» » Ошибки в сочетаниях однородных членов. Из всех хищников волк самый кровожадный и вредный Подготовка охотников для истребления волков и лиц

Ошибки в сочетаниях однородных членов. Из всех хищников волк самый кровожадный и вредный Подготовка охотников для истребления волков и лиц

1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные сочетания используются в художественной литературе как специальный стилистический прием (создание комического эффекта, индивидуализация речи рассказчика или персонажа и т.д.), например: В продолжение ночи он раза три чуть не убил меня то страхом, то ногами (Герцен); ...На подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами (Л. Толстой); Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Чехов).

2. Источником ошибки может быть лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: в ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а делают).

3. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: «В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин» (пирожные – вид кондитерских изделий).

4. В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, т.е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объему, например: «В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы» (очевидно, имелось в виду, что журналисты и писатели не были туристами и наоборот, но такое сочетание нельзя считать оправданным). Но сочетание международный фестиваль молодежи и студентов закрепилось и соответствует стилистической норме.

5. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: «Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия» (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц...»). Ср. предложение из биографического очерка, приложенного к «Полному собранию стихотворений Н.А. Некрасова» (изд. 1902 г.): «Со всех концов России, из самых дальних ее участков стекались к нему письма, стихотворения, телеграммы, выражавшие глубокое искреннее сочувствие к нему, как к поэту народной скорби, вместе с пожеланиями избавления от болезней и долголетней жизни».

6. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора (по признаку смежности, сходства, контраста – со специальным стилистическим заданием, но не должно быть случайных сочетаний, например: «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах» (следует: ...в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).

7. Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив; ср. при рубрикации: «Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции (во всех трех случаях следовало использовать одинаковую форму – или имя существительное, или инфинитив).

Отступления встречаются в художественной литературе как прием стилизации под разговорную речь или просторечие; например: Изъявив свое удовольствие, что сапоги пришлись хорошо, господин Голядкин спросил чаю, умываться и бриться (Достоевский).

8. Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом; изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы, например: «Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки» (следует: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки).

Отступления от этого правила допустимы в тех случаях, когда одна часть сопоставительного союза относится к сказуемому, а другая – к члену предложения, логически выделяемому и зависящему от другого глагола-сказуемого, синонимичного первому, например: «Огромное помещение строящегося в Перми цирка будет универсальным: здесь можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы»; «Выпускник университета должен быть теоретически подготовленным специалистом, знающим не только свою конкретную узкую область науки, но и обладающим хорошими знаниями основополагающих отраслей науки, а также ряда других наук». Ср. при повторяющихся союзах: ...Вдали, по дороге, то проедет подвода, то машина (В. Панова) (с интонационно-логическим выделением однородных подлежащих).

Иногда создаются неправильные пары союзов: не только… а также (следует: не только... но и), как... а также (вместо: как... так и), например: «За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр».

Неудачно расположены частица не и союз а в предложении: «Не опасна сама болезнь, а ее последствия» (следует: Опасна не сама болезнь, а ее последствия).

9. При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласоваться с ним в падеже. Положение это иногда нарушается, например: «Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк» (однородные члены следовало поставить в предложном падеже).

Разговорный характер имеет смещенная конструкция типа: Шум, крики, смех – всей этой пестрой гаммой звуков была наполнена ярмарочная площадь (ср. вариант с согласованными однородными членами: Шумом, криками, смехом – всей этой пестрой гаммой звуков...)

10. Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (в частности, причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения. Положение это иногда, нарушается, например: «Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты»; «Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным».

Следует заметить, что не только в устной, но и в письменной речи нередко встречаются случаи соединения при помощи сочинительных союзов разнородных синтаксических конструкций – члена предложения и придаточного предложения (в художественной речи такое соединение используется как стилистический прием), например: Государь тотчас вспомнил вашу фамилию и что вы были в Вятке (Герцен); Я вижу ленточку на вашей шейке и даже как с левой стороны у вас локон на бровку упал (Леонов); Помню поездку в Кентерберийский мюзик-холл и как я сидел в красном плюшевом кресле и смотрел выступление моего отца (Чаплин. Моя автобиография. Перевод). Ср. – у Достоевского: На мгновение чуть не позабыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома; Вы спрашиваете про ваши лица и что я заметил в них.

Еще чаще наблюдается в разных стилях сочетание в качестве однородных членов определения, выраженного именем прилагательным или причастием, и придаточного определительного предложения, например: По Пермской губернии идет превосходная широкая дорога, давно наезженная и которую я видел до этого времени всего только раз в моей жизни (Герцен).

Встречающееся у писателей соединение в качестве однородных членов причастного и деепричастного оборотов связано с возможностью сближения их значений в условиях контекста, например: Отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро прервал свою речь... (Л. Толстой); Растроганный видом этой красивой группы и не желая мешать влюбленным, я хотел уже пройти мимо них (Куприн).

1. Писателя заботило, чтобы не проскользнуло какой-нибудь ошибки; он читал сначала сам корректуру, потом давал редактору. 2. В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором – числительные. 3. Дорогу постоянно ремонтируют. Вот и получается: вчера ехал здесь, а сегодня уже нельзя. 4. Случаи пропажи книг в интернате обычно замалчиваются. Поэтому мы особо на них остановимся. 5. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю. 6. Чем сильнее различие языков, тем труднее составить словарь. Например, составить словарь французских слов на английском языке не так сложно (благодаря значительному сходству языков и культур), как составить словарь языка зулусов на английском языке.

2. Определите, в каких предложениях омоформа употреблена неправильно. Ошибку исправьте.

1. Смелость – это не грубость матери и не побеги из дома. 2. Сахар почти полностью заменяет в рационе абхазцев мед. Поэтому они не страдают от зубных болей. 3. Обоз с продовольствием сопровождал взвод автоматчиков. 4. Прыжок зверя опередил выстрел. Туркин оказался метким стрелком. Тигр тяжело рухнул наземь. 5. Больной в первый день ходить по комнате не разрешили. 6. 1 400 спортсменов обслуживали 10 столовых.

3. Найдите ошибочную смысловую связь слов. Ошибку исправьте.

1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 2. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования. 3. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Ивановой, которая находилась в стадии брожения. 4. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 5. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферменторы, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

Краткость речи

1. Среди приведенных ниже словосочетаний найдите следующие их виды: а) тавтологические сочетания, в которых одно из слов является лишним; б) словосочетания, которые не являются тавтологическими, но одно из слов можно исключить во избежание избыточности; в) словосочетания, в которых нельзя исключить ни одного слова.

Первое боевое крещение, свой автограф, значительно улучшить, максимально использовать, скрытые резервы, современные требования, выпускаемая продукция, большие усилия, дальнейшее развитие, в данный момент времени, впервые знакомиться, отступить назад, первый дебют, новое возрождение, в марте месяце, необычный феномен, будущая перспектива, тысяча человек народу, опять возобновить, умножить во много раз, путеводная нить, проводить в последний путь, камень преткновения, железная дорога, закадычный друг, восходящая звезда, впасть в отчаяние, главная суть, бесполезно пропадать, предчувствовать заранее, ценные сокровища.

2. Укажите, какое слово лишнее.

1. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 2. В тачке везли железный лом: старый примус, старый водопроводный кран, сплющенный и негодный чайник. 3. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова. 4. Не может быть и речи о том, что способности человека объясняются якобы только его наследственностью. 5. Вдруг Софья теряет свое сознание. 6. Всегда спокойный, неизменно корректный, он заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

Чистота речи

Каждое время имеет своих героев и свои символы. Конец второго тысячелетия в бывшем СССР символизирует словечко «как бы». Причем «как бы -вирус» распространился буквально в последние два года. Ниче­го подобного раньше не было: достаточно послушать записи радиопе­редач прошлых лет или посмотреть старые кинофильмы. А сейчас? При­слушаемся к речи своих друзей, знакомых, родственников. Дома и в об­щественном транспорте. По радио и на телевидении. На уроках в школе, лекциях в институте, на научных сессиях, в магазинах. Особенно это за­метно в ток-шоу ТВ, в передачах, где главные действующие лица - говоря­щие головы, где идет свободный обмен мнениями и слышится разговор­ная речь. «Герой дня», «Час пик», «Тема», «Мы», «Поле чудес» и многочис­ленные интервью. «Как бы» - любимое словосочетание представителей самых разных слоев населения: и высокообразованных, и не очень, артистов, писателей, инженеров, политических деятелей, чиновников, обычных людей. Даже дикторы, как только отходят от гладких, заранее написанных комментариев и пытаются импровизировать, тут же встав­ляют это слово.

… Что же отражает это словосочетание? Мне кажется, что это отраже­ние нестабильности, неопределенности времени, в котором мы живем, когда ни в чем нельзя быть уверенным. То ли придется искать работу, то ли нет, то ли выплатят зарплату, то ли нет, то ли в капитализме живем, то ли в социализме, а может, при военном коммунизме, то ли будет дождик, то ли снег. Все в нашей жизни зыбко, то несемся скачками, то встаем как вко­панные. А может, правители у нас теперь такие деликатные: боятся народ обидеть и сообщают плохие новости с застенчивой улыбкой, вставляя «как бы» и оставляя лазейку для отступления.

… Зигмунд Фрейд доказывал, что оговорки в обычной речи и описки при письме не случайны, а отражают то, что человек пытается скрыть. Возможно, причина столь частого употребления словосочетания «как бы» лежит в русле этой концепции. И что, похоже, мы начнем избавлять­ся от этого словечка-сорняка лишь тогда, когда ситуация в нашем обще­стве будет стабилизироваться, появятся определенные перспективы и для конкретного человека, и для конкретной фирмы.

А пока предлагаю поиграть: ведь из всего можно извлечь пользу. Сядь­те перед телевизором и подсчитайте, в какой передаче люди чаще всего употребляют это словосочетание: кто, в связи с чем и сколько раз его упо­требил. А в результате можно будет вывести «индекс какбыстости»: коли­чество употребления «как бы» в единицу времени. А почему бы и нет? (Рас­сказывают, что известный физик, академик Ландау, по собственному оп­ределению, был «красивистом» и вывел «индекс красивости города». Этот индекс выражался через частное от деления количества красивых жен­щин, которых академик встретил за свое пребывание в том или ином го­роде, на общее количество встреченных там женщин.) В итоге можно вы­брать и «суперкакбыста». Придумать премию «Золотой какбыст».

Как говорится, «устами младенца глаголет истина». Недавно услы­шала, как маленькая девочка, рисуя что-то на подтаявшем весеннем сне­гу, приговаривает: «Это как бы собака, а это как бы кошка от нее бежит». «Почему как бы кошка?» - спросила я. «Но ведь они не настоящие, а по­нарошку», - ответила девочка. Может быть, и вся наша жизнь сейчас понарошку... (Невское время. 12.04.2007).

2. Прочитайте предложения и прокомментируйте употребление в них иностранных слов. Всегда ли оно оправдано? Исправьте предложения.

1. Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому.

2. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Макс».

3. Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов.

4. Победителями тендера стал консорциум западных и российских банков, который возглавил CS First Boston. Имидж РАО серьезно пострадал, как и престиж его главного акционера – государства.

5. Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны...

  • покраснел от смущения и от быстрой ходьбы

  • 2. Источником ошибки может быть лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом:

  • В ходе прений был внесён ряд предложений и замечаний (замечания делают)

    • 3. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия:

    • В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин

    • (под кондитерскими изделиями»подразумевались, очевидно, конфеты, торты и т.д., т.е. нечто помимо «пирожных», но первое понятие включает в себя второе, при нежелании продолжить перечисление можно было после слова пирожных добавить: и других кондитерских изделий).


    • 4. В перечисление однородных членов не должны входить скрешивающиеся понятия, т.е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объёму:

    • В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы (очевидно, имелось в виду, что журналисты и писатели не были туристами и наоборот, но такое сочетание нельзя считать оправданным).

    • Исключение составляют закрепившиеся обороты: международный фестиваль молодёжи и студентов


    • 5. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов:

    • Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идёт о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц»).


    • 6. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора (по признаку смежности, сходства, контраста), но не должно случайных совпадений:

    • Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах (вместо:…в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах)


    • 7. Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например, имя существительное и инфинитив:

    • Приняли на себя обязательства:

    • 1)снижение себестоимости;

    • 2)повышать производительность труда;

    • 3)улучшать качество продукции (во всех трёх случаях следовало использовать или имя существительное, или инфинитив)


    Охота на волков и их истребление разрешаются нашим законодательством

    В течение всего года и всеми способами, кроме обще опасных (разбрасывание отравы, волчьи ямы, настораживание самострелов и т. п.).

    Истребление волков -- одна из главных задач охотников и охотничьих организаций Советского Союза, ибо волки являются страшнейшим бичом колхозного и совхозного животноводства. Они приносят колоссальный вред и охотничьему хозяйству. Вместе с тем волк -- один из интереснейших объектов охоты. Охота на волков, как один из видов коллективной охоты, прививает охотнику ряд полезных в полевой обстановке навыков: охотничья разведка местности, выслеживание и оклад зверя, ориентировка в лесу, стрельба по быстродвижущейся цели, согласованность действий, дисциплинированность.

    Охота на волков делится на три сезонных вида: I) весеннее истребление волков и матерых на гнездах; 2) осенние облавы и охоты с гончими по черной тропе; 3) зимние охоты с флажками.

    Уничтожение волчьих выводков на гнездах. Конец апреля и весь май -- лучшее время (в средней полосе РФ) для истребления волков на логовищах.

    Весенний период истребления волков на логовищах основан на том, что в это время волчата неспособны отходить от логова. Время щенения у волков в средней полосе РСФСР длится с апреля до июня. Сначала щенятся старые волчицы, в мае молодые. Поэтому истребление волков следует начинать с мая. Выслеживание зверей производится утренними и вечерними зорями вблизи предполагаемого логова. Волки устраивают свои гнезда в торфяных болотах, в заболоченном мелколесье, в оврагах, поросших кустарником, в тростниках и по берегам рек, озер и т. д.

    Главным условием при устройстве волком гнезда является близкое присутствие воды. В росистое утро можно легко обнаружить наброды (тропы) старых волков, которые регулярно уходят и приходят к гнезду. Так же легко можно видеть на мягкой почве следы волков, отправляющихся к водопою. Когда отыскан лаз от водопоя или выходной след, рекомендуется подходить к гнезду, учтя направление ветра. Волчьей тропой идти не следует, нужно держаться в стороне. Приближение к логову всегда сопровождается специфическим неприятным запахом. Осмотрев место и установив расположение логова, надо избрать пункт для засады. Рано утром (еще до зари) следует быть уже на месте, с тем чтобы одновременно с захватом щенков можно было подкараулить и убить приходящих старых зверей. Устраивают засаду так, чтобы ветер дул от гнезда на стрелка.

    Пришедшие с добычей старые волки направляются прямо на логово. Волчица, которая приходит раньше волка, начинает вблизи гнезда скулить, вызывая щенков. Самец приходит за ней.

    Этим моментом и следует воспользоваться, чтобы убить волчицу и старого волка, а затем уничтожить щенков.

    Облавные охоты по черной тропе. Лучшее время для организации облавных охот -- сентябрь и октябрь. Волчьи выводки в это время держатся еще в районе своего логова, где проследить их тропы и лазы не представляет большой трудности.

    Облаву лучше всего проводить в пасмурную погоду, так как волк не любит пасмурных дней и обычно ходит мало, стараясь забраться в густые места, где становится сонливым и менее чутким.

    С августа волки по зорям начинают выть, чем и пользуются охотники для определения места обитания волков и их примерного количества. Егерь (окладчик), подготовляющий охоту, должен заблаговременно определить ход (лаз) зверей и накануне дня охоты еще раз проверить путем подвывки наличие зверя на местах логова.

    Волки начинают выть вскоре после захода солнца, т. е. когда наступят сумерки. Воют они обычно не более 15--20 минут с небольшими перерывами.

    Определив местонахождение волков, вабильщик начинает выть

    Выпавший снег, особенно когда бывают частые пороши, очень облегчает работу по выслеживанию волков. Установление мест лежек производится путем обхода или так называемого оклада зверей. Сначала нужно взять след с привады и идти вдоль его дорогой по направлению к предполагаемому месту лежки (дневки) волков. Повороты и обход избранного участка следует делать по пролескам или по дорогам. Как только будет замечено, что след волков вошел в подходящее место для лежки (болото и застил заросли с травой), нужно начать обход от входного следа, сделав на снегу для ориентировки заметку. Для этого необходимо использовать просеки, поляны, визиры и особенно дороги, так как передвижение дорогой, если волк лежит даже вблизи нее, менее тревожит зверя, чем если человек идет сплошным лесом и зверь от него находится на более далеком расстоянии. Следует стремиться делать оклад по прямым или дугообразным линиям, как можно меньше ломая линию обхода; в противном случае встречаются трудности при затягивании флажками.

    После того как волки обойдены и выходного следа из сделанного круга не окажется, производится подготовка оклада к предстоящей охоте, а именно: обрезается круг; намечается линия стрелков в соответствии с направлением ветра, лазом зверя и местностью; определяются линии, по которым будут растянуты флажки, и, наконец, определяется место, откуда надо начинать гон.

    Обрезка круга производится за счет пустых и ненужных мест (поляны, редкий лес и т. п.) и преследует цель сделать место оклада небольшим и удобным для затягивания его флажками. Обрезку производят крайне осторожно, так как малейший звук может потревожить зверей, которые, вскочив с лежки, покинут оклад. Волки должны быть обложены перед самой охотой.

    После того как волки обложены, хорошо изучены местность оклада, волчьи лазы и обрезаны ненужные места круга, остается затянуть волков флажками, расставить стрелков на номера, поставить загонщиков; тогда можно начинать охоту.

    Прибывшие к месту охоты в условленный срок охотники расставляются на номера одновременно с затягиванием круга флажками. Круг может быть затянут флажками и до прибытия охотников.

    Флажки -- это шнур с прикрепленными к нему одним концом красными лоскутами. Шнур должен быть очень прочным. Наиболее подходящим является крученый шпагат. К шнуру пришиваются лоскутки красной материи. Обыкновенный размер флажков: 13-- 18 см ширины и 30--35 см длины. Расстояние между флажками на шнуре 50--60 см. Нормальной величиной оклада следует считать круг в 2 км; поэтому и запас флагов на волчьих охотах должен быть не менее 2 км. В зависимости от местности, оклад может быть меньше. Чтобы было удобно носить флаги, не спутывая их, и легко и быстро их развешивать, а затем по окончании охоты собрать, употребляются катушки, на которые шнур с флагами наматывается (рис. 99). Можно, однако, обойтись и без катушек, наматывая шнуры мотками на руку. Этот второй способ имеет свои преимущества, которые выражаются в упрощении процесса наматывания и разматывания шнура и в отсутствии лишнего шума и скрипа, которые может издавать катушка.

    Затягивание флажками производится так, чтобы флажки начинались в 25--30 м от крайнего номера и круг линии флажков, постепенно расширяясь, окружил весь оклад. Ни в коем случае не следует начинать вести флажки (от крайнего номера) так, чтобы они были продолжением прямой стрелковой линии, так как волк, идущий на крайние номера из-под гона, вдоль флажков, вдруг увидит перед собой опасность как раз на линии стрелков.

    Там, где флажков для обтягивания всего круга нехватает, их можно использовать как заслоны на флангах с боковых сторон по ветру.

    Стрелки маскируются на номерах с помощью растительности, которая имеется около их номеров. Встав на номер, стрелок ни в коем случае не должен допускать никакого шума (кашлять, разговаривать, ломать сучья и т. п.). Он должен твердо помнить, что нередки случаи, когда волки появляются на линии стрелков еще до того, как начался гон.

    После того как подготовка круга и номеров закончена, окладчик расставляет стрелков по номерам. При этом он показывает каждому стрелку направление гона, предполагаемый ход зверя и стрелковую линию. Расстояние между стрелками не должно превышать двух средних дробовых выстрелов (75--85 шагов). Расставив стрелков, окладчик и его помощник занимают места на флангах в противоположном стрелковой линии конце круга, ставят между собой 3--5 загонщиков (в зависимости от ширины круга), и гон по сигналу окладчика начинается.

    Лучше всего гнать волков не по ветру, а по возможности поперек ветра, так чтобы ветер шел не от загонщиков, а от фланга в оклад. Надо иметь в виду, что если волка гонят по ветру, он идет неохотно, уклоняясь в бок. Это обстоятельство должно быть учтено при подготовке оклада к охоте и особенно при определении номеров.

    Загонщики, начав гон, должны обязательно некоторое время (3--5 минут) оставаться на месте, негромко перекликаясь между собой; затем они начинают медленно и тихо подвигаться вперед, соблюдая равнение цепи. Если этих условий не соблюдать, вспугнутый зверь может пойти на быстром карьере, что затрудняет стрельбу по зверю на номерах.

    Волк очень крепок на рану; поэтому стрелять в него далее 30 м (45--50 шагов) не следует. Лучшей картечью будет такая, которая укладывается в гильзе 12-го калибра по 7 штук в ряду, а всего 28 штук на заряд.

    Волка, идущего боком, нужно целить в переднюю часть (переднюю лопатку), учтя необходимое упреждение.

    Когда волк идет на стрелка, торопиться с выстрелом не следует, -- лучше подпустить его как можно ближе. Стоять на номере надо очень осторожно, не выдавая своего присутствия, не шевелясь, так как волк очень реагирует на движение предмета. Стрелять волка в момент, когда он повернется боком, можно лишь, в крайнем случае; следует стрелять в грудь, подпустив его на близкое расстояние.

    1. Найдите ошибочную и правильную смысловую связь слов.

    Образец: «Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток».

    ОС- «людей, которые удалялись»; ПС - самолетами, которые удалялись (ОС - ошибочная смысловая связь, ПС - правильная смысловая связь).

    1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения (ОС - сидя на поля сражения; ПС - добьется на поле сражения). 2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей (ОС - о новом судне для наших читателей; ПС - несколько слов для наших читателей). 3. Выпол-| нены также обязательства по поставке птичьего мяса и молока (ОС -~" птичьего молока; ПС - по поставке молока). 4. Толстой показывает честных и мужественных командиров и карьеристов (ОС - честных и мужественных карьеристов; ПС - показывает карьеристов). 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования (ОС - официальное предложение в письменной форме; ПС - в письменной форме представить). 6. Об этом честно и искусно рассказал нам Шолохов, как будто сам был там, в романе «Поднятая целина» (ОС - был там, в романе; ПС - рассказал в романе).

    2. Подчеркните два слова (словосочетания), между которыми возникает ошибочная связь. Соедините ее элементы дужкой с крестиком. Проверьте правильность своего решения, опираясь на сформулированные выше общие закономерности смыслового объединения слов при первоначальном восприятии.

    1. И в этот лагерь приехал только что окончивший школу по туристической путевке веселый паренек Максим. 2. Печорин хочет умереть в Персии, куда он держал путь во второй главе, чтобы лежать в чужих песках. 3. Зарубежные критики признают, что данные герои романа не выражают авторской позиции, но это не мешает им чернить нашу действительность. 4. При всем желании ответить на этот вопрос практически невозможно. 5. В колхозе «Рассвет» проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Тро-шиным. 6. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Филипповой, которая находилась в стадии брожения.

    3. Какой непредвиденный, нелепый смысл возникает при восприятии следующих стихотворных строк начинающих авторов? Чем спровоцировано неправильное объединение слов в каждом случае?

    1. За плечами центрального боя

    Одноствольные наши друзья.

    2. Верю я, словно зорька ясна,

    Ты придешь, как приходит весна.

    3. Круто развернувшись, как стрела,

    Проскочила быстрая «Победа».

    (Пример И. Л. Сельвинского)

    4. Здесь мажет дом повешенный

    На воздухе маляр.

    (Пример Н. А. Добролюбова)

    5. Я теперь такой рабочий,

    Чей историк впишет след.

    (Пример В. М. Жирмунского)

    4. Определите, к какой из трех буквенных схем относится каждая конструкция.

    1. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь в поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 2. Театр кукол заключает договоры на проведение новогодних елок с участием Деда Мороза, Снегурочки, баяниста и кукольного спектакля. 3. Начато строительство коровника на 200 голов с силосными башнями. 4. Эта мысль не нова, на это еще указывал М.В. Ломоносов. 5. Проводятся регулярно консультации, оборудованы кабинеты, наглядные пособия, приборы также подготовлены. 6. Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. 7. Крахмал - это не растворимый углевод в воде. 8. Эта группа, в которую вошли фармакологи и клиницисты, в течение двух десятков лет целенаправленно изучает нейрогенные механизмы повреждений внутренних органов оригинальным методом фармакологического анализа.

    5. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами.

    1. Вскоре Н.К. Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу, которой суждено было привести к крупным открытиям. 2. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик реальных языков, грамматик, разумно учитывающих и общее, и особенное в разных языках. 3. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки, которые следует считать недопустимыми.

    6. Подчеркните сигнал ошибки (слово или словосочетание, вносящее ясность).

    1. Десятки студентов из учебных заведений, направленных на работу, не прибывают на место назначения. 2. В основу повести «Чапаев» Фурманов положил боевые действия Чапаевской дивизии в районе Урала, куда он был назначен комиссаром. 3. Петя побежал отворять калитку, и, обогнув по закругленной дороге огромную лужу, пес бросился ему под ноги. 4. Высылаем вам лыжу на левую ногу, которая не нуждается в смазке. 5. На вчерашнем заседании обсуждены Законы о высшем образовании, о пограничных войсках," которые находились на доработке.

    Ключ. Сигнал ошибки: 1. направленных (значит, студентов, а не учебных заведений); 2. назначен комиссаром; 3. пес, 4. в смазке;5. на доработке.



    7. Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

    1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь. 2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? 4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. 5. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. 6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

    8. Укажите знаком Y (птичка) место, куда нужно вставить слово при устранении ошибочной смысловой связи способом «вставка слова». Для вставки подберите подходящее по смыслу слово.

    1. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга. 2. В окружение этого дельца вошли уголовник Брайловский, попавшийся на воровстве государственного имущества Коганов. 3. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 4. Слева, в углу, приютился небольшой столик с телевизором, напротив - рояль. 5. Подписка на газеты рабочих и служащих проходит успешно. 6. Кто же не помнит Платона Каратаева, этого яркого представителя народа, дворовую девушку Ростовых? 7. Инна Кудрявцева поступила работать в магазин. Здесь она столкнулась с недобросовестным отношением к работе своих коллег. 8. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 9. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

    Ключ. В каждом случае вставка слова производится между элементами ошибочной смысловой связи. Напомним, что вставлять необходимо такое слово, которое не изменяет общий смысл предложения и в то же время устраняет ошибочную смысловую связь. Возможные исправления: 1. ...в очерке Ильи Эренбурга;. и попавшийся; 3. и инструктирование лиц; 4. с т о и т рояль; 5. среди рабочих и служащих; 6. кто не помнит дворовую девушку Ростовых? 7. со стороны своих коллег; 8. и после повторного осмотра; 9. есть у завода лаборатории и подготовленные кадры.

    9. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом.

    1. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 2.На митинге была принята резолюция, требующая немедленной передачи крестьянам помещичьей земли без всякого выкупа и усиленного обложения налогами капиталистов. 3. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 4. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.

    Ключ. 1. ...вызванные для задержания преступников. 2. ...требующая, чтобы крестьянам немедленно передали помещичью землю без всякого выкупа и обложили усиленными налогами капиталистов. 3. ...и был пойман на месте преступления. 4. ...бригада Трофимовой, расшupившаяся за счет... Как видим, замена может повлечь за собой исключение или перестановку некоторых слов.

    10. Устраните ошибочную смысловую связь слов, разделив предложение на два самостоятельных.

    1. Вместо того чтобы лететь в строю, самолеты вылетели по одному, чтобы сэкономить горючее, они взяли курс сразу к берегам Японии (Л. Гровс). 2. Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричавших. 3. Техникум приглашает на преподавательскую работу инженеров, сторожа, кочегара. 4. Лучшая комната была премирована проигрывателем с новыми пластинками и различными бытовыми принадлежностями. 5. Дело, за которое они борются, не может не победить, имея таких защитников, не может не восторжествовать правда. 6. Чабан Нуриев подал заявление о неправильном вычете из его заработка за недостачу овцепоголовья, которое пролежало пять месяцев.

    11 (обобщающее). Определите, в каких предложениях возникает ошибочная смысловая связь слов. Выберите способ ее устранения и предложите свой вариант.

    1. Надо было обучить элементарной технике работ на уборке студентов и школьников. 2. У него худое лицо, на котором особенно большими выглядят черные глаза, угловатая фигура. 3. Мы нашли в лесу полянку. Вокруг сушняка для костра сколько хочешь. 4. Степану хотелось в душе иметь таких бычков только на своей ферме. 5. Объявлен конкурс на лучшую работу по истории, в котором могут принять участие старшеклассники. 6. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке. 7. Она перенесла все пытки, но не выдала своих друзей, как Зоя Космодемьянская. 8. Одновременно с практической работой участники экспедиции занимались подготовкой специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местного населения. 9. Такое же положение с баней и на второй ферме, которая в этом году также прекратила свою работу. 10. Затем осмотрели чемодан с книгами, на самом дне которого и нашли фотокарточку. 11. В лабораторию поступают материалы для исследования заболеваний животных, изучаются случаи их падежа посредством бактериологического анализа. 12. Собеседники не понимают этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи.

    Упражнения, подобные приведенным, обеспечивают пооперационную отработку общего приема устранения ошибочной смысловой связи слов, его осмысленное усвоение. Они активно развивают стилистическое мышление, поскольку моделируют деятельность пишущего в типичной, повторяющейся проблемной ситуации письменного общения.