» » Тест на тему предложения с чужой речью. Тест

Тест на тему предложения с чужой речью. Тест

▫ Вот это всё о чём? Что толку, что механизм раскрыт? Дальше-то что? Ах..., да, ``результаты работы помогут разработать стратегии...``
▫ Эх, дорогая Светлана Александровна! Я и рад был бы разделить эту радость с вами, но я слишком хорошо знаком со всеми подобными предложениями в сети, а потому просто советую вам на этот счёт не обольщаться. Скорее всего отборочный тур прошли все номинанты этого конкурса и подобные предложения направлены каждому. Альманах Российский колокол, каким бы известным и полюбившемся его не представляли, неизвестен почти никому, а вот чтобы сделать его известным, нужны такие авторы, как вы, которые согласятся на определённые финансовые вложения за публикацию своего труда. При этом замечу, что вместо гонорара вы получаете квитанцию о переводе на счёт редакции оговоренной суммы. Так как сумма будет вполне подъёмной, вас это не очень расстроит, но если вы просчитаете общий вклад в общее дело, то вы увидите, что собранной суммы окажется достаточно на издание как минимум двух таких альманахов-приложений. На таких условиях и вы сможете открыть свой издательский дом и жить на `широкую ногу`, проводить при этом литературные конкурсы в Инете, которыми вы станете завлекать ищущий признания пишущий народ в свои сети.
▫ не хочу портить себе настроение.... ` Уж ежели Ирина Тимофеевна солит огурцы, то лучше к ней во двор не заходить -- изругает вконец, заплюет, собаками затравит да еще сама выйдет за ворота, подопрет зд и начнет горланить на всю улицу, растрясет твою родню по восходящей и нисходящей линии. Нет для нее большей обиды, как если ее потревожат за таким глубокомысленным делом. ..Солила Ирина Тимофеевна огурцы, делала самое свое серьезное дело, ничего вокруг не видела, знать не хотела. /////// Да, пожалуй, толком она и не знала, кто после кого приходил, кто кому враг, что кому нужно, кто чем болел,-- было для нее это делом десятым, пустячным. . Ну, пришли, ну, ушли,-- что за беда? -- Ты мне голову не дури,-- говорила она с припевом,-- я твоего счета не понимаю. Зарядил одно -- при деникинцах да при деникинцах. Нашел примету какую. Мне ты по числам скажи, так и то не вспомню. Что они, эти самые деникинцы твои, солнце застили, что ли? Нет, браток, у меня календарь верный, огород не собьешь. Он всегда в свое время.`
▫ С годами, как никогда остро понимаешь, что самое ценное в человеке его здоровье. Не дай бог превратиться в овощ и стать обузой для своих близких. Только современное состояние российской медицины никак не способствует укреплению здоровья граждан. Проходишь комиссию и вдруг выясняешь, что у тебя целый букет болячек, которые непременно надо начать лечить. При этом направление в платную клинику, где после анализов выявляется такое, что сразу ложись в гроб и жди смертного часа. Но, конечно же, исключительно для вас и только на сегодня осталась ваша последняя надежда - лекарства из их личной аптеки. И ничего, что это БАДы (от них никто не умер) Более эффективного средства от вашей болезни не существует, а потому берите, не экономьте на своём здоровье. И вообще, если верить врачам, то здоровых людей нынче не бывает по их определению.

55. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Чужая речь, то есть высказывание других лиц, может передаваться прямой и косвенной речью.

Прямая речь - это дословная передача чужрп» высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором».

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей; высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание. Например, Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утором.

Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена, подойди сюда!» - крикнул он. - Он крикнут Алене, чтобы она подошла к нему.)

Задачи и тесты по теме "Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь."

  • Cпособы передачи чужой речи - Предложение с чужой речью 8 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при передаче чужой речи

    Уроков: 1 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Прямая речь, диалог - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 3

  • Знаки препинания при прямой речи - Предложения с чужой речью 11 класс
28.03.2017 4920 512 Габитова Марина Владимировна

Контрольный тест по теме
«Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, способы цитирования».
1. Установите соответствие:
А) передача слов двух и более лиц; 1- прямая речь;
В) передача чужой речи от лица говорящего,
а не того, кто ее произнес; 2- косвенная речь;
С) дословные выдержки из высказываний,
Произведений для подтверждения своей мысли; 3- диалог;
Д) точно воспроизведенная чужая речь. 4- цитата.
2. Укажите предложение с цитатой, оформленной как прямая речь.
А) Белинский писал о пушкинском стихе, который «благороден, изящно прост, национально верен духу языка».
В) Стих Пушкина, как писал Белинский, «благороден,…, прост, верен духу языка».
С) Белинский писал, что «стих Пушкина благороден, изящно прост, верен духу…»
Д) По словам Белинского, «стих Пушкина благороден, изящно прост, верен духу…»
Е) Белинский писал: « Стих Пушкина благороден, изящно прост, верен духу языка».
3. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П, - а, - п».
А) Эй добрый человек закричал ямщик Скажи не знаешь ли где дорога
В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица.
С) И хором бабушки твердят Как годы наши-то летят
Д) Его надо проучить подумала она и это будет ему наука.
Е) Послушай мужичок сказал я ему знаешь ли ты эту сторону
4. Косвенный вопрос передан в предложении:
В) Мы спросили библиотекаря, что нам прочитать об Австралии.

Е) Учитель попросил, чтобы мы принесли завтра повесть Гоголя «Шинель».
5. Установите соответствие.
А) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.
В) «Завтра ожидается резкое понижение температуры!» - сообщили синоптики.
С) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.
Д) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.
Е) «А погода-то всё хуже и хуже…»
1- способ №1; 2- способ №2; 3- способ №3; 4- способ №4; 5- способ №5.
6. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П»,-а.
А) Сережа встал и сказал Я сегодня уезжаю
В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица
С) Он грозно закричал Зачем ты сюда явился
Д) Не трогайте его закричал Дубровский.
Е) Это твоя дочка спросил я смотрителя.
7. Предложение соответствует схеме «П, -а. – П?»
А) Теперь подумал я тропинка куда-нибудь приведет
В) Капитан сказал Возьми этот талисман, он принесет тебе счастье
С) Стой братцы стой кричит Мартышка Погодите
Д) Извините за беспокойство обратился ко мне мальчик Не могли бы вы сказать как пройти к пристани
Е) Погоди капитан сказал Дерсу.
8. Найдите схему, соответствующую предложению Мне кажется сказал он что люди живут по-иному чем мы.
А) «П», - а. В) «П! –а.-П». С) «П?-а.-П» Д) «П,-а,-п» Е) А: «П».
9. Какой способ передачи использован в следующем тексте:
«Ты где живешь, мальчик?» - «Вон моя хата. Прямо у дороги».- «А родители дома?»- «Нет, но скоро будут».
А) диалог; В) монолог; С) прямая речь; Д) косвенная речь; Е) цитата.
10. Найдите схему, соответствующую предложению Мастер спросил Вы знаете когда начинается рабочий день
А) А: «П?» В) «П!-а.-П?» С) «П, - а, -п». Д) «П?» - а. Е) А: «П!»
11. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении Сдержанные рыдания матери заставили ребёнка проснуться и взглянув на неё и на стоящую рядом бабушку ребенок тоже заплакал.
А) 5; В) 4; С) 3; Д) 2; Е) 1.
12. Укажите пропущенные знаки препинания в предложении Я говорил вам воскликнул он что нынче будет погода
А) кавычки, запятая, запятая, кавычки, точка.
В) кавычки, запятая, тире, точка, восклицательный знак, кавычки;
С) кавычки, запятая, тире, запятая, тире, восклицательный знак, кавычки.
Д) кавычки, точка, кавычки, запятая, восклицательный знак.
Е) кавычки, восклицательный знак, тире, запятая, восклицательный знак, кавычки.
13. Укажите предложение, в котором прямая речь – побудительное предложение.
А) «Опять не то!»- воскликнул Петр Васильевич.
В) «Ох, напрасно вы способствовали их свадьбе!» - сказала Бопай со вздохом брату.
С) В полдень широкая степь огласилась криками: «Уводят! Уводят!»
Д) Вскочил да кричит: «Доктора! Пошлите за доктором!»
Е) «Никогда!» - Шокан даже вздрогнул от негодования.
14. Выберете из предыдущего задания предложения, соответствующие схеме А: «П!»
15. Установите соответствие предложений и схем.
А) Что же ты мне подаришь спросил Гриша у моря Хорошо бы большую раковину.
В) Дивился старый Тарас и говорил Не Остап, а добрый, добрый воин.
С) Погоди Серёженька отвечает она я занята
Д) Положи на место сказала мама, видевшая все в зеркале.
Е) Да ты этого не читал воскликнул он вдруг Ты не читал этого вовсе
1- «П, -а,-п». 2- «П! –а.- П!» 3- «П? –а.- П». 4- А: «П». 5- «П»,- а.

16. Укажите предложение, соответствующее схеме «П? –а.- П?»
А) О чем ты грустишь моя милая дочь спрашивал король.
В) Ты с нею танцуешь мазурку сказал он торжественным голосом она мне призналась.
С) Когда же ты приедешь спрашивала она Сколько мне ещё ждать
Д) И когда он ешё приедет прибавила она то не принимать.
Е) Должно быть сон дурной видели продолжал он всё приветливее и ласковее.
17. Укажите предложение с косвенной речью.
А) Говорит им князь тогда В добрый путь вам господа.
В) Я ей сказал Хочешь пойдем прогуляемся в саду.
С) Князь тихо на череп коня наступил и молвил Спи, друг одинокий.
Д) Смотритель объявил что лошади присланные из деревни ожидают его.
Е) Вдруг говорят мне Человек вас спрашивает.
18. Предложение соответствует схеме «П!» - а.
А) Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать.
В) Их отпустили до приговора сказал дворник Объявят завтра, в девять вечера.
С) Мама мама закричал вдруг он.
Д) Дедушку знаешь мамаша матери сын говорит.
Е) На вопрос мой Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне ответа
19. Укажите предложение из предыдущего задания, соответствующее схеме «П,-а.-П».
20. Мелодия росла поднималась бушевала и вот она понеслась как ветер к вершинам деревьев. Пропущено запятых
А) 3; В) 4; С) 7; Д) 6; Е) 5.
21. Поражало безмолвных посетителей филиала то (1) что хористы (2) рассеянные в разных местах (3) пели очень складно (4) как будто весь хор стоял (5) не спуская глаз (6) с невидимого дирижёра. Укажите цифры, на месте которых надо поставить запятые.
А) 1,3,4; В) 1,2,3,4; С) 2,3,4,5; Д) 1,2,3,4,5,6; Е) 1,2,3,4,5.
22. Ещё не такие песни я слушала ночью темной (откуда такая нежность?) у самой груди певца. (Цветаева) Чем осложнено предложение?
А) прямой речью; В) косвенной речью; С) вставной конструкцией;
Д) обращением; Е) вводным словом.
23. Косвенный вопрос передан в предложении:
А) Попробуем определить, так ли хорош этот комбайн в эксплуатации.
В) Морозка, перегнувшись через перила, смотрел на потоки бущующей воды.
С) Мы горячо доказываем, что предстоящая конференция станет судьбоносным явлением в истории страны.
Д) Мать обрадовалась встрече, всё целовала Машу и спрашивала, здорова ли она.
Е) Маратик подумал о том, как расстроятся его родители, узнав о его побеге.
24. Выберете предложение из предыдущего задания, в котором косвенную речь можно заменить прямой. Получившееся предложение запишите.
25. Абай – мудрость, совесть, душа казахского народа. (Мухтар Ауэзов) Оформите цитату несколькими возможными способами.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок русского языка в 11 классе на тему

"Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь".

Ознакомительный момент.

Урок повторения, углубления и систематизации знаний будет иметь ярко выраженную практическую направленность, т.к. базовые теоретические положения по этой теме были освещены в курсе основной школы.

Необходимые справочные материалы будут даваться в виде опорных схем с кратким пояснением.

Задания, упражнения и микротексты представлены в виде блоков. Используемый дидактический материал составлен не только по изучаемой теме, но включает слова и предложения на ранее рассмотренные правила и наиболее сложные случаи пунктуации, которые объясняются попутно на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Уровень А. Что такое чужая речь. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Уровень В, С. Понимать и объяснять, в чём отличие прямой речи от косвенной, постановку знаков препинания при передаче чужой речи.

Цели:

Познавательные:

1) выяснить, в чём сходство и различие прямой и косвенной речи;

2) знать структурные элементы прямой и косвенной речи;

3) уметь расставлять знаки препинания в прямой и косвенной речи.

Воспитательные:

1) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.

Развивающие:

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

4) развивать умение работать парно.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу в том числе через видео-фрагмент «Зарисовка весеннего утра»

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихcя через напоминание о том, что при работе с частью С на ЕГЭ будет максимально необходим данный материал)

Д/з - параграф 102 упр. 480 по учебнику Гольцовой Н.Г.

I. Стадия вызова

В начале урока сообщаются тема урока и программа работы. Задания предъявляются с помощью мультимедийной презентации и отдельных карточек.

Проводится инструктаж по оценочным листам.

К уроку подготовлены справочные материалы (опорные таблицы, схемы, оценочные листы, словари, подключение к сети Интернет, тексты упражнений учебника).

1. Систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме

На прошлом уроке мы повторили изученные в основной школе правила постановки знаков препинания при прямой речи. В качестве тренировки навыков постановки знаков препинания при прямой речи вы работали с предложениями упражнения 477.

Напомним ещё раз эти правила.

Перед вами на экране ряд предложений, которые надо записать, расставить знаки препинания и записать схемы этих предложений условными знаками, знакомыми вам ещё из курса основной школы. Оценивать вы будете друг друга, составляйте схемы чётко, с минимальным количеством исправлений.

ПРИМЕР (на слайде)

1. «Позвольте, - прошептал Эмиль трепетным голосом, - позвольте мне ехать с вами».

«П, - а, - п»

На экране:

1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//

2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян

5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди

6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться

Поменялись тетрадями

Проверка (на экране) - ВЗАИМОПРОВЕРКА

1. Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!»

А: «П!»

2. «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

«П», – а.

3. «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?»

«П, – а, – п?»

«П! – а. – П?»

5. Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»

А: «П?»

6. «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».

«П, - а, - п»

За каждую абсолютно правильно выполненную схему – 1 балл (максимум – 6 баллов)

Делаем выводы , что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);

4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения

Какими в наших примерах?

ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ

Одной из ошибок при написании части С на ЕГЭ является необоснованный повтор одного и того же слова. В частности, слова «СКАЗАЛ».

Посмотрите в словаре синонимов – какими синонимичными словами можно воспользоваться при передаче чужой речи.

СЛОВАРИ, ИНТЕРНЕТ используются для нахождения синонимов.

Итог работы.

Выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, развивать мысль, распространяться, рассуждать, витийствовать, ораторствовать, держать речь, проповедовать, гласить, вещать; барабанить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, тянуть, цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать, утверждать

II. Погружение в новый материал .

Итак, чужую речь можно передавать непосредственно – прямо, можно непрямо – КАК?

КОСВЕННО

Кстати, что значит слово «косвенная»? КОСАЯ – не прямо.

  1. Разыграть ситуацию

Коридор – учительская: Учитель(Я) – Света(ученица)

Я: «Света, завтра в связи с мониторингом будет изменено расписание. Предупреди класс».

Света классу: «Валентина Владимировна велела предупредить, что завтра в связи с мониторингом будет изменено расписание»

Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) «Завтра ожидаются осадки», - сообщили по радио.

2) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.

Использование вводного предложения

3) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки

Использование СПП с придаточным изъяснительным

4) По радио сообщили о возможных осадках.

Использование односоставного неопределённо-личного предложения

2) Проведём небольшое исследование.

Исследовательская работа (Приложение 1)

Сравните предложения с прямой и косвенной речью, данные вам на листах

Предложения с прямой речью

ли они на выставке камней

Мария сказала, что

Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу

Я сказал Савельичу, чтобы

У соседа я спросил, который час.

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.

и ответьте на вопросы (можно дополнительно опираться на материла таблицы учебника в.Ф. Грекова стр. 235-236):

2. Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора.

3. Прочитайте предложения, где речь вводится как придаточное предложение

4. Какое место занимает (косвенная речь) это придаточное в сложном предложении

5. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:

6. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?

7. Как меняются личные и притяжательные местоимения?

7. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?

8. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?

Заполняем таблицу. (Приложение 2)

Учащиеся самостоятельно заполняют часть «Выводы»

Характеристика

Выводы

Представляет СПП с придаточным изъяснительным

, ()

В повествовательном - союз ЧТО

В побудительном – союз ЧТОБЫ

В вопросительном – частица ЛИ, союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО

Обращения становятся дополнениями, либо опускаются вовсе, как и междометия, и экспрессивные повторы.

Личные и притяжательные местоимения передаются от лица автора.

ВЫВОД:

Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.

Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора.

Не сохраняются средства выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).

Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.

Многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа.

III. Этап закрепления. Упражнения для закрепления (раздаются учащимся дифференцированно)

Упражнение для закрепления *

Работа с упражнением 434 (Греков В.Ф.) стр 236 – устно.

Исправление речевых ошибок при употреблении косвенной речи

АЛГОРИТМ РАБОТЫ:

1. Чтение предложения

2. В чём ошибка

3. Исправленный вариант.

IV. Этап контроля усвоения материала

Выполняется тест. (Приложение 3)

Ключи к тесту: 1-3; 2-2; 3-2; 4-1; 5-2; 6-2; 7-3; 8-2; 9-1; 10-4; 11-4 на слайде

Самопроверка

Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, в ваших оценочных листах отметьте в итоговой строке количество баллов и вашу оценку того, как вы справлялись с заданиями на всех этапах урока.

Приложение 3 ТЕСТ по теме «Способы передачи чужой речи»

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение;

2) сложносочинённое предложение;

3) сложноподчинённое предложение;

4) простое осложнённое предложение.

2. В схеме предложения с прямой речью «П - а,- П» недостаёт:

1) точек;

2) запятой;

3) вопросительного знака;

4) восклицательного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

1) Предложение с прямой речью;

2) предложение с косвенной речью;

3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4 . При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. необходимо употребить:

1) союз что;

2) союз-частицу ли;

3) союз чтобы.

5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват

3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

1) «П»,- а.

2) «П,- а.- П».

3) «П,- а,- п».

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»

2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».

3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». - подумал Павел.

4) «Ирина, ты опять плачешь», - начал с беспокойством Литвинов.

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»

2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.

3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».

4) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением.

9 . Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!

2) «В четыре руки жить захотел!» - клокотало в ней.

3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».

4) И боец сказал: «Понятно!»

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «За все ответите!» - грозно сказала мать.

2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»

3) «Ужасная погода, - ворчала бабушка, - хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».

4) «Уходите!», - твердо сказал Пашка.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Ура!» - кричали люди на площади.

2) «Наконец-то весна, - подумала мама, - скоро сын вернется».

3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»

4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»

Приложение 4

Оценочный лист ученика 11 а класса ________________________________

(фамилия, имя)

Вид работы

Испытывал ли затруднения при выполнении:

V – да

X – незначительные

O – нет

Количество баллов

максимальное

реально

Расстановка знаков препинания, построение схем предложений с прямой речью

Поиски слов - синонимов в словаре

6 - (за каждые 10 слов – 2 балла)

Сравнивание предложений с прямой и косвенной речью. Формулировка выводов.

Замена прямой речи косвенной

5 * 10**

(за каждое верное предложение – 1* или 2** балла)

Тест

ИТОГИ РАБОТЫ

33 (38)

Приложение 1

Исследование предложений с прямой и косвенной речью.

Сравните предложения с прямой и косвенной речью

и ответьте на вопросы после таблицы

(можно опираться на материл учебника В.Ф. Грекова на стр. 235-236):

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.

Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней

«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария.

Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.

Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».

Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу

«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!»

Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп»

«Который час?», - спросил я у соседа.

У соседа я спросил, который час.

«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.

1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.

Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора?

2. Прочитайте предложения, где речь вводится как придаточное предложение?

Какое место занимает это придаточное (косвенная речь) в сложном предложении.

Назовите вид придаточного.

3. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:

Прямая речь - вопросительное предложение?

Прямая речь – побудительное предложение?

Прямая речь повествовательное предложение?

4. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?

5. Как меняются личные и притяжательные местоимения?

6. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?

7. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?

Приложение 2

Заполняем самостоятельно второй столбик в таблице по итогам исследования

Основные параметры косвенной речи.

Характеристика

Выводы

Место косвенной речи в предложении.

Какое это предложение по структуре.

Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении

Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной

Как меняются личные и притяжательные местоимения

Общий вывод.

Упражнение для закрепления *

Замените прямую речь косвенной речью:

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».

2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», - отмечали посетители выставки.

3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

Переведите прямые вопросы в косвенные

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»

2) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»

Упражнение для закрепления **

Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

  1. Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».
  2. 2) «Что-то случилось?» - спросила мать, как бы придерживая сердце рукой.

3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,- сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать.

4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,- опять попросил я таксиста.

5) «Памятники надо ставить при жизни,- включился в разговор папа.- Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни».

(Из произведений А. Алексина).


йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Содержание:

Теоретический блок.

Письменные работы:

Карточки с обучающими упражнениями;

Карточки с контрольными упражнениями;

Письменные работы творческого характера.

1 - фонетический разбор

2- разбор по составу

3- морфологический разбор

4- синтаксический разбор

Таблица успеваемости.

задание

номера заданий

упражнения на закрепление

392

393

398

400

карточки с обучающими упражнениями

карточки с контрольными упражнениями

творческие работы

Публичное выступление на общественно значимую тему.

1. Теоретический блок с упражнениями на закрепление.

Прочитайте материал зачётного раздела и выполните упражнения к нему.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Прямая речь - это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.

ОБРАЗЕЦ: Капитан крикнул: «Купаться!»

Прямая речь заключается в КАВЫЧКИ!

А: «П».

«П», - а.

«П, - а, - п».

«П, - а. - П».

А: «П!»

«П!» - а.

«П? - а. - П».

«П! - а. - П».

А: «П?»

«П?» - а.

«П! - а. - П!»

( упр. 392) Постройте к данным предложениям схемы.

1.«А у нас какой лучший город?» - спросил опять Манилов. 2. «Петербург», - отвечал Фемистоклюс. 3. «Право, останьтесь, Павел Иванович! - сказал Манилов. - Посмотрите, какие тучи». 4. «Как вам показался наш город? - примолвила Манилова. - Приятно ли провели там время?» 5. «Очень хороший город, - отвечал Чичиков, - и время провёл очень приятно». (Н.Г.)

( упр. 393) Спишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.

1.Молчание нарушил этот неизвес…ный произнеся низким голосом добрый день симпатичнейший Степан Богданович. 2.Да, мы атеисты улыбаясь ответил Берлиоз. (Булг.) 3.Да ведь это школа радостно 2 сказал шофёр тут учительница живёт. (Пауст.) 4.А почему мне ехать вправо спросил ямщик с неудовольствием где ты видишь дорогу 5.Прошу не умничать сказал я своему дядьке сейчас неси сюда заячий тулуп (П.)

Диалог . Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки; перед репликой ставится тире , а кавычки не ставятся.

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он прямо в очи:

- Что, умираешь?

- Да, умираю, - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. (М.Г.)

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнёс. Они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все её формы и особенности. Они представляют собой сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, когда, почему и др.

Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

Повествовательное предложение

Союзы что, будто

Побудительное предложение

Союз чтобы

Вопросительное предложение:

С вопросительным местоимением или наречием

Без вопросительного слова

Вопросительное местоимение или наречие

Частица ли

Местоимение 1-го лица (я, мы)

Местоимение 2-го лица (ты, вы)

Лицо адресата чужой речи

(упр.398)Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, запишите их.

ОБРАЗЕЦ: Учитель спросил ученика: « Ты готов к ответу?» -

Учитель спросил ученика, готов ли он к ответу.

1.Лесничий сказал: «Перед охотой нужно хорошо отдохнуть». 2.Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идёте?» 3.Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел». 4.Я спросила подругу: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?» 5.Бабушка попросила внучку: «Прочитай мне это письмо».

(упр.400)Каждое предложение перестройте так, чтобы в нём было указание на то, чьё это сообщение; сделайте это при помощи: 1) вводных слов; 2)косвенной речи; 3)прямой речи.

1.Хорошая книга - настоящий праздник. 2.Внимательное и быстрое чтение - очень важный навык.

Цитаты и знаки препинания при них. Цитаты - это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».

Н.Г.Чернышевский справедливо считал, что «развитие языка идёт вслед за развитием народной жизни».

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост…»

В поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» лейтмотивом всего произведения являются следующие строки:

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле .

Письменные работы

Карточки с обучающими упражнениями

1.Прямая и косвенная речь. Спишите предложения, постройте к ним схемы.

1.Уложив котомку, старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал: «Возьми, капитан, береги, он принесёт тебе счастье». 2. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу. 3. «Что будем делать?» - спросил я Дерсу. 4. «Не надо, не надо, капитан!» - говорил он испуганно и торопливо. 5. «Теперь, - подумал я, - тропинка куда-нибудь приведёт». (В.Арсеньев) * Подчеркните глаголы в повелительном наклонении.

2.Прямая и косвенная речь. Спишите, расставляя знаки препинания.

А как ваше здоровье Славу богу не пожалуюсь сказал Собакевич И точно, не на что было жаловаться, скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформированный помещик Да вы всегда славились здоровьем - сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич Мне кажется сказал председатель вы бы тоже повалили медведя, если бы захотели выйти против него Нет, не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче. (Н.Гоголь)

3.Прямая и косвенная речь. Вставьте в данные предложения слова автора, используя разные глаголы. Предложения запишите.

1.Садитесь в машину! Прокачу с ветерком! 2.Где начинается наша река? Надо об…зательно добраться до её истоков. 3.Тише! Слышите, как залива…тся соловей?

4.Прямая и косвенная речь. Запишите данный текст в виде диалога.

Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь. Я пишу книгу. Повесть? Не совсем. Роман? Нет. Её совершенно 2 нельзя назвать романом. А, я знаю, ты пише…шь очерки. Вряд ли. Так видно это будет нечто (авто)б…ографическое. Чтобы её написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни. Так что же ты пишешь в конце концов? Книгу. (В.Солоухин.)

Карточки с контрольными упражнениями

Выберите одну карточку и выполните задания к ней.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 1 вариант. (с.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Каникулы! радостно кричали дети.

В развитии народной жизни видел Чернышевский причину развития языка.

Пугачёв сказал Гринёву Ты передо мной виноват.

Какая у вас температура? спросил врач.

Почему мне не ехать вправо? спросил ямщик Где ты видишь дорогу?

Переделайте из данных предложений предложения с косвенной речью и вводными словами.

Врач спросил: «Что вас беспокоит?»

Очевидцы рассказали: «Мужчина сам бросился под поезд».

«Красота требует жертв», - отвечают парикмахеры.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 2 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Когда ты пойдёшь в библиотеку? спросила мама.

В.Г.Белинский писал Стих Пушкина благороден … верен духу языка.

Петя воскликнул Вот так подарок!

Как вам угодно сказал урядник делайте, что хотите.

Кто такой Плюшкин? спросил Чичиков.

Врачи говорят о том, что курение вредно для лёгких.

Безусловно, внимательное и быстрое чтение - важный навык.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 4 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Света радостно закричала Подснежники распустились!

М.В.Ломоносов считал Язык российский ни единому европейскому языку не уступает.

Куда идёт автобус? спросили мы у шофёра Нам нужно в центр города.

Красиво у вас прошептал от восторга Сергей.

Мошенник! отвечал Собакевич.

Замените данные предложения предложениями с прямой речью.

Ученики знают, что быстрое и внимательное чтение - полезный навык.

Учитель спросил, кто из ребят дежурный.

Учитель сказал, безусловно, за мелом сходит Сергей.

Коля сказал, конечно, его брат - сварщик.

3. Письменные работы творческого характера.

1) Публичное выступление на общественно значимую тему.

Содержание должно соответствовать ряду требований:

1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики

2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.

3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.

4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.

5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.

Композиционно-логические части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой

изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил :

1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот.

2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной-двумя фразами, или даже отдельными словами.

3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие.

4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться.

Запишите небольшое высказывание о важной, по вашему мнению, проблеме.

Составление сравнительной характеристики двух знакомых лиц.

К. Брюллов «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых».

Карл Павлович Брюллов прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Его кисти принадлежат прекрасные портреты и акварели, замечательная картина на исторический сюжет "Последний день Помпеи" и, наконец, он принимал участие в работе над росписью крупнейшего Российского храма в Санкт-Петербурге - Исаакиевского собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой - большой золотой медалью. В то время золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и им полагался соответствующий денежный пенсион. Карла и его брата Александра Общество поощрения художников направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835 года.

п/п

Что сравнивается?

Александра Афанасьевна

Ольга Афанасьевна.

Поза, руки.

Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки.

Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой - хлыст.
Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.

Лицо.

Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное).

Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.

Глаза.

Широко раскрыты, приветливы, лучисты.

Прищуренные, добрые.

Взгляд.

Выразительный, обращён к зрителям, добрый.

Сосредоточенный, ласковый.

Нос.

Маленький, короткий, аккуратный.

Немного острый, средний по величине, прямой.

6..

Рот, губы.

Маленький, изящный; яркие алые губы.

Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.

Волосы.

Темные, плотно уложены и гладко причёсаны.

Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны.

Одежда.

Одета в амазонку - женское длинное платье особого покроя для верховой езды.

Одета в амазонку.

Характер.

Романтичный. Открытая и свободная в разговоре.

Мечтательный, сдержанный.

10.

Отношение художника.

Выписывает каждую деталь.

Выписывает каждую деталь.

Образец сочинения:

Карл Павлович Брюллов считается одним из лучших портретистов России 19 века. Кисти художника принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
На одной из картин мастера «Портрет сестёр А. А. и А. О. Шишмарёвых» мы видим двух девушек, собирающихся совершить верховую прогулку. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении, спускающимися по ступеням.
Они одеты в амазонки, платья для верховой езды. У крыльца стоят разгорячённые лошади, едва сдерживающие свой норов. Рядом с девушками бежит собака, которая постоянно сопровождает из прогулки. С первого взгляда видно, что девушки - родные сёстры. Одна из них старшая. У обеих очень похожие тёмные глаза. Они молоды, интересны и очень привлекательны, нарядный вид говорит о том, что девушки из состоятельной дворянской семьи.
На картине старшая Александра грациозна и стройна. В одной руке держит платочек, а другой облокотилась о перила. Младшая Ольга застыла на месте с хлыстом в руке. Она похожа на подростка. Об этом говорит выразительное румяное лицо с лукавой, таинственной улыбкой. Её волосы тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. А удивительно миловидное, женственное лицо с широко раскрытыми глазами Александры отражает её сдержанный и скромный характер. Её широко раскрытые лучистые глаза с добротой обращены к зрителям.
Ольга мечтательная, её взгляд сосредоточенный и ласковый. Она более весёлая, воздушная, уважает старшую сестру, пропуская её вперёд.
Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью. Художник, раскрывая красоту женского образа, передаёт не только внешнее очарование, но и внутренний мир девушек.

Создайте своё сочинение: на основе картины К.Брюлова или можете описать двух своих знакомых лиц.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Ваша задача: записать какую-либо историю, в которой либо необходимо описать кого-либо или что-либо (внешность друга, местность, время суток и т.д.) или порассуждать о том, что случилось в повествовании. Текст должен состоять не менее из 8-9 предложений.