» » «Золотой век» русской литературы XIX века. Золотой век русской литературы (русский литературный процесс XIX века) «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX

«Золотой век» русской литературы XIX века. Золотой век русской литературы (русский литературный процесс XIX века) «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX

Золотой век русской литературы

К XIX веку русская литература достигла небывалых высот своего развития. Литературный скачок, почву для которого подготовили авторы XVII - XVIII веков, дал русской литературе мировую известность.

XIX век называют Золотым веком русской литературы. Это крылатое выражение берёт начало в статье критика и публициста М.А. Антоновича «Литературный кризис», в которой он хвалил творчество данного периода за единство стремлений и интересов. И хоть в этой же самой статье, написанной в 1863 году, Антонович подразумевает литературу периода А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя и утверждает, что в его дни в литературе царит «век железный и даже глиняный», термин «золотой век» в литературоведении применяется по отношению ко всему XIX веку.

Замечание 1

Как утверждал литературовед В.Б. Катаев, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи - в её начале и в конце».

Начался Золотой век русской литературы с установления романтизма и сентиментализма, а закончился господством реализма и декадентства.

Писатели-прозаики золотого века

Золотой век русской прозаической литературы составили писатели-классики.

Определение 1

Классическая литература - все произведения эпохи, считающихся образцовыми и задающие канон своего жанра.

К данной эпохе относят творчество Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.С. Грибоедова и других. Классиком драматургии является А.Н. Островский.

Развитие русской прозы началось с творчества Пушкина и Гоголя, которые создали в своих произведениях типы героев, впоследствии встречающиеся в произведениях других авторов на протяжении всего XIX века:

  • «Маленький человек» - образ обычного человека, не выделяющегося своим социальным положением, происхождением или чертами характера, но всегда доброго и безобидного. Первым «маленьким человеком» стал Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Не менее известен Акакий Башмачкин, главный герой «Шинели» Гоголя;
  • «Лишний человек» - образ человека, не вписывающегося в общество. Образцом такого героя в русской литературе является Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина. Название данного типа взято из произведения И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека».

Большое влияние на русскую литературу XIX века оказали европейский романтизм, представителем которого был, например, вдохновлявший А.С. Пушкина английский поэт Байрон, а также творчество писателей-просвещенцев (XVIII век).

Определение 2

Романтизм - литературное направление, для которого было характерно изображение идеального мира и героя, борющегося с обществом.

От российских литературных традиций XVIII века Золотой век перенял публицистичность и любовь к сатире. Писатели обличали пороки и недостатки современного им общества и всегда держали руку на пульсе. Поэтому, когда в Российской империи наступил кризис крепостничества и возникли большие противоречия между народом и властью, литература отозвалась на эти масштабные исторические изменения сменой господствующего направления. Приблизительно в середине XIX века началось становление русского реализма.

Определение 3

Реализм - литературное направление, объективно и правдиво воспроизводящее окружающую действительность.

Общественно-политическая проблематика, поразительная точность и искренность и тонкий психологизм отличали произведения Достоевского, Толстого, Тургенева, Гончарова - писателей, творивших после произошедшей в 1861 году отмены крепостного права. Последователями этих идей стали А.П. Чехов и М. Горький.

Помимо политических идей в произведениях авторов Золотого века находили отражение вечные ценности и высоконравственные идеи. Утверждалась свобода личности, заострялось внимание на моральных проблемах.

В конце XIX века, когда в умах россиян начали крепнуть революционные идеи, реализм уступил первенство декадентству.

Определение 4

Декадентство - литературное направление, отличающиеся пессимистическими, упадническими взглядами, безверием.

Некоторые из самых значимых произведений Золотого века:

  • «Война и мир» Льва Николаевича Толстого;
  • «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского;
  • «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя;
  • «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова;
  • «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева;
  • «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова;
  • «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

Золотой век русской поэзии

Золотым веком русской поэзии считается первая треть XIX века. Центральной фигурой здесь являлся А.С. Пушкин.

К этой эпохе относятся также поэты пушкинского круга (1810 - 1830-ые годы): Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Бестужев, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, К.Ф. Рылеев и другие. Всего 19 поэтов.

Завершился золотой век русской поэзии творчеством Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.

Важно уточнить, что понятие «поэты пушкинской поры» не только и не сколько хронологическое, а, скорее, идеологическое. Потому что, например, М.Ю. Лермонтов, тоже современник Пушкина, в своих произведениях поднимал совершенно другую проблематику. В идеологии поэтов пушкинской поры важна была «подлинность душевной жизни». Эта поэзия очень часто была связана с общественно-политической жизнью страны (многие из перечисленных поэтов были связаны с декабристами).

Большое влияние на эту эпоху оказала реформа русского литературного языка, проведенная Н.М. Карамзиным. Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие.

Замечание 2

Сторонники карамзинской реформы объединились в закрытое литературное общество «Арзамас», которое боролось с отжившими себя традициями.

Не менее сильным толчком для развития русского литературного языка стало творчество Александра Сергеевича Пушкина, чей роман в стихах «Евгений Онегин» был признан ни много ни мало «энциклопедией русской жизни». Для многих поэтов и писателей именно Пушкин стал учителем и наставником; его идеи находили продолжение в произведениях других поколений литераторов.

Перу поэтов Золотого века принадлежат произведения о любви и природе, пропитанные философскими размышлениями. Именно в XIX веке за писателями и в особенности за поэтами утвердился статус пророков, просвещающих и обучающих своих читателей.

Тема урока: «Золотой век русской поэзии».

Цель урока : познакомить учащихся с поэтами «пушкинской поры»
Задачи: Обучающие:
сформировать понятие «поэты пушкинской поры»; установить хронологические рамки возникновения «Золотого века русской поэзии»;
Развивающие:
развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы;
Воспитательные:
формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям;
воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.
Оборудование: компьютер, мультемидийный проектор.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

Что такое лирика?

Лирический герой

IV. Объяснение нового материала.

Поэты пушкинской поры, поэты пушкинской плеяды, поэты пушкинского круга, Золотой век русской поэзии - обобщающее именование поэтов-современников А. С. Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия. Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810-1830-х годов.

В большинстве своем они формировались под воздействием карамзинской реформы языка. Исследователи так определяют характерные черты писателей этого круга: «Понятие „поэты пушкинской поры“ не только хронологическое. Если Батюшков, Жуковский и Д. Давыдов органически входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов принадлежат уже по проблематике и пафосу своей поэзии к эпохе иной, послепушкинской. То же относится к Тютчеву, чья ранняя лирика, хотя она формировалась в атмосфере конца 1820-1830-х годов и достигла тогда высокого совершенства, является все же началом его творческого пути. Что касается поэзии Дельвига, несомненно исполненной обаяния, то ей недоставало существенного - той самой подлинности душевной жизни в лирике, которая была достигнута не только его сверстниками, но и старшими современниками».

Баратынский, Евгений Абрамович

Батюшков, Константин Николаевич

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

Веневитинов, Дмитрий Владимирович

Вольховский, Владимир Дмитриевич

Вяземский, Петр Андреевич

Давыдов, Денис Васильевич

Дельвиг, Антон Антонович

Гнедич, Николай Иванович

Жуковский, Василий Андреевич

Катенин, Павел Александрович

Козлов, Иван Иванович

Крылов, Иван Андреевич

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

Плетнёв, Пётр Александрович

Рылеев, Кондратий Фёдорович

Туманский, Василий Иванович

Туманский, Фёдор Антонович

«Золотой век» русской литературы XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

БАТЮШКОВ

О солнце! чудно ты среди небесных чуд!

И на земле прекрасного столь много!

«Подражания древним».

Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве,

ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество.

И потому в его грусти всякий узнает свою

грусть, в его душе всякий узнает свою

и видит в нём не только поэта, но и человека…

В.Г.Белинский.

К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни.

Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»).

Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы:

Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь…

Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…

Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное:

Мой друг! Я видел море зла

И неба мстительного кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары…

Бродил в Москве опустошенной,

Среди развалин и могил…

«К Дашкову»

Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др.

К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора:

Пока на поле чести

За древний град моих отцов

Не понесу я в жертву мести

И жизнь и к родине любовь,

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь

Перед врагом сомкнутым строем –

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды музы и хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

«К Дашкову»

Антон Антонович Дельвиг

«И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

Сердечный жар, так долго усыплённый,

И бодро я судьбу благословил.»

А.С.Пушкин

Никто на свете не был мне ближе Дельвига“, - писал Пушкин. Дельвиг был не только другом души, но и большим поэтом, при жизни недооцененным едва ли не всеми, кроме его великого друга.

Переписка Дельвига и Пушкина - настоящий литературный памятник тому, что называется истинной дружбой.

Поэтический дар друзей, Дельвиг ценил больше, чем свой собственный. Хуже то, что критика впоследствии говорила, что половина стихотворений Дельвига написано Баратынским, половина - Пушкиным. Скромность Дельвига сослужила ему очень плохую службу…

Дельвиг был издателем альманаха «Северные цветы» и «Литературной газеты».

С Пушкиным его связывала нежнейшая дружба. По единогласному утверждению друзей, Пушкин никого так не любил, как Дельвига. Да и сам Пушкин писал после смерти Дельвига: « Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели». Именно Дельвиг в апреле 1825 года навестил ссыльного Пушкина в Михайловское. Какой это был замечательный для Пушкина год! В январе к нему приехал Пущин, а апреле Дельвиг. За посещение опального поэта Дельвиг был строго наказан: он лишился своего места в библиотеке.

Вдохновение

Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье.

И презренный, гонимый от людей,
Блуждающий один под небесами,
Он говорит с грядущими веками;

Он ставит цель превыше всех частей,
Он клевете мстит славою своей
И делится бессмертием с богами.

Петр Андреевич Вяземский

«Да сколько я вам раз, милостивые государи и безмилостивые деспоты, сказывал, что я не хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев, а хочу писать как Вяземский...»

Петр Андреевич Вяземский – поэт, критик, историк литературы, мемуарист, ближайший друг Пушкина.

Он был одним из организаторов и наиболее активных участников литературного общества «Арзамас», объединившего поборников романтизма.

На гербе общества изображался , так как « славился своими жирными гусями».

Друзьям.

Я пью за здоровье не многих,

Не многих, но верных друзей,

Друзей неуклончиво строгих

В соблазнах изменчивых дней.

Я пью за здоровье далеких,

Далеких, но милых друзей,

Друзей, как и я, одиноких

Средь чуждых сердцам их людей.

В мой кубок с вином льются слезы,

Но сладок и чист их поток;

Так, с алыми – черные розы

Вплелись в мой застольный венок.

Мой кубок за здравье не многих,

Не многих, но верных друзей,

Друзей неуклончиво строгих

В соблазнах изменчивых дней;

За здравье и ближних далеких,

Далеких, по сердцу родных,

И в память друзей одиноких,

Почивших в могилах немых.

Пётр Вяземский
«Моя вечерняя звезда»

Моя вечерняя звезда,
Моя последняя любовь!
На потемневшие года
Приветный луч пролей ты вновь!

Средь юных, невоздержных лет
Мы любим блеск и пыл огня;
Но полурадость, полусвет
Теперь отрадней для меня.

Николай Михайлович Языков

«Они жрецы собой связует», - писал Пушкин в сентябре 1824 г., имея в виду главным образом добрые отношения, которые сложились у него к тому времени с Дельвигом, Вяземским, Баратынским, и приглашая Языкова к их компании присоединиться, -

Они жрецы единых муз,

Единый пламень их волнует,

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

В процитированном отрывке из послания «К Языкову», ключевое слово – «родня». Пушкин в детстве не знал материнской любви, не имея семьи настоящей, - круг дружественных потов до поры до времени семью ему заменили.

«Пловец»

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе.

Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный

Парус мой направил я:

Полетит на скользки волны

Быстрокрылая ладья!

Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней,

Будет буря: мы поспорим

И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет,

Закипит громада вод,

Выше вал сердитый встанет,

Глубже бездна упадет!

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

Но туда выносят волны

Только сильного душой!..

Смело, братья, бурей полный

Прям и крепок парус мой

Денис Васильевич Давыдов

Из наиболее даровитых поэтов послепушкинского периода, широко известных и в 1810-1830 г.г., первое место принадлежит герою-партизану Отечественной войны 1812 г., поэту гусару Д.В.Давыдову.

«Пусть загремят войны перуны,

Я в этой песне виртуоз»!

Своими стихотворениями Давыдов сказал новое слово в русской батальной лирике, отличавшейся известной парадностью. Самой войны в стихотворениях Давыдова нет, но есть боевой дух офицера, широта души, распахнутой на встречу товарищам.

Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений
И мимолетных сновидений
Не возвращай, не возвращай!

Не повторяй мне имя той,
Которой память - мука жизни,
Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной...

(Романс «Не пробуждай, не пробуждай...»)
Евгений Абрамович Баратынский

Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.

Муза
Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица не общим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.

Заключение: Вопросы, которые волновали поэтов пушкинской поры: любовь, красота природы, интересы народа, война, права и достоинства человека, - продолжают волновать и нас, жителей 21 века. Эти вопросы будут актуальны всегда, сколько бы времени ни прошло.

Нет поколений бывших и настоящих, мы все современники».

Разделы: Литература

Класс: 9

Романтизм как литературное направление

РОМАНТИЗМ – течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца XVIII – 1-й половины XIX века.

В XVIII веке романтическим называли всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.

Основные представители литературы европейского романтизма:

  • Дж. Байрон, В.Скотт (Англия).
  • В.Гюго, (Франция).
  • Э.Гофман, Я. и В.Гримм (Германия).

Основная идея романтизма

Борьба добра и зла составляет основу развития всего живого, т.е. добро не может существовать без зла.

Романтиков интересуют взаимоотношения:

– между людьми;

– между человеком и обществом;

– между человеком и искусством;

– внутренний мир человека.

Главная задача писателя: Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, показать диалектику его души.

Романтический герой

  • показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души;
  • противопоставлен обществу (в этом основа романтического индивидуализма);
  • как правило, одинок;
  • часто находится в пути;
  • это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью;
  • р.г. показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях;
  • может быть и положительным, и отрицательным.

Черты романтизма:

  • Недостижимость идеального мира.
  • Идея двоемирия: чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком разладе.
  • Самоценность отдельной человеческой личности с её особым внутренним миром, богатство и уникальность человеческой души.
  • Исключительный герой романтизма помещён в особые, исключительные обстоятельства.

Основные жанры

  • роман (эпический жанр).
  • поэма (лиро-эпический жанр).
  • драма (драматический жанр).

Особенности русского романтизма:

  • Исторический оптимизм.
  • Внимание к прошлому своей страны.

Идеальный герой: гражданин-патриот или гуманный человек, наделённый чувством любви и глубокого христианского сострадания.

Представители русского романтизма:

  • В.А.Жуковский (баллады).
  • М.Ю.Лермонтов («Мцыри», «Герой нашего времени»).
  • Н.В.Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Литература, как и любое другое творчество, позволяет выразить человеку свое мнение, отношение к определенным событиям, восхищение или разочарование, эмоции. На произведения поэтов и писателей всех времен влияли события в социуме, изменения политического или экономического характера. Ранее частым явлением среди творческих натур являлось выражение протеста против произвола влиятельных людей при помощи творчества.

Исторически важные события 19-го века

Еще в начале Золотого века русской литературы была проведена новая реформа Александром I, суть которой заключалась в укреплении феодально-абсолютистской политики, продвигающая власть буржуазии. Данный факт призвал творцов мысли к протесту посредством своего искусства. Начиная с Пушкина и Цветаевой и заканчивая начинающими писателями и поэтами, все больше и больше появлялось произведений, в которых воспевается свобода.

Спустя небольшой промежуток времени, был создан Государственный совет, в задачи которого входила централизация законов и единообразие норм юрисдикции. И в итоге в 1861 году осуществляется отмена крепостного права и принимается курс, направленный на капитализм.

Что представляет собой Золотой век?

Почему 19-й век - Золотой век русской литературы? Это наименование 19-й век обрел благодаря своему невероятному расцвету и богатству творческими шедеврами. Часть произведений в данном времени отличалась особой смелостью и дерзостью. Одновременно на пике популярности находился чувственный романтизм. Без опасений поднимались серьезные темы о проблемах общества и политических изъянах, заострялось внимание на ценностных факторах и эстетических нормах. Еще никогда ранее поэзия не имела такое влияние на социум. Каждый человек к произведениям и прислушивался к сказанному. Именно в данный пользовалась особой популярностью даже за рубежом.

Написанное в, казалось бы, далекие времена остается актуальным и популярным на теперешний день. Поэтому 19-й век заслуженно носит название «Золотого века» русской литературы.

Характерные черты Золотого века

В 19-м веке литература снова обновила свой формат и стиль, начали развиваться ранее малоизвестные направления. К творческим новшествам относятся:

  • Переход от сентиментализма в романтизм, тесно связанный с политической тематикой. Затронуло данное направление в особенности поэзию. На свет появилось множество прекрасных стихотворений о любви.
  • Поэты и писатели обрели титул пророков. Благодаря произведениям с философским подтекстом, наполненных рассуждениями создателя, творчество оказывало сильное влияние на самосознание и взгляд человека на окружающий мир. Одновременно на людей искусства возлегала огромная ответственность за принятую ими роль просветителей и учителей.
  • Развитие прозы, как способа выражения мыслей. Прозаики вдохновились романами зарубежного гения В. Скотта и других английских шедевров и начали продвигать данное направление и в России. Идея оказалась успешной и заняла значимое место в литературе 19-го века.
  • Развитие сатирических произведений. Таким способом изображались главные недостатки общественных устоев и делался акцент на людских пороках. Также началось использование абстрактной и необычной гротескной манеры в написании рассказов, выраженной в порой абсурдных ситуациях, сочетании несочетаемого, высмеивании в ужасной форме определенных вещей и явлений.
  • Значимая роль реалистических произведений в период особого кризиса крепостничества. Именно в данный период времени часто освещались жуткие и жестокие события, которые существуют реально. Внимание общественности приковывалось к проблемам бедных слоев социума и беспределу власти, буржуазии.
  • Декадентство. После завершения революции и изменений в политическом строе реализм отошел на второй план. Творчество взяло направление на мистицизм и религиозность, затрагивалось предполагаемое будущее и грядущие изменения. Со временем произведения получили символический характер.

Поэзия Золотого века русской литературы, не оставляющая равнодушным

Разнообразие жанров и острая социалистическая тематика сделали популярным не одного мастера слова и рифмы. Борьба за права угнетенных и обиженных отражается в творчестве практически каждого писателя. Творчество вдохновляло на бунт все большее количество людей, придавало уверенности действиям.

Гениальные поэты и прозаики 19-го века

Из-за несметного количества творческих личностей в Золотом веке основная идея периода будет рассмотрена на примере наиболее известных из них.

  • Гений литературы и передовик Золотого века русской литературы - Пушкин Александр Сергеевич. По сей день именно данного поэта считают родоначальником русского литературного слова. Он является лирическим новатором и талантливым рифмоплетом. Пушкин впервые рискнул смешать различные языковые стили и начать экспериментировать с жанрами. Благодаря его творчеству развитие получил классический реализм.

Шедевры литературного гения посвящены окружающему миру, явлениям, событиям, мыслям, философии человека. А сам Пушкин стал вдохновением для многих людей и начинающих поэтов Золотого века русской литературы.

  • Евгений Абрамович Баратынский и Василий Андреевич Жуковский известны как основоположники романтизма в литературе. На их творчестве вырос Пушкин, в качестве поэта, и другие великие писатели.
  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Золотой век русской литературы знал его как мистического поэта с широкой душой и глубоким внутренним миром. Его произведения пронизаны символичностью, тайным подтекстом и философией, пропитаны переживаниями главных героев, их мыслями и стремлениями. Частой темой являлась проблема одиночества и духовного дисбаланса. Основные используемые жанры - романтизм и реализм.
  • Алексей Николаевич Плещеев. Гений в революционно-демократических стихотворениях. Одновременно со смелыми высказываниями и призывами к борьбе с несправедливостью Плещеев был талантливым переводчиком творчества популярных иностранных авторов и первым человеком, кто начал создавать литературу для детей в России.
  • Иван Захарович Суриков. Идея «крестьянской» литературы свойственна именно ему. Сам поэт, являющийся выходцем из народа, помогал раскрыть творческий потенциал и другим малообразованным и бедным людям.
  • Иван Саввич Никитин. Его искусство разнообразно и охватывает как социальные жанры, так и лирику. Стихи Никитина послужили основой для песен.
  • Афанасий Афанасьевич Фет - представитель философской лирики. Эмоциональный и чувственный поэт, создающий произведения, наполненные переживаниями и мыслями.
  • Аполлон Николаевич Майков и Алексей Константинович Толстой - создатели шедевров на историческую тематику. Первый из поэтов посвящал свое творчество Греции и Византии, а второй - российской истории.
  • Николай Алексеевич Некрасов. Уникальный в своем роде творец, представляющий в своих произведениях народное мнение.
  • Федор Иванович Тютчев - русский поэт, отличающийся особой динамичностью и эмоциональностью произведений. Несмотря на небольшой объем творений, он умел идеально раскрыть нутро главного героя, возвышенного над общественными понятиями и устоями.

Почти забытые, но не менее талантливые поэты и прозаики 19-го века

Такие фамилии как Пушкин, Тютчев, Некрасов, Толстой всегда на слуху, изучаются в школе и по сей день пользуются популярностью среди любителей классической литературы. Но в 19-м веке творили не менее умелые и интересные мастера слова, о которых в 21-м веке особо не упоминается. Для желающих расширить литературный кругозор предоставлен список писателей Золотого века русской литературы, малоизвестных в современности, но талантливых:

  • Григорий Недетовский, он же О. Забытый, малоизвестный автор сборников с тематикой, раскрывающей жизнь духовенства. Он жил в семье священника, поэтому и придерживался религиозного жанра. Наиболее знаменитое произведение - повесть «Миражи».
  • Иннокентий Омулевский - создатель автобиографического романа «Шаг за шагом», в котором затронуты важные проблемы общества 19-го века. В его произведения зачастую оговаривалась тема психологии, что заставляло читателей поразмыслить над обыденными вещами, которые оказывались не такими простыми, как на первый взгляд. За свое творчество Иннокентий Омулевский даже подвергся аресту.
  • Георгий Шилин. Писатель, который впервые придал огласке тему больных и угнетенных людей, находящихся в общественном изгнании. Роман «Прокаженные» в полной мере показывает переживания, печаль и тяжесть существования людей, больных проказой. Его произведения пропитаны добротой и сочувствием к созданным на реальных примерах персонажам.
  • Иван Кущевский - сибирский автор произведений о «благополучных» людях, способных на любые подлости и ухищрения для достижения целей и собственной выгоды. Его творчество направлено на раскрытие психологии лицемерных и подлых людей.
  • Василий Слепцов - писатель, проявивший себя в шестидесятых годах 19-го века. Его произведения основаны на собственных наблюдениях и глубоком психоанализе ситуации. В повестях и рассказах Слепцов изначально дает поверхностное видение происходящего, а затем постепенно раскрывает потайные моменты, кардинально меняющие общую картину. Повесть «Трудное время» является одним из лучших детищ данного писателя.
  • Всеволод Гаршин. Автор творений на военную тематику, в которых затрагивались бессмысленность войны в целом и ее жестокость, жизнь простых солдат. Сам Гаршин также принимал участие в нескольких битвах, после которых его творчество поутихло и представляло собой редкие бытовые рассказы и детские сказки, типа «Лягушка-путешественница».

Лучшие произведения «золотого» периода, которые не потеряют свою значимость еще много лет

Золотой век русской культуры и литературы считался периодом истинного писательского искусства, богатым на шедевры творчества. Многие книги изучались в учебных заведениях, многие постоянно были на слуху. К Золотому веку русской литературы относятся такие шедевры:

  • Книга Льва Толстого «Война и мир» относится к жанру романа-эпопеи и описывает события, происходящие во времена нашествия Наполеона. Множество глав и героев, каждый из которых имеет собственную историю, переплетение сюжетных линий и многогранный смысл подняли данное произведение на уровень высшей известности.
  • Федор Достоевский «Преступление и наказание». Данное произведению относится к жанру социально-философских романов и рассказывает о студенте Родионе Раскольникове, который ради наживы убивает старушку-процентщицу. В основу произведения легли несколько черновых вариантов рассказов автора.
  • Федор Достоевский «Идиот». Наиболее любимое автором собственное творение, которое в полной мере отражает его взгляды на социум. В романе качественно критикуются нравы того времени, за что произведение обрело популярность за рубежом и присутствует в списке ста лучших книг книжного клуба Норвегии.
  • Произведение «Мертвые души» Николая Гоголя изначально было запланировано в трех томах, но второй том был уничтожен автором, а третий остался только в неосуществившихся планах. Поэма написана в жанре насмешливо-сатирическом и в полной мере показывает людские пороки.
  • Список самых популярных произведений не мог обойтись без «Евгения Онегина», написанного Александром Пушкиным. Роман в стихотворной форме открывает скрытые стороны жизни дворянской интеллигенции. Над своей лучшей работой 19-го века Пушкин работал на протяжении 7 лет.
  • О дворянстве написал шедевр и Лев Толстой. Роман «Анна Каренина» повествует о тайной любви главной героини к привлекательному офицеру Вронскому. Произведение печаталось по частям в течении 7-ми лет.
  • «Герой нашего времени» является классическим романом с уникальным сюжетом. Михаил Лермонтов показывает главного героя вначале со стороны других действующих лиц, а в другой части акцент делается на чувства и внутренние переживания Печорина, разгадывается он, как личность.
  • Актуальная и в наше время тема про недопонимание между старшим и младшим поколениями описана в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети». Главный герой - нигилист Базаров в 19-м веке стал кумиром молодежи и предметом для подражания.
  • Еще один пример качественного сатирического произведения 19-го века - комедия в стихотворном виде «Горе от ума», написанная Александром Грибоедовым. В данном творении высмеивается жизнь аристократической элиты.

Актуальные жанры литературы

19-й век является периодом с большим разнообразием различных стилей. Писатели Золотого века русской литературы экспериментировали над своими произведениями, смешивали жанры, и некоторые из них были открыты для русских читателей впервые. Широкий выбор направления творчества не мог не угодить даже самому придирчивому любителю провести свой досуг за книгой.

Романтизм, сентиментализм, сатира, реализм и народная поэма

Изначально, как уже было оговорено, востребованным являлся романтизм. Авторы данного жанра ставили в приоритете чувства над разумом. Большое внимание уделялось любовным переживанием героев. Этот жанр отчетливо виден в произведениях Пушкина и ранних работах Гоголя. Сам романтизм изначально зародился в Германии, и спустя какое-то время, обрел популярность у российских писателей.

Одновременно с романтизмом в начале 19-го века - Золотого века русской литературы - часто писали в Данный стиль направлен на пробуждение чувств читателей и их душевный отклик. Одним их первых писателей, использовавших этот жанр, был Карамзин. Его примером вдохновились многие авторы.

Сатирическая проза является неотъемлемой частью Золотого века. В произведениях Гоголя можно в полной мере осознать всю суть жанра. Творения сатирического характера отличались критикой глупости и лени, затрагивали все слои общества, высшие и низшие, заострялось внимание на низком уровне духовного развития бедняков.

В середине 19-го века - Золотого века русской литературы - романтизм и сентиментализм сменяются реализмом. Наиболее яркий представитель реалистических романов - Достоевский. Творчество реализма показывает действительные проблемы общества, как они есть, а также затрагивает темные стороны социума и индивидов в отдельности.

В меньшей мере, но все еще актуальной оставалась народная поэма. Некрасов в 19-м веке радовал своими произведениями в данном жанре. Чего только стоит поэма «Кому на Руси жить хорошо?», в которой профессионально происходит объединение революционного, крестьянского и героического жанров.

Конец истории Золотого века русской литературы

В конце 19-го века историю литературы пополнило несметное количество разнообразных произведений-шедевров. Разнообразие жанров и стилей авторов интересно читать даже спустя столетия. Не смотря на временную разницу в книгах, которые представляют собой литературу великого творческого периода, герои, их типажи и поступки напоминают людей теперешнего общества. Конфликты, несправедливость, борьба за свободу никуда не делись и также встречаются в современности. Написанное в 19-м веке осталось значимым на бесконечный промежуток времени и не потеряло свою актуальность по сей день.

Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской и зарубежной культуры.

Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени. Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.

Герои золотого века русской литературы

Появляются литературные герои, для которых в первую очередь важна личная свобода. Ярким представителем выступает Татьяна Ларина , которая не нуждалась в праздной мишуре светских раутов, и для которой более предпочтительным было уединение и философские размышления. Так же, герой Александр Чацкий – человек, который в открытой форме выражал несогласие с общепринятым устоем жизни консервативного дворянства. Жажда переустройства общества среди просвещенных лиц поспособствовала появлению тайных обществ, в которых состояло большинство литераторов.

Представители золотого века русской литературы

Суровыми судьями аристократических кругов были А. С. Грибоедов и А. А. Бестужев – Марлинский , в своих произведениях они презирали высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность. Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу В. А. Жуковский . В своих стихах Жуковский старался уйти от серой обыденности, чтоб показать возвышенный мир чувств, который нас окружает.

Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин . Произведения Александра Сергеевича сделали настоящий переворот в литературе. Поэзия Пушкина, роман «Евгений Онегин» и повесть «Пиковая дама» не только пополнили фонд Русской классики, но и стали определенной стилистической подачей, которой неоднократно в будущем пользовались многие отечественные и мировые литераторы.

Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова . На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти. Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Начало XIX века - это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала утверждать высокие принципы свободы личности. Именно в этот период общество начало учиться читать между строк, что особенно беспокоило правительство. И несмотря на жестокие условия, в которых развивалась русская литература, она все-таки смогла занять положенное ей высокое место в фонде мирового искусства.