» » В социализации индивидов любого возраста определенную роль. Социализация индивида в обществознании

В социализации индивидов любого возраста определенную роль. Социализация индивида в обществознании

В со­ци­а­ли­за­ции индивидов лю­бо­го возраста определённую роль иг­ра­ет государство. Ис­поль­зуя обществоведческие зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те любые три задачи, ко­то­рые может ре­шать демократическое го­су­дар­ство как агент социализации, и со­от­вет­ству­ю­щие средства, ко­то­рые оно использует.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин )

Какие две сто­ро­ны взрос­лой со­ци­а­ли­за­ции рас­смот­ре­ли авторы? Как они опре­де­ли­ли сущ­ность каж­дой из сторон?

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Ука­за­но две сто­ро­ны взрос­лой социализации:

Десоциализация;

Ресоциализация.

2. Опре­де­ле­ны сущ­ность каж­дой из них.

Десоциализация − от­уче­ние от ста­рых цен­но­стей, норм, ролей и пра­вил по­ве­де­ния;

Ресоциализация − усво­е­ние новых цен­но­стей, ролей, на­вы­ков вме­сто преж­них, не­до­ста­точ­но усво­ен­ных или уста­рев­ших.

Чем, по мне­нию авторов¸ раз­ли­ча­ет­ся про­те­ка­ние про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрос­лых (используя текст, при­ве­ди­те одно различие)? При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те дру­гие два различия.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) Отличие про­те­ка­ния процесса со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрослых, приведенное в тексте:

В дет­ском возрасте ни­ка­ких резких из­ме­не­ний не происходит, про­цесс социализации идет плавно, идет на­коп­ле­ние новых цен­но­стей норм, со вступ­ле­ни­ем в взрос­лую жизнь на пер­вый план вы­хо­дят процессы де­со­ци­а­ли­за­ции и ресоциализации.

2) Другие отличия про­те­ка­ния процесса со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрослых:

В дет­ском возрасте боль­шее влияние ока­зы­ва­ют агенты пер­вич­ной социализации (родители, родственники, сверстники), со вступ­ле­ни­ем в взрос­лую жизнь силь­нее влияют аген­ты вторичной со­ци­а­ли­за­ции (общественные организации, офи­ци­аль­ные учреждения).

В дет­ском возрасте со­ци­а­ли­за­ция происходит через игру, со взрос­ле­ни­ем на пер­вый план вы­хо­дят другие виды деятельности.

Могут быть при­ве­де­ны другие различия.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

На при­ме­ре любых трёх ука­зан­ных авторами вех в био­гра­фии человека по­ка­жи­те изменение ста­ту­сов (прав и обязанностей, об­ра­за жизни) человека. Сначала укажите название жизненного цикла (вехи в биографии), затем дайте характеристику, как изменяются права и обязанности, образ жизни.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть проиллюстрировано изменение статусов на примере трех вех в биографии.

1. Цикл студенческой жизни. Человек осваивает роль студента. Он может рассчитывать на получение качественного образования, доступа в библиотеки, научные учреждения, если этого требуется, на квалифицированную помощь и руководство преподавателями. Обязан посещать занятия, сдавать экзамены и зачеты, проходить практику, защищать дипломную и курсовые. Студент может жить в общежитии, часто подрабатывает, самостоятелен, старается экономически не зависит от родителей.

2. Цикл семейной жизни. Осваивает роль мужа или жены, отца или матери. Может рассчитывать на понимание эмоциональную поддержку со стороны второй половинки, уважение со стороны детей. Отвечает за воспитание детей, материальное содержание семьи. Супруги обычно стараются жить в отдельной квартире, человек ценит стабильность, старается найти постоянный источник заработка, время ролевых экспериментов уходит в прошлое, свободное время проводит в своей семье.

3. Трудовой цикл. Осваивает роль работника. Встраивается во иерархию на работе, может быть как подчиненным, так и начальником, обязан выполнять свою трудовую функцию, соблюдать дисциплину, технику безопасности, получает зарплату за свою работу. Работник пытается показать зарекомендовать себя с лучшей стороны, часто рассчитывает на карьеру, уровень жизни, затраты зависит обычно от дохода работника.

Правильный пример может содержать иные примеры.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль-турных норм и социального опыта, необходимых для успеш-ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь-ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления о том, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.


Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее принимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

В сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

В сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

В сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Социологи выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство, семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со сферами общественной жизни.

Социальный институт — это исторически сло-жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ-ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

— сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит, называется социализацией .

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление человека.

Агенты социализации — это конкретные люди , ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения , влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года).На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как .

Социализация индивида – это процесс освоения личностью культурных норм, получения жизненного опыта, новых знаний с целью применения и развития. Всё это нужно для того, чтобы человек смог построить полностью удовлетворяющие его контакты с окружающими. Процесс социализации продолжается всю жизнь, потому что индивидуум постоянно усваивает новые знания и новые социальные роли.

Если рассматривать понятие социализации по обществознанию, то в нём можно выделить несколько этапов. Итак, первичный – это детство и юность. На самой ранней стадии социализация личности полностью зависит от родителей. В окружение ребёнка могут попасть и другие люди, однако только с разрешения взрослых, отвечающих за малыша.

Ситуация несколько меняется, когда в процессе социализации ребёнок попадает сначала в детский сад, а потом в школу. Здесь он сталкивается с тем, что его родители не могут контролировать. На него начинает влиять окружение, первые друзья, преподаватели, уроки.

Подростковый период

В юности количество контактов возрастает. Происходит активное воздействие, которое оказывают средства массовой информации на человека. В современном мире это будет длиться в течение всей жизни, но взрослый человек может выработать критическое отношение к тем сведениям, что к нему поступают. У подростка тоже есть такая возможность, но уже сильно ограниченная.

Так что на этой стадии очень важно обеспечить позитивное влияние СМИ на социализацию. Правильный, грамотно составленный журнал с хорошими примерами поведения, отношения к окружающим способен направить энергию подростка в конструктивное русло. И заодно познакомить его с интересными достопримечательностями, с оригинальными хобби, с яркими личностями.

И здесь начинается вопрос: верны ли следующие суждения о социализации, касающиеся того, что подростку нужна цензура или же какие-то ограничения в том, что он читает, смотрит в Интернете? На самом деле нет.

Во-первых, должно присутствовать уважение индивидуального (личного) пространства. Во-вторых, интерес к запретному не проходит так просто. А оградить в современном мире от информации просто нереально. И это хорошо, потому что человек должен уметь выбирать, а не жить в вакууме.

Молодость и зрелость

Социализация – это процесс, продолжающийся в молодости, а потом и в зрелости. При этом человек должен пройти несколько ступенек: закончить школу, получить (часто) высшее образование, найти первую работу, состояться как сотрудник. Многие воспринимают это как план жизни.

Однако в настоящем вполне разрешены отклонения от традиционного варианта. Современное социализации понятие допускает отсутствие образования, особенно, если оно заменяется самообразованием при достаточном уровне контроля. Фактически, каждый сам может составлять для себя план учёбы и следовать ему.

Отдельный вопрос – карьера. Несколько десятков лет тому назад считалось совершенно нормальным постоянно работать на одном предприятии, получая повышения. Сейчас же уровень горизонтальной мобильности в профессиональной сфере заметно вырос. Теперь какой-то конкретный план отсутствует, человек вполне может сменить несколько профессий и огромное количество компаний.

Поменялись и представления о том, что собой представляет зрелость. Раньше считалось, что она наступает примерно в 30 лет. Сейчас эти временные рамки сдвинулись на 10 лет, а период между 30 и 40 люди воспринимают как пик активности, получения максимального количества полезных навыков и их дальнейшего усовершенствования.

Старость

Понятие социализации сейчас актуально и на пенсии. Особенно тогда, когда многие получают доступ к огромному количеству современных гаджетов, выходят в Интернет, знакомятся с современными технологиями. Увеличивающееся количество свободного времени означает, что возрастает и общее число контактов.

Таким образом, если вам предложат «выберите верные суждения о социализации», и среди вариантов будет упоминание о том, что она может закончиться, имейте в виду, что это – ошибка. Что только что было продемонстрировано на примере разных стадий.

Агенты социализации

Агенты социализации – это то, что оказывает непосредственное влияние на сам процесс. СМИ уже упоминались, но вообще подразумевается учебный план, окружение, литература, произведения искусства, поп-культура, политика государства. Большое значение имеет и самовоспитание.

Фактически, человек, начиная с молодого возраста, способен сам руководить процессом своей социализации. Он может составить план повышения уровня собственной образованности, начать фильтровать поступающую к нему информацию, разбираться в том, какие именно контакты ему нужны, а какие – нет.

Расширение и углубление социализации

Как и любой другой процесс, понятие социализации весьма динамично на практике. Оно постоянно расширяется и качественно преобразуется. В отношении сферы деятельности это увеличение количества разных видов, вычленение главного и второстепенного, постепенное приобретение большего числа навыков.

Что касается сферы общения, то со временем она обогащается, переходит на новый уровень, трансформируется. Количество контактов начинается заменяться на качество. Приобретаются новые навыки коммуникации. Постепенно желание потреблять переходит в стремление давать, по крайней мере, у тех, кто психологически взрослеет. В то же время потребность получать, конечно же, никуда не уходит.

Меняется и сфера самопознания. Человек всё глубже познаёт собственное я. Он осмысленно подходит к пониманию собственной социальной роли, того, чем именно занимается, что и почему делает.

При этом в процессе социализации каждый человек проходит определённые отправные точки. Он получает образование, становится самостоятельным и независимым, заводит собственную семью, пересматривает имеющиеся у него взгляды на жизнь и т. д. На это непосредственно влияет социализация. И в то же время то, как человек переживает кризисы, сложные периоды, переходные моменты, тоже впоследствии будет сказываться на его общественной позиции, на отношении к окружающему.

Фактически, здесь очень много взаимосвязанных моментов. Их понимание даёт возможность лучше разобраться с тем, как происходит социализация в целом.

1. Личность как уникальная социальная система

    Понятие, виды и основные этапы социализации.

    Факторы и институты социализации.

1. Личность как уникальная социальная система

Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается сопряженной с проблемой личности. Но следует выяснить различия в тер­минах: человек, индивид, личность.

Когда употребляется термин «че­ловек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отли­чия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных разли­чиях между самими людьми.

Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологиче­скими особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.

Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируют­ся, развиваются и реализуются только в совместном бытии с другими людьми, такие, например, как достоин­ство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.

Социальные качества личности - это совокупность социаль­но-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодейст­вия с другими людьми в конкретных социально-исторических усло­виях и обстоятельствах.

Наиболее значимые социальные качества личности таковы;

1) Самосознание - выделение индивидом самого себя из окру­жающей социальной среды, осознание себя как "Я", противостоящего "другим" и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

2) Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, способностей, места, занимаемого среди других людей.

3) Активность - способность личности производить самостоя­тельно, энергично и интенсивно социально значимые действия.

4) Интересы - постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности. 5) Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ори­ентирующих деятельность личности, независимо от социальных си­туаций, в которых она находится к достижению вполне определенной цели.

6) Убеждения - личностные социально-психологические по­требности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действитель­ности и побуждающие его поступать в соответствии с ними.

7) Установка - социальная характеристика личности, выра­жающая ее готовность к активной деятельности в определенной важной для ее сфере социальной действительности - в эконо­мической, политической, научной и т.п.

Личность обладает определенной социально-психологической структурой, элементами которой являются её же свойства:

1) Целостность - взаимообусловленность, соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей сово­купности ее сложную внутреннюю структуру.

2) Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой.

3) Динамически изменяющаяся система, находящаяся в про­цессе изменений и развития.

4) Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.

5) Саморегулирующаяся система, которая сама себя организу­ет, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собствен­ный жизненный проект.

6) Саморазвивающаяся система - не только приспосабливаю­щаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя.

Социологи выделяют несколько типов личности:

1) Модальная личность - это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном об­ществе (общности).

2) Базисная личность - это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя.

3) Маргинальный тип личности - человек, поставленный усло­виями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов.

4) Реактивная личность - такой тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего "плывет по тече­нию", а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.

5) Проактивная личность - тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную ли­нию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, до­биваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пу­гают трудности, он готов их преодолевать.

6) Криминальная личность - широко распространенный в кри­зисных и переходных состояниях развития общества тип человека, знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений.