» » Мария Максакова: «Люди никогда не должны терять своё лицо. Непризнанный внук иосифа сталина сдал днк-тест и опроверг самозванство Правда ли что людмила максакова дочь сталина

Мария Максакова: «Люди никогда не должны терять своё лицо. Непризнанный внук иосифа сталина сдал днк-тест и опроверг самозванство Правда ли что людмила максакова дочь сталина

Семья Максаковых уникальна тем, что природа на детях не отдыхает совершенно. Все трудится и трудится. От бабушки, народной артистки Советского союза, до внучки, ее полной тезки Марии Петровны Максаковой, тоже обладающей меццо-сопрано, тоже солистки одного из ведущих театров страны.

Уникальность семьи Максаковых

Но уникальна семья еще и тем, что, в отличие от многих прославленных творческих династий, талант и успех передается здесь пока только по женской линии. Мама - Людмила Максакова - народная артистка РСФСР, ведущая актриса Вахтанговского театра. Все перечисленные женщины, кроме того что очень талантливы, о чем говорят награды и любовь поклонников, еще и очень красивые, самодостаточные и невероятно трудоспособные личности. Так получалось, что ответственность за судьбу детей всегда ложилась на них. О том, что они с этим прекрасно справлялись, говорить не надо.

Рождение звездочки

Мария Максакова-Игенбергс родилась 24 июля 1977 года в западногерманском Мюнхене, потому что ее отец, физик по специальности - Петер Андреас, выходец из Прибалтики - на тот момент был подданным ФРГ. Лучшим источником данных об этой незаурядной семье может служить написанный хорошим слогом (что говорит о неплохих литературных перспективах) рассказ-автобиография, который создала сама Мария Максакова. Из очерка можно узнать, что в роду Сидоровых (девичья фамилия бабушки) женские имена чередуются, начиная с матери первой Марии до дочери Марии Игенбергс - Люси (Людмилы).

Преемственность поколений

Так и идет - Мария, Людмила… Последняя Людмила - само очарование, и это не просто поклон семье: красивая девочка действительно невероятно непосредственна, естественна и обаятельна. Стоит посмотреть, как она читает великие стихи Пастернака в передаче Тимура Кизякова «Пока все дома». Приводятся интересные подробности, которые могут знать только к примеру, о полной страха предвоенной жизни бабушки, которую от ареста (вслед за мужем) и физического уничтожения спасло лишь то, что Сталину очень нравилась Мария Максакова в роли Кармен. По свидетельствам современников, он часто посещал этот спектакль, когда пела его «любимая Кармен».

Интервью и воспоминания - лучшие источники информации

Очевидно, эта великодержавная симпатия сыграла и отрицательную роль - в 1953 году ее, народную артистку РСФСР, трижды лауреата Сталинской премии, кавалера нескольких орденов, без предупреждения, сообщением по почте уволили из Большого театра, ведущей солисткой которого она была. Да, некоторые яркие подробности можно узнать только из семейных источников. Какими словами можно описать ощущение парализующего душу страха, в котором жила Мария Максакова? Ее воспоминание о том, как после смерти своего первого мужа - руководителя, наставника, Пигмалиона, как называли его члены семьи - уничтожала она на сковородке его настоящий паспорт подданного Австрии. Этот ужас за спиной... ведь любой из насмерть запуганных соседей мог донести о дыме, сожги Мария Максакова документ просто так. Все из того же рассказа внучки узнаем, что прославленная фамилия, известная всему миру, - псевдоним не родного дедушки, а первого мужа гениальной бабушки.

Своеобразное окружение

Понятно, что талантливые и красивые женщины всегда привлекают к себе повышенное внимание. Вполне естественно, что дом всегда был полон интересными людьми. Поэтому биография Марии Максаковой, 77-го года рождения, так интересна. В том же интервью она вспоминает, какой величины звезды посещали их дом, какие известные, причем не только в России, люди бывали у них запросто. То есть то, о чем другие с интересом читают, в этом доме пропитывало воздух, передавалось на генном уровне.

Что такое потомственная интеллигенция

И потом, насколько легче изучать языки, если папа у тебя говорит на немецком, обучение ты продолжаешь в Италии, посещаешь все страны мира, а голова хорошо работает! В этом случае возможность изучения иностранных языков приобретает естественный характер. Хотя, как говорит сама Мария Максакова, в этом плане она деградирует. Потому что дед по отцовской линии (работал консулом в чешском посольстве Латвии) свободно владел 9-ю языками, отец - 7-ю, а она сама - только 5-ю. Всем бы так деградировать... Кроме того, их дачу в Снегирях (соседом был Иван Козловский!) посещали все представители культурной элиты того времени. Однако великолепного фундамента самого по себе мало, человек должен сам быть Личностью.

Удивительная работоспособность

Биография Марии Максаковой кричит о ее собственной незаурядности. Все этапы музыкального образования, включая аспирантуру при Гнесенке, она закончила в 2004 году с отличием. Кроме того, в 2002-м певица в числе лучших учеников (это отмечено документально) заканчивает с Московскую юридическую академию (уголовное право), после чего некоторое время работает адвокатом. Даже при гениальном складе ума и потрясающей памяти без очень большого трудолюбия сделать это невозможно. А в далеком 1994 году Мария Максакова, депутат и оперная дива с мировым именем, закончила (наверное, тоже с отличием, иначе она не может) школу моделей Вячеслава Зайцева.

Всего не перечислишь

Чем больше читаешь об этой незаурядной женщине, тем больше удивляешься - она успевает сниматься, и довольно успешно, в кино (количество фильмов уже приближается к десятку), она - бессменный ведущий рубрики «Романтика романса» на телеканале «Культура», она - директор общественного фонда имени ее бабушки. Этот фонд разыскивает и поддерживает Центр его расположен в Астрахани, от этого города и баллотировалась певица в 2011 году по спискам единороссов (второе место) в Государственную думу. В этом же году, по словам самой певицы, сбылась ее мечта - она была принята в труппу Мариинского театра. До этого она исполняла лучшие партии на лучших оперных сценах мира, по контракту работала и в Большом театре. Была солисткой «Новой оперы» и «Геликон-Оперы». Еще Мария Максакова занимается разработкой современных музыкальных приемов с целью популяризации классики и заседает в жюри телевизионных конкурсов. Призывает возродить меценатство в России. И это неполный список ее дел. Вот интересно, существует ли личная жизнь Марии Максаковой?

А как же спутники жизни?

Да, существует. И очень интересная жизнь, впрочем, как и все, что связано с этой женщиной. Молодая, красивая, обаятельная, незаурядная - разве она может не нравиться? К тому же Маша успешна, а успех, как известно, притягивает. Поэтому с ее именем периодически связывают имена того или иного бизнесмена. Трудно себе представить, какими чертами должен обладать мужчина, чтобы быть достойным такой женщины, как Мария Максакова. Мужья, как минимум, не должны полностью теряться на ее фоне. В каком-то интервью сама певица заявила, что никогда не была замужем официально. Не будем и мы заострять на этом внимание - не была, значит, ей это не нужно. Наблюдая за ней, можно убедиться, что Максакова - человек жизнелюбивый и жизнерадостный. Неудивительно, что один из поклонников, увидев ее на экране телевизора, влюбился и упорно добивался расположения до тех пор, пока его имя не стали употреблять в качестве имени мужа. Вот так-то...

Гены - великая вещь

Остался еще один неразъясненный вопрос - дети Марии Максаковой. Широкому телезрителю они знакомы по передаче «Пока все дома». И, судя по всему, природа опять не отдыхает. Понятное дело, Илья и Люся живут в еще лучших условиях и интересном окружении, чем мать, бабушка и прабабушка. Так и должно быть. Видно, что мать боготворит их и плотно занимается воспитанием. Дети нацелены на достойное продолжение славной династии.

Насколько можно судить по передаче, им прививают желание быть лучшими из лучших, и сознание того, что этого можно добиться только трудом, иногда непосильным. Хорошо, когда талант тебе дан от природы, перешел по наследству, и, таким образом, определил путь с первых лет жизни голос и т. д.). Сын Илья неоднократно выступал и с матерью, и отдельно, в сопровождении оркестра. Еще он занимается (очевидно, с бабушкой) уроками драматического мастерства. И даже победил на городском конкурсе чтецов. Согласитесь, это большая радость для материнского сердца. Маленькая сестра старается ни в чем не отставать от брата - она занимается музыкой (арфа) и гимнастикой. Отдельного слова заслуживает проводимый в Астрахани музыкальный фестиваль имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой, которая была родом из этих мест, где даже площадь и улица названы в её честь.

Хотелось бы подчеркнуть, что, как сильная и независимая личность, Мария Максакова-Игенбергс не боится отстаивать свою точку зрения. Даже если она идет вразрез с мнением большинства - по некоторым вопросам она одна воздерживалась, когда все голосовали «За».

Семья - как дерево. Чем глубже корни, тем сильнее они держат, вырвать такое дерево практически невозможно. Каждому нормальному человеку со временем становится интересно, кем же были его предки, ведь корни семьи - это и есть родословная.

Из старшего поколения в семье, к сожалению, никого не осталось, но зато сохранился довольно большой архив. Разобраться с документами и начать поиски Людмиле Васильевне помогала продолжательница оперной династии Мария Максакова - дочь актрисы, которая унаследовала от своей бабушки не только имя, но и прекрасный голос.

Поиск своих корней Людмила Васильевна начала с материнской линии. Большая часть семейного архива - это фотографии Марии Петровны, галерея ее сценических образов. Народная артистка СССР обладала большим драматическим талантом и ярким темпераментом, ее бархатный голос любил слушать "вождь народа" Иосиф Сталин и называл её "моя Кармен".

Бабушка с дедушкой жили в Астрахани и носили фамилию Сидоровых. Максаков - сценический псевдоним оперного певца Максимильяна Шварца, первого мужа мамы Людмилы, которого актриса никогда не видела, так как родилась уже после его смерти.

Перед тем, как отправиться в Астрахань, родной город мамы, Людмила обратилась к специалистам генеалогического центра и подала запрос в архив Астраханской области. Оказавшись в самом городе, актриса выясняет, что ее дедушка родом из Саратова. Скорее всего, именно по купеческим делам он оказался в Астрахани, где и встретил свою будущую супругу. Сотрудникам архива удалось найти уникальный документ - паспорт прадедушки Людмилы Максаковой.

Что касается главного вопроса, которым задавалась актриса, начиная составление своей родословной, то по основной версии, которой она придерживалась и ранее, ее отцом был Александр Волков, замечательный певец. Согласно свидетельствам очевидцев, некие отношения между Александром и Марией существовали, но не афишировались должным образом, поэтому однозначного ответа Людмила так и не получила. Актриса решила отправиться в музей Большого театра, чтобы хоть немного приоткрыть таинственный занавес истории своей семьи. В музее сохранились сценические костюмы и некоторые личные вещи Марии Петровны, среди которых оказался портрет Максимильяна Шварца, а вот деталей, указывающих на знакомство с Александром Волковым обнаружить не удалось.

Возможно ли прокатиться сквозь века на "Машине времени" - об этом задумался наш известный певец:
- Семейные раритеты Андрея Макаревича..

Если и Вас интересует, кем же были Ваши предки, мы поможем Вам это
Если у Вас остались вопросы по Родословной книге, мы с радостью на них ответим по телефонам:
Вся Россия - 8 800 333 79 40. Звонок бесплатный.
Москва - 8 495 640 61 33
Санкт-Петербург 8 812 740 14 91

Федеральный номер
8 800 333 79 40.
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

со всех городских и мобильных телефонов на всей территории РОССИИ.
Чтобы сделать заказ вы можете перезвонить нам по бесплатным телефонам или написать письмо в наш Российский Центр Родословия.

12.01.2001 в 00:00, просмотров: 16886

Есть семьи, в которых как в капле воды отражается эпоха. Непонятно только, как уцелели они в молотилке великих свершений - словно те, кто запускал этот ужасный механизм, в последний момент вдруг сжалились и отступили перед силой их духа и любви друг к другу. Со стороны эти люди редко кажутся счастливыми. На самом деле они больше чем счастливы - они самодостаточны. И способны позволить себе весьма дорогое удовольствие: всегда оставаться самими собой.

Мария Максакова - знаменитая оперная певица. Ее называли “Шаляпиным в юбке”. Казалось бы, любимица властей, трижды лауреат Сталинской премии, но вместе с тем невероятно одинокая женщина, потерявшая в 37-м году близкого человека и сама чудом избежавшая тюрьмы.

Ее дочь, Людмила Максакова, - ведущая актриса Вахтанговского театра. Фильмы с ее участием стали классикой советского кино. Но после ее брака с иностранцем в карьере Максаковой началась черная полоса: даже ее фотографии исчезли из картотек киностудий.

Пока неизвестно, что уготовано судьбой для самой младшей Максаковой, тезки своей знаменитой бабушки. 23-летняя Маша делает свои первые шаги на оперной сцене. Но характер и волю эта девочка получила по наследству.

Режим на самом деле никакого отношения к человеку, к его совершенствованию, не имеет. “Любое время - время для всего”, - сказал Шекспир, а ему можно верить. Люди жили, живут и будут жить при любых режимах: и при тоталитарных, и при демократических, - говорит Людмила Максакова.

Зато к судьбе имеет, - подает реплику с кресла ее дочь.

МАРИЯ

Прима с полотенцами

Это было в августе 72-го. Толпы народа заполонили площадь Дзержинского и Введенское кладбище. Москва хоронила Марию Петровну Максакову - знаменитую приму Большого театра. Когда гроб с ее телом уже опускали в землю, какая-то старенькая бабушка горестно воскликнула: “Прощай, Кармен!”, бросила в могилу букетик красных гвоздик и... разрыдалась.

Кармен - любимая партия старшей Максаковой. Ее роль. Ее судьба.

У мамы была трагическая жизнь. От начала до конца, - рассказывает актриса Людмила Максакова, - родом она из Астрахани, там феерические люди живут. Эта жизнестойкая порода, наверное, неистребима.

Отец Маруси Сидоровой управлял пароходством на Волге. Но после его смерти 27-летняя вдова - Марусина мама - осталась одна: без мужа, без денег, с 6 детьми. Маруся записалась певчей в церковный хор, принесла домой первый “гонорар” - 10 копеек. Девочка твердо поняла одно: надеяться ей, кроме как на себя, не на кого.

Мамины братья, Эммануил и Игнатий, ушли на фронт в Первую мировую. И так получилось, что Эммануил за белых воевал, а Игнатий - за красных, - продолжает свой рассказ Максакова, - Эммануил умер в госпитале от гангрены. Его еще можно было спасти, ампутировать ногу, но он отказался: “Это что же, я не смогу танцевать мазурку?”. Такие люди были в нашем роду.

В сентябре 1920-го в Астрахань приехал оперный баритон Максимиллиан Карлович Максаков. Он славился по всей России как создатель известной оперной труппы: “Пойду петь к Максакову!” - говаривал не раз Иван Семенович Козловский. Со своими подопечными Максаков не церемонился: “Кашу жуете, ничего не слышу!”. К этому “чудовищу” и попала 17-летняя Маруся Сидорова.

Его отношение к Марусе было скорее отношением учителя к ученице. Но однажды все переменилось.

Я сделаю из тебя великую певицу, - сказал немолодой маэстро, предлагая девушке руку и сердце.

Слово свое он сдержал. В 21 год Маруся уже дебютировала в Большом театре в “Аиде”. Она пела партию Амнерис.

Мама была очень стройной, а для оперной певицы даже тощей, - смеется Людмила Максакова. - Когда она выходила на сцену, то ее обматывали полотенцем.

Петелька на горле

В Москве супруги поселились в тесной и темной комнатушке в одном из арбатских переулков. Потом получили две комнаты в коммуналке на Большой Дмитровке - и это было счастье. В 1935 году правительство построило в столице первый кооперативный дом для “артистов БДТ” - как раз напротив консерватории. Затем, по личному распоряжению Сталина, взносы за квартиры вернули обратно, а серая девятиэтажная громада в Брюсовском переулке стала государственной.

Это был дом-эпоха, как я сейчас понимаю, - вспоминает Людмила Максакова, - всего было построено три таких дома для творческой интеллигенции: рядом с нами, по той же улице, жили артисты МХАТа. Дома строил знаменитейший архитектор Щусев, он спроектировал 32 церкви, его почти причислили к лику святых. Но последним его творением стал Мавзолей...

Брюсовский переулок считался своеобразной артерией художественной Москвы. Как странно все в нем переплелось: люди, судьбы, история. Эту мостовую ежедневно топтали Сергей Есенин, Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд, Зинаида Райх, Дмитрий Шостакович. И каждый мужчина, здороваясь с проходящей мимо дамой, обязательно целовал ей руку и снимал шляпу.

В том-то и дело, что они тогда носили шляпы. Человека уважали... Еще Блок сказал, что будет читать, даже если в зале останется хоть один красноармеец, - продолжает свой рассказ Людмила Максакова, - и я думала, что так будет всегда. Вечно будет петь тетя Надя Обухова и тетя Тоня Нежданова. А дядя Ваня Козловский будет молчать и укутывать горло толстым вязаным шарфом. Все говорили, что он бережет голос. Но это было хорошей уловкой - он просто ни с кем не хотел говорить, боялся людей. “Переулочек, переул/Горло петелькой затянул...” - неожиданно горестно цитирует актриса.

Именно из этого переулка многих из них увозили по ночам на “черных воронках”.

Крестница Сталина

В 1933 году Максаковой - самой молодой из оперных певиц - было присвоено звание заслуженной артистки республики.

Каждый день, со всех концов Союза, почтальоны приносили маме мешок писем. Она садилась в кресло и, аккуратно разрезая конверты, читала каждое. Ни одно не оставляла без ответа. И это тоже было уважением к человеку. А еще у мамы был безукоризненный вкус. Но она никогда не выплескивала на других то, что было у нее в душе. Беды, горести, интимные переживания - это для дома.

Мария Петровна была прекрасной драматической актрисой, с легкостью выходила она из любой ситуации на сцене. Однажды на спектакле “Кармен” у нее сломался каблук. Певица, ничуть не смутившись, сбросила туфли и допела акт босиком.

Максимиллиан Карлович к старости стал глуховат и придирчив. Но неизменно посещал все спектакли жены. Если оставался недовольным, шел за кулисы и раскатисто объявлял: “Мура, ты переживала и плохо пела!” И дирижеру: “А у вас, уважаемый, сегодня была не “Кармен”, а кислые щи!”

Максаков мог часами восседать за роялем и “дрессировать” супругу: “Мура, давай снова все повторим”. И прима Большого театра в который раз заводила: “У любви, как у пташки, крылья...”

О смерти мужа Марии Петровне сообщили во время спектакля “Царская невеста”. Она допела партию Любаши до конца и уехала, только после того как опустился занавес.

Замуж она так больше никогда и не вышла. Ее следующий роман с тогдашним послом СССР в Польше Яковом Дафтаняном завершился печально. Избранника певицы обвинили в шпионаже в пользу Запада и расстреляли.

Бог знает, почему власти пощадили ее тогда. Сыграла ли свою роль необыкновенная популярность Максаковой в народе или кровавый Молох репрессий промахнулся не случайно?

Ходили упорные слухи, что Марию Петровну оставили в покое по личному распоряжению вождя - Иосиф Виссарионович якобы был весьма неравнодушен к певице.

Да, я слышала, что я - дочь Сталина, могли бы с таким же успехом сказать, что и государя-императора, - мрачнеет Людмила Максакова. - Вознесенский сочинил даже стихотворение “Дочь фараона”... Я не люблю такие разговоры.

Был ли роман у Марии Петровны с “отцом народов” или нет - эта тема в семье Максаковых под запретом. Такие слухи ходили про многих актрис Большого. Как бы там ни было, но Мария Петровна до конца своей жизни не простила вождя.

Она не простила ему ничего! Я хорошо помню похороны Сталина, - рассказывает Людмила Максакова, - рано утром мама разбудила меня и сказала, что мы обязательно должны посмотреть на него в последний раз. Нам с трудом удалось пробраться в Колонный зал через охрану. Маму волновало только одно: действительно ли это Сталин лежит в гробу, действительно ли он умер, не заменили ли его на двойника? Она была страшно близорука, сильно щурилась, но до последнего пыталась вглядеться в мертвое лицо.

Людмила Максакова родилась перед самой войной. Официально имя ее отца неизвестно - эту тайну Мария Петровна унесла с собой.

Картонный домик

Война разрушила привычную жизнь Максаковых. Домом для Марии Петровны с дочерью, вернувшихся из эвакуации, первое время служил сарайчик, сколоченный из ящиков из-под ленд-лиза - американской военной гуманитарки.

Интеллигенция обнищала в войну. Меняли фамильные ценности на хлеб и гнилую картошку. Кормила нас корова Бурка. И мама лично обращалась к министру сельского хозяйства, чтобы выделил он нашей Бурке сена. Перед разговором с министром мама со своей ученицей пошла в единственный в Москве “Коктейль Холл”, что был тогда на Горького, и для храбрости выпила рюмку “Шартреза”.

В старой квартире в Брюсовском переулке - вскоре его переименовали в улицу Неждановой - все было по-прежнему. Здесь как бы сосуществовали две параллельные вселенные. Одна из них - детская, Людина, с невинными проказами и благоговейной тишиной по утрам: “Тише, детка, мама отдыхает!” Девочку воспитывали в строгости. Чуть ли не до окончания школы она, коренная москвичка, не знала ни одной столичной улицы и могла заблудиться в соседнем дворе.

Другой мир - взрослых, состоял из полуночных маминых возвращений из театра, актерских посиделок и сладковатого послевкусия духов “Красная Москва”. “Не такие плохие духи, кстати!” - убеждена Людмила Васильевна.

Казалось, что так будет всегда. Но в 1953 году Максакову без объяснения причин уволили из Большого театра. Тоску по работе она заглушила дальними дорогами и постоянными гастролями.

И все-таки она победила! В 1956 году Максакову попросили снова спеть Кармен. Толпа, искавшая возле Большого лишние билетики, скандировала при ее появлении: “Максакова! Максакова!” - это было лучшей наградой.

Перед смертью Мария Петровна почти беззвучно прошептала Людмиле: “Дай твою ручку, поглажу!”. Как будто предчувствовала: тяжело придется в жизни ее единственной дочери.

ЛЮДМИЛА

Тепличная девочка

А начиналось все просто замечательно: учеба в Центральной музыкальной школе по классу виолончели среди таких же, как и она сама, детей знаменитостей. Затем еще четыре года в Щукинском училище. После его окончания Люду Максакову сразу взяли в Вахтанговский театр и поручили главные роли в спектаклях “Живой труп” и “Принцесса Турандот”.

Снималась Людмила и в кино - с Владимиром Высоцким и Олегом Далем в “Плохом хорошем человеке”, в “Осени” Андрея Смирнова, в “Летучей Мыши”. Гораздо позже будут старая дева Эмили Брент в “Десяти негритятах” и Барыня у Юрия Грымова в “Му-Му”.

Одну роль я потеряла. Андрей Смирнов позвал меня на картину “Белорусский вокзал”. Моему сыну Максиму было всего 7 дней. Звонила ассистентка режиссера и сказала, что Андрей умоляет меня сняться у него. Она сказала: “Я приду и буду няней”. Но я на это не пошла.

Первым мужем Людмилы Максаковой стал художник Лев Збарский. Но “семейная лодка разбилась о быт” - они разошлись, и Збарский уехал в Нью-Йорк.

Как тогда говорили, “эмигрировал”. Он уехал, потому что - как я считаю - у нас не сложилась жизнь. Но это моя версия. Она может быть и ложной, - неохотно объясняет Максакова, - расставаться с человеком трудно, особенно когда есть ребенок. Это трагедия для всех и всегда. И кто возражает, что это не так, - я таким не верю. Наше расставание было мучительным, и до сих пор оно является незаживающей раной.

Со своим вторым мужем - немецким бизнесменом Петером Игенбергсом - Максакова познакомилась случайно, в гостях у подруги. Он пошел ее провожать и в первый же вечер предложил ей выйти за него замуж.

Я так испугалась, что помчалась вверх по лестнице и поскорее захлопнула дверь, - рассказывает актриса, - я дрожала еще года полтора. Но потом рассудила, что у меня маленький сын, которому нужен отец. Кроме того, став официальной женой, а не романтической подругой, я приобретала защиту немецкого государства.

“Я выброшусь с сыном из окна!”

Я считаю, что папа ее добился, - говорит Маша, - он безумно влюбился в маму с первого взгляда. Папа - стайер по характеру, бегает на длинные дистанции. Очень целеустремленный, целенаправленный, систематичный. Я знаю, что, даже если гора на пути станет, папа не свернет, он ее продолбит.

Петер Игенбергс - физик по образованию. Его учебник по плазменной физике штудируют в немецких университетах. Как считает Людмила Васильевна, ее встреча со вторым мужем была предопределена. Слишком уж много совпадений на их жизненном пути: отец Петера, как и дед Максаковой, был управляющим в судоходной компании, в роду Игенбергсов есть прибалтийские и русские корни.

Стоило Максаковой выйти замуж, как она оказалась в опале. Тепличная пора в ее карьере закончилась. Предложений сниматься в кино не поступало, напряглись отношения в театре. Мария Петровна к этому времени была уже смертельно больна, а тут еще одно несчастье - мужа, Петера, выкинули из СССР. Конечно, Людмила Васильевна могла повиниться перед властями, покивать на заслуги матери, поунижаться, но фамильная гордость не позволила...

Мама из другой эпохи пришла. Она - словно цветок гиацинта. Он не популярен в нашей стране, везде красная гвоздика. Очень сложно ей было жить с ее утонченной душой. Она не вписывалась в типаж “рабочий и колхозница”, который требовался в то время, - рассуждает теперь 23-летняя Маша.

Старые знакомые опасались со мной общаться. Зато сразу появилось много новых “друзей”, которых я до этого вообще не знала. Они что-то выспрашивали у меня, крутились рядом. И исчезали так же стремительно, как появлялись. Я боялась находиться в собственной квартире, потому что чувствовала, ее прослушивают.

Другого выхода у Людмилы Максаковой, кроме как пригрозить своим мучителям, не оставалось.

У меня на руках умирающая мать и маленький сын. Если моему мужу немедленно не разрешат вернуться, я возьму сына, поднимусь на 9-й этаж и выброшусь из окна, - Максакова положила телефонную трубку на рычаг - как с обрыва в реку нырнула. Она разговаривала с приемной МИДа, с личным помощником министра иностранных дел Андрея Громыко.

Удивительно, но через два дня после этого заявления Петера впустили в СССР. Он ворвался в квартиру в полночь, всего за пару часов до смерти Марии Петровны.

Больше Людмила с мужем никогда надолго не расставалась.

Папина антреприза

Никто из них даже не обсуждал имя новорожденной дочери - конечно, она могла быть только Марией Петровной Максаковой.

Я - папина антреприза, - смеется Маша, - он очень хотел ребенка. Я родилась в Мюнхене. Папа утверждает, что когда он привез меня в первый раз в нашу старую квартиру и положил на кровать, то случайно посмотрел на бабушкин портрет на стене - она улыбалась.

Мать и дочь Максаковы неуловимо похожи. Они словно дополняют друг друга. Закончился 2000 год - год Дракона и Людмилы Максаковой. Наступил 2001-й - год Маши и год Змеи. “Мы с дочерью обе чешуйчатые”, - шутит актриса. Они даже мыслят одинаково - одна начинает предложение, другая его заканчивает.

Никита Сергеевич (Михалков. - Е.С. ) нас трех - меня, маму и бабушку - так и называет: матрешки Максаковы, - говорит Маша, - мы с мамой никогда не спорим, не ругаемся, не пытаемся отстоять каждый свое мнение - у нас оно одно на двоих. У нас с мамой даже друзья дома общие.

В театральных кругах Москвы Людмила Максакова слывет одной из самых элегантных и непредсказуемых женщин. И, как говорят, самой язвительной.

Общаться с ней - занятие не для слабонервных. Не зря меня предупреждали о ее изменчивом характере. В ней сразу чувствуется какая-то двойственность. Этот трудносочетаемый сплав - силы и нежности, волевого, почти мужского подбородка, пронзительного взгляда и ласковой интонации, когда она разговаривает с близкими по телефону: “Извини, котенок. У меня журналисты. Я через часок перезвоню”.

И тут же нам ледяным тоном:

Если бы на моем месте была Марлен Дитрих, она бы выкинула вас за дверь. Меня не предупредили, что будет фотограф. Я не успела приготовиться. Дитрих обычно готовилась к съемкам четыре часа. Поэтому она и в сто лет выглядела великолепно, - последние слова доносятся уже из ванной, где Максакова мгновенно наводит макияж. Очевидно, она все же решила не выгонять нас на мороз - а может быть, просто вышла из образа Марлен Дитрих - в этой роли ее увидел Юрий Любимов.

Максаковой вообще часто предлагают сыграть дам с характером. В своей последней работе у Сергея Арцибашева, она – врач-психиатр Элизабет, которая кается перед своими детьми за все прошлые ошибки.

К счастью, и это приятный момент в моей жизни, судьба распорядилась таким образом, что мы с дочерью Машей говорим на одном языке и занимаемся одним и тем же делом, - говорит Людмила Максакова. - Когда ребенок знаменитостей решает пойти по стопам родителей, говорят: это блат. На самом деле детям, которые родились в творческих семьях, не надо ничего объяснять. Они живут в атмосфере искусства и любви. Я сама тому пример. Уверена, что моя дочь тоже.

Маша пошла по стопам бабушки. В марте она дебютирует в “Новой опере” в партии Офелии. Но и мамины актерские гены тоже “сыграли” свою роль: Михалков взял младшую “матрешку” на эпизод в свой “Сибирский цирюльник”, а недавно вместе с мамой она снялась в фильме “К славе” по рассказу Куприна, где сыграла оперную певицу. И кроме того, Мария... учится в юридической академии, говорит на шести языках.

Так что на личную жизнь у девушки времени практически нет. Да и запросы к претендентам на руку и сердце, прямо скажем, поражают своей оригинальностью: “Может, я бы и вышла замуж за Леонардо да Винчи... Да где его взять?”

Будем клонировать! - подводит итог старшая Максакова.

В Брюсовом переулке - ему опять вернули старое название, только отбросили окончание “ский” - многое изменилось. “Наш дом был домом-эпохой, а стал домом-миражом. Старые жильцы умерли или разъехались. Новые следуют моде и делают евроремонт. Как можно жить на площади?” - горько шутит Людмила Васильевна.

И лишь в квартире Максаковых время будто заснуло. В голубом зале с огромным эркером все тот же неизменный старый буфет, круглый стол, старинные часы. На стене - портрет Марии Петровны Максаковой, основательницы актерской династии.

Эта семья как старинная шкатулка с секретом - открывается только для своих. Эксцентричность Людмилы Максаковой, ее нелегкий характер и внутренняя сдержанность вполне объяснимы и оправданны. Слишком много ей и ее близким довелось пережить в ХХ веке, слишком тяжело далась им слава.

“И все-таки я ничего бы не хотела менять в этой жизни, - убеждена актриса. - Все получилось как нельзя лучше. Мой внук Петечка, сын Максима, как-то сказал мне: “Будем, Людмила, думать только о хорошем!” Я ему верю, он самый мудрый человек на свете, раз понял в девять лет то, до чего другие доходят целую жизнь”.


– Мария, вы родились в Мюнхене. Как долго прожили в этом городе?

– Мне было три месяца, когда меня перевезли из Мюнхена в Москву. Но потом я неоднократно бывала в этом городе. Я наполовину немка. Моя мама вышла замуж за гражданина ФРГ Петера Андреаса Игенбергса. Мой отец по специальности физик. Когда ещё были живы его родители, мои бабушка и дедушка, мы часто приезжали к ним летом в гости. Мне запомнился их большой и красивый дом. Они уже умерли и похоронены в Мюнхене.

– Ваша мама знаменитая актриса Людмила Максакова производит впечатление женщины требовательной и властной. Вас воспитывали в строгости?

– Это только на первый взгляд мама выглядит такой строгой. На самом деле она добрая, и многое мне разрешала. Она для меня не только мама, но ещё и подруга.

– Вы полная тёзка вашей бабушки, выдающейся оперной певицы, народной артистки СССР Марии Петровны Максаковой. Выбирая профессию оперной певицы, вы не опасались, что вас будут сравнивать и это сравнение может оказаться не в вашу пользу?

– Так оно и было. Особенно когда моя оперная карьера только начиналась. Обычно к рядовому вокалисту на первых порах никто не проявляет повышенного внимания, ему дают время, что называется, «вызреть», состояться. В моём случае всё происходило по-другому. К моим первым шагам на сцене проявляли пристальное внимание. Сохранилось множество архивных записей с пением моей бабушки, конечно, мне трудно было конкурировать с ней. Но прошло время, я пела ведущие партии в театрах «Новая опера», «Геликон-опера», стала приглашённой солисткой Большого театра. В последние годы вместе с маэстро Валерием Гергиевым выпустила в Мариинском театре несколько премьер. Я получила признание в моей творческой, профессиональной среде и с гордостью ношу фамилию Максакова. Интересно, что я пою многие из тех партий, которые исполняла моя бабушка, и это меня окрыляет.

– Насколько обоснованы слухи о том, что вы являетесь внучкой Сталина?

– Я считаю, что это выдумка. Сталин действительно любил мою бабушку как певицу и посещал все её спектакли. Не знаю, кто спас Марию Петровну от репрессий, когда её второго мужа Якова Давтяна (Я. Х. Давтян – революционер, дипломат, разведчик, первый руководитель иностранного отдела ВЧК. – А. О.) арестовали и в 1938 году расстреляли. Легенда такова: на каком-то званом вечере-концерте Сталин спросил: а где моя любимая Кармен? Бабушку разбудили среди ночи, привезли в Кремль, она спела, и потом её творческая жизнь успешно продолжалась. А через полтора года родилась моя мама, что и породило все эти нелепые слухи. Тайна рождения моей мамы так и осталась нераскрытой, но думаю, что её отцом был известный и незаурядный человек.

– Раз мы уже заговорили о Сталине, почему, на ваш взгляд, он остаётся кумиром для многих людей в России?

– Некоторым людям с трудом удаётся осмыслить историю, тем более что она всё время переписывается. Одни считают замечательным человеком невинно убиенного царя. Другие превозносят Ленина и большевиков. Многие считают Сталина положительной личностью, однако и тех, кого он уничтожил, называют хорошим людьми. Но палачи и их жертвы не могут быть одинаковы. Белое надо назвать белым, а чёрное – чёрным. Те, кто хотят, чтобы пришёл Сталин, не понимают, придёт он не за соседом и не за врагом, а за ними и сотрёт их в лагерную пыль. Насилие не может решить проблемы общества. Нам стоит брать пример с немцев, которые прошли трудный путь и преодолели нацистское прошлое.

– Ваш дебютный альбом с оперными ариями, выпущенный компанией Universal Music Group International, получил необычное название «Maria Maksakova. Mezzo? Soprano?». Что означают эти вопросительные знаки?

– Диапазон моего голоса позволяет петь партии сопрано и центрального сопрано. Однако преподаватели вокала никак не могли отнести мой голос к определённому виду. То ли у меня сопрано? То ли меццо? Они спорили, а я относилась к этому с юмором. Поэтому альбом получила такое шутливое название. Он стал итогом работы с симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» и дирижёром Дмитрием Юровским.

– Вам подвластно всё: опера, романс, русские народные песни, песни советских композиторов. Возможно ли одновременно успешно выступать в опере и на эстраде?

– Подобные эксперименты можно позволить себе, когда приобретён определённый певческий опыт. Если такие выступления проходят изредка и сделаны они со вкусом, то оперный певец может выступать и на эстраде. Но излишне увлекаться эстрадой не стоит, оперный голос от этого становится хуже.

– Вы снялись в нескольких фильмах. А сейчас какие-то роли вам предлагают?

– Мне иногда нравится, а иногда и нет, результат моих работ в кино. Но однозначно не нравится сам процесс съёмок. Он, как мозаика, складывается из отдельных фрагментов. Сначала может сниматься середина или конец фильма, а потом его начало. Когда ты играешь в спектакле, то проживаешь жизнь своей героини от начала и до конца. В кино логика построения роли зачастую теряется. Ради крошечного эпизода приходится долго гримироваться, потом ждать, когда начнутся съёмки, всё это даётся мне с трудом.

– На телеканале «Культура» вы вели передачу «Романтика романса». Вашим постоянным партнёром по эфиру был Святослав Бэлза. Что вы можете вспомнить о нём?

– Святослав Игоревич был настоящим аристократом. Знаменитый музыковед, публицист, телеведущий, он подарил мне ещё одну профессию. На первых порах я чувствовала себя неуверенно. Я учила текст наизусть, однако не могла добиться легкости и непринуждённости. Мало быть хорошим артистом или певцом. Профессия ведущего требует импровизации, молниеносной реакции, остроумия и находчивости. Это совершенно особый жанр, и не многим конферансье удаётся на протяжении всего концерта удерживать внимание публики. Мы прошли нелёгкий путь, Святослав Бэлза правил мой текст, помогал избежать волнения, дал много мудрых советов. Но результатом нашей работы остался доволен, и потом с гордостью говорил окружающим: «Ну, как вам наша Маша?!».

– Вы были единственным депутатом Госдумы, воздержавшимся при голосовании законопроекта о запрете усыновления российских сирот гражданами США. Также вы выступали с критикой так называемого антигейского закона. Такие поступки, вероятно, требуют большого мужества?

– Я человек самостоятельный и независимый. От меня никогда не услышишь каких-то неадекватных, ура-патриотических речей. Я очень люблю свою страну, но любовь эта должна выражаться не только к земле или берёзкам, но прежде всего к людям, которые живут в России. Я не так лояльна, как мои коллеги ко многим процессам, которые у нас происходят, и в результате своей политической деятельности нажила недоброжелателей. Но я ни о чём не жалею, участие в Госдуме – для меня это был очень интересный опыт. Наверное, надо было в чём-то быть ещё смелее.

– Или, наоборот, более осторожной?

– Нет, это не в моём характере. Люди никогда не должны терять своё лицо, нужно стремиться сохранять свои внутренние качества. Иначе личность размывается, и человек, совершивший поступки, который совершать не хотел, выглядит сломленным и подавленным. Такая жизнь теряет свою ценность.

– Вы с отличием окончили Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу фортепиано, а Российскую Академию музыки имени Гнесиных (отделение академического вокала) с красным дипломом. Вас можно назвать перфекционисткой?

– Пожалуй, да. Я тружусь с пяти лет. Когда училась в музыкальной школе, выучила несколько иностранных языков. Окончила два вуза. Сейчас преподаю студентам. Хочу, чтобы их карьера состоялась, и жизнь сложилась удачно.

– Кстати, зачем вам понадобилось ещё и юридическое образование.

– Когда я училась в Гнесинской академии, то почти все дисциплины, за исключением сольного пения и ещё нескольких предметов, сдала досрочно за пять лет вперёд. Мой папа решил, что времени у меня теперь предостаточно, и я буду бездельничать. Тогда он предложил мне поступить ещё в какой-нибудь институт. Я выбрала лёгкий путь и без всяких усилий поступила в институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Но изучать английский язык, который я уже хорошо знала, присутствовать на всех лекциях и семинарах было невообразимо скучно. Я бросила иняз и решила получить юридическое образование. На этот раз не ошиблась. Теория государства и права – одна из самых увлекательных дисциплин, которые мне довелось изучать. Очень интересно: как строятся взаимоотношения между людьми, как уберечь себя от обмана? Если хотя бы два дня в стране прошли без вранья, наша бы жизнь наладилась. К слову, мой муж доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Санкт-Петербургского юридического института.

– Хорошо, когда супругов объединяют общие интересы. Но ваш муж депутат Госдумы от КПРФ. Существуют ли между вами политические разногласия, и не мешает ли это вашей супружеской жизни?

– КПРФ сейчас в большой степени бренд. Не надо забывать, что коммунисты теперь совсем не те, какими были прежде. Они не выступают против частной собственности, их экономическая программа во многом здравая, среди них немало верующих людей. Горячих политических споров между нами не возникает. Впрочем, если бы они и происходили, дети у нас всё равно рождались бы. Одно другого не исключает (смеётся).

– В этом году вы участвовали в Фестивале российского искусства в Каннах. Расскажите об этом событии.

– В гала-концерте «Русская ночь», который традиционно проходит во Дворце фестивалей, я исполняла произведения Исаака Дунаевского. В следующем году состоится юбилейный ХХ Фестиваль российского искусства в Каннах. Замечательно, что такое событие на Лазурном Берегу проходит в самый пик туристического сезона. Фестиваль знакомит зрителей с русской культурой, кино, фольклором, музыкой, танцами, и открывает новые таланты. Всё это объединяет народы разных стран, помогает им лучше понять друг друга.

– У вас трое детей. Хотите ли вы, чтобы кто-то из них продолжил артистическую династию Максаковых?

– Мой старший сын Илья, которому двенадцать лет, учится в Санкт-Петербургском суворовском военном училище и параллельно в музыкальной школе по классу рояля. Он одарённый мальчик и, кстати, выступал со мной в Каннах. Моя дочь Люся играет на арфе. Станут ли они музыкантами, пусть решают сами.

– Ваши гастроли с успехом проходили во многих городах России и бывшего СССР, а также в Японии, Франции, Италии. Не хотели бы приехать с сольным концертом в Германию?

– Раньше, когда я была депутатом Госдумы, времени совершенно не было. Но думаю, что теперь смогу приехать на гастроли в вашу страну, которую очень люблю.

Редакция благодарит Любовь Яковлеву-Шнайдер за содействие в организации интервью

Буквально пару месяцев назад в РФ любили Марию Максакову, супругу убитого экс-депутата Дениса Воронькова. Но после того, как оперная исполнительница перебралась в Украину, отношение граждан Росссийской Федерации к ней резко изменилось.

По некоторой информации СМИ, биография Марии достаточно насыщена, а версии ее рождения выдвигается огромное количество. Часть общества уверенны, что она может быть внучкой самого Иосифа Сталина. Бабушка Максаковой, Мария Петровна, также была оперной дивой, выходила замуж за влиятельных людей в СССР, а также стала любимицей вождя, сообщают

Популярное:

Он всегда ходил на ее концерты с огромным букетом цветов, а после окончания выступления сразу шел к ней в гримерку. У марии Петровны родилась дочь Людмила, которая стала актрисой, но по сей день остается тайной, кто именно ее отец. На тему родословной Максаковой выдвигают множество предположений.


До брака с Вороненковым младшая Максакова была замужем дважды, родила двоих детей, а в 37 лет вышла замуж за депутата Государственной Думы. У молодой пары родился сын. И совсем недавно, у пары могла бы состоятся годовщина свадьбы, если бы Вороненков был жив.

Напомним, что экс-депутат Государственной думы Денис Вороненков, сбежавший от уголовного преследования РФ на Украину вместе с супругой, был застрелен 23 марта в центре Киева, в районе гостиницы «Премьер-палас» по улице Пушкинской. По данным следствия текущее убийство несет заказной характер.

Мария Максакова внучка Сталина: кому верить?

А именно, было заказано главой «международной групировки обнальщиков» Виктором Курило. Исходя из некоторых источников сообщается, что незадолго до убийства Денис «ввязался в передел сфер влияния с международной групировкой тенневых финансистов», которая действовала на территориях РФ и Украины.
По некоторым данным, киллером был некий Павел Паршов, который был ответственен за безопасность и озрану в группировке. Также он охранял перевозчиков денег.

Группировка обналичивала деньги по отлаженной схеме, когда с клиентом подписывался договор на сбыт сельхозтоваров или строительство. Средства перечислялись на счета фирм-однодневок, а затем обналичивались через банки как легальный доход. Из нее члены группировки вычитали процент за риск и возвращали клиенту.