеть от кармы.

Есть ли душа у животных по исламу?

Коран учит терпеливыми, милосердными и справедливыми по отношению не только друг к другу, но и к животным. Одним из самых положительных персонажей у мусульман считается кошка, так как пророк Мухаммед особо выделял этого питомца: сажал на колени во время проповеди, пил из одной посуды с нею, а однажды даже отрезал рукав одеяния, чтобы не разбудить спящего зверька. Что касается того, попадают ли животные в рай, согласно Корану, ответ прост: нет. Душа четвероногих друзей смертна и после гибели своих обладателей обращается в прах.

Мифология

Существует множество разных мифов, в которых упоминаются души животных. Например, у якутских народов в фольклоре есть такое существо, как Абаас, живущий под землей. Он вырастает из камня черного цвета. Сначала питается той же едой, что и люди. А после, когда превращается в гиганта ростом с дерево, начинает охотиться на человека. Родственники больных или умерших людей ранее приносили ему в жертву разных зверей, чтобы обменять их души на человеческие.

В японской мифологии существуют некие Сикигами. Этих духов способен вызвать знаток Омме-до. Согласно легендам, существа выглядят как птицы или звери. Также они могут вселиться в любого животного и управлять его телом и душой. Способны вырваться из-под контроля мага и начать «командовать» им самим. Так что если вы ищете ответ на вопрос, есть ли душа у животных согласно мифологии, знайте: да, она у них имеется.

Философия и душа

Философию хоть и невозможно назвать точной наукой, однако она дает наиболее точный ответ на вопрос: имеется ли душа у животных? Например, Татьяна Горячева в своей книге «Святые животные» высказала мысль, что животные вынуждены «стенать и мучиться» возле человека, ожидая пришествия Божьего Царствия. Мол, они уже готовы вслед за мучениками войти в Церковь и даже «обожиться». Также она напоминает о житии целителя Пантелеймона, на которого, согласно легенде, не хотели нападать дикие звери. Животные были убиты и брошены на съедение птицам, однако те до них даже не дотронулись. Трупы долго лежали на солнце нетленными, представляя собой мощи святых зверей.

Английский писатель говорил, что если душа - это способность быть благодарным и преданным и любить, то у зверей, в отличие от многих людей, она точно есть. Доктор Уилл Татл сокрушался, что человек часто вглядывается в космос в надежде увидеть хоть кого-то похожего на него, в то время как сам окружен тысячами разумных существ, способности которых еще не открыты и не оценены. Георгий Вицин мечтал, чтобы все люди подкармливали животных. Интересно, что когда актера хоронили, все бродячие животные, которым он давал корм, вышли вместе с людской толпой, чтобы проводить его в последний путь.

Можно еще долго перечислять всех философов, которые отзывались о зверях как о разумных и душевных существах: от Сократа до Питера Сингера, опубликовавшего в 1975 году книгу «Освобождение животных», ставшую настольной для многих активистов, занимающихся защитой прав меньших братьев человека. Но не стоит ли здесь упомянуть, что сам человек далеко не Бог и не ангельское существо. Он - представитель животного мира. И если у него есть душа, то почему у зверей ее не должно быть?

Эзотерика и душа

Можно долго отрицать возможность существования души у животного, но стоит подойти к любимой кошке (или собаке) и заглянуть ей в глаза, чтобы понять: она есть. Эзотерики говорят, что домашние питомцы селятся рядом с людьми не только потому, что им так комфортнее и легче жить, но и чтобы оберегать своего владельца от различных напастей. Например, рыжие коты способны лечить разные болезни и приоткрывать «двери» в потусторонний мир, а черные - оберегают своих любимцев от магии, порчи и сглаза.

Некоторые экстрасенсы верят, что души зверей после смерти остаются возле людей в виде некой энергии и помогают им всем, чем только могут: предупреждают в случае опасностей, отводят беду и так далее. Они твердят, что иногда можно даже почувствовать душу любимого зверька рядом или увидеть его самого. Однако тут же противоречат сами себе, говоря, что под видом бывших питомцев к человеку иногда являются бесы. Стоит ли им верить - это большой вопрос.

Куда уходят животные после смерти?

Существует множество версий про то, есть ли душа у животных. В православии, например, как уже говорилось выше, даже в Библии есть цитаты, которые свидетельствуют, что она у них имеется. Но тогда куда же она уходит после смерти? На этот счет существует множество разных теорий. Самые популярные из них:

  • проходит стадию реинкарнации и перерождается;
  • присоединяется к некой «мировой душе»;
  • попадает в Рай (недаром же на многих иконах нарисованы звери и птицы?!);
  • остается возле человека в виде электромагнитного импульса;
  • превращается навсегда в прах, да и вообще, ее нет (по версии атеистов).

Думается, здесь каждый должен выбрать ту версию, которая нравится ему более всего. Ведь невозможно же заставить человека поверить в Рай, если он скептично относится к существованию самого Бога. Что касается того, бессмертна ли душа животных, здесь тоже нет определенного ответа.

Можно ли молиться за животных?

Заботиться о животных - прямая обязанность человека, по мнению многих священнослужителей. Например, игумен Свято-Георгиевского монастыря Даниил говорит, что люди не только могут, но и обязаны молиться о своих питомцах. Обращаться для этого можно к их покровителям: святым Косьме и Дамиану, мученику Афиногену, святому Власию, преподобному Сергию Саровскому и Сергию Радонежскому, кормившему при жизни животных с рук. Но лучше всего, по словам служителя Церкви, "идти" непосредственно к Богу, так как подать просимое может только Он.

Есть ли душа у растений?

Некоторые спрашивают, есть ли душа у животных и растений. Про существование этой субстанции у зверей мы уже говорили в этой статье. А вот про наличие ее у растений - пока нет. Это тема для большой отдельной публикации. Единственное, что можно сейчас сказать: цветы, деревья и травы рождаются, растут, погибают, умеют любить. Было много случаев, когда они погибали сразу после смерти своего хозяина, как бы хорошо за ними ни ухаживали другие люди. Поэтому их можно назвать "живыми". А раз так - то, скорее всего, у них тоже есть душа, пусть и не похожая на ту, которая имеется у человека.

В качестве заключения

Сегодня мы попытались определить, есть ли у зверей душа. Многое говорит о том, что она действительно имеется. Но точно об этом могут знать только высшие существа: Бог, ангелы и так далее. Современный же человек вряд ли когда ответит на этот вопрос. Точно так же он не сможет сказать, встречаются ли души умерших людей и животных. Но хочется верить, что все возможно. Удачи вам!

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». (Мф.16:25). Также словом «душа» обозначают чувства, эмоции, переживания, благородные порывы сердца, проявления любви. Но что же такое — душа? Этими вопросами задаются и философы, и богословы, и простые люди. Весьма интересно и достаточно доступно говорит об этом известный старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей книге « ».

Архимандрит Иоанн около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков

Почему душа находится в теле

Прежде всего батюшка Иоанн говорит о том, что душа создана Господом при творении человека и приводит в пример слова из Книги Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Быт.2:7) .

Таким образом, отмечает старец Иоанн, душа человека «была создана вместе с его телом... И этот Дух, как сила, исшедшая от Бога стремится своим внутренним сокровенным чутьем сознавать свое происхождение от Бога и обязанность исполнять Его волю...». Это мнение отца Иоанна вполне согласуется с писаниями святых отцов. Так, например, преподобный Иоанн Дамаскин говорил: «Нужно понимать, что тело и душа человека созданы одновременно, вместе, — и в сие самое мгновение вдунут Богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величии и совершен по душе и телу».

При этом отец Иоанн задаётся вопросом — для чего же бессмертная душа, частичка Божия, была соединена с телом? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, старец приводит слова святителя Григория Богослова: «Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас, чтобы в борьбе и брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу... чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны».

Есть ли душа у растений?

Светские люди не признают души в животных и уж тем более в растениях. Потому особо интересно, что в книге «Размышления о бессмертной душе» архимандрит Иоанн (Крестьянкин), согласуясь с мнением святых отцов, пишет, что созданные Богом животные, и растения также имеют душу. Но душа человеческая, по слову отца Иоанна имеет свойства особые, свойства, ставящие её в особое по отношению к душам животных и растений положение.

«В низшей своей части, — отмечает отец Иоанн, — она сходна с душой животных, но ее одуховленность возвышает ее над душой животных и растений. При создании души человеческой Бог творил ее по образу Духа, вложив в нее образы и законы добродетели: рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и другие добродетели».

Чем же ещё отличается душа человека от души растений и животных? Отец Иоанн приводит на эту тему замечательную подборку высказываний святых отцов. Приведём лишь некоторые из них.

Святитель Филарет, митрополит Московский:
«Душа человека — невидимая тонкая сила; существо духовное и бессмертное. Но образ Божий в человеческой душе проявляется не столько в этих двух ее качествах (духовности и бессмертии), но в ее силах и способностях. А именно: «уме, даре слова, свободе, памяти и разуме».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Душа — часть мира духовного. Бог отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее — тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души, отражение (Божие) прекращается, и душа остается в состоянии духовного мрака, в состоянии бесчувственности. Душа — это та часть естества нашего, которой мы познаем Бога, молимся Ему, обращаемся к Нему во всех наших жизненных обстоятельствах (молитва — это пища нашей души). Душа — это та разумная часть нашего естества, которой мы способны распознавать добро и зло, выбирать свой жизненный путь».

Душа — это частичка Бога в нас

На основе определений и высказываний святых отцов архимандрит Иоанн приходит к выводу, что: «Душа человека — это бессмертная, разумная, деятельная духовная сила, полученная человеком от Бога при творении, дающая возможность человеку, при воздействии на нее благодати Духа (Святаго) Божия, беспредельного развития и обожения. Это та часть естества нашего, которая позволяет нам сознательно идти путем, указанным Богом, борясь со всеми искушениями и ухищрениями духа злобы. Это та часть естества нашего, которая дает нам возможность не увлекаться земными соблазнами, а иметь единственную цель в жизни — стремление к познанию Бога и, насколько это доступно человеку, ощущать присутствие Божие уже во время нашей временной земной жизни. Душа — это источник, из которого проистекает активность человека в его действиях, в его целеустремленности (к добру или ко злу); это та связь, которая нашей человеческой природе сообщает возможность быть близкой к Богу, внушает желание стремиться к Богу. Душа — это частичка Бога в нас».