» » Подходы реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций. Механизмы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений

Подходы реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций. Механизмы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений
  • Конакова Екатерина Андреевна , бакалавр, учитель
  • Прямобалкинская основная школа, Дубовский район, Волгоградская область
  • СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ
  • МЕХАНИЗМ

В статье впервые выявляется уровень сформированности сетевого взаимодействия ОУ, выявляются причины низкой степени их развитости; вводится понятие механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ, предлагается их классификация.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Значение курсового проектирования по механике при изучении дисциплины
  • Значение курсового проектирования при изучении дисциплины «Материаловедение и технология материалов»

Смена образовательной парадигмы поспособствовало развитию новейшей модели образования, главными принципами которой стали утверждения о том, что образование обязано быть фактором развития человеческого капитала ; инвестиционной сферой, оказывающей существенное воздействие на социально-экономическое формирование государства; механизмом обеспечения международного позиционирования России; условием социальной стабильности и социально-культурной единства государства; системой, обеспечивающей интеграцию науки и практики.

Особую роль в развитии целостной картины мира ученика обретает в старшем школьном возрасте. Перед старшеклассником возникает вопрос ответственного выбора будущей специальности, решение которой потребует умений самостоятельного получения данных из максимально большего числа источников, анализировать ее, прогнозировать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор.

К сожалению, старания общеобразовательных школ в настоящий период мало результативны для создания условий для развития у школьников конкретных жизненных ориентиров на базе приобретенных знаний метапредметного характера, формирования социокультурного навыка молодого человека.

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Под системой непрерывного профессионального образования подразумевается совокупность образовательных программ и учреждений, направленных на удовлетворение познавательных потребностей личности и формирование условий для реальной профессиональной, творческой самореализации в регулярно изменяющихся обстоятельствах.

К перечню признаков непрерывного образования, существенных для анализа и проектирования путей развития образовательной практики, можно отнести следующие:

  • охват образованием всей жизни человека;
  • связь общего и профессионального образования;
  • открытость, гибкость системы образования;
  • разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения, возможность свободного их выбора;
  • равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату.

Модели сетевого взаимодействия:

Горизонтальная - между образовательными учреждениями одного уровня;
Вертикальная - школа - колледж - ВУЗ;
Смешанная - реализация совместных программ учреждениями разного уровня;
Совместные сервисы, библиотеки, центры коллективного доступа, информационные порталы, единая база данных;
Поддерживающая инфраструктура - базовые кафедры, ресурсные центры, технопарки, инкубатора.

Региональный образовательный округ - это автономная система образовательных учреждений разного уровня, функционирующих на территории, объединяющих ряд географически близко расположенных муниципальных районов.

Министерство образования и науки РФ - Министерство образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;

Структура регионального образовательного округа:

  • Базовый центр ВГСПУ;
  • Ресурсный центр на базе педагогического колледжа;
  • Образовательные учреждения всех уровней;
  • Управление образования районов.

Согласно анализам экспертов (А. И. Адамский , И. М. Реморенко, В. В. Третьяков и др.) созданными основными органами правительства стратегии модернизации образовательных систем были приемлемы для 30 % всех образовательных учреждений РФ, расположенных в большей степени в основных, с высокой плотностью населения, с хорошо сформированной инфраструктурой регионах. Приблизительно 70 % сельских муниципальных систем России требуют вариативных моделей комплексных изменений.

Исследование трудов Л.В.Байбородовой , В.Г.Бочаровой , М. В. Груздева , М.П.Гурьяновой , А. М. Цирульникова и др. дали возможность раскрыть характерные черты сельских местных образовательных сетей, которые обусловлены социально-демографической особенностью (небольшой заселенностью, большими расстояниями среди поселениями, низкой развитостью социальной инфраструктуры) и объединены с малой концентрацией образовательных учреждений, их малочисленностью, малокомплектностью, отдаленностью, невысоким уровнем ресурсного обеспечения, безальтернативностью в предоставлении образовательных услуг и несоответствующим условиям формирующейся инновационной экономике уровнем их свойства и эффективности. Данное никак не позволило в абсолютном размере найти решение комплекс задач, связанных с оптимизацией значительных расходов на
обучение детей в сельских школах посредством внедрения в полном объеме нормативно-подушевого финансирования; исследование определеных нынешним условиям основных и дополнительных образовательных программ, новейших форм и
механизмов их осуществлении; развитие педагогических моделей и условий формирования отдельных образовательных учреждений, в том числе малочисленных (МЧШ), малокомплектных (МКШ), отдаленных (ОСШ), которые в целом по Волгоградской области составляли от 30 до 80 % всех сельских школ (в зависимости от региона).

В рамках концепции сетевого взаимодействия ОУ представлены механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ как целостную совокупность принципов, методов и процедур, реализация которых осуществляется путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему.

Сетевые механизмы управления осуществляют следующие функции:

в рамках организационно-педагогической функции - рассматривают проблемы управления, формируют требования с целью целеполагания развития образовательной сети;
хозяйственной (управленческой) - сформировывают основные требования функционирования сети, реализующиеся через взаимодействие, материально-техническое обеспечение, решение трудностей стимулирования;
кадровой - решают профессиональные проблемы, составляют структуру управляющих и экспертов, сетевые органы управления;
технологической - гарантируют реализацию образовательного процесса;
организационной - обеспечивают реальную регламентирующую систему действий обучения и воспитания;
стимулирующей - устанавливают разработку и применение функционирующих стимулов, способных обеспечить активность участников сети;
инновационной - улучшают все без исключения компоненты образовательной сети, как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения достижений передового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.

Механизмы создания образовательного пространства:

  • Первый механизм - организация взаимодействия учреждений образования с организациями культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-сообществ;
  • Второй механизм - создание и реализация системы взаимосвязанных педагогических событий;
  • Третий механизм - построение образовательного пространства как совокупности образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся;
  • Нельзя забывать, что образовательное пространство развития ребенка - это пространство детства .

Классификация механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ позволяет выявить три, фактически параллельно, используемых взаимообусловленных механизма:

1. Механизм формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального) имеется комплекс принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, нацеленных на формирование и оптимальное функционирование, развитие сетей ОУ в целях реализации сетевых образовательных услуг.

Создание линий формирования образовательных сетей сельских муниципальных образовательных систем может происходить согласно следующей блок-схеме в виде взаимосвязанных этапов: переход в инновационный режим развития ОУ в рамках развития современных педагогических моделей учреждения и обнаружение (стихийное или осознанное) потребности сетевого взаимодействия со стороны всех субъектов образовательного процесса - постановка задачи создания педагогических ассоциаций разного вида - разработка модели образовательных сетей - организационное, экономическое и законное формирование образовательных сетей - развитие и поддержка системы мотивации участников сетевого взаимодействия - диагностика результативности работы образовательных сетей.

2. Механизм создания систем управления сетевым взаимодействием как метод общественной коммуникации для организационного оформления административных структур сети учреждений и организаций, возможно показать в виде последующего метода: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностирование степени готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления; установление трудностей, стоящих перед сетями и установка проблемы разработки модели управления; моделирование органов управления сети; формирование управленческо-педагогических команд ОУ (сети, узлов и др.), правовое оформление органов управления; установление перечня возможностей школьных или сетевых управленческо-педагогических команд (УПК); создание системы мотивации для их участников и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов командообразования и результативности работы сетевого взаимодействия.

3. Механизм коммуникации школ при реализации образовательного процесса (очного или дистанционного) есть способ организации социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг. Коммуникационная деятельность включает множество участников сети ОУ, в связи с чем, она формирует общественные отношения, полюсами которых являются сотрудничество и конфликт, соответственно, сам механизм коммуникации ОУ направлен на формирование условий для совместной деятельности по реализации сетевых образовательных услуг.

Таким образом, в нашем случае коммуникация школ в рамках традиционной коммуникации является сопровождающей, одним из механизмов формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Можно констатировать, что механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ есть целостная совокупность принципов, методов, способов и процедур
личностных и социальных коммуникаций, позволяющих эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В настоящее время можно выделить следующие механизмы: формирования сети образовательных учреждений, коммуникации школ, создания систем управления сетевым взаимодействием.

Список литературы

  1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Текст] : [В сети Федер. эксперим. площадок] / А. И. Адамский // Упр. шк. : Еженед. прилл. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 4 (00.01). – С. 23–24.
  2. Третьяков, П. И. Практика управления современной школой: (опыт пед. менеджмента) [Текст] / П. И. Третьяков; Юго-Вост. окр. упр. Моск. департамента образования; Науч.-метод. центр; Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. – М. : Педагогический поиск, Б. г. (1994). – 200, с. : илл.
  3. Байбородова, Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Байбородова Людмила Васильевна. – Ярославль, 1994. – 431 с.
  4. Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. – М. : Моск. пед. ун-т, 1991.
  5. Груздев, М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
  6. Гурьянова, М. П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села [Текст] : метод. рекомендации / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов; Рос. акад. образования, Ин-т пед. соц. работы, Комплекс. прогр. «Систем. модернизация образования как фактор соц. развития села». – 2-е изд., доп. – М. : ИПСР РАО, 2003. – 191 с.
  7. Цирульников, А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации [Текст] / А. М. Цирульников. // Вопросы образования: ежекв. науч.-образоват. журн. ; Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – М. : ГУ-ВШЭ, 2004 – С. 40–65.

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан »

(ИРО РТ) г. Казань

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией , которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. В статье рассмотрены признаки сети в образовательном процессе, ключевые характеристики, особенности сетевого взаимодействия в образовании. Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия.

В настоящее время эффективная реализация основных образовательных программ общего образования предполагает сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, способствующее наращиванию их материально-технических, информационно-методических и кадровых ресурсов. Единые квалификационные требования к работникам образования направлены на повышение их трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, результативности труда, наиболее полное использование профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.

Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. «Киләчәк» в рамках задачи формирования единого электронного образовательного пространства предусматривает создание условий для развития сетевой активности учителей образовательных учреждений. Ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства является развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ являются основной технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. В этих условиях наиболее полно реализуется концепция сетевого взаимодействия как единого информационного пространства, научно-образовательной среды, обеспечивающей равные права и возможности учреждений науки и образования, научно-педагогических работников , учащихся и студентов.


В настоящее время сетевое взаимодействие в сфере образования рассматривается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. Семинары, круглые столы , конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия - уже известные формы работы. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т. п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов, способ стимулировать педагогическую инициативу. Участие в работе сетевых сообществ дает прекрасную возможность для руководителей образовательных учреждений, министерств, ведомств быть в курсе проблем, наболевших вопросов в педагогической среде и оперативно реагировать на них, срабатывать на опережение по законотворческим решениям.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х г. г. и связывают с именем и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования выделил характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес традиционному. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персоны - это авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент – «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а появляются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на особенностях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности , предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Идея сетевого взаимодействия, нашла свое развитие и в сфере дополнительного профессионального образования . Рассматривая феномен сетевых образовательных программ для педагогов , отмечает их особое значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия. Сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей. Сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие. Сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).


Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия. При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время.

Темпы развития сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования представляются далеко не равномерными. Наиболее активно происходит развитие сетевого взаимодействия на уровне образовательных учреждений общего образования. Действует сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе ИКТ. Координатором этого проекта является Национальный фонд подготовки кадров. Информационную поддержку проекта осуществляет ГНИИ ИТТ «Информика» . Для решения задач профессиональной подготовки педагогических кадров в 2010 году в Российском государственном педагогическом университете им. создано Сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России».

Становление сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации отвечает «вызовам» информационного общества, определяющим тенденции развития системы образования. В процессе взаимодействия совершенствуется профессиональное мастерство, достижения отдельных преподавателей и образовательных учреждений становятся достоянием профессионального сообщества, повышается качество образования и, конечно, стимулируется педагогическая инициатива. Первый этап становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогов начинается с момента создания ресурсного центра, инициирующего разработку различных программ повышения квалификации педагогов. По мнению специалистов в качестве ресурсных центров постдипломного образования способны выступить педагогические университеты с целью обеспечения непрерывности педагогического образования, что позволит слушателям получать, обновлять и пополнять профессиональные знания, умения, обогащать и развивать профессиональный опыт. Это отражает как процессы адаптации специалиста к динамике изменений в профессиональной сфере, так и потребность в профессиональной самореализации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Иркутский филиал РАНХиГС

Сетевое взаимодействие

образовательных и иных организаций при реализации программы внеурочной деятельности обучающихся

Проект допущен к защите____________ «__»_________ 2013 год

Руководитель проекта - руководитель РРЦ РОС

Иркутск 2013

Введение ……………………………………………………………...……………..….3

Основная часть

1.Актуальность выбранной темы.……………………………………….……...7

2.Цели и задачи проекта....…………………………………………………....14

3.Анализ ситуации............................................................................................16

4.Проектное решение ………………………………………………………….17

5.Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов…………………24

6.Риски проекта и способы их снижения...………………….……………....28

7.Перспективы сетевого взаимодействия……………………….…………....28

Заключение …………………………………………..………………………...……..29

Список источников информации………………..……………………...…………...30

Приложения…………………………………………..……………..………………..32

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.


Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность , осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

Улучшить условия для развития ребенка ;

Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы , конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

Учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной);

Дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

Организацию деятельности групп продленного дня;

Классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);

Деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

Инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

В практике организации внеурочной деятельности в муниципальных территориях образования используются следующие виды организационных моделей:

- модель организации образовательным учреждением внеурочной деятельности самостоятельно на базе самого образовательного учреждения (внутришкольная);

- модель организации образовательным учреждением внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя);


- модель организации внеурочной деятельности на базе самого образовательного учреждения (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная).

Классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»:

- модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования);

- модель «школы полного дня»;

- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

- инновационно - образовательная модель .

Рассмотрев все модели организации внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой и эффективной моделью организации внеурочной деятельности можно назвать модель дополнительного образования.

Считаем, что внеурочная деятельность не только тесно связана с дополнительным образованием, но и переплетается с ним тогда, когда дело касается условий для:

Построения образовательной среды как качественной характеристики внутренней жизни школы;

Создание условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другие виды деятельности .

Дополнительное образование может дать школе для реализации новых стандартов:

Возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

Специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

Материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

Открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

Изучение и формирование социального заказа на образование;

Методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования;

Уникальные педагогические технологии развития творческих способностей обучающихся;

Образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования;

Возможности поддержки одарённых детей и других особых категорий детей («трудных», с ограниченными возможностями здоровья);

Возможности работать в социуме, социального творчества детей;

Организацию каникулярного времени детей;

Возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы , профилактики негативных явлений среды и др.

Таким образом, реализация ФГОС общего образования должна стать инструментом правового регулирования отношений в образовании и требует разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.


Именно сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Основная часть

1. Актуальность выбранной темы

Структурная перестройка системы образования невозможна без создания эффективного механизма реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Актуальность темы, исследуемой в данной работе, продиктована тем, что в связи с проводимыми в образовании реформами все больше и больше руководителей образовательных учреждений обращают внимание на персонал и материально-техническую базу своих учреждений, осознавая ограниченность кадров и ресурсов для эффективной реализации внеурочной деятельности.

Актуальность проблемы ресурсной недостаточности обусловливается и тем, что сегодня продолжается обновление содержания и технологий обучения, форм организационно-управленческого взаимодействия образовательных учреждений, и образовательное учреждение самостоятельно не в силах в полной мере реализовать внеурочную деятельность.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией , которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Отсюда определена необходимость организации эффективного взаимодействия инновационного образовательного сообщества, но не в административном режиме, а совсем другими средствами и совсем другими способами.

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Являясь противоположностью иерархической структуре организации совместной деятельности, сетевое взаимодействие предлагает горизонтальные взаимоотношения , основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений.

Сеть – это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения.

Образовательная сеть – совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Пространственная организация системы общего образования, способы управления сетью общеобразовательных учреждений в значительной мере определяют доступность образовательных услуг и эффективность функционирования этой сферы.

Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия самых разных типов учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и др.) Это взаимодействие основано на равном положении разных учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей.

Анализ исследовательской литературы позволяет выделить следующие характеристики сетевого взаимодействия, отличающие его от других форм социального взаимодействия:

- объединяющая цель – в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети – конкурентного сотрудничества. Объединяющая цель основана, как правило, на заинтересованности участников в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети;

-множественность уровней взаимодействия – совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы;

- добровольность связей – сотрудники организации, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам;

- независимость членов сети – представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат;

- взаимная совместная ответственность за деятельность и ее результаты. При этом могут проявляться два типа ответственности: а) перед самим собой за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и б) перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне;

- множественность лидеров – в организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т. п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей;

- формирование норм сетевого взаимодействия «снизу» посредством процессам самоорганизации и саморегулирования, а также то, что это не объединение инициатив, а объединение усилий по достижению определенной цели и решению определенной проблемы.

широкая специализация участников . Они параллельно или попеременно занимаются несколькими (или даже всеми) направлениями и специальностями, которым посвящена деятельность сетевой организации. Этих направлений может быть несколько, так как сетевая организация решает междисциплинарные задачи.

Три аспекта сетевого взаимодействия:

1. Сеть как система взаимодействия ее участников - образовательных учреждений и других субъектов.

2. Совместная образовательная программа, в том числе программа внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов.

3. Сетевое взаимодействие для обучающегося: разработка его индивидуального образовательного маршрута доступна ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и иных организаций – совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность организаций, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений и иных организаций.

Можно выделить ряд условий, при которых возможна реализация сетевого взаимодействия:

каждый участник такого сетевого взаимодействия должен обладать определенным накопленным капиталом (социальным, человеческим, материальным, информационным и т. д.) и предоставить беспрепятственный доступ к нему другим участникам. При этом объемы ресурсов могут быть различными у каждого участника.

сетевые партнеры должны обеспечить возможность быстрого установления многосторонних связей между всеми участникам в рамках общей совместной деятельности. Это подразумевает и технические возможности, и характер взаимодействия (сетевое взаимодействия всегда открыто и не предполагает иерархических связей), и заинтересованность всех участников в установлении подобного партнерства, доверительная среда взаимодействия, сетевая культура (общие ценности, признаваемые всеми цели и средства реализации деятельности и т. д.);

необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач.

Основу сети, как конструкции, составляют:

1. Система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности , предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);

2. Распределённость работ по участникам сети – перечень задач, за которые ответственны звенья сети;

3. Узлы сети – структуры, от которых осуществляется дальнейшее разветвление сети, либо участники – непосредственные исполнители деятельности;

4. Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.

Применительно к образовательной деятельности рассматривает сетевое взаимодействие в трех аспектах:

1. Сеть как система взаимодействия ее участников - образовательных учреждений и других субъектов, объединенных единым координационным центром или обменом ресурсов.

2. В содержательном плане сетевое взаимодействие может выстраиваться вокруг совместной образовательной программы, в том числе программы внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов. При этом все возможные отношения между участниками будут опосредованы программой.

3. Для обучающегося сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей. При этом разработка данного образовательного маршрута может осуществляться как в структуре-координаторе, так и в рамках любого другого элемента.

В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений внеурочная деятельность обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения. Оно может строиться в двух основных вариантах:

1 - «ресурсный центр»

2 - «паритетная кооперация».

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ресурсного центра, обладающего достаточным содержательным, кадровым и технико-технологическим потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть внеурочной деятельности, которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную внеурочную деятельность берет на себя ресурсный центр.

Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего, начального профессионального образования, детских и юношеских спортивных школ и привлечении иных организации для взаимодействия в сети. В этом случае, учащимся предоставляется право выбора способов внеурочной деятельности не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных и иных структурах. На рисунке представлена схема взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций по модели «паритетная кооперация».

Помимо двух описанных выше моделей организации сетевого взаимодействия, возможна и комплексная модель, сочетающая в себе подходы построения сети по принципу «паритетной кооперации» и по принципу «ресурсного центра». В случае применения в учебном процессе дистанционных образовательных технологий реализация данной модели целесообразна в условиях выполнения функций ресурсного центра учреждением дистанционного образования, при этом оно должно являться одним из звеньев в сети паритетной кооперации.

Комплексная модель построения образовательных сетей обладает не только основными системообразующими признаками моделей «Ресурсный центр» и «Паритетная кооперация», но и интегрирует в себе все преимуществами этих моделей.

Ответственность за организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений ложится на его Координационный центр.

Формирование образовательных сетей осуществляется в два этапа:

1. Первый этап - внутришкольный, который осуществляет администрация образовательного учреждения.

2. Второй этап – межшкольный и межорганизационный, осуществляемый Координационным центром по формированию данной сети.

Сетевое взаимодействие осуществляется посредством организации сетевых проектов, сетевых программ и сетевых событий.

Сетевые проекты – одна из распространенных форм деятельности сети. Под конкретные задачи и проблемы возникает соорганизация держателей разнотипных ресурсов и планомерная совместная деятельность с распределением труда для достижения конкретных результатов.

Сетевая программа - содержательное и организационное обеспечение реализации индивидуального (группового) образовательного маршрута в соответствии с образовательным заказом.

Сетевые образовательные события - концентрированная образовательная форма, представленная в практике Школами, Академиями, Ассамблеями, конференциями, фестивалями и т. д. Такие мероприятия проводятся усилиями ряда организаций и позволяют адекватно соединять целый комплекс задач.

При сетевом взаимодействии с одной стороны сохраняется независимость участников и для каждого из них сохраняются стимулы к развитию, поскольку их деятельность продолжает носить уникальный характер. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ.

Проектное решение, предлагаемое нами, следует рассматривать, прежде всего, как организацию сети, включающей не только общеобразовательные учреждения, но и организации разного ведомственного подчинения.

Речь идёт об установлении связей между организациями для реализации внеурочной деятельности, соответствующей требованиям ФГОС.

МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

Актуальные вопросы

реализации ФГОС в условиях

сетевого взаимодействия

(доклад на конференции 28.08.14г.)

Докладчик Шелудченко А.В.

2013 – 2014 учебный год

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответст­вовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация сетевого взаимодействия отвечает этой тенденции и способствует реализации основного принципа современного образования.

Введение в школы Российской Федерации профильного обучения (слайд №2) - это попытка признать, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами, а профильная школа - это способ дифференциации обучения .

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений. (слайд №3) Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого Федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения. (слайд №4) Образовательными учреждениями района были сформированы профильные классы, предлагающие обучающимся единый учебный план того или иного профиля. Выпускники этих классов показали достаточно высокие результаты на ЕГЭ. Но для небольших школ, где 10-е классы малочисленны, набор в профильные классы вызывает трудности.

Кроме того, введение профильного обучения предполагает(слайд №5) соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. И не всегда необходимые условия могут быть созданы в пределах одной школы. Верным путём достижения указанных целей является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

(слайд №6) Сетевое взаимодействие школ представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня с использованием ресурсов нескольких школ. Сетевое взаимодействие в Суджанском районе (слайд №7) осуществляется на базе трёх школ: МКОУ «Гончаровская СОШ», МКОУ «Суджанская СОШ №1» и МКОУ «Суджанская СОШ №2». В этом году элективные курсы в данных учебных заведениях посетили около 120 обучающиеся школ района. Организационной работой в сети образовательных учреждений занимается координационный совет, в состав которого входят представители Управления образования и администрация школ.

Сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах: (слайд №8)

    удовлетворения запросов и потребностей учащихся;

    добровольности;

    открытости;

    взаимодействия;

    объединения и доступности образовательных ресурсов;

    практической направленности и целесообразности;

    роста уровня результатов выпускников;

    усиления социальной роли школ;

    формирования ключевых компетенций старшеклассников;

    роста профессиональной компетентности и мастерства учителей;

(слайд №9) В условиях сетевого обучения старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, которое в будущем обеспечит успешное продолжение образования.

Сегодня социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия, диалога между образовательными учреждениями.

Ситуация также усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. К тому же выбор профиля, к сожалению, у отдельных учащихся случаен. (слайд №10)

В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятой школы, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса. (слайд №11)

Анализируя ученические предпочтения на предмет возможности реализации данного социального заказа в школе определяется набор предметов конкретного профиля. Таким образом, с ама жизнь, её социальные, экономические, информационные стороны диктуют необходимость появления сетевого взаимодействия . Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование».

Какой же эффект (слайд № 12) мы ждем от сетевого взаимодействия? Ответ таков: создание условий для осознанного выбора направления дальнейшего обучения и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию (слайд №13) на основе вариативности образовательных программ с учётом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории называется ВАРИАТИВНОСТЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ .

Инновационно - активная (слайд №14) школа - это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Главными критериями инновационно - активной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный пед. коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

корпоративный дух педагогического коллектива;

Таким образом, сегодня инновационно - активная школа - это: (слайд №15)

школа новых воспитательных и образовательных технологий, сочетающая новаторские программы и лучшие достижения отечественной педагогики на базе государственных образовательных стандартов нового поколения ;

школа, которая развивается вместе с российским государством;

школа, где интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам;

это стартовая площадка для конкурентоспособной и творческой личности;

школа, где успешным становится каждый ученик;

школа, которая воспитывает самостоятельную и ответственную личность и готовит выпускников к активной жизни;

школа, формирующая гражданское и национально-культурное сознание личности;

школа, активно использующая информационные технологии в обучении и воспитании личности.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) (слайд №16) понимается совокупность учебных предметов отдельно взятого ученика.

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется прежде всего ресурсами, которыми располагает школа и её партнеры, муниципальная система образования в целом. (слайд №17)

При составлении ИУП следует обратить внимание на то, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации. (слайд №18)

В последние десятилетия изменились приоритетные ценности образования: школа начинает переориентироваться на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов.

То есть у каждого школьника должны быть сформированы « Ресурсы успеха ученика» (слайд №19) :

«знаю» - объём и качество знаний;

«умею» - предметные и общеучебные навыки;

«могу» - психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы; и самый важный ресурс - «хочу».

И когда у каждого из наших учеников в большей или меньшей степени будут эти ресурсы, то высказывание знаменитого мыслителя Сенеки (слайд №20): «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» будет адресовано не им.

А всем нам, педагогам 21 века, века инноваций и технологий, учителям третьего тысячелетия, (слайд №21) нельзя забывать простую истину «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».

Не бойтесь перемен, эти новшества в области образования принесут нашим детям только пользу. Три базовые школы муниципального образовательного округа предлагают старшеклассникам района 6 предметных элективных курсов, которые ведут высококвалифицированные педагоги. (слайд №22)

Результаты от этих занятий уже есть: во-первых, школьники получают прочные знания и теряют страх перед ГИА; во-вторых, становятся призёрами и победителями предметных олимпиад; в-третьих, дети из малокомплектных сельских школ, общаясь со сверстниками, перестают теряться в аудитории;

в-четвёртых, запись в аттестате об освоении программы того или иного элективного курса даёт дополнительные бонусы при поступлении в вуз. И самое важное – удовлетворенность собственными достижениями приводит к повышению самооценки, то есть школьник становится успешным человеком. А минусов в сетевом взаимодействии нет…

1

Введение в действие новых образовательных стандартов обогатило научный лексикон понятием внеурочной деятельности. Внеурочную деятельность в рамках реализации новых образовательных стандартов общего образования можно рассматривать как процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе совместной образовательной деятельности для достижения конкретных результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Для эффективной организации внеурочной деятельности важно соотнесение ее с дополнительным образованием, включение в процесс организации внеурочной деятельности интеграции дополнительного образования в общее. Этой идее служит сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей. Моделей реализации сетевого взаимодействия, а точнее их классификаций, на сегодня существует не так уж и много. В соответствии с этим статья содержит описание вариантов их развития.

внеурочная деятельность

сетевое взаимодействие

1. Осин А.К. Особенности организации внеурочной деятельности в основной школе при реализации ФГОС // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения материалы региональной научно-практической конференции. – ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал, 2016. – С. 119–123.

2. Осин А.К. Проектирование внеурочной деятельности в инновационной парадигме новых стандартов // Научный поиск. – 2015. – №3.6. – С. 32–38.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования внеурочная деятельность ориентирует педагогов и учащихся на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная деятельность «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников учреждений дополнительного образования детей .

Внеурочная деятельность ориентирована на создание особых условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания.

В МБОУ СШ №2 г. Кохма Ивановской области за основу при разработке модели внеурочной деятельности обучающихся была взята базовая организационная модель (по классификации моделей внеурочной деятельности, указанных в Письме Министерства образовании и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296), при которой образовательное учреждение может использовать возможности образовательного учреждения дополнительного образования детей. В разработке и реализации данной модели предусмотрены как внутренние ресурсы общеобразовательного учреждения, так и ресурсы других учреждений. Реализуемая модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения предметных областей, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов (ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека), удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Анализируя результаты реализации программ курсов внеурочной деятельности учащихся, можно констатировать, что они способствовали: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и т.д.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Вместе с тем выявились и проблемы, связанные с организационно-педагогическими условиями функционирования модели. Особо среди них выделяется взаимодействие между общим и дополнительным образованием: сильная загруженность учителей еще сильнее отдалила их от учреждений дополнительного образования. Наш опыт доказывает, что интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности учащихся способна стать одним из эффективных способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов общего образовании .

Опишем механизмы реализации интеграции указанного типа учреждений. Так, в качестве содержательных механизмов интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы. Из организационных механизмов интеграции можно выделить: разработку и осуществление совместных программ курсов внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач; кооперацию ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен опытом; совместную экспертизу качества организации внеурочной деятельности. Для финансовых механизмов интеграции характерна организация взаимодействия: на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы или учреждения дополнительного образования детей; за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ курсов внеурочной деятельности.

Анализ современных подходов к построению сетевого взаимодействия в системе образования позволил выделить пять моделей: концентрированная ресурсная, концентрирования координационная, распределенная инструментальная, распределенная идентичная, модель цепи . В концентрированной ресурсной модели в качестве центра может выступать либо уже существующее образовательное учреждение, на базе которого аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый центр. Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия. Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т.д.). Участниками в рамках концентрированной формы сетевого взаимодействия могут выступать не только образовательные учреждения, но также специалисты, эксперты, различные объединения и общества, коммерческие структуры, волонтеры, органы государственной и муниципальной власти, заинтересованные лица. Координационная концентрированная модель ориентирована на создание регулирующего центра, направляющего и координирующего деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие. Центральный элемент этой сети выступает не просто как «хранитель» ресурсов, доступных всем, но и как управляющий и координирующий субъект той деятельности, ради которой сеть была сформирована. В модели распределенной инструментальной сети координационный центр отсутствует и участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга. Участники сетевого взаимодействия в данном случае также могут быть самыми разнообразными. При этом каждый участник на определенном этапе поддерживает отношения с определенным количеством организаций. Распределенная идентичная модель включает в себя некоторое количество заинтересованных в совместном решении определенных проблем образовательных организаций. Основными принципами взаимодействия является саморегуляция. Каждая организация несет определенную функциональную нагрузку и содержание, которые усиливаются в соответствии с синергетическим эффектом при сетевом взаимодействии. Основой функционирования могут быть конкретные проекты, носящие временный или постоянный (продолжающийся) характер, в ходе которого решаются определенные проблемы и задачи. В модели цепи каждое из звеньев последовательно решает определенную задачу, достигая поставленной цели. Модель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решении определенной проблемы или достижении какой-то цели. Отличие от всех предшествующих в том, что если там все участники в принципе могут взаимодействовать друг с другом, то здесь цепь взаимодействий четко определена. При этом есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность.

Алгоритм внедрения новых моделей сетевого взаимодействия в системе образования может иметь вид пошаговой деятельности. Шаг 1. Формулирование целей внеурочной деятельности. На этом этапе может выполняться следующая работа: исследование социального заказа субъектов-личностей на образовательную деятельность в целом и дополнительное образование в частности в масштабах субъектов-пространств интеграции; диагностика образовательного пространства муниципального округа, выявление его специфики. Шаг 2. Формирование участников сетевого взаимодействия, которое предполагает: проектирование и обеспечение межпредметных связей внутри учреждения; организацию координационных советов муниципального образования или учреждения; открытие экспериментальных площадок по интеграции образовательной деятельности учреждений в вопросах внеурочной деятельности; рассмотрение возможности создания ассоциаций, товариществ и других форм сетевого взаимодействия. Шаг 3. Подготовка комплексных программ внеурочной деятельности. На этом этапе осуществляется: разработка программы внеурочной деятельности образовательного учреждения; организация обучения педагогических кадров разных образовательных учреждений основам организации внеурочной деятельности; разработка программ внеурочной деятельности в рамках единой программы школы; научно-методическое обеспечение внеурочной деятельности; создание материально-технической базы учреждения для реализации программ внеурочной деятельности и др. Шаг 4. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия предполагает: создание условий для использования форм и методов дополнительного или профессионального образования детей во внеурочной деятельности; нормативное обеспечение процессов интеграции - разработка программ, положений, норм нагрузки и т.п.; разработка договоров сетевого взаимодействия, договоров с родителями, договоров с педагогами, договоров оплачиваемой услуги в рамках внеурочной деятельности и др. Шаг 5. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг: утверждение интегрированных программ внеурочной деятельности; утверждение договоров, регистрация юридических лиц в рамках организации внеурочной деятельности; создание системы информационного обеспечения процессов внеурочной деятельности в рамках образовательного пространства муниципального района. Шаг 6. Подготовка бюджета, сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг.

Кроме того, для обеспечения эффективности организации внеурочной деятельности возможно проведение следующей работы: проведение районных (региональных) конференций по проблемам организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях или муниципальном образовательном пространстве; формирование мотивации субъектов внеурочной деятельности через объявление районных конкурсов интегрированных программ, грантов и т.п.; сбор, обобщение и распространение опыта организации внеурочной деятельности разных образовательных учреждений; проведение исследования эффективности внеурочной деятельности в образовательном пространстве муниципального района; оптимизация материально-технической, учебно-методической и экономической базы муниципального района по организации внеурочной деятельности; организация массово-досуговой деятельности на уровне муниципального района; организация рефлексии удовлетворенности субъектов-личностей процессом организации внеурочной деятельности.

Благодаря конструктивному социально-педагогическому партнерству учреждений общего и дополнительного образования детей учащимся предоставляется возможность: свободного выбора программ, объединений, которые близки детям по природе, отвечают их внутренним потребностям; удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности; стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Библиографическая ссылка

Витушкина А.П., Осин А.К. РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18550 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»