» » Рассел бертран биография философа. Краткая биография бертрана рассела

Рассел бертран биография философа. Краткая биография бертрана рассела

Рассел Бертран Артур Уильям (1872 – 1970 гг.)

Выдающийся английский математик, философ, общественный деятель, ученый. Третий граф Рассел. Лауреат Нобелевской премии в области литературы, основатель аналитической философии.

Родился в Треллеке (Уэльс). Внук лорда Джона Рассела, 1-го графа Рассела, Бертран Рассел унаследовал титул в 1931 г. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета. Впоследствии состоял членом Лондонского Королевского общества, был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей.

Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам. Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики. Важнейшая из них - «Начала математики» (1910-1913 гг.) (в соавторстве с А. Уайтхедом) доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики.

Весьма значимыми являются работы Рассела в области философии. Рассел считал, что философию можно сделать наукой, выразив ее основные построения в терминах логики. Самыми популярными работами Рассела в области философии являются «Наше знание о внешнем мире» и «История западной философии». Так же детальному анализу была подвергнута и психология (книга «Человеческое познание: его сфера и границы»).

Рассел всегда был активным общественным деятелем. Его аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. Сочетание великолепной иронии с авторским талантом породило множество интервью, статей, эссе, выступлений, весьма актуальных как в момент написания, так и в наши дни. Работы, «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда» ярки и метки. Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».

Во время Первой мировой войны он был заключен в тюрьму за свою пацифистскую деятельность.

Рассел был одним из первых членов Фабианского общества, избирался в парламент и с 1944 г. принимал активное участие в работе Палаты лордов. За выдающиеся литературные достоинства своих научных и публицистических сочинений философ был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1950 г. В 50-е и 60-е гг. Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни.

Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Известна декларация протеста Рассела -Эйнштейна, которая привела к организации Пагуошского движения ученых.

В 1962 г. во время Карибского кризиса он вел интенсивную переписку с Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущевым, призывая к созыву конференции глав государств, которая бы позволила избежать ядерного конфликта.

В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме. Он также осудил вторжение СССР и стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. На закате своей долгой жизни Бертран Рассел публикует свою трехтомную «Автобиографию», еще раз напоследок показав миру блеск своего выдающегося ума.

Бертран Артур Уильям Рассел - английский математик, логик, философ; прославился активной общественной деятельностью, сочинениями, публичными выступлениями на самые разнообразные социальные, политические, этические темы. Член Лондонского королевского общества, член совета Тринити-колледжа (Кембридж), лауреат Нобелевской премии по литературе, убежденный пацифист. Родился 18 мая 1872 г. в Рейвенскрофте (графство Монмаутшир), был потомком одного из старинных известных родов. В частности, его дед по отцу был премьер-министром. Мальчик остался круглым сиротой в 4-летнем возрасте, поэтому воспитывала его графиня Рассел, бабушка, растившая мальчика в строгости.

С 1890 по 1894 г. Рассел - студент Тринити-колледжа Кембриджского университета, по окончании которого стал бакалавром искусств. Еще будучи 18-летним юношей, Рассел проявил страстный интерес к математике, в изучении науки он искал ответ на вопрос о возможности познания хоть чего-либо в этом мире. Увлечению было суждено превратиться в дело всей жизни и принести Бертрану известность сначала в узких научных кругах, а затем прославить его во всем мире. В 1903 г. им была опубликована книга «Принципы математики», в которой вся математика была сведена к ряду логических постулатов.

Воодушевленный огромным успехом книги, ученый стал развивать это направление. В 1910-1913 гг. выходит их совместный с А. Уайтхедом трехтомник «Основание математики». Рассел придерживался пацифистских убеждений, в 1914 г. он был участником, а позднее и лидером «Антимобилизационного комитета». Его работы, написанные в годы Первой мировой войны и после нее («Война и справедливость» (1916), «Принципы социального переустройства» (1916) «Политические идеалы» (1917), «Дороги к свободе» (1918) и др.), обращенные к другим призывы проигнорировать службу в армии обернулись для него 6-месячным тюремным заключением.

Проявив интерес к «коммунистическому эксперименту», питая определенные надежды, Бертран Рассел в 1920 г. нанес визит в советскую Россию, где у него состоялась встреча с Лениным и Троцким. В том же году увидела свет книга «Практика и теория большевизма», в которой писатель поделился впечатлениями от путешествия и испытанного разочарования. В 1921 г. Рассел побывал в Китае и Японии. В Поднебесной он выступал с лекциями по философии , параллельно работал над книгой «Проблемы Китая», опубликованной в 1922 г. На протяжении 1924-1931 гг. в качестве преподавателя философии читал лекции в США, переезжая из города в город. В 1927 г. Рассел и его супруга в качестве эксперимента открыли собственную школу, в которой воспитывался и их собственный ребенок. К каким результатам привел педагогический эксперимент, общественность узнала из книги «Воспитание и общественный порядок», вышедшей в 1932 г.

В 30-х гг. в круг главных интересов Рассела вошли педагогика и вопросы международных отношений, и он посвятил им шесть книг. В 1931 г. Бертран получил по наследству графский титул, продолжал активно вести общественную жизнь. Рассел был ярым противником любых теорий, подразумевающих подавление государством личности, одинаково страстно критиковал фашизм и большевизм, в частности, в книге «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939).

Внимание к актуальным политическим проблемам не отменяло занятий на философском поприще: так, в 40-х гг. выходит целый ряд фундаментальных работ, в частности, «К вопросу о значении и истине» (1940), «Философия и политика» (1947), «Знание человека», «Пределы и границы» (1948). Начиная с 1944 г. Рассел вел активную деятельность в парламенте, будучи членом палаты лордов. В 1950 г. он, к тому времени очень известный общественный деятель, автор многочисленных сочинений, становится лауреатом Нобелевской премии по литературе: тем самым общественность признает его заслуги как выдающегося гуманиста и рационалиста.

В 1950-1960 гг. растет активность Бертрана Рассела в вопросах международной жизни, внешней политики. Его сочинения стали идейным фундаментом для Пагуошского движения ученых. После участия в одной из демонстраций за запрет на ядерное оружие 89-летний Рассел неделю просидел в лондонской тюрьме. Когда разгорелся Карибский кризис, в 1962 г. он активно переписывался с Н. Хрущевым и Дж. Ф. Кеннеди, инициируя конференцию мировых лидеров, которая избавила бы от угрозы ядерного конфликта. Рассел был страстным обличителем американской интервенции во Вьетнаме, резко отрицательно отнесся к вторжению в Чехословакию советских войск в 1968 г. Параллельно на протяжении 1967-1969 гг. Рассел работал над автобиографией, подводя итоги своей длинной и насыщенной различными событиями жизни. Скончался общественный деятель от гриппа 2 февраля 1970 г. в Пенриндайдрайте.

Бертран Артур Уильям Рассел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell ) - английский математик, философ и общественный деятель.

Родился Рассел 18 мая 1872 года в Треллеке(Уэльс). Учился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего США. Его первой книгой была "Германская социал-демократия" (1896 ; русский перевод 1906). Во время обучения в университете находился под влиянием "абсолютного идеализма" (британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой Д. Э. Муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии. После защиты диссертации по основаниям геометрии Рассел написал книгу о философии Лейбница (1900 ), где впервые показал современное значение его логических идей. Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге "Принципы математики" (1903 ), но подлинную славу ему принесла трехтомная "Principia Mathematica" (1910-1913 ), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом. Работа "Введение в математическую философию" (1919 ) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 году на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912 ; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира" (1914 ), "Исследование значения и истины" (1940 ) и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948 ). В 1920-1921 годах посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга "Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. Рассел - автор широко известной "Истории западной философии" (1945 ; русский перевод 1959) и трехтомной "Автобиографии" (1967-1969 ). Рассел живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. Он вел активную общественно-политическую деятельность, в 1955 году совместно с Эйнштейном выступил инициатором Пагоушского движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958 ). Сохранился огромный рукописный архив Рассела. Умер Бертран Рассел 2 февраля 1970 года.

Философия Рассела


Предмет философии

В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания

Рассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", Рассел называл "именами". "Знание по описанию" вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор "Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".

Математические и семантические парадоксы

Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 века теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс Рассела" (теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "Лжец" ). Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.

Логический атомизм

Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е годах была подвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания

В книге "Анализ сознания" (1920 ) Бертран Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Д. Юма.

ХХ век подарил нам не только целую когорту жестоких диктаторов, но и небольшую группу гуманистов, по праву ставших для современников моральными авторитетами. Махатма Ганди, Андрей Сахаров, Мартин Лютер Кинг… Особое место в этом ряду занимает сэр Бертран Рассел - знаменитый английский философ, математик, логик, социолог, публицист и общественный деятель.

Михаил Дубинянский

Бертран Артур Уильям Рассел (18 мая 1872 года - 2 февраля 1970 года) - английский математик, философ и общественный деятель. Почётный член Британской академии (1949). В 1950 году получил Нобелевскую премию по литературе

…в знак признания разнообразных и значительных произведений, в которых он отстаивает гуманистические идеалы и свободу мысли.

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Уэльсе 18 мая 1872 года. Он происходил из влиятельной либеральной аристократической семьи. Его дед по отцовской линии, Джон Рассел, дважды возглавлял правительство королевы Виктории и служил премьер-министром в 1840-х и 1860-х годах. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался в родовом имении своей бабушки под Лондоном. Бертран унаследовал титул графа в 1931 году, избирался в парламент, и с 1944 года принимал активное участие в палате лордов.

Тяга к познанию и начатки научного мировоззрения отличали Рассела уже в самом нежном возрасте. Услышав, что Земля круглая, пятилетний Бертран тут же предпринял смелый эксперимент - стал рыть в песке туннель к антиподам. На море мальчика поразили моллюски: когда их пытаешься оторвать от скалы, они прилипают еще сильнее.

А ракушки умеют думать? - спросил Бертран у своей тети.

Не знаю, - ответила она.

Надо знать, - возмутился дотошный карапуз.

В поисках знаний подросший Рассел обращается к умным книгам. Особенно большое впечатление произвела на него «Геометрия» Евклида. Бертран пришел к выводу, что природа управляется математическими законами, а в основе мира лежит математическая гармония. Вскоре, к огорчению своей набожной бабушки, юный аристократ заявил, что не верит в Бога. Он устремился в науку, полный решимости познать тайны Вселенной.

Окончив Тринити-колледж Кембриджского университета в 1894 году, Рассел увлеченно занимается математикой, философией, логикой. Он защищает диссертацию по геометрии, читает лекции в ряде университетов и колледжей. В 1908 году Бертрана Рассела принимают в Королевское научное общество.

Кое-что, правда, совсем немного, мне удалось понять,

Так сам Рассел оценивал свою научно-философскую деятельность. Это «совсем немного» включало в себя рождение английского неореализма и неопозитивизма, построение оригинального варианта теории множеств, создание концепции логического атомизма и др. В то же время Рассел не был скучным ученым снобом, оторванным от простых смертных: он стремился сделать научное знание доступным, заинтересовать широкую публику.

Ярким примером может служить парадокс Рассела, открытый им в 1903 году и вызвавший сенсацию в математике. Едва ли непрофессионалы смогли бы оценить по достоинству следующую формулировку: «Пусть K - множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли K само себя в качестве элемента?» Но остроумному Расселу не составило труда популяризировать свой парадокс: «Сельскому цирюльнику приказали брить всех тех и только тех жителей села, которые не бреются сами. Должен ли цирюльник брить самого себя?»

Большой популярностью пользовались лекции Рассела. На одной из них мыслитель заявил:

Можно доказать все, что угодно, исходя из ложного равенства 1+1=1.

Докажите, что вы - Папа Римский! - крикнули из аудитории.

Один человек - это я, еще один - Римский Папа, - невозмутимо ответил Рассел, - но один и один - это снова один, то есть я и Римский Папа - один и тот же человек!

Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики. Важнейшая из них - «Начала математики» (1910-1913) (в соавторстве с А. Уайтхедом) - доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

Рассел считал, что философию можно сделать наукой (а к этому понятию он относил только технические науки), выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология.

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Он также автор широко известной «Истории западной философии» (1945) - изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы.

Известен он и как популяризатор теории относительности Эйнштейна: «Азбука относительности» (1925). Вопросам языка и познания посвящена его обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948).

Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институциям и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».

За свою долгую жизнь Рассел-ученый написал немало книг. Благодаря живой манере изложения труды Рассела интересовали не только специалистов и быстро становились бестселлерами. Писатель Хорхе Луис Борхес как-то сказал, что если бы ему было суждено навсегда оказаться на Луне и взять с собой лишь пять книг, одной из них стала бы расселовская «История западной философии».

Возможно, Бертран Рассел остался бы в памяти лишь как видный философ и математик, талантливый популяризатор науки. Но 1914 год принес ученому глубочайшее эмоциональное потрясение. «Началась Первая мировая война, и все мои мысли сосредоточились на человеческом страдании и безумии», - писал он позже. Рассела поражала недальновидность и безответственность политиков, фанатизм народных масс, бессердечие интеллектуалов, рассуждавших о «войне, которая покончит с войнами». И он решает действовать.

В то время как Англию захлестнула военная истерия, Рассел занял активную пацифистскую позицию. Он примыкает к движению «Противодействие призыву на военную службу», выступает на многочисленных митингах, публикует антивоенные памфлеты. Подрывная деятельность титулованного пацифиста привлекла внимание властей. В 1916 году Рассел был приговорен к солидному денежному штрафу, затем лишен права преподавания в Тринити-колледже, а в 1918 году его на полгода заключили в Брикстонскую тюрьму.

«Антипатриотизм» Рассела стоил аристократу-бунтарю многих друзей из его круга. Зато, благодаря активной антивоенной деятельности, Бертран Рассел неожиданно стал героем левых сил. Впрочем, после войны философ и сам увлекся социализмом, связывая с ним надежды на гармонизацию человеческого общества. В 1920 году Рассел в составе делегации английских лейбористов посетил Советскую Россию. Он встретился с Лениным и Троцким, Максимом Горьким и Александром Блоком, совершил путешествие вниз по Волге.

В то время в левых кругах было принято расточать похвалы большевикам. Но Бертран Рассел в своей книге «Теория и практика большевизма» (1920) нарушил традицию. «Я не могу участвовать в заговоре умолчания, который поддерживают многие западные социалисты, побывавшие в России», - отмечал он. Рассел утверждал, что большевистская идеология - это своеобразная религия с догмами и священными писаниями, а Ленин и его окружение сродни религиозным фанатикам и глубоко враждебны свободе. Рассел писал:

Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви.

Сегодня такая оценка большевизма может показаться банальностью, но тогда демарш Рассела не на шутку разозлил «прогрессивные» круги, приступившие к огульному поношению автора. Так Бертран Рассел стал парией и для правых, и для левых. Но чувство ответственности за судьбу человечества более его не покидало.

В 20-е - 30-е годы Рассел много пишет на политические темы. Своего отрицательного отношения к режиму Ленина-Сталина он не изменил. Не меньшую антипатию вызывали у Рассела и Муссолини с Гитлером. Одна из его публикаций так и называлась: «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и Фашизм». Отлично сознавая недостатки буржуазной демократии, мыслитель-либерал был убежден в ее превосходстве над авторитаризмом.

Это высказывание Бертрана Рассела стало знаменитым.

Ученого волновала опасная тенденция: он видел, как наука, столетиями бывшая оплотом свободы, становится союзником авторитарных режимов, предоставляя воинственным диктаторам невиданные ранее средства разрушения и контроля над массами. Еще в начале 1920-х годов, задолго до появления атомной бомбы, Рассел в одной из своих книг вспоминал греческий миф об Икаре: получив крылья от своего отца Дедала, он был погублен собственным безрассудством. Философ опасался, что такая же судьба может постичь и человеческую цивилизацию, обученную летать современными учеными-дедалами.

Бертран Рассел был проницательным диагностом и лучше других видел опасные недуги, угрожавшие обществу. Но рецепты их лечения, предлагаемые добросердечным английским аристократом, зачастую были чересчур наивны. Он мечтал о тайной организации ученых, которая разработала бы особую «сыворотку доброты» для впрыскивания государственным лидерам. О едином и справедливом Мировом правительстве. О временах, когда каждый желающий сможет отправиться в Гималаи или на Северный полюс, и люди будут удовлетворять природное стремление к авантюрам, не ввязываясь в войны…

Первый раз Рассел женился еще в 1894 году, но брак с юной благонравной американкой Элис Смит оказался неудачным и бездетным.

В 1919 году сэр Бертран встретил ярую феминистку Дору Блэк, так же, как и Рассел, мечтавшую о детях. Мисс Блэк согласилась сопровождать Рассела в Китай, где философу предложили кафедру в Пекинском университете. Когда в 1921 году они вернулись в Англию, Дора была беременна. Либеральная пара оформила отношения за месяц до рождения маленького Джона. За ним последовала дочь Кейт.

В самом начале прогрессивные партнеры договорились, что их брак будет свободным. Но когда Дора родила ребенка от американского журналиста Гриффина Барри, Рассел не выдержал. В 1935 году супруги развелись.

Впрочем, к тому времени Рассел уже сблизился с Патрицией Спенс, воспитательницей своих детей. Сорокалетняя разница в возрасте не помешала их отношениям. В 1936 году они поженились, и у них родился сын Конрад.

Семейные перипетии оказали большое влияние на общественную и публицистическую деятельность Рассела. Он увлекся педагогикой и, не решившись доверить Джона и Кейт консервативным учителям, основал собственную школу. Рассел был уверен, что рациональная методика воспитания способна избавить новое поколение от ошибок родителей, ввергнувших Землю в кошмар мировой войны.

Затем философ обращается к проблеме взаимоотношений между полами. В книге «Брак и мораль» и других сочинениях он выступил с революционными по меркам 1930-х годов тезисами.

Неортодоксальные взгляды доставили Расселу немало хлопот в США, куда мыслитель вместе с семьей переехал в 1938 году. В Чикагском и Калифорнийском университетах его лекции по философии и логике пользовались успехом, но когда британец был приглашен преподавать в нью-йоркском Сити-колледже, консервативные круги начали кампанию протеста. Вскоре Совету пришлось отказаться от услуг философа.

Пока Рассел находился в США, в Европе разразилась Вторая мировая. Вторжение Гитлера в Польшу вынудило убежденного пацифиста несколько скорректировать свои взгляды. И Рассел в своих статьях поддерживает антигитлеровскую коалицию.

В 1944 году Бертран Рассел вернулся в Англию и с удивлением обнаружил, что более не является изгоем и обладателем скандальной репутации. На очередных выборах победили лейбористы, в воздухе витали идеи либерализма, и свободомыслие Рассела стало вполне созвучно общественному мнению. Его взгляды на брак теперь не казались чересчур эксцентричными даже церкви. К философу пришло долгожданное признание. Он вновь начинает преподавать в Тринити-колледже, регулярно выступает на Би-би-си, публикует многочисленные статьи и эссе.

В 1950 году за книгу «Брак и мораль» и активную публицистическую деятельность Бертрану Расселу была присуждена Нобелевская премия по литературе. На церемонии награждения член Шведской академии Рассел был назван

одним из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашным борцом за свободу слова и свободу мысли на Западе.

Для западного мира седовласый интеллектуал с трубкой действительно стал признанным авторитетом. А вот за железным занавесом нобелевского лауреата не жаловали. Так, газета «Правда» в 1951 году напечатала погромную заметку «Пророчества мракобеса». В ней приводилась цитата из интервью Бертрана Рассела американским корреспондентам: «Коммунизм - это преходящее увлечение, которое исчезнет и будет забыто через пятьдесят лет». Имя Рассела забудут не через 50, а через 10 лет! - парировала возмущенная «Правда». Время показало, кто был более проницателен.

В 1952 году Расселу исполнилось восемьдесят, но шутливое замечание философа - «Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось» - явно не касается его самого. Бодрый старец оформляет развод с Патрицией Спенс и женится в четвертый раз - на преподавательнице университета из США Эдит Финч.

А вскоре Расселом всецело овладевает новая идея - борьба против ядерной угрозы.

В 1955 году совместно с Альбертом Эйнштейном, Рассел составляет манифест, который впоследствии подписали и многие другие крупные ученые. В историческом документе говорилось:

Мы должны научиться мыслить по-новому. Мы должны научиться спрашивать себя не о том, какие шаги надо предпринять для достижения военной победы тем лагерем, к которому мы принадлежим, ибо таких шагов больше не существует; мы должны задать себе следующий вопрос: какие шаги можно предпринять для предупреждения вооруженной борьбы, исход которой станет катастрофическим для всех ее участников?

Летом 1957 года подписанты манифеста собрались в канадском местечке Пагуош. Конференция ведущих ученых из десяти стран мира, включая США и СССР, положила начало многолетнему продуктивному диалогу. Встречаясь как частные лица, участники Пагуошского движения разрабатывали альтернативные подходы к решению глобальных вызовов и угроз. Со временем к интеллектуалам стали прислушиваться родные правительства: так, например, появился Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.

Однако сам Бертран Рассел вскоре отошел от Пагуошского движения, обратившись к более радикальным методам воздействия на общественное мнение и власть имущих. К решительным акциям его подтолкнуло соглашение 1958 года о размещении на Британских островах ракетных сил США. По мнению Рассела, тем самым Англия превращалась в заложника советско-американской конфронтации. Ученый выступил за нейтралитет Британии и односторонний отказ своей страны от ядерного оружия.

В том же 1958 году неугомонный пацифист, Рассел, организует Движение за ядерное разоружение, а затем инициирует в Англии кампанию гражданского неповиновения. Уже первая такая акция - сидячая демонстрация возле здания министерства обороны в феврале 1961 года - собрала более 20 тысяч участников. Рассел и его супруга Эдит неизменно находились в самой гуще событий.

Скандалом обернулся митинг в память жертв Хиросимы, проходивший 6 августа 1961 года в Гайд-парке. На этой территории Гайд-парка традиционно не разрешалось использовать микрофоны, но Бертран Рассел первым нарушил этот запрет. В дело тут же вмешались полисмены, грубо выхватившие микрофон из рук почтенного миротворца. А спустя месяц 89-летний Рассел был привлечен к ответственности за нарушение общественного порядка и второй раз в жизни приговорен к заключению в тюрьму Брикстон. Правда, из двух месяцев он отсидел только неделю - бурные протесты общественности вынудили британские власти освободить знаменитого мыслителя.

Пребывание в тюрьме не ослабило антивоенный пыл Рассела. Тревожной осенью 1962 года, в дни Карибского кризиса, он буквально бомбардирует Кеннеди и Хрущева письмами с призывами к мирному диалогу. В 1964 году создает Фонд мира Бертрана Рассела, который поддерживает средствами, получаемыми от продажи собственных архивов.

Подобные акции коренным образом изменили отношение к Бертрану Расселу в СССР. «Буржуазный мракобес» уступил место благородному борцу за мир. Впервые стали издавать философские труды Рассела - правда, с критическими комментариями, обширными купюрами и штампом «Только для научных библиотек». Напротив, в Англии и Соединенных Штатах пацифистская активность философа многим пришлась не по душе. В правых кругах недвусмысленно намекали, что старый лорд попросту выжил из ума.

Особенно много нападок Рассел навлек на себя во второй половине 60-х годов. Являясь идейным противником коммунизма, философ, тем не менее, решительно осудил действия США во Вьетнаме:

Это война, в которой самое богатое и могущественное из государств мира противостоит нации нищих крестьян, более четверти века сражающихся за свою независимость.

В 1966 году Бертран Рассел вместе с французским философом Жан-Поль Сартром учреждает Международный трибунал по расследованию военных преступлений во Вьетнаме. Трибунал занялся сбором информации о бомбардировках гражданских объектов, применении напалма и дефолиантов, бесчеловечном обращении с пленными.

Объективно все эти разоблачения играли на руку советскому лагерю. Но «приручить» английского лорда-гуманиста Москве не удалось. В 1968 году он послал советскому премьеру Косыгину гневное письмо с протестом против августовского вторжения в Чехословакию.

Судьба мира продолжала волновать Рассела до самого конца - за три дня до своей смерти, 31 января 1970 года, он продиктовал послание международной парламентской конференции в Каире, в котором осудил израильскую агрессию на Ближнем Востоке.

Бертран Рассел умер от гриппа 2 февраля 1970 года в возрасте 97 лет в своем доме. Его тело было кремировано 5 февраля 1970 года. В соответствии с волей Рассела, не было никакой религиозной церемонии, его прах был развеян над валлийскими горами.

В 1980 году в одном из лондонских скверов был установлен скромный памятник Расселу.

Однажды Рассела спросили, кто может считаться настоящим джентльменом. Знаменитый британец ответил:

Джентльмен - это человек, общаясь с которым, каждый также невольно становится джентльменом.

Диалог с Бертраном Расселом заставил миллионы современников перенять частицу его гуманизма, жажды знаний, преданности идеалам свободы. Значит, многолетние усилия мыслителя, стремившегося изменить мир к лучшему, не пропали даром.

Имя Рассела носят следующие математические объекты:

  • антиномия (парадокс) Рассела.

По материалам статьи М. Дубинянского «Три страсти Бертрана Рассела» (газета «Зеркало недели», 16 ноября 2007) и Википедии.

Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

"Брак и мораль" - книга, за которую в 1950 году Бертран Рассел получил Нобелевскую премию. В ней изложена не только краткая история возникновения институтов брака и семьи, но и затрагиваются вопросы, волнующие каждого мужчину и каждую женщину, - о сексуальном чувстве и любви, о браке и разводе, о семье и воспитании детей, о проституции, евгенике и многие другие, играющие в нашей жизни не последнюю роль.

В предисловии к первому изданию книги Рассел писал: "Я попытался сказать, что я думаю о месте человека во вселенной и о том, насколько он способен достичь благосостояния... В делах человеческих, как мы можем видеть, есть силы, способствующие счастью, и силы, способствующие несчастью. Мы не знаем, какие из них одержат верх, но чтобы поступать мудро, мы должны знать о них".

"История западной философии" - самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела.
Впервые опубликованная в 1945 году, эта книга представляет собой всеобъемлющее исследование развития западноевропейской философской мысли - от возникновения греческой цивилизации до 20-х годов двадцатого столетия. Альберт Эйнштейн назвал ее "работой высшей педагогической ценности, стоящей над конфликтами групп и мнений".

Бертран Рассел - Наука и религия (Главы из книги)

Религия и наука - два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает все более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека.

В наследии английского философа, лауреата Нобелевской премии, активного борца за мир Бертрана Рассела (1872-1970) немалое место занимают проблемы атеизма. Рассел - страстный пропагандист свободомыслия, его статьи атеистического характера имеют такой разоблачительный накал, какой трудно встретить у других современных немарксистских авторов.
Многие из этих статей, впервые переведенные на русский язык, включены в сборник, рассчитанный на широкий круг читателей.

Жемчужины тонкого юмора вперемешку с остроумными фразами, каждая из которых тянет на афоризм, щедро рассыпаны буквально на каждой странице этого уникального сборника, который критики называли собранием "очень серьезных шуток".
Итак. Сатана открывает врачебный кабинет и обещает своим клиентам всяческие встряски и волнения.

В данном сборнике представлены работы Б.Рассела, которые характеризуют доктрину, названную им логическим атомизмом. Интересующая нас доктрина, как можно видеть из постоянных ссылок, создавалась под несомненным влиянием взглядов его ученика, а затем соратника Л.Витгенштейна и в значительной мере может быть понята только в перспективе идей последнего. Эта зависимость неоднозначна и степень её существенности меняется от работы к работе.

Бертран Рассел - Философский словарь разума, материи, морали

Отрывки из сочинений лорда Бертрана Рассела. Как правило, каждый абзац - из другой статьи. Бертран
Рассел - современный (1872-1970) философ, историк философии и математик - один из основоположников современной матлогики. Кроме того, он в 1952 году получил Нобелевскую премию по... литературе.