» » Конспект урока по математике "логарифмы и их свойства". Урок математики "логарифмы и их свойства" Урок по теме логарифмы и их свойства

Конспект урока по математике "логарифмы и их свойства". Урок математики "логарифмы и их свойства" Урок по теме логарифмы и их свойства

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« СТАВРОПОЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ, КОММЕРЦИИ И ПРАВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

обобщающего занятия по теме «Логарифмы, их свойства и графики»

Дисциплина: Математика

Специальность: для всех специальностей 1 курса

Ставрополь,2013

Аннотация

Методические рекомендации по проведению игры «Логарифмическая мозаика» по дисциплине Математика в рамках обобщения темы «Логарифмы, их свойства и графики». На изучение тема отведено 16 аудиторных часов, включенных в раздел №3 «Степенная, показательная и логарифмическая функции» (34часа). Работа составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Математика» разработанной в соответствии с примерной программой для профессий начального профессионального образованияи специальностейсреднего профессионального образованияавторы: Башмаков М.И.,академик РАО, доктор физико-математических,педагогических наук, профессор,

Луканкин А.Г., кандидат физико-математических наук, доцент, утверждённой директором Департамента государственной политики и нормативно - правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко, 2008 г.

Использованы активные и интерактивные методы обучения, форма проведения – игра.

Введение 4

и проведению игры «Логарифмическая мозаика» 6

2 . План-сценарий игры. 7

3. Заключение 13

4. Литература 14

Приложение 1 (план занятия) 15

Приложение 2 (синквейн) 23

Введение

На сегодняшний день многие методические новации и инновации связаны с реализацией интерактивного обучения, поскольку интерактивное обучение обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества.

Напомним, основные положения по вопросу методологии.

Так, в педагогике традиционно выделяют три метода обучения:

1) Пассивный метод

2) Активный метод

3) Интерактивный метод.

На сегодняшний день актуальны два последних метода.

Активный метод обучения - метод, позволяющий активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активного метода обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, прививают интерес к дисциплине, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса - обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Ввиду этого целесообразно применение всевозможных командных соревнований, таких как: урок - взаимообучения учащихся, уроки –игры, КВН и другие. В качестве примера – игра «Логарифмическая мозаика»

(см. приложение1)

Интерактивные методы обучения

В связи с этим уточним основные характеристики самого понятия «интерактивное обучение».

Отметим, что слово «интерактив» имеет английские корни: «i nter» – это «взаимный», «act» – действовать, а слово интерактивность трактуется, как способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учебное окружение (или учебная среда) выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

Важным является и тот факт, что в полноценном интерактивном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их.

Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают и т.д.

Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.

Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока (занятия).

Как любую целостную дидактическую систему интерактивное обучение характеризуют общие цели обучения, его содержание, система методов, организационные формы, средства обучения и критерии результативности.

Цель методической разработки – это помощь преподавателю, как начинающему, так и имеющему опыт работы в организации и проведении занятия с активными и интерактивными методами обучения.

Интерактивная модель на уроках математики своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых обучающиеся активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, формирования у обучающихся положительной мотивации к математике, осознания значимости этой науки в практической деятельности.

Интерактивные технологии применяют приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу обучающегося. Основная цель игры – поднять интерес к обучению, и тем самым повысить ее эффективность.

В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям, возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Во время интерактивных занятий учитель выполняет разнообразные функции:

Контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе.

Отсюда следует, что главная особенность игры, как формы интерактивного занятия в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности. Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала и является одним из эффективных методов обучения.

В качестве примера, предлагается план-сценарий игры «Логарифмическая мозаика» по дисциплине Математика в рамках тематического контроля по теме «Логарифмы, их свойства и графики».

Хронокарта занятия:

1. Организационный момент 5мин.

2. Определение целей и задач 5мин.

3. Повторение или закрепление материала 50мин.

4.Рефлексия 5-10 мин.

5. Подведение итогов занятия 5 мин.

6. Задание на дом 3мин.

    План-сценарий игры

1. Подготовительный этап

1.1 Формирование групп (команд)

Особое внимание уделяется формированию групп. Существует два основных принципа формирования – свободное (по желанию) и организованное преподавателем. Предпочтительнее организованные группы т.к. симпатии обучающихся не позволяют сформировать группы необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитывается и мнение обучающихся

1.2 Инструктаж по подготовке и проведению игры

    методические указания по выполнению заданий самостоятельной внеаудиторной работы

    выдача командам заданий опережающего характера

презентации по темам: «Интересное и удивительное о логарифмах», «История логарифмического исчисления»

    повторение основных понятий, определений и терминов по теме

    1. Проверка степени готовности к игре:

      1. контрольный (предварительный) опрос по основным терминам, понятиям и определениям по теме «Логарифмы, их свойства и графики»

        консультации по выбору источником информации

        консультации по составлению презентации

2. Проведение занятия

2.1Организационная часть

2.1.1Организация учебного пространства

При интерактивном обучении важнейшим условием является организация учебного пространства. Традиционная расстановка парт, когда обучающиеся видят затылки впередисидящих и только одно лицо – лицо учителя, здесь неуместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа обучающихся в каждой группе.

2.1.2.Организационный момент: (проверка присутствующих, готовность к занятию, группа разделена на 2 команды )

2. 1.3 Вступительное слово преподавателя:

    Формулировка темы и ее обоснование (см. приложение 1)

    Определение целей и задач (см. приложение 1)

Преподаватель обращается к обучающимся со словами:



Перед нами стоит задача: повторить логарифмическую функцию, и решение логарифмических уравнений. Занятие пройдет в форме игры «Логарифмическая мозаика».

Давайте познакомимся с ее условиями (слайды с правилами игры) :

Правила игры:

1.Каждая команда выбирает капитана.
2. Игра состоит из пяти этапов, в ходе которых вы покажете:
а) знания свойств, определений (1 этап)
б) знание логарифмической функции, ее свойства и графики (2 этап)
в) умения вычислять (3 этап)
г) умения решать уравнения (4 этап)

д) познакомите друг друга с интересным материалом про логарифмы и их историю создания.(5 этап )

Примечание:

В заключении урока: составление синквейна по теме.

2.2 Актуализация опорных знаний

1 этап. Разминка «Выбери вопрос»

Преподаватель: Обратите внимание на экран. Перед вами квадраты с номерами

(играют от 1 до 12), на обратной стороне которых написаны вопросы. Капитану команды нужно назвать номер квадрата, я зачитываю вопрос, и команда отвечает на него. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Перечень вопросов:







8.Когда логарифм равен нулю?


11.В каком случае функция у = log a x
у = log a x

2.3 Повторение и закрепление изученного материала

2 этап «Графический диктант» (работа в группах по карточкам)

Преподаватель:

1. Логарифмическая функция у = log a x определена при любом х
2. Функция у = log a x определена при а > 0, а =/= 1, х > 0.




7. Функция у = log a x – возрастающая при а >1.
8. Функция у = log a x

10. График функции у = logax пересекается с осью ОХ.






[–]
[+]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[+]
[–]
[+]
[–]

3 Этап. Перестрелка «Морской бой» (вычислить).

Преподаватель:

Слайд № 1.

log 4 16

log327

log 5 125

log 2 32

log 3 9

log 2 8

log 3 81

log 2 16

log 11 121

log 25 125

log4 8

log 27 9

log 8 16

log 81 27

log 32 4

log 16 8

lg100

log 25 5

log 8 2

log49 7

log 16 2

log 27 3

log 125 5

log 64 4

log 32 2

log 81 3

log 100 10

log 6 6

log 5 5

lg10

log 7 7

log 9 9

log 4 2

log 2 4

4 3log 4 2

lg0,01

lg0,1

lg0,001

lg1000

7 log 7 3

2 log 2 5

4 log 4 8

5 2log 5 3

log 5

log 3

log 2

log 4

log 2

log 3

lg20 + lg5

lg13 –l g130

5 –2lоg 5 3

log 6 1

log 25 1

7 log 7 2 + 7

2 3log 2 5

lg8 + lg125

2 –2lоg 2 5

Ответ:

–2

–1

–3

–3

–2

–4

–4

–2

–3

–5

–1

1/25

4 этап

Реши уравнение (задание на слайдах) .

За правильность решения каждого уравнения команда получает 1 балл

log 14 2 + log 14 7


После сданных командами ответов на слайдах высвечиваются решения уравнений.

5 этап

Защита презентации (домашнее задание)

Творческое задание (защита презентаций) - основа любого интерактивного метода обучения, так как интерактивные методы – это методы, предполагающие усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние всех участников педагогического процесса.

Обучающиеся по заданию учителя, проводится самостоятельный поиск информации, связанной с изучением (иллюстрацией) практической значимости данной темы, историческим материалом по теме и др. Поиск информации может быть осуществлен с помощью сети Интернет, справочной литературы, заранее приготовленной педагогом, а также других источников. После поиска информации, обучающимся предлагается разработать презентацию, например, с помощью программы MS Power Point, где могут быть представлены основные выводы, схемы, таблицы, иллюстрации и т.д.

После разработки презентации с учетом сформулированных требований, группам предлагается выступить с разработанным материалом. Остальные обучающиеся при необходимости задают вопросы, и все обучающиеся включаются в обсуждение, дополняя ответы, опираясь на имеющиеся источники информации. Учитель включается в дискуссию и задает командам проблемные вопросы, требующие от обучающихся умений рассуждать, отстаивать собственную точку зрения, ссылаясь на конкретные источники информации. Предложенная форма обучения кроме развития умений общаться, обучать друг друга позволяет учитывать интересы, способности, личную точку зрения обучающихся, а также самостоятельно осуществлять поиск информации с использованием ИКТ.

2.4 Рефлексия

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого обучающегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно, оценивать себя и других. Можно предложить обучающимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания.

Предлагается обучающимся закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы…

Урок для меня показался… и др.

При проведении рефлексии используется также прием написания синквейна.

(см. приложение2)

2.5 Подведение итогов.

2.6 Домашнее задание: (логарифмические неравенства)

    Заключение

У каждого учителя в методической копилке есть набор математических игр. Их также можно придумывать самостоятельно, а можно воспользоваться и опытом коллег. Но все эти игры объединяет одно: они, не оставляя обучающихся равнодушными, учат их индивидуальной и коллективной деятельности, а, значит, формируют у них компетентности, определяемые целевыми установками современного образования.

    Литература

    Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» / Н. Суворова. М., 2005

    Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

    Семенова И.Н., Слепухин А.В. Модернизация школьного российского образования: проблемы и пути реализации в процессе обучения математике: Сборник публицистических, научных статей и методических материалов практико-ориентированного характера. – Екатеринбург, 2007. – С.115-140.

    Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. – М.: Просвещение, 2004

    Блинова, Т.Л. Современные аспекты методики обучения математике: учебное пособие / Т.Л. Блинова, Э.А. Власова, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин. – ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. – С. 120-123.

    Вязовова, Е. В. Содержательный аспект ключевой компетенции в рамках изучения отдельных математических тем // Дидактика современного учебного предмета: сборник научных трудов / Под ред. И. М. Ословской. – М. : ИТИП, 2006. – С. 61–65.

    Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. № 3 (33), 2005, с. 27 – 35.

    Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, № 2, 2003. с. 58 – 64.

    Теория и методика обучения, Кукушин В.С., 2005.458

Интернет- ресурсы

    Емелина М.В Интерактивное обучение в системе методической работы школы [электронный ресурс] http://festival.1september.ru

Приложение 1

План занятия.

Дисциплина : Математика.

Специальность : все обучающиеся 1 курса на базе основного общего образования

Преподаватель : Головина С.В.

Тема : «Логарифмы, их свойства и графики»

Вид занятия : урок

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний

Место занятия в системе знаний по дисциплине : урок проводиться в рамках изучения темы №3 «Показательная, логарифмическая и степенная функции».

Метод проведения : игра «Логарифмическая мозаика»

Цели :

Обучающая:

    Расширение, закрепление знания студентов по математике

    Контроль знания студентов о логарифмической (трансцендентной) функции, ее свойствах и графиках

Развивающая:

  • Развитие представления студентов о прикладном характере математики.

    Умения анализировать, обобщать полученные знания

    выработка основных навыков общения внутри группы, в малых группах;

    развитие информационной, исследовательской компетенций

Воспитательная:

    Развитие познавательного интереса, творческой активности

    Умение работать в команде

    Формирование потребности самосовершенствования.

    Формирование математической культуры

    воспитание гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе

Требования к уровню подготовки специалиста:

Обучающийся должен:

    Иметь представление о логарифмах, их свойствах и графиках

    Представление об идеях и методах математики как части общественной культуры, понимать значимости математики, для профессиональной деятельности и продолжения образования.

Должен знать:

    Определение логарифмов

    Основное логарифмическое тождество и свойства логарифмов

    графики и свойства логарифмической функции

    методы решения логарифмических уравнений

Должен уметь:

    Находить элементарные логарифмы

    решать логарифмические уравнения

    использовать конкретные математические знания, при работе с логарифмическими выражениями

    алгоритмически мыслить (действовать по заданному алгоритму)

    использовать знания и умения в нестандартных ситуациях

Формируемые компетенции :

Общие и системно-деятельностные компетенции:

    владеть основными математическими методами исследования и приемами вычислений, устным, письменным счетом

    Компетенциями самоорганизации

    целеполагания

    выделения главного

    сравнения

    владения рациональными приемами работы

    навыками самоконтроля

    формирование информационной, исследовательской компетенций

Методы и приёмы обучения:

I .Активные методы

Имитационные (игровые)

направленные на обобщение и систематизацию знаний, способствующие развитию мышления, познавательных интересов и способностей

II . Интерактивные методы обучения

Метод коммуникации «создания благоприятной атмосферы»

Проблемно – поисковые:

    самостоятельный поиск ответов на вопросы, предложенные для обсуждения

Формы контроля:

    устный

    письменный

    наблюдение

Внутридисциплинарные связи: изучаемая тема тесно связана темами: «Показательная функция, ее свойства и графики», «Степенная функция». «Степень числа».

Междисциплинарные связи: астрономия, биология, физика.

Обеспечение урока: материалы презентации, карточки с заданиями

Технические средства: мультимедиапроектор, ноутбук

Основная:

    Колмогоров «Алгебра и начало анализа» , учебник 9-11 класса средней школы, Москва, «Просвещение», 2011г.

    Филимонов «Математика» для средних специальных учебных заведений, Ростов- на Дону, «Феникс», 2005г.

    Яковлев «Алгебра и начало анализа», математика для техникумов, Москва, «Наука», часть вторая, 2009г.

Дополнительная:

    И.И. Валуцэ «Математика для техникумов», М. – «Наука»2005 г.

    Н.В. Богомолов «Практические занятия по математике» М. – «Высшая школа», М.-2009г.

    Интернет-ресурсы

Ход занятия

I .Организационный момент:

    проверка присутствующих

    проверка готовности команд (группа разделена на 2 команды)

    проверка готовности к уроку

    Вступительное слово преподавателя

    Формулировка темы и ее обоснование

    Определение целей и задач

Преподаватель: Французский писатель Анатоль Франс (1844–1924) заметил: «Что учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они скоро нам понадобятся для успешной сдачи экзамена.
Перед нами стоит задача: повторить логарифмическую функцию, и решение логарифмических уравнений.

Сегодняшний урок пройдет в форме игры «Логарифмическая мозаика». Давайте познакомимся с ее условиями (слайды с правилами игры) :

Правила игры:

    Каждая команда выбирает капитана.

Игра состоит из пяти этапов, в ходе которых вы покажете:

    знания свойств, определений (1 этап)

    знание логарифмической функции, ее свойства и графики (2 этап)

    умения вычислять (3 этап)

    умения решать уравнения (4 этап)

    затем, команды познакомят нас с домашними заданиями (5 этап)

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов

II Актуализация опорных знаний

1 этап. Разминка

«Выбери вопрос»

Учитель. Обратите внимание на экран. Перед вами квадраты с номерами (играют от 1 до 12), на обратной стороне которых написаны вопросы. Капитану команды нужно назвать номер квадрата, я зачитываю вопрос, и команда отвечает на него. За каждый правильный ответ команда получает – 1 балл..

1.Дайте определение логарифма числа по заданному основанию.
2. Запишите основное логарифмическое тождество.
3. Запишите формулу логарифма произведения.
4.Запишите формулу логарифма частного.
5. Запишите формулу логарифма степени.
6. Запишите формулу логарифмического перехода от одного основания к другому основанию.
7.Когда логарифм равен единице?

8.Когда логарифм равен нулю?
9. Какие логарифмы называются десятичными, натуральными и как они обозначаются?
10.Дайте определение логарифмической функции.
11.В каком случае функция у = log a x является возрастающей, в каком убывающей?
12.При каких значениях x функции у = log a x принимает положительные значения, при каких отрицательные?

III . Основная часть

2 этап. «Графический диктант» (работа в группах по карточкам)

Учитель. Вам зачитываются утверждение, если оно верно, вы ставите знак «+», не верно – «–». Знаки ставятся в строчку через запятую. За каждый правильный ответ команда получает – 1 балл

1. Логарифмическая функция у = log a x определена при любом х
2. Функция у = log a x определена при а > 0, а =/= 1, х > 0.
3. Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.
4. Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.
5. Логарифмическая функция – четная.
6. Логарифмическая функция – нечетная.
7. Функция у = log a x – возрастающая при а >1.
8. Функция у = log a x при положительном, но меньшем единицы основании, – возрастающая.
9. Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0).
10. График функции у = logax пересекается с осью ОХ.
11. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.
12. График логарифмической функции симметричен относительно ОХ.
13. График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1; 0).
14. График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях.
15. Существует логарифм отрицательного числа.
16. Существует логарифм дробного положительного числа.
17. График логарифмической функции проходит через точку (0; 0).

[–]
[+]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[+]
[–]
[+]
[–]

Ответ: –, +, –, +, –, –, +, –, –, +, –, –, +, +, –, +, –.

3 этап. Перестрелка «Морской бой» (вычислить).

Командам показывается слайд № 1.

Учитель. Вопрос сопернику. Капитан команды называет по горизонтали число, а по вертикали букву (например, 2А). Команда соперников дает правильный ответ получает – 1балл, если ответа нет, отвечает задававшая команда. (Учитель по ключу следит за правильностью ответов и подает сигнал к продолжению игры).

Слайд № 1.

log 4 16

log327

log 5 125

log 2 32

log 3 9

log 2 8

log 3 81

log 2 16

log 11 121

log 25 125

log4 8

log 27 9

log 8 16

log 81 27

log 32 4

log 16 8

lg100

log 25 5

log 8 2

log49 7

log 16 2

log 27 3

log 125 5

log 64 4

log 32 2

log 81 3

log 100 10

log 6 6

log 5 5

lg10

log 7 7

log 9 9

log 4 2

log 2 4

4 3log 4 2

lg0,01

lg0,1

lg0,001

lg1000

7 log 7 3

2 log 2 5

4 log 4 8

5 2log 5 3

log 5

log 3

log 2

log 4

log 2

log 3

lg20 + lg5

lg13 –l g130

5 –2lоg 5 3

log 6 1

log 25 1

7 log 7 2 + 7

2 3log 2 5

lg8 + lg125

2 –2lоg 2 5

Ответ:

–2

–1

–3

3

5 этап.

Презентации (домашнее задание команд)

    команда «История возникновения логарифмического исчисления»

2 команда «Интересное и удивительное о логарифмах»

IV Рефлексия.

Закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы…

Урок для меня показался….

Альтернатива: написание синквейна.

Пример синквейна

    Логарифм

    Четкий, показательный

    Это показатель степени

    Логарифмическая таблица

V Подведение итогов.

VI Домашнее задание: (логарифмические неравенства)

Приложение2

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у обучающегося на уровне ассоциаций.

Примеры синквейна

    Логарифм

    Четкий, показательный

    Упрощает, вычисляет, определяет

    Это показатель степени

    Логарифмическая таблица

1.Математика.
2.Сложная, полезная.
3.Пополняет, обучает, тренирует.
4.Порой не каждому дается.
5.Ум.

Тема: Свойства логарифмов.

Цели : 1. Обучающие: формирование умения выполнять тождественные преобразования,

используя свойства логарифмов.

2. Развивающие цели: развитие самостоятельности мышления, умения

обосновывать свое решение.

3. Воспитательные цели: способствовать воспитанию познавательной потребности

учащихся путем создания проблемной ситуации.

Основные понятия: логарифм произведения,

логарифм частного, логарифм степени.

Самостоятельная деятельность учащихся: решение задач по теме «Свойства логарифмов»

Основополагающий вопрос : А можно ли без них?

Проблемный вопрос:

    Актуализация. (3 минуты.)

Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) заметил: «Что учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Последуем совету писателя: будем активны на уроке, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием.

Задача стоит такая: научиться решать логарифмические выражения с использованием свойств логарифмов.

1. Обсуждение № 180(3) из дом. Задания

log 0,2 log 2 (2x+3)

log 0,2 log 2 (2x+3)log 0,2 5

log 2 (2x+3)log 2 32

Вычислите:

а) log 1/3 1/3 в) log 1/3 1/9 д) log 1/3 9

б) log 1/3 3 г) log 1/3 1 е)log 1/3

3.Укажите область определения функции:

а)y=log 3 x в) y=log 3 |x|

б) y=log 3 (x-1) г) y=log 3 (-x)

4.Определите характер монотонности функции:

а) y=log 3 x б) y=log 1/3 x в) y= -log 5 x

    Изучение нового материала .(10 минут.)

Проблемный вопрос:

Как вывести свойства логарифмов, используя свойства степеней?

а x =b x=log a b

а y =c y=log a c

вc=a x b y = a log а b a log a c = a log a b+ log a c

log a (bc)=log a b+log a c

Аналогично можно получить логарифм частного и степени:

log a b/c= log a b- log a c

log a b р = р log a b

Переход к логарифму с новым основанием.

log a b = x , a x =b (логарифмируем)

log c a x =log c b

x log c a = log c b

x= log c b / log c a

log a p b = 1 /p log a b(вынесение показателя степени основания)

(Формулы занести в таблицу)

Свойства логарифмов

Название и формулировка свойства

Логарифм произведения равен сумме логарифмов

Логарифм частного равен разности логарифмов

log a b p = p log a b

Логарифм степени равен произведению показателя

степени на логарифм основания этой степени

Учащиеся копируют таблицу в тетрадях.

Логарифмы с одинаковыми

основаниями

Логарифмы с разными

основаниями

log a (bc) = log a b + log a c

log a b / c = log a b – log a c

log a b p =p log a b

log a b= log c b/ log c a

log a p b=1/p log a b

Iii. Применение. (20 минут.)

№ 182 (1-5) (учащиеся анализируют задания на предмет возможности использования

свойств логарифмов)

    log 6 2+ log 6 3

    log 1/15 25 + log 1/15 9

    log 3 12 – log 3 4

    log 2 12+ log 0,5 3

    log 3 18 + log 1/3 2

Вопросы к данному номеру:

    Одинаковы ли основания логарифмов в задании?

    С какой частью таблицы будете работать?

    Какую формулу из таблицы примените?

    Что в результате получите?

    Запишите вычисления.

соответствующей формулы, назвать получившиеся выражения и его

значение.

№ 183 (1,2)- фронтально.

Зная, что log 6 2=a выразите через выражение 1) log 6 16

№ 183 (3,4)- самостоятельно.

(Ответы: в 3) 7,5а; в 4) -4а)

№ 183 (5)- фронтально

log 2 6= log 6 6 / log 6 2=1/a

(Ученики должны заметить, что данный логарифм имеет другое основание и используя результат данного задания получить ещё одну формулу log a b= 1/log b a)

Работа по учебнику: пример №1.

log 2 x = 3-4log 2 + 3log 2 3

3- 4 log 2 + 3 log 2 3 = log 2 2 3 – log 2 () 4 + log 2 3 3 = log 2 2 3 3 3 /() 4 =log 2 8* 3 3 /3 2 =

Log 2 (8*3)=log 2 24

log 2 x= log 2 24, x=24

Из рассмотренного примера учащиеся знакомятся с новым термином «потенцирование»- нахождение числа по известному логарифму.

№ 185 (2)- самостоятельно

(Ответ: а=20,25)

IV . Домашнее задание: п. 11(пр.1); (1 минута.)

№ 181(1)- вывод формулы логарифм частного

№ 182 (3,5,7 *)

V . Итог урока: (1 минута)

Вывод: - какую тему рассмотрели?

Какая задача стояла на уроке?

Какие свойства логарифмов вы знаете?

Чему равен логарифм произведения?

Чему равен логарифм частного?

Чему равен логарифм степени?

Выставление оценок с пояснением.

VI . Информационные ресурсы:

      Г. К. Муравин, О. В. Муравина

Алгебра и начала анализа.

      Г. К. Муравин, О. В. Муравина

Алгебра и начала анализа. Учебник 10кл. М.: Дрофа, 2004г.

      А. Я. Симонов и др.

Система тренировочных задач и упражнений по математике. М.: Просвещение, 1998г.

v . Кросснамбер. (в переводе с английского – кресточислица) –один из видов

числовых ребусов.

Урок разработан в рамках мероприятий, посвященных к юбилею ГБОУ СПО "Саровский политехнический техникум". Студенты смогут не только обобщить и систематизировать знания по данной теме, но и познакомиться с исорией создания техникума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Логарифмы и их свойства

Цели урока (слайд 2)

Образовательные

  • Обобщение и систематизация знаний по теме «Логарифмы и их свойства»;
  • Закрепление понятия логарифма и основных его свойств, основного логарифмического тождества;
  • Формирование умений и навыков применять свойства логарифмов для преобразования логарифмических выражений;
  • Развитие математического мышления; техники вычисления, умения логически мыслить и рационально работать;
  • Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, любви к своему техникуму, взаимопонимания, уверенности в себе;
  • Усиление практической направленности данной темы для качественной подготовки к экзамену.

Развивающие

  • развивать математическое мышление, технику вычисления логарифмов;
  • умение логически мыслить и рационально работать в группах;
  • способствовать развитию у обучающихся навыков самоконтроля.

Воспитательные

  • воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, любви к своему техникуму, взаимопонимания, уверенности в себе;
  • воспитание культуры общения.

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний (слайд 3)

Формы проведения учебного занятия :

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная;
  3. групповая.

Оборудование: компьютер, презентация "Логарифмы и их свойства", видеоролики про историю техникума, раздаточный материал заданий (по уровням).

Методы обучения: тестовая проверка уровня знаний, самопроверка, самостоятельная работа.

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Сообщение темы, целей урока. (1 мин.)
  3. Проверка домашнего задания. (5 мин.)
  4. Этап обобщения и систематизации знаний и умений:
  • фронтальная работа (5 мин.)
  • индивидуальная работа.(12 мин.)
  • тренировочные упражнения- закрепления. Работа в парах. (20 мин.)
  1. Индивидуальные разноуровневые задания. (30 мин.)
  2. Подведение итога урока. Рефлексия. (4 мин.)
  3. Домашнее задание. (4 мин.)
  4. Просмотр роликов об истории техникума (8 мин.)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин)

Взаимное приветствие; проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания.

2. Сообщение темы, целей урока (1 мин)

Тема урока "Логарифмы и их свойства" (слайд 1)

Сегодня на уроке мы повторим определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, которые значительно упрощают нахождение значений выражений, содержащих логарифмы, а в дальнейшем с их помощью мы будем решать логарифмические уравнения и неравенства. (слайд 2-3)

Логарифмы находят самое широкое применение и при обработке результатов тестирований в психологии и социологии, в составлении прогнозов погоды, в экономике, музыке и т.п. Логарифмы применяются для измерения энергетических (мощность, энергия) или силовых (напряжение, сила тока) величин. Эти величины встречаются практически во всех разделах физики. Используются логарифмы и в расчетах, связанных с изменением атмосферного давления при изменении высоты над уровнем моря. С помощью логарифмов ученые научились определять точный возраст ископаемых пород и животных. Наиболее распространен радиоуглеродный анализ.

3. Проверка домашнего задания.(5мин.) (слайд 4)

Вы дома вычисляли логарифмы и должны были справа записывать ответ.

Теперь сопоставьте свой ответ с буквой и составьте слово.

Итак, получилось "ТЕХНИКУМ" . (слайд 5)

Что мы знаем о Саровском политехническом техникуме, в котором учимся? (слайд 6)

Техникум - не только здание, это большая история, большая судьба, сложенная из маленьких судеб преподавателей, мастеров и обучающихся. В этом году нашему техникуму исполняется 50 лет! И сегодня на уроке мы проследим основные этапы жизни нашего техникума, систематизируя и повторяя изученный материал.

(слайд 7 просмотр видеоролика 1)

У вас на столе лежат различные задания и лист оценивания. (Приложение 1 , Приложение 2 )

Все достигнутые результаты вы будете заносить в таблицу, после чего подсчитаете баллы и оцените себя.

Задания для урока подобраны по уровню сложности и каждый уровень своего цвета:

  • уровень А - лёгкие задания (жёлтый цвет),
  • уровень В - средние задания (зелёный цвет),
  • уровень С - более сложные задания (красный цвет).

4. Этап обобщения и систематизации знаний и умений.

Проверим знание определений и свойств логарифмов.

Устно: (слайд 8)

1. Вставить пропущенные слова:

Логарифмом числа b по:::::::::. а называется:::::.. степени, в которую нужно:::::. основание а, чтобы получить число b.

Задание 1. Вам предлагается карточка, в которой, работая в паре, для каждой формулы вы должны найти ответ, соединив их стрелкой. (слайд 9)

(ответы записываем в оценочный лист

Запишите количество правильных ответов в строке "итог".

Задание 2.

Вычислить устно и рассказать какое свойство логарифма применяется. (слайд 10)

Получаются ответы 1 9 6 3 .

1 9 6 3 – знаменательные цифры для нашего техникума. В 1963 было создано профессионально-техническое училище в городе Арзамас-16 для подготовки рабочих кадров ВНИИЭФ. С этого момента и начинается история современного Саровского политехнического техникума. Оно создавалось для обеспечения нужд ВНИИЭФ и завода «Авангард» квалифицированными рабочими кадрами. Обучение велось на базе восьми классов, без получения полного (общего) среднего образования. (слайд 11 просмотр видеоролика 2).

  • Тренировочные упражнения-закрепления. Работа в парах.

Задание 3. Итак, мы повторили основные свойства логарифмов, теперь проверим, как вы их умеете их применять при решении заданий. (слайд 12)

Перед вами 9 решенных примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.

Решение показывают в тетради, номера правильных ответов записывают в оценочный лист.

1) log 2 32 + log 2 2 =log 2 64 = 6

2) log 3 45 - log 3 15 =log 3 3=1

3) log 7 28 - log 7 4 = log 7 24

4) 2log 5 6 = log 5 12

5) log 7 28 - log 7 4 = log 7 24

6) log 5 5 3 = 2

7) 3log 2 4 = log 2 64=6

8) log 3 15 + log 3 3 = log 3 18

9) 3log 2 3 = log 2 27

Получаем, примеры, с номерами 1 2 9 7

В 1972 году Городское профессиональное училище было преобразовано в Среднее профессиональное училище (СПТУ) с получением помимо профессии еще и полного (общего) среднего образования.(слайд 13 просмотр видеоролика 3).

Задание 4. В каждом из разобранных примеров мы с вами применяли только какое-то одно из свойств логарифмов. Давайте рассмотрим пример, в котором применяется сразу несколько свойств. (На доске выполняет студент, комментируя каждый шаг решения). (слайд 14)

С 1992 года СПТУ преобразовано в Высшее профессиональное училище (Технический лицей) или ПЛ-19. А с 1996 года в ПЛ-19 было введено среднее профессиональное образование с введением специальностей техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, технология машиностроения, бухгалтерский учет, и товароведение. В 1999 году учебное заведение получило название Саровский политехнический техникум и прошло аттестацию и аккредитацию в 2003 году.(слайд 15 просмотр видеоролика 4).

Задание 5. (работа в парах).

Вы должны за определенное время выполнить задания теста. Запишите ответы в оценочный лист. Сопоставьте полученные ответы буквам и прочтите зашифрованное слово. (слайд 16)

А -6

Б 8

М 4

Г 49

О 30

Б 11

В 14

Г 1

Е 57

Р 40

У - 3

Ф 3

П 54

Р - 2

Ч 2

Т 33

М - 4

Л -12

П 6

А 0,5

К - 1

Л 1

П 16

Е 5

А -6

О 9

Б 2

В -2

Л -2

А -1

В 2

Г -3

А 2,5

Б 8

В 16

Г -2

Какое слово у вас получилось?

Горчакова Наталья Федоровна - директор ГБОУ СПО «Саровский политехнический техникум» с 2008 г. (слайд 17 просмотр видеоролика 5)

А первым руководителем ГПТУ №19 был Семенов Иван Александрович, занимавший эту должность несколько месяцев. Ему на смену с 1963 года пришел Куманев Виктор Иванович . С 1978 года руководство в ГПТУ №19 возглавил Фадеев Юрий Васильевич, остававшийся в должности директора до 1996 года. С 1996 по 2008 – директором была Жучкова Валентина Григорьевна.

6. Проверка знаний: индивидуальные разноуровневые задания.(20мин.)

Задание 6. (слайд 18)

Вам предложены задания на вычисление логарифмических выражений. Задания 3-х уровневые.

3 уровень. (красный цвет) (слайд 21)

  1. Подведение итогов (слайд 22)

Заполнение оценочного листа, выставление оценок

8. Домашнее задание. (слайд 23)

Задани1. Решить уравнения

1) log4 x = 2

2) logx 16 = 2

3) log2 (x+1) = log2 11

4) log3 (x-4) = log3 9

Задание 2(слайд 24)

Какое из данных чисел является корнем уравнения

1) log2 x =2 а)16 б)4 в)8 г)2

2) log3 x =-2 a)1/16 б)1/81 в)1/9 г)-9

3) logx 25=2 а)25 б)5 в)-5 г)1/5

Вычислите: (слайд25)

(слайд 26)

« СЧИТАЙ НЕСЧАСТНЫМ ТОТ ДЕНЬ ИЛИ ЧАС, В КОТОРЫЙ ТЫ НЕ УСВОИЛ НИЧЕГО НОВОГО И НИЧЕГО НЕ ПРИБАВИЛ К СВОЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ.»

Я. А. КОМЕНСКИЙ

Спасибо за урок! (слайд 27)


Урок по теме "Логарифм, его свойства".

Чертихина Л.П.

преподаватель

ГБ ПОУ «ВПТ»

"Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь,
но не меньше обязательного".

Цели урока:

    знать и уметь записывать определение логарифма, основного логарифмического тождества;

    уметь применять определение логарифма и основное логарифмическое тождество при решении упражнений;

    познакомиться со свойствами логарифмов;

    научиться различать свойства логарифмов по их записи;

    научиться применять свойства логарифмов при решении заданий;

    закрепить вычислительные навыки;

    продолжить работу над математической речью.

    формировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником, навыки самостоятельного добывания знаний;

    развивать умение выделять главное при работе с текстом;

    формировать самостоятельность мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия;

    показать учащимся роль систематической работы по углублению и повышению прочности знаний, по культуре выполнения заданий;

    развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Время проведения: 1,5 часа

Оборудование:

таблица свойств логарифмов

карточки-задания;

ПК учителя, мультимедийный проектор;

План урока

    Организационный момент. 1 мин.

    Постановка цели. 1 мин.

    Проверка ранее изученного материала 5 мин

    Введение понятия логарифм.

    Определение логарифма. 5 мин

    6.Историческая справка 10 мин

    Основное логарифмическое тождество. 10 мин

    Основные свойства логарифмов 10 мин

    Обобщение и систематизация знаний. 7 мин.

    Домашнее задание. 1 мин.

    Творческое применение знаний, умений и навыков. 25 мин.

    Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие . 2. Постановка цели.

Ребята, сегодня на уроке вам предстоит проверить умения решать простейшие показательные уравнения, чтобы можно было ввести новое для вас понятие, затем познакомимся со свойствами нового понятия; вы должны научиться различать эти свойства по их записи; научиться применять эти свойства при решении заданий.

Будьте собраны, внимательны и наблюдательны. Успехов!

Проверка ранее изученного материала.

Учащимся предлагается определить тему урока, решив уравнения

2 х =; 3 х =; 5 х = 1 / 125 ; 2 х = 1 / 4 ;
2 х = 4; 3 х = 81; 7 х = 1 / 7 ; 3 х = 1 / 81

– Назовите новое понятие, с которым мы познакомимся:

4. Введение понятия логарифм. (слайды 3,4)

– Тема нашего урока “Логарифм и его свойства”. Попробуйте найти корень уравнения 2 х = 5. Ответ данного уравнения мы можем записать с помощью нового понятия. Прочитайте текст слайда и запишите корень уравнения.

4.1. Определение логарифма (слайды 5–7)

Логарифмом положительного числа b по основанию a, где a0, a ≠ 1 называется показатель степени, в которую надо возвести a, чтобы получить число b.

1) log 10 100 = 2, т.к. 10 2 = 100 (определение логарифма и свойства степени),
2) log 5 5 3 = 3, т.к. 5 3 = 5 3 (…),
3) log 4 = –1, т.к. 4 –1 = (…).

4.4. Основное логарифмическое тождество (слайды 12-14)

В записи b=a t число a является основанием степени, t - показателем, b - степенью. Число t -это показатель степени, в которую надо возвести основание a, чтобы получить число b. Следовательно, t - это логарифм числа b по основанию a : t=log a b .
Подставляя в равенстве t=log a b выражение b в виде степени, получим еще одно тождество:

log a a t =t .

Можно сказать, что формулы a t =b и t=log a b равносильны, выражают одну и ту же связь между числами a, b и t (при a0, a 1, b0 ). Число t - произвольно, никаких ограничений на показатель степени не накладывается.
Подставляя в равенство a t =b запись числа t в виде логарифма, получаем равенство, называемое основным логарифмическим тождеством :

=b .

1) (3 2) log 3 7 = (3 log 3 7) 2 = 7 2 = 49 (степень степени, основное логарифмическое тожество, определение степени),
2) 7 2 log 7 3 = (7 log 7 3) 2 = 3 2 = 9 (…),
3) 10 3 log 10 5 = (10 log 10 5) 3 = 5 3 = 125 (…),
4) 0,1 2 log 0,1 10 = (0,1 log 0,1 10) 2 = 10 2 = 100 (…).

Основные свойства логарифмов (слайд 15)

Вы замечательно справились с примерами. А теперь вычислите следующие задания, записанные на доске:

а) log 15 3 + log 15 5 = …,
б) log 15 45 – log 15 3 = …,
в) log 4 8 =…,
г) 7 = … .

А как вы думаете, что мы должны знать, чтобы выполнять действия с логарифмами?
Если у учащихся возникают затруднения, то задать вопрос: “Чтобы выполнять действия со степенями, что надо знать?” (Ответ: “Свойства степени”). Ещё раз задать первоначальный вопрос. (Свойства логарифмов)

Перед вами таблица со свойствами логарифмов. Надо дать название каждому свойству и правильно сформулировать их”.

Название свойства логарифмов

Свойства логарифмов

Логарифм единицы.

log a 1 = 0, a 0, a 1.

Логарифм основания.

log a a = 1, a 0, a 1.

Тема урока: Логарифмы и их свойства.

Цель урока:

  • Образовательная – сформировать понятие логарифма, изучить основные свойства логарифмов и способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий.
  • Развивающая – развивать логическое мышление; технику вычисления; умение рационально работать.
  • Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к математике, воспитывать чувство самоконтроля, ответственности.

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Логарифмы и их свойства", раздаточный материал.

Учебник: Алгебра и начала математического анализа,10-11. Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др., Просвещение, 2014.

Ход урока:

1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку .

2. Повторение пройденного материала.

Вопросы учителя:

1) Дать определение степени. Что называется основанием и показателем? (Корень n-ой степени из числа а называется такое число, n-я степень которого равна а . 3 4 = 81.)

2) Сформулируйте свойства степени.

3. Изучение новой темы.

Тема сегодняшнего урока - Логарифмы и их свойства (откройте тетради и запишите дату и тему).

На этом уроке мы познакомимся с понятием «логарифм», также рассмотрим свойства логарифмов.

Зададим вопрос:

1) В какую степень нужно возвести 5, чтобы получить 25? Очевидно, во вторую. Показатель степени, в которую нужно возвести число 5, чтобы получить 25, равен 2.

2) В какую степень нужно возвести 3, чтобы получить 27? Очевидно, в третью. Показатель степени, в которую нужно возвести число 3, чтобы получить 27, равен 3.

Во всех случаях мы искали показатель степени, в которую нужно что-то возвести, чтобы что-то получить. Показатель степени, в которую нужно что-то возвести называется логарифмом и обозначается log.

Число, которое мы возводим в степень, т.е. основание степени, называется основанием логарифма и записывается в нижнем индексе. Затем пишется число, которое мы получает, т.е. число, которое мы ищем: log 5 25=2

Эта запись читается так: «Логарифм числа 25 по основанию 5». Логарифм числа 25 по основанию 5- это показатель степени, в которую нужно возвести 5, чтобы получить 25. Этот показатель равен 2.

Аналогично разберём второй пример.

Дадим определение логарифма.

Определение . Логарифмом числа b>0 по основанию a>0, a ≠ 1 называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b .

Логарифмом числа b по основанию a обозначается log a b.

История возникновения логарифма:

Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617) и математиком Иостом Бюрги (1552-1632).

Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620г.), а первой в 1614г. появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов».

С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением – нашей десятичной системой нумерации.

Через десяток лет после появления логарифмов Непера английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор – логарифмическую линейку. Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ с достаточной точностью в три значащие цифры. Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы созданы ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы.

Рассмотрим примеры:

log 3 27=3; log 5 25=2; log 25 5=1/2;

Log 5 1/125 =-3; log -2 (-8)- не существует; log 5 1=0; log 4 4=1

Рассмотрим такие примеры:

1 0 . log a 1=0, а>0, a ≠ 1;

2 0 . log a а=1, а>0, a ≠ 1.

Эти две формулы являются свойствами логарифма. Ими можно пользоваться при решении задач.

Как перейти из логарифмического равенства к показательному? log а b=с, с – это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а , чтобы получить b . Следовательно, а степени с равен b: а с = b.

Выведем основное логарифмическое тождество: а log a b = b. (Доказательство приводит учитель на доске).

Рассмотрим пример.

5 log 5 13 =13

Рассмотрим ещё важные свойства логарифмов.

Свойства логарифмов:

3°. log а ху = log а х + log а у.

4°. log а х/у = log а х - log а у.

5°. log а х p = p · log а х, для любого действительного p.

Рассмотрим пример на проверку 3 свойства:

log 2 8 + log 2 16= log 2 8∙16= log 2 128=7

3 +4 = 7

Рассмотрим пример на проверку 5 свойства:

3 ∙ log 2 8= log 2 8 3 = log 2 512 =9

3∙3 = 9

4.Закрепление.

Задание 1. Назовите свойство, которое применяется при вычислении следующих логарифмов, и вычислите (устно):

  • log 6 6
  • log 0,5 1
  • log 6 3+ log 6 2
  • log 3 6- log 3 2
  • log 4 4 8

Задание 2.

Перед вами 8 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.

  1. log 2 32+ log 2 2= log 2 64=6
  2. log 5 5 3 = 2;
  3. log 3 45 - log 3 5 = log 3 40
  4. 3∙log 2 4 = log 2 (4∙3)
  5. log 3 15 + log 3 3 = log 3 45;
  6. 2∙log 5 6 = log 5 12
  7. 3∙log 2 3 = log 2 27
  8. log 2 16 2 = 8.