» » Православные в иране. Есть ли православие в Иране? От войны до наших дней

Православные в иране. Есть ли православие в Иране? От войны до наших дней

Свято-Николаевский собор в Тегеране (Иран) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

История русской православной церкви в Иране насчитывает более 400 лет. Когда-то это было огромное сообщество, объединенное духовными ценностями. Но на сегодняшний день здесь осталась лишь небольшая община, одна из главных сокровищ которой - Свято-Николаевский собор в Тегеране.

Первый русский приход был основан в Древней Персии в конце 16 столетия иеромонахом Никифором. В самом Тегеране было два православных храма - храм Святого Александра Невского и храм Святителя Николая, возведённый в 1895 году на основной территории посольства (сейчас здесь располагается Торгпредство Российской Федерации). Со временем православие в Иране развивалось, и к 1917 году в стране было построено более 50 русских православных церквей. Однако в течение трех лет после Русской революции все храмы были закрыты и постепенно разрушены.

Тогда русская колония в Тегеране временно разместила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Временный храм не мог вместить всех желающих, и приходской совет решил возвести в Тегеране новый храм.

В 1944 году состоялась торжественная церемония начала строительства Свято-Николаевского собор на северной окраине Тегерана, а в марте 1945 года на его купола уже устанавливали кресты. В храме разметили иконостас Александро-Невской посольской церкви, а рядом со зданием храма поставили двухэтажное строение - церковный дом, в котором располагалась канцелярия и проживал сам батюшка. Также при соборе есть богадельня, где живут престарелые русские христиане, пенсию для которых переводят заведению родственники, если они есть, остальные содержатся здесь бесплатно. Кроме того, двери богадельни открыты для армян и ассирийцев.

История русской православной церкви в Иране насчитывает более 400 лет.

В 1979 году в Иране свершилась Исламская революция, что повлекло за собой отказ Русской церкви присылать в Иран священников, и соответственно, закрытие православного храма. Только в 1995 году сюда послали нового богослужителя, и работа Свято-Николаевского собора возобновилась. Сам собор в это же время был принят под юрисдикцию Московского Патриархата.

В 1998 году церковь была отреставрирована, купола ее были покрыты специальным материалом золотого цвета (нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением), как купола московского Храма Христа Спасителя. Спустя год художники-реставраторы восстановили иконостас храма, вернув ему первоначальный вид. В декабре в связи с престольным праздником Святителя Николая Чудотворца из Москвы приехали художники, чтобы покрыть росписью внутренние своды Свято-Николаевского собора.

Внешний облик Свято-Николаевского собора несет в себе своеобразные черты мусульманского архитектурного стиля. Вокруг собора стоит высокий забор, а у входа - звонница. Внутреннее убранство храма выполнено в классическом стиле. Сегодня Свято-Николаевский собор в Тегеране проводит богослужения по воскресеньям и праздничным дням, а также церемонии венчания и крещения. Число прихожан небольшое, в основном это иранские граждане, чьи предки переехали из России еще до революции. Также сюда наведываются для молитв сотрудники и семьи миссии России в Иране, торговых представительств, работающих в стране, сотрудники Белорусского, Болгарского, Грузинского, Греческого, Кипрского, Румынского и Украинского посольств.

С ростом русской колонии в Тегеране в конце 19 века возникла необходимость организовать русское православное кладбище для достойного места упокоения соотечественников на иранской земле. В 1894 году в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб был приобретён участок земли под русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ.

Как добраться

Свято-Николаевский собор и православное кладбище в Тегеране находятся напротив восточной стены бывшего посольства США - улица Shahid Dr. Mofatteh, д. 129. Рядом находится станция метро Taleghani (Талегани).

Отец Александр:

Спасибо за предоставленную возможность выступить на вашем уважаемом радиоканале. Православная община в Исламской Республике Иран имеет очень древние корни. Хочу напомнить, что первый православный священник прибыл в Персию еще в конце XVI века, а первый постоянный священник, который уже стал жить, прибыл в 1875 году. И вот с этого времени идет у нас постоянная приходская жизнь в Тегеране и во всём Иране.

Я прибыл в Иран в 1995 году, когда православная община в этой стране перешла под патронат Московского Патриарха. Вы знаете, что до недавнего времени было разделение на Русскую Православную Церковь и Русскую Зарубежную Церковь, и община в Иране была в РЗЦ, но в 1995 году решением прихожан она перешла под юрисдикцию Московского патриархата. Туда был послан священник – ваш покорный слуга игумен Александр.

И вот за это время наша община сплотилась, стала жить настоящей полнокровной и полноценной жизнью прихода. Но за эти годы количественный состав изменился. Я еще застал тех прихожан, которые приехали еще до Русской революции в Персию и посвятили свою жизнь этой стране, были потомками представителей русских деловых, коммерческих структур, которые еще в конце XIX и в начале XX века работали в этой стране. Но вот эта генерация потихонечку уходит. Мне довелось провожать их на Русское православное кладбище в Тегеране. Старики уходят, а молодое и среднее поколение потихонечку разъезжается. Кто в Америку, кто в Европу. Некоторые возвращаются на Украину и в Россию. Качественный состав прихода у нас хороший, а вот количественный, к сожалению, потихоньку уменьшается. Тем не менее, на большие праздники церковные, такие как Рождество Христово, Пасха, Троица, у нас совершается богослужение в нашем Свято-Николаевском соборе, который расположен на улице Мофатэх, как раз напротив бывшего американского посольства. В настоящее время у нас действует Русская богадельня – «старческий дом», где 25 человек призреваемых доживают свою жизнь в стенах нашего храма.

А что Вы можете сказать о самом здании храма, о его истории?

Представьте себе: идет Вторая мировая война, а в древней Персии, в Иране русские люди строят русский православный храм! Здание нашего храма было построено в 1944-45 годах по проекту архитектора Николая Львовича Маркова, который построил очень много красивых зданий в Тегеране, внес свою лепту в строительство и украшение персидской столицы. До сих пор среди иранских архитекторов бытует выражение «аджоре маркови» - т.н. «кирпич Маркова», такой специально обожженный квадратный кирпич. Марков был приверженцем старинной персидской архитектуры, и все его проекты включали элементы древнего зодчества персидских мастеров.

И вот по его проекту был построен наш храм в честь святого Николая Чудотворца. Он представляет собой эклектику разных стилей: немножко и от кавказской храмовой архитектуры, что-то от новгородского стиля, и, конечно, от персидской, поскольку, как я уже сказал, Николай Львович был большим любителем персидского зодчества. По его проектам в Тегеране построено три церкви – наш храм, армянский и сирийский, и семь мечетей. А также здание Главпочтамта, Военное министерство, итальянское посольство, престижная школа Жанны д’Арк и представительство фирмы «Зингер». Николай Львович Марков оставил достойное наследие в столице иранского государства.

А чувствуете ли вы какую-нибудь поддержку от иранских властей, или наоборот какие-то неудобства вам доставляют иранские власти?

Вы знаете, у нас идут очень ровные, рабочие отношения. Мы с большим уважением относимся к культуре и вере страны, в которой мы находимся. И такое же отношение мы ощущаем со стороны иранских властей. Вот в следующем 2010 году состоится очередное богословское собеседование по диалогу «Ислам – Православие», которое будет проходить в Тегеране. Этому начинанию уже много лет. И мы плодотворно сотрудничаем. Эти собеседования проходят то в Москве, то в Тегеране. И мы согласовываем свои позиции, свои точки зрения на многие вопросы, которые нам ставит сегодняшний день.

Я хочу пожелать помощи Божьей, чтоб Господь хранил всех нас в добром здравии и самое главное, в мире. Мирного неба над нашими странами – над Россией, над Ираном. И чтобы благословение Всевышнего пребывало бы со всеми вами. Храни всех Господь!

Время от времени по всем СМИ и блогам в соцсетях проходят волны возмущений дикостью нравов в КНДР: чиновника высочайшего уровня свергли с политического Олимпа, расстреляли, добили реактивным снарядом, а потом скормили собакам. Иногда северокорейских чиновников казнят десятками, целыми трудовыми коллективами, причем на глазах у беременных жен, зомбированных детей и даже голодающих воробьев и чудом спасшихся от поедания людьми гусениц. Сетевой народ негодует и требует новых репрессий в отношении руководства КНДР. Реже, с меньшими подробностями людоедской жестокости, рассказывается о казнях христиан в Иране. Раз в год, а то и режемировые СМИ сообщают, что в Иране будут казнены христиане, причем казнят их исключительно потому, что они христиане.
Я совсем не собираюсь оправдывать режим северо-корейских коммунистических монархов, - даже если там никого не расстреливают, то мне он все равно не мил, - а вот то, что касается моего любимого Ирана, то с уверенностью могу сказать — ложь и неправда. Всегда, когда вам будут рассказывать, что в Иране казнят христиан за их веру, то знайте — вас нагло обманывают. Никаких репрессий христиан там нет, в чем я лично многократно смог убедиться.

1. Действующий храм Христа Всеспасителя в Исфахане.

Конечно, я не знаю реальной жизни христиан в Иране, вполне допускаю, что у них есть проблемы и они сталкиваются с жизненными трудностями на религиозной почве. Уверен, что совсем не просто быть религиозным меньшинством в стране, где 98% исповедуют одну религию. Скажем любой прозелитизм в Иране категорически запрещен, государство оберегает своих граждан и обращение мусульман в другие религии преследуется уголовным кодексом. Следовательно какая-либо христианская миссия под жестким запретом. Нам даже трудно представить аналогичную ситуацию в нашей стране, где, кроме православных, веками проживают представители разных религий, есть целые республики с преобладающим неправославным большинством, где есть реальная свобода вероисповедания и можно исповедовать любую религию или быть атеистом, и где религиозность народа весьма условна. Ведь когда 85% россиян записывают себя в православные, то они тем самым хотят подчеркнуть свою принадлежность к славянской нации или культуре, а не свои религиозные убеждения. Те же опросы показывают, что 17-20% от 85-ти не только во Христа, но в Бога не веруют, а уж о Православии или Христианстве имеют весьма поверхностные представления или не имеют никаких. Совсем другая ситуация в Иране, где народ действительно как бы мы сказали «воцерковлен» и все, пусть и в разной степени, но являются активными участниками «церковной» жизни. Фактически монолитное общество расколото на две неравные части - 89% населения мусульмане-шииты, 9% - мусульмане-суниты. Христианам, иудеям и зороастрийцам остаются 2%. Представители этих религий официально находятся под защитой государства.
Еще и еще раз: лично я во время путешествия никаких трудностей для христиан не видел и с каким-либо неприятием на религиозной почве не столкнулся. Если я не видел, то это не означает, что трудностей нет. Но я уверен, что никаких казней христиан по религиозным причинам быть не может. Если кого-то казнили, то это вовсе не потому, что нарушители закона были христиане, а их казнили исключительно за веру во Христа.

Я не знаю сколько в Иране живет христиан и сколько действующих храмов (бывший посол Ирана в России господин Саджади утверждает, что от 200 до 300 тысяч, а в стране около 600 христианских храмов), но точно знаю, что открыто работают христианские школы, издаются книги, газеты, журналы, есть три представителя христиан (два армянина и один ассириец) в Парламенте (Меджлисе), отстаивающие интересы и защищающие их права, а для христиан существует множество свобод, которые трудно представить по отношению к мусульманскому населению страны.

2. Греческий православный храм рядом с бывшим американским посольством.

3.

Если кто не знает, то мусульмане почитают Христа великим пророком и чтут Деву Марию. Мы были в Тегеране на площади Девы Марии, а настоятель православного храма в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев) рассказывал, что мусульманки иногда заходили в православный храм, чтобы помолиться Хазрате-Мариам (так там называют Богородицу). Кстати, о. Александр рассказывает следующее: «Узнав, что я православный священник, простые иранцы всегда высказывают свою симпатию, а также подчеркнуто вежливы и предупредительны. Я спокойнее в рясе чувствую себя в Тегеране, чем, к примеру, в Москве».
Могу подтвердить его слова. Нигде не встретил неприятия меня, как христианина. В гостинице мы пошли в баню. У меня и моего спутника Михаила Тюренкова на шее висели кресты и никто из мусульман не сказал нам ни слова или каким-либо иным образом высказал свое недовольство нашим присутствием.

Я часто слышу фразу «попробовали бы они в мечете». Вот смотрите, попробовали. В Исфахане Михаил прочитал христианскую молитву в мечете.

Сразу предупреждаю, что мы делали это не из желания оскорбить религиозные чувства верующих или из хулиганских побуждений, мы никого не пытались обратить в свою веру, а молились нашему общему Богу Творцу. Поэтому, надеюсь, никаких законов не нарушили. Всяко нам понравилась реакция местных жителей — их наш маленький флешмоб только порадовал. Они понимали, что перед ними стоят христиане и молятся единому Богу на своем языке. Даже не могу себе представить подобную акцию в России. Представляете, войдет мусульманин в православный храм и произнесет абсолютно христианскую фразу «Аллаху Акбар» (Бог велик). Представляете какой поднимется крик у наших ортодоксов? Ну и кто более веротерпим — иранцы-мусульмане или русские православные?

В крупнейшем религиозном центре Ирана городе Кум (аналог нашей Троице-Сергиевой Лавры; о Куме я расскажу особо) в двух исламских институтах нас просили прислать православные книги, спрашивали, что нужно почитать, чтобы больше и лучше узнать Христианство и Православие. Очень жалели, что у нас не переводят православные книги на фарси (при Сталине переводили, издавали и привозили в Иран. Этим занималось издательство Московской Патриархии). В одном из институтов попросили дать интервью для своей университетской газеты. Им очень хотелось рассказать студентам о визите русских православных христиан. В мавзолее праведной Фатимы местное духовенство задавало вопросы о нашей вере. Вообще у нас сложилось впечатление, что интерес к русской вере довольно велик, многие спрашивали нас о Православии. Вызвано это не желанием изменить веру, а обычным иранским любопытством и тягой к новым знаниям. Они вообще очень открытый народ, несмотря на множество государственных запретов.

Самая большая христианская община в Иране — это армяне. Они богаты, влиятельны и во многом независимы. После них можно назвать ассирийцев. Еще меньше католиков и почти нет русских православных. Мы посетили несколько христианских общин в Тегеране (были в русском храме, большом армянском центре и отдельном армянском храме) и большом историческом армянском центре в городе Исфахан. Расскажу о них особо.

4. Свято-Николаевский храм в Тегеране.

С Русской Церковью давние отношения. Первый православный русский священник прибыл в Иран в 1597 году. После Петра Великого духовная миссия работала на постоянной основе. Понятное дело, что священники окормляли исключительно русских, проживавших в Иране. Первый храм (св. Александра Невского) был построен в 1886 году в резиденции русского посла, а в 1895 г. второй храм (свт. Николая) на территории русского посольства. После 1917 года советскими властями храмы были закрыты и разрушены, а русская диаспора вынуждена была построить свой храм. Так как русские эмигранты большей частью не приняли советскую власть и являлись прихожанами РПЦЗ, то участок решили купить рядом с американским посольством. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект собора. Начавшаяся вторая мировая война и частичная оккупация Ирана советскими войсками отодвинули постройку храма. Начали строительство в 1944 г., а 8 марта 1945 г. на купола были водружены кресты. Иконостас был перенесен из разоренной посольской церкви.

5. Потолок апсиды покрыт зеркалами. Очень красиво.

Рядом с храмом был построен двухэтажный дом, где разместились канцелярия и квартира священника.
В 1979 г., во время Исламской революции, находящееся через дорогу от храма американское посольство было разорено, многие работники дипмиссии были убиты, само посольство разграблено. Но русских храм никто пальцем не тронул.

6. Вход. Такой же большой крест на двери снаружи со стороны улицы. Через дорогу, в 20 метрах бывшее американское посольство. Его забор прикрыл какой-то припарковавшийся автобус.

Тем не менее, из-за разрыва отношений с США, разорвались связи с находящимися в Америке священноначалием РПЦЗ. Из-за отсутствия священника и массового исхода русских храм закрыли. Открылся он спустя 16 лет уже под омофором русского Патриарха. Первым и пока единственным настоятелем стал тогда еще игумен Александр (Заркешев).
Еще в Тегеране есть христианское кладбище, где похоронено много русских. Например, личный фотограф Султана Ахмад-шаха (последний из династии Каджаров) был православным. Да и вообще нужно упомянуть о связях последних представителей династии Каджаров с Россией. У последнего шаха было пять русских орденов (в том числе св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского). Такие же ордена были у его отца Мохаммед Али-шаха. Любопытно, что после того, как Мохаммеда Али-шаха свергли, он уехал в Одессу и до прихода большевиков в 1920 году жил там на улице Гоголя.

7. В колокола звонят.

Тегеранские армяне.
В Тегеране работает армянский культурный центр. Это огромная территория со своим футбольным полем, спортивными сооружениями, включая открытый бассейн, бизнес-центром и даже своим кладбищем. На территории центра женщины ходят без платков, плавают в европейских купальных костюмах в бассейне, пьют вино, одним словом, делают все, что запрещено для мусульман. Власти это знают, но никак не вмешиваются в работу центра. Это ваши традиции — живите как хотите, но за забором, чтобы не смущать мусульман. Мы были в центре с мусульманами переводчиком и водителем. Никаких смущений с их стороны или запретов со стороны властей на посещение центра не было.

8. Мемориал генацида армян.

9.

10. В армянском центре.

11. Шампанское охлаждается. Последние приготовления к свадьбе.

12. Армянские храмы самые большие.

13. Возможно я ошибаюсь, но мне говорили, что в этом храме покоятся останки А.С. Грибоедова.

14. Перед храмом прямо на улице церковная лавка. Книги продаются совершенно открыто.

15. Очень большой армянский центр с 1604 г. функционирует в одной из бывших столиц Ирана г. Исфахан.

16. Собор Святого Христа Всеспасителя (построен в 1664 г.) украшают восхитительные росписи, а на одной из стен изображена картина Страшного Суда.
К сожалению в храме съемка категорически запрещена, я успел сделать только один кадр (первый в этой записи) и Страшный Суд мне сфотографировать не дали. Выкладываю то, что нашел в интернете. Обратите внимание, что на фреске множество полностью обнаженных фигур. Напоминаю, что изображение голого человеческого тела в Иране запрещено. Этим фрескам сотни лет и никто их пальцем не тронул.

17. Еще один чужой снимок храма.

18. Роспись снаружи храма.

19. Внутренний двор.

20. Товары из лавки.

С 1647 г. в центре работает типография и издается в том числе и христианская литература.
Насколько велико было влияние армян и хорошо развился их бизнес можно судить по такому факту: в 1660 г. местные армяне подарили русскому царю Алексею Михайловичу трон из золота, на котором было 876 бриллиантов, 1233 изумрудов и рубинов, и все это было окаймлено тремя рядами жемчугов. Сейчас этот трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Сейчас армяне имеют разрешение даже на открытую продажу вина, хоть и в ограниченных количествах. Откуда берут не знаю. Кроме этого центра в Исфахане есть еще 4 или 5 храмов. В том числе Георгия Победоносца. Но мы там не были.

Да, забыл упомянуть, что евангельские волхвы пришли из Персии и принесли Христу именно иранские подарки. А сейчас иконы для себя или друзей можно купить совершенно свободно во многих торговых центрах.
21. Это базар в Исфахане.

22. Снимок не резкий, но иконы видны. Антикварная лавка в Тегеране.

23. Рождество не под запретом. Его, конечно, не празднуют как в христианских странах, но к празднику во многих торговых центрах устраивают продажи рождественских товаров.

.
II. Имам Хомейни и революция.
III. Люди.
a) Семейные ценности и традиции.
b) Отношение к женщине.
IV. Тегеран:
a) Город;
b) Канаты.
V. Книги и фильмы.
VI. Религия:
a) Зороастризм;
b) Христиане
с) Иудеи.
d) Ислам.
VII. Жемчужина Ирана Исфахан:
a) Площадь Имама и город;
b) Мечети;
c) Дворцы;
d) Рынок;
e) Птицы.
VIII. Духовная столица Ирана Кум:
a) Гробница праведной Фатимы;
b) Библиотека праведного Марши Наджафи и духовные институты.
IX. Маленький чудо-остров в Персидском заливе.

Первый русский священник появился в этой стране четыреста лет назад. Здесь работали и жили многие наши соотечественники, после революции нашли приют русские эмигранты. Вдали от Родины они особенно нуждались в духовном окормлении.

Иран – страна исламская, все женщины, включая православных, обязаны носить
платок и плащ, несмотря на сильную жару

Первые

Со второй половины XVI века, когда вследствие победоносных войн царя Иоанна Грозного граница Руси приблизилась к Ирану, между двумя странами стали активно развиваться торговые, а затем и дипломатические отношения. Первое официальное русское посольство было направлено в Тегеран в 1588 году, а через десять лет при третьем посольстве, которое возглавлял князь Василий Тюфякин, уже состоял постоянный священник – иеромонах Никифор.

Трагически сложилась судьба этого посольства: моровое поветрие унесло жизни большей части сотрудников и самого посла. Тогда дипломатическую миссию возглавил отец Никифор. Примечательно, что шах Ирана проявил к нему такое уважение, что во время переговоров усадил православного священника выше других послов, на самое почетное место.

Урмийская миссия. В 1898 году в Иране была создана Миссия Русской Православной Церкви для ассирийских христиан с центром в городе Урмия. Произошло это после присоединения Ассирийской Церкви Востока к Русской Православной Церкви. Для содействия Урмийской Миссии в 1904 году в Петербурге было основано Кирилло-Сергиевское братство. Тогда же был рукоположен в епископа архимандрит Илия (Абрагамов). Через год Миссия имела двух епископов и более 60 священников и диаконов, располагала 40 храмами и 60 школами с 2000 учащихся. При Миссии даже действовал пансион на пятьдесят человек.
С началом Первой мировой войны часть Миссии была эвакуирована в Российское Закавказье. После революции Русская Церковь не могла уже поддерживать Урмийскую Миссию. Ее последним начальником был епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов) – будущий новомученик Российский, пострадавший от большевиков в г. Верном. Его память совершается 3/16 сентября.
В 1921 году епископ Илия вступил в общение, а затем и присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. Годом позже Архиерейский Синод РПЦЗ назначил начальником Урмийской Духовной Миссии архимандрита Виталия (Сергиева), который формально оставался в этой должности до своей кончины в 1946 году

Идею об учреждении в Тегеране русского православного храма впервые высказал Петр Первый. Но церкви открылись уже после смерти императора: с 1735 года вплоть до начала Русско-иранской войны 1804–1813 годов в русских консульствах в Исфахане и Реште действовали православные домовые храмы.

Во второй половине ХIX века значительное расширение торговых связей между Ираном и Россией привело к увеличению русской колонии в Тегеране. По личному указу Александра II в Российскую Императорскую Миссию был назначен постоянный священник.

Никольский храм в Тегеране

В 1895 году в Тегеране, на территории Российской Императорской Миссии, был освящен храм во имя Святителя Николая Мирликийского. Но просуществовал он недолго – в 1921 году в результате переговоров советского правительства с персидским послом Мошевероль-Мемелеком был подписан договор, по которому в Персии были закрыты все религиозные миссии, а земли, постройки и все церковное имущество безвозмездно передавалось в вечное владение персидскому народу.

Первый советский посланник в Тегеране Ф.А. Ротштейн начал свою деятельность с разорения Никольского посольского храма. Все святыни были выброшены на улицу. Это вызвало возмущение церковной общественности, верующие устроили митинг на площади Бахаристан перед меджлисом. Они простояли там трое суток и добились своего – власти разрешили открыть в Тегеране русский православный храм. Его устроили на первом этаже арендованного частного дома на улице Аромане. Архимандрит Виталий (Сергиев) стал его настоятелем. Отсутствие связи с Родиной привело к тому, что в 1920-х годах Никольский приход оказался в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

От войны до наших дней

Небольшой домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться. В феврале 1941 года на северной окраине Тегерана был приобретен участок под строительство нового храма. Средства собирали всем миром. Проект выполнил русский архитектор Н.Л. Марков. Но тут началась Великая Отечественная война, постройку пришлось отложить.

Торжественная закладка нового церковного здания состоялась лишь в августе 1944-го. А в марте следующего года уже были водружены кресты на купола, в следующем месяце храм освятили. Летом 1961 года при храме открылась церковно-приходская школа, в ней обучались более семидесяти детей. Вскоре на храмовой территории было построено новое здание школы и библиотеки. В те же 1960-е благодаря трудам настоятеля архимандрита Викторина (Любях) при храме был создан русский дом престарелых в Тегеране. Старики содержались за счет Церкви и на пожертвования благотворителей. В 1970-х храм Святителя Николая получил от Архиерейского Синода РПЦЗ статус собора.

После исламской революции 1979 года многие иностранцы, в том числе и русские граждане, покинули Иран. Священников сюда больше не направляли, и постепенно Никольский собор пришел в запустение. До 1995 года приход формально находился под юрисдикцией Зарубежной Церкви, но около 20 лет не имел пастырского окормления. В феврале 1995-го храм был принят в юрисдикцию Московского Патриархата и получил, наконец, настоятеля – архимандрита Александра (Заркешева).

Сейчас Никольский приход в Тегеране состоит из потомков русских эмигрантов, которые постоянно проживают в стране и имеют иранское гражданство, а также сотрудников Посольства РФ, торгпредства, российских организаций, находящихся в Иране, и членов их семей – всего около 250 человек. Посещают храм и православные из посольств Белоруссии, Болгарии, Грузии, Греции, Кипра, Румынии, Украины. Иногда сюда приходят даже мусульманки, чтобы попросить у Пресвятой Девы Марии (Хазрате-Мариам) чего-то очень важного.

В 1998 году храм приобрел законченный вид, купола были покрыты материалом «под золото», как первоначально задумывал архитектор. Московские художники провели реставрационные работы по восстановлению иконостаса. Пять старых икон было отреставрировано, а икона Святителя Николая написана заново. В следующем году художники Александр и Екатерина Ивановы расписали внутренние своды храма в лучших традициях древнерусской живописи.

Отстояли христианские кладбища

В конце 1996 года власти Тегерана утвердили новый план благоустройства и реконструкции города, по которому христианские кладбища в районе Дулаб должны были снести, разбив на их месте парк. По инициативе настоятеля Николаевского собора и тегеранского архиепископа Армянской Григорианской Церкви посольства Российской Федерации, Армении, Грузии, Польши, Италии и Франции направили в МИД Ирана дипломатические ноты с разъяснением недопустимости сноса кладбищ. В результате территория христианских кладбищ в районе Дулаб была внесена в реестр памятников старины и в настоящее время охраняется государством.

Где еще православному помолиться в Иране?

На побережье Каспийского моря в портовом городе Энзели в 2008 году был освящен Свято-Николаевский храм. В настоящее время его приход состоит из пятнадцати человек – потомков русских эмигрантов начала прошлого века.

Российские специалисты, строящие АЭС на южном побережье Персидского залива, в своем поселке в городе Бушере обустроили в специальном помещении православную часовню Казанской иконы Божией Матери.

В блокнот паломнику:

Приход Свт. Николая Чудотворца

Shahid Mofateh 129, Teheran, Iran

Тел.: +982 18 830 1067

E-mail: [email protected]

Настоятель: архимандрит Александр (Заркешев)

Елена Прокофьева, Галина Дигтяренко

фото Федора Дядичева

Православие в Персии – Иране

Христианская религия пришла в Персидскую империю Сасанидов очень рано Истоки ее восходят к иудейско-христианским группам послеапостольского периода Христианство довольно быстро распространилось среди сирийцев, живущих по обе стороны границы двух великих империй – Римской и Персидской Но к концу XIX в Православная Церковь в Персии была представлена лишь ассирийским меньшинством, компактно проживающим к западу от озера Урмия.

Русское православное духовенство впервые появилось на территории Персии в конце XVI в в связи с направлением в эту страну русских послов С начала XVIII в русское православное духовенство постоянно находилось при дипломатических миссиях в Персии В начале ХХ в, благодаря стараниям Русской Духовной Миссии, произошло воссоединение значительной части урмийских ассирийцев с Православной Церковью.

После октябрьского переворота 1917 г. представителем советской власти в Персии стал бывший офицер Персидского фронта, левый эсер по убеждениям, И Коломийцев Узнав об этом, русские офицеры Персидской казачьей бригады снарядили отряд добровольцев с подполковником Филипповым для перехвата советского постпреда Захватив Коломийцева, офицеры нашли при нем мешок с золотой церковной утварью – советской «валютой», предназначенной для покрытия расходов дипломата. Потрясенные таким святотатством, офицеры казнили своего бывшего фронтового товарища.

Одновременно с установлением дипломатических связей с Персией большевики пытались создать восточный фронт мировой революции В порту г Энзели находился интернированный англичанами деникинский военный флот в составе десяти боевых кораблей и семи вспомогательных судов Под предлогом возвращения флота в Россию 18 мая 1920 г Волжско-Каспийская военная флотилия прогнала англичан и захватила русские крейсера В июне была сформирована так называемая Персидская Красная армия, куда вошли высадившиеся десантники в качестве «добровольцев» Эта армия предприняла несколько попыток наступления на Тегеран, но была остановлена частями Персидской казачьей дивизии Не добившись успеха вооруженным путем, советское правительство в ноябре 1920 г начало в Москве прямые переговоры с персидским послом Мошевероль-Мемелеком, которые закончились лишь 26 февраля 1921 г подписанием советско-персидского договора Статья 15-я этого договора касалась деятельности Русской Православной Церкви в Персии Согласно ее содержанию, советское правительство объявило закрытыми в Персии все религиозные миссии, а земли, постройки и все церковное имущество безвозмездно передало в вечное владение персидскому народу в лице правительства Персии.

25 апреля 1921 г в Тегеран прибыл первый официальный советский посланник Ф А Ротштейн Новым хозяевам, обосновавшимся в здании Российской Императорской миссии, православные храмы были не нужны, и они их ликвидировали Находившийся в здании миссии Свято-Николаевский посольский храм пострадал больше всего Его святыни просто были выброшены на улицу Александро-Невский храм в Зарганде, по причине своей удаленности от центра, пострадал меньше Прихожане из числа русской колонии и начавшие прибывать из СССР эмигранты, чтобы не допустить святотатства, сами вынесли все, что было в церкви. Был даже разобран и увезен иконостас храма, так что большевикам осталось одно здание с голыми стенами.

Возмущенная действиями представителей советской власти церковная общественность устроила митинг на площади Бахаристан, находящейся перед меджлисом, где верующие простояли трое суток, пока не добились выполнения своих требований Власти разрешили открыть в Тегеране русскую православную церковь Первая домовая церковь была обустроена на первом этаже арендованного частного дома на улице Аромане, храм был оборудован иконостасом из Александро-Невской церкви Службу в новоустроенном храме продолжил иеромонах Виталий, служивший до этого в посольской церкви В подвале дома была устроена свечная мастерская, которой заведовал бывший подпрапорщик Архип Патхусов Первым старостой молитвенного дома стал Грицко. После его отъезда в Шанхай с 1920 по 1925 г. эту должность исполнял бывший офицер инженерных войск Смолов Следующим старостой был уже упомянутый Архип Патхусов С 1925 по 1943 г постоянным регентом-чтецом Свято-Николаевской церкви был Павел Федорович Гривский.

Русская колония Персии в 1920-1930-е гг. значительно выросла за счет эмигрантов, покинувших СССР Русская эмиграция в Персию осуществлялась двумя путями Один проходил с Кавказа через Баку в Персидский Азербайджан и Гилян, а другой из Туркестана через Ашхабад в Медеш (провинция Хорасан). Те же русские, кто не смог найти себе место в Персии, двигались дальше, через Багдад к Средиземному морю, а затем в Европу.

В середине 1930-х гг произошла еще одна волна эмиграции из СССР в Иран Проживавших в Советском Союзе иранских подданных поставили перед дилеммой – или они принимают советское гражданство, или выезжают из страны Большое количество персов, армян, ассирийцев вынуждены были переехать в Иран А так как высылаемые семьи в большинстве случаев были смешанными, то в Иран, помимо своей воли, попало множество русских людей.

В Тегеране русские люди находили духовное окормление и пастырское утешение в Свято-Николаевском молитвенном доме, у иеромонаха Виталия, который в 1922 г решением Архиерейского Синода РПЦЗ был возведен в сан архимандрита и назначен начальником возрожденной Русской Духовной миссии в Урмии.

12 мая 1927 г. в Тегеране «Обществом помощи русским беженцам в Персии» была открыта русская библиотека-читальня. В начале 1930-х гг. в Тегеране появился беженец-священник Иона Корецкий Архиерейский Синод РПЦЗ принял его в молитвенное общение и разрешил ему служение, но прихожане не допустили его в свой приход по каким-то своим, вероятно, обоснованным, причинам.

В Урмии оставалась немногочисленная община православных ассирийцев, которые после ухода турок вернулись к своим разрушенным домам Ими до самой своей кончины в 1927 г руководил православный епископ Мар-Илия Затем эти верующие перешли под руководство архимандрита Виталия, который хорошо знал ассирийский язык и любил своих урмийцев.

Еще действовал казвинский Свято-Николаевский храм при Управлении Энзели-Тегеренской и Казвино-Хамаданской шоссейных дорог. В нем служил священник Ефимий Васильев. С февраля 1929 г по январь 1945 г настоятелем этого храма был сотрудник Урмийской Духовной миссии священник Сергий Бадалов, из ассирийцев В Казвине находилось православное русское кладбище, и при нем существовала русская богадельня (старческий дом).

В Энзели на рыбных промыслах братьев Лианозовых находился Свято-Николаевский молитвенный дом После революции в Энзели эмигрировал священник Павел Стеклов, который до переезда в Персию был настоятелем церкви в г Астара Ленкоранского уезда Бакинской губернии Отец Павел служил в этом храме до мая 1920 г, когда в Энзели высадились части Красной армии Промыслы были экспроприированы советской властью, а церковь закрыта Молитвенный дом несколько раз менял свой адрес, переезжая с одного места на другое В целом Энзели, позднее переименованный в Пехлеви, был самым «русским» городом Персии. Большинство горожан были выходцами из России и прекрасно говорили по-русски В 1920-е гг здесь действовала русская школа Помимо Энзели, отец Павел служил для прихожан из главного города провинции Решта, где после 1917 г также образовалась многочисленная русская колония.

В 1933 г, с новой волной эмигрантов, в Мешхеде, главном городе провинции Хоросан, появился обновленческий «митрополит» Василий (Смелов), бежавший с женой и детьми из Туркестана Пользуясь неосведомленностью большинства тегеранских верующих о том, что происходит в религиозной жизни СССР, «митрополит» стал выдавать себя за правильно посвященного иерарха и совершать церковные обряды для многочисленной русской колонии. В июле 1933 г. он письменно обратился к архимандриту Виталию с просьбой прислать ему церковные книги и облачение Связавшись с Архиерейским Синодом РПЦЗ, архимандрит Виталий получил от Синода запрет на молитвенное общение с «живоцерковником», лишенным благодати и находящимся под анафемой, о чем о Виталий информировал русскую общину в Мешхеде и самого Смелова Тогда Василий Смелов обратился к митрополиту Евлогию, находившемуся в то время в константинопольской юрисдикции, и к самому Патриарху Константинопольскому По этому поводу было опубликовано даже специальное послание председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Антония к православной пастве в Персии с разъяснением того, почему нельзя общаться с вновь прибывшим обновленческим иерархом Впоследствии общинам РПЦЗ в Персии еще не один раз приходилось сталкиваться с обновленцами, бежавшими из СССР. Например, с сыном «митрополита» Василия – Пантелеимоном Смеловым, рукоположенным в «священника» своим отцом После смерти отца Павла Стеклова этот «священник» предложил свои услуги прихожанам прихода в Пехлеви, и те, за неимением священника, согласились На неоднократные требования архимандрита Виталия удалить из церкви лжесвященника прихожане отвечали, что он служит «…у нас не по своей воле, а по нашему настоянию с надеждой на Божье милосердие…» Впоследствии Пантелеимон Смелов написал прошение в Синод РПЦЗ о воссоединении с Православной Церковью Синод предписал провести чин воссоединения П В Смелова в Тегеранском храме через исповедь и всенародное покаяние.

Уже с начала 1930-х гг. настоятель Свято-Николаевского храма в Тегеране архимандрит Виталий (Сергеев), которому в 1934 г исполнилось шестьдесят лет, стал беспокоиться о том, что будет с приходом после его смерти В своих посланиях, адресованных Архиерейскому Синоду, он неоднократно просил назначить ему помощника в священном сане Руководство РПЦЗ 4 марта 1941 г приняло решение о назначении иеромонаха Владимира (Малышева) вторым священником в Тегеран, куда он и прибыл 3 апреля 1941 г Иеромонах Владимир до принятия монашества был военным врачом и в этом качестве участвовал в Первой мировой войне После революции вместе с женой и детьми нашел пристанище в Югославии, где произошла семейная трагедия – его сын покончил жизнь самоубийством Потрясенные горем родители приняли монашеский постриг. Отец Владимир проходил служение в Зарубежной Духовной миссии в Иерусалиме, оттуда был направлен в Тегеран Будучи по профессии врачом, о Владимир бесплатно лечил всех бедных людей в Тегеране, независимо от их вероисповедания Большую пастырскую работу проводил о Владимир с пленными поляками, которых во время войны перевозили через Иран из советских лагерей для военнопленных на Ближний Восток в армию генерала Андерса.

Важным событием в жизни персидских приходов РПЦЗ явилось строительство Свято-Николаевского собора в Тегеране С самого начала своего существования Свято-Николаевский храм, размещенный на улице Арамане, не мог вместить всех желающих помолиться, особенно по большим праздникам На Пасху верующие заполняли весь двор и всю улицу, так что городские власти специально для поддержания порядка присылали полицейских Необходимость постройки нового просторного храма была очевидна, но, как всегда, для осуществления этого проекта не хватало средств К началу 1940-х гг ХХ в положение изменилось Из прихожан была сформирована Организационная комиссия, которую утвердили местные власти Этой комиссией 6 февраля 1941 г на северной окраине Тегерана, напротив миссии США, был приобретен участок за 210 тысяч риалов Средства на постройку собирали всем миром Так, на пасхальной заутрене 29 марта 1941 г распространялись специальные благотворительные билеты Но начавшаяся Вторая мировая война и последовавшие за ней события отодвинули постройку храма.

25 августа 1941 г, используя 6-ю статью советско-персидского договора от 1921 г, советские войска вошли на территорию Ирана Одновременно с запада и юга в страну вступили английские войска Все немцы и их союзники были интернированы, а затем высланы в Австралию 29 января 1942 г в Тегеране СССР, Англия и Иран подписали договор, по которому через Иран стали осуществляться поставки военно-технических грузов из портов Персидского залива в СССР.

С приходом советских войск в Северный Иран большинство эмигрантов переместилось на юг, в английскую оккупационную зону, хотя многие офицеры бывшей Императорской армии обращались в советское посольство с просьбой послать их на фронт.

Постепенно, к 1943 г, жизнь в Тегеране стабилизировалась Прихожане русской общины снова занялись постройкой храма Иеромонах Владимир активно собирал, где только мог, деньги на строительство В марте 1943 г сумму в 20 тысяч риалов пожертвовал Н. И. Машуров – владелец ювелирного магазина на улице Лалезар Большие суммы внесли Д. И. Кастелиди, хозяин асфальтового завода, и В. И. Полосатов, владелец ювелирного завода «Омега» Крупные денежные вклады внесли и русские женщины А. В. Атабекова и Т. Р. Исаева Последняя была замужем за армянином, который делал большие пожертвования как на строительство русской церкви, так и на возведение армянского храма на улице Кавам-Салтанэ Оба храма строились одновременно и под наблюдением русского архитектора Н. Л. Маркова.

21 августа 1944 г состоялась торжественная закладка храма, которую по благословению Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия произвели архимандрит Виталий и иеромонах Владимир при огромном стечении народа При возведении фундамента прихожане бросали в основание церкви царские золотые монеты Во многом благодаря усилиям Н. Л. Маркова строительство храма успешно продвигалось. Уже 8 марта 1945 г. были водружены кресты на купола храма Был перенесен из молитвенного дома и установлен в новом храме иконостас Александро-Невской посольской церкви, что подчеркнуло преемственность православного храмостроительства в Тегеране С восточной стороны одновременно с храмом был выстроен двухэтажный церковный дом, где разместились канцелярия и квартира священника. Через месяц, 9 апреля 1945 г состоялось освящение нового Свято-Николаевского собора.

Возведение нового православного храма в Тегеране стало венцом всей жизни архимандрита Виталия После освящения церкви он больше не совершал богослужений, а только сидя молился в алтаре В 1946 г последний начальник Урмийской Духовной миссии и многолетний настоятель тегеранского прихода РПЦЗ архимандрит Виталий тихо и мирно скончался Отец Виталий завершил свой жизненный путь в Иране, в стране, в которой он прослужил Господу около сорока лет.

После архимандрита Виталия настоятелем Свято-Николаевского собора в Тегеране стал иеромонах Владимир (Малышев), возведенный Архиерейским Синодом РПЦЗ в сан архимандрита В настоятельство о Владимира при храме была открыта школа, в которой досконально изучались предметы – русский язык и Закон Божий Для молодежи прихода стали устраиваться летние лагеря, для чего недалеко от Зарганде снимался сад, где разбивались палатки Вместе с детьми архимандрит Владимир ходил в походы по горам, разучивал с ними духовные песни и вел поучительные беседы После вывода советских войск из Ирана в 1947 г. о. Владимир стал часто выезжать в Пехлеви для окормления местной русской общины (до этого требовалось специальное разрешение советской комендатуры) В марте 1949 г по благословению своего настоятеля приходской совет Свято-Николаевского собора в Тегеране постановил помочь деньгами пехлевийской общине для приобретения участка земли с домом Уже через два месяца, 9 мая того же года архимандрит Владимир освятил новый дом с церковью В 1951 г о. Владимир умер от рака, пережив своего предшественника о. Виталия всего на четыре года.

Новым настоятелем Свято-Николаевского собора в Тегеране Архиерейский Синод РПЦЗ назначил иеромонаха Серафима (Серова) Все прихожане тегеранского прихода РПЦЗ отмечали удивительную доброту и особую духовную чуткость этого священника. Он очень любил детей, и они платили ему тем же. В январе 1951 г настоятеля Тегеранского прихода возвели в сан игумена, а в феврале 1952 г в сан архимандрита В это время в Иране активно действовало отделение Толстовского фонда, возглавляемое прихожанкой храма Самсоновой Фонд снабжал русских эмигрантов американскими продуктовыми посылками, а также оказывал содействие в переселении на постоянное место жительства в США, для чего при фонде были открыты курсы английского языка Многие русские прихожане с помощью Толстовского фонда покинули Иран.

Архимандриту Серафиму выпало испытание пережить в тегеранском приходе череду смут и противостояний Так, в начале 1950-х гг русский эмигрант доктор Павел Левицкий поехал в Сирию, где от представителей Антиохийского Патриархата получил посвящение в сан священника. Вернувшись в Тегеран, Левицкий открыл в своей квартире домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в которой совершал богослужения и требы В Тегеране образовался параллельный русскоязычный православный приход В самой общине при Свято-Николаевском соборе начались раздоры и распри Прихожане разделились на группировки, каждая из которых стремилась господствовать в приходском совете Противостояние нарастало, хотя о Серафим до последнего, не желая вмешиваться в приходской конфликт, надеялся, что Бог вразумит враждующие стороны Попытки архимандрита Серафима примирить прихожан привели к тому, что в 1961 г по доносу двух членов приходского совета полиция арестовала священника как советского шпиона Две русские женщины – Людмила Решетникова и Агриппина Перунаская, хорошо владевшие персидским языком, стали хлопотать об освобождении о Серафима Для этого они встретились с очень влиятельным шиитским священнослужителем а ятоллой Кашани Последний знал архимандрита Серафима лично, так как после землетрясения в г. Трут священник вручил аятолле Кашани деньги, собранные русским приходом в помощь пострадавшим Через три дня о Серафим был освобожден из-под ареста Прихожанам архимандрит заявил, что не может оставаться на приходе, где постоянно идут распри и борьба, а хочет спокойно служить Богу Вскоре Архиерейский Синод РПЦЗ перевел о Серафима в Зарубежную Духовную миссию в Иерусалим, где он прослужил еще долгие годы.

В апреле 1961 г в Тегеран прибыл из США, из Ново-Коренной пустыни, новый настоятель Свято-Николаевского собора игумен Викторин (Любях) Известно, что во время Второй мировой войны он служил военным священником Русского корпуса на Балканах. Этот корпус был сформирован в 1941 г. из русских эмигрантов в Югославии и воевал на стороне фашистской Германии против партизан Тито. С группой военнослужащих он попал в плен и был расстрелян партизанами Будучи тяжело раненым, он сумел выбраться из общей могилы.

Прибыв в приход, игумен Викторин быстро навел порядок и помирил все враждующие стороны Прихожане отмечали, что по характеру о Викторин был энергичным, деловым человеком и имел строгий нрав В Тегеране он развернул бурную деятельность. В июне 1961 г. возобновила свою работу церковноприходская школа, в которой обучалось свыше семидесяти детей Созданная в Тегеране в 1930 г «Благотворительным обществом помощи русским беженцам» русская библиотека 18 мая 1962 г была передана во владение Свято-Николаевскому собору В июне 1962 г. Архиерейский Синод РПЦЗ возвел игумена Викторина в сан архимандрита. В начале 1960-х гг. стараниями этого священника был создан русский дом престарелых в Тегеране на улице Арфа Насельники этого заведения содержались за счет церкви и на пожертвования благотворителей Например, армяне – эмигранты из России Арзумян и Микалян, владевшие в Тегеране мясоперерабатывающим предприятием, бесплатно посылали старческому дому колбасные изделия Хозяйка респектабельного ресторана «Ксанду» ежедневно снабжала жителей богадельни бестшатными обедами.

В 1963 г на территории церкви началось строительство нового здания церковно-приходской школы и библиотеки, которое было окончено в 1965 г В начале своего пребывания в Иране архимандрит Викторин совершал богослужения в Пехлевийской церкви, но потом у него возникли недоразумения с местными прихожанами, и он перестал ездить в Пехлеви.

В бытность о Викторина произошло одно знаменательное событие В Тегеране было много смешанных семей – русских женщин, вышедших замуж за персов По указу Архиерейского Синода РПЦЗ таким женщинам был запрещен вход в церковь Еще архимандрит Серафим хлопотал об отмене этого чрезмерно строгого указа При о Викторине, наконец, было получено разрешение русским женщинам, имевшим супругами иранцев, посещать Свято-Николаевский храм Число прихожан сразу же заметно увеличилось Летом 1970 г архимандрит Викторин покинул Иран и вернулся в США в распоряжение Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета.

Следующим настоятелем тегеранского прихода РПЦЗ стал священник Алексий Наумов. Но прослужил он недолго, несколько недовольных прихожан обвинили его в шпионаже в пользу СССР. В царствование шахиншаха Мохаммеда Резы Пехлеви такое обвинение могло привести к серьезным последствиям, и поэтому в ноябре 1971 г священник Алексий Наумов вынужден был покинуть страну.

Летом 1972 г. в Иран прилетел начальник Зарубежной Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний (Граббе), который являлся и благочинным приходов РПЦЗ на Ближнем Востоке Он проводил богослужения в тегеранском приходе и одновременно собирал пожертвования на Иерусалимскую миссию По ходатайству о Антония Свято-Николаевский храм в Тегеране получил от Архиерейского Синода РПЦЗ официальный статус собора До назначения постоянного настоятеля архимандрит Антоний совершал богослужения в Тегеранском соборе на большие праздники – Рождество и Пасху.

Следующим настоятелем Тегеранского храма Архиерейский Синод РПЦЗ назначил протоиерея Сергия Черткова, происходившего из знатного дворянского рода После революции семья Чертковых разделила участь многих русских изгнанников Будущий о Сергий оказался в Югославии Во время Второй мировой войны попал в концлагерь, где, чудом избежав смерти, дал обет служить Богу В 1946 г Сергий Чертков добрался до Парижа, и 15 марта 1947 г епископ Нафанаил (Львов) рукоположил его во диакона Первые десять лет своего служения он сопровождал архиепископа Иоанна Шанхайского в его разъездах по Западно-Европейской епархии. С 1966 г. протодиакон Сергий был администратором Зарубежной Русской Духовной миссии в Иерусалиме После Шестидневной войны, 11 сентября 1968 г о. Сергий подписал договор с государством Израиль, согласно которому церковное имущество на Западном побережье и в Восточном Иерусалиме остается за РПЦЗ В 1970 г Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет рукоположил о. Сергия в священники.

В мае 1973 г протоиерей Сергий Чертков вместе с супругой Анной Михайловной, урожденной Родзянко, внучкой последнего председателя царской Думы, прибыл в Иран. Главным делом о Сергия в Тегеране стало строительство при Свято-Николаевском соборе старческого дома Часть средств на новостройку была выручена от продажи старого дома престарелых, часть собрали прихожане, значительную часть пожертвовала жена иранского шаха Фарах Пехлеви После завершения строительства протоиерей Сергий покинул Тегеран и направился для служения во Францию, где служил в приходах РПЦЗ в Каннах и Монморанси.

В 1978 г в тегеранском приходе недолго служил священник Виктор Магран, прибывший вместе с архимандритом Антонием (Граббе). Затем также недолго, в течение 1979 г., служил священник Димитрий из Торонто После отъезда о Димитрия Архиерейский Синод РПЦЗ не мог подобрать подходящего пастыря, и русский православный приход в Тегеране надолго остался без священнослужителя Отчасти такое положение можно объяснить и тем, что в это же время в Иране происходила Исламская революция Нужно отметить, что Революционный совет аятоллы Телегани благосклонно отнесся к проблемам русских православных людей в Тегеране Посланец аятоллы Телегани передал богадельне при Свято-Николаевском Соборе продукты и 30 тысяч риалов.

В 1986 г. был ликвидирован Свято-Николаевский храм в Казвине Земельный участок, на котором стояла русская церковь, был передан Министерству путей сообщения К тому времени в Казвине почти не осталось русских людей Храмовые иконы, колокол и церковный купол с крестом были благоговейно перевезены и помещены в тегеранском храме РПЦЗ.

Исламская Республика Иран является на сегодня единственной страной в мире, где до сих пор признаются некоторые законы Российской империи После победы Исламской революции в Иране судебное право в стране было приведено в соответствие с нормами шариата – исламского законодательства Религиозные меньшинства, в том числе и христиане – в области семейного права, получили разрешение руководствоваться своими религиозными нормами В связи с этим православная общественность Тегерана осуществила перевод на фарси законодательных актов, касающихся семейного права (вопросы бракосочетания, развода, наследства, усыновления) с текста Полного свода законов Российской империи. Этот документ получил утверждение в Министерстве юстиции Исламской Республики Иран.

Последним священником, рукоположенным в РПЦЗ, на котором заканчивается история иранского православия в лоне этой юрисдикции, является о Стефан Евних Этот священник родился в 1937 г в Москве в семье ассирийцев, выходцев из Ирана В 1955 г будущий священник обучался в Московской духовной семинарии В 1961 г. Стефан, как имеющий иранское подданство, переехал на постоянное жительство в Иран. После победы Исламской революции предложил свою кандидатуру руководству РПЦЗ на вакантное место священника тегеранского храма После этого Стефан был рукоположен в РПЦЗ во диакона и затем в священника Решением Архиерейского Синода РПЦЗ то 30 января 1989 г священник Стефан Евних назначен настоятелем Свято-Николаевского собора в Тегеране с поручением «миссионерской деятельности в странах и княжествах Ближнего Востока, где проживают православные ассирийцы». Этот священник прослужил в храме вплоть до своей скоропостижной кончины в апреле 1992 г.

В течение следующих трех лет число иранских прихожан РПЦЗ неуклонно сокращалось Это происходило в первую очередь из-за отсутствия постоянного священника, которого Архиерейский Синод не мог назначить в эту страну, а также продолжающегося отъезда из страны русских людей В то же время Свято-Николаевский храм в Тегеране стали посещать сотрудники российского посольства, что раньше (по советским правилам пребывания за рубежом) категорически запрещалось Постепенно состав прихожан изменился, что в итоге привело к переходу иранских приходов РПЦЗ в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата в 1995 г.

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

Глава IX Христианство в Персии, Армении и Иверии Религиозные смуты, волновавшие Константинопольскую Церковь, тяжело отозвались на Востоке – в Персии и Армении.После гонения на персидских христиан при Сапоре для них настало более спокойное время. В начале V века их

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Глава IX Христианство в Персии, Армении и Иверии Религиозные смуты, волновавшие Константинопольскую Церковь, тяжело отозвались на Востоке - в Персии и Армении.После гонения на персидских христиан при Сапоре для них настало более спокойное время. В начале V века их

Из книги Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества автора Гаер Джозеф

Христианство в Персии После быстрого распространения христианства в век апостольский и послеапостольский наступает период то устойчивого сохранения его, то сокращения. Во всяком случае, нужно предполагать сокращение его на северных берегах Черного моря, на Кавказе, в

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Есфирь становится царицею Персии Царем же были назначены наблюдателей во все области царства, которые собрали бы всех молодых девиц, красивых видом, в престольный город Сузы, в дом жен под надзор Гегая, царского евнуха, стража жен, где им выдавали притиранья и прочее, что

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Давным-давно в Иране К северо-западу от Индии рядом с Каспийским морем много веков назад жил в Персии народ – иранцы.Из сведений, дошедших до нас, иранцы напоминали завоевателей, вторгшихся в Индию и позднее написавших Веды. Они говорили на языке, очень похожем на язык,

Из книги автора

Первые завоевания в Персии В 12 году хиджры Абу Бакр, узнав из донесений, что власть в Персии ослабела, перейдя в руки женщин и детей, послал приказ Халиду, сыну Валида: «Оставь Йамаму и иди в Ирак, сначала на Хиру и Куфу, затем на Мадаин и Убуллу». Халид повиновался. Жители