» » Силовые линии поля - самое интересное в блогах. В.Волков

Силовые линии поля - самое интересное в блогах. В.Волков

Однако, по словам великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева, «наука начинается с тех пор, как начинают измерять». Эксперименты необходимо спланировать, результаты полученных измерений обработать, интерпретировать, а затем научно обосновать не только чистоту и достоверность применяемых методов исследования, но и достоверность методов обработки измерений. При этом появляется необходимость применения численных методов, математической статистики и т.д. Автор, хорошо знакомый с теоретическим обоснованием гипотез, практической постановкой экспериментов и численной обработкой их результатов, на практике знает, насколько это неблагодарное занятие. Любой человек, хотя бы немного знакомый с теорией математической обработки результатов измерений или имеющий личный опыт экспериментальных исследований, имеет прекрасную возможность подвергнуть сомнению чистоту поставленного эксперимента, применяемые алгоритмы обработки, объем статистической выборки, и в результате усомниться в полученном результате в целом.

Однако есть и «другая сторона медали». Она заключается в том, что профессионально по-ставленный эксперимент позволяет существенно продвинуться вперёд в понимании изучаемого явления, подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, получить достоверное и повторяемое знание об объекте исследований. Именно поэтому группа исследователей под руководством автора в течение нескольких лет выполняла научные исследования открытых нами свойств такого совершенно ненаучного явления как сейды.

2. Как выполнять научные исследования сейдов

2.1. Сущность научного метода

Для того чтобы выполнять именно научные исследования, а не какие-нибудь другие, сначала разберёмся, что такое научный метод вообще. Сущность научного метода была достаточно чётко сформулирована ещё Исааком Ньютоном в его работах «Оптика» и «Математи-ческие начала натуральной философии», и за последние три столетия не изменилась.

Научный метод включает исследование явлений, систематизацию и корректировку полу-ченных знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых) и измеряемых данных об объекте исследо-вания . Для объяснения наблюдаемых явлений выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы, предположения и прогнозы. Полученные прогнозы проверяются экспериментами или сбором новых фактов, а затем корректируются на основании вновь поступивших данных. Таким образом происходит развитие научных представлений о мире.

В соответствии с научным методом, источником получения данных являются наблюдения и эксперименты . Для выполнения научных исследований сначала необходимо выбрать объект и предмет исследований, свойство или совокупность изучаемых свойств, накопить эмпирические и экспериментальные данные. Затем сформулировать одну или несколько научных гипотез, выполнить их экспериментальную проверку, обработать материалы экспериментов, сформулировать полученные выводы и тем самым подтвердить, опровергнуть или скорректировать выдвинутые гипотезы. После подтверждения и корректировки выдвинутая гипотеза становится достоверным знанием , после опровержения становится ложным знанием (заблуждением) и отбрасывается.

2.2. Как пишут о сейдах


Научный метод включает способы получения новых знаний о любом явлении, в т.ч. и о мегалитах. Однако в большинстве публикаций о сейдах Русского Севера серьёзное аргументированное подтверждение выдвигаемых гипотез о свойствах и предназначении сейдов отсутствует. Это касается как официальных научных, так и популярных публикаций. Экспериментальная проверка обычно заменяется достаточно общими рассуждениями о необычности свойств сейдов. Чёткое описание и систематизация изучаемых свойств отсутствует. Перечень наблюдаемых и изучаемых свойств может существенно изменяется от одного региона или комплекса к другому. Количественная оценка изучаемых свойств отсутствует.

Современные методы исследования мегалитов сводятся в основном к выявлению артефактов, т.е. объектов, не вписывающихся в концепцию традиционной истории развития нашей цивилизации, эмоциональному литературному описанию их необычности, а также описанию различного рода мифов, легенд и преданий, которые, по мнению авторов публикаций, имеют к сейдам хоть какое-то отношение . Эти легенды кочуют от одного автора к другому без всякой попытки их проверки и подтверждения. При этом не обосновано, имеют ли народности, у которых записывались эти предания, отношение к созданию сейдов, или просто случайно проживают на той же территории. Естественно, у разных авторов такое «сакральное знание» совершенно различно и часто противоположно друг другу.

Профессиональные исследования сейдов официальной наукой не выполняются. Уровень аргументации, даже в реферируемых научных изданиях, часто оставляет желать лучшего. Чтобы не быть голословным, приведу лишь несколько цитат из статьи . «…Высказывания любителей и журналистов о «культовых» сооружениях на г. Воттоваара окрашены предвзятыми, обычно безосновательными представлениями о происхождении и функциях этих объектов, хотя вероятны и намеренные мистификации с целью поразить воображение легковерных читателей. Верить им невозможно и не следует… ». «…Поразительна интеллектуальная нетрезвость авторов такой информации… ». «…Мы имеем дело с явно предвзятыми объяснениями и скрытыми в них домыслами, смешанными с немалой долей фантазии ».

Напоминаю, что это аргументация «научной» статьи, опубликованной в официальном сборнике КарНЦ РАН. Чётко изложить, на основании каких научных методов исследований сейдов были сделаны такие выводы, авторы почему-то забывают. Забывают и привести результаты экспериментальной проверки своих гипотез. Зато после прочтения этой статьи создаётся ощущение, что следующую публикацию о реально существующих, подтверждаемых и измеряемых свойствах сейдов назовут ересью и вызовут на дом к автору святую инквизицию. И если такая аргументация «учёных» прошла научное рецензирование и была опубликована в официальном сборнике Российской Академии наук, то чего же тогда ожидать от «неучёных» исследователей?!!

А ведь именно отсутствие профессиональных исследований не позволяет сформулировать обоснованные выводы о реальных свойствах и предназначении мегалитов. Образующийся с подачи «учёных» РАН научный вакуум заполняется весьма неубедительными определениями сейдов как каких-то «сакральных» или «культовых» комплексов, точное предназначение которых не поддаётся человеческой логике и может быть объяснено только «мифологическим сознанием» их примитивных создателей.

Чем не “теплород” или “флогистон” прошлых столетий (http://gravitus.ucoz.ru/news/ehlektricheskij_zarjad/2014-09-06-30)?
Вдуматься только: "электронная жидкость", "электронный газ", "электронное облако"...
Как это электроны могут перетекать с тела на тело, создавая эффект электризации?
Общеизвестный факт: электрический ток течет по проводнику со скоростью света. Это неоднократно доказано опытами. В процессе электризации тел, как и в процессе электрического тока, ведущим является полевое взаимодействие между атомами. Так как атом является двухкомпонентным вихрем, то со скоростью света замыкаются силовые линии семейства гипербол. Проводники отличаются от диэлектриков тем, что на всем токопроводящем участке образуется единая цепь вида:


В диэлектрике единая цепь не формируется, поскольку она периодически прерывается взаимодействиями вида:

Согласно постулатов Н.Бора, атом как-то должен реагировать на отрыв электрона и генерировать электромагнитный квант возмущения. Где-нибудь публиковались результаты наблюдаемых опытов при электризации? Нет. Электризация не сопровождается таким эффектом. Мало того, электризация вещества происходит со скоростью света. Нет инертности процесса. Кроме того, если заряд переносится электронами со скоростью света, то в противоположной точке от места входа заряда должна возникнуть аномалия, обусловленная встречными пучками электронов. Что-то вроде точки схождения встречных пучков одноименно заряженных частиц (электронов), что реализуется на ускорителях. Со всеми эффектами, сопровождающими данный процесс. Однако, таких эффектов никто никогда не наблюдал. Следовательно, никакой "электронной жидкости", перетекающей из тела в тело (да еще и со скоростью света!), не существует.

Как следует из электромагнитной теории гравитации, видимость зарядов формируют варианты замыкания силовых линий вихрей. Это объясняет даже ряд Вольта: всякое тело при прикосновении с любым из тел, стоящих в этом ряду дальше, электризуется положительно и при прикосновении с любым из тел, ему предшествующих, электризуется отрицательно. То есть, один вихрь по отношению к другим может быть как "пульверизатором", так и "пылесосом". Как в астрономии: Земля по отношению к Солнцу является "пылесосом", а по отношению к Луне - "пульверизатором". Разность потенциалов - это и есть различие между "пульверизатором" и "пылесосом". Происходит переориентация вихрей:


Например, Солнце - явный "пульверизатор" : в его недрах находится активно работающая термоядерная топка.
Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун (планеты-гиганты с малой плотностью вещества) обладают термоядерными печками, работающими в тлеющем режиме. Им явно не хватает чего-то для перехода в разряд звезд. Можно ли их классифицировать как "пылесосы"? Думаю, да. Не по такому ли принципу работают и атомы?

Воскресенье, 02 Ноября 2014 г. 16:04 ()

Из электромагнитной теории гравитации (ЭМТГ) следует, что ЭМ вихрь имеет две компоненты: электрическую (семейство гипербол) и магнитную (семейство эллипсов). Его мгновенный двухкомпонентный "срез" в плоскости можно представить на рисунке:

Рассмотрим электрическую компоненту вихря:

И обратим внимание на направление стрелок, характеризующих движение поля-эфира по каналам-силовым линиям.
А теперь - самое интересное: рассмотрим, как меняется направление стрелок на силовых линиях при повороте рисунка в плоскости XY.

Повернем рисунок на 90 градусов:


Как видно, направление стрелок изменилось на противоположное.

Теперь повернем рисунок на 180 градусов:

Направление стрелок совпадает с изначальным.

Соответственно, при повороте рисунка на 270 градусов


направление стрелок будет идентичным, как и при повороте рисунка на 90 градусов.

А теперь хочу напомнить, что семейства гипербол и эллипсов связаны между собой. Вместе с поворотом электрической компоненты происходит поворот магнитной компоненты.
Как видно из рисунка:

Поворот семейства эллипсов на 360 градусов не имеет симметрии, как в случае с семейством гипербол. Следовательно, общий рисунок с двумя компонентами также не имеет симметрии при его повороте на 360 градусов.

А теперь повращаем оба семейства вокруг оси Y на 360 градусов.
Очевидно, что семейство эллипсов является симметричным при таком вращении и направление стрелок не будет меняться.

У семейства гипербол при повороте на 180 градусов меняется направление стрелок на противоположное. НО! Как легко заметить из рисунков для электрической компоненты, в отличие от трехмерной пространственной симметрии семейства эллипсов, трехмерная пространственная симметрия семейства гипербол НЕ ВОЗМОЖНА. Семейство гипербол - двумерное. Только в процессе определенной динамики осуществляется ее трехмерное функционирование. Но это уже относится к сущности ЭМТГ.

Воскресенье, 02 Ноября 2014 г. 15:55 ()

При создании электромагнитной теории гравитации было получено, что в природе не существует электрических зарядов. Все генераторы ЭМ поля можно условно разделить на "пульверизаторы" и "пылесосы". Например, взаимодействие "пульверизатора" с "пылесосом" аналогично эффекту притяжения двух разноименных зарядов, два "пульверизатора" создают эффект отталкивания, а два "пылесоса" - эффект нейтральности. Совершим небольшой экскурс в историю и посмотрим, как формировалось в физике понятие электрического заряда.

Первые серьезные научные работы в области электричества были выполнены Бенджамином Франклином (1706 – 1790).

В 1746-54 гг. он осуществил ряд экспериментальных исследований, принесших ему широкую известность . Франклин объяснил действие лейденской банки, построил первый плоский конденсатор, состоящий из двух параллельных металлических пластин, разделенных стеклянной прослойкой, изобрел в 1750 г. молниеотвод, доказал в 1753 г. электрическую природу молнии (опыт с воздушным змеем) и тождественность земного и атмосферного электричества. В 1750 г. он разработал теорию электрических явлений – так называемую “унитарную теорию”, согласно которой электричество представляет особую тонкую жидкость, пронизывающую все тела. В каждом незаряженном теле, по представлениям Франклина, всегда содержится определенное количество “электрической жидкости”. Если по каким-либо причинам в теле появляется ее излишек, то тело заряжается положительно, когда ее недостает – отрицательно.

Здесь мы видим, что Франклин подходит к явлению электричества с макроскопической точки зрения, т.е. эмпирически и под “электрической жидкостью” с точностью до знака следует понимать просто электроны. Такое название возникло по той причине, что количество этой “таинственной жидкости” в телах можно было плавно изменять: убавлять или прибавлять.

В этой теории Франклина впервые было введено понятие положительного и отрицательного электричества. Исходя из своей теории, он объяснял наблюдаемые им явления. В унитарной теории Франклина содержался закон сохранения “электрической жидкости” или электрического заряда в современном представлении.

Это были первые макроскопические, опытные представления об электрических полях. Впоследствии эти макроскопические представления были перенесены на микрочастицы. По аналогии с макроскопическими телами физики стали представлять себе микрочастицы не иначе как заряженные некоторой “электрической жидкостью”, которая до последнего времени оставалась загадкой.

Таким образом, мы видим, что исторически понятие “электрический заряд” было введено в то время, когда носители электрических явлений – электроны, позитроны и другие элементарные частицы еще не были известны. При этом заряд воспринимался макроскопически как некоторая непрерывная субстанция вроде жидкости, которую можно добавлять или убавлять на поверхности диэлектриков, т.е. как бы “заряжать” или “разряжать” поверхность стекла, янтаря и т.д. Аналогами понятия “электрический заряд” можно назвать “теплород” или “флогистон”, которые были в употреблении в то время, когда физики весьма смутно представляли себе тепловые явления в веществах. Сюда же можно отнести и самую обычную влагу, которую можно также наносить на поверхность твердых тел.

Поскольку электрические и магнитные явления до последнего времени до конца не поняты, то и в настоящее время понятие “электрический заряд” воспринимается макроскопически, т.е. этой “жидкостью” физики “заряжают” даже элементарные частицы. Искать заряд на электроне, позитроне или внутри протона и нейтрона – столь же нелепое занятие, как и поиск влаги внутри молекулы воды Н2О.

Достаточно вспомнить историю в средних веках с теплородом, чтобы понять, насколько это абсурдно. Ведь когда мы говорим об электромагнитных явлениях, то речь идет на самом деле не о каких-то зарядах, а о силовых взаимодействиях между частицами, которые осуществляются через посредника. В этом случае снимаются какие-либо условности, и мы непосредственно переходим к реальным механизмам взаимодействий. Остается только с логической последовательностью проанализировать различные возможные варианты подобных взаимодействий.
http://forum.etherdynamic.ru/showthread....-

Рассмотрим два ЭМ вихря, обладающих двумя видами силовых линий.

Из электромагнитной теории гравитации следует, что силовая линия ЭМ поля - это канал передвижения эфира-поля (http://gravitus.ucoz.ru/news/silovye_linii_ehm_polja/2014-08-27-27). Подобно тому, как существуют каналы в вихре Бенара:

Рассмотрим электрические компоненты (семейства гипербол) двух синхронно функционирующих вихрей:

Обозначим исток каналов-силовых линий знаком "+", а сток - знаком "-"


и соединим "+" с "-"

Получается, что силовые линии семейства гипербол замыкаются друг с другом и начинают стягиваться в эллипс, что создает эффект притяжения:

Теперь рассмотрим, как осуществляется эффект отталкивания.

Рассмотрим два вихря, функционирующих в противофазе:

Посмотрим, как у них расположены истоки и стоки:

Каналы-силовые линии соединятся по следующей схеме:

В этом случае при замыкании семейств гипербол появится точка сопряжения, разбивающая каналы-силовые линии на два самостоятельных замкнутых канала, по которым циркулирует поле-эфир в противоположных направлениях. Начнут формироваться два эллипса с конкретными размерами и пр. параметрами, что приведет к отталкиванию:

В итоге, две замкнувшиеся электрические компоненты, имеющие точку сопряжения, превращаются в две независимые магнитные компоненты.

В целом Земля подобна электросхеме с источником, нагрузкой, индуктивным элементом и конденсатором. То есть - колебательный контур, или генератор высокочастотного переменного ЭМ поля. Выделить что-то главное нельзя: все элементы являются составными частями одной общей цепи. Результат работы этой электросхемы - ЭМ вихрь. Все природные генераторы поля имеют подобное строение: и атом, и звезда, и галактика и т.д. В природе нет черных дыр. Нет нуклонной упаковки в ядре атома. Нет зарядов. Строение микро-мира подобно строению макро-мира. Квантовая механика работает как в микро-мире, так и в макро-мире. Бритва Оккамы должна отсечь все лишние сущности.

Так что такое "пылесос" и "пульверизатор"?
Современное объяснение сущности электрических зарядов ни чем не отличается от древних многотысячелетних объяснений. Электризация тел несомненно была известна древнему человеку, наблюдавшему притяжение пылинок кусочком янтаря:


И этот древний человек говорил, что из тела в тело переливается невидимая жидкость, ответственная за данный эффект. Современное объяснение электризации конкретизировалось: дескать, это электроны, как древняя волшебная жидкость, перетекают из одного тела в другое. Тело, которое отдало часть своих электронов, будет заряжено положительно, а тело, которое их приобрело - отрицательно. И тут возникает НО! Масса покоя электрона в 1837,14 раза меньше массы атома водорода. Положим, что масса электрона в усредненном атоме составляет 10^(-4) от массы атома. В Солнечной системе это соответствует (грубо) массе планеты Уран. Давайте мысленно с огромной скоростью выдернем Уран из состава СС. Неужели Солнце не отреагирует на это? Согласно постулатов Н.Бора, атом также должен реагировать на отрыв электрона и генерировать электромагнитный квант возмущения. Где-нибудь публиковались результаты наблюдаемых опытов? Нет. Электризация не сопровождается таким эффектом. Мало того, электризация вещества происходит со скоростью света (пример? тот же конденсатор). Нет инертности процесса. А это значит, что электризация имеет полевую природу. Никакой "электронной жидкости", перетекающей из тела в тело, не существует. Происходит переориентация вихрей:

Но первом рисунке поле-эфир движется по силовым линиям в одном направлении, а на втором - в противоположном направлении. Вспомним ряд Вольта: всякое тело при прикосновении с любым из тел, стоящих в этом ряду дальше, электризуется положительно и при прикосновении с любым из тел, ему предшествующих, электризуется отрицательно. То есть, один вихрь по отношению к другим может быть как "пульверизатором", так и "пылесосом". Земля по отношению к Солнцу является "пылесосом", а по отношению к Луне - "пульверизатором". Разность потенциалов - это и есть различие между "пульверизатором" и "пылесосом". Однако, мы пришли к следующему вопросу: что такое разность потенциалов?

Метки:

Тема 1.1 Характеристики и параметры электрического поля

Введение в дисциплину (основное содержание дисциплины, достоинство и роль электрической энергии, источники электрической энергии, применение электрической энергии, электрификация народного хозяйства, ее значение, ленинский план ГОЭЛРО, становление и начальное развитие электротехники).

Понятие об электрическом поле. Основные характеристики электрического поля: напряженность, потенциал и электрическое напряжение. Закон Кулона.

Методические указания по изучению темы 1.1

Во введении необходимо иметь представление о предмете "Электротехника и электроника" и ее месте в народном хозяйстве, о значении электротехники в развитии современной промышленности. Литература: стр. 5-6. А также иметь понятие об электрическом поле, основных его характеристиках. Знать закон Кулона. Литература: глава 1, стр. 8-28.

Вопросы для самопроверки

1. Какие вы знаете источники энергии возобновляемые и невозобновляемые?

2. В какие виды энергии преобразуют электрическую энергию электроприемники, имеющиеся у вас дома?

3. Какие меры применяются и какие можно применять у вас дома по экономии электроэнергии?

4. Имеются ли преимущества передачи электрической энергии на постоянном токе по сравнению с передачей ее на переменном токе?

5. Каковы области применения электротехнических устройств постоянного тока?

6. На рисунке показана модель атома водорода. В какой области пространства действует электрическое поле:

а) в области

б) в области В?

7. Какое из приведённых утверждений вы считаете правильным?

а) поле и силовые линии существуют реально;

б) поле существует реально, а силовые линии условно;

в) поле и силовые линии существуют условно.

8. Какой величиной является потенциал электрического поля?

а) векторной; б)скалярной.

Тема 1.2 Свойства проводников, полупроводников и электроизоляционных материалов

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроизоляционные материалы и их свойства. Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Соединения конденсаторов. Лаки и изоляционные материалы для электромонтажных работ.

Методические указания по изучению темы 1.2

Иметь понятие о проводниках и диэлектриках в электрическом поле, об электроизоляционных материалах и их свойствах. Что такое конденсатор. Единица измерения электрической емкости. Какими способами можно соединить конденсаторы. Какие лаки и изоляционные материалы используются для электромонтажных работ.

Вопросы для самопроверки

1. При параллельном соединении трёх конденсаторов, подключенных к источнику питания, один из них (С 3) оказался пробитым. Как изменится напряжение на конденсаторах и какой станет их общая ёмкость?

а) U = const; С общ = С 1 +С 2 ;

б) U = 0; С общ = ¥.

2. Три конденсатора подключенные к источнику питания, соединены последовательно. Как будет распределяться напряжение на конденсаторах?

а) U 1 > U 2 > U 3 ;

б) U 3 > U 2 > U 1 ;

в) недостаточно данных для ответа на вопрос.

3.Три конденсатора можно соединить последовательно, параллельно и по схемам смешанного соединения. Сколько схем соединения можно построить из трех конденсаторов одинаковой емкости С и какая из них имеет наименьшую эквивалентную емкость?

Раздел 2. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Тема 2.1 Характеристики и параметры магнитного поля

Общие сведения о магнитном поле. Основные свойства и характеристики магнитного поля. Силовое действие магнитного поля. Закон Ампера, Ленца. Индуктивность.

Методические указания по изучению темы 2.1

Иметь понятие о магнитном поле, его свойствах и характеристиках. Какое силовое действие оказывает магнитное поле. Знать закон Ампера, Ленца, понятие индуктивности и единицы ее измерения.

Вопросы для самопроверки

1. Какое поле возникает вокруг движущихся электрических зарядов?

а) магнитное;

б) электрическое;

в) электромагнитное.

а) В = 200 Вб;

б) В = 0,25 × 10 -3 Вб.

3. Какой характеристике магнитного поля соответствует размерность генри на метр (Г/м)?

4. Какой величеной является магнитный поток Ф?

а) векторной;

б) скалярной.

5. Какой величиной является магнитное напряжение U м?

а) векторной;

Потенциал электрического поля. Эквипотенциальные поверхности.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Плоский

Конденсатор.

Электрическое поле. Закон Кулона.

Напряжённость электрического поля.

Силовые линии поля.

Согласно современным научным представлениям, материя существует в двух видах: в виде вещества и в виде поля. В природе не так уж и много полей. Существуют лишь такие поля:

А) гравитационное

Б) электрическое

В) магнитное

Г) ядерное

Д) поле слабых взаимодействий.

И больше никаких полей в природе нет и быть не может.

Вся информация о других видах полей (биологическом, торсионном и пр.) является ложной, хотя сторонники этих полей пытаются подвести под эти понятия несуществующих полей какую-то «научную» теорию, но как только используется принцип презумпции доказуемости, то данные лженаучные теории терпят полный крах. Это следует учесть всем специалистам-медикам, так как сторонники лженаучных теорий нагло спекулируют понятиями несуществующих полей: продают за большие деньги всякие бесполезные приборы, которые якобы излечивают все болезни методом «коррекции биополя или торсионного поля». Продаются всевозможные «генераторы торсионных полей», «заряженные» амулеты и прочие совершенно бесполезные предметы. И лишь прочные знания по физике и другим естественным наукам позволят выбить почву из-под ног у тех, кто наживается на обмане населения.

В этой лекции мы рассмотрим одно из реальных полей – электрическое поле.

Как известно, поле не действует на наши органы чувств, не производит ощущений, но тем не менее, существует реально и может быть обнаружено соответствующими приборами.

В чём же оно проявляется?

Ещё в древней Греции было обнаружено, что янтарь, потёртый шерстью, начинал притягивать к себе различные мелкие предметы: соринки, соломинки, сухие листочки. Если же пластмассовую расчёску потереть о чистые и сухие волосы, то она начнёт волосы притягивать. Почему волосы до трения о расчёску не притягивались, а после трения стали притягиваться? Да, после трения на расчёске после трения появился заряд. И его назвали электрическим зарядом. Но почему этого заряда до трения не было? Откуда он взялся после трения? Да, поле существует вокруг всех тел, имеющих электрический заряд. Через это поле передаётся взаимодействие между предметами, удалённых на некоторое расстояние.



Дальнейшие исследования показали, что электрически заряженные тела могут не только притягиваться, но и отталкиваются. Отсюда сделан вывод, что существуют два вида электрических зарядов. Их условно назвали положительный (+) и отрицательный (-). Но эти обозначения – чисто условные. С таким же успехом их можно было назвать, допустим, чёрный и белый, или верхний и нижний и т.д.

Одноимённые заряды отталкиваются, а разноимённые – притягиваются. Единицей электрического заряда в международной системе единиц СИ является кулон (Кл). Эта единица названа в честь французского учёного Ш. Кулона. Данный учёный вывел экспериментальным путём закон, который носит его имя:

F = k(q1q2)

F – сила притяжения или отталкивания между зарядами

q1 и q2 – величины зарядов

R – расстояние между зарядами

k – коэффициент пропорциональности, равен 9*10 9 Нм 2 /Кл 2

А существует ли самый маленький заряд? Оказывается да, существует. Имеется такая элементарная частица, заряд которой является самым маленьким и меньше которого в природе не существует. Во всяком случае, по современным данным. Этой частицей является электрон. Эта частица находится в атоме, но только не в центре его, а движется по орбите вокруг атомного ядра. Электрон имеет отрицательный заряд и его величина равна q = e = -1.6*10 -19 Кл. Эта величина называется элементарным электрическим зарядом.

Мы теперь знаем, что представляет собой электрическое поле. Теперь рассмотрим вопрос: а в каких единицах его измерять, чтобы эта единица была объективной?

Оказывается, электрическое поле имеет две характеристики. Одна из них называется напряжённостью.

Чтобы понять эту единицу, возьмём заряд в +1 Кл и поставим его в одну из точек поля и измерим силу, с которой поле действует на этот заряд. И величина этого заряда и будет являться напряжённостью поля.

Но, в принципе, не обязательно брать заряд в 1 Кл. Можно взять произвольный заряд, но в этом случае напряжённость нужно будет вычислить по формуле:



Здесь Е – напряжённость электрического поля. Размерность – Н/Кл .

«Физика - 10 класс»

Что является посредником, осуществляющим взаимодействие зарядов?
Как определить какое из двух полей более сильное? Предложите пути сравнения полей.


Напряжённость электрического поля.


Электрическое поле обнаруживается по силам, действующим на заряд. Можно утверждать, что мы знаем о поле всё, что нам нужно, если будем знать силу, действующую на любой заряд в любой точке поля. Поэтому надо ввести такую характеристику поля, знание которой позволит определить эту силу.

Если поочерёдно помещать в одну и ту же точку поля небольшие заряженные тела и измерять силы, то обнаружится, что сила, действующая на заряд со стороны поля, прямо пропорциональна этому заряду. Действительно, пусть поле создаётся точечным зарядом q 1 . Согласно закону Кулона (14.2) на точечный заряд q действует сила, пропорциональная заряду q. Поэтому отношение силы, действующей на помещаемый в данную точку поля заряд, к этому заряду для каждой точки поля не зависит от заряда и может рассматриваться как характеристика поля.

Отношение силы, действующей на помещаемый в данную точку поля точечный заряд, к этому заряду, называется напряжённостью электрического поля .

Подобно силе, напряжённость поля - векторная величина ; её обозначают буквой :

Отсюда сила, действующая на заряд q со стороны электрического поля, равна:

Q. (14.8)

Направление вектора совпадает с направлением силы, действующей на положительный заряд, и противоположно направлению силы, действующей на отрицательный заряд.

Единица напряжённости в СИ - Н/Кл.


Силовые линии электрического поля.


Электрическое поле не действует на органы чувств. Его мы не видим. Однако мы можем получить некоторое представление о распределении поля, если нарисуем векторы напряжённости поля в нескольких точках пространства (рис. 14.9, а). Картина будет более наглядной, если нарисовать непрерывные линии.


Линии, касательная в каждой точке которых совпадает с вектором напряжённости электрического поля, называют силовыми линиями или линиями напряжённости поля (рис. 14.9, б).

Направление силовых линий позволяет определить направление вектора напряжённости в различных точках поля, а густота (число линий на единицу площади) силовых линий показывает, где напряжённость поля больше. Так, на рисунках 14 10-14.13 густота силовых линий в точках А больше, чем в точках В. Очевидно, что А > B .

Не следует думать, что линии напряжённости существуют в действительности вроде растянутых упругих нитей или шнуров, как предполагал сам Фарадей. Линии напряжённости помогают лишь наглядно представить распределение поля в пространстве. Они не более реальны, чем меридианы и параллели на земном шаре.

Силовые линии можно сделать видимыми. Если продолговатые кристаллики изолятора (например, хинина) хорошо перемешать в вязкой жидкости (например, в касторовом масле) и поместить туда заряженные тела, то вблизи этих тел кристаллики выстроятся в цепочки вдоль линий напряжённости.

На рисунках приведены примеры линий напряжённости: положительно заряженного шарика (см. рис. 14.10), двух разноимённо заряженных шариков (см. рис. 14.11), двух одноимённо заряженных шариков (см. рис. 14.12), двух пластин, заряды которых равны по модулю и противоположны по знаку (см. рис. 14.13). Последний пример особенно важен.

На рисунке 14.13 видно, что в пространстве между пластинами силовые линии в основном параллельны и находятся на равных расстояниях друг от друга: электрическое поле здесь одинаково во всех точках.

Электрическое поле, напряжённость которого одинакова во всех точках, называется однородным .

В ограниченной области пространства электрическое поле можно считать приближённо однородным, если напряжённость поля внутри этой области меняется незначительно.

Силовые линии электрического поля не замкнуты, они начинаются на положительных зарядах и оканчиваются на отрицательных. Силовые линии непрерывны и не пересекаются, так как пересечение означало бы отсутствие определённого направления напряжённости электрического поля в данной точке.