» » Образы крестьян в поэме кому. Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Образы крестьян в поэме кому. Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо

В основном замысле поэмы Некрасова легло отображение русских крестьян со времени, когда было отменено крепостное право. В течении всей поэмы герои путешествуют по всей Руси в целях ответа на вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?", кто находится в полном достатке, счастлив, а кто нет.

Мужики, ищущие правды

Вперёд выходят главные герои произведения, семеро мужиков, странствующие по русским посёлкам и деревням, ища ответа на весьма трудный вопрос. В образе крестьян находятся основные черты бедности простых русских мужиков, такие как: нищета, любопытство неприхотливость. Эти мужики задают один и тот же вопрос всем, кто встречается у них на пути. В их представлении счастливчиками выдвигаются поп, купец, помещик, дворянин и сам царь батюшка. Однако основное место в творчестве автора уделено крестьянскому сословию.

Яким Нагой

Он работает до самой смерти, но живет бедно и постоянно голодает, как и основная масса жильцов Босово. Яким понимает, что крестьяне великая сила и он гордится, что принадлежит к ним, он знает слабые и сильные места характера крестьян. Предполагает, что главная враг мужиков - алкоголь, губящий их.

Ермила Гирин

Ермила получил от Некрасова честность и ум. Живет он для населения, справедливый, не оставит в горе никого. Было одно нечестное дело, сберег он племянника она набора в рекруты. Но это сделал не ради себя, а ради семьи. Отправил вместо племянника сына от вдовы. Его так замучила собственная ложь, что чуть не довела его до повешения. Потом он поправил ошибку и выступил вместе с бунтарями, после этого его посадили в острог.

Савелий-богатырь

Автор допускает замысел, как то, что обычные мужики сроду богатырям русским. Здесь появляется образ Савелия - святорусского богатыря. Савелий от всего сердца сопереживает Матрене, тяжело переносит смерть Демушки. Данный герой содержит в себе доброту, искренность, подмога другим людям в трудной ситуации.

Матрена Тимофеевна

Все женщины-крестьянки показаны в облике этой женщины. Она имеет мощную душу и силы воли. На протяжении все своей жизни борется за свободу и радость женщины. Жизнь её подобна множеству тогдашним крестьянкам. Учитывая то, что после брака попадает в семейство, презирающее её. Муж однажды побил её, первого ребенка сожрали поросята, а оставшуюся жизнь она работает в поле.

Сочинение Крестьяне (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов поднимает и рассматривает одну из главных проблем Российского государства, которая актуальна и по сей день. Образы крестьян, как главных героев этой проблемы и соответственно поэмы раскрывает всю ее суть.

Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов. Автор обозначает черты странников: бедность, любознательность, независимость. Некрасов четко указывает на неприязнь крестьян к тем, кто живет и богатеет за их труд, в то время как бедные крестьяне чистые сердцем, честные трудом, добрые душой. Это можно увидеть в описываемом случае с Матреной Тимофеевной, когда на помощь с урожаем к ней пришли обычные мужики.

Образ Якима Нагой олицетворяет всех крестьян, которые работают не покладая рук а живут в голодной бедности. ОН настолько много работает, что уже сливается с землей, которую опахивает день и ночь.

И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо...

Миф о том, что все крестьяне бедны из-за пьянства не подтверждается, на самом деле причина в судьбе работать на хозяина.

Ермила Гирин располагает к себе читателя своей честностью и великим умом. После того, как он подставил в солдаты соседского паренька, вместо своего брата его мучает совесть. Его посещает мысль о самоубийстве, но все же он идет покаяться к народу. Образ Савелия автор вводит для демонстрации мысли о том, что народ - это богатыри. Несмотря на свою болезнь он умеет сопереживать другим. Некрасов дает ему роль философа.

Женскую долю модно увидеть в Матрене Тимофеевне. Она сильная духом и стойкая. Ее внутреннему стержню может позавидовать любой успешный купец. Ее судьба настолько типична для всех русских женщин, что она не советует среди них искать счастливую. Она как кормилица семьи обязана работать и не жалеть себя и своих сил.

Такие образы крестьян возникают как последствие реформы 1861 года. Крестьяне пытаются не смотреть на жестокую действительность и живут в своем религиозном и человечном мире, который все равно жестоко к ним относится.

Вариант 3

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествуется о трудностях жизненного пути крестьян после крепостной реформы Александра II. Обычные мужики, крестьяне, решаю выяснить, кому же на Руси живется лучше всех, кто по-настоящему счастлив: помещик, купец, поп, а может быть счастлив только сам царь?

В поисках правды и ответа на свой вопрос семеро странников шагают по русской земле. На пути им встречаются самые различные герои, и странники всем помогают и оказывают всевозможную поддержку. Так странники помогают Матрене Тимофеевне, у которой погибал урожай. Также оказывают посильную подмогу мужики-крестьяне и Безграмотной губернии.

Показывая путешествия героев, автор поэмы тем самым знакомит читателей с самыми разными слоями общества. Встречаются странники с купечеством, дворянством, духовенством. В сравнении всех этих сословий крестьяне ярко выделяются своим поведением и чертами характера.

При прочтении поэмы читатель знакомится с бедным крестьянином, которого зовут Яким Нагой. Несмотря на то, что Яким трудился всю жизнь, он ничуть не разбогател, оставшись среди самых бедных людей общества. Многие жители деревни Босово такие же, как персонаж Яким Нагой.

Автор произведения сравнивает персонажа с матерью-землей. Его шея – бурая, а лицо – кирпичное. Из этого описания становится понятно, каким трудом занимается Яким. Но нашего героя его положение немало не расстраивает, потому что он искренне верит в светлое будущее всех крестьян.

Еще один крестьянин в поэме, который совершенно не похож на Якима – это Ермила Гирин. Ермила отличается умом, а также кристальной честностью. Раскрывая образ этого персонажа, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне, насколько они были сплоченными. Например, народ доверяется Ермиле при приобретении мельницы, а Гирин в ответ поддерживает бунт, тем самым принимая сторону крестьян.

Множество раз в тексте, при описании крестьян, Некрасов сравнивает их с богатырями. Например, Савелий – сильный мужчина. Однако, несмотря на сильно выраженные черты сурового мужика, Савелий очень светлый и искренний. К Матрене Тимофеевне он относится с нежным трепетом. Савелия преследуют раздумья на тему того, почему народ должен сносить все тяготы, которые валятся на него и вообще, должен ли он это терпеть?

Все женские образы в поэме Некрасов воплотил в героине Матрене Тимофеевне. Эта женщина всю жизнь изо всех сил стремилась к свободе и счастью. Можно предположить, что в ее понимании свобода уже была воплощением счастья. Она была необычайно сильной и стойкой женщиной. Выйдя замуж, она стойко восприняла все испытания, доставшиеся ей, а в конце взялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

В поэме Некрасов показывает обычных крестьян и пытается рассказать читателям, что крестьяне – это не рабочая сила, а люди со своими стремлениями, чувствами и мечтами. И, конечно же, эти люди должны быть свободными, к их мнениям тоже нужно прислушиваться.

  • Сочинение Характеристика Толстого и тонкого в рассказе Чехова Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – мастер юмористического рассказа. Через детали, разнообразные символы и образы он создает шедевры, которые будут актуальны еще у многих поколений.

  • О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение рассуждение

    Солженицына, как писателя - философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

  • Окружающий мир мой любимый предмет сочинение-рассуждение 5 класс

    Мой любимый школьный предмет… проще говоря – урок! Это окружающий мир. Мне интересно понять, как и почему всё происходит вокруг нас. Почему идёт дождь, например. Это только наши очень древние предки думали

  • В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова лежит изображение русского крестьянства после отмены крепостного права. На протяжении всего произведения герои ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто считается счастливым, кто несчастен.

    Мужики-правдоискатели

    На передний план исследования выходит путешествие семи мужиков по российским селениям в поиске ответа на поставленный вопрос. В облике семерых «вольнообязанных» мы видим лишь общие черты крестьян, а именно: бедность, пытливость, непритязательность.

    Мужики спрашивают о счастье встречающихся крестьян, солдат. Им кажутся счастливцами поп, помещик, торговец, дворянин и царь. Но главное место уделено в поэме крестьянству.

    Яким Нагой


    Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он». Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей. ему знакомы сильные и слабы стороны крестьянского характера. Главным недостатком мнит алкоголь, который оказывает губительное действие на мужиков.

    Для Якима недопустимо мнение, что бедность крестьянства вызвана употреблением вина. По его мнению, это связано с обязанностью трудиться на «дольщиков». Судьба героя типична для русского народа после отмены крепостного права: проживая в столице, он вступает в спор с купцом, оказался в тюрьме, откуда вернулся в деревню и начал пахать землю.

    Ермила Гирин

    Ермила Гирина Н.А. Некрасов наделил честностью и большим умом. Он жил ради народа, был честен, справедлив, никого не оставил в беде. Единственный нечестный поступок он совершил ради семьи – сберег племянника от рекрутчины. Вместо него отправил сына вдовы. От собственной лживости, от мучений совести Гирин чуть не повесился. Ошибку свою он исправил и впоследствии выступил на стороне бунтующих крестьян, за что был посажен в острог.

    Замечателен эпизод с покупкой Ермилой мельницы, когда крестьяне выражают абсолютное доверие Ермилу Гирину, и тот в ответ честен с ними до конца.

    Савелий — богатырь

    Некрасов проговаривает мысль о том, что крестьяне для него сродни богатырям. Тут выступает образ Савелия – богатыря святорусского. Он искренне сочувствует Матрене, тяжело переосмысливает гибель Демушки. В этом герое сочетается добро, простота, чистосердечие, помощь угнетенным и злоба к угнетающим.

    Матрена Тимофеевна

    Крестьянские женщины представлены в образе Матрены Тимофеевны. Эта сильная душой женщина всю свою жизнь сражается за вольность и женское счастье. Ее жизнь напоминает жизнь множества крестьянских женщин того времени, хотя она еще счастливее многих. Это с учетом того, что после замужества она попала в семью, ненавидящую ее, бита была мужем только один раз, ее первенца поели свиньи, а вся ее жизнь основана на надрывной работе в поле.

    Крестьяне-угнетатели

    Автор показывает, как тяжело отражается крепостное право на жизни людей, как оно калечит их, морально уничтожая. Есть и такие крестьяне, которые выбрали сторону своих хозяев – Ипат, Клим, Яков верный, угнетающие простой люд наравне с помещиками.

    В своей поэме Некрасов показал жизнь крестьянства после реформы 1861 года, отобразил образы русских крестьян, говоря, что народ обладает силой несметной и вскоре он начнет осознавать свои права.

    В литературных произведениях мы находим изображение людей, их образа жизни, чувств. К XVII-XVIII векам в России сложилось два класса: крестьяне и дворяне - с совершенно непохожей культурой, менталитетом и даже языком. Именно поэтому в произведениях одних русских писателей изображение крестьян есть, а у других - нет. Например, Грибоедов, Жуковский и некоторые другие мастера слова не касались в своих произведениях темы крестьянства.

    Однако Крылов, Пушкин, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Некрасов, Есенин и другие создали целую галерею

    Бессмертных образов крестьян. Их крестьяне очень разные люди, но есть и много общего во взглядах писателей на крестьянина. Все они были единодушны в том, что крестьяне - труженики, творческие и талантливые люди, безделье же ведет к моральному разложению личности.

    Именно таков смысл басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». В аллегорической форме баснописец выразил свой взгляд на нравственный идеал крестьянина-труженика (Муравей), девиз которого: работать не покладая рук летом, чтобы обеспечить себе пищу холодной зимой, - и на бездельника (Стрекоза). Зимой, когда Стрекоза пришла к Муравью с просьбой о помощи, он отказал «попрыгунье», хотя, вероятно, имел возможность ей помочь.

    На эту же тему, уже намного позже, М. Е. Салтыков-Щедрин написал сказку «О том, как мужик двух генералов прокормил». Однако Салтыков-Щедрин решил эту проблему иначе, чем Крылов: бездельники-генералы, попав на необитаемый остров, не смогли себя прокормить, а крестьянин, мужик добровольно не только обеспечил генералов всем необходимым, но и свил веревку и сам себя связал. Действительно, в обоих произведениях конфликт один и тот же: между тружеником и тунеядцем, - но решается он по-разному. Герой басни Крылова не дает себя в обиду, а мужик из сказки Салтыкова-Щедрина добровольно лишает себя свободы и делает все возможное для неспособных к труду генералов.

    В творчестве А. С. Пушкина не так много описаний крестьянского быта и характера, но он не мог не запечатлеть в своих произведениях очень значимые детали. Например, в описании крестьянской войны в «Капитанской дочке» Пушкин показал, что в ней участвовали дети крестьян, ушедшие от земледелия, занимающиеся разбоем и воровством, такой вывод можно сделать из песни Чумакова о «детинушке крестьянском сыне», который «воровал» и «разбой держал», а потом был повешен. В судьбе героя песни восставшие узнают свою судьбу, чувствуют свою обреченность. Почему? Потому что они ушли от труда на земле ради кровопролития, а насилие Пушкин не приемлет.

    Крестьяне у русских писателей обладают богатым внутренним миром: они умеют любить. В этом же произведении Пушкин показывает образ крепостного Савельича, который, хотя и раб по положению, наделен чувством собственного достоинства. Он готов отдать жизнь за своего молодого барина, которого воспитывал. Этот образ перекликается с двумя образами Некрасова: с Савелием, богатырем святорусским, и с Яковом верным, холопом примерным. Савелий очень любил своего внука Демочку, присматривал за ним и, явившись косвенной причиной его смерти, ушел в леса, а потом в монастырь. Яков верный любит своего племянника так же сильно, как Савелий любит Демочку, и любит своего барина, как Савельич любит Гринева. Однако если Савельичу не пришлось пожертвовать жизнью ради Петруши, то Яков, раздираемый конфликтом между любимыми им людьми, покончил жизнь самоубийством.

    Еще одна немаловажная деталь есть у Пушкина в «Дубровском». Речь идет о противоречиях между деревнями: «Они (крестьяне Троекурова) тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Не эта ли тема прозвучала у Есенина в «Анне Снегиной», когда богатые жители Радова и бедные крестьяне деревни Криуши враждовали между собой: «Они в топоры, мы тож». В результате гибнет староста. Эта смерть осуждается Есениным. Тема убийства крестьянами управляющего была еще у Некрасова: Савелий и другие крестьяне живьем закопали немца Фогеля. Однако, в отличие от Есенина, Некрасов не осуждает это убийство.

    С творчеством Гоголя в художественной литературе появилось понятие крестьянина-богатыря: каретник Михеев, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников и другие. После Гоголя у Некрасова тоже была ярко выражена тема богатырства (Савелий). Герои-крестьяне есть и у Гончарова. Интересно сравнить героя Гоголя плотника Степана Пробку и плотника Луку из произведения Гончарова «Обломов». Гоголевский мастер - это «тот богатырь, что в гвардию годился бы», он отличался «трезвостью примерной», а работник из О6ломовки был тем знаменит, что сделал крыльцо, которое, хотя и шаталось с момента постройки, стояло шестнадцать лет.

    Вообще в произведении Гончарова в крестьянской деревне все тихо и сонно. Хлопотливо и полезно проводится только утро, а потом уже наступает обед, всеобщий послеобеденный сон, чай, занятия чем-нибудь, игра на гармони, на балалайке у ворот. Происшествий в Обломовке никаких не происходит. Покой нарушила только крестьянская вдова Марина Кулькова, которая родила «зараз четырех младенцев». Ее судьба схожа с тяжелой жизнью Матрены Корчагиной, героини поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», у которой «что год, то дети».

    Тургенев, как и другие писатели, говорит о талантливости крестьянина, о его творческой натуре. В рассказе «Певцы» Яков Турок и рядчик за восьмушку пива соревнуются в пении, а затем автор показывает безрадостную картину пьянства. Эта же тема прозвучит в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова: Яким Нагой «до смерти работает, До полусмерти пьет…».

    Совсем другие мотивы звучат в рассказе «Бурмистр» Тургенева. Он разрабатывает образ деспота-управляющего. Это явление осудит и Некрасов: он назовет грех Глеба-старосты, который продал вольные других крестьян, самым тяжким.

    Русские писатели были единодушны в том, что в большинстве своем крестьяне имеют талант, достоинство, творческое начало, трудолюбие. Однако среди них есть и такие люди, которых нельзя назвать высоконравственными. Духовное падение этих людей в основном происходило от безделья и от материальных благ, нажитых да несчастьях окружающих.,

    Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863—1876), Основная проблема, интересовавшая поэта, — поло-жение русского крестьянина при крепост-ном праве и после «освобождения». О сущ-ности царского манифеста Н. А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Кар-тины народной жизни написаны с эпичес-кой широтой, и это дает право назвать по-эму энциклопедией русской жизни того времени.

    Рисуя многочисленные образы кресть-ян, различные характеры, автор делит ге-роев как бы на два лагеря: рабов и бор-цов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: v Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия — найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ по-па о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:

    Ты мимо их, помещиков!

    Известны нам они!

    Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:

    Дай слово христианское!

    Дворянское с побранкою,

    С толчком да с зуботычиной,

    То непригодно нам.

    Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от кре-стьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:

    А мы на что, кума?

    Давай серпы! Все семеро

    Как станем завтра, — к вечеру

    Всю рожь твою сожнем!

    Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.

    Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пре-смыкаются перед господами, не смиряют-ся со своим рабским положением.

    В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

    Грудь впалая; как вдавленный

    Живот; у глаз, у рта

    Излучины, как трещины

    На высохшей земле...

    Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на се-ром, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщика ми», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян:

    Работаешь один,

    А чуть работа кончена,

    Гляди, стоят три дольщика:

    Бог, царь и господин!

    Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он нахо-дит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою из-бу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем про-мысле. И его голос — голос самых передо-вых крестьян: . У каждого крестьянина

    Душа, что туча черная —

    Гневна, грозна — и надо бы

    Громам греметь оттудова,

    Кровавым лить дождям...

    С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умно-му, который, по словам крестьян,

    В семь лет мирской копеечки

    Под ноготь не зажал,

    В семь лет не тронул правого,

    Не попустил виновному,

    Душой не покривил...

    Один только раз Ермил поступил не по со-вести, отдав сына старухи Власьевны вмес-то своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не куп-ленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».

    Народ, защищая мирское дело, в труд-ную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключитель-ное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бун-товалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов.

    Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду — Савелий, богатырь святорус-ский, борец за народное дело. В молодос-ти он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны по-мещика Шалашникова и его управляюще-го. Но Савелий не может принять такой по-рядок, и он бунтует вместе с другими крес-тьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и нена-висть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» — говорит он о себе. Савелий до ста-рости сохранил ясный ум, сердечность, от-зывчивость. В поэме он показан как народ-ный мститель:

    ...Наши топоры

    Лежали — до поры!

    О пассивных крестьянах он говорит пре-зрительно, называя их «погибшие... про-пащие».

    Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героичес-кий характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.

    Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских рус-ских характера. Матрена Тимофеевна про-ходит через многие испытания. В родитель-ском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, по-бои мужа. Только в работе и в детях находи-ла она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, ни-щенство. Но в трудные минуты она проявля-ла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому гу-бернатору. Заступилась за Федотушку, ког-да его хотели наказать розгами. Непо-корная, решительная, она всегда готова от-стаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не де-ло — между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», кресть-янка говорит о женской доле:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки

    Заброшены, потеряны

    У Бога самого.

    Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскпонова:

    Еще ты в семействе покуда — раба,

    Но мать уже вольного сына!

    Некрасов с особым чувством создал об-разы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не об-ратиться и к темным сторонам жизни крес-тьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским поло-жением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастли-вым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за сту-лом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Про-стые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низо-сти своего лакейского положения. Дворо-вый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:

    А я князей Утятиных

    Холоп — и весь туг сказ!

    С детства и до самой старости барин вся-чески издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: ...выкупал

    Меня, раба последнего,

    Зимою в проруби!

    Да как чудно!

    Две проруби:

    В одну опустит в неводе,

    В другую мигом вытянет —

    И водки поднесет.

    Не мог Ипат забыть господских «милос-тей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».

    Покорный раб это и «холоп примерный — Яков верный». Он служил у жестокого госпо-дина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмо-тря на такое обращение, верный раб до са-мой старости берег и ублажал барина. По-мещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

    С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, унич-тожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».

    Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоин-ства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

    Люди холопского звания —

    Сущие псы иногда:

    Чем тяжелей наказания,

    Тем им милей господа.

    Создавая различные типы крестьян, Не-красов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обес-кровлены, изменились только формы угне-тения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в буду-щем на Руси наступит хорошая жизнь:

    Еще народу русскому

    Пределы не поставлены:

    Пред ним широкий путь.

    В поэме Н.А.Некрасова в отличие от крестьян помещики не вызывают симпатии. Они отрицательны и неприятны. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» собирателен. Талант поэта ярко проявился в его умении увидеть в индивидуальных чертах общие характеры целого социального слоя России.

    Помещики Некрасовской поэмы

    Автор знакомит читателей с образами помещичьей Руси, крепостной и вольной. Их отношение к простому народу вызывает негодование. Барыня любит сечь мужиков, которые нечаянно произносят привычные для них слова, - бранные для грамотных господ. Помещица кажется немного добрее Поливанова, который купив деревню, «вольничает» и барствует в ней «по-страшному».

    Судьба посмеялась над жестоким помещиком. Платит барин своему верному слуге неблагодарностью. Яков прощается с жизнью у него на глазах. Поливанов целую ночь отгоняет волков и птиц, пытаясь сохранить себе жизнь и не сойти с ума от страха. За что так наказал Поливанова верный Яков? Барин отправляет служить племянника слуги, не желая женить его на девушке, которая самому приглянулась. Больной, практически недвижимый (отказали ноги), он все еще надеется отбирать у мужиков то, что понравилось. Нет в душе у барина чувства благодарности. Научил его слуга и открыл греховность поступков, но только ценою своей жизни.

    Оболт-Оболдуев

    Барин Гаврила Афанасьевич уже внешне схож с образами помещиков всей Руси: круглый, усатый, пузатый, румяный. Автор использует в описание уменьшительные суффиксы с пренебрежительным ласкательным произношением – -еньк и другие. Но описание от этого не изменяется. Сигарочка, троечка, слащавость не вызывает умиления. Происходит резко противоположное отношение к персонажу. Хочется отвернуться, пройти мимо. Помещик не вызывает жалости. Барин пытается вести себя молодецки, но у него не выходит. Увидев на дороге странников, Гаврила Афанасьевич испугался. Крестьяне, получившие вольность, не отказывали себе в желании отомстить за многолетнее унижение. Он выхватывает пистолетик. Оружие в руках помещика становится игрушечным, ненастоящим.

    Оболт-Оболдуев гордится происхождением, но у автора и оно вызывает сомнение. За что получил титул и власть: предок тешил царицу игрой с медведем. Другой прародитель был казнен за попытку сжечь столицу и ограбить казну. Помещик привык к комфорту. Он еще не привык к тому, что ему не прислуживают. Рассказывая о своем счастье, он просит у мужиков подушку для удобства, ковер для комфорта, рюмку хереса для настроения. Сплошной праздник помещика с множеством слуг остался в прошлом. Псовые охоты, русские потехи радовали барский дух. Оболдуева радовала власть, которой он обладал. Нравилось бить мужиков. Яркие эпитеты подбирает Некрасов «ударам» Гаврилы Афанасьевича:

    • Искросыпительные;
    • Зубодробительные;
    • Скуловоротные.

    Такие метафоры не сходятся с рассказами помещика. Он утверждал, что заботился о мужиках, любил их, угощал по праздникам. Жалко Оболдуеву прошлого: кто будет миловать мужика, если бить нельзя. Связь между барствующим слоем и мужиком разорвалась. Помещик считает, что пострадали обе стороны, но чувствуется, нет его словам поддержки ни у странников, ни у автора. Хозяйство помещика приходит к упадку. Он не представляет, как вернуть ему прежнее состояние, потому что не может трудиться. Горько звучат слова Оболта:

    «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»

    Помещик по прозванью Последыш

    Князь с говорящей фамилией, какие любит поэт, Утятин, ставший в народе Последышем, - последний помещик описываемого строя. Во время его «царствования» отменили любимое крепостное право. Не поверил в это князь, хватил его от злости удар. Жестокий и скупой старик держал в страхе родных. Уговорили наследники крестьян притвориться и вести прежний образ жизни, когда помещик рядом. Пообещали мужикам землю. Повелись крестьяне на лживые обещания. Сыграли крестьяне свою роль, но были обмануты, чему никто не удивился: ни автор, ни странники.

    Внешность помещика – второй тип барина на Руси. Тщедушный старичок, худой как заяц зимой. Есть во внешности и признаки хищников: ястребиный острой нос, длинные усы, колкий взгляд. Внешность такого скрытого под мягкой личиной опасного хозяина жизни, жестокого и скупого. Самодур, узнав, что крестьян «вернули помещикам», дурит пуще прежнего. Удивляют прихоти барина: играть на скрипке верхом на лошади, купает в проруби, женит 70-летнюю вдову на 6-летнем парнишке, заставляет коров замолчать и не мычать, вместо собаки садит сторожем убогого глухонемого.

    Князь умирает счастливым, он так и не узнал об отмене права.

    Можно признать в образе каждого помещика звучит авторская ирония. Но это смех сквозь слезы. Горя, которым залили богатые глупцы и невежи крестьянство, хватит не на одно столетие. Не все смогут подняться с колен и воспользоваться волей. Не все поймут, что с ней делать. Многие мужики будут сожалеть о барстве, настолько крепко в их мозг вошла философия крепостного права. Автор верит: Русь воспрянет ото сна, поднимется, и счастливые люди наполнят Россию.