» » Какие птицы питаются шишками зимой. Ошмарин П

Какие птицы питаются шишками зимой. Ошмарин П

Потапов Тимур

В своей работе ученик раскрывает тайны природы: особенности сосновых шишек, значение шишек в жизни животных леса, проводит экспериментальные наблюдения за видоизменением шишек, помещенных в ёмкость с водой. К работе сделана презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«ТАЙНА СОСНОВОЙ ШИШКИ»

Потапов Тимур

МБОУ «СОШ №44», 2 класс А

Научный руководитель:

Шикова О.Н., учитель начальных классов

Набережные Челны

2014

  1. ВВЕДЕНИЕ

Дневник работы над проектом

Тема проекта: «Тайна сосновой шишки».

Я выбрал эту тему, потому что очень хотел узнать секреты природы. Мне хотелось понять, отчего сосновые шишки раскрываются и закрываются. Почему так происходит, для чего это нужно? Какую роль это свойство выполняет в жизни животных, обитающих в лесу?

Цель работы:

  1. Познакомиться с особенностями сосновых шишек.
  2. Показать значение сосновых шишек для жизни животных в лесу.
  3. Провести экспериментальные наблюдения за видоизменением сосновых шишек, помещенных в емкость с водой.

4. Научиться презентовать изученный материал и вызывать интерес у слушателей.

План работы:

  1. Выбор темы исследования.
  2. Поиск информации по выбранной теме в энциклопедии и википедии, ее сбор и анализ.
  3. Проведение эксперимента над сосновыми шишками (подготовка материала и съемка фотографий по каждому этапу исследования).
  4. Подготовка и оформление презентации.
  5. Подготовка описания по проекту.

Этапы выполнения работы:

  1. Пролистывая в очередной раз энциклопедию, я остановил свое внимание на теме, посвященной жизни животных в сосновом лесу. Мне стало интересно, почему сосновые шишки, которыми питаются многие животные, имеют такую интересную форму. Я обратил свое внимание на то, что незрелые зеленые шишки всегда имеют конусообразную форму, а у зрелых шишек чешуйки всегда раскрыты. Я задумался, отчего чешуйки шишек раскрываются? Так я начал свое занимательное исследование.
  2. Я обратился к помощи родителей, и мы стали собирать интересные факты и иллюстрации по этой теме из книг и электронной энциклопедии. Было очень забавно рассматривать готовые фотографии о лесе, о животных, о подделках, которые можно изготовить из шишек, и удивляться их разнообразию.
  3. Потом я приступил к эксперименту. Я рассматривал шишки до того, как погрузил их в воду. Наблюдал за изменениями их формы, когда они находились в воде. После всего этого делал выводы.
  4. Каждый шаг эксперимента был сфотографирован. Потом эти фотографии я использовал для подготовки моей презентации по проекту.
  5. Я завершил работу над проектом, оформив свое исследование в виде красочной презентации и подготовив его описание.
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тайна сосновой шишки.

Свое исследование я начал с изучения видов сосен и наблюдения за шишками на разных стадиях роста (Слайд №1 и №2).

Я вспомнил, что под старыми соснами на прогулке можно увидеть множество сухих, рыхлых, с оттопыренными чешуйками шишек. Они коричневые, деревянистые, по величине больше грецкого ореха. Изучая фотографии, я узнал, что жизнь сосновой шишечки начинается с образования маленького, размером с пшено, шарика красного цвета. Именно так выглядит сосновый зародыш, когда ему всего несколько дней. Такой зародыш появляется в конце весны, когда на дереве из почек начинают образовываться молодые побеги. Первое время эти побеги еще не имеют сосновых иголок (хвоинок). Вместо них можно увидеть своеобразные короткие пеньки, представляющие собой беловатые, заостренные на концах отростки. На верхушке этого побега и находится маленькая шишечка. В некоторых случаях их бывает 2 штуки. Обнаружить такую шишечку крайне сложно – она еле заметна. Но даже, если ее и замечают, то вряд ли догадываются, что это такое. Никому в голову не приходит, что этот маленький зачаток и есть большая шишка в будущем.

Мне стало интересно, как развиваются молодые шишки сосны? Оказывается, что в течение всего лета шишка сосны обыкновенной растет и к осени уже становится зеленой, достигает размера с горошину. В такой стадии она остается в течение всей зимы. С наступлением весны ее развитие продолжается дальше. Соплодие становится значительно больше. Размер шишки сосны в это время составляет 2,5-7 см. А под конец лета достигает своих взрослых размеров (8-10 см в длину и 3-4 см в ширину). К следующей зиме она становится коричневого цвета, вполне зрелой, однако не раскрывается. Чешуйки у нее все также плотно прижаты, поэтому семена еще не могут высыпаться. Это они могут сделать только на третью свою весну, когда уже сошел снег, а дни стали сухими и солнечными. Соплодия начинают подсыхать, в результате чего чешуйки у них оттопыриваются и крылатые семена вылетают на волю, которыми потом питаются лесные обитатели или из которых появляются новые растения.

Я узнал, что сосновые шишки очень ценный продукт. Их используют в народной медицине для приготовления целебных отваров, сиропов и варенья для лечения различных простудных заболеваний, бронхита, болезней суставов и даже инсульта (Слайд № 3, 4 и 5).

Погружаясь в изучение моей темы, я выяснил, что шишки служат источником питания для многих животных и птиц, обитающих в сосновом лесу. Я изучал литературу, рассматривал иллюстрации и сделал вывод о том, что разные животные по-разному добывают семена из шишек.

Я узнал, что белка, сорвав шишку, поворачивает её лапками, обгрызает чешуйки и выбирает из-под них семена. Бурундук отгрызает чешуйки не так близко к стержню, как белка, поэтому стержень шишки после него более толстый, с длинными остатками чешуи. Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам. Сорвав с дерева шишку, дятел летит к щели в стволе дерева, втискивает туда шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки и вынимает семена. Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много не отогнутой чешуи и не вынутых семян, причем на сорванной клестом шишке остаются зелёные веточки. Это происходит оттого, что птица срывает их с дерева неаккуратно.

Я подготовил слайд с фотографиями животных и птиц, которые питаются сосновыми шишками (Слайд №6).

Исследуя выбранную тему, я вспомнил о том, как в детском саду я с огромным удовольствием мастерил подделки из шишек, которые были собраны на свежем воздухе. Подделки из шишек могут изготовить не только дети, но и взрослые.

Фото шишек сосны наглядно демонстрирует их необыкновенную красоту. Стоит применить лишь немного фантазии и сосновые красавицы займут достойное место в доме, саду или на даче. Использовать их можно самыми разными способами, разделив на отдельные мелкие лепесточки и смастерив какую-нибудь смешную и яркую композицию, а можно использовать всю шишечку целиком.

Из шишек отлично получаются различные животные, гирлянды, подсвечники и елочки (Слайд № 7).

  1. МОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

После изучения литературы, я приступил к своему эксперименту, который показывает, как видоизменяется шишка, опущенная в емкость с водой (Слайды № 9-12).

Эксперимент указывает на свойство шишки принимать и отдавать воду. Под воздействием влажной окружающей среды чешуйки шишек закрываются, а при сухом воздухе раскрываются. Это физическое свойство шишки используется в гигрометрах, которые служат для определения влажности воздуха окружающей среды.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из своей исследовательской работы я узнал, что шишка – это уникальное явление природы:

  • Семена шишек необходимы в природе для появления новых молодых деревьев, из которых образуется сосновый лес, где всегда чистый и свежий воздух, где всегда приятно погулять.
  • Семена шишек – это корм для многих животных и птиц.
  • Сосновые шишки часто используют для лечения различных болезней и даже применяют в кулинарии.
  • Физическое свойство шишек поглощать и отдавать влагу может быть использовано в промышленности, например, при создании гигрометра.
  • А воспользовавшись своим воображением, можно из шишек изготовить массу забавных поделок и игрушек.

Завершив свое исследование, я осознал, как много в мире всего интересного и сколько еще всего нового мне предстоит узнать и открыть!

Я думаю, что полученные в ходе моего исследования знания помогут и мне, и ребятам в дальнейшей жизни!

1.Детские энциклопедии: «Я познаю мир», «Всё обо всём»

Перед Новым годом мы часто объясняем детям, что рубить живые елочки для праздника нехорошо. Но одно дело - устное объяснение и лозунги-призывы беречь деревья, и совсем другое - обоснование запрета. Взрослый должен помочь ребенку увидеть «за деревьями лес» и помочь понять, как все в природе тесно связано. Ведь лес - это не только ели или березы, это еще и кустарники, травы, грибы, мхи, звери, птицы, насекомые, пауки. Сделать это поможет разработанная нами дидактическая игра «Есть у елочки друзья».

Цель игры: показать дошкольникам, какие животные, растения, грибы связаны с елью и еловыми лесами.

Описание игры: игра представляет собой комплект карточек. На большой карточке изображена ель, на маленьких - связанные с ней живые организмы. Обратите внимание на то, что представлены различные группы растений (деревья, кустарнички, кустарники, травы, мхи), грибы, животные разных систематических групп (звери, птицы, насекомые). Для одних из них ель (еловый лес) - это дом, для других - столовая, для третьих - и то и другое. Вы можете дополнить игру карточками с изображением других живых организмов, связанных с этим деревом. Важно выбрать те, у которых достаточно простые названия и о которых вы можете рассказать что-то интересное.

Предварительная работа

1. Рассмотрите фотографии, рисунки, художественные картины, на которых изображена ель. Чем она отличается от других деревьев?

2. Познакомьте ребят с настоящей елью: пусть они потрогают ее иголочки, погладят и понюхают ствол, найдут молодые побеги, рассмотрят шишки и семена с помощью лупы, поищут насекомых, пауков на коре или под ней; постоят под кроной дерева и посмотрят вверх, выяснят, много ли солнечных лучей попадает на землю, есть ли под елью старые хвоинки, какого они цвета и откуда взялись. Прилетают ли к дереву птицы? Что происходит, если зимой на ветки падает очень много снега? (У ели пружинистые «лапы», которые прогибаются под тяжестью снега, и он сползает с них.)

3. Прочитайте рассказы, стихотворения об этом дереве, загадайте о нем загадки, обратите внимание на сказки, в которых описывались дремучие еловые леса.

4. Проведите беседу о еловом лесе, обратив внимание детей на его особенности: в нем мало света, а значит, там не могут обитать растения, которые любят свет; устилающие землю хвоинки тоже не пускают под ветки ели многие растения и грибы. Подчеркните, что с елью, как и с другими деревьями, связаны многие животные, растения, грибы.

Возраст детей - 4-7 лет. Малыши просто рассматривают картинки, воспитатель может им рассказать, какие животные обитают на елочке, а какие поедают ее семена, хвоинки. Используя карточки, можно составить коротенькие рассказы. С детьми старшего возраста возможны более сложные варианты работы.

Варианты игры

1-й вариант.Добавьте к карточкам другие, с изображением живых организмов, не связанных с елью. Загадайте детям загадку о ели. Когда они отгадают ее, выложите на столе большую карточку с изображением этого дерева. Затем по очереди показывайте маленькие карточки. Задачи детей:

а) определить, связано ли растение, гриб или животное с елью;
б) объяснить, как именно (кто-то питается хвоей, кто-то корой, кто-то строит гнездо на ее ветвях).

2-й вариант. На столе выкладывается большая карта ели, маленькие карточки перемешиваются и раскладываются вниз рисунком. Дети по очереди берут карточки, объясняют, какое отношение животное или растение имеет к ели. Если объяснение верное, карточка размещается возле карты с елью, если нет - кладется обратно на стол, и все карточки перемешиваются.

3-й вариант. Все карточки лежат на столе рисунком вверх. Подберите загадки обо всех живых организмах. Загадывайте их по очереди. Тот, кто дал правильный ответ, получает право найти соответствующую карточку, рассказать о животном или растении и положить его рядом с большой картой ели.

4-й вариант. Рядом с большой картой ели дети выкладывают из маленьких карточек «живые» цепочки (кто кого ест). Первой картой при этом будет либо ель, либо связанные с ней растения. Например: ель (семена) - белка - куница; ель (хвоя) - рябчик - рысь; ель (семена) - мышь - рысь.

5-й вариант. Дети сидят в кругу. Каждый ребенок получает от воспитателя маленькую карточку. Большая карта ели кладется посередине круга. Участники игры по очереди показывают всем свою карточку, называют животное или растение, доказывают, что оно связано с елью, и кладут карточку рядом с изображением дерева.

6-й вариант. Изобразите еловый лес, выделив его «этажи». Распределите маленькие карточки по этажам, в зависимости от места обитания живого организма.

7-й вариант. Изготовьте такие же карточки для другого дерева, например, для березы или дуба. Перемешайте на столе все маленькие карточки и попросите детей распределить: одни положить возле рисунка сосны, другие - возле рисунка ели.

8-й вариант. Используйте предложенные ниже тексты для составления описаний животных, растений, грибов. Во время игры вы кладете возле себя маленькую карточку изображением вниз и зачитываете одно из описаний, не называя живой организм. Дети отгадывают, о чем или о ком идет речь. Если ответ верен, вы переворачиваете карточку и кладете ее возле рисунка ели.

9-й вариант. Разложите на столе все карточки. Скажите, что ель срубили к Новому году (уберите карточку с ее изображением). Пусть дети по очереди берут маленькие карточки и рассказывают, что произойдет с животным или растением, если ель исчезнет. В конце беседы сформулируйте, почему ели нужно беречь.

Описание животных, связанных с елью

Рысь любит еловые леса. Этого зверя легко узнать по кисточкам на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей. Логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей. Иногда зверь селится в старых барсучьих норах.

Куница. Следы этого небольшого хищника часто находят в старых ельниках, где много поваленных деревьев. Куница охотится на мышек-полевок, на рябчиков. У нее мягкие, пушистые лапки, что помогает ходить по снегу.
В теплое время года зверек любит отдыхать в просторных дуплах. Зимой же прячется под выворотами корней старых елей.

Заяц-беляк живет в разных лесах, в том числе и еловых. Передвигается длинными прыжками, при этом его более длинные задние ноги выносятся вперед дальше передних. Поэтому зверь оставляет особые следы. Хорошо известны его длинные уши. Если их отогнуть вперед, они достанут до кончика носа. Хвост белый или же с небольшой «добавкой» темных волос, короткий и округлый. Широкие лапы помогают зверю бегать по снегу, не проваливаясь. Летом заяц одет в коричнево-бурую шубку, с боков более светлую, брюхо же вообще белое. Зимой черными у него остаются только кончики ушей, а мех становится густым и длинным. Никаких постоянных убежищ зайцы, как правило, не делают. Только сильный мороз заставляет их выкопать в снегу норки. Днем же зверьки лежат в укромном месте под кустом или там, где много поваленных деревьев, ночью бодрствуют. Заяц ест траву, зимой - кору, ветки разных деревьев.

Бурый медведь хорошо себя чувствует в глухих таежных лесах, где много поваленных деревьев. Осенью медведь готовится к спячке. Иногда он устраивает себе лежбище в густом молодом еловом лесу или около дерева. Может даже улечься и на поляне, в доме, похожем на гнездо. Для этого зверь собирает в кучу мох и еловые ветки. Медвежьи берлоги могут находиться в ямах под поваленными деревьями или среди корней упавших деревьев. Иногда звери роют глубокие берлоги в земле. Сверху такой дом заносит снегом. Воздух внутрь проходит через небольшое отверстие. У медведей сильные лапы с большими когтями, хвост и уши короткие. Густая шерсть и толстый слой жира согревают его в холодную погоду. Медведь ест ягоды, плоды, орехи, листья и стебли, насекомых и их личинок.

Белка часто скачет по веткам ели. Она даже может спрыгнуть с вершины высокого дерева на землю. В дуплах, под корнями деревьев, среди мхов зверек запасает на зиму грибы, орехи. На ели белка устраивает особое гнездо из веток, стебельков черники, брусники. Оно называется гайно и похоже на шар с отверстием-входом сбоку. Изнутри такой дом выстлан травинками, мхами, пухом. В холодное время года белка ест не только осенние запасы, но и семена ели, которые достает из шишек, отшелушивая чешуйки. Такие шишки легко узнать: после беличьего обеда они становятся похожими на палочки с кисточкой на конце. Ест белка и молодые еловые веточки. Иногда ловит мелких мышек, улиток, ящериц.

Клеста-еловика, как и его собратьев, называют «северным попугаем» за необычные крестообразные клювы с перекрещенными концами. Про них говорят: «Кривлен нос - зелен хвост». Концы клюва загнуты в разные стороны и напоминают щипцы. Птица вставляет клюв между чешуйками еловой шишки, отгибает их и достает семечко. Цепляясь за шишку острыми коготками, клест иногда раскачивается на шишке, как на качелях. Ест он и почки ели. Еловик - птичка небольшая, чуть побольше воробья. Самец буровато-красный, с черно-бурыми крыльями и хвостом. Самочка зеленовато-серая. Клест - единственная из всех наших птиц может выводить птенцов зимой, даже в сильные морозы. Она строит из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, шерстью, перьями. Свой дом птицы прячут у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом. В таких местах нет ветра. Самец даже поет зимой. Мама-клест сидит на кладке полмесяца. Папа-клест приносит в гнездо семена еловых шишек.

Снегирь. Эта красногрудая птичка прилетает в города только в холодное и голодное время года. В марте-апреле она улетает в хвойные таежные леса. Здесь на горизонтально расположенных ветвях ели, вдалеке от главного ствола она строит гнездо, похожее на чашу. Птица откладывает 4-7 светло-голубоватых яиц с темными крапинками. Снегири питаются семенами различных деревьев, в том числе и ели, почками, побегами.

Сорока. Мало кто знает, что ель необходима и этой птице. Сороку проще всего увидеть на опушке леса, большого лесопарка.
А вот обнаружить ее гнездо очень сложно. Птица строит его на ели в глухом ельнике. Свой домик она складывает из веток, которые внутри плотно скрепляет глиной. Леток-вход располагается сбоку, а сверху сооружение накрывается колючими еловыми ветками. В такой дом хищнику забраться непросто. Сорока ест ягоды, гусениц, слизней, мышей.

Королек - одна из самых маленьких певчих птиц в нашей стране. Свои гнезда она обычно подвешивает на тоненьких ветках старых высоких елей, используя густые лапы в качестве крыши и защиты. Гнездо похоже на глубокую корзинку или на кошелек. Основной строительный материал - мох и лишайники. А в качестве нитей королек использует паутину, скрепляя растения с ее помощью. Стенки дома утепляются осиновым и ивовым пухом. Для еды птицы собирают насекомых и пауков на кончиках ели. Пение королька можно услышать ранней весной и даже в конце зимы.

Жук короед-типограф похож на маленький черный цилиндрик. Он живет под корой старых, больных или поваленных елей. Его имя переводится с греческого как «пишущий, оставляющий письмена, отпечатки». Если внимательно присмотреться к старому еловому бревну, можно обнаружить в коре дырочки. А под отодранным куском коры на внутренней стороне ствола заметен рисунок. Он напоминает веточку без листьев. На конце каждой веточки - закругление. Это и есть гнездо типографа. На надкрыльях короеда заметна особая ямка с зубчиками - тачка. Прогрызая ходы, жук складывает в нее древесную муку. Когда тачка наполнится, он выползает наружу и вытряхивает ее. Ранней весной жук выходит из своего укрытия и летает в поисках подходящих для поселения деревьев. Когда же типограф находит ослабленную ель, то строит домик для личинок, прогрызая дырочку в ее коре. Туда он откладывает мелкие яички. Появившиеся личинки грызут древесину, и каждая из них прокладывает свою дорожку.

Дровосек черный еловый отличается очень длинными усиками. Его крупные личинки с почти квадратной головой живут и растут под корой упавших деревьев. Жуки едят хвою и обгрызают кору на тонких веточках елей.

Растения, связанные с елью

Можжевельник - родственник кипарисов, вечнозеленый хвойный кустарник - часто растет в еловом лесу. Он даже похож на небольшую стройную елочку. У него тоже есть хвоинки, только они плоские. Шишки можжевельника напоминают ягоды, они так и называются - шишкоягоды. У них особый, горьковатый вкус и смолистый запах. На одном и том же кустарнике можно увидеть новые, зеленые ягоды, которые появились в этом году, и созревшие, прошлогодние, черные с сизым налетом. Можжевельник прекрасно очищает воздух от микробов. Растет это растение очень медленно и поэтому часто охраняется. Его ягоды любят многие птицы, особенно дрозды.

Волчье лыко, или волчеягодник, получил свое имя за то, что очень ядовит. Лыком же его называют из-за того, что его прочные, тонкие и гибкие стебли не ломаются, а тянутся. Этот небольшой кустарник цветет ранней весной, когда еще не полностью сошел снег. На его голых прутиках «сидят» розовые цветки, напоминающие сирень. У этих цветков нет собственных стебельков, они как будто приклеились к веточке. Нежный, приятный аромат цветков напоминает запах гиацинта. Но если цветок долго нюхать - заболит голова. Летом созревают красные блестящие ягоды. Но ядовиты они не для всех. Ими лакомятся некоторые птицы. Из-за красоты цветков волчье лыко собирают для букетов. Поэтому этот необычный кустарник занесен в некоторые Красные книги.

Черника - небольшой кустарничек с вкусными черными ягодами (отсюда - название, так как ягоды пачкают, «чернят» руки), часто встречается в еловом лесу. Ель оберегает его от палящего солнца, которое он не любит, а черника сохраняет для дерева влагу. Живет растение долго - около ста лет. Ее цветки похожи на маленькие розовые шарики. Осенью ее листья краснеют, а затем опадают. Зимой она прячется под толстым слоем снега. Согласно одной из легенд, чернику по всему свету расселили гномы.
К ее цветкам прилетают пчелы, правда, еловый лес они посещают нечасто. Ягоды черники едят медведь, глухари и многие другие птицы.

Кислица получила свое название за вкус листочков. Иногда их даже кладут в суп вместо щавеля или заваривают чай. А еще это маленькое растение называют заячьей капустой. Эта небольшая травка прекрасно растет в тени, и поэтому нежные листочки кислицы украшают многие еловые леса. Они очень нежные, тонкие, похожи на сердечки и состоят из трех маленьких листочков с выемкой на верхушке. Когда солнце сильно пригревает, листочки опускаются. То же самое с ними происходит и перед ненастьем. Так они сохраняют влагу. Белые цветки с розовыми полосочками на лепестках хорошо заметны в темном лесу. На ночь и перед дождем они закрываются. Когда у кислицы созревают плоды, она как бы выстреливает семенами, разбрасывая их на большое расстояние. Кроме того, семена растаскивают муравьи.

Одноцветка крупноцветковая любит расти среди елей на пушистом ковре из мха. Она неплохо чувствует себя и под еловыми лапами, так как может расти в тени. Для того чтобы понять, откуда произошло название растения, достаточно взглянуть на его единственный крупный цветок. Словно к стебельку прикреплена белая звездочка. Цветки очень ароматные: на их запах слетаются шмели, мухи, которые переносят пыльцу. Небольшие округлые кожистые листики находятся у самой земли. Они остаются зелеными и зимой. Одноцветка дружит с маленькими грибами, которые помогают прорасти ее семенам.

Плаун хорошо растет там, где влажно. Он похож на маленькую мохнатую елочку с длинными узкими шишечками (колосками) на верхушке. А еще его длинные побеги напоминают змею, которая спряталась среди мхов. Его часто собирают весной, чтобы украсить к празднику дом. Из-за этого растений вокруг городов становится все меньше, - ведь они очень долго растут. Срывая плаун, люди вытаскивают и его длинные корневища. Кроме того, это вечнозеленое растение легко погибает от огня.

Зеленый мох. Земля во многих ельниках словно укрыта мягким зеленым ковром из разных мхов. Даже есть такая загадка: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава».

Здесь ползают насекомые, на моховую подушку падают семена и листья растений. Эти маленькие растения очень неприхотливы и могут выживать даже в морозные зимы. У них нет настоящих корней, потому что пищу и воду они берут в основном из воздуха.

Грибы, связанные с елью

Рыжик еловый растет в молодых ельниках, иногда большими группами. Его можно узнать по желтоватой или синевато-зеленой шляпке (у соснового рыжика она рыжевато-оранжевая). Если разломить гриб, появится оранжевый млечный сок, который быстро зеленеет (в отличие от сока соснового рыжика). Рыжиками питаются разные животные, например, белочки. Грибники собирают их для солений.

Белый гриб еловый, как понятно из его названия, в отличие от своих собратьев - дубового, соснового и березового, вырастает среди елей. У него бурая, красноватая, гладкая шляпка на длинной, снизу толстенькой ножке, покрытой светло-бурой сеточкой.

Наталья РЫЖОВА,
д. п. н., ведущий научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство»
им. А.В. Запорожца

Этим летом в редакцию обратились сразу два садовода с вопросами на одну тему: хвойные растения страдают от каких-­то вредителей. Вероятно, проблема становится массовой, поэтому каждый садовод должен владеть информацией и быть готовым принять правильные меры.

Уважаемая редакция, помогите советом. У нас в саду растет высокая голубая ель. И нам, и соседям она очень нравится. Но в этом году на ее ветках какие­-то странные темные наросты, по­-моему, с паутиной. В этом месте хвоя опадает, или ее кто­-то ест. Чем обработать растение, и как это сделать, ведь наша ель уже выше второго этажа? Кроме того, в кроне живут птицы и, может быть, поедают этих вредителей. Как же быть?

К.М. Самойлов, Нижегородская обл.

Купила сосну горную в контейнере. Посадила в миксбордер. Растение было пушистое, с хорошей зеленой хвоей. Через некоторое время заметила, что часть иголок как будто срезана ножницами, причем на всех побегах. Но вредителей так и не увидела. Лишь на ветках какие­-то утолщения с паутинкой. Кто же съел все иголки?


Е. Марусева, Владимирская обл.

Вредителей хвойных растений можно разделить на три основные группы: хвоегрызущие, сосущие и стволовые.

Личинки насекомых, обгрызающие хвою, могут повреждать как молодой прирост текущего года, так и старую хвою. Но обычно вредители сосредоточены в верхней части побегов, где древесина более нежная.

В Средней полосе насекомые повреждают сосну, кедр (сосну сибирскую) и ель, в том числе нашу любимую ель колючую, голубую. Почти не трогают тисс, тую и можжевельник.

Сосну повреждают несколько хвоегрызущих вредителей: сосновый шел­копряд, сибирский шелкопряд, сосновая пяденица, сосновый бражник, обыкновенный сосновый пилильщик и другие. На сосне могут появляться зеленые гусеницы ночных бабочек совок, это часто происходит там, где рядом с участком есть сосновые леса.

Встречаются и такие вредители, как пилильщики-­ткачи (одиночный ткач и звездчатый ткач). Взрослые особи ­ мелкие неприметные мушки (фото 2). Их личинки (лжегусеницы) изменчивы по окраске. Они бывают серо­-зеленого цвета с продольными полосками (фото 1).

Характерная особенность ­ оплетение побегов тонкой паутиной, под ко­торой личинки практически незаметны. Гнездо заполнено экскрементами и ос­татками хвои. Внешне оно выглядит как утолщения на ветке (фото 1). Создается впечатление, что сосна поражена какой-­то болезнью, которая вызывает утолщение веток.

Гусеницы не любят яркого солнца и днем прячутся под паутиной, поэтому их не видно. Выходить из гнезда могут вечером, утром или в пасмурную погоду.

Длина личинок около 3 см. Они обгрызают хвою, оставляя от нее короткие пенечки (фото 3, 4). Взрослые гусеницы спускаются в почву, где и зимуют. Окукливание происходит в земляной колыбельке. Вылет нового поколения наблюдается в мае. В это же время самки откладывают яйца на хвою.

Молодые личинки питаются хвоей текущего года (фото 4). Подрастая, переходят на прошлогоднюю (фото 3).

Недоеденные хвоинки гусеницы затаскивают в гнездо. Если понаблюдать за растением, можно застать этот процесс. Сама гусеница скрыта под паутиной, и, кажется, что хвоинка шевелится сами по себе.

Несмотря на повреждение хвои, почки следующего года могут сохраниться, и хвоя постепенно восстанавливается (если нет повторного появления вредителя). Но при сильном поражении происходит массовое оголение и гибель ветвей.

МЕРЫ БОРЬБЫ

На небольших деревьях бороться с личинками пилильщиков и гусеницами несложно. Главное ­ вовремя разглядеть первое появление вредителей.

Карликовые хвойные можно обобрать даже руками, а потом провести обработку инсектицидами. Для этого подойдут любые препараты: Актелик, Децис, Профи, Фуфанон, Искра. Самое важное ­ периодически осматривать растения с средины мая до конца лета, так как гусеницы могут появляться снова. Если это произошло, обработку надо повторить.

Гусеницы, которые живут внутри побега или в гнезде из паутины, остаются неуязвимыми при опрыскивании, поэтому требуется увеличение дозы препарата или применение средств, которые впитываются растением. К таким препаратам относится Актара. Раствором поливают почву, и через корни он переходит в сок растения. По сути хвоя становится ядовитой. Питаясь ей, вредители погибают.

Если дерево высокое, и крона его большая, придется опрыскивать с по­мощью лестницы. Работа эта очень трудоемкая, и самим бывает не справить­ся. За помощью нужно обращаться в специализированные организации, в лесничества и ботанические сады. В их распоряжении есть средства, не подлежащие свободной продаже. Они более эффективны и безопасны для человека и животных. Также имеется специальное оборудование, позволяющее обработать высокую крону.

Такие услуги оказывают и некоторые фирмы, что занимаются ландшафтным дизайном. Информацию можно найти в Интернете.

Следует знать, что хвойные растения долго восстанавливают декоративность, и бороться с вредителями нужно сразу, как только они появились. Следите за своими растениями и вовремя принимайте меры.

Материал подготовила Е. Демчук, дизайнер.


Количество показов: 2016

Поедая семена и плоды лесных растений, птицы в наибольших количествах используют древесные и кустарниковые породы.

Семена ели, пихты и сосны, кедра и лиственницы, плоды дуба, грецкого ореха и каштана, клена и липы, рябины и лещины, бука и терна, можжевельника и черемухи, кизила и боярышника, а также еще почти трехсот видов деревьев и кустарников можно обнаружить в пище наших птиц. Вероятно, более 3/4 встречающихся в лесу птиц хоть изредка используют в питании семена и плоды, но более или менее часто и в значительных количествах - лишь 70-80 видов (в лесах европейской части СССР).

Семена лесных деревьев и кустарников обычно употребляют около 50 видов птиц: голуби, большой пестрый дятел, свиристель, дрозды, зарянка, славки, синицы, пищуха, поползень, чечетка, снегирь, щур, клесты, зяблик и некоторые другие вьюрковые, сойка, кедровка, кукша. В наших северных таежных лесах, где видовое разнообразие птиц невелико, семена березы поедают 14 видов птиц, а «можжевеловые ягоды» - около 10; плодами вороники питаются 20 видов, черники - 12, брусники - 13.

О масштабах потребления растительных зачатков свидетельствуют следующие цифры. В лесах Марийской АССР на 100 га сосняков, где гнездились три пары больших пестрых дятлов, под «кузницами» было обнаружено 33 780 разбитых прошедшей зимой сосновых шишек. По другим данным, одиночная птица за зиму 1963/64 г. расклевала 2272 шишки сосны черной, а за зиму 1964/65 г. - 4651 шишку сосны горной. В лесах Европы обычно большой пестрый дятел «обрабатывает» за зимний день 40-70 шишек ели или 70-140 шишек сосны.

Перелетая с дерева на дерево, стайки клестов «сбивают» на землю огромное количество еловых (или сосновых) шишек, так как в процессе извлечения семян часто роняют их. Подсчеты, проведенные нами в еловом лесу Московской обл., показали, что один клест за зимний день обронил на землю 217 шишек ели; по двум другим наблюдениям соответственно 106 и 158. И хотя, как показывают многочисленные наблюдения, птицы извлекают из шишек лишь незначительную часть семян (дятлы - около 70%, клесты - 5-15%), в целом к моменту осыпания семян (это бывает в солнечные тихие дни ранней весны) можно заметить, что число сохранившихся на деревьях шишек заметно поубавилось. На этом основании некоторые исследователи клестам и большому пестрому дятлу обычно выносили приговор - «вредители леса», но, во-первых, сбрасывая шишки на землю, дятлы и клесты (выполняя определенную биоценотическую функцию в лесу) обеспечивают таким образом пропитание разнообразнейших животных - белки, мышевидных грызунов, землероек-бурозубок и др. Более того, срывая шишки, клесты и дятлы положительно влияют на прирост побегов: несорванные шишки годами уже после высыпания из них семян продолжают висеть на дереве, что приводит к усыханию ветвей в местах прикрепления шишек, вызывая снижение числа активно фотосинтезирующих побегов в наиболее деятельной части крон деревьев. Поедая семена, многие синицы, а также клесты и дятлы охотно извлекают из шишек насекомых-карпофагов: гусениц Шишковой огневки, еловой Шишковой листовертки, личинок некоторых других чешуекрылых и жуков и т. п. Кроме того, сбрасывая на землю слаборасклеванные шишки, клесты и большой пестрый дятел пресекают дальнейшее развитие насекомых-карпофагов, так как на земле в условиях повышенной влажности личинки и куколки этих вредителей обречены на гибель. Таким образом, птицы снижают численность насекомых-семеноядов, влияя на заселенность шишек в следующем году. Во-вторых, так ли уж велика доля этих сбиваемых шишек в общем урожае хвойных деревьев?

Клесты появляются в лесах тех или иных регионов в значительном количестве лишь в годы урожая хвойных (сосны, ели, лиственницы); численность их поэтому из года в год колеблется в очень широких пределах. Будучи узкоспециализированными семеноедами, тесно связанными с хвойными породами, клесты полностью зависят от сроков созревания семян и распределения на территории таежной зоны мест с обильными урожаями. Вследствие этого А. Н. Формозов отмечал у целого ряда географических рас и популяций клестов полную утрату привязанности к гнездовой территории или отсутствие гнездового консерватизма, частые смены гнездовых районов с перемещениями на значительные расстояния. «Птицы-номады», или «птицы-цыгане», как издавна называют клестов немецкие орнитологи, помимо частых переселений, отличаются еще и удивительной пластичностью сроков гнездования - смещением половых циклов на осень, зиму и раннюю весну в зависимости от сроков созревания и наибольшей доступности семян их продуцентов.

Соответственно численности клестов в отдельные годы ими сбивается на землю огромное число шишек, а в другие - ни одной или очень мало. Обычно в урожайные годы клесты сбивают за зиму 10-20% созревших шишек ели (в лесах Московской обл.). Тем не менее в лесах, находящихся у северной границы своего распространения, их деятельность оказывает заметное влияние на самовозобновление хвойных пород. Например, у северной границы ареала ели (на Кольском п-ове), где ее урожайность очень низка, питание клестов семенами и сбивание шишек тормозят процесс естественного возобновления. Исследования, проведенные в еловых лесах Калининской обл. Д. Н. Даниловым, позволили учесть использование основными потребителями за полгода (с июня по декабрь) среднего по обилию урожая. Здесь из первоначального урожая, равного в среднем 23,03 кг на 1 га, было съедено 1,95 кг семян: белкой - 50,2%, большим пестрым дятлом - 29,9% и клестами - 19,9%. Кроме того, за это время было сброшено на землю в шишках 6,73 кг/га семян ели, что соответствовало 29,3% первоначального урожая.

Большая часть сбиваемых на землю шишек - работа клестов. Например, из 5279 шишек, собранных А. Н. Формозовым в лесах разных типов в Костромской области, 79,1% были сброшены клестами, 11,4% - раздолблены дятлами, 7,7% -погрызены белками и 1,8% упали, сильно поврежденные насекомыми. По наблюдениям М. В. Глазова и Н. В. Чернышева (1976), в еловых лесах Валдайской возвышенности с июля 1973 г. по май 1974 г. белка, большой пестрый дятел и клест-еловик сбросили с деревьев от 20 до 40% всего урожая еловых шишек на пробных площадях (обильный урожай колебался на разных площадях от 45 тыс. до 75 тыс. шишек на 1 га). При этом за осенне-зимний период, когда семена ели потребляли практически только три перечисленных вида позвоночных, они съели всего 10-15% семян. Косвенные зоогенные потери примерно вдвое превышали прямые (за счет выедания), что объясняется сбрасыванием клестами шишек, в которых еще оставалось 65-70% полноценных семян. Однако столь сильные прямые зоогенные потери от позвоночных-карпофагов случаются только в годы обильного плодоношения ели.

В течение весны 1974 г. продолжавшие питаться в шишках гусеницы Шишковой листовертки сократили число полноценных семян в висящих на деревьях шишках на 5-10%. Вообще же в годы обильного плодоношения зоогенные потери потенциального урожая семян (большую часть которых обусловливают насекомые - гусеницы еловой Шишковой листовертки, личинки еловой Шишковой галлицы, гусеницы Шишковой огневки, личинки еловой мухи и др.) достигают 30-40%, а в годы небольших урожаев семена могут полностью уничтожаться насекомыми.

Клесты, большой пестрый дятел, синицы и другие птицы начинают потреблять семена ели только на стадии молочно-восковой спелости, в конце июня - начале июля. К этому времени многие насекомые, развивающиеся в шишках, заканчивают питание. Таким образом, оказывая более позднее воздействие на урожай семян, птицы находятся в зависимости от своих кормовых конкурентов-насекомых. Масштабы уничтожения ими семян велики, например, шишковая листовертка повреждает до 67% еловых шишек. Для сравнения укажем, что желудевый долгоносик и желудевая плодожорка уничтожают до 50-90% урожая желудей; бересклетовая огневка в отдельные годы поражает до 90% семян бересклета. Поэтому при низких урожаях, когда насекомые уничтожают все семена (или их основную часть), птицы вынуждены перекочевывать в другие места (клесты, синица-московка, иногда и большой пестрый дятел) или переключаться на другие корма.

Наконец, в зависимости от породного состава деревьев в лесу и пространственного распределения плодоносящих деревьев, доля тех или иных растительных зачатков, потребляемая птицами, существенно изменяется. Например, в Нижнем Приангарье в пихтовых древостоях при очень обильном плодоношении хвойных пород с единичных елей клесты сбивали до 72-86% всего урожая шишек; в пойменных же ельниках доля сбитых шишек колебалась от 0 до 22%.

Более детально существующие зависимости между урожаем хвойных пород и размерами потребления их семян птицами-карпофагами можно проследить на примере большого пестрого дятла. Его роль в естественном возобновлении сосны и ели - вот уже более 150 лет предмет многократных исследований и противоречивых мнений специалистов.

Будучи тесно связан с сосной, елью, лиственницей, пихтой, семена которых составляют практически единственную его пищу зимой в лесах нашей страны, большой пестрый дятел проявляет территориальное поведение не только в период размножения, когда с занятого парой участка изгоняются другие особи вида, но и в осенне-зимний период, когда каждая особь завладевает собственным индивидуальным участком. В течение зимы каждый большой пестрый дятел придерживается определенного индивидуального участка, где кормится, площадь его колеблется от 3,5 до 5-6 и даже до 40-80 га.

Размеры индивидуальных кормовых участков дятлов в лесах центра европейской части СССР очень сильно варьируют в зависимости от урожая семян сосны и ели, а также состава древостоя. Например, в ело во-со с новом лесу с довольно значительной примесью осины и березы (в Московской обл.) размеры индивидуального кормового участка в разные зимы варьировали от 5-8 до 15 га. На каждом из таких участков обычно бывало от 20-30 до 70 «кузниц», под каждой из которых в апреле можно было обнаружить от 3-5 до 3000-5000 шишек. В среднем под каждой «кузницей» в 1958/59 г. (когда был обильный урожай ели) находилось по 60 еловых и 15-20 сосновых шишек; в 1963/64 г. (когда был обильный урожай сосны) - по 400 сосновых и 20 еловых, соответственно «кузниц» на каждом индивидуальном участке было значительно меньше. Потребление семян ели или сосны всецело зависит от урожая. Как показали наблюдения, в течение дня в январе обрабатывается 70-100 сосновых или 50- 70 еловых шишек; а с 21 марта по 21 апреля на участке хвойного леса площадью в 1 га было раздолблено 345 еловых и 104 сосновые шишки. В желудках больших пестрых дятлов, отстрелянных в осенне-зимний период, в хвойных лесах Подмосковья в годы обильного урожая сосны мы находили по 150-250 семян сосны, в отдельных - до 300. Очень приблизительная прикидка, основанная на знании среднего размера индивидуального кормового участка, урожая ели в зиму 1958/59 г. и сосны - в 1963/64 г„ а также количества сбитых шишек, накопившихся на индивидуальных кормовых участках к весне, позволяет предположить, что за 6 месяцев (с осени до весны) дятлы сбивали около 5-6% шишек и в том и в другом случаях.

Однако в приведенной оценке не учтены колебания семенной продукции в разных участках леса, различия в размещении дятлов, плотность населения которых в зимний период бывает большей в годы урожая ели и сосны (семена этих деревьев составляют в лесах центра европейской части страны практически единственную пищу для большого пестрого дятла в осенне-зимний период) и в участках леса, где урожай хвойных пород выше. Как показывают наблюдения, даже несущественные, казалось бы, особенности окружающих условий кардинальным образом влияют на масштабы изымания дятлами семенной продукции в том или ином участке хвойного леса. Например, в ельнике-зеленомошнике в окрестностях деревни Ферязкино (Калининская обл.), несмотря на хороший урожай в 1982/83 г. (45 тыс. шишек на 1 га), в глубине елового массива лишь под редкими деревьями можно было обнаружить по 5-7 разбитых дятлами шишек. Зато там, где в окружающем ельник молодом смешанном лесу попадались старые полуусохшие сосны, на тех из них, что были не далее 50-70 м от границы с ельником, дятлы устроили свои «кузницы» - и под каждой большой сосной валялось по 300-500, а иногда и более «битых» шишек ели. Таким образом, дятлы интенсивно использовали семенную продукцию ельника лишь по его краям. Поэтому в среднем по всему еловому массиву изъятие семян дятлами оказалось очень низко (непропорционально размерам урожая ели), что было обусловлено отсутствием на елях подходящих для зажимания раздалбливаемых шишек «станков» (узких ниш в усохшей древесине ствола или крупных ветвей). Таким образом, метод расчета грубой оценки размеров уничтожения семенной продукции хвойных пород дятлами в процессе питания, который приводился (именно так ее и получали в большинстве соответствующих исследований), дает лишь очень приблизительный, обычно завышенный результат.

Проделанный нами в конце весны - начале лета учет всего урожая шишек и использованных дятлами показал, что, например, за зимний период 1963/64 г. ими было «обработано» лишь 1,6% шишек сосны и 0,3% - ели (урожай сосны был почти втрое выше, чем ели: в сосняке - 63 тыс. шишек на 1 га, в ельнике - 24 тыс.). При этом доля расклеванных шишек была выше в тех участках леса, где ниже был урожай. Поскольку при снижении урожая хвойных деревьев ниже какого-то определенного уровня дятлы откочевывают из таких лесов, ограниченное узкими рамками определенных (и высоких!) уровней урожайности хвойных пород в лесу их значение в уничтожении семян не может быть существенно.

Приведенные данные свидетельствуют, что большой пестрый дятел не имеет заметного самостоятельного отрицательного значения как потребитель семян, а является лишь одним из необходимых звеньев биоценотических связей, обеспечивающих трансформацию вещества и энергии в лесных экосистемах и тем способствующий их существованию и устойчивому функционированию.

Очевидно, вообще, в естественных климаксовых лесах доля поедаемого птицами урожая растительных зачатков определяется размерами его части, доступной для птиц, и численностью пернатого населения леса, потребляющего ее. Значительные непериодические изменения урожая растительных зачатков основных лесообразующих пород обусловливают в наших лесах большее или меньшее несоответствие между обилием доступных растительных зачатков и численностью использующих их птиц-семеноедов. В качестве эволюционно выработавшейся адаптации к резким колебаниям урожая семенных кормов в лесах следует рассматривать «бродяжничество» клестов в поисках лесов, обильных подходящими кормами, и в меньшей степени некоторых других семеноядных птиц.

Как установлено в лесах Финляндии А. Рейникайненом, Кольского п-ова Г. А. Новиковым, а также для тайги СССР А. Н.Формозовым, динамика численности клестов точно совпадает с урожайностью семян ели; аналогичным образом изменяется и численность большого пестрого дятла. От урожайности семян березы зависит численность чечеток, а от плодов рябины - свиристеля. Таким образом, имеется четкая синхронность в изменении обилия зачатков соответствующих лесных деревьев и численности птиц-карпофагов (монофаги), специализированных на потреблении узкого набора определенных семенных кормов. Однако большинство видов птиц, использующих семенные корма, реагируют на колебания урожая растительных зачатков иначе: при урожае они поедают растительные зачатки чаще и в большем количестве, при неурожае - лишь изредка. Потребление птицами семенных кормов таким путем приводится в известное соответствие с их урожаем в лесу. Но поскольку в годы обильных урожаев количество продуцируемых деревьями зачатков многократно возрастает, значительная их часть не используется, осыпается на землю, образуя так называемый почвенный запас, либо - прорастает весной.

Огромное количество растительных зачатков поедают сойка, кедровка, свиристель, дрозды, славки и многие другие лесные птицы. О количестве уничтожаемых птицами семян и плодов могут дать представление следующие цифры, полученные нами при осенне-зимних наблюдениях в лесах Московской обл. За день сойка съедала 8 - 21, в среднем около 12 - 16 желудей, дрозд-рябинник - 50 - 60 плодов рябины, пищуха - до 100 семян ели (не считая других кормов - беспозвоночных). О значительном количестве поедаемых птицами растительных зачатков свидетельствует и анализ пищеварительных трактов птиц, отстрелянных на месте питания. Например, в желудке снегиря, добытого в лесостепной дубраве «Лес на Ворскле» (Белгородская обл.) 29.1 1937 г., оказалось 500 семян ясеня; 2.III 1955 г. в окрестностях Ленинграда за один прилет к гнезду клест-еловик принес птенцам около 450 еловых семян; в желудке большого пестрого дятла, отстрелянного в западном Подмосковье в октябре 1958 г., было обнаружено 300 семян сосны.

На первый взгляд кажется совершенно очевидным, что поедание анемохорных (рассеиваемых ветром) растительных зачатков всегда имеет для соответствующих растений отрицательное значение. В естественных древостоях, однако, лесовосстановление часто не зависит непосредственно от интенсивности обсеменения, а определяется условиями, складывающимися под пологом леса (освещенность, химизм подстилки и почвенной среды, влажность, конкуренция и т. п.), влияющими на прорастание растительных зачатков и развитие всходов. Дело в том, что почвенный запас зачатков анемохорных растений (находящихся в состоянии покоя и «ждущих своего часа», чтобы «тронуться в рост», когда условия станут подходящими) бывает очень велик. Например, в подстилке и почве ельника запас непроросших еловых семян измеряется многими миллионами экземпляров на 1 га. Такой избыток семян, как и последующее появление (в «благоприятный» год) огромного количества всходов, необходим для подавления густым подростом травянистой растительности, препятствующей лесовозобновлению. Для ненарушенных хозяйственной деятельностью лесов такая смена поколений характерна. Поэтому именно такое избыточное обсеменение - обязательное условие устойчивости лесного сообщества. В этом случае потребление семян позвоночными следует рассматривать как использование «фитоценотически избыточной» продукции. Это в конечном счете имеет положительное значение, так как насыщает сообщество животными, делает его более устойчивым. В то же время позвоночные-семеноеды в связи с особенностями своей экологии не дают таких вспышек массового размножения, которые могли бы разрушить средообразующее ядро лесной растительности.