» » Быт крестьян во второй половине 18 века. Культура и быт середины - II половины XVIII века

Быт крестьян во второй половине 18 века. Культура и быт середины - II половины XVIII века

Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму.

Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

Просвещение. Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные-на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские - в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание- 1707 г.).

“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине-второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы - для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.


Для обучения дворян возможностей было больше - частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней - университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И. И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где получил образование. Немало путешествовал по Европе. Затем с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел. В 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.

В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры - в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений-Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”).

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества - дать ему хорошее общее образование и "нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять.

Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен - они возвращались в него после окончания своего обучения. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.

Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).

При Петре I создали труды по истории Северной войны - “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд - “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки - он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин - описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые - М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.

В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,- утверждал автор,- помещики не вековые владельцы”.

Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он - сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти-демократии (народодержавства), аристократии и монархии-наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.

В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Историк Татищев во многих записях, “мнениях”, “проектах”;. ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению,- это дворянство.

Ускорение экономического развития России - мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд;

лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он - сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”.

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767-1768 гг.-дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.

А. Н. Радищев в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.

Фольклор. В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Во многих произведениях народного творчества их составители показывают “свирепство” помещиков, подневольное положение крепостных. “Куда ты ни сунься,- везде господа”,- сетует анонимный “Плач холопов”. Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).

Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни:

в них мы встретим живые образы людей той поры - то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов-поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”).

В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты - пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России - А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М.М.Хераскова (тоже из молдаван), В. И.Майкова, Я. Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.

_________________________________________

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Петр I и его реформы широко раздвинули горизонты российской жизни. Во времена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и прев- ращалась в просвещенное европейское государство. Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало активное освоение достижений западноевропейской культуры с опорой на собственные традиции и опыт. Освобожденная от постоянного церковного влияния и давления российская культура во всех своих проявлениях становилась все более светской. Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.

3 слайд

Описание слайда:

Образование и просвещение народа В XVIII веке в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигационных наук в Москве (1701). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные, а также цифирные школы для начального обучения. По замыслу Петра I, при Академии наук должны были работать гимназия и университет. Однако первым в России стал основанный в 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова Московский университет.

4 слайд

Описание слайда:

Поначалу здесь было три факультета- философский, юридический и медицинский. Московский университет стал первым, и единственным, в Европе XVIII века университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богословские науки. Ломоносов настоял на том, чтобы преподавание в нем велось на русском языке, что в пору всеобщего употребления латыни являлось также необычным. Ломоносов добился превращения университета в публичное, т.е. общедоступное, учебное заведение. Здесь училось 85 % выходцев из семей разночинцев. Из них формировался и преподавательский состав. Уставом были запрещены телесные наказания.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Отличительная особенность системы образования в 18 в.- ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян (Шляхетский корпус,1731, /слева/ Смольный институт благородных девиц, 1764 /справа внизу/, духовен- ства (духовные семинарии и академии), купечества (коммерческая школа), солдат (солдатские школы). Лишь специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесел и др., не были сословными. Решающим шагом в создании единой системы стало учреждение в 80-х гг. общеобразовательных тельных школ: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двухклассных малых народных училищ в уездных центрах.

7 слайд

Описание слайда:

В XVIII веке были созданы учебники, вошедшие в золотой фонд русской культуры («Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича и др.) Их распространению способствовали успехи в издательском деле: внедрение гражданского шрифта (1708), создание новых типографий, в том числе при Московском Университете, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки (в дальнейшем – Библиотека Академии наук, 1714). Становление периодической печати (газета «Ведомости» с 1702 г. журналы второй половины XVIII века.

8 слайд

Описание слайда:

Наука. В центре российской науки оставалась Академия наук с ее тремя отделениями. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за границы ученые. После воцарения Елизаветы Петровны положение стало меняться. Двинулись вперед научные исследования, появились среди ученых свои, русские кадры. В 1740-1750-е г. ведущая роль в Академии принадлежала М.В. Ломоносову.

9 слайд

Описание слайда:

Проект моста через Неву Ивана Кулибина, 1776 год. Воспроизведение паровой машины Ползунова Токарный станок 1882 года, Государственный Политехнический музей (г. Москва) Значительны достижения российской науки, представленной именами М.В. Ломоносова (физика, химия, минералогия, филология, история, поэзия), Л. Эйлера (математика), С.П. Крашенинникова (география), К.И. Щепина (медицина), А.Т. Болотова (агрономия и почвоведение), В.Н. Татищева, М.М. Щербатова, И.Н. Болтина (история), Я.П. Козельского и С.Е. Десницкого (правоведение) и др. Выдающимися изобретателями были А.К. Нартов (токарный станок), И.И. Ползунов (первая в мире паровая машина), И.П. Кулибин (часы, оптические приборы, проект одноарочного моста через Неву и др.). В 1725 г. открыта Петербургская академия наук, в 1783 – создана Российская Академия наук. XVIII век – это время исследования и освоения новых земель (Камчатка, Курильские и Алеутские острова, Северная Япония)

10 слайд

Описание слайда:

Литература Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) Литература 18 века становится все более светской, выходит из-под влияния церкви. Формируется русский литературный язык. И на Западе, и в России ведущим стилем стал классицизм с его обращением к античному наследию, к прекрасной облагороженной природе, к ге- роическим и нравственным идеалам. Одним из осново- положников русского классицизма был талантливый ли- тератор А.Д. Кантемир. Он создал прозаические и поэти- ческие произведения. В стиле классицизма написаны оды М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, трагедии и комедии А.П. Сумарокова. Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769)

11 слайд

Описание слайда:

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Русская литература развивалась быстро. И не успел расцвести классицизм, как на смену ему пришел новый стиль- сентиментализм, с его интересом к внутреннему миру, переживаниям не выдающегося героя, а простых горожан, крестьян. Ярким представителем этого направления стал Н.М. Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза» о любовных переживаниях скромной девушки, закончившейся трагедией, зачитывалась вся грамотная Россия. Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) Реалистические мотивы чувствуются в поэтических произведениях Г.Р. Державина, в пьесах Д.И. Фонвизина. Его комедия «Недоросль» выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств, никакого прогресса и прочно держалась за крепостничество и свои привилегии.

12 слайд

Описание слайда:

Архитектура Многие замечательные архитектурные памятники, подлинное украшение российских городов, были созданы в 18 веке. Чего стоят Петербург, Царское Село, Павловск, Петергоф, ставшие гордостью России и мировыми архитектурными шедеврами! С именем В.В. Растрелли, скульптора итальянского происхождения, работавшего в России, связано появление у нас в стране стиля барокко. В этом стиле он создал знаменитый Зимний дворец.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Оставил заметный след в столичной архитектуре знаменитый итальянский архитектор Дж. Кваренги. Это он создал Эрмитаж.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

В последние десятилетия 18 века в России развернулось мощное усадебное строительство. Продолжало развиваться и деревянное зодчество. Ярким образцом его стал Шереметевский дворец в Останкине, построенный П.И. Аргуновым, Г.Е. Дикушиным и А.Ф. Мироновым.

20 слайд

Описание слайда:

Живопись и скульптура В 18 веке получила развитие русская портретная живопись. Основоположниками русской светской живописи стали И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. И.Н. Никитин создал галерею портретов знаменитых людей эпохи. Его кисти принадлежит картина «Петр I на смертном одре»

21 слайд

Описание слайда:

Другим известным русским художником-портретистом стал А.М. Матвеев. А. Матвеев. Портрет А.П. Голицыной. 1728. Частное собрание Голицыных А. Матвеев. Портрет Петра I. 1724-1725.

22 слайд

Описание слайда:

Солдатский сын А.П. Антропов, крепостные художники И.П. Аргунов и Ф.С. Рокотов, выходцы с Украины Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский создали блестящую галерею портретов русских монархов, вельмож, государственных деятелей, полководцев. Д.Г. Левицкий Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 В.Л. Боровиковский Портрет князя Александра Борисовича Куракина. 1801

23 слайд

Описание слайда:

Появилась историческая живопись на библейские и древнерусские темы, а также жанровая живопись. Ярким явлением времени стала крестьянская тема. Художник И.А. Ерменев в своих полотнах показал жизнь простого народа, крестьян. Бытовые картины на крестьянскую тему создал крепостной художник М. Шибанов. Ерменёв Иван Алексеевич Поющие слепцы Шибанов М. Крестьянский обед

24 слайд

Описание слайда:

Частью общего развития русского искусства стала скульптура. Именно во второй половине 18 века в России осуществляется переход от прикладной, орнаментальной скульптуры к монументальной и портретной скульптуре. Примером первой является знаменитый Медный всадник – памятник Петру I , сооруженный по указанию Екатерины II французским скульптором Э.М. Фальконе в 1775 г.

25 слайд

Описание слайда:

Другое направление в скульптуре продемонстрировал Ф.И. Шубин. Он происходил из поморских крестьян, был другом М.В. Ломоносова. Его резцу принадлежат бюсты Екатерины II, Павла I , Ломоносова, Румянцева, Суворова, Потемкина. Ф.И. Шубин Портрет В. Г. Орлова 1778 Шубин Ф. И. Портрет М. Р. Паниной. Середина 1770-х гг. Мрамор. Третьяковская галерея. Москва.

26 слайд

Описание слайда:

Театр и музыка В ряду замечательных деятелей культуры второй половины 18 века стоит удивительная фигура основателя русского театра Ф.Г. Волкова. В музыкальном искусстве пока еще господствовали заезжие оперные, балетные труппы, но уже пришло время утверждения и самобытных российский талантов. Свою музыку для народных инструментов писал композитор И.Е. Хандошкин. чьи произведения исполняются и до сих пор. Создателем изумительных церковных хоралов стал Д.С. Бортнянский. Театр драмы имени Фёдора Волкова Основан в1750 г г. Ярославль

Описание слайда:

Города и городская жизнь с ее новшествами, конечно, имели огромное значение для общего цивилизационного развития страны. Здесь, как нигде, приживались последние европейские достижения в архитектуре, образовании, просвещении, образе жизни, одежде, питании, отдыхе, развлечениях. Соединенные со старорусскими традициями, обычаями и привычками, они определяли основные направления быта российского наследия 18 века. Но это вовсе не означало, что новшества захватывали всю страну. Наоборот, они лишь подчеркивали общую застойность, традиционность и бедность российской жизни. Вне городской цивилизации оставалась огромная область российской жизни – село, деревня, сельское население. Горенки - подмосковная усадьба, принадлежавшая во второй половине XVIII - начале XIX века семье графов Разумовских.

29 слайд

Описание слайда:

Последние новшества обходили стороной крестьянскую жизнь. Миллионы свободных и крепостных крестьян жили по старинке. Они подчинялись законам стародавней сельской общины. С утра до вечера работали либо на господской земле, либо на своих десятинах, уходили с котомками в отход на отработки. Их избы, как и в старину, топились по-черному, окна закрывались слюдяными оконцами, а в холодное время суток просто задвигались досками. Лишь во 2-ой половине века в крестьянских домах в Центральной России появились деревянные потолки, печи начали топить по-белому: дым выходил наружу через дымовую трубу. Но вдоль стен по-прежнему стояли лавки. Семья собиралась вокруг общего стола и деревянными ложками хлебала пищу из общей миски. В красном углу висела икона. Спали в таком доме на лавках или на полатях.

Важный 18 век в истории занимает особое место. Это одна из самых «целостных» эпох, которую называют последним веком господства аристократической культуры. Благодаря этому периоду в наш современный мир пришла культура чистоты и ухода за своим телом. Вот лишь некоторые интересные факты, касающиеся гигиены и быта 18 века в России.

Гигиенические процедуры

Современного человека трудно представить без умывания, принятия ванны или душа. А вот жители того времени считали такие процедуры опасными для своего здоровья. Бытовало мнение, что горячая вода способствует проникновению инфекций в организм. Именно поэтому водные процедуры принимались в одежде вплоть до конца 19 века.

Бытует мнение, что нечастое купание людей является следствием средневековых обычаев. Но в средние века люди мылись гораздо чаще, зная, что неряшливость приводит к эпидемиям. Негативное отношение к водным процедурам — следствие философии эпохи Возрождения, когда слишком частое умывание считали вредным для здоровья.

Что касается полости рта, зубы чистили зубочисткой или протирали тряпкой. Позже было запущенно производство зубной пасты, но позволить купить ее могли только зажиточные люди.

Дезодорант появился в конце 18 века. Неприятные запахи на своем теле люди высшего сословия прятали за слоем парфюмерии. К концу 1800 года запустили производство антиперспирантов, они дошли до наших дней под брендом «Мама».

Уход за волосами и удаление волос на своем теле не входили в привычки людей той эпохи. Хотя и сейчас к удалению волос существует неоднозначное отношение — оно здоровью точно не помогает.

Уборные

Неприятные запахи доносились из каждого дома. Это связано с тем, что туалетов в нашем современном представлении не существовало. Нужду справляли в горшок. Позже появились открытые уборные, содержимое которых выливалось на улицу.

Туалетной бумаги не было, ее изобретение приходится на конец 18 века. Вместо бумаги пользовались тканями, которые было не жалко выбросить.

Зловонные запахи на улицах города были не редкостью. Чтобы защитить свою даму от брызг, которые разлетались от повозки лошадей, джентльмен шел ближе к краю дороги, часто прикрывая ее плащом.

Борьба с насекомыми

В эпоху Возрождения постельные насекомые считались нормой. Они были переносчиками и распространителям многих инфекций. Для борьбы с ними использовался керосин, им протирали низ кроватей.

Ртуть – еще одно оружие в борьбе с насекомыми того времени. С помощью нее люди уничтожали вшей и вредили своему здоровью сами.

Тонкие гребни служили для вычесывания насекомых как у бедных, так и у богатых. Дамы, что были побогаче, покупали расчески из слоновой кости или вовсе из драгоценных металлов.

Жизнь людей

Что касается интересных фактов из жизни 18 века, в России, то они хорошо описаны в книге «Краткие сведения о северных краях» японского ученого Хосю Кацурогава. Вот лишь малая часть странностей, которые удивили японского гостя.

Внешний вид

У русских волосы темного цвета, голубые глаза и носы, как картошка. Крестьяне имеют бороды, а знать бриты. Жители Сибири темноглазые. Все рослые, с правильной осанкой. Миролюбивы, в меру строги и трудолюбивы.

Эталон женской красоты – яркий румянец на щеках. В одежде похожи на немцев, а мужчины напоминают голландцев.

Для получения седины прически присыпают пудрой или крахмалом.

Быт

Дома людей ниже церквей.

Зарплаты выплачиваются деньгами, а не зерновыми культурами.

Говорят на русском, вплетая слова из французского или немецкого языков.

При рождении ребенка дарят деньги. Родственник, который побогаче придумывает малышу имя. Новорожденного помещают в подвешенный к крыше ящик, устланный соломой.

Муж имеет одну жену. Чтоб жениться на русской, иностранцу необходимо принять русскую веру, изменив имя и фамилию. В богатых семьях прислуживают негры от 2 до 8 человек, все зависит от благосостояния хозяина.

Пища

Кушанья сытные. Начинают с ветчины и хлеба, куриного супа и говядины, затем рыбный бульон и в довершение колобки из теста. Перед тем как подать сладости едят гуся и жидкую кашу.

Для приготовления пищи не жалеют сахара и масла. Птицу фаршируют овощами и крупами. Простой люд ест мясо или рыбу с хлебом.

Говядина считается повседневной пищей среди всех слоев населения.

Погода

В стране холодно, это связано с ее месторасположением.

Морозы в Петербурге и Якутске суровы.

Лето не жаркое, поэтому злаковые культуры растут плохо.

Развлечения

Главный праздник в России день рождение Императрицы. В отличие от Нового года он отмечается гораздо пышнее.

Женские роли в театре исполняют актрисы, а не мужчины актеры.

Верхом ездят все. Женщины сидят боком, подгибая одну ногу под себя, а другую свешивают из седла.

Россия всегда была загадкой для многих стран и их представителей. Если говорить о 18 веке, в нем было много того, что сейчас не применяется и забыто, но также появились вещи и явления, которые можно увидеть и в наше время.

Реформы Екатерины II касались не только сферы управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует называть реформу образования. Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое. Ей было очевидно, что недостаточно дать человеку лишь определенный набор знаний (как это было при Петре), но необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности. Среди комиссий, созданных Екатериной уже в 1763 г., была и Комиссия по народному образованию, разработанный ею законопроект так и не был реализован.

Главным проводником политики Екатерины в области образования стал Иван Иванович Бецкой (внебрачный сын генерал-фельдмаршала И.И. Трубецкого), сам получивший неплохое образование за границей. Уже в 1763 г. он был назначен директором Сухопутного шляхетского корпуса и президентом Академии художеств, а в 1764 г. императрица утвердила разработанное им “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”, в основе которого лежала популярная тогда в Европе идея “воспитания новой породы людей”, свободных от пороков, которые затем через семью распространят принципы нового воспитания на все общество. По замыслу автора, в России следовало создать сеть училищ, где в полной изоляции от дурного влияния общества (в том числе м родных) воспитывались бы дети от 4-6 до 18-20 лет. Училища должны были быть сословными, причем особо оговаривалось образование разночинцев, т.е. выходцев из низших сословий. Для всех новых учебных заведений Бецкой разработал специальные уставы, в которых просветительские идеи в области педагогики воплотились в обязательные нормы. Уставами запрещалось бить и бранить детей, а развитие их природных качеств и склонностей, интерес к учебе предполагалось поощрять лаской и уговорами. Для широкого распространения новых идей в области образования уставы учебных заведений периодически переиздавались.

Для детей дворян открывались средние учебные заведения - по типу основанного в 1764 г. Бецким Общества двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный институт). Он был первым в России женским учебным заведением и пользовался особым покровительством Бецкого и самой императрицы. Екатерина часто бывала в институте и даже переписывалась с некоторыми из воспитанниц. В том же 1764 г. в Москве было открыто подобное Смольному институту Екатерининское училище. Для дворянских детей предназначался и реформированный в 1766 г. Сухопутный шляхетский корпус.

Для детей других сословий (кроме крепостных) создавались профессиональные училища со средним специальным учебно-образовательным курсом: коммерческое училище при Московском воспитательном доме (1772 г.), родовспомогательное училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме, училища при Академии художеств (1764 г.) педагогические училища при Смольном институте (1765 г.) и Сухопутном шляхетском корпусе(1766 г.). Открыты Воспитательные дома для сирот в Москве (1764 г.), Санкт-Петербурге (1770 г.) и др. городах.

“Благородные училища” для детей дворян создавались на средства государства, “мещанские” училища - на пожертвования граждан. Поощрение подобных денежных вкладов и пример, поданный в этом отношении императрицей, должны были способствовать созданию в обществе новой атмосферы, иных принципов во взаимоотношениях людей. В это время зарождалась российская благотворительность - явление, которому многим обязаны русская культура и образование.

Однако к концу 1770-х гг. стало ясно, что система Бецкого не дает ожидаемых результатов. Изолировать воспитанников от окружающей жизни было невозможно хотя бы потому, что детей учили люди, выросшие в иных условиях. Кроме того, отдельные созданные училища еще не образовывали системы народного образования. В 1782 г. по указу Екатерины была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Специально для этих училищ Бецкой и Екатерина написали книгу “О должностях человека и гражданина”, в которой популярно излагались воззрения просветителей на такие разные понятия, как душа и добродетель, обязанности по отношению к Богу и обществу, государству и ближним; приводились также сведения по гигиене, советы по домоводству. В последующие годы были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.

В результате всех этих мер в России впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах, и это практически закрывало доступ к образованию для крестьянских детей. В этом заключался основной недостаток реформы. Но создать в это время более разветвленную сеть школ государству было не под силу хотя бы потому, что не было еще достаточного количества учителей. В целом же масштаб и долговременное значение всего, что удалось сделать, были поистине грандиозны.

Общественная мысль и журналистика

Пример императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние на развитие русской культуры. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства. Проникновение государства в жизнь общества еще не стало всеобъемлющим, а культура еще не завоевала самостоятельного места, не ощутила своей самоценности. С другой стороны, “просвещенный абсолютизм” признавал свободу слова, мысли, самовыражения, не находя в них опасности. В екатерининское время шло формирование той культурной Среды, которая просуществовала в России вплоть до 1917 г. Немалая роль в этом процессе принадлежала самой императрице, которая возвела задачу культурного развития в ранг государственной политики.

Особая заслуга принадлежит Екатерине в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60 - 70-е гг. XVIII в. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал “Всякая всячина”, официальным редактором которого стал ее статс-секретарь Г.В. Козловский. Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причину неудачи Уложенной комиссии. Помимо этого журнал был нужен императрице и для обличения и осмеяния разнообразных пороков (в духе идей просвещения). Это породило оживленную полемику о роли сатиры в обществе - должна ли она бороться с абстрактными пороками или конкретными их носителями. Основным оппонентом императрицы стал выдающийся русский просветитель и издатель XVIII в. Николай Иванович Новиков, также издававший в эти годы ряд сатирических журналов (“Трутень”, “Живописец” и др.).

В литературе можно встретить утверждения, что спор Екатерины и Новикова носил идеологический характер и повлек за собой цензурные преследования последнего. Документы не подтверждают этого, на самом деле разница во взглядах императрицы и просветителя была в то время еще незначительной. Сама же по себе открытая полемика в печати государыни с одним из подданных стала явлением беспрецедентным в русской истории. В екатерининское время у государства не было нужды защищаться от новых идей в литературе, да и авторы были еще не так смелы. Цензурные запреты касались лишь произведений печати, считавшихся еретическими, безбожными или безнравственными.

Развитие культуры стимулировало процесс формирования национального русского самосознания, сопровождавшийся ростом интереса к историческому прошлому России, размышлениями о месте русского народа в мировой истории. Постепенно складывались основные течения русской общественной и политической мысли, окончательно сформировавшиеся в следующем, XIX в. Откровенно оптимистический взгляд Екатерины на русскую историю неминуемо должен был вступить в конфликт с иными воззрениями. Одним из ее оппонентов был князь М.М. Щербатов - государственный деятель и историк, автор многотомной “Истории Российской” и ряда публицистических произведений, депутат Уложенной комиссии, возглавивший аристократическую оппозицию. Свое отношение к окружающей действительности он откровенно выразил в памфлете “О повреждении нравов в России”, который впервые был опубликован лишь в середине XIX в. “Вольной русской типографией” А.И, Герцена в Лондоне. Для Щербатова XVIII в. - время всеобщего падения нравов, которому он противопоставляет идеалы допетровской Руси. По сути, Щербатов является предтечей славянофилов.

Другое направление русской общественной мысли этого времени связано с масонством. Масонские идеи начали проникать в Россию на рубеже XVII - XVIII вв., однако наибольшее их распространение пришлось на середину века, когда масонами стали виднейшие государственные деятели - братья Чернышевы, братья Панины, Р.И. Воронцов и др. По некоторым данным, масонские собрания происходили у Петра III в Ораниенбауме в бытность его великим князем, а позднее одним из главных масонов стал любимец Екатерины И.П. Елагин. Масонами были также поэты А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, М.И. Попов и Г.Р. Державин, архитектор В.И, Баженов и др. Через увлечение масонством прошли в молодости Щербатов и Радищев. Масоны провозглашали построение общества свободны людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и национальных рамок. Для думающего человека XVIII в. масонство представлялось альтернативой идеологии официальной государственности и столь же неприемлемому слепому копированию французской или прусской культуры. Казалось, что в масонстве русский человек, уже оторвавшийся от национальной почвы, сознающий эту оторванность и страдающий из-за этого, нашел некий “третий путь”. Практическая деятельность масонов в России этого времени не отделима от чисто просветительской, направленной на просвещение народа.

В 70-е гг. и в русском и в западноевропейском масонстве наступает период, связанный с разочарованием в идеях и опыте просветителей. В духовных поисках масонов начинает преобладать мистическое познание; они верили, что путем открытия некоей мистической тайны мироздания удастся совершить то, что не удалось с помощью разума. Эти новые идеи в сочетании с таинственными обрядами привлекли к масонству достаточно большое число сторонников. И тогда оно стало опасным с точки зрения властей - ведь речь шла чуть ли не о новой идеологии с религиозным оттенком. Отнесшись поначалу к масонству с известной долей презрения как к модному чудачеству и легкомыслию, позднее императрица увидела в нем явную опасность для самодержавной власти.

Своего рода примером для острастки других стала судьба Н.И. Новикова, который в течение многих лет в арендованной им с конца 70-х гг. типографии Московского университета помимо книг просветительского характера напечатал и немало чисто масонских изданий, распространение которых в России было запрещено. Деятельность Новикова давно тревожила императрицу, и в 1792 г., когда на его складах были обнаружены сотни экземпляров запрещенных масонских сочинений, издатель был арестован и предан суду. Вряд ли наказание было бы слишком суровым, если бы во время следствия не выяснилось, что русские масоны и сам Новиков, имевшие тесные связи с зарубежьем, в частности с Пруссией, пытались установить контакт с наследником престола великим князем Павлом Петровичем. Все, что касалось постороннего влияния на ее сына, Екатерина воспринимала крайне болезненно и очень серьезно. В результате Новиков был на долгие годы (до воцарения Павла) заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Другое направление русской общественной мысли этого времени представлено именем Александра Николаевича Радищева. Как принято считать с него началось формирование в России революционной идеологии. Получив образование за границей и став поклонником идей просветителей, Радищев придает им радикальный, нигилистический характер. Такие взгляды сформировали решительное неприятие существующих в стране порядков и прежде всего крепостничества. Вообще критическое отношение к действительности, порожденное идеями Просвещения, развивалось и в Европе, но там носителем революционной идеологии стала буржуазия, боровшаяся за свои права. Радищев и его сторонники не видели различий в историческом развитии и положении России и Европы, не проявил себя еще в достаточной мере и негативный опыт Французской революции. Казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его “Путешествии из Петербурга в Москву”, изданном в 1790 г.

Хорошо известны слова, написанные Екатериной на полях книги Радищева: “бунтовщик, хуже Пугачева”. Что же так возмутило императрицу? По-видимому, все же не критика крепостного права как таковая (она и сама подумывала о его отмене), а именно бунт против начальства, против ее власти. Радищев доказывал, что дела в государстве обстоят плохо, что народ живет много хуже, чем она полагала. Екатерина же была убеждена, что это неправда, ложь и клевета и, как бы ни было плохо крепостное право, ее подданные просто не могут быть несчастливы. Реакция императрицы понятна и естественна: тираж книги был конфискован, а ее автор сослан в Илимский острог (полностью амнистирован лишь в 1801 г. Александром I).

Новиков и Радищев стали первыми жертвами борьбы с инакомыслием. Их судьбы означали конец недолгого союза в отношениях власти и культуры и начало противостояния.

Архитектура

В 1760-х гг. на смену барокко приходит классицизм. Толчком к освоению классического наследия стала находка в 1748 г. г. Помпеи погибшего в результате извержения Везувия и всплеск, в связи с этим, интереса к полузабытой античной архитектуре. Популярность классицизма в России имела еще одну причину. Получив право не служить дворяне смогли посвятить себя хозяйству. По всей стране развернулось строительство дворянских особняков и усадеб. Барочные формы требовали больших средств и высококвалифицированных мастеров, которых не хватало. Античные образцы, простые и величественные показались подходящим образцом для подражания. В России зримой границей между двумя стилями стала неожиданная для многих отставка в 1764 г. Б.-Ф. Растрелли с поста обер-архитектора и его отход от творческой деятельности.

В эволюции классицизма можно выделить три этапа: ранний классицизм (1760 - 1780 гг.), строгий классицизм (1780 - 1800 гг.) и высокий классицизм (1800 - 1840 гг.).

Большую роль в распространении классицизма в России сыграла учрежденная в 1762 г. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная вначале для регулирования застройки обеих столиц, она вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. За время ее функционирования (до 1796 г.) она создала генеральные планы для более нескольких сот городов России.

Антонио Ринальди (Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге, Катальная горка и др. сооружения Ораниенбаума, Гатчинский дворец)

Чарльз Камерон (Павловский дворец, Камеронова галлерея в Царском Селе)

Василий Иванович Баженов (дом Пашкова в Москве, Михайловский (Инженерный) замок в С.-Петербурге, Царицыно (осуществлено не полностью), Большой Кремлевский дворец (проект).

Матвей Федорович Казаков (Сенат, старое здание Московского университета, Путевой (Петровский) дворец, Голицынская (Первая Градская) больница в Москве).

Иван Егорович Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры в С.-Петербурге).

Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт в С.-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе).

Крепостные архитекторы: А.Ф, Миронов, Ф.С. Аргунов (дворец в Кусково), П.И. Аргунов (Останкино) и др.

До 1770-х гг. в садово-парковой архитектуре преобладает “французский” регулярный парк, а после - пейзажный “английский”.

Живопись и скульптура

Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути русского искусства во II пол. XVIII в. Возрожденное Академией пенсионерство (отправка наиболее талантливых учеников за рубеж) уже не было простым ученичеством, как вначале века, оно стало скорее художественным сотрудничеством, принесшим русским художникам европейское признание. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно воплотились в историческом жанре, трактовавшем античные, библейские и национально-исторические сюжеты соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просвещения.

Наибольших успехов русские живописцы достигли в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит творчество Ф.С. Рокотова, происходившего из крепостных крестьян, но получившего вольную. В 1750-е гг. популярность его столь велика, что его приглашают в написать потрет наследника престола Петра Федоровича (будущего Петра III). В 1760-е гг. он уже академик живописи. Женские портреты А.П. Струйской, П.Н. Ланской и др.

Д.Г. Левицкий (7 портретов смольнянок, портрет Д. Дидро, и др.)

В.Л. Боровиковский (женские портреты М.И. Лопухиной, О.К. Филипповой, портреты Г.Р. Державина, Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, А.Б. Куракина и др.)

Во II половине XVIII в. все более самостоятельное значение приобретала скульптура. Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма. Среди скульпторов-монументалистов вделяется М.И. Козловский (“Самсон” в Петергофе, памятник А.В. Суворову в С.-Петербурге).

Одновременно происходило становление русского реалистического скульптурного портрета, родоначальником которого стал Ф.И. Шубин (бюсты М.В. Ломоносова, П.А. Румянцева-Задунайского, А.М. Голицына и др.)

Вместе с русскими мастерами развитию искусства русской скульптуры способствовал французский мастер Этьен-Морис Фальконе, работавший в России в 1766 - 1778 гг. Когда русский посол передал Фальконе заказ Екатерины II на памятник Петру I, знаменитый Дидро сказал своему другу-скульптору: ”Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое”. Это ему блестяще удалось. Конная статуя Петра - “Медный всадник”, значительно опередила по художественному выражению и скульптурной технике все произведения его предшественников в мировом искусстве.

Просвещение

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь речь пойдет о достижениях, главным образом, в области дворянской культуры.

Вместе с тем нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью задачи, выходившие за пределы потребностей дворянства. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян.

Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность.

Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет об обучении чтению часослова и псалтыри дьячками и другими служителями культа.

Увеличилось число солдатских гарнизонных школ - прямых продолжателей традиций петровских «цифирных школ». В 1721 г. их насчитывалось около 50, а в 1765 г. школы были при 108 гарнизонных батальонах, где училось до 9000 солдатских детей. Здесь обучали не только чтению, письму и арифметике, но давали начальные сведения в области геометрии, фортификации и артиллерии. Менее способные ученики обучались различным ремёслам. Существовали национальные военные школы на Кавказе.

Основное же внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. Морской шляхетский корпус. В 1758 г. артиллерийская и инженерная школы в Петербурге объединились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. Помимо этого дворянских детей обучали в частных пансионах, а также в домашних условиях. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов. Во второй половине века это увлечение достигло своих крайних, извращенных форм.

Важнейшим событием середины XVIII в. была организация первого в стране высшего гражданского учебного заведения - Московского университета. Куратором его был влиятельнейший елизаветинский вельможа - И. И. Шувалов, известный меценат, основатель и президент Академии художеств, оказавший содействие развитию русской культуры.

Однако идейным строителем Московского университета был гениальный русский ученый М.В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета. Он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским учебным заведением (в нем не было богословия). Открытый в 1755г. Московский университет принял первых студентов на свои три факультета-философский, юридический и медицинский. Первые студенты были преимущественно представители разночинных слоев тогдашнего общества.

Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями- для дворян и разночинцев. Здесь изучались латинский, один из европейских языков, математика, словесность и история. В создании учебников активное участие принял М.В. Ломоносов, написавший «Риторику» и “Российскую грамматику».

На русском языке велось преподавание и в самом университете, что отличало его от типичных западноевропейских университетов. Во второй половине столетия Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. В нем преподавали такие выдающиеся ученые-профессора, как С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и др. Большую пользу оказал университет распространению просвещения среди нерусских народов России. По образцу московской была создана гимназия в Казани Из стен Московского университета вышла чувашская грамматика, грузинская и татарская азбуки.

Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России, потребность в организованной системе школьного образования ощущалась все более остро.

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. Однако обстановка, сложившаяся в те годы в Академии наук характеризовалась преобладанием приглашенных в Академию немцев. После 1739г. на должность президента стали обычно назначать какого-либо вельможу, уделявшего мало внимания делам Академии. Фактическим управителем ее был советник канцелярии Шумахер - человек в высшей степени ограниченный. В результате грубого произвола, чинимого Шумахером, из Петербурга уехал ряд крупных иностранных ученых. В знак протеста Академию покинули Д. Бернулли и Л. Эйлер. Русские пока еще практически отсутствовали в Академии. До 1741 г. здесь был единственный русский адъюнкт Ададуров, да и тот незадолго до приезда Ломоносова ушел из нее.

С воцарением Елизаветы в Академии произошел сдвиг и вместо одного стало два русских адъюнкта - Ломоносов и Теплов.

Ярка и удивительна судьба гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, родившегося в 1711г. в далекой поморской деревне Мишанинской, что возле Холмогор. Уже будучи взрослым юношей в 1730 г. Михаил Лолмоносов, выхлопотав годовой паспорт, с одним из обозов отправляется в далекую Москву. Там он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Успешно окончив Академию Ломоносов вместе с 1 1 другими выпускниками в 1735 г. был направлен для прохождения курса наук в Петербургскую Академию. Вскоре его посылают в Германию, в Марбург, к профессору Вольфу, а потом во Фрайбург к известному металлургу, профессору Генкелю. Пять лет, проведенные за границей, были для Ломоносова годами серьезной самостоятельной учебы.

Глубокие знания, исключительная одаренность, самостоятельность мышления способствовали формированию незаурядного исследователя, ученого с огромным диапазоном знаний и интересов.

В июне 1741 г. М.В. Ломоносов возвращается в Петербургскую Академию наук и становится адъюнктом профессора физики Крафта. В 1745 г. он был утвержден профессором химии и стал полноправным членом Академии. Одолевая препятствия, Ломоносов добился создания в 1748 г. хнмической лаборатории. Острую борьбу пришлось вести ему и с академиками-немцами, препятствовавшими выдвижению русских ученых.

Диапазон интересов М.В. Ломоносова как ученого был огромен. Объектом пытливого исследования гениального ученого были физика, химия, геология, астрономия и другие науки. Ломоносов был создателям атомно-молекулярной теории строения вещества, послужившей прочным основанием дальнейшему развитию фундаментальных естественных наук в XVIII столетии. В 1748 г. в письме к Л. Эйлеру он впервые в мире формулирует общий закон сохранения материи и движения, имеющий огромное значение для познания всего процесса мироздания. В 1756 г. Ломоносов осуществляет классические опыты, экспериментально обосновывающие закон сохранения вещества, формулирует предположение, объясняющее явление нагрева тел как следствие движения частиц. Эта гениальная догадка намного опередила эпоху.

Великий русский ученый много занимался вопросами, связанными с тайнами происхождения Вселенной. Ломоносову принадлежит честь открытия на Венере атмосферы и ряд других важных наблюдений в области астрономии.

Темпераментный исследователь, Ломоносов никогда не удовлетворялся чистой наукой. Он был блестящим экспериментатором и изобретателем, новатором во многих областях техники, горного дела, металлургии, пробирного искусства, производства фарфора и стекла, солей и красок, строительной техники.

Многогранный талант М.В Ломоносова проявился и в области гуманитарной. Он был выдающимся поэтом и теоретиком в вопросах стихосложения. Огромен его вклад в формирование русского литературного языка. М.В. Ломоносов увлекался и искусством мозаики, и изучением истории Родины. Итогом его трудов по истории стали созданные им «Краткий Российский летописец» и «Древняя Российская история».

Ломоносов затратил много сил и энергии для выдвижения национальных кадров русской науки. Он читал лекции студентам при Петербургской Академии. Первые профессора Московского университета Поповский и Барсов были его учениками. Еще при жизни Ломоносова ярко засверкал талант таких ученых, как астроном С.Я. Румовский, математики М.Е Головин и С.К. Котельников, натуралист И.И.Лепехин, юрист А.Я.Поленов, о творческом росте которых великий ученый непрестанно заботился.

Широко известны и другие российские ученые: Севергин-основоположник минералогии, Виноградов - вопросы обоснования технологии и химии производства фарфора. Мировую известность получил Шумлянский, воспитанник Киево-Могилянской академии, автор выдающегося исследования в области экспериментальной биологии.

В Российской Академии успешно трудились и многие иностранные ученые. Это прежде всего гениальный математик Эйлер (работы в области теории движения Луны, интегрального исчисления, а также разработка таких проблем, как теория баллистики, гидродинамики и кораблестроения); Бернулли, известный своими трудами этого периода в области теории стрельбы, расширения газов и т.п.

Ряд интереснейших достижений имела в России и техническая мысль. Русский народ выдвинул из своих рядов замечательных новаторов, гениальные изобретения которых подчас опережали то, что появлялось в ту эпоху за рубежом. Но в большинстве случаев технические новшества не находили реальной опоры в уровне и потребностях промышленного развития и оставались без практического применения.

Еще при жизни Ломоносова в 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменяющий труд 9 человек. Талантливый самородок Иван Иванович Ползунов (1728-1766) сконструировал на Колывано-Воскресенских заводах Алтая первую в мире паровую универсальную машину. За несколько дней до ее пуска Ползунов умер, однако «огнедействующая машина» проработала на заводе несколько месяцев и только в результате незначительной в течи в котле вышла из строя.

Поразительной разносторонностью дарования отличался механик Академии наук Иван Петрович Кулибин (1735- 1810). Талантливый изобретатель был непревзойденным мастером часового дела, создавая механизмы самых причудливых форм. Он создавал механизмы изумительной точности. Были широко известны его астрономические часы, показывавшие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге и Москве. Кулибин разработал смелый уникальный проект одноарочного деревянного моста через Неву с решетчатой фермой. Пролет его достигал 298 м. Талантливый изобретатель создал сеялку и семафорный телеграф, “самобеглую коляску» и прожектор («кулибинский фонарь»), протезы для инвалидов и гидросиловые установки и т.д.

В 1724 г по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А.Чириковым. В итоге ее был проложен путь вдоль восточных берегов Камчатки и южных и восточных берегов Чукотки. В 1733-1743 гг. была предпринята Вторая Камчатская экспедиция. В ней участвовало 13 кораблей и около тысячи человек во главе с В. Берингом и А. Чириковым. Целью ее было изучение северного и восточного побережий Сибири, берегов Северной Америки и выяснение вопроса о проливе между Азией и Америкой. Экспедиция была успешно завершена, несмотря на то, что ее мужественный руководитель В. Беринг погиб в 1741 г. на Командорских островах. В числе участников экспедиции заметно выделяется имя С.П. Крашенинникова, в течение четырех лет изучавшего Камчатку. Итогом этой работы был капитальный труд «Описание земли Камчатки». Огромная работа по изучению Сибири была проведена Г.Ф. Миллером, собравшим грандиозную коллекцию богатейших архивных материалов. Крупные экспедиции в районы Поволжья, Урала, Крыма и другие предпринял академик П.С. Паллас. Академик И.И. Лепехин обследовал далекие земли по маршруту Москва-Симбирск-Астрахань- Гурьев-Оренбург-Кунгур-Урал-побережье Белого моря и собрал огромный материал по экономике, географии, этнографии этих районов. Экспедиция академика Фалька также обследовала районы Восточной России и северный Кавказ. Берданес обследовал так называемую киргизскую степь, И.Г. Георги - Урал, Башкирию, Алтай и Байкал. Академик С.Г. Гмелин прошел район бассейна Дона, низовья Волги и берега Каспия; Н.Я. Озерецковский - северо-запад России, В.Ф. Зуев - Южное Причерноморье и Крым.

В России XVIII столетия развивалась и философская мысль. Ее прогресс был тесно связан и обусловлен состоянием философии в передовых западноевропейских странах. Крупным центром философской мысли был прежде всего Московский университет. Среди его профессоров привлекает внимание один из талантливейших учеников Ломоносова Поповский. Из оригинальных философских сочинений сохранилась, в частности, его «Речь о пользе и важности теоретической философии», произнесенная на торжественном акте Университета в 1755 г. Университетским профессором был и Д.С. Аничков - автор интереснейшего труда о происхождении религии. В нем Аничков дает материалистическое объяснение причин возникновения религии. Единомышленник и коллега Д.С. Аничкова по университету, профессор Десницкнй в области философии отстаивал идею изменяемости и развития природы. Идею постоянного развития Десницкий переносил и на общество.

Интереснейший мислитель Яков Петрович Козельский, автор оригинальных “Философических предложений», впервые в русской философии сформулировал определение ее предмета как науки. Козельский выступал как материалист: он признавал объективность существования мира, который, по его мнению, никем не создан и существует сам по себе. Правда, материализм у Я.П. Козельского, как и у других русских философов механистический по своему характеру.

Литература и журналистика

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество в силу традиции и специфики условий труда было устным. XVIII век дал литературному устному творчеству народа преимущественно два развитых жанра - песни и сказания, с одной стороны, и сатирические сказки, повести, юморески - с другой.

Чрезвычайно богат и разнообразен сатирический жанр народного творчества. Это и крестьянские повести «Сказание о царевне Киселихе», «Повесть пахринской деревни Камкина», и солдатская сатира «Горестное сказание» и «Челобитная крымских солдат», язвительная юмореска «Дело о побеге петуха от курицы из Пушкарских улиц” и др.

Гневные сатирические пародии на чиновничество, канцелярскую волокиту, продажный суд и т.п. проникали в рукописные сборники.

С горьким смехом повествовал народ о своей заветной безнадежной мечте - освобождении от крепостной неволи. Это юмореска «Апшит, данный от хозяина серому коту», знаменитый «Плач холопов» и т.д.

Дворянская литература XVIII в. развивалась главным образом в русле классицизма, четко проявляя при этом особенности, присущие русскому классицизму. Идейной основой его была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. Русскому классицизму был свойствен высокий пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции; и рано созревшие обличительно-сатирические моменты.

Все эти элементы в той или иной степени видны у наиболее раннего представителя классицизма XVIII в. Антиоха Дмитриевича Кантемира. В 1729-1738 гг. он создал цикл из девяти сатир. Основной их темой была борьба с суеверием; невежеством, высмеивание дворянской спеси напудренных и разодетых щеголей. При том, что автор был защитником привилегий дворян в его сатирах намечается и тема защиты естественных прав человека.

Важным этапом в развитии русского классицизма явилось творчество придворного поэта Василия Кирилловича Тредиаковского (1703-1769), сына астраханского священника. После окончания Славяно-греко-латинской академии он попадает в Голландию и вскоре «своей охотой» перебирается в Париж, где учится в Сорбонне. В Петербург Тредиаковский приезжает с помощью князя А.Б. Куракина. В 1730 г. выходит его первый труд по переводу иностранных произведений, где отстаивается идея нового литературного языка как языка живого, мирского, разговорного. Вскоре Тредиаковский создает теоретический труд “Способ к сложению российских стихов”, сыгравший видную роль в становлении русской светской поэзии. Оды Тредиаковского по случаю важнейших придворных событий написаны тоническим сложением.

Глубоким патриотизмом проникнуто поэтическое творчество Ломоносова. Развивая идеи Тредиаковского, Ломоносов создает учение о трех литературных “штилях”, отстаивает чистоту русского литературного языка. Основные темы его творчества - военные подвиги России пропаганда просвещения и великой роли науки.

Демократизм творчества М.В. Ломоносова, считавшего, что героем может быть всякий резко противостоит творчеству А.П. Сумарокова, несущего в литературу ярко выраженное самосознание дворян как «первых членов отечества». Создатель 9 трагедий и 12 комедий, лирический поэт, литературный теоретик, критик и публицист, Сумароков, ярко отразивший самосознание дворянства, был защитником крепостничества, хотя в своих произведениях подвергает осмеянию бюрократизм, взяточничество, «развращенные нравы дворян”.

В зрелый период его творчества отчетливо видны признаки формирования сентиментализма.

Сентиментализм любовных переживаний пышно расцветает в творчестве таких последователей Сумарокова, как Херасков, Богданович, Майков.

В цикле так называемых слезных драм и эпической поэме «Россиада» Херасков все социальные проблемы сводит к вопросам личной добродетели и филантропии. Те же идеи, хотя и под покровом юмора и шутки, проводятся в «Душеньке» Богдановича.

В сатире В.И. Майкова сильны реалистические моменты, подчеркнуто выражен интерес к быту городского мещанства. В поэмах «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх” поэт выступает как балагур и пародист.

Первый журнал в России был научно-популярным. Это “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”. издаваемые Академией наук с 1755г. С конца 20-х гг. XVIII в. выходили первые предшественники журналов. С конца 50-х годов появились первые частные журналы. Среди них “Праздное время, в пользу потребленное», издаваемое группой лиц, «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова, «Полезное увеселение», в издании которого участвовал М.М. Херасков.

В XVIII столетии в России довольно широкое развитие получило театральное искусство, преодолев тесный круг придворного общества, где к тому же и появлялось-то время от времени. Первый русский профессиональный общедоступный театр был создан в середине XVIII в. в Ярославле выходцем из костромских мещан Ф.Г. Волковым (1729-1763). Ему обязаны своим мастерством крупнейшие актеры той эпохи: Дмитриевский (Нарыков), Шумский, Попов. Выдающимся актером был и сам Ф.Г. Волков, великолепно выступавший в трагедиях А.П. Сумарокова «Хорев», “Сенира», «Синав и Трувор», сочетавший в себе талант трагика и комедийного актера.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.


Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX в. сохраняли черты прошедших времен. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. Из него строились не только избы крестьян, но и дома ремесленников, мелких и средних чиновников, дворян средней руки.


Основанием сельского жилища крестьян была подклеть (помещение для скота, ценных орудий труда, многих вещей). Основная часть дома находилась над подклетью, «на горе», и называлась горницей. В домах зажиточных крестьян и мещан над горницей часто было расположено специальное помещение со множеством больших окон - светлица.

В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы (получившие распространение именно в тот период), ставни и т. п. Вместо стекла в избах крестьян по-прежнему натягивали бычий пузырь. Однако у более состоятельных селян появились и слюдяные окна. Стекло оставалось дорогим и было доступно лишь дворянам, купцам и самым зажиточным крестьянам.





Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. Если в эпоху Екатерины II парадная одежда графа Григория Орлова была осыпана бриллиантами и другими драгоценными камнями и стоила миллион рублей (притом что 1 пуд ржи стоил 95 копеек, а крепостной крестьянин - 25-30 рублей), то уже в царствование Павла I и Александра I наиболее модными становятся скромные сюртуки и платья французского покроя. При Николае I была введена форма для чиновников. Большинство придворных носило военную форму.




  • Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. В далеких от центральных городов местах сохранялся обычай, по которому вплоть до свадьбы юноши и девушки носили лишь подпоясанную длинную рубаху. Верхняя одежда (сермяги, зипуны) шилась из домотканого сукна, а по мере развития ткацкого производства - из ставших модными фабричных тканей.




С древних времен наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи.

Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники - пшеничный) хлеб. Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей - капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом - из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо - щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже - отварной в мундире картофель с солеными огурцами или грибами.

Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его ели лишь в Рождество и на Пасху. Это объяснялось не только слабым развитием животноводства, но и религиозными постами.



  • Еду готовили в глиняных горшках сразу на целый день и для сохранения тепла ставили в русскую печь. Впервые в этот период стали применять, наряду с глиняными, металлические горшки - «чугунки».
  • В городах в большом количестве открывались трактиры, чайные, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.


Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и воскресные дни.

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны. Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование - исполнение песен и стихов с последующим угощением или одариванием участников колядок.