» » Классный час на тему: "Хорошие манеры". Конспект НОД для средней группы по этикету «Хорошие поступки ◄ к этому надо стремиться

Классный час на тему: "Хорошие манеры". Конспект НОД для средней группы по этикету «Хорошие поступки ◄ к этому надо стремиться

Беседа c детьми подготовительной группы
«Учимся быть вежливыми и воспитанными»

Цель: прививать детям манеры доброго, вежливого общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; воспитывать уважение друг другу.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером, чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.
Всем приветствиям знакомым
Наш народ сердечно рад.
Слово доброе зовем мы
Половиною добра.
«Добрые слова» – что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).
Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).
Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (Высказывания детей: вежливым, спокойным, радостным, уважительным).
Отправляясь в школу
С ранним ветерком попутным,
Всем, кто встретится, подряд
Говорю я «С добрым утром».
И пока я здесь играю –
«Добрый день» друзьям желаю.
А с вечерними лучами
В дом вхожу я со словами:
«Добрый вечер!»
Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.
(Ответы детей).
Истину простую с детства
Каждый затвердить готов:
Мудрая приветствий –
Это мать всех наших слов.
Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор.
Мы выходим в путь из дома.
Перед нами белый свет.
Всем своим друзьям, знакомым,
Шлем мы ласковый привет.
Если мы будем всегда соблюдать эти нехитрые правила, то люди будут нас встречать с теплом и улыбкой.
Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомним рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Кто помнит, какое доброе волшебное слово шепнул старик мальчику? (Ответы детей - пожалуйста).
Помните какие волшебные превращения произошли: и сестра краски дала, и бабушка – пирожок, и брат на рыбалку взял. А всего одно слово!
Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо».
«Брать легко, отдавать трудно» – гласит народная мудрость.
Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать добрые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг. Например: угостили друзья Алину мороженым.
Только у одной Алинки
Мнение о том свое:
Не добьёшься за подарки
Благодарности её.
У меня вопрос «Будем ли мы дружить с этой девочкой Алиной? Если нет, то почему?»
(Высказывания детей).

А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.
Дома, в школе и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».
Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.
Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.
Что вы сегодня узнали нового? (Высказывания детей).

Беседа «Этикет, или Просто хорошие манеры»

Цель: Ознакомить ребят в необходимости изучения основ этикета.

Ход мероприятия

Воспитатель: Представим, что перед нами два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?

(Если дети выбирают страну Вежливости, то воспитатель предупреждает, что путь туда лежит через страну, в которой нет никаких правил.)

Воспитатель: - Итак, мы попали с вами в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый – самый!», «Мне все нипочем!» Представьте минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны.

(Дети обмениваются мнениями.)

Воспитатель: - Хотели бы вы остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?

А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этикета. Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.

Если вы хотите хоть немного стать добрыми волшебниками, вам непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.

Итак, тема нашего занятия «Этикет, или Просто хорошие манеры».

Воспитатель: Обще принятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Памятка «Хорошие манеры»

1.Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

    Он никогда не сядет за стол раньше старших.

    У двери он пропустит старшего или девочку.

    Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

    Встает, разговаривая со старшими.

6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:

    если плохая дорога;

    когда спускается по лестнице;

    когда открывает дверь;

    при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;

    когда выходит из транспорта.

Воспитатель: Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты – это, прежде всего, движение рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недоступными.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.

Нежелательные жесты:

    бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;

    вертеть пуговицу собеседника;

    дергать за рукав во время разговора;

    хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

    болтать ногами, сидя за столом.

Мимика – выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые не известны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима – движения тела (осанка, походка, поза).

Что пантомима может рассказать о человеке? (Ответы детей.)

Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения- игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод: Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.

Конспект классного часа для 4 класса на тему «Хорошие манеры»

Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.

Подготовительная работа

1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.

2. Попросить 2 учеников подготовить сообщения об истории этикета.

3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.

Оборудование: вырезать из бумаги сердечки.

План классного часа

I. Беседа «Хорошие манеры».

II. Информационный блок «Из истории этикета».

III. Памятка воспитанного человека.

1. Приветствие - знак вежливости.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

3. «Встречают по одежке...»

4. Учись смеяться над собой.

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Беседа «Хорошие манеры»

(Учащиеся разыгрывают диалоги.)

Первый диалог

Здорово, Викча!

Здорово, Лерча!

Как дела?

Да так, дела стремные.

Где тусуешься?

На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

А меня как-то не колышет.

Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Второй диалог:

Здравствуй, Лена!

Здравствуй, Инна!

Как твои дела?

Спасибо, отлично. А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

У них все хорошо.

До свидания, Лена!

До свидания, Инна!

Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?

(Дети высказываются.)

За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?

(Дети высказываются.)

Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.

Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

(Дети высказываются.)

Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.

II. Информационный блок «Из истории этикета»

Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.

Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.

Ученик 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».

Ученик 2. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Классный руководитель. Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.

III. Памятка воспитанного человека

1. Приветствие - знак вежливости

Классный руководитель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.

Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)

В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)

То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.

(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)

Классный руководитель. Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?

(Дети высказывают предположения.)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

Классный руководитель. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».

Права ли девочка?

(Дети высказываются.)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)

Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)

В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?

(Дети высказываются.)

Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)

Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.

У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.

Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.

Нет, Рекс!

Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.

Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись на одну парту.

Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»

Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? {«Уступайте друг другу».)

3. «Встречают по одежке...»

Классный руководитель. Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.

1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).

Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.

Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.

Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)

4. Учись смеяться над собой

Классный руководитель. В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.

(Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)

Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.

Какое золотое правило мы могли бы записать? («Учись смеяться над собой».)

IV. Заключительное слово

Классный руководитель. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».

Дополнительный материал

Как не надо дарить подарки

1. Расскажите, каких трудов и затрат стоил вам подарок . Обязательно подчеркните, что у вас такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит вашу самоотверженность.

2. Всем знакомым и друзьям обязательно покажите подарок и объявите, что это именно вы его подарили.

3. Проследите за судьбой подарка. Время от времени напоминайте о нем, интересуйтесь, как ваш друг его использует.

4. Если сочтете, что друг недостойно обращается с подарком или с вами самими, потребуйте его вернуть. Может быть, это научит зазнайку ценить дружбу и щедрость.

Домашнее задание . Составьте памятку «Как надо дарить подарки».

ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ»

Беседа: «ХОРОШИЕ МАНЕРЫ»

Выполнила: воспитатель Клостер Л.И.

Котово

Хорошие манеры.

Цель:

Сформировать понятие хорошие манеры и показать необходимость применения правил культурного поведения в повседневной жизни.

Задачи :

познакомить с определением этикета;

формировать навыки культурного поведения;

учить видеть свои недостатки в поведении и умение их исправлять; воспитывать любовь и уважение к близким;

учить правильно вести себя в общественных местах, на улице, в транспорте; воспитывать бережное отношение к культурным ценностям и родному языку;

воспитывать и развивать память, внимание и логическое мышление учащихся.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! У меня хорошее настроение и я бы хотела передать его вам. Поэтому предлагаю вам сейчас поздороваться друг с другом необычным способом. Прошу всех встать и стать в одну линию. Рассчитайтесь на первый, второй, третий. Итак. Первые номера поднимают руки за голову локтями в сторону, вторые номера поставили руки на пояс, локтями в сторону, а третьи присели. Руки на колени с локтями в сторону. Ваша задача – поздороваться друг с другом при помощи локтей. Т.е.: подходите друг к другу. прикасаясь локтями, говорите свое имя. Таким способом вам нужно поздороваться с наибольшим количеством людей.

Какие эмоции вы получили от этого приветствия?

А как вы считаете, можно ли здороваться в такой форме с людьми на улице, в транспорте? А почему? Какие виды приветствия вы знаете? Как вы считаете, о чем будет наше занятие?

Прошу всех присесть за парты. Тема нашего занятия « Хорошие манеры». И сегодня вы узнаете, значение слова этикет, для чего нужны хорошие манеры, как правильно себя вести в общественных местах. И не только узнаете, и я думаю, что в дальнейшем вы будете их применять в своей жизни..(слайд)

Ребята, а вы хотите получить от нашего мероприятия положительные эмоции? (да) (хорошее настроение, удачи,)

Я предлагаю по цепочки, поворачиваясь, друг к другу и обращаясь по имени, сказать пожелания на сегодняшнее занятие. Не забудьте поблагодарить друга за пожелание. (дети).

Начинаем наше занятие.

Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстаются, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.

Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет. Сегодня мы поговорим с вами лишь о некоторых нормах современного этикета, определим где и как пользоваться правилами культурного поведения.

Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».

Существуют различные виды этикета:

    Служебный (деловой);

    Дипломатический;

    Военный;

    Педагогический;

    Врачебный;

    Этикет в общественных местах.

Но мы сегодня подробно коснемся этикета в общественных местах

Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.

Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)

В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

А что же говорят при встрече в России? (Здравствуйте!)

А всегда ли можно услышать простое слово «Здравствуйте» среди молодежи. Когда они общаются друг с другом?

Вы сейчас внимательно прослушаете два диалога девушек. А что такое диалог? Это разговор двух людей.

Первый диалог:

Здорово, Викча!

Здорово, Лерча!

Как дела?

Да так, дела стремные.

Где тусуешься?

На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

А меня как-то не колышет.

Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Внимательно послушали, ребята? О чем говорили девчата? Все было всем понятно?

Теперь послушайте других девочек. Внимательно слушаем, о чем они говорят?

Второй диалог:

Здравствуй, Лена!

Здравствуй, Инна!

Как твои дела?

Спасибо, отлично. А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

У них все хорошо.

До свидания, Лена!

До свидания, Инна!было все понятно? О чем девочки говорили?

Из этого раговора все было

Кого вам приятнее было слушать? Почему?

(Дети высказываются.)

Культура человека также проявляется в его речи.

Действительно, манера держаться развязано, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться .

Мы обязаны внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой – наша общая задача. Каждый должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние! .

Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.

Какие слова приветствий вы знаете? (слайд)

Образцы приветствий:

1) – Приветствую вас! – Здравствуйте!

2) – Здравствуйте! – Добрый день!

3) – Привет! – Салют!

4) – Доброе утро! – Привет!

5) – Приветик! – Хай!

6) – Здравствуйте! – Да.

7) – Добрый вечер! – Добрый!

8) – Доброе утро! - Утро доброе!

Предлагаю провести конкурс знатоков по правилам приветствий. У нас три команды за столами. Выбираем капитана команды. Капитанам прошу приколоть на майки опознавательный знак.

На экране высвечивается вопрос. Как только вопрос зачитался, команда, сидящая за столом, принимается к обсуждению. Время обсуждения – 30 сек. Если ответ готов, поднимаем руку. Приз за правильный ответ – сердечко.

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?

3. Вы вошли в автобус и увидели, что на задней площадке стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как это сделать?

4. Если вы часто встречаете человека, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

5. Кто подает первым руку: старший младшему, мужчина женщине, подчинённый начальнику или наоборот?

Давайте подсчитаем количество сердечек.

Все команды справились с заданием. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов. И первым фактором можно назвать – приветствие. Как поздороваешься с человеком, такое и к тебе отношение будет при дальнейшей беседе. И не важно, кто старше или младше, женщина или мужчина.

Французы говорят так: «Первым здоровается тот, кто вежливее».

Итак, ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь я предлагаю отдохнуть. А как мы можем сейчас отдохнуть?

Я предлагаю “Игру жестов”. А вы знаете, что такое жесты?(физкульт. минутка) кивок головой это тоже жест.

У нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет. Все понятно? Сейчас проверим, кто меня хорошо слушал?

Представть, что вы сейчас в болгарии.

Я буду задавать вопросы, а вы как болгары мне отвечаете кивком головы. Не путайтесь, ребята, отвечаем по- болгарски. Еще раз напомню, что да – это поворт голову в сторону, а нет вверх – вниз.

Довольны ли вы сегодняшним днем?

Задавали вам сегодня домашнее задание?

Нравится получать подарки?

Ждёте ли вы новогодние каникулы?

Любите ли вы играть?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим наше занятие.

С этикетом, ребята, тесно связаны правила вежливости. Как вы считаете, кого мы можем назвать вежливыми? Какими чертами характера должен обладать вежливый человек? (дети отвечают)

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, и с уважением относиться к окружающим.

    Научишься:

    Не перебивать;

    Не шуметь;

    Не шмыгать носом;

    Не зевать вслух;

    Не вытирать ботинки о штанину брюк;

    Признавать все то, что отличает цивилизованного человека. А кто такой цивилизованный человек? Это тот человек, который подчиняется правилам общества, соблюдает хорошие манеры.

Понятно? Сейчас я проверю. Что вы поняли?

Я предлагаю игру «Вежливый этикет».

Для этого мы обыграем сценку про Вову Костина. Герои сценки прошу занять места. А остальных прошу смотреть внимательно. А потом поговорим.

В джинсах

Вова Костин как – то в мае

Ехал в гости на трамвае.

Он уселся на сиденье

И жует свое печенье.

Вот с авоськой продуктовой

Тетя встала рядом с Вовой.

Дядя в шапке с козырьком

И старушка с узелком.

Вова их не замечает,

Вова книжку изучает.

Хорошо сидится Вовке!

Вдруг на пятой остановке

Входит очень старый дед.

Очень странно дед одет:

Джинсы, майка и чалма,

Может. Он сошел с ума?

Нет, старик похож на джина

Из кувшина.

Ну конечно, джин и есть!

Дедушка, хотите сесть!

Я вам место уступаю,

Я всегда так поступаю!

Дед прищурился,

Кивнул,

Сел на место

И заснул.

Вова Костин рассердился:

Видно, я поторопился!

Откровенно говоря,

Уступил я место зря!

Но какой же это джин?

Просто старый гражданин.

Джин сказал бы:

Славный Вова!

Вдруг исчез куда – то дед.

Место есть,

А деда – нет!-

Удивился Костин Вова,

Сел,

Жует печенье снова.

Хорошо сидится Вовке.

На конечной остановке

Двинул к выходу народ.

Только Вова не встает.

Вове нужно выйти тоже,

Но подняться он не может!

Помогите,

Я пропал!

Дед меня

Заколдовал!

Я приклеился

К сиденью!

Все.

Конец стихотворенью.

Молодцы. Все очень хорошо справились с данными вам ролями. А теперь ответьте мне

Как вел себя Вова Костин в трамвае?

Что изменило поведение Вовы?

Как?

Почему Вова не мог выйти на последней остановке? А кто его приклеил?

За что его приклел?

Можно ли сказать, что Вова вежливый, внимательный?

Что может помочь Вове? Не только выучит, но и знать и применять культуру и слова в жизни.

Все молодцы. Правильно ответили на вопросы.это говорит о том, что вы знаете с правила хороших манер. Но Надо их не только знать Но и применять их в жизни. Вот что главное!

Наверняка у тебя уже голова пошла кругом от обилия правил и ограничений. И ты хочешь спросить – а как же это все запомнить? Есть несколько секретов.

    Первый. Когда общие правила этикета ты соблюдаешь каждый день, то любой полезный навык довольно быстро становится привычкой. Поэтому не надо держать свои хорошие манеры только для выхода «в свет». Играй в этикет дома – мама будет только рада, поверь. Этим ты себя так натренируешь, что сможешь произвести благоприятное впечатление о себе везде, где ты встречаешься с людьми.

    Второй. Начни изучать этикет с младшей сестрой или братом, другом.. Обучая их, ты еще лучше запомнишь правила сам.

    Третий. Самый интересный. У тебя наверняка есть близкий человек, чьим мнением ты дорожишь, на кого хочешь равняться. И в первую очередь ты хочешь, чтобы именно на него производить приятное впечатление о себе. А теперь представь себе, что этот авторитетный для тебя человек постоянно наблюдает за тобой, где бы ты ни находился, будь то дом, двор, школа, библиотека или спортивная секция. В этом случае сто раз подумаешь, прежде чем намусорить в подъезде, посплетничать с подружкой или обидеть слабого. Это очень эффективный способ сделать из себя воспитанного человека с приятными манерами.

Сегодня мы много узнали об этикете и хороших манерах в обществе. Давайте подведем итог. Итак.

В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми. Обучение вами правил современного этикета поможет вам приобрести уверенность в себе, не будете испытывать трудности в общении со сверстниками., будете активными в учебе и общественно – полезном труде.

На тему нашего мероприятия послушайте песню о вежливости.

Спасибо все за внимание. До свидания!

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Сегодня мы собрались, чтобы провести интересную беседу, узнать много нового и полезного.

Прошу вас повернуться друг к другу и пожать своему соседу руку. А теперь прошу вас присесть и послушать диалоги, которые для вас приготовили ваши друзья.

Чем отличаются эти ситуации?

За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?

Действительно, только грубые люди, невоспитанные и не слишком умные громко разговаривают, не стесняясь в выражениях. -Как вы думаете, о чем сегодня пойдет наша беседа?

Да, сегодня мы будем вести разговор о правилах хорошего тона. Каждый человек должен знать хорошие манеры.

Что же такое манеры?

Как вы думаете, какого человека принято считать знающим хорошие манеры?

Да, все верно. Человек, который знает правила хорошего тона производит приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, уважает интересы других людей.

Основная часть.

«Из истории этикета».

Слово «этикет» французского происхождения. На одном из приемов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».

2). Памятка воспитанного человека

1. Приветствие - знак вежливости

Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.

Ребята, с чего начинается любое общение?

Верно, оказывается в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

Монголы говорят так: «Здоров ли ваш скот?» «Ели ли вы сегодня?» - говорят в Китае.

А как же русские приветствуют друг друга?

Молодцы. Действительно, русские желают друг другу здоровья. Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.

Читаю вопросы, за верный ответ раздаю сердечки.

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Должен ли поздороваться и ты?

2. Если вы случайно увидели своих друзей в автобусе, стоящими на большом расстоянии от вас, как надо с ними поздороваться?

3. Старший или младший здоровается первым?

4. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?

Какое же первое правило мы выведем, исходя из приведенных ситуаций?

Наше первое правило будет звучать так: Первым здоровается тот, кто вежливее. Предлагаю записать это правило и запомнить.

Физкультминутка.

Руки шире, не спешите

Подтянулись, три четыре

Встали сели встали сели

И друг на друга поглядели.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу?

На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Что вы будете делать?

Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям?

3. «Встречают по одежке...»

Продолжаем конкурс знатоков этикета. Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить.

1.Почему не следует наклонять тарелку с супом.

2. Тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили должен первым закончить телефонный разговор? (Тот, кто позвонил.)

3. Почему нельзя надолго задерживаться, навещая заболевшего товарища?

4. Почему нельзя перебивать товарища во время разговора?

Как вы думаете, что мы можем отнести к дурным манерам?

Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)

Заключение.

Наша беседа подходит к концу.

Что же мы с вами изучали на нашем классном часу?

Рефлексия:

А теперь подсчитаем сердечки, и выясним, кто лучше всех знает правила этикета.

Ребята, спасибо, за активное участие в работе. Прошу вас встать и поблагодарить друг друга.