» » Что такое мифология в философии определение. Что такое миф и мифология

Что такое мифология в философии определение. Что такое миф и мифология

с первых лет становления психоанализа внимание исследователей было обращено к мифологии, в чем виделся один из путей понимания человеческой психики. В 1926 году Фрейд недвусмысленно утверждал, что знание мифологии необходимо для успешной работы каждого аналитика. Уже в "Толковании сновидений" (1900) он использовал миф о Кроне и Зевсе, иллюстрируя универсальность эдипова комплекса. Собственно, само название этого наиболее известного комплекса и стадии детского развития было позаимствовано из греческой легенды или мифа о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, чтоиллюстрирует бессознательную фантазию мальчиков и мужчин.

Пионеры психоанализа,такие,как Ранк (1909), работавшие в рамках топографического подхода и новых теорий инфантильной сексуальности, пытались использовать мифы для обоснования положений, которые были выдвинуты психоаналитиками о бессознательном и детской сексуальности.

С переходом от топографической теории к структурной и другими последующими изменениями психоаналитической теории и техники мифология стала пониматься шире. Арлоу (1961) подчеркнул, что миф - это разделяемая рядом людей фантазия, служащая множественным целям удовлетворения инстинктов, защиты и адаптации группы и ее членов. Индивиду отказано в удовлетворении инфантильных сексуальных желаний - это необходимо для цивилизованной жизни, - но взамен предлагаются общественно приемлемые версии этих желаний в форме мифа. Общественный миф способствует формированию Сверх-Я, в частности, предлагая индивиду для идентификации приемлемые идеалы Я. Интрапсихический же индивидуальный конфликт, в результате которого вытесняются события детство, часто находит свою кульминацию в возникновении личного мифа. Распространенные версии личного мифа - покрывающие воспоминания и семейный роман.

Мифология

греч. mithologia) - 1. совокупность мифов, сказок, легенд какого-либо народа и человечества в целом. Как культурный феномен, может играть исключительно важную роль в качестве когнитивной структуры, некоей программы, организующей впечатления, воспоминания и мысли в определенную систему знаний или в некую модель поведения. Мифы, если отвлечься от их формальной характеристики, суть отражение многовекового коллективного опыта общечеловеческого знания и мудрости. Дети, а практически все они, как указывают некоторые психологи, проходят мифологический период своей жизни, способны легко и с большим интересом усваивать этот опыт, делать его достоянием своего бессознательного, причем последнее оказывает в последующей взрослой жизни существенное и может быть даже недооцениваемое до сих пор влияние на их поведение, чувства и образ мышления не только в обычной жизни, но и в периоды психического расстройства. Однако это не дает основания считать, что мифы сохраняются в генетической памяти индивида и передаются из поколение в поколение по законам наследственности; 2. наука, изучающая мифы, легенды, предания, сказания; 3. ложное, ничем не подкрепляемое, но широко распространенное убеждение.

В античных сказаниях люди отражали свои представления об окружающем мире, они верили в существование Олимпа, небесного и подземного царств. Мифология Древней Греции рассказывает о происхождении богов и людей наиболее ярко. Эллины сохранили сотни легенд о том, как родились культурные герои, чем прославились? и как развязывалась их дальнейшая судьба.

Что такое мифология? Понятие о богах и героях

В переводе с древнегреческого слово "миф" означает "повествование". К этой категории могут быть отнесены сказания о богах, подвигах героев и явлениях природы. Миф воспринимали как реальность и передавали его из поколения в поколение. Можно утверждать, что он является одной из древнейших форм устного народного творчества.

Миф являлся результатом мифотворчества: вся природа и мир состояли из разумных существ, образующих общину. фетишировали физические предметы и силы, одушевляли их. Всему необъяснимому, с чем сталкивался человек, приписывали сверхъестественные силы. Древнегреческие боги были антропоморфными. Они обладали человеческой внешностью и магическими знаниями, могли менять облик и были бессмертными. Как и люди, боги совершали подвиги, терпели поражения и были зависимыми от менее могущественных, на первый взгляд, существ - трех богинь судьбы. Мойры решали участь каждого небесного и земного жителя, поэтому с ними не осмеливался спорить даже Зевс.

Чем миф отличается от религии?

Все древние народы, включая греческий и римский, прошли этап от фетишизма к идолопоклонству. Изначально предметом почитания могли быть изделия из дерева и металла, которые вскоре начали приобретать божественные очертания, но статуи по-прежнему оставались голым камнем без души и магической силы.

Мифология и религия - понятия схожие, и порой бывает сложно выявить в них отличия, поскольку второе является составляющей частью первого. Во многих национальных религиях предметом поклонения являются антропоморфные существа, наделенные сверхъестественной силой, - это и есть боги, разнообразие которых прослеживается в римской и греческой культурах. Существование любой религии немыслимо без мифологии. Герои сражаются, женятся, воспроизводят на свет потомство - все это происходит с участием чудесных сил и волшебства. В момент, когда миф пытается объяснить сверхъестественные события, он начинает приобретать религиозную окраску.

Античная мифология как арсенал всей мировой культуры

Фридрих Энгельс утверждал, что без греческого и римского влияний не было бы современной Европы. Возрождение древнегреческого наследия началось в период Ренессанса, когда писатели, архитекторы и художники вновь начали черпать вдохновение из сюжетов эллинских и римских сказаний. Сегодня в музеях всего мира посетителям представлены величественные статуи богов и других существ, а картины могут рассказать об определенном моменте значимого события. Тема "мифология" интересовала и писателей "Золотого века". К античности обращались только для отображения своей мысли они использовали не кисть с краской, а слово.

Любопытно, что мифы греческого и римского народов легли в основу мировой культуры даже спустя много столетий. Современный человек имеет иную точку зрения относительно происхождения Вселенной, однако не перестает обращаться к античным представлениям и с удовольствием изучает культурное наследие былых времен. Миф был первой попыткой объяснить мироздание, и с течением столетий приобрел не религиозный, а эстетический характер. Сильные стороны героев, изображенных в "Одиссее" и "Илиаде", привлекают и нынешних мужчин, а девушки пытаются характером и красотой быть похожими на Венеру, Афродиту, Диану. К сожалению, многие не придают значения тому, как прочно вошли миф и мифология в жизнь современного человека. А ведь они играют огромную роль в мировой культуре.

Зарождение Земли

Древняя мифология греков и римлян поражает своей оригинальностью. Многие до сих пор удивляются, как люди могли настолько искусно представлять создание мира - а может, все это было на самом деле? В начале существовал Хаос, из которого произошла Гея - земля. Одновременно произошли Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь). Под землей родился Тартар - адское место, в которое после смерти отправлялись грешники. От ночи и мрака произошли Эфир (свет) и Гемера (день). Земля породила Урана (небо), который взял ее в жены и произвел на свет шестерых титанов, которые дали миру реки, морских богинь, солнце, луну, ветер. Теперь на планете существовали все стихии, и жители не знали несчастий до тех пор, пока не появились злобные существа. Земля породила трех циклопов, которых ревнивый Уран заключил во мраке, но младший по имени, Крон, выкарабкался и отнял у отца власть. Непокорный сын не мог оставаться безнаказанным, и о дальнейшем развитии событий также повествует мифология. Богини и боги, которых звали Смерть, Раздор, Обман, Уничтожение, Сон и Отмщение, за преступление были рождены Нюктой. Так и появился античный мир, по представлениям древних греков. Потомство Хаоса обитало в подземном царстве и на суше, и у каждого было свое предназначение.

Боги греческой мифологии

Античная религия значительно отличалась от нынешней, и если сегодня представители четырех основных религиозных конфессий верят в то, что есть только один Создатель, но несколько тысячелетий назад у людей было иное мнение. Эллины считали, что боги обитали на священной горе Олимп. У каждого был свой внешний облик и предназначение. Мифология Древней Греции представлена двенадцатью главными богами.

Древнегреческие боги
Громовержец Зевс Повелитель неба и всего людского, божественного мира, сын Крона. Его отец проглотил при рождении своих детей - Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Зевс вырос на Крите и спустя годы восстал против Крона, с помощниками-великанами одержал победу, освободил братьев и сестер.
Гера

Богиня семьи и брака. Красивая, но жестокая, наказывает любовников и детей своего мужа Зевса. Так, его возлюбленную по имени Ио она превратила в корову.

Гестия

Покровительница домашнего очага. Зевс наградил ее за обет невинности и сделал богиней жертвоприношения, которыми начинались торжественные мероприятия. Так и зародилась античная поговорка - "начинать с Гестией".

Посейдон Брат Зевса, повелитель океанов. Ему удалось жениться на Амфитрите, дочери морского старца Нерея, так и начал он властвовать водной стихией.
Аид

Бог подземного мира. В его свите находятся перевозчик душ умерших по имени Харон и судьи грешников - Минос и Радамант.

Афина Богиня мудрости и рукоделия. Рождена из головы Зевса, поэтому отличается среди остальных острым умом. Жестокая Афина превратила в паука Арахну, которая решилась состязаться с нею в ткачестве.
Аполлон Повелитель солнца, мог предсказывать судьбу. Его возлюбленная Дафна не ответила взаимностью на любовь красавца. Она превратилась в лавровый венец и стала украшать голову Аполлона.
Афродита

Богиня красоты и любви, дочь Урана. По легенде, она родилась у острова Крит. Когда Афродита вышла из пены, богини времен года, Оры, поразились красотой девушки, отвели ее на Олимп, где она и стала богиней.

Гермес Покровитель путников, знал толк в торговле. Бог, давший людям письменность, заслужил звание хитреца еще с детства, когда в младенческом возрасте украл у Аполлона коров.
Арес Повелитель войны, сын Зевса и Геры. В его свите - Деймос (ужас), Фобос (страх) и Эрида (раздор). Любопытно, что не в каждой мифологии мира бог осуществлял свою деятельность в сопровождении помощников, но греки уделяли этому особое внимание.
Артемида Сестра Аполлона, лесная дева, богиня охоты. Справедливая, но свирепая, она наказала охотника Актеона и превратила его в оленя. Несчастного растерзали собственные собаки.
Гефест Знаток кузнечного дела, сын Зевса и Геры. Мать сбросила новорожденного сына с высокой скалы, но его подхватили морские богини. Спустя годы Гефест отомстил Гере и выковал ей золотой трон, из которого она долго не могла выбраться.

Римские боги

Образцовой всегда считалась греческая мифология. Богини у римлян имели свои оригинальные имена и предназначение, и на этом их история заканчивалась. Народ не придумывал новые легенды и брал за основу сюжеты у греков, поскольку их искусство было более ярким и красочным. Римская культура была менее богатой, поэтому многие моменты заимствовались из эллинского наследия.

У римлян верховным богом был Юпитер, а его женой - Юнона. У них были такие же обязанности, как и в греческой мифологии. Морской повелитель - Нептун, а покровительница домашнего очага - Веста. Богом подземного царства был Плутон, а главным военачальником - Марс. Римским аналогом Афины была Минерва, прекрасным предсказателем - Феб, а его сестра Диана была лесной повелительницей. Венера - богиня любви, родившаяся из пены. Меркурий покровительствовал путникам и помогал людям в торговле. Кузнец Вулкан был римским аналогом Гефеста. Таким образом, хотя римская мифология и слыла более бедной, количество богов было таким же, как и у греков.

Сизифов труд, панический страх и другие

Речь человека становится красочной благодаря использованию пословиц, фразеологизмов и Античная мифология чувствуется не только в высоком литературном стиле, но и в повседневной жизни.

Говоря о непосильной и бесполезной работе, человек часто использует фразеологизм даже не углубляясь в его этимологию, тогда как фраза имеет античные корни. За непокорность богам сын Эола и Энареты был жестоко наказан. На протяжении тысячелетий Сизиф вынужден катить огромный камень в гору, высоте которой нет предела, но стоит отпустить несчастному руки - как глыба раздавит его.

Наверняка испытывал каждый из нас хотя бы раз в жизни, и этому выражению мы обязаны богу Пану с причудливой внешностью человека с козлиными ногами. Своим внезапным появлением существо наводило страх на путников, а от его зловещего смеха в жилах стыла кровь. Так и появилось выражение "панический страх", означавшее боязнь чего-то необъяснимого.

Люди, не знающие, что такое мифология, сами позволяют себе блеснуть умом, используя в своей речи интересные фразеологизмы. В своем эпосе Гомер посвятил несколько строф описанию безудержного смеха богов. Великие часто позволяли себе глумиться над чем-то бестолковым и несуразным, при этом хохотав во всю мощь. Так и зародилось выражение "гомерический смех".

Мифологические сюжеты в литературе последних столетий

Справедливо утверждать о влиянии на русскую поэзию. К древнегреческому наследию часто обращался Александр Пушкин, и в его романе в стихах "Евгений Онегин" можно вычитать немало строф, где фигурируют имена Зевса, Ювенала, Цирцеи, Терпсихоры, Флоры и других божеств. Иногда можно найти отдельные слова или целые выражения, написанные на древнегреческом. Этот прием актуален даже в современности, и нередко журналисты, политики и другие влиятельные фигуры предпочитают высказываться афоризмами. C`est la vie звучит гораздо торжественнее, чем простое "такова жизнь", а письмо, оконченное фразой Vale et me ama приобретает большую ценность и глубину мыслей. Кстати, пушкинский герой романа сам предпочитал заканчивать послание этой фразой на древнегреческом.

Русский поэт Осип Мандельштам прекрасно знал, что такое мифология, и его тяга к античности началась с первого сборника "Камень". В стихотворениях заметны образы Эреба, Гомера, Одиссея, а также есть золотое руно. Стихотворение Silentium!, что в переводе с латыни означает "молчание", вызывает у читателя интерес одним своим названием. Героиня в лирическом тексте - богиня Афродита, которую Мандельштам призывает остаться морской пеной.

Родоначальник русского символизма Валерий Брюсов признается, что для него "Рим ближе всего", поэтому римская мифология нередко фигурирует в его поэтических строках. В произведениях он вспоминает Агамемнона, Орфея, Амфитриона, Ориона, воспевает красоту Афродиты и просит принять ее этот стих; обращается к богу любви Эросу.

Гаврила Державин открыто переложил оду римского поэта Горация "К Мельпомене". Главная идея стихотворения "Памятник" - вечность поэтического наследия и признание его творчества. Спустя несколько десятилетий Александр Пушкин пишет одноименное произведение и в эпиграфе упоминает Рим. Exegi monumentum в переводе с латинского языка означает "я воздвиг себе памятник". Таким образом, тема бессмертия раскрывается у трех великих поэтов: Горация, Державина и Пушкина. Гении доказывают, что литература и мифология могут сосуществовать, и благодаря их союзу на свет появляются великолепные произведения.

Живопись и архитектура по сюжетам мифологии

Картина Петра Соколова "Дедал, привязывающий крылья Икару" считается вершиной изобразительного искусства, поэтому нередко подвергалась копированию. Произведение было написано в 1777 году и сегодня выставлено в Третьяковской галерее. Художника поразила легенда о великом афинском скульпторе Дедале, который вместе со своим сыном Икаром был заточен в высокой башне. Хитрец смастерил крылья из перьев и воска, и свобода казалась уже близкой… Икар взлетел высоко к солнцу - светило опалило его летательный аппарат, а юноша упал и разбился.

В Эрмитаже хранится уникальное полотнище, оставшееся целым после того, как сумасшедший выплеснул на него кислоту и ударил ножом. Речь идет о "Данае" - картине Рембрандта. Треть полотна была повреждена, и на реставрацию ушло более двенадцати лет. Из мифологии можно узнать, что Даная была заточена в башню родным отцом, когда тому предсказали кончину от руки Персея - сына дочери.

Античная мифология интересовала и русских скульпторов, которые в качестве материала для работы выбирали металл. Бронзовая скульптура "Марсий" Феодосия Щедрина знакомит с очередным героем античного мифа. Лесной сатир проявил смелость и решил выступить соперником Аполлона в музыкальном искусстве. Несчастный флейтист за дерзость был привязан к дереву, где с него содрали кожу.

Украшает мраморная скульптура "Менелай с телом Патрокла", созданная на основе сюжета "Илиады". Оригинальная статуя была высечена две тысячи лет назад. Патрокл, вышедший в бой с Гектором вместо Ахилла, сразу погибает, и Менелай держит его бездыханное тело и размышляет о мести. Древняя мифология нередко интересует скульпторов, поскольку предметом вдохновения является человек. Творцы не стеснялись изображать изгибы красивого тела, которые не прикрывались одеждой.

"Одиссея" и "Илиада" как вершина античной мифологии

Древнегреческие эпические произведения изучаются в школах и высших учебных заведениях, а характеры героев, изображенные в них, до сих пор заимствуются писателями для создания рассказов и романов. Античная мифология представлена эпическими поэмами "Одиссея" и "Илиада", создателем которых принято считать Гомера. Он написал свои произведения в 8-м веке до нашей эры, и лишь спустя два столетия они были записаны афинским тираном Писистратом, а до этих пор они передавались греками из уст в уста. Спор об авторстве возник в связи с тем, что части эпоса написаны в разные периоды времени, также настораживало то, что имя Гомера в переводе означает "слепой".

"Одиссея" повествует о приключениях царя Итаки, который находился в плену у Нимфы Калипсо в течение десяти лет, после чего задумал вернуться обратно домой. Героя ожидают трудности: он попадает на остров лестригонов-каннибалов и циклопов, проплывает между спускается в подземное царство, но вскоре возвращается к своей возлюбленной Пенелопе, которая верно ждала его все годы и отвергала всех женихов.

"Илиада" - героический эпос, повествующий о троянской войне, возникшей из-за кражи царевны Елены. В действиях участвует и Одиссей, который предстает перед читателями в образе хитрого и дипломатичного правителя, искусно владеющего ораторским искусством. Главный герой эпоса - Ахилл. Главные сражения ведутся Гектором, который в конце погибает страшной смертью.

Мифология других народов

Греко-римское наследие является самым богатым и красочным, поэтому в истории мировой культуры занимает лидирующую позицию. Древняя мифология существовала и у других народов, и многие сюжеты переплетаются друг с другом. Все предметы поклонения древних славян, которые до 988 года были язычниками, уничтожились князьями, желавшими в качестве единой религии оставить христианство. Известно, что у них были деревянные статуи Перуна, Даждьбога, Хорса. Менее значимые божества являлись аналогами греческих нимф и сатиров.

В Египте до сих пор на почетном месте находится мифология. Боги Амон, Анубис, Имхотеп, Ра, Осирис и другие изображены на стенах пирамид и в других древних храмах. Сегодня в этой стране большинство людей исповедуют ислам и христианство, но не пытаются искоренить следы древней религии и трепетно относятся к культурному наследию.

Миф является основой религии, и нынешние религиозные верования малых или крупных народов имеют связь с мифологическими сюжетами. У каждой скандинавской страны своя богатая культура, она же есть и у индусов, латиноамериканцев, японцев, кавказцев, эскимосов, французов. Это наследие передается из поколения в поколение в устной или письменной форме.

Где изучают мифологию?

Знакомство с культурным наследием народа начинается еще в младших классах школы. В России детей знакомят с русскими народными сказками - от "Колобка" до "Ивана-царевича и серого волка". Несколькими годами позже преподаватель рассказывает им сказки Шарля Перро и братьев Гримм, а после окончания начальной школы мальчики и девочки впервые узнают о существовании античных государств - Греции и Рима. Мифы и легенды изучаются на литературе и изобразительном искусстве. Ребята узнают о создании мира с точки зрения древних греков, знакомятся с главными божествами и героями. После изучения учебника "Мифология. 6 класс" школьники начинают понимать и осознают, что многие мировые религии основываются на сказании древних народов.

В старших классах на уроках ребята делают первые попытки создания эскизов античных статуй, изучают древние сюжеты на полотнах выдающихся художников. В высших учебных заведениях студенты-филологи изучают античную литературу и перечитывают мифы, осознают их роль в формировании мировой культуры. Они уверенно определяют, что такое мифология, и чем она отличается от религии. Главная идея подобных дисциплин заключается в том, чтобы молодое поколение не забывало древних традиций и владело полноценными знаниями, которые можно было бы использовать в жизни и будущей профессии.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Понятие «миф» встречается во многих науках: философии, культурологии, литературоведении.

В школе о нём говорят на уроках мировой художественной культуры, обществознания, истории и литературы.

У термина есть широкое и узкое значение, каждое из которых заслуживает отдельного разговора.

Определение мифа - что это

В переводе с греческого слово «миф» (mythos) означает «сказание ». Оно появилось в глубокой древности.

В широком смысле миф как составляющая часть мифологии — это особый способ отношения к миру, обобщающий задачи первобытной религии, искусства и науки.

Нашим далёким предкам было свойственно так называемое мифологическое мышление , когда история человечества рассматривалась как смена поколений богов, героев и людей, а одушевлённые природные стихии вмешивались в судьбы смертных.

Миф как тип мировоззрения имеет ряд отличительных особенностей :

  1. – произвольный сюжет;
  2. – обращение к причинам возникновения бытия;
  3. – зооморфизм (люди и животные уподобляются друг другу, встречаются персонажи полулюди-полузвери);
  4. – нерасчленённость;
  5. – попытка объяснить природные и социальные явления;
  6. – повторяемость образов и сюжетов у разных народов.

На основании этих свойств, мифологи сделали вывод о том, что все древнейшие в своём развитии мифологический этап, оставивший нам свидетельства об общем человеческом прошлом.

Мифология - что это такое

Когда люди начали думать и размышлять, то самой первой стало мифологическое.

Мифология — это фантастическое объяснение реальности.

Что человек, не умея объяснить окружающую действительность каким-то другим образом, придумывает это объяснение и верит ему . Миф стал заменителем знания о мире.

Когда человек чего-то не знает и не понимает, то он от этого испытывает дискомфорт. Ему нужно объяснить себе суть вещей. Когда он это объяснение придумывает, то психологически ему от этого становится легче.

При этом человек не видит разницы между реальностью и выдумкой. Для него все есть реальность. При этом мифологическое мировоззрение образно. Понятийное мышление (мыслить понятиями, ) в ту пору еще не было принято и человек мыслил образами.

Но именно из мифологии (такого понимания мира) выросло все остальное — , наука, философия. Не сразу, конечно же, но постепенно люди от догм и эмоционального восприятия мира стали переходить к критическому мышлению и более глубокому осмыслению окружающей их действительности.

Мифология по своей сути очень близка к . Но опять же с той разностью, что носители мифологического мышления верят в выдумку, а фольклор — это логическое продолжение мифологии, но уже только в качестве художественного отображения мира. Это — не мировоззрение, а лишь творчество.

У истоков мифологии

Жизнь первых людей состояла из ритуалов . Многие учёные проводят параллель между развитием отдельного человека и историей взросления всего человечества.

Появляясь на свет, ребёнок ничего не знает об окружающем мире. Он наблюдает за сменой дня и ночи, учится видеть различия между предметами и их свойствами. Всё кажется ему таинственным и опасным.

Чтобы младенцу жилось спокойней, родители окружают его ежедневно повторяющимися однотипными действиями. Когда человек взрослеет, простые действия усложняются и приобретают символическое значение.

Так же, как в жизни годовалого малыша, в бытии первопредка ритуал занимал главное место. Упорядоченность всех действий гарантировала мир, покой, благополучие. По мнению первых мифотворцев, этот порядок обеспечивался добрыми духами, богами, существами, которых можно задобрить, совершив полезные действия.

Если же человек отступал от ритуала, добрые духи становились злыми, вместо благодатного дождя на землю посылалась засуха – превращалась в хаос.

Мифологическое мышление было синкретичным. Это значит, что верования, действия и рисунки, отражающие картину мира, были неразделимы. Человек был целостным: он верил, действовал согласно своей вере и воспроизводил это в собственном творчестве.

Найденные учёными изображения эпохи палеолита говорят о том, что миф зародился ещё в дописьменном и периоде (т.е. раньше, чем появились буквы и слова).

К первым нарисованным сюжетам можно отнести борьбу тигра и лани (барса и оленя), символизирующую противостояние сильного и слабого, смену одной эпохи другой. В сценах охоты отражены попытки человека приручить и покорить мир дикой природы.

Позже появляются сюжеты, связанные с мироустройством: дерево, объединяющее землю и небо, расколовшееся яйцо, из которого появились море и суша, три кита, три черепахи.

Когда человечество освоило речь , система верований стала оформляться в отдельные тексты. Сначала они бытовали только в устном виде, передаваясь от старших к младшим с помощью музыкального сопровождения. Древнейшие мифологические сюжеты распались на такие жанры, как песнь, легенда, сказание.

Миф считается и всех его видов, а мифология – это система мифов, связанных едиными образами и представлениями.

Миф в литературе

С выделением литературы в отдельный вид искусства о мифе стали говорить устного народного творчества. Это второй, узкий смысл термина.

Миф в литературе – это художественное произведение, представляющее собой , пересказ или переложение устного образно-поэтического предания, появившегося в том или ином социуме на определённом этапе исторического развития.

Искать следы индийских, австралийских, африканских мифов нужно или эпических поэмах. С мифологией скандинавов нас знакомят такие произведения, как «Старшая» и «Младшая Эдда». Мифология индусов оживает в таких произведениях, как «Рамаяна», «Эпос о Гильгамеше».

Историки древности в документальных свидетельствах сохранили для мира верования шумеров и египтян. Благодаря авторской редакции исследователя античности А. Куна, нам широко известны мифы Древней Греции .

Славянская мифология частично отразилась в русских летописях, памятниках древнерусской литературы, русских, белорусских, украинских, болгарских и других народных сказках, песнях.

Для современных писателей мифология – это глубочайший источник вдохновения . В основе любого литературного сюжета лежит миф.

Например, сюжет поэмы Гомера «Одиссея», вобравшей себя целый цикл мифологических мотивов античности (о поединке с циклопом, искушении героя, женихах и верной жене и других), в Средние века переродился в жанр плутовского романа и романа-путешествия.

Хитроумный Одиссей, мечтающий вернуться на Итаку, превращается в безымянного бродягу, который к концу повествования оказывается принцем. В ХХ веке американский писатель Джойс создал роман «Улисс» о приключениях нашего современника, весьма далёкого по характеру и обстоятельствам жизни от прославленного героя Древней Греции.

Мифология - это источник многих крылатых фраз

Нередко в разговорной речи можно услышать: «Да это миф, сказка!».

Слово «миф» воспринимается как синоним неправды, выдумки, лжи. Вопрос об исторической достоверности мифа остаётся открытым.

Надо понимать, что время возникновения того или иного сюжета отстоит от нас на несколько тысячелетий, поэтому вымысел неизбежен. А вот алгоритмы действий (), мотивы, сюжеты, коды, организующие жизнь во Вселенной миф, сохраняет не хуже египетских мумификаторов!

Именно поэтому по всему миру разлетелись крылатые слова и выражения , пришедшие в нашу речь из мифологий разных народов.

Ниже приведены , пришедших к нам через тысячелетия:


Чтобы узнать точное значение этих выражений, почитайте мифы народов мира. Древние и мудрые, как сама планета, они говорят лишь о том, что было, есть и будет всегда. В нашей изменчивой жизни напоминание об этом точно не будет лишним.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Химера - это что (кто) Что такое генезис Что такое философия - первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос Кто такой педант и что такое педантичность (с любовью к мелочам) Фразеологизмы - это примеры крылатых фраз в русском языке Что такое психология - ее история, используемые методы, области применения и направления Что такое гносеология Что такое природа - живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы Что такое искусство - его виды и функции Саентология - что это: культ, наука или религия

дайте верное и правильное определение понятию "мифология" и получил лучший ответ

Ответ от Вергилий [эксперт]
Мифология - это предания или сказания различных народов мира, изображающие природу и весь окружающий древних людей предметов, как живых существ, владеющих магическими свойствами и огромной силой. Так же включает в себя рассказы о героях, занимающих место между людьми и богами, которые совершали деяния недоступные обычным людям


Ответ от Mister Frisk [новичек]
Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος - предание, сказание и λόγος - слово, рассказ, учение) - часть филологической науки, изучающая древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки.


Ответ от Vidadi Yusifov [эксперт]
Мифология (греч. mythología, от mýthos - предание, сказание и lógos - слово, рассказ, учение) , фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в которой все предметы мыслились не только как одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В М. эти представления получили форму обобщений. Например, ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всём его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслилось в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологические образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д. : славянский Велес (Волос) или кельтский Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греческая Афина Паллада или абхазский Ерыш (богини прядения и ткачества) , а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и демоны-покровители у ацтеков, в Новой Зеландии, в Нигерии и у многих других народов мира.


Ответ от Dopler87 [эксперт]
нете Мифоло́гия (μυθολογία, от μῦθος - предание, сказание и слово, рассказ, учение) : # Система сакрального знания
различных народов мира, общественных групп, основанная на традиционных
преданиях. Характеризуется метафоричностью, верой в чудесное.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: дайте верное и правильное определение понятию "мифология"

С одной стороны, под этим понятием скрывается первая исторически сложившаяся форма культуры. С другой - в мифе прослеживаются изменения, происходившие в душевной жизни человека. Причем видим мы их и сегодня, когда эти древние сказания уже давно утратили свое господство.

Говоря научным языком, сущность мифа - это не что иное, как смысловое бессознательное породнение людей с силами бытия природы или общества. Но если рассматривать обыденное понимание этого понятия, то под ним понимают библейские, античные, а также прочие старинные «сказки», повествующие о сотворении человека и мира, а также рассказы о похождениях древних героев и богов - Одиссея и Зевса, Диониса и Апполона и т.д.

И нет ничего удивительного в том, что слово «миф» своими корнями уходит в Древнюю Грецию. В переводе с языка этого народа оно означает «сказание», «предание». А что означает слово «мифология»?

Определение понятия

Значение слов «миф» и «мифология» близки по смыслу. И если с первым из них мы уже знакомы, то на что указывает второе понятие? Значение слова «мифология» - «изложение преданий». Это его буквальный перевод с греческого языка. При этом становится понятным происхождение слова «мифология». Оно тесно связано с древними сказаниями и легендами и означает их пересказ от одного человека другому. Таковым является мнение большинства обывателей. Исходя из того, что легенды представлены древними сказками и занимательными историями о героях и богах, живших в античную эпоху, мифологию считают совокупностью таких повествований, не имеющих никакого отношения к действительности.

Однако у ученых на этот счет сложилось несколько иное мнение. У них определение слова «мифология» является выражением особого вида общественного сознания, своеобразным способом осмысления окружающей действительности, что было присуще людям на ранних этапах развития. Древний человек считал себя одним целым с природой. Подобное единство приводило к тому, что мир понимался как нечто живое. Для жившего в далекие времена человека таким же живым, как и все люди, были космос и камень, светило и река, дерево и камень. При этом основным в тот период выступало правило о том, что мир так же относится к человеку, как и он к каждой находящейся в нем вещи. Именно поэтому люди начали одушевлять природу, олицетворять вещи и явления, сопоставлять все, что их окружает, с обществом. Они переносили на объекты окружающего мира либо свои свойства, что носит название антропоморфизм, либо животных (то есть зооморфизм). Благодаря этому рождалась причудливая мифологическая фантастика. Примером тому могут служить древнегреческий кентавр, а также восточнославянский крылатый пес Симаргл. На природу людьми переносились и родоплеменные отношения. Это мы также можем видеть в мифах, где между героями, духами и богами существуют семейно-родовые связи, схожие с человеческими.

Синкретизм как характерная черта древних сказаний

Что такое мифология? Это понятие, основными чертами которого являются синкретизм и символизм, генетизм и этиологизм. Рассмотрим их подробнее.

Слово «синкретизм» в переводе означает «соединение». Это понятие, характеризующее мифологию в качестве знания, которое является нерасчлененным в связи с его неразвитостью. Если рассматривать современные представления о мире, то его можно подразделить на целый ряд отраслей, каждая из которых по-своему осмысливает те или иные факты действительности. В древности люди пытались объяснить все одними лишь мифами. Например, отчего идут дожди, как появился мир, откуда взялись люди, а также почему они время от времени болеют и в конце жизни умирают.

В мифах мы можем увидеть зачатки разнообразных форм искусств, религии, а также рациональных знаний, передаваемых будущим поколениям. Уже на ранних этапах развития человеческого общества созданные людьми сказания были тесно связаны с религиозными ритуалами и верованиями. В мифах утверждалась и передавалась принятая в человеческом обществе система норм поведения и ценностей. Наши предки содержание подобных сказаний считали реальным, так как в них имелся коллективный опыт целого ряда поколений, который являлся предметом веры и не подвергался критическому переосмыслению.

Древний человек обладал нерасчлененностью мышления. И это отчетливо проявилось в мифологическом сознании, которое не подразделяло явление и сущность, слово и вещь, имени и именуемого. В повествовании древнего сказания все объекты сближены по своим внешним чувственным характеристикам. Примером тому может служить молния со стрелой.

Символизм

Что такое мифология? Это попытка объяснения природных явлений, когда человек даже и не пытался углубляться в поиски сущности. Именно поэтому в древних сказаниях внешнесходное представлялось не иначе, как тождественное. Это и является вторым важным свойством мифологии, то есть символизмом. Что происходит при этом? Те или иные предметы, а также явления превращаются в знаки иных предметов и явлений. Другими словами, они начинают символически заменять их.

Генетизм

Очень часто в древних сказаниях происхождение предмета люди выдавали за его сущность. Подобное свойство носит название «генетизм». В переводе с греческого языка данное слово означает «происхождение», «рождение».

В мифологии объяснение вещи или явления означает рассказ об их возникновении.

Этиологизм

Это свойство, присущее мифологии, обладает непосредственной связью с генетизмом. В переводе с греческого данное понятие означает причину. Из мифов люди узнавали, почему все явления природы, окружающие предметы, а также живые существа именно такие, каковыми они и являются. Во всех древних сказаниях повествование об устройстве мира выглядело как рассказ о происхождении определенных его элементов. При этом мы можем ознакомиться и с целым рядом собственно этиологических сказаний. Это мифы, которые представляют собой короткие повествования и дающие объяснение особенностей какого-либо явления или предмета.

Рассматривая генетизм и этиологизм древних сказаний, становится очевидной одна существенная деталь. К ней относится момент возникновения вещи или мифологическое время. Оно имеет резкие отличия от периода повествования. При этом такое мифологическое время обладает сакральным (священным) характером и служит образцом для повторения события в настоящий момент.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мифы - это далеко не предания, сказки или забавные истории. Это наследие, отражающее в себе древнейшие знания. При этом что такое мифология? Она является не чем иным, как древнейшим способом, с помощью которого люди постигали окружающий мир, объясняя при этом не только явления природы и прочий имеющий место порядок вещей. С помощью мифологии человек узнавал, каким образом он должен действовать в этом мире.

Группировка древних сказаний

Мифы различных народов, населяющих нашу планету, весьма разнообразны. Однако если заняться их изучением, то можно заметить в этих сказаниях некоторые сходные мотивы, темы и черты. Подобные свойства позволили классифицировать мифы, объединив их в определенные группы.

Больше всего древних сказаний было составлено о животных. Такие мифы часто повествовали о тех представителях мира фауны, которых человек считал своими предками. Это так называемые тотемные животные. Однако в данную группу входят мифы и несколько другой направленности. В них говорится о том, как порой человек превращался в животное. Примером тому может служить один из древнегреческих мифов о ткачихе Арахне. Эта искусная мастерица была превращена Афиной в паука. К данной группе можно отнести и восточнославянский миф, в котором говорится о Волхе Всеславовиче - князе-оборотне.

Еще один вид древних сказаний - астральные. Это мифы, повествующие нам о небесных светилах. Порой они подразделяются на дополнительные подгруппы. Так, отдельно выделяют сказания о планетах и звездах. Существуют также солярные мифы о Солнце и лунарные о Луне. К центральной группе относят сказания, рассказывающие о происхождении космоса. Их называют космогоническими. В подобные легенды часто вплетаются истории о появлении богов (теогонии), что приводит к возникновению сложных мифологических комплексов - теокосмогониев.

В отдельной группе находятся мифы, в которых объясняется происхождение человека. Они носят название антропогонии. Очень часто их включают в состав космогонии, хотя можно встретить и самостоятельные повествования.

Тесной связью с комогониями обладают эсхатологические мифы, повествующие о конце света. Эти сказания порой указывали на то время, когда мир прекратит свое существование.

Немаловажное место древние народы отводили мифам, в которых говорилось о происхождении имеющихся культурных благ. Это те навыки и предметы, которые герои легенд и сказаний передавали людям. В некоторых случаях подобное происходило лично от себя. Примером тому может служить карело-финский Вяйнямеянен. Порой герои мифологии воровали культурные блага у богов. Например, как древнегреческий Прометей.

Не оставались в стороне и боги славянской мифологии. Например, существует предание о том, как люди научились кузнечному делу. Согласно ему, славянам сбросил клещи прямо с неба бог Сварог.

О культуре древних народов, занимающихся земледелием, нам повествуют календарные мифы. В них отражена та цикличность, которая присуща природным процессам. Неизменная череда времен и их повторяемость находила свое отражение в сказаниях об умирающих и воскресающих богах. В мифологии Египта это был Осирис. В Финикии - Адонис. Во Фракии - Дионис. У славян - Ярило.

Перечисленные выше группы мифов являются самыми крупными. Однако существует и множество других сказаний. Они повествуют о судьбе и смерти, загробном мире.

Как и во многих других сферах, классификация в мифологии носит довольно условный характер. Но уже и это приведенное выше разграничение позволяет как можно лучше сориентироваться в бесконечных и запутанных лабиринтах данного направления.

Сказания и религия

Что такое мифология? Это повествования, имеющие тесную связь с религиозными представлениями человека. Ведь и в тех, и в других имеют место ритуальные действия и обращения к богам, к духам и к чудесным явлениям. Но в отличие от религиозных верований, в мифах сверхъестественным силам отведена второстепенная роль Обращение же к ним необходимо лишь для объяснения природных явлений.

Что касается религиозных идей, то в них сверхъестественному была отведена основная роль. При этом все происходящие процессы ставятся в полную зависимость от желания богов.

На определенной ступени развития человеческого общества религиозное сознание заняло доминирующие позиции. Мифы же при этом превратились в часть системы верования. При этом они отошли на задний план.

Таким образом, можно говорить о том, что мифологическое сознание - это определенный этап развития человеческого сознания. И путь через него был пройден каждым народом.

Античная мифология

К ней можно отнести те легенды, которые рассказывали людям о богах и богинях, героях и демонах Рима и Эллады. Само слово «античная» в переводе с латинского языка означает «древняя». Причем сюда можно включить не только любой греческий миф, но и римский. Вместе они создают единую общность. Именно поэтому в некоторых источниках встречается такое понятие, как «греко-римская мифология».

Уже древнейшие памятники греческого творчества указывают на преобладание у этого народа конкретных представлений над абстрактными. При этом количественное соотношение человекоподобных богов и богинь, героев и героинь явно перевешивает число божеств, обладающих абстрактным значением.

О ком, как правило, слагались античные мифы? Это герои, рожденные от браков богов со смертными. В сказаниях подобных людей описывали как имеющих огромную силу, а также сверхчеловеческие возможности, не наделяя при этом бессмертием. Герои мифологии выполняли на земле волю божеств и вносили в обычную жизнь справедливость и порядок. Они совершали различные подвиги, за что были почитаемы людьми. Самыми известными героями античной римско-греческой мифологии являются:

  1. Геракл. Будучи сыном Зевса и Алимены, он обладал недюжинной силой. За свою жизнь он совершил двенадцать подвигов, о которых и были сложены мифы.
  2. Ахилл. Этот сын богини морей Фетиды и царя Пепея воспитывался кентавром Хироном. Из мифов мы знаем об Ахилле как о могучем юноше, прекрасно владеющем оружием, а также знакомым с пением и музыкальными инструментами. В легендах, передававшихся из поколения в поколение, рассказывается о его подвигах во время Троянской войны.
  3. Персей. Это сын Зевса и Данаи - дочери царя Аргоса. Во многих мифах рассказывается о его чудесных подвигах. Некоторые из них - уничтожение горгоны Медузы, спасение дочери царя Кефея - прекрасной Андромеды, на которой он после женился, и многие другие.
  4. Одиссей. Об этом царе острова Итака мифы рассказывают нам как о ловком и хитром человеке. Во время участия в Троянской войне им было предложено соорудить деревянного коня, в котором спрятались лучшие воины, и оставить его у стен осажденного города. Хитрость удалась. Греки завладели Троей. И это только один из множества подвигов Одиссея, о которых слагались древние легенды.

Мифы Китая

Легенды и сказки народа этой страны обладали особенной чертой. Герои китайской мифологии преподносились в качестве реальных деятелей глубокой древности. Основные персонажи сказаний часто превращались в императоров и правителей, а второстепенные персонажи - в чиновников, сановников и т.д.

Большое значение в китайской мифологии имели тотемистические представления. Например, у племен инь цы тотемом была ласточка, а у ся - змея. Несколько позже птица постепенно трансформировалась в фэнхуан и превратилась в символ государыни. Змея же стала драконом (лун), который повелевал водой и дождем, грозой, и был связан с подземными силами. Этот тотем стал символом государя.

Самые известные герои китайских мифов:

Еасянь - это группа из восьми бессмертных персонажей, приносящих удачу;

Жун-Чэн, который являлся учителем и магом, способным достичь бессмертия, и которому приписывалось изобретение календаря;

Хоу И - сын верховного бога, замечательный стрелок, получивший эликсир бессмертия, а также подчинивший своей воле ветры, которые опустошали страну;

Хуанди - этот герой огромного роста с ликом дракона, солнечным рогом, четырьмя глазами и четырьмя лицами в китайской мифологии является олицетворением магических сил самой земли.

Сказания славян

Многие мифологические тексты, созданные этим народом в языческие времена, до нас не дошли. Причиной того стало отсутствие письменности, а также та решительная борьба, которую вела христианская церковь против этого верования. Однако те мифологические представления, которые были характерны для восточных славян, нашли свое отражение в творчестве некоторых писателей. Мотивы народных сказаний просматриваются в произведениях Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина и др. Своеобразно отражается славянская мифология и в поэзии С. Есенина. В его стихах описываются обычаи и традиции народных верований, которые далеки от православных канонов.

В дошедшем до наших дней уникальном произведении древней Руси «Слово о полку Игореве» языческие символы соединились с христианскими. В данном сказании упоминается множество богов: Велес и Стрибог, Харс и Див, Карона и Желя, Троян и Дажьбог. Рассматривая мифологию в «Слове о полку Игореве», можно указать на присутствие и многих других образов. Среди них христианские (икона) и опоэтизированные (сокол, кукушка, ворон, лебедь), а также неразгаданные (Дева-обида, Боян и др.).