» » Образовательное пространство основные характеристики. Что такое образовательное пространство? Соотношение понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда» - презентация

Образовательное пространство основные характеристики. Что такое образовательное пространство? Соотношение понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда» - презентация

В процессе научно-методической деятельности педагогов Оренбургского президентского кадетского училища исследуется специфика развития личности воспитанника, выявляются педагогические возможности образовательного пространства учебного заведения.
Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме показывает, что идея образовательного пространства получает все более широкое и многоаспектное концептуально-теоретическое и научно-методическое осмысление в педагогике.
В то же время очевидно, что термин «образовательное пространство» применяется для обозначения феноменов, различающихся и по своим масштабам, и по содержательным характеристикам, и по формальным признакам – от мирового образовательного пространства до образовательного пространства отдельно взятой личности.
Большинство научно-педагогических работ посвящено проблемам создания образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения. При этом образовательное пространство рассматривается как фактор развития личности ребенка (М.И. Корнева, В.М. Степанов), социального воспитания школьников (Т.Ф. Борисова), формирования у них ценности эстетического отношения (И.М. Реморенко). Исследуются педагогические условия гуманизации образовательного пространства (Р.И. Туктарова) и его становления с использованием нетрадиционных педагогических средств (Г.А. Ферапонтов). Обычно в этом случае речь идет об образовательных учреждениях инновационного типа. Иначе говоря, идея создания образовательного пространства, обладающего определенными характеристиками, выступает как концептуально-теоретическая основа инновационной педагогической деятельности.
Одно из первых исследований в этом направлении было осуществлено в середине 1990-х гг. М.И. Корневой, которая исследовала новое образовательное учреждение – прогимназию как образовательное пространство развития личности ребенка. Исследователь исходит из того, что образование обретает статус носителя собственного человеческого содержания, становится для личности значимым «образом» человеческой деятельности, который может существенно изменить и «образ» самого человека, только в том случае, если оно в условиях существенного изменения форм социальных связей на макро – и микроуровнях функционирует как явление культуры; ориентировано на культурологические и цивилизационные формы жизнедеятельности; предполагает осуществление в образовательном процессе целостного подхода к способам и формам проявления субъектности человека, его творческой сущности; основано на воплощении полисубъектного (диалогического) подхода как основы гуманистических педагогических технологий. Соответственно образовательный процесс должен выступать в виде социумных содействий в среде, что и обеспечит «вхождение» личности в культуру, в социумные связи. Образовательное учреждение при этом должно рассматриваться как образовательное пространство воспроизводства человека, саморазвития личности и раскрытия ее потенциальных возможностей .
С нашей точки зрения, организация единого образовательного пространства на уровне образовательного учреждения направлена на реализацию главной цели – подготовку интеллигентного, образованного и всесторонне развитого культурного человека, обладающего творческим гуманистическим и диалоговым мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, «строить» гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.
Проблемы технологической организации единого образовательного пространства отражены в работах К.Я. Вазиной, А.С. Гаязова, А.Ю. Петрова, Э.К. Самерхановой, Э.Ш. Хамитова.
Разные исследователи в зависимости от своих научных целей раскрывают различные аспекты данного явления, которые нередко дают основания предполагать, что образовательным пространством именуются совершенно различные объекты образовательной реальности:
образовательная среда рассматривается как одна из характеристик образовательного пространства. Например, Ю.С. Песоцкий говорит об образовательном пространстве «в единстве комплекса его характеристик, не только средовых, но процессуальных и институциональных» ;
образовательное пространство рассматривается как одна из характеристик образовательной среды (ее локальный, пространственный срез);
термины «образовательная среда» и «образовательное пространство» используются как синонимы, т.е. обозначают одно и то же явление.
Наша позиция совпадает с мнением тех исследователей, которые понимают образовательное пространство в широком смысле – как пространство всех образовательных воздействий и реалий, внешнее по отношению к личности, выступающее объектом этих воздействий, но в то же время субъектом образовательных отношений.
Образовательное пространство как составляющая более широкого социального пространства представляет собой образовательный континуум во всем многообразии его системных, процессуальных, ресурсных, субъектно-деятельностных, а также духовно-информационных составляющих, целостность которого обеспечивается интеграционными процессами, проявляющимися на всех его уровнях и затрагивающих все компоненты пространства, а также непрерывностью образовательного процесса во всех его составляющих и по всем параметрам .
При всем несходстве разных трактовок образовательного пространства, обусловливающих факторов, мотивов и конкретных целей, побуждающих исследователей описывать педагогическую действительность с помощью понятия «образовательное пространство», отчетливо выделяются общие черты, позволяющие рассматривать его как целостный педагогический феномен, выражающий:
объективный характер интеграционных процессов, проявляющихся в современном образовании на всех его уровнях и затрагивающих все компоненты образовательных систем;
непрерывность образовательного процесса во всех его составляющих и по всем параметрам;
возрастание роли субъективного фактора в образовании, заставляющего во многих случаях «уходить» от административно-организационного по своей сути термина «образовательная система» и узкого по своему содержанию термина «образовательный процесс» как характеристики образовательного континуума.
Мы согласны с В.М. Степановым в том, что современная ситуация в российском образовании ставит перед педагогической наукой вопрос о поиске разумного баланса между двумя историческими тенденциями в его развитии – тенденции к единообразию и тенденции к разнообразию форм организации . Идея образовательного пространства, на наш взгляд, позволяет во многом снять данное объективное противоречие.
Соглашаясь с мнением ученых о том, что социальное партнёрство является способом организации единого образовательного пространства, мы считаем, что главным и сущностным в организации единого образовательного пространства становится управление механизмом взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодеятельности субъектов образовательного процесса, который выступает также необходимым условием для развития и саморазвития педагогов и обучаемых.
Идея развития личности воспитанника в образовательном пространстве училища в нашем исследовании заключается в том, что обучающийся рассматривается как носитель активности, индивидуального, субъективного опыта, он стремится к раскрытию, реализации и развертыванию своих внутренних потенциалов (аксиологического, коммуникативного, творческого). Задача преподавателей и воспитателей содержится в том, чтобы, создавая соответствующие педагогические условия, помочь воспитаннику осознать потребность в самосозидании, инициировать активность, устремленность к самосовершенствованию.

Список литературы
1. Корнева, М.И. Прогимназия как образовательное пространство развития личности ребенка / М.И. Корнева. – Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 1996. – 24 с.
2. Песоцкий, Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования / Ю.С. Песоцкий // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 26 – 35.
3. Cамерханова, Э.К. Организационные основы создания единого образовательного пространства в высшем учебном заведении / Э.К. Самерханова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж. – пед. акад. 2004. – 131 с.
4. Степанов, В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе / В.М. Степанов. – Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 1999. – 23 с.
5. Уилбер, К. Никаких границ / К. Уилбер. – М., 1998.

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147 И.В. Маричев,

Э.Г. Малиночка

Сущность понятия «образовательное пространство»

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье проанализированы подходы к раскрытию понятия «пространство». Установлено, что его основные признаки изначально сформулированы с уклоном в предметные области естественных наук, особенно физики и математики. Это затрудняет развитие теории пространства в предметных областях других наук. Здесь сделана попытка перевести сложившиеся формулировки основных свойств пространства на общенаучные основы, чтобы облегчить понимание сущности его природы представителями всех наук, а затем с этих позиций выполнен переход в предмет педагогики - описана общая сущность образовательного пространства.

Ключевые слова:

Пространство, образовательное пространство, заполнение пустоты, протяженность, дискретность, координатность, распространенность и взаимосвязанность объектов, отгра-ниченность объектов, детерминация объектов.

Выявляя сущность образовательного пространства, нужно определиться в понимании пространства, образования и связей между ними. Начнем с первого.

Анализ работ, использующих понятие «пространство», показывает, что при выражении его понимания используются представления: о пустоте, наполнении пустоты материей, перенимании пустотой у материи протяженности, дискретности, преобразовании пустоты в пространство, координатности (взаимном расположении компонентов), границах, местах, ощущении пространственности, форме всех явлений, порядке существования объектов, пространственности, расстоянии и др. .

Пустота рассматривается как ничто. Она не может быть ничем, в том числе не может быть пространством. Пустота - это не пространство, и пространство не может быть пустотой. О пространстве можно говорить лишь тогда, когда в пустоте появляется что-то.

Разные науки используют понятие «пространство», включая его в свой понятийный аппарат и используя в качестве инструмента для построения собственных предметных об-

ластей и теорий. Это понятие помогает им отражать единство разноприродных объектов и объяснять целостность мира.

Утверждается, что при включении в пустоту материи пустота перенимает у нее протяженность, дискретность и непрерывность. Это породило представления о пространстве как совокупности всех мест реальных объектов, как порядка и системы одновременного сосуществования объектов. Оно рассматривается и как свойство находящихся в нем тел, как форма бытия, форма существования материи.

Авторы различных работ рассматривают координатность пространства, под которой понимается взаимное расположение его компонентов, например, тел. Границами считаются места перехода от тела к пустоте и от одного тела к другому. Расстояние рассматривают в роли пространства.

Понятие «пространство» связывают с ощущением пространственности. Показывают, что оно сложилось в результате ощущения человеком пространственности в процессе его культурогенеза, в связи с объективизацией существующих явлений и представлений о них.

Этот процесс объективизации привел к тому, что ученые стали рассматривать «пространство процессов в комплексе с понятиями, представлениями о них, взятых вместе с мыслью о них, с практикой» .

Предпринимались попытки определить понятие «пространство» через другие понятия, но они не дали желаемого результата, потому что нет понятий, более абстрактных, чем это. Оно является первофеноменом, «оно исходно, в нем можно зафиксировать единство разнокачественных явлений в цельности мира» .

Сами материальные тела и их свойства порождают свои пространства. Имеет место рассмотрение пространства не только как пространства тел, но и как пространства процессов и связанных с ними понятий.

Имеет место представление о пространстве как о чем-то таком, существование чего обусловлено существованием определенного набора фактов и условий. Относительно широко распространилась теория культурного пространства. Рассматривается культурное пространство, под которым понимается способ бытия человека. Культурное пространство рассматривается как пересечение пространств культур. Разводятся понятия «культурное пространство» и «пространство культуры» . Психологи рассматривают бытийное пространство личности.

Виды пространства подразделяют на материальные, виртуальные и материальновиртуальные. Виртуальное при этом рассматривается как идеальное. Отмечается, что виртуальный мир человек видит изнутри, его объекты поддаются исследованию, с ними можно общаться. Применение компьютера предоставляет широкие возможности варьирования пространства и даже времен, ускоряя и замедляя его, перенося рассматриваемые события в прошлое и будущее.

В философских работах рассматривается социальное пространство, в географических -географическое и т. д. В философии, в частности, рассматривается «социальное пространство ученического класса как феноменологический факт, существующие взаимосвязи между социумом, классом...» . Философы видят пространство как совокупность государственных и общественных механизмов, географы

Как тетраду пространственных понятий «тер-

ритория», «район», «пространство», «место» . Каждая наука, обращаясь к понятию «пространство», вносит в его описание специфические характеристики своего предмета.

В разнообразных высказываниях о пространстве просматриваются следующие общие признаки, свойства его:

Наполнение материей пустоты,

Протяженность (взаиморасположенность),

Дискретность,

Координатность,

Наличие границ,

Перенятие пустотой у материи протяженности,

Преобразование пустоты в пространство введением в нее материи,

Порождение материальными телами и их свойствами своих пространств.

Это набор признаков, свойств, обозначенных в рассмотренных нами источниках. Он создан путем явных обобщений, то есть использованием тех названий, которые применены авторами. Однако эти названия далеки от предмета педагогики в «горизонтальном направлении» (представлены в других конкретных науках). Представляется целесообразным обобщить их, поднимаясь на более высокий уровень абстракции, а затем с этого уровня по другой ветви перейти в более конкретное поле предмета педагогики и в нем раскрыть сущность образовательного пространства.

Признак пространства «наполнение материей пустоты», обычно выдвигаемый авторами на первое место, как основной, следует признать недостаточно общим признаком пространства, поскольку он относится лишь к материальному пространству, а современной наукой признано существование и нематериальных пространств - виртуальных и материальновиртуальных. Примером виртуального объекта образовательного пространства может стать ведущий субъект самообразования. Нам представляется целесообразным сформулировать обобщенный признак как «наполнение пустоты материальными и (или) виртуальными объектами». Это свойство включает в себя и рассматриваемое свойство физических тел.

«Протяженность (взаиморасположен-

ность)» также присуща физическим объектам. Среди объектов нефизических пространств есть такие, что их свойствам не присуща протя-

женность тел, потому что их объекты не являются телами. Например, о признаках культуры не говорят, что они обладают протяженностью. Их характеризует разный объем, но не физический, а некоторый иной, характеризующийся количественным проявлением объектов культуры. То же можно сказать и о компонентах содержания образования в педагогике. Они бывают более широкими или узкими, общими или локальными. «Широкость», «ширина» представляются не совсем удачными словами, например, при рассмотрении математических понятий. Более подходящей представляется обобщенная формулировка протяженности -«распространенность (обширность)».

«Взаиморасположенность» тоже присуща лишь некоторым объектам, включая физические. Взаиморасположенность тел заключается в величине расстояний между ними и направлениях их расположений одного относительно другого. Нет смысла говорить, например, о количестве метров и направлении на восток или север между менталитетом и эмоциональностью как свойствами личности, упражнением и объяснением как методами обучения. А понятие «взаимосвязанность» включает в себя и обозначенные физические обстоятельства, и соответствующие характеристики другой природы. Поэтому наиболее удачной формулировкой второго признака представляется «распространенность и взаимосвязанность объектов».

«Дискретность» проявляется в том, что каждый компонент пространства имеет свой состав общих и особенных свойств. Например, Черному морю и Крыму как компонентам географического пространства присущи разные наборы свойств. Поэтому Черное море и Крым не одно и то же. В разных науках особенности рассматриваемых объектов называют такими словами, как «закономерности», «правила», «принципы», «требования» и т. д. В образовании, например, урок и домашняя работа существуют отдельно одно от другого. То же самое следует сказать о лекционной аудитории и читальном зале. Нельзя утверждать, что слово «дискретность совсем не подходит для характеристики присутствия этих объектов в каком-либо единстве, но слово «отграниченность», на наш взгляд, понятнее характеризует это присутствие. Поэтому соответствующее свойство

можно обозначить названием «отграничен-ность объектов пространства».

Признак «координатность» специфичен для математики и физики, а в гуманитарных науках может выполнять лишь роль намека. Этот признак определяет место объекта в совокупности или системе объектов пространства. Это значит, что он показывает, как этот объект соотносится с другими объектами, то есть характеризует его связи с другими объектами. Для всех остальных, в том числе гуманитарных наук, также характерно, что их объекты имеют взаимные связи. Эти связи обусловливают их взаимное существование. Например, в вузе имеются ректорат, деканаты, кафедры, факультеты, учебные группы, учебные аудитории и т. д. Между ними устанавливаются связи, которые точно определяют роль каждого из этих объектов среди всех остальных. Здесь назначение понятия «роль» аналогично назначению понятия «место» в математической системе координат. Кроме того определяются и причины образовавшихся или образованных связей. Отсюда вытекает целесообразность обозначения рассматриваемого признака пространства словом «детерминация», а само свойство сформулировать как «детерминация объектов пространства».

Название признака «границы» понятно всем и не требует преобразования. Можно лишь порассуждать об их обобщенной сущности. Их можно рассматривать как места появления и исчезновения признаков объектов пространства.

«Перенятие пустотой у материи протяженности» трактуется как одно из свойств пространства на примере физического (а значит и материального) пространства. С введением в пустоту материи она (пустота) превращается в материальное пространство. Если мы ввели в пустоту «Кавказ» как географический объект, то вместе с ним в ней появилась и его (объекта «Кавказ») протяженность, она присвоилась пустотой, превратившейся в материальное пространство. С введением в пустоту виртуального объекта она превращается в виртуальное пространство. Опираясь на выполненное выше обобщение понятия «протяженность», мы можем сформулировать этот обобщенный признак пространства как «перенятие пустотой у объектов пространства их распространенности

(в смысле обширности) и взаимосвязанности (взаимообусловленности)».

Признак «преобразование пустоты в пространство введением в нее материи» установлен на примере физического пространства. Он является прямым логическим продолжением первого признака «наполнение материей пустоты». Пустота пространством быть не может, так как она есть ничто. Это значит, что ничего нет. Если же в ней появляются материальные и (или) виртуальные объекты, то вместе с ними появляется ощущение их и затем причина рассуждать о них. Для доказательства превращения пустоты в пространство нужно установить появление у нее основных признаков этого феномена. Для этого нужно решить, какие признаки пространства являются основными.

В науке установилось представление, что «категория пространства возникла на основе наблюдения практического использования представлений о положении и отношении объектов друг к другу, их объема, протяженности» . Поскольку же «пространство является. абсолютной абстракцией» , возвести его к каким-либо категориям, понятиям невозможно. Остается обратиться к изначальным практическим наблюдениям и пониманиям. Ими могут быть взаимоотношения объектов, их объем и протяженность. Представляется, что для образования пространства нужно, чтобы в пустоте появились объекты, обладающие распространенностью, детерминированной взаимосвязанностью и отграниченностью.

Из отмеченного вытекает, что введение в пустоту материальных и (или) виртуальных объектов преобразовывает ее в пространство. При этом характер, вид, особенности этих объектов обусловливают и вид, особенности образуемого пространства:

Наполнение пустоты материальными и (или) виртуальными объектами,

Распространенность (относительно объема и количества объектов) и взаимосвязанность объектов,

Ограниченность объектов пространства,

Детерминация объектов пространства.

Эти четыре признака пространства нам

представляются основными, а остальные являются производными от них и других обстоятельств.

Следующий выделенный нами для рассмотрения признак - порождение материальными телами и их свойствами своих пространств. Этот признак (производный от обозначенных четырех) позволяет нам от полученных формулировок высокого абстрактного уровня перейти по вертикальному направлению в предмет педагогики. При этом следует учесть существование виртуального пространства и его виртуальных объектов.

Изложенное позволяет сформулировать основные признаки образовательного пространства:

Наполнение пустоты материальными и (или) виртуальными образовательными объектами,

Распространенность (относительно объектов и их количества) и взаимосвязанность образовательных объектов,

Отграниченность образовательных объектов пространства,

Детерминация образовательных объектов пространства.

Для дальнейшей конкретизации образовательного пространства необходимо определиться в понимании образовательного процесса, его механизмов и его обеспечения.

Организацию этого процесса мы рассматриваем с позиций ситуационно-функционального подхода, заключающегося в планомерном создании образовательной ситуации, предусматривающей адекватную подготовку контингента, кадров, учебно-материальной базы, текущую подготовку условий для образовательной деятельности, включение функциональной системы образовательной деятельности и управление ее функционированием путем отслеживания выполняемых действий и их результатов и направления внимания обучаемых на действия, адекватные текущим изменениям их образованности.

Образовательное пространство выступает в виде условий для выполнения образовательной деятельности. Условия для этой деятельности подразделяются на внешние и внутренние. Компонентами образовательного пространства являются внешние. А внутренние тоже составляют пространство, но другое - самого образования. Это совокупность условий, создаваемых самими образовательными действиями для их же выполнения.

Условия образовательного пространства должны соответствовать установленным выше его признакам. Их можно классифицировать по этим признакам, но такая классификация не удобна для применения в практической деятельности педагогов и создателей условий для деятельности образовательных учреждений. Для них характерно рассмотрение их по организационно-методическим признакам. Пространственные признаки нужны для оценивания рассматриваемых условий и предъявления к ним полноценных общенаучных и педагогических требований.

Рассмотрим выделенные признаки образовательного пространства на примере вуза.

Наполнение пустоты материальными и (или) виртуальными образовательными объектами заключается в следующем. Набор контингента студентов и педагогических кадров. Подготовка зданий и других помещений для проведения учебных занятий, создание учебноматериальной базы, открытие опорных пунктов для подготовки набора абитуриентов. Приобретение обучающих программ и приложение их к компьютерной технике. Обучение педагогов применению новых образовательных технологий. Выполнение этих и других условий там, где их прежде не было, приводит к появлению в образовательной вузовской пустоте образовательного вузовского пространства.

Расположенность (относительно объектов и их количества) и взаимосвязанность образовательных объектов заключается в том, что каждый объект занимает некоторое свое количество (размеры) места, обладает своим количеством информации, объекты связаны между собой различными закономерностями - причинами, следствиями, содержанием учебного материала, созданием условий для выполнения образовательных действий, предоставлением средств обучения, возбуждением мотивов. Информация отдельного компонента может иметь характер, отличный от характера информации другого компонента. Информация материального компонента может быть связана с информацией виртуального. Учебные планы, программы, учебники, учебные технологии взаимообусловлены, выступают в единстве, действуют непрерывно в течение установленного времени. Их влияние протягивается в пространстве.

Отграниченность образовательных объектов образовательного пространства состоит в том, что каждый объект имеет свою сферу существования, свои границы, отличается от других объектов. Например, учебник физики и лекционная аудитория не повторяют друг друга, несмотря на то, что связь между ними существует: лекционная аудитория используется для того, в частности, чтобы студент узнал, как он должен работать по этому учебнику. Каждый образовательный объект имеет состав общих и особенных свойств. Существуют группы объектов, каждая из которых имеет свой расширенный относительно всей совокупности объектов состав свойств. Самым общим свойством всех образовательных объектов является способствование решению образовательных задач. Одним из общих свойств лекционной аудитории, читального зала вуза и учебного кабинета является предоставление физического места для выполнения студентом действий учения. Объекты образовательного пространства очень многочисленны и разнообразны. Они обладают рядоположенными и иерархическими различиями.

Детерминация образовательных объектов образовательного пространства заключается в существовании их связей между собой, направления и характера этих связей. Каждый объект имеет связи с другими объектами, характеризующие его логическое место среди них. Это место определяется свойствами объектов, детерминируется ими. Например, содержание обучения как компонент образовательного пространства связано с библиотекой, в которой хранится учебная литература; учебной лабораторией, приспособленной для обеспечения возможности выполнять действия, в которых усваивается часть программного материала; аудиторией для занятий групп, на которых обсуждаются основные проблемы изучаемого материала и т. д.

Каждый объект образовательного пространства и вся их совокупность представляют собой условия для выполнения образовательной деятельности, поэтому их (объекты) можно называть условиями, образовательными условиями.

Примечания:

1. Бондырева С.К., Колесов ДБ. Миграция (сущность и явление) / С.К. Бондырева, ДБ. Колесов. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 296 с.

// : - -тодический журнал. - 1999. - № 4. - С. 116-129.

вание и наука: Известия Уральского отделения РАО. Журнал теоретических и прикладных исследований. - 2001. - № 5 (11). - С. 38-54.

дагогика, 1997. - № 3. - С. 10-15.

тельное пространство как педагогическая кате// .

Понятие образовательного пространства

Определение 1

Образовательное пространство – часть образовательной среды, представленная многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса.

Термин образовательное пространство используется не только в рамках педагогики, но и в рамках ряда других наук, таких как философия, социология, психология и т.д. Все эти науки рассматривают и анализируют образовательное пространство с разных точек зрения, изучают конкретные элементы, связанные непосредственно с данной наукой.

Образовательное пространство представлено совокупностью учебных заведений (ДОО, школа, ВУЗ, ССУЗ и т.д.), которые все вместе образуют единство и направлены на достижение общей цели.

На сегодняшний день, исходя из представленных определений и понятий, образовательное пространство интерпретируют с двух сторон.

Согласно первой тенденции, под образовательным пространством понимают взаимоотношения между педагогом и учащимися во время передачи знаний и опыта, то есть рассматривается в качестве самого процесса.

Вторая тенденция рассматривает образовательное пространство как специально созданную зону, наполненную необходимым материалом и оборудование, для организации образовательной деятельности.

Иными словами, под образовательным пространством понимают взаимодействие между педагогами и учащимися в рамках образовательных учреждений различного типа, с целью оказания образовательных услуг.

Замечание 1

Таким образом, образовательное пространство – это совокупность среды и системы, направленной на организацию педагогической деятельности.

Функции образовательного пространства

Образовательная функция . Данная функция предусматривает получение учащимися необходимых знаний, а также умений и навыков их применения в повседневной жизни. Поучаемые знания представлены в виде теоретических фактов, законов, понятий и т.д., а также ряда практических знаний, представляемых в ходе опытов, экспериментов и т.п. Образовательная функция предполагает организацию процесса обучения с опорой на основные педагогические принципы. Все полученные учащимся знания должны быть актуальны, систематизированы, упорядочены и подчинены определенной логике.

Воспитывающая функция . Процесс образования напрямую связан с воспитанием. Невозможно представить образованную личность, которая не воспитана, то есть не имеет необходимых знаний и навыков поведения в обществе, не обладает качествами воспитанной личности. Именно в процессе образования воспитываются качества личности, необходимые для полноценного члена современного общества. Личность ребенка не может быть сформирована полноценно, если не усвоены системы моральных, нравственных и иных норм, требований и убеждений.

Развивающая функция . Процесс обучения сам по себе является развивающим. Эффективность развития учащегося в первую очередь зависит от его взаимодействия с педагогом. Для того, чтобы знания и умения усваивались ребенком полноценно, необходимо всестороннее влияние на его личностное развитие.

Формирующая функция . Данная функция направлена на формирование у учащихся навыков анализа и оценивания собственного поведения, своего внешнего вида, речи и т.д. Все эти навыки помогают ребенку вести диалог, принимать участие в беседах, высказывать и отстаивать свое мнение, приводить аргументы.

Функция социализации . Каждый человек лицо социальное, невозможно полноценное существование вне социума. Именно поэтому так важно научить и приобщить ребенка к жизни в обществе. Большое значение для введения в общество имеет культура. Культура воспитывает, формирует общую картину мира, прививает правила и нормы поведения в обществе, помогает понять и осознать свое положение в социуме.

Таким образом, функции образовательного пространства направлены на формирование и развитие полноценной, всесторонне развитой личности, которая обладает необходимыми знаниями, умения и навыками.

Принципы образовательного пространства

Организация образовательного пространства подразумевает соблюдение следующих принципов:

  1. Принцип единства образовательного и культурного пространства. Данный принцип основан на исторической традиции гармонизации взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
  2. Принцип дифференциации, индивидуализации и мобильности образовательного пространства. Согласно данному принципу педагогический процесс имеет общедоступный характер, согласно учету возрастных потребностей, способностей и возможностей ребенка. Образовательная программа, исходя из этого принципа, строится в виде разных уровней, каждый из которых основан на особенностях развития ребенка.
  3. Принцип развивающего и деятельностного образования. Данный принцип предусматривает приобретением ребенком умений и навыков по самостоятельному получению знаний, в процессе специально организованного педагогического процесса. Данные умения и навыки являются очень важными в жизни каждого ребенка.
  4. Принцип непрерывности и преемственности образовательного процесса. Согласно данному принципу, образовательный процесс осуществляется на протяжении всего периода взросления и становления каждого ребенка. При этом необходимо соблюдать преемственность методов и средств образования между разными ступенями образования (ДОО – школа - СУЗ – ВУЗ и т.д.).
  5. Принцип демократизации образовательной деятельности. Данный принцип предполагает сотрудничество между участниками образовательного процесса, основанное на взаимном доверии и уважении.

В настоящее время особой популярностью пользуется социальное образовательное пространство, которое предполагает свое существование отдельно от государства или города. То есть образовательное пространство, представленное пространством отдельного образовательного учреждения или организации.

Что понимают под образовательным пространством? Какова цель его выделения? Как оно формируется? Как организовывается?

Общая информация

Образовательное пространство - это понятие, которое используется для описания множества систем, целью которых является обучение. Можно сказать и по-иному. Под пространством подразумевается вся образовательная сфера, а также всё влияние на неё. При разборе понятия не лишним будет вспомнить про принцип «Матрешки» с небольшим отличием: так, удельный вес каждой системы, что относится к общности, будет не одинаковый. И образовательное пространство - это не просто самая большая интегрированная система, которая существует в рамках общества или страны. У него есть ещё и целый ряд производных. В зависимости от того, как проведена организация образовательного процесса, можно утверждать о направлениях движения и качественного развития общественных отношений. При этом происходят множественные пересечения, в результате чего может быть осуществлена оценочная характеристика, зависимо от выбранной системы координат, с которой осуществляется оценка. В качестве опорного материала будет использовано видение Г. Н. Серикова.

Нормативно-регламентирующая координата

Её задача - это характеризовать нравственные и правовые основания. От них будет зависеть то, в каких условиях осуществится процесс функционирования. И то, каким получится образовательное с одной стороны, даёт возможность для урегулирования взаимоотношений между участниками процесса. Также обеспечивается правовое регулирование системы образования и её структурных составляющих элементов.

Перспективно-ориентирующая координата

Занимается подготовкой в плане получения определённого результата. С её позиции оценивается, какие профессии, умения, навыки и прочее будут необходимы спустя определённое время. Так, с точки зрения перспективно-ориентирующей координаты проводится анализ социально-ценностных ожиданий, таких как востребованность выпускников и качества образования различных уровней подготовки. Наибольший интерес в данном случае представляет профессиональное образование.

Деятельно-стимулирующая координата

Она показывает специфику не/материальных условий функционирования участников отношений, которые входят в современное образовательное пространство. Причем в данном случае может проводиться очень четкое разграничение на сектора и даже на отдельные элементы. Следует отметить, что тут есть и негативный аспект, который проявляется в значительном увеличении количества бумажной составляющей. Теоретически двигаться вперёд можно, только передавая работу с информацией компьютерной технике, то есть проводя кибернетизацию образования.

Коммуникативно-информационная координата

С этой позиции оцениваются взаимосвязи между большим количеством систем, их структурных составляющих и отдельных элементов. От возможности быстро и качественно передавать информацию во многом зависит возможность приспособления образования к вызовам современности.

Влияние современных технологий

Сейчас образовательное пространство - это не то же самое, что было сто, пятьдесят и даже двадцать лет назад. Значительное влияние на него сейчас оказывают информационно-компьютерные технологии. Особенно примечательным является тот факт, что образовательный процесс постепенно перемещается к виртуальному пространству. Первоначально всё начиналось с простых курсов, которым в большинстве случаев был грош цена. А сейчас даже университеты практикуют разработку и реализацию дистанционных заочных форм обучения. Есть множество и просто добровольческих проектов, которые направлены на помощь в получении новых знаний и развитии. По собственной инициативе люди создают и выкладывают текстовые и видеоматериалы по широкому спектру направлений. Так сказать, учись до упаду. К примеру, если человеку в университете что-то не понятно, допустим - с раздела физики, то он всегда может поискать объяснение. Причем весьма вероятно, что в конечном итоге он найдёт видео, и не одно, где ему всё сможет рассказать профессор физики. Да и под влиянием изменений в мире всё больше меняются и требования к образованию. Сейчас, как никогда, нужно, чтобы человек не просто был дипломированным специалистом, но и владел эффективными техниками обучения. Как не вспомнить слова из детской книги «Алиса в Зазеркалье» - нужно бежать со всех сил для того, чтобы остаться на месте. Ещё быстрее нужно двигаться, если хочешь куда-то дойти.

Усовершенствование методологии

Ранее считалось, что достаточно просто нагрузить человека знаниями, и этого хватит. Что ж, для получения эрудита этого действительно достаточно. Но для подготовки специалиста, что будет необходим обществу и сможет успешно заниматься профессиональной деятельностью, этого не хватает. Что же сейчас предлагается? Кроме получения знаний в организованной форме (в школе, университете), нужно работать ещё и над тем, чтобы человек занимался обучением и самостоятельно. Причем объектом интереса для него выступали области, где есть возможность успешной деятельности, личного и карьерного роста. Всему этому должен способствовать базис в виде хорошего знания языка, развитого критического и аналитического мышления (чему немало способствует изучение логики, математики, физики, химии, биологии, экономики и юриспруденции). Вот такие позволят подготовить человека, что не пропадёт в этой жизни. Всё чаще можно услышать призывы о необходимости обучения реальным вещам, с которыми взрослые сталкиваются повсеместно. Так, оплата налогов, заполнение различных заявлений, форм, разбор принципов функционирования государственных учреждений - вот неполный перечень рабочих моментов, с которыми приходится нам сталкиваться. Можно говорить о том, что существуют различные цели образования, но самая главная из них - это подготовить человека и гражданина страны к взрослой жизни и имеющимся в ней вызовам. Причем под этими словами следует подразумевать не только работу в рамках детского сада, школы и университета. Нет. Нам приходится обучаться всю жизнь. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы этот процесс был максимально комфортным.

Вместо заключения

Как видите, не всё так просто. Образовательный процесс - это сложный момент жизни, который длится всё время, пока живой человек. У многих он приостанавливается до воистину небольшого значения, но не останавливается никогда. Также следует отметить и тот значительный факт, что сейчас формирование образовательного пространства происходит не только государством, но и частными лицами, которые это делают как на коммерческой, так и на добровольческой основе. Это одновременно и хорошо, и плохо. Почему так? Если есть частные попытки улучшить образование, то это говорит о том, что государство не справляется со спросом. И это плохо. Но одновременно есть люди, которые берут просвещение масс в свои руки. Стоит зайти на популярные видеохостинги, как можно самому убедиться, сколько людей с учеными степенями несут знания в массы, профессионально поясняя сложные моменты многих наук, специальностей и моментов. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что образовательный процесс - это часть общественной жизни, которая уже давно и уверенно выходит за рамки контроля государства. Вполне возможно, что со временем учеба преобразится настолько, что житель начала двадцать первого века и не сможет её сразу узнать.

образовательное пространство предметный обучающий

Понятие «образовательное пространство» определяют как окружающую человека зону его активности, ближайшего развития в учебном заведении ; как «территорию», где существуют источники развивающего влияния порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы, осуществляются различные виды деятельности, реализуются педагогические технологии (Колесникова И.А.) как многообразие деятельностей, удовлетворяющих требования совместности и участия в них обучающегося в качестве проектировщика и реализатора собственного замысла ; как совокупность не только влияний и условий формирования личности, но и возможностей для развития и совершенствования субъектами образования своего социального и пространственно-предметного окружения.

Подчеркивается, что дидактический потенциал образовательного пространства может быть актуализирован во взаимополагании предметности культуры и сущностных сил человека , в точке пересечения, совпадения внешних и внутренних, средовых и личностных возможностей.

В большинстве известных литературных источников осуществляется систематизация компонентов не образовательного пространства, а образовательной среды и в соответствии с экоантропологическим или культурологическим подходом выделяется ее состав (Дридзе Т.М., Крылова Н.Б., Песоцкий Ю.С. и др.). Но понятие «образовательная среда может рассматриваться в большей мере как соотношение с объективной педагогической реальностью, данной субъекту и составляющей для него совокупность влияний, условий и возможностей. Понятие же «образовательное пространство может быть соотнесено с педагогической действительностью как «действующим на самом деле» для субъектов контекстом образовательной среды, их бытие в ней. В этом смысле содержание понятия образовательного пространства близко понятию «поле» К.Левина , рассматривающего поведение субъекта как функцию взаимодействия личностных факторов и воспринимаемых особенностей среды.

Компонентный состав образовательного пространства

Компонентный состав образовательного пространства учреждения образования можно представить следующим образом:

А - персональное пространство

В - пространство деятельности

С - информационное пространство

D - интерперсональное пространство

Е - пространство среды.

Персональное образовательное пространство учащихся

По рисунку видно, что границы каждого подпространства обладают свойством взаимопроникаемости и могут переходить из одной реальности в другую. Так, подпространство В, С, D и Е могут в результате деятельности и специального организованного взаимодействия «сворачиваться» в персональное пространство индивида, расширяя и обогащая его. И наоборот, индивид обладает возможностью влияния на интерперсональное пространство и пространство среды, обогащая и расширяя его, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным задатком, интересам, жизненному опыту, своему видению ценностей и приоритету образования и строит собственное пространство вхождения в культуру (Крылова Н.Б.). Таким образом, отношения учащегося с образовательным пространством полифункциональны. В зависимости от ракурса рассмотрения он может быть обозначен и как обитатель этого пространства, и как объект воздействий, потребитель возможностей, и как часть интерперсонального окружения, источник влияний, и как создатель условий (Маркович Д.Ж.).

В персональном образовательном пространстве можно выделить ряд областей:

1) область индивидуально-типологических особенностей, определяющих доминирующую направленность личность;

2) мотивационно-смысловую область, предопределяющую предпочитаемые выборы учащимся в образовательном процессе и удовлетворенность достижениями;

3) область саморазвития, характеризующую стремление учащихся и определению в образовании разрыва между «Я» - реальным и «Я» - идеальным;

4) область деятельностей, обуславливающую особенности протекания у учащихся аффективных, праксических и когнетивных процессов в различных видах деятельности;

5) профессионально-личностную позицию, как ядерное образование, складывающееся на пересечении персонального пространства учащихся составляющими образовательного пространства учебного заведения.

Персональное образовательное пространство учащегося не отделено от образовательного пространства учебного заведения, оно открыто ему и взаимодействует с ним. Однако, особенности, качество и специфика этого взаимодействие задаются теми областями персонального пространства, которые были рассмотрены выше.