» » Лариса Тарковская: биография, личная жизнь и тайны жены советского режиссера. Андрей арсеньевич тарковский биография «На восстановление нет сил»

Лариса Тарковская: биография, личная жизнь и тайны жены советского режиссера. Андрей арсеньевич тарковский биография «На восстановление нет сил»

Андрей Тарковский – легенда советского кино и один из самых влиятельных европейских режиссеров. Его картины переведены на десятки языков и являются классикой мирового кинематографа. По словам Майи Туровской, Андрей Тарковский никогда не относился к искусству как к источнику дохода, развлечению или ремеслу. Оно всегда было для режиссера делом собственной жизни. Именно высокое уважение к искусству, его сакрализация, были главной особенностью творчества и жизни Тарковского.

Ранние годы

Андрей Тарковский появился на свет 4 апреля 1932 года в поселке Завражье Ивановской Промышленной области. Его отец, Арсений Александрович Тарковский, был известным поэтом и переводчиком. В свое время он окончил в Москве Литературный институт, где и познакомился с матерью будущего режиссера. В 1935 году он ушел из семьи, а в 1941 году отправился на фронт, где был ранен и остался без ноги. Мать Андрея работала в Первой образцовой типографии.

Жизнь, в которой рос Тарковский, была страшной. Уход отца, война, нищета – все это сильно отразилось на характере и мировоззрении режиссера. В детстве он не проявлял интереса ни к гуманитарным, ни к естественным наукам, а больше любил искусство. С семи лет он посещал музыкальную школу, а затем стал учиться в художественной, где занимался рисованием.

В 1951 году Андрей поступил в Московский университет востоковедения на арабское отделение. Но через год, в связи с сотрясением мозга, учебу пришлось оставить. Тарковский вспоминал, что в это время он попал в дурную компанию, от влияния которой его спасла мать. Она устроила его коллектором в исследовательскую экспедицию, которая вела работы на реке Курейке далеко в Сибири. Именно там, переосмыслив свою жизнь, Андрей окончательно решил связать свою жизнь с кино.

В 1954 году Тарковский стал студентом режиссерского отделения ВГИКа под руководством Михаила Ромма. Прославленный кинематографист был главным наставником Андрея в годы учебы. В это же время он познакомился с Андреем Кончаловским, с которым его связывало много общего во взглядах на кино. Кончаловский вспоминал, что они не признавали ни голливудскую, ни сталинскую эстетику, и не ощущали никаких преград. Отчасти это было связано с "оттепелью" в области культуры, которая принесла в молодежную среду французскую "новую волну" и итальянский неореализм.

Большое влияние на режиссера оказали такие мастера кино, как Бергман, Бунюэль, Феллини, Куросава. От них и кинематографистов "новой волны" Андрей перенял идею авторского кино, когда почти весь процесс производства фильма находится под контролем одного человека.

Карьера в СССР

Свои первые короткометражные работы Тарковский снял еще во время обучения. Одна из них, "Каток и скрипка" (1960), получила приз на фестивале студенческих картин в Нью-Йорке. В этом же году он подал заявку на съемки фильма "Андрей Рублев", но из-за подготовительных работ пришлось ждать несколько лет.

Первой полнометражной работой режиссера стала картина "Иваново детство" (1962) по военным рассказам Владимира Богомолова. Пронзительная история подростка, в детский мир которого врывается мрачная и страшная война, произвела настоящий фурор и стала сенсацией в Европе. Фильм получил множество международных кинопремий, в том числе на фестивале в Венеции.

В 1964 году начались съемки "Андрея Рублева" (1966), которые были медленными

и сложными. Фильм подвергся цензуре и переработкам и был выпущен в советский прокат в ограниченном количестве. В Европе его приняли очень хорошо. На Каннском фестивале работа получила приз FIPRESCI. Позже Майя Туровская говорила, что фильмы Тарковского всегда были трудными для восприятия. Их совершенно не понимали чиновники, но "свой", преданный зритель у режиссера был.

В 1972 году вышла философско-фантастическая драма "Солярис" по мотивам романа Станислава Лема, а в 1974 году картина "Зеркало" – самая исповедальная работа режиссера. В ней Тарковский не стал себя сковывать рамками традиционного сюжета, включив множество визуальных ассоциаций и воспоминаний. Смысловая структура тоже оказалась многомерной – в фильме читались и философско-поэтические "коды" и антитоталитарный подтекст. Представители Госкино заявили, что "Зеркало" непонятное, немассовое и вообще неудачное кино. Фильм вышел в ограниченный прокат и еще больше обострил противостояние власти и режиссера.

Картина "Сталкер" (1979), снятая по повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких, выглядела компромиссом. В ней место действия и смысл некоторых диалогов можно было истолковать как критику капиталистической цивилизации. Поэтому фильм не подвергся цензуре. На фестивале в Каннах он удостоился Приза экуменического жюри.

Последние годы

В 1980 году Тарковский отправился в Италию, чтобы снять фильм "Ностальгия" (1983). Эта картина, которая считается одной из лучших работ автора, получила награду за режиссуру на Каннском фестивале. После завершения срока командировки, режиссер отправил советским властям письмо с просьбой дать возможность его семье пожить в Италии еще три года. Когда ему отказали, Тарковский решил не возвращаться в Советский Союз.

Реакция властей последовала незамедлительно – фильмы режиссера перестали показывать в кинотеатрах, а его имя запретили упоминать в печати. Во Флоренции Тарковскому предоставили квартиру и присвоили звание почетного гражданина.

В 1984 году режиссер отправился в Швецию, где снял свой последний фильм "Жертвоприношение" (1985). В это время врачи диагностировали у него рак легких. Около года он лечился в Париже, но победить болезнь не удалось. 29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Его похоронили на русском кладбище под Парижем. На памятнике была сделана надпись: "Человек, который видел ангела".

О своей личной жизни Тарковский никогда не распространялся. Еще в молодости он женился на Ирме Рауш, но этот брак распался в 1970 году. Затем женой режиссера стала Лариса Егоркина, которая поддерживала его до последних дней. От разных браков у него есть сыновья Арсений и Андрей. Друзья и родственники Тарковского говорили, что он был глубоко и тонко верующим человеком. Напряженная внутренняя жизнь стала неотъемлемой частью его творчества, главной идеей которого была "божественная" духовность человека.

ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич 0932—1986) — русский кинорежиссер. Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский провел на Западе. В 1984, г., не получив от советских официальных органов разрешения на продление его пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе.

Он слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить ему остается совсем мало. Между тем, возможность работы в СССР представлялась тогда весьма проблематичной. Живя на Западе. Режиссер еще успел снять фильм "Жертвоприношение", но это был его последний фильм.

"Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать".

Нет, по-другому рассуждать он не стал.

— Дней за 10 дней до смерти, — вспоминает его итальянский друг кинооператор Франко Терилли, — Андрей прислал мне из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Ему уже было трудно писать, за несколько дней до его смерти мне позвонили и попросили, чтобы я на другой день позвонил Андрею - он хотел сказать мне что-то очень важное. Я смог позвонить только через день. Он поднял трубку, но ничего не сказал. Я понял, что он хотел проститься со мной молчанием.

А за год до этого, кажется, в декабре 85-го он позвонил мне из Флоренции: приезжай сейчас же. Я приехал. Он лежал в постели и попросил Ларису оставить нас вдвоем. "Не бойся того, что я тебе скажу, — произнес Андрей, — сам я этого не боюсь". Он сказал мне, что накануне был звонок из Швеции — у него обнаружили рак, и что жить ему осталось совсем немного.

"Я не боюсь смерти", — Андрей говорил это так спокойно, что я был поражен.

— Все началось в Берлине, куда нас пригласила немецкая академия, — говорит о болезни Андрея Лариса Тарковская. — Он стал сильно кашлять; в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял, и потому не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 85-го он приехал во Флоренцию работать над монтажом "Жертвоприношения", у него постоянно держалась небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде... Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались...

Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за "Жертвоприношение" еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег - 40 тысяч франков. Только одно обследование сканнером стоило 16 тысяч. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг, стал лечащим врачом Андрея.

После пройденного лечения состояние Андрея заметно улучшилось, и 11 июля 1986 года он покинул клинику. Марина Влади поселила семью Тарковских у себя. На время дом Марины Влади стал домом Андрея. Тарковский продолжает работу над монтажом "Жертвоприношения", а через некоторое время уезжает из Парижа в ФРГ - чтобы пройти очередной курс лечения в модной клинике ("по совету неумного друга" — комментирует Марина Влади). К сожалению, модная клиника не спасла, хотя Андрей очень на нее надеялся. В итоге, он вернулся в Париж, и здесь прошли последние месяцы его жизни.

— Он верил в то, что он выздоровеет, — говорит Лариса Тарковская. — Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрял он духом, когда приехал сын... Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительную главу книги он закончил за 9 дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий ("Я плыву", — говорил он), но сознание было незамутнено; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании... Помню, в последний день жизни он позвонил мне по телефону, я приехала к нему. Он шутил со мной, смеялся... Боялся, что я уйду, в семь часов приходила сиделка, а мне надо было идти. Я ведь не спала перед тем три месяца - необходимо было каждые три часа давать ему лекарство...

Сотни людей пришли во двор Свято-Александра-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Ростропович на виолончели играл возвышенно строгую "Сарабанду" Баха.

А последним пристанищем Андрея Тарковского стало кладбище в предместье Парижа - Сент-Женевьев-де-Буа.

Чета Тарковских уже более 100 лет известна каждому второму жителю России. Их история началась со знаменитого поэта и переводчика Арсения Тарковского, который и проложил творческий путь своей семье. Тарковские известны до сих пор, хоть уже и пошло четвертое поколение семейного древа. В этой статье мы поговорим о Ларисе Кизиловой, которая сыграла важную роль в жизни знаменитой семьи и стала неотъемлемой частью клана Тарковских.

Как все начиналось

Лариса Кизилова познакомилась с Андреем Тарковским в далеких 60-х годах. Тогда сын знаменитого поэта уже прославился на всю страну благодаря своей деятельности. Андрей Тарковский - это режиссер, который заслужил несколько мировых наград и премий. Лариса Кизилова связала свою жизнь с Андреем, несмотря на то что у ее будущего мужа была репутация вольного, любвеобильного и «гулящего» мужчины. Их брак был официально заключен в 1970 году.

Краткая биография

Лариса Егоркина родилась в 1938 году (15 апреля) в небольшом селе Авдотьинка. До встречи с Андреем была единожды замужем, после чего носила фамилию Кизилова (по бывшему мужу). Познакомились с Тарковским в 1965 году, после чего их отношения стали бурно развиваться. Впоследствии актриса увела режиссера из семьи - Андрей был женат на своей однокурснице Ирме Рауш. В 1970 году Лариса родила своего первенца - Андрея, который также продолжил творческий путь четы. Немного позже пара удочерила дочку Ольгу, которая нынче живет во Франции вместе с небезызвестным продюсером Паскалем.

За всю свою жизнь Лариса Тарковская успела пожить и на территории бывшего СССР, и в Италии, и во Франции. В зрелом возрасте актриса стала хранителем архива своего мужа, который был основан в Москве и в Париже. Талантливая актриса умерла в 1998 году Сейчас ее могилу можно найти на небольшом парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где Лариса была похоронена рядом со своим мужем.

Творческий путь

Лариса Тарковская - знаменитая советская актриса, которая впоследствии стала и первым Неоднократно снималась в фильмах. Молодую актрису прославили такие экранизации, как «Зеркало» 1975 года и «Ностальгия» 1983 года. Несмотря на известность, фильмография Ларисы Тарковской не отличается особым богатством. Всего в арсенале актрисы 3 фильма. Весь свой творческий путь женщина посвятила режиссерской работе, мужу и детям.

Скандальная жизнь четы Тарковских

Ни для кого не секрет, что в биографии Ларисы Тарковской содержится много интимных моментов. Например, ее муж Андрей был известен не только благодаря своим режиссерским проектам, но и влюбчивостью. На счету у знаменитого режиссера и сценариста много любовниц и несколько жен. Лариса Тарковская знала об увлечениях мужа, но терпеливо ждала, принимала и прощала.

В одном из интервью дочь знаменитой пары призналась, что Андрей Тарковский открыто изменял Ларисе. Женщин у режиссера было много, но, несмотря на это, Лариса преданно помогала мужу добиваться успеха. Возможно, такое терпение обусловлено тем, что режиссер ушел от своей первой жены именно к Ларисе.

Странная смерть

До сих пор бытует мнение, что супруги Тарковские погибли не случайно. СМИ неоднократно связывали раковые заболевания пары с фильмом «Сталкер». Говорят, что зона, где снимали нашумевший фильм, была не то проклята, не то радиоактивна. Не секрет, что режиссер был поражен раком легких, что привело к его гибели в 1986 году. Спустя 10 лет его жена тоже умерла, и причина смерти Ларисы Тарковской - рак легких.

Характер актрисы

Все были поражены, когда Лариса и Андрей сыграли свадьбу, ведь они - абсолютные противоположности. Однако актриса помогла своему будущему мужу выйти из депрессии. Все потому, что после первого триумфального фильма «Иваново детство» у Тарковского начались серьезные проблемы с психикой. Тяжелое давление со стороны критиков, регулярные проблемы с новым режиссерским проектом привели к тому, что Андрей постепенно впадал в глубокую депрессию. Если бы не напор и любовь Ларисы Кизиловой, возможно, карьера режиссера закончилась бы еще в начале 70-х годов. Все, кто был знаком с этой творческой четой, замечали, что актриса всегда была рядом с мужем, а когда наступали тяжелые времена, Лариса самостоятельно шла по головам, добивалась показа киноленты, искала спонсоров.

Все эти шаги привели к тому, что актрисе удалось вытащить Андрея из затяжной депрессии, привести в чувство и заставить поверить в себя.

Побег из СССР

Чета Тарковских становилась с каждым днем все более известной, семью приглашали снять более серьезные зарубежные фильмы. Так, после знаменитой экранизации «Сталкера» Андрей вместе с женой отправился в Италию, где они взялись за съемки не менее популярного фильма «Ностальгия». Советские газетчики приняли эту новость с агрессией, из-за чего объявили Тарковского предателем.

Эта ситуация привела к массовому давлению как со стороны СМИ, так и со стороны правительства, отчего супружеской паре пришлось бежать за границу. Именно в этот период прославившийся режиссер стал заболевать, ведь паре пришлось оставить не только родной дом, но и своих детей. Все это время Лариса Кизилова была рядом с мужем, вплоть до самой смерти.

Память о Ларисе Тарковской

Эта женщина всегда выделялась из толпы: точеная фигура, идеальная светлые длинные волосы. Она была словно фея, окутанная в легкую шаль. Неудивительно, что режиссер был очарован прекрасной актрисой, отчего оставил свою первую жену Ирму Рауш и женился на Ларисе.

Полная фильмография Ларисы Тарковской:

  1. «Зеркало», 1975 год. Главная роль досталась известной советской актрисе Маргарите Тереховой, а Лариса сыграла лишь соседку. Казалось бы, всего одна эпизодическая роль, а как сильно изменилась жизнь актрисы после этого. Собственно, это была единственная полноценная роль, в которой она запомнилась в кино.
  2. «Ностальгия», 1983 год. Здесь Лариса приняла на себя роль ассистента режиссера, благодаря чему картина вдохновила миллионы и была с восторгом принята в Европе.
  3. «Солярис», 1970 год, «Сталкер», 1979 год. Ассистент режиссера.

Лариса Тарковская была прекрасной женщиной. Она смогла дать своему мужу тот уют и покой, который помог ему в самые тяжелые жизненные периоды. Сейчас о ней вспоминают с улыбкой, хоть многие и считали, что эта женщина абсолютно не подходила Андрею Тарковскому. Однако, несмотря на давление, ненависть и злословие, актриса проявляла мужество, упорство и силу духа, чему можно не только позавидовать, но и поучиться.

Имя Андрея Тарковского золотыми буквами вписано в историю советского кинематографа, он по праву стал одним из величайших деятелей кинопроизводства. Культовые картины «Солярис» и «Зеркало» пытаются разобрать по косточкам последователи, при этом ясно понимая, что снять что-то подобное по силе влияния на душу зрителя невозможно.

Ещё при жизни режиссёр получил признание не только на родине, но и во всём мире, что было совершенно не характерно для искусства, запертого в рамках одного государства. Последние годы Тарковский провел вне пределов Советского Союза и в отличие от многих коллег, решившихся на подобный шаг, сохранил благосклонность властей.

Детство и юность

Андрей Тарковский родился в маленьком селе Завражье Костромской области, где семья гостила у родственников матери Марии Ивановны. Отцом Андрея был поэт, сценарист и переводчик Арсений Александрович Тарковский, к началу 30-х годов уже состоявшийся и известный деятель искусств. Спустя несколько месяцев после рождения сына Тарковские вернулись в Москву. В 1934-м у Андрея родилась сестра, которую назвали Мариной.


Детство мальчика было безрадостным. Когда ребенку исполнилось 4 года, отец ушел из семьи к другой женщине. Мать Мария Ивановна в одиночку тянула двоих детей. Сестра режиссёра в интервью вспоминала, что жить приходилось впроголодь. Сам Андрей рассказывал, что ему очень не хватало отца, несмотря на то, что поэт старался не забывать о первой семье.

Во время Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в Юрьевец, однако скоро Тарковские вернулись в Москву. Андрея отдали в музыкальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано.


В молодости он также посещал художественные курсы, на которых учился академическому рисунку. После выпуска из общеобразовательного учебного заведения юноша поступил в институт востоковедения, где изучал арабскую культуру.

Едва закончив 1-й курс, Андрей забрал документы из вуза, аргументировав это решение тем, что поторопился с выбором профессии. Будучи неуверенным в выборе собственного пути, молодой Тарковский связался с сомнительными личностями. Жизнь будущей знаменитости покатилась под откос. Из этой ситуации парня спасла мать, в 1953 году устроившая сына коллектором во ВНИИ цветных металлов и золота.


Андрей Тарковский в молодости

В составе геологической экспедиции Тарковский отправился в глубины тайги, где год провёл в изоляции от остального мира, работая и делая наброски с натуры.

Фильмы

Вернувшись из экспедиции, Андрей без колебаний подался во ВГИК на факультет режиссуры. Куратором Тарковского стал признанный мэтр кино, обладатель многочисленных Сталинских премий . Ко всем ученикам он относился с отцовской любовью и вниманием, всегда умел распознать в работе молодого поколения будущие шедевры, даже если их взгляды противоречили его собственным. Так было и с Тарковским.


Андрей Тарковский на съемочной площадке

Молодому человеку повезло дважды: в первый раз в том, что он попал к Ромму, а во второй - в политических и социальных течениях того периода. На тот момент прошел год после смерти . Железная хватка режима несколько ослабилась, появилась возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами и прикоснуться к западному кинематографу.

Было принято решение увеличить количество снимаемых фильмов. Кинопроизводства СССР коснулись новые веяния, которые Андрей Тарковский сумел ассимилировать и воплотить в своих творениях. Но это было позже.


Андрей Тарковский и Маргарита Терехова на сцене Ленкома

Творческая биография Тарковского началась в 1956 году. Дебютный проект кинорежиссёра - короткометражный фильм по рассказу . Затем были созданы ещё несколько картин такого формата.

Уже тогда студента характеризовали как необычайно одарённого и предрекали большое будущее. А знакомство с , поступившим во ВГИК в 1956 году, оказалось чрезвычайно плодотворным и полезным для обоих студентов. Вместе они создали ряд киносценариев и в будущем постоянно обменивались опытом.


В институте окончательно сформировались основные черты Тарковского-режиссёра: иносказательность, стремление поднимать и оставлять без однозначного ответа социальные и этические вопросы, тщательное внимание к свету и звуку, задача которых заключалась в том, чтобы погружать зрителя в реальность картины.

В 1960 году Тарковский закончил учебу в вузе, получил диплом с отличием и сразу же принялся за работу. Режиссёр задумывался о постановке фильма "Андрей Рублёв" и подавал запрос на разрешение в художественный совет СССР, однако там начинающего специалиста осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы.


Сценарий картины был отложен в ящик, а сам Тарковский взялся за другой проект – "Иваново детство", которому суждено было сделать постановщика знаменитым. Режиссеру предстояло создать фильм в условиях нехватки денег и времени.

За неполный год вчерашний выпускник снял потрясающую картину, завоевавшую два десятка наград на международных киносмотрах, в том числе и "Золотого льва" на знаменитом Венецианском кинофестивале.


После громкого успеха "Иванова детства" Андрей Тарковский приступил к работе над кинокартиной "Андрей Рублёв". На этот раз художественный совет одобрил смелую заявку молодого режиссёра. Тарковский сотрудничал с оператором Вадимом Юсовым и композитором Вячеславом Овчинниковым. Это творческое трио сохранилось почти до самой смерти режиссёра.

В работе над сценарием участвовал Андрей Кончаловский. Этот фильм, повествующий о монахе-иконописце, стал культовой работой для Советского Союза. И снова картина молодого режиссёра собрала множество наград как на родине, так и за её пределами.


В 1979-м Андрей перенес на экран роман и «Пикник на обочине». Путь к зрителю получился долгим: первый вариант фантастического фильма «Сталкер» погиб из-за технической ошибки, пришлось трижды переснимать, причем с разными операторами и художниками. Худсовет Госкино присвоил картине только 3-ю прокатную категорию и разрешил сделать всего 196 копий. Это значит, что охват аудитории был минимальным.


Андрей Тарковский на съемках картины «Сталкер»

Тем не менее в год выхода творение Андрея увидели 4 млн человек, на Каннском фестивале лента получила Приз международного жюри. В Интернете до сих пор пишут отзывы поклонники творчества режиссера, посмотревшие фильм 100 раз и так не понявшие, чем он так завораживает.

Датский режиссер признался, что обязан русскому коллеге тем, что пришел в эту профессию, всегда поклонялся Тарковскому, подсматривал у него идеи, а «Зеркало» с – вообще любимый фильм.


Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма «Зеркало»

К слову, Андрей успел ознакомиться с триеровским «Элементом преступления» и, как пишут СМИ, отозвался о проекте крайне нелицеприятно.

Вадим Юсов отказался снимать «Зеркало» - внутренне не принял картину. Сценарий фильма построен на воспоминаниях Тарковского, а оператор, знавший семью режиссера, считал, что отдельные моменты не то чтобы не соответствуют действительности, но не соотносятся с натурой Андрея.


Сценарий к «Ностальгии» Тарковский написал вместе с Тонино Гуэррой, правки вносились даже во время съемок. На Каннском фестивале в 1983-м фильм получил 3 премии – приз ФИПРЕССИ, за режиссуру и от экуменического жюри. И тогда же начались неприятности. По рассказам сына Андрея, дискредитировать отца пытался . И Тарковский, у которого было еще 14 новых проектов, понял, что в СССР они не реализуются в полноценные пункты фильмографии, и остался в Италии.

Личная жизнь

С первой женой, актрисой Ирмой Рауш, будущий режиссёр познакомился на первом курсе ВГИКа. Роман вспыхнул очень быстро, через пару недель после знакомства Андрей начал ухаживать за девушкой, и она охотно ответила взаимностью. В конце 3-го курса пара сыграла свадьбу, в семье родился сын Арсений.


Андрей Тарковский и его первая жена Ирма Рауш

Супруги разошлись меньше чем через 10 лет. Старший отпрыск гения кино живет в Венеции, стал хирургом, своего сына назвал Андреем. К сожалению, фото наследников по этой линии не публикуются.


Лариса Кизилова и Андрей Тарковский

Второй женой режиссёра стала Лариса Кизилова, коллега Тарковского. С ней мэтр прожил до самой смерти, удочерив дочь Ольгу. В браке у них появился общий сын Андрей. Ребенок и не дал ему уйти из семьи к , исполнительнице роли неземного существа Хари в «Солярисе».


По слухам, Лариса, знавшая о влюбчивости мужа, пригрозила, что Тарковский не увидит мальчика. Сейчас Андрей живет во Флоренции, занимает пост президента Международного института искусств, носящего имя отца. Ольга замужем за итальянцем, но местом жительства выбрала Париж.

Еще одна страница из личной жизни кинорежиссера – роман с . Отношения с актрисой завязались после того, как она сыграла главную роль в «Ивановом детстве», и дальше платонических не пошли.


Валя была замужем за , Тарковский был женат. Влюбленный мужчина сделал предложение, но Малявина ответила отказом:

«Я любила гения, а не человека».

Магнетизм Андрея почувствовала художник по костюмам Ингер Персон из Норвегии, работавшая со съемочной группой фильма «Жертвоприношение». Сына Александра, родившегося от этого романа, знаменитый отец ни разу не видел.

Смерть

Последние годы жизни режиссёр провёл в Милане, где снял легендарное "Жертвоприношение". За решение остаться на Западе власти СССР поспешили вычеркнуть Андрея Арсеньевича из истории советского кинематографа, однако изменили решение, узнав о болезни мэтра.


Тарковский ушел из жизни в декабре 1986 года, причина смерти – рак легких. Смертельный диагноз поставили, увы, на последней стадии. Помощь в лечении оказала , актриса принимала режиссера, когда он приезжал в парижскую клинику. Но усилия были тщетны.

Могила Тарковского находится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся знаменитые выходцы из России.


Имя Андрея Арсеньевича присвоено бульвару в Новой Москве и малой планете. В местах, где он жил, открыты музеи, мемориальные доски, установлены памятники. В Иваново ежегодно проводится фестиваль «Зеркало» имени Тарковского, на Московском международном кинофестивале лучшему фильму вручается Приз Андрея Тарковского.

Фильмография

  • 1960 – «Каток и скрипка»
  • 1962 – «Иваново детство»
  • 1966 – «Андрей Рублев»
  • 1968 – «Один шанс из тысячи»
  • 1972 – «Солярис»
  • 1974 – «Зеркало»
  • 1979 – «Сталкер»
  • 1983 – «Ностальгия»
  • 1986 – «Жертвоприношение»

Андрей Арсеньевич Тарковский. Родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область) - умер 29 декабря 1986 года в Париже. Советский кинорежиссёр и сценарист, c 1980 года работавший в Западной Европе. Народный артист РСФСР. Один из крупнейших кинорежиссёров XX века.

Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской Промышленной области (ныне - село Завражье Кадыйского района Костромской области), на Волге, где жили родственники матери. Спустя несколько месяцев, в сентябре 1932 года, мать с маленьким Андреем вернулись домой, в Москву. Отец, Арсений Александрович Тарковский, был поэтом и переводчиком, уроженцем Елисаветграда (в 1907 году этот город входил в состав Херсонской губернии Российской империи, в настоящее время - Кировоград, Украина).

Мать, Мария Ивановна Вишнякова, принадлежавшая к старинному дворянскому роду Дубасовых, окончила московский Литературный институт, выпускником которого был и Арсений Александрович Тарковский.

В 1935 году Арсений Александрович оставил семью, а в 1941 году ушёл добровольцем на фронт, где после ранения потерял ногу. Мария Ивановна устроилась корректором в Первую образцовую типографию в Москве и проработала там до пенсии.

В 1939 году Андрей поступил в московскую школу № 554 (ныне - Школа № 1060). В начале войны мать увезла Андрея и его младшую сестру Марину (род. в 1934) в эвакуацию в Юрьевец, к родным.

В 1943 году Тарковские вернулись в Москву, а Андрей - в свою старую школу, где он учится в одном классе с Андреем Вознесенским. Детские годы он провёл с бабушкой, матерью и сестрой в деревянном доме в 1-м Щипковском переулке в Замоскворечье. И хотя свою жизнь Андрей прожил в основном в Москве, образом отчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Таким он предстал в фильме «Зеркало», где были отражены многие впечатления детства - уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках.

Судя по аттестату, который хранится в архиве ВГИКа, в школе Андрей не отличался прилежанием и не проявлял интереса ни к естественным, ни к гуманитарным наукам. Его воспитание было традиционно художественным. С семи лет он посещал районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.

В 1951-1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако оставил учёбу, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре.

В мае 1953 года Тарковский устроился коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского края, где проработал почти год на реке Курейке, пройдя пешком сотни километров по тайге. Свой альбом зарисовок он сдал потом в архив Нигризолота.

По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», - признался он позднее.

Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпали с хрущёвским периодом обновления в искусстве.

В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов.

В 1954 году, когда Тарковский поступил во ВГИК, было снято 45 фильмов, а через год - уже 66. Важную роль в становлении Тарковского сыграло и то обстоятельство, что незадолго до него в институт пришло военное поколение, которому предстояло обновить в кино как темы, так и образные средства выразительности.

В 1955-1956 годах молодые режиссёры сняли около 50 фильмов. В этот период также дебютировали многие молодые сценаристы, операторы, актёры.

Лучшие десять фильмов по Андрею Тарковскому:

«Дневник сельского священника»
«Причастие»
«Назарин»
«Земляничная поляна»
«Огни большого города»
«Сказки туманной луны после дождя»
«Семь самураев»
«Персона»
«Мушетт»
«Женщина в песках»

Это было время «оттепели», начало которой положило разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году.

Веяние «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». В западной кинокритике появился термин «отёр» (от французского auteur), обозначавший единого автора фильма, под контролем которого находились все аспекты кинопроизводства, от сценария до монтажа. Всё это подтолкнуло Тарковского на идею авторского кино. В эти годы большое влияние на него оказали Бунюэль и Бергман, а позже к этому списку прибавились Куросава и .

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учёбы стал , воспитавший целую плеяду талантливых кинорежиссёров. Будучи представителем повествовательного и жанрового кино 1930-х годов, которое многие его ученики отрицали и критически переосмыслили, Ромм тем не менее развивал в них творческую индивидуальность и верность своей правде. Он выручал их в случае неприятностей, давал им взаймы деньги, покровительствовал им на киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные.

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы», поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957). На третьем курсе Тарковский встретил в монтажной , в то время первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента началась их творческая дружба и соавторство.

А. Кончаловский вспоминал: "Мы с Тарковским росли под знаком отрицания много­го из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда - в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное - камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестираные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть" .

Вместе они написали сценарий «Антарктида, далёкая страна» (1959), отрывки из которого были опубликованы в «Московском комсомольце». Тарковский попытался предложить сценарий к постановке на «Ленфильме», но получил отказ. После этого они работали над сценарием «Каток и скрипка» (1960) и успешно продали его только что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Это был сентиментальный сюжет о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка.

Получив разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы, Тарковский предложил съёмку фильма молодому оператору Вадиму Юсову. Концепция сложилась под воздействием короткометражного фильма французского режиссёра Альбера Ламориса «Красный шар», удостоенного в 1956 году Гран-при Каннского кинофестиваля и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью, получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

В 1960 году Тарковский с отличием закончил ВГИК.

В 1961 году Тарковский подал заявку на фильм «Андрей Рублёв» , который требовал большой подготовительной работы. Поэтому его первой полнометражной постановкой стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история подростка (Николай Бурляев), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий. При очевидном тяготении к стилистике Брессона и Куросавы молодой советский режиссёр показал самостоятельный талант оригинально мыслящего художника.

Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом об Андрее Рублеве. В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторического эпоса и авторского фильма-проповеди. Съёмки начались в 1964 году и продолжались больше года. В это время в стране наметился переход от либеральной оттепели к консервативному застою. Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно. Советские чиновники от искусства усмотрели в нём невыгодные параллели с современной действительностью, многих из них раздражала и его непривычная форма. «Андрей Рублев» (первоначальный вариант названия - «Страсти по Андрею») подвергся проработкам и цензурным поправкам.

В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Андрея Рублева», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ.

19 октября 1971 года фильм был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор практически не сходил с экрана.

В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма «Солярис» . Герои этой философско-фантастической драмы по одноимённому роману - представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. Однако Тарковский и здесь раскрыл свою идею изначальной «божественной» духовности человека, выведя её за пределы национальных и культурных границ (рублёвская «Троица» равноправно уживалась с музыкой Баха и картинами П. Брейгеля, а композиция финального кадра была буквальной цитатой «Возвращения блудного сына» Рембрандта).

В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.

В 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало» , в котором он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника - автора и героя. Смысловая структура фильма оказалась удивительно многомерной - наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст (эпизод в типографии и др.). На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов «Зеркало» признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом.

Тарковский высказал на этот счёт своё мнение: "Поскольку кино всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла... Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя" .

Фильм «Зеркало» вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссёра и власти. Готовясь к новому проекту, Тарковский писал сценарии, читал лекции по режиссуре, в Театре Ленинского комсомола поставил спектакль «Гамлет» (1977).

Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» фильм «Сталкер» выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как намёк на кризис технократической (то есть «капиталистической») цивилизации, в том же ключе можно было истолковать и смысл диалогов писателя (Анатолий Солоницын) и профессора (Николай Гринько).

В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри. В советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий.

Андрей Тарковский - интервью

В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году режиссёр уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия» . В ходе поиска натуры он снял документальный фильм «Время путешествия» (1982). В 1983 году фильм «Ностальгия» был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.

По окончании фестиваля и завершении срока командировки Тарковский с женой продолжал оставаться в Италии. Из Рима он отправил письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. Режиссёр просил предоставить ему, его жене, тёще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трёх лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР.

По этому поводу Ермаш направил в ЦК КПСС докладную записку: "Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только следствием эмоциональной неуравновешенности и определённой неудачи на Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. ... В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А. А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент" .

Режиссер Андрей Тарковский

В результате 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Тарковский объявил о своём решении не возвращаться в СССР.

В письме к отцу он писал: "Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль «изгнанника» и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию... Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжёлую ситуацию, в которой я оказался «благодаря» многолетней травле начальством Госкино, и, в частности, Ермаша - его председателя. Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино - около 17 был безнадежно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили всё это время и последней каплей был скандал в Канне, где было сделано всё, чтобы я не получил премии (я получил их целых три) за фильм «Ностальгия». Этот фильм я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упрёком, получили выражение в нём" .

На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати. Однако на радикальные меры - лишение Тарковского советского гражданства - так и не решились.

Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почётного гражданина города. Снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» (1985) стал последней работой режиссёра. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак лёгких.

Когда известие о болезни Тарковского достигло СССР, власти наконец разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. В это же время был снят запрет с имени Тарковского - его фильмы снова допустили к демонстрации в кинотеатрах.

31 декабря 1986 года радиостанция «Маяк» передала некролог, а 1 января 1987 года он был напечатан в газете «Советская культура» - официальное извещение от Госкино и Союза кинематографистов СССР. В нём были такие слова: "Последние годы - трудное, кризисное для него время - А. Тарковский жил и работал за пределами Родины, о чём приходилось думать с горечью и сожалением. С этим невозможно было ни согласиться, ни примириться..." .

Похороны Тарковского состоялись 3 января на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. «Человек, который видел ангела» - такая надпись сделана на памятнике. В основании православного креста высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.

Многие проекты режиссёра остались нереализованными, в том числе «Гофманиана», «Мой Достоевский», «Гамлет» Шекспира, «Обломов» Гончарова, «Смерть Ивана Ильича» Толстого, «Идиот» и «Подросток» Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Очерки бурсы» Помяловского, «Степной волк» Гессе, «Пятое Евангелие» Рудольфа Штейнера, «Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус» Томаса Манна.

В 1990 году Андрей Тарковский удостоен Ленинской премии посмертно.

Фильмография Андрея Тарковского:

1956 - кор Убийцы - режиссёр, сценарист, актёр (Второй посетитель)
1958 - кор Сегодня увольнения не будет - режиссёр, сценарист, актёр (Подрывник)
1960 - кор Каток и скрипка - режиссёр, сценарист
1962 - Иваново детство - режиссёр, сценарист
1965 - Мне двадцать лет («Застава Ильича») - актёр (Гость на дне рождения, с тостом про репу)
1966 - Андрей Рублёв - режиссёр, сценарист
1967 - Сергей Лазо - сценарист (в титрах не указан), актёр (Бочкарёв, офицер-белогвардеец, - в титрах не указан), монтажёр
1968 - Один шанс из тысячи - сценарист, художественный руководитель
1968 - Ташкент - город хлебный - сценарист
1972 - Солярис - режиссёр, сценарист
1973 - Терпкий виноград («Давильня») - художественный руководитель
1974 - Зеркало - режиссёр, сценарист
1979 - Сталкер - режиссёр, сценарист (в титрах не указан), художник-постановщик
1979 - Берегись! Змеи! - сценарист
1982 - док Время путешествия (Tempo di viaggio) - режиссёр, сценарист
1983 - Ностальгия (Nostalghia) - режиссёр, сценарист
1983 - Борис Годунов - режиссёр
1983 - док Путь к Брессону (De Weg naar Bresson)
1986 - Жертвоприношение (Offret) - режиссёр, сценарист, монтажёр