» » Легат, сергей густавович. Энциклопедия русской эмиграции - легат николай густавович А теперь отдельно

Легат, сергей густавович. Энциклопедия русской эмиграции - легат николай густавович А теперь отдельно

Он всю свою долгую жизнь в балете неизменно отстаивал принцип верности классическим традициям и внес огромный вклад в балетную педагогику - научил преподавать Агриппину Ваганову, а Ваганова - несколько поколений танцовщиц с мировой славой.

Николай Легат родился 15 (27) декабря 1869 года. Его дед, швед по национальности, был театральным машинистом. Мать, Мария Семеновна, урожденная Гранкен, и отец, Густав Иванович, – выпускники Петербургского театрального училища, они занимали ведущее положение в петербургской и московской труппах: мать как характерная танцовщица и пантомимная актриса, отец – как первый танцовщик и балетмейстер. Своих пятерых детей родители также отдали учиться балету.

Когда Николаю исполнилось восемь лет, он уже начал осваивать азы балетной техники под руководством отца, в то время преподавателя классического танца в Московском театральном училище (эти домашние уроки продолжались у Легата до двадцати лет).

В возрасте одиннадцати лет Николай Легат поступил в Петербургское хореографическое училище. Некоторое время спустя он стал любимым учеником Христиана Иогансона. Именно под его руководством Легат осознал, в чем состоит его призвание и чем является для него классический танец. Младший брат Николая, Сергей, тоже впоследствии занимался в классе Иогансона.

Их называли «братья-неразлучники» – разница в шесть лет их не смущала, они вместе занимались акробатикой, плаванЬем, греблей, борьбой, играли на балалайках в оркестре и рисовали. Особенно им удавались карикатуры – вся труппа попала «на карандаш». Братья Легаты вошли в историю балета как авторы альбома «Русский балет в карикатурах», изданного ими в 1903 году. В сущности, это были беззлобные шаржи, в которых чувствуется симпатия к портретируемым – особенно симпатичен Энрико Чекетти в образе зеленого кузнечика с крошечной скрипкой. Только одну карикатуру можно назвать злой – это «портрет» Матильды Кшесинской с козой.

Дебют Николая Легата в сольной партии Гения леса в па-д-аксьон балета Льва Иванова «Очарованный лес» состоялся на сцене Мариинского театра в 1887 году. Предвыпускной ученик блеснул в сложных силовых поддержках, что объяснялось хорошей атлетической подготовкой. В 1888 году он был принят в труппу Мариинского театра сразу корифеем.

Легат был невысок, коренаст, мускулист, и при этом балетные критики отмечали его изящество и техничность. Он был далек от идеала ведущего классического танцовщика, но сила и ловкость делали его великолепным партнером. Вот почему Легат получал одну за другой партии балетных героев, хотя они не очень соответствовали его внешним данным. К тому же солидный возраст бессменного премьера Павла Гердта и виртуозного солиста Энрико Чекетти вынуждал их отказываться от части репертуара; заменить их поручали молодому артисту.

В первых своих партиях он должен был именно блистать техникой, не обременяя себя актерским мастерством. Первую роль, в которой оно потребовалось, Легат получил только два года спустя – это был Оливье в балете «Калькабрино». Редкие выступления в образах романтических героев удачными не были – сама суть романтического героя не соответствовала индивидуальности исполнительского мастерства Николая Легата. Заменяя блистательного и красивого Гердта, Легат явно проигрывал на его фоне, как и на фоне своего необычайно одаренного младшего брата Сергея.

Наиболее удачными в исполнительском репертуаре Николая Легата были партии комедийного характера – Колен из «Тщетной предосторожности», Лука из «Волшебной флейты» и Базиль из «Дон Кихота». Но все же его драматическому дарованию суждено было раскрыться. Настоящим шедевром стала партия Гренгуара в балете «Эсмеральда». Первое исполнение в 1904 году разительно отличалось от новой версии, которую зрители увидели тремя годами позже. Легат будто преобразился, показав зрителям не только и не столько высочайшую степень владения классической техникой, но и глубину драматического проникновения в образ.

Мариус Петипа понемногу вводил Легата в сферу своей балетмейстерской деятельности, обратив внимание на первые попытки – в частности, для 25-летнего бенефиса Марии Петипа, гражданской жены Сергея Легата, Николай Легат сочинил и исполнек с Ольгой Преображенской «Вальс-каприз» Антона Рубинштейна, а для Матильды Кшесинской поставил па-де-де.

Одним из его первых хореографических опытов стала постановка танца эльфов из балета «Сон в летнюю ночь», премьера которой состоялась в 1901 году. Спустя некоторое время, в сентябре 1902 года, Николай Легат был назначен официальным помощником Мариуса Петипа в постановке балета «Дон Кихот». Однако помощник сразу проявил себя как талантливый и способный конкурент.

Пригласив в помощники младшего брата, Легат поставил балет «Фея кукол» в оформлении Льва Бакста, который публика сразу полюбила, и он много лет продержался на сцене. Премьера состоялась 16 февраля 1903 года.

В 1905 году произошло трагическое событие – Сергей Легат покончил с собой. Во время событий 1905 года была составлена петиция балетных актеров, под которой оба брата поставили свои подписи. Трагедия 9 января, расстрел мирной демонстрации взбудоражила артистов труппы. Однако Николай и Сергей Легаты в числе других членов балетной труппы вынуждены были снять свои подписи. Считается, что именно это событие спровоцировало вспышку душевной болезни у Сергея Легата, в результате которой он и совершил роковой шаг.

Вскоре после трагической смерти брата Николай Легат приказом от 25 ноября 1905 года был назначен вторым балетмейстером труппы, а поскольку место первого балетмейстера оставалось незанятым, то фактически он стал хозяином положения в театре. Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, и приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого.

Состоявшаяся в декабре 1906 года премьера балета «Кот в сапогах» стала первой самостоятельной работой Николая Легата. Постановка имела успех и отдаленно напоминала «Фею кукол», хотя, безусловно, не имела всех достоинств своей предшественницы. Однако жизнь этого балета была недолгой. Вторым крупным опытом и второй неудачей Легата-балетмейстера стал одноактный балет «Времена года». Третий спектакль, «Аленький цветочек», был нещадно изруган всеми – сторонники традиционализма обвиняли его в мнимом новаторстве, авангардисты – в отсутствии фантазии. То же произошло и с балетом «Талисман».

Борьба старого и нового в петербургском балете была в то время противостоянием двух балетмейстеров – Николая Легата и Михаила Фокина. У Фокина было гораздо больше сторонников, однако Легат имел и свое неоспоримое преимущество, а именно: поддержку Матильды Кшесинской, что в то время означало ни больше ни меньше как поддержку двора. Именно поэтому дирекция театра не могла даже речи вести о том, чтобы заменить Легата на посту театрального балетмейстера.

Последней крупной работой Легата в Мариинском театре стала постановка балета «Синяя борода», которую он подготовил специально к пятидесятилетнему юбилею Гердта. Постепенно Легат начинал тяготиться должностью главного балетмейстера, уступая свои позиции Фокину. В феврале 1914 года он был награжден званием заслуженного артиста императорских театров. Награждение было приурочено к двадцатипятилетию его сценической деятельности. Тем не менее контракт с ним продлен не был. С Мариинским театром пришлось распрощаться.

Тогда Легат всю свою энергию перенес на педагогическую деятельность. Опыт его в этой области был огромен. Находки отца, педагогов, с которыми Легат работал в училище, позднее дополнились уроками Христиана Иогансона в театре. Сам он сначала преподавал в театральном училище, затем вел класс усовершенствования в Мариинском театре. В числе учеников Легата были Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Фокин, Седова, Нижинский, Лопухов. По его инициативе был впервые создан класс поддержки в Мариинской труппе, в котором он передавал собственный богатейший опыт дуэтного танца другим артистам.

В то время, когда внимание публики привлекали новаторы и авангардисты, Легат старался сохранить традиции балета и много работал над методикой преподавания классического танца и поддержки.

Вскоре после революционных событий Николай Легат оставил Петербург, переехав в Москву. Но здесь ему не удалось найти общего языка с «академистами» московской школы. Осенью 1922 года Николай Легат покинул родину, переселившись в Лондон, где в 1923 году открыл собственную балетную студию, а в 1925–1926 годах преподавал в дягилевской труппе, сменив на этом посту прославленного Энрико Чекетти. Во время одной из гастрольных поездок между Николаем Легатом и Сергеем Дягилевым произошел конфликт, в результате которого Легат был вынужден оставить труппу.

Студия, которую открыл в Лондоне Николай Легат, со временем переросла рамки простой лондонской балетной школы, став «академическим центром балетного мира». В нее съезжались танцовщики из разных стран. В разное время здесь совершенствовали свое мастерство Нинетт де Валуа, Марго Фонтейн и многие другие танцовщики с мировым именем.

Д. Трускиновская

В Академии русского балета почтили память Николая Легата

Он был великим танцовщиком, педагогом, балетмейстером, хранителем классической русской балетной школы. Его называли «кавалером вне конкуренции». На сцене Мариинского театра он был партнером Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной и многих других лучших балерин. Его учениками были Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Агриппина Ваганова… Мало того: он был прекрасным музыкантом, играл в оркестре на балалайке. Занимался в Академии художеств — и создал альбом великолепных карикатур на коллег по балету вместе с братом Сергеем, другим выдающимся танцовщиком, который, к несчастью, покончил с собой в трагические дни 1905 года.

30 декабря исполняется 145 лет со дня рождения Николая Легата. А накануне, в ожидании юбилея, Николая Густавовича вспомнили в стенах Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Последний обгоревший экземпляр

В начале 1920-х, как многие другие, Николай Легат должен был уехать из России. В Лондоне он открыл свою школу, где передавал танцорам всего мира технику русского балета. Но на родине его имя было вычеркнуто из памяти.

— Он был почти забыт. И я не думала, что этот день наступит, — говорит внучка, Татьяна Николаевна Легат, сама известная танцовщица Мариинского театра, заслуженная артистка России, а ныне педагог-репетитор Михайловского театра.

Музей академии наполнился личными вещами Николая Густавовича, его фотографиями, документами и, конечно, его замечательными шаржами.

Но на этом восстановление доброго имени не завершилось. Академия представила не одну — целые три книги, посвященные Легату. Две работы о нем — «Сага о Легате» и «Николай Легат: наследие балетмейстера». Третья — труд самого Николая Легата «История русской школы». Все три впервые выходят из печати в России.

— Татьяна Николаевна спросила меня: «Николай, а можно что-нибудь про моего дедушку сделать? У меня есть записи его урока. А на Западе вышло несколько книг о нем», — объяснил ректор академии Николай Цискаридзе. — А «Сагу о Легате» Джона Грегори она дарила академии уже несколько раз. Но в наших недрах все экземпляры исчезли — кроме одного, обгоревшего в пожаре, который практически рассыпался. По нему мы и издали книгу.

«Сага о Легате» — безумно интересная книга, подробно повествующая о жизни танцовщика, о его скитаниях за границей и о том, как создавалась русская школа балета — синтез русских и западноевропейских танцевальных традиций.

— Русские танцы очень отличаются от западных. Нет там, например, хороводов, — пояснил Николай Цискаридзе. — И весь этот синтез запечатлелся в балетной системе Вагановой. А последовательность движений разработал Христиан Иогансон, учитель Николая Легата. Его принципом мы руководствуемся и сегодня. До него разные педагоги преподавали по-разному. Не было единой системы.

Николай Густавович, уже будучи в Лондоне, в сложных условиях, эту систему пропагандировал. Он очень переживал, что все хотят просто выучить тридцать два фуэте. Никто не стремился освоить систему по-настоящему. Те несколько сподвижников, которые действительно ему доверились и изучили его методику подробно, издали впоследствии эти книги. В книге с уроками есть и ноты, так что педагоги, если захотят, смогут ими воспользоваться.

Все три книги были тут же подарены всем ведущим библиотекам Петербурга, так что наследие Николая Легата в Петербурге закрепилось прочно.

«Дядя Коля, пойдемте в ресторан!»

Мы спросили Татьяну Николаевну:

— У вашего дедушки была тоже огромная трудоспособность. Как они с братом успевали все? И танцевать, и рисовать, и играть в оркестре. Ведь один только балет столько сил и времени требует…
— Такие были люди. И такая была школа. Крепкая, настоящая. С братом они были очень дружны. Друг без друга никуда не ходили. Вместе придумывали новые движения. «Рыбка», например: прыжок и подхват. Сейчас-то это уже все делают. А придумали они. Отношение к делу было серьезное. Сейчас балет немножко стал физкультурой. Да, все танцоры — очень способные. Но к этой физкультуре ведь надо прибавлять разные арабески. У нас было так, что, допустим, первый арабеск — разный в разных спектаклях. А сейчас смотришь — один и тот же. В «Лебедином», в «Жизели». А скажешь им — смеются.

— А вы жалеете, что дедушку не видели живьем? Я где-то читал, что все карикатуры Николая и Сергея Легатов на своих коллег по балетному ремеслу — добродушные. И только на Матильду Кшесинскую они нарисовали недобрый шарж — в виде Эсмеральды с козочкой. Почему, интересно, они ее так выделили? Плохие отношения были?
— Вообще-то все карикатуры добрые. Может быть, это сама Матильда Феликсовна так решила. Анна Павлова вот тоже была обижена на деда. А потом у нее этот запал прошел. Она подошла к нему и сказала: «Дядя Коля, не обращайте внимания на меня, пойдемте в ресторан!»

Звездные тайны в стенах Академии

— Мы подумали — раз мы книги издали, может быть, стоит и наглядно показать мастерство Легата? — подытожил встречу Николай Цискаридзе. — Наши педагоги под руководством первого проректора Жанны Аюповой восстановили урок, который Николай Густавович сделал в свое время для своих учеников.

И в историческом репетиционном зале, под портретом Агриппины Вагановой, юноши и девушки из числа учеников академии повторили те плавные и поэтичные движения, которые сто лет назад Николай Густавович сохранил в своем сердце, уезжая навсегда.

Татьяна Легат тоже вышла к ученикам продемонстрировать некоторые па и двигалась плавно и изящно, без тени усталости.

Открытый урок готовил и другие сюрпризы. Здесь среди зрителей мы встретили саму Алису Фрейндлих! Как оказалось, Валерий Тодоровский решил снимать фильм о балете с Алисой Фрейндлих в одной из главных ролей — педагога по балету.

— Я всего лишь балетоман, — скромно сказала прима БДТ. — Но балетоман с большим стажем! Я видела Татьяну Николаевну Легат в дипломном спектакле, когда она заканчивала хореографическое училище… Вот какая древность перед вами!

— Алиса Бруновна, скажите — какие впечатления? Что-то полезное для роли вы вынесли, посмотрев этот урок? Что поняли?
— Что я поняла? Что правильно я не выбрала эту профессию, которую когда-то очень хотела оседлать! Это — невероятный труд.

— А может быть, что-то расскажете о вашей будущей роли?
— Нет, не могу. Съемки еще даже не начались, это будет неэтично. Могу только сказать, что это балетная история не из начала XX века, а из сегодняшней жизни.

В старинных стенах репетиционного зала нас ждала и еще более неожиданная встреча. Урок памяти Николая Легата посетил не кто иной, как звезда западного кино Рейф Натаниел Туислтон-Уайкхем-Файнс — он же английский пациент, Онегин и лорд Волан-де-Морт в одном лице.

Рейф Файнс внимательно наблюдал за учениками и что-то кропотливо заносил в блокнотик. С нами он беседовать не захотел, насупился и отошел в сторону, задернув за собой завесу тайны. Но сотрудники академии по секрету рассказали, что мистер Файнс с академией дружит давно и приезжает сюда не впервые — он бывал уже здесь с тех пор, как Николай Цискаридзе стал ректором.

Великобритания Великобритания

Биография

Сын балетных танцовщиков Петербургской императорской сцены Густава Легата и его жены характерной танцовщицы и пантомимной актрисы Марии Семеновны Легат (урожденной Гранкен ), брат Сергея Легата . Всего в семье было пятеро детей, и все были отданы в балетную школу.

Николай Легат образование получил в балетном отделении Петербургского театрального училища (педагоги Г. И. Легат , Н. И. Волков , П. А. Гердт , X. П. Иогансон) . По окончании в 1888 г. поступил в балетную труппу Мариинского театра , где дебютировал в том же 1888 г. (по другим источникам, дебютировал в 1887 году в сольной партии Гения леса в pas d’action с выпускницей А.Виноградовой в балете «Очарованный лес», хореография Л.Иванова ) и в 1888 году был принят в труппу императорского Мариинского театра сразу корифеем, в обход меньших амплуа .

Очень скоро к нему перешли основные партии, исполнявшиеся Э.Чекетти и П. А. Гердтом . Первой значительной ролью был Оливье на премьере балета «Калькабрино» (13.2.1891), где Н.Легат танцевал с партнершей - К.Брианца .

Был ведущим классическим танцовщиком, продолжая традиции академической петербургской балетной школы, обладал хорошими сценическими данными, отличался благородным стилем исполнения. Его внешние данные не соответствовали его репертуару: главным партиям балетных красавцев, но безукоризненная техника затмевала всё. В.Шелохаев. «Энциклопедия Русской эмиграции», 1997 г.пишет: «Невысокого роста, плотного мускулистого телосложения, с крупноватой головой, Л. был далек от идеала ведущего классического танцовщика. Но сила и ловкость делали его великолепным партнером» .

Николай Легат был партнёром лучших балерин своего времени, таких как А. П. Павлова , М. Ф. Кшесинская , Т. П. Карсавиной , П.Леньяни , К.Брианца , О. И. Преображенская и др .

Работал и как балетмейстер. Поначалу он поставил несколько дивертисментов и балетных номеров для своих друзей-танцовщиц и танцовщиков: для дальней родственницы танцовщицы В.Мосоловой поставил pas de deux ; для 25-летнего бенефиса М. М. Петипа , гражданской жены брата Сергея, был сочинен и поставлен Valse caprice А.Рубинштейна , исполненный вместе с О.Преображенской ; для Матильды Кшесинской разработал pas de deux. 2 февраля 1901 г. состоялась премьера комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь » в Александринском театре - танец эльфов с Т.Карсавиной также принадлежал Николаю Легату . Постепенно перешел на постановки значительных балетных спектаклей. С 1902 году он был назначен на должность помощника балетмейстера, первая самостоятельная постановка (совместно с младшим братом Сергеем) - «Фея кукол» Байера , премьера прошла 1 сентября 1902 г. Сюжет балета был прост: куклы в маленьком магазинчике игрушек ночью оживали и устраивали празднество во главе с феей кукол. Балет был решен полностью в рамках академического стиля, напрочь отметая все реформаторские балетные течения. Оформил спектакль Леон Бакст . Партии исполняли выдающиеся балерины театра: М. Ф. Кшесинская (фея кукол), А.Павлова (испанка), В.Трефилова (японка), А.Ваганова (китаянка), О.Преображенская (кукла Бебе), М. М. Фокин (первый Пьеро), Сергей Легат (второй Пьеро) и др .

С 1905 года он стал вторым балетмейстером, с 1910 года - главным балетмейстером императорского Мариинского театра , став наследником миссии и идей Мариуса Петипа. На своей должности он как приверженец классического направления стремился к сохранению хореографического наследия прошлого, и всяческие реформистские движения вызывали у него лишь полное неприятие и даже агрессию. Для пущей борьбы с конкурентами, по театральной традиции, не стеснялись прибегать к интригам; известно, что Н. Г. Легат немилосердно и не слишком достойно повел себя по отношению к своему конкуренту В. Нижинскому .

Одновременно проявил себя как художник. Вместе с младшим братом Сергеем нарисовал серию карикатур на деятелей петербургского балета. Плодом их рисовального творчества стал совместно изданный альбом «Русский балет в карикатурах» (СПБ, 1903) , включающий карикатуры на прославленных деятелей русского балета: Э. Чекетти , А. Я. Ваганову , М. К. Обухова , М. М. Петипа , А. В. Ширяева , Т.Карсавину , М. М. Фокина , М. Ф. Кшесинскую и множество других , а кроме того создали серию автошаржей и на себя .

В 1896-1914 гг. работал педагогом в Петербургском театральном училище. Среди учеников: А. П. Павлова , М. М. Фокин , Т. П. Карсавина , Кшесинская , Трефилова , Л. Г. Кякшт , В. Ф. и Б. Ф. Нижинские , А. Я. Ваганова , Ю.Седова , Ф. В. Лопухов , Н. Ф. Манохин .

Партии

  • «Волшебная флейта » Дриго - Лука
  • «Дочь фараона » Пуни - Лорд Вильсон
  • «Спящая красавица » Чайковского - Дезире
  • 1894 - «Пробуждение Флоры » Риккардо Дриго , балетмейстеры Мариус Петипа , Лев Иванов - Зефир (Петергофский дворцовый театр)
  • «Лебединое озеро » Чайковского - Зигфрид
  • «Тщетная предосторожность » - Колен
  • «Дон Кихот » - Базиль
  • «Жизель » - Альберт
  • «Раймонда » Глазунова , балетмейстер М. И. Петипа - Жан де Бриен
  • «Арлекинада» Дриго - Арлекин
  • «Коппелия » Л.Делиба - Франц
  • «Эсмеральда » - Гренгуар
  • « Золушка » - принц Шарман
  • «Жертвы Амуру» - пастух Илас

Постановки

В Мариинском театре:

  • 1903 - «Фея кукол» Й. Байера (совместно с С. Легатом)
  • 1906 - «Кот в сапогах» А. Михайлова
  • 1907 - «Аленький цветочек» Ф. Гартмана

Возобновил балеты, поставленные М. И. Петипа : «Времена года» (1907); «Талисман» Р. Дриго (1909), «Синяя борода» П. Шенка (1910) .

В 1915-1917 для антрепризы А. Р. Аксарина в Народном доме танцы для опер:

  • «Кармен » Ж. Бизе
  • «Галька» С. Монюшко

Напишите отзыв о статье "Легат, Николай Густавович"

Литература

  • Театральная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. С. С. Мокульский [до 1961 г.], П. А. Марков [с 1963 г.]; редкол.: Г. Н. Бояджиев, Ю. А. Дмитриев, Н. Г. Зограф [и др.]. - М .: Сов. энцикл., 1961-1967. - Т. 3: Кетчер - Нежданова. - 1964. - (Энциклопедии. Словари. Справочники). - 41 300 экз.
  • Дунаева, Н. Л. Николай Легат: Письма из Лондона // Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917-1940-е гг.) : междунар. науч. конф., 29 июня - 2 июля 2000 г. - М .: Русский путь, 2002. - Вып. 3 . - С. 409-423 . - ISBN 978-5-85-887-142-9 .

Николай Легат.История русской школы. 112 стр.Тираж 500 экз.Издание Академии русского балета имени Вагановой.2014 год

Примечания

Отрывок, характеризующий Легат, Николай Густавович

Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.

ЛЕГАТ НИКОЛАЙ ГУСТАВОВИЧ

Легат, Николай Густавович - артист и балетмейстер петроградской Императорской балетной труппы. Родился в 1869 г. Дебютировал в Мариинском театре в 1888 г.; участвовал с тех пор в качестве протагониста во всех почти пьесах балетного репертуара. Начиная с 1904 г., сочинил и поставил ряд балетов ("Фею кукол", совместно с братом Сергеем; "Времена года", "Аленький цветочек"), возобновил балет "Талисман"; ему же принадлежит множество вставных номеров, включенных в старые балеты. Как балетмейстер, Легат является продолжателем Мариуса Петипа, сторонником и знатоком так называемого "классического танца"; как исполнитель, отличается скорее грацией и чутьем стиля, нежели виртуозным блеском; как преподаватель танцев, оказал большое влияние на всех выдающихся современных балерин и танцовщиков. Он покинул казенную сцену в 1914 г.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕГАТ НИКОЛАЙ ГУСТАВОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛЕГАТ в Однотомном большом юридическом словаре:
    (лат. legatum) 1) (папский, апостолический) представитель римско-католической церкви (города-государства ватикан) в других странах. различают л. с временной, чрезвычайной и …
  • ЛЕГАТ в Словаре экономических терминов:
    (лат. legatus) - 1) папский, апостолический - официальный представитель римско-католической церкви в других странах. Правовой статус Л. определяется нормами дипломатического …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • ЛЕГАТ в Словаре военно-исторических терминов:
    (лат. legatus, legatus legionis) - римский офицер командир …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • НИКОЛАЙ
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • ЛЕГАТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (лат. legatus) 1) в Др. Риме назначавшийся сенатом посол или уполномоченный. 2) Легат папский - титул высших дипломатических представителей Ватикана. …
  • ЛЕГАТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. legatus - посол, от lego - посылаю), 1) в Древнем Риме назначаемый сенатом посол или уполномоченный, выполнявший политическое поручение. …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • НИКОЛАЙ
  • ЛЕГАТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедическом словарике:
    (от латинского legatus), 1) в Древнем Риме назначавшийся сенатом посол или уполномоченный. 2) Легат папский - титул высших дипломатических представителей …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедическом словарике:
    I а, м., одуш. 1. ист. У древних римлян: посол, выполняющий политические поручения. | В период поздней респуб-лики л. являлся …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. В Древнем Риме: посол, а также наместник императора в провинции. 2. В католической церкви: дипломатический представитель …
  • НИКОЛАЙ
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • ЛЕГАТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕЃАТ Ник. Густавович (1869-1937), артист балета, педагог, балетмейстер. В 1888-1914 в Мариинском т-ре (С.-Петербург). Ведущий танцовщик Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире …
  • ЛЕГАТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕЃАТ (лат. legatus), в Др. Риме назначавшийся сенатом посол или уполномоченный. Л. папский - титул высш. дипл. представителей Ватикана. Завещательный …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ЛЕГАТ в Словаре Кольера:
    (лат. legare - посылать), в Римской республике, посланник сената. Позднее так называли императорского наместника в римской провинции. В каноническом праве …
  • ЛЕГАТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    лега"т, лега"ты, лега"та, лега"тов, лега"ту, лега"там, лега"та, лега"тов, лега"том, лега"тами, лега"те, …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • ЛЕГАТ в Новом словаре иностранных слов:
    I. (лат. legatus посол) 1) у древних римлян - посол, выполняющий политические поручения; в период республики - помощник полководца …
  • НИКОЛАЙ
    имя, …
  • ЛЕГАТ в словаре Синонимов русского языка:
    наместник, посол, …

В мемуарах "Партер и карцер. Воспоминания офицера и театрала" Дениса Лешкова я наткнулся на следующее описание одного из знакомых автора:

Сергей Легат был красавец мужчина в полном смысле слова, первоклассный танцовщик и артист, незаурядный скрипач и очень талантливый художник-акварелист, выставлявший свои жанры с успехом на весенних выставках и оставивший по себе широкую память изданием совместно с братом альбома «Русский балет в карикатурах». Это был живой, интересный собеседник, жизнерадостный, но безвольный человек.

Для начала автопортрет самих шутников - Сергей и Николай Легаты.

А теперь отдельно персоналии героев шаржей:

ЛЕГАТ Николай Густавович

15(27). 12.1869, Москва - 24.1.1937, Лондон

Артист, педагог, балетмейстер. Был ведущим классическим танцовщиком. Танцевал с А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, Т. П. Карсавиной, О. И. Преображенской. Обладал безукоризненной техникой, хорошими сценическими данными, актёрским дарованием.
Партии: Зигфрид, Дезире, Альберт, Жан де Бриен, Базиль; Арлекин («Арлекинада»), Лука («Волшебная флейта»), Франц; Гренгуар («Эсмеральда»).
Гастролировал (с 1907) в Париже, Берлине, Лейпциге, Вене, Праге, Варшаве. С 1902 помощник балетмейстера, с 1905 2-й балетмейстер, с 1910 главный балетмейстер Мариинского театра. Постановки: «Фея кукол» (1903, совм. с С. Г. Легатом), «Кот в сапогах» А. Н. Михайлова (1906), «Аленький цветочек» Ф. А. Гартмана (1907); возобновил балеты, поставленные М. И. Петипа: «Времена года» (1907); «Талисман» Р. Е. Дриго (1909), «Синяя Борода» П. П. Шенка (1910). В 1922 уехал за границу. Преподавал в труппе Русский балет Дягилева (1925-26). Открыл школу в Лондоне (1923), которую с 1926 возглавила его жена - Н. А. Николаева-Легат.

ЛЕГАТ Сергей Густавович

15(27).9.1875, Москва - 19.10(1.11). 1905, Петербург

Артист, педагог. Исполнял партии в балетах, поставленных М. И. Петипа: Таор («Дочь фараона»), Люсьен («Пахита»), Жан де Бриен; Пьер («Привал кавалерии»), Артур («Синяя Борода»). Другие партии: Ацис («Ацис и Галатея»), Колен; Вестрис («Камарго»).
Сергей Легат был партнёром многих известных балерин. В 1902-03 вместе со своей постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам - М. М. Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште. Совместно с братом Н. Г. Легатом поставил в 1903 балет «Фея кукол». С 1896 преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 репетитор балетной труппы Мариинского театра.

ПЕТИПА Мариус Иванович

27.2 (11.3).1818, Марсель, - 1(14).7.1910, Гурзуф

Русский артист, балетмейстер. В 1847 был приглашён в Петербург на амплуа "танцора-мима": танцевал до 1869 в партиях Люсьена д"Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ребера и Бенуа, инструментовка Лядова). Графа ("Своенравная жена" Адана), Феба; Фауста ("Фауст" Пуньи), Конрада и др.
С 1862 штатный балетмейстер, а в 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Всего поставил свыше 60 балетов.

ПЕТИПА Мария Мариусовна

17(29).10.1857, Петербург, - 1930, Париж

Русская артистка. Дочь Мариуса Ивановича Петипа. Была ведущей характерной танцовщицей петербургской сцены: венгерка ("Лебединое озеро", "Коппелия"), испанка ("Раймонда"), итальянка ("Наяда и рыбак" Пуньи) и др. Среди партий: Катти и Низия ("Маркитантка" и "Царь Кандавл" Пуньи). Окончив сценическую деятельность в 1907, до 1912 эпизодически выступала в Мариинском и частных театрах.

КШЕСИНСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна

19(31).8.1872, Лигово, близ Петербурга, - 6.12.1971, Париж

Русская артистка, педагог. В балетах, поставленных М. И. Петипа, исполнила партии: Мариетта-Драгиниацца, Млада ("Калькобрино", "Млада" Минкуса), Колос ("Времена года"), Одетта - Одиллия. Её крупнейшие роли - Аврора (1893) и Эсмеральда (1899), Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Лиза; Аспиччия ("Дочь фараона"), Никия; Фенелла (опера "Немая из Портичи" Обера).
Кшесинская обладала яркой артистической индивидуальностью. Её танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью, виртуозной "колоратурностью" и в то же время классической законченностью. В начале 1900-х гг. танцевала в балетах, поставленных М. М. Фокиным: "Евника" Щербачёва (Евника), "Шопениана", "Эрос" на музыку Чайковского.
Гастролировала в Вене (1903), Париже (1908, 1909), Варшаве (1909), в 1911-1912 в антрепризе Дягилева. В 1920 уехала во Францию. В 1929 открыла студию в Париже.

ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна)

31.1 (12.2).1881, Петербург, - 23.1.1931, Гаага

Русская артистка. С 1899 танцовщица Мариинского театра. В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролёрши. На сцене Мариинского театра последний раз выступила в партии Никии в 1913, последняя гастроль в России - концерт в Москве в Зеркальном театре сада "Эрмитаж" (1914).
С 1908 гастролировала за рубежом. С 1909 - виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало её всемирной известности. В 1910 создала собственную труппу, которая с триумфальным успехом выступала во многих странах. Павлова сохраняла в гастрольном репертуаре балеты Чайковского и Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту" и др., а также концертные номера.

ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна

14(26).6.1879, Петербург, - 5.11.1951, Ленинград

Артистка, педагог, балетмейстер. Народная артистка РСФСР (1934). В 1897 окончила училище и была принята в кордебалет Мариинского театра, выступала в партиях корифеек и солисток. Критика называла Ваганову "царицей вариаций", признавая её непревзойдённой в вариациях в "Коппелии", в партиях Царицы вод ("Конёк-Горбунок"), Повелительницы дриад ("Дон Кихот") и др. Среди главных партий: Наила ("Ручей" Делиба), Одетта - Одиллия; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Жизель.
В 1916 оставила сцену. Педагогическая система Вагановой, сложившаяся в процессе преподавания классического танца в Ленинградском хореографическом училище (в 1957 училищу присвоено имя Вагановой; она преподавала в училище с 1921, с 1946 - профессор), дала новое развитие исполнительским принципам. Методика Вагановой изложена в её книге "Основы классического танца" (1934).

КАРСАВИНА Тамара Платоновна

25.2 (9.3). 1885, Петербург, - 25.4.1978, Лондон

Русская артистка. Дебютировала в партии Жемчужины ("Жавотта" Сен-Санса). Среди первых партий: Изумруд ("Синяя борода"), цветочница Пикилия ("Дон Кихот"), подруга Сванильды ("Коппелия"), Испанка ("Фея кукол"), вариации, па-де-де, па-де-труа ("Жизель", "Баядерка" и "Лебединое озеро"). Затем стала выступать в основных партиях классического репертуара: Жизель, Одетта - Одиллия, Раймонда, Никия, Аврора, Медора; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Пахита, Лиза и др. Постоянная партнёрша М. М. Фокина...
Для Карсавиной Фокин поставил балеты: "Исламей" на муз. Балакирева, "Прелюды" на муз. Листа и "Сон" на муз. Глинки. Карсавина была первой танцовщицей труппы С. П. Дягилева, участвовала в Русских сезонах. Исполняла партии в балетах Фокина - Жар-птица и Балерина ("Жар-птица" и "Петрушка"), Зобеида ("Шехеразада"), нимфа Эхо ("Нарцисс" Черепнина), Тамара ("Тамара" на муз. Балакирева), Синий бог ("Синий бог" Ана), Шемаханская царица ("Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"); в постановке Л. Ф. Мясина - Мельничиха ("Треуголка"), Соловей ("Песня Соловья" Стравинского), Пимпинелла ("Пульчинелла").
С 1918 жила за границей. В 1930 выступала в труппе "Балле Рамбер". В 1931 оставила сцену. Преподавала, консультировала балетмейстеров, возобновлявших балеты Фокина. В 1930-55 вице-президент английской Королевской академии танца.

ФОКИН Михаил Михайлович

23.4(5.5).1880, Петербург, - 22.8.1942, Нью-Йорк

Русский артист, балетмейстер, педагог. Фокин был изящным и элегантным танцовщиком с лёгким высоким прыжком, благородной грациозной манерой исполнения. В классическом репертуаре исполнял роли: Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Люсьен ("Пахита"), Базиль; Солор ("Баядерка"), Зигфрид, Жан де Бриен, Дезире и др. Выступал также в характерных танцах. Позднее часто исполнял партии в собственных постановках: Ренэ де Божанси ("Павильон Армиды"), Юноша ("Шопениана"), Пьеро и Арлекин ("Карнавал"), Амун ("Египетские ночи"), Иван-царевич ("Жар-птица"), Негр ("Исламей" на муз. Балакирева), Эрос ("Эрос" на муз. Чайковского) и др.
Как балетмейстер дебютировал спектаклями Петербургского театрального училища: "Ацис и Галатея" Кадлеца (1905), "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона (1906), а также поставил в Мариинском театре "Евнику" Щербачёва (1907), "Египетские ночи", "Шопениану" (1908).
В работе над спектаклями сотрудничал с художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским, Б. И. Анисфельдом, Н. С. Гончаровой, А. Дереном, С. Ю. Судейкиным, с композиторами И. Ф. Стравинским, Н. Н. Черепниным, Р. Штраусом, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, часто ставил спектакли и на музыку, не предназначающуюся для балета.
В 1909-12 и 1914 художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. В 1901-11 преподавал в Петербургском театральном училище. Его ученики: Е. П. Гердт, Л. В. Лопухова, Е. А. Смирнова, Е. М. Люком, Л. П. Чернышёва, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский, А. В. Лопухов и др. В 1918 уехал на гастроли в Швецию. С 1921 жил в США, до 1933 изредка выступал как исполнитель. В 1934-35 работал в парижской Опере, в 1936-39 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке (в числе учеников - Ж. Берлин, П. Бауман, Л. Кёрстайн, Х. Тамирис).

ЛЕНЬЯНИ (Legnani) Пьерина

Итальянская артистка. С 1892 ведущая солистка "Ла Скала". В 1893-1901 прима-балерина Мариинского театра (Петербург), где выступала в партии Сандрильоны ("Золушка" Шелля, балетм. М. И. Петипа, Э. Чеккетти, Л. И. Иванов). Была первой исполнительницей партии Одетты - Одиллии (1895, Мариинский театр, балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). Исполняла ведущие роли в балетах Петипа: "Талисман" Дриго, "Испытания Дамиса" Глазунова, "Синяя борода" Шенка, "Привал кавалерии" Армсгеймера, "Прелестная жемчужина" Дриго, "Камарго" Минкуса и др. Среди др. ролей: Раймонда, Медора, Сванильда. В партиях Эммы ("Гарлемский тюльпан" Шелля, балетм. Петипа, Л. И. Иванов) и Одетты - Одиллии впервые в России выполнила 32 fouette.
Леньяни - одна из последних представительниц виртуозного стиля, характерного для итальянской школы 2-й пол. 19 в. Её танец отличался необычайно высокой техникой в ущерб актёрским задачам и одухотворённости создаваемых ею образов. Вернувшись на родину, оставила сценическую деятельность.

ИВАНОВ Лев Иванович

18.2(2.3). 1834-11(24). 12.1901, Петербург

Артист, балетмейстер. В 1882 назначен режиссёром петербургской балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 второй балетмейстер театра. В 1887 поставил в традициях романтического балета «Очарованный лес» Р. Е. Дриго и (совм. с Петипа) «Гарлемский тюльпан» Б. А. Шеля, в которых сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под Петербургом) показал балеты «Севильская красавица» (1888), «Шалость амура» (1890, перешёл затем на сцену Мариинского театра) и «Праздник лодочников» А. А. Фридмана (1891).
В 1890 поставил «Половецкие пляски» для премьеры оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», в 1892 славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета «Млада» Н. А. Римского-Корсакова. В 1892 поставил «Щелкунчик», где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы (танец снежных хлопьев). Задуманную Ивановым постановку «Египетских ночей» А. С. Аренского осуществил М. М. Фокин. Б. В. Асафьев назвал Иванова "Душой русского балета".

ШИРЯЕВ Александр Викторович

29.8(10.9).1867, Петербург, - 25.4.1941, Ленинград

Артист, педагог, балетмейстер. Заслуженный артист Республики (1921). В 1877-81 исполнял роли детей в спектаклях Александрийского театра. С 1885, по окончании балетного отделения Петербургского театрального училища (педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин), в труппе Мариинского театра. Выдвинулся как характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере "Щелкунчика" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатическую технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада" Минкуса.
Актёрское дарование Ширяева проявилось в ролях "злодеев" и комедийных: фея Карабос, Абдерахман; Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада") и др.
С 1896 Ширяев фактически был помощником балетмейстера, в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Поставил балет "На перепутье" Армсгеймера (1904). В 1902 возглавил гастроли труппы русских танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом. Главная заслуга Ширяева в истории русского балета - создание класса характерного танца. В 1905 Ширяев был уволен из театра, что вызвало протест балетной труппы Мариинского театра. Вернулся в театр только после Октябрьской революции. С 1918 вёл класс характерного танца в Ленинградском хореографическом училище (имя Ширяева присвоено учебному театру этого училища).

ОБУХОВ Михаил Константинович

1879 - 3(?).9.1914

Русский артист, педагог. С 1898, по окончании Петербургского театрального училища (ученик Э. Чеккетти), в Мариинском театре. Танцовщик академического стиля, Обухов обладал виртуозной техникой. Среди партий: Зигфрид, Франц, Колен; Мутча ("Конёк-Горбунок"). С 1900 преподавал в Петербургском театральном училище. Среди его учеников: В. Ф. Нижинский, Г. А. Розай, В. А. Семёнов, А. Н. Обухов, П. Н. Владимиров.

ЧЕККЕТТИ (Cecchetti) Энрико

21.6.1850, Рим, - 12.11.1928, Милан

Итальянский артист, балетмейстер, педагог. В 1887 гастролировал с собственной труппой в петербургском летнем театре "Аркадия", где были показаны балеты Чеккетти: "Сила любви", "Мечта художника" (по Ж. Перро), сокращённые версии балетов "Эксцельсиор" и "Сиэба" (пост. Манцотти).
Как танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский тюльпан" Шеля (балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). В этом же году стал первым танцовщиком, с 1890 - балетмейстером и с 1892 - репетитором Мариинского театра. Чеккетти был танцовщиком-виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), Бог ветра Вайю ("Талисман" Дриго, 1889).
В 1892-1902 преподавал в Петербургском театральном училище (с 1893 - педагог мимики, с 1896 - классического танца). Был постановщиком (совм. с Петипа и Ивановым) танцев 1-го и 3-го действий балета "Золушка" Шеля (1893, Мариинский театр).
Из-за конфликта с дирекцией императорских театров уехал в Варшаву, где с 1902 руководил школой при варшавской Опере. В 1906 вернулся в Петербург, где открыл свою школу. В 1911-21 главный педагог-репетитор Русского балета Дягилева, исполнял также мимические роли: фея Карабос ("Спящая красавица"), Фокусник ("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух ("Шехеразада") и др.
Чеккетти был учителем А. П. Павловой, сопровождал её в турне по США (1913). В 1918 основал школу в Лондоне, в 1923 возвратился в Италию, открыл в 1925 школу в Милане. Последние выступления Чеккетти состоялись в 1922 в Лондоне (Русский балет Дягилева) и в 1926 в Милане.

ИОГАНСОН Христиан Петрович

8(20).5.1817, Стокгольм, - 12(25).12.1903, Петербург

Артист и педагог. По национальности швед. Хореографическое образование получил в Театральном училище Стокгольма. После дебюта в 1836 на сцене стокгольмского Королевского театра совершенствовался в Копенгагене у А. Бурнонвиля. С 1841 работал в Петербурге. Виртуозный классический танцовщик и великолепный партнёр, Иогансон отличался подчёркнутым изяществом манер и позировок.
С конца 40-х гг. стал исполнять и пантомимные роли, обнаружив незаурядное актёрское дарование (Пьер Гренгуар - "Эсмеральда", художник Сальватор Роза - "Катарина, дочь разбойника"). Иогансон многое перенял из опыта русских исполнителей и стал подлинно русским "художником". Был замечательным педагогом классического танца. Преподавал в Петербургском театральном училище с 1860 (официально с 1869). Среди учеников - П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина.

ДРИГО (Drigo) Риккардо (Ричард Евгеньевич)

30.6.1846, Падуя, - 1.10.1930, там же

Композитор и дирижёр. По национальности итальянец. С 1878 дирижёр Итальянской оперы в Петербурге, с 1886 дирижёр и композитор балета Мариинского театра. В России жил свыше 40 лет.
Участвовал в первых постановках в Петербурге балетов П. И. Чайковского ("Спящая красавица", 1890, балетм. М. И. Петипа, "Щелкунчик", 1892, балетм. Л. И. Иванов) и А. К. Глазунова ("Раймонда", 1898, балетм. Петипа).
После смерти Чайковского Дриго редактировал музыку "Лебединого озера" (совм. с М. И. Чайковским), инструментовал для петербургских постановок (1895) ряд фортепьянных пьес Чайковского, включённых в балет. Эта редакция балета получила всеобщее признание. Дриго в своём творчестве испытал влияние Л. Делиба.
Музыка лучших балетов Дриго изящна, мелодична, удобна для танца. Особенно популярен его балет "Арлекинада" (1900, Эрмитажный театр, затем Мариинский театр, балетм. Петипа), ставящийся во многих странах мира. Ему принадлежит музыка балетов "Очарованный лес" (1887, Мариинский театр, балетм. Л. И. Иванов), "Талисман" (1889, там же, балетм. Петипа), "Волшебная флейта" (1893, там же, балетм. Иванов), "Пробуждение Флоры" (1894, там же, балетм. Петипа), "Прелестная жемчужина" (1896, Большой театр, Москва, балетм. Петипа), "Роман розы и бабочки" ("Роман бутона розы", 1919, Мариинский театр, балетм. А. И. Чекрыгин), вставные номера к балетам др. авторов.
В 1920 Дриго возвратился в Италию.

Ну и куда менее великие, но тоже попавшие на карикатуры исполнители.

Ана Роже
Ana Roje

Хорватская балерина.
В возрасте 14 лет стала первой солисткой Национального балета в Сплите, Югославия.
Позже поступила в балетную труппу Загреба, а затем в Белградский балет, где стала прима-балериной. В 1933 году она отправилась в Лондон, где училась в Школе Легата. Опыт в качестве студентки, а затем и помощницы Легата оказало большое влияние на ее жизнь.
С 1933 до самой смерти Легата в 1937 году, она была его первым и единственным помощником.

Татаринова

И еще двое великих, хотя и не из этого сборника:

Федор Шаляпин

Для самого Сергея Легата создание "Русского балета в карикатурах" оказалось одним из последних дел в жизни. Как вспоминает тот же Лешков: "М.М. Петипа женила его на себе, когда ему было 27, а ей 50 лет, когда она уже испытала все розы жизни. Очень красивая в молодости, блестящая характерная танцовщица, М.М. прожила бурную молодость, имела десяток любовников, до градоначальника Грессера включительно, а к старости держала Сергея Легата под своим «характерным» башмаком, а он подчинялся безропотно, как овца, но не выдержал и осенью этого памятного 1905 года, запершись в кабинете, перерезал себе горло бритвой с такой силой, что голова держалась лишь на позвонках. Дверь взломали и нашли его в луже крови мертвым. Эта жуткая трагедия облетела в какой-нибудь час весь город. Похороны его были торжественным и многолюдны…"