» » Занятие по развитию речи зимовье зверей. Занятие по русской народной сказке «Зимовье», в средней группе (воспитание сказкой)

Занятие по развитию речи зимовье зверей. Занятие по русской народной сказке «Зимовье», в средней группе (воспитание сказкой)

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

(Ознакомление с художественной литературой)

Тема «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Приобщать детей к миру художественной литературы.

Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи.

Воспитательные

Воспитывать любовь к русским народным сказкам; активность, организованность, Приобщать к общепринятым нормам и правилам.

Развивающие

Развивать фантазию, воображение, стимулировать к проявлению волевых качеств, находчивости; формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.

Образовательные

Формировать эмоционально – образное восприятие произведений разных жанров (сказки). Уточнить понимание содержания сказки, её идеи. Подвести к пониманию образного содержания пословиц. Учить понимать и оценивать характеры героев, составлять загадки-описания .

Планируемый результат

Ребенок выражает свое отношение к поступкам героев.

Методы и приемы

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, худ. слово, поощряющая оценка и т.д.

Наглядные средства обучения

Показ иллюстраций через проектор. Игрушки животных. Трафареты домика.

Организация детей

1.За столами.

2. В кругу, на ковре.

3.За столами

Индивидуальная работа

Исправлять ошибки в речи Арсения. Поощряющая оценка Данилу, Даше.

Словарная работа

Обогащение: Зимовье.

Актив: гордо, гордился.

Предварительная работа

Чтение русских народных сказок «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.

2. Беседы на тему: «Сказка, сказка - прибаутка, рассказать её не шутка», «Чему нас учит сказка».

3. Разгадывание загадок на темы русских народных сказок.

4. Рассказывание сказок по набору иллюстраций

6. Дидактические игры: «Из какой мы сказки? », «Собери сказку», «Что сначала, что потом? »

7. Словесные игры: «Опиши героя», «Узнай по описанию»

8. Заучивание русских народных пословиц и поговорок.

Структура

1ч. Психологический настрой, вводный организационный момент- 1 мин.

2 ч. Загадывание загадок – 2 мин.

3ч. Рассматривание книги сказок – 2мин.

4ч. Чтение сказки и показ презентации сказки – 5 мин.

5ч. Вопросы к детям – 2 мин.

6 ч. Физминутка «Красавец - петушок-1 мин.

7 ч. Обсуждение пословицы «У страха глаза велики» - 1 мин.

6. ч. Игра «Загадка - описание животного»- 4 мин.

7ч. Итог. Высказывания детей. Самооценка- 1 мин.

Ход занятия.

В . Ребята, давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. Кто это?

Дети . Свинья.

В . Большой, рогатый, мычит, хвост метёлкой.

Дети . Бык.

В . Маленький горластый, хвостатый, яркий, разноцветный.

Дети . Петух.

В . Серый, злой, зубастый.

Дети . Волк.

В. Вспомните, какие сказки о животных мы с вами читали?

Дети . «Теремок», «Рукавичка» и др.

В. А какую сказку мы с вами будем читать сегодня? А вы можете догадаться о чем эта сказка, посмотрев на книгу?

Рассматривание книги сказок

Вопросы детям:

Что вы видите на обложке?

Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта книга?

Что в этой книге: рассказ или сказка?

Как вы догадались?

Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора).

Название этой книги « Лучшие сказки малышам » - это сборник сказок. Сборник - это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов.

Это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор - русский народ.

Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? Могут ли домашние животные жить в лесу?

В . Сегодня я прочитаю вам ещё одну русскую народную сказку – «Зимовье зверей».

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

Чтение сказки и показ презентации сказки.

Вопросы к детям.

В . О чём рассказывается в этой сказке?

С чего все началось?

Для чего звери решили строить зимовье?

Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).

Как они его строили?

Кто что делал?

Что случилось однажды?

Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что всё благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, чем он гордился? Давайте его изобразим. Выходим на середину группы.

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Ах, красавец-петушок, (дети стоят )

На макушке гребешок, (показывают ладошками гребешок )

Под клювом бородка, (изображают бородку)

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает. (Идут по кругу, высоко поднимая колени)

Важно головой кивает. (Кивают головой)

Раньше всех петух встает, (Руки на поясе, изображают хлопанье крыльев)

Громко на заре поет:

Ку-ка-ре-ку!

В . Садимся за столы.

В. Есть такая пословица «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно когда темно, когда не знаешь что тебя ожидает, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). У кого в сказке оказались «глаза велики?» О ком можно так сказать? (о волке). Что показалось волку? Вам понравилась сказка? Хотите ее еще раз послушать?

В . Давайте поиграем в игру. За ширмой спрятались игрушки – разные звери. Кто –

то из вас будет говорить об этом животном, а кто – то отгадывать, о ком было сказано. Если отгадаете, то зверушка покажется из-за ширмы.

(Игра продолжается, пока сохраняется интерес детей).

В. С какой новой сказкой мы с вами познакомились?

Назовите героев сказки.

Кто вам больше всего понравился?

С каким новым словом познакомились?

В. Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам

трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите

избушку.

На занятии сегодня были активны, отвечали на вопросы, составляли загадки –описания Софья, Катя, Тимур.

На этом занятие окончено.

Цель : учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки; оценивать поступки героев, учить находить выход из сложной ситуации, устанавливать позитивные межличностные отношения в коллективе, обогащать словарь детей.

Ход занятия:

1. Чтение сказки с одновременным выставлением фигурок персонажей.

2. Беседа по содержанию:

а) Какие звери надумали жить в лесу?

б) Как им жилось в лесу?

в) Почему они стали строить зимовье-хлев?

г) Кто какую работу выполнял?

д) Что услышал волк в зимовье?

е) Почему испугался?

3. Нравственный урок :

Как думаете, почему животным удалось спастись?

4. Воспитание добрых чувств:

а) Как удалось животным построить зимовье?

б) Смогли бы они построить, если были бы были по одному?

в) Если б убежали с перепугу звери, чтобы было с бараном?

г) Что бы ты сделал в этой ситуации?

Физминутка «Свинка Ненила»:

Свинка Ненила

Сыночка хвалила: (Хлопают.)

То-то хорошенький, (Округлый жест вокруг лица правой рукой.)

То-то пригоженький. (Округлый жест вокруг лица левой рукой.)

Ходит бочком, (Руки на поясе, повороты влево-вправо.)

Уши торчком, (Кисти рук, как ушки.)

Хвост пятачком. (Кисти рук за спиной лодочкой.)

5. Речевая зарядка:

а) Как назвать зимовье по- другому? (хлев);

б) Как по-другому назвать подполье? (подвал);

в) Как по-другому назвать жердочку? (насест, палочка);

г) Что сделал баран? (заблеял), петух? (закукарекал), свинья? (захрюкала), кот? (замурлыкал);

д) Какими можно назвать друзей? (верные, смелые, добрые, трудолюбивые, находчивые).

6. Развитие мышления и воображения:

а) Как одним словом можно назвать кабана, барана, петуха, свинью и кота? (домашние животные);

б) Где обычно живут домашние животные?

Придумайте начало сказки. Почему звери оказались в лесу?

7. Развитие навыка общения: Давайте сыграем небольшой момент(эпизод) сказки- как волк в зимовье пришел на разведку.

8. Итог: О чем эта сказка? Как можно назвать по-другому?

План-конспект непосредственной образовательной деятельности.
Тема: «Зимовье зверей».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
- формировать умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь (Речевое развитие); - формировать умение употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей (Речевое развитие); - воспитывать бережное отношение к природе (Социально- коммуникативное развитие);
- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира (Художественно-эстетическое развитие); - формировать умение рисовать животное по контуру тычком, закрепить знание цвета (коричневый), прививать интерес к рисованию (Художественно-эстетическое развитие); -закреплять умение раскатывать комочки круговыми движениями, формировать умение создавать предметы, состоящие из 2 частей, соединяя их путем прижимания их друг к другу (Художественно-эстетическое развитие);
- формировать представление о животном мире, умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида диких животных, узнавать и называть детенышей (Познавательное развитие); -совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный-короткий», длиннее-короче», «одинаковые по длине» (Познавательное развитие).
Логика образовательной деятельности.
Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Планируемые результаты.
Воспитатель читает стихотворение-загадку (см. приложение). Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. О ком это стихотворение? Это животные домашние или дикие? Почему мы их называем дикими? Сформировано умение отгадывать загадки, отвечать на вопросы.
Воспитатель предлагает отправиться в зимний лес. Произносит заклинание и накрывает детей покрывалом. Убирает покрывало. Предлагает рассмотреть картинку «Зима». Показывает бельчонка-игрушку.
Предлагает найти дом бельчонка.
Читает загадку о логове волка (см. приложение).

Загадка о лисьей норе.
(см. приложение)

Загадка о заячьей лежке.
(см. приложение)
Дети рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.
Кто это?
Почему он плачет?

Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос: Волк какой? (Серый, большой, дикий, злой)
Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос: Какая лиса? (Рыжая, хитрая, пушистая).

Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос: Какой заяц? (Серый, маленький, белый).

Сформировано умение употреблять в речи прилагательные, отвечать на вопросы.
Физминутка.
(см. приложение) Дети повторяют движения за воспитателем. Снято мышечное напряжение.
Показывает картинку берлоги медведя. Читает загадку.

Показывает изображение дупла белки.

Показывает картинку серой белки.

Показывает картинку рыжей белки. Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы:
Как называется дом медведя? Какой медведь? (Большой, лохматый, косолапый) Что медведь делает зимой?
Дети рассматривают картинку. Отвечают на вопросы: Чей это домик?
Как называется домик, в котором живет белка?

Рассматривают, отвечают на вопросы:
Белка какая? (Серая).
А почему шубка у белки серого цвета?
Рассматривают картинку, отвечают на вопрос:
Какая белка?
Сформировано умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида диких животных и их жилища.
Воспитатель читает стихотворение.
(см. приложение). Дети договаривая фразы, называют детенышей диких животных. Закреплено умение называть детенышей диких животных.
Предлагает слепить зайку.
Воспитатель рассматривает с детьми игрушку, обращает внимание на то, что она смешная и веселая.

Задает вопросы? С чего начинаем лепить зайку? Как слепить шар? Показывает, как слепить ушки. Помогает тем, кто испытывает затруднения.

Дети рассматривают части игрушки: туловище –шар, голова-шар, только меньше, ушки длинные, как столбики.

Дети определяют, с чего начать работу.
Показывают, как скатать шар.
Соединяют детали игрушки.
Закреплено умение раскатывать комочки круговыми движениями.

Сформировано умение создавать предметы, состоящие из 2 частей, соединяя, путем прижимания их друг к другу.
Организует рефлексию.
Одобряет работы детей, отмечает их самостоятельность, показывает наиболее интересные игрушки. Рассматривают свои работы, рассказывают о них. Выставляют игрушки на выставку. Сформировано умение оценивать свою работу.
Игра-забава «Заинька, зайка».
Заинька, зайка, маленький зайка. Длинные ушки, Быстрые ножки. Проговаривают за воспитателем слова, повторяют движения. Снято мышечное напряжение.
Предлагает рассмотреть хвостики зверей. Рассматривают хвостики.
Сравнивают хвостики по длине. Отвечают на вопросы:
У всех ли зверей они одинаковые по длине? У кого длинный хвостик? У кого короткий хвостик? У кого хвостики одинаковые по длине? Сформировано умение сравнивать два предмета по длине.
П. игра «Кто в лесу живет?» (см. приложение) Действуют, согласно правилам игры. Сформировано умение играть придерживаясь правил.

Предлагает нарисовать мишку. Раздает листы с незакончен-ными рисунками медведя. Показывает каждому ребенку метод рисования. Рассматривают образец, определяют, какую краску будут использовать. Обводят контур медведя методом тычка, затем этим же методом закрашивают всего медведя. Сформировано умение рисовать животных по контуру методом тычка.
Игра «Мишка косолапый по лесу идет». Дети выполняют движения, имитируя повадки медведя. Обеспечена двигательная активность.
Организует выставку работ. Выставляют работы. Рассматривают их. Рассказывают о своих рисунках. Сформировано умение любоваться своей работой, рассказывать о ней.

Методы и приемы.
Практические. Игра-путешествие «В зимнем лесу». Опыт «У кого хвост длиннее?». Словесная игра «Доскажи словечко». Лепка «Зайка». Игра-забава «Заинька, зайка». П. игра «Кто в лесу живет?». Рисование «Мишка». Игра «Мишка косолапый по лесу идет». Физминутка.
Наглядные. Рассматривание иллюстраций. Показ приемов лепки и рисования.
Словесные. Разгадывание загадок. Вопросы воспитателя.

Материалы и оборудование.
Игрушка бельчонок, белое покрывало, картины «Дикие животные наших лесов», мячик, пластилин, доска для лепки, альбом для рисования, краски, кисточка, стаканчик для воды.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность. Формы и методы организации совместной деятельности.
Двигательная. Физминутка. Игра-забава «Заинька, зайка». П. игра «кто в лесу живет?». Игра-забава «Мишка косолапый по лесу идет».
Игровая. Игровая ситуация «Путешествие в лес». Игры – забавы. П. игры. Словесная игра «Доскажи словечко».
Продуктивная. Рисование «Мишка». Лепка «Зайка».
Познавательно- исследовательская. Решение проблемных ситуаций. Опыт «Чей хвост длиннее?».
Коммуникативная. Разгадывание загадок.

Приложения:
Загадки:
Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой)
***
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
***
Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, а в деревне кур крадет. (Лиса)
***
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Физминутка.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть. Надо заиньку согреть. Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать.
*** Летом ходит без дороги возле сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.(Медведь)
Словесная игра «Доскажи словечко».
За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок) За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок) За мамой лисицей крался… Кто? (Лисенок) За мамой медведицей шел… Кто? (Медвежонок)
П. игра «Кто в лесу живет?»
Воспитатель бросает мяч ребенку со словами: «Медведь живет в лесу?» Ребенок отвечает: «Да (Нет)». Кидает мяч воспитателю.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы»

средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Тема:

Цель: познакомить детей с произведением народной сказки «Зимовье зверей».

Задачи:

Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей;

Развивать слуховое восприятие;

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Коммуникация: обогащать и активировать словарь детей: зимовье, щепу драть, стены мхом конопатить.

Физическая культура: формировать правильную осанку; закреплять и развивать умение ходить, согласовывая движения рук и ног.

Социализация: совершенствовать умение детей составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Ромашка»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по

образовательной области «Чтение художественной литературы»

средний дошкольный возраст (4-5 лет)

группа «Звездочка»

Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Подготовила воспитатель:

Напольских О. В.

г. Сургут, 2015 г.

Цель: познакомить детей с произведением народной сказки «Зимовье зверей».

Задачи:

Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей;

Развивать слуховое восприятие;

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Интеграция с образовательными областями:

Коммуникация: обогащать и активировать словарь детей: зимовье, щепу драть, стены мхом конопатить.

Физическая культура: формировать правильную осанку; закреплять и развивать умение ходить, согласовывая движения рук и ног.

Социализация: совершенствовать умение детей составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Ход НОД

Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком, нос пятачком. Кто это? (ответ детей: свинья)

Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой. (ответ детей: бык)

Маленький, горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (ответ детей: петух)

Серый, злой, зубастый. (ответ детей: волк)

Молодцы, всех угадали!

Ребята, помните сказку «Теремок», в которой звери жили дружно, сегодня я вам расскажу еще одну сказку об этом, которая называется «Зимовье зверей». Зимовье – это домик из дерева, в котором можно жить зимой. В сказке будут встречаться слова: щепу драть (кору с дерева снимать), стены мхом конопатить (щели в стене закрывать). Присаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Рассказывание сказки «Зимовье зверей» воспитателем

Дети, понравилась вам сказка? (ответ детей: да)

Вы, наверное, устали, пока слушали, давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Мы проверили осанку и свели лопатки,

Мы ходили на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,

И как заинька - трусишка, и как серый волк - волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

Ну что, ребята, отдохнули? (ответ детей: да)

Теперь я проведу с вами беседу.

  1. Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (ответ детей: зимний домик, чтобы перезимовать, пережить холод)
  2. Для чего звери решили построить дом? (ответ детей: перезимовать)
  3. Как они его строили. Кто, что делал? (ответ детей: щепу драли, стену мхом конопатили)
  4. Что случилось однажды? (ответ детей: пришел волк)
  5. Как зверям удалось спастись? (ответ детей: они вместе)

Ребята, вы были внимательными, хорошо слушали сказку. А сейчас мы с вами поиграем «Собери фигуру из частей».

Какие вы все молодцы! Все справились с заданием! Я хочу вас поблагодарить!


Конспект НОД для средней группы. Чтение сказки «Зимовье зверей»

Цель: углубление интереса детей к художественной литературе.

Задачи:

1. Образовательные:

Продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;

Формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;

Активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить;

Обогащать словарный запас детей: «У страха глаза велики».

Подвести к пониманию образного содержания пословиц;

2. Развивающие:

Развивать внимание и монологическую речь;

Развивать зрительное восприятие

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.

Материал: книга «Зимовье зверей», презентация к сказке.

2. Подготовка к восприятию

Ребята, посмотрите, здесь есть волшебный сундучок. Что же в нем? (Воспитатель достает сундучок). Произносит слова:

Раз, два, три, Волшебный сундучок,

Что-нибудь нам подари!

(Воспитатель вынимает из сундука детскую книгу)

Ребята, а что это? (книга) А что же с ней нужно делать (читать)

(Дети рассаживаются полукругом.)

3. Чтение сказки «Зимовье зверей» (чтение сказки сопровождается показом иллюстраций ИКТ)

О чем рассказывается в сказке? (о том как звери строили зимовье)

Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (дом)

Для чего звери построили себе дом? (чтобы жить, зимовать)

Кто что делал?

(бык «столбы тесал»- выравнивал бревна;

баран «щепу драл» -мелко колол дерево на щепки;

свинья «глину месила», кирпичи клала;

кот мох носил, «стены конопатил»-затыкал щели в стенах;

петух крышу крыл.)

Что значит «рубить избу»? (строить дом)

Что случилось однажды? (пришли волки)

Как зверям удалось спастись? (звери испугали волков)

Вам понравилась сказка?

Обрадовались звери, что спаслись от волка и на радостях слали веселиться, танцевать. Ребята, давайте и мы с вами порадуемся за зверей и немного потанцуем.

4. Физкультминутка.

5. Разъяснение пословицы, продолжение беседы.

Есть такая пословица: «У страха глаза велики» как вы ее понимаете? (Страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным).

О ком можно так сказать в нашей сказке? (о волке)

Что показалось волку?

Я прочту об этом еще раз (читаем сказку еще раз отрывок о волке)

Итак, ребята, не надо бояться того, чего на самом деле нет.

6. Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним, Что делали? (читали сказку) Какую сказку читали? («Зимовье зверей) Зачем нужны книги? (чтобы узнавать много нового и интересного) Тяжело ли было отвечать на вопросы? Почему?