» » Все эпохи по порядку. Хронологические периоды и эпохи в истории человечества

Все эпохи по порядку. Хронологические периоды и эпохи в истории человечества

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ - единица периодизации исторического процесса, выделяющая качественно период развития человечества. Не существует какой-то однозначной периодизации истории по эпохам. Уже разделение прошлого, настоящего и будущего может с некоторым основанием быть представлено как разделение на исторические эпохи. В эпоху Возрождения в науке были выделены такие периоды истории, как Древность (Античность и Древний Восток) и Средневековье. Позднее появились понятия новой и новейшей истории. Средние века закончились падением Константинополя, с этого момента начинался отсчет новой истории. Просветители называли Средние века временем господства религии и теологии. Для марксистов Средние века - феодализма. В теориях модернизации это характеризуется как эпоха традиционных обществ.

Новое время подразделяется на этапы на основе конкретных событий, напр.: от Английской революции 1640 до Французской революции 1789, от 1789 до разгрома Наполеона в 1815, от Венского конгресса до поражения революции 1848, от 1849 до Парижской коммуны 1871, с 1871 до Октябрьской революции 1917. В теориях модернизации периодизация Нового времени выглядит по-иному: 1) эпоха меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов; 2) эпоха буржуазных революций, становления и расцвета капитализма; 3) эпоха раннего индустриализма (после 1-й промышленной революции); 4) эпоха после 2-й промышленной революции (использование электричества, конвейера в нач. 20 в., открытие радиоактивности и пр.); 5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х гг. 20 в.

Критериями выделения эпох в марксизме были формации (см. Формации общественные) и периоды классовой борьбы. Поэтому внутри формации выделял определенные этапы (эпоха домонополистического капитализма, эпоха империализма).

Лит.: Ленин В. И. Империализм как высшая капитализма.- Полн. собр. соч., т. 27; Маркс К. К. критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13; ШпенгдерО. Закат Европы, т. 1, Образ и . Новосибирск, 1993; Савельева И. М; Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997; NeisbittJ. Megatrends. Ten New Direction Transforming Our Lives. N. Y, 1983; Eisenstadt S. N. Introduction: Historical Traditions, Modernization and Developement.- Pattern of Modernity, vol. 1, The West. L., 1988; TofflerA., TofflerH. Greating of New Civilization. The Politic of the Third \\ave. Atlanta, 1995.

В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    ЭПОХА (от греч. epoche, букв. остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие либо характерные особенности … Энциклопедический словарь

    Брежнев и его эпоха. Историческая справка - Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года, но официально его днем рождения считалось 19 декабря 1906 года (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом. Родился он … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Историческая наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определенной внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры. Следующие… … Философская энциклопедия

    - «ЭПОХА НЕВИННОСТИ» (The Age of Innocence) США, 1993, 133 мин. Эстетская историческая мелодрама. Мартин Скорсезе вечный неудачник оскаровских церемоний. На этот раз ни его фильм, ни сам режиссер не были даже номинированы на эту премию: в почетный… … Энциклопедия кино

    эпоха - О периоде общественного и культурного подъема; о счастливом времени. Блаженная (устар.), блестящая, блистательная, бурная, важная, великая, величественная, героическая, грандиозная, громкая, достославная (устар. и ирон.), знаменательная,… … Словарь эпитетов

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? эпохи, чему? эпохе, (вижу) что? эпоху, чем? эпохой, о чём? об эпохе; мн. что? эпохи, (нет) чего? эпох, чему? эпохам, (вижу) что? эпохи, чем? эпохами, о чём? об эпохах 1. Эпоха это продолжительный… … Толковый словарь Дмитриева

    Историческая феминология - (женская история, история женщин) направление исторического знания, сформировавшееся в отдельную самоценную отрасль в середине 70 х гг. XX в. Предмет исторической феминологии это женщины в истории, история изменений их социального статуса и… … Термины гендерных исследований

    Науч. дисциплина, задачей к рой является составление ист. карт и атласов, разработка методики их создания. Использование картографич. метода исследования для целей ист. науки привело к широкому применению ист. карт в ист. и историко географич.… … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… … Литературный энциклопедический словарь

    Эпоха Сталина период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этой эпохи обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926 1929); конец приходится на… … Википедия

Книги

  • Эпоха Петра I с головы до ног. Развивающая карточная игра , Степаненко Екатерина. Короли, ученые, государственные мужи и полководцы - 14 важнейших персонажей первой четверти XVIII века в одной колоде! Веселая и увлекательная историческая игра познакомит с героями того…

Что такое исторические эпохи, и в каком порядке они расположены? По какому принципу выстраивалась именно такая хронология? Какие признаки характерны для каждой из эпох, и почему тот или иной вид искусства, технологий развивался в определенный промежуток времени? Современные историки готовы дать ответы на все эти вопросы.

Что такое историческая эпоха

Эпоха в истории – это временной промежуток. Его длительность определяется событиями, характерными признаками, особенностями развития промышленности, искусства, человечества в целом.

Само слово-определение «эпоха» имеет греческие, а точнее – древнегреческие корни, переводится буквально как «значимый момент». Не все исторические периоды стали эпохами. К примеру, в тот или иной промежуток времени не происходило никаких значительных событий, и они остались в так называемом безвременьи.

В качестве примера можно привести литературные факты. Своеобразными эпохальными событиями можно назвать появление в литературе таких произведений, как «Война и мир» или «Тихий Дон».

Критериями периодизации исторических процессов стали общественные формации и формации в искусстве. На их основании были выделены:

  • Древний мир,
  • Средневековье,
  • Новое время,
  • Новейшее время.

И если рассматривать эти временные периоды через «призму» событий, особенности развития искусства, литературы, промышленности, то можно разобраться детально в том, что такое исторические эпохи.

Каждый из перечисленных временных промежутков развития человечества можно разделить на дополнительные эпохи, для которых характерны те или иные события. Яркий тому пример – эпоха древнего мира. Именно в этот промежуток истории человек сделал колоссальный рывок в освоении недр земли, введении пусть и самых простых, но инноваций в свою жизнь.

Древний мир как эпоха в развитии человечества

Эпоху Древнего мира многие исторические источники позиционируют, как Доисторическое время, включающее в себя первобытные период развития человечества и Древний мир. Временной промежуток делят на несколько эпох:

  • палеолит,
  • мезолит,
  • неолит.

Самый длительный этап эпохи Древнего мира – палеолит. Он длится с 2,5 миллионов лет до нашей эры до 10 000 лет до нашей эры. Для палеолита характерны следующие признаки – человек жил благодаря тому, что давала природа, охотился, собирал коренья, ягоды, грибы. Самостоятельно первобытные люди ничего не производили, и даже пища не подвергалась никакой обработке. У людей попросту не было для этого никаких орудий, они не имели навыков. Только в конце эпохи у человека появились подобия орудий труда и охоты из камня.

Эпоха мезолита (с 10 000 лет до н.э. до 6 000 лет до н.э.) отмечена не только достижениями человека, но и природным явлением – окончился последний ледниковый период и повысился уровень мирового океана. Люди начали образовывать первые сообщества – родовые общины, усовершенствовали каменные орудия и расширили область их использования.

Эпоха неолита в период Древнего мира не имеет четких временных границ. Но именно на этом этапе своего развития человек перешел от собирательства к производству, обнаружил железо, изучил его свойства и научился применять его в быту, на охоте и других областях жизни.

На последних этапах эпохи Древний мир у человека появилась письменность, зародились империи и государства, где началось разделение на высшее и низшее сословие. На фоне освоения новых земель разгорались войны, ставшие своеобразным толчком к инновациям в развитии промышленности и военного дела.

Средневековье и его значение в истории человечества

Средневековье стало первой яркой вехой в истории развития человечества. Для этой эпохи характерны значимые события и кардинальные изменения в искусстве, промышленности. Историки считают именно этот временной период началом зарождения цивилизации в Европе.

В начале эпохи широко развивалась аграрная сфера, но на основе феодализма. Государственный строй стран уже представлял собой некую систему, в которую входили

  • феодальные поместья, удовлетворяющие в большей степени только свои нужды и потребности,
  • монастыри, на базе которых зарождалось искусство и литература, велись летописи событий, которые имели особое влияние на ход истории уже в те времена,
  • королевский двор, не имеющий определенного «адреса», постоянно меняющий свое местоположение, что облегчало контроль монастырей и поместий, сбор податей и налогов.

Во второй половине Средневековья началась ускоренная эволюция человеческого сообщества, появились денежные отношения и товарное производство, то есть образовались мануфактуры, выпускающие определенный вид товара.

Обществом фактически правила религия. Сообщества этого плана оказывали огромное влияние и на государственный строй, и на производство. Началась эпоха в эпохе, когда церковь стремилась не просто поделить с государством сферы влияния на общество, а взять все бразды правления в свои руки. Религия тормозила развитие науки, боясь, что новые знания станут причиной, своеобразным катализатором к ее падению.

Новое время в истории

Эпоха Нового времени (с 1480 по 1790 года нашей эры) в истории человечества интересна тем, что в нее не все народности и страны вступили одновременно. В этот период огромное влияние на весь мир в целом оказывала Европа и европейские государства. Для эпохи характерно зарождение гражданского общества, разработка законов и законодательной базы в целом, ее принятие обществом.

В этот временной период зарождается философия, позволяющая объяснить хронологию и принцип развития человечества, производства и других сфер с точки зрения рациональности. Кроме этого, начинается становление капиталистического строя, причем на основе гражданского права и законодательства, появляются первые мировые сообщества. И, как ни странно, на этом фоне появляется отчужденность между некоторыми государствами или их группами, основанная на принципах

  • национализма,
  • религиозности,
  • идеологии.

В эпоху нового времени мир начинает делиться на капиталистический и социалистический лагери, формируются военные блоки, дестабилизирующие мир и отношения меду странами.

Несмотря на все негативные характеристики Нового времени, именно в эту эпоху стартует развитие экономики и промышленности, происходят значимые изменения в искусстве, литературе, вводятся в использование новые технологии.

Эпоха Новейшего времени в истории человечества

Эпоха Новейшего времени, согласно большинству исторических источников и трудов, начинается в 1918 году. Она является самой противоречивой и самой переломной одновременно. Колониальные империи начинают распадаться, вспыхивают революции, происходят значимые изменения и в правовом, и в общественном плане, интеграция религиозных направлений и сообществ.

Несмотря на то, что в этот исторический период происходили и происходят большое количество военных столкновений и экономических кризисов, стремительно развивается промышленность, вводятся все новые и новые инновационные технологии, а во многих отраслях происходят стремительные технологические прорывы.

Меняется и искусство, появляются его новые направления, на передний план выходит авангардизм, необычные музыкальные направления, в литературе появляются новые веяния.

Историки считают, что для потомков наиболее интересной эпохой будет именно Новейшее время в истории человечества. Насколько длинна и значима будет эта эпоха, судить будут те, кому выпадет на долю ее анализ и подведение итогов сделанного.

3. ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет. Если в середине XX в. считалось, что человек начал выделяться из животного мира 600 тыс. – 1 млн. лет назад, то современная антропология, наука о происхождении и эволюции человека, пришла к выводу, что человек появился около 2 миллионов лет назад. Это общепринятая точка зрения, хотя есть и другие. Согласно одной из гипотез, предки человека появились в Юго-Восточной Африке 6 млн. лет назад. Эти двуногие существа более 3 млн. лет не знали орудий труда. Первое орудие труда у них появилось 2,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад эти люди стали расселяться по всей Африке, а затем и за её пределами.

Двухмиллионную историю человечества принято разделять на две крайне неравномерные эпохи – первобытную и цивилизационную (рис. 2).

цивилизационная эпоха

Первобытная эпоха

около 2 млн.

лет до н. э.

до н. э. рубеж

Рис. 2. Эпохи в истории человечества

Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества. Первобытную эпоху обычно разделяют на шесть неравных периодов: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.

Палеолит , древний каменный век, разделяют на ранний (нижний) палеолит (2 млн. лет до н. э. – 35 тыс. лет до н. э.) и поздний (верхний) палеолит (35 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.). В период раннего палеолита человек проник на территорию Восточной Европы и Урала. Борьба за существование в ледниковый период научила человека добывать огонь, делать каменные ножи; зародились праязык и первые религиозные представления. В период позднего палеолита человек умелый превратился в человека разумного; сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. На смену первобытному стаду пришла более высокая форма организации общества – родовая община. До времени распространения металла господствовал матриархат.

Мезолит , средний каменный век, продолжался около 5 тыс. лет (X тыс. лет до н. э. – V тыс. лет до н. э.). В это время люди стали использовать каменный топор, лук и стрелы, началось одомашнивание животных (собаки, свиньи). Это время массового заселения Восточной Европы и Урала.

Неолит , новый каменный век (VI тыс. лет до н. э. – IV тыс. лет до н. э.), характеризуется значительными изменениями в технике и формах производства. Появились шлифованные и сверлёные каменные топоры, глиняная посуда, прядение и ткачество. Сложились различные типы хозяйственной деятельности – земледелие и скотоводство. Начался переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Учёные называют это время неолитической революцией.

Во время энеолита , медно-каменного века (IV тыс. лет до н. э. – III тыс. лет до н. э.), бронзового века (III тыс. лет до н. э. – I тыс. лет до н. э.), железного века (II тыс. лет до н. э. – конец I тыс. лет до н. э.) в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли начался переход от первобытности к древним цивилизациям.

Появление металлических орудий и оружия в разных районах Земли происходило не одновременно, поэтому хронологические рамки трёх последних периодов первобытной эпохи варьируются в зависимости от конкретного региона. На Урале хронологические рамки энеолита определяются III тыс. лет до н. э.- начало II тыс. лет до н. э., бронзового века - начало II тыс. лет до н. э. – середина I тыс. лет до н. э., железного века – с середины I тыс. до н. э.

Во время распространения металла начали складываться большие культурные общности. Учёные полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская, из которой выделились 3 группы языков: восточная (нынешние иранцы, индийцы, армяне, таджики), европейская (германцы, французы, англичане, итальянцы, греки), славянская (русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты). Другая большая языковая семья – угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва).

В период бронзового века из индоевропейских племён выделились предки славян (праславяне); принадлежащие им памятники археологи находят в регионе, расположенном от реки Одер на западе до Карпат на востоке Европы.

Цивилизационная эпоха составляет около шести тысяч лет. В эту эпоху создаётся качественно иной мир, хотя долгое время он ещё имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время, как часть человечества совершала прорыв - переходила от первобытности к цивилизованности, в других районах люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.

Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (рис. 3 на стр. 19).

Древний мир начался с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил – древнеегипетская. Во II тыс. до н. э. зародились древнеиндийская, древнекитайская, древнееврейская, финикийская, древнегреческая, хеттская цивилизации. В I тыс. до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – цивилизация персов, на Апеннинском полуострове – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где сложились цивилизации майя, ацтеков и инков.

Основные критерии перехода из мира первобытного к цивилизациям:

Появление государства, особого института, который организует, контролирует и направляет совместную деятельность и отношения людей, общественных групп;

    появление частной собственности, расслоение общества, возникновение рабства;

    общественное разделение труда (сельское хозяйство, ремесло, торговля) и производящая экономика;

    появление городов, особого типа поселений, центров


Новейшее

Древний мир Средние века Новое время

IV тыс. 476 г. рубеж начало

до н. э. до н. э. XV-XVI 1920-х

Рис. 3. Основные периоды всемирной истории

    ремесла и торговли, в которых жители, по крайней мере частично, не занимались сельским трудом (Ур, Вавилон, Мемфис, Фивы, Мохенджо-Даро, Хараппа, Паталипутра, Наньян, Саньян, Афины, Спарта, Рим, Неаполь и др.);

    создание письменности (основные этапы - идеографическое или иероглифическое письмо, слоговое письмо, буквенно-звуковое или алфавитное письмо) , благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

    создание монументальных сооружений (пирамиды, храмы, амфитеатры), не имеющих хозяйственного назначения.

Завершение Древнего мира связывают с 476 г н. э., годом падения Западной Римской империи. Еще в 330 г. император Константин перенес столицу Римской империи в ее восточную часть, на берега Босфора, на место греческой колонии Византий. Новая столица была названа Константинополем (древнерусское название Царьград). В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. После падения Западной Римской империи Восточная Римская империя, получившая официальное название «Империя ромеев», а в литературе – Византия, стала преемницей античного мира. Византийская империя просуществовала около тысячи лет, до 1453 г. и оказала огромное влияние на Древнюю Русь (см. гл. 7).

Хронологические рамки средневековья , 476 г. – конец XV в., определяются, прежде всего, событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Средние века - важная ступень в развитии европейской цивилизации. В этот период сложились и стали развиваться многие особые черты, которые выделили Западную Европу среди других цивилизаций и оказали громадное влияние на все человечество.

Восточные цивилизации в этот период не приостанавливались в своем развитии. На Востоке были богатые города. Восток преподнес миру знаменитые изобретения: компас, порох, бумага, стекло и др. Однако темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I –II тысячелетий (бедуинов, турок-сельджуков, монголов), были более медленными по сравнению с Западом. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения; восточные культуры сопротивлялись нововведениям.

Окончание средневековья и наступление третьего периода всемирной истории связано с началом трех всемирно- исторических процессов – духовного переворота в жизни европейцев, Великих географических открытий, мануфактурного производства.

Духовный переворот включал два явления, своего рода две революции в духовной жизни Европы – Возрождение (Ренессанс) и Реформацию.

Современная наука истоки духовного переворота видит в крестовых походах, организованных в конце ХI – ХIII в.в. европейским рыцарством и католической церковью под знаменем борьбы против « неверных» (мусульман), освобождения Гроба Господня в Иерусалиме и Святой земли (Палестины). Последствия этих походов для тогда бедной Европы были важными. Европейцы соприкоснулись с более высокой культурой Ближнего Востока, переняли более совершенные способы обработки земли и приёмы ремесла, принесли с Востока много полезных растений (рис, гречиха, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы), шёлк, стекло, бумагу, ксилографию (оттиск гравюры на дереве).

Центрами духовного переворота были средневековые города (Париж, Марсель, Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, Любек, Франкфурт-на-Майне). Города добивались самоуправления, становились центрами не только ремесла и торговли, но и просвещения. В Европе горожане добились признания своих прав на общегосударственном уровне, образовали третье сословие.

Возрождение зародилось в Италии во второй половине XIV в., в XV-XVI вв. распространилось во всех странах Западной Европы. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название явления). Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, художников и скульпторов, именами которых гордится человечество – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Мигель Сервантес, Вильям Шекспир, Джеффри Чосер, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Веласкес, Рембрандт.

Реформация - общественное движение в Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Её началом считают 1517 год, когда доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций (свидетельств об отпущении грехов). Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отрицались права церкви на земельные и другие богатства. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.), Нидерландская и Английская революции.

Реформация положила начало протестантизму, третьему течению в христианстве. Это отколовшееся от католичества направление объединило множество самостоятельных церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и причастие). Основной источник вероучения у протестантов – Священное Писание (то есть Ветхий Завет и Новый Завет).

Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Однако Реформация имела более дисциплинирующее воздействие; она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Великие географические открытия – комплекс наиболее значимых открытий на суше и на море с середины XV до середины XVII вв. Важное значение имели открытия Центральной и Южной Америки (Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Велес де Мендоса, 1492-1502 гг.), морского пути из Европы в Индию (Васко да Гама, 1497-1499гг.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана в 1519-1522 гг. доказало существование Мирового океана и шарообразность Земли. Великие географические открытия стали возможны благодаря техническим открытиям и изобретениям, в том числе созданию новых судов - каравелл. В то же время дальние морские путешествия стимулировали развитие науки, техники, мануфактурного производства. Началась эпоха колониальных захватов, которая сопровождалась насилием, грабежами и даже гибелью цивилизаций (майя, инков, ацтеков). Европейские страны захватывали земли в Америке (с начала XVI в. туда стали ввозить негров), Африке, Индии. Богатство порабощенных стран, как правило, менее развитых в социально- экономическом отношении, дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном итоге – индустриальной модернизации Европы.

В конце XV в. в Европе зародились мануфактуры (от лат. – делаю руками), крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. Часто период европейской истории от появления мануфактур до начала промышленного переворота называют « мануфактурным ». Существовали две формы мануфактуры: централизованная (предприниматель сам создавал крупную мастерскую, в которой все операции по изготовлению того или иного продукта производились под его руководством) и гораздо более распространенная - рассеянная (предприниматель раздавал сырьё надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). Мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда, усовершенствованию орудий производства, росту производительности труда, формированию новых социальных слоев – промышленной буржуазии и наемных рабочих (этот социальный процесс завершится во время промышленного переворота). Мануфактуры подготовили переход к машинному производству.

Всемирно-исторические процессы, свидетельствующие об окончании средневековья, требовали новых способов передачи информации. Этим новым способом стало книгопечатание. Прорыв в технике производства книг совершил Иоганн Гутенберг. Изобретение Гутенберга было назревшим и подготовленным развитием книжного дела в предшествующие столетия: появление в Европе бумаги, техники ксилографии, создание в скрипториях (монастырских мастерских) и в университетах сотен и тысяч рукописных книг преимущественно религиозного содержания. Гутенберг в 1453 –1454 гг. в Майнце впервые напечатал книгу, так называемую 42-строчную Библию. Книгопечатание стало материальной базой для распространения знаний, информации, грамотности, наук.

Хронологические рамки третьего периода всемирной истории, нового времени (начало XVI в. – начало 1920-х годов) определяются так же, как средневековый период, прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Поскольку в других странах, в том числе в России, развитие было более медленным по сравнению с Западом, постольку здесь процессы, характерные для нового времени, начались позднее.

С наступлением нового времени началось разрушение средневековых устоев (то есть политических и социальных институтов, норм, обычаев) и формирование индустриального общества. Процесс перехода средневекового (традиционного, аграрного) общества к индустриальному обществу называется модернизацией (от франц. - новейший, современный). Этот процесс занял в Европе около трехсот лет.

Модернизационные процессы происходили разновременно: раньше они начались и быстрее протекали в Голландии и Англии; медленнее эти процессы шли во Франции; еще медленнее - в Германии, Италии, России; особый путь модернизации был в Северной Америке (США, Канада); начавшиеся на Востоке в XХ в. модернизационные процессы получили название вестернизация (от англ. – западный).

Модернизация охватывала все сферы жизни общества, она включала:

Индустриализацию, процесс создания крупного машинного производства; начало процессу постоянно нарастающего использования машин в производстве положил промышленный переворот (впервые он начался в Англии в 1760-е годы, в России он начался на рубеже 1830-1840-х годов);

Урбанизацию (от лат.- городской), процесс повышения роли городов в развитии общества; город впервые получает экономическое преобладание,

оттесняя на второй план деревню (уже в конце XVIII в. удельный вес городского населения в Голландии составил 50 %; в Англии этот показатель равнялся 30 %; во Франции – 15 % , а в России - около 5 %);

    демократизацию политической жизни, создание предпосылок для формирования правового государства и гражданского общества;

Секуляризацию, ограничение влияния церкви в жизни общества, в том числе обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; процесс распространения светских элементов в культуре получил название « обмирщение» культуры (от слова «мирской » - светский);

Быстрый, по сравнению с прошлым периодом, рост знаний о природе и обществе.

Большую роль в процессе модернизации, в духовном перевороте сыграли идеи Просвещения. Просвещение , как идейное течение, основанное на убеждении решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, возникло в Англии в XVII в. (Дж. Локк, А. Коллинз). В XVIII в. Просвещение распространилось по всей Европе, наивысшего расцвета достигло во Франции – Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Французские просветители участвовали во главе с Д. Дидро в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», поэтому их называют энциклопедистами. Просветители XVIII в. в Германии – Г. Лессинг, И. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н. Новиков, А. Радищев. Просветители считали причинами всех человеческих бедствий невежество, мракобесие, религиозный фанатизм. Они выступали против феодально - абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Просветители не призывали к революции, но их идеи сыграли в общественном сознании революционизирующую роль. XVIII век чаще всего именуют «веком Просвещения» .

Огромную роль в процессе модернизации сыграли революции, кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующиеся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов. На Западе в XVI-XVIII вв. революции охватили четыре страны: Голландию (1566-1609 гг.), Англию (1640-1660 гг.), США (Война за независимость североамериканских колоний, 1775-1783 гг.), Францию (1789-1799 гг.). В XIX в. революции охватили другие европейские страны: Австрию, Бельгию, Венгрию, Германию, Италию, Испанию. В XIX в. Запад «переболел» революциями, пройдя своеобразную вакцинацию.

XIX век именуют «веком капитализма» т. к. в этом столетии в Европе утвердилось индустриальное общество. Два фактора были определяющими в победе индустриального общества: промышленный переворот, переход от мануфактуры к машинному производству; изменение политической и социальной структуры общества, почти полное освобождение от государственных, политических, правовых институтов традиционного общества. Об основных различиях индустриального и традиционного обществ см. табл. 1. (стр. 27).

Окончание нового времени обычно связывают с первой мировой войной (1914 -1918гг.) и революционными потрясениями в Европе и Азии в 1918 -1923 гг.

Четвертый период всемирной истории, начавшийся в 1920-е годы, в советской историографии получил название новейшее время. Долгое время в название последнего периода всемирной истории вкладывали пропагандистский смысл как начало новой эры в истории человечества, открытой Октябрьской революцией 1917 года.

На Западе последний период всемирной истории называют современностью, современной историей. Причем начало современности подвижно: когда - то она начиналась с 1789 г., затем - с 1871 г., сейчас - с начала 1920-х гг.

Вопрос о завершении четвёртого периода всемирной истории и наступлении пятого периода, так же, как вся проблема периодизации, является дискуссионной. Вполне очевидно, что в мире на рубеже XX - XXI в. в. произошли кардинальные перемены. Осмысление их сущности, значения и последствий для человечества, вступившего в III тысячелетие от Рождества Христова - важнейшая задача экономистов, социологов, историков.

Таблица 1.

Основные признаки традиционного и индустриального обществ

Признаки

Общество

традиционное

индустриальное

    Сектор, доминирующий в экономике

Сельское хозяйство

Промышленность

    Основные средства производства

Ручная техника

Машинная техника

    Основные источники энергии

Физическая сила человека и животных

Природные источники

(вода, уголь, нефть, газ)

    Характер экономики (преимущественно)

Натуральный

Товарно-денежный

    Место проживания основной массы поселения

    Структура общества

Сословная

Социально-классовая

    Социальная мобильность

    Традиционный тип власти

Наследственная монархия

Демократическая республика

    Мировоззрение

Полностью религиозное

Светское

    Грамотность

Исторические периоды принято выделять с точки зрения общих идей и направлений. Названия эпохам даются ретроспективно, после оценок прошлых событий. Такая периодизация сильно влияет на точность последующих исследований, поэтому тут стоит быть предельно осторожными. Какие исторические эпохи на данный момент представлены?

Хронология исторических эпох

Античность

В этой эпохе существует еще несколько основных периодов:

  • Ранняя античность;
  • Классическая античность;
  • Поздняя античность.

Этот период истории длился с начала VІІІ века до н. э., до конца VІ века н. э. культурное наследие античных времен сохранилось в быту, языке, культуре и традициях многих романских народов. Элементы классической античности долго сохранялись в ядре Восточной Римской империи до самого ІХ века н. э.

Средневековье

Средневековье. Наступило после конца античной эпохи. Началом этой ветви истории считается крушение Западной Римской империи в конце V века. А вот по поводу того, когда пришел конец эпохи, до сих пор существует много споров. Существует несколько вариантов того, что стало концом Средневековья:

  • Падение Константинополя в 1453 году;
  • Открытие Америки в 1492 году;
  • Начало Реформации в 1517 году;
  • Начало Английской революции в 1640 году;
  • Конец Тридцатилетней войны в 1648 году.

В последнее время конец эпохи относится на XV-XVІ века. Вернее всего считать эту великую эпоху всемирным процессом, а также особенным периодом в развитии каждой страны. Какие есть эпохи в дальнейшем ракурсе истории?

Возрождение

Далее наступила эпоха Возрождения. Какой век относится к ее началу? Примерным отсчетом начала этой эпохи считается начало XІV века, а приблизительный конец наступил в XVІ веке. Самой отличительной и характерной чертой возрождения принято считать то, что она носила светскую сторону культуры и интерес к деятельности человека, а также к самой личности. Происходит возрождение античной культуры. Такая парадигма возникла после того, как произошли изменения в обществе Европы. В городах появились светские центры искусства и науки, деятельность которых была неконтролируема церковью. Страной зарождения этой эпохи стала Италия.

Барокко

Барокко. Центром этой культуры также считается великая Италия. В итальянских городах эпоха зародилась в XVІ-ХІVІ веках, а именно в Риме, Венеции, Флоренции и Мантуе. Такой поворот истории принято считать началом триумфа становления «западной цивилизации». Какая эпоха начинается вслед за неожиданным Барокко?

Классицизм

  • Классицизм. Это направление художественного стиля в европейском искусстве наступило вслед за Барокко в XVІІ веке, а завершилось в XІX. В основе такого направление лежал рационализм. Например, художественные произведения эпохи классицизма должны быть построены на строгих канонах. Для классицизма интерес представляло только вечное и неизменное. Классицизм установил строгую иерархию всех жанров, которые никак не подлежали смешиванию:
    • Эпопея;
    • Трагедия;
    • Комедия;
    • Сатира;
    • Басня.

Романтизм

Романтизм, наступивший в XVІІІ веке, утверждает духовно-творческую жизнь каждой личности, изображает сильные и боевые характеры. Распространение пошло на все сферы деятельности человека. Романтическим стали называть все странное, неизведанное, фантастическое, оригинальное, существующее только в книгах, а не в реальной жизни. Какие существуют эпохи после того, как нахлынуло романтическое восприятие действительности?

Импрессионизм

Импрессионизм зародился во Франции в XІX веке, а затем распространился по всему миру. Все представители такого направления старались изобразить все вокруг в реальных очертаниях, но в ракурсе подвижности и с внедрением своих впечатлений. Наиболее важным было правильно суметь передать свои впечатления в картине, в литературе и музыке.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – это то течение в искусстве Европы, которое стало развиваться в ХХ веке во время становления модернизма. Наиболее большого признание и роста было достигнуто в Германии и в Австрии. Экспрессионизм стремится не только к тому, чтобы изобразить и передать действительность, но и к тому, чтобы наиболее четко передать все эмоции автора. Он реализовался во многих направлениях: живопись, театр, литература, музыка, танцы и архитектура. И это является первым течением, которое нашло свою реализацию в кинематографе.

Почему возникла эта эпоха? Это была болезненная реакция на уродство капиталистической цивилизации. Передавалось много эмоций: страх, тревога, разочарование и отчаяние. Для каждого экспрессиониста характерным является субъективность всего творческого процесса, потому как выражение должно преобладать над изображением. Тут часто можно уловить мотив крика и боли.

Радикальный конструктивизм

Радикальный конструктивизм – это не отражение реальности, а отражение каждым индивидуумом того, как он субъективно видит каждую реальную вещь. Ведь это происходит после того, как человек познает все вокруг. Каждый человек в эту эпоху рассматривается как закрытая система.

Неоклассицизм

Неоклассицизм. Творению, которое было создано в такой период, характерно проявление античности, возрождения, классицизма. Неоклассицизм характерен для удивительного архитектурного искусства и изобразительного направления в искусстве.

Какая сейчас эпоха развития? На данном историческом этапе наступило Новое время. В данный отрезок истории происходит становление новой цивилизации, системы отношений европейского мира и распространение в другие уголки мира. То, какие бывают эпохи, удивляет многих, оставляет различные загадки, которые будут разгадывать следующие поколения всего мира!

Первобытное искусство – искусство первого человека, племен, населявших нашу планету до появления первых цивилизаций. По территории оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, вплоть до наших дней, т.к. до сих пор существуют народности, живущие вне цивилизации. К предметам первобытного искусства относятся наскальные рисунки, скульптурные изображения, рельефы и рисунки на предметах быта, оружия, украшения и ритуальные предметы, архитектурные постройки культового характера.

Искусство Древнего мира – это искусство первых цивилизаций: Египта, Греции, Рима и прилегающих государств и цивилизаций. Искусство тесно связано с языческими верованиями, практически полностью посвящено божествам и мифологическим героям. В ранние периоды искусство разных цивилизаций имеет схожие черты первобытного, но в более поздние периоды происходит резкое отличие в архитектурных постройках, принципах и правилах изображения человека, животных и т.д.

Средневековье – качественно новый этап в развитии всего европейского искусства, начавшийся с принятия странами западной Европы христианства, и в этом смысле объединивший тематику и направление стиля разных народов. Подразделяется на романский и готический стили.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (и в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 вв. Главная роль отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались на возвышенностях и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной иторжественной силы, подчеркнутой массивностью стен и объемов, ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиляделились на отдельные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами). В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля– литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п.

Готика (от итал. gotico, буквально – готский, т.е. относящийся к германскому племени готов) - художественный стиль, заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (12 - 15\16 вв). Готическое искусство оставалось культовым и религиозным, соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, торжественное величие и динамика, изобилие пластичности выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Живопись существовала преимущественно в виде витражей. В готической скульптуре застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась алтарная живопись, высокого уровня достигло декоративное искусство. Собственные варианты Готикискладывались в Испании, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и др. странах Европы.

Возрождение , Ренессанс - эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии 14–16 вв., в других регионах – конце 15–16 вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светского, гуманистического, обращением к античности, "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения - открытие чувственности и многообразия окружающей действительности сочеталось с разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д. Наиболее сильно Возрождение реализовалось в Италии, где различают периоды Проторенессанс (13 и 14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 –начало 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). Крупнейшие мастера этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей этих стран является их связь с искусством поздней готики. Это произведения И. Босха, П. Брейгеля Старшего и др.

Барокко (итал. barocco– причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, эффектная зрелищность, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи это эмоциональность, ритм, свобода мазка, в скульптуре –текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Наиболее яркими представителями были П.П. Рубенс, А. ван Дейк.

Академизм – оторванность от практики, от жизненных реалий, направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Академизмнасаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 11–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству, как к эталону. Художественное произведение рассматривалось как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и чувствами. В архитектуре Классицизма отличают логичность планировки и ясность объемов. В живописи основными элементами стали линия и светотень, локальный цвет. Неоклассицизм (18 – начала 19 вв) стал общеевропейским стилем, также формировался в основном во французской культуре, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре это изысканный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь, стремление к суровой простоте, драматизм исторических и портретных образов, господствование традиции академизма.

Романтизм - художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. - устремленность к безграничной свободе ибесконечному, жажда совершенства и обновления, личная и гражданская независимость. Разлад идеала и действительности лег в основу романтизма; утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции (Э. Делакруа).

Импрессионизм (от франц. impression – впечатление), направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане О. Ренуар, Э. Дега изображали мгновенные, «подсмотренные» в реальности ситуации, использовали неуравновешенные композиции, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. К. Монеи др.выработали систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света и воздуха., богатства красок. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" экспонировалась в 1874 в Париже. В картинах сложные цвета разлагались на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы. Понятие Импрессионизм вскульптуре – это стремление к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный), направление в искусстве, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. и стремившееся к точному и беспристрастному воспроизведению реальности. Натурализм– это внешне жизнеподобное воспроизведение реальности, поверхностное изображение, пристрастие к воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, создание необычных, подчеркнуто индивидуальных по облику зданий, фасады построек модернаобладают динамичностью и текучестью форм. Одним из основных выразительных средств в модернестал орнамент. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура и графика модерна.Один изизвестных живописцев и графики того направления - П. Гоген.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действенный) – это убежденность в познаваемости реального мира. Это творчество Рембрандта, Д. Веласкеса и др.