» » Разгульные банкеты и охота на медведя. Как снимали «Жестокий романс

Разгульные банкеты и охота на медведя. Как снимали «Жестокий романс
Песня Адамо "Je t"aime" : Песню Адамо тонко смонтировал со знакомыми нам кадрами из "Жестокого романса" camposnegros из Эквадора.

И ничего при этом не потерялось, что касается шарма Ларисы Гузеевой. Потому что в "Жестоком романсе" ее озвучивала Анна Каменкова, а песни пела Валентина Пономарева.

Удивительно пронзительный фильм, настолько чистой нельзя быть, земная жизнь такое не приемлет. Я сейчас просто не могу смотреть на Гузееву, такой образ создать и в такую циничную, вульгарную бабу превратиться, вот, что бы было с Ларисой, если бы ее не застрелили. Я просто поражаюсь насколько можно оказаться не в своей среде и встретить не своего мужчину. Идолопоклонничество - тяжкий грех, а Паратов для нее неземное существо, вот и поплатилась. Просто рой мыслей, даже упорядочить не могу, поэтому просто предлагаю послушать божественный голос... (конец цитаты)

И тут Ирис дала ссылку на те же самые кадры, что и camposnegros, но только с другой песней, "А напоследок я скажу" . Как раз в исполнении Валентины Пономаревой.

И почитала я интервью с Гузеевой (чуть было не написала: с Огудаловой). И кажется мне, что у Рязанова были трудности с созданием образа Ларисой Гузеевой. Недаром он и озвучивать ее дал другой актрисе, и потом никогда больше не снимал. А ведь у Рязанова была манера опять и опять приглашать актеров. И я помню, что Ларису Гузееву жалели и про Рязанова говорили, что он ее открыл, но сразу же бросил, после того как открыл.

Но с другой стороны, смотришь именно на лицо Ларисы в фильме. Она такая благородная, юная, искренняя... Жизнь которой - страсти-мордасти (это я Ларису Гузееву цитирую, сказавшую: "Страсти-мордасти - это не по мне").

Но сама Лариса Гузеева рассказывает, что она никого, кроме себя, не любила в юности. И сейчас то, что она говорит, говорит только о черствости и грубости, об эгоизме и о том, что деньги - это главное:

- Есть ли у вас общие черты с главной героиней "Жестокого романса"?

Совершенно ничего нет. Я знаю, чего хочу от жизни, и, если вижу, что есть какая-то опасность, я ее обойду, не полезу на рожон. И потом, у меня в жизни не было такого опыта, чтобы я любила, а меня - нет. Если мужчина не ответил бы мне взаимностью, я бы просто ушла. Для меня это не могло быть трагедией. Она несчастная, а меня несчастье не притягивает.

- Почему тогда Эльдар Рязанов выбрал на эту роль именно вас?

В театре эту роль играли опытные актрисы, поэтому мою героиню там могла сыграть и сорокапятилетняя женщина. А в кино зрителя не обманешь. Здесь героиня обязательно должна соответствовать возрасту. Я думаю, что Рязанову понравился мой тип женщины, то есть, его представление о Ларисе совпадало с моими физическими данными.

- А с Никитой Михалковым вы до сих пор дружите?

Это все мифы. Актеры редко дружат. Когда мы с Никитой встречаемся, то целуемся, спрашиваем о делах и, не выслушав ответа, расходимся. Актерская профессия достаточно эгоистичная. Ни одна актриса не хочет, чтобы ее подруге досталось больше ролей, больше аплодисментов.

- Вы мечтали стать актрисой еще в детстве?

Ну, наверное, все девочки хотят стать актрисами. Но мое желание стать богатой и знаменитой было сильнее, чем стать драматической актрисой в оренбургском театре. Поэтому после института я не хотела работать в театре ни одного дня. Во-первых, я уже была избалована: рано начала сниматься в кино. Во-вторых, у меня были главные роли, а это совсем другие деньги.

И то, что она рассказывает, про свою не совсем удачную актерскую судьбу - после такого дебюта и почти ничего, ну не внушает доверия. Она рассказывает, что кому-то она грубо отказала и из-за этого не получала хорошие роли:

Никогда на свою внешность я "не покупала никаких благ", и не жалею об этом. Все, что я имела, я зарабатывала профессией, и не важно, что большинство моих работ никто, кроме меня не помнит - у меня была одна звездная роль, многие ли могут этим похвастать? (отсюда)

Но противоречит это тому, что она только что рассказала: что к сорока годам мужчина, мол, должен заработать своей даме "на хорошее вино и остальные ее прихоти", а если не заработал, то не может ее интересовать. И тому противоречит, чему она собирается научить свою дочь и уже якобы научила сына:

До двадцати пяти лет я думала, что проститутки и наркоманы есть только за границей, да и то все сидят в тюрьме. Своего сына я воспитываю иначе, в девять лет он уже все знает и о наркоманах, и о голубых, и о том, как ухаживать за женщиной, что ей надо дарить дорогие подарки, водить в хорошие рестораны. А когда подрастет дочка, я научу ее премудростям женского обаяния, объясню, как себя вести, чтобы выбрать хорошего мужа, дабы не попасть в лапы подонку. (отсюда)

То есть не служению искусству, а манипулирование, "премудрости женского обаяния" для успеха на брачном рынке. И девятилетнего мальчишку уже учит, что женщинам нужны дорогие подарки и дорогие рестораны. ...!!!

И про своего нынешнего мужа рассказывает:

Но когда мне было 18, а Игорю 17, он мне казался безнадежным ребенком. На его попытки ухаживать я шутливо ответила: "Нравлюсь? Копи деньги".

Ну неприлично ведь, грубо, цинично, вульгарно! И это в 17 лет! Конечно, выглядела она тогда очень трогательно, даже в 23 года, когда снималась в "Жестоком романсе". То есть девушка - циничная, вульгарная, высокомерная, с целью жить богато и прославиться, мытье полов не для нее, а мужчины интересуют только с деньгами. И неудивительно, что к 50 годам все эти качества проявляются уже и внешне, несмотря на актерскую карьеру.

Еще - от Ларисы Гузеевой:

На самом деле, состоятельность мужчины говорит о его силе характера и уме, поэтому вряд ли бы мне понравился мужчина, едва сводящий концы с концами. Мой муж - владелец ресторана, и достаточно взглянуть на интерьер этого заведения, чтобы понять, что у него безукоризненный вкус.

Я против, чтобы друзья приходили в молодую семью. Встречайтесь на футболе. Пусть живут своей жизнью, рожают детей и будут счастливы. Прошли те советские времена, когда встречались на кухне.

Женщина должна всегда удивляться и восхищаться своим мужем. Это очень важно в браке и приятно супругу. А актерские жены - вообще фантастические женщины. Им нужно проявить мудрость и «куда подальше» засунуть свои амбиции.

Ничего плохого нет в том, чтобы постоянно восторгаться своим мужем, если он этого достоин. Возить ему чемоданы в аэропорт. Если получать от этого удовольствие, он и женщине позволит жить ярко и красиво. И она станет самой счастливой женщиной на свете.

Одна из лучших картин Эльдара Рязанова - " Жестокий романс" . Фильм, как известно, снят по мотивам пьесы Островского. События " Бесприданницы" разворачиваются в небольшом провинциальном городе на Волге. Где снимали " Жестокий романс" ? В чем секрет успеха этой картины?

Произведение входит в школьную программу. Однако сюжет его для многих известен именно благодаря фильму Рязанова. Во-первых, драматургическое произведение читать любит не каждый. А во-вторых, трагические события, которые происходят в пьесе Островского, понять и прочувствовать современному человеку непросто. Именно поэтому содержание " Бесприданницы" после прочтения довольно быстро забывается.

"Бесприданница"

Фильм с литературным произведением имеет немало расхождений. О чём повествует пьеса Островского? Главная героиня - Лариса Огудалова . Отец умер, оставив жене и дочери лишь долги. Семья не бедствует, но переживает сложные времена. Лариса осталась без приданого, а для девушки XIX столетия, имеющей неплохое образование и дворянское происхождение, хуже ничего не может быть.

Главная героиня любит барина Паратова, но он никогда не женится на ней. Ларисе приходится принять предложение от жалкого Карандышева , который в конечном счете убивает ее из ревности. Таков сюжет " Бесприданницы" , которую в 1984 году экранизировал Рязанов.

Вольная экранизация Островского

Режиссер отнесся к авторскому тексту довольно небрежно, к тому же добавил в сюжет некоторые подробности, тем самым адаптировав его для современного зрителя. В противном случае , возможно, картина не пользовалась бы зрительским успехом. Рязанов подобрал блестящих актёров, использовал хорошую музыку. Немаловажное значение имеет и то, где снят фильм " Жестокий романс" . Создан он отнюдь не в том городе, о котором говорит классик.

Пьеса Островского была экранизирована трижды. Впервые в 1912 году режиссером Каем Ганзеном. Вторым кинематографистом, перенесшим на экран пьесу "Бесприданница", стал Яков Протазанов. В 1936 году состоялась премьера одноименной киноленты. Фильм Рязанова вызвал противоречивые отзывы критиков. Однако исполнительница главной роли в фильме Протазанова поддержала режиссера, заявив, что творчество Островского безгранично и каждую из его пьес в кинематографе можно интерпретировать по-разному.

Мнение критиков

Прежде чем ответить на вопросы о том, как и где снимали " Жестокий романс" , стоит рассказать об отзывах видных деятелей искусства относительно фильма Эльдара Рязанова. Режиссёр был известен прежде всего как автор комедий. Создание фильма " Жестокий романс" многие расценили как неудачную попытку выйти из этого жанра. Кинолента имела зрительский успех. Она и сегодня довольно популярна. Тем не менее " Жестокий романс" вызвал гневные отзывы литературных и театральных критиков, которые обвинили режиссера в неуважительном отношении к русской классике.

В чем расхождения между фильмом и пьесой?

В XIX веке девушка из приличного общества не могла отправиться кататься с мужчиной на пароходе. Такой поступок навсегда бы запятнал ее репутацию. Лариса в пьесе Островского совершила подобную ошибку, но ни о какой интимной близости с Паратовым в авторском тексте речи не было и не могло быть.

Для того чтобы " погубить" Ларису, Паратову достаточно было лишь пригласить ее на прогулку. Один из видных в то время критиков написал разгромную статью о фильме Рязанова. Режиссер не остался в долгу и в следующей своей картине - " Забытая мелодия для флейты" - наделил именем литератора одного из отрицательных персонажей.

Однако зрители к мнению критиков не прислушивались. Фильм смотрели с большим удовольствием. Михалков, Мягкова, Петренко - знаменитые актеры были как всегда на высоте. Песни, прозвучавшие в фильме, стали, что называется, хитами. Молодая актриса, для которой роль Ларисы стала дебютной, в 1984 году прославилась.

Почему так важно, где снят фильм " Жестокий романс" ? Эльдар Рязанов однажды сказал, что главные персонажи в его картине - Волга и пароход " Ласточка" . А потому к выбору места для съемок режиссер относился очень серьезно .

В России немало городов с набережной и старинными постройками, но, по мнению Рязанова, немногие могли бы служить подходящим фоном для истории о бесприданнице. Где снимали фильм " Жестокий романс" ? Безусловно, не в павильонах " Мосфильма" . Съемочной группе пришлось выезжать относительно далеко от столицы. Впрочем, отдельные сцены, например, напыщенные званые вечера в доме Огудаловых , созданы именно в павильонах.

Прежде чем рассказать о живописных местах, где снимали " Жестокий романс" , представим актёрский состав. Имя исполнительницы главной роли сегодня известно всем. К 1984 году она только успела получить диплом о театральном образовании, до съемок в " Жестоком романсе" принимала участие только в массовках.

Лариса Гузеева

В 1979 году актриса сыграла в эпизоде в сериале " Место встречи изменить нельзя" . Эта роль едва ли кому-нибудь запомнилась. Спустя пять лет Эльдар Рязанов, как сегодня выразились бы, проводил кастинг. На главную роль было около тысячи претенденток. Режиссер искал начинающую актрису, которая бы соответствовала по возрасту Ларисе Огудаловой . После долгих раздумий остановил выбор на Гузеевой.

Рязанов был известен как режиссёр, который в подборе актеров проявляет удивительное постоянство. Алиса Фрейндлих, Лия Ахеджакова , Андрей Мягков, Георгий Бурков - эти артисты играли во многих его фильмах. Гузееву, дебютировавшую в киноленте " Жестокий романс" , Рязанов больше не приглашал. Кроме того, в фильме по пьесе Островского актрису озвучивала Анна Каменкова , песни исполняла Валентина Пономарёва. Гузеева сыграла в кино более двадцати ролей, но и сегодня ее зрители помнят по роли в " Жестоком романсе" .

Андрей Мягков

Актер впервые появился на экране в 1965 году. На протяжении последующих десяти лет он играл в театре, снимался в кино. Настоящая известность к нему пришла после комедии Эльдара Рязанова, повествующей о незапланированной поездке Жени Лукашина в Ленинград. Мягков - актер широкого диапазона. После главной роли в "Иронии судьбы" он сыграл в экранизации Булгакова "Дни Турбиных". В 1977-м - в "Служебном романе". Спустя два года в "Гараже". Наконец, в восьмидесятых, неожиданно для зрителей, появился в образе довольно неприятного персонажа в киноленте Рязанова.

Никита Михалков

Как снимали " Жестокий романс" ? Съемки проходили в 300 км от Москвы. Рязанов изначально видел в роли Паратова только Никиту Михалкова, который примерно в это же время задумал снять киноленту " Очи черные " .

Режиссер хотел было уже отдать роль Сергею Шакурову . Но в последний момент съемки фильма " Очи черные " , работа над которым, к слову сказать, должна была частично проходить там же, где снимали " Жестокий романс" , отложили. Барина, погубившего бесприданницу, сыграл Никита Михалков. После этой роли он 15 лет не снимался. В фильме также сыграли Алиса Фрейндлих, Виктор Проскурин, Алексей Петренко, Георгий Бурков.

Музыка

При создании каждой своей картины Рязанов немалое внимание уделял музыкальному сопровождению. Для фильма " Жестокий романс" режиссер подбирал композиции, которые бы сочетали в себе цыганские мотивы и дворянскую сдержанность. Романс, ставший знаменитым и не утративший всенародную любовь даже спустя тридцать лет после выхода картины, исполнил Никита Михалков. Кто написал песню " А цыган идет " ?

Слова из знаменитого романса принадлежат Редьярду Киплингу . Музыку написал композитор, который сочинил множество мелодий для советских фильмов, - А. Петров. Знаменитая известная исполнительница цыганских романсов - Валентина Пономарёва - в фильме Рязанова спела за Ларису Гузееву. В титрах ее имени нет, потому как в восьмидесятые годы было еще не принято указывать исполнителей музыкальных композиций. Пономарёва, кстати, об этом не знала и еще долго обижалась на режиссёра. В картине также использованы стихи Марины Цветаевой. Слова к романсу " Любовь - обманная страна" написал сам Эльдар Рязанов.

Награды

Перед началом съемок Эльдар Рязанов позвонил Нине Алисовой, сыгравшей главную героиню в экранизации 1936 года, и попросил своего рода благословение на создание новой киноленты на основе пьесы Островского. Актриса отнеслась к этой идее положительно. Когда же фильм вышел на экраны, стала единственной из деятелей советского кинематографа, кто одобрил работу Рязанова. В 1985 году кинолента получила приз на Международном фестивале в Дели. На родине фильм заслужил лишь зрительские симпатии.

Наконец, расскажем о том, в каком городе снимали фильм " Жестокий романс" . Ведь старинный русский пейзаж создал удивительный фон для трагической истории бесприданницы и сыграл немалую роль в успехе картины.

В каком городе снимали "Жестокий романс"?

Островский, как правило, в своих произведениях не использовал названия реально существующих населённых пунктов. Персонажи пьесы " Бесприданница" обитают в городе Бряхимове , которого на карте России нет. Рязанов полагал, что это должен быть Нижний Новгород или Ярославль. Последний показан лишь в начальных титрах. Нижегородских достопримечательностей и вовсе нет в " Жестоком романсе" . Как снимались в советские времена фильмы? Режиссёр должен был действовать в рамках бюджета, который, как правило, был небольшим. А значит, съёмки не всегда проводились там, где, по его мнению, имелись наиболее подходящие условия.

Рязанов должен был сделать выбор - снимать киноленту в Суздале или Костроме. В Нижнем Новгороде не удалось создать ни одной сцены. Однако фильм от этого не стал хуже. " Жестокий романс" снимали в Костроме - в старинном русском городе с интересной историей и уникальными достопримечательностями. Одну из сцен - на фоне посадского храма XVII столетия.

Церковь Воскресения на Дебре

В конце первой серии, где показана снежная зима, Лариса вместе со своей матерью приходят на могилу к отцу, которая находится, как и положено, на территории церкви. Затем, по дороге домой, они обсуждают ее судьбу. Харита Игнатьевна снова уговаривает дочь выбрать, наконец, жениха. Ведь с каждым днём шансы Ларисы уменьшаются. Девушка отвечает, что выйдет замуж за того, кто первый сделает ей предложение. Этот эпизод снят на фоне Церкви Воскресения на Дебре. Женщины выходят из ворот храма, садятся в пролетку , а у дома Ларису поджидает герой Мягкова.

Одна из древнейших улиц Костромы, где снимали " Жестокий романс" , называется Нижняя Дебря . Отсюда и название храма. Недалеко протекает река, берега которой когда-то были покрыты густыми зарослями. Церковь построена в XVII веке мастерами из Великого Устюга. Расписана вскоре после завершения строительства. В советские времена самую известную церковь Костромы, как и другие православные храмы в стране, закрыли. Здесь устроили зернохранилище. Но уже после Великой Отечественной войны храм снова открыли.

В Костроме, где снимали фильм " Жестокий романс" , в восьмидесятые годы прошлого века находилась одна из немногих действующих церквей в Советском Союзе. Большая часть храмов была полуразрушена и находилась в плачевном состоянии.

Кострома

Город, где снят "Жестокий романс", основан в XII столетии. Здесь протекает Волга, на набережной которой во второй серии фильма Эльдара Рязанова Мокий Парменыч беседует с матерью Ларисы Огудаловой.

За долгую историю Кострому не раз грабили, сжигали. Самое страшное опустошение произошло в 1609 году. Но к счастью, достопримечательности города сохранились. Одна из них церковь, о которой сказано выше. Здесь также находится Ипатьевский монастырь, являющийся частью историко-архитектурного музея-заповедника.

Почему Рязанов предпочел Кострому, а не Суздаль ? По мнению режиссера , фильм нужно было снимать на фоне дворянского города. А Суздаль по его архитектурным особенностям скорее купеческий. В начальных титрах показана набережная в Ярославле. В заключительной сцене Карандышев убивает Ларису. Сняли эту сцену на пароходе " Спартак" .

Фильм «Жестокий романс» был восторженно принят зрителями и получил почетные награды и премии. Чье это творение? Кто снимался в фильме? Где снимали «Жестокий романс»? И еще множество других вопросов возникает у настоящих ценителей искусства.

Картина стала еще одним творением Эльдара Рязанова, только на сей раз мастер комедий решил отойти от своего традиционного амплуа и снять что-то более серьезное. Фильм в то же время получил негативные отзывы от некоторых критиков, особенно от опытных литераторов и знатоков оригинального текста пьесы Островского. Они утверждали, что фильм «Жестокий романс» - это опошленная и упрощенная версия или адаптация пьесы Островского, и что Рязанов не передал правильно атмосферу и сам идейный посыл, который находится в оригинальном произведении.

Как видите, мнения по поводу этого фильма были разными. Поэтому возникает резонный вопрос: «Жестокий романс» - это очередной киношедевр великого режиссера или же провал и неграмотная экранизация?

В этой статье мы больше поговорим о том, где снимали «Жестокий романс». А также рассмотрим некоторые интересные факты, связанные с картиной.

Сюжет

Интересно, где снят фильм «Жестокий романс»? Ведь в картине присутствуют и городские пейзажи, и теплоходы...

Сюжет этой картины основан на пьесе Островского «Бесприданница», как уже упоминалось раньше. В центре внимания оказываются отчаянные попытки вдовы Хариты Огудаловой найти достойных женихов для своих трех дочерей. Сделать это непросто, поскольку у них совсем нет приданого, и мало кто согласился бы жениться на бедных девушках. Но, к счастью, две старшие дочери уже более-менее пристроены, осталось только найти достойную партию младшей - Ларисе. У девушки нет недостатка в кавалерах, но нет таких, кто мог бы составить выгодную партию для бесприданницы. Одним достойным претендентом оказывается Сергей Паратов, который является потомственным дворянином и обладает большим имуществом. Видно, что он неравнодушен к Ларисе, но внезапно исчезает, даже не попрощавшись.

Тогда Лариса соглашается выйти замуж за первого, кто попросит ее руки. Таким человеком оказывается мелочный и корыстный Юлий Карандышев. Начинается подготовка к свадьбе, но тут вновь возвращается Паратов.

Фильм состоит из двух серий. В первой показана предыстория всех этих событий, а во второй - один кульминационный день, который и подведет итог. Где снимали «Жестокий романс»? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем историю создания этого фильма.

История создания фильма

Сам Рязанов не раз говорил о том, что этот фильм был непохожим на все, которые он раньше снимал. Его амплуа - это такие как «Ирония судьбы» или «Служебный роман», а здесь совершенно другое. Дело же был так: «Когда я закончил работу над фильмом «Вокзал для двоих», то не знал, чем заниматься дальше. В то время мне попалась в руки пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» и я понял, что это будет материал для моего нового фильма. Однако тогда умер Брежнев, и никто не мог предугадать, каким будет правление Андропова. Поэтому цензура не пропустила этот откровенный и смелый сценарий. Жена же посоветовала мне изучить пьесу Островского, которую я читал когда-то в детстве, но ничего уже толком не помнил. Но когда я прочитал «Бесприданницу» еще раз, то понял, что буду снимать». Это слова из интервью с Эльдаром Рязановым, которое он дал вскоре после премьеры картины.

Где снят фильм «Жестокий романс»? Как проходили съемки? Кто в главных ролях? Обо всем этом пойдет речь дальше.

Начало съемок

Когда и где снимали «Жестокий романс»? Процесс начался уже в 1983 году. Город, где снимали фильм «Жестокий романс», - Кострома. В кадр попали реальные исторические места: древние улочки, старинные здания. Помимо этого, локациями были и два старинных колесных парохода, которые сделали в городе небольшую остановку. Именно эти два теплохода («Спартак» и «Достоевский») и превратились в «Ласточку», а также «Святую Ольгу».

Город, где снимали «Жестокий романс», принимал эти пароходы всего несколько дней, поэтому заканчивать материал пришлось уже во время запланированного рейса. При этом пассажиров попросили покинуть часть палубы корабля, чтоб съемочная группа могла плодотворно трудиться.

Когда и где снимали «Жестокий романс», нам уже известно. Теперь поговорим об актерах фильма.

Лариса Гузеева о своей роли

Она говорила: «Я не считаю, что я получила свою роль благодаря удаче или везению. Если бы я в то время работала официанткой в кафе, куда случайно зашел Рязанов, увидел меня и понял, что это судьба, и что мне нужно играть в его фильме, тогда да. Но я проходила сложнейшие кинопробы и смогла получить свою роль».

Для молодой начинающей актрисы, а Гузеевой на момент съемок было лишь 23 года, получить главную роль в картине такого известного режиссера было хорошим знаком. Нужно учитывать, что до этого, помимо эпизодичного появления в кадре в сериале «Место встречи изменить нельзя», у Гузеевой не было никакого опыта на актерском поприще.

Хотя стоит отметить, что актриса смотрелась неплохо и довольно убедительно в своей роли. И все же некоторые раскритиковали ее игру, а точнее не саму игру Гузеевой, а то обстоятельство, что на фоне таких «корифеев», как Фрейндлих и Михалков, она смотрелась беспомощной. Она просто не могла произвести большее впечатление, чем эти два популярных и известных на тот момент актера.

Как бы то ни было, Гузеева получила роль, и это стало для нее хорошим стартом.

Актриса призналась потом, что у нее не было ничего общего с ее героиней, поскольку она тогда хипповала, курила «Беломор», пришла на кастинг в рваных джинсах и с ногтями, разукрашенными во всевозможные цвета. «Но потом, когда меня умыли и расчесали, я стала больше походить на главную героиню будущего «Жестокого романса», - вспоминает актриса.

Мы уже писали, как и где снимали фильм «Жестокий романс», но стоит отметить некоторые интересные факты. Процесс происходил в несколько необычном формате. Часть материала пришлось снимать прямо во время запланированного рейса, а значит, все происходило на глазах публики, будущих зрителей.

Рязанов сразу же после прочтения «Бесприданницы» понял, что будет снимать, и решил заручиться согласием двух актеров, которых он прочил для своей новой картины. Это были Никита Михалков и которые согласились заблаговременно.

Для Ларисы Гузеевой эта роль была ее дебютом в большом кинематографе. Город, где снят фильм «Жестокий романс», стал своеобразной родиной ее актерской карьеры. Стоит отметить, что годами ранее с легкой подачи Рязанова две другие дебютантки в одночасье стали знаменитостями. Это Людмила Гурченко и Лариса Голубкина.

Несчастный случай во время съемок

Город, где снимали кино «Жестокий романс», стал свидетелем несчастного случая. Инцидент произошел с Андреем Мягковым. Его персонаж - Юлий Карандышев - догнал пароход, на котором уплывала его Лариса. Актер греб в лодке и подплывал спиной к теплоходу, но немного не рассчитал. По носу его лодки ударяет одна из лопастей парохода, и это приводит к тому, что лодка переворачивается, а актер попадает в водную пучину. Никто из съемочной группы ничего не сумел сделать. К счастью, актер сам выплыл.

Андрей Мягков потом так вспоминает этот эпизод: «Я сразу же подумал, насколько нелепой будет такая гибель. Ведь во всем обвинят съемочную группу, и в частности Рязанова. А мне этого не хотелось. Я сразу же вспомнил жену, дом в Москве, и мне стало удивительно спокойно».

Хорошо, что этот инцидент так быстро себя исчерпал.

Откуда появилось название?

Эльдар Рязанов говорит, что он всегда питал слабость к романсам, поэтому название картины ему сразу же пришло в голову: «Я перечитал своих любимых поэтов - это Цветаева и Ахмадуллина, и нашел то, что надо. Но потом пришлось дописать романс, а потом и «Мохнатый шмель» Киплинга пригодился».

Возможно, критика фильма - это своего рода наследие?

После выхода «Жестокий романс» подвергся критике, зачастую необоснованной и незаслуженной. Но потом стало понятно, что ни одна из экранизаций или постановок пьесы Островского «Бесприданница» не была благосклонно воспринята публикой. Такой же жесткой критике подвергся и фильм 1936 года, который был поставлен Яковом Протазановым.

Поэтому не стоит смотреть лишь на критические и язвительные замечания, а надо самому оценить этот фильм по достоинству и проникнуться той атмосферой.

Это был своего рода эксперимент: никогда до этого режиссер не экранизировал русскую классику, тем более что по пьесе Н. Островского «Бесприданница» уже был снят фильм в 1936 г.

Новое прочтение встретило раздраженную и даже гневную реакцию: «Жестокий романс» называли откровенной пошлостью. А во время съемок происходило немало интересных, забавных, а иногда и трагических эпизодов.

Еще в то время, когда Эльдар Рязанов принял решение снимать фильм по «Бесприданнице» и перечитывал пьесу Н. Островского, в ролях Паратова и Карандышева он представлял Никиту Михалкова и Андрея Мягкова. Без этих актеров фильм бы не состоялся.

Поэтому еще до начала съемок он заручился их согласием. В роли матери Ларисы, Хариты Огудаловой, Рязанов видел только Алису Фрейндлих. Поэтому проб не проводили, только главную героиню выбирали из нескольких претенденток. Выбор пал на 23-летнюю Ларису Гузееву, для которой эта работа стала дебютной.



Гузеева признавалась, что с Ларисой Огудаловой у нее не было ничего общего: актриса на тот момент хипповала, курила «Беломор», сквернословила и явилась на пробы в рваных джинсах. К тому же, опыт несчастной любви ей был абсолютно незнаком.

Эльдар Рязанов вспоминает: «Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом…

Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».





Андрей Мягков в фильме *Жестокий романс*

Съемки в фильме едва не стоили жизни Андрею Мягкову. По сюжету, его герой бросается в погоню за «Ласточкой». Актер не заметил, как подплыл слишком близко к пароходу, и лопасть ударила по носу лодки. Она перевернулась, и Мягков ушел под воду.

К счастью, ему удалось спастись. Несмотря на серьезность ситуации, он отреагировал очень спокойно, а позже отшучивался и говорил: «Я сразу же подумал, насколько нелепой будет такая гибель. Ведь во всем обвинят съемочную группу, и в частности Рязанова. А мне этого не хотелось. Я сразу же вспомнил жену, дом в Москве, и мне стало удивительно спокойно».



Лариса Гузеева и Алиса Фрейндлих в фильме *Жестокий романс*





На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984

Рязанов заранее знал, что экранизация пьесы Островского не будет одноименной, ведь одна «Бесприданница» уже вышла на экраны в 1936 г.

Название «Жестокий романс» появилось само собой – режиссер признается, что всегда питал слабость к романсам: «Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поёт “Не искушай меня без нужды”.

Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад...” и другие. Но перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял – то, что надо. А романс “Я, словно бабочка к огню...” от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту».



Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984

Во время съемок, которые проходили в Костроме, Михалков часто устраивал банкеты для съемочной группы, с поистине паратовским размахом: пели и плясали под цыганские песни до утра. Однажды зарплату актерам задержали, перебивались сухим пайком.

Тогда Михалков отправился на охоту, убил медведя и потом неделю кормил всех медвежатиной. «Опять жеребцует!» – комментировал режиссер хулиганский кураж Михалкова.



Никита Михалков в фильме *Жестокий романс*



На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984



На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984

Критики разнесли «Жестокий романс» в пух и прах. Фильм называли опошленной и упрощенной адаптацией пьесы Островского, писали, что на фоне корифеев кино Михалкова, Мягкова и Фрейндлих начинающая актриса Лариса Гузеева выглядела беспомощной, Рязанова клеймили за то, что он исказил смысл пьесы и не сумел правильно передать атмосферу.



Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой



Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984

Тем не менее в год выхода фильма его посмотрели 22 млн зрителей, в 1985 г. его признали лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран», а Никиту Михалкова – актером года и одним из 20 самых красивых актеров советского кино.