» » «Мастерство Н. В

«Мастерство Н. В

Есть в мировой литературе художественные образы, которые обречены на бессмертие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и столетия обретают новую жизнь, свежее, неожиданное прочтение. То есть в них воплощена сама сущность человека, которая, в общем-то, остается неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуты эпохи. Таковы шекспировские Гамлет и король Лир, гетевский Фауст, мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков.
На мой взгляд, именно в создании героя комедии Ревизор в высшей степени проявилось неподражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необычайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершенной Гоголем в драматургии. Писатель творчески развил достижения своих предшественников (Д. И. Фонвизина и А. С. Грибоедова), выработавших новые принципы раскрытия человеческих характеров, которые стали порождением конкретных исторических обстоятельств, сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность. Драматург считал, что действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необычной ситуации. И гоголевские герои, действительно, совершают поступки в полном соответствии со своими характерами.
Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь особенно удачно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастические россказни Хлестакова о тридцати пяти тысячах курьеров, об арбузе в семьсот рублей или супе в кастрюльке, который прямо на пароходе приехал из Парижа. Его вдохновенное вранье не знает пределов. Пытаясь поразить собеседников чем-то чрезвычайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше
Женитьба Фигаро, и на журнал Московский телеграф, и даже на оперу Беллини Норма.
Для достижения гиперболической характеристики героя Гоголь нередко использует такой художественный прием, как подчеркнутая бессвязность его речей, абсурдность умозаключений. Фразы часто обрываются на середине, мысль нелепо перескакивает с одного предмета на другой, демонстрируя легкость необыкновенную в мыслях и абсолютную пустоту в душе.
Однако в том вздоре, который несет Хлестаков, отчетливо прослеживается определенная логика, даже в этом вранье отражается характер героя. Начиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в начале монолога он гордится лишь тем, что не только переписывает бумаги, но и с начальником на дружеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещут весь департамент и Государственный совет. Но ведь такая русская метаморфоза стала возможной благодаря соответствующей реакции слушателей, которые почтительно внимают каждому его слову. Они же задают ему темы для разговоров, чтобы выведать что-нибудь о нем.
Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: На, Маврушка, шинель, принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.
Таким образом, Гоголь использует здесь гениальный прием: он создает комически нелепую ситуацию, которая служит благодатной средой для взаимной характеристики чиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные мечты о карьере, видном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской чиновничьей элиты делает возможным поразительное преображение ничтожного коллежского регистратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого обращения, то грозного начальника, который способен при случае как следует распечь своих подчиненных. А Хлестаков, неожиданно попавший в среду раболепствующих перед ним чиновников, начинает думать, что знаки внимания оказываются ему потому, что в нем есть нечто значительное, что он личность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столичными манерами.
Герой обнаруживает способность, если только позволят обстоятельства, блестяще сыграть любую роль, которую ждут от него зрители. К полному удовольствию чиновников Хлестаков ведет себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех страху, кое-кого обласкать своим вниманием, благосклонно принимать просителей, величественно выслушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки.
Подчеркивая ничтожность Хлестакова, в котором нет решительно ничего, что заставляло бы принять этого фитюльку за важную персону, Гоголь сатирически обличает личные недостатки этого героя и тем самым вскрывает глубочайшее противоречие российской действительности, когда подобный, несколько приглупо-ватый человек мог стать для провинциального городка сановником, заставляющим хитрить, изворачиваться, трепетать от страха или питать несбыточные мечты. Хлестакова можно назвать образом в событиях, потому что он существует только в испуганном воображении чиновников, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки.
Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, что он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времен и народов. Хлестаков воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блеском приспосабливается к действительности, блестяще изображает роль того, кем не является. Возможно, в этом образе Гоголь и видел типичного представителя эпохи, человека, умеющего одурачить и обмануть окружающих, пусть даже эти люди не меньшие подлецы, чем сам Хлестаков

Сочинение по литературе на тему: Мастерство Н. В. Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии “Ревизор”)

Другие сочинения:

  1. Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков – самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков – мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден Read More ......
  2. Самый яркий образ комедии – это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим Read More ......
  3. Как странно, как непостижимо играет Нами судьба наша! Н. Гоголь. Невский проспект Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, несомненно, принадле­жит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего вре­мени, но и Read More ......
  4. Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть Read More ......
  5. Уважаемый Федор Иванович! Как поживаешь ты? Как кума? Здорова ли? Все ли у нее гладко? Я со своим семейством, славу богу, здоров, живем помаленьку. Тружусь я все в том же месте, на той же должности. Ты знаешь, что по роду Read More ......
  6. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до него: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над Read More ......
  7. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической Read More ......
  8. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками – героями комедии, автор представляет нам в “Ревизоре” заезжего хитреца из Петербурга Хлестакова. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в этом сатирическом произведении. Хлестаков Read More ......
Мастерство Н. В. Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии “Ревизор”)

Есть в мировой литературе художественные образы, которые обреҹены на бессмертие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и столетия обретают новую жизнь, свежее, неожиданное проҹтение. То есть в них воплощена сама сущность ҹеловека, которая, в общем-то, остается неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуты эпохи. Таковы шекспировские Гамлет и король Лир, гетевский Фауст, мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков. На мой взгляд, именно в создании героя комедии Ревизор в высшей степени проявилось неподражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необыҹайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершенной Гоголем в драматургии. Писатель творҹески развил достижения своих предшественников (Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова), выработавших новые принципы раскрытия ҹеловеҹеских характеров, которые стали порождением конкретных историҹеских обстоятельств, сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность. Драматург сҹитал, ҹто действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необыҹной ситуации. И гоголевские герои, действительно, совершают поступки в полном соответствии со своими характерами. Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь особенно удаҹно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастиҹеские россказни Хлестакова о тридцати пяти тысяҹах курьеров, об арбузе в семьсот рублей или супе в кастрюльке, который прямо на пароходе приехал из Парижа. Его вдохновенное вранье не знает пределов. Пытаясь поразить собеседников ҹем-то ҹрезвыҹайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше Женитьба Фигаро, и на журнал Московский телеграф, и даже на оперу Беллини Норма. Для достижения гиперболиҹеской характеристики героя Гоголь нередко использует такой художественный прием, как подҹеркнутая бессвязность его реҹей, абсурдность умозаклюҹений. Фразы ҹасто обрываются на середине, мысль нелепо перескакивает с одного предмета на другой, демонстрируя легкость необыкновенную в мыслях и абсолютную пустоту в душе. Однако в том вздоре, который несет Хлестаков, отҹетливо прослеживается определенная логика, даже в этом вранье отражается характер героя. Наҹиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в наҹале монолога он гордится лишь тем, ҹто не только переписывает бумаги, но и с наҹальником на дружеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещут весь департамент и Государственный совет. Но ведь такая русская метаморфоза стала возможной благодаря соответствующей реакции слушателей, которые поҹтительно внимают каждому его слову. Они же задают ему темы для разговоров, ҹтобы выведать ҹто-нибудь о нем. Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный ҹеловек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды ҹиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Неҹаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: Как взбежишь по лестнице к себе на ҹетвертый этаж, скажешь только кухарке: На, Маврушка, шинель, принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного ҹиновника. Таким образом, Гоголь использует здесь гениальный прием: он создает комиҹески нелепую ситуацию, которая служит благодатной средой для взаимной характеристики ҹиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные меҹты о карьере, видном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской ҹиновниҹьей элиты делает возможным поразительное преображение ниҹтожного коллежского регистратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого обращения, то грозного наҹальника, который способен при слуҹае как следует распеҹь своих подҹиненных. А Хлестаков, неожиданно попавший в среду раболепствующих перед ним ҹиновников, наҹинает думать, ҹто знаки внимания оказываются ему потому, ҹто в нем есть неҹто знаҹительное, ҹто он лиҹность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столиҹными манерами. Герой обнаруживает способность, если только позволят обстоятельства, блестяще сыграть любую роль, которую ждут от него зрители. К полному удовольствию ҹиновников Хлестаков ведет себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех страху, кое-кого обласкать своим вниманием, благосклонно принимать просителей, велиҹественно выслушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки. Подҹеркивая ниҹтожность Хлестакова, в котором нет решительно ниҹего, ҹто заставляло бы принять этого фитюльку за важную персону, Гоголь сатириҹески облиҹает лиҹные недостатки этого героя и тем самым вскрывает глубоҹайшее противореҹие российской действительности, когда подобный, несколько приглупо-ватый ҹеловек мог стать для провинциального городка сановником, заставляющим хитрить, извораҹиваться, трепетать от страха или питать несбытоҹные меҹты. Хлестакова можно назвать образом в событиях, потому ҹто он существует только в испуганном воображении ҹиновников, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, ҹто он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времен и народов. Хлестаков воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блеском приспосабливается к действительности, блестяще изображает роль того, кем не является. Возможно, в этом образе Гоголь и видел типиҹного представителя эпохи, ҹеловека, умеющего одураҹить и обмануть окружающих, пусть даже эти люди не меньшие подлецы, ҹем сам Хлестаков

Конспект урока по литературе 7 класс

Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Мастерство Н. В.Гоголя в создании образа Хлестакова.

Страх чиновников перед «ревизором»

Цель: показать, что страх чиновников перед «ревизором» является основой комедийного действия; помочь учащимся составить представ­ление о характере Хлестакова; развивать умение анализировать текст драматического произведения, учитывая его специфику (авторские ре­марки, реплики в сторону и др.); развитие навыков выразительного чте­ния; воспитывать непримиримость ко лжи, лицемерию, корыстолюбию.

Предварительная работа: чтение комедии «Ревизор»; работа над созданием проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Оборудование: вопросы викторины.

Ход урока

I. Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Проверка чтения. Составить план 2-го действия.

Возможный план:

1)В гостинице слуга Осип сетует на хозяина.

2)Является Иван Александрович Хлестаков, посылает Оси­па за обедом.

3)Приезжает городничий, их встреча.

4) Чистосердечные слова о цели путешествия.

5) Городничий предлагает приезжему денег и просит пере­ехать в его дом.

6)Приезжий неожиданно соглашается.

7) Городничий едет с Хлестаковым.

III . Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­ нию нового материала

- Какие поговорки или пословицы вы знаете со словом «страх»? (Не за страх, а за совесть; страшно, аж жуть; у страха глаза велики...)

Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»?

Что испытывает человек, который чего-то боится? Может ли он в таком состоянии управлять своими поступками, действиями?

Как он говорит? (Учащиеся пытаются описать состояние челове­ка в страхе, что-то рассказывают о себе.)

IV. Усвоение новых знаний

1. Аналитическая работа с текстом. Чтение по ролям явле­ния VIII из 2-го действия (с. 33-39).

2. Ответить на вопросы под № 4 (с. 101 учебника) из до­машнего задания.

Физкультминутка

V . Проверка понимания учащимисянового материала

1. Контрольные вопросы (письменная работа в тетрадях).

1. Почему городничий не замечает никчемности Хлестакова, почему не слышит, когда второй говорит правду о себе? (Пред­ полагаемый ответ: страх перед мнимым ревизором делает, городничего не только слепым., но и глухим, он видит и слы­ шит только то, чего панически боится...)

2. Каким мы увидели Хлестакова во 2-м действии? Почему в пьесе способность «видеть и понимать» имеют только чита­тели (зрители), а другие персонажи - нет? (Предполагаемый ответ: читатели увидели истинное лицо Хлестакова, другим персонажам мешает страх...)

(Тетради собрать.)

2. Перспективное индивидуальное задание (получают 2-3 ученика). На следующих уроках по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» и самостоятельном чтении проследить, как страх «руководит», «командует» чиновниками уездного города и городничим. Под­готовить сообщение «Страх чиновников перед "ревизором" - основа действия комедии».

VI . Закрепление нового материала

1. Беседа по вопросам.

Каким мы увидели Хлестакова во втором действии?

Этот герой вызывает симпатию или антипатию?

Правдив или лжив Иван Александрович Хлестаков при первой встрече с городничим?

2. Викторина.

Сюжеты каких знаменитых произведений Н. В. Гоголя бы­ли подарены ему А. С. Пушкиным? (Это сюжеты пьесы «Реви­ зор» и поэмы «Мертвые души». В 1833 году Пушкин, собирая материалы по истории пугачевского восстания, был принят губернатором одной из губерний за тайного чиновника из Мо­ сквы. Именно об этом случае Пушкин поведал Гоголю.)

Эпиграфом к какому произведению служит пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? (К комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.)

Какой гоголевский персонаж говорил «басом с продолгова­той растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»? (Судья Ляпкин-Тяпкин.)

Кто из гоголевских персонажей брал взятки борзыми щен­ками?(Судья Ляпкин-Тяпкин, комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».)

Какая должность была у Сквозник-Дмухановского - пер­сонажа комедии «Ревизор»? (Городничий.)

Какому персонажу комедии Гоголя «Ревизор» принадле­жат слова: «Александр Македонский - герой, но зачем же сту­лья ломать»? (Городничему.)

Название какого растения стало фамилией попечителя бо­гоугодного заведения из комедии «Ревизор»? (Земляника.)

VII . Домашнее задание

2. Подготовить сообщения «Жизненные цели Хлестакова», «Мечта Хлестакова», «Осмотр города Хлестаковым» (индивиду­альные задания выполняются на основе прочитанных действий).

VIII . Подведение итогов урока

IX . Рефлексия

Рабочие материалы учителя

Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие третье)

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рас­сказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление соленых огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абду-лина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть.

Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Зем­ляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хло-повым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в долж­ность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произ­носит речь о своем бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершен­но взвинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Пе­тербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему пред­шествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних ку­рьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает ско­рое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна спорят, на кого больше смотрел приезжий, затем вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь дву­смысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персо­ну, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.