» » Методы юридической психологии. Тест “Юридическая психология” 1 предметом юридической психологии является тест

Методы юридической психологии. Тест “Юридическая психология” 1 предметом юридической психологии является тест

Практически не существует такой сферы деятельности человека, в который бы не требовалось знание психологии. В юридической сфере психология тоже важна и нужна для выстраивания правильных взаимоотношений, понимания мотивов совершения преступлений, правильной оценки действий преступника и планирования оперативной деятельности.

В настоящее время в любом серьезном ВУЗе в курс подготовки специалистов правовой направленности включена такая дисциплина, как юридическая психология. Она изучает взаимосвязь психических явлений с возникновением правонарушений и применением норм права в общественной жизни.

Проблемами исследования являются:

1. психологические особенности планирования и осуществления деятельности следственных и судебных органов;

2. особенности развития психики лиц, являющихся участниками правонарушений и судебной деятельности;

3. факторы, влияющие на развитие психических отклонений в личности преступника;

4. основы перевоспитания и исправления преступников;

5. особенности предотвращения преступлений и многие другие.

Как видите, юридическая психология - очень обширная наука, охватывающая сферы деятельности, соприкасающиеся с социальной, возрастной и педагогической психологией, психологией девиантного поведения, психологией развития и другими отраслями.

В рамках этой науки можно выделить несколько направлений, которые решают конкретные задачи.

Криминальная психология изучает личность человека, преступившего закон или имеющего склонность к этому, причины, по которым совершается преступление, и разрабатывает рекомендации по их предотвращению.

Судебно-следственная психология направлена на исследование особенностей деятельности работников следственных органов, разработку эффективных методов различных процессуальных действий. Также данное направление занимается выявлением ложных показаний.

Оперативно-розыскная психология анализирует психологические закономерности поиска преступников, их задержания и раскрытия преступлений разного рода. Сюда же относится изучение и развитие методик детективной и охранной деятельности.

Пенитенциарная психология исследует особенности отбывания наказания в местах лишения или ограничения свободы, дает рекомендации по организации работы и досуга заключенных и совершенствует управление персоналом в органах уголовно-исполнительной системы.

Пока существует общество, будут совершаться преступления. А значит, юридическая психология будет постоянно развиваться, совершенствовать свои методики и изобретать новые способы решения проблем в предотвращении нарушения норм закона.

Уважаемый студент!

Стоимость данной работы составляет 600 руб. Если Вас устраивает цена, Вы можете связаться с нами любым удобным для Вас способом:

Если же Вы не нашли нужную для Вас работу, мы готовы выполнить ее на заказ быстро и качественно! Вам нужно будет всего лишь заполнить форму заказа .

Всегда рады помочь!

1. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии? Выберите наиболее полное и правильное определение.

1) Юридическая психология как научная дисциплина занимает промежуточное положение между юриспруденцией и психологией.

2) Юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации.

3) { Юридическая психология исследует особенности функционирования психики человека в системе правовых отношений и в условиях юридической деятельности.}*;

4) { Юридическая психология - это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности "человек-право"

5) Юридическая психология занимается изучением юридической деятельности.

2. Что такое мотив преступления?

1) Это тот предмет, который человек собирается получить преступным путем.

2) Это побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности.

3) Это объяснение своего поступка, которое задержанный дает следствию.

4) Потребность, которую испытывает человек для достижения преступной цели.

5) Процесс выработки решения совершить преступление.

3. Кто из ученых прошлого объяснял криминальную направленность личности особенностями строения тела человека?

1) Э. Дюркгейм.

2) Ч. Ламброзо.

3) 3. Фрейд.

5) В.М. Бехтерев.

4. Какие причины чаще всего удерживают законопослушного человека от совершения преступления?

1) Уважение норм права, ответственность перед родными и близкими.

2) Страх перед наказанием.

3) Семейные традиции правомерного поведения.

4) Боязнь быть опознанными свидетелями и очевидцами.

5) Неуверенность в получении личной выгоды от содеянного.

5. Какие элементы входят в психологическую структуру юридической деятельности?

1) Знания, навыки и умения юриста.

2) Социальный и личный опыт юриста.

3) Мотивы, цели, средства, действия, результаты работы.

4) Обстоятельства, нормы права, требования руководства.

5) Осмотр места происшествия, опознание, очная ставка, обыск, допрос, следственный эксперимент.

6. Могут ли эмоции человека быть мотивами преступления?

1) Не могут, поскольку человек - это разумное существо.

3) Могут, если человек психически болен.

4) Могут, но только под влиянием других людей.

5) Не могут ни при каких условиях.

Тема. Криминальная психология.

7. Какие из перечисленных критериев не относятся к психологическим признакам личности?

1) Самосознание

2) Саморегуляция.

3) Активность.

4) Индивидуальность.

5) Возраст и пол.

8. Какое из перечисленных качеств не является типичным для личности преступника?

1) Конфликтность, агрессивность.

2) Тревожность, беспокойство.

3) Эгоизм, эгоцентризм.

4) Ригидность (негибкость) мышления и поведения.

5) Слабоумие.

1) Нельзя, поскольку он противопоставляет себя обществу.

2) Можно, если он нарушил закон случайно или по неосторожности и т.д.

3) Можно, если он осознал тяжесть содеянного и раскаялся.

5) Можно, если обладает всеми необходимыми психологическими признаками.

10. Для какого типа групп характерен эффект Латейна?

1) Для диффузных групп.

2) Для коллектива.

3) Для корпорации.

4) Для кооперации.

5) Для ассоциации.

11. Объясните сущность рефлексии в общении. Выберите наиболее полную характеристику рефлексии.

1) Это социально-психологическое явление, возникающее в процессе профессионального общения юриста.

2) Это один из методов самопознания.

3) Это один из видов эмоциональных реакций.

4) Это осознание юристом того, как он воспринимается и оценивается другими людьми.

5) Это отражение человеком реакций его партнера по общению.

12. Какие способы обмана Вы знаете? Что из перечисленного не относится к ним?

1) Умолчание.

2) Селекция.

3) Искажение.

4) Конструирование.

5) Фантазия.

13. Чем определяется существование мотивационного барьера при переговорах с преступниками?

1) Взаимной неприязнью сторон.

2) Эстетической непривлекательностью преступников.

3) Характером поведения и особенностями речи преступников.

4) Различными задачами, потребностями и способами действий сторон по достижению цели.

5) Наличием у сторон своего "образа врага" партнера по общению.

14. Каковы типичные причины самооговора подозреваемого?

1) Уйти от наказания за более тяжкое преступление или отвести подозрение от другого преступника.

2) Слабодушие.

3) Ложное понимание товарищества.

4) Эмоциональная неустойчивость.

5) Растерянность.

15. Назовите основные особенности формирования образа партнера в ходе общения. Какая из характеристик не имеет отношения к этим особенностям?

1) Осмысленность.

2) Константность.

3) Целостность.

4) Предметность.

5) Вариативность.

16. Какой тип группы более всего распространен в организованной преступности?

2) Коллектив.

4) Корпорация.

5) Ассоциация.

17. Выберите определение, наиболее полно отражающее сущность способностей человека.

1) Это свойство личности, определяющее успех выполнения определенных видов деятельности.

2) Это наследуемые человеком анатомические и физиологический признаки, врожденные проявления.

3) Способности делятся на общие и специальные.

4) Уровнями развития способностей является общая одаренность; талант; гениальность.

5) Это личность в ее эффективности.

18. Какой из перечисленных факторов оказывает самое сильное влияние на личность?

1) Наследственность.

3) Деятельность.

4) Воспитание.

5) Нормы морали и права.

19. В каком возрасте характерна наибольшая криминальная активность?

1) 14 - 17 лет.

2) 18 - 24 года.

3) 25 - 29 лет.

4) 30 - 40 лет.

5) 40 - 50 лет.

20. Должностное лицо акционерного общества совершает хищение путем присвоения денег из фонда для покупки картины престижного автора. Какие потребности и мотивы побудили его на это?

1) Желание реализовать свои возможности и получить признание среди своего окружения.

2) Криминальный азарт.

3) Стремление надежно вложить капитал и обезопасить себя от форс мажорных обстоятельств.

4) Удовлетворить физиологические потребности.

5) Влияние ближайшего окружения, бесконтрольность, чувство безнаказанности.

21. Назовите принципы психологии, составляющие основу ее теории. Какой из приведенных ниже принципов не относится к ним?

1) Принцип детерминизма.

2) Принцип развития психики.

3) Принцип единства сознания и деятельности.

4) Принцип историзма.

5) Личностный подход.

22. Что такое личность в понимании юридической психологии?

1) Человек, являющийся субъектом уголовного дела.

2) Индивид, имеющий криминальную направленность.

3) Любой человек, обладающий необходимыми психологическими признаками.

4) Человек, обладающий необходимыми психологическими признаками, включенный в систему правовых отношений.

5) Социальная сторона психики человека.

23. Что такое "свойства личности"?

1) Качества, которые обеспечивают индивидуальность человека.

2) Преобладающее эмоциональное состояние человека.

3) Элементы психики человека, обеспечивающие его основные жизненные перспективы, динамику его деятельности и поведения, своеобразие отношения к жизненно важным для него объектам, успешность в работе по достижению целей.

4) Особенности типа высшей нервной деятельности человека.

5) Проявление интеллекта, воли и эмоций в его поступках.

24. В чем специфика криминальной мотивации? Какая из перечисленных особенностей не характерна для нее?

1) Недостаточная осознанность побуждений. Преобладание побуждения типа "влечения".

2) Преобладание материальных и естественных побуждений над духовными.

3) Ведущую роль в мотивации играют узколичностные побуждения.

4) Ориентация на ближние цели.

5) Мотивы ответственности, дружбы и взаимопомощи.

25. Какие из перечисленных понятий не относятся к интеллектуальному компоненту личности?

1) Знание законов.

2) {Уровень развития мышления: глубина, широта, критичность, самостоятельность и т.д.

3) Знание юридических и моральных норм поведения в обществе.

4) Отношение к преступности.

5) Умение анализировать и оценивать поступки и их юридические последствия.

26. Что такое профессиональная адаптация юриста?

1) Удовлетворение результатами своего труда.

2) Овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.

3) Приспособление функций организма и психики к условиям работы.

4) Гомеостаз.

5) Компенсация нервных и психических затрат положительными эмоциональными переживаниями.

27. К какой группе личностных качеств относится умение юриста устанавливать психологический контакт с партнером по общению?

1) Интеллектуальные качества.

2) Коммуникативных качества.

3) Нравственные качества.

4) Эмоциональные качества.

5) Волевые качества.

28. Какая из характеристик типична для организованной преступной группы?

1) Гуманизм.

2) Безответственность.

3) Взаимопонимание.

4) Социальная самоизоляция, враждебность к окружающим.

5) Попустительству.

1) Для пожилых людей.

2) Для женщин.

3) Для подростков.

4) Для мужчин.

5) Для лиц творческих профессий.

30. В какой последовательности возрастает достоверность показаний, передаваемых при помощи вербальных и невербальных средств общения?

1) Дистанция общения; содержание информации; эмоциональность речи; мимика; позы и жесты.

2) Эмоциональность речи; позы и жесты; мимика; содержание информации; дистанция общения.

4) Позы и жесты; мимика; дистанция; содержание; эмоциональность речи.

5) Мимика; поза и жесты; дистанция; эмоциональность; содержание.

31. Какой из перечисленных способов воздействия противоречит требованию метода убеждения и затрудняет процесс переговоров?

1) Выдвижение надежных, непротиворечивых аргументов.

2) Демонстрация своей силы и угроза паритету.

3) Формулирование промежуточных выводов, где был найден компромисс.

4) Тактичное объяснение ошибочности взглядов противника.

5) Последовательность выдвижения своих аргументов..

32. Для достижения психологического контакта с преступниками при переговорах применяются различные способы. Какой из приведенных способов неприменим?

1) Создание имиджа объективного человека.

2) Создание образа особо осведомленного человека в делах и проблемах преступников.

3) Оперативность информации.

4) Точное прогнозирование поведения преступников.

5) Твердые гарантии их освобождения от уголовного преследования и наказания.

33. Свидетель умышленно изобразил поведение потерпевшей при изнасиловании как провокационное, подчеркивая невиновность обвиняемого. Какой способ обмена он использовал?

1) Умолчание.

2) Конструирование.

3) Искажение.

4) Затрудняюсь ответить.

5) Селекция фактов.

34. Каковы психологические трудности в деятельности юриста?

1) Интенсивность и эмоциональная напряженность.

2) Особая ответственность.

3) Процессуальная самостоятельность.

4) Правовая регламентированность.

5) Ошибочное "видение закона", профессиональная деформация.

35. Для какого типа акцентуаций характерны серийные сексуальные преступления?

1) Возбудимый тип.

2) Шизоидный тип.

3) Эпилептоидный тип.

4) Циклоидный тип.

5) Конформный тип.

36. Чем отличается содержание личности преступника от содержания личности правопослушного гражданина?

1) Не отличается ничем.

2) Отличается противоположностью моральных принципов, жизненным опытом, знаниями и умениями, а также мотивами поведения.

3) Преступник не знает законов, а законопослушный человек их знает.

4) Если преступник раскаялся, то не отличается.

5) Законопослушный может управлять своими эмоциями, а преступник - нет.

37. Каково оптимальное соотношение методов рационального и эмоционального воздействия на преступников при ведении с ними переговоров по освобождению заложников?

1) 50% на 50 %.

2) 70% на 30%.

3) 30% на 70%.

4) 10% на 90%.

5) 90% на 10%.

38. Какой вид психологического воздействия на личность наиболее типичен для толпы?

1) Убеждение.

2) Подражание.

3) Внушение, заражение.

4) Одобрение.

5) Поддержка.

39. Какая из эмоций чаще всего способствует самоубийствам?

1) Растерянность.

2) Меланхолия.

3) Агрессия.

4) Аффект.

5) Отчаяние.

40) Определите понятия по следующим определениям:

а)человек как представитель рода;

б)человек как носитель предметно-логической деятельности;

в)человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других;

г)человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

1.Индивид. 2.Субъект. 3.Личность. 4.Индивидульность.

41) Что такое профессиональная деформация личности юриста?

a) Психическое расстройство, возникшее под влиянием неблагоприятных условий деятельности.

b) Уровень профессиональной подготовки юриста.

c) {Показатель, свидетельствующий о профессиональной принадлежности человека.

d) Психологический иммунитет к действию отрицательных факторов деятельности.

e) Чрезмерная выраженность профессиональных качеств, навыков, умений, которая затрудняет гибкость высших психических функций.

42) Можно ли судить о правовом сознании человека по его образованию?

a) Можно при любых обстоятельствах.

b) Можно, если он имеет юридическое образование.

c) Нельзя ни при каких обстоятельствах.

d) Нельзя, если не учитывать других факторов формирования личности.

e) {Можно только после проверки знания им норм права}.

43) Из приведенных суждений выберите то, которое раскрывает сущность характера человека.

a) Характер - это такое психическое свойство, которое передается от родителей и воспитывается в семье.

b) Черты характера социально типичны.

c) Характер есть единство мотивов, эмоций и воли.

d) В характере проявляются способы действия, которыми человек добивается своих целей

e) Характер - это свойство личности, которое отражает отношения человека к значимым для него объектам и придает своеобразие его поведению

44) Определите механизмы психологической защиты по следующим определениям:

a) Приписывание собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет признаться другому человеку.

b) Устранение, игнорирование травмирующих воздействий внешней реальности.

c) Замена недоступного объекта доступным.

d) Придумывание логических объяснений поведению, мотивы которого неблаговидны или неизвестны.

e) Избегание переживаний тревоги с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития

45) Какое из определений наиболее точно отражает сущность акцентуации личности?

a) Это крайние варианты нормы психического развития, граничащие с психическими расстройствами

b) Это те особенности личности, которые затрудняют нормальное общение человека с другими людьми

c) Они способствуют совершению правонарушений

d) По типу акцентуаций можно прогнозировать характер преступления (насильственное, сексуальное, корыстное

e) Акцентуации личности не ограничивают вменяемости человека

46) Выявите ошибочное утверждение.

a) фантазии, сновидения – активные и произвольные формы воображения.

b) галлюцинации – фантастические видения как результат нарушений психики и работы организма.

c) грезы – фантазии, связанные с желанием.

d) мечты более реалистичны и в большей степени связаны с действительностью, чем грезы.

47) Лицо БОМЖ совершило очевидное преступление: украл продукты из магазина. Какие потребности и мотивы заставили его это сделать?

a) Желание доказать свою смелость и самоутвердиться среди своих друзей.

b) Удовлетворить физиологические потребности в пище.

c) Показать свою принадлежность к группе себе подобных лиц.

d) Реализовать свои воровские амбиции.

e) Обезопасить себя на завтрашний день от голода

48) В чем состоят психологические особенности деятельности? Возможны 3 варианта правильных ответов.

a) Предметность, орудийность, целесообразность

b) Носит общественно-исторический характер и выражает индивидуальные особенности человека.

c) Особая социальная значимость и ответственность.

d) Конфиденциальность, регламентированность нормами права.

e) Деятельность структурна и имеет четкое строение.

49) По каким психологическим признакам можно наиболее точно определить тип социальной группы?

a) По количеству членов в группе.

b) По степени сплоченности и социальной значимости выполняемой деятельности.};

c) По уровню образования членов группы.

d) По длительности существования группы.

e) По профессиональной принадлежности членов группы

50) По каким показателям целесообразно воссоздавать (портретировать) образ человека?

a) Возрастные особенности

b) Физические облик, экспрессия, внешнее оформление

c) Профессиональные особенности поведения и речи.

d) Особенности выражения чувств.

e) Одежда, обувь, украшения.

51) Что включает в себя проксемические средства общения?

a) Интонацию, дикцию, темп речи.

b) Смех, плач, вздохи, аплодисменты.

c) Мимику.

e) Позы, дистанцию общения, движения по отношению к партнеру.}

52) Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

a) рефлексией.

b) идентификацией.

c) эмпатией.

d) симпатией.

53) Какие особенности речи подозреваемого могут говорить о его виновности и попытке обмануть юриста?

a) Подчеркивание своей честности, уклончивые ответы на прямые вопросы, клятвы в невиновности.

b) Самоуверенный тон речи.

c) Агрессивность, обвинения юриста в необъективности.

d) Многословие, обмен информации.

e) Невнимательность.

54) Чему равен средний объем внимания у человека?

a) 5-7 единиц информации.

b) 3-5 единиц информации.

c) 9-10 единиц информации.

d) 10-12 единиц информации

e) 3-5 единиц ифнормации.

55) В чем состоит главная особенность эмоций человека? Выберите наиболее точное определение эмоций.

a) Это переживания человека к значимым для него событиям, предметам и явлениям.

b) Они слабо поддаются управлению.

c) Они зависят от состояния организма человека и его психического здоровья.

d) Эмоции влияют на индивидуальность человека.

e) Эмоции человека отличаются от эмоций животных.

56) Память – это:

a) процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

b) способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

c) целостное отражение предметов, ситуаций и событий.

d) доступное для наблюдения умственное действие.

57) Какие из приведенных признаков свидетельствуют об ограниченности вменяемости в момент совершения преступления?

a) Раскаяние в содеянном.

b) Необдуманность.

c) Потеря памяти о произошедшем, истощение сил после содеянного.

d) Слабоумие в стадиях имбецильности и идиотии.

e) Наркотическое или алкогольное опьянение.

58) Определите отличительные особенности эмоциональных переживаний:

А) Аффект.

Б). Стресс.

В). Настроение.

Г). Чувства.

Д). Конкретные эмоции.

а) Устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее деятельность человека и выражающееся во всех его проявлениях;

б) Психическое состояние, связанное с потребностями и мотивами, отражающее в форме непосредственно-чувственных переживаний их зависимость для субъекта;

в) Эмоциональное переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности;

г) Сильное и относительно кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта обстоятельств и сопровождаемое сужением сознания.

д) Эмоциональное состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации и напряжения нервно-психических сил.

59) Выберите особенности, которые характеризуют:

1.Ощущения. 4.Мышление.

2.Восприятие. 5.Воображение.

3.Память. 6.Речь.

а) Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и т.д.;

б) Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира;

в) Отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира;

г) Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств;

д) Отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств;

е) Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков;

ж) Отражение новых образов и мыслей.

Пример выполнения:

  1. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии? Выберите наиболее полное и правильное определение.
  • Юридическая психология как научная дисциплина занимает промежуточное положение между юриспруденцией и психологией.
  • Юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации.
  • { Юридическая психология исследует особенности функционирования психики человека в системе правовых отношений и в условиях юридической деятельности.}*;
  • { Юридическая психология - это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерно­сти "человек-право"
  • Юридическая психология занимается изучением юридической деятельности.
  1. Что такое мотив преступления?
    • Это тот предмет, который человек собирается получить преступным путем.
    • Это побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности.
    • Это объяснение своего поступка, которое задержанный дает следствию.
    • Потребность, которую испытывает человек для достижения преступной цели.
    • Процесс выработки решения совершить преступление.
  1. Кто из ученых прошлого объяснял криминальную направленность личности особенностями строения тела человека?
    • Э. Дюркгейм.
    • Ч. Ламброзо.
    • Фрейд.
    • К. Юнг.
    • В.М. Бехтерев.
  1. Какие причины чаще всего удерживают законопослушного человека от совершения преступления?
    • Уважение норм права, ответственность перед родными и близкими.
    • Страх перед наказанием.
    • Семейные традиции правомерного поведения.
    • Боязнь быть опознанными свидетелями и очевидцами.
    • Неуверенность в получении личной выгоды от содеянного.
  1. Какие элементы входят в психологическую структуру юридической деятельности?
    • Знания, навыки и умения юриста.
    • Социальный и личный опыт юриста.
    • Мотивы, цели, средства, действия, результаты работы.
    • Обстоятельства, нормы права, требования руководства.
    • Осмотр места происшествия, опознание, очная ставка, обыск, допрос, следственный эксперимент.
11 стр.

Квалификационный тест "Юридическая психология"

Позволяет проверить психологические знания для анализа информации и поведения личности,а также применения знаний о психологии личности для прогнозирования поведения человека и профилактики правонарушений. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе

1. Методы выявления психологических фактов, закономерностей и механизмов поведения, регулируемых нормами права, составляют содержание группы методов

  • психотехнического воздействия
  • экспертизы правовых законов
  • научного исследования

2. Методы психологического воздействия на личность в юридической психологии направлены на:

  • психологический анализ уголовного дела
  • наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов.
  • предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.
  • изучение психологических закономерностей человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разработку научно обоснованные рекомендации для практики.

3. На формирование психологической линии поведения следователя при подготовке, производстве и фиксации следственных действий оказывает влияние три группы факторов:

  • особенности обстановки расследования
  • все ответы верны
  • поведение других лиц

4. В преступлениях против личности механизм их совершения часто базируется на:

  • характерологических особенностях преступника
  • эмоционально-аффективных реакциях преступника
  • интуитивных реакциях преступника
  • рационально-волевых реакциях преступника

5. На теоретическом уровне отношения между людьми и правом рассматриваются, в основном, с помощью:

  • понятий общественного сознания и общественного мнения
  • соблюдения желательного социального поведения под страхом принуждения
  • новых для данной области методов фокус-групп и анализа ассоциаций

6. Наличие у личности установок (готовности) на правомерное поведение, а также привычек к исполнению различных нормативных актов (законодательств) составляет содержание:

  • поведенческого компонента правосознания
  • познавательного компонента правосознания
  • эмоционального компонента прасознания
  • дисциплинарного компонента правосознания

7. Макросоциальные, микросоциальные и личностные условия призваны обеспечить эффективность

  • функционирования правовых норм
  • функционирования судебной системы
  • пенитенциарной системы
  • розыскной деятельности

8. В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников (ОРД) ведущая роль принадлежит следующим структурам:

  • все ответы верны
  • познавательно-поисковой
  • коммуникативной

9. Возникновение у субъекта мотивации преступного деяния, особенностей выбора средств и принятия решений является содержанием:

  • девиантного поведения
  • просоциального поведения
  • криминального поведения
  • отклоняющегося поведения

10. Важную роль для надлежащего правового поведения играет:

  • способность к внутреннему самоконтролю
  • правомочные санкции, которые предусмотрены за его нарушение
  • позитивное отношение к праву

11. Раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, занимается разработкой психотехнических средств воздействия на криминальные элементы, называется

  • правовая психологии
  • криминальная психология
  • судебная психология
  • психология следственной и оперативно-разыскной деятельности

12. Методы, предназначенные для проведения целевых исследований экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов, составляют содержание группы методов:

  • психотехнического воздействия
  • судебно-психологической экспертизы
  • экспертизы правовых законов
  • научного исследования

13. В настоящее время в России существуют доминирующие и противостоящие концепции права. Сколько их всего?

15. Предметом юридической психологии является:

  • процесс осуществления правосудия
  • явления психики, особенности личности участников правоотношений
  • личность и ее деятельность

16. Что является объектом изучения юридической психологии и психологии юридического труда?

  • актуальные вопросы системы психологии юридического труда
  • изучение реального правосознания людей
  • человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений

17. Метод юридической психологии, который основан на объективных материалах: письмах, дневниках, архивных документах, продуктах преступной деятельности называется:

  • эксперимента
  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдения
  • проективный метод

18. Правовая социализация – это:

  • усилия, которые проявляется человек в защиту своих прав и свобод
  • процесс присвоения, прогрессивной ассимиляции и реорганизации субъектом представлений и знаний о правовой системе.
  • сформированное положительное отношение юношей и девушек к правовым нормам, к праву в целом как к ценности

19. В том случае, если имеет место воздействие на сознание личности через обращение к его собственному критическому суждению для формирования мировоззрения, можно говорить о психологическом механизме:

  • подражания
  • заражения
  • внушения
  • убеждения

20. В криминальной психологии темперамент, специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности относятся к:

  • социально-психологической группе признаков личности
  • психофизиологической группе признаков личности
  • социально-демографической группе признаков личности
  • нет верного ответа.

21. Раздел криминальной психологии изучает:

  • психологии проведения следственных действий при расследовании преступления
  • особенности психологических факторов в детерминации преступного поведения
  • психологию личности и деятельности следователя и участников уголовного процесса
  • М. М. Щербатов
  • В.А. Привалов
  • П.И.Ковалевский

23. На формирование психологической линии поведения следователя при подготовке, производстве и фиксации следственных действий оказывает влияние три группы факторов:

  • особенности обстановки расследования правильный, но неотмеченный вариант
  • биологические факторы
  • политические факторы
  • личностные особенности следователя

24. Общей задачей юридической психологии является:

  • научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права
  • исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи).
  • психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения

28. С психологической точки зрения феномен наказания имеет функции:

  • воспитывающую
  • все ответы верны
  • 0беспечивающую
  • карательную

29. В практике психолого-юридических исследований получили распространение эксперименты двух типов:

  • лабораторные и естественные
  • общие и частные
  • индивидуальные и групповые
  • физиологические и психологические

30. При проведении оперработниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступника, основными из которых являются:

  • эмоции, воля, интеллект, характер и темперамент
  • рассказ, собеседование, лекция, диспут
  • убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач
  • наблюдение, эксперимент, тестирование и обобщение характеристи

Только зарегистрированные пользователи могут проходить этот тест и получить сразу бесплатно эл. сертификат. Поделитесь ссылкой на тест в своих соц. сетях! Для генерации сертификата необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответа

В 1967 году Э. Кречмер выделил три варианта пубертатного криза, а именно: Кризовое пубертатное развитие под воздействием среды, карикатурное созревание с нарушением полового созревания, пубертатные кризы из-за психологических конфликтов

В каких формах проявляются расстройства памяти?1 Амнезия 2 Гипермнезия

В каком случае несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, не подлежит вменению уголовной вины: В случае психического расстройства или отставания в психическом развитии

В структуре правовой психологии общностей выделяют такой элемент, как правовая осведомленность. Это: Знание группой и ее членами законов и иных правовых установлений, как действующих, так и новых, а также умение ориентироваться в них при принятии решений по вопросам собственной жизни и деятельности

В чем заключается отличие между рациональным аффективным самоубийством (РА) и рациональным неаффективным (РН) самоубийством: РН является спланированным, продуманным самоубийством, РА совершается чаще всего под влиянием сильной эмоции и без построения плана и замысла самоубийства

В чем основное отличие между обыском и осмотром места происшествия: Обыск - это принуждение по отношению к обыскиваемому, осмотр - непосредственное восприятие следователем места происшествия в целях изучения обстановки, изъятия следов и т. д.

Выберите правильное определение психологического теста Стандартизированное психологическое испытание, в результате проведения которого делается попытка оценить тот или иной технический процесс или какое-либо свойство личности.

Выберите правильное определение судебно-психологической экспертизы. Вид судебной экспертизы по исследованию особенностей психической деятельности свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, их эмоциональных реакций, жизненных свойств, состояний в целях правильной оценки их показаний.

Для какого типа преступника будет характерно следующее высказывание: «Я живу только в минуту смертельной опасности»: Для вора

Если следствие или суд сочтут заключение экспертизы неполным или недостаточно ясным, может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту: Да, но психологическое обследование подэкспертного должно проводиться заново

Завершение допроса в уголовном деле означает следующее: Проставление подписи допрашиваемого под протоколом допроса

Как Вы понимаете выражение "кафковские ситуации" применительно к юридической психологии? Ситуации, вызывающие поступки смысл и мотивация которых остается неразгаданными в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.

Как называются факторы, которые непосредственно связаны с правовой системой, деятельностью юридических органов, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка: Правовые факторы

Какие аспекты исследования личности потерпевшего выделяют в судебной психологии: Поведение потерпевшего в период совершения преступления и его личностные характеристики

Какие качества включают модуляционные компоненты психологии личности, которые обеспечивают направленность на правомерное поведение: Комплекс психофизиологических качеств

Какие компоненты включает понятие «тактическая подготовленность»: Наличие четкого и обоснованного плана проведения допроса, а также предусмотрение оперативной его коррекции в необходимых случаях

Какие негативные качества личности играют ведущую роль в совершении неосторожных преступлений: Повышенный риск в поведении, дефекты предвидения, психической саморегуляции

Какие приемы и методы рекомендует юридическая психология применять при введении переговоров с преступниками, захватившими заложников?1 Убеждение в необходимости освобождения заложников.2 Логическая аргументированность бессмысленности противостояния силам правопорядка.

Какие факторы могут искажать правильность и полноту показаний потерпевшего: Испытываемые чувства страха, гнева, стыда или обиды, связанные с ситуацией преступления

Какие чаще всего встречающиеся в судебной практике вопросы относятся к компетенции судебно-психологической экспертизе?1 Способность свидетельствовать потерпевших, подозреваемых с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, умственного развития правильно воспринимать обстоятельства совершения преступления и давать о них объективные показания в ходе судебного разбирательства.2 Способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.3 Способность потерпевшего правильно воспринимать и оценивать характер совершения преступником действий в отношении него (ее).

Какое из перечисленных определений понятия "личность" является правильным с позиций юридической психологии? Система социально значимых психологических признаков, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Какое определение понятия "личность преступника" является правильным с позиций юридической психологии? Специфическая сущность личности преступника заключается в особенностях его психологического склада, которые выражают собой внутренние предпосылки антиобщественного поведения.

Какое определение понятия "фрустрация" наиболее правильно? Психическое состояние не нашедшей удовлетворения стимулированной потребности, сопровождаемое различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием .

Какое определение понятия "чувства" наиболее правильно? Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значимость этих явлений в связи с потребностями человека и мотивами его деятельности.

Какой метод, применяемый в судебно-психологической экспертизе, используется для сбора данных о родительской семье, здоровье подэкспертного, поэтапном психическом развитии, отношении к себе и т. д.: Метод анализа «жизненного материала»

Какой тип виктимного поведения преобладает среди детей и подростков: Пассивно-подчиняемый

Какую ведущую роль в организации правового поведения личности, выполняет правовая социализация: Обеспечение правомерного поведения и формирование у личности правосознания

Может ли включать психологический пубертатный криз психическое расстройство как компонент личности подростка: Иногда

Может ли выступать в качестве биологической предпосылки к преступному поведению нервно-психическое заболевание: Да

Может ли проявиться склонность к насилию уже в раннем возрасте: Да, однако склонность к насилию может проявляться косвенно

Обладает ли подэкспертный правом на получение информации о целях и характере проводимой судебно-психологической экспертизы: Такое право является одним из основных, однако может опускаться в связи с особым психическим состоянием подэкспертного

Перечислите особенности коммуникативной психологии деятельности судьи в судебном заседании.1Установление нормальных, бесконфликтных психологических отношений с заседателями, присяжными.2Установление психологического контакта с аудиторией как сообществом с единой психологической направленностью.3Равное отношение ко всем участникам групповых преступлений.

Позволяют ли публичность, открытый характер рассмотрения дел, обстановка в зале судебного заседания, повторное переживание события преступления составу суда уяснить реальные мотивы деяния и психологические особенности личности правонарушителя? Да

С именем какого ученого связывают рождение виктимологии: Г. Хентинг

С какой целью в оперативно-розыскной деятельности используются оперативно-информационные модели: С целью создания динамических образов людей как субъектов противоправных действий

Укажите основные элементы защитительной речи адвоката в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела. 1Правовая оценка с позиции защиты деяния подзащитного.2Анализ с позиции защиты собранных по делу доказательств. 3Приведение доказательств, опровергающих предъявление подсудимому обвинения.4 Поведение итога судебного следствия с позиции интересов подзащитного.

Укажите психологические особенности деятельности состава суда на стадии вынесения приговора. 1Повышенная психологическая активность.2 Запрещение контактов с другими лицами.3 Концентрация внимания на решении всех вопросов, подлежащих включению в приговор.

Укажите психологические особенности создания преступниками тайников, сокрытия похищенного или орудий преступления.1 Расчет на брезгливость (тайники в выгребной яме, кучи навоза, унитазе и т.п.).2Расчет на проявление тактичности и отказ по этим соображениям от осмотра постели младенца, тяжелобольного, могил и склепов, урн погребенных родственников.3 Расчет на автоматизм действий и фактор утомления производящих обыск.

Укажите психологические предпосылки объединения правонарушителей в преступные группировки.1Общность преступных интересов, потребностей и мотивов2 Общие нормы поведения в ближайшем окружении и разделяемые стандарты преступной субкультуры, дефекты правосознания участников группы.3 Осознание невозможности совершения преступления и уклонения от ответственности без объединения в преступную группировку.

Укажите психологические элементы (часть) обвинительной речи прокурора, выступающего в судебном заседании в качестве государственного обвинителя Характеристика личности подсудимого.

Что может послужить основанием для назначения судебно-психологической экспертизы при наличии предположения о совершении преступления в состоянии аффекта? Необходимость подтверждения сведений об аккумуляции у обвиняемого отрицательных эмоциональных переживаний, стойких стрессовых состояний, хронической неудовлетворенности жизненно важных потребностей, высокой конфликтности ситуации совершения преступления.

Что относится к психологическим предпосылкам умышленного преступного поведения?1 Отчужденность личности как нахождение на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно - правовых ценностей.2 Тревожность, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, неуверенности в себе, преувеличение угрожающего характера внешних факторов.3 Преобладание в мотивационной сфере человека мотивов: самоутверждения, защитных, замещающих, игровых и самооправдания.

Что понимается под термином "интериоризация"? Формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной действительности .

Что рекомендуется следователю при отказе подозреваемого от дачи показаний с позиций юридической психологии? 1 Убеждать допрашиваемого в ошибочности избранной тактики.2Использовать противоречия интересов участников процесса.3 Убедить допрашиваемого, что соучастники получают возможность переложить вину на него.

Что такое "аффиликация"? Стремление быть в окружении близких по духу людей в состоянии реальной или мнимой опасности

Что такое "память"? Укажите правильные варианты ответов.1 Отражение непосредственного или прошлого опыта человека путем фиксирования, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей, образов, прежде воспринятых предметов и явлений.2 Форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующего воспроизведения человеком своего прошлого опыта.

Что такое "экстериоризация"? Преобразование внутренних психических структур во внешние действия, высказывания.

Что такое «тюремно-лагерная дорога»: Это связные каналы между камерами осужденных

Что такое адаптация к условиям лишения свободы? Приспособление осужденного к новым для него правилам, нормам, регламентам режима, социуму и условиям жизнедеятельности в местах лишения свободы

Что такое амнезия? Полное отсутствие памяти

Что такое внимание? Направленность и сосредоточенность психической деятельности человека при выполнении сознательной деятельности на определенных объектах, процессах и явлениях.

Что такое воображение? Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятия и представлений, полученный в прошлом опыте.

Что такое исправительная (пенитециарная) психология? Составная часть юридической психологии, изучающая психологические основы ресоциолизации личности осужденного - восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизни в обществе.

Что такое мышление? Сложный психический процесс, отражения действительности, высшая форма творческой активности человека по отражению окружающей действительности, в ее существенных признаках, разнообразии и связях между объектами.

Что такое общение в коммуникативной подструктуре профессиональной деятельности юриста? Взаимодействие двух и более людей, выражающееся в обмен значимой для профессиональной деятельности юриста информацией познавательного или аффективно - оценочного характера.

Что такое ощущение? Отражение индивидом отдельных свойств явлений окружающего мира (среды функционирования) путем их непосредственного воздействия на чувства человека.

Что такое правовая социализация личности? Усвоение критериев оценки юридически значимых ситуаций, законов, правил и норм общежития и умения пользоваться этими нормами при выборе правомерных действий.

Что такое профессиограмма юриста? Комплексное отражение основных сторон профессиональной деятельности юриста по той или иной специализации и психологических качеств личности, необходимых и достаточно развитых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Что такое психология? Отрасль научных знаний, изучающая … процесс активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, мышления, чувств и других процессов и я явлений психики.

Что такое темперамент?1 Соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.2Общая характеристика типичного поведения человека в зависимости от совокупности врожденных свойств нервной деятельности с позиций динамики, тонуса и уравновешенности.

Что такое тревожность (стресс)? Индивидуальная психологическая особенность человека, состоящая в повышенной склонности человека испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе таких, которые угрозы не представляют.

Что такое характер? Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающее типичные для данного субъекта способом поведения в определенных жизненных ситуациях и при определенных обстоятельствах

Что такое эмоции? Особый вид психических процессов и состояний, отражающих в форме переживания (удовольствия, радости, страха, ужаса и т.п.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Что такое юридическая психология? Отрасль психологической науки, изучающая.индивидуальные психологические и социально-психологические явления, относящиеся к сфере права.

Что является объектом судебно-психологической экспертизы? Психические проявления человека, не выходящие за пределы нормы, т.е. не вызывающие сомнений в его психической полноценности.

Что является предметом юридической психологии? Психические явления, психологические механизмы и закономерности, проявляющееся в сфере действия норм права .


Понятие метода в юридической психологии. Классификация методов

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей.

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

По структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение или изменение психолого-правовых явлений.

По целям деятельности методы юридической психологии делятся на три группы.

1. Методы научного исследования . С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемые нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практиков, занимающихся работой по борьбе с преступностью или ее предупреждению.

2. Методы психологического воздействия на личность . Они применяются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон их применения ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, адаптации (приспособления) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Эти методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.

3. Методы судебно-психологической экспертизы . Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

По этапам исследования методы юридической психологии делятся:

  1. на организационные методы , действующие на протяжении всего исследования:
    • сравнительный - сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;
    • лонгитюдный - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например многократное обследование осужденных на протяжении всего срока отбытия наказания);
    • комплексный - изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
  2. эмпирические методы:
    • обсервационные - наблюдение и самонаблюдение;
    • экспериментальные - лабораторный и естественный эксперимент;
    • психодиагностические - тесты, анкеты, опросники, беседа;
    • праксиометрические - анализ продуктов деятельности;
    • биографические - анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден, т.е. соответствует тому, для получения и опенки чего он изначально предназначался, и надежен, т.е. позволяет получить одни и те же результаты при повторном и многократном использовании;

  1. методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ результатов исследования (например, дифференциация материала по типам, группам, вариантам); описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;
  2. интерпретационные методы различные варианты генетического (анализ психики в плане развития с выделением отдельных фаз, стаций, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Метод наблюдения

Рассмотрим подробнее ряд эмпирических способов добывания научных данных. Одним из основных методов психологии является метод наблюдения , т.е. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения могут быть действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика, жесты, позы. Поскольку восприятие внешнего поведения человека носит, как правило, субъективный характер, не следует спешить с выводами. Необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Основным условием научности наблюдения выступает его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

Наблюдение бывает нескольких видов:

  • стандартизированное - проведенное строго в соответствии с намеченной программой;
  • свободное - не имеющее заранее установленных рамок;
  • включенное - исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение;
  • скрытое - примером может служить телепередача «Скрытая камера».

Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) - наблюдение за своими мыслями, чувствами.

Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следователь, как правило, судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии события преступления, об отношении к участникам расследования, правосудию и т.д. Важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения. Некоторые юристы ведут дневники наблюдений. К примеру, на основе дневников Л. Шейниным изданы «Записки следователя».

Метод беседы

Психологи и юристы широко используют метод беседы. Специфическим видом правоохранительной беседы является допрос , т.е. привлечение к даче показаний, в ходе которого проверяются и уточняются многие рабочие гипотезы прокурора, следователя, дознавателя. Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, обвиняемом, свидетеле, потерпевшем: об установках и мотивах их действий, психических состояниях, процессуальной позиции (противодействия, содействия, уклонения от сотрудничества) и т.д.

С учетом этих особенностей работник правоохранительных органов вырабатывает индивидуальный подход к допрашиваемому и вступает в контакт с ним. Такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели получению объективной и полной информации о событиях преступления. Одной из разновидностей беседы служит интервью - беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

Анкетный метод

Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обработке и анализу. В правоохранительной практике анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации. В настоящее время анкетный метод широко используется теоретиками и практиками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых

Большое значение в юридической психологии имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонарушителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом правонарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

Биографический метод

В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды.

Метод независимых характеристик

Стабильные данные о личности в целях изучения психологических особенностей ее юридической или иной трудовой деятельности дает метод независимых характеристик отечественного ученого К.К. Платонова.

При этом методе исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников (всего 5-12 человек), хорошо знающих обследуемого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристики испытуемого в произвольной или единой форме. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить пять степеней проявления каждой черты:

  1. развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности;
  2. заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
  3. эта и противоположная ей черты выражены неярко и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются нечасто;
  4. заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;
  5. противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности.

Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела

Одним из часто применяемых методов юридической психологии является анализ материалов конкретного гражданского, административного или уголовною дела. При этом нужная информация для исследования содержится:

  • в показаниях свидетелей, истцов, ответчиков, потерпевших, обвиняемого или подсудимого;
  • разнообразных справках, выписках, оригиналах медицинских, педагогических, производственных документов;
  • характеристиках, протоколах процессуальных действий, заключениях проведенных экспертиз.

Метод тестирования

В психологической практике в настоящее время широкое применение получил метод тестирования, который когда-то в отечественной науке недооценивался. Теперь на вооружении имеется несколько тысяч тестов.

Тест (англ, test - проба, проверка) - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности.

Тестирование используется как метод психологической диагностики. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

В юридической психологии наибольшее распространение получили прожективные тесты и личностные опросники.

Прожективные тесты предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты на основе рисунков и др.

Например, ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной - отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье - отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от него, расторгнуть брак и т.д.

Личностные тесты построены по принципу оценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест MMPI, содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности.

Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые характерологические свойства.

В юридической практике тесты наиболее широко используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Эксперимент

Одним из основных методов научного познания вообще и психолого-юридического исследования в частности выступает эксперимент. Данный метод с конца XIX в. стал ведущим в психологической науке и ее отраслях. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Выделяют два вида эксперимента - лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.

Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому. Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.

В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент используется в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.). С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимательность, наблюдательность, сообразительность и др.

К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования лабораторной техники в реальных ситуациях практической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

Эти недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В настоящее время естественный эксперимент применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Применение его в этих случаях не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

Результаты эксперимента также позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив. Представляет интерес, например, работа следователей, которые путем замены некоторых факторов, постоянно воздействующих на обвиняемого, достигают изменения последним его позиции, линии поведения на предварительном следствии. При этом обвиняемый начинает говорить правду под влиянием родственников, товарищей по работе, других обвиняемых, вставших на путь признания. Воздействие этих лиц осуществляется под руководством следователя, который в данном случае одновременно играет роль экспериментатора, психолога и педагога, выступающего в начальной стадии исправления правонарушителя (признания им своей вины). Метод экспертных оценок

В последнее время получил развитие метод экспертных оценок, сущностью которого является использование мнений специально отобранных экспертов о некоторых динамических показателях, характеризующих тенденции развития правовой психологии, отдельных элементов ее предмета, полученных обобщенных данных эмпирических исследований и т.п.

Правомерность применения и значение методов юридической психологии

Следует особо отметить, что все применяемые в юридической деятельности психологические методы не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципам законности и гуманности. В этой связи по этическим соображениям не могут быть реализованы в реальных условиях многие формирующие эксперименты (например, по изучению закономерностей формирования преступных группировок, массовых беспорядков и т.п.), а также применены унижающие или игнорирующие общечеловеческое достоинство «программы изменения поведения».

Изучение и применение методов научной психологии имеют практическую ценность для будущих юристов. Они необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.