» » Теоретико-методологическая и нормативная основа исследования. Теоретико-методологическая основа исследования Теоретико методологические основы исследования субъектной позиции

Теоретико-методологическая и нормативная основа исследования. Теоретико-методологическая основа исследования Теоретико методологические основы исследования субъектной позиции

ВВЕДЕНИЕ

Целью учебной практики является обоснование актуальности выбранной темы исследования на основе глубокого теоретического анализа методов переработки ТКО.

Задачи учебной практики:

1. Изучить:

− существующие методы переработки ТКО.

2.Выполнить:

Анализ, систематизацию методов переработки и обобщение научно-технической информации по теме.

Актуальность темы обусловлена следующими факторами:

1. Согласно 42 статье Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

2. Объемы образования ТБО в Российской Федерации возрастают на 4-6% в год.

3. Существующие мусороперерабатывающие предприятия в России обеспечивают переработку 8-10% ТБО (90% бытовых отходов поступают на полигоны). Объем переработки остается на одном и том же уровне на протяжении более 10 лет.

4. Количество полигонов возрастает, что приводит к попаданию в окружающую среду опасных компонентов (ртуть, тяжелые металлы, токсины и т.д.).

5. Увеличение в ТБО синтетических материалов имеющих устойчивость к разложению, требует непрерывного мониторинга состава, для принятия оперативных мер по их утилизации.

Проблема исследования : необходимость принятия оперативных решений для снижения поступления ТБО на полигоны с учетом имеющихся мощностей предприятий по переработке отходов при стабильном увеличении образования отходов и слабого развития мусороперерабатывающей промышленности.

Цель исследования: снижение экологических рисков в процессе утилизации ТБО посредством разработки эффективной технологии переработки ТКО для получения RDF топлива.

Объект исследования: методы технологии переработки ТКО для получения RDF топлива.

Предмет исследования : процессы переработки ТБО.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи :

1. Выполнить анализ методов переработки ТКО.

Теоретико-методологическую основу исследования составили

исследования являются научные труды отечественных ученых в области переработки твердых бытовых отходов.

Характеристика методов переработки ТКО:

Одна из главнейших проблем, связанная с захоронением отходов, - образование свалочного газа. Кроме существенного вклада в глобальное потепление, свалочный газ содействует появлению взрывоопасных и пожароопасных условий, как на самих свалках, так и на близлежащих объектах . Пожары на свалках, в свою очередь, таят немалую экологическую опасность. В структуре бытовых отходов увеличивается удельный вес полимерных материалов (он составляет более 10% их общей массы и удваивается каждые десять лет), возрастает токсичность отходов (в мусор попадают термометры, приборы, содержащие ртуть, элементы питания, вследствие чего он «обогащается» солями тяжелых металлов и химикатами) . Поэтому неконтролируемое горение свалок приводит к образованию и попаданию в атмосферу токсичных соединений, переносимых на значительные расстояния . Таким образом, складирование на полигонах оказывает существенную нагрузку на окружающую среду, и является опасным с экологической точки зрения методом обезвреживания отходов.

Наша основная задача заключается в необходимости принятия оперативных решений для снижения поступления ТБО на полигоны с учетом имеющихся мощностей предприятий по переработке отходов при стабильном увеличении образования ТБО и слабого развития мусороперерабатывающей промышленности. Под термином (ТБО)- обозначают остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации .

Следует отметить, что сжигание является вторым по распространенности в мире способом обезвреживания ТБО после захоронения . С одной стороны, к преимуществам метода сжигания можно отнести то, что сжигание ТБО позволяет примерно в 3 раза уменьшить вес отходов, устранить некоторые неприятные свойства: запах, выделение токсичных жидкостей, бактерий, а также получить дополнительную энергию, которую можно использовать для получения электричества и отопления . С другой стороны, сжигание ТБО также является одним из наиболее сложных и опасных методов, это заключается в трудности очистки выходящих в атмосферу газов от вредных примесей (особенно от диоксинов и оксидов азота), наряду с дымовыми газами образуется два вида засоряющих атмосферу, отходов: шлак и зола, даже получение за счет сжигания дополнительной электроэнергии не представляется с этой точки зрения достаточно привлекательным .

Необходимо заметить, что при сжигании несортированного бытового

мусора в дымах мусоросжигательных заводов (МСЗ) опасных металлов в некоторых случаях в тысячи раз больше, чем в «обычном» воздухе. Токсичные металлы выбрасываются в форме солей или окислов, то есть в устойчивом виде и могут лежать неопределенное число лет, накапливаясь постепенно и с пылью попадая в организм человека. Поэтому нормы ПДК могут оказаться не применимыми к таким выбросам . Это еще раз доказывает, что сжигание ТБО не выгодно с экологической точки зрения.

После проведения патентного поиска современных методов сжигания ТБО, мы делаем вывод, что одним из современных и наиболее перспективных методов сжигания отходов, является производство из ТБО альтернативного твердого топлива RDF (RefuseDerivedFuel) . Этот метод появился в середине прошлого века и пользуется популярностью в технологически развитых странах. RDF – топливо, полученное путем сепарации, измельчения, сушки и брикетирования . В ходе этих преобразований отбирается горючая, высококалорийная фракция размером 20–60 мм .

Сепарация (сортировка) является одним из самых главных этапов производства альтернативного топлива. Ее задача распознать и удалить из общей массы ТБО не перерабатываемые компоненты: камни, стекло, песок, керамика, а также извлечь элементы, которые при сжигании своими продуктами горения оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду: металлы, изделия на основе поливинилхлорида (ПВХ), автомобильные запчасти и комплектующие, лампы, хлорсодержащие вещества и т.д.

В процессе сортировки может использоваться несколько видов оборудования: оптический сепаратор, магнитный сепаратор, барабанный грохот, вибрационный грохот, воздушный классификатор и т.д. .

Следующий этап производства топлива – это его измельчение (дробление) до необходимого размера фракции. Зачастую технологически целесообразно проводить этот процесс в несколько этапов. Предварительное измельчение может предшествовать этапу сепарации. Иногда на первоначальном этапе измельчения ТБО практикуется применение устройств по разрыванию пакетов, это способствует упрощению дальнейшего технологического процесса и уменьшению размеров крупногабаритных отходов .

Очередным технологическим этапом производства топлива RDF, прошедшего процессы сепарации и измельчения, является сушка. Этот этап характеризуется большими потерями ТБО влаги, а соответственно, повышением теплотворных и энергетических показателей. Процесс сушки влияет на качество и калорийность топлива, способствуя увеличению его стоимости и востребованности на рынке . Начальное содержание влаги в сырье обычно составляет 20 – 30 %, но необходимая для топлива высокого качества влажность не должна превышать 9-11 %. При подборе сушильного оборудования надо учитывать, что такие машины часто характеризуются высоким потреблением энергии .

После сушки топливо уже может поставляться для дальнейшего использования, но чаще окончательным этапом производства RDF является изготовление топливных брикетов. Они получаются в процессе прессования под высоким давлением на механических прессах .

В России, на данный момент, нет предприятий, производящих альтернативное твердое топливо RDF, в отличие от Европы и США, где это направление развивается стремительными темпами. На некоторых предприятиях замена природного топлива этим видом топлива доходит до 60%. Цементная печь является в настоящее время самым экологически чистым агрегатом по утилизации отходов, в связи с этим наблюдается широкое применение топлива RDF в цементной промышленности .

Высокие температуры, более 1000°C, используемые в этих производствах, дают возможность сжигать этот вид топлива, не причиняя серьезного ущерба окружающей среде, также альтернативное топливо решает проблему замены ископаемого топлива (угля, нефти, газа), уменьшая зависимость экономики от не возобновляемого источника энергии, а так же позволяет снижать поступление ТБО на полигоны . Твердое топливо из ТБО постоянно приобретает все большее значение в свете защиты окружающей среды и роста цен на энергоносители. Запасы сырья для производства такого топлива неистощимы и постоянно пополняются .

заключение

На основании проведенного анализа распространенных методов переработки отходов в мире, следует сделать вывод, что существующие технологии позволяют перерабатывать отходы более чем на 90%. Таким образом, в Германии, используя 3 основных метода переработки: компостирование, вторичное использование, безопасное сжигание (использование ТБО как топливо RDF), на полигоны отправляют менее 3% бытовых отходов. В Тольятти, для утилизации ТБО, используются компостирование и вторичная переработка, но не применяется сжигание.

На основании результатов проведения качественного анализа следует вывод, что ТБО содержат большое количество энергоёмких компонентов, что в свою очередь доказывает целесообразность сжигания ТБО с целью экономии не возобновляемых источников энергии.

В процессе выполнения исследований были использованы различные по содержанию и форме источники и литература, в том числе: учебные пособия, монографии, статьи, источники из сети интернет, правовые акты, регулирующие туристическую деятельность и т. д.

В работе использовались теоретические и эмпирические методы, среди которых теоретический анализ, синтез, научное обобщение, аналогия, прогнозирование, наблюдение, анализ документов, прессы, сравнительный анализ научных источников и документальной законодательной базы по региону, вторичный анализ данных, полученных другими исследовательскими коллективами.

Проверка и повышение надежности интерпретации осуществлялась путем сопоставления полученных данных с результатами исследований других социологических центров и групп, результатами исследований, опубликованных в открытой печати.

При выполнении работы были использованы методы оценки туристического потенциала Дрогичинского района, опираясь на теоретические и методические разработки краеведов С. В. Граника и С. П. Волосюка .

Основную часть теоретических источников составили работы Д. В. Новикова, С. А. Супруна, С. П. Волосюка , С. В. Граника, Ф. Д. Климчука, Д. М. Рамонюка, которые посвящены истории и современности Дрогичинского района, природному потенциалу, особенностям культуры и быта данного региона.

Отдельные материалы, раскрывающие богатое материальное и духовное наследие Дрогичинщины, рассказывающие про памятники природы, истории и культуры, взяты из книги «Память» .

Книга «Память» это историко-документальная хроника Дрогичинского района. В книге на основе архивных данных, опубликованных источников, монографических исследований, мемуаров, научных и публицистических статей, воспоминаний непосредственных участников событий рассказывается об уникальной истории района, его экономике и культуре, исторических памятниках и знаменитых людях. Особенное место отведено событиям Великой Отечественной войны. Здесь опубликованы списки воинов Красной Армии, которые погибли при обороне и освобождении города в 1941 и 1945 годах и похоронены на территории города, подпольщиков и партизан, мирных жителях - жертвах фашистского террора, о воинах интернационалистах.

Изучением особенностей Белорусского Полесья, историко-культурными регионами страны, памятниками архитектуры и культурологией, занимались А. И. Локотко , А. А. Горбацкий и Е. Н. Мешечко , А. Ф. Самусик , И. Е. Ширшов , Б. А. Эренгросс , которые представили результаты своих исследований в сборниках документов и монографиях.

Актуальным оказалось книга А. И. Локотко «Историко-культурные регионы Беларуси». Как отметил автор, исследование посвящено проблеме комплексного анализа территории страны для выявления для выявления локальных районов с богатым природным и историко-культурным наследием. По словам А. Локотко, на основе многолетних экспедиции и изучения архивов выявлено большое количество локальных районов, которые являются наиболее важными для развития отечественного туризма. Реализация идей, заложенных в книге А. Локотко, в том числе концепции формирования инфраструктуры туризма на основе спирали, которая берет начало в Минске и охватывает многие локальные районы страны, будет способствовать развитию отечественной экономики.

Издание иллюстрировано многочисленными архивными и современными фотографиями. В книгу включены карты локальных районов, список памятников архитектуры и дорог страны, рекомендуемых для использования в инфраструктуре туризма.

Основу эмпирической базы работы составили данные, полученные в ходе исследовательской работы местных краеведов, изучения информации органов статистики по развитию района, а так же опроса, сравнения и анализа работы, действующих агроусадьб региона. В результате были получены данные о режиме работы и спектре предоставляемых услуг в туристических объектах района (гостиница, кафе, рестораны, агроусадьбы, базы отдыха, туристический отдел), согласно чему удалось выявить проблему развития туризма в Дрогичинском районе.

Важными для написания теоретической части работы стали учебные пособия по бизнес - планированию и экономике В. А. Баринова , И. Т. Балобанова , З. М.Горбылева , И. А.Липсиц , В. Д. Макарова.

В учебном пособии Г. А. Яковлева «Экономика и статистика туризма» изложены основы теории, методологии, практики бизнес-планирования и использования программных средств разработки бизнес-планов. В общедоступной форме рассмотрена проблема постановки современной концепции бизнес-планирования. Также освещены вопросы анализа осуществимости бизнес-проекта, проблемы типичных ошибок и недостатков бизнес-планирования. Подробно рассмотрена методология применения ситуационного анализа бизнеса. Дана примерная структура бизнес-плана, рассмотрены его основные разделы и приложения. Описаны особенности составления бизнес-планов инновационного проекта, финансового оздоровления, а так же особенности использования бизнес-плана в деятельности региональных органов управления.

Специфические особенности агротуризма и условия его развития в Беларуси изложены в материалах: «Агротуризм: мировой опыт и развитие в Республике Беларусь» С. А.Лученок , «Агротуризм» И. Н. Панов , «Организация сферы туризма» А. Д. Каурова .

В книге С. А.Лученок «Агротуризм: мировой опыт и развитие в Республике Беларусь» впервые исследованы теоретические основы агротуризма, его роль в достижении устойчивого развития сельских регионов. Обобщен мировой опыт и показаны возможности его использования в Беларуси.

В учебном пособииВ. А.Квартальнова «Теория и практика туризма» раскрываются основные понятия туризма, виды, средства, методы и формы туристской деятельности; анализируются различные аспекты туризма: мотивация туристских поездок, менеджмент и маркетинг туризма, его законодательная база, экономические аспекты, методика рекламно-информационной работы, информационные технологии в туризме, эволюция развития международного туристского рынка.

Во время составления маршрута путешествия по Дрогичинскому району, в практической части работы, полезными оказались рекомендации, изложенные в учебном пособии «Технология путешествий и организация обслуживания клиентов» Н. Б. Черных .Учебное пособие посвящено одной из наиболее сложных и актуальных проблем системы туристического сервиса - деятельности туристических фирм по созданию туристического продукта и организации обслуживания клиентов.

Информационной базой дипломной работы так же послужили материалы, взятые изинтернет - ресурсов. Более полезными оказались сайт Дрогичинского района и Белорусский портал сельского туризма, откуда была взята вся необходимая информация для изучения уже существующих на территории района агроусадьб.

Весьма ценными источниками при характеристике культурно-исторических особенностей, архитектурных ценностей, природной составляющей Дрогичинского района, а так же при раскрытии его туристического потенциала стали работы районного краеведа и учителя истории С. П.Волосюка, представленные в виденаучных статей и публикаций районной газеты «Дрогичинский вестник» от 23. 05. 2014 г. и 06. 01.2013 г. Свои исследования краевед изложил в статьях «О чем говорятЗдитовские холмы?», «Тайны и легенды Замковой Горы» .

При выполнении исследования так же были использованы правовые акты в том числе Закон Республики Беларусь «О туризме» от 10 ноября 1999 года и Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 г, утвержденная 24. 03. 2011 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

К сожалению, вопросам исследования культурно-исторического наследия и туристического потенциала Дрогичинского района посвящено очень мало работ.

При написании дипломной работы были использованы такие методы исследования как: анализ, аналогия, дедукция, индукция, классификация, наблюдение, метод обобщения, метод прогнозирования. Наиболее популярным оказались метод анализа и прогнозирования.

Концептуализация общества и его структур­ных элементов, процессов их изменения - результат оп­ределенных исследований, которые принято называть со­циальными. Социологическое исследование общества - разновидность социальных исследований, имеющая свою специфику.

Социальные Вооруженный соответствующими теорети-
и социологи- ческими концепциями социолог способен
ческие иссле- более или менее отчетливо видеть и изучать
дования те аспекты жизни общества, его структур-

ных элементов, в том числе личности, кото­рые не исследуются представителями других обществен­ных наук.

Социология изучает «человека в обществе», а не в од­ной из сфер его жизни, например, экономической или политической. Поэтому социологов интересуют процессы «вхождения человека в общество», то есть процесс социа­лизации. Социология, по выражению современного швед­ского социолога Пера Монсона, изучает не только «чело­века в обществе», но и «общество через человека».

Мысль о том, что более совершенная человеческая лич­ность оказывает большее влияние на окружающий ее мир, звучала рефреном в работах многих мыслителей России конца XIX и начала XX столетия. Но лишь те из них, кого интересовала социологическая проблематика (например, С.Н.Булгаков), ставили вопрос об автономности личности в обществе, в социальных организациях и институтах группах, которые постоянно стремятся свести жизнь лич­ности к той или иной роли в социальной системе. | Относительная автономия личности в обществе современными социологами как необходи­мое условие совершенствования и раскрытия ее творче­ских способностей созидателя гражданского общества и

правового государства.

Социологи сотрудничают с историками и политолога­ми, антропологами и социальными психологами, юриста­ми и экономистами. Нередко при этом в интересах повы­шения эффективности собственных исследований соци­ологи прибегают к заимствованию определенных концеп­ций, методов и методик, технических приемов из других общественных наук. Они адаптируют их в рамках своей предметности, способствуя в то же время активному про­никновению социологического мышления в другие соци­альные науки, изменению их облика, а следовательно, и облика всей науки об обществе.

Стратегия Концептуализированные представления социологов о социальной реальности поиска тируют их в выборе соответствующих объ­ектов исследования, позволяют им выдви­гать и формулировать определенные гипотезы, нацелива­ют на установление функциональной или каузальной за­висимости между социальными явлениями, предоставля­ют возможность получать логически обоснованные выво­ды, служат основой для систематизации социальных фак­тов, то есть выполняют методологическую роль.



Никто из социологов, начиная с О.Конта, не сомневал­ся в том, что социология является конкретной наукой. Но не все социологи считали, что социология как конкретная наука не может быть беспредпосылочной. Те из социоло­гов, кто ставил вопрос о предпосылках социологического исследования (например, Г.Зиммель), выделяли в системе социального знания «философскую социологию». Большин­ство социологов, с одной стороны, провозглашало независи­мость социологических исследований от постановки каких бы то ни было философских вопросов; с другой, в своих ис­следованиях следовало скорее всего неосознанно философ­ским традициям рационализма, занимая позицию сторонне­го наблюдателя за процессами социальной жизни.

В ходе исследования взаимодействия с другими людьми социолог совершенствует свои представления о природе социальной реальности и социологического знания. В духе традиции, идущей от Г.Зиммеля, а затем от Дж.Г.Мида, он убеждается в зависимости общества как объективного единства от активности сознания живущих в нем целост­ных личностей. Постепенно складывается стратегия заин­тересованного в социальной жизни исследователя, высту­пающего против обещаний досужих ученых и политиков искусственно создать рациональную организацию условий человеческого бытия.

Социолог не навязывает свои концепции и свою волю другим членам общества и не отрицает авторитет непро­фессиональных знаний и здравого смысла, а участвует в диалоге с ними (дискурсе) и проясняет природу этих зна­ний. Такая исследовательская стратегия непосредственно связана с интерпретацией социологами результатов их ис­следований и с переносом акцента в социологическом по­иске со знания на взаимопонимание. Во время исследова­ний социологами, избирающими новую стратегию, все ча­ще руководит «стереофоническое чувство многомерности» социальной реальности. При этом их все меньше удовлет­воряют односторонние теоретические концепции и функ­ционалистов, и феноменологов, и марксистских традицио­налистов. Используя в своих исследованиях те или иные социологические теории, они стремятся преодолеть непоследовательность в представлениях о це­лостности личности и учесть «странную» склонность Г.Зиммеля к функционализму. Им импонирует новая исс­ледовательская стратегия неофункционалистов, стараю­щихся превратить односторонние социологические теории в «аналитические элементы большого целого» (Дж.Алек-сандер). Они солидаризируются с той точкой зрения, что к изучаемым социальным структурам социологам следует от­носиться как к «задержкам каждого исторического процес­са», что социологам претит «школярское различение между конфликтом и консенсусом», которое лишь препятствует ос­мыслению реальной ситуации (П.Бурдье). Они также склон­ны поддерживать тех, кто считает, что не социолог должен снизойти до обыденных представлений и суждений о соци­альном мире, а взаимодействующие с ним люди обязаны приобщаться к научному видению этого мира.



Интерпретацию не следует сводить только к соотнесе­нию теоретического и эмпирического уровней исследова­ния. Она связана с определением в социальной реальности эмпирической области, соответствующей теоретическому описанию объекта и предмета анализа. Интерпретация должна представлять собой соотнесение самих этих концеп­ций, стратегий исследования и их результатов. Неофункци­оналисты называют этот уровень социологического исследо­вания переинтерпретацией (Дж.Александер), самоописани­ем (Н.Луман). На этом уровне социологического исследова­ния может быть пересмотрена методология и методика.

При организации и проведении тех или иных социоло­гических исследований всегда возникает вопрос о методо­логической функции общих, частных или специальных, а также отраслевых социологических теорий. Обладая раз­ным багажом общих и специальных теоретических знаний

и практических навыков, уровнем компетентности, соци­ологи или дистанцируются от изучаемых ими объектов и предметов, или устанавливают с ними теснейшую связь. Благодаря этому они оказываются в состоянии познать или внешнюю сторону изучаемых ими социальных явлений и процессов, или выявить существующие между ними при­чинно-следственные связи. Чрезмерное внимание социолога к определенным аспектам социальной реальности грозит ему потерей целостности представления об этой реальности, если он при проведении социологического исследования не учи­тывает в должной степени принципы системной природы знания вообще, социологического знания в частности.

К тому же, учитывая в своих исследованиях принципы системной природы знания, социологи не должны забывать о том, что социальная реальность охватывает как системные, так и внесистемные образования, а именно: социальные сис­темы и социальные скопления (П.А.Сорокин), историческое становление противоположности систем и «жизненного ми­ра» (Ю.Хабермас), области различной «комплексности», - прежде всего с различным количеством элементов и харак­тером связей между ними (Н Л уман).

Системное видение объекта исследования тесно связа­но со структурным и функциональным подходами к его анализу. Изучение объекта как структурно расчлененной целостности осуществляется, как правило, наряду с обна­ружением функций, выполняемых его отдельными эле­ментами. В социологическом исследовании принцип сис­темности неотделим от принципа развития. Системное ви­дение объекта исследования будет не полным, если оно не дополняется анализом процесса перехода объекта из одно­го исторического состояния с одной структурой в другое историческое состояние с другой структурой. В своем исс­ледовании социолог должен следовать и более общему принципу историзма, согласно которому социальная ре­альность рассматривается не только как развивающаяся, но и как просто изменяющаяся во времени.

Методология представляет собой не только совокупность принципов организации и осуществления социологического исследования, но и совокупность способов построения и обоснования социологического знания. Последние принято называть из выявлять и сопоставлять различные уровни эволюции изучаемого социологами объекта, а также в изве­стной мере определять основные тенденции его развития. Чрезмерное увлечение сравнительно-историческим методом ограничивало возможности социологов в построении и

обосновании социологического знания, поэтому они все чаще старались дополнить его другими методами, напри­мер, диалектическим нефункциональным.

К концу 60-х~ггЛГезраздельное господство функциона­лизма в построении и обосновании социологического зна­ния на любом уровне исследования закончилось благодаря значительному усилению влияния в социологических ис­следованиях конкурирующего с ним метода понимания, а точнее, толкования реальности «жизненного мира», а так­же потому, что для построения и обоснования социологического знания нужны были и другие методы. В 80-е гг. социологи все чаще старались сочетать в социологических исследованиях функциональный подход с герменевтиче­ским, который разрабатывался прежде всего интересующих того или иного Социолога текстов (собственно герменевтика - искусство и теория истолкования текстов).

Основной итог всех этих усилий - формирование наи­более соответствующей специфике предмета социологии совокупности приемов, процедур и операций теоретиче­ского и эмпирического познания социальной реальности, которую принято называть методикой. Такая совокуп­ность приемов, процедур и операций познания нередко называется методом социологического исследования, ко­торый рассматривается преимущественно как метод эм­пирического исследования. Поэтому методика социологи­ческого исследования часто понимается как система при­емов, процедур и операций по установлению социальных фактов и их систематизации. К этой системе относят и средства анализа социальных фактов.

Разделение методов сбора и анализа социологической информации весьма относительно и исходит из представ­ления об опосредованной связи методики социологическо­го исследования, являющейся определенной конкретиза­цией методологии, с предметным содержанием социологи­ческого поиска. Достаточно активная разработка и эффек­тивное использование в социологических исследованиях в настоящее время биографического метода показывают, что такое представление о методике является не совсем правильным. Если прежде для анализа специфического предмета в социологии необходимо было использовать весь арсенал методов, иначе трудно было получить досто­верные знания и прийти к обоснованным выводам, то био­графический метод социологического исследования позво­ляет максимально учесть специфику этого предмета и до­стичь поставленных целей исследования без привлечения других методов. По-видимому, это относится и к некоторым другим методам социологического исследования, в результате совершенствования которых проявится скры­тая в них социологичность, например, к методу анализа документов. С изменением методики изменяется и тех­ника социологического исследования, в которой методи­ка находит свое непосредственное выражение. В целом, с постижением социологами целостности человеческой личности и общества, их взаимосвязи и более четким определением предметного содержания социологическо­го поиска более органичным становится единство мето­дологии, методики и техники социологического исследо­вания.

Литература

Батыгин Г.С., Деватко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. - 1994. - №2.

Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской соци­ологии // Вопросы социологии. - 1992. - Т. I. - № 2.

Бурдье П. Начала. М.: 1994.

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии. - Альманах

Thesis. 1993. - ТЛ. ~- Вып. 1.

Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М.: 1994.

Контрольные вопросы

В чем проявляется специфика социологического исследования в сис­теме социальных наук?

Как формируется стратегия социологического исследования?

Чем обусловлено различие уровней социологического исследования?

Почему сохранение единства уровней социологического исследова­ния является обязательным условием его эффективности?

Каково различие между методологией и методикой социологического

Теоретико-методологическая основа исследования указывается сразу после гипотезы исследования. Оговаривая ее, студент должен не только назвать ученых, чьи концепции стали основой его собственной работы, но и четко обозначить, какие их теоретические положения помогли ему разработать собственную программу. Например, в работе на тему «Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков » [пример взят из работы Евдокимовой Л.В., 2006] приводится следующее описание теоретико-методологической основы исследования:

- концепция психического развития и возрастно-психологический подход Л.С. Выготского и его последователей;

- теория поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина;

- теория учебной деятельности и концепция построения учебного предмета Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.;

- критерии оценки умственного развития, предложенные Ж. Пиаже и Б. Инельдер.

Или в работе «Этническое развитие школьников » дается следующее описание теоретико-методологической основы исследования: «В основу работы положены исследования отечественных ученых:

– общее представление об этнической идентичности Т.Г. Стефаненко,

- проблемы этнической толерантности и проблемы развития идентичности эмигрантов Г.У. Солдатовой,

- культурологические аспекты формирования этнической идентичности Н.М. Лебедевой,

- возрастная динамика этнической идентичности О.Л. Романовой».

Работа также основывалась на зарубежных подходах к изучению этнической идентичности: концепции социальной идентичности А. Тешфела и его представлениях о структуре идентичности; трудах Э. Эриксона, посвященных определению данного понятия; представлениях о видах идентичности Дж. Марсиа».

Основные ошибки, которые допускаются при определении теоретико-методологической основы исследования:

1. Она содержит только перечень фамилий ученых, без объяснения того, что из их трудов легло в основу дипломной работы. Например, в дипломной работе на тему «Индивидуальные особенности умственного развития импульсивных детей старшего дошкольного возраста » сообщается: «Общую основу работы составили труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера». Это, действительно, общая основа, не конкретизированная по отношению к данному исследованию.

2. Дается беспорядочный список фамилий ученых, среди которых как те, на чьи работы опирался автор диплома, так и те, чьи труды достаточно далеки по отношению к этому дипломному исследованию. Например, в работе на тему «Коммуникативная компетентность как ресурс жизнестойкости педагога » указывается следующее: «Методологической основой исследования являются труды Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.А. Леонтьева, А.П. Алексеева, Г.М. Андреевой, Е.В. Руденского, Н.В. Гришиной, Д.А. Леонтьева, А.Г. Маклакова, С. Мадди и других».



3. Приводятся авторы разнообразных концепций без разъяснения того, как студент собирается соединить их в методологическом контексте одного и того же исследования. Так, в выпускной квалификационной работе на тему «Динамика тревожности в разные сроки беременности » сообщается: «Методологическая основа – работы Н.В. Боровиковой, Б.П. Никитина, М.С. Радионовой, А.Бертрана, Д.В. Винникотта, С. Грофа, Л. Перну, посвященные проблемам психологии беременных женщин. В частности, Б.П. Никитин отмечает важность психологической готовности женщины к рождению ребенка». Как правило, затем, на защите ВКР выпускник затрудняется объяснить комиссии это соединение.

4. Приводится длинный многоярусный список ведущих психологов, и объем трудов авторитетных исследователей не соответствует масштабу конкретной студенческой работы. Так, исследование по теме «Креативность в структуре профессиональной идентичности студента филологического факультета » дается следующая методологическая основа: «Теоретической основой исследования выступает теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Методологически значимыми для настоящей работы являются: закономерности системного подхода: закономерность иерархии и взаимосвязей (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Н.М. Пейсахов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Цагарелли, Б.М. Теплов и др.); исследования профессионально важных качеств и труда психолога (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.Н. Карандашев, А.Г. Лидерс, Р.В. Овчарова, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящева и др.); теории творческого мышления (О.С. Анисимов, А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Ю.Н. Кулюткин, А. Маслоу, А.М. Матюшкин, С. Медник, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, А.З. Рахимов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Торренс, О.К. Тихомиров и др.); концепции профессионально–личностного развития (А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев, Н.И. Калаков, Н.Д. Никандров и др.)».

Таким образом, выполнение исследовательской работы будет успешным только в том случае, если ее автор сможет построить исследование на целостном методологическом фундаменте. Методологическая основа работы предполагает выбор теоретической позиции, определяющей характер и организацию исследования. Правильное описание теоретико-методологической основы свидетельствует о методологической компетентности выпускника, о его умении придерживаться определенных правил научного познания и применять их в процессе решения профессиональных задач.

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Социология

Теоретико-методологические основы изучения института образования

Фурсова В.В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета

Модестов В.П.

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университет

В статье представлены основные теоретико-методологические положения парадигм социологии образования, которые могут быть применены при изучении современного института образования.

Ключевые слова: институт образования, структуралистская парадигма, феноменологическая парадигма, функционалистская парадигма, радикально-гуманистическая парадигма, онтология, концепция человеческой природы, концепция общества.

В современном российском обществе институт образования подвержен существенным изменениям. Это связано как с трансформацией всего общественного организма, так и с быстрыми темпами перестройки всей системы образования в контексте новых общественных потребностей. Поэтому в образовательной сфере возникает множество социальных процессов и связанных с ними проблем, таких как: коммерциализация российского образования; появление множества частных вузов, нередко с обучением сомнительного качества; переход на новую двухступенчатую систему, которая еще не полностью отработана, а поэтому не всегда востребована на рынке труда; практика ЕГЭ, которая вскрыла множество нарушений и негативных моментов, связанных с коррупцией, несовершенством тестирования и т.д.; углубление социального неравенства в системе образования в связи с сокращением бюджетных мест и невозможностью населения потреблять платные образовательные услуги; отставание в целом российской системы образования от европейских стандартов.

В связи с этим представляется целесообразным обозначить основные теоретико-методологические

подходы, которые можно использовать для анализа данных социальных процессов, в частности, и всей системы образования в целом. Для этого обратимся к теоретическому наследию и проведем анализ парадигм социологии образования, которые сформировались в 60-80-е гг XX века.

Согласно мнению зарубежных социологов, можно выделить следующие основания для выделения парадигм социологии образования .

1. Онтология. Эта категория относится к миру предметов, явлений, ситуаций, на которых держится знание. Так, в социологии задаются вопросами относительно реальности социальных явлений (группы, социального класса, статуса, института). В связи с этим существуют два основных подхода. Один из них - номинализм, опирающийся на концепцию искусственно сконструированного мира, а другой - реализм, основывающийся на утверждении, что все социальные явления реально существуют и их необходимо рассматривать как «вещи». В одном случае применяется аналитико-индуктивный метод, предполагающий изучение части общего, так как социальные структуры более глобального по-

Социология

рядка ни что иное, как конструкции духа, которые вообще не имеют никакой конкретной реальности. Другой метод обоснования - синтетико-дедуктивный, который объясняет отдельные явления, исходя из целого. Считается, что невозможно объяснить какое-либо социальное явление, не проанализировав социетальные общественные изменения, например, зависимость образования от конкретно-исторических условий данного общества. Это реалистическая позиция.

2. Эпистемология. Это принципы объяснения той или иной теории. Например, с точки зрения позитивизма, можно исследовать причинно-следственные связи, вскрывать закономерности различных явлений, не вдаваясь в субъективный мир человека, который познать невозможно. Основные постулаты позитивизма следующие: а) в социальном мире только наблюдаемые факты могут быть научно проанализированы; б) субъективная область, интуитивное сознание, чувства не поддаются науке. Феноменология же предполагает изучение внутреннего мира как субъективной реальности. Для того, чтобы его познать, нужно жить в нем и понимать его.

3. Концепция «человеческой природы». В ее трактовке сложилось два основных подхода. Детерминизм утверждает, что действия социального субъекта определены окружающей социальной средой. Например, решение действующего лица покинуть школу определено его социально-классовой принадлежностью. Волюнтаризм же предполагает, что субъект сам определяет свои поступки.

4. Концепция общества. Социальная реальность может быть объяснена либо в порядке, равновесии, в консенсусе, сплоченности, в интеграции, либо в противоречиях, конфликтах, изменениях. В связи с этим в социологии можно выделить две основные точки зрения: одна характеризуется отношением к обществу как к стабильному агрегату, а другая - как к постоянно изменяющемуся.

5. Методы исследования. Качественные исследования, основанные на изучении повседневной жизни, анализ случаев, сюжетов из жизни, изучение личных дел, применение глубинного интервью, а также количественные методы, которые применяются в традиционной социологии.

Пересечение этих точек зрения позволяет выделить четыре основные парадигмы социологии образования: структуралистскую, функционалистскую, феноменологическую, радикально-гуманистическую. Рассмотрим далее каждую из этих парадигм, имея в виду, что отнесение взглядов того или иного социолога к конкретной парадигме в известной степени условно, поскольку эти взгляды могут содержать и элементы других парадигм. Научное знание, и социология образования в том числе, существует и функционирует в реальности не по классификационным схемам. Наоборот, последние лишь подыто-

живают развитие знания, выступая своего рода идеализациями, отвлекающимися от частностей, как бы игнорируя возникающие пересечения и наложения различных принципов, подходов и концепций.

Структуралистская парадигма исходит из следующих базисных положений: необходимости изучения структуры общества, ее основных элементов, влияния одних элементов системы на другие (экономические процессы, социальную стратификацию, политику, культурные изменения); признания существования конфликта между элементами системы, основой которого является социальное неравенство (конфликт между поколениями, классами, учителями и учениками и т.д.). Представителями являются: Л. Альтуссер, П. Бурдье, Дж. Коулмен. Данная парадигма во многом основана на функциональном и конфликтном подходах. Некоторые ее представители мыслили в логике марксистского учения. По мнению структуралистов, система образования является идеологическим инструментом государства. Ее основная функция - формирование лояльных членов общества и воспроизводство социальной структуры. Институт образования среди других институтов общества, выполняющих идеологическую функцию, активно и эффективно участвует в воспроизводстве условий капиталистического общества, в котором постоянно существуют неравенство и эксплуатация. Образовательная селекция также детерминирована экономическим кризисом и ростом безработицы среди молодежи. При этом недипломированные молодые люди больше подвержены безработице, которая имеет тенденцию к увеличению. Таким образом, социальное неравенство постоянно воспроизводится. Это вновь подтверждает главный вывод представителей структуралистской парадигмы о том, что неравенство в системе образования - неизбежный атрибут современного общества. Бороться с этим явлением возможно посредством адекватной политики государства по поддержанию и социальному обеспечению всех, особенно низших слоев, с помощью специальных дополнительных программ, в первую очередь, для отстающих учащихся, а также представителей этнических меньшинств и выходцев из рабочего класса.

С точки зрения данной парадигмы, можно проанализировать социальное неравенство, существующее в современном обществе. Методология, разработанная классиками данной парадигмы, например, П. Бурдье, Ж.К. Пассероном и другими, позволяет изучать процессы социального неравенства в российском обществе . Многие отечественные исследователи, опираясь на данную парадигму, изучают социальное неравенство в сфере образования в России.

Функционалистская парадигма. Постулатами функционалистской парадигмы являются следующие: признание функционального единства

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

Социология

общества, рассмотрение его как относительно равновесной системы, для которой характерны саморегуляция, самосохранение, способность к самовоспроизводству, а каждому элементу соответствует набор явных и скрытых функций или дисфункций. Таким образом поддерживается единство системы и функциональный порядок в обществе. Эта парадигма основана на идеях Э. Дюркгейма, Т Парсонса, Р. Мертона.

Любое социальное явление, с точки зрения данной парадигмы, также можно представить в виде социальной системы с соответствующими ее основными свойствами, описанными Парсонсом, такими, как адаптация, интеграция, достижение целей, поддержание целостности системы. Эти свойства он рассматривает и применительно к анализу образования. В частности, Парсонс анализировал школьный класс как социальную систему и описал его, исходя из своей теории социальных систем. Известный французский социолог Р. Будон, рассматривая процесс социального воспроизводства общества в своей знаменитой книге «Неравенство шансов: социальная мобильность в индустриальном обществе», опираясь на теорию неравенства, выдвигает предположение о том, что родители учащихся - выходцев из рабочего класса, сами не заинтересованы в том, чтобы их дети получали высшее образование . Они учитывают различные факторы при выборе профессии для своих детей, среди которых наиболее определяющим является степень риска. Риск состоит в том, что с начала обучения до его завершения проходит несколько лет, в это время может измениться экономическая ситуация, вырасти безработица, особенно в профессиях, связанных с интеллектуальным трудом. По их мнению, зачем тратить столько лет на обучение, чтобы потом возникли трудности с работой. Поэтому они предпочитают выбирать своим детям такие профессии, для овладения которыми необходимо гораздо меньше времени. К этому добавляется фактор платного обучения в престижных вузах, что также является сдерживающим мотивом при выборе профессии, предполагающей высокоинтеллектуальный труд. Все это является основой воспроизводства в обществе социального неравенства. Функционалисты уделяют большое внимание анализу функций образования, его роли в обществе. Повседневная образовательная деятельность определяется либо обществом (исходя из постулатов социологической теории Э. Дюкргейма), либо потребностями общества (так считал, в частности, Т. Парсонс). Но в любом случае общественные процессы рассматриваются на макроуровне.

Опираясь на постулаты данной парадигмы, можно исследовать функции института образования, проследить, как они меняются в различных исторических условиях, какие из них становятся явными, какие остаются латентными, а какие и вовсе утра-288

чивают свое значение. Например, функция социальной селекции все более явно прослеживается в современной российской системе образования.

Следующая парадигма исследует социальное взаимодействие в образовательной сфере на микроуровне и основывается на интеракционизме, феноменологии, этнометодологии. Она получила название «микроинтерпретативного (интерпретативного)» подхода в социологии образования и стала активно разрабатываться во второй половине XX в.

Феноменологическая парадигма. Если для позитивизма в социологии, соответственно - в социологии образования, социальные факты должны быть концептуализированы как объективный порядок, то для интерпретативизма те же самые факты являются реальностью, зависящей от человеческой субъективности, которая и должна стать предметом социологии образования. На микроуровне исследуются социальные взаимодействия между учителями и учениками, преподавателями и студентами, то есть ситуации «здесь и сейчас» или события, происходящие в классной комнате в повседневной жизнедеятельности учебного заведения, т.е. индивидуальные взаимоотношения в рамках образовательного пространства.

Основы теории заложили Дж. Мид и Ч. Кули, которые рассматривали социализацию индивидов как результат их взаимодействия. Интерпретативизм, в ракурсе своих базовых посылок, довольно логично подвергал критике традиционные направления, в том числе структурный функционализм и конфликтную теорию, как упускающие из виду динамику ежедневной школьной жизни, которая влияет на весь процесс формирования сознания учащихся.

Социологи образования используют этот подход как приемлемый для рассмотрения взаимодействия между группами индивидов, а также между преподавателями и учащимися, учителями и администрацией школы, изучают также позиции, достижения, ценности учащихся, результаты их деятельности, их социально-экономический статус, который влияет на успехи в учебе. С помощью этого подхода началось изучение преподавательских ожиданий по поводу достижений учащихся, способностей учеников, а также школ как тоталитарных организаций. Данная парадигма опирается на следующие основные направления.

1. Символический интеракционизм. Он строится на следующих постулатах: индивиды оказывают влияние на ситуации, события в зависимости от значения, которое они в них вкладывают; значение является продуктом социального взаимодействия; оно изменяется в зависимости от окружающей индивида социальной среды. Другими словами, значение, которое придает индивид событиям, является действием окружающей социальной среды. Если окружающая среда изменяется, значения также под-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

Социология

даются изменениям. Интеракционисты склонны видеть отношения между преподавателями и учащимися как ситуацию конфликта, в которой они имеют различные цели взаимодействия. Стратегии поведения развиваются между участниками в зависимости от того, как они определяют ситуацию. Утверждается, например, что преподаватели имеют больше власти, чем ученики, но эта власть никогда не является тотальной. Интеракционисты предпочитают рассматривать взаимодействие в каждой конкретной ситуации, например, в классной комнате.

2. Этнометодология. Этнометодологи большое внимание уделяют исследованию процедур, которые акторы используют для понимания повседневного мира. Мир может восприниматься не как хаотичный, а как упорядоченный. То есть люди предпочитают интерпретировать социальный мир таким образом, чтобы сделать его понятным для себя. Этнометодологи стараются объяснить, каким образом люди конструируют свой повседневный мир, разделяя при этом большинство аргументов других представителей интерпретативного подхода. Они считают важным использование «субъективного» метода и придают решающее значение пониманию смысла. В рамках своего подхода этнометодологи различают понятия «предмет» и «ресурс». В социальном мире предмет - это мир взаимодействия, а ресурс - это то, что используют люди для придания смысла взаимодействию. Поскольку социолог - член общества, он будет использовать свои собственные ресурсы для придания смысла взаимодействиям, которые он исследует. Делая это, он может существенно исказить смысл взаимодействия, который вкладывали в него акторы. Чтобы избежать этого, социолог должен попытаться различить свои собственные ресурсы и ресурсы других. Один из способов, позволяющий этого достичь, заключается в том, чтобы определять каждое взаимодействие как уникальное событие, не связанное с тем, что было раньше. Понятно, что акторы не видят каждое взаимодействие как уникальное творчество. Люди связывают события вместе, используя свои «систематические практики». Эт-нометодологи интересуются тем, как они придают смысл вещам и действиям или связывают каждое взаимодействие в понятную форму. Язык имеет наиважнейшее значение в этом процессе. Любое слово имеет несколько значений, поэтому каждое предложение - коллекция двусмысленностей. Единственное, что помогает этого избежать, - это понимание акторами контекста. Однако этот подход не может объяснить, почему так много людей придают одинаковый смысл ситуации, если все зависит только от ее заданного контекста.

3. Феноменология. Феноменологи обращают внимание на выявление знаний акторов о ситуации, в частности, их знаний о других участниках взаимодействия. В процессе узнавания других участники

взаимодействия используют набор категорий для интерпретации их поведения. Преподаватель, например, может интерпретировать учеников как «умных» или «глупых». Феноменология фактически занимает доминирующее положение в интерпрета-тивизме. В целом, микроинтерпретативный подход, за некоторыми исключениями, пренебрегает необходимостью адекватного отражения внешних факторов, оказывающих влияние на ситуации взаимодействия. Он концентрируется на изучении ситуаций социального взаимодействия в классных комнатах, учительских, аудиториях. В то же время представители этого подхода не затрагивают социальный и культурный контекст, без которого рассмотрение социальных ситуаций не может быть в полной мере адекватно объяснено, но благодаря ему можно проникнуть в непосредственную жизнь и попытаться понять смысл, который акторы вкладывают в ситуацию взаимодействия. Следовательно, микроинтерпретативный подход обогащает макроисследования и дополняет их богатым эмпирическим материалом, тем более, что некоторые представители этого подхода пытаются связать воедино эти два уровня (например, П. Вудс ).

С точки зрения феноменологической парадигмы можно проанализировать на микроуровне те социальные процессы, которые не поддаются изучению с помощью традиционных количественных методов исследования. Например, проблему «качества образования», взаимодействия между преподавателями и учащимися, конфликты внутри образовательных учреждений можно изучить только на основе качественных методов, активно используемых представителями данной парадигмы.

Радикально-гуманистическая парадигма представлена незначительным количеством ученых (П. Фрейре, И. Иллич), однако в недалеком прошлом ее основополагающие принципы были достаточно распространены. Кроме того, ее истоки непосредственно связаны с философскими и социально-политическими учениями, влияние которых в современном мире по-прежнему достаточно велико. Радикально-гуманистическая парадигма основана на принципах номинализма, волюнтаризма, радикального изменения. Ее представители рассматривают институт образования как систему угнетения учащихся. Они предлагают радикальное реформирование системы образования или даже уничтожение ее посредством переустройства общества на основаниях социалистической ориентации, опираясь на методологию марксистского структурализма и феноменологическую социологию.

Идеи сторонников радикального гуманизма в социологии образования несут на себе явный отпечаток конфликтного подхода и левых политических убеждений, революционизма. В конечном счете его теоретико-методологические основания восходят к

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

Социология

радикально-социалистическим представлениям об устройстве общества и направленности его преобразования.

Несмотря на требования представителей данной парадигмы уничтожить существующую систему образования, что представляется довольно утопическим, тем не менее, некоторые положения ее сторонников находят подтверждения в реальной социальной практике, например, введение дистанционной системы образования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, применяя данные парадигмы к изучению современного института образования, можно наиболее полно и адекватно рассмотреть его на микро- и макроуровнях, вскрыть реально существующие социальные проблемы его функционирования.

Литература:

1. Laflamme C. Pour une analyse paradigmatique de la formation et l"insertion professionelle// La formation et l"insertion professionelle. - Quebec, Canada, 1993. - 250 p.

2. Bourdieu P., Passeron J. - C. La reproduction. elements pour une theorie du systeme d"enseignement. - Paris. Les editions de Minuit, 1970. - 345 p.

3. Boudon R.L., Inegalite des chances .La mobilite sociale dans les societes industrielles. - Paris: Armand Colin, 1973. - 430 p.

4. Woods P. Sociology and the School. - London.R.&K. Paul, 1983. - 250 p.

Theoretical and Methodological Background to the Analysis of Education

V. Fursova, V. Modestov Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with main theoretical and methodological postulates of the paradigm of sociology of education that can be applied in studies of modern education.

Key words: institution of education, structuralist paradigm, phenomenological paradigm, functionalistic paradigm, radical humanist paradigm, ontology, concept of human nature, conception of society.