» » Проект художники иллюстраторы сказок. Презентация "художники - иллюстраторы детских книг" презентация для интерактивной доски на тему

Проект художники иллюстраторы сказок. Презентация "художники - иллюстраторы детских книг" презентация для интерактивной доски на тему

Публикации раздела Музеи

Картинки из детства

П роводники в мир детской литературы, благодаря которым строчки, еще непонятные маленькому читателю, обретают яркие и волшебные образы. Иллюстраторы детских книг, выбирая этот путь, как правило, остаются верны ему на протяжении всей творческой жизни. А их читатели, вырастая, сохраняют привязанность к картинкам из все дальше уходящего детства. Наталья Летникова вспомнила творчество выдающихся отечественных иллюстраторов .

Иван Билибин

Иван Билибин. «Жар-птица». Иллюстрация к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 г.

Борис Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1901. Частное собрание

Иван Билибин. «Мёртвый Иван Царевич и Серый Волк». Иллюстрация к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 г.

Театральный оформитель, преподаватель Академии художеств , Билибин создал неповторимый авторский стиль, который позже назвали «билибинским». Работы художника отличало обилие орнаментов и узоров, сказочность образов при точном следовании историческому облику русского костюма и предметов быта. Первую иллюстрацию Билибин нарисовал еще в 1899 году к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». На протяжении сорока лет художник обращался к русским народным сказкам и былинам. Его рисунки жили и на страницах детских книг, и на театральных площадках Петербурга, Праги, Парижа.

Борис Дехтерев

Борис Дехтерев. Иллюстрация к произведению «Кот в сапогах». 1949 г. Фотография: kids-pix.blogspot.ru

Борис Дехтерев. Год неизвестен. Фотография: artpanorama.su

Борис Дехтерев. Иллюстрация к произведению «Красная Шапочка». 1949 г. Фотография: fairyroom.ru

Акварельные портреты с легкой кисти Бориса Дехтерева получили Золушка и Красная Шапочка, Кот в сапогах и Мальчик-с-пальчик, герои сказок Александра Пушкина . Знаменитый художник-иллюстратор создал «строгий и благородный облик детской книги». Тридцать лет своей творческой жизни профессор МГХИ имени Сурикова посвятил не только обучению студентов: Борис Дехтерев был главным художником в издательстве «Детская литература» и открыл дверь в мир сказки для многих поколений маленьких читателей.

Владимир Сутеев

Владимир Сутеев. Иллюстрация к произведению «Кто сказал мяу». 1962 г. Фотография: wordpress.com

Владимир Сутеев. Год неизвестен. Фотография: subscribe.ru

Владимир Сутеев. Иллюстрация к произведению «Мешок яблок». 1974 г. Фотография: llibre.ru

Иллюстрации, похожие на застывшие на книжных страницах кадры из мультфильмов, создавал Владимир Сутеев, один из первых советских режиссеров-мультипликаторов. Придумывал Сутеев не только живописные образы к классике - сказкам Корнея Чуковского, Самуила Маршака , Сергея Михалкова , - но и собственные истории. Работая в детском издательстве, Сутеев написал около сорока поучительных и остроумных сказок: «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка». Это были любимые многими поколениями малышей книги, в которых, как и хочется в детстве, картинок было больше чем текста.

Виктор Чижиков

Виктор Чижиков. Иллюстрация к произведению «Доктор Айболит». 1976 г. Фотография: fairyroom.ru

Виктор Чижиков. Год неизвестен. Фотография: dic.academic.ru

Виктор Чижиков. Иллюстрация к произведению «Приключения Чипполино». 1982 г. Фотография: planetaskazok.ru

Только мастер создавать трогательные образы для детских книг смог бы растрогать до слез целый стадион. Так и случилось с Виктором Чижиковым, который нарисовал олимпийского мишку в 1980 году, а также был автором иллюстраций к сотне детских книг: Виктора Драгунского , Михаила Пляцковского, Бориса Заходера , Ганса Христиана Андерсена , Николая Носова, Эдуарда Успенского. Впервые в истории отечественной детской литературы в печать вышли собрания книг с иллюстрациями художника, в том числе двадцатитомник «В гостях у В. Чижикова». «Для меня всегда было счастьем нарисовать детскую книжку» , - говорил сам художник.

Евгений Чарушин

Евгений Чарушин. Иллюстрации к произведению «Волчишко». 1931 г. Фотография: weebly.com

Евгений Чарушин. 1936 г. Фотография: lib.ru

Евгений Чарушин. Иллюстрации к произведению «Детки в клетке». 1935 г. Фотография: wordpress.com

Книги о животных Чарушин читал с детства, а его любимой была «Жизнь животных» Альфреда Брема. Будущий художник перечитывал ее много раз, а в старшем возрасте отправлялся в чучельную мастерскую рядом с домом рисовать с натуры. Так родился художник-анималист, который, окончив Академию художеств, посвятил свое творчество оформлению детских рассказов о животных. Выдающиеся иллюстрации Чарушина для книги Виталия Бианки даже приобрела Третьяковская галерея . А во время работы с Самуилом Маршаком над книгой «Детки в клетке», по настоянию писателя, Чарушин попробовал писать. Так появились его рассказы «Томка», «Волчишко» и другие.

Иван Семенов

Иван Семенов. Иллюстрации к произведению «Фантазеры». 1960 г. Фотография: planetaskazok.ru

Иван Семенов. Год неизвестен. Фотография: colory.ru

Иван Семенов. Иллюстрация к произведению «Живая шляпа». 1962 г. Фотография: planetaskazok.ru

Создатель знаменитого Карандаша и всего детского журнала «Веселые картинки» начинал с карикатур. Ради любимого дела ему пришлось бросить Медицинский институт, так как из-за учебы рисовать было просто некогда. Первое детское признание художнику принесли иллюстрации к веселым историям Николая Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа», а тираж книги «Бобик в гостях у Барбоса» с иллюстрациями Семенова превысил три миллиона экземпляров. В 1962 году Иван Семенов вместе с Агнией Барто проехал с выставкой советских детских книг по всей Англии. К тому времени художник возглавлял редакцию «Веселых картинок» и знал буквально все о детской литературе и жизни советских детей.

Слайд 1

Текст слайда:

Электронный альбом «Художники-иллюстраторы сказок»

Слайд 2


Текст слайда:

Очаровательное сказочное время…

Сказки! Кто не любил их на Руси! «Два крайних возраста человеческой жизни – старость и детство – дружно встречались на сказке. Поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку, малый слушает».
(Ф. Буслаев)

Многие художники черпали вдохновение в устном народном творчестве, самые известные среди них – Васнецов, Билибин, Маврина.

Слайд 3


Текст слайда:

Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 4


Текст слайда:

«Я – сказочник, былинник, гусляр русской живописи»

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в селе Лопьял, Вятская губерния, в семье православного священника. Учился в Петербурге в академии художеств. По окончании академии ездил за границу, где продолжал учиться живописи. Много работал над народными сказочными сюжетами. Мало кто из русских художников сумел так понять и передать русский дух в своих картинах.

Слайд 5


Текст слайда:

Картина «Иван-царевич на сером волке»

Картина была написана быстро – так увлекла она художника. Это картина – сказка, картина – фантазия. Сюжетом картины является сказочная тема, позаимствованная из русских народных сказок. Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке.

Слайд 6


Текст слайда:

Картина «Ковер-самолет»

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. На картине Васнецова гордый молодец смотрит на просторы русской земли. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар – птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.

Слайд 7


Текст слайда:

Картина «Снегурочка»

На полотнах Васнецова мало персонажей. На картине «Снегурочка» героиня одна в сказочном лесу. Снегурочка отражает на этом полотне народный идеал красоты, «чистой заснеженной России».

Слайд 8


Текст слайда:

Картина «Аленушка»

Одиноко сидит Аленушка в дремучем лесу и смотрит в печали в темную воду омута. Художник написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Слайд 9


Текст слайда:

Иван Яковлевич Билибин

Слайд 10


Текст слайда:

«Добрый сказочник Иван Билибин»

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) потомок древнего рода, родился в селе Тарховка близ Петербурга, в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Талант Билибина проявился наиболее ярко в его иллюстрациях к русским сказкам. Художник много работал и сумел выработать свой собственный, отличающий его от всех других «билибинский стиль». Это прежде всего яркая, декоративная форма, русские затейливые орнаменты иллюстраций, передача тонкого юмора русских сказок.

Слайд 11


Текст слайда:

Слайд 12


Текст слайда:

Иллюстрации к русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Слайд 13


Текст слайда:

Иллюстрация к русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слайд 14


Текст слайда:

Иллюстрации к русской народной сказке «Василиса Прекрасная»

Слайд 15


Что толку в книжке, – подумала Алиса

– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?

«Приключения Алисы в стране чудес»

Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались. Многие художники писали картины по мотивам устного народного творчества: былин, сказок, песенок.

Узнавайте, вспоминайте, рассказывайте детям.

Виктор Михайлович Васнецов

(1848-1926) –

один из первых русских художников, который

раздвинул рамки привычных жанров и показал

сказочный мир, озаренный поэтической фантазией

народа.

Васнецов один из первых русских художников

обратился к воссозданию образов народных сказок

и былин в живописи.

Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, «заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и «Жар Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века.

Иван Яковлевич Билибин

(1876-1942, Ленинград)

Русский художник, книжный иллюстратор и теат-

ральный оформитель. Билибин проиллюстрировал

большое количество сказок, в том числе А. С.

Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский»

Графическое представление с учетом традиций

древнерусского и народного искусства, тщательно

прорисованный и подробный узорчатый контур-

ный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль

Стиль Билибина стал популярен и ему стали

подражать.

Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

Владимир Алексеевич Милашевский

(1893, Саратов - 1976, Москва)

Проиллюстрировал и художественно оформил около 100 книг для детей и юношества. Но Милашевский никогда не принадлежал к так называемым «детским» художникам. С таким же успехом иллюстрировал он произведения классиков мировой литературы и советских писателей. Перечислить все, над чем он работал, трудно - его творческий диапазон чрезвычайно широк.

В чем же секрет его успеха у детей и юношества? Собственно говоря, никакого секрета нет. Просто он всегда следовал правилу: для детей надо делать все так же хорошо, как для взрослых, и даже еще лучше . Он никогда не подлаживался к детям, не «сюсюкал», не подражал детским рисункам, не старался говорить с ними на каком-то особом, якобы понятном им «детском» языке. Иллюстрируя детскую книгу, какая бы она ни была, он вкладывал в свои рисунки всего себя, по-настоящему увлекался ею и увлекал маленьких читателей. И наверно, поэтому и дети и молодежь так любят иллюстрированные им книги.

Сказочное разноцветье Владимира Милашевского

Владимир Григорьевич Сутеев

(1903-1993, Москва)

Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.


Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.

Борис Александрович Дехтерёв

(1908-1993, Калуга, Москва) –

Народный художник, советский график, иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.

Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.

Николай Александрович Устинов

(1937г.р., Москва)

его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.

Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для детских издательств СССР, работал в журнале «Мурзилка». Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка сестричка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» и многим другим.

Юрий Алексеевич Васнецов

(1900-1973, Вятка, Ленинград) –

Народный художник и иллюстратор. Его

Картинки к фольклорным песенкам, потеш-

кам и прибауткам нравятся всем малышам

(Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал

народные сказки, сказки Льва Толстого,

Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия

Бианки и др. классиков русской литературы.

«Я очень люблю вспоминать детство. Когда пишу, рисую, все живу тем, что запомнил и видел в детстве», - говорил Юрий Алексеевич Васнецов.

Покупая детские книги с иллюстрациями Юрия Васнецова, обращайте внимание, чтобы рисунки были четкими и в меру яркими. Пользуясь именем известного художника, в последнее время часто издают книги с нечеткими сканами рисунков или с повышенной неестественной яркостью и контрастностью, а это не очень хорошо для детских глаз.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская основная школа Демидовского района Смоленской области

Художники-иллюстраторы русских народных сказок

Коллективный проект

учащихся 5 класса

2016-2017 уч. год

Цель проекта:

    расширить знания о работе художников - иллюстраторов.

Задачи:

    познакомиться с творчеством художников-иллюстраторов В.М.Васнецова, Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачёва, Т.А.Мавриной, И.Я.Билибина.В. В. Лебедева;

    увидеть интересные приемы и способы изображения животных и людей;

    проявлять положительные эмоции к художественному слову

    развивать эстетическое отношение к произведениям народного творчества, умение сравнивать выразительные средства художников

    сделать собственные иллюстрации к прочитанным сказкам, оформить выставку своих работ.

Основополагающий вопрос:

    Почему художники - иллюстраторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?

Проблемные вопросы:

    Что такое иллюстрация?

    Кто такие художники – иллюстраторы?

Предметные области: литература, изобразительное искусство, русский язык.

Во время работы над проектом мы познакомились с фактами биографии и особеностями творчества некоторых художников – иллюстраторов русских народных сказок и выяснили, почему авторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?

Иллюстрация – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени.

Иллюстраторы – это художники, которые русуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание произведения, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа.

Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь".

Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова.

Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать "типы", изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице".

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

«Царевна-лягушка»

Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной

А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева.

В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».

Сказка «Василиса Прекрасная» (1900г)

«Сказка об Иване-царевиче,Жар-птице и о Сером волке», (1899г)

В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).

Евгений Михайлович Рачев (1906-1997г)

Евгений Михайлович Рачев заслуженный деятель искусств РСФСР, замечательный советский художник-анималист.

Известен многочисленными работами в книжной графике, а основная деятельность - иллюстрации к русским сказкам.

Родился известный художник в 1906 году в городе Томске, окончил Кубанский художественный техникум, учился в Киевском художественном институте. С 1930 года начал карьеру художника-иллюстратора.

Картины Рачева к русским сказкам и басням стали его призванием. Особенно близки художнику такие произведения,

где единственными персонажами выступают животные.

Рачев исследовал повадки животных, умел тонко показать их качества. Его иллюстрации к русским сказкам изобилуют животными с чертами характеров, присущих людям.

Звери Рачева одеты в костюмы, их окружают предметы повседневного обихода и обстановки.

Книги Рачева издавались большими тиражами. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей.

Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. Был удостоен званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий – "Золотой ключик".

Маврина Татьяна Алексеевна (1900-1996)

Маврина Татьяна (1900-1996) прожила на свете почти век.

За семьдесят лет занятий живописью и книжной иллюстрацией она создала целую галерею прекрасных запоминающихся литературных образов. Книжка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», оформленная Татьяной Алексеевной, вышла в 1949 году. Страна узнала и запомнила манеру письма, близкую к примитивизму, древнерусскому и народному искусству.

Художник Татьяна Маврина оставила богатое наследие: ею по высочайшему классу оформлены более 200 книг. Большая часть – «мавринская пушкиниана». Вспомните трех девиц под окном, прявших поздно вечерком, сватью бабу Бабариху, других колоритных героев «Сказки о царе Салтане».

Или грациозного ученого кота на златой цепи у раскидистого дуба... Художником создан особый мир: трепетный, пробуждающий фантазию, подталкивающий к размышлению. Есть сведения, что Маврина Татьяна Алексеевна иллюстрации к сказкам Пушкина мечтала писать еще в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на военную разруху, сказочные образы виделись ей повсюду.

С младых ногтей знакомая с творчеством классика, на старинных шпилях загорских розовых зданий (Загорском с 1930 по 1991 годы называли Сергиев Посад) художница мысленно выводила Золотого петушка из одноименной сказки. Однако всерьез заняться иллюстрацией пушкинских произведений живописец-график решилась только после Великой Победы.

Как назвала свой труд Маврина Татьяна Алексеевна? «Сказочная азбука». Неудивительно: эта талантливая женщина не могла жить без мира, где все ложь, да в ней намек, милым детушкам урок. Расцвечивая алфавит, художник создала сложный узор из множества сказок.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Литература и искусство: интеграция школьного урока как способ развития эстетического вкуса учащихся

Как привлечь внимание ученика к урокам литературы? Как научить видеть и чувствовать прекрасное, ценить красоту слова и легкость мысли? Для меня, как для молодого педагога, эти вопросы являются первостепенными.

Умение рассуждать, мыслить, делать выводы – вот главные результаты изучения литературы. Но не стоит забывать, что уроки литературы несут на себе большую нравственную, эстетическую нагрузку. Поэтому важно не только научить ребенка мыслить, анализировать и обобщать, но и ценить красоту мира, через знакомство с искусством слова узнавать себя и самосовершенствоваться.

С целью привлечения внимания учеников к своему предмету учителя часто прибегают к интегрированным урокам. Интеграция предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла помогает видеть разнообразие мира, его богатство и красоту. Ученики знакомятся с искусством на уроках рисования, музыки, литературы. Но каждый из этих предметов в отдельности не дает целостного представления о мире искусства. Хорошим подспорьем для эстетического воспитания могут стать секции дополнительного образования, а также уроки мировой художественной культуры. Но во многих школах с этой дисциплиной ученики знакомятся лишь в старших профильных классах. А дополнительное образование может быть доступно не всем школьникам. Поэтому я считаю целесообразным интегрировать уроки литературы именно с искусством.

Стаж моей педагогической деятельности небольшой. Но некоторое количество идей, касающихся интеграции литературы и искусства, у меня накопилось. Предлагаю их в виде небольших заметок.

Урок в 8 классе.

По плану – скучная для учеников тема “Исторические песни и предания”. В учебнике В.Я. Коровиной – черно-белая репродукция картины В.А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”. Заинтересованный вопрос одного из учеников: “А в реальности эта картина большая?” Этот незначительный вопрос привел к идее организации круглого стола “Историзм в живописи и литературе”, что дало возможность ученикам познакомиться не только с работами художников (большая роль в исторической живописи принадлежит именно В.А. Сурикову), но и с особенностями национального характера.

В том же 8 классе.

Завершаем изучение литературы 19 века темой “Поэзия родной природы”. Отличная возможность представить ученикам удивительно тонкие, прекрасные, совершенные пейзажи Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Архипа Куинджи. Замечательное сочетание лиричности каждой картины и живописности строк Евгения Баратынского, Аполлона Майкова, Федора Тютчева и других поэтов.

Урок в 10 классе.

“Луч света в темном царстве” - тема, знакомая каждому. Разнообразим изучение темы “Пьеса А.Н. Островского “Гроза”: история создания, знакомство с героями” представлением эскизов к театральным постановкам пьесы. Работы Сергея Герасимова, Бориса Кустодиева, декорации и эскизы костюмов Александра Головина – отличный способ показать ученикам особенности костюма представителей купечества второй половины 19 века. А работы Головина напомнят ученикам о том, что драма предназначена, прежде всего, для постановки на сцене.

В том же 10 классе – знакомство с замечательными романсами из кинофильма “Жестокий романс”. Дополнительный материал при изучении “Бесприданницы”.

Я кратко описала некоторые идеи интегрированных уроков. Главным иллюстративным материалом к ним является электронная презентация. Это связано с необходимость видеть, слышать произведение искусства. Иначе пропадает познавательная цель урока. Все эти идеи были применены мной на практике. Это позволило лично убедиться в том, что разнообразные формы уроков способны заинтересовать ученика, развить его умственную деятельность и творческие способности.

Подробно хотела бы представить конспект интегрированного урока в 5 классе “Художники – иллюстраторы русских сказок”. Этот урок я провела уже не в одном пятом классе. Ученики в возрасте 10 – 12 лет наиболее активны, легко принимают все новое и необычное. И тот факт, что этот урок проводится в сентябре (изучение темы “Устное народное творчество”), позволяет нацелить учеников на активную творческую работу в течение всего учебного года.

Этот урок дает возможность:

  • обобщить изученный ранее материал по темам “Фольклор”, “Сказка как жанр народного творчества”;
  • узнать, насколько хорошо дети знают содержание сказок различного типа (волшебные, бытовые, сказки о животных);
  • подробно рассмотреть с детьми иллюстрации к сказкам;
  • познакомить учеников с новыми именами;
  • оценить творческие способности учеников.

План интегрированного урока

Тема: "Художники – иллюстраторы русских сказок"

Цели урока:

1) обобщить полученные ранее знания о русских народных сказках; познакомить учеников с творчеством русских художников – иллюстраторов;

2) развить творческие возможности учеников;

3) воспитать интерес к русской живописи.

Тип урока: урок обобщения знаний и получения новой информации.

Оборудование : выставка рисунков учеников, презентации “Художники – иллюстраторы русских сказок”, учебник.

Ход урока

1. Повтор теоретического материала, формулировка темы.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. На предыдущих уроках вы узнали много нового, познакомились с устным народным творчеством, в частности, со сказками. Ребята, давайте вспомним, что такое сказка?

(примерный ответ – сказка – это произведение о вымышленных событиях, чаще всего со счастливым концом).

А какие типы сказок вы знаете?

(примерный ответ – сказки волшебные, бытовые, о животных).

Наверное, вы знаете, как строится сказка?

(примерный ответ – присказка, зачин, основная часть, концовка).

Я вижу, что вы знаете про сказки многое. А знаете ли вы, что есть художники, которые различные сказки переводят в картины и рисунки?

(примерный ответ – да).

Такие рисунки к произведениям называются иллюстрациями. Некоторые иллюстрации вы видели в своих учебниках, в сборниках сказок. Сегодня мы поговорим о художниках-иллюстраторах. Давайте запишем тему урока в тетрадь.

(титульный слайд ; запись в тетрадь ).

2. Знакомство с творчеством И.Я. Билибина; В.М. Васнецова.

Ребята, откройте учебники и просмотрите все иллюстрации к сказкам. Какие изображения вам больше всего нравятся?

(ответы учеников).

В ваших учебниках есть работы художников, о которых я вам хочу рассказать. Это Иван Яковлевич Билибин и Виктор Михайлович Васнецов.

(слайд с эпиграфом “Сказки! Кто не любил их на Руси!” ).

Ребята, а вы любите сказки? Сказки любят, наверное, все. Именно любовь к сказкам вдохновляла художников на создание иллюстраций – изображений, поясняющих или дополняющих произведение. Те художники, о которых сегодня пойдет речь, рисовали не просто пояснения к тексту сказок. Их картины стали самостоятельными произведениями искусства.

Познакомимся с творчеством Ивана Билибина.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1876 – 1942; запись в тетрадь).

Иван Яковлевич Билибин рисовать начал рано. И первые же зарисовки пейзажей – огромные лапы старых елей, мухоморы, деревянная резьба на избах – привели художника к мысли иллюстрировать русские народные сказки. Постепенно художник сумел выработать свой собственный, “билибинский” стиль. Наиболее известными являются иллюстрации к сказкам “Василиса Прекрасная”, “Царевна – лягушка”, “Марья Моревна”.

(слайды с иллюстрациями данных сказок).

Ребята, посмотрите внимательно на изображения. Какие особенности “билибинского” стиля вы можете подчеркнуть?

(примерный ответ – особенности стиля – это яркие краски, затейливые русские орнаменты, красочность, декоративность).

Запишем в тетрадь черты “билибинского стиля”, а также названия сказок, к которым Иван Яковлевич создал иллюстрации.

Нравятся ли вам иллюстрации Билибина? И почему?

(мнения учеников).

Теперь мы познакомимся с творчеством Виктора Михайловича Васнецова.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1848 – 1926; запись в тетрадь).

Ребята, знакомы ли вы с какими-нибудь картинами этого художника?

(ответы учеников).

Многие его картины пронизаны русским духом. Это связано с тем, что еще в детстве Виктор Михайлович полюбил сказки, истории отца о жизни крестьян. Художника влекли народные сказания, былины, история русской земли. Все это отразилось в его работах.

Рассмотрим наиболее интересные иллюстрации Васнецова.

(слайды с иллюстрациями – “Царевна – лягушка”, “Снегурочка”, “Аленушка”).

Можете ли вы отметить особенности этих работ?

(примерный ответ – на этих картинах мало персонажей, точно и живописно изображена природа).

Действительно, для того, чтобы передать русский народный дух, Васнецову не обязательно изображать огромное количество героев, загромождать картину лишними деталями. Художнику достаточно тонко подчеркнуть природу, гармонию человека с окружающим миром.

Особенности живописи Васнецова также запишем в тетрадь.

Как было уже сказано, Васнецов писал картины и на сюжеты былин. Ребята, знаете ли вы, что такое былина?

(примерный ответ – былины – это русские народные песни о подвигах богатырей).

А каких богатырей вы знаете?

(ученики должны вспомнить – Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

Так вот, пожалуй, самая известная картина Васнецова – это “Богатыри”

(слайд с изображением)

Наверное, многим знакома эта картина. Обратите внимание, как художник изобразил могучие фигуры защитников русской земли на фоне национального пейзажа. Богатыри гармонично смотрятся на фоне степи, темного леса, живописного неба. Кстати, полностью картина называется так – “Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный”.

3. Викторина “Угадай-ка”.

– Для того, чтобы закрепить полученные знания о сказках, а также о художниках – иллюстраторах, мы проведем “Угадай-ку”. Вашей задачей будет: 1) угадать тип сказки – волшебная, бытовая, о животных; 2) угадать название сказки; 3) по возможности, угадать имя художника.

(слайды с иллюстрациями к сказкам:

1 “Василиса Прекрасная”;

2 “Лиса и Волк”;

3 “Каша из топора”;

4 “По щучьему веленью”;

5 “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”;

6 “Царевна – лягушка”;

7 “Иван-царевич и Серый Волк”;

8 “Маша и Медведь”;

9 “Журавль и Цапля”).

4. Словесное рисование.

Ребята, сейчас у вас будет еще одно задание. У каждого из вас наверняка есть любимая сказка. Так вот, я предлагаю вам побыть немного художниками и нарисовать словесную иллюстрацию к любимой сказке. Выберете один эпизод, представьте, что бы вы хотели нарисовать и расскажите об этом нам.

(ответы учеников).

5. Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к завершению, и я прошу вас ответить на некоторые вопросы.

  • С творчеством каких художников мы сегодня познакомились?
  • Какие особенности в изображениях сказок можно отметить у Ивана Яковлевича Билибина? У Виктора Михайловича Васнецова?
  • Какие иллюстрации понравились вам больше всего и почему?
  • Возникло ли у вас желание быть художником – иллюстратором?

А теперь посмотрите на нашу выставку рисунков, возьмите эти небольшие жетончики (раздать квадратики из цветной бумаги) и прикрепите их к той иллюстрации, которая нравится вам больше всего. Только будем честными, за свою работу голосовать нельзя.

(выставляю оценки ученикам, которые активно отвечали в течение урока).

6. Домашнее задние.

Сегодня мы познакомились с двумя художниками – иллюстраторами, но были и другие. Дома вам нужно будет подготовить небольшие доклады о других иллюстраторах русских сказок (например, Михаил Врубель, Евгений Рачев).

Некоторые итоги

Демонстрация живописных работ на уроках литературы способствует развитию не только эстетического вкуса, но и творческого потенциала учеников. Развивается кругозор, появляется стремление к изучению нового материала, зарождаются навыки оценки произведений искусства. Все это необходимо для формирования мировоззрения каждого ученика.

  • Представленный конспект урока подтверждает эти мысли:
  • Визуальное знакомство с картинами – эстетический вкус;
  • Выставка рисунков, голосование – творческий потенциал;
  • Краткая справка о жизни художников – стремление к дальнейшему самостоятельному изучению материала;
  • Выделение характерных черт стиля художников – оценка произведения искусства.
  • Интегрированные уроки – это хорошая помощь учителю и устойчивый интерес ученика.