» » Мир детства в повести приключения тома сойера. Разработка урока

Мир детства в повести приключения тома сойера. Разработка урока

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…

Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них — роман «Приключения Тома Сойера». Главный герой этого произведения — Том. Он — беззаботный школьник, непослушный, иногда даже грубый. В голове у него всегда полно всяких глупых россказней и пакостей. Том может прогулять занятие в школе, играясь в лесу и воображая себя то пиратом, то знаменитым разбойником Робином Гудом. Он даже убегает из дома. Но этот мальчик — большой мечтатель и выдумщик, смелый, честный, верный в дружбе, не любит неверных, нечестных людей и клеветников. Он берет вину девочки Бекки, которая ему нравится, на себя, старается сообщить тітоньці, что он живой, чтобы и не волновалась.

Том сумел благодаря своей изобретательности превратить наказание в развлечение — так привлекательность крашения забора, которая выстроилась целая очередь желающих. На судьбу Тома Сойєра выпадает много приключений, среди них и опасных. Но он вместе со своим другом Геком с честью выходит из всех опасных ситуаций, обнаруживает свои лучшие качества, хотя и наносит своим близким много забот.

Итак, Марк Твен ярко и убедительно показал детский мир американских мальчиков, которым пришлось столкнуться не только со своими, детскими проблемами, а и с жестокостью и несправедливостью взрослого мира. Читатели верят, что Том Сойєр вырастет добрым человеком и порядочным гражданином, не считая ни на что.

Мир Детства Тома Сойера

Другие сочинения по теме:

  1. Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них — роман...
  2. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведении вена — «Приключения Тома Сойера». «Приключения Тома Сойера»...
  3. Марк Твен провел детство в городке Ганнибал на Миссисипи. После смерти отца вынужден был оставить школу. Работая учеником наборщика в...
  4. Американская действительность в сатире М. Твена (В произведениях «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна») Американская действительность в сатире М. Твена...
  5. В образе Тома Сойера Марк Твен изобразил самого себя «Я рассказывал в «Томе Сойере» о собственных проделках,- сообщил писатель своему...
  6. Секрет здесь в том, что и сказка насыщена такими подробностями, которым мы верим сразу же, потому что они жизненны. О...
  7. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена — «Приключения Тома Сойера «Приключения Тома Сойера»...
  8. С того времени, как они познакомились, жить один без одного уже не могли. Фин — сын известного в городке пропойцы,...
  9. Повесть «Принц и нищий» (1882). Англия 16 века, два очень похожих мальчика — один принц, другой нищий — поменялись одеждой...
  10. Это же бессмыслица — работать в субботу. Том, получив от тетушки Полли задачу белить забор, задумался: тридцать ярдов деревянного забора...
  11. Одним из средств создания комического эффекта служит писателю диалог, которым он владеет с поразительным совершенством. В сознании юных героев все...
  12. Много всяческих приключений было в жизни героев Марка Твена — Тома Сойера и Гекльберри Финна. И в каждом эпизоде оказывается...
  13. Поздравляю! Я — Том Сойер. Мое имя вам кажется чудным? Возможно, так оно и есть. Я англичанин. Живу с теткой...
  14. Глава I Тетя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть...
  15. Легко вообразить чувство двух мальчиков, которые оказались ночью на кладбище. Их всегда привлекало все тайное, неведомое, связанное с опасностью. Том...
  16. Бичер-Стоу Гарриет Дочь пастора, жена профессора богословия. В романе «Хижина дяди Тома» (1852), получившем мировую известность, впервые показала бесчеловечность рабовладения...
  17. Творческая деятельность американской писательницы Гарриэт Бичер-Стоу (1811 -1896) связана с подъемом аболиционизма, выраставшего вместе с усилением противоречий между промышленными северными...

Радостный мир детства в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Всемирную славу известному американскому писателю Марку Твену принесла трилогия, которая во многом носит автобиографический характер. Первая ее часть - «Приключения Тома Сойера» - давно уже стала духовным спутником многих поколений читателей, ибо в ней писатель рисует психологически достоверно мир детей с их тягой к свободе, романтики, непосредственности, которые противопоставляются затхлом, пронизанном лукавством мира взрослых людей.

Главный герой романа, Том Сойер - обыкновенный мальчик, шалун и озорник. Воспитывается он у тети - сестры покойной матери, которая всей душой любит мальчика, хоть и наказывает иногда, а все же жалеет. Жизнь Тома нельзя назвать беззаботным, однако она полна приключений, света и маленьких радостей. Он умеет в совсем простом, обыденном видеть необычное. И, кажется, обычные вещи он превращает в нечто странное, необычное, таинственное. Поэтому новые удивительные возможности открывает перед ним и вырванный зуб, который ему удается выгодно обменять, и задача тетушки Полли побелить забор, который вместо него отбелили его товарищи. Так наказание он сумел превратить в удовольствие. Любой предмет быта - ключ, гайка, грудка мела, медная защелка, собачий ошейник - благодаря его выдумке и воображении - все здесь необычное.

В характере Тома мы можем увидеть как положительное, так и отрицательное, но положительное перевешивает. Конечно, Том - беззаботный, непослушный мальчик, который может делать любые пакости. Иногда прогуливает уроки в школе, грубо ведет себя с тетушкой, может набешкетувати в доме, но вместе с тем этот озорник и сорвиголова - добрый, заботливый, благородный друг, смелый и мужественный, правдивый и честный. Одно слово, такой, как и многие его сверстники. А хулиганит он не со зла, а потому, что он неисправимый мечтатель, любит придумывать разные приключения, чтобы жизнь была веселее и интереснее. Но, встретившись с жестоким миром несправедливости, который существовал у взрослых, Том остается порядочным человеком и верным другом. Вместе со своим другом Геком он спасает от смерти невинного Потгера.

Том вместе с Геком мечтали о том, что они обязательно найдут клад. Но, когда сокровище наконец был найден, они поняли, что деньги им совершенно не цікаві. им надо было лишь героическая жизнь, приключения. И не чудо - честные, незапятнанные чистые детские души и не требовали большего.

Том - мужественный, благородный человек. Он, как настоящий рыцарь, сумел вытерпеть наказание за свою подружку Бекки. А как удивительно он «обручился» с ней? И сколько смелости, силы воли, выдержки обнаружил Том, когда вместе с Бекки они оказались, казалось бы, в безвыходном положении, попав в пещеру. И нашел-таки выход, спасая не только свою жизнь, но и жизнь Бекки. Итак, несмотря на некоторые недостатки в характере мальчика, с него, мне кажется, вырастет добрый, порядочный, настоящий человек.

Мечты, надежды, тревоги, надежды, приключения - все это остается в далекой стране, которая называется детством. Радостный, чудесный мир детства, куда мы, став взрослыми, можем вернуться лишь мыслью. Там нас ждут необычные приключения, любимые герои - такие, как Том Сойер, на которого нам тоже хотелось бы быть похожими. И роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера» навсегда стал любимым произведением, потому что это роман о человеческих идеалах, о становлении личности и поиски истины в душном среде обывательского существования.

«Приключения Тома Сойера» - замечательная книга, магическая, таинственная. Она прекрасна прежде всего своей глубиной. Каждый человек в любом возрасте может найти в ней что-то свое: ребенок - увлекательную историю, взрослый - искрометный юмор Марка Твена и воспоминания о детстве. Главный герой романа во время каждого прочтения произведения предстает в новом свете, т.е. характеристика Тома Сойера всегда разная, всегда свежая.

Том Сойер - обычный ребенок

Вряд ли Томаса Сойера можно назвать хулиганом, скорее уж он - озорник. И, что важнее, у него есть время и возможность заниматься всеми Он живет с тетей, которая хоть и старается держать его в строгости, но у нее это плохо получается. Да, Тома наказывают, но, несмотря на это, он живет вполне благополучно.

Он сметлив, находчив, как почти каждый ребенок его возраста (примерно 11-12 лет), стоит только вспомнить историю с забором, когда Том убедил всех детей в округе, что труд - это священное право и привилегия, а не тяжкое бремя.

Такая характеристика Тома Сойера выдает в нем человека не очень-то плохого. Далее личность самого известного придумщика и озорника будет раскрываться все новыми и новыми гранями.

Дружба, любовь и благородство не чужды Тому Сойеру

Другая добродетель Сойера - способность любить и жертвовать - предстает перед читателем во всей красе тогда, когда мальчик обнаруживает, что любит Ради нее он даже идет на жертву: подставляет свое тело под удары учительских розог за ее проступок. Это ведь замечательная характеристика Тома Сойера, которая высвечивает возвышенное отношение к даме сердца.

У Тома Сойера есть совесть. Они с Геком стали свидетелями убийства, и даже несмотря на совсем не иллюзорную опасность для их жизни, мальчики решились-таки помочь полиции и вызволить из тюрьмы бедолагу Меффа Поттера. Поступок с их стороны не только благородный, но и мужественный.

Том Сойер и Гекльберри Финн как противостояние мира детства и мира взрослости

Почему Том именно такой? Потому что у него относительно все хорошо. Том хоть и трудный, но любимый ребенок, и он это знает. Поэтому почти все время живет в мире детства, в мире грез и фантазий, лишь изредка выглядывая в реальную действительность. Характеристика Тома Сойера в этом смысле не отличается от характеристики любого другого благополучного подростка. Такой вывод можно сделать, только если соотнести два образа - Для Сойера фантазии - как воздух, которым он дышит. Том полон надежд. В нем почти нет разочарований, поэтому он верит в придуманные миры и в придуманных людей.

Гек совсем другой. У него много проблем, нет родителей. Вернее, есть отец-алкоголик, но лучше бы его не было. Отец для Гека - источник постоянного беспокойства. Родитель его, конечно, пропал несколько лет назад, но доподлинно известно, что он не умер, а значит, он может в любой момент появиться в городе и начать снова третировать своего горемычного сына.

Для Гека фантазии - это опиум, благодаря которому жизнь еще хоть как-то можно выносить, но жить в мире иллюзий взрослый человек не может все время (а Финн именно такой).

Сойера даже немного жаль, потому что он не знает, как обстоят дела на самом деле. Его мир обходится без трагедии, тогда как существование Гека - это постоянная борьба. Совсем так же, как и у обычного взрослого человека: он выходит из мира детства и понимает, что его обманули. Таким образом, готова еще одна характеристика Тома Сойера.

Каким бы Том мог быть взрослым?

Соблазнительный вопрос для всех тех, кто читал «Приключения Тома Сойера». Но, кажется, недаром повествование о мальчиках не говорит ничего об их взрослых жизнях. Тут может быть как минимум две причины: либо в этих жизнях не будет ничего примечательного, либо для кого-то жизнь дальше не преподнесет приятных сюрпризов. И все это может быть.

Каким станет Том Сойер? Характеристика может быть такой: в будущем он обычный, рядовой человек без особенных жизненных свершений. Его детство полно разнообразных приключений, но по большому счету они всегда случались в некоторой зоне комфорта, и это позволяло Тому постоянно фабриковать фантазии.

С Геком другая история. В конце приключений Финн уходит из буржуазного мира, где царят сытость и моральность, в мир улиц, где властвует свобода, на его взгляд. Мальчик-бродяга не терпит рамок. Но вечно жить вне рамок и дышать только воздухом свободы невозможно, ибо любая жизнь нуждается в той или иной форме. Если же отдельно взятом сосуде (человеке) не ограничить, то он вырвется наружу, разрушив сам сосуд. Проще говоря, если Гек не изберет для себя определенную систему ценностей, он может вполне спиться и умереть под забором, как и его папаша, или сгинуть в пьяной драке. Взрослая жизнь не такая светлая, как жизнь ребенка, а жаль.

На этой не слишком радостной ноте нам говорит «до свидания» Том Сойер. Характеристика героя на этом завершается.

Литература, 5 класс.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографический характер повести. Светлый и радостный мир детства в повести

Цели:

    Показать учащимся автобиографический характер повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

    Совершенствовать практические навыки и умения раскрывать идейно-художественное содержание художественного произведения. Продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов. Определить отношение автора к своему герою.

    Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:

    Книга Марка Твена “Приключение Тома Сойера”.

    Рисунки учащихся.

    Электронная презентация.

Ход урока

І. Организационный этап.

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, (Слайд №1) запечатлевший его в пожилом возрасте, - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.

    Какой у него был характер?

    Был ли он послушным ребенком или озорником?

    Добрым или жестоким?

    Домоседом или искателем приключений?

    Были ли у него друзья?

(Ребята представят себе вихрастого мальчишку, веселого и неугомонного. Иначе как смог бы он написать такие веселые книги, рассказать о проделках и приключениях своих героев – Тома Сойера и Гека Финна?)

2.Слово учителя:

- В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками.

3. Сообщение учеников- биографов.

- В “Автобиографии” писатель говорил, что у каждого из героев был прототип в реальной жизни. Том Сойер – это он сам, тетя Поли – его мать, Сид – его брат Генри, Гек – Том Бленкеншип, сын местного пьяницы, негр –Джим – дядюшка Дэниель.

В предисловии к повести “Приключение Тома Сойера” писатель выразился осторожнее: “Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчишками, учившимися вместе со мной в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер тоже, но не с одного оригинала – он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал…”

(Нужно остановиться на этом моменте, потому что для учеников шестого класса граница между искусством и жизнью все ещё размыта. Скажем о том, что писатель, взяв материал из жизни, преображает его, и Том Сойер, конечно, не простой автопортрет.)

4. Проверка домашнего задания .

(Каждый учащийся получил задание: дома подготовить к пересказу эпизод, который больше всего запомнился. Какие места показались самыми смешными? Что именной вызвало смех? Предлагалось сделать рисунок к эпизоду.)

ІІІ. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя .

- Знаю, что вы не очень доверяете взрослым, когда слышите от них: «Эх, где мое детство?». В будущей взрослой жизни вы видите себя самостоятельными, независимыми, успешными... Но не торопитесь расставаться с детством. Поверьте, взрослые правы: детство - это самое прекрасное время.

Н а доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги. Я делаю вывод о том, что приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. Так давайте же войдем в неповторимый, светлый мир детства главных героев.

  1. Р абота над осмыслением содержания повести .

Вопросы:
- Давайте вспомним, с чего начинается повесть? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? (Слайд №2) Зачитаем портретную характеристику, которую дает автор.

(Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.)
-Посмотрим, внимательно ли вы читали произведение? Кто сказал о Томе? (слайд №3)

- Как автор характеризует Тома? Как его характеризует тетя Полли? Есть ли у Тома мечта?

- Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости? (слайд №4)

(Это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.)

- Все дети ходят в школу. Почему же Том ненавидел школу и церковь? Ответ подтвердите текстом.

(Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.)

- В каком эпизоде проявляются «романтические» наклонности Тома?(слайд №5)

3. «Театр» на уроке. Сцена «Знакомство Тома с Беки».

4. «Театр» на уроке. Сцена «Гонки клеща и разбитое сердце»;

сцена «Будущий храбрый пират».

- Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным?

- Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему? (слайд №6,7)

- Но почему друзья, всё же, покидают чудесный остров?

- Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?

- А как сам автор относится к своим героям?

І V . Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Все мы родом из детства. Эта истина проста, как все гениальное. Детство – это целый мир: яркий, разнообразный, полный тайн и загадок. В нем всегда найдется место для шалостей и развлечений, для подвигов и нелепых поступков, для первой любви и для первых измен и разочарований. Но самое главное, что детство – это неиссякаемый источник знаний, с которыми к человеку приходит опыт. «Приключения Тома Сойера», я уверена, никого не оставили равнодушными. Создается впечатление, что не судьба посылает испытание мальчику, а наоборот – именно он испытывает судьбу. Некоторые поступки можно считать бессмысленными, но верность героя своим идеалам, уверенность в победе добра не могут не восхищать читателя. И хочется, чтобы все взрослые время от времени вспоминали, что они родом из детства, тогда, возможно, и их мир станет солнечным.

V . Домашнее задание . Написать письмо Тому о своем детстве.