» » Сценарий мероприятия войди в природу другом. Сценарий мероприятия «Войди в природу другом

Сценарий мероприятия войди в природу другом. Сценарий мероприятия «Войди в природу другом

МКОУ «Новоусманский лицей»

Данилова Валентина Ивановна-учитель начальных классов

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах.

В.Гете

«Во й ди в природу другом!» !(1 слайд)

(внеклассное мероприятие для учащихся 4 –Г класса )

(2 слайд)Цели мероприятия: (сл. 2)

  • 1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу.
  • 2. Ответить на вопрос: с какой целью создана Красная книга?
  • 3. Воспитывать любовь к природе.
  • 4. Учить правильному поведению в природе.

--- (3 слайд) Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. В. Гете

---(4-5 слайд )Сегодня мы вспомним с вами, как прекрасна наша планета Земля! Ведь другой такой нет во Вселенной. Нас окружает удивительная природа. Леса и степи, горы и луга, реки и моря. Все это замечательно, но уже звучит тревожный звонок. Нашей планете грозит беда! В сказке «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери принц спросил у географа: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация». Поэтому речь сегодня и пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к матушке Природе и почему же у нас плохая репутация во Вселенной. Мы говорим: «Природу надо беречь».

Для кого мы бережем природу? === Для человека.

А от кого мы охраняем природу? === От человека.

---(6 слайд) С тех пор, как человек появился на Земле, он старается покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрёшь ли, человек?

===(7-8 слайд) 1. Человек! Выбрасывает в окружающую природу отходы своей жизнедеятельности и страшные яды, которые убивают и калечат все живое.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы так редки.

===(9 слайд) 2. Человек! Вырубает и сжигает леса, а вместе с деревьями погибает и все живое.

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы…

===(10 слайд) 3. Человек! Создал автомобили и построил заводы, которые отравляют воздух вредными газами.

Заводы наши дышат смертью,

Давно завис над городами смог!

Он покрывает Землю словно сетью.

Ты, человек порвать пока ее не смог!

===(11-12 слайд) 4. Человек! Он покрывает землю огромным слоем мусора.

Химические отходы, ядовитые шлаки, пластик – миллионы тонн их попадает в океаны и моря, «мозолит глаза» на поверхности земли. А ведь сроки разложения мусора велики: пластиковые бутылки и фольга – 100 лет, аллюминевые бутылки – 500 лет, стеклянная тара – 1000 лет. Стоит задуматься!

---(13 слайд) Каждый из нас должен все время помнить, что общаясь с природой, мы оказываем на нее положительное и отрицательное влияние.

(14-15 слайд) (сценка «Отдых в лесу)

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Для этого поиграем в игру-

« Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю?(да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы, все ответили правильно. Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым составить списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняютсязмеи
Охраняются даже цветы.

Но кроме Красной книги уже существует на Земле Черная книга природы (ее называют Книгой Памяти).В ней виды навсегда исчезнувшие с лица Земли. В их исчезновении прямо или косвенно виноваты люди! Перелистаем ее страницы. Природа трудилась над ними миллионы лет, а исчезли они в какие-то десятки лет!

Сверхзадача нашего века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке. Если каждый человек будет бережно относиться к природе своей Малой Родины, то и природа всей Земли будет сохранена. Давайте совершим небольшую фотоэкскурсию по Новоусманскому краю.

Люблю мой край. Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

И небо здесь синее, и солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

И лес весной шумит.

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

А сейчас ребята покажут нам экологическую сказку. Смотрите внимательно.

Давайте будем к тому стремиться. Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам. Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету. Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна. Что будет делать без нас она?....

На перемене познакомьтесь с выставкой книг о природе. Эти книги есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать.

Психологический тренинг. Воспитательный момент.

Рассмотрите чашку. Наполните её до краёв вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё.. Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв! Что же с ней случилось? Почему так произошло?.. Ваша чашка особенная - волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Эта чашка - твоя! Она наполнена твоей добротой! А теперь уверенно скажите: " Это я! Я - часть природы. Я - люблю природу. У меня есть такая чашка!"

Творческое домашнее задание по выбору:

а) Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы».

б) Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зарубина Л.Я. Экскурсия в Арбеновский лес. Журнал «Биология в

Школе», № 3, 1996.

2. Захлебный А Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение,

1986.

3. Игнатьева Л.Е., Долгорукова Т.И. и др. День Земли. Воспитание экологи-

Ческой культуры. – Педагогическая инициатива, 2005.

4. Князева Е.Л. Карточки-символы «Правила поведения на природе –

«девять нельзя». Журнал «География в школе», № 3, 2008.

5. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – М.: Росмэн, 1998.


(Библиотека МУК «Покровский центр досуга»,
Рыбинский МР)

Цель турнира: воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; развитие коллективных навыков в игре, творческих способностей учащихся в процессе игры ; развитие воображения, кругозора, воспитание доброжелательности друг к другу.

Здравствуйте, ребята!

Много во Вселенной удивительных планет, но только на одной нас окружает живая природа: солнечный свет, воздух, вода, растения, животные. Природа нашей планеты кормит, поит и согревает нас, лечит от разных болезней.

Природа нашей Земли прекрасна. И... мы очень часто природу обижаем, а то и просто губим. Замечательный писатель Бернард Шоу сказал: «...мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на Земле, как люди». Это совсем не сложно: не рвать зря цветы и не ломать ветви деревьев, кормить зимой птиц, убирать за собой мусор...

На шаре нашем земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес,

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.

Земля – планета людей, и если люди хотят жить на ней всегда, они должны ее любить и беречь. И, конечно, знать родную природу.

Для этого сегодня мы проведем турнир знатоков . В игре принимают участие 3 команды. В каждой команде есть капитан, выбранный с помощью жеребьевки. Капитаны получают маршрутный лист и путешествуют по станциям. На каждой станции вас будут ждать испытания. Если вы с ними справитесь , то получите букву. В конце игры из букв вы должны будете составить слово.


Станция «Лесные чудеса»


Здравствуйте ребята! Приветствую вас на станции «Лесные чудеса».

Лес – это наше богатство! Лес – защитник человека. Лес – это дом для зверей и птиц .

Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых. Лес – помощник земледельца.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

А сейчас мои задания. Выполните их правильно – и получите букву.


  1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла).

  2. Какие грибы растут на пнях? (Опята).

  3. Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка).

  4. Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. (Лиственница).
Загадки про лесные деревья:

Что же это за девица?


Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год . (Ель)

Зелена, а не луг,


Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна)

Весной зеленела,


Летом загорала,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина)

А ещё есть для вас задачка «Лесные находки». Слушайте внимательно и считайте.

Ваня по грибы пошел, вот что он в лесу нашел:

Один рыжик, два орешка, три малютки сыроежки,

Муравейников четыре, подберезовиков пять,

Шесть улиток, семь лягушек, восемь розовых волнушек,

Девять мухоморов красных, и десяток шишек разных.

А теперь, дружок, подумай и ответь на мой вопрос:

Сколько этот славный мальчик из лесу грибов принес? (17)

В лесу, ребята, встречается много преград: корявых деревьев, ям. Вот сейчас мы посмотрим, как вы справитесь с моими преградами .

Задача ребят пробежать всей командой паровозиком, оббегая кегли и не задев их. Если задели, дается еще одна попытка.

Молодцы, справились с заданиями. Ваши буквы – две буквы «А».

А теперь мое напутствие:

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считай – не сочтешь!

Свято помни, что лес – наша радость.

В век не сойдутся. (Берега)

Игра «Собрать мусор». Каждый участник бросает в корзинку клочок бумаги. Если не попал, то бросает до тех пор, пока не попадет.

Зачитывается рассказ «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров . «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту нечисть!» – в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе всё находится в равновесии, всё связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Давайте будем беречь планету,


Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,


От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю цветами, садами...
Такая планета нужна нам с вами!

Ваша буква «К».

Команды все собрались, задача составить слово из букв, одной буквы не хватает. Итоговое слово «ЛАСТОЧКА».

Внимание! Команды должны составить за 2 минуты как можно больше слов (имя существительное, единственное число).

Помните: защита окружающей среды – обязанность каждого! Находясь в лесу, соблюдайте меры противопожарной безопасности, ведь лес – природные лёгкие нашей планеты!

Не засоряйте лес!

Посадите дерево!

Берегите природу!

Сохраним природу вместе!!!

Охранять природу – значит охранять Родину!


Литература


Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей / авт.-сост. Волина В.В. – М.: Просвещение, 1994. – 400 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

Плешаков А.А. Зелёные страницы: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 222 с.

Птицы и их гнезда // Отчего и почему. – 2012. – №3. – С. 13.

Составитель:
Заонегина Е.П., библиотекарь

Классный час в 6 «Б» классе
классный руководитель
Шульжик Е.В.

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Тип урока: урок-игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая игра "Войди в природу другом"

Классный час в 6 «Б» классе
классный руководитель
Шульжик Е.В.

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Тип урока: урок-игра.

Используемое оборудование:

  • иллюстрации стихийных бедствий;
  • выставка литературы по экологии;
  • паспорт планеты Земля для заполнения дома (домашнее задание).

Мотивация. Информация для учителя.

Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

" Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский.

Ход занятия

Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. Звучит мелодия Поля Мориа "В мире животных”. Презентация . Слайды № 2-8 . Читает учитель на фоне приглушенной музыки.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (Природа)

Сообщение целей занятия. Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

Слайд № 9. Чтобы во всем разобраться, нам нужно совершить путешествие в мир природы. Перед нами перекресток, куда нам отправиться? Гиперссылка на слайд № 10 (стрелочка № 1) "Планета Земля”. Дети играют в игру "выбери предмет” - необходимо определить, на какой из предложенных предметов похожа Земля (слайды № 11-15). На каждом из слайдов можно себя проверить, нажав на каждый предмет, где с помощью триггеров выставлены правильные ответы. Дети читают стихи после того, как игра закончится (слайд № 16).

Как яблоко на блюде

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

После завершения первого этапа с помощью гиперссылки возвращаемся на слайд № 9 (перекресток).

Народные сказки. Информация для учителя. По гиперссылке переходим к слайду № 17 . На этом слайде располагается домик, в котором и живут сказки: Сказка № 1 и Сказка № 2. Чтобы осуществить переход, нужно кликнуть мышкой по сказке № 1, или № 2.

Пояснение для учителя. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник разнообразной информации, в том числе о законах природы.

В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступков в отношении природы.

Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал. Для начальной школы более традиционным является такой подход как борьба добра и зла, отношения между людьми. Мы будем анализировать сказки с позиций естественнонаучных, с учетом взаимозависимости человека и природы. Мы рассчитываем на то, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Народные сказки во многом "экологичны”: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.

Учитель. Сказка № 1. "Теремок” (переходим по гиперссылке на слайд № 18 ). Задание "Угадай сказку”. Здесь дети узнают свою сказку по подсказкам. Сначала появляются домик, затем его обитатели. Неплохо вспомнить главных героев: муха – горюха, комар – пискун, мышка – попрыгуха, лягушка - квакушка, заюнок – кривоног, по горке скок, лиса - при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, медведь – всем пригнетыш. Чтобы удостовериться в правильности ответа переходим к слайду № 19 (название сказки "Теремок”). Чьё появление в теремке приводит к его разрушению? Слайд № 20 . На слайде имеются две составляющие: человек и природа. При беседе с детьми можно применить экологический подход: медведь олицетворяет человека, а остальные обитатели – природу. В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок можно рассматривать как экосистему. Все представители экосистемы взаимосвязаны друг с другом и при нарушении какого-либо фактора могут быть серьёзные последствия. Можно рассматривать "Теремок” как Природу, а человечество выступает в роли "Медведя” вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия.

Учитель. Далее переходим на слайд "Народные сказки” (слайд № 17) и отправляемся по ссылке во вторую сказку (слайд № 21). Здесь используется такой прием, как сказочные вопросы. В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной? Беседа о воде. Что такое чистая вода? Какие опасности таит незнание вопроса о чистоте воды. Дети рассуждают вместе с учителем. Удостовериться в правильности названия сказки можно на слайде № 22 .

Учитель. Экологическая игра "Паутина жизни”.

Место проведения: класс.

Участники: не менее 5 человек.

Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.

Оборудование: веревка, нитка.

Ход игры. Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины.

Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает.

Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом.

Возможен другой вариант (он используется в нашем занятии и слайд № 23 поможет в этом) включены звуки природы и звуки антропогенного влияния на природу): дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой. Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей.

Перекресток. Гиперссылка на слайд № 24 . Проблема и пути ее решения. Решаем три проблемы вместе. Вход в проблему: во всем, что случилось с природой, виноват человек. Для того чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, а какие проблемы уже есть.

Учитель начальных классов. Красная книга! Почему она красная? По гиперссылке переходим на слайд № 31 . Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. В книге рассказывается о самых красивых животных?
  2. Красный цвет – сигнал тревоги?
  3. А может быть в этой книге приведено описание опасных для человека животных?

Ребята, я предлагаю вам подумать и выбрать только один правильный ответ. Можно нажать на каждый предложенный вариант и узнать правильный ответ. Учитель говорит о том, что красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. Далее переходим к следующему слайду № 32 . Учитель делает небольшое сообщение "Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов - список редкостных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, символический сигнал бедствия, адресованный правительствам и общественности отдельных государств. Периодически пополняется новыми видами. Первая Красная книга опубликована в 1966 году. Издаются также национальные и региональные Красные книги, например, Красная книга Украины.

Дети читают стихи.

Охраняются Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц. А. Пахмутова

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. Д.Родович

Возвращение на перекресток. Слайд № 9

Учитель. Все дорожки пройдены, только черная тучка нависла. Как бы не было беды. Поспешим. По гиперссылке переходим на слайд № 33 . Показываем иллюстрации стихийных бедствий. Ответную реакцию природы мы можем наблюдать. Это катастрофы, которые в последнее время все чаще происходят на планете. Это землетрясения, наводнения, цунами, смерчи и многое другое. Гибнет много людей, стираются с лица земли города и деревни. Природа доказывает нам наше бессилие и беспомощность перед лицом природных катаклизмов.

Подводим итоги. У нас имеются все возможности, чтобы сохранить для себя и последующих поколений чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным миром. Наше путешествие подходит к концу.

И закончить наш праздник нам бы хотелось стихотворением М. Дудина "Берегите Землю!”.

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите эту Землю! Берегите!

Используемая литература:

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.
  3. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002. - 192 с.
  4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
  5. Экологический дневник школьника Московской области. – М: Современные тетради, 1997. – 120 с.
  6. Экологическая игра: http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/038.htm

МБОУ Жаворонковская средняя общеобразовательная школа



Прогулка. (С. Михалков )

1 .Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! 2 .Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. 3 .Мы по бережку прошли И поляночку нашли. 4 .Но на солнечной полянке Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. 5 .Мы по бережку прошли, Место новое нашли

6.Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! 7 .Мы прошли, конечно, мимо


8.– Эй, ребята!

7.– крикнул Дима,

8 –Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! 9 .Мы купались, загорали, Жгли костёр. В футбол играли Веселились, как могли: 10 .Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! 11 .И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора. 12 .Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не нашли!


игра «Если вдруг…».

  • Если люди уничтожат все цветы на Земле, то...
  • На городских пляжах перестанут убирать территорию …
  • Вырубят все леса на земле …
  • Если закроются все заводы по переработке мусора…
  • Разрушат горы…

«Экологическая разминка»

  • Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь - нет?
  • Лесник весной увидел, что кора деревьев обгрызена зайцами на высоте 1,5 метров от земли. Как это могло произойти?
  • Почему утки, гуси с особенным удовольствием купаются в сильные морозы?
  • Почему соловьи осенью улетают на юг, а, например, воробьи – нет?
  • Почему над лесом в жаркий день облаков больше, чем над полем?
  • Птенцы какой птицы не знают своей матери?
  • Многие люди, путешествующие по морю, выбрасывают в море разнообразный мусор, который затем вылавливают экологи, чтобы сохранить окружающую среду. Какого мусора в море больше всего?
  • Назовите причины осеннего листопада?

Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух».

  • В русских сказках говорится о мёртвой и живой воде. Какую воду на Руси называли живой?
  • Многие средства народной медицины используются в официальной медицине. Это растение издавна используется как лекарственное, без него не обходятся кулинары, про него сложили много пословиц, он во сто шуб одет, и от семи недуг. Медики говорят, что оно содержит витамин С, а также вещества, убивающие микробов. Что это за растение?
  • Эта вредная привычка настолько распространена, что ВОЗ учредила день (31 мая), в который от нее предлагают отказаться. Что это за привычка?
  • Почему ВОЗ не рекомендует использовать плееры с наушниками?
  • Врачи доказали, что это занятие снижает артериальное давление и помогает быстро успокоиться без лекарств. Что это за занятие?
  • Почему щёки на морозе сначала бледнеют, а потом краснеют?






-«Экоэрудит».


«Экоэрудит».

Кит - большая рыба?

Белые медведи нападают на пингвинов?

Пауки - насекомые?

Яйцекладущие млекопитающие встречаются только в Австралии?

Сосна – светолюбивое растение?

Можно ли назвать ласточку хищной птицей?

Одуванчик – лекарственное растение?

Самый ядовитый гриб в России - мухомор?

Предок домашней собаки – дикая собака Динго?

Слон – самое крупное млекопитающее?

Бегемота в Африке называют «Водяная лошадь»?

«Эконевидаль».

1- Эти птицы – самые многочисленные на планете.

Б-Воробей

2- Умение этого животного менять окраску вошло в поговорку, у А.П.Чехова так называется рассказ. О ком идет речь?

А-Хамелеон

В-Василиск

Г-Ящерица

3-Древние славяне называли это растение «Перуновым деревом», его древесина обладает уникальными свойствами, живет это растение долго.

4-За всю историю человечества по вине этого животного погибло больше людей, чем во всех войнах. Что это за животное? (Пояснение ведущего после конкурса: крысы являются переносчиками чумы)

5-В переводе на русский язык название этого животного-«Лесной человек». О ком идет речь? (Пояснение ведущего после конкурса: этот уникальный человекоподобный примат живёт только в лесах Азии и строго охраняется)

А-Горилла

Б-Шимпанзе

Г-Орангутан

6-Одно из этих интересных животных - грызун.

Б-Броненосец

Г-Дикобраз

7-Семена этого растения часто неправильно называют орехами, а на самом деле это растение – близкий родственник гороха и фасоли.

Б-Грецкий орех

Г-Миндаль






Сценарий внеклассного мероприятия. Классный час - экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.

Ломанцева Алла Владимировна

Возраст участников: 10-12 лет (5-6 классы).

Цель: развитие познавательной активности детей.

Задачи:
-Расширение кругозора детей;

Формирование у детей навыков работы в группе;

Воспитание бережного отношения к природе;

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Форма проведения: командная соревновательная игра.

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, кроме этого, для работы на станциях изготавливаются дополнительные пособия.

Примечание: Во время игры работает жюри, в состав которого входят учителя и старшие школьники. Ведущими в игре выступают учащиеся 8-9 классов, кроме того, на каждой станции также есть ведущие из числа учащихся 8-9 классов.

Для участия в игре приглашаются 4-5 команд; каждая команда заранее выбирает название, капитана команды, придумывает эмблему, готовит девиз и приветствие для команд соперников.

Предполагаемыми результатами проведения данного классного часа являются развитие познавательной активности детей, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыка работы в группе. Хочется отметить важность проведения экологических мероприятий в связи с тем, что необходимо воспитывать экологическую культуру в детях.

Ход игры:

1) Ведущие (2 человека) приветствуют команды, на экране через проектор показывается визуальное приветствие (Приложение 1).

2) Представление команд.

3) Ведущие знакомят команды с ходом игры.

4) Конкурс «Экологическая разминка». Ведущие по очереди задают командам вопросы, требующие краткого ответа. Ответы команды пишут на листках, которые им раздаются заранее. Для ответа на каждый вопрос дается 1 минута, по истечении этого времени второй ведущий быстро собирает ответы у команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для «Экологической разминки»:

1-Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь - нет? (У собаки на коже нет потовых желез)

2-Лесник весной увидел, что кора деревьев обгрызена зайцами на высоте 1,5 метров от земли. Как это могло произойти? (Зимой в лесу глубокий снег)

3-Почему утки, гуси с особенным удовольствием купаются в сильные морозы? (Температура воды даже в сильный мороз не бывает ниже +3 градусов, поэтому в воде они греются)

4-Почему соловьи осенью улетают на юг, а, например, воробьи – нет? (Воробьи могут зимой добыть пищу, а соловьи питаются насекомыми)

5-Почему над лесом в жаркий день облаков больше, чем над полем? (Деревья испаряют больше воды)

6-Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

7-Многие люди, путешествующие по морю, выбрасывают в море разнообразный мусор, который затем вылавливают экологи, чтобы сохранить окружающую среду. Какого мусора в море больше всего? (Окурков)

8-Назовите причины осеннего листопада (Растения избавляются от вредных веществ, защищаются от обезвоживания, избегают поломки ветвей зимой из-за тяжести снега)

5) Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух». Ведущие предлагают командам вопросы. После каждого вопроса команды совещаются, находят ответ, капитан команды поднимает руку и озвучивает ответ. Если капитан команды дал неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде. Если правильный ответ не звучит, его озвучивает ведущий. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы к конкурсу «В здоровом теле – здоровый дух»:

1-В русских сказках говорится о мёртвой и живой воде. Какую воду на Руси называли живой? (Родниковую воду)

2-Многие средства народной медицины используются в официальной медицине. Это растение издавна используется как лекарственное, без него не обходятся кулинары, про него сложили много пословиц, он во сто шуб одет, и от семи недуг. Медики говорят, что оно содержит витамин С, а также вещества, убивающие микробов. Что это за растение? (Лук)

3-Эта вредная привычка настолько распространена, что ВОЗ учредила день (31 мая), в который от нее предлагают отказаться. Что это за привычка? (Курение)

5-Врачи доказали, что это занятие снижает артериальное давление и помогает быстро успокоиться без лекарств. Что это за занятие? (Чтение)

6-Почему щёки на морозе сначала бледнеют, а потом краснеют? (На морозе кровеносные сосуды сначала сужаются, а потом расширяются)

6) Конкурс «Экологической марафон». Ведущие выдают командам путевые листы с названиями станций (Приложение 2), в которых ведущие на станциях будут записывать количество баллов, полученное командами. На каждой станции команда находится 7 минут.

Станции:

А) Муха домашняя

Б) Таракан рыжий

В) Блоха

2) Кто из этих птиц не летает?

А) Куропатка

Б) Киви

В) Курица домашняя

3) Какой из этих организмов - не животное?

А) Актиния

Б) Ламинария

В) Коралл

4) Кто из этих насекомых – хищник?

А) Колорадский жук

Б) Жук-олень

В) Водомерка

5) Назовите растение короткого дня

А) Хризантема

Б) Сон-трава

В) Ландыш

6) Какое из этих растений хищное?

А) Мох Кукушкин лён

Б) Росянка

В) Петров крест

7) Какое из этих растений не цветёт?

А) Папоротник

Б) Хлорофиттум

В) Верблюжья колючка

8) Кто из них не ящерица?

А) Комодский дракон

Б) Веретеница ломкая

В) Саламандра огненная

9) Кто из этих животных не рыба?

А) Мурена

Б) Акула

В) Дельфин

10) Назовите домашнее насекомое

А) Муха

Б) Тутовый шелкопряд

В) Таракан рыжий

2-«На привале». Ведущий предлагает командам рассортировать мусор (кусочки хлеба, апельсиновые корки, пластиковые пакеты, упаковки от чипсов, банка от консервов, батарейки, компьютерный диск) на 3 группы по степени опасности для окружающей среды и просит пояснить свой выбор, а также придумать рассказ о том, как этот мусор мог появиться в лесу. Мусор готовится заранее, участникам команды выдаются одноразовые перчатки. Ведущий на станции начисляет баллы по своему усмотрению, в зависимости от правильности ответа и рассказа, который придумали участники (чувство юмора очень приветствуется). Максимальное количество баллов за этот конкурс-10.

3-«Загадочный ящик». Для проведения конкурса на этой станции требуется заранее изготовить ящик с отверстием (подойдет коробка из-под обуви, в которой прорезается отверстие, для красоты коробку можно оклеить цветной бумагой). Внутрь коробки помещаются различные мелкие предметы, например, раковины, небольшие плоды, листья растений, пуговицы, стеклянные шарики, крышки от пластиковых бутылок, батарейка. Команда выбирает участника, который засовывает в ящик руку, ощупывает предметы и на ощупь пытается определить, что за предмет у него в руках. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

4-«На лесной тропинке». Ведущий на станции предлагает детям составить пищевые цепи. Для работы этой станции заранее требуется приготовить картинки (рисуют дети), на которых изображены: дерево (трава), кузнечик, куропатка, мышь, лиса, змея, коршун и т.д., а также на отдельных листах бумаги рисуются стрелки, при помощи которых дети показывают направление вещества и энергии от одного трофического уровня к другому.

5-«Экоэрудит». Ведущий на станции предлагает детям вопросы, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ дается 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

Вопросы:

Кит - большая рыба? (Нет)

Белые медведи нападают на пингвинов? (Нет)

Пауки - насекомые? (Нет)

Яйцекладущие млекопитающие встречаются только в Австралии? (Да)

Сосна – светолюбивое растение? (Да)

Можно ли назвать ласточку хищной птицей? (Да)

Одуванчик – лекарственное растение? (Да)

Самый ядовитый гриб в России - мухомор? (Нет)

Предок домашней собаки – дикая собака Динго? (Нет)

Слон – самое крупное млекопитающее? (Нет)

Бегемота в Африке называют «Водяная лошадь»? (Да)

Команды проходят по всем станциям и возвращаются в актовый зал. Капитан каждой команды сдает путевой лист жюри. Когда все команды собираются, ведущие объявляют последний конкурс.

7) Конкурс «Эконевидаль». Для проведения этого конкурса необходим ноутбук и интерактивная доска, где демонстрируются ответы на вопросы с фрагментами-иллюстрациями (Презентация 2). Первый ведущий устно задаёт вопросы, после каждого вопроса на интерактивной доске появляются 4 варианта ответа, из которых команды выбирают один правильный и отмечают его на заранее выданном листке. Второй ведущий переводит слайды презентации. По окончании этого конкурса ведущий собирает листки с ответами команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.

Вопросы:

1- Эти птицы – самые многочисленные на планете.

А-Ворона

Б-Воробей

В-Курица

Г-Голубь

2- Умение этого животного менять окраску вошло в поговорку, у А.П.Чехова так называется рассказ. О ком идет речь?

А-Хамелеон

Б-Жаба

В-Василиск

Г-Ящерица

3-Древние славяне называли это растение «Перуновым деревом», его древесина обладает уникальными свойствами, живет это растение долго.

А-Берёза

Б-Рябина

В-Дуб

Г-Сосна

4-За всю историю человечества по вине этого животного погибло больше людей, чем во всех войнах. Что это за животное? (Пояснение ведущего после конкурса: крысы являются переносчиками чумы)

А-Акула

Б-Крыса

В-Тигр

Г-Кобра

5-В переводе на русский язык название этого животного-«Лесной человек». О ком идет речь? (Пояснение ведущего после конкурса: этот уникальный человекоподобный примат живёт только в лесах Азии и строго охраняется)

А-Горилла

Б-Шимпанзе

В-Гиббон

Г-Орангутан

6-Одно из этих интересных животных - грызун.

А-Ёж

Б-Броненосец

В-Ехидна

Г-Дикобраз

7-Это уникальное растение имеет много названий, самое распространённое из них-«Мамонтово дерево», а также название, которое ему дали индейцы племени Чероки в честь своего вождя. О каком растении идёт речь? (Пояснение ведущего после конкурса: секвойя - хвойное растение, самый известный долгожитель среди деревьев. Предполагают, что самым древним деревьям более 6000 лет)

А-Секвойя

Б-Кипарис

В-Баобаб

Г-Эвкалипт

8-В честь этого цветка древние персы назвали свою столицу, в христианстве его связывали с Девой Марией, во Франции он был символом королевской власти. (Пояснение ведущего после конкурса: столица древних персов называлась Сузы, что в переводе означает лилия. У христиан лилия-символ чистоты и непорочности. Во Франции лилия-символ королевской власти)

А-Тюльпан

Б-Гиацинт

В-Нарцисс

Г-Лилия

9-Это мирное травоядное животное очень похоже на медведя, хотя большинство ученых считают его близким родственником енота.

А-Коала

Б-Панда

В-Гризли

Г-Тасманский дьявол

10-Семена этого растения часто неправильно называют орехами, а на самом деле это растение – близкий родственник гороха и фасоли.

А-Лещина

Б-Грецкий орех

В-Арахис

Г-Миндаль

11-Это животное обладает, пожалуй, самым мощным в природе химическим оружием, действие которого почти невозможно вынести. Кто это? (Пояснение ведущего после конкурса: скунс распространён в Северной Америке. В момент опасности он поворачивается к противнику хвостом и выбрызгивает в него струю с невыносимым запахом)

А-Скунс

Б-Крот

В-Голый землекоп

Г-Выхухоль

12-Вопреки распространенному мнению, это животное практически не ест растительную пищу. (Пояснение ведущего после конкурса: ежи относятся к отряду Насекомоядных и питаются в основном червями, жуками, лягушками, мышами)

А-Гиппопотам

Б-Ёж

В-Дикобраз

Г-Бурый медведь

13-Перед вами изображения мифических существ из известных фильмов. Одно из них действительно существует в природе, хотя нужно отметить, что режиссер преувеличил, изображая его в кино. Что это за существо? (Пояснение ведущего после конкурса: кракены - гигантские кальмары, обитающие на большой глубине. Документально подтверждены встречи с кальмарами длиной до 20 метров, но зоологи предполагают, что эти животные могут достигать 30 метров в длину)

А-Феникс

Б-Дракон

В-Кракен

Г-Единорог

По окончании этого конкурса один из ведущих собирает листки с ответами и передает их жюри. Второй ведущий называет правильные ответы, при этом презентация показывается заново. Когда правильные ответы названы, ведущий благодарит команды за участие, и предлагает им просмотреть небольшой фильм о природе (можно выбрать произвольно). В это время жюри подводит итоги.

Когда итоги подведены, один из членов жюри объявляет команду-победителя. Ведущий поздравляет команды, проводится награждение команд (призы готовятся заранее, награждаются все команды, команде-победителю вручается кубок, все команды получают грамоты).

Приложение 2. Путевой лист

Название команды:________________________

Станция

Баллы

1-«Экознайка».

2-«На привале».

3-«Загадочный ящик».

4-«На лесной тропинке».

5-«Экоэрудит».