» » Что такое богослужение. О богослужении и церковном календаре

Что такое богослужение. О богослужении и церковном календаре

Ответы на билеты по Литургическому преданию.

Понятие о богослужении. Цель совершения богослужения. Жертва и молитва как основные элементы богослужения. Понятие о Церкви.

Богослужение – служение, или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания, обрядов, совершаемых по определённому чину (порядку), во главе со священнослужителем. Обряды при богослужении являются внешним выражением веры. Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них - Таинства Причащения (Евхаристии), таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога.Православное богослужение очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл, непонятный случайным посетителям. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия.Все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября по старому стилю, а весь годовой круг богослужения строится применительно к празднику Пасхи. О Жертве спросила у богословов, лучше бы не спрашивала, ответ пересылаю: «ну просто можно сказать, что богослужение может в себя включать молитву и жертву (частные случаи в христианстве:Евхаристия(!), каждение; в других религиях сама придумай; в ВЗ - всесожжение, принесение тука, возлияния). Молитвословия какие бывают - сама знаешь».Церковь Христова – Тело Христово, место встречи и духовного единения Бога и человека; Церковь есть небо на земле.

Богослужением называется религиозное чувство человека, как и все другие его мысли, чувства и переживания, не может оставаться без внешнего обнаружения. Совокупность всех внешних форм и действий, выражающих внутреннее религиозное настроение души или же говоря более простым языком - Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божией, оно во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Совершение его у первых людей в Раю заключалось в свободном прославлении Бога (Его премудрости, благости, всемогущества). Богослужения классифицируются на общественные и частные:

1) Общественные - это круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников - духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии.



Суточный круг: Суточным кругом богослужений называются те богослужения, которые совершаются Святой Православною Церковью на протяжении суток. Названия повседневных служб указывает на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Например, вечерня указывает на вечерний час, повечерие - на час, следующий за "вечерею" (то есть за вечернею трапезою), полунощница - на полночь, утреня - на утренний час, обедня - на обеденный, то есть полуденный, первый час - по нашему значит 7-й час утра, третий час - наш 9-й час утра, шестой час - наш 12-й час, девятый - наш третий час пополудни.Обычай молитвенного освящения этих именно часов в христианской Церкви очень древнего происхождения и установился под влиянием ветхозаветного правила трижды в течение дня совершать в храме моление для принесения жертв - утренней, дневной и вечерней, а также слов Псалмопевца о прославлении Бога "в вечер, заутра и полудне". Несоответствие в счете (разница около 6 часов) объясняется тем, что счет принят восточный, а на Востоке восход и заход солнца по сравнению с нашими странами разнится на 6 часов. Следовательно, 1-й час утра Востока соответствует нашему 7 часу и так далее. Вечерня , совершаемая в конце дня вечером, потому поставляется первою среди повседневных служб, что по изображению Церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Cон, также напоминает о смерти. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о воскресении. Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. "Полунощный" час памятен еще и потому, что "к полунощному часу" в притче о десяти девах Господь приурочил Свое второе пришествие Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда. Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, Подателю жизни. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. В православном богослужении за утренней прославляется пришествие в мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь людям.Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На первом часу вспоминается суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся действительно около этого времениНа третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, совершившееся приблизительно в то же время. На шестом часе , соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа, случившееся с 12-й по 2-й час дня. На девятом часе , соответствующем нашему третьему пополудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа, происшедшей около 3-х часов пополудни. Обедня или Божественная Литургия есть самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом. Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.Недельный круг богослужения :В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы - Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии; Во вторник - прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных; В среду воспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец. В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный). В субботу - день покоя, - прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.Годовой круг богослужений: По мере распространения Христовой веры увеличивалось число Св. Лиц: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Св. Церковь включила эти появляющиеся духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти обозначаемых в них святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых. Проявление милости Божией к известному народу, местности или городу, например, избавление от наводнения, землетрясения, от нападения врагов и т.п. давали неизгладимый повод молитвенно ознаменовать эти происшествия. Таким образом каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, важным событиям, а также и особым священным событиям - праздникам и постам. Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых.По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники - не всегда. Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.



2) Частные – это круг богослужений, который учитывает личные нужды каждого христианина и приспосабливается к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя.

Целью богослужения является получение жизни вечной, т.е. установление связи с Богом, которая была утеряна вследствии человеческого грехопадения. Так же богослужение учит верующих, назидает, и духовно воспитывает, давая им богатейшую духовную пищу, как для ума, так и для сердца. Жертвоприношение должно было постоянно напоминать людям об их виновности пред Богом, о тяготеющем на них первородном грехе, и о том, что Бог может слышать и принимать их молитвы только во имя той жертвы, которую впоследствии принесет в искупление грехов их обетованное Богом в раю семя жены, то есть имеющий прийти в мир и совершить искупление человечества Спаситель мира Мессия-Христос. С пришествием в мир Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира, обрядовое ветхозаветное богослужение потеряло всякое значение и оно сменяется новозаветным, в основу которого легло величайшее Таинство Тела и Крови Христовой, которое носит название Таинства Евхаристии (Таинства благодарения). Это - Бескровная Жертва, Которая сменила собою ветхозаветные кровавые жертвы тельцов и агнцев, только прообразовавших собою Единую Великую Жертву Агнца Божия, вземлющего на Себя грехи мира. Из этого совершения таинств, молитвословий и проповеди Евангелия и составилось новозаветное христианское богослужение. Состав и характер его полнее определили св. Апостолы.Молитвы обычно читаются или возглашаются епископом или священником и являются центром или вершиной каждого литургического действия. Они выражают смысл всей службы (молитвы на вечерни и утрени) или, когда речь идет о таинствах, совершают и выполняют тайнодействие (великая Евхаристическая молитва Божественной литургии, разрешительная молитва таинства покаяния и т. д.)."Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами". Эта катихизическая формулировка не может считаться исчерпывающим определением Церкви, поскольку дает лишь внешнее описание того, что есть Церковь. Церковь даже в ее земном аспекте невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отличается Церковь от других религиозных организаций, например от церкви ветхозаветной. Основатель христианской Церкви есть Богочеловек, и Он находится в совершенно ином отношении к Своей Церкви, чем все прочие основатели религиозных обществ к созданным ими организациям. Церковь Христова создается не учением, не повелением Господа и даже не внешним действием Божественного всемогущества, но созидается из Самого Господа Иисуса Христа. Христос не только Основатель Церкви, но и ее "краеугольный камень" (Еф. 2, 19-20), не просто Возглавитель Церкви, но и Сама Церковь, которая строится на Теле Господа Иисуса Христа и из самого Его Тела. Основав Церковь, Господь реально, хотя и невидимо, пребывает и пребудет в ней "во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20). Иисус Христос является краеугольным камнем церковного здания, но всякий фундамент имеет смысл только в том случае, если на нем возводится здание. Церковь есть Тело Христово, но каждый живой организм должен расти и развиваться. Христос - Основатель и Архитектор церковного здания, определяющий законы его жизни, его внутреннюю структурность, но должен быть еще и строитель. Таким строителем Церкви является Святой Дух, Который непосредственно осуществляет ее рост, присоединяя верующих к Телу Христову, и Он же оживотворяет Тело, обеспечивая согласованное функционирование всех его органов. Таким образом, Церковь в ее земном аспекте есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами. Это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца и одушевляется, живится и освящается Святым Духом. Все члены этого общества соединены с Господом как со своим Главой и в Нем друг с другом, а также с небожителями. Таким образом, Церковь имеет две неразрывные стороны. С внутренней стороны Церковь есть сокровищница благодати и истины, с внешней это - человеческое общество, существующее в земных условиях. Тем не менее и с внешней стороны, помимо случайных черт, присущих любому человеческому обществу, Церковь имеет положительное основание, укорененное в невидимом и не зависящее от каких-либо субъективных начал. И в своем земном аспекте Церковь имеет свою, от Бога установленную структурность, так как невидимое пребывание в Церкви Господа Иисуса Христа и Святого Духа выявляется посредством видимых и осязаемых форм. Иными словами, и по своей внешней, земной стороне Церковь есть учреждение Божественное.


Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы - это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

вечернее - из 9-го часа, вечерни и повечерия;

утреннее - из полунощницы, утрени и 1-го часа;

дневное - из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.

В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать третью службу суточного круга - полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Перед восходом солнца служится утреня - одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.

Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час (полдень) - время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) - время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.

Богослужение - это внешняя сторона религии, или это внешняя деятельность, в которой раскрываются и осуществляются отношения Бога к человеку и человека к Богу. Богослужение имеет две стороны: мистическую, сверхъестественную, выражающую отношение Божества к человеку, и нравственно-эстетическую, выражающую отношение человека к Божеству. Христианское богослужение - совокупность священных действий и обрядов, в которой со стороны Бога происходит освящение человека посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них - Таинства Причащения (Евхаристии), таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни,а со стороны человека вера в Бога и Его подвиг ради спасения человека и благодарение за Искупление.

Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога.

Богосужение состоит из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания, обрядов, совершаемых по определённому чину (порядку), во главе со священнослужителем. Обряды при богослужении являются внешним выражением веры.

Христианское богослужение в широком смысле называется Литургией, то есть "общим делом", общей, соборной молитвой. Христос говорил: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».

Литургия есть жертва, приносимая «за жизнь мира», то есть за живых и умерших. Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви.

Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв с жертвоприношением должно напоминать людям, что, Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаситель мира.

Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех православных христиан, живущих и умерших (Лк.20:38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми Таинствами.

Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.



Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие - члены этого Тела. Богочеловеческий организм - это и есть Церковь. Церковь - единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.

Символ веры определяет Церковь как Единую Святую, Соборную, Апостольскую.

В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.

Символичность богослужения?

Речь у нас пойдет о том, что совершается в Церкви - о православных Таинствах. Под Церковью чаще всего подразумевается здание о четырех стенах, с куполом, - помещение в котором служится Литургия и совершаются другие богослужения. Но в богословском понимании Церковь есть нечто большее. Определение Церкви мы, вероятно, дать не сможем никогда, хотя известно, что во всех догматических учебниках, катехизисах такие попытки делаются. Но удовлетворительного определения мы в них никогда найти не сможем. Чтобы убедиться в этом, нужно лишь вспомнить о том, что Церковь - это Тело Христово. И точно также, как мы никогда не сможем дать исчерпывающее словесное объяснение тайны Христовой - Воплощения Сына Божьего, Его пришествия в мир, того Спасения, которое Он совершил, мы точно так же никогда не сможем до конца объяснить и тайну Его Тела, которое есть одновременно и Его Плоть, и мы с вами, - те, кто составляют Тело Церковное. Христос - наш Глава, а мы члены Его Тела. И в этом своем значении, смысле слово «Церковь» приобретает гораздо более глубокое, возвышенное измерение, чем просто увенчанное куполом здание, пусть даже на этом куполе и водружен крест. Церковь - это место встречи Бога и человека, и не только встречи, но и нашего с Господом духовного единения по Его благодати, того, что в Церкви именуется обόжением. По выражению святого Германа Константинопольского, «Церковь есть земное небо, где Небесный Бог живет и движется». Движется - не в смысле путешествует, переходит с места на место, от одного человека к другому, а в смысле - действует, животворит, в смысле - освящает. Итак, Церковь - есть небо на земле; и всякий раз, когда мы входим в храм, участвуем в церковном богослужении, Таинствах, мы с вами приобщаемся небесной благодати и отчасти принадлежим уже тому горнему Небесному Иерусалиму, в который мы призваны войти во Втором и славном пришествии Христовом.

Богослужения, или, как говорят в народе, церковные службы, - это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные Богослужения. Каждое из этих Богослужений состоит в свою очередь из трех видов, в совокупности объединенных в суточный круг Богослужений.

В православном Богослужении многое заимствовано от Богослужения Ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня. Перед восходом солнца служится утреня, одно из самых длительных богослужений. Главным Богослужением Православной церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. По времени Литургия должна совершаться от 12 до 3 часов пополудни, отчего ее называют обедней.

В современном русском православии, как и в традиционном, большое внимание уделяется укладу церковной жизни и обрядности. Столетиями не меняется ни планировка храма, ни его ориентация на местности, ни внутреннее убранство.

Устройство православного храма уходит в глубокую древность и берет свою архитектуру от православного храма в Иерусалиме. Храм состоит из трех частей: алтаря, среднего храма (или просто храма) и притвора (или трапезной). В архитектуре и интерьере нет ничего лишнего. Каждый предмет имеет свой смысл. Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: "В храме, в его расположении и частях, в иконах, Богослужении с чтением Священных Писаний, пением, обрядами начертана, как на карте, в лицах, в общих чертах, вся ветхозаветная, новозаветная и церковная история".

Святая святых храма - алтарь, символизирующий Царство Небесное. Входить в него могут только священнослужители и церковно-служащие. Та часть помещения, которая называется собственно храмом, отделена от алтаря стеной из икон, называемой иконостасом.

Иконостас имеет трое врат.

Центральные, самые большие - называются Царскими вратами. Через них невидимо выходит к нам Иисус Христос. В эти двери не разрешается входить никому, кроме священнослужителей во время службы.

Боковые двери называют диаконскими. Справа - южные двери, слева - северные. Через них во время службы проходят диаконы, а вне службы - монахи, служители, а также женщины - пожилые благочестивые прихожанки, работающие в храме.

Царские врата имеют завесу, которая открывается или закрывается в определенные моменты Богослужения. Открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие Царских врат - открытие Царствия Небесного.

Справа от Царских врат в иконостасе помещается икона Спасителя, слева - образ Пресвятой Богородицы, за ними иконы особо чтимых святых. Правее образа Спасителя обычно помещают храмовую икону. На этой иконе изображен святой, в честь которого освящен храм. Этот ряд икон в иконостасе называется нижним рядом.

Под местным рядом может идти ряд праздничных икон с изображением двенадцати главных событий Евангельского повествования.

В третьем диесусном ряду (от греческого слова deesis - "моление"), помещаются иконы с изображениями Божией Матери, святых Апостолов, Архангелов и Святых.

Иконы размещаются по всем стенам храма. В храме располагается также канун - латунное Распятие на латунном ящике. В канун ставят свечи об упокоении усопших. Здесь же служатся заупокойные Богослужения - панихиды. Перед святыми иконами стоят подсвечники, в которые верующие ставят зажженные свечи.

§ 79. В своем особом значении слово "Церковь" означает также "от Бога установленное общество верующих во Христа, соединенное Словом Божиим, священноначалием и таинствами, под невидимым управлением Господа и Духа Божия, для вечной жизни и спасения".

§ 80. Церковь является душой жизни. Нет души - все становится трупом. Разваливается семья, исчезает нравственность, появляется отчаянье. Уничтожить церковь равносильно тому, что уничтожить людей. Кто борется с Церковью, тот не любит людей. Поэтому в Церкви все делается для спасения людей.

Храм, как уже говорилось, - это дом Божий, и, подобно тому, как, собираясь в гости, в театр или на торжество, мы стараемся выглядеть достойно, так и, приходя в церковь, следует помнить, к Кому мы идем. Одежда должна быть пристойной и опрятной. Женщины не должны приходить в церковь в брюках или коротких юбках. Желательно не иметь на лице косметики. Конечно же, если у женщины подведены глаза и наложен на лицо легкий тон, ее никто из храма выводить не будет. И потом, не умываться же ей перед входом. Однако, помада на губах - совершенно недопустима. Голова женщины обязательно покрывается платком, косынкой или шарфом. С непокрытой головой в храме могут оставаться только маленькие девочки и незамужние молодые девушки. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

Благочестивые христиане, подойдя к собору и глядя на святые кресты и купола, совершают крестное знамение и отдают поклон. Поднявшись на паперть, нужно снова осенить себя крестным знамением. То же делается и войдя в храм.

Когда человек "с улицы" заходит в храм, то он слышит пение и чтение, много еще не понятных слов и выражений, среди которых попадается, однако, и то, что оказывается вполне узнаваемым. Если он задержится здесь еще на какое-то время, то увидит, как в какие-то определенные моменты зажигается или гаснет свет, открываются и закрываются царские врата… Все это для него пока еще не наполнено конкретным смыслом. Однако именно это - центр всей церковной жизни, это - богослужение.

Книги и пособия по изучению богослужебного устава Православной Церкви дают примерно такое определение понятия "богослужение": "Богослужение - основное средство для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а также и средство нашего таинственного, сокровенного общения с Богом. Поэтому и цель богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ для выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий. Вместе с тем богослужение лучше всего содействует наставлению и воспитанию верующих в истинах Православной Церкви и правилах христианского благочестия".

В нем - все православное богословие, учение о нравственном идеале. В нем - высочайшие образцы святости и в то же время свидетельство о немощности и испорченности человеческого естества.

И все это выражено, заключено в слове - в тех молитвословиях и песнопениях, которые читаются и поются в церкви. Как научиться их понимать? Прежде всего, усвоить одну простую и непреложную истину: церковную жизнь невозможно узнать "со стороны", она открывается только изнутри. Поэтому для того, чтобы понять богослужение, необходимо чаще на нем присутствовать, приходить в храм регулярно (по крайней мере, в воскресные и праздничные дни). А, присутствуя на службе, вникать, вслушиваться, вдумываться в то, что на ней происходит. Спрашивать у духовенства и у более воцерковленных людей о том, что остается непонятным. И обязательно читать книги, дающие элементарное представление о богослужении, порядке его совершения и его символике (список таких книг см. ниже).

Впрочем, прежде чем говорить о самом богослужение, нужно, наверное, хотя бы немного сказать о месте его совершения.

Место совершения богослужения

Местом совершения богослужения является храм, который по достоинству именуется "домом Божиим" (подробнее о храме и о том, что находится в нем, мы расскажем в одном из последующих выпусков "Школы духовной"). Господь присутствует везде и во всем, и все - творение Его рук, однако в то же время храм - совершенно уникальное место на земле, место особенного Божественного присутствия, место, специально освященное епископом для совершения в нем церковных служб: Таинств и обрядов.

Если говорить о традиционной церковной архитектуре, то состоит храм из трех частей: алтаря, собственно храма и притвора. Алтарь - то, что в церкви ветхозаветной именовалось словосочетанием "Святая святых". Он символизирует собой небо, где пребывает в Своей неизреченной славе Господь; здесь совершается главное Таинство Православной Церкви - Евхаристия, и тогда алтарь становится той прибранной и устланной горницей, где состоялась почти 2000 лет тому назад Тайная Вечеря, на которой ученики и апостолы Христовы впервые непостижимым образом причастились Его Тела и Крови. В алтарь имеют право входить только священно- и церковнослужители, то есть духовенство и те, кто несет в храме алтарное (или, как говорят иначе, пономарское послушание). Перед алтарем, отделяя его от остального храмового пространства, возвышается иконостас.

Средняя часть храма, то, что называется храмом, знаменует собой мир людей, но мир уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им. Здесь во время службы стоят и молятся верующие.

И, наконец, притвор, - пространство от входа в храм до его средней части, как бы преддверие храма, область соприкосновения земного и небесного. В древности здесь стояли кающиеся и оглашенные (люди, готовящиеся к Таинству Крещения), а сейчас притвор фактически "слился" с храмом. Как правило, здесь продаются духовная литература и свечи.

В силу различных обстоятельств некоторые виды богослужения по благословению священноначалия могут совершаться и вне храма, однако Таинства Евхаристии и Священства должны совершаться только здесь (в период гонений литургия служилась иногда и в частных домах, и в лагерях, но это - особые, исключительные условия).

Виды богослужения

По виду своему богослужение делится на общественное и частное. Об общественном можно сказать, что оно совершается от лица всей Церкви и по потребностям всех христиан (хотя бы в конкретном храме и присутствовало всего несколько человек, кроме священника и хора). Прежде всего, это Божественная Евхаристия, или, иначе, литургия, а так же вечерня, повечерие, утреня, полунощница и часы.

Частное богослужение совершается по нуждам и желаниям конкретных людей. Это так называемые требы: крещение, венчание, соборование, погребение и поминовение усопших, водосвятие, молебны и более мелкие последования, смысл которых - в освящении всех сторон жизни верующего человека.

Безусловно, богослужение общественное как по значению, так и по содержанию своему неизмеримо важнее. Но в то же время и сложнее, "непонятнее". Частное богослужение менее значительно, именно частно, подчинено определенным частным потребностям. Однако в то же время оно проще и оттого доступнее. Поэтому и можно видеть порой, как после литургии оживляются в храме люди, не отличающиеся глубокой, сознательной церковностью, - оживляются, когда после отпуста начинается панихида или молебен, то, что "понятно". Есть в этом глубокая неправильность, искажение правильного понимания церковной, богослужебной жизни. А причина чаще всего в том, что человек оказывается неготовым к самому минимальному труду: труду понимания, узнавания "нового", "сложного", труду учебы и роста. Кроме того, к сожалению, проявляется тут и самая распространенная и вместе с тем страшная болезнь современного человека - эгоизм: служба - общее, а треба - "личное". И оказывается, что "личное", "мое" - гораздо дороже.

А между тем само слово "литургия", которое в более широком смысле может быть отнесено не только к Таинству Евхаристии, но и ко всему церковному богослужению, означает не что иное, как "общее дело". Это то общее дело, посредством которого мы в Церкви действительно можем становиться единым целым, реально ощущать себя живыми "клеточками" таинственного Тела Христова. Это то общее дело, которое объединяет Ангелов Божиих и святых в их небесной славе и нас, грешных и немощных, на земле - с ними.

Некоторые книги о богослужении:

  1. Всенощное бдение и литургия.
  2. Устав богослужения в вопросах и ответах.
  3. Священник Константин Субботин . Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви.
  4. Священник Константин Никольский . Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви.
  5. Протопресвитер Александр Шмеман . Введение в литургическое богословие.

Постепенное восхождение

Для того чтобы разобраться в ходе богослужения, человеку необходимо понять его строй: из чего оно составляется, какова система, согласно которой из различных молитвословий и песнопений складывается единая, кажущаяся совершенно монолитной, служба.

"Господи, помилуй"

Не раз приходилось слышать от людей малоцерковных расхожие слова: "Как не зайдешь в храм, там всё одно и то же - все поют: "Господи, помилуй!"". Это так и не так. Действительно, за каждым богослужением звучат эти очень простые, но наполненные самым глубоким смыслом слова. Более того: пожалуй, и весь смысл богослужения как такового можно было бы свести (причем, без его существенного обеднения) к этому краткому прошению. Мы просим у Бога милости, помилования, и в этом - все: наше благобытие на земле, наше вечное спасение, Царство Небесное и никогда не прекращающаяся радость богообщения.

Но на самом деле богослужение не есть некая застывшая, изо дня в день монотонно повторяемая форма. Точнее можно сказать так: оно состоит как из неизменных, так и из изменяемых частей. И если узнать, какова, с одной стороны, его постоянная структура и каков, с другой, принцип "изменений", то гораздо легче и следить за службой, и, главное, понимать ее. А то, что мы понимаем, перестает быть для нас "чужим", становится гораздо ближе, родней.

О кругах богослужения

Существует в литургике (науке о богослужении) понятие о кругах богослужения. Их три: суточный, седмичный и годовой.

Суточный круг образуют собой те молитвословия и песнопения, которые относятся к определенному времени суток - вечеру, полуночи, утру и т.д., сообразно с воспоминаемыми в это время священными событиями.

Седмичный круг складывается из молитвословий и песнопений, которые связаны с тем или иным днем седмицы (или, если это понятнее, недели. Тут надо сразу сделать оговорку, что в богослужебном плане слово "седмица" соответствует принятому в светской жизни понятию "неделя", а слово "неделя", в свою очередь, является синонимом "воскресенья").

И, наконец, круг годовой состоит из молитвословий и песнопений, приспособленных к дням года сообразно с событиями, празднуемыми в эти дни (праздником в церковном понимании являются как Пасха и Рождество, так и, например, память любого святого. И поскольку нет такого дня, на который не приходилась бы память какого-либо святого, то не будет ошибкой сказать, что в храме каждый день праздник. Просто праздники бывают различными по своей значимости).

Естественно, что три этих круга существуют не отдельно друг от друга, а совмещаются в каждой церковной службе: ведь любой день - это одновременно и день суточный, и день седмицы, и день года.

"Седмирицею днем хвалих Тя"

(Пс. 118, 164)

Тем, кто читает Псалтирь, богодухновенное творение царя и пророка Давида, наверное, известны слова 118-го псалма: "Седмирицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея". В них литургисты видят указание на множественность молитвенных обращений к Богу в течение дня или, что в данном случае то же, множественность церковных служб.

Постепенно, с течением времени, сложились следующие богослужебные последования, известные, впрочем, уже с очень давних пор. Это вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и литургия.

Естественно, что собираться в храм девять раз в течение дня для людей, живущих в миру (как, по большому счету, и в монастыре), очень неудобно. По этой причине уже в древней Церкви было принято совершать богослужение три раза в день: вечером - вечерню, утром - утреню и днем (около полудня) - литургию.

К этим трем главным службам присоединены были и остальные шесть кратких служб, для которых первоначально собирались особо. Так, к вечерне присоединены 9-й час (перед вечерней) и повечерие (как явствует из самого названия службы - после вечерни); к утрени - полунощница (перед утреней) и 1-й час (после утрени); к литургии - 3-й и 6-й часы (перед литургией). Таким образом, богослужебный строй оказался согласным с другими словами псалмопевца: "Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой" (Пс. 54, 18).

Впрочем, нужно сказать, что в современной богослужебной практике более привычным стало не трех-, а двухкратное - утром и вечером - собрание народа в храм на молитву (вообще, следует знать, что при единых общих принципах богослужебные практики не только разных Поместных Церквей, но даже и разных епархий или приходов и монастырей могут существенно отличаться друг от друга в деталях, что и создает порой определенные проблемы для понимания службы, если человек не успел как следует разобраться в Уставе. Мы в данном случае стараемся по преимуществу отразить наиболее распространенную практику приходского богослужения, чтобы сделать свои объяснения доступными для максимального числа своих читателей).

"И бысть вечер, и бысть утро, день един"

(Быт. 1, 5)

Дневной богослужебный круг не случайно начинается с вечерни: церковный день, как и день ветхозаветный, берет начало именно вечером, по сказанному в Библии о первом дне бытия мира: "И бысть вечер, и бысть утро, день един". И так же не случайно замыкается он Божественной литургией: это самая важная из всех церковных служб, все остальные служат приготовлением к ней. Здесь - очень глубокий образ или мысль, выраженные самим делом: через молитву человек постепенно приготовляется, восходит к высшей точке богообщения, единения с Богом в Таинстве Евхаристии, Причащения Святых Христовых Таин.

Подробно о каждой из служб, входящих в суточный круг, мы будем говорить в последующих выпусках "Школы духовной", а здесь скажем вкратце о том, как строится богослужебный день в большинстве приходских храмов Русской Православной Церкви. При том сделаем и некоторые необходимые оговорки.

Во-первых, фактически исключены сегодня из приходского богослужения полунощница и малое повечерие (повечерие великое служится и на приходах, но исключительно Великим постом или в составе всенощного бдения перед некоторыми из великих праздников), составляя принадлежность богослужения монастырского.

Во-вторых, утреня, которая, как следует из ее наименования, должна совершаться, естественно, по утрам, в подавляющем большинстве храмов (в том числе и монастырских) совершается в настоящее время по вечерам. Это справедливо кажется совершенно нелогичным, тем более что и молитвословия, и песнопения этой службы содержат в себе немало указаний именно на утренние часы. Однако в условиях современной жизни с таким изъяном в Уставе приходится мириться, следуя принципу, согласно которому из двух зол, безусловно, следует выбирать меньшее.

Дело в том, что если бы утреня совершалась в приходских храмах в свое время, то есть непосредственно перед литургией, то утреннее богослужение в своей общей продолжительности было бы достаточно долгим (3-4 часа). Это сделало бы посещение службы и, соответственно, Причащение, по крайней мере по будним дням, очень затруднительным или даже невозможным для очень многих прихожан. И, скорее всего, в результате утреня подверглась бы очень сильным сокращениям, как это можно наблюдать порой и в приходской практике других Поместных Церквей. Неоправданное сокращение отдельных моментов службы - это, к сожалению, и так достаточно трудно изживаемая болезнь современной церковной жизни. И совсем не хотелось бы давать лишние поводы к ее обострению.

Итак, сегодня богослужебный день выглядит следующим образом. Вечер - 9-й час, вечерня и утреня с присоединяющимся к ней 1-м часом. Утро - 3-й и 6-й часы и сразу после этого Божественная литургия.

Иеромонах Нектарий (Морозов)

Образ единства Церкви - небесной и земной


Каждый день наполнен своим смыслом

Суточный богослужебный круг отличает его неизменность: последовательность церковных служб всегда остается по существу одинаковой, за исключением незначительных различий, которые вносят в нее те или иные праздники. Постоянны и составляющие его молитвословия и песнопения.

Но к этому неизменному по своему составу кругу на каждый день прибавляются особые молитвословия и песнопения, относящиеся к священным воспоминаниям, соединяемым именно с этим днем седмицы.

Первый ее день - воскресенье. В богослужебных книгах он именуется неделей, поскольку заменил собой ветхозаветную субботу, день неделания обычных житейских дел. Этот день посвящен воспоминанию воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Воскресное богослужение отличается особой торжественностью, в его песнопениях с удивительной силой и глубиной раскрывается великая тайна домостроительства нашего спасения, воспевается пришествие на землю, распятие и тридневное воскресение Бога Слова.

В первый по неделе день, понедельник, прославляются бесплотные силы, то есть святые Ангелы, во вторник - ветхозаветные пророки и по преимуществу высший из пророков - святой Иоанн Предтеча. Эти два дня характерны особенными покаянными, или умилительными, песнопениями и молитвословиями - канонами, стихирами и седальнами. В них - осознание того, что без Бога, Его живящей и спасающей благодати мы ничто, персть, взятая от персти. В них - плач о тех грехах, которыми мы оскорбили и оскорбляем своего Творца, отчаяние в себе, в своих немощных человеческих силах. И в них же - дерзновенная надежда на неизреченную Божественную любовь.

Среда и пятница - дни воспоминания самых скорбных событий новозаветной истории. Среда - день предательства Спасителя Его "учеником и наветником" Иудой, пятница - день распятия и смерти Сына Божия. Поэтому в среду и пяток так часто звучат на службе молитвословия и песнопения, в которых воспоминаются спасительные страдания Христовы, воспевается Честный и Животворящий Его Крест.

В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец как некий образ идеального епископа, апостольского преемника. В песнопениях этого дня мы обращаемся к апостолам и святителю Николаю, прося их предстательства перед Богом о нас и наших духовных и материальных нуждах.

И, наконец, в субботу, как в день покоя, прославляются все достигшие вечного покоя святые и особенно - мученики. Кроме того, в этот день совершается поминовение и всех вообще усопших в вере и надежде на воскресение и вечную жизнь.

Молитвословия же и песнопения в честь Пресвятой Богородицы полагаются на каждый день седмицы, так что нет богослужения, в котором бы не прославлялась Божия Матерь.

Встреча со святыми

Если мы откроем православный календарь, то увидим, что практически нет такого дня в году, на который не приходилась бы память того или иного святого или же события священной и церковной истории. Больше того: практически под каждой датой мы видим имя не одного, а нескольких и даже многих святых, которым в этот день установлено празднование.

Стихиры, тропари, каноны, составленные в честь святых или священных событий, присоединяются к молитвословиям и песнопениям суточного и седмичного богослужебных кругов и составляют собой богослужение в его законченном виде.

Как определяется день, в который совершается память святого? Это может быть дата его кончины или прославления в лике святых, обретения или перенесения мощей. В словах стихир и тропарях канонов, как правило, говорится о жизни святого, раскрывается сущность его подвига - мученического, преподобнического, святительского или какого-то иного.

Таким образом, в эти дни мы реально встречаемся в храме с тем угодником Божиим, которому совершается празднование: встречаемся в молитве, обращенной к нему, встречаемся потому, что он духовно присутствует там, где призывается его имя; в этом - самое красноречивое свидетельство о единстве Церкви - Небесной и Земной. И вот почему так важно для человека быть в храме в день своих именин или в день памяти того святого, которого он особенно почитает. Важно даже просто регулярно заглядывать в календарь, чтобы посмотреть: а что сегодня за день?

Очень показательный пример можно найти в жизнеописании афонского старца Паисия (Эзнепидиса, †1994). Однажды, рассказывает старец, ему пришлось переезжать в другую келью, и потому все его богослужебные книги были запакованы: он по обычаю святогорских келиотов имел обыкновение совершать ежедневную службу сам. По этой причине отец Паисий не мог в срок совершить богослужение. И вот ему явился некий святой, который пояснил, что сегодня - его память. И назвался: "Мученик Лукиллиан". Отец Паисий не расслышал: "Лукиан?". "Нет, старец,- поправил святой,- Лукиллиан!".

Старец Паисий не успокоился до тех пор, пока не нашел в упакованных книгах календарь и не убедился, что в этот день действительно совершалась память святого мученика Лукиллиана.

Праздники и… праздники

Как уже отмечалось в предыдущем выпуске "Школы духовной", не будет преувеличением сказать, что в Церкви ежедневно - праздник. Но по своей значимости праздники отличаются один от другого. Согласно Типикону, существует особая градация, или "иерархия", праздников.

Первое место занимает "праздников праздник" - Пасха Христова. Она - вне всех "разрядов", это единственный в своем роде день в богослужебном году.

Далее следуют великие двунадесятые Господские и Богородичные праздники, в Типиконе обозначенные специальным значком - красный крест в красном круге. Двунадесятые - потому что всего их двенадцать. Это так называемые непереходящие праздники (непереходящие - то есть всегда совершающиеся в один и тот же день): Рождество Божией Матери (8/21 сентября), Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество Христово (25 декабря/7 января), Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение Божией Матери (15/28 августа) и переходящие (дата их празднования зависит от того, на какое воскресенье в текущем году приходится Пасха): Вход Господень в Иерусалим, или неделя Ваий (за неделю до Пасхи), Вознесение (40-й день по Пасхе) и Пятидесятница (50-й день по Пасхе).

Затем идут праздники великие недвунадесятые: Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне (1/14 января). В Типиконе они имеют то же обозначение, что и великие двунадесятые.

Следует сказать и о днях так называемых предпразднств и попразднств, которые являются отличительной чертой великих праздников. В дни предпразднства в храме поются песнопения, приготовляющие верующих к встрече праздника, а в дни попразднства - продолжающие раскрывать его содержание, дающие нам возможность жить этим событием, воспоминанием о нем. Завершаются дни попразднства обычно "отданием" праздника, когда совершается практически та же служба, что и в самый его день, но менее торжественная (поются те же праздничные песнопения, но вместо всенощного бдения служится славословие).

На все великие праздники Устав предусматривает совершение бденной службы. Полагается она и в средние праздники, а именно в те из них, которые отмечены в Типиконе значком красного креста в красном полукруге. Их, по церковному Уставу, немного: преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (13/26 ноября), преподобного Саввы Освященного (5/18 декабря), святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (6/19 декабря). Но к ним присоединяются еще праздники храмовые (святого, в честь которого освящен алтарь храма), тех святых, мощи которых покоятся в храме, а также святых, пользующихся сегодня во всей Русской Церкви (или в конкретной области) особым почитанием.

Есть средние праздники, отмеченные знаком красного креста без полукруга. Таких праздников достаточно много, и по Уставу в дни их всенощное бдение не полагается, а совершается полиелейная служба (в последующих выпусках "Школы духовной" мы обязательно разъясним такие понятия, как "бдение", "полиелей", "славословие" и т.п.).

Существуют праздники малые, и тоже двух видов. Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в середине; в такие дни совершается служба со славословием. Второго вида малые праздники отмечены в Типиконе черной скобкой с тремя черными точками. Святые, имеющие этот знак, называются "шестеричными" (им полагается петь шесть стихир на "Господи, воззвах").

Есть в Типиконе дни, не имеющие никакого знака, к праздникам по Уставу не причисляются. Однако с того момента, когда появилась последняя редакция Типикона, Церковью были прославлены многие святые, которым уже традиционно (а не по Уставу) совершается праздничная служба.

Иеромонах Нектарий (Морозов)