» » Презентация на тему почва и ее свойства. Презентация на тему: Что такое почва

Презентация на тему почва и ее свойства. Презентация на тему: Что такое почва

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы - плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Рис. 2. Опыты над почвой ()

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы - перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него - слой глины, а сверху слой темного цвета - это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Рис. 3. Опыты над почвой ()

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Когда говорят, что земля - кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных - кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва - это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Рис. 5. Рыхление почвы ()

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Krugosvet.ru ().
  2. Zaiko-mich.narod.ru ).
  3. Схемо.РФ ().

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?













Практическая работа Опыт 1 Опыт 1 Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать? Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать? Опыт 2 Опыт 2 Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? В почве есть ВОЗДУХ. В почве есть ВОДА.


Практическая работа Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт? Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт? Опыт 4 Опыт 4 Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? В почве есть ПЕРЕГНОЙ. В почве есть ГЛИНА и ПЕСОК.


Практическая работа Опыт 5 Опыт 5 Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой. Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой. Что вы видите? Что вы видите? Сделайте вывод. Сделайте вывод. В почве есть СОЛИ и МИКРОБЫ




Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: Неразумная деятельность человека: строительство; строительство; уничтожение парков и скверов; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; непродуманный выпас скота; вырубка леса; вырубка леса; Почву размывает вода; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер; Выдувает сильный ветер;





Тест «Почвы» 1. Выберите правильное определение почвы: 1. Выберите правильное определение почвы: а). верхний слой земли, где есть песок и глина; а). верхний слой земли, где есть песок и глина; б). верхний плодородный слой земли; б). верхний плодородный слой земли; в). верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух. в). верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух. 2. Какая главная часть почвы? 2. Какая главная часть почвы? а). Песок; а). Песок; б). Глина; б). Глина; в). Перегной. в). Перегной.


Тест «Почвы» 3.Что образуется из перегноя под действием микробов? а) соли б) воздух в) вода 4. Что используют растения для питания? а) перегной б) соли в) воду 3.Что образуется из перегноя под действием микробов? а) соли б) воздух в) вода 4. Что используют растения для питания? а) перегной б) соли в) воду


Тест «Почва» 5.Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? 5.Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? а) песок; а) песок; б) глина; б) глина; в) перегной. в) перегной. 6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500тысяч лет, на лугу- за 3225 лет,а там, где нет растений,-за 15 лет? 6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500тысяч лет, на лугу- за 3225 лет,а там, где нет растений,-за 15 лет? а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой; а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой; б) чем больше и разветвленнее корневая система растений,тем сильнее они удерживают почву; б) чем больше и разветвленнее корневая система растений,тем сильнее они удерживают почву; в) чем меньше корни растений,тем сильнее они удерживают почву; в) чем меньше корни растений,тем сильнее они удерживают почву;


Тест «Почва» 7. Какое утверждение верно: а) если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие; б) при внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности. 7. Какое утверждение верно: а) если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие; б) при внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

Тема : Что такое почва.

Цели урока :

  • Изучить состав почвы
  • Выявить основные свойства почвы
  • Узнать о преобладающих почвах родного края

Презентацию подготовила

Елисеева Ирина Витальевна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2 г. Малая Вишера


Что такое почва?

Какими свойствами она обладает?

Сказала лопата: - земля, чтобы рыть.

Ботинки сказали: - земля, чтоб ходить.

А люди сказали: - земля, чтобы жить.


  • Новгородская область - нечерноземная, для нее характерны подзолистые почвы.





Практическая работа

Опыт 2

Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт?

Опыт 1

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать?

  • В почве есть ВОЗДУХ .

В почве есть ВОДА .



Круговорот веществ в природе

Животные

Растения

Мертвые остатки растений и животных

Перегной

Соли

Микробы



Пословицы:

Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

Добрая земля больше поднимет.

Глубже пахать – больше хлеба жевать.


Тест

1.Выберите правильное определение почвы

Я) верхний слой земли, где есть песок и глина;

Е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;

О) верхний плодородный слой земли;


2. Какая главная часть почвы?

Т) перегной;

Д) песок;

Б) глина.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов?

М) вода;

Н) воздух;

Л) соли.


4. Что используют растения для питания?

Е) микробы;

И) соли;

Ю) перегной.

5. Что образуется из остатков умёрших растений и растений под действием микробов?

Ш) песок;

Щ) глина;

Ч) перегной.


6. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там где нет растений – всего за 15 лет! О чём говорят эти расчеты учёных?

М) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли.

Н) Чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву.

Л) Чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.


7. Какое утверждение верно?

А) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или её часть.

О) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие.

Я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.


Запиши в словарик

почва

перегной

плодородие


Итог урока

Что узнали нового?

Чему научились?

Когда было трудно?

А когда - интересно?

Благодарю за работу!

Докучаев Василий ВасильевичРусский ученый
Василий Васильевич
Докучаев создал науку о
почве, о законах ее
образования, сохранения
плодородия -
почвоведение.
Почвоведение – это
наука, изучающая почвы

Характеристика почвы

Почва – это рыхлый, поверхностный слой
земной коры, обладающий плодородием.
Почва – это особенное природное тело.
Оно образуется на поверхности Земли в
результате взаимодействия живой
(органической) и неживой (неорганической)
природы.

Гумус –
это перегной, образовавшийся в
результате переработки отмерших
растений микроорганизмами.
В гумусе содержатся основные
элементы питания, растений,
которые под воздействием,
микроорганизмов становятся
доступными для растений.
Основную роль играют сложные
органические соединения -
гуминовые кислоты и
фульвокислоты.
Гумус - важный фактор плодородия
почв. Для различных типов почв
характерно разное содержание
Гумуса: в подзолах – 3 - 4%, в
черноземах - до 12%

Климат
Выделение
кислоты
растения
микроорганизмы
Рельеф
почвы
Горные
породы
время
животные
Выветривание
Улучшают состав
почвы
Разрыхляют,
перемешивают

Почвообразующие факторы

1) почвообразующие породы. От свойств
материнской породы, ее состава и структуры
зависят физические свойства почвы и
первоначальное содержание в ней элементов
питания;
2) климат влияет на ход выветривания горных
пород, тепло и влага определяют интенсивность
почвообразующих процессов, а также характер
растительности и животного мира;
3) растительность рыхлит и оструктуривает почву,
извлекает из нее минеральные элементы, дает
корневой и наземный опад для превращения его в
гумус;

Почвообразующие факторы

4) животные (включая микроорганизмы) в процессе
жизнедеятельности ускоряет разложение и
способствуют формированию гумуса;
5) рельеф распределяет влагу и тепло:
6) время. За 100 лет образуется слой почвы не
более 2 см. Существенно влияет на строение,
свойства и состав почв геологический возраст
территорий:
7) Антропогенный фактор. Человек, обрабатывая
почву, внося удобрения, мелиорируя, вырубая леса,
направленно изменяет процесс почвообразования
и свойства почв.

Взаимосвязь почв, растительности и климата

Каждый тип почв
формируется в строго
определенных
климатических условиях
при определенном
соотношении тепла и
влаги.
В тоже время каждому
типу соответствует и
определенный тип
растительности.
Отмершие стебли и
листья принимают
непосредственное
участие в образовании
гумуса

Свойства почв: плодородие

Важнейшим свойством почвы является плодородие.
Плодородие – это способность почвы производить урожай
Оно обусловлено наличием в почвах органического
вещества – гумуса или перегноя.
Благодаря плодородию почвы являются величайшим
природным богатством, пользоваться которым нужно разумно.

Свойства почв: кислотность

растения, наиболее устойчивые к кислой реакции
почвы, переносящие умеренную кислотность (р-Н
5,0 - 5,5), - картофель, редис, редька, щавель;
растения, для которых наиболее благоприятна
слабокислая реакция почвы (рН 5,5- 6,0), -
морковь, огурец, кабачок, патиссон, тыква, дыня,
помидор, капуста цветная, кольраби, брюква,
турнепс, баклажан, хрен;
растения, чувствительные к кислотности, лучше
развивающиеся при реакции почвы, близкой к
нейтральной или нейтральной (рН 6,6-7,0), -
капуста белокочанная, свекла, салат, лук, чеснок,
сельдерей, пастернак, перец, спаржа.

Структурностью почв называют способность почвенной
массы распадаться на отдельные комочки различной формы и
величины. На целине каждый почвенный тип характеризуется
определенной структурой.

В зависимости от горной породы, на которой
шло почвообразование, почвы делят по
механическому составу на песчаные,
супесчаные, суглинистые и глинистые.
Суглинистые и глинистые почвы называют
тяжёлыми почвами. Они легко
заболачиваются. В такие почвы необходимо
вносить песок.
Лёгкие почвы – песчаные и супесчаные. Плохо
удерживают влагу.

Почвенные горизонты

- слои, возникающие в
процессе почвообразования, различающиеся
по цвету, сложению, плотности и другим
свойствам.
Почвенные горизонты:
- располагаются один над другим параллельно
или почти параллельно поверхности почвы;
- образуют в совокупности почвенный
профиль;
- обозначаются заглавными латинскими
буквами с подразделением на подгоризонты.

Почвенные горизонты

Выделяются следующие почвенные
горизонты и подгоризонты: A-0 - растительная подстилка
(дернина); A-1 - гумусовый (перегнойный)
горизонт; A-2 - элювиальный горизонт
(горизонт вымывания); B - иллювиальный горизонт
(горизонт вмывания); С - материнская горная порода, не
затронутая или слабо
затронутая почвообразованием