» » Гамма в цифровой допечатной подготовке. Гаммы, виды гамм Математика и музыка

Гамма в цифровой допечатной подготовке. Гаммы, виды гамм Математика и музыка

Музыкальная гамма - это выстроенная восходящая или нисходящая последовательность нот внутри одной октавы. Теория музыки объясняет понятие гаммы как звукового ряда неопределенной протяженности, между соседними ступенями которого существует отставание на целый тон или полутон.

Ниже на изображении вы можете видеть: гаммы ля-минор, ми-минор, ре-минор и соль-минор.

Цель изучения гамм

В начальный период обучения игры на музыкальном инструменте идет закладка фундамента технических навыков игры, основных понятий, развиваются и закрепляются приемы построения звуковых интервалов и трезвучий. Звуковые ряды, в виде музыкальных гамм, тренируют пальцы рук, позволяют оттачивать технику игры на инструменте. В результате ежедневных тренировок происходит наработка беглости, четкой последовательности движения пальцев. Звуковые ряды отлично развивают слух и чувство ритма, помогают отшлифовать технику звукоизвлечения, выработать скорость. Обычно вначале осваивают прямые звукоряды, затем переходят на расходящиеся.

Примерно так выглядит и играется гамма на фортепиано:

Структура музыкальной гаммы

Гаммы образуют ключевые шаблонные элементы музыкального произведения в любом жанре и стиле. Для того чтобы понимать структуру звукового ряда, нужно знать определения , тона и полутона. Пространство между двумя идентичными нотами, например, между ближайшими нотами Соль, называют октавой.
Разница в высоте звучания, интервал между ближайшими звуками называется полутоном. Тон состоит из двух последовательно взятых полутонов. Начальная нота музыкальной гаммы - это основной тон или тоника. Понятие гаммы можно также выразить, как ряд звуков от тоники до следующей тоники.
Постепенное повышение звуков в пределах тоник - это восходящая гамма , понижение звуков создает нисходящий звукоряд. Мажорный звукоряд обладает 7-ю ступенями. Ступени - звуки гаммы, обозначенные римскими цифрами. Начинаются от тоники, самой устойчивой ступени, задающей тональность. За тоникой следует верхний вводный тон, медианта, субдоминанта, доминанта, субмедианта, седьмая, октава. Октава идентична тонике, но находится выше. После нее можно начинать со второй или продолжать с девятой.

Разновидности

Разновидностей звукорядов - несколько десятков. Тональная музыка имеет разделение на две крупные группы гамм, с которых начинается обучение:

  • Мажорные гаммы . Принцип построения основан на чередовании тонов и полутонов: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон. Простейший звукоряд для скрипки - ре мажор, для фортепиано - до мажор. Звучание этих звуковых рядов имеет радостный оттенок.
  • Минорные гаммы . Принцип построения: тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона. Простейшая гамма для фортепиано - ля минор. Звучание воспринимается, как лирическое, грустное.

Существует также разделение этих двух групп на диезные и бемольные . Первые характеризуются наличием в тональности диеза при ключе: C dur, a moll. Вторые отличаются наличием бемолей при ключе: F dur, d moll.

Отдельную нишу занимают хроматические гаммы , построение которых идет по принципу - полутон, полутон.
Могут быть и необычные звуковые ряды. Гаммы можно сравнить с каким-либо блюдом, которому изменения придают новый особый вкус. В модальной и атональной музыке существует безграничное количество ладов, дающее возможность придумывать свой звуковой ряд. Для увеличения возможностей для самовыражения необходимо знать их как можно большее количество.

Мажорная и минорная пентатоника, мажорная, натуральная минорная гамма - составляют основу музыки. Зная лишь их, можно исполнить до 95% музыки, в том числе рок. Можно остановиться на этом количестве. При желании можно изучить более редко используемые звукоряды: гармонический и мелодический минор, мажорные и минорные лады, множество экзотических гамм, применяемых в народной музыке.

Мажорные и минорные гаммы

Законом построения гаммы считается определенная последовательность промежутков между нотами гаммы. Построение звукоряда может начинаться от любой ноты. При этом она может содержать любое количество нот, но не более семи. Например, Ми-минорная гамма строится от ноты Ми и заканчивается ею же. Для построения мажорного звукового ряда за основу берется любая нота, поднимается на тон выше, становясь второй ступенью гаммы. Затем вторая нота поднимается на тон, образуя третью ступень, поднятием третьей ноты на полтона получают четвертую ступень. Мажорные и минорные гаммы разделяются на три вида:

  • Диатонические . Это натуральный, наиболее часто встречающийся мажорный звукоряд со своими имеющимися ключевыми знаками, без случайных знаков альтерации. Для минорной гаммы - это простой, одинаковый при любых движениях звукоряд, в котором учитываются лишь ключевые знаки.
  • Гармонические . Характеризуется пониженной шестой ступенью (VIb) при движении вверх или вниз. Это придает звуку более минорный оттенок. В минорной гамме при любом движении происходит повышение седьмой ступени (VII#), с тяготением к тонике.
  • Мелодические . Для мажорного звукоряда, при восходящем движении играет, как гамма диатонического типа. При нисходящем движении происходит понижение шестой и седьмой ступенек (VIb, VIIb). Минорная гамма характеризуется повышением двух ступеней, шестой и седьмой (VI#, VII#) при движении звукоряда вверх. Нисходящее движение отменяет повышение и играется натурально.

Изучение

При осваивании звукоряда необходимо вникнуть в ее характер, обучаться навыкам певучести и плавности игры legato. Нужно стараться использовать различную артикуляцию, акценты, разные ритмы. Применение многообразия нюансировок, динамики, тембра позволят улучшить качество исполнения.

Гамма - это последовательность звуков внутри октавы, идущая от основного тона через определенные интервалы. Теперь пояснение.

Октава - это часть звукового ряда, состоящая из 7 основных и 5 альтерированных нот.

Основной тон - это главная нота гаммы, от которой строится гамма и которой она заканчивается.

Интервалы - имеется ввиду интервалы в тон или полутон. На гитарном грифе 1 лад - это полутон.

Повышение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону корпуса гитары.

Понижение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону головки грифа.

Для чего нужны гаммы? Гаммы были придуманы для развития техники игры на музыкальном инструменте. На каком бы вы ни училмсь играть инструменте, вам придётся играть гаммы - без этого обучение будет иметь меньшую эффективность. Гаммы обладают следующими особенностями:

  1. Развивают растяжку пальцев левой руки
  2. Развивают чувство грифа у левой руки
  3. Развивают в правой руке независимость действий пальцев
  4. Развивают слух
  5. Развивают чувство ритма

Особенности игры гамм

Любую гамму нужно играть не просто так, а соблюдая ряд правил:

  • в правой руке играть нужно обязательно чередование пальцев: указательный-средний, лучше всего способом игры с опорой, когда палец ударяет по струне и упирается в следующую, идущую выше струну;
  • играть нужно громко и чётко;
  • между соседними звуками нужно стремиться делать одинаковые промежутки;
  • пальцы левой руки должны прижимать струну как можно ближе к ладовым порожкам, так как это развивает растяжку;
  • палец правой руки должен извлекать звук одновременно с постановкой на лад пальца левой руки, и ни в коем случае не через паузу после того как поставили палец на лад;
  • нужно постараться придать игре гаммы динамическую окраску, как будто это простое музыкальное произведение;

Как играть гамму

Гамму можно играть по-разному. Можно играть медленно, продумывая каждое действие левой и правой рук, можно играть её на скорость. Можно играть гамму триолями. Как вы уже читали, нужно всё время чередовать удары указательным и средним пальцем правой руки. Каждый третий удар можно выделять, то есть будет так: ТАМ-там-там-ТАМ-там-там... Это очень хорошо развивает независимость действий пальцев правой руки, ведь каждый третий удар приходится на разные пальцы. Но при этом важно следить за скоростью игры - она не должна меняться.

Какие бывают гаммы и как их построить

Каждая гамма имеет свое название. Называется она по имени ноты, от которой строится. Например есть гамма СОЛЬ мажор или к примеру ДО минор. Если гамма начинается с ноты СОЛЬ, то она и должна закончиться нотой СОЛЬ и никак иначе.

Мажорные гаммы строятся по такому принципу: берётся начальная нота, пусть будет нота СОЛЬ, и затем от неё по закону построения мажорной гаммы строится гамма. Закон построения - это определённая последовательность промежутков между нотами гаммы.

Минорные гаммы строятся по такому же принципу, что и мажорные, только закон построения для них будет выглядеть уже иначе.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ
последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее - звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той музыки, из которой извлечена данная гамма. Теоретически число гамм-звукорядов очень велико; в разных национальных культурах бытуют разные звукоряды.
Хроматическая гамма. Хроматическая гамма содержит в себе все звуки, входящие в темперированный европейский звукоряд. В этой гамме каждый тон отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон - наименьшее возможное расстояние между звуками. Нотация хроматической гаммы изменяется в зависимости от музыкального контекста, как это показано в примере 1. Например, до-диез (cis) и ре-бемоль (des) обозначают звук одной высоты. Возникает явление, именующееся энгармонизмом. Обычно, но не обязательно, восходящие хроматические последовательности записываются с помощью диезов (), бекаров () и дубль-диезов (), а нисходящие последовательности - с помощью бемолей (), бекаров ()и дубль-бемолей () (пример 2).

Пример 1. Хроматическая гамма содержит все тона, употребляющиеся в европейской музыке. Каждый звук отстоит на полутон от соседнего. В большинстве случаев звуки хроматической гаммы могут быть записаны разными способами: в примере эти дополнительные способы показаны четвертными нотами.



Пример 2. Соотношение семи названий нот (и семи латинских букв для их сокращенного обозначения) с двенадцатью звуками темперированной октавы создает определенные проблемы нотации. По традиции нотация хроматических последовательностей изменяется в зависимости от основной тональности произведения; обычно восходящие шаги записываются с помощью диезов, а нисходящие - с помощью бемолей.


Только к 20 в. хроматическая гамма стала рассматриваться как самодостаточный звукоряд для музыкальной композиции. Это можно показать на примере додекафонного сочинения А.Шенберга - сюиты, ор. 25. Представленная в примере 3 последовательность звуков - это "серия" (или "ряд") данного произведения; в соответствии с правилами додекафонии данный набор звуков, именно в том порядке, в каком они появляются, составляет мелодико-гармоническую структуру произведения. Шенберговскую серию можно сравнить с хроматической гаммой: гамма содержит те же звуки, но не привносит в них индивидуального порядка.

Пример 3. Мелодический "ряд" из сюиты, ор. 25 Арнольда Шенберга. Техника додекафонии состоит в использовании для "серии" ("ряда") всех двенадцати звуков хроматической гаммы; повторения звуков исключаются.


Диатонические гаммы. В предшествующие эпохи хроматизм служил преимущественно для обогащения и расширения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов, состав которых определяется октавным диапазоном, присутствием двух полутонов и пяти целых тонов (как в современных мажоре и миноре, также относящихся к диатоническим звукорядам). В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос т.н. Совершенной системы, этого неверно истолкованного наследия классической античности. Совершенная система представляла собой подобие современной хроматической системы, т.е. являлась сводом всех основных тонов (звукорядов), употреблявшихся в музыке. Звукоряды эти были диатоническими - они соответствовали белым клавишам современного фортепиано. Отклонения от основных тонов, неизбежно возникавшие в музыкальной практике, рассматривались средневековыми теоретиками как musica falsa или musica ficta - "фальшивая", "ложная" музыка. В каноне Одо Клюнийского (10 в.) к звукам сводного диатонического звукоряда впервые были приложены буквенные обозначения, которые представлены (в современной их форме) в примере 4.


Пример 4. Совершенная система включает все звукоряды и, следовательно, все тона, используемые в средневековой музыке.


Совершенная система определяет основное правило нотации диатонических гамм: каждая буква в пределах октавы используется только один раз. Отсюда происходит ряд трудностей и неясностей в обозначении тонов хроматической гаммы: приходится использовать семь основных букв с окончаниями -is или -es (например, до-диез обозначается как cis, ре-бемоль - как des и т.д.).
Лады. Диатоническая гамма может быть построена от любой ступени, например: ля - си-бемоль - до - ре - ми - фа - соль или ре - ми - фа - соль - ля - си-бемоль - до и т.д. Поскольку в Совершенной системе (как и в расположении белых клавишей на клавиатуре фортепиано) фиксируются два полутона - ми - фа и си - до, они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество, расположение полутонов в отношении к начальному тону - инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов ("модусов") (пример 5). Их иногда называют "церковными" ладами, и они определяют собой облик всей средневековой музыки, особенно церковного пения. Любой средневековый лад характеризуется не только соотношением полутонов с инициалисом, но и позицией доминанты как наиболее часто повторяемого тона (в некоторых стилях церковного пения), а также амбитусом, т.е. объемом лада. Амбитус мог быть двух видов: если лад строился от инициалиса вверх, он назывался "автентическим"; если лад начинался на кварту ниже инициалиса и кончался на квинту выше его, он назывался "плагальным" ("вторичным").


Пример 5. Церковные лады - это звукоряды, употреблявшиеся главным образом в эпоху Средневековья, хотя две последние пары (в таблице) были добавлены теоретиками в эпоху Ренессанса. Начальный тон - инициалис - в каждой гамме обозначен целой нотой; тон речитирования при исполнении литургического речитатива обозначен половинной нотой. Автентический лад и парный ему плагальный лад имеют один инициалис, но разные диапазоны и тона речитирования.


Транспозиция и альтерация. Лады могут транспонироваться (перемещаться); они могут быть построены от любого тона внутри октавы. Однако в этом случае для сохранения структуры лада необходимо введение так называемых "случайных знаков" - диезов и бемолей. Если дорийский лад строится от соль, а не от ре, третьей его ступенью должен быть си-бемоль, а не си. На практике в ладах возникали и другие хроматизмы, особенно в заключительных каденциях, где, например, в дорийском ладу вместо хода до - ре появлялся хроматизм до-диез - ре.
Лады описанного выше типа употребляются прежде всего для классификации монодической музыки, особенно средневекового церковного пения. Именно поэтому амбитус и доминанта рассматриваются как отличительные особенности подобных ладов. Другим возможным способом классификации древних (и фольклорных) ладов может быть мелодическая формула ("попевка") или группа формул, характерных для данного лада. Такая связь определенных мелодических формул с тем или иным ладом типична для большинства незападноевропейских культур, в частности восточных (например, для индийской раги). Эта связь прослеживается в древнерусском церковном пении и в древних пластах русского фольклора.
Мажорный и минорный звукоряды (гаммы). С развитием полифонии модальная теория утратила свое всеобъемлющее значение. К 16 в. теоретиками наблюдалось уже только четыре используемых автентических лада (от ре, ми, фа, соль) и четыре соответствующих им плагальных. При этом усиление гармонической основы полифонического письма и появление разных альтерированных тонов привели к расширению таблицы ладов с двенадцати до четырнадцати - путем добавления теоретически "вычисленных" локрийского и гиполокрийского ладов (с инициалисом си). Среди всех ладов (двенадцати или четырнадцати) выделились два - ионийский лад от до и эолийский лад от ля, которые легли в основу формирующейся мажоро-минорной системы. Переход от двенадцати ладов 16 в. к мажору и минору современной тональной системы произошел в 17 в. Но преобладание мажора и минора ощущалось и в более ранней музыке; эти лады сохраняют свое значение до наших дней. Мажорный звукоряд (пример 6) отличается ясностью структуры. Расположение мелодически активных полутонов - между третьей и четвертой и между седьмой и восьмой ступенями - придает мажорному звукоряду интонационные тяготения, строго ориентированные на инициалис, он же финалис - конечный тон: ныне он называется тоникой. Одновременно в мажоре создается сопряжение между доминантой (V ступенью) и тоникой, что сообщает ладу гармоническую ясность. Подобные свойства мелодического и гармонического порядка, наблюдающиеся в музыке 17-20 вв., позволяют мажору выдерживать многообразные хроматические изменения, не теряя своей индивидуальности.


Пример 6. Мажорный лад (или мажорная гамма) содержит полутоны в гармонически сильной позиции. При совместном звучании (как показано в такте, следующем за двойной чертой) полутоновые тяготения образуют основу для гармонической последовательности "доминанта - тоника", т.н. совершенного каданса. Эта наиболее эффективная и тонально определенная гармоническая последовательность применяется в окончаниях музыкальных фраз или целых сочинений.


Минорный лад (пример 7) контрастен мажору; ясность его структуры определяется сохранением тяготений, типичных для мажора - имеется в виду ход от повышенной VII ступени (т.н. "вводный тон") к тонике. Итак, имеется три вида минора: натуральный, мелодический и гармонический.


Пример 7. Минорный лад имеет несколько видов звукоряда, но ему необходимо заимствовать из мажора повышенную седьмую ступень, чтобы создать гармонически сильную последовательность "доминанта - тоника".


Другие лады. В западной музыке наблюдается много иных ладов. Это звукоряды с "пробелами", т.е. между ступенями лада образуются интервалы больше большой секунды. К данному типу относятся т.н. пентатонические (пятиступенные) лады. Существуют еще и целотоновые лады. Оба типа приведены в примере 8. Однако значение подобных образований несравнимо с универсальным значением мажора и минора.

Пример 8. Кроме хроматических и диатонических, существуют иные звукоряды. Пентатонические и целотоновые лады, например, нередко используются в восточных и примитивных культурах.

ЛИТЕРАТУРА
Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966 Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ" в других словарях:

    Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера

    - ― музыкальные инструменты, на которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз. К транспонирующим относятся преимущественно духовые инструменты: большинство медных ― валторна,… … Википедия

    Воспроизведение натуральных звучаний электромеханическими средствами и сохранение их в форме, позволяющей восстанавливать их с максимальной верностью оригиналу. Более подробная информация о физических принципах, лежащих в основе затрагиваемых… … Энциклопедия Кольера

    В музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин… … Энциклопедия Кольера

    В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… …

    ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА - Сведения о музыке древних греков мы имеем преимущественно из теоретических сочинений, дошедших до нас в довольно большом числе. Известно, что музыка, подобно остальным искусствам, пользовалась в древности большим уважением; на музыкантов не… … Музыкальный словарь Римана

    Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как Р. народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (România) Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România). I. Общие сведения Р. социалистическое государство в южной части Европы, в основном в бассейне нижнего Дуная. На В. омывается Чёрным морем … Большая советская энциклопедия

    Так называется музыка, свойственная тому или другому народу и свободная от примеси чуждых ему элементов. Она выражает дух народа и служит отголоском его внутреннего мира. В Н. музыке отражаются радости и горести, пережитые народом на пути своего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Вот наконец-то добрались мы до важнейшей темы Гамм. Гаммами мы будем называть закономерную последовательность звуков, которая обладает своей гармонией, мелодией, настроением и так далее. Гаммы имеют большое количество разновидностей: бывают мажорными, минорными, гармоническими, мелодическими, натуральными. И если вы уже прошли раздел посвященный аккордам, то в теме гамм, вам будет намного легче разобраться. Ведь по сути построение аккордов велось по ступеням определенных гамм.

На основании этих закономерностей расположения звуков и "подбираются" ноты для произведений. Вам будет легче выбрать в какой тональности писать и придет полное понимание какой звук за каким поставить. Но это уже талант композиторства и этому учатся более 10-лет, поэтому просто будем это знать. Потому что лучше придадим предпочтение практике и будем становится "практичными" гитаристами, которые умеют играть, чем теоретиками, хотя теорию осветим.

Очень важные понятия в этой теме, это понимание "квинтового круга ", а так же "транспонирования ". Расскажим пока что о двух гаммах - мажорной и минорной. Их строение будем производить по полутонам (да да, точно так же как мы делали в аккордах):

Виды гамм:

Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН - показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень - Тон - II ступень - Тон - III ступень - Полутон - IV ступень - Тон - V ступень - Тон - VI ступень - Тон VII ступень - Полутон.

Мажорная строится по принципу: Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон

Приведем пример:

Здесь видно что расстояние между нотами как раз описывается такой схемой - Между До и Ре Тон, между Ре и Ми Тон, между Ми и Фа полутон и так далее.

Сравните аппликатуры с расположением нот на грифе:

Здесь видно, что красные кружочки это камма До мажор на "толстых струнах", а синии кружочки - на "тонких". Перемещая пальцы левой руки влево или вправо и играя по данному "рисунку" можно сыграть абсолютно любую мажорную гамму. Такая же картина обстоит и с минорной аппликатурой. К примеру, чтобы сыграть Соль мажор, нужно сместить аппликатуру на два лада правее, то есть начинать играть с 10-ого лада (Как раз там находится нота Ре).

Аппликатура Мажорной гаммы:

Минорная строится по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Приведем пример:

Аппликатура Минорной гаммы:

Как вы заметили в данных гаммах (До мажор и Ля минор) не встречаются знаки бемолей и диезов. Потому что построение гамм по соответствующим схемам "тон-тон.... и так далее" соответствует "начальному расположению нот по тонам и полутонам" , помните ведь что между Ми и Фа, а так же Си и До - полутон.

Гаммы построенные от других звуков, будут уже содержать диезы (или бемоли), причем их количество будет отличаться (согласно квинтовому кругу). И если мы захоти построить гамму Соль мажор,то согласно правилу Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон у вас должен получиться следующий ряд:

Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа#. Что полностью объясняется квинтовым кругом - тональность Соль мажор приобретает один дополнительный диез к ноте Фа.

Музыка имеет свойства, непонятные логике обычного человека. Она способна волновать, поднимать боевой дух, успокаивать или, наоборот, доводить до истерики. Тот, кто брал в руки гитару, знает, как завораживают звуки от вибрации струны, как начинают стягиваться люди к этим звукам. Зачем покупать качественные колонки или ходить на живые концерты, почему человеку так важно хорошее звучание? Тот, кто решил понять это сам или просто взял в руки музыкальный инструмент, рано или поздно осознает, что в музыке есть свои законы, ноты ставятся не как угодно, а в соответствии с правила построение гамм. "А что такое гаммы?" - спросите вы.

Музыкальный ликбез

Человек, пришедший в музыкальную школу учиться или решивший понять теорию сам, начинает сталкиваться с такими словами, как звукоряд, тоника, с вопросами о том, что такое гаммы, тон и так далее.

Со звукорядом все просто, это звуки все подряд. Тоника или тон гаммы - это главный звук. Гамма - это звукоряд от тоники до тоники. Чтобы было понятнее, взгляните на клавиши пианино, видите, как чередуются белые и черные клавиши. Период повторения смены цветов длится семь белых клавиш, с восьмой начинается новый период. Вот первая и последняя клавиша в гамме и будет являться тоникой. Бемоль, который похож внешне на понижает звук на полтона, а диез, внешне похожий на решетку, повышает на полтона.

Еще стоит разобраться с цифрами. Потому что в музыке они произносятся на латинском языке. Прима - один, секунда - два, терция - три, кварта - четыре, вспомните известную басню "Квартет", про четырех музыкантов, квинта - пять, секста - шесть, септима - семь, к римским именам часто добавляли Клавдий Секст или Юлий Септим, что означало шестой и седьмой соответственно, октава - восемь.

Типы гамм

Что такое гаммы? звуков, поэтому, если у вас под рукой музыкальный инструмент, то вы прямо сейчас сможете ее сыграть. Из основных видов различают мажорную и минорную. Есть их версии - гармонические и мелодические. На эти типы гамм опирается тональная музыка.

Виды гамм очень разнообразны, есть модальная, тут немного сложнее для понимания, так как гаммы в модальной музыке могут вмещать больше или меньше семи звуков. Существуют пентатонные гаммы из пяти звуков. Особое внимание стоит обратить на джазовые гаммы: пентатоника и бибоповый мажор и минор, джазовый минор с мелодической разновидностью, увеличенная гамма, альтерированная доминантная гамма.

Некоторые придумывают свои названия гамм, когда считают, что построили нечто новое, но на самом деле уйти от стандартов музыки если не невозможно, то крайне сложно.

Построение гамм

Мажорная гамма строится, считая от первого звука, как тон (W), тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W), тон (W), полутон (H). Мажорная гамма от ноты до самая простая, так как не имеет диезов и бемолей. Минорная гамма строится, считая от первого звука: тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W). Из минорных самая простая гамма от ноты ля.

В гармоническом мажоре понижается шестой звук, а в мелодическом - шестой и седьмой звуки. В наоборот, повышается седьмой звук, а в мелодическом - шестой и седьмой звуки.

Давайте для лучшего понимания построим все типы гамм от ноты до и ми, ноты с диезами и бемолями находятся на черных клавишах.

Мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Гармоническая мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля Ь (шестой пониженный звук, черная клавиша), си, до.

Мелодическая мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля Ь (шестой пониженный звук, черная клавиша), си Ь (седьмой пониженный звук, черная клавиша), до.

Минорная гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля Ь (черная клавиша), си Ь (черная клавиша), до.

Минорная гармоническая гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля Ь (черная клавиша), си (повышенный седьмой звук), до.

Минорная мелодическая гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля (повышенный шестой звук), си (повышенный седьмой звук), до.

Мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до # (черная клавиша), ре # (черная клавиша), ми.

Гармоническая мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до (шестой пониженный звук), ре диез (черная клавиша), ми.

Мелодическая мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до (шестой пониженный звук), ре (седьмой пониженный звук), ми.

Минорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль, ля, си, до, ре, ми.

Минорная гармоническая гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль, ля, си, до, ре # (повышенный седьмой звук, черная клавиша), ми.

Минорная мелодическая гамма МИ: ми, фа #, соль, ля, си, до # (повышенный шестой звук), ре # (повышенный седьмой звук), ми.

Гаммы в музыке

Наверняка, вы слышали слово гамма в применении не только к музыке. Это может быть и гамма чувств для описания эмоций и событий, а может быть для создания картины. Гамма нот для музыканта, как палитра для художника. На ней тренируют пальцы для игры на музыкальном инструменте, учатся ориентироваться среди струн или клавиш, привыкают к звучанию. При написании произведений, при отсутствии музыкального инструмента рядом звуки вспоминают по гаммам. Можно, наверное, обойтись и без них, и результат получить неплохой. Но зачем отказываться от удобного и проверенного инструмента.

Любая таблица гамм является подсказкой для музыканта, конечно, зная правила, можно построить любую гамму самому, но со шпаргалкой проще. Ведь чтобы построить нужный интервал между нотами, достаточно взглянуть на гамму той же тоники, что и создаваемое произведение, и оставить необходимые ноты.

Искусство музыки

Искусство игры на музыкальных инструментах нарабатывается годами. Сначала музыкальная школа, потом консерватория, потом академия и везде играют гаммы. Играют для разминки, для гибкости пальцев. Это палитра музыки!

Математика и музыка

Современные ученые досконально подошли к музыке с точки зрение математики. Музыка подчиняется законам, которые можно просчитать. Произвести все расчеты в голове сложно, но записав алгоритм в компьютер, машину научили сочинять музыку. Говорят, что получается не хуже произведений классиков.

Но машина есть машина. Что такое гаммы для нее? Для нее это набор звуков, из которого надо составить последовательность. Для человека это краски, через которые он описывает эмоции. Любой композитор представляет себе музыку, придает ей настроение через усиление, затихание и прочие приемы. Их творения имеют названия, такие как «Прощание с родиной», «Артист эстрады», вальс «Березка», «Соперницы». Композиторы описывают события и действия, используя язык музыки.

Компьютеры ушли далеко в развитии и могут написать музыку, но сочиняет ее человек!