» » Почему французских материалистов 18 века называют просветителями. Теория познания И

Почему французских материалистов 18 века называют просветителями. Теория познания И

Гольбах Гельвецкий Ламетри Дидро - натурфилофия и французский материализм 18 века

Французский материализм XVIII века

Наиболее солидным, ярким и боевым материалистическим течением XVIII в., оказавшим грандиозное воздействие на становление естествознания, был французский материализм XVIII в. "Механистический французский материализм примкнул к физике Декарта в противоположность его метафизике" Французские материалисты XVIII в. были идеологами окрепшей и революционной в тех случаях буржуазии, готовившейся штурмовать феодализм. "Знаменитые люди, кои во Франции просвещали головы для приближавшейся революции,- писал Ф. Энгельс,- сами выступали в высшей степени революционно. Практически никаких наружных авторитетов какого бы то ни было семейства они не принимали. Религия, осознание природы, общество, казенный строй - все было подвергнуто лично безжалостной критике; все обязано было предстать перед судом разума и или оправдать свое существование, или отречься от него"2. В ином месте К. Маркс и Ф. Энгельс сообщают следующее: ".французское Просвещение XVIII века и в специфики французский материализм были борьбой не столько против имеющих место быть политических учреждений, а тогда как против существующей религии и теологии, ведь и открытой, понятно воплощенной борьбой против метафизики XVII века и против всякой метафизики, особо против метафизики Декарта, Малъбранша, Спинозы и Лейбница" 3.

Одним из источников воззрений французских материалистов XVIII в. были труды английских философов Т. Гоббса, Д. Локка и Д. Толанда.

Гоббс выступал с уверенной критикой идеалистических представлений о "духах", "нематериальной субстанции" и т. п. и согласовывал, что материя (ключевым свойством коей он находил длина) - данное единственная действительность, имеющая место быть вне человека. Материальные тела отражаются в нашем сознании, формируя представления. Хотя Гоббс знал перемещение лишь как автоматическое движение материи и вовсе не считал его обязательным свойством материи. Маркс и Энгельс определяли Гоббса как "систематика" бэконовского материализма.

Философские взоры Бэкона и Гоббса в именитой мере продолжал развивать Локк. В ситуации материалистической философии грандиозное значение имела локковская критика идеалистического представления о "врожденных мыслях", становление им материалистического положения о эмоциональном, бывалом нраве наших мыслей, человеческих знаний. Хотя у Локка и были отступления к идеализму (мысль о "самодеятельности души" и т. п.), его материалистические воззрения оказали грандиозное воздействие на дальнейшее становление передовой философской идеи и, например, на составление взоров французских философов-материалистов XVIII в.

Произведения Ламеттри, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и прочих французских материалистов XVIII в. знаменуют наиболее высокую ступенька становления материализма, опиравшегося на возросшие удачи природных наук и уверенно боровшегося с религией и идеалистической метафизикой.

Французские материалисты устремлялись доказать, что вся галактика, начиная от обычнейших тел и кончая человеком с характерными ему сложнейшими душевными свойствами, возникнет по природным законам природы, по законам перемещения материи. Они согласовывали, что перемещение считается обязательным свойством материи, и, следовательно, разрешили в данном пункте неверные воззрения Декарта и Ньютона, оставлявших место для представления о "первом толчке".

Ламеттри писал, что "материя имеет внутри себя оживляющую и двигающую мощь, являющуюся непосредственной основанием всех законов перемещения". Отрыв ведь материи от перемещения он определяет как "гипотезу, кою хотят приспособить к этим веры" !. Понятно высказывается по данному вопросу и Дидро: "Тело, учитывая мнение каких-либо философов, не одарено само собой ни поступком, ни мощью. Данное ужасное неверное толкование вопроса, стоящее в прямом противоречии со всякой физикой, со всякой химией. Само собой, по природе свойственных ему качеств, тело полно воздействия и силы, будете ли вы рассматривать его в молекулах либо в массе. Дабы предположить себе перемещение, добавляют они, вне существующей материи, надлежит вообразить мощь, действующую на нее. Все обстоит вовсе не так" 2. Минимум ярко высказывается по данному предлогу и Гольбах, заявляющий, что "перемещение есть прием существования, вытекающий требуемым образом из сути материи". Гольбах уверенно отвергает мысль первого толчка: "Коль скоро бы к наблюдению природы подходили в отсутствии предрассудков, то давно удостоверились бы, что материя работает по собственным личным силам и вовсе не нуждается ни в каком внешнем толчке, дабы быть приведенной в перемещение".

Вселенную французские материалисты оценивали в ее вечном перемещении, в нескончаемом и повальном изменении. Мысли превращения - трансформации 1 естественных тел в иные, идею о вечном круговороте красной нитью проходят через произведения данных философов. "Разве около нас не меняется все?. Разве не неоспоримо, что галактика не была в собственном неиссякаемом минувшем точь-в-точь такой, какова она и уже, и что невыполнимо, дабы в собственном вечном будущем она была хоть на мгновение точь-в-точь этой же лично, какова она и уже? Как ведь можем мы угадать, что принесет с собой нескончаемая смена разрушений и созиданий, сочетаний и разложений, метаморфоз, перемен, движений"? - писал Гольбах1. Еще бы, нужно было, различать данную мысль механистического материализма от представления о историческом развитии природы. Хотя в борьбе с идеалистическими, богословскими представлениями о косности, неизменности созданной богом природы, идею о закономерном природном происхождении всех естественных тел имела грандиозное значение. Однако, в трудах французских философов-материалистов XVIII в., особо Дидро, мы встречаем солидные составляющие исторического расклада к природе (подробнее про это. см. в главе 9).

Основной вопрос философии - о отношении духа к материи, мышления к бытию - французские философы-материалисты безоговорочно позволяли с позиций материализма. Материи присуще свойство чувствительности, чувства и, в конце концов, сознания. Ламеттри отвергал взоры Спинозы на повальную одушевленность материи (гилозоизм), а Дидро проводил отличие меж низшими формами чувствительности, свойственными, будет считать оно, телам неживой природы, и их наиболее высокой формой - мышлением. Информатор мышления, познания - данное чувства, чувства, отражающие наружный мир. Данное было развитием мыслей материалистического сенсуализма, для начала учения Локка.

Исходя из охарактеризованных повыше позиций, философы-материалисты оценивали и органический мир, даже жизнедеятельность человека. Их взоры по данным вопросам станут освещены в надлежащих главах.

"Материализм минувшего века,- писал Ф. Энгельс,- был в основном автоматическим, по следующим причинам из всех природных наук к тому времени достигла именитой законченности лишь механика, и непосредственно лишь механика жестких тел (земных и небесных), короче - механика тяжести. Химия присутствовала еще в наивной форме, основанной на доктрины флогистона. Биология была еще в пеленках: растительный и животный организм был обследован только в самых грубых чертах, его поясняли чисто механическими первопричинами. В глазах материалистов XVIII века человек был машиной аналогично, как животное в глазах Декарта. Данное использование только лишь масштаба механики к процессам химического и органического нрава,- в сфере коих механические законы хоть и продолжают работать, хотя отступают на задний проект перед иными, наиболее высокими законами,- оформляет первую специфическую, хотя неминуемую в тех случаях не всеобъемлемость традиционного французского материализма.

Вторая своего рода не всеобъемлемость данного материализма заключалась в неспособности его взять в толк мир как процесс, как эту материю,

которая присутствует в нескончаемом историческом развитии. Данное соответствовало старому состоянию естествознания и связанному с ним метафизическому, т.е. антидиалектическому, методу философского мышления. Природа присутствует в вечном перемещении; данное знали и в тех случаях. Хотя по старому представлению, данное перемещение настолько ведь всегда вращалось в некоем и том же круге, и следовательно оставалось, непосредственно, на таком же месте: оно практически постоянно приводило к одинаковым результатам. Это представление было в тех случаях неизбежно"

Несмотря на не всеобъемлемость материалистической философии XVIII в., она поиграла грандиозную роль в раскрепощении человеческого духа от оков религии, пролагала пути свежим основам научного познания, сделала грандиозное воздействие на составление мировоззрения почти всех натуралистов.

Схоластика и идеализм, против коих укажи борьбу французские материалисты, не незамедлительно сошли со сцены: они еще длительное время господствовали в умах почти всех философов и натуралистов.

XVIII век в истории человеческой цивилизации не случайно называют эпохой Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга людей, теперь распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук - в этом заключалась важнейшая черта взглядов передовых философов того времени. На знамени просветителей написано два главных лозунга: "Наука и прогресс". В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Д. Локка, Д. Толанда (167О-1722). Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф.М.Вольтером (1694-1778), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Д. Дидро, М.Д. Аламбером (1717-1783), П. Гольбахом, Ж. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали И. Гердер (1744-18О3) молодой И. Кант (1724-18О4).

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Рассмотрим на примере Ламетри, Дидро, Гольбаха.

ЛАМЕТРИ (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офре де (1709 - 1751), французский философ, врач. Первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма. В сочинении "Человек-машина" (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму.
ЛАМЕТРИ, ЖЮЛЬЕН ОФРЕ (La Mettrie, Julien Offroy de) (1709–1751), французский философ и медик, представитель французского материализма и атеизма 18 в. Родился в Сен-Мало 25 декабря 1709. Изучал теологию в Париже и, казалось, был предназначен судьбой для того, чтобы стать священником янсенистского толка. Однако врач, практиковавший в Сен-Мало, пробудил в нем интерес к медицине, и в 1733 Ламетри отправился изучать эту науку в Лейден к знаменитому Герману Бургаве, работы которого он впоследствии переводил на французский язык. Достигнув известности как врач, получил место хирурга в полку королевской гвардии в Париже. Заболев горячкой и наблюдая во время болезни за собственными мыслями и ощущениями, он занялся изучением вопроса о взаимоотношении души и тела и пришел к заключению, что душа – всего лишь функция сердца и мозга.
Эти идеи были опубликованы в его Естественной истории души (Histoire naturelle de l" me, 1745), и автор подвергся нападкам как со стороны церкви, так и со стороны врачей старой школы. Книга была публично сожжена. Ламетри эмигрировал в Голландию, где его материализм принял еще более радикальную форму. В труде Человек-машина (L"Homme machine, 1747), также сожженной, он доказывал, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, не показали, что тело неспособно к мышлению. Идеи возникают только тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств. Низшие животные также имеют органы чувств, а человек отличается от животных только количественно – большей степенью чувствительности и ума. Душа прекращает существование после смерти тела. Чувственное наслаждение является целью жизни, а у добродетели не может быть иного основания, кроме любви человека к самому себе. Этические взгляды Ламетри были изложены в работе Против Сенеки, или Рассуждение о счастье (Anti-Senque, ou Discours sur bonheur, 1748). Опубликованная посмертно работа Система Эпикура (Systme d"Epicure, 1751) также содержала эти идеи. Возмущение, вызванное неортодоксальными представлениями Ламетри, привело к тому, что он должен был покинуть Лейден. В 1748 он получил место чтеца при дворе Фридриха II в Берлине и стал членом Берлинской академии наук. Умер Ламетри в Берлине 11 ноября 1751.

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723 - 89), французский философ. Активно сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Ж. Д"Аламбера. Систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм 19 в. Главное сочинение - "Система природы" (1770).

Цитата из "Карманное богословие, или краткий словарь христианской религии, написанный аббатом Бернье, лицензиатом богословия" Гольбаха: "ЕВАНГЕЛИЕ - «благая весть» . Благая весть, возвещенная христианам, заключается в том, что их бог очень гневен, что большинство своих поклонников он обрекает на вечные муки, что их счастье зависит от их святой глупости, святого легковерия, святого недомыслия, от зла, которое они сами себе будут причинять, от их ненависти к самим себе, от их фанатизма, от их отвращенья ко всем, кто мыслит и поступает иначе, чем они. Таковы интересные сведения, которые божество в порыве особой нежности пришло объявить человечеству. Это поселило такую радость в сердцах людей, что со времени прибытия на землю небесного гонца люди не перестают трепетать, проливать слезы, ссориться и драться друг с другом."
Французский философ материалист, атеист, просветитель, энциклопедист.
Гольбах (1723 - 1789) - крупнейший систематизатор мировоззрения французских материалистов 18 века. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение; все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, её атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Гольбах отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь определённым образом организованным формам материи.
Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Свободу воли Гольбах отрицал ввиду причинной обусловленности поведения людей. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах, исходя из материалистического сенсуализма, считал источником познания ощущения; познание является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистическая теория познания Гольбаха, разделяемая также другими французскими материалистами, была направлена против агностицизма, теологии, идеалистического сенсуализма Дж. Беркли и учения Рене Декарта о врождённых идеях. Отрицал объективный характер случайности.
Гольбаху принадлежат атеистические произведения, проникнутые едким сарказмом. Ввиду преследований со стороны церковников, произведения Гольбаха выходили анонимно и, как правило, за пределами Франции.


Похожая информация.


В XVIII в. во Франции широко распространился и получил свое новое развитие материализм в философии. Этому послужило бурное развитие естествознания и духовная ситуация в целом, ориентированная на освобождение человеческого разума от религиозных догматов и спекулятивных рассуждений.

Французские материалисты были последовательными, активными борцами с религией, их атеистическое мировоззрение оказывало огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения.

Философы-материалисты стремились доказать, что источниками религии являются невежество, рабство, деспотизм и обман масс священнослужителями. Священникам нет дела до просвещения народа, писали они, и чем масса менее просвещена, тем легче ее одурачить.

В. И. Ленин высоко ценил атеистов XVIII века, талантливо, остроумно и открыто нападавших на религию, на поповщину. Однако они не понимали социальной сущности религии, не могли указать правильных путей борьбы с ней. Французские материалисты считали, что просвещение ликвидирует все суеверия. Наука, искусство, ремесла дают людям новые силы, оказывают им помощь в познании законов природы, которое должно привести их к отказу от религии.

Религия требуется феодальному правительству для того, чтобы легче управлять народом, но правительству справедливому, просвещенному, добродетельному не нужны будут лживые басни. Поэтому нельзя допустить, чтобы духовенство управляло школами, не должно иметь место преподавание религии в школе, необходимо введение таких предметов, которые приводили бы учащихся к познанию законов природы. Целесообразно установление и такого предмета, который учил бы основам нравственных норм поведения в новом обществе, таким предметом должен был быть курс морали.

Согласно учению французских материалистов в мире есть лишь материя, находящаяся в непрестанном движении, материя — физическая реальность. Они признавали всеобщее взаимодействие в природе и движении как естественное свойство материи.

Французские материалисты признавали исходной точкой познания ощущения, получаемые из внешнего мира. По выражению Дидро, человек подобен музыкальному инструменту, клавишами которого являются органы чувств: когда природа нажимает на них, инструмент издает звуки — у человека появляются ощущения и понятия.

Будучи материалистами в своих воззрениях на природу, французские философы в объяснениях законов общественного развития стояли на позициях идеализма. Они утверждали, что «мнения правят миром», а раз так, то достаточно добиться изменения мнений, и все феодальные пережитки и религия отпадут, распространится просвещение, улучшится законодательство и водворится царство разума. Надо, следовательно, переубедить, перевоспитать людей, и характер общественных отношений будет в корне изменен. Поэтому французские материалисты считали воспитание средством изменения общественного строя.


Наибольшее значение имели педагогические взгляды французских материалистов Гельвеция, Дидро и Гольбаха.

Дени Дидро (1713-1784) родился в семье ремесленника. Сначала на жизнь зарабатывал переводами, затем, начал публиковать собственные сочинения. Он участвовал в подготовке великой «Энциклопедии». В 1773 Дидро был приглашён Екатериной 2 в Россию (в Петербург) и работал над проектом реформ.

Тезис Дидро о неизменности природы человека лежит в основе его принципов общественной жизни. Он, как и большая часть просветителей, пользовался понятием «естественные законы», считая их более совершенными для общества. По мнению Дидро, люди объединились в общество для целей совместной жизни. Люди не могут обойтись без взаимной помощи, без которой у них нет шанса выжить в борьбе с природой. Вступая в общество, люди теряют долю личной свободы и своего равенства. Гражданин, по Дидро - это член свободного объединения, разделяющий его права и пользующийся его преимуществами. Государь должен иметь силу подчинять интерес лиц действию общих законов, если же он на это не способен, не способен держать страну в порядке, то народ может заключить новый договор, с кем пожелает, то есть выбрать себе правителя. Всякая власть должна быть ограничена законами природы и государства. Без закона нет власти и нет закона, который бы давал неограниченную власть.

Таковы основные принципы правления государством по Дидро.

Клод Адриан Гельвеций — французский литератор и философ-материалист. Родился в семье придворного врача. Учился в иезуитском коллеже, готовясь стать финансовым служащим.

Затем, сблизившись с Монтескьё и Вольтером , с 1751 года посвятил себя научным занятиям и литературе. Одно из главных его сочинений, «Об уме», было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны и сожжено.

Воззрения.

Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира.

Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств — любви к удовольствию и отвращения к страданию — возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.

Являлся сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития.

В сфере политики и экономики выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма, поскольку считал республиканскую форму правления непригодной для больших государств.

Поль Анри Гольбах - французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.

Поль Анри Тири Гольбах родился в Германии в семье мелкого торговца. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, который регулярно посещался просветительски настроенными философами и учеными.

Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых, часто с иронией, критиковал как религию вообще, так и имеющих к ней отношение людей. Эти книги, прежде всего, были направлены против христианства , в частности, против Римско-католической церкви. Первым антирелигиозным сочинением Гольбаха стало «Разоблачённое христианство» (1761), за ним последовали «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768) и многие другие.

Основное и наиболее известное сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 году. Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование материализма и атеизма той эпохи. Современники называли её «Библией материализма».

«Система природы» была осуждена парижским парламентом и приговорена к сожжению вместе с атеистическими произведениями Гольбаха, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещённых книг». Но сам автор не подвергся преследованиям, так как авторство книг не было установлено. Сочинения Гольбаха издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания. Тщательно сохраняя анонимность, Гольбах сумел избежать преследований.

11 сентября 1780 г. Поль Гольбах был единогласно избран почетным иностранным членом Петербургской академии.

Теория познания И. Канта.

Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

Кант родился в Кёнисберге в небогатой семье ремесленника. Закончил Кёнигсберский университет и начал работать домашним учителем. Долгое время он служил в Кёнигсберской дворцовой библиотеке и в возрасте 46 лет был назначен профессором логики и метафизики данного университета. В университете он преподавал такие дисциплины, как философские, физические и математические.

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей даже среди пунктуальных немцев и породила немало поговорок и анекдотов.

Теперь о его философских взглядах .

В своих главных работах Кант размышляет над новыми принципами философии разума. Прежде всего, он пытается разобраться в вопросе о том, как возможно человеческое познание?

Анализ всеобщих и необходимых условий деятельности разума составляет задачу основных трудов Канта: «Критика чистого разума» и «Критика практического разума».

Проясняя всеобщие и необходимые условия познания, Кант в первую очередь обращается к понятию «опыт».

По Канту:

Во - первых в нашем знании есть такая совокупность условий, которая не зависит от опыта. Эти условия задают наше знание и называются априорными. Они не зависят от опыта.

Во-вторых, опыт никогда не сможет придать нашим суждениям статус всеобщих. Все рассуждения на основе чувственного опыта по своей природе индивидуальны.

В-третьих, разбирая традиционное учение о суждении, Кант исключительное значение придаёт разнице между аналитическими и синтетическими суждениями. Познавательная ценность аналитических суждений минимальна (пример: равносторонний треугольник относится к треугольникам), тогда как синтетические суждения включают в себя элементы знания, несущие новую информацию о предмете, о понятии (например: кратчайшее расстояние между 2 точками на плоскости -это прямая линия). Это суждение несёт в себе новое понятие, новое знание.

Таким образом, синтетические суждения, наглядным примером которых является математическое высказывание, указывали на свою независимость от опыта.

Вместе с тем Кант не мог отрицать, что в основе синтетических суждений лежит способность чувственного созерцания, чувственная интуиция. Такие интуитивные способности нашего разума он назвал априорными формами чувственности.

Продолжая анализ условий возможности познания, Кант разъясняет природу пространственных и временных форм нашей чувственности. По Канту, пространство и время составляют всеобщие и необходимые условия нашего восприятия мира. Они как бы вмонтированы в чувственные основания конструкции нашего сознания. С их помощью человек упорядочивает разнообразный информационный материал познания.

К априорным формам познания Кант также относит и формы нашей рассудочной деятельности. Речь идёт об априорных категориях рассудка, с помощью которых мы определяем в познании количественные и качественные признаки явлений, их причинно-следственные связи и такие их признаки, как возможность, необходимость и др.

Таким образом, познание оформляется в виде суждений и заключает в себе соединение чувственности и рассудочности. То есть, процесс познания есть постоянное взаимодействие чувственных и логических механизмов.

Таким образом, получается, что Кант пытался объединить рационализм и эмпиризм. Он пытался свести познание к работе чувственных и логических механизмов.

Другое объяснение.

В критическом периоде он ставит вопрос «как возможно человеческое познание?» и выдвигает идею о том, что человеческое познание проходит три ступени: созерцание (на современном языке оно называется чувственной ступенью познания), рассудок и разум.

На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под воздействием вещей-в-себе, упорядочивается с помощью пространства и времени.

Кант разделяет все предметы на две группы:

- «феномены» и «ноумены».

1. Феномен - это предмет, данный человеку в ощущениях, или «вещь для нас».

2. Ноумен - это предмет «как таковой» или «вещь в себе».

Кант разделяет знание на две части:

Априорное знание.

Апостериорное знание.

Априорное знание является исходным и врождённым, в то время как апостериорное - приобретается посредством опыта.

Рассудок. На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию - теперь с помощью так называемых априорных логических категорий. К ним отнесены 16 традиционных категорий философии - качество, количество, отношение, единство, множество, реальность, отрицание, субстанция, причина и другие.

На второй ступени познания согласно Канту, знание можно разделить на аналитическое и синтетическое.

Аналитическое знание дано исходно и всегда очевидно. Это либо факт наблюдения, либо аксиома. Аналитическое знание не заключает в себе ничего нового, выходящего за пределы своей исходной определённости и поэтому не представляет собой ценности для науки.

Синтетическое знание возвышается над аналитическим, поскольку несёт в себе нечто новое, скрытое за очевидностью аналитического знания. Притом синтетическое знание не вытекает из аналитического.

Разум. Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием познать сущность внешнего мира. Поэтому он доводит обобщение человеческого опыта до высшей степени и формулирует три идеи, объясняющие этот мир. Первая из них - космологическая - это идея о существовании внешнего мира. Вторая идея - психологическая - состоит в утверждении о существовании души. Наконец, третья, теологическая идея - это идея о существовании бога. Ни внешний мир, ни душа, ни бог согласно Канту не даны в чувственном опыте прямо и непосредственно. Поэтому вывод об их существовании - это результат сложного анализа наших знаний.

Философия Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Философия Гегеля заслуженно считается кульминацией развития немецкой философии.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);

- диалектика как всеобщий философский метод.

Диалектика Гегеля противостоит метафизики Аристотеля . Аристотель сформировал законы мышления, познающего мир, Гегель - законы развития самого мира.

Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в состоянии беспрерывного движения, изменения, преобразования и развития, а также сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключается в том, что в ней в систематической форме изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.

Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики, категории качества и количества. Качество - это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики Гегеля:

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Диалектическое отрицание: если сохраняется нечто от первого объекта, то происходит воспроизведение этого объекта, но в другом качестве.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие таится между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития — единство и борьба противоположностей. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому действительным целым является не «голый результат», а результат вместе со своим становлением. Он обращал внимание на то, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим, от содержания к содержанию. В этом процессе совершается взаимопереход количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источником развития является противоречие, которое движет миром, есть «корень всякого движения и жизненности», принцип всякого самодвижения и познания.

В основе всех явлений природы и общества, по Гегелю, лежит абсолют, духовное и разумное начало - «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании.

Заслугой Гегеля является разработка теории объективного идеализма и диалектики как всеобщего философского метода. Абсолютная идея - это первопричина всего существующего, Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Философская система Гегеля состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. Логика - важнейшая часть системы, это царство «чистой мысли». Человек у Гегеля играет особую роль, он носитель абсолютной идеи. Человек есть «конечный дух» Мирового духа.

Идеалистический принцип тождества мышления и бытия служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления, он направлен против кантовского дуализма «вещей в себе» и явлений. Историческая заслуга Гегеля заключается в разработке диалектики.

Диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.

Основные принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие (изменение не только количественное, но и качественное).

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутренние противоречия.

Все в мире содержит в себе противоположности, которые находятся в состоянии единства и борьбы. Единство и борьба противоположностей - основа существования и развития мира. Противоречия - не зло, а благо. Противоречия - движущая сила прогресса. Гегель создал систему категорий диалектики, открыл ее основные законы (закон противоречия, отрицания отрицания, закон перехода количества в качество и обратно).

Гегель исследовал философию природы, философию духа, философию истории. Дух имеет три разновидности: - субъективный дух (сознание отдельного человека - «дух для себя»); - объективный дух (дух общества в целом, выражением которого является право - данный свыше порядок взаимоотношения между людьми, реализованная идея свободы, нравственность, гражданское общество, государство); - абсолютный дух (высшее проявление духа, выражением которого являются искусство, религия, философия). Общие интересы, по Гегелю, выше частных; богатство и бедность естественны и неизбежны; конфликты в обществе - двигатель прогресса, «вечный мир» ведет к загниванию, регулярные войны очищают дух нации.

    Французский материализм философское направление во Франции XVII XVIII века, вдохновленное возрожденным эпикуреизмом. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты… … Википедия

    МАТЕРИАЛИЗМ ФРАНЦУЗСКИЙ основное направление философии французского Просвещения 18 в. Первым представителем философии французского Просвещения, осуществившим оригинальный синтез картезианства, учения Гассенди и янсенизма, явился Б.… … Философская энциклопедия

    - (от лат. materialis вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Материализм - (от латинского materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Французский язык Французский алфавит Франс Пресс Френч пресс Устойчивые словосочетания Французский парк Французский материализм Французский абсолютизм Французский щит Французский поцелуй Французский багет (булка) Французский коньяк Французский… … Википедия

    Язык Французский алфавит Франс Пресс Френч пресс Устойчивые словосочетания Французский парк Французский материализм Французский абсолютизм Французский щит Французский поцелуй Французский багет (булка) Французский коньяк Французский шансон… … Википедия

    А; м. [франц. matérialisme] 1. Одно из двух главных (наряду с идеализмом) направлений в философии, утверждающее первичность материи, природы, бытия по отношению к сознанию, мышлению и рассматривающее сознание и мышление как неотъемлемое… … Энциклопедический словарь

    Материализм - (от лат. materialis вещественный), философская теория, которая в противоположность идеализму, исходит из того, что, во первых, мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания; во вторых, материя первична, а сознание свойство… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является … Философская энциклопедия

Книги

  • Французский материализм Х VIII века. Учение об обществе. Хрестоматия , П. Гольбах, К. Гельвеций, П. Кабанис, А. Барнав, Ж. Кондорсе. В настоящей книге представлены важнейшие социально-философские направления во французской материалистической литературе XVIII века. Хрестоматия включает работы известных французских…

Материалистические идеи XVIII в., продолжавшие прогрессивную традицию философов XVII в., получают свое дальнейшее развитие и яркую форму, приобретают активную общественную роль во Франции. Специфические особенности французского материализма связаны с классовой и общественно-политической борьбой, которая развернулась во Франции в XVIII в. накануне французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Воинствующий материализм французских мыслителей JI. Гольбаха (1723-1789), К Гельвеция (1715-1771), Ж. Ламетри (1709-1751) и других явился идеологическим выражением революционных устремлений французской буржуазии и объединяемых ею народных масс Франции, их борьбы против феодализма и религиозной идеологии. Естественнонаучной основой, на которую опирался материализм XVIII в., явились прежде всего достижения классической механики.

Французские материалисты более глубоко, чем их предшественники, вскрывают диалектический характер связи материи и движения, хотя в их метафизической в целом философии диалектика носит характер отдельных прозрений. Выдвигая правильное положение о многообразии и разнообразии свойств, форм и видов материи, отвергая представление о ее однородности, Д. Дидро , например, выводит движение материи как ее абсолютное свойство из взаимодействия между предметами материального мира. Учитывая данные молекулярной физики, он заявлял, что именно внутренняя природа мельчайших частиц (молекул, атомов), их взаимодействие являются подлинной причиной движения. „Атом приводит в движение мир, - писал он, - это совершенно верно, как и то, что атом движим миром. Однако, абсолютизируя закон тяготения, Дидро считал, что взаимодействие как общая причина движения сводится к притяжению тел, поскольку все они обладают тяжестью, массой. Естественно, что движение в этом случае может проявляться только в форме пространственного перемещения тел. В подобном объяснении сущности движения и его причин отчетливо проступает метафизическая односторонность материалистов XVIII в., ибо с точки зрения диалектики отталкивание столь же неотделимо от притяжения, как отрицательное от положительного.

Рассматривая материю как единственную реальность, бесконечную и вечную, французские материалисты полностью освободили материализм от теологической формы, придав ему открыто антирелигиозную направленность.

Для П. Гольбаха , например, бог есть чистый вымысел, продукт обмана невежественных люден со стороны церкви и ее служителей. Будучи до конца последовательными сенсуалистами, французские материалисты, как и Дж. Локк , категорически отвергали идеалистические представления о врож­денных идеях, не оставляя места для религиозного мифа о бессмертной душе. Французский материализм последовательно отстаивал положение о том, что духовное есть свойство материи. Д. Дидро , например, продолжает в этом отношении гилозоистскую линию Спинозы, утверждая, что ощущение, „чувствительность" есть всеобщее свойство материи, которое, по мнению мыслителя, проявляется в различной степени в живой и неживой материи.



Французские материалисты решительно отстаивали свои взгляды в борьбе против субъективного идеализма Дж. Беркли (1685-1753) и агностицизма Д. Юма (1711-1776).

Епископ Беркли противопоставлял свои взгляды материализму и стремился опровергнуть его, видел в материалистических представлениях теоретическую основу атеизма и безбожия. Он настойчиво стремился доказать, что понятие „материя" является фикцией, что материя - это только совокупность ощущений. Эти идеи английского идеалиста Гольбах называл чудовищными, ибо если мир существует только в наших ощущениях, то он просто химера. Для Гольбаха безусловным было то, что наши ощущения вызываются внешними, объективно существующими предметами. Столь же непримиримо относились французские материалисты к агностицизму Юма.

Ограниченность научного знания XVIII в. о жизни, ее фор­мах и видах не могла не отразиться на содержании философских идей французских материалистов. Не будучи в состоянии вскрыть подлинную сущность человека, Гольбах, например, как и его единомышленники, пытался объяснить специфику человека законами природы, его физиологии. Он писал, что человек, подчиненный природе и ее законам, действует в силу главного мотива - стремления к удовольствию, ибо все в человеке есть физическое ощущение и им мотивируется.



Признавая роль интереса и потребности в мотивации поступков людей, французские философы-энциклопедисты пришли к выводу о решающей роли воспитания и влияния окружающей среды в формировании человека. Однако социальную, общественную среду они понимали крайне односторонне - как государственно-политический строй, который сам определяется характером и волей законодателя, властителя и т. д. Человека они представляли созерцательно-пассивным существам, способным лишь отражать воздействия окружаю­щей среды. В этом смысле Ж. Ламетри и позволял себе называть человека машиной, действия которого носят непроизвольный характер: он не обладает способностью к свободному выбору.

Французские материалисты в объяснении общественного развития неиз­бежно попадали, как отмечал Г. В. Плеханов, в замкнутый круг, из которого метафизический способ рассуждения не давал возможности выхода "у них получалось, что человек определяется общественной средой, а среда - результат деятельности законодателей, т. е. человека. Ставя развитие общества в полную зависимость от деятельности отдельных исторических личностей (законодателей, королей и т. д.), материалисты XVIII в. не смогли дать правильного объяснения развитию общества, вскрыть его специфические законы, хотя в целом поставленная ими проблема отношения общественной среды и человека имела большое историческое и теоретическое значение.

К основным недостаткам французского материализма относится, во-первых, то, что он был механистическим, так как опирался в теоретическом осмыслении мира на законы механики, которыми объяснялись не только природные, но и общественные процессы. Во-вторых, он был метафизический, т. е. антидиалектическим, в объяснении действительности и нашего познания. В-третьих, он склонялся к идеализму в понимании общества и человека. Наконец, он страдал созерцательностью.

Особенно большой вклад в развитие философии XVIII века внесли французские просветители-материалисты Ж.Ламетри (1709-51), Д.Дидро, К.Гельвеций (1715-71), П.Гольбах. Если раньше идеи материализма выражались в форме пантеизма (Д.Бруно) или сочетались с идеей Бога (Ф.Бэкон), то теперь в понимании природы материализм стал последовательным. Французские материалисты XVIII века также первыми стали открыто и последовательно пропагандировать атеизм (от греч.«а»-нет, «теос»-бог). Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась «Система природы» Гольбаха – самое крупное сочинение XVIII в. по теории материализма. Приведём его наиболее основные положения.

Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством движения. Природа получает своё движение от себя самой, ибо она – великое целое, вне которого ничто не может существовать. Материя вечно движется, покой относителен, движение есть необходимый способ её существования и источник всех её свойств. Пространство и время – формы существования материи. Все происходящие в мире движения следуют постоянным и необходимым законам. Законы причинной связи (одно неизбежно порождает другое) универсальны, т.е. нет беспричинных явлений и нет никаких сверхъестественных причин. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какие бы то ни было случайность и целесообразность. Знание причин позволяет человеку предвидеть следствия. Нет ничего, чего нельзя было бы познать.

Дидро добавлял к этому, что всё в мире возникает и исчезает, только целое остаётся. Никогда не было и не будет другого мира. Причиной движения и изменения форм материи служит столкновение разнокачественных её элементов. Из инертной материи под действием другой материи, а также теплоты и движения возникает способность ощущения, жизни, памяти, сознания, эмоций, мышления. Органы чувств – это «клавиши», по которым ударяет природа и вызывает у нас ощущения.

Учение о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием материалистов XVIII века. Однако их материализм был механистическим, поскольку законы механики (самой развитой тогда науки) они возводили в ранг всеобщих и утверждали, что эти законы исчерпывающе объясняют все явления в мире. Не случайно одно из сочинений Ламетри называлось «Человек – машина». В нём он писал, что исследование механики тела автоматически приведёт к раскрытию сущности чувств и разума человека. У французских материалистов ещё не было понимания того, что биологическая форма движения материи (жизнь) и социальная форма (развитие общества) обладают своими особыми законами, которые не сводятся к законам физической формы движения материи. Это было обусловлено ещё слабым развитием биологических и социальных наук.


Материализм XVIII века был ещё и метафизическим, он не содержал в себе идею развития. Движение и изменение в мире, согласно ему, - это некоторый вечный круговорот – возникновение и уничтожение, созидание и разрушение; в целом же мир неизменен. Развитие же подразумевает такое движение, при котором в системах происходят качественные изменения и переход от старого к новому, от простого к сложному. Такое понимание ещё отсутствовало у французских материалистов.

Общая материалистическая установка обсуждаемых философов обусловила и их понимание процесса познания. Источником всех знаний они считали ощущения, возникающие в результате воздействия материальных предметов на органы чувств. Главный орган познания – мозг, который как «экран» (Ламетри) или «живой воск» (Дидро) принимает внешние воздействия по периферическим нервам и воспроизводит их в себе. Те части тела, у которых прерывается связь с мозгом, теряют чувствительность, а если возникают нарушения в самом мозгу, то человек или чувствует и мыслит несовершенным образом или совсем утрачивает эти способности. Признание роли ощущений в познании не противоречило общей рационалистической установке этих мыслителей. Они правильно полагали, что чувственное, непосредственное познание – лишь первый шаг на пути постижения реальности. Разум, опираясь на данные восприятия и опыта, постигает сущность реальности, и его возможности в постижении мира не ограничены.

В учении об обществе французские материалисты выступали против учения провиденциализма и отстаивали положение о том, что движущей силой истории человечества служит не Бог, а человеческий разум, прогресс просвещения. Они доказывали возможность существования высоконравственного общества, состоящего из атеистов. Это учение, а также положение о несостоятельности всех верований и догматов религии, особенно сильно шокировали их современников. Главные труды Гольбаха и Гельвеция были сожжены по решению парижского парламента.

Просветители отрицали христианский догмат об изначальной греховности человека и его испорченности. Они правильно полагали, что моральные и интеллектуальные качества человека формируются в результате воспитания. При этом Гельвеций считал, что «воспитание значит всё», в частности, надлежащее воспитание из любого может сделать гения. Дидро же занимал более верную позицию: «Воспитание значит много», умственные способности зависят и от природных задатков, величина которых у людей может быть разной. Средство избавления от недостатков общества просветители видят не в революции, а в просвещении человечества. Осуществляемое мудрым правительством воспитание есть самое надёжное средство дать народам благородные чувства, таланты, мысли, добродетели, необходимые для процветания общества.

Литература

1.Гельвеций К. Сочинения. Т.I.М.,1973

2.Гольбах П. Избр.филос.произ. в 2-х т.М.,1983

3.Дидро Д. Изб.филос.произв. М.,1941

4.Краткий очерк истории философии. М., 1981.Гл.6,§§ 4-6

5.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.,1995.с.127-135

6.Энциклопедия философских знаний в 6-ти томах.М.,1999