» » Собор славных и всехвальных 12 ти апостолов. Собор святых апостолов

Собор славных и всехвальных 12 ти апостолов. Собор святых апостолов
Собор святых славных и всехвальных 12 Апостолов Христовых – древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из 12 первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга", то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть миру Свое всемогущество, Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).
Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.
Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по-земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.
Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.
Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

1. Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египте, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.

2. Андрей Первозванный , брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.

3. Иаков Заведеев , брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.

4. Иоанн Богослов , евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.

5. Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.

6. Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

7. Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.

8. Матфей (бывш. мытарь Левий) , перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.

9. Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.

10. Иуда Иаковлев, или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.

11. Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.

12. Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний праздник. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов.
Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.
Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два "взвода" в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.
Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу.

Тропарь, глас 3:

Апостоли святии, / молите милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

(zaveru.ucoz.ru; иллюстрации - www.obraz.org; community.livejournal.com; www.adm.nov.ru; www.cirota.ru; horist.ru; days.pravoslavie.ru).

Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла († ок. 67).

Святой благоверный царь Константин Великий (306-337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.

Апостолы (от греч. άπόστολος – посланник, вестник) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви.

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

Андрей (греч. андреас, «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.

Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (Деян. 10, 5,18). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой (Мф. 16, 18).

Симон Кананит, или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос, что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино (Ин. 2, 1-11).

Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42-44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12, 2). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.

Иаков младший, сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.

Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим.

Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан, «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.

Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин. 1, 44). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).

Варфоломей (с арам. сын Талмая) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47).

Фома (арам. Тома, в греческом переводе Дидим, что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.

Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.

– Иуда (евр. Йехуда, «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.

Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (Деян. 1, 21-26). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения. По вознесении Христа Матфий был избран апостолами по жребию вместо предавшего Спасителя Иуды Искариота, брата апостола Иакова младшего.

Сведения о каждом апостоле в день его сугубой памяти: апостол Петр († ок. 67; память 29 июня); апостол Андрей Первозванный († 62; память 30 ноября); апостол Иаков Зеведеев († 44; память 30 апреля); апостол и евангелист Иоанн Богослов († нач. II в.; память 26 сентября); апостол Филипп (I; память 14 ноября); апостол Варфоломей (I; память 11 июня); апостол Фома (I; память 6 октября); апостол и евангелист Матфей († 60; память 16 ноября); апостол Иаков Алфеев (I; память 9 октября); апостол Иуда, брат Господень († ок. 80; память 19 июня); апостол Симон Зилот (I; память 10 мая); апостол Матфий († ок. 63; память 9 августа).

Тропарь апостолам, общий, глас 4

А постоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

Тропарь апостолу единому, общий, глас 4

А постоле святый [имя рек], / моли Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

Тропарь, глас 4

А постолов первопрестольницы, / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите, / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

К амень Христос каменя веры прославляет светло, / учеников преизрядна, / и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь: / ихже память совершающе верно, / сих Прославльшаго прославляем.

Ин кондак, глас 2

П етра, вернии, каменя веры, похвалим / и Павла Богомудраго, / созывают бо всех праздновати верою, / соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере, / просяща грехов оставления.

Величание

В еличаем вас, святии дванадесяточисленнии апостоли, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

Молитва славным и всехвальным 12-ти апостолам

В лады́ко всемогу́щий, Го́споди Бо́же наш, избра́вый возлю́бленныя Своя́ ученики́ и Апо́столы на про́поведь спасе́ния всему́ ми́ру, да́вый им власть отпуща́ти грехи́, приими́ хода́тайства их о ро́де челове́ческом, его́же и суди́ти с ни́ми и́маши, тех са́мых, я́ко друго́в Твои́х, нам зело́ че́стных, дерза́ем, недосто́йнии, в предста́тельство к Тебе́, многопоспешеству́ющее ко спасе́нию душ на́ших, приводи́ти, моля́щи их усе́рдно. Святи́и первоверхо́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, евангели́сти Христо́вы Иоа́нне Богосло́ве и Матфе́е, первозва́нный учениче́ Андре́е, водруже́нием Креста́ Росси́ю благослови́вый, апо́столи святи́и Иа́кове, бра́те Госпо́день, со други́м Иа́ковом, Фили́ппе, Варфоломе́е, Фомо́, Си́моне, Иу́до и Матфи́е! Вси святи́и Богоизбра́нии апо́столи, изря́днейшии уго́дницы Христо́вы, безбо́жия искорени́телие и ве́ры и́стинныя насади́тели, помози́те нам мо́щным ва́шим пред Го́сподом хода́тайством, изба́витися от вся́каго зла и вра́жия ле́сти, тве́рдо сохраня́ти преда́нную ва́ми ве́ру Правосла́вную, в не́йже ва́шим предста́тельством ни ра́нами, не преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́ и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емего Бо́га, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

13 июля из года в год православная церковь отмечает праздник 12 апостолов, учеников Иисуса Христа. Это важный день для всех христиан. Святые апостолы чествуются церковью с 4 века.

Собор 12 апостолов празднуется на следующий день после дня памяти Павла и Петра — двух первоверховных святых. Ранее мы рассказывали об этих двух апостолах, которые отдали свои жизни за чистую веру и любовь к Богу. Петр входит в состав 12 главных апостолов.

12 апостолов

Апостол в переводе означает «слуга Божий». К этим 12 избранным относятся все его ближайшие ученики. Они оставили свои жизни и полностью посвятили себя Христу и его миссии.

Конечно, и они сомневались, даже у них были трудности с пониманием слов Иисуса. Многие из них были не уверены в том, что делают все правильно, однако в конце всем открылась истина. Как известно, один из избранных апостолов даже предал Христа. Все это еще раз намекает на истинную человеческую сущность — мы всегда сомневаемся и требуем доказательств существования Бога. За свои муки и страдания они заслужили присутствовать на Страшном Суде, но не рядом с другими людьми, а рядом с Господом.

  • Петр. Первоверховный апостол, был распят вниз головой, чтобы взирать на Бога снизу вверх.
  • Андрей Первозванный. Брат апостола Петра, который был распят на кресте в форме буквы Х. Этот символ является знаменем русского флота.
  • Матфий. Выбран апостолом после предательства Иуды. Был избит камнями.
  • Симон Зилот. Проповедовал в Абхазии, за что был распят на кресте.
  • Фаддей. Брат Господа по плоти. Был казнен за веру в Христа в Армении.
  • Матфей. Был сожжен в Египте.
  • Иаков Алфеев. Брат Матфея. Также умер в Африке.
  • Фома, который не верил в Воскресение Христа. Проповедовал в Индии и Азии. Казнен в Индии.
  • Варфоломей. Проповедовал в Азии вместе с Филиппом. Казнен в Армении, умер в нечеловеческих муках.
  • Филипп. Нес веру и крест вместе с Варфоломеем. Казнен на кресте.
  • Иоанн Богослов. Мирно умер в Ефесе. Евангелист, проповедник.
  • Иаков Заведеев. Брат Иоанна, убит в Иерусалиме.

Как видно, только Богослов умер своей смертью. Все эти люди были великими мучениками, потому что приняли ужасные муки за свою веру в Бога. Так как они были самыми первыми, то удостоились быть рядом с Иисусом Христом и после смерти.

В честь 12 апостолов было построено много церквей, в том числе и в России. В 17 веке в честь самых преданных учеников была построена церковь в Кремле.

Традиции 13 июля

День 13 июля считается также и народным праздником, потому что в России он всегда объединял людей в попытках стать ближе к Богу. 13 числа принято посещать храмы и молиться за себя и свою семью. Если у вас не получается придти в церковь, прочтите молитву 12 апостолам дома:

О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые, и помозите нам, рабам Божиим (имена), вашим всемощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохраняти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков.

На Собор 12 апостолов принято помогать не только близким или родственникам, но и людям в целом. Если кто-то попросит у вас помощи, то не отказывайте ему.

Также 13 июля люди просят друг у друга прощения и мирятся. Это великий день для всех христиан, так что обиды забываются.

Мы желаем вам удачи и крепкой веры в Бога. Конечно, этот день 12 апостолов не входит в число 12 главных праздников , но он не менее важен для всех верующих людей. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

ИС Р15-505-0258


Использован материал книги: Жития святых славных и всехвальных апостолов / Сост. Л.В. Филимонова. М.: Сибирская Благозвонница, 2014. ИС Р14-415-1407.

Святые апостолы

Тропарь и кондак Собору святых апостолов


Тропарь, глас 4

Апо́столов пер во престо́льницы и вселе́нныя учи́телие, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Кондак, глас 2

Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло, ученико́в преизря́дна, и с Па́влом весь дванадесяточи́сленный собо́р днесь, и́хже па́мять соверша́юще ве́рно, сих Просла́вльшаго прославля́ем.



Слово «апостол» переводится с греческого языка как «посланник» или «вестник» (греч.άπóστολος; от глагола άποστέλλω) – «посылать»). Так называются ученики Господа нашего Иисуса Христа, которые были посланы Им для проповеди Евангелия всему миру. Господь поручил им пасти словесное стадо, быть исполнителями Его Божественной воли и устроителями Церкви Христовой на земле. Ближайшие ученики Господа Иисуса Христа: Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, Симон Зилот и Матфий – равны по своему апостольскому достоинству, однако святой апостол Петр называется первоверховным как потрудившийся больше всех в благовестии. То же почетное наименование присваивает Церковь и апостолу Павлу, который формально не входит в число двенадцати учеников Спасителя, однако своими трудами и всей своей жизнью засвидетельствовал свое апостольское достоинство и честь именоваться первоверховным апостолом Христовым.

Общую память святых двенадцати апостолов Христовых – Собор святых апостолов – Святая Церковь установила совершать на следующий день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 30 июня (13 июля по и. ст.).

Святой первоверховный апостол Петр

Тропарь и кондак святым апостолам Петру и Павлу


Тропарь, глас 4

Апо́столов первопресто́льницы и вселе́нныя учи́телие, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Кондак, глас 2

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели, верх апо́столов Твои́х, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й: боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия, Еди́не, све́дый серде́чная.



Святой апостол Петр, до своего призвания носивший имя Симон, происходил из колена Симеонова и был старшим сыном рыбака Ионы. Его братом был святой апостол Андрей Первозванный. Они оба жили в Палестине, в небольшом городке Вифсаида на берегу Галилейского моря. Симон был женат. По преданию, его женой была дочь Аристовула, брата апостола Варнавы; от нее апостол Петр имел сына и дочь. Вместе с отцом будущий первоверховный апостол занимался рыбной ловлей; когда состарился отец, он продолжал рыбачить один и тем содержал жену, детей, престарелого отца и тещу. Святитель Иоанн Златоуст именует Симона простым по характеру, некнижным, бедным и богобоязненным человеком.

Ко Христу апостола Петра привел брат, апостол Андрей, который был учеником Иоанна Крестителя. Однажды Иоанн Предтеча стоял недалеко от Иордана с двумя учениками, одним из которых был Андрей, а вторым, не названным в Евангелии по имени, по преданию, Иоанн Богослов. Увидев проходящего мимо Христа, Предтеча, указав на Него, сказал: Вот Агнец Божий (Ин. 1, 29). Немедленно оба ученика, оставив своего учителя, пошли вслед за Христом. Они пробыли у Него весь тот день, а наутро Андрей поспешил к своему брату с великой вестью: Мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41). С радостью повел он его ко Господу, став таким образом апостолом для будущего первоверховного ученика. Христос взглянул на Симона и, провидя твердость и силу его веры, сказал: Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Во время этой первой встречи Петр возгорелся любовью к Господу и сделался Его ревностным учеником. Однако еще некоторое время после этого он продолжал заниматься своим привычным делом – рыболовством.

Уже после заключения в темницу пророка Божиего Иоанна Предтечи, когда Господь встретил братьев Андрея и Петра, закидывающих сети в воды Галилейского моря, Он сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). Чудесное уловление множества рыб, которое произошло перед этим, было прообразом духовной апостольской ловитвы, ибо словом Божиим, словом евангельским, как мрежей, были уловлены во спасение многие народы.

Вскоре после этого Господь посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки. Переночевав в доме Симона, наутро Христос сказал ему: Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел (Мк. 1, 38), – и Петр тотчас же оставляет дом свой и всех домашних и идет вслед за Христом.

Святой апостол Петр был постоянным свидетелем великих чудес Христа и всех важнейших событий Его земной жизни. Это зрение дел Христовых укрепляло его духовно и делало его веру прочной как скала, оправдывая то имя, которое дал Господь Своему ученику. На страницах Евангелия встречается множество свидетельств об этой особенно сильной вере первоверховного ученика, которая порой проявлялась тогда, когда прочие ученики изнемогали и даже отпадали от своего Божественного Учителя. Воистину он действительно служил прочным камнем, поддерживавшим веру своих соапостолов. Так, когда Христос учил о таинстве Тела Своего, то многие ученики, соблазнившись, оставили своего Божественного Учителя. Учение о Евхаристии казалось им странным и непонятным: Какие странные слова! кто может это слушать? – недоумевали они (Ии. 6, 60). Петр же от лица двенадцати учеников исповедал свою веру Божественному Учителю, говоря: Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго (Ин. 6, 68).

Петр первым из апостолов исповедал и Божество Иисуса Христа. Если некоторые ученики, по свидетельству евангелистов, почитали Сына Человеческого за Иоанна Крестителя или за одного из пророков, то Симон Петр исповедовал и почитал Его за Сына Божия: Ты – Христос, Сын Бога Живаго, – воскликнул он в ответ на вопрос Господа, обращенный к ближайшим ученикам: А вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16, 15–16). За это Иисус назвал его блаженным, ибо не плоть и кровь, не мудрование человеческое открыли ему это, но Отец Небесный (см.: Мф. 16,17).

Такая вера действительно есть дар Божий. И блаженный ученик сподобился вместе с двумя другими ближайшими учениками Христовыми видеть великую славу Божию, слышать Отеческий глас, видеть очами веры силу и величие Иисуса Христа на горе Преображения. Удостоился он и удивительных слов Господа, восхваляющих его непоколебимую веру. В ответ на его исповедание Господь сказал Своему ученику: ИЯ говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). По толкованию святых отцов Церкви, подлинный смысл этого образного изречения Господня таков: «Ты – Петр, и на этом твоем твердом как скала исповедовании Меня Сыном Бога Живого Я создам Церковь Мою. Это исповедание твое будет основанием веры для общества, которое Я создам».

Однако на страницах Евангелия приводятся и жесткие обличительные слова Христа, обращенные к апостолу Петру. Однажды, когда Господь открывал ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть, пламенно любивший Христа Петр начал прекословить: Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16,22). Он жалел Господа по-человечески и хотел отвратить Его от смерти. Но Господь не принял этот порыв Своего ученика, ведь Он знал, что если Он не взойдет на Голгофу, то не будет искуплен грех Адамов, не будет чуда воскресения и спасения человека. Поэтому Господь сказал Петру жестокие и на первый взгляд несправедливые слова: Отойди от Меня, сатана! (Мф. 16, 23).

Процесс воспитания двенадцати учеников в апостолов продолжался, а вместе с ними возрастал в меру первоверховного апостола и Симон. Не всегда ученики поступали так, как это было угодно их Учителю. Когда Господь в Вифсаиде пятью хлебами напитал пять тысяч человек, то пораженные чудом апостолы вместе с народом ликовали: «Вот Он – царь Израилев, наш Мессия! Он даст нам хлеба, реки молока, вина, меда!» Они даже побежали за Христом, чтобы схватить Его и провозгласить царем Иудейским. Но Господь скрылся от них на гору один (Ии. 6,15). Не поняли тогда еще ученики проповедь Иисуса, что не земное царство пришел Он утверждать, а Небесное, что Его цель – обновить первозданного Адама и привести людей к обожению, а не сесть на царский престол в Иерусалиме.

Все ветхозаветные пророки говорили о Нем. Они писали, что Он родится от семени Жены, будет потомок Авраама, Исаака, Иакова, родится в Вифлееме, совершит великие чудеса, будет распят и в третий день воскреснет, сойдет во ад, откроет людям Царство Небесное, утвердит Церковь Новозаветную. Но тогда всего этого ученики не могли понять, потому что не имели еще Духа Святого, Который сошел на них в день Пятидесятницы.

И вот, чтобы научить Своих учеников правильному ведению, Господь понудил их, то есть заставил, войти в лодку и плыть без Него на другой берег озера (Мф. 14, 22). И ученики повиновались. А за то, что они проявили такую дерзость – хотели объявить Его царем земным, Христос послал сильнейшую бурю, так что лодка едва не переворачивалась и ученики уже в ужасе помышляли о смерти. Лишь в четвертую стражу ночи, то есть под утро, Господь пошел к ним по водам.

Отважный Петр просил у Христа дозволения идти к Нему по морю навстречу. Но, не имея до принятия Святого Духа совершенной твердости в вере, он, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих (Мф. 14,30–32). Наступила тишина. Ученики, пораженные этим чудом, со страхом произнесли то исповедание, которое до этого уже прозвучало из уст апостола Петра: Истинно Ты Мессия, воплотившийся Сын Божий (Мф. 14, 33).

Теперь они уже стали понимать, что Он – не земной царь и Царство Его – Царство чисто духовное, великое своей внутренней красотой и святостью. Он – Царь Небесный, Владыка неба и земли. Конечно, эту истину не может открыть плоть и кровь, как Христос сказал апостолу Петру, она в полной мере есть дар Божий, но человек для получения ее должен приложить свои собственные усилия, совершить свой личный подвиг. И апостолам эта вера далась не сразу. На пути к ней им предстояло много трудов и подвигов. Предстояли они и первоверховному апостолу. Чтобы ученики могли возрасти в меру просветителей всей вселенной светом Христовым, Господь укреплял их веру, делая их свидетелями Своих чудес.

Так, вместе с Иаковом и Иоанном апостол Петр удостоился видеть на Фаворе открытую им славу Преображения Господня и своими ушами слышал глас Бога Отца, свыше пришедший к Господу Иисусу. Об этом и сам апостол Петр свидетельствует в своем послании: Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв самовидцами Его величествия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором

Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2 Пет. 1, 16–18).

Этот глас слышали трое ближайших учеников. А свидетелем так называемого чуда со статиром, свидетельствовавшего о всеведении и всемогуществе Господа, был один первоверховный апостол. В Капернауме подошли к Петру сборщики церковной подати – собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Тогда по повелению Господа Петр на море бросил уду и у первой рыбы, попавшейся ему, открыв рот, нашел статир (четыре драхмы) и отдал сборщикам за Иисуса и за себя (Мф. 17,24–27).

Апостолы, последовав за Христом, оставили своих родных и свое имущество.

Они были людьми бедными и имели немногое – сети, лодки, простые дома, но для них это действительно составляло все, что они имели. Несомненно, какими бы чистыми сердцем ни были эти люди, и их иногда посещали сомнения и страх перед будут, им. Однажды апостол Петр, уста апостолов, озвучил этот вопрос, который, несомненно, так или иначе должен был волновать всех учеников, своему Божественному Учителю: Вот, мы поспавши все и последовали за Тобою , – сказал Петр, – что же будет нам? Господь ободрил Своих учеников неложным уверением: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых( Мф. 19,27–28).

Воистину тверд как скала был апостол Петр в своей вере Божественному Учителю. Но и этот столп пошатнулся, когда Господь приблизился к Своим вольным страданиям. Тогда апостол Петр обнаружил свою ревность о Господе не только словом, сказав: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти (Лк. 22, 33), но и делом, когда, извлекши меч, ударил им первосвященнического раба по имени Малх и отсек ему правое ухо. Затем апостол последовал до двора первосвященникова и там претерпел искушение, отрекся от Христа, сказав, что не знает Сего Человека. И лишь когда запел петух, вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, выйдя вон, плакал горько (Мф. 26, 74–75).

Горькими слезами раскаяния омыл Петр свое отречение от Христа и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего. Когда по воскресении Господь предстал на берегу озера и по Его слову ученики закинули сети и поймали 153 огромные рыбы, то Петр бросился в море, вплавь поспешил к своему Учителю и из Его святых рук принял хлеб и рыбу. Иисус трижды вопросил Петра: Любишь ли ты Меня? – и апостол трижды отвечал: Господи, Ты все знаешь; Ты знаешь, я люблю

Тебя (Ин. 21, 15–17), троекратным исповеданием своей любви исправляя свое троекратное отречение от Господа. Воскресший Господь даровал Своему первоверховному ученику прощение и утвердил его в апостольском лике, от которого Петр отпал в ту страшную ночь взятия Христа под стражу: Паси агнцев Моих… паси овец Моих, – услышал апостол Петр из уст своего Божественного Учителя (Ин. 21,15–17). Тогда же Господь предрек Своему ближайшему ученику мученическую крестную смерть, которой в будущем он засвидетельствует те слова любви, которые он изрек Спасителю: Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет тебя, куда не хочешь (Ин. 21,18).

В течение сорока дней, до самого Вознесения, Господь, пребывая на земле в Своем прославленном светоносном теле, являлся апостолам, беседовал с ними, поучая тайнам Царствия Божия, устроению Церкви и проповеди Евангелия. За свою пламенную ревность удостоился Петр вновь занимать место в лике апостольском, утраченное им при отречении, когда трижды пропел петух. Тогда апостол Петр вернул себе те ключи Царства Небесного и ту власть вязать и решить, которые, в лице апостола Петра, Спаситель вручил всем без исключения апостолам и через них всей Вселенской Церкви: И дам тебе ключи

Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16,19). Теперь Господь то же самое говорит и ко всем апостолам Своим: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ии. 20, 22–23). Так и раньше, и сейчас, и всегда Церковь связывает, Церковь разрешает, Церковь, стоящая на прочном основании, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2, 20).

На следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, Святая Церковь Христова празднует Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов, и наша Церковь называется Апостольской, потому что именно апостолы передали нам знания и учения, которые принёс Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных 12-ти Апо­сто­лов Хри­сто­вых яв­ля­ет­ся древним празд­ни­ком. Свя­тая Цер­ковь, че­ствуя каж­до­го из 12-ти апо­сто­лов в раз­ное вре­мя го­да, с дав­них вре­мен уста­но­ви­ла об­щее празд­но­ва­ние им на сле­ду­ю­щий день по­сле па­мя­ти слав­ных и пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла († ок. 67). Све­де­ния о каж­дом апо­сто­ле в день его су­гу­бой па­мя­ти: апо­стол Петр († ок. 67; па­мять 29 июня); апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный († 62; па­мять 30 но­яб­ря); апо­стол Иа­ков Зе­ве­де­ев († 44; па­мять 30 ап­ре­ля); апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов († нач. II в.; па­мять 26 сен­тяб­ря); апо­стол Филипп (I; па­мять 14 но­яб­ря); апо­стол Вар­фо­ло­мей (I; па­мять 11 июня); апо­стол Фо­ма (I; па­мять 6 ок­тяб­ря); апо­стол и еван­ге­лист Мат­фей († 60; па­мять 16 но­яб­ря); апо­стол Иа­ков Ал­фе­ев (I; па­мять 9 ок­тяб­ря); апо­стол Иуда, брат Гос­по­день († ок. 80; па­мять 19 июня); апо­стол Си­мон Зи­лот (I; па­мять 10 мая); апо­стол Мат­фий († ок. 63; па­мять 9 ав­гу­ста).

Благодаря их проповедническим трудам и подвигам люди, жившие далеко от тех мест, где учил Сын Божий, смогли узнать, что свершилось великое событие — искупление первородного греха, от которого произошли все человеческие страдания. А благодаря тому, что некоторые из апостолов взяли на себя труд оставить письменные свидетельства о Христе, узнать о событиях, которые произошли в Иерусалиме, можем и мы спустя почти 2000 лет со времен Христовой проповеди.

4 Евангелия, 21 послание, «Откровение», «Деяния апостольские» — все тексты, из которых мы черпаем информацию о нашей вере, написаны апостолами. С греческого языка слово «апостол» можно перевести как «посланник», в данном случае — «посланник Божий».
У Христа было много последователей, целые толпы народа слушали Его проповеди, однако Спаситель избрал только 12 из них, которые вошли в круг «ближайших учеников». Почему только 12? Много это или мало?

12 — число символическое. Год поделен на 12 месяцев, циферблат часов — на 12 частей… Народы издревле отмечали это число. Как можно понять, оно очень важно в христианстве, не случайно ведь после предательства Иуды на его место был избран другой апостол — Матфий. Значит, апостолов должно было быть именно 12. Почему? Христос пришел на Землю как «новый Адам», чтобы заключить с людьми Новый Завет вместо Ветхого. Христиане называются «новым Израилем», значит, существуют некие параллели между ними и «старым Израилем».

Как известно, «народ Завета» произошел от 12 сыновей патриарха Иакова. Так вот, для христиан 12 апостолов — то же, что для иудеев — сыновья Иакова. По преданию, в День Страшного Суда они воссядут на 12 престолов и будут судить всех людей. Примечательно, что сообщается и о более дальнем круге учеников — 70 (72).

Нельзя не вспомнить о библейском перечне «языков», в котором насчитывается как раз 70 народов. Если построить в уме симметричную схему, получится, что на каждого апостола из 12 придется по 6 из этих 70, которые «ответственны» перед Христом за все земные народы. Получается интересная иерархическая структура, согласно которой у каждого народа есть свой небесный покровитель.

Выбор призванных учеников был своеобразным уроком миру. Как сказано в «1-м послании Коринфянам» апостола Павла, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное… для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Потому что «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков».

Апостолы стали великими служителями Церкви Христовой

12 апостолов, которые изначально были простыми, необразованными людьми, должны были напомнить миру о том, что люди отошли от Бога, заменили духовные ценности материальными, подчинили все желаниям плоти, которые происходят от греха, и что по вере людям дастся гораздо больше, чем они могут достигнуть своими силами и только в союзе с Господом человек может обрести счастье.

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа , Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Можно только предполагать, сколько тягот и лишений претерпели апостолы во время проповеди. Их гнали, не понимали, не хотели слушать, называли безумными, гнали, мучили. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот.

Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьями. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

Апостолы Христовы — это и пример чистой, бескорыстной, искренней веры. Они служат образцом истинных христиан, нравственной нормой. С какой же благодарностью!, братья и сестры, мы должны относиться к их трудам, благодаря которым узнали о пришествии в мир Спасителя!

Святой благоверный царь Константин Великий (306–337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Святые апостолы, сами приявши слово от Слова, передали Церкви преемство слова, которое проповедуется в ней до скончания века, и все христиане суть служители слова, ими воспринятого. Да умножится в Церкви Христовой сила этого служения, молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

(прот. Сергий Булгаков)

МОЛИТВА СВЯТЫМ АПОСТОЛАМ

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.

Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!

Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.