» » Занятие в подготовительной группе «Витамины и их влияние на здоровье». Конспект урока на тему "витамины" Физкультурно познавательное занятие про витамины

Занятие в подготовительной группе «Витамины и их влияние на здоровье». Конспект урока на тему "витамины" Физкультурно познавательное занятие про витамины

Валентина Казакова
Конспект занятия в старшей группе «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу. Польза витаминов для здоровья человека»

МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинского района»

Воспитатель : Казакова Валентина Сергеевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему :

«Витамины я люблю- быть здоровым я хочу

П/с : помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания : еда должна быть не только вкусной , но и полезной. Рассказать детям о пользе витаминов , их значении для здоровья человека .

Материал : картинки с изображение овощей и фруктов, схема человека , счетные палочки для каждого ребенка.

Словарная работа : вещества, витамины , полезные и вредные продукты.

Ход занятия:

Вос-ль : Ребята! Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни . Каждый из нас хочет быть сильным , бодрым, энергичным : бегать, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье , болезни являются причиной отставания в росте, плохого настроения. Поэтому каждый из вас с детства должен помнить о своем здоровье . А чтобы быть здоровым , надо хорошо питаться?

Что бы любите кушать?

(ответы детей)

Вос-ль : Есть продукты «вкусные» , а есть «полезные» . В чем разница между ними? (ответы детей)

Вос-ль : Какие продукты полезнее есть сырые или вареные? (ответы детей)

Да, ребята, в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества , которые называются витаминами .

А в каких продуктах витаминов больше всего ? (фрукты, овощи) .

Где растут фрукты? (овощи)

(ответы)

Давайте соберем урожай. (игра)

1-й ребенок. Поздним летом в огород

Собирается народ

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай?

Здесь весною было пусто

Летом выросла… (капуста) .

От дождя земля намокла

Вылезай толстушка… (свёкла) .

Помогает деду внук –

Собирает с грядок… (лук) .

А теперь пойдем мы в сад

Там созрел уж… (виноград) .

Очень сочны и красивы

Выросли на ветках… (сливы) .

Для начинки в пироги

Набираем… (яблоки) .

Вот и все! Хоть и устали

Урожай мы весь собрали!

Вос-ль : А что можно приготовить из овощей? (фруктов) (ответы детей)

Послушайте стихотворение.

2-ой ребенок. Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины ABC

Вос-ль : Витаминов много , но самые главные – это витамины ABC , обозначаются они вот такими значками (показываю витамины АВС ) . В каждом продукте содержится тот или иной витамин . Сейчас мы посмотрим в каких продуктах содержится витамин А и В .

Игра «Живые витаминки »

(у каждого картинка с изображением овощей и фруктов, дети раскладывают их по названию находящихся в них витаминов ).

Молодцы, ребята! Правильно угадали витамины , которые находятся в этих продуктах.

Вос-ль : Ребята! Когда мы кушаем продукты, в которых много витаминов , то у нас лучше видят глазки, лучше работает наше сердечко, мы становится крепкими и не болеем. Давайте посмотрим, какую пользу они нам приносят , как влияют эти витамины на наш организм .

(схема человека , дети показывают) .

Витамин А – очень важен для зрения.

3-й ребенок. Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто ждет морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

Витамин В – способствует хорошей работе сердца.

4-й ребенок. Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку,

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утром!

Витамин С – укрепляет весь организм.

5-й ребенок : От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он!

Вос-ль : Вот видите, какую пользу оказывают витамины . Поэтому их надо всегда кушать, особенно сырыми. Но вот зимой свежих овощей и фруктов мало. Но мы всегда хотим быть здоровыми . Не так ли? Поэтому ваши мамы покупают вам а аптеке, по совету врача, витамины . (показывают витамины ) .

Кто из вас принимал витамины в таблетках ? (ответы детей)

Но полезнее есть сырые овощи и фрукты.

Считалка :

1,2,3,4, – (дети шагают)

Апельсины дадим мы Ире

5,6,7,8, - (шагают)

Ананас у Саши спросим

9,10, - (шагают)

Завернем

Его Боре отнесем

А на грядке посмотри (наклон)

Есть арбузы

1,2,3, - (шагают)

А на ветке абрикос

Он на солнышке подрос

Ты за ним тянись, тянись

Да смотри не оступись.

Вос-ль : много овощей и фруктов собрали, давайте из палочек выложим морковку. (выкладывают)

Так какой витамин содержится в морковке? (витамин А )

Вос-ль : Ты попробуй ка решить нехитрую задачу : «Что полезнее жевать – морковку и жвачку?» Почему?

(ответы детей)

А сейчас я угощу вас всех витаминами .

(угощает яблоками)

Старшая группа

Воспитатель : Казакова В. С.

Витамины и их роль в обмене веществ. Гиповитаминозы

Витамины – низкомолекулярные органические вещества, обладающие большой биологической активностью, необходимые для жизнедеятельности организмов. В 1881 г. Н. И. Лунин обнаружил, что мыши погибают, если их кормить пищевой смесью, состоящей из очищенных продуктов. Если же добавить в рацион 1 мл молока, мыши остаются здоровыми. В 1911-1912 гг. польский ученый К. Функ выделил препарат из отрубей и назвал его витамином.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D, E, P и т. д. Все витамины способны синтезировать большинство высших растений; многие бактерии и дрожжи.

Натуральные (естественные) витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением, не синтезируются в организме человека. Витамины бывают водорастворимые (С, Р, группы В) и жирорастворимые (A, D, E, K).

Свойства (значение) витаминов:

а) входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ; участвуют практически во всех физиолого-биохимических процессах, составляющих в совокупности обмен веществ;

б) непрочные соединения: быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов;

в) действие их проявляется в малых количествах и выражается в регуляции процессов обмена веществ.

Отсутствие витаминов в организме называется авитаминозом , недостаток – гиповитаминозом . Избыточное поступление витаминов в организм – гипервитаминоз – наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов. Наиболее токсичны витамины А и D. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичен В 12 (в больших дозах вызывают сильные аллергические реакции).

Витамин А (ретинол) участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Содержится в сливочном масле, печени, молоке, рыбьем жире. В овощах (морковь) содержится провитамин А – каротин. Он превращается в витамин А в печени. Суточная доза – 1,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: задержка роста, сухость и помутнение роговицы, «куриная слепота» (нарушение сумеречного зрения), сухость кожи, снижение сопротивляемости к заболеваниям.

Витамин D (антирахитический, кальциферол) стимулирует образование костной ткани, регулирует обмен кальция и фосфора. Содержится в сливочном масле, печени трески, курином желтке, рыбьем жире. Может образовываться в коже из эргостерина (провитамин D) под действием ультрафиолетовых лучей. Суточная доза – 0,01-0,02 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: рахит (размягчение костей, искривление костей ног, уплощение груди, незарастание родничков, позднее появление зубов у детей).

Витамин Е (токоферол) предохраняет мембраны клеток и митохондрий от повреждений, участвует в окислительно-восстановительных процессах, в обмене белков, сокращении мышц, укрепляет стенки сосудов, разрушает свободные радикалы. Содержится в зеленых листьях овощей, орехах, семеч­ках, гречневой крупе, проросших ростках пшеницы, в яйцах, растительных маслах. Суточная доза – 10-12 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: дистрофия скелетных мышц, нарушение половой функции (бесплодие), нарушение зрения у детей.

Витамин К (викасол) участвует в свертывании крови. Синтезируется микрофлорой кишечника, содержится в капусте, зеленых томатах, шпинате, ягодах рябины. Из животных про­дуктов его источником является печень. Суточная доза – 1 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: замедление свертывания крови, самопроизвольные кровотечения.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Содержится в смородине, лимонах, клюкве, зеленом луке, картофеле. Суточная доза – 50 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: цинга (повышенная утомляемость, кровоточивость десен, выпадение зубов, кровоизлияния, снижение иммунитета).

Витамин В 1 (тиамин) участвует в регуляции обмена белков, жиров и углеводов. Содержится в дрожжах, орехах, неполированном рисе, печени, желтке куриного яйца. Суточная доза – 2,5 мг. Гипо- и авитаминоз – "бери – бери" (поражение нервной системы с параличом конечностей и атрофией мышц).

Витамин В 2 (рибофлавин) участвует в регуляции обмена веществ, в окислительно-восстановительных реакциях. В форме коферментов он участвует в развитии эритроцитов, обеспечивая кроветворную фун­кцию организма; регенерации нервных волокон; нормализации функции печени.

Содержится в мясе, яйцах, молоке, печени, фруктах, овощах. Суточная доза – 2,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: поражение роговицы, "заеды" (ангулярный стоматит), задержка роста.

Витамин B 3 (пантотеновая кислота) является коферментом ключевых реакций метаболизма жиров. Содержится в пчелином ма­точном молочке и пивных дрожжах. Достаточно много его в печени животных, яичном желтке, гречихе, овсе, бобовых. Суточная доза – 10-15 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: психоэмо­циональная неустойчивостью, склонность к обморокам, изменени­е походки, чувство жжения стоп.

Витамин В 5 (витамин РР, никотиновая кислота) входит в состав ферментов, являющихся катализаторами окислительно-восстановительных реакций, обмена белков и т-РНК. Источником витамина являются животные (особенно печень, мясо) и многие растительные продукты (рис, хлеб, кар­тофель). Суточная доза – 10-20 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: дерматит (воспаление открытых участков кожи, диарея (поносы), деменция (слабоумие).

Витамин В 6 (пиридоксин) участвует в регуляции обмена аминокислот. Содержится в дрожжах, рисе, мясе, бобах. Суточная доза – 2,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: воспаление кожи и нервов.

Витамин В 9 (фолиевая кислота, витамин В с ) участвует в обмене белков и нуклеиновых кислот. Витамина много в ли­ственных овощах, например, в шпинате. Он содержится в салате, ка­пусте, томатах, землянике. Богаты им печень и мясо, яичный желток. Суточная доза – 0,3-1 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: анемия – в крови появляются большие незрелые кроветворные клетки. Снижается количество эритроцитов и гемоглобина в крови.

Витамин В 12 (антианемический) – участвует в регуляции обмена белков, жиров и углеводов. Содержится в печени, мясе, твороге, яйцах. Суточная доза – 200-300 мкг. Гипо- и авитаминоз – злокачественное малокровие (анемия).

Витамин Н (биотин) – участвует в транспорте диоксида углерода, в обмене углеводов и жиров. Содержится в молоке, яйцах, печени; цветной капусте, грибах, синтезируется бактериями кишечника. Суточная доза – 150-200 мкг. Гипо- и авитаминоз – заболевания кожи, выпадение волос.

Методами сохранения витаминов в пищевых продуктах являются:

    консервирование (метод сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов);

    замораживание (быстрое замораживание хорошо сохраняет витамины);

    вакуумная сушка. Проводится в условиях разряжения при температуре не выше 50 0 С;

квашение овощей и фруктов (образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С).

    Романовский В.Е., Синькова Е.А., Витамины и витаминотерапия. Серия "Медицина для вас". - Ростов н/д: "Феникс", 2000, 320 с.

    Т. С. Морозкина, А. Г. Мойсеенок. Витамины. Краткое руководство

    Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», М.: «Медицина» 1983 год,129с.

    “Энциклопедический словарь юного химика” - Москва 1990 Педагогика,650с.

Татьяна Данилова
Конспект занятия по познавательному развитию «Витамины всем нужны: для здоровья важны!» в старшей группе

«Витамины всем нужны- для здоровья важны »

Цель : формирование представлений у детей о здоровом образе жизни .

Задачи :

Обучающие :

Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека ;

Называть витамины А , В, С, D;

Различать витаминосодержащие продукты питания ;

- познакомить с тем , как витамины влияют на организм человека;

Развивающая :

- развивать активный и пассивный словарь;

Воспитательная :

Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью .

Оборудование :картинки витаминосодержащих продуктов ; муляжи продуктов, корзина, мяч.

Предварительная работа :чтение стихов, загадок об овощах и фруктах, ягодах; знакомство с обозначением витаминов (А, В, С, D) ; витаминосодержащими продуктами .

Начало занятия (оргмомент, приветствие) .

Цель этого этапа– включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии .

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень !

Мотивационно-ориентировачный этап.

Стук в дверь, заходит почтальон, вручает письмо.

Вос -ль :

Ребята, давайте прочитаем от кого это письмо.

Нам пришло письмо от незнайки, послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилось беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться . Я старался , ел все только вкусное : пирожные, конфеты, пил пепси - колу. Но к сожалению, мне становится все хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть , чтобы не болеть».

Поисковый.

Ребята, мы сможем помочь Незнайке? (Да)

Как можно ему помочь? (Можем рассказать как надо лечится)

Что мы можем сделать для этого? (Расскажем как правильно питаться.)

Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.

Правильно ли Незнайка лечится? (Нет)

Что нужно есть , чтобы не болеть? (Полезные продукты)

Давайте встанем в круг и назовем полезный продукты. Дети встают в круг, передают мяч друг другу и называют продукт, который содержит витамины .

Воспитатель : - Дети, а почему эти продукты полезные? Потому что в них есть витамины необходимые для здоровья .

Правильно, они питают наш организм полезными веществами, которые защищают от болезней, делают нас сильными и крепкими. Эти вещества называются «Витамины » . Витамины оказывают различное влияние на здоровье человека . Витаминов много , но самые главные из них витамины А , В, С, D. Без них человек не может жить, может заболеть опасными болезнями, которые трудно и долго лечатся. А вот и витамины пожаловали к нам в гости.

Выходит ребёнок, он держит картинку с изображением витамина - Этой буквой обозначается витамин «А» , он нужен для глаз, чтобы хорошо видеть и для роста.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт. Стих читает ребенок.

Воспитатель раскладывает вокруг буквы иллюстрации продуктов, в которых содержится витамин «А» (морковь, дыня, красный перец, сливочное масло, тыква, помидоры, яйца, петрушка) .

Но те только витамины помогают ,а еще и гимнастика.

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево- вправо

Влево - вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 5 раз.

Следующий витамин «В» . Выходит ребёнок, он держит картинку с изображением витамина

Этот витамин отвечает за работу сердца и наших мышц. Приложите руку к своей груди там, где сердце и почувствуйте, как стучит ваше сердце. А теперь сожмите кулаки и согните руки в локтях, как силачи. Почувствуйте свои мышцы. Кто у нас самый сильный?

А содержится этот витамин в молоке , рисе, изюме, твороге, бананах, хлебе, овсяной и гречневой каше, в мясе, крабах. (воспитатель выкладывает иллюстрации этих продуктов)

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Чёрный хлеб полезен нам,

И не только по утрам. Стих читает ребенок

Не напрасно овсяную кашу называют «богатырской» , от неё растут мышцы и прибавляется сила.

А вот чтобы нам быть сильными,давайте выполним зарядку.

Сделаем разминку

Держим ровно спинку

Голову назад, вперед

Вправо, влево поворот

Руки вверх поднять прямые

Вот высокие какие

Еще выше поднимитесь,

Вправо влево повернитесь.

Этим славным упражнением

Дружно сесть и дружно встать

Прыгать нам совсем не лень

Словно мячик целый день.

А есть ещё витамин , который делает наши руки и ноги крепкими – это витамин «D» . Выходит ребенок держит картинку с изображение витамина

Его можно найти в молоке, яйцах, рыбе, в рыбьем жире, в печени и в солнечных лучах. Поэтому полезно не только кушать полезные продукты, но и гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру.

Молодцы ребята! Но есть еще один очень важный витамин – это витамин «С» .

Выходит ребенок с изображением витамина .

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он. Стих читает ребенок.

-Витамин «С» содержится в апельсинах, лимонах, ягодах, в репе, редьке, в капусте, луке, картофеле.

Практический.

Вос. -ль : Ребята, мы открыли все секреты,

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

А как же Незнайка узнает все?

Давайте отправим Незнайке корзину с полезными продуктами, чтобы он поскорее выздоравливали приглашение к нам в детский сад. На столе лежат продукты : полезные-овощи и фрукты и вредные, дети выбирают только полезные продукты и кладут их в корзину.

Ребята почему вы не положили остальные продукты? (Потому что они вредные.)

Молодцы!

Рефлексия :

Скажите,помогли ли мы Незнайки? Да

Чем помогли?

Что сделали?

Ребята,я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким .

Публикации по теме:

Конспект НОД по физическому развитию с использованием ИКТ для детей старшей группы «Для чего нужны витамины» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение МБДОУ Д/С № 2 Авторский конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием.

Конспект НОД по валеологии «Витамины для здоровья» в старшей группе Конспект НОД по теме «Витамины для здоровья» (образовательная область «Здоровье», старшая группа 2014 год Цель: сформировать понятие.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Нужны носы не только для красы» Задачи: Знакомить детей со своим организмом, с функциями и назначением носа Закреплять знания правил безопасности.

Программные задачи: Расширять представление детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями их изготовления и применения.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема занятия: Все профессии важны, все профессии нужны. Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Витамины и здоровье» Цель: Закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах. Задачи: Развивать умение подбирать к существительному несколько прилагательных;.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Все профессии важны» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Все профессии важны». Цель: Закреплять представления детей о профессиях. Задачи:.

ОД с использованием электронных образовательных ресурсов в старшей группе «Витамины нам нужны, витамины все важны» Логика образовательной деятельности Этап Деятельность педагога Деятельность детей Предполагаемый результат Мотивационно-целевой Педагог.

Открытое мероприятие в подготовительной группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: формирование познавательных действий при ознакомлении с профессиями. Задачи: - Развивать самостоятельность, инициативу, творчество.

План-конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Витамины нам нужны, витамины все важны» Задачи. Образовательные; формировать у детей необходимость заботы о своём здоровье, о правильном питании. Закрепить представления о витаминах.

Библиотека изображений:

Конспект интегрированного занятия для средней группы на тему: «Витамины для здоровья».

Подготовила: Мамедова Марина Викторовна, воспитатель.
Место работы: МБДОУ"Тамбовский детский сад".

Цель:
знания об овощах, фруктах и ягодах.
Задачи: Расширить знания детей о витаминах и витаминосодержащих продуктах, закрепить
знания об овощах, фруктах и ягодах;
Приобщить детей дошкольного возраста к изобразительному искусству;
Воспитать у дошкольников чувство взаимопомощи;
Вызывать положительный отклик от проделанной работы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Давайте я его вам прочитаю:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша. У меня случилась беда, я заболела. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старалась, ела все только вкусное: чипсы, конфеты, пила газировку. Но, к сожалению, мне становится все хуже и хуже, а вчера, меня положили в больницу. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть?»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем надо питаться, чтобы расти крепкими и здоровыми, и подойдут ли для этого наши любимые конфеты и чипсы?
Дети: Сладкое и пепси-кола вредят нашим зубам, могут вызвать аллергию.
Газированные напитки могут стать причиной плохого сна и даже плохих оценок в школе.
Воспитатель: А какие же продукты мы называем полезными?
Дети: Самыми полезными для здоровья человека являются фрукты и овощи.
Воспитатель: Организму человека нужны разные продукты. Особенно полезны сырые овощи, фрукты и ягоды, так как это огромный клад всевозможных витаминов и минералов! Употребляя их каждый день, человек всегда выглядит жизнерадостным и счастливым!
Если человек будет редко употреблять такие продукты в пищу, то он начнет чувствовать недомогание, станет быстро уставать, потеряет аппетит и заболеет. Это и произошло с нашей Машей, она ела только сладкое, чипсы и газировку, поэтому и заболела.
Воспитатель: Ребята, какие овощи вы знаете, где их выращивают?
Дети: Овощи выращивают в поле или в огороде на грядках: лук, морковь, редис, капуста, помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны и др.
Воспитатель: Ребята, какие фрукты и ягоды вы знаете, где их выращивают?
Дети: Фрукты и ягоды выращивают в садах: яблоки, груши, сливы, смородина, клубника. Много фруктов к нам привозят из теплых стран: бананы, персики, апельсины, мандарины, лимоны и др.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Цвет фруктов и овощей», я называю цвет, а вы – фрукты или овощи такого цвета, который я назвала, и наоборот. Например, красный – это…(ответ: помидор).
Красный – (помидор, яблоко);
синий – (баклажан);
зеленый – (капуста, огурец, кабачок, груша);
желтый – (яблоко, помидор, лимон);
морковь – (оранжевая);
кабачок – (зеленый);
свекла – (красная);
чеснок – (белый);
репа – (желтая);
оранжевый – (мандарин, апельсин, морковь).
Воспитатель: А вот еще загадка, какие фрукты, ягоды или овощи могут быть
разноцветными?
Ответы:
Яблоко – (красное, зеленое, желтое).
Перец – (зеленый, красный, желтый).
Малина – (красная, белая, желтая).
Смородина – (красная, черная, белая)
Воспитатель: Вы уже многое знаете о полезных продуктах, о важности витаминов. Ребята, предлагаю не терять времени даром и нарисовать все те продукты, которые помогут Маше быстрее выздороветь и вернуться домой, к своим друзьям.
Ребята, во время работы будьте аккуратными, помните, что продукты, богатые витаминами, не только вкусные, полезные, но и очень красивые.

Цель урока: Дать учащимся представление о витаминах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать представление о витаминах, как источнике необходимых элементов для правильного роста и развития организма (тканей, мышц, связок, нервных клеток, жировой клетчатки, мышечных волокон, оболочек суставов) и как об энергетическом материале для выполнения организмом необходимых жизненных функций (зрения, нервной системы, функции кишечника:)
  • Научить определять продукты с наибольшим содержанием тех или иных витаминов.

Коррекционно-развивающие.

  • Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.
  • Работать над развитием речи, обогащением активного словарного запаса.

Воспитательные.

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни, в частности в правильном питании.

Наглядность: презентация , иллюстрационный материал.

Словарь: витамины, авитаминоз, аллергия.

1. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе". Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

2. Проверка домашнего задания:

В какой пище нуждается человек? (в пище растительного и животного происхождения, чем разнообразнее пища, тем она лучше усваивается).

От чего зависят нормы питания? (у детей на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий и количеством суточного объема калорий - надо разложить их по парам).

Как правильно подобрать продукты для вашего питания в будни и выходные? (в зависимости от времени года, от активности и физической нагрузки: выполнение уроков или занятия спортом, или работа в огородах).

3. Актуализация знаний к новой теме: В следующем задании найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов в зависимости от возможностей ребёнка).

Завтрак, белки, обед, жиры, углеводы, режим питания, полдник, ужин,

Должна получиться цепочка: Завтра, обед, полдник, ужин - режим питания.

  • А что такое белки, жиры, углеводы?
  • Для чего нужны они?
  • Только ли они нужны для правильного роста и развития организма?

Много лет назад этим вопросом задался русский врач Николай Иванович Лунин.

4. Сообщение темы урока.

На этом уроке мы познакомимся с веществами, которые также необходимы для правильного роста и развития. Это витамины.

5. План урока (вывешивается на доске):

1. Что такое витамины?

2. История открытия витаминов.

3. Группы витаминов и их значение.

5. Новый материал.

1. Витамины - это поступающие с пищей органические вещества, необходимые для правильного обмена веществ, роста и развития организма. Современной науке известно более 25 витаминов

2. В 1881 г. русского биохимика и врача Николая Ивановича Лунина (1853-1937) увлек вопрос: что если в нужной пропорции смешать белки, жиры и углеводы? Получится тогда полноценная пища или нет? Сказано - сделано, и вот уже две группы "мучеников науки" - мышей, готовы к эксперименту. Опытную группу Лунина снабжал составленным по образцу коровьего молока идеальным коктейлем из белков, жиров и углеводов, а контрольная лакомилась натуральным коровьим молоком. Результат был неутешительным. Контрольная набрала вес и обзавелась жизнерадостным потомством, а вот вся опытная погибла. Исследователь сделал вывод: одних белков, жиров и углеводов, по-видимому, организму недостаточно, в пище должно быть еще что-то очень важное для поддержания жизни. Дело Лунина продолжил польский биохимик Казимир Функ (1884-1967). Он долго кормил голубей очищенным рисом, и птицы захворали. Когда же ученый стал добавлять в корм рисовые отруби, голуби на удивление быстро выздоровели. В 1912 г. Функ провел химический анализ и выделил из рисовых отрубей первый витамин В 1 или тиамин. Кстати, и ныне всем знакомое слово "витамин" придумал Функ - от латинского слова vita - "жизнь".

Жизнь без витаминов невозможна. Их роль в обмене веществ сродни какой-нибудь маленькой гаечке в огромном самосвале: ее и не разглядишь, но если гаечка не на месте, многотонная махина не сдвинется с места. Так же и витамины. Нужно их совсем немного. Витамина В 1 нужно не более 30 г за всю жизнь, но горе тому, кто эти граммы не доберет. В чем же здесь секрет?

Оказывается, витамины в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме. Нет витамина - и обмен веществ останавливается

3, 4. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита. Познакомимся с некоторыми из них (в ходе ответа составляется таблица).

Витамин А содержится в жире камбалы и палтуса, молоке, масле, куриных яйцах.

Он помогает организму бороться с инфекциями, улучшает зрение, регулирует работу гормональных желез, стимулирует обновление клеток кожи, поддерживает нервную систему и заставляет детские кости расти строго по графику, а зубы быть ровными и белыми. Его недостаток приводит к "куриной слепоте".

Физкультминутка: Конечно не надо забывать и о гимнастике для глаз. Смотрим на кружочек - точку на окне и вдаль.

Витамин В - комплекс из 15 различных веществ. Важнейшие В 1 , В 6 , В 9 , В 12 .

Прячутся эти витамины в оболочках и зародышах злаков, отрубях, печени и почках животных, зелени, мясе, яйцах, молоке.

Он помогает нервам передавать импульсы мышцам. Продолжи Функ свой опыт дальше, он довел бы несчастных птичек до болезни "бери-бери", которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки болезни - потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях.

Физкультминутка: Выполнить несколько упражнений на движение руками и ногами. При этом вы не чувствуете усталости. Это благодаря витамину В.

Витамин С, или аскорбиновая кислота "прославлен" знакомыми каждому с детства сладко-кислыми "аскорбинками". Аскорбиновой кислотой богаты свежие фрукты и овощи: цитрусовые, смородина, клубника, дыня, помидоры, картофель, салат, перец. Он необходим и для роста зубов; и для образования клеток крови и для выработки иммунных антител. Недостаток витамина приводит к цинге - заболеванию, при котором выпадают зубы.

Д.Лондон. Золотоискателей во время долгой полярной зимы без свежих овощей и фруктов спас мешок картошки - всего по 1 картофелине в день на брата - и им хватило, чтобы выжить.

Витамин К содержится в аппетитных овощах и зелени - капусте, шпинате, петрушке стережет наши сосуды, регулируя образование веществ, которые помогают крови сворачиваться, а не вытекать через маленькую ранку.

Витамин Д. Под его личиной прячутся сразу 5 родственников Д 1 -Д 5 .

Раньше для пополнения Д 3 детям давали рыбий жир. Сейчас жировая ткань морских животных накапливает все то вредное, что сливает в Мировой океан промышленность. В организме человека этот витамин может вырабатываться сам из холестерина в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Он отвечает за правильный рост костей. Если его не хватает, у детей возникает рахит.

Физкультминутка: Представим, что вышло солнышко, потянем к нему ручки.

Витамин Е или токоферол есть в зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, молоке, масле, яичном желтке. защищает человека от стрессов, т. е. он оказывает положительное влияние на нервную систему, укрепляет её.

Физкультминутка: Упражнение "Колечки" (развитие межполушарного взаимодействия).

Для правильного роста и развития человек должен получать с пищей необходимое количество витаминов. Для этого нужно знать, что витамины - очень неустойчивые вещества. Так, например, они разрушаются при термической обработке пищи. Поэтому надо соблюдать нормы термической обработки продуктов. Яблоки, собранные осенью, теряют витамины к новому году. Витамины разрушаются от соприкосновения с металлом и т.д.

Существует много витаминов синтезированных искусственным путем. Но специалисты ВОЗ считают, что свежие овощи и фрукты куда полезнее витаминных препаратов, ибо "природный витамин совсем не то же, что таблетка, рожденная в пробирке".

Например, чтобы получить необходимую суточную норму витамина В1 в 1,4 мг, нужно съедать 700-800 г хлеба из муки грубого помола или килограмм нежирного мяса. А сколько хлеба едите вы? Как вы думаете, получаете ли вы необходимое количество витаминов? Значит можно сделать вывод, что мы получаем их с пищей недостаточно.

6. Закрепление. А теперь давайте выясним, какие витамины Вы получили сегодня съев завтрак в школе. (Меню завтрака записывается на доске. Напротив каждого блюда ставится буква, обозначающая витамин, который содержится в нём в наибольшем количестве).

Недостатком витаминов - авитаминоз. Он возникает в результате перегрузок, несоблюдении режима дня. Авитаминозом объясняют множество болезней, даже наркоманию. По данным некоторых американских экспертов у подростков, испытывающих витаминный голод, шанс "подсесть на иглу" в 3 раза выше, чем у их "витаминизированных" сверстников. Избыток витаминов приводит к аллергии. Влияние курения и алкоголя на потребность в витаминах Вредные привычки увеличивают потребность в витаминах группы В (особенно B1, В6, B12), бета-каротине (провитамине А), фолиевой кислоте. Витамина С курильщикам требуется на 25 мг в день больше. Граждане, часто употребляющие алкогольные напитки, должны помнить, что витамин B6 в их организме практически отсутствует, а восполнить потери этого витамина им помогут... бананы.

7. Итог урока и выставление оценок (в виде викторины "Проверь себя"). Какие вещества необходимы организму человека для правильного роста и развития? Какие витамины вы знаете?

8. Домашнее задание: с 119-123.