» » Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Социально ориентированное общение

Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Социально ориентированное общение

Для наиболее полной характеристики общения рассмот­рим еготипологию . Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное - это общение прямое, без посредни­ков. Опосредованное общение - если оно обусловлено внеш­ними факторами - преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Мы живем в обществе, и каждый из нас выполняет мно­жество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т. д.

Общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным . Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необхо­димости. Вместо знаний о личности собеседника в этом слу­чае оперируют знанием его социальной роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предпола­гает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему про­ездной билет, а в случае его отсутствия - оплатит штраф.

Таким образом, совершенно разные люди в сходных усло­виях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые об­ществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в та­ком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социа­льной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не сво­бодно от личностных отношений.

Например, в беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже су­ровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.

Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отодвигаются на задний план.

Вид общения, противоположный формальному, - обще­ние неформальное. Оно более наполнено личностным смыс­лом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформаль­ного общения - дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие чер­ты личности, например, как направленность на общение, до­верие, незамкнутость и т. д., способствуют установлению лич­ностных, то есть неформальных отношений между партнера­ми. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контак­та, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями - эффективное средство к достижению неформального общения.

В рамках общей типологии различают также вербальное и невербальное общение.Обще­ние, осуществляемое с помощью слов, называетсявербальным (от лат. verbalis - словесный).При невербальном общении средством переда­чи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

В зависимости от того, насколько ярко в общениипрояв­ляются отношения, различают следующие его виды.

Социально-ориентированное общение. Общественные от­ношения здесь выражены наиболее ярко. Это лекция, до­клад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.

Лектор, докладчик выступает как представитель общества и ре­шает социальную задачу. Он либо побуждает слушателей к непо­средственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет убеждения, социальные установки и т. п.

То есть такое общение реализует общественные отноше­ния и имеет целью организовать социальное взаимодейст­вие.

Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь бо­лее четко обозначены отношения, обусловленные совмест­ной деятельностью.

Это общение, например, в процессе труда, обучения.

Цель такого общения - решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда - производст­венных задач, в сфере обучения - познавательных. Но непо­средственная задача предметно-ориентированного общения тоже социальная - организация коллективного взаимодей­ствия.

Личностно-ориентированное общение. Это общение од­ного человека с другим. Оно может быть в двух вариантах:

1) деловое, то есть направленное на совместную деятель­ность, по сути совпадающее с предметно-ориентирован­ным; 2) второй вариант - общение типа «выяснения отно­шений».

Общественные отношения здесь как бы отодвигаются на задний план. Субъективно для человека в центре стоят лич­ностные отношения. И он порой не догадывается, что за ними скрыты общественные отношения. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт, становит­ся ясно, что общественные отношения присутствуют в са­мых, казалось бы, интимных взаимоотношениях и играют главенствующую роль.

Разумеется, границы между отдельными видами обще­ния условны, так как в реальности коммуникативные ситу­ации часто бывает невозможно отнести к какому-то одному типу.

Примером такого сложного, многопланового явления может служить общение преподавателя со студентами.

3. Характеристика делового общения: сущность, особенности, роль в современном бизнесе

Деловое общение - есть общение, имеющее цель вне себя и служащее способом ор­ганизации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодейст­вие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.

В деловом общении предметом общения является дело .

Производственное взаимодействие может и не бытьпосвоей сути общением в том случае, если другой субъект вы­ступает в качестве объекта.

В этом случае формой отношений является дисциплина - принцип строгого регулирования иерархического соположе­ния управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишен свободы действия, что право принятия решения пре­доставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

· партнер в деловом общении всегда выступает как лич­ность, значимая для субъекта;

· общающихся людей отличаетхорошее взаимопонима­ние в вопросах дела;

· основная задача делового общения - продуктивное со­трудничество.

Основные формы делового общения:

Деловая беседа;

Деловые переговоры;

Деловые совещания;

Публичные выступления.

общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.); определяющим фактором в таком общении является групповая принадлежность или ролевая позиция.

В социально ориентированном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речи - она направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение


сопровождается значительно более строгим контролем.

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям осуществлять совместные действия. Исходными условиями являются:

Наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей
цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, на период
взаимодействия всегда должна присутствовать какая-то общая цель;

Ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника
не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не
начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).

Описанные условия получили название «принцип кооперации» (Грайс, 1985).

Принцип кооперации

требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом, гласят:

1. Высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется
для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в
заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий
может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели,
особого смысла в передаче этой лишней информации.

2. Высказывание должно по возможности быть правдивым: старайтесь не говорить
того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных
оснований.

3. Высказывание должно быть релевантным, то есть соответствовать предмету
разговора: старайтесь не отклоняться от темы.

4. Высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений,
неоднозначности, ненужного многословия.

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Такие ключевые элементы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

Отличительная особенность речевой коммуникации в социально ориентированном общении - достаточно определенные ожидания со стороны получателей сообщения. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Естественным следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», то есть так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

Особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, то есть линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и


линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.

Речь является так же средством утверждения социального статуса.

В социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения.

Для адекватного понимания речевого сообщения участники коммуникации стараются различными способами обозначить социальные отношения, в структуре которых предполагается развернуть общение. Кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные - социально-символические - средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся. К числу таких средств можно отнести:

Выбор формы обращения. Форма обращения выявляет социальную иерархию, а
при равенстве социальных статусов выражает личное отношение к партнеру. Меняя
формы обращения, можно подчеркнуть формальность или неформальность отношений,
задать социальную дистанцию. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи»,
«друзья», «эй ты, голубчик», «милейший». Сходную функцию могут выполнять и
выбранные формы приветствий или прощаний, например: «здравствуйте», «здорово,
ребята», «приветствую вас», «салют», «пока», «всего хорошего» и т. д. В русском языке
гражданский статус человека четко обозначается обращением: «Иван Петрович»,
«товарищ Иванов», «гражданин Иванов». Последнее подразумевает, что человек
потерял или может потерять свой статус свободного гражданина страны.

Намеренная имитация произношения. Замечено, что мы «приспосабливаем» наш
язык, произношение к языку партнера в том случае, если он нам нравится. Так,
родители часто подстраивают свой язык под «детскую речь» при разговоре с малышом.
С другой стороны, когда мы хотим отделиться от другого человека или группы, мы
можем подчеркнуть различия в нашей речи. Так иногда говорят подростки в
присутствии взрослых. Французские канадцы предпочитают, чтобы их политические
деятели произносили публичные речи на английском с сильным французским
акцентом, даже если они способны говорить на безупречном английском. Подобное
явление можно наблюдать, когда в российских программах новостей лидеры некоторых
бывших республик Советского Союза, прекрасно знающие русский язык, с
сильнейшим акцентом отвечают на вопросы корреспондента.

Выбор стиля речевого поведения. Выделяют высокий и низкий, влиятельный и
невлиятельный стили.

Для высокого стиля характерны подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений; он воспринимается как официальный, более формальный, дистанцированный. Для низкого стиля характерны разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, использование сленга; он воспринимается как неформальный, дружеский.

Те, кто говорят влиятельно, используют высказывания, сама структура которых как бы направляет действие адресата. Например, фраза «Давайте пообедаем сегодня вечером» звучит более влиятельно, чем «Не согласились ли бы вы со мной пообедать?». Исследователи в области коммуникации выделяют несколько форм так называемых невлиятельных сообщений:

1) уклончивые фразы, отражающие субъективность: «Я думаю», «Я предполагаю» и
т. п.;

2) нерешительность, лингвистическое «заикание» (использование разъединяющих


междометий типа «э», «гм», «вы знаете», «ну»): «Гм, могли бы вы уделить мне минутку вашего времени?»; «Ну, мы могли бы попытаться»; «Я хочу, э-э, если вы позволите, предложить...»

3) вежливые формы - «Простите...»; «Извините...»; «Будьте любезны»;

4) вопросы-концовки: «Мы уже можем начать, как вы считаете?»; «Здесь жарко,
правда?»;

5) интенсивные слова: «великолепно», «замечательно», «удивительно», «очень».
Смена стиля обращения, в частности использования формы «ты»/«вы» в обращении,

сама по себе может быть приемом, направленным на «повышение» или «понижение» статуса. «Ты»-форма, как правило, ассоциируется с неформальными, дружескими отношениями, а «вы»-форма - с формальными и эмоционально нейтральными или более холодными. Переход от «ты» к «вы» является стратегией дистанцирования, которая демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие, враждебность. Обратное переключение, напротив, является стратегией принятия, которая означает расположение, желание меньшей формальности и большего дружелюбия.

Таким образом, для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых сообщений, снижение личностного начала.

В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от своего субъекта и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.

Введение

1 Виды общения

2 Функции общения

3 Средства общения.

Заключение

Деловое общение (идет учет особенностей личности собеседника ради интересов дела)

Формально-ролевое общение (регламентированное общение исходя из формальных ролей собеседника)

Примитивное общение (происходит учет только своих потребностей, игнорирование личности и интересов собеседника)

Межличностное общение (духовное, дружеское, с взаимным учетом и пониманием личности друг друга)

Манипулятивное общение (учет личности собеседника с целью манипулировать им ради достижения собственных интересов)

Светское общение (говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях)

Контакт масок (игнорирование личности собеседника, сокрытие своих истинных чувств и интересов за «маской»).

Каждый из видов общения имеет свои правила, свой «кодекс». Так кодекс делового общения базируется на следующих правилах:

1. принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таков, требует совместно принятое направление разговора»;

2. принцип достаточности информации – говорить не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;

3. принцип качества информации – «не ври»;

4. принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение;

5. «выражай мысль четко и ясно, убедительно для собеседника»;

6. «умей слушать и понять нужную мысль»;

7. «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

На иных принципах выстраивается светское общение. В основе такого общения – вежливость, такт: «соблюдай интересы другого». Одобрение, согласие «не порицай другого, избегай возражения», симпатия – «будь доброжелателен, приветлив».

Если один собеседник ориентируется на «принцип вежливости», а другой – «кооперативности», они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила коммуникации должны быть согласованы и соблюдаться обеими сторонами общения.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются различными специфическими позициями в ситуации общения. Трансактный анализ предполагает анализ процесса общения на основе принципов, «ролей», или позиций общающихся в процессе трансакции. Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

Социально-ориентированное общение – одна из распространенных форм взаимодействия, которая строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе. Проявление такого вида общения – ритуальное общение. Ритуал выступает как специфическая форма взаимодействия, придуманная людьтми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиций «Родитель – Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Английский ученый В. Тернер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией . Ритуальные взаимодействия нужны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие – это своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, это мощное средство поддержания традиций, стабильности, прочности, преемственности социальных связей, это механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных социальных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.

Человечество выработало на протяжении веков огромное множество видов ритуалов, которые можно отнести к социально-ориентированному общению. Это религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические и светские рауты, светские обряды, включая похороны и праздники. К социально-ориентированному общению относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и т. д.

Ритуал – это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя почувствовать людям себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Этот вид общения как раз призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в социальном признании хотя бы на минимальном уровне.

Соревнование – один из подвидов социально-ориентированного общения. Это форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, все действия людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт, сам человек не вступает в конфликт с самим собой, принимая установки другого участника этого своеобразного соревнования.

Еще один тип фиксируемых социальных взаимодействий – времяпрепровождение – трансакция, призванная удовлетворять потребность человека в признании, осуществляется с позиций «Родитель – Родитель». Тема такого общения – осуждение и обсуждение всех отклоняющихся от норм, это темы детей, воспитания, женщин, мужчин, телевидение и проч. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров по общению и перспектив отношений с ними.

Эрик Берн исследовал такой тип взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция . Игра (англ. – гейм) – искаженный способ взаимодействия, так как все межличностные потребности человека преобразуются в одну – потребность контроля, тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения. Геймы – стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний другого. Геймы, в отличие от всех других видов общения – нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты. Игры предполагают скрытые мотивы, наличие выигрыша для одной или обоих сторон. Каждый участник гейма, даже проигравший, получает выигрыш – например, в форме обиды, страха, вины, зависти, подозрения и т. д. Берн отмечал, что люди играют в эти бессознательные игры, поскольку они являются важной частью неосознаваемого плана жизни. Чтобы выйти из гейма, не стать жертвой чужих манипуляций, важно стараться заменять двойные трансакции на открытые, прямы, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, скрытых позиций в трансакциях.

Предметно-ориентированное общение, или деловое общение, в трансактном анализе осуществляется с позиций «Взрослый - Взрослый». Здесь можно выделить подвиды общения. Например, операция. С этим видом общения мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, приготовлении пищи, при повседневных заботах и проч. Успешно проводя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение от окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – это те операции, которые заполняют жизнь людей.

Личностно-ориентированное общение предполагает тесное взаимодействие людей, оно обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции. Такие формы личностного взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, но здесь четко присутствует партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом. Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие пребывания с близким человеком, забота, ответственность, доверительность, самораскрытие (обнаружение человеком сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). По точному замечанию Ф. Крэйна: «Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой».

2 Функции общения

Соответственно сторонам общения различают три основные функции общения:

1) коммуникативная, или информационно-коммуникативная, т.к. процесс общения предполагает обмен информации, не важно, какого она содержания.

Общие требования к осуществлению коммуникативной функции таковы: точное оринентирование высказывания на собеседника, отражение в сообщаемом личного отношения говорящего, отбор формы передачи информации, выбор речевых средств в ситуации информирования, предвидение реакции партнера, способность конкретизировать информации по ходу высказывания, приспособить ее к партнеру, учет индивидуальных особенностей собеседника.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми».

Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме).

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопнимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение цели с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

А) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

Б) предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все что ново, необычно. Мы редко осознаем что толкование событий другим человеком столь же законно что и наше собственное;

В) плохие отношения между людьми, поскольку если отношения человека враждебны, трудно его убедить в справедливости вашего мнения;

Г) отсутствие внимания и интереса собеседников. Интерес возникает если собеседник осознает значимость информации для себя;

Д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключение при отсутствии достаточного числа фактов;

Е) ошибки в построении высказывании: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;

Ж) неверный выбор стратеги и тактики общения.

Каждый из видов общения имеет свою стратегию и тактику.

Стратегии общения:

1) открытое – закрытое общение. При открытом общении проявляется желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение предполагает нежелание либо неумении понятно свою точку зрения, свое отношение, а также имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в таких случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметно компетентности и бессмысленно тратить время силы на поднятие компетентности низкой стороны; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств и планов противоборствующей стороне нецелесообразно.

2) Существуют полузакрытые коммуникации, например, по типу одностороннего спрашивания, когда человек пытается выяснить позиции другого, в тоже время не раскрывая свои позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто предъявляет свою проблему, выражает чувства, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать «излияния».

3) Монологическая-диалогическое общение.

4) Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Различные виды общения предполагающие выбор той или иной стратегии, подчиняются своим специфическим правилам.

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют следующие позиции:

Доброжелательная позиция по отношению к собеседнику

Нейтральная позиция;

Враждебная позиция, неприятие собеседника;

Доминирование, или «общение сверху»;

Общение «на равных»;

Подчинение, или общение «снизу».

Следующая функция общения – познание людьми друг друга в процессе общения, или перцептивная (от лат. – психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения – это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы – память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.

Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность общения с этим человеком); развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, экспрессию – то есть внешние проявления обратной связи. В процессе общения нужно постоянно думать о партнере. В этом случае процесс общения становится более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается неудачным, а это в свою очередь может привести к ухудшению межличностных отношений.

Следующая функция общения - это организация межличностных отношений.

Процесс формирования плодотворных взаимоотношений предполагает:

Подлинный интерес к другому человеку, стремление познать и понять его;

Осознания себя как части целого – частички человеческого взаимодействия;

Стремление так организовать взаимоотношения, чтобы общение с вами было приятным для другого;

Взаимоотношения не должны складываться стихийно, необходимо направленно их формировать, тогда быстрее и приятнее пройдет взаимопонимание.

Еще одной функцией общения является взаимовлияние людей друг на друга (т.е. интерактивная сторона общения). В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен – это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.

Взаимодействие людей всегда есть борьба – борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком существует желание «спровоцировать» его поведение в интересующем направлении, найти в системе его контраргументов слабые точки, воздействовать на них и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях используются разнообразные неречевые средства общения.

3 Средства общения

Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:

Речевой (вербальный);

Неречевой (невербальный).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит:

Значение и смысл слов и фраз;

Речевые и звуковые явления – темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная манера речи.

Разделительные звуки, например, кашель, нулевые звуки – паузы.

Спектр неречевых средств общения, достаточно широк:

Чувства и эмоции (их проявления изучает специальная наука кинестика);

Движения мышц лица (изучает мимика);

Жестовые движения отдельных частей тела (изучается жестикой);

Моторика всего тела – позы, осанка, поклоны, походка (изучается понтамимикой);

Прикосновения в ситуации общения – рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, поцелуи, отталкивания и т.д. (изучается такесикой);

Расположение людей в пространстве также несет определенную информацию (изучается проксемикой).

Ученые установили, что цели и задачи общения существенным образом влияют на дистанцию между партнерами. Выделяют следующие зоны дистанции между партнерами:

Интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерно доверительное общение, исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Личная или персональная зона (45-120 см), для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

Социальная зона (120-400 см), обычно соблюдается во время официальных встреч, как правило с теми, кого не очень знают.

Публичная зона (свыше 4 м), подразумевает общение с большой группой людей.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее состояние говорящего. Мимика способна дать информацию о том, что на самом деле переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Взгляд по своей специфике может быть:

Деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

Светским, взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня губ. Такой взгляд способствует непринужденной светской обстановке.

Интимным – направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном настрое к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные эмоции – радость, любовь, удивление, труднее всего воспринимаются отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Много информации несут жесты. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения – указатели, пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты – биты («жесты-отмашки»); идеографы, т. е. Своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые движения вместе.

2. Жесты-регуляторы. Это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы- это заменпители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне руки во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть почесывания, подергивания отдельных частей тела, касания, пошлепывания партнера, перебирания предметов руками и т. д.

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты – движения глаз, покраснения щек, слушателя важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. подергивания губ и т. д.

Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Поэтому для проницательного слушателя важно понимать притворные, ложные жесты. Особенность их в том, что они направлены на преувеличение слабого волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении чаще всего возникают следующие виды жестов:

Жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки;

Жесты уверенности – раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол;

Нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами и т. д.

Жесты самоконтроля – например, заведение рук за спину, поза сидящего в кресле человека. Вцепившегося в подлокотник;

Жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание ладоней о ткань;

Жесты отрицания- сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;

Жесты расположения – прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику; жесты неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о о сомнении в чем-то, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и т. д.

Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться в людях.

Заключение

Общение – сложный и многогранный процесс, который является основополагающим в совместной деятельности людей.

В работе дана характеристика общения именно как процесса деятельности человека; были рассмотрены основные виды общения, функции общения как вида деятельности человека, а также средства общения. Средства общения достаточно разнообразны, предполагают неречевые и речевые формы взаимодействия. Речь – далеко не лидирующее средство социального взаимодействия. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации слова составляют 7%, звуки интонации 38%, а неречевое взаимодействие 53%.

Разные исследователи рассматривают виды и структуру процесса общения с разных позиций, поэтому в терминологии возникают вариации.

Виды общения можно выделить, используя разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, времяпрепровождение, операция, игра, социальное взаимодействие, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие виды взаимодействия.

Общение – это не только самодостаточный процесс социального взаимодействия, оно зависит от многих факторов, коммуникативных умений и навыков субъектов общения. С другой стороны, от общения, его качества и уровня зависит внутреннее психическое состояние участников коммуникации, и в общем, результаты трудовой деятельности человека, целого коллектива.

Объективно процесс общения определяется закономерностями, определенными правилами, которые должны соблюдаться участниками этого процесса, во имя достижения общих целей в деятельности.

Список литературы

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 480 с.

2. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.

3. Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. – 336 с.

4. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 304 с.

5. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 512 с. С. 436.


Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 410.

Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 439.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 14.

Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. С. 280.

Канн-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. С. 18.

1.2 Речевое поведение в межличностном и социально-ориентированном общении

Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т. е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Речь, как средство организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладает рядом отличительных особенностей. Это разговорная речь, для которой характерны:

1. персональность адресации, то есть индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; более пристальное внимание к организации обратной связи с партнерами, так как адресат разговорной речи всегда присутствует лично, обладает той же степенью реальности, что и говорящий, активно влияет на характер речевого общения, позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают;

2. спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному.

3. ситуативность речевого поведения: непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи.

4. эмоциональность: ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении неизбежно усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника, что достигается с помощью слов, структурной организации предложений, интонаций; стремление быть понятыми побуждает собеседников к частному выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.

Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном понимании. К их числу относятся эмотивная и конативная. Эмотивная функция связана с субъективным миром говорящего, с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится, к ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым. Конативная функция связана с установкой на слушающего, со стремлением на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений, в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

Также одной из важнейших особенностей речевого поведения в межличностном взаимодействии является неспособность влиять на самооценку говорящих и слушающих. Наши сообщения могут содержать три типа реакций:

Мы можем поддержать Я-концепции других людей и обращаться с ними так, как они считают с ними следует обращаться;

Мы можем не принять самоопределение других людей, просто отказавшись разделить их взгляды относительно их самих;

Мы можем не замечать самоопределений других (отказываем им в поддержке).

Продолжительная дисконфирмация (отказ в поддержке) считается психологами, возможно, одним из наиболее жестоких психологических наказаний для людей. В психотерапевтической литературе отличается, что человек, который постоянно отвергается другими, может пережить проблему собственной идентичности. Поддерживающий стиль поведения определяет как любое поведение, в результате которого другой человек начинает больше себя ценить. Соответственно неподдерживающий стиль поведения можно определить как поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше. При этом отказы в поддержке иногда могут быть не намеренными, но являться результатом непонимания важности поддержки для личной самооценки.

Существуют классификации сообщений с преобладанием поддерживающего или неподдерживающего стиля. Среди речевых посланий, носящих характер поддержки, выделяют:

· Прямое признание - человек признает, соглашается с тем, что вы сказали, и прямо сообщает об этом. Это проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре;

· Выражение положительных чувств - человек сообщает вам о положительных чувствах, вызванных тем, что вы сказали;

· Уточняющие реплики - человек просит вас пояснить, уточнить содержание вашего сообщения;

· Поддерживающие реплики - сопереживание, понимание, уверения.

Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, выделяют:

· Уход от обсуждения - в этом случае собеседник реагирует на ваше сообщение, но быстро переводит разговор в другом направлении. Другой вариант - когда даже не предпринимается попытка связать свой ответ с вашим сообщением;

· Безличные предложения - подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного общения;

· Прерывающие фразы - вас прервали на полуфразе и не дают ее закончить;

· Сообщения, содержащие противоречия между вербальным и невербальным.

Таким образом, нереалистично предполагать, что все наши сообщения будут всегда носить только поддерживающий характер. Нередко ситуации, когда мы хотим или должны отказаться от общения с другими, по крайней мере на содержательном уровне.

Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:

* общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель - подчиненный, консультант - клиент, преподаватель - студент и т. д.);

* передача информации множеству лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информации.

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей в сравнении с речью в межличностном общении.

Прежде всего следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений «между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

Особенности речевого поведения в социально-ориентированном общении.

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:

* наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

* ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).

Описанные условия получили название «принцип кооперации», т. е. требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т. е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

Реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения. Причем эти ожидания обусловлены более или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и т. п. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Естественным следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи в социальном взаимодействии, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», т. е так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т. е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рампах отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.

Тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные дели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре - мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.

Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования-подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.

Американское коммуникативное поведение

Под коммуникативным поведением мы понимаем совокупность норм и традиций общения народа. Национальное коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения определенной лингвокультурной общности...

Истоки и возрождение риторики

Национальные особенности речевого поведения

Ораторское искусство

К социально-политическому красноречию можно отнести выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные, социально-бытовые темы, по вопросам научно-технического прогресса...

Ораторское искусство

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь (посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер), приветственная речь, застольная речь (произносимая на официальных...

Полемика как одна из форм спора

Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он - человек - организовать...

С изменением политической ситуации в стране, ориентация на коллективизм, ранжирование и нивелирование личности уходит в прошлое, и особое значение приобретает формирование личности с ярко выраженной индивидуальностью...

Речевое взаимодействие

При изучении речевого взаимодействия принято выделять два вида общения: межличностное общение; социально ориентированное общение. Речь в межличностном взаимодействии - это разговорная речь...

Речевой конфликт

В зависимости от типа конфликтной ситуации используются различные модели гармонизирующего речевого поведения: модель предупреждения конфликта (потенциально конфликтные ситуации)...

Речевой портрет Леонида Парфенова (по его интервью и публичным выступлениям)

По мнению С. В. Леорды, «речевой портрет - это воплощенная в речи языковая личность» [Леорда 2006], а проблема речевого портрета является частным направлением исследования языковой личности. Т. П...

Речевое поведение - специфическая и неотъемлемая часть человеческого поведения в целом как сложной системы поступков, действий, движений...

Страница 3

1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление). Лектор - представитель общества, он либо побуждает к непосредственной социальной активности, либо объединяет слушателей вокруг социально значимой идеи, задачи и т. п., либо обеспечивает «фон» для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.

2. Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь на первом месте производственные отношения. Цель такого общения и его предмет - организация коллективного взаимодействия в труде.

3. Личностно-ориентированное общение - это общение друг с другом.

4. А.А. Леонтьев вводит еще одно понятие: психологические взаимоотношения, которые «субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные».

В психологии известны пять уровней общения: ритуальный (приветствие, прощание), информационный (умение изъясняться и понимать то, что говорят), дискуссионный (умение отстоять свою точку зрения), деловой и исповедальный. Деловое общение - это высокий уровень, а исповедальный - самый высокий, это уровень высказывания эмоций, т. е. когда человек вступает в общение, чтобы продемонстрировать свои чувства. Очевидно, что преподаватели представленные выше третьей и четвертой группы достаточно компетентны в области педагогического общения и знают, что, где и как сказать или промолчать. Но даже самый талантливый педагог не добьется успеха, если будет рассчитывать только на себя и на свое влияние на каждого в отдельности без учета роли всего коллектива, взаимовлияния друг на друга.

В исследованиях В.Е. Клочко (1987), О.М. Краснорядцевой (1994) показано, что важность педагогического общения состоит в том, что оно является средством реализации позиции педагога, средством реализации его профессионального мышления. Общение в ходе взаимодействия, в ходе совместной деятельности через механизмы интериоризации превращается во внутренние процессы общения и мышления обучаемых, во внутренний диалог обучаемых с самими собой.

Педагогическое общение, таким образом, выступает в качестве средства перевода обучаемых из зоны актуальных знаний в зону ближайшего развития. В связи с чем огромную актуальность приобретает формирование у педагогов адекватного профессионального образа мира, способного к формированию новых ценностей и смыслов, который оказывает влияние на профессиональное развитие педагога, его активность, стремление к творческой реализации. И все это проявляется в специфических особенностях педагогической деятельности, таких как:

умения отражать, формулировать и решать возникающие проблемы (как в области предметных отношений, так и в области межличностных отношений);

необходимость находиться в состоянии постоянного саморазвития, понимать ограниченность своего профессионального и жизненного опыта, стремиться к самоизменению;

умения слушать и понимать других, сопереживать другим людям, развития эмпатии;

умение принимать обучаемых независимо от собственного отношения к ним, то есть развитие безоценочного отношения педагога к обучаемым;

стремление к созданию условий для изменения и трансформаций личности обучаемых, направленных не на прямое вмешательство и манипулирование человеком, а проектирование и организацию социальной ситуации развития обучаемых.

Перечисленные некоторые особенности педагогической деятельности не исчерпывают всего многообразия специфических составляющих данной профессии. Однако, они представляются нам важными в плане осуществления возможных преобразований и развития личности педагога в связи со стратегией инновационного обучения. "Гуманистическая парадигма подготовки учителя предполагает разработку личностно-ориентированных технологий, основанных на диалогическом подходе, определяющем субъект-субъектное взаимодействие, увеличение меры свободы участников педагогического процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности учителя" (В.А. Сластёнин).

Эти же положения вполне корректны и в отношении организации учебного, педагогического процесса, как в высшей, так и в средней школе. Формально всем этим критериям отвечают групповые методы обучения, основанные на диалоге и полилоге. Данные методы предоставляют достаточную свободу и активность участникам и направлены на развитие мышления, понимания других участников, умения становится на позицию другого, а следовательно, развития рефлексии, стремления к творческой самореализации. В ходе групповых методов развиваются процессы рефлексии, означающие развитие процессов осознания собственного профессионального поведения, в ходе которого (осознания) возникают, условия для понимания необходимости профессиональной или личностной трансформации, то есть педагог становится субъектом самоизменения, развития мышления и личности.