» » Театр-студия. Новая сцена: как в театре-студии «Круг II» находят смысл жизни «Театр — общее дело»: Андрей Афонин

Театр-студия. Новая сцена: как в театре-студии «Круг II» находят смысл жизни «Театр — общее дело»: Андрей Афонин

Уникальная театральная премьера. В театре-студии "Круг 2" - лауреате "Золотой маски" 2014 года - новый спектакль - "Кристофер и отец". Авторы - все члены труппы. И это их путешествие в собственное детство. А необычность театра в том, что почти все актеры - люди с особенным психическим развитием. Все, кто видел их спектакли, называют это "чудом".

Перед началом репетиции Леша любит немного побыть один, чтобы перестать волноваться и постараться осознать: это все происходит с ним. Это он без труда говорит скороговорки, делает упражнения на растяжку и, глядя в глаза коллегам-актерам, чувствует какой-то невероятный прилив свободы и счастья. Счастья, что, живя с аутизмом, он может расправить плечи, гордо поднять голову и твердо сказать: кошмар, который он пережил, больше никогда не вернется.

"Я боялся, когда машина сигналит, сигнала машины и самосвала, и поэтому становился к машине спиной, чтобы не слышать сигнал, который я боялся", - говорит Алексей Федотов, актер театра "Круг 2".

Больнее страхов било непонимание. Вакуум общения не просто давил - уничтожал. То, что Леша пришел в театральную студию "Круг 2" - для таких же, как он, особенных актеров - ее основатель и режиссер Андрей Афонин называет не иначе, как "чудом". Он хорошо помнит: молодой человек только бормотал вполголоса что-то, на первый взгляд, бессвязное. Но это только на первый взгляд. В потоке мыслей читалась путаная, парадоксальная Лешина биография, рассказанная от лица мальчика Кристофера. Эти обрывки воспоминаний Андрей Афонин выстроил в сюжет и еще 5 лет назад поставил спектакль.

На сцене минимализм. От пронзительной игры актеров ничего не должно отвлекать. На 2,5 часа они будто приглашают зрителя на свою особую планету, где непохожим на других быть не страшно, где все предметы живые, и даже золотистый песок можно услышать и понять, как собеседника.

Воспоминания о своем детстве Саша Довгаль передал одним лишь языком тела. Старец с завязанными глазами как символ: когда ты "другой", на мир вокруг не хочется смотреть, чужая боль в нем всегда некстати.

"Я сначала боялся на сцену выходить, комплексовал по этому поводу, потом решил, смотрю, сколько ребят со своими проблемами, и как они выкладываются, как они себя показывают, и я вот решил попробовать, почему бы и нет", - говорит Александр Довгань, актер театра "Круг-2".

С этого "почему бы и нет" для каждого из них начался путь собственных побед, куда более важных, чем умение запоминать текст и двигаться на сцене. Через несколько лет после попадания в театральную студию Женя, которой диагноз шизофрения поставили в 17, впервые спустилась в метро, Наташа стала говорить по телефону, Саша нашел свою любовь и собирается жениться. И это главный талант его актеров, говорит Андрей Афонин - не бояться жить.

"У нас нет никакого налета инвалидности, жалости и так далее - они абсолютно счастливы, они живут полноценной жизнью; меняется их социальный статус, и отношение родителей к ним меняется, потому что они видят совершенно других людей на сцене, которых они никогда в жизни не видели, и они поражаются", - отмечает Андрей Афонин, художественный руководитель и режиссер театральной студии "Круг 2".

На развивающие занятия в театральную студию Лидия Васильевна привела Наташу почти 20 лет назад. Тогда не могла поверить, что дочь увидит на сцене, а та сможет доказать всем: любовь близких и любовь к жизни может совершить невозможное.

Эта большая и дружная семья теперь и его. Выпускник школы-студии МХАТ Алексей Жиров, один из трех профессиональных актеров, занятых в спектакле, говорит: принял приглашение режиссера участвовать в постановке, не задумываясь. Пришел, чтобы актеров это особенной труппы учить сценическому мастерству, а в итоге у них учился сам.

"Их мера искренности не такая, как у обычного актера, вот, и надо сначала их услышать, чтобы не фальшивить в этом смысле; и, мне кажется, это очень здорово, потому что актеру надо всю жизнь искать настоящую искренность, настоящее чувство правды, не терять его", - говорит актер Алексей Жиров.

Этот урок искренности пролетел на одном дыхании. А со сцены в диалогах и или между строк звучала главная мысль. Наше отношение к "не таким как все" и определяет, насколько мы сами люди.

Театр с участием актеров с ОВЗ – самобытное явление. И он должен искать собственные пути, а не имитировать привычные для современной культуры образцы театрального творчества. Как это ни парадоксально звучит, особый театр — это не театр ограничений, а театр возможностей, — ведя поиск дополнительных возможностей актеров, режиссер такого театра, его педагоги, по сути, ведут работу с резервами человеческого тела, психики, интеллекта. Такой театр возвращает нас к истокам театральной культуры, помогая вновь обрести забытые ценности, способствует обновлению современной культуры.

Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр

Проходит раз в три года (2000, 2004, 2007, 2010, 2013, 2016) - это беспрецедентный проект в российской культуре.

Фестиваль представляет лучшие образцы театрального искусства людей с ОВЗ, существующие в настоящее время в России и за рубежом. Фестиваль собирает и анализирует информацию о многочисленных особых театрах России, не разделяя их по характеру инвалидности, степени профессионализма, жанрам исполнения.

Участниками фестиваля являются театральные коллективы, в работе которых принимают участие люди практически со всеми типами функциональных нарушений: с нарушением зрения, нарушением слуха, имеющих интеллектуальную недостаточность, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением эмоциональной сферы, с соматическими, генетическими и психическими заболеваниями, а также их здоровые сверстники, ищущие нового понимания жизни.

Цель фестиваля - создать площадку для творческого переосмысления реальности и активного созидания будущего. Мы стремимся объединить здоровые силы общества вне зависимости от национальных, политических, религиозных и любых принадлежностей для творческого переосмысления действительности.

Искусство людей с инвалидностью не является инвалидным. Особый театр возвращает нас к истокам культуры (театрального феномена), помогая вновь обрести забытые нами ценности; он приумножает сокровища культуры, а значит, способствует всеобщему обновлению.

Брат, Chang

Dan ando Com a Diferen`a

Дай мне еще секунду, Danzamobile

Из глубины возвах, Лик

В ожидании Годо, Я и ТЫ

Имаджинариум, Надежда

Другая земля, Недослов

На планете, Со-Бытие

А у нас в Новгородчине…, Жест

Взгляд, ИТС Круг

Наш Маршак, Радость моя

Фестиваль особых театров “Протеатр. Международные встречи”

С 2015 года реализуется ежегодный дочерний проект «Протеатр. Международные встречи» – это совместный проект Театрального Центра им Вс. Мейерхольда и РОО СТР «Круг».
В течении трех дней на сцене ЦИМа фестиваль представляет спектакли иностранных коллективов и мастер-классы от ведущих специалистов инклюзивных театров.

Реализуя международный диалог в сфере особого театра, мы подтверждаем, что технологии в работе инклюзивных коллективов отражают фундаментальные законы развития культуры – работая «на глубине» специалисты особых театров встречаются вне международных конфликтов и конкуренции.
В отличии от Всероссийского фестиваля здесь нет конкурса видеоверсий. В соответствии с темой года оргкомитет фестиваля приглашает коллективы для участия в этом диалоге. После каждого спектакля дискуссии со зрителями, в рамках фестиваля проводится международный семинар.

Circus prin-tin-pram named after Daniil Kharms, Театр-студия «Жизнь» & Благотворительный фонд «Верба» (Екатеринбург, Россия)

Obsolescencia programada, Fritsch Company & Fundacion Psico Ballet Maite Leon (Мадрид, Испания)

Dramaticules, Theater Du Cristal (Париж, Франция)

От весны до весны. Легенда о Коре, ИТС Круг (Москва, Россия)

Программа социокультурной и творческой реабилитации людей с особенностями психофизического и интеллектуального развития «Интегрированный театр КРУГ II».

Программа «Интегрированный театр КРУГ II» рассчитана на людей с особенностями психического, интеллектуального и физического развития в возрасте от 18 лет, а также на их сверстников без особенностей развития.
Основная цель программы: социальная адаптация людей с ОВЗ путем включения их в активную и продуктивную творческую деятельность, имеющую, в свою очередь самостоятельную социальную и культурную ценность (создание спектаклей с возможностью показа на городских театральных площадках).
Новизна и актуальность программы заключается в совершенно новаторском подходе к организации трудовой и социальной жизни людей с ОВЗ, ее качеству и ценности опыта человека с ОВЗ для творческого продукта.
Для реализации основной цели программы создается специальная среда, включающая в себя следующие аспекты:

1) Социальный. Участник программы включается в «плотную» социальную среду, где основным контингентом являются люди, чьи интересы и компетенции, а также социальные потребности совпадают. В такой группе человек с ОВЗ чувствует себя равным участником: разделяет интересы группы, а также делит с другими ответственность за групповые процессы.
2)Организационный. Деятельность в рамках программы является основной для участника программы, это гарантирует целостность развивающих процессов, и процессов ведущих его к социальной адаптации. Отталкиваясь от представления о необходимости регулярной занятости людей с ОВЗ, занятия по программе идут в стабильном графике. В данном случае это- 25 астрономических часов в неделю: 5 дней в неделю по 5 часов.
3)Развивающий. Все виды деятельности по данной программе являются развивающими по отношению к актуальному состоянию участника, это гарантирует возможность расширения также и социальных навыков и схем поведения человека с ОВЗ. Расширяет зону социальных компетенций человека с ОВЗ.
4)Продуктивной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что для достижения цели необходимо создать продуктивную деятельность с необходимостью личного вклада каждого участника, в отличие от досуговой деятельности, не предполагающей личного вклада в процесс, а так же не предполагающей влияния участником на результат.
5)Творческий. Все виды деятельности предполагают знакомство человека с ОВЗ с новым материалом, новым «языком» самовыражения, который в свою очередь дает возможность человеку с ОВЗ во взаимодействии с преподавателем или режиссером создавать культурный творческий продукт, основываясь на личном опыте человека с ОВЗ, выраженном на общем «театральном» языке.

В процессе освоения программы, человек с ОВЗ непрерывно находится в ситуации творческого, а вместе с этим социального и личностного развития. Занимаясь театральной и творческой деятельностью в референтной для него группе, участник программы имеет долговременную, а возможно и пожизненную перспективу социальной поддержки, регулярной занятости в проектах социального и общекультурного значения.

Что такое мусор в нашей жизни и какое место общество отводит людям с инвалидностью?

Когда и где:

5 и 14 сентября Интегрированный театр-студия «Круг II» покажет премьеру уличного спектакля «Не те вещи» в КЦ «Зодчие» по адресу: Партизанская улица, дом 23 .

Создатели:

Режиссер: Андрей Афонин и Андрей Климак.

Художник: Елена Осипова, Андрей Климак

Музыкальное оформление: Елена Осипова и участники Круг II

Хореография: Наталья Немчинова

В спектакле играют: Неонила Аксенова, Анастасия Богданова, Станислав Большаков, Юлия Ботвинко, Евгений Говердовский, Григорий Гольтяев, Елизавета Горохова, Андрей Греков, Андрей Деникаев, Александр Довгань, Павел Журавихин, Максим Иванов, Георгий Каныгин, Марина Козлова, Иван Коргулин, Александра Крахина, Кирилл Летуновский, Данил Людвиг, Илья Медведкин, Наталья Немчинова, Елена Осипова, Надежда Осипова, Артем Панин, Никита Свистунов, Велис Селиончик, Евгения Скокова, Илья Соколенко, Алексей Станковский, Екатерина Яненкова.

Интегрированный театр-студия «Круг II» - единственный в России профессиональный «особый театр», обладатель Национальной театральной премии "Золотая маска" 2014 года в номинации «Эксперимент».