» » Существуют ли сейчас каннибалы. Каннибализм в Африке

Существуют ли сейчас каннибалы. Каннибализм в Африке

Два месяца назад Верховный суд Якутии осудил на 12 лет колонии строгого режима жителя Саратовской области Алексея ГОРУЛЕНКО, который вместе с товарищем Андреем КУРОЧКИНЫМ отправился порыбачить на Амур и заблудился. После четырех месяцев скитаний по тайге Горуленко нашли. А вскоре обнаружили и его приятеля - точнее, то, что от него осталось. Тело Курочкина было изрублено топором. Выяснилось, что товарищ избил несчастного и бросил умирать на морозе. А потом расчленил и съел друга, поджарив на костре.

Рыболова-каннибала Алексея Горуленко наказали за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. В людоедстве его не обвинили - в российском Уголовном кодексе нет статьи об этом. К счастью, ужасающие истории с такими вот вынужденными каннибалами крайне редки - люди идут на это от отчаяния, не имея иной возможности выжить. Да и безумные маньяки, желающие сжевать, что не следует, в наше время представлены в единичных экземплярах.

Но это если говорить об относительно цивилизованном мире: есть себе подобных - вы только представьте - бррр... Но на райских островах Полинезии, Индонезии, в Папуа - Новой Гвинее, Австралии, дебрях Африки, Бразилии людоеды до сих пор не обходятся без любимых «деликатесов». А уж если копнуть в прошлое, становится очевидно: явление это составляет жирный историко-культурологический пласт мировой цивилизации. Следы каннибализма можно обнаружить в мифах, преданиях и верованиях многих стран. Специалисты уверяют, людоедство - своеобразная болезнь роста: на разных стадиях развития ею неминуемо должны переболеть все народы.

Несчастные люди-дикари

Замутили воду еще неандертальцы - ввиду нехватки растительной и животной пищи они приноровились пожирать старых, маленьких и слабосильных представителей своих немногочисленных коллективов - тех, от которых в хозяйстве не было никакого проку. Однако с развитием родоплеменных отношений ритуал добычи обеда из человечины усложнился и оброс условностями: наши пращуры справедливо рассудили, что людей, живущих одной группой, убивать негоже, и переключились на чужаков. Первые войны были за еду - проигравших с почетом отправляли на шашлык.

Моряк-европеец, попавший в 1554 году в плен к индейцам племени тупинамба, был впечатлен обрядом поедания пленных. Сумев каким-то макаром выбраться целым и невредимым, путешественник еще долго вспоминал дикарский обычай. Связанных по рукам и ногам невольников сначала отдали на растерзание женщинам и детям, которые отколошматили их, чем могли. Потом из группы выделили самого крупного, а остальных оставили про запас. «Счастливчика» украсили перьями, после чего индейцы прошлись перед ним в ритуальных плясках.
Подготовка к торжественному обеду продолжалась несколько месяцев. Пленного сладко кормили, методично доводя до нужной кондиции. Ему позволяли перемещаться по деревне, сажали за один стол с местными и даже разрешали совокупляться с туземками. В день, когда привыкшему к плотским удовольствиям пленнику предстояло стать главным кушаньем, в знак благодарности за «теплый» прием он завещал филейные части своего тела особо полюбившимся ему гражданам.

«Ритуальное блюдо» подвели к полыхающему на площади костру. Удар дубинкой по голове - и стряпухи подключаются к разделке тела. В задний проход убитому вставляют пробку - дабы в процессе готовки не вывалился ни один витамин. Под одобрительные крики сородичей освежеванную тушу торжественно отправляют на огонь и, когда тело подрумянивается, от него отделяют конечности, которые с криками радости подхватывают женщины и несут по всей деревне. Всех присутствующих приглашают к трапезе, и начинается самый смак.
Приведенный выше ритуал вполне вписывается в рамки тогдашних представлений о милосердии и гуманном отношении к пленным. Североамериканские индейцы подобных церемоний не разводили - по их убеждению, чем больше жертва мучается, тем сочнее и мясистее получится из нее жаркое. Наибольшей кровожадностью отличались гуроны и ирокезы, которые вырывали из груди пленников сердца и тут же, сырыми, съедали.
Другим «развлечением» садистов было заставить жертву бегать по горящим головешкам. Жертве ломали кости рук, ее связывали и долго томили на угольках, поливая водой, стараясь привести в чувство, - считалось, чем дольше человек на огне остается живым, тем его плоть лучше пропечется.

Пляски на костях

Зачем люди кушают себе подобных? Тут как посмотреть. Едят, когда и вправду больше нечем набить желудок, - в бразильских чащобах для женщин и детей, обделенных протеинами, хорошо прожаренная котлета из человечинки была отличной витаминной добавкой к рациону из крысятины и отбросов. Та же история в Африке, где часто вспыхивает голод.
Но более вероятным мотивом всегда оставалась ярость по отношению к противнику и желание изничтожить его буквально до последней косточки. Дикие люди верили, что при съедении дух убитого переходит к победителю, наделяя его силой и храбростью.

Впрочем, не надо думать, что обед добывался исключительно насильственным путем: дикие люди - они же не звери. Неплохие «продовольственные наборы» получались из скончавшихся естественной смертью. Существовало множество рецептов ритуальных блюд, которые безутешные родственники готовили из дорогих их сердцам покойников. Латиноамериканцы любили погрызть обуглившиеся кости, как чипсы, или обсасывали мелко порубленные кусочки поджаренного на костре покойника. В африканских племенах измельченный пепел добавляли в напитки. Любители изысков зарывали соплеменников в землю, где мясо немного подвяливалось, после чего «еду» извлекали, наслаждаясь срубающим с ног ароматом и тающими во рту кусочками.

Конголезские племена батетела, давшие миру всемирно известного Патриса Лумумбу, поедали стариков, едва те обнаруживали признаки немощи, тем самым избавляя их от печальных мыслей и долгих болезней. Вкушая дряхлеющее тело, верили, что вбирают в себя мудрость предков, тем самым обеспечивая преемственность поколений.
Аналогично поступали и соседи - жители племени кракето коптили мертвецов на медленном огне до полного обезвоживания трупа. После этого мумию помещали в гамак и подвешивали к потолку в доме усопшего. Через несколько лет останки сжигали, а то, что осталось, перемалывали, смешивали с брагой из кукурузы и пили, поминая усопшего добрым словом.

Кстати
По мнению биохимиков и диетологов, человеческое мясо - самый подходящий для наших организмов продукт. Легко переваривается, содержит полезные витамины и аминокислоты, не аллергично.

Бокасса имел зуб на Брежнева

Президент Центрально-Африканской Республики (ЦАР) Жан-Бедель Бокасса прославился на весь мир пристрастием к поеданию политических противников. Личный повар не скрывал, что подавал на обед шефу лидеров оппозиции в майонезе. Без человеческого мяса Бокасса вообще не мог жить и, выезжая за рубеж, брал с собой консервы с «деликатесом». В 1970-м «любитель жареного» побывал с визитом в СССР - по традиции его приветствовали пионеры с цветами, которых он отечески чмокал в щечки. Полобызался людоед и с Леонидом Ильичом Брежневым. Вообще обычай целоваться при встрече очень понравилась Бокассе - он говорил, что это позволяет почувствовать вкус кожи. Вернувшись, экстравагантный правитель перечмокал всех министров, вгоняя несчастных в ступор. И еще долго вспоминал встречу с советским лидером, называл его упитанным и загадочно улыбался.

Японцы срезали мясо с живых людей

Во время Второй мировой войны солдаты японской армии занимались людоедством - но, в отличие от измученных жителей блокадного Ленинграда, делали это не от голода, а забавы ради. Жертвами становились военнопленные, которых убивали, после чего раздевали донага и поедали. Кисти рук и ступни ног обычно не трогали - из-за костлявости. Некоторым срезали мясо с рук и ног, когда те еще были живы. Истерзанных людей кидали в «колодцы смерти».

Из супа торчали уши

В начале этого года в одном из нигерийских штатов в Африке закрыли ресторан, который кормил посетителей человечиной. Меню было насыщенным и разнообразным, но его ингредиенты не афишировались. Пока в заведение не явился местный пастор. Возмутившись слишком большим счетом, он потребовал объяснений. И выяснил, что его покормили блюдами из человеческого мяса. Полиция задержала хозяина и сотрудников заведения. При обыске были обнаружены две головы, завернутые в полиэтилен, и пара автоматов Калашникова.

Секс-аппетит

Каннибалы-извращенцы - есть, оказывается, и такие, когда совсем «ужас-ужас», - получают сексуальное удовольствие от поедания жертвы. Как-то француз Жиль Гарнье задушил молодую девушку, после чего принес кусок еще теплой плоти домой и предложил жене. Та, покушав, необыкновенно разгорячилась. Взаимный оргазм был невероятен.
Смотритель богадельни в Праге по фамилии Тирш отваривал человеческое мясо, поедал его, а потом всю ночь слонялся по старухам. А винодел Антуан Леже предпочитал карпаччо из человечины, которое запивал свежей кровью, перед тем как отправиться на свидание.
К слову, последователи серийного убийцы-каннибала Николая Джумагалиева на полном серьезе убеждали всех на суде, что мясо жриц любви вкуснее мяса обычной женщины, так как оно пропитано спермой, придающей ему нежность и сочность.

Отдался на съедение

В марте 2001 года житель немецкого города Ротенбург - 41-летний системщик Армин Майвес разместил в Интернете объявление о поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающего умереть и быть съеденным. На столь странное предложение откликнулся его коллега Бернд Брандес. Молодые люди договорились о встрече. Брандес был убит и частично съеден Майвесом. Злодея приговорили к восьми с половиной годам тюрьмы, обвинив в непредумышленном убийстве. Но позже дело пересмотрели, и Майвес получил пожизненное заключение.

Схомячить и не поперхнуться

Поеданием себе подобных грешат и братья наши меньшие. Эта слабость установлена более чем у 1300 видов животных.
* Самка скорпиона пожирает своих детенышей при их рождении либо тогда, когда личинки вскарабкиваются к ней на спину. Скорпионша клешнями снимает их оттуда и в течение нескольких часов, смакуя, уминает крошек.
* Паучихи каракурты и богомольши сжирают самцов после спаривания. Муравьи заглатывают павших собратьев, предотвращая их разложение и заражение муравейника.
* Большинство рыб не отличают молодых особей своего вида от другой добычи и часто заглатывают их.

* Среди млекопитающих каннибализм известен у грызунов, собак, медведей, львов, шимпанзе, бабуинов и некоторых других. Самка хомяка начинает закусывать отпрысками сразу после их рождения и прекращает тогда, когда они уже могут есть сами. Происходит это из-за сильного истощения организма и острого недостатка белков и минеральных веществ после родов.

Мальчики кровавые в глазах

Говорят, кто раз попробовал человечину, никогда не забудет ее неповторимый сладковатый вкус. Кто-то сравнивает его с бараниной, другим людская плоть напоминает свинину, а иной ловит в ней банановые ноты.

Несколько лет назад мир шокировали фотографии, сделанные в Китае, на которых запечатлен процесс разделки человеческого эмбриона. Рассказывали о заведениях общепита, где посетителей - жуть жуткая - кормят супом из зародышей. В ход идут главным образом эмбрионы женского пола, добытые у нежелающих иметь «лишнюю» девочку беременных тетечек. «Мальчишки» попадаются реже и стоят дороже.
Писали, что продажей утробных плодов промышляют частные больницы, проводящие аборты, а государственные клиники и вовсе раздают их бесплатно. В Поднебесной считают, что в эмбрионах есть вещества, способные продлить жизнь съевшему его человеку. Не меньшим спросом пользуются «дозревшие» младенцы, которых убивают уколом спирта в голову, а также плацента, которую можно купить за $10. И хотя выяснилось, что представленный на снимках кошмар - злобная шутка фотографа Чжу Юю, стащившего эмбрион из медучилища, поражает обилие деталей, описывающих этот деликатный процесс. Мутное дело эта китайская медицина...

В диких племенах даже сегодня находится небезопасно. И не по тому, что туземцы не признают более развитую половину человечества, а по той причине, что незваный гость может запросто стать изысканным ужином. От южных морей до Ванкувера, от Вест-Индии до Ист-Индии, в Полинезии, Меланезии, Австралии и Новой Зеландии, Северной, Восточной, Западной и Центральной Африке, на всей территории Южной Америки – каннибализм явление довольно распространенное.

Одним из таких племен-каннибалов и сегодня является мамбила, хотя, согласно общепринятому закону, подобные «пиршества» строго караются. Племя проживает небольшой группой в Нигерии, это Западная Африка. Первые сообщения о массовых поеданиях людей стали поступать от членов благотворительных миссий еще в середине 20 века. Ведь тогда каннибализм был строго обязателен для всего населения, от мала до велика. Согласно поверью, тела врагов поедались прямо на месте боя. Мясо отрезалось большим ножом. Считалось, что сила врага перейдет к победителям вместе с его плотью. «До последнего времени все мамбилы поголовно были каннибалами и могли бы оставаться таковыми, если бы только не страх перед властями. Они обычно съедали мясо убитых на войне врагов, а к таковым относились и жители соседней деревни, с которыми они заключали браки во время мира. Таким образом, вполне мог произойти такой случай, когда воин пожирал труп своего родственника. Были случаи, когда во время стычки между двумя деревнями мамбилы убивали и съедали братьев своих жён. Однако они никогда не ели своего тестя, т.к. это, по их мнению, могло вызвать серьёзное заболевание или даже преждевременную смерть. В каннибализме мамбилов религиозные представления не играли особой роли. Когда их об этом спрашивали, то туземцы просто отвечали, что едят человеческую плоть, потому что она – мясо. Когда они убивали врага, то разрезали на куски его тело и съедали обычно в сыром виде без всяких формальностей. Отдельные куски они приносили домой для стариков, которые тоже лакомились ими из-за своей неуёмной страсти к такому продукту. Они съедали даже внутренности человека, которые перед этим извлекали, мыли и варили. Черепа врагов, как правило, сохранялись. И, когда молодые люди впервые отправлялись на войну, их заставляли пить либо пиво, либо особое снадобье из черепа, чтобы вселить в них больше мужества. Женщинам, однако, не позволялось есть человеческую плоть, как женатым мужчинам запрещалось питаться мясом женщин, убитых во время налёта на деревню. Но неженатые старики могли есть женское мясо сколько душе угодно», - писал в своей первой книге антрополог К.К. Мик. Подобных традиций придерживалось и племя ангу, которое обитало в горных районах на юго-западе Новой Гвинеи. Это племя и сегодня считается одним из самых воинственных и кровожадных. Но в пищу шли не только убитые враги. Нередко на стол попадали и родители, которые поедались до того, как впадут в старческое слабоумие или потеряют память. Для ритуального убийства приглашали мужчину из другой семьи. За определенную плату он убивал старика. Нередко ритуал убийства сопровождался групповым гомосексуальным изнасилованием мальчика, не достигшего 14 лет. После этого тело омывалось и поедалось. Все, кроме головы. Перед нею проводились магические ритуалы, молились, с ней советовались и ее просили о помощи и защите. В Новой Гвинее человеческую плоть обычно варили, но гораздо реже встречался обычай тушить её. Пенис, считавшийся особо почитаемой пищей, рассекался пополам и поджаривался на раскалённых углях. Лучшими частями тела, настоящими "деликатесами", там называли язык, руки, ступни ног и грудные железы. Мозг, извлечённый из "большой дыры" в сваренной голове, разрезался на кусочки, которые были самым лакомым угощением. Кишки и прочие внутренности тоже съедались, как яичники и женские наружные половые органы, к тому же очень многие члены племени предпочитали есть такое мясо сырым. Не лучший прием ожидал и незваных гостей. Если в деревню доставлялись одновременно два пленника, в этих племенах убивали сразу одного из них на глазах другого и зажаривали, чтобы вторая жертва видела жуткую предсмертную агонию соплеменника. Другим проявлением утончённого варварства были заострённые щепки, которые втыкали в тело жертвы, а затем поджигали.
Несколько более гуманными считаются племена бачесу (Уганда), тукано, кобене, жумано (Амазония). Они поедают только трупы умерших родственников. Причем это – знак истинного уважения к почившему. К трапезе приступают примерно через месяц. Тогда полуразложившийся труп кладут в огромный металлический чан и варят до тех пор, пока весь этот «суповой набор» не начнет жутко вонять. Да, труп варится без воды, поэтому к моменту «готовки» в чане остаются одни угольки. Позже, угли растирают в порошок и используют в виде специй, а так же как одно из составляющих «напитка мужества». Его должны пить все воины племени. Утверждают, что это помогает им быть более мужественными и мудрыми. Впрочем, охота за «белым мясом» продолжается и сегодня. Естественно, теперь это носит больше скрытый характер, и никто из современных каннибалов о своих вкусовых пристрастиях не станет кричать. Однако все знают, что такие дикие привычки неискоренимы, ведь человечина - своего рода особый наркотик.

История Центральноафриканской Республики не менее печальная, чем её настоящее, - это та самая страна, где правил настоящий людоед - Жан Бокасса, объявивший себя в этой бывшей колонии Франции ни много ни мало императором всей Африки. Любимой шуткой диктатора было пригласить на торжественный обед какого-нибудь посла европейской страны, а затем - как бы между делом - небрежно поинтересоваться:

Ну и как вам рёбрышки бывшего министра торговли? Кажется, что покойный и при жизни был немного жестковат?

А потом наблюдать, как цивилизованный европеец медленно сходит с ума, пытаясь подавить приступы рвоты - все знали, что Бокасса не шутил и его холодильник действительно был забит свежей человечиной...

Но Бокасса появился в этой стране вовсе не сам по себе.

Африканский Наполеон

Когда в эту часть Африки пришли французские колонизаторы, их встретили как настоящих спасителей - в течение многих лет местные племена гбайя отбивались от мусульманских работорговцев из Судана, открывших бесперебойный канал поставки тогдашнего "чёрного золота" на рынки Османской империи.

Французы, основавшие здесь колонию с красивым названием Убанги-Шари, разогнали суданских рейдеров, но затем и сами стали регулярно жечь деревни местных племён, никак не желавших оставлять скотоводство и становиться шахтёрами в местных рудниках - как выяснилось, главной ценностью Африки были вовсе не люди, а полезные ископаемые.

Восстания в Убанги-Шари вспыхивали с пугающей регулярностью, и когда в Париже подсчитали баланс, то решили, что все прибыли от прямого владения африканскими колониями никак не окупают тех колоссальных затрат на превращение выжженной солнцем саванны с дикарями в обычную французскую провинцию. В итоге Париж в августе 1960 года без особых сомнений и сожалений избавился от колонии Убанги-Шари, переведя "независимую Центральноафриканскую Республику" (ЦАР) на режим "доверительного управления" - проще говоря, у власти остаётся тот местный вождь, кто больше всех платит французам.

Именно таким и был бравый французский старший сержант Жан-Бедель Бокасса, который благодаря своему двоюродному брату Давиду Дако, первому президенту ЦАР, стал в независимой республике полковником и начштаба армии.

Правление Дако продолжалось шесть лет, после чего Бокасса, свергнув братца, сам объявил себя не просто президентом, а новым императором.

Лучшие европейские фирмы мастерили корону, украшенную двумя тысячами бриллиантов, - на её создание ушла четверть годового экспортного дохода страны. Также был изготовлен золотой трон в форме сидящего орла весом в две тонны.

Было закуплено более 100 лимузинов для иностранных гостей и 130 белых арабских скакунов для личной гвардии Бокассы. Церемониал во многих деталях копировал коронацию Наполеона I, которого новоявленный император считал образцом для подражания.

Правил Бокасса 13 лет, ввергнув страну в такую тотальную разруху и нищету, по сравнению с которыми времена колониального гнёта казались "золотым веком". Словно издеваясь над подданными, в 1970 году Бокасса принял ислам и даже короновал себя как "халиф Салах-эд-дин Ахмед" - хотя в те времена количество мусульман в стране не превышало и 10 процентов.

Впрочем, показная религиозность ничуть не мешала Бокассе устраивать банкеты со стейками из человечины - всё строго по языческим обычаям африканцев.

халифа-императора" Париж махнул рукой: дескать, у всех халифов свои причуды).

Кстати, привечали Бокассу не только в Париже, но и в СССР, где он с успехом исполнял роль "борца против колониализма". Бывший главный кремлёвский врач Евгений Чазов вспоминал, что, когда Бокасса в 1970 году проходил лечение в Москве, он полюбил русскую еду и попросил откомандировать с ним советского повара. Как-то повар обнаружил на президентской кухне в холодильнике человеческое мясо и в ужасе бежал в посольство.

халиф" решил отдать месторождения урана не французам, а ливийскому диктатору Каддафи, в Париже тут же объявили о начале процесса "демократических преобразований". В столицу ЦАР - город Банги - на ударных вертолётах прибыла группа опытных "демократизаторов" из Иностранного легиона, которые за один день свергли новоявленного "халифа" и вернули в президентское кресло Давида Дако, которого его братец-людоед почему-то так и не решился пустить на колбасу.

Наследники Бокассы

После этого в ЦАР установились относительная стабильность и спокойствие - французские компании выкачивали из страны нефть, уран и алмазы, а африканские вожди и царьки малой кровью свергали друг друга, претендуя на золотой трон в Банги. Но уже на рубеже тысячелетий в стране вспыхнула небольшая гражданская война.

Всё началось с того, что в 1993 году к власти после серии переворотов пришёл некто Анж-Феликс Патассе - бывший премьер-министр в правительстве Бокассы, который объявил о начале демократизации страны.

Патассе при полном благословении Франции правил страной более семи лет, пока в 2001 году против президента не поднял мятеж сам начальник Генштаба вооружённых сил Центральноафриканской Республики генерал Франсуа Янгувонда Бозизе.

Момент был выбран как нельзя кстати: как раз в это время французский президент Жак Ширак, стремительно терявший популярность у французов, был занят подготовкой к новым выборам, а также старался не допустить втягивания Франции в войну США в Афганистане. Словом, Париж при президенте Патассе совершенно расслабился и перестал обращать внимание на дела в бывших колониях.

Однако Патассе недаром слыл политическим тяжеловесом - вопреки национальной традиции, он не захотел свергаться. Более того, верные ему войска подавили мятеж генерала Бозизе. В столице более пяти дней шли ожесточённые бои с применением танков и авиации, превратившие центр Банги в натуральные руины. В итоге генерал Бозизе со своими сторонниками были вынуждены бежать на север страны - в сторону Чада.

империю", или "халифат" Бокассы. И начал он с указа о реабилитации людоеда, которого суд в 1980 году заочно приговорил к смертной казни по обвинению в 13 преступлениях (от изнасилований и воровства до убийств и каннибализма). Надо сказать, что после своего свержения Бокасса спокойно жил во Франции в собственном замке под Парижем. Но в 1986 году - после смерти братца Дако - Бокасса совершил, пожалуй, самый эксцентричный поступок в своей жизни: он добровольно вернулся в Банги, очевидно, рассчитывая, что народ вновь возведёт его на трон.

Но к власти уже пришёл генерал Андре Колингба - кстати, бывший помощник Бокассы, сыгравший в свержении босса самую решающую роль. Возможно, что именно Колингба и заманил Бокассу в страну, понимая, что только смерть "императора" станет гарантией его личного спокойствия. Так или иначе, но в аэропорту Бокасса был немедленно схвачен и отправлен в тюрьму. Суд снова приговорил свергнутого диктатора к смертной казни, которая была заменена на пожизненное заключение. Но в 1993 году людоед был амнистирован - по указу президента Потассе (бывшего министра водных ресурсов при Бокассе, в этой стране этот пост является стратегическим, как в России пост главы РАО "Газпром"). Три года спустя он скончался от инфаркта в своём поместье.

Но генерал Бозизе настоял не просто на амнистии, но на возвращении покойному людоеду всех его регалий и почестей. И о возвращении родственникам Бокассы всех конфискованных миллиардов.

Я хочу говорить о Бокассе, - восклицал генерал. - Великий гуманист и сын нации построил нашу страну, а мы разрушили всё, что он нам оставил!

Указ Бозизе возмутил северные племена, где ещё помнили о своих вождях, съеденных "императором". В стране вспыхнул новый мятеж, после которого Бозизе сам был вынужден бежать из страны, которая оказалась поделена между десятками террористических группировок.

"Селека"

Слово Seleka на местном жаргоне санго означает "коалиция". И первоначально эта группировка действительно была союзом трёх "национально-освободительных" политических партий (CPSK- CPJP-UFDR), работавших с мусульманским электоратом на севере страны. Создал же "Селеку" полковник Хасан Аль-Хабиб, служивший ещё при Бокассе.

В то же время он был яростным противником генерала Бозизе. И, когда в столице вспыхнул мятеж, полковник Аль-Хабиб, опубликовавший в Сети "Патриотическую конвенцию о спасении страны", призвал всех мусульман к оружию.

В прессе о новой "коалиции" мусульманских партий заговорили после того, как отряды полковника Аль-Хабиба взяли штурмом христианские города Сибут, Дамара и Декоа в самом центре страны. Причём город Дамара расположен всего в часе езды от Банги.

Наступление мусульман здорово испугало и самого президента Бозизе, и его противников. Буквально через несколько дней против отрядов "Селеки" было выслано звено боевых вертолётов, которые размолотили ракетами наступавшее ополчение, вооружённое в основном допотопными французскими винтовками.

Русский след" в Африке

Новым главой "Селеки" стал некий Мишель Ам-Нондокро Джотодия, которого в самой Африке все именуют "русским". И неслучайно - ещё в 70-е годы Мишель Джотодия отправился учиться в Советский Союз.

Первоначально он поступил в Учётно-кредитный техникум Госбанка СССР в Орле - ныне это Орловский банковский колледж Центрального Банка России. Затем он отправился в Москву, поступив на экономический факультет Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

И, надо сказать, Мишелю Джотодия настолько понравилось жить в СССР, что он решил остаться в Москве навсегда. Мишель женился на русской девушке, обзавёлся дочерью.

Но всё изменил распад СССР. В 1993 году Джотодия решил вернуться на родину, где также шли реформы президента Потассе.

В Банги Джотодия был принят с распростёртыми объятиями. Около десяти лет он работал на различных государственных постах, возглавляя налоговую инспекцию и посольство в Судане. В 2006 году он вернулся в Банги и вместе с полковником Джума Наркойо основал свою партию - "Союз демократических сил за единство" (UFDR), которая и вошла в "Селеку".

После гибели полковника Аль-Хабиба Джотодия и возглавил группировку, отдав приказ о возобновлении атак на правительственные силы.

В марте 2013 года около тысячи бойцов "Селеки" вновь подошли к столице Банги. Мешали им не столько правительственные войска, сколько миротворцы Африканского союза - несколько сотен солдат армии ЮАР, которых поддерживал единственный оставшийся в строю боевой вертолёт. После непродолжительного боя бойцы "Селеки" умудрились сбить и последний вертолёт, после чего южноафриканцы, потеряв 13 человек убитыми, решили оставить столицу ЦАР.

принуждения к миру" и даже отдал приказ направить в аэропорт Банги более 500 французских десантников. Но, после того, как Джотодия объявил о страстной любви ко всему французскому, о планах отказаться от контрактов с китайскими бизнесменами в пользу французских, в Париже сменили тон и заявили, что французские десантники будут находиться в аэропорту исключительно для "защиты граждан Франции и Евросоюза".

И уже через неделю Джотодия стал новым президентом страны.

Падение Банги

"Селеке" потребовалась всего лишь пара дней, чтобы взять под контроль столицу, где исламисты отметилась феерическим - даже по африканским меркам - погромом города. Грабили буквально всё - от магазинов до церквей, школ и больниц, откуда растащили даже матрасы. Разгрому подверглась и местная электростанция, в результате чего многие городские кварталы лишились света и водоснабжения. Не работала канализация.

"Селека" хозяйничала в Банги девять месяцев, за это время её жертвами стали тысячи человек.

Мой муж ушёл на работу и не вернулся - просто исчез,- рассказывала одна из местных жительниц Одиль, официантка из отеля "Убанги". - Отца, школьного учителя, убили - пришли домой и просто расстреляли, узнав, что он христианин. А маму изнасиловали - она до сих пор не может оправиться от шока. Я с пятилетней дочкой целый месяц провела в католическом соборе, где прятались беженцы. Вы не можете себе представить, какой это ужас - спать на полу, когда по тебе ползают насекомые.

Боевики не покусились только на собственность международных организаций, потому как Джотодия предупредил полевых командиров, что это чревато разборками с французскими солдатами.

Впрочем, международная поддержка не помогла Джтодии сохранить власть в стране.

Когда в разорённой столице стало совсем нечего грабить, боевики "Селеки" рассеялись по стране, разоряя и сжигая деревни, а также отжимая для себя лично - уже не для президента - алмазные копанки.

В итоге президент Олланд под давлением бизнес-структур буквально заставил Джотодия уйти в отставку.

Главарь "Селеки" уехал в соседний Бенин, где он поселился со своей новой женой Шантиль Тохуэгона. Впрочем, в просторном особняке живут и старые жены Джотодия, и его русская дочь - по собственному признанию лидера Селеки", сегодня с ним постоянно живут 24 близких родственника - в основном его жёны, дети и внуки.

"Антибалака" против джихада

После отставки Джотодия военная мощь "Селеки" стала рушиться буквально на глазах.

К тому же в стране возникло новое движение "Антибалака". То есть "Антимачете" - именно с помощью этого оружия боевики "Селеки" массово резали местных жителей христиан, основное население столицы. Собственно, ещё до воцарения президента Джотодия в пригородах столицы начали стихийно формироваться отряды самообороны, которые стали совершать "рейды возмездия" в населённые мусульманами кварталы, вымещая ненависть к боевикам на абсолютно невиновных людях.

После же ухода Джотодия межобщинные столкновения переросли в полноценную религиозную войну христиан против мусульман. Из некоторых кварталов Банги было изгнано практически всё население, тысячи человек погибли. Резня происходила по всей стране - правда, счёт убитым в отдалённых городах и префектурах никто не вёл. Поэтому все данные относительно числа жертв приблизительные - гуманитарные организации говорят о "десятках тысяч".

Мировые СМИ запестрели заголовками: в одних "Селеку" представляли не просто бандами грабителей, но "джихадистами, режущими головы христианами по приказу ИГИЛ*"; в других "Антибалака" превращалась в "исламофобских крестоносцев, устраивающих геноцид мусульман".

В итоге в 2013 году президент Олланд всё-таки был вынужден вмешаться в гуманитарную катастрофу - да и обещанного лидерами "Селеки" доступа к месторождениям урана он так и не получил. И вскоре в аэропорт Банги прибыли первые подразделения 25-го авиационного инженерного полка, а вместе с ним французские морпехи - Troupes de marine.

Началась операция "Сангарис". Увы, всё получилось совсем не так образцово-показательно, как в Тимбукту, столице Мали, где в том же году французские парашютисты в ходе операции "Сервал" сместили туарегов-исламистов, решивших организовать свой филиал ИГИЛ под названием "Азавад". Если высадка в Тимбукту стала гордостью французских генералов, то операция "Сангари" в ЦАР не задалась с самого начала.

Главным сюрпризом для тысяч прекрасно обученных и оснащённых по последнему слову техники французов стало то, что боевики "Селеки" и "Антибалаки" ничуть не испугались европейцев, а стали отстреливать и всех встречных иностранцев. Поскольку миротворцы в ответ стали стрелять по всем людям, кто был облачён в камуфляж, боевики "Селеки" и "Антибалаки" моментально перешли на сугубо гражданскую одежду, что лишь усилило общий бардак и погромы.

Конфликт не только не утих, а, напротив, разгорелся с новой силой. В итоге французы, осознав, что численность оккупационного контингента явно недостаточна, чтобы навести порядок в такой огромной стране, которая по площади превосходит Германию и Великобританию, решили сосредоточить свои усилия только на столице.

Резня затихла только к 2016 году, когда "Антибалака" вырезала или заставила бежать из "своих районов" страны значительную часть обитавших в ней мусульман.

Сегодня ЦАР находится в состоянии полного распада.

Формально страной руководит президент Фостен-Арканж Туадера - доктор наук по математике и бывший ректор Университета Банги. Наверное, это лучший президент за всю историю страны, но только вот власть президента признаётся только в городе Банги, да и то далеко не во всех районах.

Мишель Джотодия, укрывшись в Бенине, стал главой Народного фронта возрождения Центральноафриканской Республики, боевики которого создали на территории страны отдельное не признанное никем мусульманское государство. Впрочем, несколько верных людей Джотодия - например, Махамат Усмане и Хасан Буба - вошли в состав правительства президента Туадера в качестве гарантов того, что исламисты вновь не пойдут на столицу войной.

"Селека" распалась на мелкие группы, каждая из которых контролирует мусульманские районы на севере.

Своё псевдогосударство появилась и у группировки "Антибалака", которую сейчас возглавляет Леви Якете - бывший пресс-секретарь свергнутого президента Франсуа Бозизе.

В 2013 году Якете стал и министром обороны страны - как считали французы, перераспределение полномочий в пользу боевиков-христиан поможет остановить войну. Но в прошлом году, после того как лидер "Антибалаки" попал в чёрный список ООН как международный преступник, президент Туадера уволил Леви Якете с поста министра обороны. В ответ "Антибалака" отказалась подчиняться центральному руководству страны, которое заняло явно промусульманскую позицию.

Впрочем, на тлеющей войне эти политические интриги не отразились никак.

И такое положение устраивает, похоже, всех главных игроков, стоящих за конфликтом между "Селекой" и "Антибалакой". Но самое главное - распад государства вполне устраивает французские и китайские корпорации, которые за последнее десятилетия взяли под свой полный контроль месторождения урана и других полезных ископаемых.

Ведь это же не бизнес, а настоящая мечта: надо только отстёгивать долю от прибыли местному полевому командиру - и больше не нужно платить налогов в бюджет страны, не нужно заботиться о соблюдении экологических норм и законов, не требуется и договариваться с профсоюзами, ведь, если потребуется, местные полевые командиры обратят в рабство всё население соседних деревень и загонят их работать в шахты.

* Деятельность террористической организации запрещена в России по решению Верховного суда.

7 стран, где вас могут съесть.

В путеводителях предупреждают о многих опасностях, которые могут поджидать путешественников в той или иной стране. Но никто не предупреждает о каннибализме. Сюрприз! Каннибализм все еще практикуют в некоторых племенах, например, в Индии, Камбодже и в западной Африке. И вот 7 стран, в которых племена все еще не прочь полакомиться людьми.

Юго-Восточная Папуа-Новая Гвинея

Племя короваи является одним из последних на Земле, которое регулярно питается человечиной. Они живут вдоль реки, и бывали случаи, когда те забивали случайных туристов. А еще теплые мозги знахари считали настоящим деликатесом.

Почему они едят людей? Когда кто-то в племени умирает без какой-либо видимой причины (болезни или старости), они считают это проделками черной магии и, дабы уберечь других от беды, должны съесть человека.

Интересный факт: В 1961 году Майкл Рокфеллер (сын губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера) исчез во время сбора артефактов о племени. Его тело так и не было найдено.

Индия

Северная индийская индуистская секта агхори ест добровольцев, которые завещают свои внутренности. Тем не менее в 2005 году индийские телевизионщики провели расследование и узнали, что те едят также разлагающиеся трупы из Ганга (местная традиция), а также крадут органы из крематориев.

Почему они едят людей?

Агхори считают, что это предотвращает старение организма.

Интересный факт: Они делают действительно хорошие ювелирные украшения из человеческой кости и черепов.

Фиджи

Ранее известный как «Остров каннибалов». До сих пор местные жители не могут навести порядок, и все еще находятся те, кто ест человечину, однако не всю, а только вражеских племен.

Почему они едят людей? Это ритуал мести.

Интересный факт: фиджийские людоеды вовсе не животные — они едят столовыми приборами и коллекционируют редкие вещи, оставшиеся от жертв. В музее археологии и антропологии Пенсильванского университета вы можете найти примеры таких коллекций.

Бразилия

Племя вари ело благочестивых и религиозных мертвецов до 1960 года, а после некие государственные миссионеры вырезали почти все племя. Тем не менее уровень бедности в трущобах Олинды с 1994 года запредельно высокий, и все еще случаются всплески каннибализма.

Почему они едят людей? Бедность и голод.

Интересный факт: В 2012 году появились сведения исследователей, которые опрашивали местных жителей, и те утверждали, что слышат голоса, которые говорят им убить того или иного человека.

Западная Африка

Общество активных людоедов Leopard начиная с прошлого века ело людей. Вплоть до 80-х в окрестностях Сьерра-Леоне, Либерии и Кот-д’Ивуар находили останки людей. Племя обычно одето в шкуры леопардов и вооружено их клыками.

Почему они едят людей? Племя считает, что поедание людей делает их сильнее и быстрее.

Интересный факт: У них есть последователи — сообщество Human Alligator, которое занимается подобным.

Камбоджа

Журналист Нил Дэвис сообщал, что каннибализм в этих регионах набрал обороты во время войн в Юго-Восточной Азии (в 1960-х и 1970-х). Ныне изредка наблюдаются проявления каннибализма.

Почему они едят людей? У камбоджийских войск был ритуал — есть печень врага.

Интересный факт: Множество людей в городах и селах находились под контролем организации «Красные кхмеры», которая строго контролировала всю еду в округе и искусственно создала голод в стране.

Конго

Известны случаи людоедства в Конго, и последние были зафиксированы не так давно — в 2012 году. Своего максимума они достигли во время гражданской конголезской войны (с 1998 по 2002 гг.).

Почему они едят людей? Во время войны повстанческие группировки считали, что врагов нужно съедать, особенно сердце, которое готовили с использованием особенных трав.

Интересный факт: Конголезцы и ныне верят, что человеческое сердце дает особенную силу, а если есть людей, то это будет отпугивать врагов.

Приятных приключений! 🙂

Сегодня еще живо воспоминание о землетрясении на Гаити. Более 300 тысяч погибших, миллионы оставшиеся без крова и крыши над головой. Голод и мародерство. Но международное сообщество протянуло руку помощи пострадавшим. Спасатели из разных стран, концерты знаменитых артистов, гуманитарная помощь... Тысячи репортажей и передач по всему миру. А нам хочется сегодня рассказать о стране, в которой Апокалипсис наступил уже давно! Но про нее редко говорят, еще реже показывают по телевизору... Между тем, число погибающих там не идет не в какое сравнение с Гаити!

В этой стране уже много десятилетий жители не знают что такое мир. Здесь можно лишиться жизни за пригоршню патронов, канистру питьевой воды, кусок мяса (зачастую, твоего собственного!). Просто за то, что у тебя есть вещь, приглянувшаяся человеку, который имеет оружие. Или за то, что твой цвет кожи чуть темнее или говоришь ты на немного другом языке...Тут, в девственных джунглях и на просторах саванн, мародерство, грабеж и убийство - образ жизни! Страна, в которой первой (а часто и последней!) игрушкой ребенка становятся патроны и автомат Калашникова! Страна, в которой изнасилованная женщина радуется, что осталась жива... Страна контрастов, где богатейшие дворцы столицы соседствуют с палатками беженцев, уходящих от боевых действий. Где горнодобывающие компании Запада, зарабатывают миллиарды, а местное население умирает с голода...

Мы расскажем вам о сердце Черного континента - о Демократической республике Конго!

Немного истории. До 1960 года Конго была бельгийской колонией, 30 июня 1960 года получила независимость под именем Республика Конго. С 1971 переименована в Заир. В 1965 году к власти пришел Жозеф-Дезире Мобуту. Под прикрытием лозунгов национализма и борьбы с влиянием мзунгу (белых людей), он провел частичную национализацию, расправился со своими оппонентами. Но коммунистического рая "по африкански" не получилось. Правление Мобуту вошло в историю как одно из самых коррумпированных в двадцатом веке. Процветало взяточничество и казнокрадство. У самого президента было несколько дворцов в Киншасе и других городах страны, целый автопарк «Мерседесов» и личный капитал в швейцарских банках, который к 1984 году составлял приблизительно 5 миллиардов долларов (на тот момент эта сумма была сравнима с внешним долгом страны). Как и многие другие диктаторы, Мобуту был при жизни возведён в статус практически полубога. Его называли «отцом народа», «спасителем нации». Его портреты висели в большинстве общественных учреждений; члены парламента и правительства носили значки с портретом президента. В заставке вечерних новостей Мобуту каждый день появлялся сидящим на небесах. На каждой банкноте также был изображён президент.

В честь Мобуту было переименовано озеро Альберт (1973), с XIX века носившее имя мужа королевы Виктории. Лишь часть акватории этого озера принадлежала Заиру; в Уганде использовалось старое название, однако в СССР переименование было признано, и во всех справочниках и картах значилось озеро Мобуту-Сесе-Секо. После свержения Мобуту в 1996 году было восстановлено прежнее название. Впрочем, сегодня стало известно что Жозеф-Дезире Мобуту имел тесные "дружеские" контакты с ЦРУ США, которые продолжались даже после того, как по окончании "холодной войны" США объявили его персоной нон грата.

Во время холодной войны Мобуту вёл скорее прозападную внешнюю политику, в частности, поддерживая антикоммунистических повстанцев Анголы (УНИТА). Однако нельзя сказать, что отношения Заира с социалистическими странами были враждебными: Мобуту был другом румынского диктатора Николае Чаушеску, установил хорошие отношения с Китаем и Северной Кореей, а Советскому Союзу позволил построить в Киншасе посольство.

Всё это привело к тому, что экономическая и социальная инфраструктуры страны были почти полностью разрушены. Заработная плата задерживалась на месяцы, количество голодающих и безработных достигло небывалых размеров, на высоком уровне находилась инфляция. Единственной профессией, гарантировавшей стабильный высокий заработок, была профессия военного: армия была опорой режима.

В 1975 году в Заире начался экономический кризис, в 1989 году был объявлен дефолт: государство оказалось не в состоянии выплатить внешний долг. При Мобуту были введены социальные пособия многодетным семьям, инвалидам и т. д., но из-за высокой инфляции эти пособия быстро обесценились.

В середине 1990-х годов в соседней Руанде начался массовый геноцид, и несколько сотен тысяч человек бежали в Заир. Мобуту отправил в восточные районы страны правительственные войска, чтобы изгнать оттуда беженцев, а заодно и народность тутси (в 1996 году этому народу было приказано покинуть страну). Эти действия вызвали массовое недовольство в стране, и в октябре 1996 тутси подняли восстание против режима Мобуту. Вместе с другими повстанцами они объединились в Альянс Демократических Сил за Освобождение Конго. Возглавил организацию Лоран Кабила, поддержку оказывали правительства Уганды и Руанды.

Правительственные войска ничего не могли противопоставить повстанцам, и в мае 1997 года войска оппозиции вошли в Киншасу. Мобуту бежал из страны, снова переименованной в Демократическую Республику Конго.

Это было начало, так называемой Великой африканской войны ,

в которой участвовало более двадцати вооружённых групп, представлявших девять государств Африки. Начались кровавые столкновения с массовыми убийствами мирных жителей и расправами над военнопленными. Широкое распространение получили групповые изнасилования, причем как женщин так и мужчин. В руках у боевиков самое современное оружие, но не забыты и ужасающие древние культы. Воины ленду пожирают сердца, печень и легкие убитых врагов: согласно старинному поверью, это делает мужчину неуязвимым для пуль врага и придает ему дополнительные магические силы. Свидетельства о каннибализме в ходе гражданской войны в Конго появляются постоянно...

В 2003году ООН начало операцию «Артемида» – высадку международного миротворческого контингента в Демократической Республике Конго. Французские десантники заняли аэропорт города Буниа – центра охваченной гражданской войной провинции Итури на востоке страны. Решение об отправке миротворцев в Итури было принято Советом Безопасности ООН. Основные силы из стран ЕС. Общее число миротворцев – около 1400 человек, большая часть из них – 750 солдат – французы. Французы и станут командовать контингентом во франкофонной стране. Кроме того, будут солдаты из Бельгии (бывшей метрополии), Великобритании, Швеции и Ирландии, Пакистана и Индии. Немцы уклонились от посылки солдат, но взяли на себя все авиаперевозки и медицинскую помощь. В Итури и раньше были размещены силы ООН – 750 солдат из соседней Уганды. Однако их возможности были крайне ограничены – мандат практически запрещал им применять оружие. Нынешние миротворцы располагают тяжелой техникой и имеют право стрелять, «чтобы защитить себя и мирное население».

Надо сказать - местные жители не очень рады "миротворцам", да и есть почему...

Пример - расследование БиБиСи обнаружило свидетельства того, что пакистанские миротворцы ООН на востоке ДРК были вовлечены в незаконную торговлю золотом с вооруженной группировкой FNI и обеспечивали боевиков оружием для охраны рудников. А индийские миротворцы, дислоцированные в окрестностях города Гома, заключали прямые сделки с военизированными группировками, ответственными за геноцид местных племен... В частности, они занимались торговлей наркотиками и золотом.

Ниже мы хотим представить фотоматериалы о жизни в стране случившегося Апокалипсиса.

Впрочем, в городах есть и вполне приличные кварталы, но туда НЕ всем можно...

А это лагеря беженцев и деревни, за пределами...

Смерть от своих рук, когда уже нет сил жить...

Беженцы, уходящие из зон боевых действий.

В сельской местности местные жители вынуждены организовывать отряды самообороны/милиции, их называют Май-май...

А это солдат вооруженного формирования, охраняющий по найму деревенское поле с бататом.

Это уже регулярная правительственная армия.

Расслабляться в буше не стоит. Даже батат солдат готовит, не выпуская автомат...

В правительственных частях конголезской армии почти каждый третий солдат - женщина.

Многие воюют вместе со своими детьми...

Да и дети тоже воюют.

Этот патруль правительственных войск был недостаточно осторожен и внимателен... Ни оружия, ни обуви...

Впрочем, трупами в мире после Апокалипсиса, кого то удивить сложно. Они везде. В городе и буше, на дорогах и в реках... взрослые и дети...

Много и очень много...

Но мертвым еще везет, хуже тем кто получив серьезное ранение, или болезнь остался жить...

Это ранения, оставленные пангой - широким и тяжелым ножом, местным вариантом мачете.

Последствия обычного сифилиса.

Говорят, что так влияет на африканцев последствие длительного радиационного облучения на урановых рудниках.

Малолетний марадер...

Будущий мародер, в руках как раз кустарно изготовленная панга, следы от которой на теле вы могли увидеть выше...

Как раз такие, на этот раз пангой воспользовались как разделочным ножом...

Но иногда мародеров слишком много, неизбежные ссоры за еду, кому сегодня достанется "жаркое":

Многие трупы, обгоревшие в пожарищах, после боев с повстанцами, симбу, просто марадерами и бандитами, зачастую не досчитываются некоторых частей тела. Обратите внимание, у женского обгоревшего трупа отсутствуют обе ступни - скорее всего были отрезаны еще до пожара. Рука и часть грудины - после.