» » Добро и зло: мысли об относительности бытия. Добро и зло: мысли об относительности бытия Сочинение рассуждение Добро и зло

Добро и зло: мысли об относительности бытия. Добро и зло: мысли об относительности бытия Сочинение рассуждение Добро и зло

Наверное, каждый задавался таким вопросом, каждый и отвечал по-разному. У всех есть свое мнение, и это сочинение-рассуждение о моём понятии добра, зла и счастья.

Добро и зло это совершенно разные вещи, как например, хорошо и плохо, две грани одного целого, без добра не будет зла, без зла - добра. А счастье, это то, что вытекает из добра, оно подобно свету, озаряющему нашу планету и наши жизни. Нет счастья без добра. Эти понятия взаимосвязаны между собой.

Для начала я решила, что нужно выписать определения из толковых словарей и энциклопедий. Мне очень помог «Толковый словарь русского языка» автором, которого являлся

И. В. Даль.

Добро - благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.

Зло описано всего двумя словами - худое, лихое.

Счастье же, в общем, Даль обозначил случайной удачей - рок, судьба, часть и участь, доля. Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по расчёту.

Я с Далем не очень согласна, и решила посмотреть эти значения в других источниках. Я всегда считала, что счастье это лёгкое, воздушное чувство, ассоциировавшееся у меня со светом. Счастье - психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения. Вот это более полное и точное определение, но не то, каким я его себе представляла, слишком строгое.

Добро Даль описал вполне понятно и точно, но для меня добро - это все, же хорошие поступки и добрые люди, всегда готовые помочь в трудной ситуации, протянуть руку помощи.

Но у Даля чёткие границы, разделяющие два первых понятия, но эта грань, разделяющая добро и зло, настолько тонка, что некоторым не под силу её разглядеть. Сказки и баллады обычно приводят к счастливому концу, жизнь снова налаживается, а царь отдает дочь и полцарства в придачу молодцу-удальцу в красном наряде. Цвет тоже разделяет добро и зло, зло обычно тёмных, холодных оттенков, а добро - ярких, красных цветов, заметьте, красный обозначает красоту, в данном случае духовную.

Чёткое разделение, добро и зло, хорошо и плохо, а, однако, так легко переступить через эту черту, оказаться плохим, и как трудно, снова стать хорошим. Многие люди просто попались в путы зла, под предлогом того, что их вынудила жизнь. Да и такое бывает, смерть родных, тяжелый психологический стресс, а месть, сладкий выход из этой затруднительной ситуации. Так можно встать на сторону зла.

Зло и добро находятся в вечной борьбе, противопоставлении, противостоянии. И их силы равны, никто не сможет победить, однако, перевес одной силы, заставит исчезнуть другую, и мир канет во мрак и хаос, или наступит мирная и светлая жизнь.

Добро это добро, зло это зло, а счастье это счастье, вот один из тысячи ответов на этот вопрос. Они всегда вместе, и я надеюсь, что у каждой сказки будет свой «Хепи Енд».

Жизнь – единство и борьба противоположностей. Сказано коротко, но если задуматься, это вселенная бесконечности. Мы часто на “автомате” говорим о горе и счастье, о слезах и смехе, о дне и ночи, о луне и солнце, о холоде и тепле, о горячем и холодном, о зле и добре , о рае и аде, об огне и воде, о смерти и жизни, наконец о мужчине и женщине. Примеров приводить можно бесконечно много. Почему устроена так жизнь ? Человек постоянно находится между двумя этими явлениями – единства и борьбы. Мы боремся, чтобы достичь единства, и достигаем единства, чтобы начать бороться. Возможно это и есть философия жизни ? Ради мира, человек начинает войну, врач причиняет боль пациенту, ради облегчения или устранения боли, человек рождается ради того, чтобы умереть. Мы ссоримся, чтобы затем помирится, мы расстаемся для того чтобы встретится. Если представить, что существует только единство или только борьба, только добро или только зло, то сразу приходит мысль о том, что тогда человек либо в Раю, либо в Аду. Всевышний очевидно создал этот Мир для человека, соединив Ад и Рай на земле, чтобы человек смог увидеть и то и другое, оценить, почувствовать и выбрать себе, либо вечную борьбу, либо вечное единство в вечном царстве (если оно существует). Кто или что нас толкает на зло или направляет на добро ? Почему зло и добро избирательны? Кто определяет, зло это или добро? Человек? А если он ошибается? Общество? Но разве общество не ошибается? И этому есть примеры. Самый яркий и живой пример – события в Украине в отношении судебного приговора Тимошенко Ю.В. (бывший премьер-министр). Общество разделилось на тех, кто считает что действия Тимошенко Ю.В. принесли вред Украине, и она совершила зло, вторая же часть общества утверждает обратное. Очевидно для каждого человека заложен определенный ген, который формирует понятия добра и зла. Вот и происходит в нем борьба, если его понимание добра и зла не совпадает с понимание другого человека или общества, ибо единение – если наоборот. И что больше, добра или зла? Мне кажется, что каждому человеку Всевышний вложил равное количество того и другого. В течении жизни , человек совершает дела, и по мере того, какие это дела, чаша весов может изменять свое положение в сторону добра или зла. Давайте творить добро , относится к себе и окружающему нас миру бережно и с любовью. Пусть ваша чаша весов всегда находится на стороне добра, светлого, счастливого. Любви и мира вам!

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Половина следствий хороших намерений оказывается злом. Половина следствий дурных намерений оказывается добром. (Марк Твен)

Отзывов (22) на «Добро и зло»

  1. Голощапов Олег
    12 Окт 2011 в 19:18

    Единого определения добра и зла не существует!

  2. Vitaliy
    12 Окт 2011 в 19:33

    Согласен с Вами Олег! У каждого человека понятие добра и зла свое, как и понятия счастья. Спасибо за комментарий.

  3. Александр Михайлович
    12 Окт 2011 в 20:20

    Очень хорошая статья!

  4. Vitaliy
    12 Окт 2011 в 20:36

    Спасибо за комментарий Александр Михайлович! Заходите в гости.

  5. Рафаэль
    12 Окт 2011 в 20:46

    Добро и зло живет в каждом-это единство и борьба противоположностей.Спасибо за статью!

  6. Горбунова Татьяна
    12 Окт 2011 в 21:05

    Мы живём в двойственном мире и всё познаём в сравнении.Но критерии у всех свои,и они не могут быть однозначны.То,что зло для одного-другому польза.Поэтому,как говорится,не суди,да не судим будешь.Когда нам не нравится чужой поступок,мы не знаем,что за ним стоит.

  7. Vitaliy
    12 Окт 2011 в 21:13

    Спасибо Рафаэль за комментарий! Возможно присутствие этих противоположностей и есть двигатель жизни?

  8. Vitaliy
    12 Окт 2011 в 21:21

    Уважаемая Танюша! Как же Вы правы! Спасибо Вам!

  9. Горбунова Татьяна
    12 Окт 2011 в 21:26

    И Вам спасибо,Виталий.К сожалению,слова,которые стоят в названии сайта,чаще произносят женщины.Мужчины не часто говорят на такие темы.Поэтому всё,о чём здесь говорится,несёт наибольшую ценность.

  10. Ольга Шульгина
    12 Окт 2011 в 21:27

    Замечательная притча. Созвучна нашему выражению: “Что посеешь, то и пожнешь!” Какие семена будешь холить и лелеять (добра или зла), те и проклюнутся и произрастут.
    Спасибо, Виталий за актуальную тему!

  11. nadezhdapol
    12 Окт 2011 в 21:31

    Все очень относительно. Тема – вечная.
    Виталий, спасибо было интересно.

  12. Vitaliy
    12 Окт 2011 в 21:34

    Уважаемая Танюша! Нам всем необходимо общаться. Ведь согласитесь, что при наличии моб.телефона, мы говорим коротко и быстро: “Привет, как дела? Пока”. А как хочется просто посидеть в уютном месте и поговорить за чашечкой чая или кофе, а может быть и за бокалом хорошего вина. Спасибо Вам! Приходите в гости.

  13. Vitaliy
    12 Окт 2011 в 21:34

    Я с Вами согласен Оленька! Что будем растить в себе, того больше и будет. Спасибо Вам!

  14. Vitaliy
    12 Окт 2011 в 21:38

    Уважаемая Надюша! Все в этом мире относительно! Ведь и мы живет относительно кого то или чего то. Главное ведь в том. чего больше в нас – зла относительно добра, или добра относительно зла. Спасибо Вам за комментарий! Приходите в гости.

  15. Елена
    13 Окт 2011 в 8:38

    Над этой темой можно много размышлять. Я бы даже сказала, что нужно и полезно размышлять о вечном и о том какие мы.

  16. Vitaliy
    13 Окт 2011 в 11:14

    Спасибо Елена! Согласен с Вами, размышлять надо и полезно. Спасибо за поддержку и Ваше мнение. Буду рад Вас видеть в гостях. Общение – это нахождение вариантов ответов на возникающие вопросы.

  17. Ярослав
    13 Окт 2011 в 21:33

    Добро всегда победит зло! =) Я оптимист!

  18. Vitaliy
    13 Окт 2011 в 21:36

    Ярослав! Просто добра должно быть больше!

  19. Наталья
    15 Окт 2011 в 8:52

    Всегда надонастраиваться на добро!

  20. Vitaliy
    15 Окт 2011 в 18:36

    Человек рожден быть счастливым. И Вы это прекрасно освещаете в своих статьях Вашего замечательного сайта! Удачи Вам!

  21. Дмитрий
    03 Ноя 2011 в 21:58

    Очень интересная тема! Успехов Вам!

  22. Vitaliy
    03 Ноя 2011 в 22:02

    Спасибо Вам Дмитрий!

Рассмотрим категории добра и зла в разных мировоззрениях и философских подходах. По определению, данному в современных философских (небиблейских) энциклопедиях, это основные категории этики, употребляемые при нравственных оценках общественных явлений, поступков людей и мотивов деятельности. Добро обозначает совокупность положительно оцениваемых отдельным человеком или общностью людей условий жизни, норм поведения и нравственных действий. Зло обозначает отрицательные явления в личной и общественной жизни человека, составляющие предмет нравственного осуждения, обличения и порицания. Т.е. эти определения по сути не абсолютны, а относительны и субъективны, поскольку не абсолютны, а относительны и изменчивы мнения отдельного человека и любой общности людей на каждом этапе их развития.

В человеческой истории, начиная с древнейших времен, прослеживается несколько (по крайней мере, пять) тенденций в понимании сути добра и зла:

  • (1) утилитаристско-материалистическая, ориентированная на преходящие ценности материального мира и связывающая понятия добра и зла с человеческими потребностями и интересами;
  • (2) дуалистическая религиозно-философская мифологема (зороастризм, манихейство, по сути гностицизм, деизм, политеизм и др.); согласно которой мир - арена борьбы более или менее «равносильных» начал добра и зла;
  • (3-4) две пантеистические религиозно-философские ориентации: (3) зло по сути отрицается как иллюзия (индуизм, йога, «христианская наука» Мери Бейкер Эдди), (4) или, наоборот, считается основой человеческого существования (буддизм, философия Шопенгауэра, экзистенциализм);
  • (5) монотеистическая религиозная ориентация на высшие непреходящие ценности, выводящая понятия добра и зла из заповедей (откровения) Бога. Во всех этих мировоззрениях понимание добра и зла входит прямо в основы их учений.

Рассмотрим вначале утилитаристско-материалистическую тенденцию. Древнеиндийские материалисты (чарваки) видели добро в отсутствии страдания и в достижении чувственных удовольствий, материалисты древнего Китая (Ян Чжу и др.) понимали добро как реализацию человеком его природных склонностей, материалисты древней Греции (гедонисты, эвдемонисты и др.) рассматривали добро как удовлетворение естественных потребностей человека. Соответственно зло усматривалось в наличии страдания, в препятствиях к достижению чувственных удовольствий, к реализации природных склонностей и к удовлетворению естественных потребностей человека. Конкретнее, согласно учению гедонизма, все поступки всех людей совершаются ради достижения подлинной цели - переживания удовольствия и избежания страдания. Но если для гедонистов целью поведения служат единичные удовольствия, то согласно эвдемонизму, конечная цель поведения есть счастье как система жизни, в которой совокупность удовольствий перевешивает страдания (пример: система Эпикура). Распространенная разновидность эвдемонизма есть утилитаризм - система этики, сосредоточивающая внимание на средствах достижения счастья (на том, что полезно для достижения благополучия).

В философии прагматизма добро отождествляется с личной пользой, с успехом. Соответственно зло отождествляется с личными неудачами и с тем, что препятствует достижению пользы и успеха.

Французские материалисты - «просветители» Вольтер, Гельвеций, Дидро и др. (18в.) провозгласили интересы человеческой личности основным критерием различения добра и зла. Отождествляя добро с пользой, они считали, что каждый человек стремится к добру. По их мнению, основная причина зла - невежество, неравенство, неправильное воспитание. А установление разумного законодательства приведет к устранению зла и торжеству добра.

Все это в той или иной мере характерно и для современного атеизма. Как атеист объясняет проблему страдания? Он более всего обвиняет других людей и общественные учреждения в том, что человек встречает зло в жизни. При этом одни считают, что человеку достаточно пользоваться своим разумом и искать решения своих проблем. Другие видят надежду на лучшее завтра для человечества только в технологическом прогрессе и достижениях цивилизации (в последнее время с учетом экологических последствий). Третьи считают, что нужно изменить методы просвещения, политические теории, общественные проекты. Именно это стало исходной посылкой марксизма-ленинизма, согласно которому «нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата… Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (В.И.Ленин, Полное собр. соч., т.31, с.267, 268). Но как показал опыт бывшего Советского Союза и других тоталитарных систем (фашизма, нацизма,…), человечество может таким образом попасть в абсурдную ситуацию, которая вместо уменьшения страданий и несправедливостей их увеличивает. Без понятия Божьей истины и нравственных принципов человек остается нравственно испорченным и неограниченным своевольником.

Определенное влияние общества на отдельную человеческую личность несомненно. Но с типичными для всех атеистов относительностью разграничения зла и добра и релятивизмом нравственности согласиться никак нельзя, ибо они закрывают глаза людям на абсолютность зла. И противоречат опыту: грандиозным проявлениям зла (инквизиции, коммунизма, нацизма и т.д.). Разграничение Добра и зла абсолютно! И хотя деяния агентов зла могут приводить к добрым последствиям, такое случается вопреки их стремлениям и желаниям.

И атеизм, и материалистическая философия не видят, что источник зла скорее в области духа, чем природы. И не видят, что за бедностью и неравенством, нищетой и несправедливостью лежит неверие, разорванное отношение человека с Богом.

Пантеисты явно или неявно полагают, что все существующее составляет то, что мы называем «Бог» (который является безличностным богом). В пантеистических философских системах либо злу придается абсолютное значение, либо зло (само по себе или вместе со всей действительностью) носит иллюзорный характер.

Индуисты, джайнисты, приверженцы «христианской науки» (основанной в США Мери Бейкер Эдди) считают, что физический мир нереален, иллюзорен (майя) и Единственная реальность - Бог (Брахма). Если это так, то нет смысла говорить о добре и зле. Называя явления хорошими или плохими, мы показываем, в какой мере живем иллюзией, особенно когда называем страдание злом.

Согласно индуизму и джайнизму, наши сегодняшние трудные моменты были определены в прежней жизни (цепочка рождений каждого человека в разных перевоплощениях идет под действием закона кармы до тех пор, пока человеческая душа не очистится от иллюзии). Как освободиться от страдания? Духовным просветлением, т.е. размышлением и возвращением души в состояние единства сознания - нирваны, где душа теряет индивидуальное самосознание навсегда и поглощается брахманом. Это совершается методами йоги: медитацией, приобретением знания и усердной работой. Однако на практике мы ощущаем боль и никакие умствования не позволяют полностью оторваться от вопроса: почему (ради чего) я страдаю? И вместо того, чтобы помочь страдальцу, такие объяснения не дают ему никакой надежды, что выйдет к лучшему, и могут привести либо к борьбе его со злом, либо к депрессии, а иногда к самоубийству.

Согласно религии буддизма, зло коренится в самом существовании человека. Избежать его можно путем отшельничества, устранения от мирских дел и желаний, аскетическим образом жизни. Окончательное освобождение от зла после ряда перевоплощений достигается путем погружения в нирвану.

Не евангельская «христианская наука» настаивает на том, что зло нереально, грех и страдание - иллюзия смертного ума. Бог - это добро, разум (безличностный!) - и следовательно, все, что связано с разумом - хорошо, а материя нереальна и соответственно болезнь, грех, смерть и любое зло также нереальны. А чувство - источник ошибки и поэтому источник зла. То, что мы ощущаем как болезнь, - вызывается ложной верой, нежеланием признать нереальность болезни. И поэтому исцеление якобы достигается не медицинскими средствами, а через знание истины. Если же боль и болезнь признаются нереальными, то они уже не действуют на личность. Смерть тоже нереальна, и если она происходит, то ее следует считать указанием того, что люди не практикуют полностью истину «христианской науки».

Иисус Христос, согласно «христианской науке», пришел искать и спасать тех, кто примет реальность Божественного ума. Все Его служение состояло в освобождении людей от ложной веры в реальность материи, включая болезнь и зло. Такой взгляд на зло явно ущербен: прежде всего, нет ни одного факта, свидетельствующего, что деятели «христианской науки» не болеют и не умирают! А также ни одного факта отсутствия и других видов зла. И если зло - иллюзия, то почему все без исключения люди со дня рождения подвержены злу? Если же Бог есть «все во всем» (как они говорят), откуда тогда приходит «иллюзия зла»?

Добро и зло сопутствуют человеку всю жизнь. Это одна из сущностей его разума. Только с добром, или только со злом человек жить не может. XX век - это невиданные по своим масштабам проявления человеческого зла, жестокости, агрессивности, массовых убийств. Современная цивилизация с её массовой коммуникацией «эксплуатирует человеческие чувства, которые как бы обретают надиндивидуальный характер. Массовая коммуникация перехватывает и „обобщает“, т.е. обезличивает различные эмоциональные состояния - страстную любовь, глубочайшую тоску, исступленную ярость, безумную одержимость, отчаянную панику, радостное жизнелюбие и мертвящее оцепенение. Все это превращается в эмоциональные трафареты», и ими широко пользуются массы людей, что приводит их к эмоциональной тупости. Отсюда, по мнению немецкого ученого Э. Фромма, таким людям «в сновидениях… предстают жуткие картины, насилие, гибель и омертвение… И в телевизионном зрелище им также интересны прежде всего картины смерти, траура, истязаний». В этих условиях человек «тянется к искусственным структурам, потому что верит: пересотворенный мир, вздыбившийся над Природой, окажется более комфортабельным, управляемым… Немотивированная жестокость, безветрие души, дистрофия интуиции и чувств. Технизированный мир, мертвящая рутина бюрократии, деперсонификация - вот приметы той среды, в которой обитает человек… Математически ориентированное мышление изгоняет смысл. Шизоидное, идолопоклонническое отношение к технике приводит к омертвению души, а значит и чувств и эмоций».

Древние греки предвидели такое развитие человечества. В греческом мифе о железном веке говорится:

Сменяющие друг друга поколения

становятся все хуже и хуже.

Наступит время, когда они будут

такими злыми, что начнут поклоняться

силе и могуществу.

Сила тогда станет самооправданием,

а добро больше не будет в почете.

Это сказано о людях нашего времени.

Добро соседствует со злом, а зло с добром. Об этом весьма определенно говорится в книге «Старец Силуан»:

… Во всяком человеческом начинании наличествует некоторая доля несовершенства. Наличие несовершенства в человеческом добре, с одной стороны, и неизбежное наличие доброго предлога во зле - с другой, делает различие добра от зла очень трудным… Добро злыми средствами не достигается и цель не оправдывает средства… Если нередко побеждает добро и своим явлением исправляет зло, то неправильно думать, что к этому добру привело зло, что добро явилось результатом зла. Это невозможно».

Однако есть пословица: «Нет худа без добра». Почему разум является носителем зла и не может сделать жизнь человека счастливой? Так сделала Природа: изменения которые происходят в ней, происходят и в человеке и вокруг него. Отрицательные изменения вывывают у человека одни чувства, положительные - другие. Эти изменения неизбежны, поэтому понятия добра и зла бессмертны, пока у человека есть чувства. В то же время для Природы все изменения равнозначны. Именно поэтому, как только появился на свет божий человек, его непременно должны были изгнать из Рая. Он не мог существовать в идеальном мире: его не было и нет на Земле. Вот почему в Библии придуман Рай и Ад, а также Дьявол, носитель зла. Если бы у человека не было чувств, у него отсутствовали бы понятия добра и зла.

Жизнь человека протекает в противоречивой схватке добра со злом, которые существуют как независимо от воли человеческой, так и творятся его руками. Эти извечные истины раскрывают антагонистическую природу человека, который не является просто добрым или злым, а воплощает в себе одновременно и хорошие и плохие качества, мысли и поступки. Но от нас зависит, что будет преобладать внутри нас самих и во всем мире - добро или зло.

Добро несет в мир свет, любовь, веру и надежду, оно всепрощающее и окрыляющее, истинное и правдивое. Зло же лицемерно и скрывается под тысячью обличий, оно несет разрушение, горе, лишения и разочарования. Но, не смотря на такое колоссальное различие между добром и злом, существовать друг без друга они не могут. Ведь разве можно в черной комнате увидеть кошку? Разве можно сказать что такое добро, если оно не выделяется на фоне злого и порочного?

Из добра возникает счастье. Это светлое и чистое чувство и мироощущение, которое не может произрастать из недоброго, темного и скверного. Оно порождение добра, его квинтэссенция - сочетание всех проявлений добра в их нераздельной совокупности. Поэтому, человек не пытающийся культивировать в себе все доброе не может быть по настоящему счастлив. Он просто не сможет достичь того высочайшего уровня, который воздается только творящим и принимающим добро людям.

В наших руках быть добрым или злым, но какие преимущества этих противостоящих сторон? Зло не несет ничего кроме пустоты. Оно уничтожает все хорошее в человеке, разъедая его изнутри, тогда как добрые поступки и мысли позволяют уничтожать в себе пустоту, поселить зерна счастья в душе, которые в будущем смогут произрасти в благодатной почве.