» » Обычаи и традиции африканских племен. Африканские племена: фото, традиции и повседневная жизнь

Обычаи и традиции африканских племен. Африканские племена: фото, традиции и повседневная жизнь
редактор, 15.01.2012

Африка, пугающая своими странными, а иногда и страшными традициями, как магнитом притягивает к себе туристов. Ведь это единственный континент, который в себе сочетает настолько разные традиции. Это можно объяснить тем, что на Африканском материке расположено 53 страны — это гораздо больше, чем на любом другом. Объединяет все это то, что для всех африканских народов семейные традиции являются наиболее важным аспектом.

На «черном» континенте во многих странах следуют традиции почитания предков и выполняют ритуалы поклонения им. Это может происходить таким образом: спустя год после смерти человека, посредством ритуала его обратно приглашают в дом. Для этого члены семьи специально берут скамью и, представляя, что это умерший родственник на ней сидит, заносят в дом. Также предкам всегда отводится определенный угол в доме, там, где они теперь будут иметь свое постоянное место. Принято, если кто-нибудь пьет пиво – наливать пару капель предкам. Так они почитают старших.

Семья – вот важнейшая ценность в африканской культуре. Члены большой африканской семьи всегда заботятся, ухаживают, поддерживают друг друга. Каждый в семье занят своим делом, а обязанности распределяются в соответствии с возрастом. Все должны работать во благо племени согласно культуре и традициям Африки.

Вступление в брак для жителей этого красивого материка – не просто наряд или традиция, а гораздо больше. Уже с ранних лет девочек готовят к замужеству. А в некоторых племенах девочки должны изучить специальный язык для замужних женщин, который позволит им общаться друг с другом, не посвящая в суть разговора мужчин. В Африке довольно рано совершаются браки — обычно в 13-15 лет.

Интересны здесь свадебные традиции. Вот одна из них. Путь от дома невесты до дома жениха молодая должна пройти пешком, при этом неся с собой свое приданое. Перед ее выходом отец плюет на нее, «на удачу» и благословляет. Когда невеста подойдет к дому жениха, женщины выкрикивают грубые выражения и реплики в ее адрес на счастье. Свадьбы играют, обычно, пышные с собранием большого количества гостей. Сопровождая молодоженов на первую брачную ночь, пожилые женщины учат невесту, как удовлетворить мужа в постели. В некоторых племенах они даже прячутся под кроватью, чтобы быть уверенными, что невеста все делает правильно. После свадьбы молодожены не выходят на улицу в течение нескольких дней. Так принято.

Еще один, пожалуй, самый жестокий – обряд обрезания проводят еще со времен язычества. Парням обрезают одно яичко для того, чтобы в его семье не родилась двойня, так как это считалось позором. Обряд обрезания также применяют к девушкам: обрезают клитор, весь или его часть. Все это происходит в домашней обстановке, чаще всего в антисанитарных условиях, что нередко влечет за собой плохие последствия. Бывает, что обрезание делают детям в дошкольном и школьном возрасте, а это оказывает очень сильное влияние на их психику. Но быть необрезанной считается позором.

Африка еще хранит в себе множество странных, необычных и непонятных нам традиций, которые только предстоит узнать нам.

Новый Год в Африке

Всё разнообразие традиций празднования Нового Года в странах мира сводится к идее торжественного оформления перехода природы, мира на следующий годовой цикл существования. Смысл этого праздника - подведение итогов очередного прожитого отрезка жизни. Осмысление и оценка совершенных за "подотчётный период" грехов и добрых дел, плюс мечты о будущих новых добрых делах, а заодно - кто будет отрицать? - и новых грехах...
Поэтому следует принципиально отличать новогодние празднества от близких к ним по срокам рождественских. Рождество - праздник вневременный. Благодарное приветствие Богу, который однажды пришёл в мир Человека, чтобы спасти его и, в конечном счёте, за него погибнуть. Повторяясь каждый год, Рождество тем не менее лишено идеи повторяемости и, соответственно, обязательного элемента предвкушения новизны, изменений в жизни. Возможно, поэтому - в виде компенсации - именно на Рождество сегодня дарится максимальное количество подарков: празднующие как бы ассоциируют себя с волхвами из библейского мифа... По статистике, у западного человека, скажем, на рождественские подарки и покупки для дома уходит до 25 процентов годового бюджета, т.е. Рождество, вопреки своей религиозной, теогонической сущности, стало самым консюмеристским изо всех праздников... В отдельных странах, как например Конго, оно даже почти вытеснило торжества новогодние, стянув на себя их сакральные функции. Но сегодня поговорим больше о собственно Новом Годе. О том, как его в празднуют обитатели и гости Африки, а также выходцы с Чёрного континента.

Приход нового года - вещь, конечно, условная, и в разных регионах Африки, как и во всём мире, эта дата привязана к самым разным срокам и сезонам. Она может быть отнесена к первой дате формального календаря, к датам официальной либо мифологической истории, к началу сезона дождей, к старту сельскохозяйственных работ, или т.п. Во многих странах в качестве новогодней ёлки наряжаются пальмы, а в Уганде, например - древовидный можжевельник.

Самый ранний африканский календарь - если не первый вообще в мировой истории - возник в Древнем Египте несколько тысячелетий назад. Празднование начала нового года было привязано к первому предутреннему восходу Сириуса, поскольку тот совпадал с началом разлива Нила, - имевшим, как известно, в жизни египтян основополагающее и жизненосное значение. При праздновании начала года в течение месяца по Нилу перевозили статуи бога Амона с его женой Мут и сыном Хонсу. После всех торжеств статуи возвращались восвояси - в храм Амона в Фивы.

Праздник Энкутаташ (Эфиопский Новый год), Эфиопия

В Эфиопии Новый год наступает 11 сентября. Дата приурочена к окончанию больших дождей и началу сбора урожая. В новогоднюю ночь устраиваются праздничные шествия, всяческие игры и гулянья, молодёжь соревнуется в прыжках через огонь.

В настоящее время Эфиопия является едва ли не единственным государством в мире, где до сих пор пользуются юлианским календарем не только в церковной, но и в светской жизни. Эфиопский календарь отстает от привычного нам на семь лет и восемь месяцев.

В переводе с эфиопского Энктутаташ означает «День подношения драгоценностей». По преданию, дата наступления нового года была утверждена еще царицей Савской. После ее возвращения от царя Соломона из Иерусалима восторженные подданные встретили ее подношением драгоценных камней. Возвращение царицы стало началом новой эры для Эфиопии, императоры которой вели свой род от царя Соломона и царицы Савской.

Царица Савская скачет в Иерусалим Крупнейшие торжества по случаю нового года проходят в церкви 14-го века - Костеле Йоханнес (св. Иоанна) в городе Гайнт в штате Гондар. В течение трех дней красочная процессия готовится встречать Новый год, священники читают псалмы, проповеди, молитвы и гимны. Также широко празднуется Энкутаташ неподалёку от Аддис-Абебы, в церкви Рагуаль на горе Энтото.

По традиции, отмечать праздник начинают еще вечером 10 сентября. Эфиопы разводят костры из эвкалипта или ели. Самый большой костер из деревьев длиной около 6 метров сооружают на главной площади Аддис-Абебы, и король (губернатор или президент) под аплодисменты и улюлюканье толпы поджигает факелом этот костер. Огонь - это знак тепла. Все с надеждой смотрят на пламя, радуются и веселятся. Оплотом костра служит мощное дерево. Собравшиеся на площади наблюдают за тем, куда упадет обгоревшая вершина дерева. Существует поверье, что она укажет ту сторону, где в предстоящем году будет большой урожай. Люди считают это знаком Бога.

Дети готовятся встречать Энкутаташ Рано утром люди, одетые в национальные одежды, идут в церковь. После церкви они отправляются по домам, чтобы на семейной трапезе отведать инжеры (белый плоский хлеб) и уат (тушёное мясо).

Но Энкутаташ не только религиозный праздник. Он означает также и конец сезона сильных проливных дождей и приход весны. В этот день дети наряжаются в красочные одежды, плетут из цветов венки и раздают их. Девочки ходят по домам и поют в ожидании денежного вознаграждения, а мальчики продают картины, которые они сами нарисовали. Вечером идут навестить друзей и родственников и выпить теллы (традиционное эфиопское пиво). Пока взрослые заняты обсуждением их надежд на будущий год, дети идут тратить заработанные деньги. С недавнего времени для зажиточных граждан стало обычным посылать друг другу поздравительные открытки, вместо традиционного букета цветов.

На Канарских островах - испанокультурных, но географически относящихся к африканскому региону, - Новому Году предшествует День Простодушных, аналогичный нашему 1 апреля. В течении суток 28 декабря местные жители безудержно разыгрывают друг друга и приезжих туристов. А в момент прихода Нового Года местный житель по старинному испанскому обычаю старается съесть двенадцать виноградин, по одной на каждый удар часов, - это необходимо для исполнения всех желаний в новом году.

В Тунисе накануне новогодних праздников проходит Фестиваль Сахары, довольно зрелищный, с соревнованиями наездников, слушанием арабской музыки и арабской поэзии, а также привязываемыми к этим дням свадебными церемониями. В Кении Новый год принято праздновать на воде. В этот день кенийцы купаются в реках, озерах, в океане, катаются на лодках и поют. В Кот-д`Ивуаре племя абиджи, помимо ритуальных плясок и медитаций, проводит гонки на четвереньках с куриным яйцом во рту. При этом важно не раздавить скорлупу - символ хрупкости человеческого бытия...

Можно до бесконечности перечислять особенности новогодней традиции в разных странах Африки. Но, безусловно, универсальным африканским праздником Нового Года, распространённым уже везде, где есть чёрная диаспора, стала в последние десятки лет КВАНЗА.

"За Родину - чёрную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего всё большое и малое!"

Этим гимном заканчивается каждый раз празднование Кванзы. Новую традицию основал лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор Калифорнийского Университета Маулана Каренга, в ответ на гонения на афроамериканцев в 1965 году в пригороде Лос-Анджелеса. Целью его было восстановление и развитие африканской идентичности, утерянной потомками чернокожих рабов. Концепция Кванзы восходит к торжеству первого урожая, тысячелетиями проводимого в различных частях Африки; название - к суахильскому выражению mutanda ya kwanzaa "праздник первого плода".

Отмечается Кванза чернокожими землячествами всего мира с 26 декабря по 1 января. В течение всех семи ночей, в которые происходит праздник, последовательно зажигаются семь разноцветных свечей и обсуждаются семь основных принципов, призванные сохранить дух африканских церемоний "первого урожая": единство, самоопределение, совместная работа и ответственность, совместная экономическая деятельность, цель, творчество, вера... Последний день Кванзы, 1 января, посвящён размышлениям.

Кванза не связана ни с религией, ни с политикой. Это очень философичный и очень тонкий праздник, ведь Чёрная Африка - колыбель мировой цивилизации. В доме, где празднуется Кванза, должно быть семь символов, каждый из которых носит определённый исторический смысл: тканый коврик, футбольный кубок, проростки, семена, подарки, канделябры и свечи. Главный символ Кванзы - семисвечник Кинара (не путать с еврейской Менорой) - состоит из центральной черной свечи, горящей в первую ночь, трёх красных и трёх зелёных. (Это цвета единого панафриканского флага, созданного выходцем с Ямайки Маркусом Гарви.)
Kwanzaa-Myers

Кванза синкретична. Те, кто её отмечает, изначально принадлежали к разным религиям и конфессиям, поэтому в рамках неё обычно отмечают и Рождество, и Хануку, и другие конфессиональные праздники. А в афроамериканских общинах некоторые имамы и патеры включают элементы Кванзы в свои богослужения. Есть основания полагать, что у Кванзы большое будущее, что этот праздник станет со временем одним из факторов, которые объединят саму Африку, и будут способствовать модернизации менталитета африканцев и их интеграции в современный мир.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ АФРИКИ Обычаи и традиции народов Африки и их неотъемлемая часть - это шаманы. Считается, что они владеют сверхъестественными способностями, обладают исключительными и уникальными знаниями и само их существование это и есть традиции народов Африки. Обычаи Африки предписывают шаманам определенные правила поведения, как то, совершать все обряды в маске, чтобы никто не видел лица шамана. Маски – это отдельная тема в разговоре про обычаи и традиции. Само их изготовление – это тоже особенный ритуал, которому предают большое значение. Маска может быть выполнена в виде головы какого-то несуществующего животного или чудовища весом в несколько килограмм, или небольшая маска, которая будет использоваться человеком как талисман или предмет украшения.

Обычаи и традиции народов Африки – это, конечно, же танцы. Танцы совершенно разные: ритуальные, свадебные, какие угодно. Считается, что именно с помощью танца шаман может оказать влияние на природу или изменить обычное течение жизни племени или конкретного человека. Все ритуалы и обычаи всегда у народов Африки проходят с уникальными танцами. По традиции африканские племена танцевали перед любыми более менее важными событиями: сбором урожая, военными действиями, свадьбами и т. д.

Если говорить об украшениях женщин, к которым африканки испытывают особую страсть, то здесь нельзя не упомянуть о латунных кольцах, которые женщины носили на шее. В Африке женская красота определяется по длине шее, чем она длиннее, тем женщина красивее. Поэтому по традиции женщины навешивали кольца на шею и никогда их снимали по одной простой причине, если обручи снять женщина сразу же умрет, т. к. такая длинная шея полностью лишена мускулатуры.

Обычаи и традиции африканцев связаны с обильным украшательством своего тела еще и потому, что они глубоко уверенны в том, что через некоторые части тела злые духи могут поселиться в человеческом теле. Именно поэтому некоторые части тела украшают специально, дабы защитить себя от разрушительной силы злого духа.

Народы Африки 1/3 население Тропической Африки составляют 8 крупнейших народов, численностью свыше 10 млн человек: хауса, фульбе, йоруба, игбо, амхара, оромо, руанда, малагасийцы.

В культурно-этнографическом отношении территория Африки распадается на 2 историко-этнографические провинции - Североафриканскую и Тропическую Африку. Тропическоафриканская провинция в свою очередь включает 6 историкоэтнографических областей (ИЭО): Западная Африка, или Западный Судан Экваториальная (Западная Тропическая Африка) Южная Африка Восточная Африка (с Прибрежной и Межозёрной подобластями), Северо-Восточная Африка Мадагаскар и острова

Североафриканская провинция ИЭО Территория: Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Ма рокко, Западная Сахара, большая часть Мавритании и Судана. Подразделяется на Египетскосуданскую и Магрибинскомавританскую историко-этнографических области (ИЭО).

Население: арабские и берберские народы, говорящие на афразийских языках и относящиеся преимущественно к южноевропеоидной, или средиземноморской малой расе. Подавляющее большинство население исповедует ислам суннитского направления, за исключением коптов - прямых потомков древних египтян, которые являются христианами-монофизитами.

Основное занятие в Северной Африке - пашенное земледелие (в оазисах и долине Нила - поливное), садоводство и виноградарство, культивирование финиковой пальмы в оазисах, у части арабов (бедуинов) и берберов, как правило, в горных и полупустынных районах - кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы).

Одежда - длинные широкие рубахи (галабея) с круглым воротом, сужающиеся книзу штаны, безрукавки, куртки, кафтаны, распашные плащи с укороченными рукавами или без рукавов. Традиции кочевников сохраняется в обычае сидеть, есть и спать на полу.

Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, кус-кус(варёные шарики из пшеничной крупы), мясо, жаренное на вертеле, и в виде фарша, рыба, пирожки, бобовые подливы, острые соусы, оливковое масло, сухофрукты и блюда на их основе, чай, кофе.

Жилище земледельцев: глинобитные или саманные постройки с плоской крышей, часто с террасами, выходят на внутренний двор, на улицу усадьба выходит глухой стеной. В странах Магриба распространён мавританский стиль городской архитектуры. На юго-востоке провинции живут нубийцы, кушитоязычные беджа, кордофанские народы.

Северо-Восточноафриканская ИЭО Территория: большая часть Эфиопии, Эритрея, Джибути, Сомали, северо-восток и восток Кении. Народы этой области говорят в основном на эфиосемитских (амхара, тигре, тиграи, гураге, харари и др.), кушитских (оромо, сомалийцы, сидамо, агау, афар, консо и др.) и омотских (омето, гимирра и др.) языках афразийской макросемьи.

С аксумских времён в Эфиопии распространилось плужное террасное земледелие, сочетавшееся с пастбищным скотоводством. Земля обрабатывается специальным примитивным плугом (марэша), запряжённого в волов. Аксумиты впервые стали возделывать злаковые культуры, которые нигде больше не встречаются за пределами Эфиопии: мелкозернистый тэфф, дурра(род проса, похожий на кукурузу), дагусса, а также чисто эфиопские бобовые нут и чина. Эфиопское нагорье также - родина некоторых видов пшеницы и кофе. Поселения разбросанного и уличного типов, традиционное жилище - круглая бревенчатая хижина с обмазанными глиной или навозом стенами и с конусообразной кровлей (тукуль), каменная прямоугольная постройка с плоской крышей (хыдмо). Одежда - туникообразная рубаха с широким поясом и плащ (шамма), штаны (сури). Оромо, сомалийцы, тигре, афар и др. - мусульманесунниты, занимаются кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот).

Западноафриканская, или Западносуданская ИЭО Атлантическая подобласть включает северную и центральную часть Сенегала, южные присенегальские районы Мавритании, запад Гамбии, северные и западные районы Гвинеи, центральные и западные (с островами Бижагош), районы Гвинеи-Бисау, северозападные и приатлантические (с островами Шербро и др.) районы Сьерра-Леоне, северо-западные районы Либерии, Кабо-Верде. Почти все народы Атлантической подобласти говорят на атлантических языках, остальные - на языках манде (сусу, манинка, менде, ваи и др.) и креольских на английской (креолы Сьерра-Леоне и либерийцы) и португальской (кабовердцы и гвинейцы) основе.

Суданская подобласть - южный и восточный Сенегал, восточная Гамбия, северная и восточная Гвинея-Бисау, центральная и восточная Гвинея, центральная и восточная часть Сьерра-Леоне, северо-восточная Либерия, Мали (кроме северной части), южные прималийские районы Мавритании, Буркина-Фасо, север Котд’Ивуар, Ганы, Того, Бенина, Нигерии и Камеруна, большая часть территории Нигера и Чада (кроме южных и юго-восточных р-нов). Большинство народов Суданской подобласти говорит на нигероконголезских языках: здесь обитают практически все народы, говорящие на языках манде, гур, догонских, сенуфо, а также крупнейший народ, говорящий на языке атлантической семьи (фульбе), и говорящие на адамава-убангийских языках мумуйе, чамба и др. На чадских языках говорят прежде всего хауса, на нило-сахарских: сонгай, канури, тубу, загава, маба, фур, сара, багирми и др.

Гвинейская подобласть - центральные и южные районы Кот-д’Ивуар, Ганы, Того, Бенина и Нигерии. Все народы Гвинейской подобласти говорят на нигероконголезских языках: на языках ква, кру, иджоидных и бенуэ -конголезских (йоруба, игбо, бини, нупе, гбари, игала и идома, ибибио, эфик, камбари, катаб, биром и джукун), в том числе бантоидных (тив, экои).

Западная Африка не случайно была центром африканских цивилизаций: природные условия (достаточное количество осадков) здесь наиболее пригодны для земледелия (в основном ручного, в Гвинейской подобласти - переложного и подсечноогневого). В Судане возделывают зерновые (т. н. пояс просо: просо, сорго, фонио, рис), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья - корне- и клубнеплоды (т. н. пояс ямса: ямс, кассава и др.), а также масличную пальму, в Приатлантической подобласти - как зерновые, так и корнеплоды. В Судане разводят крупный и мелкий рогатый скот. Важнейшее значение имели месторождения золота и отсутствие соли, побуждавшие суданские народы торговать с богатой солью Сахарой.

Города Западной Африки возникали как торговоремесленные центры (Кано, Дженне, Томбукту), резиденции правителей (Уагадугу, Кумаси), сакральные центры (Ифе), или совмещали эти функции (Сокото, Бенин, Ойо). Сельские поселения - разбросанного типа, иногда - хуторского (в саванне), в Гвинейской подобласти - уличного. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане. Строительным материалом в сахеле служат глина, камень, кустарник, трава, в саванне - дерево, ветки, солома, в лесах - пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых; повсеместно при постройке жилищ используются кожи, шкуры, ткани, циновки, навоз, ил.

В Судане сложился единый тип мужского костюма, восходящий к одежде исламских учителей-марабутов: бубу(длинная широкая рубаха, как правило, голубого цвета, часто с вышивкой у ворота и на кармане), широкие шаровары с манжетами внизу, шапочка, сандалии. Для Гвинейской подобласти характерна несшитая одежда, как плечевая (кенте у акан), так и поясная (типа юбок).

Пища народов Западной Африки растительная - каши, похлёбки, фуфу, пальмовое вино, просяное пиво. В Приатлантической подобласти распространена рыба.

Экваториальная (Западная Тропическая) ИЭО Территория: центральные и южные районы Камеруна, юг Чада, ЦАР, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Ангола, Замбия. Заселена прежде всего бантуязычными народами: дуала, фанг, буби (фернандцы), мпонгве, теке, мбоси, нгала, комо, монго, тетела, куба, конго, амбунду, овимбунду, чокве, луэна, лози, тонга, бемба, луба и др. На других бантоидных языках говорят бамилеке, бамум, тикар; адамава-убангийских - занде, банда, нгбанди и гбайя; центральносуданских - народы мору-мангбету. Пигмеи говорят на языках своих соседей, то есть всех перечисленных семей, но в основном на языках банту. Сантомийцы и аннобонцы - креолы с языками на основе португальского и языков банту, фернандино - креолы с языком на основе английского и йоруба.

Южноафриканская ИЭО Территория: южная Ангола, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Зимбабв е, южный и центральный Мозамбик. Населена бантуязычными народами коса, зулу, свази, ндебеле и матаб еле, суто, тсвана, педи, тсонга, венда, шона, гереро, овамбо и др. , а также народами, говорящими на койсанских языках (бушмены и готтентоты). Африканеры и «цветные» в ЮАР говорят на африкаанс, южноафриканцы - на местном варианте английского языка. Выходцы из Европы и Южной Азии (хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы и др.), говорят на индоарийских, часть индийцев (тамилы, телугу и др.) - дравидийских языках.

Традиционные занятия бантуязычных народов - ручное земледелие подсечно-огневого типа с перелогом (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), за исключением группы топнар-нама в районе Китовой бухты (Намибия), до недавнего времени занимавшейся морским зверобойным промыслом. Традиционная пища земледельцев и скотоводов - похлёбки и каши из сорго и кукурузы, приправленные овощами, молоко; основной напиток - просяное пиво. Традиционное поселение - кольцевой планировки из полусферических хижин (крааль). В отличие от большинства африканский народов, имеющих открытый очаг (как правило, вне жилища, во дворе), у горных жителей тсвана и суто распространены глинобитные печи. Традиционная одежда - несшитая (набедренная повязка и передник, кожаный плащ-каросс). Бушмены (сан) - бродячие охотники и собиратели. В качестве жилища используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда - набедренная повязка и плащ.

Восточноафриканская ИЭО Территория: север Мозамбика, Малави, Коморские острова, северо-восток и восток Замбии, Танзания, Уганда, Руанда, Б урунди, восток и северо-восток Демократической Республики Конго, большая часть Кении, юг Судана, запад Эфиопии.

Основную часть Восточноафриканской ИЭО населяют бантуязычные народы (кикуйю, акамба, меру, лухья, джагга, бемба, ньямвези, сукума, шамбала, зарамо, гого, хехе, бена, кинга, фипа, яо, малави, макуа, маконде, нгони и др.) и практически все нилоты, а также говорящие на нилосахарских языках берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго. Кушитоязычные эфиопоиды ираку, горова, бурунги и капоиды дахало вместе с двумя другими представителями капоидной расы сандаве и хадза - остатки древнего субстратного населения, вытесненного носителями языков банту на север и юг в начале 1 -го тысячелетия н. э. Межозерье населяют бантуязычные руанда, рунди, ганда, сога, ньоро, ньянколе, торо и др. , а также пигмеи (тва), Прибрежную подобласть - суахили, суахилиязычные коморцы и миджикенда.

Мадагаскарская островная ИЭО Территория: Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий, Реюньон. Населена малагасийцами (Мадагаскар) и креолами (маврикийцы, реюньонцы, сейшельцы), а также выходцами из Южной Азии, говорящими на индоарийских и дравидийских языках. Есть небольшие группы китайцев, малайцев и арабов.

Расовый состав Североафриканскую провинцию населяют народы, относящиеся преимущественно к индо-средиземноморской расе. Большинство коренного население Тропической Африки относится к большой негроидной расе, которая представлена негрской, центральноафриканской (пигмеи) и капоидной (бушмены и готтентоты) малыми расами. В зонах контактов с европеоидами Северной Африки и Аравии (средиземноморская, или южноевропеоидная малая раса) сформировалось два переходных антропологических типа - фульбский (фульбе) и эфиопская раса. К особому смешанному расовому типу, сочетающему черты негроидов имонголоидов, а также южных европеоидов относится коренное население Мадагаскара (малагасийцы) - потомки австронезийцев, переселившихся с островов Индонезийского архипелага.

Языковой состав Североафриканскую провинцию населяют народы, говорящие на семитских (арабы) и берберских (берберы) языках. К отдельной семье относится коптский язык - ныне используемый лишь в литургических целях. 3/4 населения Тропической Африки говорит на нигероконголезских языках, среди них особое место занимают языки банту, на которых говорит большинство население Экваториальной, Восточной и Южной Африки. К крупнейшим бантуязычным народам (численность свыше 3 млн человек) относятся руанда, рунди, макуа, конго, шона, малави, зулу, коса, луба, тсонга, ньямвези, кикуйю, тсвана, суто, лухья, овимбунду, ганда, педи, фанг, бемба, суахили. На других бантоидных языках говорят тив, бамилеке, бамум, тикар, экои.

К нигеро-конголезским относятся и языки крупнейших народов Западной и Экваториальной Африки: на бенуэ-конголезских языках говорят йоруба, игбо, бини, нупе, гбари, игала, идома, ибибио, эфик, камбари, катаб, биром, джукун; языках семьи ква - народы акан, эве, фон, га, лагунные народы; семьи гур - моси, дагомба, мампруси, гурма, лоби, куланго, кабре, барба; семьи манде - сонинке, бозо, народы группы манден (бамбара, манинка, дьула и др.), менде, сусу, ваи; атлантических языках - фульбе, волоф, серер, диола, темне; адамава-убангийских языках - мумуйе, чамба, занде, банда, нгбанди, гбайя; кордофанских языках - кордофанские народы; кру языках - бете, бакве, басса, кребо и др. ; иджоидные, догонские и языки сенуфо выделяются в отдельные семьи в рамках нигеро-конголезской макросемьи.

Почти 15 % населения Тропической Африки, прежде всего в Эфиопии и на Африканском Роге, в Центральном и Восточном Судане, говорит на афразийских языках. Это эфиосемитские народы(амхара, тигре, тиграи, гураге, харари и др.), кушиты(оромо, сомалийцы, беджа, сидамо, агау, афар, консо, ираку и др.), народы, говорящие на языках омотской (омето, гимирра и др.) и чадской (хауса и близкие к ним по языку народы Нигерии, Камеруна и Чада: бура, ангас, анкве, сура, баде, болева, мандара, котоко, матакам, марги, муби, сомрай, каре, мусгум, маса, марба и др.) семей.

Около 6 % жителей Тропической Африки, в основном в Центральном и Восточном Судане, Межозерье и Восточной Африки говорит на нило-сахарских языках, среди них - сонгай, канури, канембу, загава, тубу, маба, фур, сара, багирми, мурле, нубийцы, народы мору-мангбету, нилоты (нуэр, динка, шиллук, бари, карамоджонг, луо, масаи, календжин и др.), а также берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго. Наконец, бушмены и готтентоты в Южной Африке и сандаве и хадза - в Восточной Африке - остатки древнего субстратного населения - говорят на койсанских языках.

Таинственная и дикая Африка будоражит фантазии ученых и исследователей со всего мира. Ведь именно здесь, у истоков колыбели человечества, сохранились нетронутые цивилизацией природные просторы и самобытные африканские племена. Древние народы Африки соблюдают священные культурные традиции и ведут первобытный образ жизни. Их обряды, ритуалы, поведение и внешний вид могут вызвать шок у современного жителя Европы.

Пигмеи, банту и масаи - одни из самых интересных и необычных племен, населяющих жаркий и экзотический материк планеты. В статье мы поближе познакомимся с этими древними народами: узнаем о подробностях их повседневной жизни и культурных традиций.

Пигмеи - маленькие жители большого материка

Пигмеи - одни из самых низкорослых представителей африканских племен: рост взрослого мужчины редко превышает 150 см. Первое упоминание о них встречается в древнеегипетских надписях третьего тысячелетия до нашей эры, а позже - в древнегреческих писаниях. Именно греческий язык послужил источником современного названия племени: слово пигмей дословно переводится как человек с кулак.

Эти маленькие люди живут в африканских лесах, ведут спокойный и мирный образ жизни, занимаются собирательством, рыболовством и охотой. Пигмеи относительно недавно научились добывать огонь, а изготавливать каменные орудия не умеют до сих пор. Зато они ловко и искусно могут охотиться с помощью лука, для которого собственноручно делают стрелы с отравленными наконечниками.

Повседневный уклад и традиции пигмеев

Танец буму. Каждый день пигмеи собираются у костра и танцуют буму (танец в честь богов, леса и животных) под звуки барабана индуму. Такой ритуал проводится для призыва Бобе - духа леса. В конце танца один из членов африканского племени переодевается в наряд из листьев и предстает в виде Бобе.

Добыча любимого лакомства. В сезон дождей жители племени собирают мед. Пигмеи выкуривают пчел из ульев с помощью углей от костра, если же улей находится слишком высоко - срубают дерево примитивными топорами. Добытчики ищут лакомство только на ветхих и старых деревьях: если причинить вред молодому подросту, то дух леса обязательно накажет каждого жителя племени.

Рыболовство. С юных лет и до самой старости женщины занимаются ловлей рыбы, и это у них выходит весьма искусно. С помощью бревен и глины перекрывается река - получается некое подобие плотины. Руками или подручными средствами женщины вычерпывают лишнюю воду, дабы добыча оказалась на мели. Моллюски, крабы или сомы, оставшиеся на дне, собираются в корзину из лозы.

Банту - самое безобидное африканское племя

К племени банту относится целая группа народностей: руанда, шона, макуа и другие. У всех народов схожи не только языки, но и обычаи, по этой причине они объединены в одно большое племя. Банту проживают отдельными группами в небольших деревнях, которые встречаются на всей территории Африки.

Этот славится высоким уровнем развития и безобидным образом жизни: люди не практикуют каннибализм и жестокие традиции, связанные с убийством соплеменников.

Банту живут вовсе не в примитивных хижинах, а в полноценных домах из глины с соломенной крышей.

Ежедневно жители племени занимаются земледелием, скотоводством и собирательством. Банту далеко не в совершенстве владеют искусством охоты и не умеют ориентироваться в лесу, потому отдают все свои силы на ведение домашнего хозяйства.

Тесное общение банту и европейцев

Люди банту обладают дружелюбным и миролюбивым характером. Это позволяет исследователям, ученым и туристам из Европы напрямую общаться с недавно дикими африканским племенем. Такое взаимодействие стало причиной резкого и стремительного "окультуривания" местных жителей. Хорошо это или плохо - вопрос сложный и неоднозначный.

Сами банту считают, что общение с европейцами приносит им много пользы и даже некую выгоду. Например, жители племени предлагают всем гостям не только экскурсии по деревне, но и традиционный ужин с ночлегом. Африканские экскурсоводы предоставляют такую услугу вовсе не за деньги, а за одежду, посуду, украшения и даже косметику.

Влияние цивилизации "убивает" древнюю культуру племени

Банту постепенно теряют свою самобытность из-за тесного контакта с цивилизованным миром. Еще недавно они носили из шкур животных, а сегодня их одежда ничем не отличается от европейского стандарта: джинсы, шорты, рубашки и футболки. Недавнее фото африканского племени банту являются прекрасным подтверждением данного факта.

На переднем плане члены племени исполняют танец для гостей в традиционных нарядах, именно в тех, которые приписывает им культура. А на заднем плане сидят люди в обычной одежде. И это вовсе не туристы, а жители племени. А если присмотреться к исполнителям танца повнимательнее, то можно заметить, что мужчина справа решил зафиксировать повязку с помощью современного кожаного ремня.

К сожалению, большинство банту танцуют и проводят ритуалы только для развлечения иностранной публики. Познакомиться с настоящей культурной жизнью африканского племени можно лишь в отдаленных деревнях, куда редко ступает нога европейца. Здесь местные жители соблюдают все приписанные им традиции:

  • живут по строгим правилам патриархата и почитают вождя;
  • участвуют в ритуалах и поют самобытные песни для призыва духов леса и неба;
  • украшают свои дома, дабы защитить их от нечистых сил;
  • занимаются резьбой и изготавливают подделки из соломы.

Масаи - племя, поцелованное богами

В отличие от миролюбивых и гостеприимных банту, масаи славятся свирепостью и презрительным отношением к другим племенам. Ведь они убеждены, что являются лучшими людьми Африки: невероятно красивыми, духовно развитыми и одаренными. Главной причиной высокого самомнения этого африканского народа стали тексты священного писания, согласно которым масаи - это посланники высших лесных и небесных богов, а жители остальных племен - поклонники злых и нечистых духов. Из-за этого племя довольно часто живет у подножия горы Килиманджаро, так как она объединяет священный земной народ с небесными правителями. Масаи ведут потому их можно встретить на всей территории Восточной Африки, преимущественно вдоль границ между Кенией и Танзанией.

Бунтарский дух и воинственность - отличительные черты народа масаи

Несмотря на активное вмешательство западной цивилизации, масаи - одно из немногих африканских племен, которое по сей день беспрекословно соблюдает священные традиции. Культурные и религиозные предписания призывают их воровать домашний скот у всех племен Африки, которые повстречаются на их пути. Ведь старая легенда гласит: Нгаи подарил весь скот мира народу масаи, потому враги, владеющие скотом, когда-то украли этих животных у великого племени". В связи с этим Масаи убеждены: они вовсе не воруют, а восстанавливают историческую несправедливость.

Так называемым возвращением когда-то украденных домашних животных, а также защитой деревни занимаются исключительно мужчины. Старейшины племени учат совсем юных мальчиков быть великими и могучими воинами, готовыми в любой момент отдать жизнь, сражаясь за честь и величие своего народа.

Повседневный уклад и традиции масаев

Вступление племени во взрослую жизнь. Все подростки в обязательном порядке подвергаются обрезанию. Эта болезненная процедура является не только священным ритуалом, но и настоящим праздником. Ведь именно после обрезания мальчики становятся великими войнами и зрелыми мужчинами африканского племени масаи, а девочки - полноценными женщинами, готовыми ко вступлению в брак. Спустя 4-8 месяцев после процедуры молодые люди находят свою пару в традиционном танце адуму. Самым лучшим "скакунам" достаются завидные женихи и невесты.

Полигамия. Мужчины могут иметь несколько жен, однако всех необходимо обеспечить жильем и заботой. Более того, родители женщин претендуют на выкуп в виде трех-четырех коров. Потому далеко не каждый может себе позволить гарем из молодых африканских красавиц.

Процветание патриархата. Девушкам племени масаи выпала нелегкая доля. Когда мужчины заботятся о безопасности народа и пасут скот, женщины ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, готовят ужин, занимаются собирательством и растениеводством, колют дрова, носят воду и даже строят хижины!

Кстати, мужчины, достигшие почтенного возраста, вовсе не обязаны утруждать себя любыми житейскими заботами племени и имеют право уйти на заслуженный отдых, так как им на смену приходит молодое поколение.

Своеобразное погребение. Масаи довольно необычно хоронят своих соплеменников: тело покойника оставляют в пустынном месте на съедение хищниками. Более гуманное погребение (закапывание тела в землю) применяется только в отношении детей.

Африка - это место, где люди живут, придерживаясь правил быта, традиций и культуры, которые сложились еще несколько столетий назад, дошли до сегодняшнего дня практически в неизмененном виде и являются четким руководством в обыденном укладе населения. Жители Африки до сих пор успешно существуют за счет рыбалки, охоты и собирательства, не ощущая при этом нужды и острой потребности в предметах современной цивилизации. Это не значит, что они не знакомы со всеми новшествами цивилизации, они просто умеют обходиться без них, ведя замкнутый образ жизни, не выходя на контакт с окружающим миром.

Народы, населяющие Африку

Африканский континент приютил множество всевозможных племен с разным уровнем развития, традициями, обрядами и взглядами на жизнь. Самыми крупными племенами являются Мбути, Нуба, Оромо, Хамер, Бамбара, Фульбе, Динка, Бонго и другие. Последние два десятилетия жители племен понемногу перестраиваются на уклад товарно-денежного характера, но в приоритете у них - обеспечение себя и своей семьи необходимыми продуктами питания, дабы предотвратить длительный голод. Можно сказать, что экономических отношений у племенного населения практически нет, из-за чего часто возникают разнообразные конфликты и противоречия, которые могут закончиться даже кровопролитием.

Не смотря на это, есть и племена, которые более лояльны к современному развитию, вступили в экономические отношения с другими крупными народами и работают на развитие общественной культуры и промышленности.

Численность населения Африки достаточно большая, поэтому на континенте на одном квадратном километре живет от 35 до 3000 человек, а в некоторых местах и больше, поскольку из-за безводности и неблагоприятного климата пустынь население здесь размещено неравномерно.

На севере Африки проживают берберы и арабы, которые за десяток столетий проживания на данной территории, передали местным жителям свой язык, культуру и традиции. Арабские древние построения до сих пор радуют глаз, раскрывая все тонкости их культуры и верований.

В пустынной местности жителей практически нет, но там можно встретить большое количество кочевников, которые ведут за собой целые караваны верблюдов, что является их основным источником жизни и показателем состоятельности.

Культура и быт народов Африки

Поскольку население Африки достаточно разнообразно и состоит из более нескольких десятков племен, то весьма очевидно, что традиционный лад давно потерял свою первобытность и в некоторых аспектах позаимствовал культуру у соседних жителей. Таким образом, культура одного племени отображает в себе традиции другого и трудно определить, кто был основоположником тех или иных обрядов. Самой важной ценностью в жизни племенного народа является семья, именно с ней и связаны большинство поверий, традиций и обрядов.

Для того, чтобы женится на одной из девушек племени, парень должен возместить родителям ущерб. Зачастую - это домашняя живность, но с недавнего времени выкуп также принимается в денежном эквиваленте. Считается, что данная традиция помогает семьям объединится, а также в случае хорошей суммы выкупа, отец невесты убеждается в состоятельности зятя и в том, что он должным образом сможет обеспечить его дочь.

Свадьбу нужно играть только в ночь на полную луну. Именно луна и укажет, каким будет брак - если яркая и ясная, то брак будет хорошим, в достатке и плодовитым, если луна неяркая - это очень плохой знак. Семья в племенах Африки отличается полигамией - как только мужчина становится материально состоятельным, он может позволить себе несколько жен, что абсолютно не смущает девушек, поскольку они равноправно делят между собой обязанности по хозяйству и уходу за детьми. Такие семьи на удивление дружные и все свои усилия направляют на благо племени.

По достижению определенного возраста (у каждого племени он разный) молодые люди должны пройти обряд посвящения. Мальчикам, а иногда и девочкам делают обрезание. Очень важно, чтобы парень во время обряда не закричал и не заплакал, иначе он навсегда будет считаться трусом.

Традиции и обычаи народов Африки

Много времени жители Африки тратят на то, чтобы уберечь себя от злых духов и приблизиться к добрым богам. Для этого они проводят ритуальные танцы (вызывая дождь, борются с вредителями, получают благословение перед охотой и прочее), набивают татуировки, вырезают маски, которые должны защитить их от злых духов.

Особенную роль в жизни племени играют колдуны и шаманы. Их считают служителями духов, именно к ним прислушиваются вожди племен и к ним приходят за советом простолюдины. Шаманы имеют право благословлять, лечить, они проводят свадьбы и хоронят усопшего.

Жители Африки с особым энтузиазмом почитают своих предком, выполняя целый ряд ритуалов поклонения им. Зачастую это поклонение умершим предкам, после смерти которых прошло более года, их с помощью неких обрядовых действий, приглашают обратно в дом, отводя им отдельное место в комнате.

Перед браком девушек учат специальному языку для замужних, которые знают и понимают только они. Невеста должна сама пешком придти в дом жениха и принести свое приданное. Брак можно заключать уже с 13 лет.

Еще одна особенность культуры племен - это нанесение на тело шрамов. Считается, что чем их больше, тем лучший мужчина воин и охотник. У каждого племени свои техники нанесения рисунков.