» » Когда будет священная ночь у мусульман. Достоинства ночи бараат

Когда будет священная ночь у мусульман. Достоинства ночи бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан (ночь с 19 апреля на 20 мая, 2019 г.) .

Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует?

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.

Ровно посередине месяца Шаабан по Хиджре мусульмане во всем мире ожидают священную лейлат Аль Бараат. В 2020 году она наступит с 7 на 8 апреля. Это особенная дата, потому что именно в ночь Бараат Всевышний благосклонен к молитвам верующих. Он принимает покаяние и вершит судьбы людей, не жалея своей милости, прощая и награждая тех, кто искренне верит и поклоняется ему.

История праздника

Однажды ночью в середине месяца Шаабан Пророк Мухаммадﷺ очень долго молился. Его жена Айша увидела, что он находится в положении саджда слишком долго, и испугалась, что Пророкﷺ умер. Она подошла и прикоснулась к пальцам на его руке. Пророк Мухаммадﷺ пошевелил пальцами, и она поняла, что он молится. Когда он закончил и вернулся, Айша сказала: «Я никогда раньше не видела, чтобы ты так долго находился в саджда. На что был ответ: «Ты знаешь, какая сегодня ночь?» Она ответила: «Аллах, и его посланник знают». Он продолжил: «Это лейлат нусеф мин аль шаабан (половины шаабана). В эту ночь Аллахﷻ Всемогущий обращается к своим рабам. Он прощает раскаявшихся и милостив к молящимся, но не простит ненавидящих» (Достоверный хадис Шуаб Аль Иман про Аиша 5/140/3 Албайгаки).

Значение ночи Бараат для мусульман

В переводе с арабского значение слова бараат – «непричастность» или «очищение», еще ее называют ночью молитв, ответа, наделения (Аллахﷻ уделяет каждому его долю), благословения и благодати. Лейлат аль Бараат – ночь большой милости Господа и очищения от грехов. В одном достоверном хадисе сообщается «В эту ночь Аллах смотрит на состояние своих рабов, прощает всех раскаявшихся, кроме поклоняющихся идолам и ненавидящих». В другом хадисе сказано «Аллах в середине месяца шаабан спустил благодать свою над землею и простил грехи людей, количество которых больше, чем шерстинок на шкурах баранов рода Кальб». Но простит он не всех, согласно рассказанному в хадисах, не получат прощения такие люди:

  • многобожники,
  • те, кто ненавидит мусульман,
  • проявляющие высокомерие (носящие одежду ниже щиколоток),
  • перечащие родителям,
  • разрывающие отношения с родственниками,
  • совершающие прелюбодеяния,
  • употребляющие алкоголь,
  • распространяющие клевету.

Лейлят-аль-Бараа. Видео

Как проводить ночь Бараат, что нужно делать?

Наш Пророкﷺ сообщил сподвижникам: «Как только наступит ночь в середине шаабаан, проводите ее в молитве, а днем поститесь». Потому что Всевышний посылает милость свою на землю и обращается: «Есть ли кающиеся передо Мной? Есть ли просящие милости Моей? Есть ли страждущие?» и до самого рассвета прислушивается к мольбам людей. В эту благословенную ночь мусульмане обращаются к Аллахуﷻ, благодарят его, просят принять добрые дела, простить все грехи.

Мусульманину необходимо задуматься над своей жизнью и всеми совершенными в течение года поступки. Если не все его дела были добрыми, нужно раскаяться, просить прощения и больше не совершать ошибок. Если в течение года вы кого-нибудь обидели, или находитесь в ссоре, нужно попросить прощения и помириться, как подобает братьям, ведь все мы братья.

Важно отказаться от любой вражды, злобы, гордыни, непослушания родителей с намерением больше не совершать подобных грехов. Иначе они будут отдалять нас от очищения в ночь Бараат. Провести ее лучше всего, совершая намаз и читая Священный Коран, делая дуа. Помянуть умерших и пожелать для них милости Всевышнего, прощения грехов. Почитать родителей, старших, объяснять детям важность священной ночи Аль Бараат.

Нужны ли поздравления в этот день?

Этот день не относится к мусульманским праздникам, в честь этой даты не украшают улицы фонарями, не готовят особых блюд. Не проводятся собрания и совместные намазы. Эта ночь – для раздумий, переосмысления поступков, покаяния, очищения. Является ли памятная дата нововведением? Нет, Лейлат аль Бараат — это не нововведение: проводить ее в молитвах и держать пост с наступлением утра – это сунна. После Шаабана наступает Рамадан, в который Аллахﷻ ниспослал людям священный Коран.

А как вы проводите время в ночь Бараат? Давайте делиться в комментариях.

В отличие от григорианского летоисчисления исламский год начинается не 1 января, а в день Хиджры, когда Пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину в 622 году нашей эры. В каждом из 12 месяцев мусульманского календаря в среднем 29 дней. Тем не менее фиксированной даты начала и конца каждого месяца нет, поскольку они плавают в зависимости от фазы Луны (от новолуния к новолунию). Всего же лунный год насчитывает 354 дня, таким образом он на 11 дней короче солнечного. Именно поэтому ежегодно календарь сдвигается на 11 дней, а, следовательно, и меняются даты некоторых праздников.

Всего в мусульманском календаре насчитывается 36 праздников. Каждый из них имеет сакральное значение для представителей исламского мира.

Главная отличительная черта исламского календаря – в нем нет праздников, заимствованных у других религий. Поскольку Мухаммед запретил своим последователям отмечать события других вер.

В феврале

  • 19 февраля – Страдания Фатимы.

Фатима – младшая дочь Проророка Мухаммеда. Для мусульман она является примером богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. Умерла спустя несколько месяцев после гибели своего отца. Смерть Фатимы верующие рассматривают как акт мученичества и в честь этого ежегодно почитают ее память 20-дневным трауром.

В марте

В первый месяц весны празднуют несколько событий.

  • 21 марта – .

В некоторых странах называют Нооруз, Наврыз. Знаменует собой обновление жизни, а также считается днем очищения. Принято готовится к нему заранее, за 2 недели. Верующие проращивают пшеницу и чечевицу, которым после украшают праздничный стол. Обязательно наводят порядок в доме. Есть убеждение, что в Навруз Аллах прощает грехи и долги.

  • 22 марта – Ночь Рагаиб.
  • 25 марта – Хиджра в Эфиопию.
  • 31 марта – День рождения имама Али.

В апреле

  • 14 апреля – Исра и Мирадж.

Исра – перенесение Пророка Мухаммеда из мечети, расположенной в Мекке, в иерусалимскую мечеть, и последующее его вознесение на Небо (Мирадж).

В мае

  • 1 мая – Ночь Бараат.

Верующие уверены, что в эту ночь Аллах способен не только простить грехи, долги, но и покарать, воздать за прегрешения. Именно поэтому мусульмане в этот день молятся с особым трепетом и обещают не совершать ничего скверного.

  • 2 мая – День рождения имама Махди.
  • 17 мая – начало Священного месяца .

Рамадан (в некоторых странах называют Орозо, Рамазан) – наиболее уважаемый в исламской культуре пост. Продолжительность – месяц. В это время верующим запрещено употреблять пищу и воду в светлое время суток, сквернословить, курить, вступать в половую близость. Главная цель – очиститься духовно и телесно, осознать свои ошибки и не допускать их впредь.

В эту же дату совершают и малое паломничество, Умра.

В июне

  • 2 июня – Битва при Бадре.
  • 5 июня – День фатх Мекка.
  • 6 июня – Страдания имама Али.
  • 9 июня – Ночь Могущества и Предопределения.

Еще один большой религиозный праздник. Считается, что именно в этот день Пророку Мухаммеду были ниспосланы первые суры священного Корана.

  • 15 июня – окончание Священного месяца Рамадан.

В разных мусульманских странах именуют событие по-разному – Ураза Байрам, Рамадан Байрам или Орозо Айт. Принято посещать мечеть, раздавать милостыню, приглашать родственников и накрывать богатый стол.

  • 15 июня – Битва у рва.
  • 17 июня – Битва при Ухуде.
  • 24 июня – Битва при Хунейне.

В июле

  • 9 июля – Страдания имама Джафара.
  • 15 июля – Договор при Худайбии.

В августе

  • 13 августа – начало месяца Зуль-Хиджа.
  • 21 августа – День Арафат.

Знаменует изгнание Адама и Евы из рая. Верующие убеждены, что если согрешить в этот день, грех будет увеличен в 100 раз и обязательно вернется на земле или в существовании после смерти.

  • 22 августа – праздник жертвоприношения.

Знаменует собой завершение Хаджа (паломничества в Мекку). В одних странах называют , в других (например, в Кыргызстане) – Курман айт. Принято накрывать богатый стол и в качестве жертвы приносить барашка. При этом мясо животного делят на 3 части, одну из которых отдают бедным, вторую съедают с родными, близкими и друзьями, а третью не воспрещается оставить себе.

  • 23 августа – Ат-Ташрик.
  • 30 августа – Гадир-Хум.

В сентябре

  • 5 сентября – Ид аль-Мубахиля.
  • 11 сентября – Новый год по Хиджре.

Именно с этого дня берет отсчет Лунный календарь. При этом отмечают наступление нового года в мусульманских странах не так, как в европейских и западных. Нет ни елки, ни салютов, ни шампанского в полночь, верующие даже не накрывают пышный стол, вместо этого они идут в мечеть и читают проповедь о Пророке Мухаммеде.

  • 17 сентября – поход на Хайбар.
  • 19 сентября – Ташуа имама Хусейна.
  • 20 сентября – День Ашура или поминовения пророков посланников Аллаха.

Дата сотворения небес, ангелов и первого человека на Земле. Но для верующих это вовсе не праздничное событие, а траурное, поэтому многие мусульмане прилюдно истязают себя, а отовсюду разносятся соответствующая музыка и причитания.

В октябре

  • 11 октября – начало месяца Сафар.
  • 30 октября – Арбаин.

В ноябре

  • 5 ноября – Ночь Хиджры.
  • 7 ноября – День смерти пророка Мухаммеда — одно из печальнейших событий исламской религии.
  • 20 ноября – День рождения Пророка Мухаммеда.

В большинстве мусульманских стран эта дата является официальным выходным. Событие отмечают с широким размахом, в некоторых государствах и субъектах РФ устраивают трехдневные каникулы.



Каждая культура отличается между собой традициями, учениями, и даже праздничными днями. Так, например, в исламе есть свой мусульманский календарь, в котором обозначены особые дни, например, мусульманский Новый Год или другие значимые дни, которые в христианстве считаются праздниками, а в исламе, это скорее памятные дни, когда молиться следует еще усердней и не гулять на широкую ногу.

Дело в том, что в период становления Ислама, пророк Мухаммед наложил запрет на то, чтобы те, кто исповедует ислам, отмечали любые другие праздники, например христианские. Вместе с этим, если выделять мусульманский праздник, пророк установил день под названием Рамадан Байрам (праздник разговения), а также день Курбан Байрам (праздник жертвоприношения). Эти даты – главные праздники в мусульманском мире. Но, на этих датах праздники мусульман не ограничиваются. Есть и другие, так называемые праздничные дни, но они менее значимы и отмечаются мусульманами не так широко, скорее, это даты, когда мусульмане с большим усердием молятся и поклоняются Аллаху.

Мусульманские праздники в 2017 году: календарь

Календарь мусульманских праздников поможет разобраться, когда начинается и когда заканчивается тот или иной праздник.

Навруз

Навруз – это праздник мусульман, но он скорее народный, нежели религиозный. Ежегодна дата, когда должен начаться Навруз не изменяется, это 21 марта, и в 2017 году тоже. Этот день попал в мусульманский календарь, как почитание дня равноденствия. В этот день те, кто исповедует ислам, поминают усопших и поклоняются силам огня, стихии, которая считается жизненной энергией.




Интересно! Нарвуз также есть татарский Новый Год. Несмотря на то, что татары, проживающее на территории России отмечают Новый Год, как и большинство россиян, в ночь с 31 декабря на 1 января, традиционная дата этого праздника у татар – это день весеннего равноденствия.

Ночь Бараат

Календарь на 2017 год включает в себя и такую дату, как ночь Бараат, которая в 2017 году пройдет 11 мая. Этот праздник – это день добра и человеколюбия, прощения грехов, исправления и очищения. Одна из важных традиций этого праздника – это утренний обряд омовения. При этом, к омовению готовятся заранее, выстирывают белую одежду, или покупают новую, прибираются в доме, а после обряда надевают чистые одеяния и садятся за завтрак, и, прежде, чем приступить к трапезе, читают молитву.




Год по мусульманскому календарю включает в себя и период, когда у мусульман пост. Этот период называется Рамадан, который длиться месяц. В 2017 начинаться Рамадан будет 27 мая, а закончится 25 июня. Поэтому, лето, а именно, его начало мусульмане проводят в строгом посту. Рамадан – это важнейший период для мусульман, считается, что этот период относится к одному из пяти столпов, на которых держится вся вера. Рамадан Байрам, как установил пророк Мухаммед – одна из самых важных дат в жизни мусульман, а учитывая, что в этот период все сторонники веры соблюдают строгий пост, праздником такой серьезный период не назовешь.



На протяжении всего Рамадана Байрама мусульмане много молятся, отказываются от многих продуктов, а также воздерживаются от близости с женами, стараются совершать больше праведных дел.




Прежде чем наступит второй по значимости праздник у мусульман, который установил пророк, а именно, Курбан Байрам, приверженцы ислама отмечаются такие дни:

Ураза Байрам – 26 июня 2017 года (день, когда мусульмане подводят итоги Рамадана);
Ночь предопределения – 21 июня 2017 года (одна из самых могущественных ночей у мусульман, когда они могут просить своего Бога обо всем, и это желание непременно будет исполнено, так как именно в эту могучую ночь на землю был послан Коран).

Курбан Байрам

Как уже отмечалось, именно пророк Мухаммед заповедовал отмечать этот день, как особенно важный. Этот праздник есть искренняя вера мусульман в Аллаха, день единения с ним и приближения к нему.
Из-за того, что мусульмане следует именно лунному календарю, даты праздника сдвигаются. Основной праздник мусульман в 2017 году пройдет 1 сентября. На Курбан Байрам мусульмане также придерживаются поста, но длиться он 10 дней, когда заканчивается пост, все совершают омовение, надевают белую одежду, мужчины отправляются в мечеть.

Поскольку праздник есть день жертвоприношения, то его неотъемлемая часть – это вечером, после проповеди, заколоть животное и приготовит его для праздничной трапезы. Кроме этого, часть животного обязательно надо разделить с теми, кто нуждается в помощи.




Новый Год по Хиджре

Новый год 2017 у Мусульман – это начало лунного календаря. Новый год по Хиджре несмотря на разницу в традициях по сравнению с обычным Новым Годом, имеет и схожие черты. Так, к примеру, мусульмане веруют, что как они проведут священный месяц Мухаррам, так и пройдет год по исламскому календарю. Так какой сейчас год, если оперировать Мусульманским календарем? Новый Год по Хиджре начнется только 22 сентября, а потому, учитывая, что на дворе февраль, он еще не настал.
Новый Год по Хиджре сегодня не празднуется мусульманами широко, так как этот праздник не имеет особенных традиций. Если оперировать канонами мусульманской культуры, то им нельзя днем кушать и пить, развлекаться, а вот в ночное время все эти запреты снимаются, но мусульмане все равно не позволяют себе лишнего.

Шаабан - один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан - это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му"минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.