» » Евро-атлантическая цивилизация. Овладение индустриальным типом производства в конце XIX - начале XX века Понятие евроатлантическое цивилизации и факторы ее единства

Евро-атлантическая цивилизация. Овладение индустриальным типом производства в конце XIX - начале XX века Понятие евроатлантическое цивилизации и факторы ее единства

Тема 52. Послевоенное восстановление экономики и создание «общества всеобщего благоденствия»

Восстановление экономики стран Западной Европы после второй мировой войны, повышение политической и социальной стабильности. «Экономическое чудо» в ФРГ и Италии. Социальные процессы в высокоразвитом индустриальном обществе. Вытеснение рабочий силы из аграрного сектора, рост численности городского населения, «революция управляющих», развитие сферы обслуживания. Основа возникновения среднего класса: сближение уровня доходов, образовательного уровня, социального статуса большинства занятых. «Общество благоденствия» в США, характерные черты социально ориентированной экономики в Западной Европе, роль социал-демократии в ее создании.

Кризис модели экстенсивного индустриального развития в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Структурная безработица. Понятие «новых маргиналов» - людей, оказавшихся вне привычной для них системы социальных связей и отношений. Зоны экономического упадка. Региональный сепаратизм и программы экономической помощи населению зон социального бедствия.

Политические последствия кризисных явлений: массовые движения и кризис доверия к власти вСША, рост влияния коммунистического движения во Франции и Италии. Новые левые и левый экстремизм в развитых странах. Идейно-теоретическое обоснование левых движений. Традиционные и новые массовые общественно-политические движения, их роль в странах Западной Европы и Северной Америки.

Тема 53. Неоконсерватизм 1980-х гг. и переход к информационному обществу

Неоконсервативная идеология и ее особенности. Тэтчеризм и рейганомика. Методы осуществления неоконсервативной революции. Социальная политика неоконсерваторов, поддержка малого бизнеса, создание режима благоприятствования для модернизации экономики. Модернизация и профсоюзы. Технологические предпосылки постиндустриальной модернизации экономики. Развитие энергетики, наземного, морского и воздушного транспорта. Новые конструкционные материалы, успехи биохимии и биологии, повышение урожайности земель. Достижения медицины, микробиологии. Развитие электроники, компьютерных технологий, робототехники. Взаимосвязь магистральных направлений технологического развития. Информационное общество: основные черты. Автоматизация и роботизация производства. Сокращение занятости в индустриальном производстве, добывающей промышленности. Рост значения производства знаний. Роль работников интеллектуального труда. Закат массового профсоюзного движения. Новый характер трудовых отношений, проблема стимулов к творческому труду. Пополнение рядов предпринимательской элиты за счет обладателей интеллектуальной собственности. Расширение слоя мелких собственников.

Истощение неоконсервативных рецептов решения проблем общественного развития. Рост влияния социал-демократических и социалистических партий в 1990-е гг. в развитых странах. Изменение программных установок социал-демократии, сближение позиций ведущих политических партий по основным вопросам текущей социально-экономической политики.

Тема 54. Ускорение интеграции развитых стран

Предпосылки развития интеграционных процессов в Западной Европе. «Холодная война» и раскол Европы на две военно-блоковые системы. «План Маршалла», созданиеЕС, НАТО. Первые шаги к интеграции в экономической сфере. Создание ЕОУС, подписание Римского договора.

Углубление интернационализации производства и капитала в информационную эру, создание ТНК. Влияние транснационализации экономики на географию размещения производительных сил, мировую торговлю. Современные параметры и условия международной конкуренции. Борьба за рынки информации, за овладение новыми технологиями и ее значение. «Ноу-хау» в мировой торговле. Информационная революция в военном деле. Военно-технические разработки, конкуренция в сфере качественного совершенствования вооружении как источник ускорения научно-технического прогресса.

Итоги углубления интеграционных процессов: создание единого экономического, социального, правового пространства, выравнивание уровней развития стран Западной Европы, унификация политики. Перспективы расширения Евросоюза, укрепление федеративных начал в жизни стран ЕС. Интеграционные процессы в Северной Америке, их основы. Возможности формирования Североатлантической зоны интеграции.

Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом Согласно его идее, роль Средиземного моря перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них.

Основы «атлантической солидарности», заложенные в годы второй мировой войны 1939-1945 гг., укрепились после принятия США в 1947 г. «плана Маршалла», программы помощи странам Западной Европы, позволившей стабилизировать ее экономику, укрепить основы политической демократии. Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949 г. в договоре о создании военно-политического союза - Организации Североатлантического договора (НАТО).

Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях «холодной войны» совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества и различное понимание приоритетов в противостоянии международному коммунизму, согласовывать свою политику. Базовым элементом Евроатлантическои цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые» доминионы (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. После завершения второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики, переводе ее на рельсы мирного времени, активизации социальной политики. Даже в тех случаях, когда степень социальной защищенности трудящихся была высокой, но формы и методы проведения социальной политики отставали от запросов трудящихся, происходили кризисы. Неслучайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах.

Опыт XX века, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-е гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения произведенного дохода.


Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом послевоенном правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны - общенациональная задача. Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда.

В США в 1960-е гг. при президенте Л. Джонсоне была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

Методы осуществления социальной политики. В рамках социально ориентированной рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержки малоимущих. Большая часть расходов направлялась на развитие систем образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создание новых рабочих мест.

Важное значение имело расширение и укрепление правовой основы обеспечения интересов трудящихся в социальной сфере. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая, составная часть основных прав человека, а их соблюдение как признак существования правового государства. Это нашло отражение в национальных конституциях, международно-правовых документах.

Государственная социальная политика развитых демократических стран выполняет широкий спектр задач. Но важнейшей из них выступает обеспечение равных стартовых возможностей для молодых людей, вступающих в сознательную жизнь, компенсация тех неблагоприятных социальных факторов, которые порождают неравенство. Это не подразумевает уравнительности доходов. Их уровень определяется в ходе свободной конкуренции на рынке труда. При этом работники, способные выполнять более сложные функции, естественно, получают и большее вознаграждение. Но при развитой системе социальной защиты люди, оказавшиеся на нижних ступенях социальной пирамиды, а тем более их дети, не оказываются в безысходной ситуации.

Государство достигает целей своей социальной политики различными средствами. Наиболее очевидный метод - прямое финансирование социальной сферы за счет бюджетов центральных и местных органов власти. Бюджетные средства направляются на создание новых рабочих мест, на развитие государственной системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, выплату пособий по безработице, нетрудоспособности, программы развития территорий, ставших зонами социального бедствия, жилищное строительство для малоимущих и так далее.

Возможности финансирования социальной сферы ограничены бюджетами центральных и местных органов власти. Их основным источником являются прямые и косвенные налоги, постоянное повышение которых, даже для благих целей, невозможно. Слишком высокий уровень налогообложения делает невыгодным расширение производства, вызывает отток капиталов за границу, что рано или поздно подрывает конкурентоспособность экономики на мировых рынках, стимулирует экономические трудности, обостряющие социальные проблемы.

Широко распространены косвенные методы проведения социальной политики. Так, система налогообложения выступает не только источником ресурсов реализации социальных программ. Она играет роль средства регулирования соотношения доходов бедных и богатых граждан. В 1990-е гг. в развитых странах соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей составляло от 1: 4,3 в Японии до 1: 7, 4 в США (в России эта пропорция составляет 1: 11,4). Система прогрессивного налогообложения, больший налог на лиц, получающих большие доходы, налог на недвижимость, которой больше у богатых, на наследство не исключала возможности получать большую оплату за более сложный, квалифицированный труд. В то же время эта система понижала уровень социальной зависти.

Вопрос о том, какой разрыв в уровне доходов бедных и богатых в обществе считается нормальным, зависит от исторических и культурных традиций, особенностей переживаемого этапа развития. Важна, например, сопоставимость доступа к доброкачественным продуктам питания, потребительским товарам, в том числе и престижным (автомобили, аудио- видеотехника и т.д.). В условиях рыночной экономики государство прямо не вмешивается в процесс ценообразования. Однако существуют косвенные меры (такие как антимонопольное законодательство в США, установление фиксированных цен на продукцию государственных предприятий, маневр налогами на импортную продукцию, антиинфляционная политика и т.д.), которые позволяют добиваться стабильности цен на относительно низком уровне.

Важным рычагом социальной политики государства выступает законодательная деятельность. Особенно это относится к той ее сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью, может опереться на защиту закона, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1935 г., в большинстве стран Европы - после второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только не сократились, но даже возросли. Сложилась система местных, национальных, международных организаций, ассоциаций, решающих следующие основные задачи.

Во-первых, содействие людям в решении их проблем в тех сферах, где государственные программы недостаточны или неэффективны. Так, в условиях постиндустриальной модернизации большее внимание стало уделяться социальной реабилитации новых маргиналов, помощи им в овладении новыми профессиями, подключения безработной молодежи к общественно полезной деятельности.

Во-вторых, привлечение внимания общественности, политиков, государства к социальным, гуманитарным, экологическим проблемам, организация кампаний по их решению. При этом заботу гуманитарных организаций развитых стран все чаще вызывают проблемы голода и нищеты в государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

В-третьих, сбор дополнительных средств на решение социальных проблем, оказание гуманитарной помощи. Эти средства нередко выступают существенной добавкой к государственным программам.

В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес. Эта модель работает при решении конкретных проблем здравоохранения, образования, иных социальных вопросов.

Социально-ориентированная рыночная экономика
– предполагает широкое использование методов
государственного регулирования для
перераспределения доходов в пользу малоимущих.

«Экономическое чудо» в Западной Германии.

Л. Эрхард – министр
экономики.
Политика
справедливого
распределения
бремени тягот.

Италия
Общенациональные программы
Национализация промышленности частичная
Англия
Национализация с выплатой компенсаций
Законы о социальном страховании
Программы социального строительства жилья.
Национализация промышленности, транспорта…
Экономическое планирование.
Франция Смешанная экономика.

Поддержка частных
предпринимателей.
Закон Тафта-Хартли (
регуляция трудовых
отношений между
работником и
работодателем)
Президентство
Эйзенхауэра 19521961гг.

«Великое общество»

1960-1963 гг. –
президентство Дж.
Кеннеди:
Полная ликвидация
безграмотности.
Государство
благоденствия.
Закон о запрет
расовой
дискриминации

Кризис доверия к власти.

Вьетнамский
синдром.
Антивоенное
движение.
1968-1974г –
президентство
Р.Николса,
закончившееся
импичментом.

Линдон Джонсон

Тридцать шестой президент.
Линдон Джонсон (1908-1973). В
1961-1963 вице-президент.
Правительство Джонсона начало
агрессивную войну во Вьетнаме,
осуществило интервенцию в
Доминиканской республике
(1965). Внутренняя политика
привела к обострению
социальных и расовых
конфликтов. Годы
президентства: 1963-1969.
Демократ.

Общество потребления.

Средний класс.
Кредиты.

Новые левые в Западной Европе.

1960-1970-хх гг. в
молодежной среде
наметился рост
бунтарских настроений.
Новые левые –
Г.Маркузе и его
последователи.
С. 277 – к чему они
призывали?

Коммунисты и еврокоммунисты.

Осуждали социал-
демократов.
1970-е гг. –
еврокоммунизм стр.
175 – что означает?
Социализм с
человеческим лицом.

Политические кризисы с 1950-1970-хх гг.

1956г. – политический
кризис и массовое
антивоенное
движение в Англии.
1950-е гг. – кризис в
Алжире.
Рост влияния
коммунистических
партий во Франции и
др. странах Западной
Европы.

Кризисы конца 60-70 – х. гг.

«Красный май» во Франции в 1968г.
Терроризм в городах Европы. – «Красные бригады
в Италии», «Красная армия в Германии»…

Либерализм и «неоконсервативная революция»

Либералы и их
поддержка идеи
социально
ориентированной
рыночной
экономики.
Консерваторы
Определите основные
партии
консервативного
блока.

ХДС в ФРГ.

Гельмут Коль – лидер
партии и глава
государства.

Рональд Уилсон Рейган

Рональд Уилсон Рейган
(1911-). С 1937
киноактер Голливуда. В
1942-1945 в органах
информации ВВС США. В
1967-1975 губернатор
штата Калифорния. Годы
президентства: 19811989. Республиканец

Джордж Герберт Уокер Буш

Сорок первый президент.
Джордж Герберт Уокер
Буш (1924-). В 1967-1970
член палаты
представителей. В 19711975 на различных
дипломатических постах.
В 1976-1977 директор
ЦРУ. В 1981-1989 вицепрезидент США. Годы
президентства: 19891993. Республиканец.

Уильям (Билл) Джефферсон Клинтон

Сорок второй
президент.
Уильям (Билл)
Джефферсон
Клинтон (1946-). В
1978-1992
губернатор штата
Арканзас. Годы
президентства: 19932001. Демократ.

Джордж Буш (младший)

Родился 6 июля 1946 года и вырос
в Техасе, в городах Мидленд и
Хьюстон. Получил степень
бакалавра в Йельском
университете и магистра
администрации бизнеса в Школе
бизнеса Гарвардского
университета. Служил пилотом
самолета F-102 в ВВС
Национальной гвардии Техаса.
Начал карьеру в нефтегазовой
отрасли в Мидленде в 1975 году и
работал в энергетической
промышленности до 1986 года.
Стал губернатором 8 ноября 1994
года, когда получил 53,5 %
голосов. Одержал историческую
победу 3 ноября 1998 года:
завоевав 68,6 % голосов, стал
первым губернатором Техаса,
избранным на два четырехлетних
срока подряд".
Сорок третий президент.

Неоконсервативная революция

«Государство для рынка» -важнейший принцип.
Основной упор в государственном
регулировании делался на косвенные меры (
регулирование денежной массы и обращения,
ставки банковского процента..)

В настоящее время идет активный процесс интеграции

Интеграция -

Интеграция Процесс сближения государств в
экономической, военной, политической и
культурной сферах.

Итоги развития Евросоюза.

Сближение стран.
В тоталитарных странах при сближении с
Евросоюзом намечается демократизация.
Ускорение объединения капиталов на
международном уровне.
Обострение экономического и военного
соперничества.

1. Военно-политическое сотрудничество стран.

2. Экономические отношения России с ЕС, состояние и перспективы.

3. Экономические отношения России с США, состояние и перспективы.

Говоря о военно-политическом сотрудничествеЕвроатлантической цивилизации с Россией, следует рассмотреть отношения Российской Федерации с НАТО. Так как «перезагрузка» российско-американского диалога неизбежно должна была повлиять и на взаимодействие по линии Россия – НАТО. Операция Североатлантического альянса в Афганистане наглядно показала ограниченные возможности западного лидерства в мире. Она способствовала тому, что отношения между Москвой и НАТО все больше ставятся в глобальный контекст и отчасти ориентируются на отражение общих угроз. Вместе с тем эти новые императивы сами по себе отнюдь не исключают появления новых причин для столкновения интересов, которые порождаются уже современной эпохой. Это, к примеру, п роблема ПРО в отношениях между Россией и НАТО, судьба Договора об обычных вооруженных силах в Европе после объявления в 2007 г. Москвой моратория на его соблюдение. Те проблемы, которые разделяли Россию и НАТО, со времени окончания холодной войны, в большей или меньшей степени продолжают влиять на их взаимоотношения и в период российско-американской «перезагрузки». Взаимное недоверие само по себе не снимается из-за прихода к власти в США нового президента – при всей его доброй воле в отношении России и его готовности снизить накал критики в ее адрес из-за определенных спорных сторон ее внутренней и внешней политики. НАТО – это не только инструмент американской гегемонии, это союз 28 государств – очень разных по своему потенциалу и влиянию, но при этом способных оказывать воздействие на повестку дня российско-натовских отношений. Необходимо помнить, что дискуссии внутри НАТО в период подготовки новой стратегической концепции альянса, ход обсуждения некоторых ключевых проблем российско-натовского сотрудничества свидетельствуют о том, что старый взгляд НАТО на Россию как на элемент, «посторонний» по отношению к НАТО-центристской системе безопасности, все-таки сохраняется. Насколько, как Вы думаете, осуществима идея «глубокого сближения» России с НАТО вплоть до возможного вступления, все более оживленно артикулируемая в западной экспертной среде и подхватываемая либеральными кругами в самой России? Как Вы оцениваете положение, что задача России – не пристраиваться к существующим и постепенно изживающим себя институтам, а работать вместе с западными (и незападными) партнерами на равноправной основе с целью выстраивания новой европейской и мировой архитектуры поверх устаревших разделительных линий.



По второму вопросу необходимо рассмотреть пути, направления развития экономических отношений Российской Федерации со странами Ев­ропейского Союза. Изучить активное сотрудничество стран ЕС и России. Проанализировать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сооб­ществами и их государствами-членами, с другой стороны. Определить це­ли этого партнерства. Для чего создаются условия для учреждения зоны свободной торговли между Россией и Сообществом? Как Вы можете оценить взаимоотношения России с ЕС по этому направлению?

По третьему вопросу нужно показать место России в экономическом взаимодействии с США, приоритеты развития этого направления, ошибки и положительные стороны. Дать оценку нынешнему состоянию и определить перспективы экономических отношений России с США.

Для более глубокого изучения темы необходимо использовать материал, размещенный на официальном Интернет-сайте Совета Россия-НАТО, перейдя по ссылкеhttp://www.nato.int/cps/ru/ natolive/topics_51105.htm.

Литература

1. Пресс-конференция по итогам заседания Совета Россия–НАТО. – Президент России. Официальный сайт. http://www.kremlin.ru/ transcripts /9570 (дата обращения: 14.06.2012).

2. Смирнов П. Россия – США – НАТО: возможности сотрудничества в сфере европейской безопасности//PERSPEKTIVY.INFO.RU: портал «Перспективы. Фонд исторической перспективы» .http:// www. perspektivy. info/oykumena/ amerika/rossija __ ssha__nato_ vozmozhnosti _sotrudnichestva_v_sfere_jevropejskoj (дата обращения: 14.06.2012).

3. Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции с Генеральным секретарем НАТО А.Фогом Расмуссеном по итогам встречи участников выездного заседания СРН с Президентом России Д.А.Медведевым, Сочи, 4 июля 2011 года. http://www.ln.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/834d8f10fc3851dbc32578c30063402c!OpenDocument (дата обращения: 14.06.2012).

2. Развитие интеграции стран Европы в 1990-е годы: Маастрихтские соглашения и образование Европейского Союза.

3. ЕС: сроки, направления и проблемы расширения.

Как известно, НАФТА - это сокращенное название Североамериканского соглашения о свободной торговле, соглашение между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994 г. Работая над темой, студент выясняет предпосылки создания, цели и основные характеристики НАФТА. Обязательно рассматривается США как лидер американской экономической интеграции и экономическое влияние НАФТА на Соединённые Штаты. Далее раскрываются интересы каждой из стран, подписавших этот документ. Изучаются проблемы и перспективы дальнейшего развития НАФТА.

Интеграция европейских стран рассматривается через создание и деятельность Европейского Союза (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию, через заключение Маастрихтских соглашений 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.), которое завершило процесс юридического оформления механизма Сооб­ществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, раскройте суть этих критериев.

Необходимо учесть то, что договор о Европейском Союзе был дополнен 17 протоколами. Какими? Что давало введение договором гражданст­ва ЕС?

По третьему вопросу необходимо более глубоко остановиться на деятельности Европейского Союза по его расширению, выделить основные направления, проблемы и пути их решения.

Для расширения знаний по второму и третьему вопросам рекомендуется изучить материал, размещенный на официальном сайте Евросоюза, перейдя по ссылке http://europa.eu/index_en.htm (требуется перевод страницы с английского на русский язык, используя сервис Яндекс.Перевод).

Литература

Загладин, Н. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников /Н. Загладин М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 1999. - 352 с.

Черников, Г. П. Европа на рубеже XX–XXI веков: учебное пособие для вузов / Г. П. Черников, Д. А. Черникова. - М.: Дрофа, 2006. – 104 с.

Тема 16. Внешнеполитические и военные интеграционные процессы стран Европы и США



1. Военно-политическое сотрудничество стран Европы и США.

По первому вопросу необходимо охарактеризовать основные шаги США и стран Западной Европы по военно-политическому сотрудничеству. На каких принципах они основывались? К каким результатам привели?

По второму вопросу студент должен раскрыть деятельность НАТО с точки зрения внешнеполитических и военных интеграционных процессов стран Европы и США в XX – XXI вв. Указать, какие процессы влияют на деятельность НАТО. Так, например, мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., оказал непосредственное воздействие на НАТО, усилив контраст между двумя берегами Атлантики в том, что касается готовности вносить вклад в совместную оборону. Можно привести в качестве примера решения Мюнхенской конференции по проблемам безопасности (февраль 2011 г.) Дополнительно рекомендуется ознакомиться с, комментариями к Североатлантическому договору д.ю.н., проф. Кашкина С.Ю. и к.ю.н. Калиниченко П.А. на сайте Московской Государственной Юридической Академии, прейдя по ссылке http://eulaw.edu.ru/ documents/legislation/ eur_ int_law/comment_nato.htm.

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ). Работая над данным вопросом, рекомендуется изучить структуру ОБСЕ (основные органы организации), состав участников, определить цели, задачи, основные документы организации, значение деятельности. На основе изученного материала сделать вывод о роли этой организации в интеграционных процессах.