» » Евпатия александрийская. Ипатия…или любимый аргумент образованных людей против христиан

Евпатия александрийская. Ипатия…или любимый аргумент образованных людей против христиан

Гипатия Александрийская - первая женщина - математик

Гипатия Александрийская (355-415)

Целью моей работы являлось: изучить биографию и научные достижения Гипатии Александрийской; значение ее открытий в жизни и в науке.

На рубеже 4-5 вв. н.э. - эпохи торжества христианства над греко-римским язычеством, гибели античного мира и распада Римской империи на Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе), вАлександрии Египетской жила женщина, которая по своей душевной и телесной красоте, по своему духовному развитию и совершенству считалась земным воплощением божественных муз.

Сравнивали эту женщину-ученого и с тремя великими греческими богинями, признавая ееАфиной по уму, Герой по статииАфродитойпо красоте. Символом высокого предназначения стало и собственное имя александрийской музы -Гипатия (Ипатия -“высочайшая”).

Гипатия, дочь математика Теона Александрийского, - первая в мире женщина-астроном, философ и математик.

Теон старался развить у подраставшей дочери соответствующий интерес к умственной, научной работе. С малых лет под влиянием учителей мусейона, отца и его ежедневных ученых занятий, в душе способной и любознательной девочки сформировалось непреодолимое и беспредельное стремление к знаниям и поиску истины.

С самого раннего детства Гипатия живо интересовалась занятиями отца. Она увлеклась математикой и даже придумывала собственные варианты доказательств известных теорем. Страсть девочки к наукам в значительной степени укрепляло и соперничество. Ее старший брат тоже постигал геометрию. Но Гипатия настолько превосходила его способностями впитывать и применять знания, что мальчик выглядел на фоне младшей сестры заурядным школяром. Девочка любила смотреть за работой ремесленников, сама по примеру отца мастерила какие-то инструменты, демонстрируя задатки отличного механика.

Познание мира стало ее единственной и пламенной страстью, ради которой она отказалась от обычного женского семейного счастья, замужества, рождения и воспитания собственных детей. Всю свою недолгую жизнь она посвятила науке и образованию мыслящей молодежи, стремившейся к знаниям в то сложное и переломное историческое время.

По свидетельству современников, Гипатия превзошла в математике своего отца.

Уже в 20-летнем возрасте Гипатия начала преподавать в мусейоне философию Платона и Аристотеля, математику, занималась вычислением астрономических таблиц.

С ледуя за Аполлонием Пергским, она посвятила специальную работу коническим сечениям, ввела термины гипербола, парабола и эллипс .

Наряду с абстрактными математическими и астрономическими теориями ей не были чужды и технические изобретения, необходимые для экспериментальных исследований. Считается, что Гипатия изобрела или усовершенствовала дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), прибор для измерения плотности воды ареометр ,п ланисферу - плоскую подвижную карту неба и астролябию . Первенство в изобретении астролябии (прибора для астрономических измерений, который называют компьютером звездочета) оспаривается. Как минимум, Гипатия со своим отцом доработала астролабон Клавдия Птолемея, сохранились и ее письма с описанием устройства.

Придуманный Гипатией пузырьковый эффект позволяет с высокой точностью определять горизонтальность поверхностей и до сих пор используется в строительстве и геодезии.

Я провела анкетирование среди людей разного возраста и выяснила, что мало кто знает, кем была и чем знаменита Гипатия Александрийская, но ее открытия и изобретения знают практически все.

Гипатия - единственная женщина, изображенная на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа», в окружении величайших ученых и философов. В философии ей не было равных. В 16 лет она основала школу неоплатонизма . Гипатия настолько быстро достигла совершенства во многих науках, что у нее, совсем еще юной, уже появились собственные ученики. Девушка сменила обычные одежды на темный плащ, который надлежало носить только философам. Отец по праву гордился ею. В Александрии Гипатию нередко называли умнейшей, скромнейшей, лучшей из философов. Многосторонность её познаний всех поражала. В результате своей подвижнической научной и просветительской деятельности Гипатия приобрела мировую известность. Свои лекции Гипатия обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию. Послушать ее глубокие и доходчивые лекции съезжались сотни жаждущих знаний молодых людей из разных стран Европы и Передней Азии.

Все сочинения Гипатии погибли наряду с трудами сотен других античных языческих мыслителей и писателей во времена раннего средневековья. Известия о жизни и творчестве александрийской музы дошли в будущее лишь благодаря немногочисленным воспоминаниямее учеников (Синезия Киренского) исвидетельствамсовременников (Сократа Схоластика). Гипатии приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии, которые до нас не дошли. Сократ называет три работы Гипатии: комментарии к «Арифметике» выдающегося александрийского математика Диофанта (учение о неопределённых уравнениях) и комментарии к учению о конических сечениях другого александрийского математика и астронома - Аполлония Пергского, а также к «Математическому канону».

Эта женщина-ученый могла бы дать миру знаний еще много плодотворных идей, но в расцвете творческих сил, в возрасте 45 лет, былазверски убита толпой фанатиков-христиан, умело направленных к этому злодеянию властной рукойхристианского епископа Александрии Кирилла. Они расчленили ее тело и сожгли его частями на городской площади, рядом с останками когда-то величественного здания Мусейона и Александрийской библиотеки.

Гипатия стала последним знаменитым представителем многочисленной и славной плеяды александрийских ученых, трудившихся на протяжении почти 700 лет в различных сферах науки во всемирно известныхАлександрийском мусейонеиАлександрийской библиотеке. С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики.

Сама эта выдающаяся женщина была незаслуженно забыта, но ее открытия пережили века и используются до настоящего времени.

При жизни Гипатии современник её и земляк поэт Феон Александрийский посвятил ей теплую эпиграмму:

"Когда ты предо мной и слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возношу, — так все в тебе, Гипатия,
Небесно — и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрой свет".

В 20-м веке именем Гипатии был назван один из кратеров Луны.

Отсюда

«Смотрю и внемлю я, склоняясь пред тобой;
И в звездный Девы храм я возношусь тогда:
Ведь, словно небеса, чисты дела твои,
Ипатия, а ты изысканности слов
Ума и знания блестящая звезда.»

Ипатия Александрийская. Фаюмский портрет, Египет

Издревле прерогативой женщины считаются чувства. Ну а в чувствах одно из главных мест занимает, естественно, страсть. Но кто бы мог подумать, что страсть женщины может вызвать такая сложная отрасль, как наука?

А между тем история знает примеры, когда научная страсть забирала женщину целиком. И первой женщиной-ученым по праву (притом трагическому) считается Ипатия (Гипатия) Александрийская - математик, астроном, астролог, философ, механик и педагог.

Показана сцена из последних страниц романа Ипатия Чарльза Кингсли,опубликованная в 1853

Только этого списка достаточно, чтобы понять величие этой женщины. Но, увы, история отнеслась к «первой» жестоко: не осталось ни одного труда, письма или книги Ипатии. И о жизни ее известно не много.

Обложка видеофильма «Агора» о жизни Ипатии,в главной роли Рейчел Вайс

Она родилась примерно в 370 году в Александрии - отсюда и ее прозвание Александрийская дева. В то время родной город нашей героини, стоявший в дельте Нила в Египте, считался эллинистическим по культуре, ибо был основан самим Александром Македонским (332 до н. э.).

Историк Сократ Схоластик характеризует Ипатию следующим образом:

Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона , и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей

С тех пор Александрия стала международным торговым, культурным и научным центром Востока. Она и сама состояла из чудес техники и научной мысли: там был построен легендарный Фаросский маяк, в Мусейоне, то есть месте муз, работало научно-преподавательское учреждение, которое сейчас мы назвали бы академией наук.

Кадр фильма «Агора»

Ученые Мусейона занимались исследованиями в области астрономии, математики, ботаники, зоологии, сочиняли философские трактаты. Там находилась и самая легендарная библиотека мира - Александрийская.

Однако к IV веку н. э. город начал терять былую славу, утрачивать блеск и могущество. К тому же на историческую сцену выходило христианство, непримиримо заявляющее свои права и на жизнь, и на душу людей. Так что Александрия оставалась последней цитаделью античных наук.

Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме "Агора"

Вот в это сложное время и суждено было родиться Ипатии. Ее отец, Теон (Феон) Александрийский, был известнейшим математиком, астрономом и философом своего времени. По легенде, имя же ей дал сам Юлиан, племянник императора Константина I.
Церковь окрестила Юлиана Отступником, ибо он почитал старых античных богов и мечтал восстановить Римскую империю в ее прежних границах.

Ипатия., A. Seifert.

По преданию, Юлиан нарек свою «крестницу» в честь бога Зевса Ипата (Высочайшего). Однако это явная позднейшая выдумка. Юлиан Отступник погиб в войне против персов в 363 году, то есть еще до рождения Ипатии. Впрочем, это утверждение верно в том случае, если верна дата рождения первой женщины-ученого.
Но есть же хоть что-то точно известное о ней? Только то, что наукам ее учил отец. И стоит заметить, что для обучения наукам в то время нужно было иметь много мужества.

Джулия Маргарет Камерон в роли Ипатии

Ибо в Александрии, где уже давно правило христианство в лице городского епископата, не слишком-то жаловали научные опыты, проводимые в Мусейоне - оплоте «язычества». Примерно в 20 лет Ипатия стала свидетельницей жуткого события.

В 391 году в городе начались перебои с продовольствием, и истеричная толпа нашла виноватых - ученых из храма Сераписа в Мусейоне.

Чарльз Уильям Митчелл «Ипатия»

В храме этом уже давно не возносили молитв, а хранили книги Александрийской библиотеки, но ведь посвящен он был языческому божеству (Серапис - синтез древнегреческого Аполлона и древнеегипетского Аписа), культ которого провозгласил в Александрии еще ее основатель Александр Македонский. Так что храм язычников вполне стоило разграбить!
Служители попытались спасти книги. Но как? Кучка полуголодных библиотекарей против разъяренной толпы маргиналов?.. Сколько же крови пролито за отстаивание «божественных интересов»! Хорошо, что боги не живут на земле - они бы в ней захлебнулись.

Фронтиспис и титульный лист, Джона Толанда анти-католического трактата Ипатия:

Кровь растерзанных библиотекарей в том же русле. Вот только расправившись с учеными, толпа не нашла в храме ни питья, ни хлеба. Там были одни книги. И что с ними делать?
Сжечь…
Но книг оказалось так много, что уничтожить их толпа не успела. Подоспевшая городская стража разогнала бушующий люд. Рукописи, которые смогли спасти, собрали. Библиотека снова начала работу.
А во главе ее стал отец Ипатии - Теон Александрийский. Правда, он, пораженный бунтом толпы и разграблением библиотеки, теперь часто болел. Кому же он мог передать дело всей своей жизни - воспитание молодых ученых? Конечно, своей дочери.

Мария Андерсон в роли Ипатии

Где-то в 400 году Ипатия становится преподавательницей, а потом и схоларгом, то есть главой школы александрийских неоплатоников. Она преподавала молодым ученикам математику, астрономию, философию.
К тому же помогала отцу в работе над его сочинениями. Ряд исследователей считает, что «Начала» Эвклида и «Альмагест» Птолемея, изданные в редакции Теона, на самом деле выправила его дочь.

«Ипатия… приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, - написал в «Истории Церкви» Сократ Схоластик, - была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки.

""Ипатия" в театре Хеймаркет.

Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей».

Увы, Сократ не упоминает главного: может, мужчины и дивились скромности Ипатии, но принять ее в качестве равно достойного собеседника все же не были готовы. Женщина по тем временам должна была вести хозяйство и ублажать «властелина», а не преподавать на кафедре, имея при этом собственное мнение.

Правда, и Ипатия попыталась некогда вести чисто женскую жизнь. По Александрии ходили сплетни о том, что в 15 лет отец выдал-таки несговорчивую девицу замуж за одного из своих учеников, да строптивица сбежала прямо с брачного ложа, ужаснувшись ласк мужа.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Байам Шоу

Примчалась к отцу и с порога заявила, что если и есть в ее сердце страсть, то только к чистой науке математической, а никак не к грязным объятиям мужчины. Отцу бы тогда задать непокорной трепку, а он принял блудную дочь обратно. И вот результат - девица-девственница, не зная, куда девать нерастраченные чувства, занимается то наукой, то городской политикой.

Элберт Хаббард, "Ипатия",

Виданное ли дело - женщине являться на коллоквиум, то бишь мудрую беседу, которую ведут между собой губернатор Орест и патриарх Кирилл?!

А Ипатия действительно являлась на переговоры городской власти с церковной. Истинная дочь свободолюбивой Александрии, она не хотела, чтобы христиане воевали с язычниками.

Кадр фильма «Агора»

Она мечтала об Александрии процветающей в любви и науках. Но горожане сочли, что Ипатия настраивает губернатора-»язычника» Ореста против христианского пастыря Кирилла. И вот опять цитата из Сократа: «Так как она (Ипатия) очень часто беседовала с Орестом, то ее обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер

Посему люди с горячими головами под начальством некоего Петра однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли».

"Ипатия", Юлий Кронберг

Какая жуткая картина! Десятки фанатиков набросились на 45-летнюю (по тем временам уже пожилую) женщину, раздели ее догола и растерзали на кусочки, разрезав острыми черепками (по иным свидетельствам - осколками больших раковин). Это какое же христианское милосердие явлено было миру в марте 415 года?!

Уильям Мортенсен - Смерть Ипатии

Историки до сих пор спорят: подталкивал ли Кирилл разъяренных фанатиков на расправу с Ипатией или нет? Вот снова мнение Сократа Схоласта: «Это [убийство] причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову».

А вот другая цитата: «Это злодеяние до сих пор некоторые приписывают святому Кириллу, хотя никаких доказательств его виновности в этом мы не имеем».

Доказательств действительно нет. Но простая логика подсказывает, что беспорядки в городе не были выгодны епископу Кириллу, ведь он приехал в Александрию всего четыре года назад и еще не успел обзавестись сторонниками.


Кадр фильма «Агора»

Эллинистический мир, конечно, клонился к христианству, но не стоит думать, что все жители Александрии стремились под знамена Христа. Сторонников античных богов в городе было куда больше, и расправа над Ипатией могла бы подтолкнуть их к тому, что они вообще выгнали бы епископа Кирилла вон из города.

Так что вряд ли пастырь виноват в смерти Ипатии. Просто время было такое - время перемен, когда одна эпоха сменяла другую, и люди оказывались наглухо разделенными. Словом, прав французский поэт Леконт де Лиль, охарактеризовавший Ипатию как «настоящий символ неотвратимо погибающей эллинской эпохи».

Рафаэль Санти.Александрийская школа,1509.Ватикан

Но если не церковные власти науськали на Ипатию толпу фанатиков, то почему же случилось столь жестокое убийство? Ответ есть, его предложила сама история: вероятнее всего, невежественные фанатики посчитали ученых колдунами, а их предводительницу Ипатию - ведьмой. Издревле ведь известно: жизнь худшеет - виновата ведьма. Так что это была расправа невежества с зарождающейся наукой.

Рафаэль Санти.Александрийская школа.Фрагмент.Ипатия

В прежние времена Ипатия представлялась языческой мученицей, которая была растерзана толпой за религиозную нетерпимость. Сегодня многие полагают, что Гипатия, наоборот, относилась лояльно к прочим религиям.

Ипатия признавала примат разума над религиозными верованиями. Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей
.

Ипатия не участвовала в юлианской реставрации древнего язычества; среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».

Ипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр(прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) ипланисферу (плоскую подвижную карту неба).

Астролябия

Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:

Комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;
. редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;
. редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;
. комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;
. «Астрономический канон».
Память о Гипатии

Имя Гипатии занесено на карту Луны.
. в честь Гипатии назван астероид (238) Гипатия. открытый в 1884 году.

. В 1720 году английский философ Джон Толанд посвятил Гипатии один из очерков своего «Тетрадима», характеризуя свою героиню, как «… добродетельнейшую, ученейшую и достойнейшую даму, разорванную на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость, завистливость и жестокость своего архиепископа, обычно, но незаслуженно называемого святым Кириллом». Против очерка Толанда резко выступил Клайв Льюис, называвший Гипатию «самым бесстыдным школьным преподавателем Александрии».

О Гипатии писал Вольтер. Чтобы яснее представить читателю облик Гипатии, он переносит александрийскую трагедию в современный ему Париж, где кармелитские монахи якобы растерзали некую парижскую красавицу за то, что она предпочитала Гомера поэме кармелита, посвящённой Магдалине.

Французский писатель XIX века Леконт де Лиль изображает Гипатию настоящим символом погибавшей эллинской культуры, последним воплощением «духа Платона и тела Афродиты».
. Знаменитый английский писатель Чарльз Кингсли посвятил ей роман.

. Олдос Хаксли использует сравнение с Гипатией в романе «Контрапункт»: «Очень мила, но далеко не Гипатия».
. . Гипатия (Ипатия) — один из главных персонажей повести украинского писателя Олеся Бердника «Прометей» (1970—1971 гг.).
. Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган в книге «Космос» подробно останавливается на истории гибели Гипатии, связываемой им с разгромом Александрийской библиотеки.

Кадр фильма «Агора»

В романе Умберто Эко «Баудолино» описывается загадочное племя гипатий, они являются последовательницами Гипатии. Племя состоит из одних женщин, которые отличаются невероятной красотой и умом. Они утверждают, что являются потомками учениц Гипатии, которые после ее смерти бежали из Александрии.
. В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял высокобюджетный фильм «Агора», рассказывающий историю Гипатии. Роль Гипатии исполнила Рэйчел Вайс.

Литература

Еремеева А. И. Гипатия — дочь Теона: Земля и Вселенная, 1970, № 1.
. Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия // Вступ. ст. П. Ф. Преображенского.
. Лосев А. Ф. История античной эстетики, т. VII. — М., 1988.
. Полисфен. Под звёздами Александрии. — Киев: Содружество «Сердце», 1990. — 40
. Соловьёв В. С. Гипатия: Толковый словарь по философии.
. Сорокина И. Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте.
. Фили К. Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром: / Вопросы истории естествознания и техники, 2002, № 2.
. Штекли А. Гипатия, дочь Теона. — М., 1971.
Сайты:Викимедия-иллюстрации

Краткая биография

Гипатия Александрийская (ок. 370-415) – женщина-философ, математик, астролог, мастер школы неоплатонизма в Александрии. По некоторым сведениям, именно она задолго до Галилея открыла тот факт, что Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот. Гипатия печально известна тем, что ранние христиане замучили ее, скребками срывая с нее кожу. Впрочем, не за ее философию. Она стала пешкой в руках властолюбивого александрийского архиепископа Кирилла, который использовал ее для того, чтобы воздействовать на одного из префектов Александрии – Ореста.

Что было на самом деле

Орест и Гипатия и вправду были дружны, однако вряд ли ее всерьез интересовали будь-то политические, будь-то религиозные вопросы. Она преподавала Платона и Аристотеля, составляла астрологические таблицы, делала вычисления. Наверняка, как одну из ведущих неоплатоников того времени, Гипатия придерживалась мнения о том, что наверху, во главе всего стоит некое божественное начало, а материя наиболее отдалена от этой божественной субстанции. Впрочем, никаких работ, проясняющих ее мировоззрение найдено не было.

Тем не менее, впоследствии ее образ лег в основу легенды о мученице-язычнице, а некоторые авторы, к примеру Ликонт де Лиль и вовсе видел в ней образ уходящей эллинской эпохи. Мы еще вернемся к этой теории, однако сразу нужно отбросить все романтизации де Лилля дохристианской эпохи, которая кажется многим лучше в силу ее большей удаленности. То, что далеко и давно забывается, а то, что было недавно, все еще бередит старые раны. Эпохе просвещения было свойственно идеализировать античность, тогда как время, в которое пришлось родиться Гипатии, было враждебна тем самым античным влияниям.

Символизм образа Гипатии доказывает и то, что Гипатия не была фанатичной сторонницей язычества. Никогда не притесняя другиерелигии, защищая своих учеников, какой бы веры они не придерживались, и, занимаясь науками, а не ритуалами, посвященными богам. Почему же несмотря на это она должна была понести этот «крест» смены эпох? Потому что ко времени расцвета ее карьеры настало время окончательной смены эпох.

Значение легенды о Гипатии

«Не дай нам жить в эпоху перемен», - гласит китайская пословица. Похоже, Гипатия при всей своей гениальности оказалась не в том месте и не в то время. Кем бы ни была Гипатия на самом деле, и как бы ни выглядела ее жизнь в быту, на ее примере можно наблюдать, как личности становятся архетипами. Наверняка, Гипатия не была абсолютно безгрешна и безвольна, как это нам пытаются преподнести в современном киношедевре «Агора» Алехандро Аменабара, а архиепископ Кирилл – абсолютно безнравственным дикарем, каким его пытаются преподнести сторонники язычников. И уж тем более не был Кирилл святым, как то решили в христианской церкви (в обеих из них), где он канонизирован как святой. И, тем не менее, Гипатия и Кирилл – это олицетворение двух сил – мужской и женской, которые всегда были, есть и будут в этой вселенной, и которые всегда стремятся быть уравновешенными, а если не могут этого сделать – уничтожают друг друга.
Кирилл – это воплощение обозленного Бога-отца, а Гипатия – символ женственности древней цивилизации. И ко времени триумфа Кирилла и падения Гипатии первое окончательно утвердилось над вторым.


Пример из истории

Древний Рим, из которого есть пошла христианская вера по всему остальному европейскому миру, хотя и был под властью императоров-мужчин, все же в основе своей был скорее наделен женственной энергией – недаром здесь так любили бани и оргии. Вода – это женская стихия, а оргии – это совершенно «естественное» (исходящее от матери-природы) состояние человека в определенные периоды его (и ее) гармональных циклов. Кстати, в Индии сексуальные энергии представлены в образе богинь Шакти и Кали. У римлян это была Венера, у греков – Афродита. Почти всегда сексуальность как таковую ассоциируют с женщиной (пример из современной системы – телемы – богиня Бабалон). И хотя в ту эпоху в Риме чаще славили Бахуса и Приапа (божеств с огромным фаллическим акцентом), эти божества представляются здесь не столько мужественными героями, сколько носителями семени для оплодотворения матери-земли. Согласно Харгрейву Дженнингу, фаллический культ - это часть культа плодородия, а следовательно, относится к культам Богини.

В Риме эта не слишком отягощенная глубокой философией (помимо гедонистических теорий о наслаждении) чувственность достигла своего апогея. Она настолько изобильно выливалась из энергетических каналов мира, что равновесию пришел конец. Отсюда неудачи в войнах с одной стороны (недостаточно мужской, марсианской энергии) и проблемы с потомством у императоров (нездоровый избыток женской энергии). Мужчины Рима пали к ногам богини, которая ласкала их до смерти, пока они пребывали в бреду.
Враг не ждал и вскоре новая дикарская нация заполнила улицы. Там, где раньше правили образованные женственные римляне, поклонники богини-матери (в ее самой утонченной форме – наслаждении), власть получили дикие альфа-самцы, которые думали только о ресурсах для себя и своих семей. Типичное воплощение сугубо мужской силы.

Подсознательно крайняя мужественность ограничивает влияние женственности. У них противоположные задачи. Женская энергия "хочет" размножаться без границ, занимая собой все пространство, как наше небо с его бесчисленными звездами, а мужская энергия, олицетворяемая точкой в пространстве и строго направленным вектором. Мужская сила хочет, чтобы развитие шло вертикально, а не горизонтально, а последствия приносили пользу конкретной "точке".

Победители всегда диктуют историю. Опасаясь потерять мужественность, эта новая нация сильно ограничила влияние женственности. В частности, это выразилось в смене формы одежды и способ получать наслаждение, внедрением новых ограничений в сознании и установлении границ и запретов. Из развратных, погрязших в оргиях, пьянстве и кровосмесительных связях римляне были захвачены более целеустремленными и заинтересованными в приумножении ресурсов, варварами с севера.

Приход христианства в Европу и его распространение в Риме и окрестных государствах полностью изменил как внешний вид жителей этих мест, так и их образ жизни. Христианство нашло удачную почву – среди рабов Рима, угнетаемых и морально незрелых, и они распространили его как чуму с низу вверх. На месте руин обязательно должно было быть построено нечто новое, но стараясь как можно быстрее забыть о том времени, когда они были рабами, представители новой власти стремились уничтожить все, что символизировало старое время, в частности, женственность.

Судьба человека символического

Хотя Гипатия была далеко не единственной преследуемой христианством женщиной в ее эпоху и в более поздние, она стала воплощением той вдохновляющей силы Богини, которую почти утратила Европа на долгие годы, отдав бразды правления мужским божествам, более успешным в войне, а не в любви или астрономии (изучении тела Нюит). Возможно, она не обладала при жизни всеми качествами выдающегося философа (кто знает, ведь остались лишь ее работы по астрономии и комментарии к уже существующим философским теориям), но она стала настоящим воплощением той силы, которая вела героев от Крита до позднего Рима: сияющей в лучах разума силы Богини, которая дарила наслаждение как разуму, так и телу.

Кирилл же стал для мыслящих людей воплощением той ограничивающей мужской отцовской силы, которая также проявляется когда отец наказывает дочь за поздний приход домой или слишком откровенный наряд. Или ревнивого мужа, который во что бы то ни стало хочет сохранить матку жены пустой и позволяет лишь своему семени оказываться в ее лоне (а ведь именно это первостепенная задача альфа-самцов). Все эти страхи, желания и соответствующие действия мужчин по отношению к женщинам обусловлены их инстинктивным желанием заполнить мир своим генофондом.

Конечно, Кирилл был священником и вряд ли интересовался именно оплодотворением. У него словно бы по Фрейду сексуальность была вытеснена глубоко в бессознательное, тогда как интересовала его только апологетика и догматика, на тему которых он написал множество трудов. Он стал воплощением сущности той религии, что пришла на смену естественным культам – морализирующая, ограничивающая, устанавливающая догмы и правила, уничтожающая инакомыслящих. В общем, монотеистическая (в отличие от пантеизма, когда считалось нормальным, что разные люди поклоняются разным богам). И разумеется, по закону проекции (или как сказали бы древние) из-за одержимости, он уничтожает то, что кажется ему символизирующим ту старую, прежнюю, уже исчезающую к тому времени культуру, которая напрямую угрожала его власти ограничения и пыталась жить свободно.

Урок для нас всех

Все вышеизложенное, должно намекнуть читателю на новый подход в рассмотрении исторических личностей. Всегда у нас есть искушение объявить виноватой лишь одну из сторон, которая нам менее симпатична. И в моем случае, мне было бы гораздо проще обвинить во всем Кирилла, а с ним и всех последующих альфа-самцов эпохи Осириса, и пожалеть Гипатию и иже с ней (т.е. например, ведьм, сожженных во время инквизиции или всех притесняемых жен и старых дев), но делать я этого не буду, потому что намного более резонно было бы увидеть в этих двух выдающихся исторических личностях, как Гипатия и Кирилл нечто большее, чем личность, нечто превосходящее человеческое – символизм смены эпох, где Гипатия – эпоха прошлая, а Кирилл – эпоха будущая.

Кто такая Гипатия Александрийская? Это гречанка, женщина-философ, астроном, математик. Считалась выдающимся мыслителем неоплатонической школы, преподавала философию и астрономию. Жила в Александрии, которая в 395 году вошла в состав Восточной римской империи (Византии). Это был период, когда набирало силу христианство, а всё языческое неуклонно оттеснялось и уничтожалось. Именно в такой отрезок времени, наполненный волнениями и смутами, и довелось жить Гипатии.

Неизвестно, когда родилась эта выдающаяся женщина. Историки называют разные годы от 350 до 370. Но все они основаны на предположениях и домыслах, так как ни в одном древнем источнике нет конкретной даты рождения. А вот дата смерти известна достоверно – март 415 года. На момент смерти женщине-философу могло быть как 44 года, так и 65 лет. Кончина её была трагической. Гипатию зверски убила толпа христианских монахов (парабаланов), а руководил ими лектор по имени Пётр.

Такой Гипатию изобразил немецкий живописец Альфред Зейферт

Отцом нашей героини был философ и математик Теон Александрийский (около 335-405). Он создал свою школу при Мусейоне, которая считалась очень престижной, консервативной и эксклюзивной. Обучали в ней плотинскому неоплатонизму. Помимо этого, Теон занимался математикой. Он разработал новое издание «Элементов Евклида». Данное издание оставалось самым популярным учебником на протяжении веков.

Нужно заметить, что о жене Теона ничего не известно. Также неизвестно, были ли у него другие дети, кроме Гипатии. А вот дочь пошла по стопам отца и стала неоплатонистом. В то время Александрийская философская школа мало чем уступала аналогичной школе в Афинах. А последняя считалась философской столицей греко-римского мира.

Поэтому у всех, кто хотел изучать философию, был равнозначный выбор: ехать в Афины или в Александрию. Очень многие выбирали второй город, а поэтому там собирались учащиеся со всего Средиземноморья. Иными словами, у Гипатии не было проблем со студентами, и она читала лекции по трудам Платона и Аристотеля. Она также читала импровизированные публичные лекции в общественных местах, а поэтому женщину-философа знал весь город.

Христианский историк Сократ Константинопольский (современник Гипатии) так описал её в своей «Церковной истории»:

«В Александрии жила женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она достигла выдающихся достижений в науке и намного превзошла других философов своего времени. Она преуспела в школе Платона и Плотина, объясняла принципы философии своим слушателям, многие из которых пришли издалека. Она ничуть не смущалась большого сборища слушателей, а все мужчины восхищались её достоинством и добродетелью».

Другой христианский историк Филосторгий, который также являлся современником нашей героини, утверждал, что она превзошла отца в математике и являлась чрезвычайно талантливым астрономом. О ней писали как о красивой женщине, но никаких её прижизненных изображений не сохранилось. Также утверждалось, что она была девственницей. Однажды один из слушателей попытался соблазнить её, но она отвергла его, а чтобы успокоить человека, сыграла ему на лире.

Из всего вышесказанного видно, что Гипатия Александрийская представляла собой блестящего философа, астронома, математика. Её знали и уважали не только в Александрии, но и во многих других городах Средиземноморья. Но тогда как же так получилось, что такую женщину, олицетворявшую собой разумную добродетель, зверски убили? Виной всему стали политика и религия. Именно религиозные и политические противоречия и погубили выдающуюся женщину-философа, которая за всю свою жизнь никому не сделала зла.

Большая часть населения Александрии в то время исповедовала христианство. А поэтому Александрийский епископ пользовался большим авторитетом. С 382 по 413 годы им являлся Феофил. Когда Александрия вошла в состав Византийской империи, то сразу же началась борьба с языческими культами. Возглавил её именно Феофил. Христиане начали разрушать языческие храмы, что спровоцировало столкновения между христианами и язычниками.

В то же время епископ терпел школу Гипатии, хотя та была язычницей. Можно даже утверждать, что Феофил считал женщину-философа своим союзником. А она расположила к себе не только епископа, но и римского префекта, и других видных политических лидеров. Со временем она стала чрезвычайно популярна в Александрии и начала оказывать весомое политическое влияние на те процессы, которые шли в городе.

Кадр из фильма «Агора». В роли Гипатии голливудская актриса Рэйчел Вайс

Всё начало меняться в 412 году, когда Феофил неожиданно умер. После этого на пост епископа Александрии стали претендовать два человека. Это Кирилл, племянник почившего Феофила, и Тимофей. В этом противостоянии победил Кирилл и тут же устроил гонения на оппозицию. Были закрыты все церкви новотарианцев, а их собственность конфискована.

Школа Гипатии сразу же проявила недоверие к новому епископу, почувствовав, что он наломает дров. И действительно, в 414 году в городе были закрыты все синагоги, а евреев изгнали из Александрии. У Ореста, который являлся префектом, то есть главой города, и был близким другом Гипатии Александрийской, такие действия вызвали чувство глубокого возмущения.

Между гражданской и церковной власть возник конфликт, вылившийся в бунт. Зачинщиками в нём были парабалани. Они чуть не убили Ореста, и тот приказал замучить Аммония, одного из главных зачинщиков, до смерти. Епископ Кирилл хотел объявить Аммония мучеником, но христиане не поддержали своего лидера. Ведь Аммоний хотел убить главу города, который также являлся христианином, а поэтому пострадал он не за веру, а за попытку совершить убийство.

Под давлением христиан Кирилл вынужден был заключить перемирие с Орестом. А в ходе переговоров последний часто консультировался с Гипатией. Ту любили и христиане, и язычники, а сама женщина-философ ни в каких конфликтах не участвовала. Она была мудрым советником с безупречной репутацией.

Епископ Кирилл быстро понял, что Гипатия Александрийская представляет серьёзную угрозу его власти. И он постарался дискредитировать эту женщину, подорвать её репутацию. По городу поползли слухи, обвиняющие её в сатанинской практике. Стали говорить, что она своей магией лишила разума префекта. А тот поддался ей, прекратил посещать церковь и начал принимать в своём доме неверующих.

Цель у этих слухов была одна – отвратить христиан от женщины-философа, подорвать её авторитет, сделать изгоем и тем самым обеспечить епископу Кириллу абсолютную власть в городе. Против Гипатии особенно рьяно начали выступать верные слуги епископа парабалани. Это была христианская община, в функции которой входили такие обязанности как уход за больными и похороны умерших. То есть парабалани были больничными прислужниками, работавшими бескорыстно, чтобы после смерти попасть в Царствие Божие.

Однако в реальности эти люди, выражаясь современным языком, представляли собой отряды боевиков. По приказу епископа они резали всех тех, кто был не согласен с его политикой. Подлинная сущность больничных прислужников и проявилась в марте 415 года.

Как писал Сократ Александрийский, известный также как Сократ Схоластик, во время мартовского христианского Великого поста парабалани, возглавляемые лектором Петром, напали на повозку, в которой ехала Гипатия. Вытащили её, волоком дотащили до ближайшего церковного храма, полностью раздели и начали сдирать с тела мясо глиняными черепками от битой посуды.

Несчастная женщина умерла в страшных муках. Но изуверы на этом не успокоились. Они потащили истерзанное тело по улицам Александрии, вытащили его за городские стены в место под названием Синарион и там сожгли. Такие действия по обычаю совершали над самыми гнусными преступниками. Их сжигали за городскими стенами, символизирую очищение города.

Женщину-философа убивают монахи-парабалани

Сократ Александрийский представил убийство женщины-философа как полностью политическое, не упомянув при этом роль церкви. Историк написал, что виной всему стала политическая ревность. Женщина восстановила Ореста против епископа и мешала их примирению. В то же время Сократ осудил действие толпы, написав: «Ничто не может быть дальше от духа христианства, чем допущение массовых убийств и сделок такого рода». Среди современных историк превалирует мнение, что епископ Кирилл если и имел к этому убийству какое-то отношение, то только косвенное.

Зверское убийство женщины-философа потрясло всё Средиземноморье. Целую тысячу лет до этого философы считались неприкосновенными личностями. Шли войны, города потрясали общественные беспорядки, но ни разу никто не посмел поднять руку на философов. Поэтому данный инцидент стали рассматривать как глубоко опасный и дестабилизирующий.

Виновником все видели епископа Кирилла. Именно его очернительная компания вдохновила убийц. Император Византии Феодосий II распорядился начать расследование и установить роль Кирилла в убийстве. В результате этого парабалани были переданы под контроль Ореста, но сам епископ избежал наказания, подкупив чиновников императора.

На этом расследование закончилось, но убийство женщины-философа сыграло на руку Кириллу. Гипатия Александрийская объединяла Ореста с оппозицией, и противостояние епископу было сильным. Но с её смертью этот союз распался. Через 2 года Кирилл опять установил контроль над парабалани, а к 420 году подчинил своей воле Александрийский совет и стал полноправным хозяином в городе. Умер епископ в 444 году и был причислен к лику святых.

В историю Гипатия вошла как выдающаяся женщина. Её именем названы кратер на Луне, астероид, в самых доброжелательных тонах о ней писали известные мыслители XVIII и XIX веков. Не забыли её и в последующие столетия. В 2009 году вышел в прокат фильм «Агора», повествующий о жизни женщины-философа. Гипатию в этой киноленте блестяще сыграла голливудская актриса Рэйчел Вайс.


Фото: Drawn by Jules Maurice Gaspard (1862–1919) - Elbert Hubbard, "Hypatia"

«Учить верить суевериям – самое чудовищное дело». (Гипатия Александрийская).

Родилась в Мусейоне – «Храме и святилище муз», который в те времена был научным центром Египта и не только. Именно в Мусейоне находилась Александрийская библиотека, основанная и собранная соратниками Александра Македонского. В стенах этого здания когда-то работали Эвклид, Аполлоний Пергский и Клавдий Птолемей.

Отцом Гипатии был Теон Александрийский, крупный учёный, принадлежащий к Александрийской школе, известный астроном, механик и математик. Он написал объяснения к астрономическому сочинению Птолемея и на геометрические «Начала» Евклида. Мать девочки, к сожалению, умерла при родах.

Основы знаний по астрономии и механики Гипатия получила под руководством отца. Гипатия была пытливым, любознательным ребёнком, она рано начала проявлять интерес к научным занятиям своего отца.

Старший брат её так же успешно изучал математику и другие науки вместе с сестрой, но уступал ей в способностях.

Отец гордился незаурядными способностями своей дочери.

По дошедшим до нас отрывкам воспоминаний современников, особенно она любила геометрию и, учась доказывать теоремы, исписывала большое количество табличек.

В звёздные ночи Гипатия увлечённо наблюдала за небом.

Она с детства внимательно присматривалась к тому, как работают мастера и сама изготавливала несложные инструменты, необходимые для астрономических наблюдений.

Многолетние наблюдения за звёздами позволили Гипатии позднее внести ряд поправок в труды известного астронома и математика Клавдия Птолемея, которого она вдумчиво изучала.

Гипатией были составлены более точные астрономические таблицы к геометрии и астрономии.

Своё мастерство по изготовлению приборов для астрономических наблюдений Гипатия довела до совершенства, возможного в то время. Известно, что Синезий, епископ Птолемея, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа. И Гипатия сконструировала их на таком высоком уровне, что ими продолжали пользоваться на кораблях до XVII века.

Астрономию Гипатия считала «вершиной знаний».
Изобретениями Гипатии пользовался Коперник при расчётах времени восхода и захода светил.

Именно Гипатии Александрийской наука обязана такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.

Гипатия написала подробные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского.

Интересовалась Гипатия и философией, знала труды и Аристотеля в совершенстве, много читала.

Довольно скоро она превзошла и своего отца.
Современники писали, что Гипатия была от природы «талантливее и утонченнее отца» и вскоре – слава Гипатии затмила славу Теона, чему отец только радовался.

Глубокие знания Гипатии, её острый и быстрый ум, потрясающая работоспособность принесли девушке почти всеобщее уважение.

Около 400 года Гипатию, которой было всего 20 лет, пригласили читать лекции в знаменитую Александрийскую школу, и она заняла одну из ведущих кафедр школы – кафедру философии. Обладая, казалось, безграничным кругозором, Гипатия читала лекции не только по математике, геометрии, астрономии, но и по искусству.

Она разбиралась в музыке и скульптуре, могла бесконечно рассказывать о Гомере и читать его произведения своим ученикам.

Молва о прекрасной и мудрой Гипатии распространялась по свету и к ней стекались ученики из многих стран. Её называли гордостью Александрии и сравнивали одновременно с тремя богинями – с Афиной по уму, с Афродитой по красоте и с Герой по осанке.

Гипатия была уверена, что «Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело». Её девизом было: «Сохраняй своё право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».

Но то, что она в спорах и диспутах легко побеждала всех проповедников христианских доктрин, не принесло ей ничего хорошего, скорее наоборот. Ведь христианские императоры Гонорий и Феодосий II издали закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.

Были в жизни Гипатии и романтические отношения. Избранником стал лучший из её учеников афинянин Полисфен. Правда началось всё с общности взглядов и стремления служить науке и истине.

Сначала Полисфен помогал Гипатии в её научных опытах, но постепенно отношения вышли за границы науки, астрологии и философии, хотя, естественно влюблённые не переставали отдавать им большую часть своего времени.

Тем временем беда подступала всё ближе. Христианство боролось с язычеством, а заодно и со всеми научными и культурными ценностями античного мира.

В 391 году обезумевшая от злобы толпа под руководством епископа александрийского Феофила, которого называли «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон и принялась, остервенело уничтожать бесценные книги.

Был разграблен и разрушен необыкновенной красоты – Серапетум. Говорят, что он был настолько прекрасен, что даже историк Аммиан Марцеллин, известный своим красноречием, признавал, что не может передать словами величие и красоту этого храма.

Разграблена была и находившаяся недалеко от храма Александрийская библиотека.

Прекрасно зная свою дочь, Теон запер её в доме, чтобы она не бросилась защищать ценности, которым служила.

Потрясённая произошедшим варварством Гипатия долго не могла прийти в себя, она надела траур и полностью погрузилась в науку.

Вскоре отец заболел и перед кончиной умолял и заклинал свою дочь не вмешиваться в религиозные и политические противостояния.

Епископ Феофил, разоривший и присвоивший себе многие её ценности, добился принятия закона, который предписывал всем учёным отречься от богопротивных взглядов и покаяться. Однако при Феофиле Гипатию не тронули.

Но вот на смену прежнему епископу пришёл Кирилл Александрийский, который правил Александрией, точно царь. Гипатию он ненавидел по многим причинам – она была гением, женщиной и язычницей.

По воспоминаниям современников Кирилл не блистал умом, зато жестокости и злобы у него было через край.

Первым делом он подослал людей к дому Гипатии, которые полностью разгромили его. Гипатия была вынуждена переселиться к друзьям, где продолжала свои научные занятия, оставаясь верной старым богам.

Последней каплей подтолкнувший Кирилла к физической расправе над Гипатией было её высказывание во время публичной лекции о том, что Кирилл ложно толкует Платона.

Говорят, что узнав об этом, епископ, прикрывая чёрное дело евангельскими словами, произнёс: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Сподвижники Кирилла затащили Гипатию в христианский храм. В церкви они разодрали в клочья её одежду, били великую женщину камнями и с живой сдирали кожу при помощи раковин и черепиц.
А когда гордость Александрии перестала дышать, они разрубили её тело на куски и сожгли на костре.

Гипатия Александрийская была варварски замучена во время великого поста в 415 году. А епископ Кирилл был канонизирован.

После гибели Гипатии были убиты и многие её ученики. Лишь некоторым удалось уехать из Александрии, которая из образовательного и научного центра превратилась в ничто.

Как писал Ван дер Варден в книге «Пробуждающаяся наука» – «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

Но Кириллу и этого оказалось мало! Он всю жизнь уничтожал труды Гипатии и преуспел в этом.

Её называют дважды убитой, а сочинения Кирилла Александрийского издают до сих пор. Но он не сумел вытравить из истории память о Гипатии.

Позднее учёным по воспоминаниям её современников удалось восстановить биографию самой мудрой женщины Александрии.

Потрясённый Полисфен продолжил было нести людям идеи Гипатии, но через год был убит ударом кинжала одного из убийц Гипатии.

Незадолго до смерти он успел написать книгу «Под звёздами Александрии», которую посвятил любимой женщине.


«В тёмной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Её луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».

Много позднее именем Гипатии учёные назвали кратер на Луне.