» » Персия в 19 веке кратко. Архивные фотографии: Персия в конце XIX и начале XX века

Персия в 19 веке кратко. Архивные фотографии: Персия в конце XIX и начале XX века

Персия избежала прямой колонизации. Однако её социально-политическое развитие в XIX — начале XX века находилось под сильным влиянием самых могущественных в центральноазиатском регионе империй — Российской и Британской. На протяжении всего XIX века и вплоть до 1920-х годов. правившая в Персии Каджарская династия (1796-1925 годы) не могла противостоять имперскому давлению со стороны русских и британцев. Признавая власть Каджаров над Персией, Россия и Великобритания отводили этой династии доминирующую роль в феодально-аристократической структуре Персии, но ни при каких обстоятельствах не допускали её чрезмерного укрепления.

Вопреки интересам Каджаров, русские и британцы, несмотря на различия интересов в отношении Персии, очень часто поддерживали периферийную персидскую знать, противились созданию более централизованной системы налогов и другим инновациям. В результате России удалось серьёзно ослабить персидское влияние в Закавказье и Средней Азии, а Великобритании — укрепить экономические позиции в самой Персии, заключив с ней в 1841 году неравноправный договор. Отдельные непродолжительные периоды концентрации власти персидскими правителями за счёт периферии не смогли повлиять в целом на общую тенденцию ослабления режима Каджаров, приведшую в начале XX века к кризису монархии в Персии.

Антиимпериалистическая революция в Персии, начавшаяся в 1905 году, и последовавшее вслед за ней принятие в 1907 году конституции ограничили власть монарха за счёт передачи значительных его полномочий парламенту — меджлису. Однако эта попытка установления более представительного режима в Персии оказалась фактически прерванной в 1908 году в результате восстановления при поддержке России и Великобритании полномочий шаха. Великие империи были верны своим принципам, заключив в 1907 году соглашение о разделе Ирана на зоны влияния (оставалась и нейтральная зона). Воспользовавшись ситуацией, Великобритания получила в 1909 году концессию на добычу нефти почти на всей территории Персии, а Россия сосредоточилась на восстановлении режима, который под давлением новой волны революции пал в 1909 году (после свержения в июле 1909 года Мохаммед-Али-шах, правивший с 1907 года, бежал в Россию). Подавление в 1911 году революционного движения с помощью русских и британских войск нанесло серьёзный урон национально-демократическим силам и поставило страну перед угрозой долговременного раздела между двумя империалистическими державами.

В годы Первой мировой войны север Ирана был под контролем русских войск, а его южная часть — войск Великобритании, занятых борьбой с германскими и турецкими агентами и отрядами, выступавшими против оккупантов (например, дженгелийцы).

Союзница России по Антанте Великобритания попыталась воспользоваться в 1918 году выходом России из «игры» в Персии, предприняв полную оккупацию этой страны. Под контролем Великобритании было создано правительство Восуг эд-Доуле (до 25 июня 1920 года). Однако британцы и центральное иранское правительство столкнулись с ростом в 1917-1920 годах национально-освободительного движения в Персии и восстаниями этнических меньшинств. По своей направленности это движение имело два измерения:

а) борьба против британцев (в результате Великобритания вывела свои войска);

б) антифеодальная демократическая направленность.

Природа антифеодальных движений была весьма сложной и включала в себя, в частности, сепаратистскую составляющую. Многочисленные столкновения сепаратистских групп шейха Мохаммеда Хиабани с центральным правительством серьёзно радикализировали обстановку в стране. В движении участвовала созданная в 1918 году партия «Эдалет» (позже трансформировалась в Коммунистическую партию Ирана), основу которой составляли работавшие до революции в России иранцы из Северной Персии (в 1910 году их общее количество на нефтепромыслах в Баку, а также в Тифлисе составляло около 200 тысяч человек). В результате подавления в 1920 году правительственными войсками антифеодальных и сепаратистских движений и военного переворота 1921 года, приведшего к смещению династии Каджаров, власть в стране перешла в руки крупных феодалов во главе с Сеидом Зия-эд-дином. Совершивший переворот Реза-хан стал сначала военным министром, а с 1923 года занял пост премьер-министра. 31 октября 1925 года меджлис Ирана объявил о низложении Каджарской династии. 12 декабря 1925 года Учредительное собрание Ирана провозгласило Реза-хана шахом Ирана под именем Реза-шах Пехлеви. 25 апреля 1926 года состоялась коронация шаха. Его старший сын — Мохаммед Реза был объявлен кронпринцем. Таким образом, было положено начало династии Пехлеви.

October 19th, 2013

Персия при Наср-эд-Дин-шахе (2)

Мисль-Рустем. Персия при Наср-Эдин-шахе с 1882 по 1888 г. — СПб., 1897. (Мисль-Рустем — псевдоним Меняева , одного из инструкторов Персидской казачьей бригады). Очерк I.

ОЧЕРК II-й
Столица Персии Тегеран
Положение города. — Описание частей города. — Водоснаб-жение. — Народо-насе-л е-ние. — Занятия жителей. — Делали. — Нищие. — Уличные типы. — Базары.


Тегеран. Мейдан-и Машк (учебный плац). Продавец мороженого.
Здесь и далее фото А. Севрюгина.


Столица «Средоточия мира», Падишаха, Шахиншаха (т. е. царя царей), «тени Магомета на земле», Наср-Эдина, «знаменитого потомка Магомет-шаха, Фат-Али-шаха» и проч. и проч. (одним словом, всего титула шаха не перескажешь), — город Тегеран лежит на песчано-каменистой равнине и издали, с гор, представляет довольно правильный круг, окаймленный фестонами. Эти фестоны суть крепостные земляные валы, имеющие формы люнетов, вдоль которых вырыт довольно глубокий ров с перекинутыми через него 14 мостами, идущими к 14 воротам вала. Говорят, персы могут по желанию запрудить ров водой; вал же сам не толст и имеет по бокам ворот амбразуры, но во всяком случае не может служить надежной охраной в военное время. В некоторых местах ров и вал теперь частью обсыпаются, и их не ремонтируют, несколько поддерживая только с той стороны, откуда шах выезжает обыкновенно в свои летние дворцы, т. е. ремонтируют лишь на показ шаху. Издали, за валом, города почти не видно, так как все персидские дома имеют плоские земляные крыши; выступают только торчащие мечети и дворец шаха.


2. Ворота Дарвазе-йи Даулат


Подъехав к одному из мостов, ведущих через ров в город, вы поражаетесь живописной архитектурой городских ворот, с башенками и колонками наверху, с целыми картинами, выложенными персидскими разноцветными изразцами, и у которых всегда таможенный страж.



3. Дарвазе-йи Даулат, вид со стороны города


Окружность Тегерана вместе со рвом достигает 30 верст; город делится на три части: первую — европейскую, лежащую ближе к северу; затем — азиатскую, лежащую в центре города, и, наконец, пустыри, или загородную часть, лежащую внутри вала, к югу. Постараюсь описать каждую часть отдельно, дабы дать более ясное представление о городе.

В европейском квартале улицы распланированы очень хорошо: они широки и большею частью имеют с боков канавы с проточной водой, обсажены тутовыми (шелковичными) деревьями, дающими в знойные дни прохладу, а во время созревания на них ягод (тута) даже и пищу беднякам. Улицы содержатся весьма чисто, по вечерам поливаются, а днем подметаются особыми, нанятыми от полиции людьми, одетыми в мундиры. Жаль только, что даже в европейском квартале нет тротуаров из плит, а большею частью вымощенные крупным булыжником; сами же улицы почти все шоссированы. Странное впечатление производят на приезжего эти улицы: хотя они очень чисты, но кажутся неприветливыми. Это происходит оттого, что у редкого дома окна выходят на улицу. Персы строят все дома окнами во двор, так что снаружи вы видите только стены с дверьми, имеющими привешанные снаружи скобы , которыми и стучат, когда хотят войти. Эти скобы заменяют у них звонок. Персы не строят на улицу окон с целью охранить от любопытного взора своих жемчужин эндеруна, т. е. женщин (гарем). Обращенные на улицу стены домов большею частью выбелены или остаются серыми от смазывающей их глины.



4.Тегеран начала XX в. (Вывеска: „Братьев Рзаевых / Шемахинцы“)


В европейском квартале помещаются все дипломатические миссии, за исключением Русской Императорской миссии, которая построена почему-то около самых азиатских базаров, в грязной части города; здесь же помещается много богатых дворцов разных ханов и дворец полицеймейстера, выстроенный им на какие-то сомнительные денежные источники. В этом же квартале в мое время находились две гостиницы для европейцев: одна француза Прево, содержимая довольно чисто, хотя без всякого комфорта, и другая «Grand-Hotel», содержимая армянином, весьма грязная, с покоробленным биллиардом. Далее полицейское управление с вонючими подвалами, медерсе (училище) для военных и докторов. Патронный завод с допотопными машинами, привезенными из Франции капельмейстером Лемером по приказанию шаха. (Не правда ли, странно, что капельмейстер покупает машины для патронного завода? Но персам это не кажется странным). Телеграфная станция американской компании, дающая на несколько часов свою ветвь русским для переговоров, для чего там содержится также преглупый телеграфист. Газовый завод, стоющий очень много и, должно быть, потому именно зачастую не работающий, — газу не хватает даже на две с половиною улицы: иногда фонари зажигаются днем, когда проезжает шах, а чуть смеркнется — их торопятся потушить, и улицы остаются во мраке. На площади есть даже два Яблочкова фонаря, но вследствие неисправности они никогда не светят.



5. Тегеран. Газовая улица. (Конка и железная дорога Тегеран — Шах-Абдул-Азим принадлежали Лазарю Полякову ,
который выкупил обанкротившуюся компанию у бельгийцев)


В этой же части находятся: плац Мейдан-Машк (для учения) и Топ-Майдан (артиллерийский), в середине которого расположен большой бассейн, испускающий зловоние; хотя в нем и много воды, но персы часто обмываются там и полощат белье, чем и грязнят его. Эта площадь имеет четверо ворот в улицы, на одних из которых, против дворцовой улицы, местные музыканты ежедневно играют вечернюю зорю.


6. Наккара-хане. Музыканты играют зорю


Имеются налицо также две общественные бани, весьма грязно содержимые и вонючие, но о них скажу потом отдельно. Улицы в европейском квартале носят названия Европейская, Алиазаровская и т. д., так что вы благодаря этому можете скоро ориентироваться. На многих улицах этого квартала вы встретите каменные полицейские караулки, у которых зачастую увидите дремлющего сидя пестро одетого полицейского, который вскочит, увидав вас, схватит стоящую у стены обнаженную шашку и ковырнет ею в воздухе, т. е. отдаст честь, а чаще, и увидав вас, не поднимется и будет продолжать дремать или курить неразлучный кальян.



7. Дарвазе-йи Мейдан-и Тупхане — ворота Пушечной площади


На границе, так сказать, европейского квартала с азиатским стоит шахский дворец; он занимает со своим эндеруном огромное пространство и окружен со всех сторон высокою стеною. О дворцах буду говорить дальше отдельно, а пока перехожу к кварталу азиатскому, лежащему уже за дворцом.



8. Еврейский квартал Тегерана


Эта часть города построена на старый азиатский манер и планировки улиц в ней совсем нет; улицы или, вернее, большею частью переулочки все кривые, грязные, в большинстве узкие до того, что двое верховых едва могут разъехаться. В этой части сосредоточены базары и живут персы, евреи и гебры, — европейцев нет; здесь ютятся даже самые богатые персы и, не смотря на то, что внутри их домов чистота, перед выходами на улице грязь, и нередко валяется падаль. Базары образуют крытые сводчатые или же крытые циновками (род наших рогож) здания, представляющие собою широкие галереи с маленькими открытыми впереди лавочками. Среди базаров встречаются мечети. Прямо на улицах устраиваются незакрытые ямы, ведущие в подземные водопроводы, так что вы легко можете попасть туда; но не беспокойтесь, там не глубоко и вас сейчас вытащат, — дело обыкновенное; раз даже сам полицеймейстер, граф М., попал в такую дыру и отделался только тем, что вывихнул ступню: по этому поводу персы хладнокровно говорят: «Ейб-надере» (ничего). Санитарами в этих улицах служат, как видно, собаки, рыщущие по ним массою и днем никого не трогающие, но по вечерам или ночью стоит вам наступить на собаку или задеть одну из них, как вас начнут преследовать целые стаи.



9. Мейдан-и Машк (учебный плац)


Тут же, окруженные этой грязью, помещаются таможня и почтовое ведомство. На одном из базаров находится площадь Сабз-Майдан (Зеленая площадь), вокруг которой расположены лавки с фуражом. На этой же площади стоит постоянный эшафот, с длинным шестом, на который вешают головы казненных. Вообще, мало интересного встречается в этом квартале — грязь и вонь, вонь и грязь.

Третья часть города находится за азиатским кварталом. Там, среди полей, стоят кирпичные заводы с массою глубочайших ям, где берут глину; там же караван-сараи (постоялые дворы) для караванов и огороды. Украшает эту часть города только станция железной дороги, устроенная по-европейски, путь от которой, на протяжении всего 11 верст, идет до святого места, чтимого персами монастыря, называемого Шах-Абдул-Азим, т. е. Убежище Шах-Абдула.



10. Со временем появились и иные ж.-д. направления: Хорасанские ворота Тегерана. Конец XIX в.


Описав в частности каждую часть по внешнему виду, я постараюсь описать вообще уличную жизнь столицы, водоснабжение и т. д., — словом, все, что может представить некоторый интерес.

Около города нет ни озер, ни рек, и он снабжается водою при помощи каналов из источников, лежащих в горах верст за 70—80 от города. Каналы эти частью идут по поверхности земли, но большею частью под землею; для освежения воды и очистки ее, на расстоянии каждых шагов 20—30, над подземными каналами делаются отверстия; таких каналов с гор в город идет до 70, из них два называются шахскими каналами, и в них вода лучше. Подобные каналы проходят по всему городу и воду из них берут чрез имеющиеся отверстия; по домам разносят воду «саки» (водоносы) в кожаных мешках, и берут за это в месяц рубля 1½—2.


11. Водонос


Персы вообще умеют отлично проводить каналы, но плохо за ними смотрят: без церемонии, в пяти шагах от места, где люди берут воду для питья, зачастую они подмывают все свои части тела, что требуется у них перед молитвою. Я сам видел, как в чудном дворцовом бассейне шаха, правда, очень запущенном, караульные сарбазы (солдаты) производили обычное омовение и тут же пили. Персы любят воду, и в редком дворе нет каменного бассейна (сплошь с вонючей водой) для домашнего употребления, поливки двора, мытья посуды и белья и т. д. Персы вообще нечистоплотны в обращении с водою, почему даже в великолепных бассейнах шаха вы постоянно увидите на дне тину и грязь.

Определить точно, сколько народу живет в Тегеране, нет возможности; спросите любого перса, и он на ваш вопрос ответит: «Аллах мидунет», т. е. Бог ведает; многие даже говорят, что грех считать людей. Переписи населения никогда не было, да вряд ли ее возможно было бы произвести, так как многие фанатики не покажут верного числа находящихся в их эндерунах «жемчужин» (жен и наложниц). Но приблизительно в городе считают населения до 100 т., которое распадается так: 70% мусульман-шиитов-персов, 18% мусульман-суннитов, турок и евреев, 10% христиан и 2% гебров-идолопоклонников, афганцев и других. Большая часть этого народа занимается торговлей. В Персии торгуют почти все, начиная с «сартипа» (генерала) до «сарбаза» (солдата), и это там не кажется странным. На улице вы зачастую увидите солдата в мундире, с погонами, в коротких штанах и не в форменной шапке, сидящим у стены на корточках перед грязной тряпкой, на которой валяются медные деньги, — это уличный меняла серебра на медь и обратно; или вы увидите такого же солдата, торгующего на «ишаке» (осле) вареной свеклой (любимое кушанье бедняков). Благодаря жаре на улицах днем людей мало заметно, но стоит пойти в крытые базары или выйти во время заката солнца на улицу, около 5 часов дня, то вы увидите массу снующих людей, словно в муравейнике.


12. Торговец свеклой


Много можно увидеть интересного в одежде и в обычаях страны. Я зачастую выходил только для того, чтобы полюбоваться всеми оригинальностями восточной жизни. Того, о чем обыкновенно распространяются туристы и газетные корреспонденты из восточных стран, именно, будто на улицах вы видите повсюду роскошь костюмов, — я не видал, хотя и жил на Востоке (в Персии и Турции) 8 лет; говорю прямо, роскоши костюмов на улицах Персии нет нигде; скорее кругом бросается в глаза нищета и грязь, представляя, вместе с тем, много оригинального для европейца.

Не успели вы показать нос на улицу, как встречаете у входа вашей квартиры «делала», с сладкой миной предлагающего вам все что угодно. Эти «делалы» — род комиссионеров-торговцев; чрез плечо у них всегда перевешивается несколько ковров, в руках топорики и молотки времен, по их уверению, чуть ли не Адама, а в карманах жемчуг и бирюза. Если у них не окажется того, что вам нужно, — только назовите, и завтра же вам будет доставлено, что вы ни пожелаете. Они сами не богаты, но имеют полный кредит на базаре, где им все отпускается в долг, даже без расписки, на комиссию. Этот народ большею частью торчит у дверей европейцев, всегда жаждущих достать в Персии чего-либо старинного. Делал знает, с кого можно нажить и кого надуть, а потому с ним надо торговаться, как с жидом, и в конце концов он все-таки обманет, продав вам за настоящие негодную бирюзу, линючий ковер или какую-нибудь старинную рыцарскую арматуру, времен Тамерлана, с клеймом бельгийской фабрики последних годов, которую выписывают нарочно в Персию для надувательства глупого «френги» — европейца, и которую, чтобы она казалась старой, заржавленной, держат месяц в сырой земле. Или тут же делал вручит вам монеты времен Искандера, т. е. Александра Македонского, чеканенные несколько недель тому назад в Исфагани (где целая фабрика фальшивых монетчиков). Делали народ навязчивый, и если вы их допустите приходить к себе когда им вздумается, то они будут надоедать вам и ночью. Со всего вам проданного дают известный процент (около 5%) вашей прислуге, чтобы назавтра их опять допустили к вам, — это уж в обычае.



13. „Фагиры“ — нищие, кейфуют (курят опиум)


Не успели вы отойти от вашего дома на несколько шагов, как будете атакованы нищими — «фагирами» (не нужно смешивать с «факиром»); они тоже очень любят ютиться около домов европейцев и поджидают их выхода целыми часами.



14. Тегеранский нищий


Нищих в Тегеране масса; из них большая часть калеки, без рук и ног, — это, конечно, в виде воспоминаний о данных им внушительных назиданиях бывшими хозяевами-ханами за какие-нибудь провинности.



15. Нищий


Но есть и профессиональные нищие. Я знал парочку. Он здоровый, до пояса голый негр, она — прехорошенькая персиянка; от всякой предлагаемой им работы они отказывались и имели между собою, как говорят, уличный роман. Отделаться от нищих очень трудно; нужно прямо их гнать от себя; если же вы дали одному, то вас обступят 5—10 и все будут уже требовать. Я знал одного нищего, который всегда просил так: «У меня сегодня вечером гости, не на что купить огня, прошу дать». Не правда ли, оригинальный способ просить милостыню — на гостей?



16. Дервиш (в руке кашкуль — чаша для подаяний)


Только что вы отделались от нищих, как непременно наткнетесь на дервиша (род секты странствующих монахов). Он прямо перегородит вам дорогу и будет кричать: «Я-хак! Я-Али!», т. е. он призывает имя Бога и Али, их пророка. Дервиши не просят, а только взывают к Богу, но зачастую вид их настолько внушителен, и прямо разбойничий, что вы невольно кинете монету в их кокосовую чашку, висящую на руке. Одеты дервиши разнообразно, большею частью — без головного убора, с растрепанной шевелюрой и бородой; их рожи выглядят довольно свирепо. Дервиши бывают черные и белые; они ходят босыми, в широких белых грязных шароварах, сверх же пояса большею частью совсем нагие или только с наброшенною на плечах козлиною шкурою; в руках, кроме долбленого кокосового ореха на цепочке для милостыни, у них всегда огромная сучковатая дубина, или железный топорик, или железная палка с изображением бычачьей головы на верхнем конце. Изредка вы встретите дервиша на кляче, подаренной ему, или быке: — это дервиш, едущий на богомолье.


17.


Отделавшись от дервиша, вы продолжаете путь дальше; но вам приходится не заглядываться по сторонам, а смотреть не только вперед, но и назад, иначе постоянно идущие вереницы верблюдов и ишаков непременно собьют вас с ног в канаву. Погонщики — народ весьма бесцеремонный, как и их скотина.

Любопытного много на улице: вот вы видите сидящего у канавы перса, протянувшего с улыбкой голую до плеча руку, из которой фонтаном бьет кровь, а рядом другого, также с улыбкой, — довольного профессора, сделавшего удачную операцию. Это цирюльник, открывший кровь пациенту, страдавшему каким-нибудь недугом. В Персии принято лечиться кровопусканием. Дальше, рядом вы видите сидящего на корточках перса, с зеркальцем величиною в яблоко в руках, и над его головой старающегося пробрить ему середину головы — «усту», т. е. мастера бритья; это уличный парикмахер, который без церемонии плюет на бритву и точить ее на ремне, висящем у него на поясе. Затем вдруг вы слышите страшный крик и видите кучку народа; из любопытства вы подходите, — и что же? Зубной мастер, «дандун-уста», огромными щипцами тянет зуб у сидящего на корточках и ревущего во всю глотку своего соотечественника, которого еще притягивают к земле другие люди. У какой-нибудь стены вы увидите развешанные саженные размалеванные яркими красками картины, изображающие какие-то битвы и змей, всегда что-то непонятное и фантастическое; подойдя, действительно, вы иногда увидите то, чего у нас в Европе не видывали. Какой-нибудь красноречивый перс, расхаживая перед картиной, созывает громким голосом народ и рассказывает им подвиги фантастических персидских богатырей. Когда вокруг него соберется много народа и он видит, что есть надежда собрать кое-что за представление, то берет дудочку и начинает наигрывать, сидя на корточках. Тогда из складок его «абы», т. е. широкого халата, начинают вылезать змеи, которые кружатся и извиваются перед ним; он берет их в руки, обматывает вокруг шеи и т. д., и змеи его не трогают; говорят, что яд у них выжжен, но я этому не верю. Я сам видал, как подобная змея ужалила курицу, которая сейчас же, немного помучившись, околела, — и собаку, которая со страшным визгом умчалась, получив укол от змеи. По предложению одного факира, я брал при моих родных змею в руки, и она вдруг напряглась вся как палка. В другой раз такой же факир, высыпав в таз до полсотни тамошних желтых и серых скорпионов, затем, взяв по одному, дунет на него или положит в рот — и скорпион мертв; положивши, факир позволяет трогать; в заключение, дунувши на него опять (по-другому — раза три) и произнеся заклинания, — оживляет и потом живо руками собирает их в свою коробку.



18. Заклинатель змей. Начало XX в.


На улице вы также можете встретить персидских цыган с безобразными обезьянами, делающими под звуки бубна всевозможные прыжки, или персидских евреев, продающих разные тряпки; или же, наконец, «кальянчи», т. е. человека с персидским кальяном предлагающего вам за 1 коп. покурить отвратительной пыли, вместо чудного персидского «ширазского» табаку.


19. Кальянчи


Иногда вы встретите 2—4 персов, ведущих на цепи львицу, — она принадлежит шаху, ручная, ее можно гладить. Водят ее по улицам на показ некоторым ханам, за что вожакам платят.


20.


Все время, пока вы идете, в ушах ваших стоит шум от крика разнообразных торговцев. Один выкрикивает «фрукты»; другой «сласти» (до конфект персы большие охотники); третий — солдат, одетый в мундир, а во все остальное не форменное, стоя около осла, выкрикивает «вареную свеклу» или «арбузы»; или торговец шербета предлагает воду из канавы, добавляя немного в нее сиропа; или «сабменсаб», т. е. офицер, спешащий на осле, под зонтиком от дождя, на «селам» шаха.


21. Уличный разносчик


Но вот сзади вас раздаются громкие голоса: «Хабарда», т. е. берегись; вы даете дорогу, и мимо вас попарно, скорым шагом, с палками в руках, идут какие-то люди, а за ними, покачиваясь на седле, едет какой-нибудь хан, важный человек, — без этих людей он не выходит, и это называется «ташахус»; а если у хана своих слуг мало для «ташахуса», то он при выезде нанимает еще других, чтобы они шли впереди; по числу сопровождающих — определяется и величие едущего перса. Нередко идущие, а иногда и едущие впереди люди «ташахус» налетают на вас и требуют, чтобы вы отвернулись лицом к стене и закрыли глаза, что встречные персы и делают, иначе их побьют. Для европейцев это не обязательно, хотя нахалы персы иногда и от них требуют того же. Это означает, что едут важные барыни. По улицам шумно; но мимо вас следуют тихо или сеиды, потомки пророка, или женщины, выглядывающие из-под своих одеяний, «чадер», какими-то мумиями; но если персиянка хорошенькая и притом не видно около мусульман, то зачастую она откроется, чтобы показать свои всегда начерненные глаза.



22. Бакалейщики


Потолкавшись по улицам, вы, конечно, заглянете из любопытства и на базары. Тут тоже много оригинального. Базары, как я сказал раньше, — это крытые коридоры, освещаемые сверху из отверстий, с открытыми лавочками по сторонам. В этих коридорах торговля ведется, так сказать, по однородности продаваемых товаров. Вот вам длинный коридор все с лавочками медных изделий: от него вправо идет коридор с лавочками серебряков, золотых и костяных изделий; там коридор башмачников; далее коридор с персидскими материями, коврами и т. д. Но самая интересная часть базара — это коридор с лавочками, в которых варят кушанье; это, так сказать, обжорный ряд. Персы подходят к лавочке и, не входя в нее, суют деньги продавцу; им накладывают в чашку или на «лаваш» — хлеб — требуемое кушанье, которое они тут же и поедают, стоя или сидя на корточках у лавки. При этом я должен сказать, что персы все едят руками, без ножей и вилок, даже жидкие кушанья они забирают согнутым кусочком лаваша, т. е. персидского хлеба, который печется тонким блином в один-полтора арш. длины.


23.


По всем этим базарам толкотня еще большая, чем на улице, потому что чрез них проходят караваны с верблюдами и лошаками. Женский пол, закутанный в чадрах, толчется более там, где имеются материи и серебряные изделия, — тут и торговцы более солидные. В каждой лавчонке можно увидать важно сидящего на своих пятках перса, курящего кальян; он при вашем приближении только спросит: «Чи сааб михает?» — «Что барину нужно?» — и только после вашего требования поднимется. Есть еще интересный базар, где сбивают и продают вату, ватные одеяла и подушки. Разбивка ваты производится струной, натянутой на довольно неуклюжем инструменте, по которому бьют деревянной колотушкой, отчего струнка издает печальный звук и дрожанием своим разбивает вату.

Персия в начале XX века вступила на путь модернизации, который для страны оказался очень непростым. В 1905-1911 гг. Персия охвачена революцией. Революционеры попытались ввести в стране Конституцию и отдать власть междлису (парламенту). Формально Иран всегда оставался независимым. Однако, за влияние на него долгое время соперничали Россия и Англия. В 1907 г. они поделили Иран на сферы влияния. На севере доминировала Россия, на юге – Англия. Иран фактически превратился в полуколонию этих стран.
Хотя в Первой мировой войне Иран пытался соблюдать нейтралитет, в его западных районах развернулись сражения турок с русскими и англичанами. После Октябрьской революции, как известно, Россия выходит из войны. Русские войска отводятся и на их место заступают англичане. Из северного Ирана англичане пытались помогать белым армиям и антибольшевистским движениям Закавказья и Средней Азии (например, Кокандской автономии).

Рис. 1. Один из последних шахов династии Каджаров - Мозаффередин.

Рис. 2. Реза-шах Пехлеви.

Как известно, большевики пытались разжечь мировую революцию не только в Европе, но и на Востоке. Большевики помогли турку Ататюрку, теперь они взялись за Иран. В 1920-1921 гг. в северо-западном Иране существовала Советская Гилянская республика, созданная с помощью Советской России. Во главе республики встал Мирза Кучек-хан. Однако, эксперимент с коммунизмом в Иране закономерно провалился.
Иран – это многонациональная страна. Персов здесь насчитывается чуть больше половины населения. На северо-западе здесь проживают курды и тюркоязычные азербайджанцы (рис.4). Курды – это разделенный народ, проживающий на стыке Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Иранские азербайджанцы сыграли огромную роль в истории Ирана. Причём, в Иране азербайджанцев намного больше, чем в самом Азербайджане. Около трети населения составляли кочевники.

Смена правящей династии

Ираном более ста лет правит династия Каджаров (рис.1). Она по происхождению тюркская, но к концу практически полностью приняла персидский язык, культуру, обычаи. Каджары, как и Османы, не сумели приспособиться к новым реалиям и тенденциям XX века.
В 1921 г. генерал Реза-хан совершает государственный переворот. Спустя некоторое время он станет премьер-министром, а последнего монарха династии Каджаров выгонит в Европу. А в 1925 г. послушный междлис провозглашает бывшего казачьего атамана шахиншахом («царь царей») Персии (рис.2). Династия Каджаров была низложена, Реза-шах основал новую династию – Пехлеви (с парфянского языка – «храбрый, благородный»). Это название подчёркивало ее древнее, иранское происхождение.

Реформы

Реза-шах Пехлеви начал проводить довольно радикальные реформы. При нем Персия пережила широкое национальное возрождение. Шах неоднократно посещал Анкару. Он восхищался реформами Ататюрка и подражал ему. Рассматривал даже вариант введения республики, чтобы как Ататюрк стать ее президентом. Реза-шах начал индустриализацию, в промышленность шли большие капиталовложения. Частным вкладчикам создавались налоговые льготы. Строились железные дороги и шоссе, морские порты и аэродромы. Нефть в Иране была открыта ещё в начале XX века. Теперь ее активно разрабатывали англичане. Взамен судов шариата, было введено судопроизводство

Рис. 3. Персидская казачья бригада

европейского типа. На основе казачьей бригады была создана иранская армия. Власти насильно принуждают оседать кочевников.
В 1935 г. Персия вернула древнее самоназвание «Иран» («страна ариев»). Старательно возрождалось доисламское прошлое. Города переименовывали, восстанавливали доисламские памятники. Календарь перевели с лунного исламского на солнечное летоисчисление, были введены названия древнеиранских месяцев. Праздновался неисламский праздник Навруз. Следуя примеру Ататюрка, Реза приказал Иранской академии очистить от арабизмов. Потом, правда, выяснилось, что это затронет половину словарного запаса. Появился проект перевода письменности на латиницу. Изъяты из употребления феодальные титулы. Фамилии и имена переведены на европейский манер.

Рис. 4. Иран и Афганистан

Была создана система бесплатного, всеобщего и обязательного начального и среднего образования. Возникли даже отряды бойскаутов. Появились светские школы и женское образование. Был открыт университет в Тегеране.
Вместо мусульманской одежды и головных уборов, вводятся европейские. Была предпринята попытка эмансипировать женщин и уравнять их в правах с мужчинами. Женщинам можно было снять чадру. Женщины появились в государственных учреждениях. Удивительными для исламской страны стали парады школьниц-физкультурниц в спортивной форме. В литературе появились романы и комедии. Стали впервые писать о женской эмансипации.

Итоги и последствия реформ

Реформы оказались довольно болезненными для общества. Реза-шах не последовал примеру турок в сфере религии, но, тем не менее, он запрещал хадж и праздник ашуры (ритуальное самоистязание). Исламское шиитское (Иран – единственная шиитская страна) духовенство обвиняло шаха в неуважении к религии, низкопоклонством перед чуждой (западной) культурой и призывало бойкотировать светские суды и школы. В 1935 г. солдаты стреляли в толпу в священном городе Мешхед, которая протестовала против ношения европейской одежды. Солдаты срывали с женщин чадру, разрывая ее штыками на части. Духовенство науськивало отсталые кочевые племена против «безбожного» правительства. В ответ, власти травят колодцы кочевников, обрекая их на гибель. Одного муллу, который критиковал Реза-шаха, он избил во время молитвы, другого годами держал в темнице. В 1937 г. был убит аятолла - один из духовных лидеров страны. После этого духовенство боялось спорить с шахом. Тем не менее, протестный потенциал копился. Через 40 лет исламское духовенство стало главной оппозицией шахскому режиму.
Реформы Резы были не столь радикальны и эффективны, как в Турции. У правительства не было столько воли в проведении реформ. Да и иранский народ проявил меньше понимания реформ, чем простые турки, жившие рядом с Европой и испытывавшие веками ее влияние. Иран отставал в реформах от Турции, хотя еще больше отставали арабские народы.



Нередко в наши дни мы можем услышать рассказ о стране в юго-западной части Азии, которая называется Персия. Какая сейчас страна заменила ее на С 1935 года Персия стала официально называться Ираном.

В древности это государство являлось центром огромнейшей империи, территория которой простиралась от самого Египта до реки Инд.

География

Стоит сказать о том, что в свое время не имело четких границ государство Персия. Какая сейчас страна находится на этих землях, определить достаточно проблематично. Даже современный Иран лишь приблизительно находится на территории Древней Персии. Дело в том, что в отдельные периоды эта империя находилась на большей части известного в те времена мира. Но бывали и худшие годы, когда территория Персии была поделена между собой местными правителями, враждебно настроенными друг против друга.

Рельеф большей части территории нынешней Персии представляет собой высокое (1200 м) нагорье, которое пересечено цепью каменных хребтов и отдельными вершинами, возвышающимися до 5500 м. В северной и западной части этой местности находятся горные массивы Эльбрус и Загрос. Они расположены в виде буквы «V», обрамляющей нагорье.

Западнее Персии располагалась Месопотамия. Это родина самых древних на Земле цивилизаций. В свое время государства этой империи в значительной степени повлияли на культуру еще только зарождавшейся страны Персии.

История

Персия (Иран) - это страна, имеющая величайшее прошлое. Ее история включает в себя захватнические и оборонительные войны, восстания и революции, а также жестокие подавления всех политических выступлений. Но в то же время Древний Иран - это родина великих людей того времени, которые привели к расцвету искусство и культуру страны, а также строили удивительные по своей красоте здания, архитектура которых до сих пор поражает нас своим великолепием. История Персии насчитывает большое количество правящих династий. Пересчитать их просто невозможно. Каждая из этих династий вводила в действие свои законы и правила, нарушить которые никто просто не смел.

Исторические периоды

Многое пережила Персия на пути своего становления. Но основными вехами ее развития считаются два периода. Один из них домусульманский, а второй - мусульманский. Исламизация Древнего Ирана явилась причиной фундаментальных изменений его политической, социальной и культурной сферы. Однако это вовсе не означает исчезновения прежних духовных ценностей. Они не только не были утрачены, но и в значительной степени повлияли на ту новую культуру, которая зародилась в стране на рубеже двух исторических периодов. К тому же многие домусульманские обряды и традиции сохранились в Иране до сих пор.

Правление Ахеменидов

Как государство Древний Иран начал свое существование с Кира II. Этот правитель стал основателем династии Ахеменидов, находившейся у власти с 550 до 330 гг. до н. э. При Кире II впервые были объединены два самых крупных индо-азиатских племени - персы и мидяне. Это был период наибольшего могущества Персии. Ее территория простиралась до Центральной и долины Инда и Египта. Важнейшим археологическим и историческим памятником эпохи Ахеменидов являются развалины столицы Персии - Персеполиса.

Здесь находится гробница Кира II, а также надпись, высеченная Дарием I на Бехистунской скале. В свое время Персеполис сжег Александр Македонский во время своего похода по покорению Ирана. Это завоеватель положил конец великой империи Ахеменидов. Письменных свидетельств этой эпохи, к сожалению, не сохранилось. Они были уничтожены по приказу Александра Македонского.

Эллинистический период

С 330 г. до 224 г. до н. э. Персия находилась в состоянии упадка. Вместе со страной деградировала и ее культура. В этот период Древний Иран был под властью правящей в те времена греческой династии Селевкидов, входя в состав одноименного государства. Изменились культура и язык Персии. На них оказали влияние греки. В то же время иранская культура не погибла. Она оказала влияние на переселенцев из Эллады. Но случалось это только в тех областях, где не было самодостаточных и крупных греческих общин.

Парфянское Царство

Прошли годы, власть греков в Персии подошла к концу. История Древнего Ирана вступила в свой новый этап. Страна стала входить в состав Парфянского царства. Здесь правила династия Аршакидов, считавшая себя потомками Ахеменидов. Эти правители освободили Персию от греческой власти, а также защитили ее от вторжения римлян и набегов кочевников.

В этот период был создан иранский народный эпос, появилось большое количество сюжетов с героическими персонажами. Одним из них был Рустема. Этот иранский герой во многом схож с Гераклом.

В парфянский период произошло укрепление феодального строя. Это ослабило Персию. В результате она была завоевана Сасанидами. Начался новый этап в истории Древнего Ирана.

Государство Сасанидов

Между 224 и 226 годами н. э. с престола свергли последнего парфянского царя Артабана V. Власть при этом захватила династия Сасанидов. В этот период границы Древнего Ирана были не только восстановлены, но и расширены до западных областей Китая, включая в себя Пенджаб и Закавказье. Династия вела постоянную борьбу с римлянами, а одному из ее представителей - Шапуру I - удалось даже взять в плен их императора Валериана. Постоянные войны вела династия Сасанидов и с Византией.
В этот период в Персии получили свое развитие города, и произошло укрепление центральной власти. Тогда же возник зороастризм, ставший официальной религией страны. В эпоху Сасанидов была разработана и утверждена четырехступенчатая система существующего административного деления и стратификация всех слоев общества на 4 сословия.

В эпоху Сасанидов в Персию проникло христианство, которое негативно встретили зороастрийские жрецы. Тогда же появились и некоторые другие оппозиционные религиозные течения. Среди них - маздакизм и манихейство.

Самым известным представителем династии Сасанидов был шах Хосров I Ануширван. Буквальный перевод его имени означает «с бессмертной душой». Его правление длилось с 531 по 579 гг. Хосров I был настолько знаменит, что слава о нем сохранялась в течение многих веков после падения династии Сасанидов. Этот правитель остался в памяти потомков как великий реформатор. Большой интерес проявлял Хосров I к философии и науке. В некоторых иранских источниках даже присутствует его сравнение с платоновским «царем-философом».

Сасанидов значительно ослабили постоянные войны с Римом. В 641 году страна проиграла крупную битву арабам. Сасанидский этап истории Ирана закончился со смертью последнего представителя этой династии - Йездегерда III. Персия вступила в исламский период своего развития.

Правление местных династий

Арабский халифат постепенно расширялся на восток. При этом его центральная власть в Багдаде и Дамаске уже не могла удерживать строгий контроль над всеми провинциями. Это привело к тому, что в Иране появились местные династии. Первая из них - Тахириды. Ее представители правили в период с 821 по 873 гг. в Хорасане. На смену этой династии пришли Саффариды. Их господство на территории Хорасана, южного Ирана и Герата длилось на протяжении второй половины девятого века. Далее трон был захвачен Саманидами. Эта династия провозгласила себя потомками парфянского воинского начальника Бахрама Чубина. Престол Саманиды удерживали на протяжении более пятидесяти лет, распространив свою власть на значительные территории. Страна Иран в годы их правления пролегала от восточных окраин нагорья до Аральского моря и хребта Загрос. Центром государства была Бухара.

Несколько позднее на территории Персии правили еще два рода. Во второй половине десятого века это были Зийариды. Ими контролировалась территория побережья Каспийского моря. Зийариды прославились своим покровительством искусству и литературе. В этот же период в центральном Иране у власти была династия Бундов. Ими были завоеваны Багдад и Форс, Хузистан и Керман, Рей и Хамадан.

Местные иранские династии добивались власти одним и тем же путем. Они захватывали престол, поднимая вооруженный мятеж.

Династии Газневидов и Сельджукидов

Начиная с восьмого века на стали проникать тюркские кочевые племена. Постепенно образ жизни этого народа становился оседлым. Возникали новые поселения. Алп-Тегин - один из тюркских племенных вождей - стал служить Сасанидам. В 962 году он стал у власти и правил вновь созданным государством, столицей которого был город Газни. Алп-Тегин основал новую династию. Власть Газневиты удерживали немногим более ста лет. Один из ее представителей - Махмуд Газневи - держал под неусыпным контролем территорию от Месопотамии до Индии. Этим же правителем в Харасане было поселено племя тюрок-огузов. Впоследствии их вождь Сельджук поднял восстание и сверг династию Газневидов. Столицей Ирана был объявлен город Рей.

Династия Сельджукидов относилась к правоверным мусульманам. Она подчинила себе всех местных правителей, но за свое господство многие годы вела постоянные войны.
В годы власти Сельджукидов особый расцвет получила архитектура. В период правления династии возвели сотни медресе, мечетей, общественных зданий и дворцов. Но в то же время царствованию Сельджукидов мешали постоянные восстания в провинциях, а также вторжения других племен тюрок, которые продвигались к западным землям. Постоянные войны ослабили государство, и к концу первой четверти двенадцатого века оно начало распадаться.

Господство монголов

Нашествие войск Чингисхана не минуло и Иран. История страны рассказывает нам о том, что в 1219 г. этот полководец сумел овладеть Хорезмом, а затем, продвинувшись на запад, разграбил Бухару, Балх, Самарканд, Нашапур и Мерв.

Его внук, Хулагу-хан, в 1256 году вновь ввергся в Иран и, взяв приступом Багдад, уничтожил Аббасийский халифат. Завоеватель принял титул ильхана, став родоначальником династии Хулагуидов. Им и его преемниками была принята религия, культура и образ жизни иранского народа. С годами позиция монголов в Персии начала ослабевать. Они были вынуждены вести постоянные войны с феодальными правителями и представителями местных династий.

Между 1380 и 1395 гг. территория Иранского нагорья была захвачена Амиром Тимуром (Тамерланом). Им были покорены и все земли, которые прилегали к Средиземному морю. Потомки вплоть до 1506 года сохраняли государство Тимуридов. Далее оно было подчинено узбекской династии Шейбанидов.

История Ирана с 15 до 18 веков

На протяжении последующих столетий в Персии продолжались вестись войны за власть. Так, в 15 веке между собой боролись племена ак-коюнду и кара-аоюнду. В 1502 году власть захватил Исмаил I. Этот монарх был первым представителем Сефевидов - азербайджанской династии. Во времена правления Исмаила I и его преемников Иран возродил свое военное могущество и стал экономически процветающей страной.

Государство Сефевидов оставалось сильным вплоть до кончины в 1629 г. его последнего правителя Аббаса I. На востоке из Харасана были изгнаны узбеки, а на западе - разбиты османы. Иран, карта которого указывала на принадлежащие ему внушительные территории, подчинил себе Грузию, Армению и Азербайджан. В этих границах он существовал вплоть до девятнадцатого века.

На территории Персии велись войны против турок и афганцев, которые стремились покорить страну. Это были времена, когда у власти стояла династия Афшаров. Южные земли Ирана с 1760 по 1779 год находились под властью династии, которую основал Зендов Керим-хан. Затем ее свергло тюркское племя каджаров. Под руководством своего вождя оно завоевало земли всего Иранского нагорья.

Династия Каджаров

В самом начале девятнадцатого века Ираном были потеряны провинции, находившиеся на территории современных Грузии, Армении и Азербайджана. Это явилось результатом того, что династия Каджаров так и не смогла создать сильный государственный аппарат, национальную армию и единую систему налоговых сборов. Власть ее представителей оказалась слишком слабой и не смогла противостоять имперским желаниям России и Великобритании. Под контроль этих великих держав во второй половине девятнадцатого века отошли земли Афганистана и Туркестана. Иран при этом невольно стал служить ареной российско-британского противостояния.

Последний из рода Каджаров был конституционным монархом. Этот главный закон династия была вынуждена принять под давлением проводившихся в стране забастовок. Против конституционного режима Ирана выступили две державы - Россия и Великобритания. В 1907 году они подписали соглашение о разделении Персии. Ее северная часть отошла России. В южных землях оказывала свое влияние Великобритания. Центральную часть страны оставили в качестве нейтральной зоны.

Иран в начале 20 века

Династия Каджаров была свергнута в результате государственного переворота. Возглавил его генерал Реза-хан. К власти пришла новая династия Пехлеви. Это название, которое в переводе с парфянского означает «благородный, храбрый», призвано было подчеркнуть иранское происхождение рода.

В годы правления Реза-шаха Пехлеви Персия пережила свое национальное возрождение. Этому способствовали многочисленные радикальные реформы, проводимые правительством. Было положено начало индустриализации. Большие капиталовложения выделялись для развития промышленности. Строились шоссе и железные дороги. Активно велась разработка и добыча нефти. Суды шариата были заменены на судопроизводство. Таким образом, в начале 20 века в Персии началась обширная модернизация.

В 1935 году свое название поменяло государство Персия. Какая сейчас страна является его правопреемником? Иран. Это древнее самоназвание Персии, которое означает «страна ариев» (высшей белой расы). После 1935 года начало возрождаться доисламское прошлое. Мелкие и крупные города Ирана стали переименовываться. В них восстанавливались доисламские памятники.

Свержение царской власти

Последний шах из династии Пехлеви вступил на трон в 1941 г. Его правление длилось в течение 38 лет. В проведении своей внешней политики шах ориентировался на мнение США. При этом он поддерживал проамериканские режимы, существовавшие в Омане, Сомали и Чаде. Одним из самых ярких оппозиционеров шаха был исламский священник Кма Рухолла Хомейни. Он возглавлял революционную деятельность против существующего правительства.

В 1977 г. президент США вынудил шаха ослабить репрессии против оппозиционеров. В результате этого в Иране стали появляться многочисленные партии критиков существующего режима. Готовилась исламская революция. Деятельность, проводимая оппозицией, обострила протестные настроения иранского общества, выступавшего против внутриполитического курса страны, притеснения церкви и внешней проамериканской политики.

Исламская революция началась после событий января 1978 г. Именно тогда полицией была расстреляна демонстрация студентов, выступавших против напечатанной в государственной газете клеветнической статьи о Хомейни. Волнения продолжались в течение года. Шах был вынужден ввести в стране военное положение. Однако держать ситуацию под контролем было уже невозможно. В январе 1979 года шах покинул Иран.
После его бегства в стране провели референдум. В итоге, 1 апреля 1979 г. возникла Исламская Республика Иран. В декабре того же года свет увидела обновленная конституция страны. Этот документ утвердил высшую власть имама Хомейни, которая после его смерти должна была быть передана его преемнику. Президент Ирана, согласно конституции, стоял во главе политической и гражданской власти. Вместе с ним правление страной осуществлял премьер-министр и консультативный совет - менджлис. Президент Ирана по закону являлся гарантом принятой конституции.

Иран сегодня

Весьма колоритным государством является известная с незапамятных времен Персия. Какая страна сегодня может столь точно соответствовать поговорке «Восток - дело тонкое»? Это подтверждено всем существованием и развитием рассматриваемого государства.

Исламская Республика Иран, без всякого сомнения, неповторима в своей самобытности. И это выделяет ее среди других Столица Республики - город Тегеран. Это огромный мегаполис, являющийся одним из самых крупных в мире.

Иран - это уникальная страна с большим количеством достопримечательностей, памятников культуры и своими особенностями жизненного уклада. Республика обладает 10% мировых запасов черного золота. Именно благодаря своим нефтяным месторождениям она находится в десятке ведущих экспортеров этого природного ископаемого.

Персия - какая сейчас страна? Высокорелигиозная. В ее типографиях издается большее количество экземпляров священного Корана, чем во всех других мусульманских странах.

После Исламской революции республика взяла курс на всеобщую грамотность. Развитие образования здесь идет ускоренными темпами.


В средние века Иран (Персия) был одним из крупнейших государств Азии. К началу нового времени иранское государство, расположенное, на важных стратегических и торговых путях Среднего Востока, объединенное под властью династии Сефе-видов, переживало период экономического и культурного подъема, но с конца XVII в. он сменяется полосой упадка.

В 1722 г. в Иран вторглись афганцы, оккупировавшие большую часть его территории, а их предводитель Мир-Махмуд был провозглашен шахом Ирана. Борьбу за изгнание афганцев возглавил талантливый полководец Надир-хан. Афгднцы были изгнаны из Ирана. В результате завоевательных походов Надира, провозглашенного в 1736 г. шахом, на короткое время возникла обширная держава, в состав которой кроме собственно Ирана вошли Афганистан, Бухара, Хива, Северная Индия, Закавказье. Однако это непрочное объединение рухнуло после убийства Надира в 1747 г. Собственно Иран распался на несколько феодальных владений, враждовавших между собой. Ослабло иранское господство над народами Закавказья, вновь обрела самостоятельность Грузия. Но иранские феодалы по-прежнему угнетали Восточную Армению и Азербайджан.

К концу XVIII - началу XIX в. Иран был ослабевшим и раздробленным феодальным государством. Более половины населения собственно Ирана составляли различные иранские племена, свыше четверти - азербайджанцы. Кроме того, в Иране проживали туркмены, арабы, курды и др. Около трети населения страны вело кочевой образ жизни. Уровень социально-экономического развития различных частей страны был неодинаков. Особенно отсталыми были обширные районы обитания кочевых племен.

Аграрные отношения

В основе господствовавших в Иране феодальных отношений лежала феодальная собственность на землю. Как и в Индии, верховным собственником всей земли, воды, скота и т. п. считался шах. Однако фактически в распоряжении шаха находился лишь его домен, доходы с которого непосредственно шли на содержание двора, войска, центрального правительственного аппарата. Большинство же земель было ленными владениями феодалов (в конце XVIII - начале XIX в. владение ленами все меньше и меньше связывалось с несением службы шаху). По сути дела, к этой же категории относились и земли кочевых племен, которыми распоряжались ханы племен. Довольно значительную часть земли составляли вакуфы, формально принадлежавшие мечетям и святым местам, но фактически находившиеся в распоряжении духовенства.

Помимо этих основных земельных владений были еще земли мульк, считавшиеся частной собственностью помещиков, а иногда и купцов. Владение этими землями не было связано с какими-либо вассальными обязанностями по отношению к шаху. Незначительная часть земель еще оставалась частной собственностью других категорий землевладельцев, в отдельных случаях крестьян.

На землях всех категорий крестьяне подвергались тяжелой феодальной эксплуатации. Действовало правило, по которому урожай, собранный крестьянином-арендатором, делился на пять долей. Четыре доли распределялись в зависимости от принадлежности земли, воды, семян, рабочего скота. Пятая шла на возмещение труда крестьянина. Крестьянин отдавал помещику от трех до четырех пятых урожая. Кроме того, крестьяне несли в пользу ханов-помещиков различные натуральные повинности, платили многочисленные налоги.

Формально крестьянин считался свободной личностью, но долговая кабала, недоимки, неограниченная власть ханов делали его закрепощенным и лишали возможности менять место жительства. Бежавших крестьян силой возвращали на старые места. Жестокая эксплуатация приводила к нищете и разорению крестьян и упадку сельского хозяйства.

Город, ремесло и торговля

Как и в других странах Азии, в Иране крестьяне зачастую сочетали земледелие с домашним ремеслом, занимаясь ткачеством, ковровым делом и т. п. В иранских городах имелось развитое ремесло, сохранившее средневековую организацию. Здесь существовали и простейшие мануфактуры с применением наемного труда. Ремесленные мастерские и мануфактуры производили ткани, ковры, изделия из железа и меди. Часть продукции вывозилась за границу. Довольно широко была развита внутренняя торговля товарами ремесленного и мануфактурного производства. Ее вели мелкие и средние купцы, объединяемые в гильдии.

Хотя в экономически более развитых районах Ирана были уже налицо известные предпосылки для развития товарно-денежных отношений, раздробленность страны, частые ханские мятежи, произвол феодальных правителей препятствовали формированию нового экономического уклада.

Политический строй. Роль шиитской религии

Сохранению отживших порядков способствовала феодальная политическая надстройка. Верховным и неограниченным правителем страны был шах. В результате длительной междоусобной борьбы различных ханских группировок в конце XVIII в. у власти в Иране утвердилась династия Каджаров.

Первым представителем Каджаров на шахском троне был Ага-Мухам-мед, который короновался в 1796 г. После непродолжительного царствования Ага-Мухаммеда на престол вступил Фатх-Али-шах (1797-1834).

Иран делился на 30 областей, которыми управляли сыновья и родственники шаха. Правители областей были почти самостоятельными князьками. Они собирали в свою пользу пошлины и налоги, некоторые даже чеканили монету. Нередко между ними вспыхивали конфликты и вооруженные столкновения из-за спорных территорий. Правителями округов и районов, на которые делились области, назначались наиболее влиятельные местные ханы.

Большую роль в политической жизни страны играло мусульманское духовенство. В отличие от мусульман Османской империи - суннитов - иранские мусульмане были шиитами (от араб, «ши"а» - группа приверженцев, партия). Они считали, что возглавлять мусульман должны потомки Али - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Поэтому они не признавали халифов (в новое время османского султана-халифа) верховными руководителями мусульман. Шииты отрицали святость сунны. Они не признавали высшей власти шаха в делах веры. Это повышало политическую роль шиитского духовенства, которое при определенных условиях становилось центром оппозиции властям.

Суд носил религиозный характер. Малейшее неповиновение со стороны крестьян и ремесленников жестоко каралось. При Ага-Мухаммеде распространенным наказанием было выкалывание глаз. По стране бродили тысячи нищих слепцов, одним, своим видом внушавших страх перед шахским гневом.

Особенно невыносимым было положение порабощенных народов. Иранские феодалы стремились к новым захватам. В 1795 г. Ага-Мухаммед совершил поход на Грузию, во время которого был варварски разграблен Тбилиси, а 20 тыс. его жителей уведены и проданы в рабство. Грузинский народ и другие народы Закавказья искали у России защиты от агрессии иранских феодалов.

Иран и европейские державы

Хотя голландская и английская Ост-Индские компании еще в XVII в. создали свои фактории на побережье Персидского залива, а в начале XVIII в. торговые договоры с Ираном заключила Франция, до конца XVIII в. Иран не играл еще важной роли в колониальной политике европейских держав. Но с первых лет XIX в. он оказался включенным в орбиту агрессивной политики Англии и Франции. В тот период Иран привлекал

Англию и Францию прежде всего как важный стратегический плацдарм в острой борьбе, которую они вели тогда за экономическое и политическое преобладание в Европе и Азии.

В 1800 г. английские власти в Индии направили в Иран дипломатическую миссию, которая добилась подписания выгодного англичанам политического и торгового договора. Иранский шах обязался оказать военную помощь Англии в случае англо-афганского столкновения и не допускать в Иран французов. В свою очередь, англичане обещали снабжать Иран оружием для военных действий против Франции или Афганистана. Договор давал англичанам важные торговые привилегии. Английские и индийские купцы получили право свободно, не платя налогов, селиться во всех иранских портах и ввозить беспошлинно английское сукно, железные и стальные изделия и свинец.

В начале XIX в. обостряются противоречия между царской Россией и Ираном. В 1801 г. Грузия присоединилась к России, что избавило ее от угрозы порабощения шахским Ираном и султанской Турцией. В русское подданство перешел ряд ханств Дагестана и Азербайджана.

Русский царизм, утвердившись в Закавказье, стремился приобрести политическое влияние в Иране. Иранские же феодалы не желали отказаться от притязаний на Грузию и азербайджанские ханства. Реваншистские устремления иранских феодалов использовала английская и французская дипломатия для осуществления своих планов подчинения Ирана и натравливания его против России. В 1804 г. французское правительство предложило шаху заключить антирусский союз, но шах, рассчитывая на английскую помощь, отклонил это предложение.

Англо-французская борьба в Иране. Русско-иранская война 1804-1813 гг.

После вступления в 1804 г. русских войск в Ганджинское ханство началась война между Ираном и Россией. Опираясь на поддержку местного населения, русские войска успешно продвигались вперед. Шах потребовал у англичан обещанной помощи. Однако в 1805 г. Россия выступила против Наполеона и стала союзником Англии. В этих условиях Англия опасалась открыто помогать Ирану против России. Создавшейся обстановкой воспользовалась французская дипломатия. В мае 1807 г. был подписан ирано-французский договор, по которому шах обязывался прервать политические и торговые отношения с Англией, склонить Афганистан к совместному объявлению Англии войны, оказать содействие французской армии в случае ее похода на Индию через Иран, открыть все порты Персидского залива для французских военных кораблей. Наполеон, в свою очередь, обещал добиться передачи Грузии во владение Ирана и прислать вооружение и инструкторов для реорганизации иранской армии.

Вскоре в Иран прибыла большая французская военная миссия, под контролем которой начала осуществляться реорганизация иранской армии. При ратификации договора шах предоставил новые торговые привилегии французским купцам.

Однако французы не сумели реализовать этих преимуществ. После подписания Тильзитского мира с Россией Франция не могла продолжать оказывать открытую военную помощь Ирану против России. Этим не замедлили воспользоваться англичане. В 1808 г. в Иран прибыли сразу две английские миссии: одна - из Индии, другая - непосредственно из Лондона. В 1809 г. был подписан предварительный англо-иранский договор. Теперь шах обязался порвать всякие отношения с Францией, а Англия - выплачивать ежегодно Ирану крупную денежную субсидию, пока будет продолжаться война с Россией. В Иран прибыли английские военные инструкторы и оружие. Подталкивая Иран к продолжению войны с Россией, англичане стремились установить свой контроль над иранской армией.

Ни французская, ни английская поддержка не оказала серьезного влияния на исход русско-иранской войны. Реорганизация шахских войск под руководством английских офицеров не могла существенным образом повысить их боеспособность. В различных районах, особенно в Хорасане, происходили мятежи против шахской власти. Население Закавказья сочувствовало и помогало русским войскам. Затянувшаяся война окончилась поражением Ирана.

В октябре 1813 г. в местечке Гюлистан был подписан мирный договор между Россией и Ираном, по которому последний признавал присоединение Грузии к России и включение в состав Российской империи Дагестана и Северного Азербайджана. Россия получила исключительное право иметь военный флот в Каспийском море. Русские купцы могли свободно торговать в Иране, а иранские - в России.

Английская дипломатия по-прежнему стремилась использовать реваншистские настроения иранских феодалов для расширения политического и экономического влияния Англии в Иране. В 1814 г. в Тегеране был подписан англо-иранский договор на основе предварительного договора 1809 г. Он предусматривал «вечный мир между Англией и Ираном». Объявлялись недействительными все союзьр Ирана с враждебными Англии европейскими государствами. Иран обязывался оказывать содействие англичанам в их политике в Индии и Афганистане, приглашать военных инструкторов только из Англии и дружественных ей стран. Англия брала обязательство добиться пересмотра русско-иранской границы, установленной Гюлистанским договором, в случае войны с Россией прислать войска из Индии и выплачивать крупную денежную субсидию. Подписание договора с Англией усилило антирусские настроения шаха.

Русско-иранская война 1826-1828 гг. Туркманчайский договор

Вскоре иранские власти потребовали пересмотра Гюлистанско-го договора и возвращения Ирану азербайджанских ханств, а летом 1826 г. шах, подстрекаемый англичанами, начал военные действия против России. Новая война привела к поражению Ирана. Армяне и азербайджанцы оказывали всяческое содействие русским войскам, создавали добровольческие отряды. После взятия русскими войсками Тебриза начались мирные переговоры, закончившиеся 10 февраля 1828 г. подписанием Туркманчайского мирного договора.

Туркманчайский договор заменил Гюлистанский договор 1813 г., который объявлялся недействительным. Новая граница по р. Араке означала освобождение Восточной Армении от гнета иранских феодалов. Иран обязался уплатить России 20 млн. руб. военной контрибуции, подтверждалось исключительное право России держать военный флот в Каспийском море. Договор предусматривал взаимный обмен посланниками и предоставлял России право открывать свои консульства в иранских городах. Одновременно с мирным договором был под писан специальный трактат о торговле. Таможенные пошлины на товары, ввозимые из России, не должны были превышать 5% их стоимости. Русские купцы освобождались от уплаты внутренних пошлин. На них распространялось право экстерриториальности и консульской юрисдикции. Все торговые сделки русских купцов с иранскими, а также судебные дела между русскими и иранскими подданными должны были разрешаться в присутствии русского консула.

Туркманчайский договор положил конец русско-иранским войнам. Он закреплял освобождение населения Грузии, Северного Азербайджана и Восточной Армении от ига иранских феодалов. Но трактат о торговле содержал статьи, закреплявшие неравноправное положение Ирана, и стал орудием колонизаторской политики царизма и русских помещиков и капиталистов. Влияние царизма в Иране значительно усилилось.

Политика правительства Николая I поставила в чрезвычайно трудное положение первого русского посла в Иране - А. С. Грибоедова. Он доносил в Петербург о тяжелых последствиях контрибуции, наложенной на Иран, и об отсутствии средств в шахской казне. Но согласно инструкциям своего правительства ему приходилось требовать точного выполнения договора. Этим воспользовались английские агенты и реакционное духовенство, развернувшие травлю русского посла. 11 февраля 1829 г. толпа фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране и растерзала Грибоедова.