» » Симонов краткая биография и творчество. Константин симонов - биография, информация, личная жизнь

Симонов краткая биография и творчество. Константин симонов - биография, информация, личная жизнь

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов – поэт, прозаик, драматург, публицист – родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде.

В автобиографии вспоминает: «Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим. - Ред.) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий» (Три тетради. М., 1964. С. 584). Участник японской и Первой мировой войн, отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами сердечной признательности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева; передала любовь к литературе и сыну. В 1930 Симонов окончил семь классов трудовой школы, затем учился в ФЗУ (фабрично-заводское училище) металлистов и стал токарем по металлу.

В 1931 семья переехала в Москву; Симонов окончил ФЗУ точной механики и работал токарем на авиационном заводе, затем в механическом цехе кинофабрики «Межрабпомфильм», токарем на киностудии «Мосфильм». Работу на производстве совмещал с учебой в Литературном институте им. М. Горького.

В 1938 издал отдельной книгой поэму «Павел Черный» и сборник стихов «Настоящие люди». Первые произведения «Победитель» (1937 ) - о Н. Островском, «Ледовое побоище» (1938 ), «Суворов» (1939 ) обращают на себя внимание своей многотемностью, но в этих поэмах молодой автор писал как бы об одном - о мужестве, о человеческом достоинстве, о готовности к подвигу. Об этом и поэма «Мурманские дневники» (1938 ), воспевшая «дерзкий мир больших желаний и страстей», и стихи об Амундсене, об испанском республиканце. Симонов стал олицетворением молодой поэзии предвоенных лет, заслужив признание многосторонностью, энергией, упорством, трудоспособностью, четкостью мысли.

Поэмы конца 1930-х «Ледовое побоище», «Победитель», «Суворов» не только знаменовали приход в литературу масштабно мыслящего поэта, но и выразили ощущение военного предгрозья, приближения войны. Ее дыхание слышится с фронтов борющейся против фашизма Испании - и Симонов пишет стихотворение «Генерал» и другие стихи об Испании.

В 1938 Симонов окончил Литературный институт им. М. Горького.

В 1939 по предписанию Политуправления Красной Армии уехал на Халхин-Гол в связи с японской агрессией в Монголии в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Пишет стихотворение «Письма домой», поэму «Далеко на Востоке» и др.

В 1940 написал первую свою пьесу «История одной любви», в конце того же года она была поставлена на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. Широкая популярность выпала на долю следующей его пьесы - «Парень из нашего города», поставленной в том же театре уже накануне войны, в марте 1941 . В образе ее героя Сергея Луконина автор воплотил честность и отвагу своего поколения, его бескорыстие и патриотизм. В середине июня 1941 Симонов окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.

24 июня 1941 Симонов выехал для работы в газете «Боевое знамя» 3-й армии в район Гродно. Затем был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда», одновременно посылал военные корреспонденции в «Известия». В конце июля на весь период войны стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», куда посылал стихи, очерки, статьи из Мурманска, Одессы, с Донского и Карельского фронтов. Он работал на Западном и Южном фронтах, в Приморской армии (Одесса), в Особой Крымской армии, на Черноморском флоте, на мурманском направлении Карельского фронта, на Северном флоте, затем снова на Западном фронте. Очерк «У берегов Румынии» Симонов написал после похода из осажденной Одессы на подводной лодке, где 10 дней провел среди людей, которым предстояло «или выжить вместе, или погибнуть вместе». Затем Симонов высаживался в тыл противника за Полярным кругом, попал под бомбежку в отбитой десантом моряков Феодосии, работал на Закавказском, Брянском, Сталинградском фронтах.

Известность поэта уже в начале войны переросла в народную любовь к нему, стихи Симонова не только учили воевать, но и буквально помогали жить. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь...» (1941 ) было переписано миллионы раз. Высокий эмоциональный накал стиха выражал пафос времени, за поэтизацией женской верности вставала идея верности родине. «Жди меня...» стало незаменимой частью духовной жизни страны. Многие композиторы написали к нему музыку, среди них А. Новиков, В. Соловьев-Седой, М. Блантер, М. Коваль, В. Мурадели.

Стихи Симонова первых военных лет «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привез мальчишку на лафете...», «Я не помню, сутки или десять...», «Атака» и др. продолжали лучшие традиции русской классической поэзии. Они были обращены не к абстрактному обобщенному читателю, а к отзывчивому сердцу каждого. Наиболее яркий пример - стихотворение Симонова «Убей его!», призывающее к отпору врагу. 18 июля 1942 оно появилось в газете «Красная звезда», на следующий день в «Комсомольской правде», 20 июля в «Окнах ТАСС», его передавали по радио, сбрасывали с самолетов напечатанным на листовках. Как вспоминает С. Баруздин, всех и на фронте, и в тылу потрясла поэма-баллада Симонова «Сын артиллериста» (1941 ). Широкий читательский отклик вызвало «Открытое письмо» (1943 ) Симонова - отповедь женщине, предавшей солдата в тот день, когда он со своим взводом насмерть стоял на линии фронта.

К событиям войны Симонов обращается и в пьесе «Русские люди» (1942 ), которая явилась одним из наиболее значительных произведений советской драматургии периода войны. «Правда» печатала пьесу «Русские люди» во время драматического отступления наших войск летом 1942 рядом с важнейшими военными материалами. Эту пьесу издали в блокадном Ленинграде. В 1970-е под названием «Капитан Сафонов» она была поставлена во Вьетнаме.

Симонов выступал своего рода разведчиком новых тем: первым в театре поднял тему «Русские люди», первым написал повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи» (1943-44 ). Повесть создавалась быстро, но с вынужденными перерывами и в особом нервном напряжении - между четырьмя поездками на фронт. Замыслом автора было дать не патетический итог Сталинградской битвы, а суровую картину боев тех дней.

Победный 1945 Симонов встретил в рядах бойцов 4-го Украинского фронта, прошел с боями Закарпатскую Украину, Южную Польшу, Словакию, работал и в частях Чехословацкого корпуса. В последние дни боев за Берлин находился в частях 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов. Присутствовал при подписании 8 мая 1945 Акта о безоговорочной капитуляции Германии в Берлине (Карлс-хорсте).

В 1944 Симонов побывал в Румынии, Польше, Югославии, Болгарии, Италии. После войны посетил Японию, Китай, США и др. страны. В результате этих поездок появились пьесы «Под каштанами Праги» (1945 ) и «Русский вопрос» (1946 ), книга стихов «Друзья и враги» (1946-49 ), книга очерков «Сражающийся Китай»; в Китае Симонов был корреспондентом «Правды» при 4-й Полевой Китайской армии. Повесть Симонов «Дым отечества» (1946-56 ), вызвавшая полемику в критике, и лирическая повесть «Случай с Полыниным» (1969 ) раскрыли новые грани мастерства Симонова.

В 1950-53 Симонов был главным редактором «Литературная газета», в 1946-50 и в 1954-58 - главным редактором журнала «Новый мир».

С 1958 по 1960 жил в Ташкенте, работал корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии, ездил на Памир, Тянь-Шань, в Голодную степь, Каракумы, по трассам строящихся газопроводов.

В 1963-67 в качестве корреспондента «Правды» побывал в Монголии, на Таймыре, в Якутии, Красноярском крае, Иркутской обл., на Кольском полуострове и др.

В 1970 был во Вьетнаме, издал книгу «Вьетнам, зима семидесятого...» (1970-71 ). В драматических стихах о войне во Вьетнаме «Бомбежка по площадям», «Над Лаосом», «Дежурка» и другие возникают сопоставления с Великой Отечественной войной.

В 1950-60-е Симонов продолжает работать в прозе над темой Великой Отечественной войны. В 1959 вышел роман «Живые и мертвые», затем последовали романы «Солдатами не рождаются» (1964 ) и «Последнее лето» (1971 ). Эти произведения составили трилогию «Живые и мертвые», которая посвящена трем разным этапам Великой Отечественной войны: первая книга - первые недели войны, отступление, во второй книге - решающая битва на Волге, в третьей - 1944, бои за освобождение Белоруссии. Постоянно внимание и пристрастие Симонова к людям сильным, прекрасным своим мужеством и целеустремленностью.

Изображая решающие этапы войны, битвы под Москвой и Сталинградом, автор создает художественную историю всей войны. Трилогия была хорошо принята читателями; по роману «Живые и мертвые» был поставлен 2-серийный кинофильм.

1970-е также были плодотворны. Помимо «Последнего лета» читатели и зрители получили повести «Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой», кинофильм «Двадцать дней без войны», два тома дневников «Разные дни войны», книгу выступлений о литературе «Сегодня и давно»; к этому надо добавить статьи, очерки, телевыступления. Особого внимания заслуживает деятельность Симонов как переводчика, в широчайшую сферу его внимания вошли М. Вагиф, М. Видади, С. Вургун, Б. Шинкуба, Г. Гулям, Х. Алимджан, А. Мухтар, М. Карим, К. Каладзе, Ф. Халваши, Р. Гамзатов, Э. Межелайтис, В. Незвал, В. Тавлай, Н. Хикмет, И. Тауфер, Д. Методиев, Зульфия, Р. Киплинг.

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович – русский советский писатель, поэт, драматург и публицист.

Родился 15 (28) ноября 1915 года в городе Петроград (ныне Санкт-Петербург). Русский. Имя при рождении – Кирилл Михайлович Симонов. В 1919-1927 годах жил в Рязани, с 1927 года – в Саратове. В 1930 году окончил 7 классов школы, после чего обучался в фабрично-заводском училище (ФЗУ). Одновременно осенью 1931 года работал токарем по металлу на заводе «Универсал» в Саратове.

С конца 1931 года жил в Москве. В 1932 году окончил ФЗУ точной механики. В 1932-1935 годах работал токарем на авиационном заводе, в механических цехах кинофабрики «Межрабпомфильм» и кинофабрики «Техфильм».

С 1932 года писал стихи, которые впервые были напечатаны в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь». В 1934-1936 годах учился в Вечернем рабочем литературном университете, в 1938 году окончил Литературный институт имени А.М. Горького. В 1938-1939 годах учился в аспирантуре Института истории, философии и литературы, однако прервал обучение из-за отъезда в командировку в Монголию. В 1939 году взял литературный псевдоним – Константин Симонов.

Участник боёв с японскими войсками на реке Халхин-Гол: в августе-сентябре 1939 – военный корреспондент газеты «Героическая красноармейская».

В марте 1940 года окончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Военной академии имени М.В. Фрунзе.

В предвоенный период К.М.Симоновым созданы поэмы «Первая любовь» (1936, новая редакция – 1941), «Победитель» (1937), «Ледовое побоище» (1937), «Павел Чёрный» (1938), «Пять страниц» (1938) и «Суворов» (1938-1939), пьесы «История одной любви» (1940, новая редакция – 1954) и «Парень из нашего города» (1941), множество стихотворений.

В июне 1941 года окончил Курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии. В армии с 24 июня 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – военный корреспондент газеты Западного фронта «Красноармейская правда». Одновременно как нештатный корреспондент посылал военные корреспонденции в газету «Известия». С июля 1941 – военный корреспондент газеты «Красная звезда».

За время войны неоднократно выезжал в командировки на передовую (ниже приведён их перечень):
1941 год – Западный фронт (июнь – июль), Южный фронт, Приморская и 51-я (Крымская) армии, Черноморский флот (август – сентябрь; участвовал в обороне Одессы), Мурманское направление Карельского фронта и Северный флот (октябрь и ноябрь), Западный фронт (декабрь);
1942 год – Закавказский фронт (январь и февраль-март; участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции), Западный фронт (январь-февраль), Мурманское направление Карельского фронта (апрель-май), Брянский и Западный фронты (июль-август), Сталинградский фронт (август-сентябрь), Мурманское направление Карельского фронта (ноябрь), Западный фронт (декабрь);
1943 год – Северо-Кавказский и Южный фронты (январь-март), Южный фронт (апрель), Центральный фронт (июль и август-октябрь);
1944 год – 1-й и 2-й Украинские фронты (март-апрель), 2-й Украинский фронт (май), Ленинградский фронт (июнь; участвовал в Выборгской операции); 1-й Белорусский фронт (июль-август), 2-й и 3-й Украинские фронты (август-сентябрь), Южная Сербия у югославских партизан (октябрь), советская авиационная база в итальянском городе Бари (октябрь);
1945 год – 4-й Украинский фронт (январь-апрель), 1-й Украинский фронт (конец апреля), 1-й Украинский и 1-й Белорусский фронты (май). 9 мая 1945 года присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте.

Большая часть фронтовых корреспонденций К.М.Симонова, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четырёхтомник «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента» (1942-1945), а также сборники «Югославская тетрадь» (1945) и «Письма из Чехословакии» (1945).

В годы войны им также написаны многие известные военные стихотворения («Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Если дорог тебе твой дом…»), поэма «Сын артиллериста» (1941), пьесы «Русские люди» (1942), «Жди меня» (1943), «Так и будет» (1944, новая редакция – 1970) и «Под каштанами Праги» (1945), повести «Дни и ночи» (1943-1944) и «Гордый человек» (1945), выпущены два сборника стихов – «С тобой и без тебя» (1942) и «Война» (1944).

После войны до сентября 1946 года продолжал работать корреспондентом газеты «Красная звезда». Неоднократно выезжал в длительные зарубежные командировки, в частности в Японию (декабрь 1945 – апрель 1946) и США (апрель-июнь 1946). С сентября 1946 года подполковник К.М.Симонов – в запасе.

В сентябре 1946 – феврале 1950 – главный редактор журнала «Новый мир». В октябре-декабре 1949 года в качестве военного корреспондента газеты «Правда» находился в 4-й Полевой Китайской армии в Южном Китае.

В феврале 1950 – августе 1953 – главный редактор «Литературной газеты», в июле 1954 – июле 1958 – вновь главный редактор журнала «Новый мир».

В 1958-1960 годах жил в Ташкенте (Узбекистан), работал разъездным корреспондентом газеты «Правда» по республикам Средней Азии. В 1963-1967 годах в качестве специального корреспондента «Правды» совершил множество поездок по стране, в 1970 году был во Вьетнаме (во время войны с США).

В послевоенные годы К.М.Симоновым созданы трилогии «Живые и мёртвые» (романы «Живые и мёртвые», 1955-1959; «Солдатами не рождаются», 1960-1964; «Последнее лето», 1965-1970) и «Так называемые личная жизнь (Из записок Лопатина)» (повести «Четыре шага», 1956-1964; «Двадцать дней без войны», 1972; «Мы не увидимся с тобой», 1978), роман «Товарищи по оружию» (1950, новая редакция – 1965), повести «Дым отечества» (1946, новая редакция – 1956), «Случай с Полыниным» (1969) и «Софья Леонидовна» (опубликована в 1985), пьесы «Русский вопрос» (1946), «Чужая тень» (1949) и «Четвёртый» (1961), поэмы «Иван да Марья» (1954) и «Отец» (1956-1958), эссе-размышление «Глазами человека моего поколения, Размышления о И.В.Сталине» (1979, опубликовано в 1988), выпущены сборники стихов «Друзья и враги» (1948) и «Вьетнам, зима семидесятого» (1971), дневниковые сборники «Далеко на востоке» (1968), «Разные дни войны» (1974-1975), «Япония – 46» (1976).

За большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с 40-летием образования Союза писателей СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1974 года Симонову Константину (Кириллу) Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Помимо литературной работы, занимался кино- и теледокументалистикой. При его участии как сценариста были созданы документальные кинофильмы «Там, где жил Хемингуэй» (1964), «Если дорог тебе твой дом» (1967), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967), «Чужого горя не бывает» (1972) и «Шёл солдат...» (1975). По его замыслу и при его непосредственном участии были сняты циклы телевизионных передач «Солдатские мемуары» (1976; 6 выпусков) и «Солдатские мемуары. Письма» (1977, 2 выпуска).

Автор сценариев нескольких художественных фильмов: «Парень из нашего города» (1942), «Во имя Родины» (1943), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш.Спааком и Э.Триоле), «Случай с Полыниным» (1970, совместно с А.Н.Сахаровым), «Двадцать дней без войны» (1976) и «Обыкновенная Арктика» (1976). Занимался литературными переводами стихотворных текстов (с английского, азербайджанского, грузинского, узбекского и других языков).

Член Союза писателей СССР с 1938 года. В сентябре 1946 – октябре 1953 – заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР. В 1953-1959 – секретарь Союза писателей СССР, с 1967 года – секретарь Правления Союза писателей СССР.

Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1966).

Кандидат в члены Центрального Комитета КПСС в 1952-1956 годах, член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1956-1961 годах и с 1976 года.

Депутат Верховных Советов СССР 2-3-го созывов (в 1946-1954 годах) и РСФСР 4-го созыва (в 1955-1959 годах).

Жил в Москве. Умер 28 августа 1979 года. После кремации его прах был развеян на Буйничском поле под Могилёвом (Белоруссия), где 13 июля 1941 года К.М.Симонов участвовал в тяжелейшем бою с немецкими танками.

Полковник (1965). Награждён 3 орденами Ленина (27.11.1965; 2.07.1971; 27.09.1974), орденом Красного Знамени (3.05.1942), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30.05.1945; 23.09.1945), орденом «Знак Почёта» (31.01.1939), медалями, иностранными наградами – орденом Белого льва «За Победу» 3-й степени и Военным Крестом 1939 года (Чехословакия), орденом Сухэ-Батора (Монголия), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1974, за трилогию «Живые и мёртвые»), шести Сталинских премий (1942 – 1-й степени, за пьесу «Парень из нашего города»; 1943 – 2-й степени, за пьесу «Русские люди»; 1946 – 2-й степени, за роман «Дни и ночи»; 1947 – 1-й степени, за пьесу «Русский вопрос»; 1949 – 2-й степени, за сборник стихов «Друзья и враги»; 1950 – 1-й степени, за пьесу Чужая тень») и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966, за литературную основу фильма «Живые и мёртвые»).

Почётный гражданин города Гулькевичи (Краснодарский край, 1971).

Памятник К.М.Симонову установлен в Саратове. Его именем названы улицы в городах Москва, Волгоград, Краснодар, Гулькевичи (Краснодарский край), Нытьва (Пермский край) и Могилёв (Белоруссия), библиотека в Москве и малая планета. В Москве на доме, в котором располагался его рабочий кабинет, в Рязани на здании школы, где он учился, и в городе Гулькевичи установлены мемориальные доски. В 1982-1996 годах имя писателя носил круизный пассажирский теплоход «Константин Симонов» (ныне продан за рубеж и переименован), в настоящее время его имя носит речной пассажирский теплоход «Константин Симонов» (порт приписки – Нижний Новгород).

Собрания сочинений:
Сочинения (в 3 томах). М., 1952-1953;
Собрание сочинений (в 6 томах). М., 1966-1970;
Собрание сочинений (в 12 томах). М., 1979-1987.

Автобиография К.М.Симонова (1978 год):

«Я родился в 1915 году в Петрограде, а детство провёл в Рязани и Саратове. Моя мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище.

Наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать участвовала вместе с другими командирскими жёнами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать командирское довольствие.

Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда я помогал ему. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твёрдый распорядок дня, всё делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь презиралась.

Так как и отец и мать были люди служащие, в доме существовало разделение труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно возраставшие обязанности. Я вытирал пыль, мёл пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала – ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня стелили постель или помогали мне одеваться, – не помню.

Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединённую с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь.

Весной 1930 года, окончив в Саратове семилетку, я вместо восьмого класса пошёл в фабзавуч учиться на токаря. Решение принял единолично, родители его поначалу не особенно одобряли, но отчим, как всегда сурово, сказал: «Пусть делает, как решил, его дело!»

Вспоминая теперь это время, я думаю, что были две серьёзные причины, побудившие меня поступить именно так, а не иначе. Первая и главная – пятилетка, только что построенный недалеко от нас, в Сталинграде, тракторный завод и общая атмосфера романтики строительства, захватившая меня уже в шестом классе школы. Вторая причина – желание самостоятельно зарабатывать. Мы жили туго, в обрез, и тридцать семь рублей в получку, которые я стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в наш семейный бюджет.

В ФЗУ мы четыре часа в день занимались теорией, а четыре часа работали, сначала в учебных мастерских, потом на заводах. Мне пришлось работать в механическом цеху завода «Универсал», выпускавшего американские патроны для токарных станков.

Поздней осенью 1931 года я вместе с родителями переехал в Москву и весной 1932 года, окончив фабзавуч точной механики и получив специальность токаря 4-го разряда, пошёл работать на авиационный завод, а потом в механический цех кинофабрики «Межрабпомфильм».

Руки у меня были отнюдь не золотые, и мастерство давалось с великим трудом; однако постепенно дело пошло на лад, через несколько лет я уже работал по седьмому разряду.

В эти же годы я стал понемногу писать стихи. Мне случайно попалась книжка сонетов французского поэта Эредиа «Трофеи» в переводах Глушкова (Олерона). Затрудняюсь объяснить теперь, почему эти холодновато-красивые стихи произвели на меня тогда настолько сильное впечатление, что я написал в подражание им целую тетрадку собственных сонетов. Но, видимо, именно они побудили меня к первым пробам пера. Вскоре, после того как я одним духом одолел всего Маяковского, родилось моё новое детище – поэма в виде длиннейшего разговора с памятником Пушкину. Вслед за ней я довольно быстро сочинил другую поэму из времён гражданской войны и постепенно пристрастился к сочинению стихов, – иногда они получались звучные, но в большинстве были подражательные. Стихи нравились моим родным и товарищам по работе, но я сам не придавал им серьёзного значения.

Осенью 1933 года под влиянием статей о Беломорстрое, которыми тогда были полны все газеты, я написал длинную поэму под названием «Беломорканал». В громком чтении она производила впечатление на слушателей. Кто-то посоветовал мне сходить с ней в литературную консультацию – а вдруг возьмут и напечатают?

Не особенно в это веря, я, однако, не удержался от соблазна и пошёл на Большой Черкасский переулок, где на четвёртом этаже, в тесной, заставленной столами комнате помещалась литературная консультация Гослитиздата. Заведовал ею Владимир Иосифович Зеленский, писавший когда-то в «Правде» под псевдонимом Леонтий Котомка, а консультантами работали Анатолий Константинович Котов, Сергей Васильевич Бортник и Стефан Юрьевич Коляджин. Это были тогда ещё молодые люди, энтузиасты, увлечённые своим делом – кропотливой и далеко не всегда благодарной работой с начинающими. Я пришёл вовремя – литконсультация Гослитиздата выпускала очередной, второй сборник молодых авторов под названием «Смотр сил».

Прочитав моё творение, Коляджин сказал, что я не лишён способностей, но предстоит ещё много работы. И я стал работать: в течение полугода чуть ли не каждые две недели заново переписывал поэму и приносил её Коляджину, а он вновь заставлял переделывать. Наконец весной, решив, что мы оба совершили с поэмой всё, что могли, Коляджин понёс её Василию Васильевичу Казину, который редактировал в Гослитиздате поэзию. Казин тоже признал мои способности, но поэму как таковую отверг, сказав, что из неё можно выбрать лишь отдельные удачные места, или, как он выразился, фрагменты. И вот эти-то фрагменты, после того как я над ними ещё поработаю, наверно, можно будет включить в сборник «Смотр сил».

Всю весну и начало лета каждый день, приходя с работы, я допоздна сидел и корпел над фрагментами. И когда я вконец изнемог под грузом поправок, Казин, казавшийся мне очень строгим человеком, вдруг сказал: «Ладно, теперь можно – в набор!» Сборник «Смотр сил» ушёл в типографию. Оставалось ждать его выхода. Летом, получив отпуск, я решил поехать на Беломорканал, чтобы увидеть своими глазами то, о чём я писал стихи, пользуясь чужими газетными статьями. Когда я робко заговорил об этом в консультации Гослитиздата, меня неожиданно поддержали не только морально, но и материально. В секторе культмассовой работы нашлись деньги для этой поездки, и через несколько дней, получив триста рублей и добавив их к своим отпускным, я поехал в Медвежью Гору, где помещалось управление так называемого Белбалтлага, занимавшегося достройкой ряда сооружений канала. В кармане у меня лежала справка, в которой значилось, что Симонов К.М. – молодой поэт с производства – направляется для сбора материала о Беломорканале и что культмассовый сектор Гослитиздата просит оказать означенному поэту всяческое содействие.

На Беломорканале я пробыл месяц. Большую часть времени жил на одном из лагерных пунктов неподалёку от Медвежьей Горы. Мне было девятнадцать лет, и в том бараке, где я пристроился в каморке лагерного воспитателя (тоже, как и все остальные, заключённого), никто, конечно, не принимал меня всерьёз за писателя. Персона моя никого не интересовала и не стесняла, и поэтому люди оставались сами собой. Когда я рассказывал о себе и о том, что хочу написать поэму про Беломорканал (а я действительно хотел написать вместо прежней новую), к этому относились с юмором и сочувствием, хлопали по плечу, одобряли – «Давай пробивайся!»

Вернувшись в Москву, я написал эту новую поэму. Называлась она «Горизонт», стихи были по-прежнему неудобоваримыми, но за ними стояло уже реальное содержание – то, что я видел и знал. В консультации мне посоветовали пойти учиться в открывшийся недавно по инициативе А.М.Горького Вечерний рабочий литературный университет и даже написали рекомендацию.

В начале сентября 1934 года, сдав приёмные испытания, я нашёл свою фамилию в длинном списке принятых, вывешенном в коридорах знаменитого «Дома Герцена». В этом списке было много фамилий людей, так никогда и не ставших писателями, но и немало ныне известных в поэзии. Среди них имена Сергея Смирнова, Сергея Васильева, Михаила Матусовского, Виктора Бокова, Ольги Высотской, Яна Сашина.

Учиться первые полтора года было трудно; я продолжал работать токарем, сначала в «Межрабпомфильме», а потом на кинофабрике «Техфилъм». Жил я далеко, за Семёновской заставой, работал на Ленинградском шоссе, вечерами бежал на лекции, а по ночам продолжал писать и переписывать свою поэму о Беломорканале, которая чем дальше, тем делалась всё длиннее. Времени на сон практически не оставалось, а тут ещё выяснилось, что я гораздо меньше начитан, чем мне это казалось раньше. Пришлось, в срочном порядке, громадными порциями глотать литературу.

На втором курсе стало ясно, что делать сразу три дела – работать, учиться и писать – я больше не могу. Мне, скрепя сердце, пришлось оставить работу и перебиваться случайными заработками, потому что стипендий нам не давали, а стихов моих ещё не печатали.

Вспоминая свои молодые годы, не могу не упомянуть о моих руководителях в поэтическом семинаре Литературного института Илье Дукоре и Леониде Ивановиче Тимофееве и моих поэтических наставниках тех лет – Владимире Луговском и Павле Антокольском, сыгравших немалую роль в моей писательской судьбе. К этим людям я до сих пор испытываю огромную благодарность. В 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны мои первые стихи, а в 1938 году под названием «Павел Чёрный» наконец вышла из печати, отдельной книжкой, та самая поэма о Беломорканале, с первым вариантом которой я пять лет назад обратился в литконсультацию. Своим выходом в свет она не принесла мне радости, но – пока я её писал и переписывал – научила меня работать.

Однако не публикация стихов и не выход моей первой книжки стали для меня той ступенью, шагнув на которую я почувствовал, что становлюсь поэтом.

Это чувство точно и определённо связано у меня с одним днём и одним стихотворением.

Вскоре после того как газеты напечатали известие о гибели под Уэской в Испании командира Интернациональной бригады генерала Лукача, я вдруг узнал, что легендарный Лукач – это писатель Мате Залка, человек, которого я не раз видел и которого ещё год назад запросто встречал то в трамвае, то на улице. В тот же вечер я сел и написал стихотворение «Генерал».

В нём говорилось о судьбе Мате Залки – генерала Лукача, но внутренне с юношеской прямотой и горячностью я отвечал сам себе на вопрос – какой должна быть судьба моего поколения в наше революционное время? С кого лепить жизнь?

Да, именно так, как Мате Залка, мне хочется прожить и свою собственную жизнь. Да, именно за это мне будет не жаль отдать её!

В стихах «Генерал» хромали рифмы и попадались неуклюжие строчки, но сила чувства, которое было в моей душе, сделала их, как мне кажется, моими первыми настоящими стихами. На этом, собственно, и пора поставить точку, рассказывая о том, как ты начинал.

Свою дальнейшую биографию – профессионального литератора, принятого в 1938 году в члены Союза писателей, – я изложу лишь в самых общих чертах. Если о времени, когда ты не печатался или только начинал печататься, можешь рассказать только ты сам, то обо всём последующем в жизни писателя говорят главным образом его книги.

Поэтому всё дальнейшее в этой автобиографии будет лишь кратким комментарием к наиболее существенному – к книгам.

Осенью 1938 года, закончив Литературный институт имени А.М.Горького, я поступил учиться в аспирантуру ИФЛИ. Летом 1939 года сдал первые три экзамена кандидатского минимума. В августе того же года, по предписанию Политуправления Красной Армии, уехал на Халхин-Гол, в Монголию, в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Более к занятиям в ИФЛИ я уже не возвращался.

После Халхин-Гола, во время финской войны, закончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Академии имени Фрунзе. Но на фронт не попал – война уже кончилась.

В 1940 году я написал первую свою пьесу – «История одной любви», в конце этого же года поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола. А вслед за этим написал и вторую – «Парень из нашего города», поставленную в том же театре уже в канун войны.

С осени 1940 года по июнь 1941-го учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. Окончил их в середине июня 1941 года, получив воинское звание интенданта второго ранга.

В июне 1941 года я стал кандидатом партии. 24 июня 1941 года был призван из запаса и с предписанием Политуправления Красной Армии выехал для работы в газете «Боевое знамя» Третьей армии в район Гродно. В связи со сложившейся на фронте обстановкой до места назначения не добрался и был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда». Работал там до 20 июля 1941 года. Одновременно как нештатный корреспондент посылал военные корреспонденции в «Известия». С 20 июля 1941 года был переведён военным корреспондентом в «Красную звезду», где служил до осени 1946 года.

В июне 1942 года я был принят в члены партии.

В 1942 году мне было присвоено звание старшего батальонного комиссара. В 1943 году – звание подполковника, а после войны - полковника.

В 1942 году я был награждён орденом Красного Знамени, а в 1945 году – двумя орденами Отечественной войны первой степени, чехословацким Военным крестом и орденом Белого Льва. После войны, за участие в боях на Халхин-Голе, – монгольским орденом Сухэ-Батора.

За заслуги в области литературы награждён в 1939 году орденом «Знак Почёта», в 1965 году – орденом Ленина, в 1971 году – вторично орденом Ленина.

Большая часть моих корреспонденций, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четыре книги «От Чёрного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь» и «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах. В годы войны я написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» (1943-1944) и две книги стихов – «С тобой и без тебя» и «Война», а сразу после войны пьесу «Под каштанами Праги».

Почти весь материал – для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных – мне дала работа корреспондентом на фронте.

В связи с этим, пожалуй, стоит дать представление о том, как складывалась в годы войны география этой работы. По долгу службы я в разное время находился на следующих фронтах:

1941 год: июнь-июль – Западный фронт; август-сентябрь – Южный фронт, Приморская армия – Одесса, Особая Крымская армия – Крым, Черноморский флот; октябрь и ноябрь – Мурманское направление Карельского фронта, Северный флот; декабрь – Западный фронт.

1942 год: январь – Закавказский фронт (Новороссийск, Феодосия); январь-февраль – Западный фронт; февраль-март – Керченский полуостров; апрель-май – Мурманское направление Карельского фронта; июль-август – Брянский фронт, Западный фронт; август-сентябрь – Сталинградский фронт; ноябрь – Мурманское направление Карельского фронта; декабрь – Западный фронт.

1943 год: январь-февраль-март – Северо-Кавказский и Южный фронты; апрель – Южный фронт; май-июнь – отпуск, полученный от редакции для написания «Дней и ночей». Жил эти месяцы в Алма-Ате и вчерне написал почти всю книгу. Июль – Курская дуга; август-октябрь – несколько поездок в армии Центрального фронта. Декабрь – корреспондент «Красной звезды» на Харьковском процессе над фашистами – организаторами массовых убийств населения.

1944 год: март-апрель – Первый и Второй Украинские фронты; май – Второй Украинский фронт; июнь – Ленинградский фронт, от начала прорыва линии Маннергейма до взятия Выборга; июль-август – Первый Белорусский фронт, Люблин, Майданек; август-сентябрь – в частях Второго и Третьего Украинских фронтов в период наступления от Ясс до Бухареста, затем в Болгарии, Румынии и Югославии; октябрь – в Южной Сербии у югославских партизан. После освобождения Белграда – полёт в Италию на нашу авиационную базу в Бари.

1945 год: январь-апрель – Четвёртый Украинский фронт, Закарпатская Украина, Южная Польша, Словакия, в наших частях и частях Чехословацкого корпуса; конец апреля – Первый Украинский фронт, встреча с американцами в Торгау. Последние дни боёв за Берлин – в частях Первого Украинского и Первого Белорусского фронтов. Присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте. 10 мая был в Праге.

После войны мне пришлось, в общей сложности около трёх лет, пробыть в многочисленных зарубежных командировках. Наиболее длительными и значительными для меня были поездки, непосредственно связанные с корреспондентской и писательской работой: поездка в Японию (декабрь 1945 – апрель 1946 года); США (апрель 1946 – июнь 1946), Китай (октябрь 1949 – декабрь 1949) – большую часть этой последней поездки я совершил в качестве военного корреспондента «Правды» при 4-й Полевой Китайской армии в Южном Китае.

С 1958 по 1960 год я жил в Ташкенте, работал разъездным корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии. На эти годы приходятся многие поездки на Тянь-Шань, на Памир, в Голодную степь, в Каршинскую степь, в Кызылкумы, в Каракумы, по трассам строящихся газопроводов.

1963-1967 годы – я, тоже в качестве специального корреспондента «Правды», ездил в Монголию, на Таймыр, в Якутию, Красноярский край, Иркутскую область, на Кольский полуостров, в Казахстан, в Хабаровский край, в Приморье, на Камчатку, в Магадан, на Чукотку. В 1970 году был во Вьетнаме.

Моя общественная деятельность в послевоенные годы складывалась так: с 1946 по 1950 год и с 1954 по 1958 – главный редактор журнала «Новый мир». С 1950 по 1953 – главный редактор «Литературной газеты». С 1946 по 1959 и с 1967 года по настоящее время – секретарь Правления Союза писателей СССР. С 1946 по 1954 год – депутат Верховного Совета СССР. С 1955 по 1959 – депутат Верховного Совета РСФСР. С 1952 по 1956 год – кандидат в члены ЦК КПСС. С 1956 по 1951 – член Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Избирался делегатом XXIII, XXIV и XXV съездов КПСС. На XXV съезде КПСС был избран членом Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Па протяжении многих лет участвую в движении борцов за мир. В последние годы являюсь одним из заместителей председателя Советского Комитета защиты мира.

За период моей литературной деятельности мне было присуждено шесть Государственных премий СССР за пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Чужая тень», за книгу стихов «Друзья и враги» и повесть «Дни и ночи», а также Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых по кинематографии за фильм «Живые и мёртвые».

В 1974 году мне было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а за трилогию «Живые и мёртвые» присуждена Ленинская премия.

В 1966 году я был избран членом-корреспондентом Академии искусств Германской Демократической Республики.

В послевоенное время я продолжал работать в поэзии и драматургии, написал несколько пьес, среди которых «Русский вопрос» и «Четвёртый» считаю более удачными, чем другие. Выпустил три книги стихов – «Друзья и враги», «Стихи 1954 года» и «Вьетнам, зима семидесятого...», довольно много занимался поэтическими переводами.

Однако больше всего писал прозу. В 1950-е годы вышел в свет роман «Товарищи по оружию», повесть «Дым отечества», книга повестей «Из записок Лопатина».

С 1955 по 1970 год я работал над книгами «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето», которые теперь, после завершения работы, составили единый роман с общим заглавием – «Живые и мёртвые».

Последние по времени написанные мною повести «Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой» завершают работу над прозаическим циклом «Из записок Лопатина».

В 1977 году вышел из печати мой двухтомный дневник «Разные дни войны». Начало работы над этой книгой следует отнести к 1941 году, когда были сделаны первые из вошедших в неё записей.

Вскоре после выхода этого двухтомника военных дневников вышла моя другая дневниковая книга – «Япония-46», почти примыкающая к нему по времени действия.

Несколько последних лет помимо чисто литературной работы я занимался ещё и кино- и теледокументалистикой. При моём участии были сделаны кинофильмы «Если дорог тебе твой дом...», «Гренада, Гренада, Гренада моя...», «Чужого горя не бывает», «Шёл солдат...», «Маяковский делает выставку» и телевизионные фильмы «Солдатские мемуары», «Александр Твардовский», «Какая интересная личность».

Статья рассказывает о краткой биографии Константина Симонова - известного советского журналиста и писателя, который прославился прежде всего своими произведениями о Великой отечественной войне.

Биография Симонова: первые годы
Константин Михайлович Симонов родился в 1915 г. в Петрограде. Воспитывался отчимом профессиональным военным. Жизнь семьи была строго подчинена армейскому распорядку. Благодаря этому Симонов приобрел дисциплинированность и навсегда сохранил в душе глубокое уважение к профессии военного. Будущий писатель начинал трудовую жизнь в качестве простого рабочего, стал токарем. С 1931 г. Симонов с семьей живет в Москве, где работает на заводе. В это время он начинает писать стихи, которые появляются в печати с 1934 г. Первая поэма Симонова, "Павел Черный", воспевала героизм участников социалистического строительства.
Симонов заканчивает Литературный институт и хочет продолжать обучение, но в 1939 г. его отправляют в Монголию в качестве военного корреспондента. Эта профессия стала главной для писателя на протяжении Великой Отечественной войны. Освещая события на Халхин-Голе, Симонов в стихах с сочувствием отзывается о неприятеле, отмечает героизм японцев.
Перед войной Симонов издал несколько сборников стихотворений, начал работу драматургом. Тогда же он стал членом Союза писателей.

Биография Симонова в годы войны
Писатель на протяжении войны занимается титаническим трудом, совмещая работу корреспондента на самых напряженных участках фронтов с литературной деятельностью. Симонов стремится попасть в наиболее опасные места боевых действий. Его хроника военных лет стала основой для многих выдающихся произведений ("Русские люди", "Дни и ночи" и многие другие).
Особое место в литературной деятельности Симонова занимает стихотворение "Жди меня". Оно было настолько популярно, что газетные вырезки с текстом стихотворения находили в нагрудных карманах у погибших солдат. Его носили с собой у сердца, как великую святыню. Стихотворение заучивали наизусть. Оно стало олицетворением надежды и веры миллионов советских воинов.
Стихотворения Симонова, посвященные войне и написанные непосредственным ее свидетелем, пользуются большой любовью среди советских воинов. Писатель общается с героями и рядовыми участниками войны, берет многочисленные интервью. Его произведениям несвойственна примитивная агитация, они отражают суровую правду войны, чем находят дорогу к сердцам многих читателей. Симонов открыто излагает взгляды солдат на причины военных неудач, их горечь от поражений первых лет. Писателю принадлежит заслуга в описании взятия недавно оставленных фашистами территорий. В этих наблюдениях автора поражает неприкрытая боль от вида страданий и несчастий порабощенного населения.
Писатель прошел через все фронты войны, принимал участие во взятии Берлина. Симонов был свидетелем подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии.
Биография Симонова после войны
После войны писатель совершил большое количество зарубежных поездок, сопровождающихся выступлениями и лекциями. Он безусловно всецело разделял советскую идеологию, но искал путь к налаживанию нормальных отношений с западным миром.
В 1952 г. Симонов издал роман "Товарищи по оружию". В последующие годы работал над трилогией "Живые и мертвые". Симонов был автором сценария нескольких фильмов, получивших широкое признание и популярность. Одновременно писатель занимался широкой общественной деятельностью, являлся главным редактором ряда крупнейших советских изданий.
Писатель был ярко выраженным сталинистом, однако после развенчания Хрущевым культа личности несколько отошел от своих прежних непримиримых позиций. Это нашло отражение в произведениях Симонова, где ярче стали указываться ошибки руководства в области проведения военных операций.
Симонов скончался в 1979 г. Согласно собственному завещанию писателя, его кремировали и останки развеяли над наиболее дорогими для Симонова участками боевых действий.

Вроде и просто, и почти обыденно, только почему-то слезы наворачиваются на глазах

В этой истории практически нет юмора, и она никак не уместится в обычные интернетовские 2-3 абзаца. Но, поверьте, дело того стоит. Тем более, что история - фактически эксклюзив, звучала несколько раз в тесном кругу, без выноса наружу. Теперь, похоже, настало время для большего охвата, как раз под День Победы.

В 70-е годы наша семья жила в Ростове-на-Дону по адресу: Крепостной переулок, дом 141, кв. 48. Обычная кирпичная пятиэтажка в центре города, через дорогу наискосок от бассейна "Бриз", если кому интересно точное местоположение.

Там и сейчас кто-то живёт, в нашей двухкомнатной хрущёвке. Равно как и этажом выше, в 51-й квартире, в однокомнатной. А вот во времена моего детства в квартире номер 51 жила бабушка Соня, тихая улыбчивая старушка. Я помню её плохо, можно сказать, вообще не помню ничего, кроме того, что у неё всегда был в прихожей мягкий полиэтиленовый пакет с карамельками, которыми она угощала меня, прибегавшего за солью или ещё по каким хозяйственным поручениям.

Моя мама и Софья Давидовна нередко беседовали, соседи в ту пору были гораздо ближе друг к другу, поэтому и отношения были более открытыми.

Прошло много лет, мы давно переехали, и как-то раз мама рассказала мне потрясающую историю. Ей, конечно, это стало известно от соседки, так что сейчас это получается - "из третьих рук", уж извините, если где-то ошибусь. Передаю, как услышал.

Софья Давидовна в молодости училась в Москве, проходила практику в каком-то издании, а когда началась война - стала стенографисткой-машинисткой в редакции газеты "Красная Звезда". Их там было несколько молодых девчонок, и работали они в основном на грандов советской журналистики - тем летом сорок первого Соне достался Константин Михайлович Симонов, именно его тексты она и перепечатывала большую часть времени.

А время было тяжёлое. Немцы подступали к Москве, ежедневные авианалёты, редакция перебралась куда-то в пригород столицы, фактически готовится эвакуация. И вдруг посреди всего этого кошмара объявляют: "В Москве концерт! В филармонии! Есть пригласительные билеты для газеты, кто желает поехать?"

Желали поехать все. Нашли какой-то то ли автобус, то ли полуторку, набился полный кузов почитателей музыки, в том числе и Софья, и Симонов. На дворе то ли конец лета, то ли начало осени, доехали без приключений.

А там красота - дамы в модных платьях, офицеры в парадном обмундировании, немногочисленные штатские тоже нашли во что приодеться. Наши девчонки смотрят во все глаза, масса известных людей, да что ты! На сцене - оркестр... тут воспоминания размываются, вроде мама неуверенно припоминает, что речь шла о премьере симфонии Шостаковича. Но в целом атмосферу чувствуете, да? Кусочек счастливой мирной жизни.

В середине первого акта начинают выть сирены противовоздушной обороны. Оркестр прекращает играть, выходит распорядитель и говорит: "Товарищи, у нас неожиданный перерыв, кто хочет, может спуститься в фойе, там бомбоубежище, это будет безопаснее." Зал сидит молча, ни один человек не поднимается со своего места. "Товарищи, я вас прошу - спуститесь в бомбоубежище!" В ответ тишина, даже стулья не скрипят. Распорядитель постоял, постоял, развёл руками и ушёл со сцены. Оркестр продолжил играть до окончания первого акта.

Отгремели аплодисменты, и только потом все спустились в фойе, где и переждали тревогу. Соня, конечно же, приглядывает за "своим" Симоновым, как он там да с кем. О его романе с Валентиной Серовой все знали, и надо же тому случиться - на этом концерте они практически случайно встретились.

Серова была с какими-то военными, Симонов схватил отчаянно отбрыкивающуюся Софку, подошёл вместе с ней к актрисе и представил их друг другу. Это, конечно, был, скорее, повод для начала разговора, но юной стенографистке и этого хватило - ещё бы, сама Серова, звезда экрана!..

Потом Симонов и Серова отошли в сторону и там, за колоннами, долго о чём-то разговаривали. Разговор шёл на несколько повышенных тонах, все вокруг деликатно как бы не замечали происходящего. Симонов о чём-то спрашивал Серову, та мотала головой, он настаивал на ответе, но в результате добился лишь того, что Валентина Васильевна развернулась и оставила Симонова одного у этих колонн.

Тут объявляют о начале второго акта, все возвращаются в зал, взмах дирижерской палочки, и вновь гремит музыка. Время пролетает незаметно и вот уже практически ночью грузовичок едет обратно, в кузове трясутся зрители, моросит мелкий дождь. Софья украдкой посматривает на Симонова, тот сидит молча, курит папиросы, одну за другой...

Доезжают до расположения, все расходятся спать, полные впечатлений.

Глубокой ночью, часа в три, наша героиня просыпается от того, что её будит посыльный: "Софка, вставай, тебя срочно требует!" Она спросонья, наскоро одевшись, прибегает в дом, где жил Симонов. Константин Михайлович стоит у тёмного окна, смотрит вдаль. "Софья, садитесь за машинку" - и начинает диктовать:

"Жди меня, и я вернусь, только очень жди,
Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут, жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера..."

И Софка стучит по клавишам и плачет. И слёзы капают на первый печатный экземпляр знаменитого стихотворения.

Долго думал, писать ли этот пост. Ведь никаких письменных свидетельств нет. Софья Давидовна Юкельсон умерла в конце восьмидесятых, других похожих воспоминаний найти не удалось, Яндекс об этом тоже ничего не знает.

В каких-то архивах наверняка найдутся факты, подтверждающие или опровергающие этот рассказ. Но мне он кажется достойным для сохранения в нашей памяти - маленький кусочек истории большой страны.

Такие дела. (не мое)

О Константине Михайловиче Симонове можно сказать, что это был советский человек-легенда, поэт и писатель, журналист, сценарист и общественный деятель, труды которого оценены по достоинству не одним поколением. Биография Константина Симонова очень насыщенная и рассказывает об огромном литературном таланте, который ковался под пулями и разрывными снарядами Второй мировой.

Константин Симонов. Краткая биография

Настоящее имя писателя - Кирилл, он появился на свет 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Отца писатель не знал, тот без вести пропал в Первую мировую.

Когда мальчику было четыре года, они вместе с мамой переехали в Рязань, где у него появился отчим, А. Г. Иванишев, - бывший белогвардеец, полковник, который после революции преподавал тактику ведения боя в военных училищах, а затем стал командиром РККА.

Биография Константина Симонова дальше рассказывает о том, что его жизнь в дальнейшем прошла в военных гарнизонах и командирских общежитиях. По окончании семилетней школы он учился в фабрично-заводском училище. После стал работать в Саратове токарем, а потом, в 1931 году, его семья перебралась в Москву. Спустя несколько лет он поступил на обучение в им. Горького. В студенческие годы напишет немало художественных произведений и стихов Константин Симонов. Краткая биография дальше указывает на то, что по окончании института, в 1936 году, он начинает печататься в литературных журналах «Октябрь» и «Молодая гвардия». И в этом же году его принимают в Союз писателей СССР.

Служба военного корреспондента

Потом он учится в аспирантуре ИФЛИ и издает поэму «Павел Черный». Свое имя Кирилл он поменяет на псевдоним Константин по причине невыговаривания им буквы «р».

Биография Константина Симонова содержит факт того, что в 1939 году его отправили военным корреспондентом на Халхин-Гол, после чего в свой институт он уже не вернется. В это время начинает расти его популярность.

В 1940 году он написал пьесу «История одной любви», за ней в 1941 году создал пьесу «Парень из нашего города». Затем поступил в Военно-политическую академию им. Ленина и в 1941 году выпустился в военном звании интенданта второго ранга.

Война

В самом начале ВОВ был призван в армию, работал в издательстве «Боевой знамя», но почти сразу уехал специальным корреспондентом «Красной звезды» в осажденную Одессу. Биография Константина Симонова в эти годы весьма насыщенна.

Звание старшего батальонного комиссара он получил в 1942 году, в 1943-м ему присвоили звание подполковника, а после войны он получил звание полковника. В эти годы он написал такие свои известные произведения, как «Жди меня», «Русские люди», «Дни и ночи», сборники стихов «Война» и «С тобой и без тебя».

Константин Симонов в качестве военного корреспондента побывал в Югославии, Румынии, Польше и Германии. Он стал свидетелем последних дней сражений за Берлин.

Все эти события были описаны в многочисленных сборниках очерков: «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии» и т. д.

Послевоенное творчество

По окончании войны биография Симонова Константина Михайловича указывает на то, что на протяжении трех лет он работал в должности редактора журнала «Новый мир» и был в частых командировках в Китае, США и Японии. Потом, с 1958 по 1960 год, он работал в издании «Правда» среднеазиатских республик.

Известными его произведениями того времени стали романы «Товарищи по оружию», «Последнее лето», «Солдатами не рождаются». По ним было поставлено много художественных картин.

После смерти Сталина К. Симонов пишет о нем несколько статей, за это попадает в опалу к Хрущеву. Его срочно убирают с должности главного редактора «Литературной газеты».

Писатель скончался в Москве 28 августа 1979 года. Биография Симонова Константина Михайловича на этом прерывается. Согласно завещанию писателя, его прах был развеян под Могилевом, над Буйничским полем. В этом процессе участвовали вдова писателя Лариса Жадова, его дети, фронтовые друзья и ветераны. Это место было дорого ему тем, что в 1941 году он стал свидетелем жестоких сражений и того, как советские войска подбили 39 фашистских танков. Эти события он описывает в романе «Живые и мертвые» и в дневнике «Разные дни войны».

Сегодня установлен огромный камень на окраине поля с памятной доской «К. М. Симонов». У него было множество наград и званий. Ведь это был поистине великий русский человек.

Константин Симонов: биография, личная жизнь

Его первой женой стала Наталья Викторовна Гинзбург, которая с отличием закончила Литературный институт им. Горького и работала литературным критиком, а потом заведовала редакцией «Профиздат». Писатель посвятил ей свою замечательную поэму «Пять страниц» (1938 г.).

Второй его женой стала Евгения Самойловна Ласкина, работавшая литературным редактором и заведовавшая отделом поэзии в издательстве «Москва». Благодаря ей в 60-х годах был опубликован роман «Мастер и Маргарита» Булгакова. В 1939 году она родила ему сына Алексея.

Серова

В 1940 году Константин Симонов влюбляется в актрису Валентину Серову - жену погибшего комбрига Анатолия Серова (Героя Испании) и расстается с Ласкиной.

В теме: «Константин Симонов: биография и творчество» нельзя не отметить тот факт, что любовь всегда являлась главным вдохновением для него. В это время он пишет свое известное произведение «Жди меня», а потом выходит фильм с одноименным названием, где главную роль сыграла Валентина Серова. Они прожили вместе 15 лет, в 1950 году у них родилась дочь Мария.

В 1940 он создает свое известное произведение «Парень из нашего города». Его жена стала прототипом главной героини Вари, а Анатолием Серовым был Луконин. Но актриса не захотела участвовать в спектакле, так как еще переживала потерю мужа.

В 1942 году появился сборник стихотворений «С тобой и без тебя», который был посвящен Валентине Васильевне Серовой. Эту книгу достать было совершенно невозможно, поэтому ее переписывали вручную и учили наизусть. В те годы ни один поэт не имел столь оглушительного успеха, как Константин Симонов, особенно после выпуска этого сборника.

Они поженились в 1943 году, у них дома собиралось огромное количество гостей. Всю войну Валентина Васильевна прошла вместе с мужем в составе концертных бригад. В 1946 году Симонов по поручению правительства едет во Францию, чтобы вернуть на родину писателей-эмигрантов И. Бунина, Н. Тэффи, Б. Зайцева и берет свою жену.

Жадова

Но история их любви не имела счастливого конца.

Последней супругой писателя в 1957 году стала дочь Героя Советского Союза генерала А. С. Жадова - Лариса Алексеевна, вдова умершего фронтового друга Симонова С. П. Гудзенко. Она была известным искусствоведом. Симонов удочерил ее дочь от первого брака Екатерину, потом у них родилась дочь Александра.