» » Нарисовать эскизы украшения дворца халифа. Творческий проект дворец халифа

Нарисовать эскизы украшения дворца халифа. Творческий проект дворец халифа

Иерихон, один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии. Иерихон — город в Палестинской автономии, расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан, около 1550 г. до н. э. Согласно Библии (Нав.6:1-26), захватив город, евреи уничтожили всех его жителей и их скот, оставив в живых лишь блудницу Раав, которая пустила переночевать еврейских разведчиков. Сам же город был выжжен дотла. С этого времени о нем долго, почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др. При Константине Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

По причине идеально мягкого климата и отсутствия суровой зимы, в Иерихоне испокон веков строили свои зимние дворцы многие цари и правители. Дворец Хишам или Хирбет эль-Мафджар - раскопанный шикарный омеядский дворец арабского правителя 8 века н.э. из династии Умая. В своем дворце роскошью и излишествами Хишам превзошел даже Ирода. И хотя уже в раннем исламе по аналогии с иудаизмом существовал запрет на изображения живых существ, Хишам украсил свой дворец богатой мозаикой с изображениями животных. Шикарные мозаичные панно (от них остались только фрагменты), наверное, являются главной жемчужиной современного археологического парка. Комната, где находится мозаика, называется диван, на арабском - зал для важных встреч и обсуждений. Точно неизвестно какие важные вопросы обсуждались в Диване, но хроники донесли до нас любопытные свидетельства о том, что приглашенные гости клялись никогда и никому не рассказывать об увиденном во дворце. И оно не удивительно. Ведь во дворце нарушались всевозможные запреты религиозных догм ислама. Мало того, что картины изображали животных и людей, так еще и вино буквально лилось рекой. В шикарной, огромной бане целые бассейны были заполнены вином, и сидели в них разумеется девушки.

Халиф Хишам ибн-Абд эль-Малик правил между 724-43 гг. н. э. и - так говорят - был праведным и вел аскетический образ жизни. А вот его племянник и наследник халиф Валид ибн-Язид (743-44) был развратником и пьяницей, и скорее всего, именно он и построил этот дворец. Арабский поэт и ученый Абу эль-Фарадж аль-Исфахани рассказывает, что Валид, прослушав понравившийся ему стишок, в экстазе разорвал свои одежды, и голышом нырнул в наполненную вином ванную, выпил столько, что уровень вина в ванной значительно понизился, и был вытащен из неё в бессознательном состоянии ("Книга Песен" 3:303). На скульптуры голых женщин, украшавших интерьер дворца, можно посмотреть в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Высокие колоны не древний нефтеперерабатывающий завод, как можно подумать, а остатки той самой бани во дворце Хишама, где девушки развлекали мужчин. На ваших экранах то, что осталось от некогда прекрасного дворца. Большинство мозаик сейчас засыпаны толстым слоем песка. Дворец отреставрировали на деньги Евросоюза (об этом оповещают таблички:)). Открыли в торжественной обстановке и почти сразу закрыли на реставрацию. Мозаики там, судя по описанию, потрясающие, та, что на снимке - одна из немногих не засыпанных.

Построенный в 8-м веке, дворец был разрушен землетрясением 4 года спустя. Он состоял из двух колоннад над дворцовым двором, двух мечетей и двух бань с великолепным мозаичным полом. Вероятно, только во дворце Хишама можно увидеть наиболее сохранившуюся великолепную мозаику. Остатки резьбы по камню, найденные в этом месте, дают представление о том, насколько впечатляющим был сам дворец.

План замка Хирбет аль-Мафджар (2-я четв. 8 в.): 1 — дворец; 2 — двор; 3 — мечеть; 4 — баня; 5 — большой двор; 6 — павильон с бассейном. Дворец, с типичной для омейядских замков композицией (квадратный двор обнесён галереей и каменными 2-этажными помещениями с кирпичными сводами), к которому с севера примыкал двор с мечетью и баней.

Дворец был открыт в 1935-36 года прошлого столетия. Скульптура, фантастически красивый плафон и фрагменты резьбы, так же, как и многие из находок, выставлены в Иерусалиме, в музее Рокфеллера, в специальном зале. (http://www.ilmuseums.com/museum_rus.asp?i d=13 ) (http://www.imj.org.il/rockefeller/eng/in dex.html ). Естественно, что они были извлечены из завалов дворца отдельными фрагментами, и отреставрированы по той технологии, которая тогда была принята.





Собственно голые девушки из дворца.

Канатка Тот самый монастырь на горе Искушения, где постоянно спит монах.

Отделение изучения древностей Майнцского университета Иоганна Гутенберга получит 30 000 евро через программу сохранения культурного наследия Министерства иностранных дел Германии, чтобы отреставрировать дворец халифа Хурбат аль-Минья на берегу Галилейского моря (озера Кинерет). Дворцовый комплекс занимает территорию в пять тысяч квадратных метров и был раскопан в 1932-1939 гг. немецкими археологами из Гёрресовского общества и Музея исламского искусства в Берлине. Земля, на которой расположен дворец, по сей день принадлежит Германской ассоциации Святой земли и находится в ведении израильского Управления природы и парков.

Дворец из белого известняка на основании из чёрного базальта был построен халифом Валидом I (705-715) из омейядской династии, основавшей первый халифат на Святой земле (661-750 гг.). Во дворце находится одна из древнейших мечетей Израиля. Через несколько лет после начала строительства произошло сильное землетрясение, в результате которого образовалась трещина, рассёкшая мечеть и всё восточное крыло дворца. Видимо, из-за этого строительство так и не было окончено. В Средние века на этом месте крестоносцы устроили печь для обработки сахарного тростника. Производство, вероятно, обогатило владельцев, но нанесло огромный урон зданию, поскольку требовало большого количества воды и топлива. Со времён археологических раскопок обнажившиеся руины подвергаются воздействию осадков и растительности.

Реставрационный проект, спонсируемый Министерством иностранных дел Германии, призван подчеркнуть важность отмечаемого в этом году юбилея - 50 лет дипломатическим отношениям Израиля и Германии. Проектом руководит археолог д-р Ханс-Петер Кунен (Hans-Peter Kuhnen) - глава отделения изучения древностей Майнцского университета, занимающийся исследованием памятника Хурбат аль-Минья вместе со студентами университета с 2009 года. "Год за годом мы становились свидетелями постепенного разрушения дворца. Предоставляя финансовую поддержку данному проекту, Германия берёт на себя ответственность за важный археологический памятник, который был раскопан благодаря немецкой инициативе в тридцатых годах. В то же время мы сотрудничаем с израильским Управлением парков, наши студенты получают опыт реставрации археологического памятника, а кроме этого, мы создаём пример диалога археологов с исламом," - подчеркнул Кунен. Он также является одним из авторов путеводителя по комплексу Хурбат аль-Минья 2014 г., вместе с Франциской Блох (Franziska Bloch) из Немецкого археологического института.

Германия оказывает поддержку в сохранении культурного наследия по всему миру в рамках программы, организованной Министерством иностранных дел Германии, начиная с 1981 года.

Фото: Давид Эран, Тель-Авив.

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того времени.

Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.

«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.

Арабский халифат. Столицей халифата с 661 по 750 годы являлся город Дамаск, а с 762 года, при Аббасидах стал г.Багдад. Расцвет этого государства был связан с легендарным халифом Харун-ар-Рашидом (766-809 гг.).

Система управления Арабским халифатом:

Особенности феодального строя арабов: Собственник всей земли – государство и его глава – халиф. Халиф – заместитель, преемник пророка. Налог с земли поступает в казну халифа. Налог с земли поступает в казну халифа. Религиозный характер государства (теократия, жизнь по законам шариата).

Причины высокого уровня культуры арабов: В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира. Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению. Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.

Открытия и изобретения арабских ремесленников открытие дамасской стали; в изготовлении из стали зеркал; в изготовлении бумаги; в производстве шелка, шерсти, парчи; в производстве кожи; в производстве сахарного тростника и риса; в развитии садового искусства.

Образование в учебных заведениях халифата велось на арабском языке. Оно высоко ценилось и было необходимо для получения государственных должностей. Начальные школы были частными и государственными (бесплатные). При мечетях в больших городах создавались высшие мусульманские школы – медресе.> При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые. В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов. « Байтул-хикма » (« Дом мудрости ») – академия наук.

Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки: Математика: арабские цифры, понятие «ноль» (заимствовали у ученых Древней Индии и способствовали проникновению этих знаний в Европу); знали труды Пифагора, Евклида, Архимеда; создали алгебру – Аль-Хорезми; могли вычислить длину окружности; знали число «пи».

Астрономия: наличие обсерваторий в крупных городах; вычисляли затмения, движение планет; приблизительно вычислили окружность земли; описали расположение видимых звезд, дали им названия; Аль-Бируни (конец Х – начало ХI вв.) – Земля вращается вокруг Солнца. Персидская рукопись с чертежом Аль-Бируни, поясняющим фазы затмения

Памятник Аль-Бируни в парке Лалех в Тегеране.

География: Масуди – создал карты известных арабам стран; сочинения для купцов, для поиска выгодных рынков; описание стран, входящих в состав Арабского халифата; делили всю землю на 5 климатических поясов, описывали влияние климата на культурное развитие. карта мира Аль-Масуди.

Ботаника: создали первую классификацию растений. Физика: знали законы оптики. Химия: умели получать спирт и серную кислоту. Страница из арабского трактата по алхимии. XIII в.

Медицина: Ибн-Сина (Авиценна) (конец Х – начало ХI вв.) – создал 100 трудов, основной из которых - «Медицинский канон». человек заражается через воду и воздух; описал признаки многих болезней; лекарственные настои на травах и их использование при различных заболеваниях; Захравий – хирург – перевел с греческого Гиппократа, его работы легли в основу европейской хирургии.

Философия: Ибн-Рушду (Аверроэс) – научные открытия могут быть неверными с точки зрения религии, но и религиозные догматы могут быть отвергнуты научными открытиями. Учение о «двойственной истине». История: прославляла завоевания арабов; в кратком виде излагали историю римских, византийских и арабских правителей.

В литературе Арабского халифата можно выдели следующие основные жанры:

Из народных сказок наибольшую популярность получил сборник «Тысяча и одна ночь».

Фирдоуси – поэма « Шах-наме » («Книга царей») – о борьбе иранского народа с завоевателями, содержала призыв к объединению и прекращению междоусобных войн. Автор использовал легенды о первых шахах Ирана, сказания о богатырях-героях, реальные события и легенды, связанные с пребыванием в Иране Александра Македонского. Он работал над своей поэмой 35 лет и закончил ее в 1011 году.

В IХ веке большой известностью в Багдаде, а затем в Кордовском эмирате пользовался певец, музыкант, современник Харун-ар-Рашида – Зирийаб, который основал консерваторию в Кордове и оказал огромное влияние на образ жизни испанских мусульман: ввел правило носить разную одежду в разные сезоны; убедил, что тонкая стеклянная посуда изящней золотой и серебряной; установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: супы, мясные блюда, птица, десерт; любовь к купанию в банях. В банях массажисты, лекари, цирюльники; изысканность и утонченность дворцовой культуры, свели воедино античные, византийские и персидские традиции; музыка при дворе (слова «лютня», «гитара», «литавр» имеют арабское происхождение).

Особенности развития архитектуры Востока: мечети – мусульманские храмы. квадратные здания с прямой крышей или куполом; украшены не рисунками людей и сюжетами, а орнаментами – арабески; Коран запрещал в мечети изображать людей, Мухаммеда; Колонны не вдоль движения молящихся, а поперек, их много, это серия арок; Нет четкого центра, взгляд перемещается в разных направлениях, создается настроение созерцательности; Нет икон и фресок, святое место – михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Это место богато украшено резьбой; Рядом с мечетью башни – минареты.

Мечеть в Кордове (VIII в.) имеет 900 колонн

Мечеть в Кайруане (Тунис) Кайруан - мусульманская святыня в Африке.

Название Альгамбра (в переводе с арабского - «красный замок») произошло от цвета высушенной солнцем глины или кирпичей, из которых сделаны стены замка.

Вклад арабов в мировую культуру: Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний (цифры, карты, глобус, медицинские знания и др.). Влияние арабской поэзии на поэтов юга Франции. Отдельные элементы средневековой архитектуры Европы заимствованы от арабов; Арабы – посредники между Западом и Востоком, Античностью и Средневековьем.

Причины распада Арабского халифата: огромная территория, множество народов, культур, языков – трудно удержать власть; восстания покоренных народов; стремление эмиров к самостоятельности; наемное войско, которое по своей воле возводило и свергало халифов, что приводило к политической нестабильности; раскол ислама на два течения: шииты и сунниты.


В результате масштабной битвы 637 года Сасанидская империя падает под нашествием арабов-мусульман. В результате этого события Ирак полностью переходит под владение Арабского халифата. Долгое время столицей халифата выступал Дамаск, пока Абу-Джафар Ал-Мансур не перенес ее в Багдад, на то время еще являющейся небольшим селением. Тогда еще можно было догадываться, что город приобретет легендарную мировую славу.

Недалеко от Багдада сейчас находятся развалины старой крепости Ухайдир. Дорога туда проходит через пустыню, и создается впечатление, что очертания огромных стен всплывают будто мираж.

История крепости

В течение длительного времени у исследователей даже не было версий истории этого дворца-крепости. Не было найдено ничего, что могло развеять эту загадку. Приблизительное время постройки дворца - VII -VIII век. Англичанин Крессвел предположил, что владельцем и строителем Ухайдира мог быть Иса ибн Муса, являющийся племянником ас-Саффаха. Последний отдал право быть халифом своему брату ал-Мансуру, при условии, что его наследником выступит Иса ибн Муса. Первые годы для Исы сложились удачно, его назначили губернатором Куфы и построили дворец. Но вскоре ал-Мансуру захотелось передать трон своему сыну, и он начал искать пути устранения Исы.

Иса посылался в самые горячие военные передряги, но выходил оттуда живым. Его пытались отравить, но и тут он отделался выпадением усов и бороды. Последним испытанием для Исы стала попытка на его глазах задушить родного сына, после чего он добровольно отказался от притязаний на трон. Но за ним осталось право перехватить власть, если ему удастся пережить сына халифа.

Новая волна репрессий Исы начинается после смерти халифа в 775 году. Новый халиф желает поставить в наследники опять же своего сына ал-Хади, поэтому необходимо устранить притязателя. Иса лишается губернаторства, и в 778 году уходит в изоляцию, вероятно, как раз во дворец Ухайдир. К этому времени Ухайдир, скорее всего, уже выступал как загородная резиденция губернатора Куфы.

Описание дворца

В этом дворце Иса и проводил почти безвыездно все свои дни. Дворец имеет размеры 175 на 169 метров. Внешне он окружен стеной высотой 17 метров. Стена отлично укреплена для возможного штурма - здесь есть и угловые круглые башни, и полубашни с бойницами, а в прошлом была крытая галерея. Интересно и наличие навесных бойниц для обстрела противника, подошедшего прямо к стене. Европа начала возводить подобное сооружение лишь в XIV веке.

Попасть внутрь можно лишь через единственные ворота. Справа можно заметить руины старой мечети. В северном углу находится сам дворец.