» » История возникновения воздухоплавания. История воздухоплавания

История возникновения воздухоплавания. История воздухоплавания

Люди еще в глубокой древности мечтали летать по небу, словно птицы и долгое время шли к этому. А сейчас, сидя в уютном кресле авиалайнера, мало кого интересует, как люди смогли построить первые летательные аппараты и освоить путешествия по воздуху. С появлением самолетов, многие позабыли про это воздухоплавательное искусство, но в последнее время полеты на воздушных шарах привлекают к себе внимание десятков тысяч людей каждый год.


Абсолютно все шары отличаются по своему размеру и к числу перевозимых людей. Так что логично, что цены могут очень сильно отличаться, но если говорить об обычном шаре, то он обойдется в 20-30 тысяч долларов. Но зачем, спрашивается покупать шар, если ты, допустим, хотел бы пролететь из любопытства, или сделать подарок близкому человеку, или сделать романтическое предложение руки и сердца своей возлюбленной, совсем не обязательно. Для этого в Москве существует агентство Magic flight, которое имеет в своем ассортименте различные воздушные шары, в том числе, и в виде сердца, будьте с Magic flight и полет на воздушном шаре станет незабываемым моментом в вашей жизни.

В 1784 году Джеймс Тайлер, поднялся на шаре «Гранд Эдинбург» на 106 метров вверх и пролетел на нем около километра. Примечательно, что мистер Тайлер работал простым аптекарем, однако в историю он вошел не только как воздухоплаватель, но и как человек отредактировавших Британскую энциклопедию (2 издание).

В 1824 году появились надувные шарики, их изобрел Майкл Фарадей. Правда, тогда его изобретение использовалось лишь как «сосуд» в котором он хранил различные газы.

Ну а первыми живыми воздухоплавателями стали: баран, утка и петух. Их запустили в воздух братья Монгольфье в сентябре 1783 года. Первые воздухоплаватели благополучно перенесли полет, вот только у петуха было сломано крыло. Однако все сочли, что это сделал баран.

В ноябре 1783 года изобретателями Маркизом де Арландесом и Жаном-Франсуа Пилатром де Розье был создан пилотируемый шар, который не нужно было привязывать к земле.

Спустя два года, в 1785 году Джон Джеффрис и Жан-Пьер Бланшар стали первыми воздухоплавателями в истории перелетевшими через Ла-Манш. Это был достаточно отчаянный поступок, потому, что оба не умели плавать.

В 1808 году в Париже прошла первая дуэль с использованием воздушных шаров.

В 1999 году Бертран Пикар и Брайн Джонс вошли в историю, как люди, первые совершившие кругосветку используя воздушный шар и ни разу не сев на землю в процессе перелета.

В 1794 году во Франции шла революция и находчивым военноначальникам пришла блестящая идея - использовать воздушный шар в разведке. Этим шаром стал "Entreprenant".

В 2010 году на очередном событии "Bristol International Balloon Fiesta" общественности была представлена нетривиальная модель шара с дном из толстого стекла.

Общеизвестно, что воздушный шар почти неуправляем. Его движение очень сильно зависит от потоков ветра, управляющие шаром люди могут разве что изменять высоту полета, тем самым пытаясь отыскать подходящие ветровые потоки.

Обычно лететь на шаре можно всего два часа. Однако, если учитывать подготовительные процедуры, то сам процесс растянется на три часа.

В 2013 году на одной из бывших французских баз НАТО был зафиксирован абсолютный рекорд: в воздух за несколько минут взлетело 408 шаров.

Мало кто знает, но воздушный шар не поднимется в воздух если идет дождь.

Люди всегда смотрели на небо и мечтали о свободном полёте. Крылья Икара, ступа Бабы-Яги, ковёр-самолёт, крылатый конь, летучий корабль, моторчик с пропеллером Карлсона и метла "Нимбус-2000" юного волшебника Гарри Поттера - в бесчисленных мифах и сказках отразилась многовековая мечта человека - подняться в воздух.

Русские Икары

История первых опытов воздухоплавания традиционно начинается с греческого мифа об Икаре, опалившем на солнце крылья,изготовленные из перьев и воска. Ещё очень долго изобретатели пытались подняться в воздух, непременно снабжая свои конструкции птичьими крыльями. Опыты первых русских авиаторов вызывали гнев верховных правителей и церкви. "Человек - не птица, крыльев не имеет. Это не Божье дело, а от нечистой силы", -говорил Иван Грозный в XVI веке после наблюдения полёта холопа Никитки на самодельных деревянных крыльях. Никитке отрубили голову и крылья его сожгли, но люди продолжали свои попытки: через 100 лет, в 70-х годах XVII века, стрелец Иван Серпов смастерил большие крылья и "хотел летать, но только поднялся на 7аршин (5метров), перекувыркнулся в воздухе и упал на землю". А в 1729 году взлетел рязанский кузнец. Длинные мягкие крылья, нанизанные на проволоку он надевал на рукава, на ноги, на голову. Пролетал мало, а спустившись на крышу церкви, получил проклятия местного попа, который к тому же сжёг его самодельные крылья.

Воздушный шар и вертолёт XVIII века

В 1731 году, согласно документам из канцелярии рязанского воеводы, подьячий Крякутной изготовил шар, дословно: "как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё и нечистая сила подняла его выше берёзы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за верёвку, чем звонят и остался жив".
Получается, что русский изобретатель-самоучка совершил полёт на воздушном шаре за 52 года до создателей аэростата братьев Монгольфье.
Конечно, изучением возможности полёта занимались не только талантливые энтузиасты, которым зачастую не хватало образования, но и настоящие учёные. Великий русский естествоиспытатель М.В. Ломоносов не только впервые обосновал принципы полёта тел тяжелее воздуха, но и в 1754 году построил модель геликоптера (вертолёта), работавшего от часовой пружины.

От аэростатов к аэропланам

Летом 1783 года во французском городе Анноне браться Монгольфье запустили наполненный горячим воздухом шар, изготовленный из льняного полотна и бумаги. Первыми воздушными пассажирами стали животные, а осенью того же года шар-монгольфьер поднял к небу первых людей
Первым россиянином, совершившим полёт на воздушном шаре в качестве пассажира на аэростате француза Андре Гарнерена, стал в 1803 году генерал от инфантерии С.Л.Львов. А первым русским воздухоплавателем стал штаб-лекарь И.Г.Кашинский, совершивший в 1805 году самостоятельный полёт над Москвой. Аэростаты безраздельно царствовали в небе почти 100 лет. Они были единственным средством воздушного передвижения. Конструкция их совершенствовалась, вместо тёплого воздуха стали использовать водород, вместо ткани и бумаги - каучук. Потом монгольфьеры оснастили газовыми горелками, которые нагревали воздух внутри шара и позволяли летать дольше и выше. Однако учёным так и не удалось сделать управляемый аэростат. Воздушный шар летел только туда, куда дует ветер. Даже появление дирижаблей - аэростатов с двигателями - не решило всех проблем. Они оказались слишком тихоходными, неуклюжими и ненадёжными.

Александр Можайский - создатель первого русского самолёта

Изобретение и совершенствование паровой машины привело к попыткам создания летательных аппаратов с паровым двигателем. В 1881 году офицер военно-морского флота Александр Фёдорович Можайский, наблюдая за полётами птиц и воздушных змеев, смог определить величину подъёмной площади летательного аппарата и создал действующие модели самолёта. Летом 1882 года на испытательном поле в Красном Селе под Санкт-Петербургом, самолёт Можайского отделился от земли и пролетел некоторое расстояние. Впервые в мире летательный аппарта с человеком на борту смог взлететь! Знаменитые американские авиаконструкторы братья Уилбер и Орвилл Райт, совершили свой первый полёт лишь в 1903 году.
Огромную роль в развитии мировой авиации сыграли работы русских учёных Н.Е.Жуковского и С.А.Чаплыгина, заложивших теоретические основы аэродинамики. "Отец русской авиации" Николай Егорович Жуковский, автор более 220 научных работ, писал: "Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума".

XX век - век авиации

Благодаря научным достижениям и росту технического прогресса в начале 20 века, конструкция первых самолётов постоянно совершенствовалась, а пилоты ставили всё новые и новые рекорды. Если первые полёты длились не более минуты, то к 1908 году самолёты держались в воздухе уже более двух часов.
Русские инженеры и конструкторы разрабатывали новые аэропланы, во многом превосходящие иностранные модели.
Достаточно назвать бипланы Я.М.Гаккеля, летающие лодки Д.П.Григоровича и многомоторные тяжёлые самолёты И.И.Сикорского "Русский витязь" и "Илья Муромец", которые открыли путь транспортной авиации. На фото ниже самолёт БИС-1 Игоря Сикорского:Уже в 1922 году на Ходынском поле в Москве был открыт Центральный аэродром, а через год начала действовать первая пассажирская авиалиния Москва-Нижний Новогород. В 1920-1930-ые годы конструкторы проектировали первые советсткие военные и гражданские самолёты, такие как знаменитый "кукурузник" У-2 Поликарпова.

Во времена Второй мировой войны

С активным участием С.В.Ильюшина вышли на свет бомбардировщики Ил-4, Ил-28, штурмовики Ил-2, Ил-10. В.М.Петляковым - бомбардировщики Пе-2, Пе-8. Знаменитые истребители МиГ-1, МиГ-3 (на фото) были построены с участием авиаконструкторов А.И.Микояна и М.И.Гуревича. В конструкторском бюро (КБ) А.С.Яковлева были разработаны лучшие истребители Великой Отечественной войны - Як-1, Як-9, Як-3 (на фото),
Ещё родоначальник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский предсказывал, что на смену винтовым аэропланам придут реактивные. Вторая половина двадцатого века полностью подтвердила догадку гениального учёного. Развитие науки и техники позволило создать надёжные реактивные авиадвигатели.

Русская авиация в мирное время


После второй мировой войны конструкторские бюро стали активно разрабатывать самолёты для гражданской авиации. В 1955 году коллектив конструкторского бюро А.Н.Туполева сделал первый во всём мире реактивный пассажирский самолёт марки ТУ-104. КБ под руководством О.К.Антонова разработало целый ряд транспортных самолётов серии Ан. Самый известный из них - лёгкий транспортный самолёт Ан-2. КБ Яковлева создало пассажирский самолёт Як-42 для ближних магистральных и местных авиалиний нашей страны.

Интересное из рекордов:
Самый скоростной пассажирский авиалайнер - это Ту-144, максимальная скорость полёта которого достигает 2587км/ч (к примеру, максимальная скорость европейского Конкорда -2333 км/ч). Самый тяжёлый самолёт - это АН-225 "Мрия", его стандартный взлётный вес достигает 600 тонн; с экипажем из 7 человек он поднял груз в 156300 кг. на высоту 12410 метров.

Идея полета зародилась в древнейшие времена на основе, по-видимому, наблюдений за полетом птиц. Мечты человека о полете запечатлены в скифских преданиях, древнеиндийском эпосе, античной мифологии. Известный древнегреческий миф о Дедале и Икаре, очевидно, повлиял на творческую мысль изобретателей эпохи Возрождения. В этом мифе отразилась мечта человека научиться летать и в то же время отмечена трудность ее осуществления.

Одна из ранних попыток полета описана в письменных источниках времен Древнеримской империи. В жизнеописании Нерона (I в.) упоминается о смельчаке, который пытался, по-видимому, спланировать с холма на самодельных крыльях, но лишь «обрызгал императора своей кровью». Описания аналогичных попыток полета встречаются в литературных источниках раннего средневековья (IX-X вв.) .

С развитием науки к проблеме полета стали обращаться ученые и даже философы. Первый опыт теоретического осмысления возможности полета некоторые историки связывают с именем английского исследователя Роджера Бэкона. В его труде «О тайных вещах в искусстве и природе» (1256 г., опубликован в 1542 г.) говорится о возможности полета на аппаратах легче воздуха (пустотелый шар из тонкой меди, наполненный «эфирным воздухом») и на аппаратах тяжелее воздуха (машина с машущими крыльями, приводимыми в движение человеком с помощью специального механизма) .

Расцвет средневековья оставил немало документов, связанных с проектами и попытками практического осуществления беспилотных летательных аппаратов различного, типа - ракетных (Китай, XIII в.), змейчатых (начало XIV в.) и геликоптерных.

Наиболее глубокие исследования в этот период были проведены Леонардо да Винчи. В трактате «О летании птиц» (1505 г.) он привел результаты своих многолетних наблюдений и размышлений, связанных с природой птичьего полета, в частности о сопротивлении движению воздушной среды. Это было первое научное исследование в истории авиации, намного опередившее научные и технические возможности своего времени. Еще раньше Леонардо да Винчи занимался конструированием различных типов летательных аппаратов для полета человека. Широко известен его проект орнитоптера (машущие крылья приводились в движение мускульной силой человека с помощью различных механизмов), а также проекты парашюта и геликоптера. К сожалению, история не располагает данными об испытании этого орнитоптера, да и нет никаких сомнений, что они были бы неудачными, но смелость и прозорливость конструкторской мысли ученого поражает и наших современников.

Понадобилось около полутора веков, на протяжении которых отмечено еще немало попыток осуществить полет человека подобно птицам - с помощью машущих крыльев, чтобы стала отчетливо понятной неплодотворность этого пути. Первым это понял итальянский ученый Джиованни Борелли, который выявил значительную разницу в относительном весе мышц у птиц и человека и сделал вывод, что полет человека силой мускулов осуществлен быть не может. К такому же выводу, независимо от Борелли, пришел и английский механик Роберт Гукг считавший, что человек полетит только с помощью механического двигателя . Однако попытки летать с помощью машущих крыльев продолжались по крайней мере до середины XVIII в (В наше время техническая мысль вновь вернулась к идее полета с помощью мускульной силы человека (посредством привода воздушного винта). Уже достигнуты немалые практические результаты ).

К 1670 г. относится первая из известных попыток дать проект летательного аппарата легче воздуха. Итальянский священник и ученый Франческо Лана пришел к мысли, что легкие тонкостенные шары обладают подъемной силой, а следовательно должны всплывать в атмосфере. Пользуясь научными трактатами Галилея и Торричелли, он сделал весовой расчет «летучей барки» (1670 г.) - судна, поднимающегося с помощью четырех медных шаров диаметром 8 м, из которых выкачан воздух . Представления о существовании атмосферного дав-яения не получили еще тогда достаточного распространения, и Лана (да и многие его современники, в частности Лейбниц) не знал, что его тонкостенные шары должны быть сплющены внешним давлением.

Бурное развитие мануфактурного производства в XVIII в. послужило мощным импульсом для развития точных и эмпирических наук и изобретательства. В истории авиации этот этап характеризуется интенсивным накоплением научных знаний и опыта. Вместе с известными достижениями промышленного производства это в конечном счете привело к созданию первых практических летательных аппаратов - воздухоплавательных средств.

5 июня 1783 г. братья Жозеф и Этьен Монгольфье осуществили первый беспилотный пуск аэростата диаметром 11,5 м, выполненного из оклеенного бумагой холста с веревочной сеткой и наполненного горячим воздухом. Таким образом, создание легкой, герметичной и устойчивой по форме оболочки позволило реализовать принцип, по которому в сплошной среде тело, обладающее весом меньше вытесненной им массы этой среды, всплывает вверх. 19 сентября в Версале братья Монгольфье запустили первый баллон с животными, а 21 ноября 1783 г. в Париже был осуществлен первый полет людей (Пилатр де Розье и Д"Арланд). Баллон имел диаметр 15 м, вес 675 кг и пробыл в воздухе с двумя пассажирами 20 мин, покрыв расстояние около 9 км .


Полет аэростата братьев Монголъфъе с пилотами Пилатром де Розъе и Д"Арландом (21 ноября 1783 г.)

Одновременно французский ученый Жак Шарль создал и запустил баллон, наполненный водородом. В отличие от шара братьев Монгольфье, возникшего чисто эмпирически, этот более совершенный летательный аппарат (его подъемная сила на единицу веса конструкции была в несколько раз выше) был создан в результате целенаправленного освоения достижений науки (открытие в 1766 г. водорода Кавендишем, исследования Лавуазье о подъемной силе газовых оболочек и др.) и промышленности (получение каучука, примененного Шарлем в конструкции оболочки баллона). Первый полет людей на баллоне Шарля диаметром 9 м (сам изобретатель и Робер) состоялся 1 декабря 1783 г. Было покрыто расстояние около 40 км. Совершенство конструкции баллона Шарля выразилось также в различных технических деталях, облегчающих его эксплуатацию (сетка для подвески гондолы, клапан стравливания газа для спуска, балласт, якорь и др.) . Так был открыт путь к практическому воздухоплаванию.

Уже в XVIII в. многие ученые, предвидя недостаточную эффективность воздухоплавательных летательных аппаратов, искали пути к созданию аппаратов тяжелее воздуха. Так, в 1716 г. Эммануэль Сведенборг описал проект самолета, приводимого в движение качающимся жестким крылом. В 1754 г. русский ученый М. В. Ломоносов построил первую действующую модель геликоптера с пружинным моторчиком. Известен также проект самолета М. Бауэра, относящийся к 1764 г. (обнаружен в 1921 г.). На весьма тщательном чертеже этого летательного аппарата видно жесткое несущее крыло и качающееся (типа байдарочного весла) крыло для создания движущей силы. В 1768 г. возник проект конверто-плана - летательного аппарата с винтами для подъема и горизонтального перемещения, приводимыми во вращение пилотом («птерофор» Пауктона). В 1784 г. баденский архитектор К. Меервейн пытался построить и испытать рассчитанное им крыло, способное поднять и перемещать в воздухе человека благодаря машущим движениям.

В конце XVIII и в начале XIX в. было предпринято немало других попыток спроектировать и построить летательные аппараты тяжелее воздуха. Однако большая часть их по вполне понятным причинам шла по бесперспективному пути - реализации в машине принципа полета птиц. В то же время воздухоплавание уже в конце XVIII в., сразу же после первых полетов аэростатов братьев Монгольфье и Шарля, развивалось весьма бурно и во многих странах. Однако огромный энтузиазм, вызванный, как казалось, долгожданным разрешением проблемы полета, быстро сменился скепсисом в связи с новой проблемой. Оказалось, что аэростаты совершенно непригодны для решения транспортных задач - неуправляемые и не имеющие собственного двигателя, они оказались лишь «послушной игрушкой ветров». Назрела необходимость создания средств управления воздухоплавательными летательными аппаратами.

Первые проекты управляемых аэростатов появились уже в 1784 г. Сначала Ж. Бланшар в 1784 г. установил на аэростат крыльчатые весла и паруса (он же впервые благополучно сбросил с баллона с парашютом собак, человек на парашюте впервые спустился в 1797 г.).

Затем инженер Менье в 1785 г. предложил использовать для движения аэростата воздушные: винты, приводимые во вращение экипажем, а для управления - руль. Он же предложил для уменьшения аэродинамического сопротивления сделать форму аэростата вытянутой, каплевидной. По сути дела, это был первый проект дирижабля.

В начале 1785 г. Бланшар впервые пересек на баллоне пролив Ла-Манш, а через несколько лет началось практическое применение аэростатов (сначала привязных) для военных целей - разведки и корректировки артиллерийского огня. В июне 1804 г. русский ученый Я. Д. Захаров впервые провел из корзины аэростата научные наблюдения и замеры. Через два месяца с научными целями поднялся в воздух Ж. Гей-Люссак. Таким образом, воздухоплавание с первых своих практических шагов решало не только транспортные, но и научные (а также военные) задачи, что определило его назначение на многие годы вперед.

Последующее развитие воздухоплавания на протяжении нескольких десятилетий сводилось к поиску средств управления аэростатами, т. е. их возможности летать в нужном направлении с заранее намеченными точками посадки. Известны многие попытки применить на аэростатах машущие крылья, гребные колеса, воздушные винты и т. д. Однако отсутствие мощных источников энергии не позволяло решить эти задачи даже с минимальной эффективностью.

Первые десятилетия XIX в. ознаменовались, как известно, широким распространением паровых машин. Усовершенствование их посредством применения жаротрубных и водотрубных котлов высокого давления (до 5-7 ат), использование перегрева пара, а также теоретические исследования в области термодинамики (Карно, Джоуль, Клаузиус и др.) привели к повышению их компактности и уменьшению веса. Это натолкнуло ученых и инженеров, занимавшихся воздухоплаванием, на возможность применения паровой машины для движения аэростатов.

Первым предложил это сделать английский ученый и изобретатель Джон Кейли в 1816 г. (задача поиска механического двигателя для «воздушного судоходства» была поставлена им еще в 1809 г.) . В своем проекте Кейли дал расчет конструкции и энергетики аэростата (дирижабля) длиной 90 м с экипажем 7 чел. Паровая машина мощностью 1 л. с. и весом около 100 кг должна была сообщить аэростату скорость около 25 км/ч. Конечно, расчеты эти были ошибочными, что вскоре понял и сам Кейли. Кроме того, Кейли в своем проекте предложил ряд конструктивных идей, также опередивших свое время: разделение баллона на отсеки, жесткая конструкция - с деревянным каркасом или листовой обшивкой и др.

Идеи Кейли распространились, и в течение нескольких лет возник ряд интересных проектов дирижаблей с паровыми двигателями. Первым осуществил проект такого летательного аппарата француз Анри Жиффар. В 1851 г. он получил привилегию на «применение пара к воздухоплаванию». 24 сентября 1852 г. состоялся первый полет дирижабля Жиффара (длина баллона 44 м, диаметр 12 м) с подвешенной в гондоле паровой машиной его конструкции (мощность 3 л. с., вес с котлом 150 кг) . На дирижабле имелся также парус. Однако полностью справиться с ветром не удалось, поскольку мощность мотора оказалась слишком мала. И все же Жиффар убедился, что дирижабль в полете вполне управляем. Достижения Жиффара, несмотря на многочисленные попытки его последователей, не были превзойдены вплоть до 1880-х годов.

Наряду с поисками механического двигателя для аэростатов в середине прошлого века возникло немало проектов реактивных двигательных установок. В 1849 г. русский инженер И. И. Третеский предложил несколько проектов аэростатов с реактивной тягой, получаемой вследствие истечения различных рабочих тел: паров воды (или спирта), сжатого воздуха и пороховых газов. Проекты дирижаблей, приводимых в движение реактивными двигателями, были созданы испанцем Макларетом в 1852 г., Н. М. Соковниным в 1866 г. и др. .

В 60-70-х годах XIX в. развитие аэростатов переживало некоторый кризис, но были достигнуты некоторые успехи в их практическом применении в научных (для высотных исследований - Тиссандье, 1872 г.) и в военных целях (в том числе - для бомбардировки с воздуха, впервые- в Австрии, 1849 г.). В этот период велись интенсивные работы по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха и интерес к аэростату заметно остыл.

К концу 1870-х годов ученым и специалистам стало ясно, что воздушная среда как сфера перемещения человека может быть достаточно эффективно использована лишь с помощью моторных аппаратов тяжелее воздуха, однако уровень развития науки и техники до самого конца XIX в. был недостаточным для создания работоспособных средств такого рода.

"ПАССАРОЛА" ЛОРЕНЦО ГУЗМАО

К числу пионеров воздухоплавания, чьи имена не были забыты историей, но чьи научные достижения оставались неизвестными или ставились под сомнение на протяжении столетий, относится бразилец Бартоломмео Лоренцо. Это его подлинное имя, а в историю воздухоплавания он вошел как португальский священник Лоренцо Гузмао, автор проекта "Пассаролы", которая до последнего времени воспринималась как чистая фантазия. После длительных поисков в 1971 году удалось найти документы, проливающие свет на события далекого прошлого. Эти события начались в 1708 году, когда, перебравшись в Португалию, Лоренцо Гузмао поступил в университет в Коимбре и зажегся идеей постройки летательного аппарата. Проявив незаурядные способности в изучении физики и математики, он начал с того, что является основой любого начинания: с эксперимента. Им было построено несколько моделей, ставших прообразами задуманного судна. В августе 1709 года модели были продемонстрированы высшей королевской знати. Одна из демонстраций была успешной: тонкая яйцеобразная оболочка с подвешенной под ней маленькой жаровней, нагревающей воздух, оторвалась от земли почти на четыре метра. В том же году Гузмао приступил к осуществлению проекта "Пассаролы". История не располагает сведениями о ее испытании. Но в любом случае Лоренцо Гузмао был первым человеком, который, опираясь на изучение физических явлений природы, сумел выявить реальный способ воздухоплавания и попытался осуществить его на практике.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ

"Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей", - такую записку получил в 1782 году Этьенн Монгольфье, владелец бумажной мануфактуры в маленьком французском городке, от своего старшего брата Жозефа. Послание означало, что наконец-то найдено то, о чем братья не раз говорили при встречах: средство, с помощью которого можно подняться в воздух. Этим средством оказалась наполненная дымом оболочка. В результате нехитрого эксперимента Ж. Монгольфье увидел, как матерчатая оболочка, сшитая в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнения ее дымом устремилась вверх. Открытие Жозефа увлекло и его брата. Работая теперь уже вместе, они соорудили еще две аэростатические машины (так они называли свои воздушные шары). Одна из них, выполненная в виде шара диаметром 3,5 метра, была продемонстрирована в кругу родных и знакомых. Успех был полный - оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра. Окрыленные успехом, братья решили показать изобретение широкой публике. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его оболочка, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения непроницаемости. Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Шар, наполненный дымом, устремился ввысь. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССОРА ШАРЛЯ

Полет воздушного шара братьев Монгольфье вызвал большой интерес в Париже. Академия наук пригласила их повторить свой опыт в столице. В то же время молодому французскому физику профессору Жаку Шарлю было предписано подготовить и провести демонстрацию своего летательного аппарата. Шарль был уверен, что Монгольфьеров газ, как называли тогда дымный воздух, - это не лучшее средство для создания аэростатической подъемной силы. Он был хорошо знаком с последними открытиями в области химии и считал, что гораздо большие выгоды сулит использование водорода, так как он легче воздуха. Но избрав водород для наполнения оболочки летательного аппарата, Шарль оказался перед рядом технических проблем. В первую очередь, из чего изготовить легкую оболочку, способную длительное время держать летучий газ. Справиться с этой проблемой ему помогли механики братья Робей" Они изготовили материал необходимых качеств, использовав легкую шелковую ткань, покрытую раствором каучука в скипидаре. 27 августа 1783 года на Марсовом поле в Париже стартовал летательный аппарат Шарля. На глазах 300 тысяч зрителей он устремился ввысь и вскоре стал невидимым. Когда кто-то из присутствовавших воскликнул: "Какой же во всем этом смысл?!" - известный американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин, находившийся среди зрителей, заметил: "А какой смысл в появлении на свет новорожденного?" Замечание оказалось пророческим. На свет появился "новорожденный", которому было предопределено великое будущее.

ПЕРВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПАССАЖИРЫ

Успешный полет аэростата Шарля не остановил братьев Монгольфье в их намерении воспользоваться предложением Академии наук и продемонстрировать в Париже аэростат собственной конструкции. Стремясь произвести наибольшее впечатление, Этьенн использовал весь свой талант, недаром он считался также отличным архитектором. Построенный им воздушный шар был в определенном смысле произведением искусства. Его оболочка высотой более 20 метров имела необычную бочкообразную форму и была разукрашена снаружи вензелями и красочными орнаментами. Продемонстрированный официальным представителям Академии наук воздушный шар вызвал у них такое восхищение, что было решено повторить показ в присутствии королевского двора. Демонстрация состоялась в Версале (под Парижем) 19 сентября 1783 года. Правда, воздушный шар, вызвавший восхищение французских академиков, не дожил до этого дня: его оболочку размыло дождем, и он пришел в негодность. Однако это не остановило братьев Монгольфье. Работая день и ночь, они построили к намеченному сроку шар, который по своей красоте не уступал предыдущему. Чтобы произвести еще больший эффект, братья прицепили к воздушному шару клетку, куда посадили барана, утку и петуха. Это были . Воздушный шар оторвался от помоста и устремился ввысь, а через восемь минут, проделав путь в четыре километра, благополучно опустился на землю. Братья Монгольфье сделались героями дня, были удостоены наград, а все воздушные шары, в которых для создания подъемной силы использовался дымный воздух, стали с того дня именоваться монгольфьерами.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА МОНГОЛЬФЬЕРЕ

Каждый полет воздушных шаров братьев Монгольфье приближал их к заветной цели - полету человека. Построенный ими новый шар был крупнее: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров. В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек. В середине галереи был подвешен очаг для сжигания крошеной соломы. Находясь под отверстием в оболочке, он излучал тепло, подогревавшее воздух внутри оболочки во время . Это позволяло сделать полет на воздушном шаре более длительным и в какой-то мере управляемым. Король Франции Луи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете. Столь рискованную для жизни задачу, по его мнению, следовало поручить двум преступникам, приговоренным к смертной казни. Но это вызвало бурные протесты Пилатра де Розье, активного участника постройки монгольфьера. Он не мог смириться с мыслью о том, что в историю воздухоплавания войдут имена каких-то преступников, и настаивал на личном участии в полете. Разрешение было получено. Другим "пилотом" стал поклонник воздухоплавания маркиз д"Ар-ланд. И вот 21 ноября 1783 года человек наконец-то смог оторваться от земли и совершить воздушный полет. Монгольфьер продержался в воздухе 25 минут, пролетев около девяти километров.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ШАРЛЬЕРЕ

Стремясь доказать, что будущее воздухоплавания принадлежит шарльерам (так называли аэростаты с оболочками, наполненными водородом), а не монгольфьерам, профессор Шарль понимал, что для этого нужно осуществить полет людей на шарльере, причем более эффектный, чем полет братьев Монгольфье. Создавая новый аэростат, он разработал ряд проектно-конструкторских решений, которые затем использовались на протяжении многих десятилетий. Построенный им шарльер имел сетку, обтягивавшую верхнюю полусферу оболочки аэростата, и стропы, с помощью которых к этой сетке подвешивалась гондола для людей. В оболочке была сделана специальная отдушина для выхода водорода при падении наружного давления. Для управления высотой полета использовались специальный клапан в оболочке и балласт, хранящийся в гондоле. Был предусмотрен и якорь для облегчения посадки на землю. 1 декабря 1783 года шарльер диаметром более девяти метров взял старт в парке Тюильри. На нем отправились профессор Шарль и один из братьев Робер, принимавших активное участие в работах по постройке шарльеров. Пролетев 40 километров, они благополучно опустились возле небольшой деревеньки. Затем Шарль в одиночку продолжил путешествие. Шарльер пролетел пять километров, забравшись на небывалую для того времени высоту - 2750 метров. Пробыв в заоблачной вышине около получаса, исследователь благополучно приземлился, завершив, таким образом, первый в истории воздухоплавания полет на аэростате с оболочкой, наполненной водородом.

АЭРОСТАТ НАД ЛА-МАНШЕМ

Жизнь французского механика Жана Пьера Бланшара, совершившего первый перелет на аэростате через Ла-Манш, примечательна тем, что является яркой иллюстрацией переломного момента в развитии воздухоплавания конца XVIII века. Бланшар начал с осуществления идеи машущего полета. В 1781 году он построил аппарат, крылья которого приводились в движение усилием рук и ног. Испытывая этот аппарат подвешенным на веревке, перекинутой через блок, изобретатель поднимался на высоту крыши многоэтажного дома при противовесе всего 10 килограммов. Обрадованный успехами, он опубликовал в газете свои соображения о возможности машущего полета человека. Воздушные путешествия, совершенные на первых аэростатах, а затем поиски средств управления их движением вновь возвратили Бланшара к мысли о крыльях, на этот раз в качестве управления аэростатом. Хотя первое путешествие Бланшара на аэростате с крыльчатыми веслами окончилось неудачно, он не оставлял своих попыток и все больше увлекался подъемом в небесный простор. Бланшар начал выступать с публичными демонстрациями полетов на воздушном шаре. Когда осенью 1784 года начались его полеты в Англии, у него появилась мысль перелететь на аэростате через Ла-Манш, доказать тем самым возможность воздушного сообщения между Англией и Францией. Этот исторический перелет, в котором участвовали Бланшар и его друг американский доктор Джеффри, состоялся 7 января 1785 года.

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЮ

История воздухоплавания была историей не только побед, но и поражений, а порой и драматических судеб. Примером тому жизнь Пилатра де Розье. физик по образованию, он одним из первых понял истинное значение изобретения Жозефа Монгольфье. Розье упорно выдвигал идею пилотируемого воздухоплавания, неоднократно заявляя о личной готовности совершить полет на воздушном шаре. Настойчивость и смелость привели к триумфу: Розье стал первым , совершив 21 ноября 1783 года вместе с маркизом д"Арландом двадцатиминутный полет на монгольфьере. По его предложению была изменена конструкция монгольфьера, строившегося в 1783 году в городе Лионе для демонстрации полета. В новом варианте воздушный шар был рассчитан на подъем в воздух двенадцати человек. И хотя лионский монгольфьер поднял в воздух только семь человек и через 15 минут снова коснулся земли, это был первый в истории воздухоплавания полет многоместного воздушного шара. Затем Розье ставит новый рекорд. В полете на монгольфьере вместе с химиком Пру он достигает высоты 4000 метров. Добившись этого успеха, Розье возвращается к мысли о дальних перелетах. Теперь его цель - перелет через Ла-Манш. Он разрабатывает аэростат собственной конструкции, объединяющий в себе обычный сферический шарльер и монгольфьер цилиндрической формы. Комбинированный аэростат стал именоваться розьером. Но судьба явно не была благосклонна к Пилатру де Розье. Поднявшись 15 июня 1785 года в воздух вместе со своим помощником Роменом, Розье не успел долететь даже до Ла-Манша. Возникший на розьере пожар привел к трагической гибели обоих воздухоплавателей.

ОТ МЕЧТЫ К ПРОФЕССИИ

Попытки реализации управляемого движения аэростатов, предпринимавшиеся во Франции в первые годы развития воздухоплавания, не дали положительных результатов. А интерес широкой публики к демонстрационным полетам постепенно превращал воздухоплавание в особый вид зрелищных мероприятий. Но в 1793 году, то есть десять лет спустя после первых полетов людей на аэростатах, была обнаружена область их практического применения. Французский физик Гитон де Морво предложил использовать аэростаты на привязи для подъема в воздух наблюдателей. Эта идея была высказана в тот момент, когда враги Великой французской революции пытались задушить ее. Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля. Он успешно справился с задачей, и в октябре 1793 года аэростат отправили в действующую армию для проведения полевых испытаний, а в апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. Ее командиром был назначен Кутелль. Появление привязных аэростатов над позициями французских войск ошеломило противника: поднимаясь на высоту 500 метров, наблюдатели могли заглянуть далеко в глубь его обороны. Разведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле. После победы французских войск решением Конвента была создана Национальная воздухоплавательная школа. Хотя она просуществовала всего пять лет, начало было положено: воздухоплавание стало профессией.

ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В ДАТАХ И СОБЫТИЯХ

200-400 гг - мифический полет перуанского мальчика Antarqui
. 08 августа 1709 - португальским священником Bartholomeu Lourenзo de Gusmao при дворе короля была продемонстрирована модель воздушного шара, которая поднялась за счет нагретого воздуха в оболочке.
. 17 ноября 1731 - первый полет человека на воздушном шаре, следуя русским летописям, совершил подьячий Крякутной из Нерехты.
. 26 августа 1740 - родился французский пионер воздухоплавания Ж.М.Монгольфье. Старший брат, один из изобретателей воздушного шара.
. 5 июня 1783 - демонстрация аэростата Этьена и Жозефа Монгольфье на базарной площади в городе Анноне. Шар поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе 10 минут, пролетев 2 километра.
. 27 августа 1783 - первый старт аэростата физика Жака Александра Цезаря Шарля, наполненного железными опилками и серной кислотой. На высоте от 1000 до 1500 метров шар лопнул.
. 15,17,19 сентября 1783 - пробные привязные полеты физика Пилатра-де-Розье на шаре Монгольфье.
. 19 сентября 1783 - полет монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту в Версале. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут.
. 21 ноября 1783 - первый полет человека на аэростате. Пилоты Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд перелетели Париж и через 25 минут благополучно приземлились, пролетев около 9 км на высоте до 1 км.
. 24 ноября 1783 - был запущен небольшой шар диаметром 1,5 фута в Петербурге.
. 1 декабря 1783 - первый полет человека на шарльере. Жак Шарль и Энэ Роббер, пролетев 36 км, опустились через 45 минут после старта.
. 5 января 1784 - третий полет на воздушном шаре с пассажирами. На гигантском монгольфьере «Les Flesselles» поднялось в воздух 8 человек. На высоте 800 метров оболочка треснула, воздухоплаватели отделались легкими ушибами.
. 4 апреля 1784 - Екатерина II своим Указом запретила полеты аэростатов в России “под страхом заплаты пени 20 рублей в Приказ общественного призрения и взыскания вреда, ущерба и убытка тем причиняемого”.
. 19 марта 1784 - в Петербурге французом Менилем был организован беспилотный подъем воздушного шара.
. 24 сентября 1784 - первая женщина-воздухоплаватель госпожа Тибль совершила полет в Лионе.
. 16 октября 1784 - фиксируется первое использование воздушного винта на полноразмерном пилотируемом аэростате, когда Жан-Пьер Бланшар прикрепил к пассажирской корзине своего аэростата шестилопастный воздушный винт, приводившийся в действие вручную.
. 7 января 1785 - француз Жан-Пьер Бланшар и американец Джефрис первыми пересекли Ла-Манш, стартовав из британского города Дувр и приземлившись во французском Кале
. 15 июня 1785 - гибель воздухоплавателя Пилатра-де-Розье во время перелета через Ла-Манш.
. 22 октября 1797 - Andrй Jacques Garnerin совершил первый прыжок с парашютом с воздушного шара.
. 10 ноября 1798 - первая женская команда стартовала в Париже. Пилот Jeanne Geneviиve Garnerin (Miss Labrosse) и сопилот Miss Henry.

19 век
. 20 июня 1803 - первый официально зарегистрированный полет в России был совершен в Петербурге французом Гарнереном и его женой.
. 20 сентября 1803 - первый полет в Москве, совершенный французами Гарнереном и Обером.
. 04 октября 1803 - полет Гарнерена в России на расстояние более 300 км.
. 8 мая 1804 - первая русская воздушная путешественница А.С. Турчанинова, поднялась в московское небо в качестве пассажирки вместе с супругой француза Гарнерена.
. 30 июня 1804 - полет француза Робертсона и Якова Дмитриевича Захарова в Петербурге с целью исследования атмосферы. Было изучено "влияние высоты на увеличение или уменьшение магнитной силы, а также увеличение или уменьшение нагревательной силы солнечных лучей".
. 12 декабря 1804 - запуск аэростатов в честь коронации Наполеона. Один из них опускается на могилу Нерона в Риме, что вызывает скандал
. 13 октября 1805 - пионер российского воздухоплавания штабс-доктор И.Г.Кашинский в Москве совершил полёт на аэростате. Большой аэростат и парашют были самостоятельно построены Кашинским на собственные деньги.
. 31 августа 1828 - в Москве на аэростате собственной конструкции поднялась на высоту 650 метров первая русская женщина-воздухоплавательница госпожа Ильинская, мещанка с Пресненской части.
. 24 сентября 1852 - первый полет дирижабля под управлением Henri Giffard.
. 18 июня 1861 - пилот Thaddeus Sobieski Constantine Lowe послал первое телеграфное сообщение с борта аэростата "Enterprise".
. 21 декабря 1869 г. - создана Комиссия по применению аэростатов для военных целей- первый в России официальный орган по военному воздухоплаванию. Глава - Э.И.Тотлебен.
. 3 декабря 1870 г. - создано Русское общество воздухоплавания.
. 22 марта 1874 — высотный подъём (7300 м) французских учёных Т. Сивеля и Ж. Кроче-Спинелли на аэростате "Полярная звезда"; для нормального дыхания на высоте аэронавты имели мешки, наполненные воздухом с повышенным содержанием кислорода.
. 19 октября 1875 - Д.И. Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил проект аэростата для высотных полетов (стратостата с герметически закрывающейся гондолой).
. Декабрь 1880 - по инициативе Д.М.Менделеева создан 7 воздухоплавательный отдел Русского технического общества.
. 20 декабря 1880 (01.01.1881) - Русское техническое общество открыло в своём составе VII Воздухоплавательный отдел, председатель - М.А.Рыкачёв.
. 9 августа 1884 — первый полёт Ш. А..Ренара и А.Кребса на дирижабле "Франция" с электродвигателем, мощность которого (6,5 кВт) позволяла при слабом ветре возвратиться к месту старта (новое для того времени качество воздухоплавательных ЛА).
. 16 февраля 1885 - в Петербурге на Волковом поле была организована Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая готовила военных воздухоплавателей и проводила военные учения с использованием аэростатов.
. 18 октября 1885 г. - первый свободный полёт на высоту 2225 м продолжительностью 5 часов на расстояние 150 км совершили русские военные воздухоплаватели во главе с А.М.Кованько.
. 2 ноября 1885 года - с одобрения императора Александра III была создана Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям.
. 07 августа 1887 - в Клину во время полного солнечного затмения состоялся запуск воздушного шара, управляемого Д. Менделеевым. Полет продолжался 3 часа 36 минут, после чего шар приземлился недалеко от Калязина, покрыв расстояние около 120 километров.
. 11 июля 1897 - первый полет на Арктику, совершенный пилотом Salomon August Andrйe 14 июля 1890 - был создан Учебный воздухоплавательный парк, который впоследствии стал военным и научным центром отечественной аэронавтики. Первым командиром парка был А. М. Кованько.

20 век
. 2 июля 1900 — первый подъём дирижабля Ф. Цеппелина жёсткой конструкции.
. 15 сентября 1900 — в Париже открылся 1-й Международный воздухоплавательный конгресс. В числе представителей от России — Н. Е. Жуковский.
. 19 октября 1901 - самая ранняя демонстрация управляемого полёта на дирижабле - бразилец А.Сантос-дюмон облетел на дирижабле вокруг Эйфелевой башни в Париже и завоевал приз в 100000 франков. Общая длина дирижабля составляла 33 м, максимальный диаметр - 6 м, объём - 630 куб.м. Он был оснащён бензиновым двигателем, который приводил в действие двухлопастный воздушный винт.
. 13 ноября 1902 — первый полёт дирижабля "Лебоди" полужёсткой конструкции (Франция).
. 30 августа 1905 - первый в России рекламный аэростат сигаретной фабрики "Катык" стартовал с московского ипподрома. Пилот Жан Овербек, повиснув вниз головой на трапеции, разбрасывал над Москвой рекламные открытки.
. 14 октября 1905 - во Франции Создана Международная Авиационная Федерация (ФАИ). Идея об её образовании была выдвинута в июне во время Олимпийского конгресса в Брюсселе представителями Франции, Германии и Бельгии. 12 октября в Париже была созвана международная конференция аэронавтов, и спустя два дня делегаты из Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, США, Франции и Швейцарии принимают устав новой организации. Её первым президентом избирается принц Р. Бонапарт (Франция).
. 01 октября 1906 - I Кубок Гордона Беннетта. Первое место заняли пилот Frank P. Lahm и сопилот Henry B. Hersey.
. 14 марта 1908 - состоялось первое общее собрание членов Аэроклуба
. 29 января 1908 - состоялось собрание учредителей первого аэроклуба в Петербурге, которое выбрало комиссию для выработки Устава.
. Декабрь 1909 - Всероссийский аэроклуб вступил в Международную аэронавтическую федерацию и получил право регистрировать в ней мировые авиационные и воздухоплавательные рекорды, установленные в России, а также выдавать пилотам-аэронавтам и пилотам-авиаторам дипломы, действительные во всех странах мира
. 28 июня 1910 - первый полет дирижабля Zeppelin с пассажирами на борту.
. 28 июня 1910 - министерство торговли и промышленности выдало "первому российскому товариществу воздухоплавания" разрешение на пуск в Петербурге завода по строительству летательных аппаратов.
. 1 сентября 1910 - Учебный воздухоплавательный парк под командованием Кованько был преобразован в Офицерскую воздухоплавательную школу.
. 05-29 сентября 1910 - Всероссийский праздник воздухоплавания в Петербурге. Было разыграно множество призов и премий — за высоту подъема, скорость, продолжительность и дальность полета, точность приземления.
. 23 апреля 1911 — в С. Петербурге открылась Международная воздухоплавательная выставка.
. 6 июля 1919 - George Herbert Scott-старший первым пересек Атлантику на дирижабле.
. 27 июня 1920 - первый свободный полет в СССР. Газовый аэростат стартовал из центра Москвы с Красной площади во время торжественного парада в честь II Конгресса Коммунистического Интернационала. Пилоты Анощенко, Куни и Олеринский.
. 2 января 1921 — первый полёт дирижабля "Красная звезда", перестроенного из дореволюционного дирижабля "Астра".
. 1 декабря 1921 - первый полет дирижабля, наполненного гелием.
. 12 октября 1924 г. - первые Всесоюзные соревнования воздухоплавателей (8 аэростатов), победили Н.М.Канищев и П.Ф.Федосеенко.
. 12 мая 1926 - дирижабль "Норвегия" достиг Северного полюса. Организаторы полета - Р. Амундсен, Л. Элсуорт, У. Нобиле.
. 15 ноября 1927 - аэронавт П.Федосеенко на сферическом аэростате объемом 647 куб.м продержался в воздухе 23 часа 52 мин
. 27 мая 1931 - первый успешный полет в стратосферу был совершен года швейцарцами Огюстом Пиккардом и Паулем Кипфером. Они поднялись на 15781 метров.
. 30 сентября 1933 - Г. Прокофьев, К. Годунов и Э. Бирнбаум на стратостате поднялись на рекордную высоту 18514 метров.
. 30 января 1934 - П. Федосеенко, А. Васенко и И. Усыскин на аэростате достигли рубежа 22 км. Во время полета гондола оторвалась, воздухоплаватели трагически погибли. Стратонавтов похоронили у Кремлевской стены.
. 29 сентября—4 октября 1937 — рекордный по продолжительности (130 ч 27 мин) полёт советского дирижабля В-6 (пройдено 4800 км).
. 28 ноября 1956 - в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров была создана Воздухоплавательная служба ВВС.
. 22 октября 1960 - Edward Yost создал прототип современного теплового аэростата.
. 20 августа 1966 - полет первого современного теплового аэростата в Европе под руководством пилота Veikko Kaseva.
. 4 января 1973 - первый удачный полет теплового дирижабля. Пилот Donald A. Cameron. Бристоль, Великобритания.
. 17 февраля 1973 - Dennis Floden выиграл первый Чемпионат мира по тепловым аэростатам.
. 14 сентября 1976 - пилот Peter Peterka и сопилот Kurt Rьnzi стали победителями первого Чемпионата мира по газовым аэростатам.
. 17 августа 1978 - американцы Бен Абруццо, Макси Андерсон и Ларри Ньюмен впервые на аэростате преодолели Атлантический океан..
. 11 апреля 1980 - первый в истории полет над Северным полюсом на тепловом аэростате. Пилот Sid Conn.
. 11 января 1981 - первая попытка кругосветного путешествия. Пилоты Maxie Leroy Anderson и Don Ida. Аэростат «Jules Vernes». Вылетев с территории Египта и пролетев 4302 км. пилоты были вынуждены приземлиться в Индии.
. 9 ноября 1981 - Тихий океан был покорен японцем Аски и американцами Андерсоном, Кларком и Ньюмэном на шаре "Дабл Игл V".
. 07 августа 1988 - Oscar Lindstrцm стал победителем первого чемпионата мира по тепловым дирижаблям
. 28 июля 1989 - полет на Тушинском аэродроме Первого монгольфьера советского производства, спроектированного в Центре научно-технического творчества «Вектор»
. 8 сентября 1991 - открытие первого чемпионата СССР по воздухоплаванию в Рыльске
. 3 октября 1990 - первый в истории полет из Великобритании в СССР (Ledurga, Латвия). Пилот Donald A. Cameron на аэростате "Doctus".
. 21 октября 1991 - первый в истории полет над Эверестом. Пилоты Chris Dewhirst на аэростате «Star Flyer I» и Andrew Charles Elson на «Star Flyer II»
. 23 апреля 1992 - первый перелет на аэростате из России в США через Берингов пролив. Пилот Masahiko Fujita (Япония) на аэростате "The Earth We Love".
. 12 января 1993 - попытка кругосветного путешествия. Пилот Larry Newman, сопилоты Владимир Джанибеков и Don Moses. Взлет аэростата "Virgin-Earthwinds" не состоялся.
. 12 декабря 1995 - первый полет аэростата над Антарктидой. Пилот Bill Arras.
. 21 апреля 1996 - пилот Иван Трифонов (Австрия) первым совершил соло полет над Северным полюсом на тепловом аэростате.
. 14-24 июня 1996 - Великие Луки принимали второй Чемпионат России по воздухоплаванию.
. 20 января 1997 - попытка кругосветного путешествия. Стартовав из Сент-Луиса, США, пилот Steve Fossett из-за проблем с перелетом в воздушном пространстве Ливии вынужден был приземлился в Индии, тем самым став первым, кто совершил беспосадочный перелет над тремя континентами.
. 05-07 сентября 1997 - Международный спортивный фестиваль воздухоплавателей «Москва-850».
. 19 сентября 1997 - закрытие I Всемирных воздушных игр. Лучшим пилотом тепловых аэростатов стал немец Uwe Schneider.
. 20 марта 1999 - после завершения полета вокруг земного шара продолжительностью в 19 дней 21 час и 55 минут на аэростате "Breitling Orbiter 3" установлен абсолютный мировой рекорд дальности полета - 40814 км. Этот рекорд установили воздухоплаватели Бертран Пиккар (Швейцария) и Брайан Джонс (Великобритания).

21 век
. 1 января 2000 - первый полет нового тысячелетия. Пилот Jan Frцjdman. Взлет в Lappajдrvi в 23:55, 31-го декабря 1999, посадка в Seinдjoki 1-го января 2000 в 09:00.
. 30 июня 2001 - Японский пилот тепловых аэростатов Masahiko Fujita стал победителем II всемирных воздушных игр. Klaus Weisgerber и сопилот Astrid Gerhardt выиграли зачет в классе газовых аэростатов.
. 1 июня 2002 - пилот М.Баканов на аэростате «Экономика и жизнь» достиг рекордной для России высоты 6696 метров.
. 8-16 июня 2002 - в городе Великие Луки был проведен I Кубок России по воздухоплаванию.
. 3 июля 2002 - второй в истории беспосадочный перелет вокруг земли совершил американский пилот Steve Fossett. На аэростате "Bud Light Spirit of Freedom" он преодолел из 34 242 км. За 320 часов 33 минуты.
. 18-21 июля 2002 - I Фестиваль специальных форм «Небо святого Сергия».
. 19 июня 2003 - первое поднятие аэростата «Экономика и Жизнь - Перо».
. 29 сентября 2003 - David Hempleman-Adams первым пересек Атлантический океан в открытой плетеной корзине.
. 20 февраля 2004 - пилотом Николаем Галкиным был установлен мировой рекорд продолжительности полета на тепловом дирижабле класса BX-04.
. 9 апреля 2004 - открытие сайта команды аэростатов «Экономика и Жизнь».
. 7 февраля 2005 - на аэродроме "Раменское" россиянками Натальей Володичевой и Екатериной Кочетковой был установлен женский мировой рекорд скорости на тепловом дирижабле подкласса BX-4 (объем оболочки 1 600- 3000 м3).
. 10 февраля 2005 - российский пилот Леонид Путинцев установил мировой рекорд скорости на одноместном газовом дирижабле Au-11, который относится к подклассу BA-02 (объем оболочки от 400 до 900м3)
. 24 февраля 2005 - россиянками Натальей Володичевой и Екатериной Кочетковой был установлен новый женский мировой рекорд продолжительности полета на тепловом дирижабле подкласса BX-4.
. 2 апреля 2005 - Валерием Шкуленко был установлен рекорд продолжительности полета на тепловом дирижабле класса BX-02.
. 24 мая 2005 - успешно закончилась экспедиция к Северному полюсу на воздушном шаре. За 38 дней аэростат «Святая Русь» под управлением Валентина Ефремова преодолел расстояние в 980 километров.
. 28 августа 2005 - открытие фестиваля «1000-летнее небо Казани».
. 1 марта 2006 года - российский воздухоплаватель Валерий Шкуленко установил мировой рекорд скорости на тепловом дирижабле Au-29 "Зяблик".
. 8 - 11 марта 2006 - в г. Дмитров, Московской области впервые в России была проведена ежегодная конференция CIA FAI.
. 17 августа 2006 г. в рамках программы «Высокий старт», организаторами которой являются Группа компаний «МЕТРОПОЛЬ» и Русское Воздухоплавательное Общество при участии Фонда арктических проектов, установлен мировой рекорд по подъему в высоту на дирижабле. Известный российский воздухоплаватель Станислав Федоров на дирижабле «Полярный Гусь» преодолел рубеж в 8 км.

Воздушный шар. Полеты во сне и на яву.

Вчера, 12 июля наш знаменитый вечный путешественник священник Федор Конюхов начал полет вокруг света на воздушном шаре. В честь этого события небольшая серия постов о том, как всё начиналось. т.е. об истории воздушных шаров.

А началось все с забавного случая: Однажды во время званого обеда жена одного из братьев Монгольфье подошла к камину. Поток горячего воздуха вдруг поднял подол ее юбки....

"Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей".
Такую записку получил в 1782 году Этьенн Монгольфье, владелец бумажной мануфактуры в маленьком французском городке, от своего старшего брата Жозефа. В результате нехитрого эксперимента Э. Монгольфье увидел, как матерчатая оболочка, сшитая в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнения ее дымом устремилась вверх.

Кто же такие изобретатели воздушного шара и пионеры воздухоплавания братья Монгольфье? Как им могла прийти мысль о полетах?
Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье родилися в небольшом французском городке Анноне в 1740 и 1745гг соответственно. Их отец, владелец бумажной фабрики, постарался дать детям хорошее образование. Однако старший сын его разочаровал: Жозеф был легкомысленным, романтичным подростком и терпеть не мог школьной зубрежки. В 13 лет он бросил учебу и сбежал из дома. Очень быстро мальчик столкнулся с нищетой и голодом и, не выдержав лишений, вернулся домой. Раскаявшись, он усердно занялся учебой. Особенно хорошо ему давались физика и химия.


Братья Монгольфье: слева - Жозеф, справа - Этьен (гравюра XIX в).

Этьен, младший из братьев, тоже был мечтателем, но, в отличие от брата, рос усидчивым и послушным ребенком. Уже в молодости он стал известным архитектором. Позднее Этьен унаследовал семейный бизнес и вступил во владение бумажной фабрикой отца. Старший брат Жозеф стал его компаньоном. Дело было налажено хорошо, доходы семьи росли, и у братьев оставалось много свободного времени. Они посвящали его излюбленным занятиям – науке и мечтам о полетах.

Однажды, наблюдая за облаками, один из братьев предложил: а почему бы не наполнить горячим паром холстяной шар, быть может, он взлетит? Опыт оказался неудачным: пар моментально остывал и каплями осаждался на холсте. Шар так и не поднялся в воздух. Братья попробовали наполнить шар водородом – газ мгновенно улетучивался сквозь ткань. Тогда Жозеф и Этьен изготовили бумажный шар – и снова разочарование: водород просачивался и сквозь поры в бумаге.
А тут такой случай - горячий воздух – вот то, чем следовало наполнить шар! И – о чудо! – на этот раз эксперимент оказался удачным. Шар взлетел.

Окрыленные успехом, братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфе решили показать изобретение широкой публике. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его оболочка, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения непроницаемости.
5 июня 1783 года состоялась первая публичная демонстрация изобретения братьев Монгольфье.

На центральной площади в Анноне собрались тысячи людей. Над толпой возвышался громадный, с трехэтажный дом, шар. На нем красовалась латинская надпись «Ad astra», что значит «К звездам». Восемь крупных мужчин едва удерживали это чудовище за веревки. Жозеф скомандовал отпускать, шар вырвался и полетел вертикально в небо. Площадь восхищенно ахнула.
Воздушный шар, наполненный дымом, устремился вверх, поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом 2 километра. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.

Раз начавшись, полеты продолжались.
27 августа 1783 года на Марсовом поле в Париже стартовал тепловой аэростат. На глазах 300 тысяч зрителей он устремился ввысь и вскоре стал невидимым. Когда кто-то из присутствовавших воскликнул: "Какой же во всем этом смысл?!" - известный американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин, находившийся среди зрителей, заметил: "А какой смысл в появлении на свет новорожденного?" Замечание оказалось пророческим. На свет появился "новорожденный", которому было предопределено великое будущее.
Зрелище почтил вниманием сам король Людовик XVIII, проявивший к воздухоплаванию живейший интерес. Братья подвесили к шару корзину для пассажиров. Первыми чести подняться в воздух удостоились животные – утка, петух и баран (к сведению для тех, кто обвиняет наших ученых в бесчеловечныом отношении к животным, отправлявшимся в космоc до людей).
Полет прошел удачно, животные не пострадали.

Братья Монгольфье сделались героями дня, были удостоены наград, а все тепловые аэростаты, в которых для создания подъемной силы использовался дымный воздух, стали с того дня именоваться монгольфьерами.

Первым человеком, отправившимся в космом был Юрий Гагарин, это как назубок, а кто же был первым, поднявшимся на высоту, в воздух, в небо? Это были не сами Монгольфье. Король Франции Луи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете, дело в том что в ученых кругах того времени развернулась оживленная дискуссия о безопасности такого полета. Опасались, что от недостатка воздуха на высоте люди могли задохнуться.
21 ноября 1783 впервые в истории в свободный полет на воздушном шаре отправились известный ученый, химик Жан Франсуа Пилатр де Розье вместе с маркизом Франсуа д"Арландом.
Король предложил отправить в полет двух приговоренных к смерти узников, однако его близкий друг, маркиз д"Арланд, возмутился: «Неужели честь первым вознестись к небесам будет принадлежать преступникам? Полечу я».

Построенный для этой цели новый шар был крупнее: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров. В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек.
Наполненный горячим воздухом шар поднялся из сада замка де ла Мюэт в западном пригороде Парижа.
Свидетелями полета стало множество людей. Большинство из них были уверены, что гибель смельчаков неизбежна. Но все страхи оказались напрасными, люди благополучно вернулись на землю.
Воздухоплаватели достигли высоты 915 метров (по другим данным 450 метров), провели в небе 25 минут и, пролетев над всем Парижем, приземлились в 8,5 километрах от места стартавблизи дороги на Фонтенбло.. Максимальная высота полета была, предположительно, чуть больше

Полет сам по себе был замечательным событием, но помимо этого он как бы подытоживал крупнейшее достижение химии: отказ от флогистонной теории строения вещества, рухнувшей, когда оказалось, что различные газы имеют разный вес.

С первыми полетами пилотируемых и беспилотных воздушных шаров тесно связаны имена четырех выдающихся химиков - Джозефа Блэка, Генри Кавендиша, Джозефа Пристли и Антуана Лавуазье, чьи работы открыли путь к ясному пониманию химической природы материи. В последующие годы в Европе было совершено множество полетов на воздушных шарах.
англичанин Джеймс Глешер в 1861–1863 году несколько десятков раз поднимался в воздух для исследования атмосферы.

Так человечество научилось летать..