» » Кто первоначалом мира считает огонь. Концепции первоосновы мира в античной философии

Кто первоначалом мира считает огонь. Концепции первоосновы мира в античной философии

Проблема первоначала, первоосновы всего / архэ. / была впервые в античной философии поставлена в милетской школе /Милет - греческая колония в Малой Азии/. Фалес /624-547/ считал, что все происходит из воды, Анаксимандр /ок.610-546/ началом всего полагал апейрон - бесконечный и неопределенный "физис", из которого проистекают все вещи. Апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и горячее. Парные комбинации этих свойств образуют землю /сухое и холодное/, воду /влажное и холодное/, воздух /влажное и горячее/, огонь /сухое и горячее/. Затем все вещи состоят из земли, воды, воз­духа и огня в их определенных соотношениях. Последний философ этой школы - Анаксимен /ок.588-525/ первоосновой всего сущего полагал воздух. Различные физические явления возникают из воздуха в резуль­тате его сгущения или разрежения. У милетцев есть ссылки на богов, иногда говорилось, что космос "полон божественных сил".

Гераклит /ак.520-460/ считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит счита­ется зачинателем диалектики в античной философии.

Пифагор /ок. 580-500/, анализируя различные физические явления, обнаруживал в них тождественные математические соотношения. Отсюда сделан вывод: "Все вещи суть числа". Сам Пифагор говорил: "Числу все вещи подобны". Космос - некоторая математическая гармония. Посколь­ку числа понимаются как некоторые невещественные сущности, отсюда намечается путь к идеализму.

Концепции первоосновы предлагаются на следующем этапе античной философии.

Эмпедокл /ок.490-430/ считает, что есть четыре элемента /он их называет "корнями всех вещей"/: огонь, воздух /эфир/, вода и земля. Эти "корни" вечны, неизменны. Вещи возникают в результате соединения этих элементов в разнообразных количественных соотношениях. "Корни", по мнению Эмпедокла, пассивны. Но в природе происходит движение, об­разование и разрушение тел. Это объясняется существованием и борь­бой двух противоположных сил: филия /любовь/ и нейкос /ненависть, вражда, злоба/.

Анаксагор /ок.500-428/ говорит, что существуют мельчайшие части­цы огня, воды, золота, крови, дерева и т.д. /"семена вещей","гомео-мерии"/. Гомеомерии бесконечно делимы. В первоначальном состоянии мира "все заключается во всем". В любом месте существует смесь все­возможных гомеомерий. Затем из этой смеси формируются различные ве­щи, причем в каждой вещи содержатся все гомеомерии, но каждая вещь является тем, что в ней преобладает. Так, золотом является то, что содержит много гомеомерии золота, хотя в нем содержатся и все дру­гие гомеомерии. Фактором, образующим из первичной смеси конкретные вещи, является Нус /буквальный перевод - "Ум"/. Правда, в последу­ющем Анаксагора часто упрекали в том, что он редко обращается к Нусу, а часто говорит о "самопроизвольности", оставляя Ум в стороне.

Одно из самых замечательных учений античности ""атомизм Левкиппа и Демокрита - учителя и ученика /V - IVвв/. Они считают, что есть бытие и небытие, понимая бытия как бесконечное количество атомов, а небытие -как пустоту, пространство. Атомы не возникают и не унич­тожаются, они вечны и неизменны, неделимы и непроницаемы. Атомы - мельчайшие частицы, двигающиеся в пустоте. Атомы разнообразны по форме, величине, тяжести. Они находятся в постоянном движении и не нужно искать источник движения атомов вне их. Атомы,"складываясь и сочетаясь... рождают вещи", изменения в вещах происходят вследст­вие изменений конфигурации атомов. Атомисты говорили, что существо­вал первичный атомный хаос, затем в нем вследствие столкновений возникают вихри и далее образуются миры. Так как число атомов и пус­тота бесконечны, то существует множество вихрей и миров; эти миры находятся на разных стадиях развития.

Атомистическая концепция оказала большое воздействие на последу­ющую философию и естествознание. В последующей античной философии интересную концепцию материи и формы развил Аристотель. Но об этом - в другом вопросе.

5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ /СОФИСТЫ. СОКРАТ/

Во второй половине V в.до н.э. в Греции появились т.наз. софисты. В условиях античной демократии умение говорить, убеждать и переубеж­дать на народных собраниях и судах становится жизненно важным. Появ­ляются учителя искусства красноречия - софисты. Слово "софист" вна­чале означало "мудрый, искушенный, знающий". Но постепенно оно при­обрело отрицательный оттенок, под софистикой стало пониматься уме­ние доказать ошибочное и опровергнуть правильное. Многие /в том числе и Сократ/ упрекали софистов в том, что их целью был не поиск истины, а нажива /бралась большая плата за обучение/.

Софисты сместили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека, его жизни в обществе. Основные темы софистов - этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, вос­питание. Софисты выдвинули идею о том, что добродетель не дается человеку от рождения, не зависит от благородства крови, но основыва­ется на знании.

Наиболее известный софист - Протагор /ок.490-420/. Он говорил, что как в природе, так, и в человеке все изменчиво, при этом явление может перейти в свою противоположность. Но если вещь переходит в противоположное, то относительно ее могут существовать противополож­ные мнения. Протагор говорит, что "человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не су­ществуют". Это положение истолковывалось в том смысле, что посколь­ку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины и все люди правы. Анало­гичным образом отрицалось существование объективного добра и зла,

Горгий /ок.480-360/ высказывал сомнения в существовании бытия, а если оно и существует, то его невозможно познать, а если и можно познать, то невозможно передать свое знание другому.

Софисты обучали искусству спора, учили различать смысловые оттен­ки значений терминов, давали советы развития памяти.

Сократ / 470/469-399/- современник Демокрита. В противоположность тому считал ненужным и даже вредным изучение природы."Богам не угождает человек, который допытывается того, чего они не пожелали от­крыть людям". Да мы и не способны управлять природными явлениями.

Сократ ставит вопрос: "В чем природа, сущность человека?" По его мнению, - это душа, как "сознающее Я". А если сущность человека - его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько ду­ша и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души.

Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями /богатство, слава/ и телес­ными факторами /жизнь, физическое здоровье, красота/, а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

Сократ считает, что безнравственный поступок - плод незнания ис­тины; если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо. Никто не грешит сознательно; кто совершает зло, делает это по незнанию. Для Сократа мудрость и нравственность неразделимы. Глав­ная задача мудрости в том, чтобы различать добро и зло.

Сократ указывает на три основные добродетели:

Умеренность /знание, как обуздывать страсти/;

Храбрость / знание, как преодолевать опасности/;

Справедливость / знание, как соблюдать законы божественные и че­ловеческие/.

Подобно софистам, Сократ претендовал на роль учителя, но учителя не отдельных лиц, а всего афинского народа. Нужно учить истинному знанию - усмотрению общего в вещах. В отличие от софистов, Сократ верил в возможность объективного знания. Он не обещал ученикам, что раскроет им истину, он предлагал им совместно искать ее в дружеской беседе. Цель "сократического метода" - обнаружение сущности исследу­емого объекта, общей для всех его случаев.

ПЛАТОН

В основе философии Платона /427-347/ - противопоставление чувст­венно воспринимаемого и бестелесного миров, мира вещей и мира идей. Это, в частности, иллюстрируется на примере прекрасного: с одной стороны, существуют прекрасные вещи / прекрасный конь, прекрасная девушка и т.п./, а с другой, в отличие от изменчивых и преходящих прекрасных вещей существует идея прекрасного. Сами прекрасные вещи - некие копии, несовершенные воплощения идеи прекрасного. Вообще, каждому классу вещей чувственного мира соответствует его сущность, т.е. идея. Идеи образуют целый мир, они никогда и никем не порожде­ны, они неизменны, бестелесны, занимают "наднебесные места".

Кроме мира идей и мира вещей существует материя. Это - лишенный качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела, по­добно тому, как из золота можно отлить имеющие разнообразные формы изделия. Мир идеи - активное начало, материя - пассивное; мир чувст­венно воспринимаемых вещей - детище обоих. Далее Платон вводит еще один фактор - мировую душу. Она связывает мир идей и мир вещей, пра­вит ими. Наконец, есть бог, Демиург. Демиург с помощью мировой души создал космос как гармоничный соразмерный вещественный мир, все привел в порядок. Создание космоса описывается следующим образом: из бесфигурной, наунаходящейся в хаотическом движении материи Демиург сформировал четыре первоосновы - огонь, воду, воздух, землю; из них создал небо и землю, затем "путем вращения округлил космос до сос­тояния сферы".

В человеке есть тело и душа. Тело смертно, душа бессмертна. Тело создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, душа - из мировой Души. Человек на земле - странник, земная жизнь - некое испытание. Истинная жизнь начинается по ту сторону земного мира, когда душа будет жить или на островах блаженных или ее ждет наказание в Тартаре. Душа, по Платону, состоит из трех частей: разумная, страстная и вожделительная.

В гносеологии Платон различает чувственность, "правильное мнение" и знание. Как и Сократ, он считает, что знание основывается на об­щих понятиях. Для характеристики места человека в мире у специфики познания Платон предлагает знаменитую аллегорию человека в пещере. Люди прикованы в ней так, что видят только стенку, противоположную входу. Перед входом движутся разные вещи, но человек видит не их самих, а тени на стене и думает, что он видит сами вещи. /Вещи здесь – это идеи, а их тени на стенке – явления вещественного мира/.

Платон говорит, что источником истинного знания являются воспоми­нания /анамнезис/ человеческой душой того, что она знала раньше, до вселения в телесную оболочку, когда она находилась в мире идей и могла созерцать то, что происходит в мире вещей. Когда душа входит в телесную оболочку, она забывает то, что знала. Чтобы душа вспом­нила находящиеся в ней знания, нужно побудить ее к диалектике, раз­мышлениям.

В философии Платона важное место занимали его взгляды на общес­тво и государстве. Он говорит об исторических формах государства: тимократии, олигархии, демократии и тирании, считая все их дурными формами политического устройства. Им он противопоставляет проект наилучшего государства. Подобно тому, как в душе есть три части, в государстве должны быть три класса граждан: правители, воины-стражи и трудящиеся /земледельцы ремесленники и др./. Основной принцип идеального государства - справедливость: защита от врагов, снабжение всех членов общества необходимыми материальными благами, руководст­во духовной деятельностью. Платон предлагает ряд мероприятий, касающихся экономики, образования, религии. Особое внимание он уделяет классу воинов. Они не должны иметь частной собственности, у них все должно быть общим, включая женщин и детей, правители должны пройти длительную подготовку. Платон говорит: "Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не соль­ется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди, а их много, которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор… государствам не избавиться от зол".

АРИСТОТЕЛЬ

Аристотель /384-322/ в своих сочинениях тщательно и критически анализирует концепции, созданное его предшественниками. Кроме того, он является автором ряда оригинальных идей в онтологии, гносеологии, этике, политике и других областях знаний, оказывающих серъезное влияние на последующее развитие философской мысли и науки. Отметим не­которые из них.

Аристотель предложил классификацию наук, включающую теоретичес­кие /философия, физика, математика/, практические /этика, экономи­ка, политика/ и творческую /эстетика/. Логика здесь не указана; она представляет собой необходимую подготовку /пропедевтика/ ко всем наукам.

Исходная проблема теоретических наук - проблема бытия. Бытие прежде всего выступает как то, что можно видеть, слышать, осязать и т.д., совокупность "отдельных вещей". Это бытие изучает физика. Но кроме того существует сверхчувственное бытие, которое изучает философия. Но что оно собою представляет?

Аристотель критикует концепцию Платона."Мы не можем принять, что есть некий "дом вообще" наряду с отдельными домами". Однако кроме отдельного есть всеобщее, существующее вместе с отдельным, в отдель­ном, Как нельзя представить себе существование красоты без красивых вещей, так нельзя представить и общее без отдельного. Сверхчувственное бытие как предмет философии - это всеобщее, существующее в от­дельном.

Всеобщее находит свое выражение в категориях, категории у Аристо­теля, - это и общее в самом бытии, и понятия об объективно общих ро­дах бытия. Аристотель говорит о десяти категориях: сущность, качест­во, количество, отношение, место, время, положение, обладание, дей­ствие, страдание. В эти категории могут быть включены все возмож­ные явления бытия.

Центральная категория - сущность. Содержание категории сущность у Аристотеля многоаспектно. Важный аспект сущности - сущность как основа вещей, субстанция. Понятие субстанции включает в себя мате­рию, форму и их композицию; материя - некоторое бесформенное вещество, потенция /возможность/ стать определенными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря наложению на материю форм. Существует столько же различных форм, сколько видов вещей. Формы вечны и неизменны, материя пассивна, формы - активны.

Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель указы­вает на четыре вида причин: 1/ материальная / из чего?/, 2/ формаль­ная /"что это есть?"/, 3/ движущая / откуда начало движения?/ и 4/ целевая /"ради чего?"/.

Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Аристотель использует понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.

В философии Аристотеля присутствует бог. Бог - тот фактор, бла­годаря деятельности которого из материи как потенции через наложе­ние формы образуются вещи, бог - вечный двигатель, он "притягивает" вещи к цели, совершенству. Сам бог при этом вечен и неподвижен. Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно поставить вопрос об источнике движения бога, что недопустимо.

В натурфилософии Аристотель отрицая существование актуальной бес­конечности, принимает понятие потенциальной бесконечности, не до­пускает существования пустоты, говорит о парадоксальности времени, рисует картину мира в виде некоторого шара с Землей в центре и т.д. Аристотель изучает животный мир, говорит о "лестнице живых существ", эволюции моментов жизни / вегетативный, чувственно-моторный и интел­лектуальный/.

В гносеологии Аристотель исходит из концепции отражения. Познание идет от чувственного восприятия отдельных предметов к познанию об­щих свойств, причин. Аристотель определяет истину как соответствие суждений реальности, Аристотель - основатель логики как науки о мыш­лении, его формах и законах.

В этике Аристотель говорит о том, что "добродетель не дается нам от природы". Нравственность связана с свободным выбором поступков. Нужно избегать излишнего, найти средний путь между крайностями.

В политических взглядах Аристотель исходит из того, что человек по своей сути существо общественное. Проявление общественной сущ­ности человека приводит к образованию семьи, селения и государства. Аристотель анализирует различные формы государства, подразделяет их на правильные /монархия, аристократия, полития / и неправильные /ти­рания, олигархия, демократия/. Лучшая из форм - полития, правление зажиточного образованного среднего класса, Аристотелъ при этом счи­тает, что наилучшая форма собственности "собственность средней величины". В эстетике Аристотель считает, что важная особенность искусства подражание /мимесис/. Ио это не простое натуралистическое воспро­изведение, а обобщение, выделение существенного и создание образа того, какой должна быть действительность. Главный предмет художест­венного творчества - образы людей. Особая роль искусства - очищение /катарсис/, освобождение чувств человека от всего безобразного и низменного. Здесь важное место Аристотель отводит трагедии и музыке.

Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии - воде. Пытаясь понять мир Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей. Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог. Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь. Если вода - первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль. О трудах Фалеса неизвестно писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал "Морскую астрономию" (в стихах, как все ранние мыслители). Кроме нее еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии)

Анаксимандр

АНАКСИМАНДР (расцвет деятельности 570-560 до н.э.), древнегреческий философ, уроженец Милета, соотечественник и ученик Фалеса. Анаксимандр составил знаменитый чертеж мира и, возможно, познакомил Грецию с изобретенным в Вавилоне гномоном, прибором для определения наклона эклиптики к экватору. Как и Фалес, Анаксимандр пытался дать единое объяснение всех вещей, для чего избрал не один из элементов, а общее начало, из которого путем дифференциации мог развиться весь мир. Это начало Анаксимандр назвал "апейрон" ("неопределенное"), вероятно, из-за его безграничной протяженности и невозможности отождествить (как "воду" Фалеса) с каким-то определенным веществом в уже существующем мире. Анаксимандр характеризовал свой "апейрон" как "вечный и нестареющий", а также "окружающий" бесчисленные миры и "управляющий" ими. Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) "платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени". Анаксимандр полагал, что в начале мира в "апейроне" каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса - свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане. Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей.Столь же изобретательной и дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей. Что касается человека, то он развился до зрелости внутри рыбы.

Анаксимен (Anaximenes) Милетский

около 585 – около 525 до н. э.

Анаксимен (Anaximenes) Милетский – древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. До нас дошёл только незначительный отрывок его большого сочинения «О природе». Круг научных интересов Анаксимена более узок, нежели у Анаксимандра: вопросы биологии и математики Анаксимена, по-видимому, не интересовали. Он прежде всего – астроном и метеоролог.

Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух, путём сгущения или разрежения которого возникают все вещи. Сама человеческая душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах.

Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.

Анаксимен первый указал на различие между неподвижными звёздами и планетами, выдвинул гипотезу, объясняющую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звёзды далее Луны и Солнца. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.

2 Учение Гераклита о Логосе

Популярная философия Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 10. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор)

Первой школой в греческой философии являлась милетская, основанная в городе Милет (греческая колония на побережье Малой Азии) Фалесом. Его учениками и продолжателями стали Анаксимандр и Анаксимен. Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи, причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Несмотря на данное разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия существует некая общая основа для всех различных предметов.

За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, рождающих путем разнообразных комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известны всего три элементарные частицы: протон, электрон и нейтрон, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Данные примеры приведены из современной жизни, и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить всё упорядочивающий и объясняющий основной принцип мира, назвав его Архэ (первоначало).

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только она, а всё остальное – ее порождения и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на воду в нашем понимании. Вода у Фалеса – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется. Анаксимен первоначалом полагал воздух: все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, - камни. Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой–либо стихии (воды, воздуха, огня или земли), и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой–либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, включает их в себя и называется Апейроном (Беспредельным).

Милетским философам, полагавшим первоначалом нечто вещественное или материальное противостоит Пифагор Самосский (с острова Самос), заявлявший, как и милетцы, что нас окружают совершенно различные предметы, имеющие единую мировую основу. В чем состоит мировая основа? Все вещи можно посчитать. Понятно, что птица – не рыба, дерево – не камень и так далее. Но мы всегда можем сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев. Числом можно все выразить или описать. Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является связующей нитью, единой объединяющей основой, поэтому его можно назвать первоначалом мира. Но число - нематериальная сущность, оно идеально и в этом принципиальное отличие пифагорейского воззрения от милетского.

Из всех чисел главным является единица, так как любое другое число есть всего лишь та или иная комбинация единиц. Каким же образом первоначало мира – число порождает все видимое нами многообразие? Единице, говорит Пифагор, соответствует точка, а двойке – две точки, но через две точки можно провести прямую, таким образом, числу два соответствует прямая; тройке соответствует плоскость, потому что ее можно построить только через три точки, а через четыре строится пространство, которое, следовательно, соответствует четверке. Оно делится на четыре стихии: землю, воду, огонь и воздух, а каждая из них, в свою очередь, - на различные предметы, взаимодействие которых и приводит к бесконечному мировому разнообразию вещей. Данное многообразие, таким образом, сводится к четырем стихиям, они – к пространству, пространство – к плоскости, плоскость - к прямой, а прямая к точке, которая является единицей. Следовательно, весь мир представляет последовательное разворачивание идеальной сущности – Числа; оно же является не чем иным, как свернутым в единство мирозданием.

Как видим, первоначало всего можно было с одинаковым успехом увидеть как в чем–то материально–вещественном, так и в чем–то идеально–бестелесном, что и сделали первые греческие философы – милетцы и Пифагор, развернув и обосновав два противоположных взгляда на происхождение и устройство мира.

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

Глава III. ПИФАГОР Пифагор, чье влияние как в древнюю, так и в современную эпоху будет предметом рассмотрения настоящей главы, является в интеллектуальном отношении одним из наиболее значительных людей, когда-либо живших на земле, – и в том случае, когда он был мудр, и в том

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

6. ОТСТУПЛЕНИЕ И ВОЗВРАТ ПЕРВОНАЧАЛА Последняя черта, характеризующая одновременно и способ бытия человека, и обращаемое на него размышление, - это отношение к первоначалу. Оно весьма отлично от того отношения, которое стремилось установить классическое мышление в

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

2.2. Мир управляется числом (Пифагор) Другим знаменитым греческим мыслителем, современником милетских философов, был уже известный нам Пифагор Самосский (с острова Самос). Вспомним, что его знаменитое: «Я не мудрец, но только философ» – принято считать началом

Из книги Курс истории древней философии автора Трубецкой Николай Сергеевич

ГЛАВА IV. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ Источники Личность Пифагора, религиозного реформатора и одного из величайших философов Греции, была уже в V веке окружена легендой, и точные сведения о его жизни, учении и ранней судьбе основанного им союза крайне скудны. Он жил в VI в. до Р. X.,

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

Пифагор и его союз Пифагор, сын Мнесарха, уроженец острова Самос, прославился уже среди современников как религиозный учитель, ученый и философ, превосходивший всех своими познаниями. "Многознание уму не научает, – говорит Гераклит, – иначе бы оно научило Гесиода и

Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от этой школы сохранилось мало материалов. Так же

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

3. Пифагор и ранние пифагорейцы Выходцем из греческого Востока был также Пифагор из Самоса, переселившийся при тиране Поликрате (ок. 532 г. до н. э.) в Южную Италию, где он основал в городе Кротоне религиозную общину (союз пифагорейцев). В 6 в. в Греции усиливается

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

ПИФАГОР САМОССКИЙ (ок. 570–500 до н. э.) Древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагоризма, математик. По Пифагору, принципы математики - числа - одновременно являются и принципами мира, а числовые отношения, пропорции - отражением

Из книги Лекции по истории философии. Книга первая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

§ 10. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор) Первой школой в греческой философии являлась милетская, основанная в городе Милет (греческая колония на побережье Малой Азии) Фалесом. Его учениками и продолжателями стали Анаксимандр и Анаксимен. Задумываясь об устройстве

Из книги Сочинения в двух томах. Том 1 автора Декарт Рене

В. Пифагор и пифагорейцы Позднейшие неопифагорейцы составили многочисленные жизнеописания Пифагора и в особенности пространно писали о пифагорейском союзе, но нужно остерегаться и не принимать за исторические факты эти часто искаженные свидетельства. Биография

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Первоначала философии* СВЕТЛЕЙШЕЙ ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦЕ ЕЛИЗАВЕТЕ, СТАРШЕЙ ДОЧЕРИ ФРЕДЕРИКА, КОРОЛЯ БОГЕМИИ, КНЯЗЯ ПАЛАТИНСКОГО И СИЯТЕЛЬНОГО ИЗБРАННИКА СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ Сиятельная государыня, я извлек величайший плод из сочинений, выпущенных мною ранее в свет,

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Пифагор ок. 580–500 гг. до н. э.Древнегреческий философ-идеалист, великий математик. Берегите слезы своих детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.* * *Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.* * *Делай великое, не обещая великого.* * *Не гоняйся за счастьем:

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

17. Пифагор и его школа Пифагор (580–500 гг. до н. э.) отвергал материализм милетцев. Организовал школу, которую могли посещать женщины. Исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

4. Пифагор и его школа Пифагор (VI в. до н. э.), теорему которого о соотношении длин катетов и длины гипотенузы прямоугольного треугольника мы учим в школе, был тоже озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» - вот его исходная позиция.

Из книги Щит научной веры (сборник) автора Циолковский Константин Эдуардович

Мир управляется числом. Пифагор Другим знаменитым греческим мыслителем, современником милетских философов, был уже известный нам Пифагор Самосский (с острова Самос). Его знаменитое: «Я не мудрец, я только философ» – принято считать началом философии.Так же как и милетцы,

Из книги автора

Пифагор (фантазия)Пифагор убедился, что Земля имеет форму шара. Высказывал он эту мысль домашним, знакомым, но те только добродушно смеялись.Однажды эту мысль он вздумал доказывать толпе, собравшейся по какому-то случаю на площади.Долго говорил народу Пифагор. С

Биография

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом» . Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242-306 гг.) «О Пифагоровой жизни »; Порфирия (234-305 гг.) «Жизнь Пифагора »; Диогена Лаэртского ( 200-250 гг.) кн. 8, «Пифагор ». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370-300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.

Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с острова Самос. Мнесарх был камнерезом (D. L.); по словам же Порфирия он был богатым купцом из Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Первая версия предпочтительнее, так как Павсаний приводит генеалогию Пифагора по мужской линии от Гиппаса изпелопоннесского Флиунта, бежавшего на Самос и ставшего прадедом Пифагора . Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе.

Рождение ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия ». В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. Поэтому, на радостях, Мнесарх дал жене новое имя Пифаида, а ребёнку - Пифагор. Пифаида сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор родился в Сидоне Финикийском (по Ямвлиху ) примерно в 570 до н. э.

По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя всё накопленное человечеством знание. В популярной литературе иногда приписывают Пифагору Олимпийскую победу в боксе, путая Пифагора-философа с его тёзкой (Пифагором, сыном Кратета с Самоса), который одержал свою победу на 48-х Играх за 18 лет до рождения знаменитого философа.

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису , благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён не только в египетские достижения медицины и математики, но и в таинства, запретные для прочих чужеземцев.



Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз , завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.

По Порфирию , Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основываются на словах Аристоксена, источника IV века до н. э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришёл к власти в 535 до н. э., отсюда дата рождения Пифагора оценивается в 570 до н. э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 до н. э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, то есть в 532-529 гг. до н. э. Эти сведения хорошо согласуются с Порфирием, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха (вернее, одного из его источников) о вавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где набрался, по легендам, восточной мудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение своё, по крайней мере что касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской , то есть в местах не столь отдалённых для греков.



Разногласия с тираном Поликратом вряд ли могли послужить причиной отъезда Пифагора, скорее ему требовалось возможность проповедовать свои идеи и, более того, претворять своё учение в жизнь, что затруднительно осуществить в Ионии и материковой Элладе, где жило много искушённых в вопросах философии и политики людей. Ямвлих сообщает:

«Его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его

участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав всё это, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей. »

Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с

элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету. Пифагору традиция приписывает введение слов философия и философ.

Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвящённых, состоящий из касты отобранных единомышленников, буквально обожествляющих своего учителя - основателя ордена. Этот орден фактически пришёл в Кротоне к власти, однако из-за антипифагорейских настроений в конце VI в. до н. э. Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию Метапонт, где он и умер. Почти 450 лет спустя, во времена Цицерона (I в. до н. э.), в Метапонте как одну из достопримечательностей показывали склеп Пифагора.

У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мня (по другой версии сын Аримнест и дочь Аригнота) .

По Ямвлиху, Пифагор возглавлял своё тайное общество тридцать девять лет, тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 до н. э., к началу эпохи греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет, или же в 90 лет (по неназванным другим источникам). Из этого следует дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., что маловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил497 до н. э. как год смерти Пифагора.

Суть учения Пифагора о числе как о первоначале мира

Пифагор не записывал своего учения. Ученым до сих пор не удается с точностью узнать, какие работы ему принадлежат. У Пифагора были ученики, которые впоследствии сделали записи. Конечно, они были последователями учителя, но нет уверенности в том, что они не могли написать в текстах своих мыслей, которые основывались на учениях Пифагора. Кроме этого, неизвестно, он ли вывел прутиком на песке чертеж Пифагоровой теоремы, известной сегодня каждому школьнику. Большинство историков науки утверждают, что суть «теоремы Пифагора» была известна задолго до него математикам Вавилона, Китая и Египта, а пифагорейцы дали этой теореме лишь наиболее красивое доказательство.
Пифагор не записывал своего учения. Оно известно лишь в пересказах Аристотеля и Платона. Гераклит утверждал, что Пифагор ученее всех современников, хотя и считал, что в гении его есть «худое искусство - магия», противная богам. «Они признали математически начала за начала всего существующего»,- пояснял Аристотель.
В чем же суть учения Пифагора о числе как о первоначале мира? Попробуем разобраться.
Как известно, Пифагор утверждал, что людей окружают разные предметы. Но все их многообразие не может не иметь под собой единой мировой основы. Безусловно, все вещи можно посчитать. Всегда можно сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев, проще говоря, эти слова сочетаются с количественными числительными. Таким образом, с помощью числа можно выразить многообразие, что нас окружает. Число неизменно и присутствует в совершенно разных вещах, являясь единой основой. Поэтому число можно считать первоначалом мира.
Главное число – единица. Это объясняется тем, что любое другое число по своей сущности является их сочетанием. Как число порождает все многообразие предметов в нашем мире? Пифагор говорил, что единице соответствует точка, двойке – две точки, но через две точки уже можно провести прямую, получается, что числу два соответствует прямая; тройке – три точки, но если их соединить, то получается уже плоскость; через четыре точки строится пространство, которое, соответствует четверке. Оно делится на четыре стихии: воду, землю, воздух и огонь, а затем каждая из них делится на разные предметы, взаимодействующий между собой. Это взаимодействие и приводит к бесконечному разнообразию вещей.
Отсюда наглядно видна обратная цепочка, по которой все возвращается к единице: как понятно из выше написанного, многообразие сводится к четырем стихиям, четыре стихии сводятся к пространству, которое сводится к плоскости, не трудно догадаться, что плоскость сводиться к прямой, а она к точке, которая, и является единицей. Отсюда и получается, что весь естественный мир построен из чисел. Возникает соответствие между пространственным миром и числами: линия - “2”, плоскость - “3”, тело - “4”. К числу сводится и мир духа: любовь и дружба отождествляются с восьмеркой, справедливость - с кратными числами.
Таким образом, весь мир представляет собой последовательное разворачивание идеальной сущности – числа.
Пифагор считал, что познать мир – это значит познать управляющие им числа. Кроме того, по мнению философа, все в природе подчиняется неким числовым комбинация. Основным в учении Пифагора является учение о числе, как выше уже было указано, как сущности всего мира. Многообразие физических явлений подчинятся закону, являющемуся единством, космосом (употребление этого названия приписывается Пифагору), т.е. порядком, и основа этого порядка - число. Не арифметическое число, а число как метафизическая реальность, связь, закон мира, по отношению к которому арифметическое число есть лишь форма познания.
Вернемся снова к единице. У Пифагора она является воплощением единства и гармонии Вселенной. Бог, как нераздельная сущность имеет своим числом единицу. С момента проявления Бог двойственен (материя и дух, мужское и женское начало). Весь проявленный мир символизируется числом три: как человек состоит из тела, души и духа, так и Вселенная делится на три сферы: мир божественный, мир человеческий и мир естественный.
В каждом числе Пифагор определял тот или иной принцип, закон, ту или иную активную силу. Противоположность между нечетными (высшими) и четными (низшими, порожденными из высших путем удвоения) числами проявляется в природе в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и женское и т.д.
Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”. Состоящая из трех и четырех, семь означает соединения человека с божеством, т.е. 4 олицетворяет человека, как тело, а 3 обозначает божество, как один из трех миров. Число десять, образованное из первых четырех чисел – 1+2+3+4 – , совершенное число, единица высшего порядка, ибо выражает собой все начала Божества, сначала развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве.
Пифагор учил, что начало и конец всего сущего находится в некой абстрактной величине, называемой Монадой, которая равняется единице. Она является абсолютной непознаваемой пустотой, хаосом, прародиной всех богов и в то же время вмещает в себя всю полноту бытия в виде
божественного света. Подобно эфиру, Монада пронизывает все вещи, но конкретно не находится ни в одной из них. Она представляет собой сумму всех чисел, но всегда рассматривается как неделимое целое.
Такова была главная мысль Пифагора. По крайней мере, именно так утверждают наиболее достоверные источники.

Современная трактовка учения Пифагора о вещественности числа

Для каждого из нас числа обладают определенными свойствами. Используя числа, мы ежедневно, используем их свойства для количественной оценки окружающих нас явлений и процессов.
Древнегреческая наука, которую современники называют натурфилософией, родилась как Великий Предел Единого знания. Она синтезировала многие учения, которые существовали самостоятельно, в отрыве друг от друга. Заслуга древнегреческих мыслителей заключается именно в том, что они осознали необходимость синтеза знаний в Единое Знание.
«Все есть число». Эта вселенская формула действует на всех уровнях иерархии мироздания. Сами числа, их упорядоченные последовательности, непременно должны отражать в себе свойства так называемого Единого Универсального закона. Открытие Универсального Закона Чисел может явиться одним из самых важных открытий наступившего тысячелетия.
Вещественное число, по идее, включает в себя комплексно как действительную, так и мнимую часть, так как у каждого вещества есть видимая внешняя и невидимая внутренняя сторона. У положительного ядра атома есть внутри отрицательное ядро, как ядро в ядре, в виде дополнения до целого, до единицы, где полное дополнение будет с учетом еще и внешней компенсации. У значения 2 есть не 2, у 4 есть не 4 и т. д., у бесконечности есть нуль.
Числовая ось по сумме и по произведению всех членов равна единице, так как рождена как мир из единицы.
В любом оформленном веществе (ядре любого атома, органа, организма, организации и т.д.) есть грань - единица как числовая база отсчета, центр равновесия и поляризации трех видов: знак отрицания, знак противоположности и знак степени, в совокупности дающие постоянство благодаря возмещению противоположных энергий, уходящих в обе стороны иерархии полярно внутрь к нулю и вовне - к бесконечности.
Если провести ось через центр сферы шара (целое), то она разделится единицей на две части: отрицательную внутреннюю и положительную внешнюю. Кроме того, каждая единица имеет свою противоположность на обратной стороне сферы.
«Эмпирические результаты подтверждают абсолютность ортогональности и единства, на основе которых выстраиваются законы отбора, изменчивости и наследственности. Информации здесь не приписывается сверх свойства, но в данной структуре пространства она существует везде, все, что происходит вовне любого объекта, мгновенно отражается внутри каждого, другое дело - чувствуем мы это или нет». (Беляев М. - "Милогия", раздел Магия чисел. Монада Пифагора, М., 2007)
Из пифагоровых чисел, таким образом, вытекает полное представление о живом комплексном числе, которое определяется, как расширение множества вещественных чисел. Если не принимать в расчет связь числа с пространством, временем, веществом, жизнью человека, в которой повсеместно присутствует число, то останется недалекое представление о числах, которое существует в современности.
Интересно то, что пифагорейцы не использовали нуль. Это можно объяснить тем, что в их жизни не было нужды непосредственно оперировать бесконечно малыми и бесконечно большими числами. Пифагорейцы называли единицу границей между «целыми» и «частями». Не стоит забывать, что единица есть граница между количеством и качеством, внутренним и внешним.
Главное то, что пифагорейцы видели в единице вечный корень, семя, единое целое, неразделенное, функционально полное. Разве не так используется метод приведения к единице физиками, математиками, генетиками и прочими учеными в анализе сложных и запутанных ситуаций. На этой основе построен всеобщий системный подход, переход от небытия к бытию. В настоящее время число не рассматривается как множество, составленное из единиц. Это значит, что отброшен один из основных категориальных элементов, определяющих полноту мировоззрения, иерархию числа, отражающий качество и количество, внутреннее и внешнее, мнимое и действительное.
Как видно и понятно, все числа объединяет целостная числовая ось, где центром является единица, и где положительные и отрицательные части дополняют друг друга до единицы, иллюзия внешней стороны (от бесконечности до единицы) сопоставима с внутренней (от нуля до единицы) через другой знак мнимости. На этом основывается иллюзорное восприятие и понимание внешнего пространства и внутреннего времени. Здесь ярче видна взаимосвязь числа с живым веществом, пространством, временем, с неограниченной скоростью передачи информации и вещества на расстоянии, вообще с жизнью человека в целом, со всем его окружением.
В современной практике обучения лежит неверное положение, уходящее в корни ошибочного мировоззрения: нуль как начало отсчета. Причина этого ошибочного мировоззрения лежит в неправильном понимании устройства мира. Что такое нуль? Нуль – это пустота, но нельзя же назвать мир, который нас окружает, пустотой. В нем действительно все можно посчитать.
Аристотель писал: «Точка есть единица, имеющая положение, единица есть точка без положения». В этом выражении для характеристики единицы недостает понятия иерархического масштаба, строго определяющего ее положение в иерархии. И тем не менее из данного высказывания видно, что точкой отсчета по праву должна быть единица, а не нуль.
Вглядываясь в структуру представления числа пифагорейцами, неверно считать, что они

пользовались в современном представлении только натуральными числами - «камешками». Качественная часть числа отражала дробь (атом, камешек), дополняющая количественную часть до единицы, до Единого; если взять выше, до нового атома, нового качества на новом уровне, то не было бы необходимости заниматься обеими частями одновременно, так как из одного вытекало другое. Число давало им возможность различать вещи и тем самым овладеть ими в сознании. В обычном счете каких-либо предметов, они видели лишь то, что число просто обретает форму, некий образ. В числе они видели эволюцию индивидуальной формы, эволюцию ее истории. Фигурное представление числа у пифагорейцев открывало им наглядное толкование фундаментальных законов природы (переместительного, распределительного, иерархического, эволюционного).
Пифагорейское учение о четных и нечетных числах являлось основным для отражения важнейших философских категорий: женское и мужское; инь и ян; полярные формы целого; доброе и злое; положительное и отрицательное, дающее в совокупности единицу, Единое. Это особое качественное внешнее проявление элементов среды в виде условного деления единицы на полярные формы отражало устойчивую форму положительного и отрицательного.
Таким образом, все сводится к единице. Весь мир – есть развернутая система единиц, их совокупность, в которой есть противоположности, а так же в которой каждый занимает свое место, свою ячейку.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что числа связывают все уровни иерархии живых структур. Число или числовые отношения лежат в основе биологии человека, взаимодействия, психологических отношений, межличностных отношений и т. д. Человеческое общество, можно рассматривать тоже как мир, в котором так же есть свои полюса: положительный и отрицательный. Если рассматривать, например, область PR как микромир, как часть человеческого общества в целом, то отрицательным полюсом будет так называемый «черный» PR, который по роду своей деятельности PRом назвать нельзя. Положительным же полюсом будет деятельность специалиста по связям с общественность, которая не противоречит основным принципам PR: скорость и работа на опережение, информационная открытость, честность, инициатива.
Учение Пифагора о числе как о первоначале мира постепенно набирает все большие обороты и с каждым днем актуализируется. Конечно, некоторые исследователи сомневаются в принадлежности этого учения Пифагору, но тем не менее большинство из них признает тот огромный вклад, который был сделан им.
Итак, подводя итоги данной работы, можно сказать, что пифагорейцы понимали, что почти все отношения, которые существуют в мире, все чувственно-воспринимаемые вещи, в основе своей имеют число, а именно единицу. Мировоззрение пифагорейцев при трансформации на современный язык, определяет совершенно новый взгляд на мир, на свою принадлежность к этому миру, на влияние технического совершенства и прежде всего на себя самого. Пифагорейцы были на верном пути. У них единица любого уровня иерархии численно отражала предельно простую субстанцию, из которой в дальнейшем строились все последующие уровни с их формой и содержанием.
Учению о числе, пифагорейцы придавали очень большое значение. Нельзя не сказать о том, что философия Пифагора переплетается с математикой. По сути, вся его философия и есть математика, так как главной ее задачей было объяснение мира при помощи числа, а где число, там и математика. В далекие времена мыслителя Пифагора конечно же не было никаких вычислительных машин и многого другого, что есть сейчас. Но именно им была заложена та первооснова, благодаря которой идет современное развитие всего человечества, представляющего собой развернутую иерархию единиц.
Тема, выбранная мной, действительно очень интересна. Понимая всю глобальность учения Пифагора о числе, невольно задумываешься над тем, кто есть ты во всем многообразии единиц, которые тебя окружают.
Возможно, пифагорейцы не сумели до конца разгадать тайну числа. Но такую задачу, они вряд ли перед собой ставили. Нужно же было что-нибудь для большего осмысления оставить будущим поколениям. Так и получилось. Надеюсь, что эту тему не оставят без внимания и современная наука завершит дело, начатое великим философом Пифагором.

Список литературы:

1. Беляев М. Милогия, раздел Магия чисел. Монада Пифагора. – М., 2007. – 154 – 163 с.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга восьмая. – М. : Мысль, 1986. – 386 – 391 с.
3. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2007. – 54 с.
4. Чанышев А. Н. Философия Древнего Мира – М. : Высшая школа, 2001. – 192 – 193 с.
5. Ямвлих А. О Пифагоровой жизни. – М. : Алетейа, 2002. – 24 – 27, 167 – 168 с.
6. http://www.erudition.ru
7. http://www.Wikipedia.ru

Она представлена множеством мыслителей, учений, школ и направлений. В ней коренятся истоки всех ныне существующих философских учений.

Выделяют четыре основных этапа в развитии античной философии.

I этап - ранний, досократовскй с VII в. до н. э. до I пол. V в. до н. э. Главное

внимание философов было направлено на исследование природы, космоса, окружающего мира (Фалес, Гераклит, Пифагор, и др.).,

II этап - высший расцвет, классический этап с I пол. V в. до н. э. до IV в. до

н. э. (Сократ, Платой, Аристотель). Главное внимание философы уделяли духовному миру человека, его сущности, проблемам морали и права.

III этап - начался с упадком греческих городов с конца IV в. до н. э. до II в. до н. э. Философия сводилась в основном к комментированию учений Платона и Аристотеля, а также разработке некоторых этических проблем.

IV этап -1 в до н. э. - V в. к. э. Главную роль в античном мире стал играть Рим. Римская философия стала преемницей греческой философии, разрабатывая главным образом этическую проблему (стоицизм, скептицизм, эпикуреизм). Начинает формироваться и христианская философия.

Наибольший интерес в истории развития античной философии представ­ляют I и II этапы. Первый ранний этап возник не в центральной части Древ­ней Греции, а на ее окраинах, в таких городах как Милет и Эфес.

Для раннего периода античной философии в целом характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм, т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе, его устройстве и происхождении. Важнейшим вопросом I этапа был вопрос о едином первоначале всего сущего. Крупнейшим представителем этого этапа был один из семи великих греческих философов Фалес из г. Милета (ок. 625 – 547 гг до н.э.). Его называли «первым математиком», «первым астрономом», «первым философом» Он первым предсказал полное солнечное затмение, ввел календарь из 365 дней, доказал теорему, участвовал в политической жизни Милета. Он выдвинул проблему единого первоначала всего сущего, предпринял первую попытку объяснить мир, природу и все существующее не мифически или религиозно, а философски, пытаясь отве­тить на вопрос о единой первооснове мира. Ею он считал воду, которая при­водится в движение божественной силой.

Гераклит (ок. 544 – 480 гг до н.э.) из г. Эфеса. Принадлежал Гераклит к царско-жреческому роду, но жил бедно и одиноко. Гераклит имел прозвище «Тёмный» (т. к. высказывания его были мало понятны) и «Плачущий» (он сокрушался из-за несовершенства человека.)

Гераклит стихийный материалист и основоположник диалектики (диалектика – учение о развитии, изменении и всеобщей связи явлений мира).


Первоосновой мира считал огонь, имеющий боже­ственное происхождение. Он был одним из первых философов-материалистов и диалектиков. Его известные изречения: «Все течет, все из­меняется»; «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду».

Несколько иначе подходил к решению проблемы единой первоосновы мира великий математик и философ Пифагор (около 580 – 500 гг. до н. э). Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, т. к. первоначалом бытия он считал идеальные сущности – числа. Пифагор, в отличие от большинства греков, верил в переселение душ.

Пифагор основал свою школу «Пифагорейский союз». Он был научно-философской школой и политическим объединением. Имущество у пифагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т. п. Пифагорейцы стремились к победе над низменными страстями, высоко ценили дружбу.

Много времени они уделяли психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни занимали занятия наукой. Пифагорейцы внесли решающий вклад в развитие математики. Пифагор считал, что все есть «чис­ло». Даже человеческое счастье достигается знанием совершенства чисел. Начало всего - единица. Из единицы исходят другие числа; из чисел - точки; из точек - линии; из них - плоские фигуры; из плоских - объемные фигуры, а из них - чувственно воспринимаемые тела. Перемешиваясь и перемещаясь, они порождают мир, в середине которого - земля. Особое значение Пифагор придавал цифрам 1, 2, 3,4, а также их сумме 10.

Анаксимандр (около 610-546 гг. до н. э.). Ученик Фалеса Анаксимандр изобрёл солнечные часы, первым в Греции составил географическую карту и соорудил глобус.

Первоосновой мира он считал апейрон – вечное, неопределённое и беспредельное материальное начало. Из апейрона выделяются две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбинации порождают четыре основные стихии, из которых состоит всё в мире: воздух, вода, огонь, земля.


Анаксимен (около 588 -525 гг. до н. э.) – ученик Анаксимандра. Первоначалом всего сущего считал воздух. Всё возникает из воздуха – по средствам его сгущения и разряжения.

При разряжении воздуха образуется огонь; при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни. Анаксимен считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.

Эмпедокл (около 490 – 430 гг. до н. э) учился у пифагорейцев. Известен как поэт, оратор, врач, инженер, философ. Многие современники считали его живым богом. Эмпедокл считал, что четыре стихии являются началами мироздания: вода, воздух, огонь, земля. Он был сторонником теории переселения душ.

Одним из влиятельных учений II этапа является атомистический материализм Демокрита («атом» – неделимый). Примерное время жизни около 460 – 370 гг. до н. э. Прозвище Демокрита – «смеющийся», т. к. он постоянно смеялся над несовершенством человека. Демокрит написал около 70 работ по различным областям знаний, но ни одно из них не дошло. Он был энциклопедически образованным человеком. Демокрит считал, что мир состоит из небытия (пустоты) и бытия (атомов), которые находятся в постоянном движении. Атомы вечны и неизменны, различаются величиной, формой (шарообразные, пирамидальные, крючкообразные и т. п.) и положением в пространстве. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Сами по себе атомы лишены таких качеств, как цвет, запах, тепло и т. п. Все эти качества - результат восприятия атомов нашими органами чувств. Из атомов состоит и человеческая душа. Боги также состоят из атомов, только особо прочных.

Сократ (470 – 399 гг. до н. э) – первый крупнейший философ из Афин. Вся жизнь Сократа была воплощением его философского учения. Отец Сократа был каменотесом, а мать - повивальной бабкой. Сам Сократ любил говорить, что он унаследовал ремесло матери: подобно тому, как она помогала рождаться детям, он помогает рождаться истине. Вёл простой образ жизни, большую часть времени посвящал беседам с учениками. Сократ всегда активно выступал против «ложных мудрецов». Он разработал особый способ обучения, способ достижения истины – метод майевтики - «повивальное искусство»: задавая собеседнику наводящие вопросы, заставлял того прийти к правильному ответу.

Сократ ничего не писал (из принципа). Основные сведения о нём известны из работ его учеников Ксенофонта и Платона.

Если предшествующие философы в основном занимались изучением природы, то Сократ первым стал утверждать, что главная задача философии состоит в познании человека. «Человек есть мера всех вещей». По мнению Сократа, не человек создан для природы, а природа для человека. В человека вложен божественный голос. Цель и смысл человеческой жизни – познание самого себя. Сократ считал, что единственное, о чём мы знаем точно – это о собственном незнании, о трудностях, которые встают перед нами при попытках что-либо познать. Поэтому одним из его известных изречений было: «Я знаю, что ничего не знаю». Но наше неведение истины вовсе не означает, что её нет. Мы просто не знаем, какая она, и задачей каждого человека как раз и является её поиск.

Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому человек становится добродетельным в силу знания того, что есть добро и что есть зло.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность – это знание того, как обуздывать страсти;

2.Храбрость – это знание того, как преодолевать свои страхи и опасности;

3. Справедливость – это знание того, как выполнять законы – божественные и человеческие.

Сократ считал, что добродетели можно научиться при помощи умственного образования. Только «благородные люди» могут претендовать на знание. Ремесленнику, земледельцу, т.е. демосу знание недоступно.

Сократ оказал огромное влияние на всю последующую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина». Его заслуженно называют «отцом философии».

Споры о первооснове мира продолжаются и поныне. Одни считают, что мир материален, другие - что идеален, а третьи - божественен. Многие современные философы считают, что наша Вселенная плюралистична, комплексна. Одним из влиятельных учений II этапа был атомистический материализм Демокрита. Продолжая поиски первоосновы мира, Демокрит считал, что мир состоит из небытия (пустота) и бытия (атомов). Атомы - неделимые мель­чайшие частицы разной формы, находящиеся в движении атомов состоит и человеческая душа. Боги также состоят из атомов, только особо прочных.

Платон (427 – 347 гг. до н. э) родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя Платона – Аристокл. Платон (широкоплечий) – прозвище. Он величайший из учеников Сократа стал основателем мощного направления в философии – объективного идеализма. Ядро его учения - тео­рия о мире идей. Идеи представляют причину бытия вещей. Идеи находятся в особом «умном месте», расположенном где-то в космосе, в мире идей. Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны человеческим чувствам и познаются только разумом. Идеи имеют структуру, подобную пирамиде. На вершине пирамиды идеи высшего ранга - идеи блага, истины прекрасного, справедливости. Ниже - идеи, выражающие физические, природные процессы и явления, идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Третий ряд - идеи классов, групп, пред­метов и живых существ, например, животные, человек и т.д.

Этому миру идей противостоит окружающий нас материальный мир вещей, который доступен нашим чувствам, познается с их помощью. Однако этот мир вторичен, он является лишь «тенью» мира идей. Вещи материального мира непостоянны, конечны, смертны. Наряду с такими первоначалами, как идея и материя, Платон признаёт ещё и наличие Ума – демиурга, который является творцом мира и порождает Мировую душу. он же творит и других богов.

Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю, вселяется в тело новорожденного ребёнка и т. д.

Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает всё, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) был самым талантливым и строптивым учеником Платона. Как и Платон, приобрел славу величайшего философа Древней Греции.

Три года был воспитателем Александра Македонского. Научное наследие его огромно - 150 работ практически по всем областям знания Древнего ми­ра, которые как бы подытожили развитие всей предшествующей философии

и науки. Им также написаны труды по физике, биологии, психологии. Мно­гие из них дошли до нашего времени.

Аристотель выявил особенность философии, ее отличие от конкретных частных наук, дал ей определение. Философия, по его мнению, это высшая ступень человеческих знаний, т.к. она ищет первопричину всего сущего, а наука о первопричинах является самой главной.

Первооснову мира Аристотель видел не в идеях, а в материи. Однако существуют и идеи. Но, в отличие от Платона, он считал, что вещи и идеи, которые он называл формами, существуют не отдельно, а вместе друг с другом. Аристотель рассматривал и проблему движения. Он признавал, что все вещи и их формы находятся в постоянном движении и развитии. Источник движе­ния не в самих вещах, а во внешней причине, т. е. в Боге. Аристотель крити­ковал учение Платона об идеальном государстве.