» » Выбираем микроскоп для детей и растим гениев. Бактерии: увлекательный мир под микроскопом Что можно увидеть в микроскоп 1200

Выбираем микроскоп для детей и растим гениев. Бактерии: увлекательный мир под микроскопом Что можно увидеть в микроскоп 1200

В списке хороших подарков на день рождения шести-семилетнему "почемучке" микроскопы стоят в первых рядах. Как выбрать первый детский микроскоп? Что с ним делать дальше? На эти и другие непростые вопросы попробуем ответить вместе.

Если вы заглянете в любой реальный или виртуальный магазин развивающих игрушек, то среди множества товаров непременно отыщете и детские микроскопы. Кажется, что мода на них возникла совсем недавно, в эпоху тотального "развивания" детворы едва ли не с пеленок. Но это не совсем так. Подобные игрушки были известны еще в XVIII веке. Тогда их называли "блошиными стеклами". В яркую картонную трубочку длиной около 2 см вставлялась с одной стороны двояковыпуклая линза, а с другой – плоское стекло с прикрепленным к нему объектом. Например, блохой (отсюда и "блошиное стекло"). Стоили такие игрушки недорого и пользовались большой популярностью. Современные детские микроскопы тоже весьма популярны.

Для чего малышу микроскоп?

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Нужно отметить, что очень важна заинтересованность кого-нибудь из взрослых: мамы, папы, старших брата или сестры. Тогда они смогут передать свою увлеченность малышу. Сам кроха, если, конечно, он не прирожденный биолог, вряд ли будет долго возиться с микроскопом без вашей активной помощи и участия.

Какие бывают микроскопы

Детский микроскоп ничем принципиально не отличается от микроскопа биологического. Это не макет и не игрушка, а действующий оптический прибор. И, часто, такие микроскопы имеют очень приличную оптику и большое увеличение. Давайте рассмотрим типы микроскопов и попробуем определить их основные плюсы и минусы.

Итак, чаще всего в магазине вы встретите так называемый прямой биологический микроскоп (монокулярный, т.е. имеющий один окуляр). С похожим прибором сталкивался любой из нас на уроках школьной биологии. Это классический вариант микроскопа, только оформлен он необычно и весело, чтобы понравиться своему маленькому хозяину (может быть раскрашен в яркие цвета или иметь не совсем обычную форму). С его помощью можно рассматривать как прозрачные объекты (на предметных стеклах в проходящем свете), так и непрозрачные (в отраженном свете). Важная характеристика любого микроскопа – его увеличение. Обычно микроскопы имеют три сменных объектива. Но увеличивает не только объектив. Окуляр тоже имеет свое собственное увеличение (как правило, 10 или 20 крат). Для того, чтобы посчитать общее увеличение микроскопа, нужно увеличение окуляра (всегда написано на окуляре) умножить на увеличение объектива. Так, если микроскоп имеет окуляр с 20-тикратным увеличением и объективы 4, 10 и 40, при смене объективов получаем увеличения 80, 200 и 800 крат. Современные световые микроскопы могут создавать увеличение в 1500–3000 крат. Стоит ли покупать прибор с таким увеличением в качестве первого микроскопа ребенку дошкольнику? Вероятно, не стоит. Даже для очень серьезных экспериментов малышу вряд ли понадобится увеличение больше 400–600 крат. Микробов, правда, рассмотреть не удастся. Но, если кто-нибудь из родителей не имеет специального образования, вы, скорее всего, не увидите их и в "крутой" микроскоп. Для приготовления микробного препарата нужно использовать специальные методы окраски мазка, очень мощное освещение и иммерсионные объективы (объектив с большим увеличением погружается в специальное иммерсионное масло, обычно кедровое, для устранения рассеивания света). Но расстраиваться нет причин. И без микробов маленькому биологу с головой хватит объектов для изучения.

Очень хорошим выбором для малыша станет стереомикроскоп (бинокулярный). Он имеет два расположенных под углом друг к другу окуляра, что создает стереоизображение. И хотя такие микроскопы дают относительно небольшие увеличения (до 100), зато позволяют рассматривать практически любые предметы, которые нас окружают. Это поможет малышу увидеть многие обыденные вещи совсем в ином свете. Для такого микроскопа не нужно мощное освещение. И, кроме всего прочего, бинокулярный микроскоп равномерно нагружает оба глаза, что больше подходит для неокрепшего детского зрения, чем монокуляры. Многие современные микроскопы имеют собственную встроенную подсветку. Обратите на это внимание при выборе прибора. Дополнительный источник света позволяет лучше осветить объект, а, значит, и лучше его рассмотреть.

Есть совсем маленькие, "карманные" микроскопы с небольшим увеличением. Их можно носить с собой на прогулку и рассматривать растения и насекомых прямо на лугу или в лесу.

Если у вас дома есть компьютер, можно обзавестись цифровым микроскопом. Эта дорогая современная игрушка тоже имеет свои достоинства и недостатки. Главное достоинство – возможность вывода изображения на экран монитора. Это превращает микроскоп в подобие увлекательной компьютерной игры. Ребенок может сохранить полученное изображение, отредактировать, раскрасить, подписать при помощи простого графического редактора. А еще можно записывать видеоизображение и даже сделать свой собственный видеофильм о микромире. Микроскоп снимается с подставки, с ним можно пройтись по комнате, поднося к любым предметам и получая на экране их увеличенное изображение. В каком-то смысле такой микроскоп превращается из исследовательского прибора в творческий инструмент. Хорошо ли это? И да, и нет. Если ваш малыш – натура творческая, цифровой микроскоп наверняка придется ему по душе. Если же кроха скорее естествоиспытатель, стремящийся постигнуть тайны мироздания, лучше приобрести для него обычный микроскоп. Вся захватывающая суть микроскопа именно в том, что смотришь в окуляр. Словно заглядываешь одним глазком в неведомый и удивительный мир, другую вселенную...

Оборудуем лабораторию

Для того чтобы занятия с микроскопом не наскучили малышу, организуйте их, как увлекательную игру, добавив известную долю таинственности. Пусть ребенок представит себя настоящим ученым-исследователем. А для этого ему понадобится мини-лаборатория. Выделите малышу полку, где будет стоять микроскоп, храниться образцы и необходимые инструменты для детских исследований. Обычный письменный стол может в считанные минуты превратиться в рабочий уголок. Только непременно позаботьтесь о хорошем освещении. Это снизит неизбежную нагрузку на детские глаза: чем лучше освещен объект, тем легче его разглядеть. Так что лучшее место для микроскопа – возле окна. Да еще прибавьте к этому яркую настольную лампу. Сразу приучайте малыша поддерживать порядок на рабочем месте (в лаборатории всегда должен быть порядок!), а после занятий все за собой убирать. Дайте ребенку всевозможные баночки и коробочки, в которых он сможет хранить свои объекты для исследования и необходимый инвентарь.

Кроме самого микроскопа, вам понадобятся предметные и покровные стекла, пипетки, пинцет, игла. А также некоторые вещества: дистиллированная вода, спирт, водный раствор йода (для окраски). Объясните малышу правила безопасности и строго требуйте их соблюдения. Все-таки микроскоп (даже детский) – не игрушка, а сложный оптический прибор. И колоть орехи им не стоит. Также не обязательно бездумно крутить все подряд винты. Делать это нужно осознанно и с определенной целью. Сразу расскажите малышу, что и для чего в микроскопе предназначено и научите кроху все называть своими именами, а не "штучками" и "колесиками". Замечено, что даже пятилетние малыши быстро осваиваются с микроскопом: подбирают нужное увеличение и наводят резкость, рассматривая все, что попадается под руку.

Первое время не оставляйте малыша с микроскопом один на один. Рассматривать предметы в отраженном свете при небольшом увеличении ваш маленький микроскопист научится быстро. А вот работы с предметными стеклами лучше ему самому пока не доверять, а делать это вместе. Во-первых, приготовление препарата подразумевает манипулирование острыми предметами (лезвие, игла) и химическими веществами. Во-вторых, предметные стекла – вещь крайне хрупкая. Неумелые пальчики могут их легко раздавить и пораниться. Научите малыша пользоваться пинцетом: отделять кусочки исследуемых объектов, класть их на предметный столик. Это будет развивать аккуратность и точность движений маленького исследователя.

Научная экспедиция

Раз уж малыш превратился в ученого-естествоиспытателя, значит, самое время отправиться в научную экспедицию за всевозможными образцами. Для такой необычной прогулки следует запастись несколькими баночками с крышками и коробочками, куда вы будете складывать свои находки. Очень удобна для этих целей коробка от конфет с пластиковыми ячейками или пластиковый лоток для яиц. Еще вам пригодятся маркер, чтобы подписать коробочки с образцами, пинцет и перочинный нож.

Каждый раз можно организовывать "экспедиции" в разные места. Сегодня поищите образцы во дворе, завтра отправьтесь на луг, послезавтра – к водоему. Дайте малышу возможность самому решить, что он хочет забрать домой для изучения. И, конечно, подскажите ему несколько своих идей.

Что же можно собирать? Абсолютно все! Листья, цветочки, лепестки, колючки растений, семена деревьев и цветов. Всевозможные почвы: чернозем, песок, глина. Очень интересно рассмотреть с малышом состав чернозема (хорошо видны остатки растений и даже живые насекомые), песчинки (красивые круглые кристаллики) и вязкую глину. Сразу станет понятно, где лучше расти растениям и почему. Соберите несколько видов лишайников. Они изумительно красивы под микроскопом. Интересно рассматривать мох. Часто в нем можно отыскать крошечных насекомых, которые практически не видны невооруженным глазом. Отломите по кусочку коры разных деревьев. Пригодятся перышки птиц. Зачерпните понемногу воды из лужи и заросшего водоема, прихватите немного водорослей и тины. Всю эту добычу рассортируйте и подпишите. Теперь вашему маленькому биологу хватит работы надолго.

Настраиваем микроскоп

В первую очередь необходимо настроить освещение. Для этого поверните зеркальце под предметным столиком таким образом, чтобы свет настольной лампы отражался от него и проходил через отверстие диафрагмы. Наблюдая в окуляр, поворачивайте зеркало до тех пор, пока все поле зрения (т.е. то, что вы видите в окуляр) не будет равномерно освещено. Теперь положите на предметный столик ваш препарат и зафиксируйте его специальными держателями. Установите объектив с самым маленьким увеличением. Глядя в окуляр, при помощи винтов настройки медленно поднимайте или опускайте тубус микроскопа до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение препарата. Во время фокусировки можно осторожно подвигать препарат. Так вам будет легче правильно его расположить. Найдя изображение, вращайте винты еще медленнее, чтобы исследуемый объект стал максимально резким. После этого при необходимости установите большее увеличение. Все, можно рассматривать!

Если к микроскопу прилагается встроенный осветитель, то зеркало вам не понадобится. Также нет необходимости его настраивать, если вы собираетесь рассматривать предметы в отраженном свете. В этом случае просто положите объект на предметный столик, который должен быть максимально освещен, и настройте фокус.

Как приготовить препарат

Для того чтобы рассмотреть какой-нибудь объект в проходящем свете, он должен быть очень тонким и прозрачным (иначе лучи света не смогут сквозь него пройти). Покровные стекла тщательно вымойте, сполосните в спирте (чтобы на них не оставалось пятен) и высушите. Если вы собираетесь исследовать какую-нибудь жидкость (например, молоко, сок или воду), просто капните пару капель на предметное стекло и сверху накройте покровным стеклом. Если объект исследования – кусочек растения, то при помощи острого лезвия срежьте с него тонкую, прозрачную пленочку, возьмите ее пинцетом и положите в центр покровного стекла. Сверху капните одну каплю воды. Капать воду сможет и малыш, а вот работать с лезвием, понятно, придется вам. Если ваш объект прозрачный, его нужно окрасить, добавив одну каплю водного раствора метиленового синего (в народе известен как "синька"). Теперь накрываем все это покровным стеклом, следя, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха, промакиваем лишнюю жидкость и изучаем под микроскопом. Такой препарат называется временным. После его изучения стекла моются и используются для последующих опытов. Если же вам хочется сохранить препарат надолго, перед тем как положить покровное стекло, тонкой иглой нанесите по его краю прозрачный клей, аккуратно придавите (стекла очень хрупкие и легко трескаются!) и оставьте сохнуть на сутки. Теперь это уже постоянный препарат, который можно рассматривать много раз.

Кстати, к большинству микроскопов прилагаются уже готовые микропрепараты и слайды для рассматривания. Такие наборы можно купить и отдельно.

Что можно посмотреть под микроскопом?

Для рассматривания под микроскопом годится буквально все. Начните с небольшого увеличения. Рассмотрите вместе с малышом листочки собранных растений. Многие из них имеют волоски, которые очень интересно рассматривать в микроскоп. Хорошо видно строение листа, жилки. Посмотрите на лист мать-и-мачехи с одной и с другой стороны. Они совершенно разные: одна сторона опушена, другая – нет. Сначала пусть малыш определит это на ощупь, а потом увидит волоски в микроскоп. На листе крапивы можно рассмотреть те самые жгучие волоски, которые доставляют так много неприятностей голым детским ножкам и ручкам. Сорвите по листочку от каждого комнатного растения. Каждый по-своему интересен и неповторим. Если на подоконнике растут кактусы, пусть ради науки пожертвуют несколькими колючками.

Очень красивы лепестки цветов. Можно рассмотреть пыльцу. Для этого перенесите ее мягкой кисточкой с цветка на предметное стекло. Если малышу будет интересно, попробуйте зарисовать, как выглядит пыльца разных растений. Некоторые микроскопы снабжены специальным проектором, который проецирует изображение на бумагу. Так его легче будет зарисовать. Рассмотрите кожуру и мякоть всевозможных овощей и фруктов. Чем они похожи и чем различаются?

Интересно рассматривать волосы и сравнивать их по цвету и толщине. Окажется, что кошачья шерсть тоньше человеческого волоса, а папин волос толще детских. А подсунутый под микроскоп собственный палец может произвести настоящий фурор. Особенно впечатлит грязь под ногтями. Микробов там, конечно, не увидишь. Но и без них выглядит ужасающе. Сразу может поступить требование постричь ногти. Не менее интересно посмотреть, из чего состоит домашняя пыль, как выглядит бумага, вата, нитки, клочки кукольных волос и меха мягких игрушек, рыбьи чешуйки и кости, икринки, мед, капельки молока, кристаллики соли, сахара, лимонной кислоты, соды, льда, всевозможные семечки и крупы, кусочки грибов, камушки и ракушки, привезенные с моря, шишки, бумажные деньги (на них можно отыскать разные знаки, которые не видны без увеличения).

Если у вас есть аквариум, соскребите немного налета с его стенок, положите на предметное стекло, сверху накройте покровным стеклом и рассмотрите при среднем увеличении. Поверьте, это потрясающая картинка! Из болотной воды, которую малыш набрал в "экспедиции", тоже получается интереснейший микропрепарат. Хоть и не микробы, но живые, двигающиеся существа. Фантастика! Кроме зоопланктона, можно увидеть и одноклеточные водоросли со жгутиками. Иногда в воду может попасть лягушачья икра, крошечные головастики и личинки водяных насекомых. А потом рассмотрите воду из-под крана. Есть ли там что-то живое и почему?

Вырастите с малышом плесень на хлебе. Для этого положите кусочек хлеба в стеклянную банку с крышкой (если есть специальная чашка Петри, то в нее), смочите водой и поставьте на несколько дней в теплое место (но не на солнце). Немного выросшей плесени положите в капельку воды на предметное стекло, закройте покровным стеклом, и ваш препарат готов. Можно рассмотреть обычные пекарские дрожжи. Для этого отщипните от брикета маленький кусочек и разведите в капельке воды. А еще можно прорастить пшеничное зернышко и ежедневно наблюдать, какие с ним происходят изменения...


Великие и ужасные

Ну а самые прекрасные объекты для детских исследований – это, бесспорно, насекомые. Где брать образцы для рассматривания, решать вам. Но, думаю, не стоит ловить и убивать насекомых специально. Даже ради науки. Не нужно такой подход делать для малыша нормой. Исключения могут составлять насекомые "вредные": муха, комар, таракан, колорадский жук. Этих "надоед" всегда можно отыскать с избытком. Очень интересно рассматривать под микроскопом (особенно бинокулярным) муху. Обратите внимание малыша на устройство ее глаза, ножек, крыльев. Посмотрите крыло с обеих сторон. Сверху хорошо видно его строение, а снизу вам представится очень красивая картинка: радужные парчовые переливы. У комара обратите внимание на "кусающее" устройство – хоботок.

Поищите на лугу крыло бабочки. Под микроскопом на нем видна пыльца. Обследуйте паутину. Там всегда можно найти погибших мелких насекомых. Просто поразительно, как сложно устроены такие крошечные, неприметные существа. Прочитайте с малышом книгу Я. Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали". Наверное, Карик и Валя видели насекомых почти такими же – огромными и ужасающими.

Изучаем Чиполлино

Микроскоп поможет малышу узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение. Для этого вместе с ребенком приготовьте простой и наглядный препарат из обычного репчатого лука. Почему лук? У этого растения очень крупные клетки, и они отчетливо видны при сравнительно небольшом увеличении. Итак, разрежьте луковицу на несколько частей и отделите один сочный слой. Отрежьте от него небольшой кусочек, а затем с вогнутой стороны кусочка пинцетом отделите тонкую пленочку. На предметное стекло капните дистиллированной воды, положите в нее пленочку и аккуратно расправьте иглой. Затем добавьте пару капель водного раствора метиленового синего или водного раствора йода. Делать это нужно для того, чтобы бесцветные клетки окрасились и стали лучше заметны. Если удастся отыскать красно-фиолетовую луковицу, краситель можно не добавлять. Полученную "красоту" накройте сверху покровным стеклом и промокните выступившую жидкость. Попробуйте рассмотреть препарат сначала при маленьком, а затем при большом увеличении. Расскажите малышу, что и растения и животные состоят из крошечных клеточек. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики. А почему их назвали клетками? Это имя придумал английский ботаник Р.Гук. Рассматривая под микроскопом срез пробки, он заметил, что она состоит "из множества коробочек". А еще он называл эти "коробочки" камерами и... клетками. Ведь, правда, похоже, что кто-то расчертил луковую пленочку на клеточки.

При большом увеличении хорошо видна клеточная стенка, ядро, вакуоль. Объясните малышу, что клеточная стенка – это перегородка, стеночка между клетками. Она защищает клетку и помогает сохранить нужную форму. Благодаря ядру клетка растет и размножается. А внутри вакуоли находится клеточный сок. Тот самый, который брызжет в разные стороны и вызывает слезы, когда мы режем лук.

Красный? Зеленый?

Спросите малыша, почему овощи и фрукты бывают разных цветов. Он попытается ответить на вопрос, выдумывая фантастические версии. Внимательно выслушайте его предположения, а потом предложите выяснить это наверняка. Для опыта вам понадобится несколько предметных стекол, мякоть всевозможных плодов (арбуз, тертая морковь, помидор, красный и зеленый перец, ягоды рябины и др.), зеленые листья растений. Капните на предметное стекло несколько капель воды, поместите туда немного мякоти спелого помидора и расщепите ее иглой. Накройте покровным стеклом и рассмотрите вместе с малышом под микроскопом. Вы сможете увидеть внутри клеток особые включения красного цвета – пластиды. Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. Зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды, но зеленого цвета. А уже знакомый нам лук или картофель белые потому, что их пластиды бесцветны. Поэкспериментируйте с самыми разными овощами и фруктами, чтобы малыш смог в этом убедиться. А затем расскажите ему, что пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным. А что происходит с зелеными листьями осенью, почему они желтеют и краснеют? Думаю, теперь юный биолог и сам сможет найти ответ на этот вопрос. Ну, разве это не замечательно?

Обсуждение

Нашему малышу десять лет и мы подарили на новый год ему микроскоп. Микроскоп выбирали в интернет магазине, в итоге купили микроскоп для учебных целей с набором для опытов - там были готовые препараты, запасные стекла и флаконы с артемией. Увеличение микроскопа максимум 640 крат, но для ребенка этого оказалось достаточно. Главным критерием при выборе прибора - стеклянная оптика, а не пластик, что при первых наблюдениях показало хорошие результаты, а также удобная и понятная система подсветки (светодиодная сверху и снизу). Приобретали данный микроскоп в хорошем магазине Sky-route, где получили данную рекомендацию по приобретению этой модели.
Итог, сегодня наш сын и мы с женой наблюдаем микромир сообща (когда есть время). Препараты готовим сами, делаем тонкие срезы овощей, фруктов. Поразило, когда мы увидели движение цитоплазмы в листьях традесканции (купили это комнатное растение, прочитав в учебнике об этом). Это было удивительно увидеть своими глазами жизнь микромира в движении.

03.04.2016 13:44:25, Роман1979

Я думала, что микроскоп ребенку надо покупать где-то в выпускных классах. А оказалось, что когда нашему третьекласснику бабушка купила микроскоп sititek микрон space, то его и за уши от него не оттащишь. Он и нас увлек своими опытами.

Да, микроскоп у ребенка вызывает восторг! Мы подарили своему учебный микроскоп EULER Study 60M , оказалось, что очень интересно рассматривать не только ребенку, но и нам с мужем. Смотрели на соль, на пыль, на монетки- забавно)

Недавно купил ребенку микроскоп LEVENHUK DuoScope 2L,
ребетенку 9 лет- очень довольный:)

покупал через интернем магазин http://cyber-optic.ru
докладываю- цены очень хорошие

12.11.2008 13:08:22, Андрей

Большое спасибо! У нас девчонки еще маленькие, поэтому микроском купила их папе на новый год. Смотрели лук, дрожжи, волосы, еще что-то, потом как-то на полочку переместился - ничего не придумывалось. Теперь будем "по списку" из статьи:)

01.12.2006 00:05:39

Свойства объёмного стекла увеличивать изображение были знакомы людям очень давно. Самая древняя линза, найденная археологами в Ираке близ города Нимруд, датируется VIII веком до нашей эры. Изобретатели этого полезного приспособления так и остались неизвестными. Неясно также, кто впервые применил его для создания микроскопа. Есть достоверные сведения, что комбинации из двух линз для своих приборов использовали знаменитые учёные XVI-XVII веков - Галилео Галилей, Джироламо Фракасторо, Кристиан Гюйгенс. История умалчивает, были эти приспособления изобретены до них, или нет. Но именно в ту эпоху оптика стала впервые применяться для изучения микромира.

Исследователи быстро поняли, что при использовании сразу нескольких линз их кратности увеличения предметов не складываются, а перемножаются друг на друга. И это даёт значительный эффект, позволяющий рассмотреть объекты микромира. Проблема состояла в том, что первые линзы были несовершенны и достаточно грубо обработаны. Поэтому изображение получалось с дефектами, которые увеличивались вместе с объектом исследований. Для решения этой проблемы разрабатывались микроскопы с единственной мощной линзой, один из которых позволил Антони Ван Левенгуку разглядеть растительную клетку. Лишь через полтора столетия многосоставные микроскопы, обладающие несколькими линзами, завоевали широкую популярность среди учёных. А с появлением электричества стала использоваться подсветка, значительно облегчившая процесс наблюдения. Именно так появился прибор, схожий по принципу работы с современным световым микроскопом.

Принцип работы

Световой микроскоп использует одно из неотъемлемых свойств луча света - преломление. Лучи подсветки отражаются в зеркальце, расходятся от объекта и параллельным пучком идут внутри тубуса, в котором размещены линзы. При помощи линз лучи преломляются, т.е. изменяют угол своего падения таким образом, что происходит их концентрация на сетчатке глаза. Таким способом объект наблюдения увеличивается и проступают его незаметные прежде детали.

Кратности увеличения

Окуляром микроскопа называется линза, в которую непосредственно смотрит глаз наблюдателя. Обычно для этих целей используются линзы с десятикратным увеличением. Ниже, в тубусе, располагается ряд объективов, каждый из которых имеет своё увеличение - 4, 10, 40 или же 100. Поскольку кратности перемножаются, то, в зависимости от выбранного объектива в сочетании с десятикратным окуляром, можно достигать кратности от 40 до 1000 соответственно.

Обычно наблюдение начинают с выбора четырёхкратного объектива, дающего наименьшее увеличение в 40 раз. Зачем? Дело в том, что для подробного рассмотрения какого-либо объекта нужно сперва этот объект найти. Осуществлять такой поиск при слишком большом увеличении неудобно. Поэтому при изучении микроскопического предмета, как правило, начинают от самого малого увеличения к большему. Объектив с маленьким увеличением позволяет гораздо быстрее фокусироваться, чем с большим.

Полезное и бесполезное увеличение

Увеличение бывает как полезным,так и бесполезным. В чём разница между тем и другим? Дело в том, что возможности любого светового микроскопа имеют предел. Теоретически возможно, используя множество линз, увеличить кратность прибора до бесконечности.

Но на практике наступает предел, после которого дальнейшее увеличение не делает видимыми новые детали объекта. До этого предела увеличение считается полезным, а после - бесполезным.

Разрешающая способность

Увеличивать изображение до бесконечности нет смысла потому, что разрешающая способность прибора конечна. Этой способностью называется расстояние между двумя близкими линиями, позволяющее видеть их раздельно. Для светового микроскопа такое расстояние достигает максимум 0,2 мкм. Именно этот фактор, а вовсе не конечные значения кратности, ограничивают область применения световой микроскопии. Более мелкие объекты доступны электронным и другим более современным микроскопам.

бъектив представляет собой цилиндр из металла (тубус), в который вмонтированы несколько линз. Его увеличение обозначают цифры.

Две или три линзы используются для окуляра. Предназначение расположенной между ними диафрагмой - фокусировка поля зрения. Нижней линзой фокусируются исходящие от объекта лучи, а само наблюдение происходит с помощью верхней.

В осветительном устройстве используются зеркало или электрический осветитель. Важной деталью является наличие конденсора, в состав которого входят две или три линзы. Подымаясь или опускаясь на кронштейне со специальным винтом, он может концентрировать или рассеивать свет, падающий на объект. Диаметр потока света изменяется специальной диафрагмой управляемый рычажком. Степень освещённости объекта регулирует кольцо, имеющее матовое стекло или светофильтр.

Составляющие механической системы микроскопа:

  • Подставка.
  • Коробка с микрометренными приспособлениями.
  • Тубус.
  • Тубусодержатель.
  • Винт грубой наводки.
  • Кроншетейн и винт перемещения конденсора.
  • Револьвер.
  • Предметный столик.

На предметном столике располагается объект наблюдения. Микрометренные механизмы предназначены для небольших перемещений тубусодержателя с тубусом, чтобы расстояние между объективом и объектом было оптимальным для наблюдения. Для более значительного смещения используют винты, осуществляющие грубую наводку. Функция револьвера - быстрая смена объективов. Это чрезвычайно удобное приспособление, которого не имели первые микроскопы, поэтому испытатели прошлого вынуждены были тратить на данную процедуру чрезвычайно много времени и усилий. Кронштейн, на котором держится конденсор, также способен подниматься и опускаться при помощи винта.

Обычно в световой микроскоп рассматривают микроскопические биологические объекты. Именно с его помощью была открыта живая клетка. Сегодня с помощью светового микроскопа можно исследовать целый ряд клеточных органелл, играющих важную роль в функционировании живого организма.

Именно такой микроскоп используется при преподавании школьного курса биологии.

В частности, при помощи этого прибора можно увидеть:

  • Ядро , являющееся основным её компонентом.
  • Стенку, образующую поверхностный клеточный аппарат, включая мембрану.
  • Хлоропласты, содержащие важный для растительной клетки хлорофилл, с помощью которого углеводородов из воды и углекислого газа.
  • Митохондриальные структуры и коплекс Гольджи, важные для клеточного метаболизма.
  • различные виды ресничек, жгутиков, вакуолей и светочувствительных органелл.

Новейшие достижения - самые мощные микроскопы

В 2006 году исследовательской группой во главе с немецким учёным Штефаном Хелем и аргентинцем Мариано Босси была завершена разработка оптического (светового) микроскопа, ставшего настоящим прорывом в технологиях исследований с помощью высокоточной оптики. Изобретение, которое назвали наноскопом, позволяет вести наблюдение за объектами размерами менее 10 нм. При этом получаются их высококачественные изображения в трёхмерном формате. Вероятно,это не предел - исследования в разных странах, направленных на повышение разрешающей способности светового микроскопа, продолжаются.

Популяризация исследований микромира в домашних условиях способствует большому притоку новичков, решивших приобщиться к этому занятию и заодно привлечь своих детей. Оставшись с прибором «один на один» многие гадают какое увеличение дает микроскоп. Кажется, что чем оно больше, тем лучше. Но это не так, ибо на практике есть пределы оптики, выше которых «не прыгнешь». Поэтому, если у вас детская модель начального уровня с оптоволокном вместо стекла, то 100-200х-это максимум, на что она способна.

Какое увеличение дает микроскоп можно легко подсчитать по простой формуле. На используемом объективе (они располагаются на револьверной головке над предметным столиком) написаны значения, обычно их три: 4х, 10х и 40х. На окуляре (вставляется в окулярную трубку, в него смотрим) также есть маркировка, например, 16х.

Тогда просто перемножим их кратности! Пример: 40*16=640 крат.

Однако, у несложной математики имеется подвох, которым часто пользуются производители микроскопов-игрушек (то есть не настоящих). Установив на хлипкие пластиковые револьверы очень тонкие по диаметру оптические элементы они добиваются, что теоретически можно получить 900х, а то и 1200х. На деле оказывается, что перед взором предстает мутное пятно, ничего не возможно рассмотреть. Неизбежно наступает разочарование и ставится жирный крест на микроскопии, как интересном и доставляющем удовольствие хобби.

Почему такое происходит? По причине неосведомленности новоиспечённых биологов. Существует термин «полезное увеличение»: оптимальное, качественное. На нем комфортнее всего рассматривать любые образцы: от микропрепаратов до твердых предметов, не пропускающих свет. Оно осуществляется без потери качества картинки, не болят и не устают глаза, не раздражает рябь и засветка. Исследователь чувствует себя комфортно, будто между ним и объектом наблюдения ничего лишнего нет. Именно это надо ставить во главе всего и четко понимать, чем грозят выходы за лимиты полезности. Разве кому-то будет приятно наблюдать инфузорию туфельку, если даже не различить привычных очертаний, которые помним из учебников?

Рекомендации будут такими: для использования подойдет любой микроскоп , который эксплуатируется в школах (ведь не просто так министерство образования позволяет их закупать!) - увеличение до 640х, это достаточно, чтобы с комфортом изучить курс биологии с 7 по 11 классы. Например, самый тоненький человеческий волос будет размером с палец среднестатистического взрослого человека. Перечень доступных для просмотра препаратов солидный: одноклеточные организмы, срезы растений (клетки), жизнь в капле воды. Если есть встроенная верхняя подсветка или настольная лампа, то к списку можно добавить металлические изделия, камни, ткани и т.д. Как вы уже поняли для этого не нужно огромное приближение (тем более бесполезное, с искажениями), а важнее всего позаботиться о том, чтобы сама техника была высококачественной. От этого зависит весь дальнейший путь по таинственным дебрям микробиологии - или вы получите удовлетворение и новые знания, или нет.

У каждого ребенка наступает период, когда ему становится интересен весь окружающий мир. В этот самый момент появляется поток вопросов «что», «зачем», «как» и «почему». Умный родитель всегда постарается не отбить у ребенка желание развиваться, а наоборот, помочь и направить в нужное русло эту тягу к знаниям. Очень полезным приспособлением для детского развития является микроскоп.

Что такое микроскоп для детей?

Детский микроскоп - это увеличительный прибор, отличающийся от взрослого только кратностью увеличения. Современный микроскоп для детей также как и для взрослых состоит из объектива, увеличительной линзы, тубуса, штатива, окуляра, предметного столика, отражающего зеркала и предметных и покровных стекол. С помощью микроскопа можно увидеть и рассмотреть состав самых маленьких предметов. Хороший микроскоп для ребенка, открывает целый микромир, невидимый нашему глазу.

Виды и типы микроскопов для детей: изучаем ассортимент

Детские микроскопы - это действительно оптический прибор, который мало чем отличается от настоящего биологического микроскопа. Различают такие типы детских микроскопов:

  • Электронный микроскоп - оснащен электростатическими и магнитными линзами, что заменяет световую подсветку. Электронный микроскоп дает более мощное увеличение, нежели в простых оптических приборах.
  • Цифровой микроскоп - один из самых современных микроскопов. В процессе работы микроскоп комбинируют с видеокамерой и компьютером (через usb шнур), благодаря этим технологиям маленькому исследователю дается возможность более тщательно изучать предмет.
  • Монокулярный микроскоп - этот микроскоп многим нам известен как микроскоп школьный. Данный микроскоп имеет один окуляр (10-20 кратный), увеличение микроскопа зависит от кратности и увеличения объектива. Если кратность окуляра составляет 20 крат, а увеличение 40, то в итоге мы получим микроскоп, увеличивающий на 800 крат.
  • Стереоскопический микроскоп - еще носит название бинокулярный. Хорошо подходит для начинающих исследователей. Увеличение стереомикроскопа небольшое - до 100 крат, тем не менее он имеет два окуляра, которые благодаря их расположению под углом друг к другу дают стереоизображение. Эти микроскопы не требуют яркого освещения зачастую в них встроенную подсветку, а также они равномерно нагружают оба глаза, что подходит для неокрепших детских зрачков.

  • - представляет собой микроскоп, который дает плоское изображение и будет интересен ребенку углубляющемуся в научные исследования С точки зрения качества, то детский биологический микроскоп не сравнится со взрослым, но он позволит более глубоко изучать состав и движение клеток. Биологически микроскопы зачастую имеют дополнительные аксессуары, то есть они имеют свойства цифровых и электронных микроскопов.
  • Учебный микроскоп - ориентирован на школьный возраст, такой микроскоп позволяет проводить различные биологические опыты. Учебный микроскоп практически ничем не отличается от монокулярного микроскопа.
    Карманный микроскоп - это микроскоп маленьких размеров, он имеет небольшое увеличение. Такой микроскоп можно носить с собой и воочию рассматривать растения и животный мир.
  • Игрушечный микроскоп - это прибор для самых маленьких, он обладает небольшим увеличением и требует хорошего освещения. В комплекте с игрушечным микроскопом обычно идут некоторые образцы, которые малыш сразу может изучать.

Нужен ли микроскоп вашему ребенку?

Занятия с микроскопом развивают любознательность, заинтересовывают ребенка в развитии живой и неживой природы, а также позволяет логически мыслить, проявлять усидчивость, наблюдательность и стремление добиться результата. В микроскоп можно изучать срезы растений, пыльцу, бумагу, крошки, насекомых. Более серьезные модели позволяют рассматривать ткани, клетки, жидкость и микроорганизмы.

Важно!!! Родителям следует знать что начинать лучше с малого, а это значит, лучший микроскоп для ребенка, необязательно будет самым дорогим и навороченным, порою минимальных функций в простом микроскопе вполне достаточно для школьной программы.

C какого возраста ребенку можно пользоваться микроскопом?

Если ребенок дошкольник — то серьезную модель ему покупать не стоит, можно обойтись микроскопом для начинающих, обладающим 40-кратным увеличением. Микроскопы рассчитаны для детей от 5 лет, обычно они очень яркие и красочные, а также имеют простую форму и конструкцию.

Важно! Детям до 5 лет, не советуют приобретать микроскопы, так как эти приборы все же хрупкие и содержат множество деталей, хорошей альтернативой для такого возраста является увеличительный детский бинокль.


Ребенку постарше можно приобретать микроскоп с большим увеличением и даже цифровые модели. Микроскоп для детей 10 лет имеет большие возможности для экспериментов, они оснащаются подсветкой, цветными фильтрам и множеством других аксессуаров. Недостатком таких приборов является качество изображения - более сложные предметы четко можно увидеть только в определенных моделях, которые соответственно имеют большую цену, но для школьной программы бюджетные модели вполне подойдут.

Как правильно выбрать микроскоп для вашего ребенка?

Основные параметры, на которые следует обратить внимание при покупке:

  • Материал линз - если линзы пластиковые, то они могут быстро поцарапаться и изображение не будет четким.
  • Линзы окуляра и объектива должны быть из стекла.
  • Увеличение объектива - маленькое увеличение не дает четкого изображения.
  • Вид подсветки - подсветка, осуществляемая лампочкой накаливания значительно уступает светодиодной подсветке, она не нагревается и имеет более натуральный свет. Зеркальце для подсветки должно быть хорошо зафиксировано и иметь изогнутую форму, это предотвратит оцарапывание.
  • Лучше предпочесть микроскоп, в котором штатив и тубус изготовлен из металла.
  • Особое внимание нужно обратить на количество дополнительных приспособлений и аксессуаров, их прочность удобность, функциональность и условия хранения.
  • Любая модель микроскопа должна иметь инструкцию и сертификат качества.

Важно! Для соблюдения безопасности детей младших возрастов, лучше приобретать микроскоп с конструкцией из пластиковых деталей. Модели со стеклянными линзами и стеклами предназначены для детей школьного возраста.

Как пользоваться микроскопом ребенку: инструкция по применению

О том, как пользоваться и ухаживать за микроскопом должен знать каждый взрослый. Микроскоп очень серьезный оптический прибор, поэтому подготовительный процесс должен мониториться или выполняться взрослым:

  1. Рабочее место ребенка должно быть подготовлено для расположения микроскопа и материалов, необходимое рабочее место - чистое просторное и хорошо освещено (для этого можно использовать лампу или расположиться возле окна).
  2. Предоставьте ребенку баночки и коробочки, в которых он может разложить свой инвентарь.
  3. Перед изучением нужно подготовить все что понадобится: предметные стекла, пинцет, иглы, а также воду, спирт, йод и прочее необходимое.
  4. Важно объяснять ребенку технику безопасности.
  5. Следует объяснить и показать малышу, как и для чего предназначены винты настройки резкости и увеличения. При необходимости перед работой взрослый может настроить прибор на нужную частоту.
  6. За работой ребенка с острыми предметами (иглами, предметными стеклами), следует наблюдать. Хрупкие детали легко могут поранить ребенка.

Как ухаживать за микроскопом, эту истину ребенку должен донести и помочь взрослый. Все детали, реактивы и предметы должны иметь свое место, это могут быть разнообразные баночки и коробочки. Для ухода за линзами и отходами, как правило, в комплекте с микроскопом идут специализированные салфетки. Как и чем удалять всяческие масла и реактивы, должно быть, указано в инструкции.

Что можно увидеть в микроскоп?

Буквально все. Ребенок может изучать срезы растений, пыльцу, бумагу, волос, различные цвета, жидкости. Более сложные опыты по изучению реакций и рассмотрению микробов проводятся специализированными учебными микроскопами. Во всех этих исследовательских процессах должен помочь взрослый - произвести срез, набрать и капнуть жидкость, помочь взять пинцетом деталь.

Дополнительные аксессуары для детского микроскопа

Часто в набор с микроскопом для детей входят дополнительные аксессуары:

  • Слайды для микроскопа - это специализированная пленочка,идущая в комплекте, на которой через объектив можно рассмотреть уже готовые процессы (состав, структура) клеток и т.д
  • Набор для опытов - в зависимости от модели микроскопа в такой набор могут входить: пинцет, игла, скальпель для срезов, предметные и покровные стекла, специализированные реактивы и масла (масло иммерсионное - предназначено для уменьшения потери света при преломлении и отражении).

Модели микроскопов для ребенка

Наиболее популярны такие модели и бренды микроскопов:
Микроскоп Levenhuk 3S NG - биологический микроскоп, кратность увеличения 200, конструкция монокулярная, подсветка осуществляется снизу от плоско-вогнутого зеркальца, в комплект в ходит 1 окуляр, набор покровных и предметных стекол, зеркальце, набор дополнительных принадлежностей, набор готовых микроперпаратов.
Микроскоп Микромед С-13, монокулярный микроскоп, имеющий цифровой выход,увеличение 40-800 крат, источник света - зеркало. Данный микроскоп позволяет изучать мазки и срезы. Предназначен для наблюдения препаратов в проходящем свете по методу светового поля. Конструкция очень прочная и устойчивая.
Цифровой микроскоп Celestron Amoeba - может работать на двух режимах - изучать микрообъект с большим увеличением и использовать маленькое увеличение. Микроскоп можно отсоединять от штатива. Кратность увеличения 10, 60, 200, имеет верхнюю и нижнюю светодиодную подсветку, и две ручки грубой фокусировки.
Микроскоп детский ДМС-1 «Юный биолог» 40 - наиболее простой и недорогой препарат, имеет маленькие размеры, освещается зеркалом, кратность увеличения 40, в комплект идут дополнительные аксессуары для исследований.

Микроскопы для детей: отзывы родителей

Юдин Семен Сергеевич 33года (г. Пенза), микроскоп «Edu-Toys» с тремя оптическими наводителями 100х300х600. Внизу есть лампочка, работающая от 2 пальчиковых батареек. Могу сразу сказать, не рассчитывайте обнаружить бактерии в слюне и т. д. Это же таки микроскоп-игрушка. Мы рассматривали некоторую еду, плесень, грязь, разную ткань, дерево и даже слюну. Сам микроскоп маловат и не очень удобный, лучше брать такую модель для ознакомления.
Стапанова Алеся Игоревна 30 лет (г. Саратов), дарили ребенку на ДР на 8 лет, BRESSER Junior . Я считаю-чисто детский,там входит набор стеклышек и для срезов и чистых для материала. Сыну было поначалу интересно, сейчас иногда играет,но в основном рассматривает под ним жучков-паучков всяких, тянет с улицы траву, насекомых.
Вышко Алина Васильевна 35 лет (г. Могилев), брали микроскоп Bresser Junior, вполне нормальный для ребенка школьного возраста приближает до 1200 крат, можно рассмотреть бактерии, корпус литой металлический с пластиковыми вставками, ребенку очень нравится.
Горских Кристина Владимировна (г. Тольятти), брали сыну 9 лет, остались очень довольны, увеличивает на 900 крат, имеет металлическое основание, подсветку, зеркала, три объектива в комплекте идет дополнительный набор приборов. Для такого возраста самое то.
Яковчук Диана Анатольевна 22 года (г. Иваново), купили дочери биологический микроскоп Bresser , он прям как взрослый, увеличивает на 1280 крат, удобен в настройке, очень много дополнительных приборов, в комплекте идет набор по уходу и хранению реактивов.
Мирошничук Сергей Александрович 28 лет (г. Краснодар), моему ребенку 10 лет, подарили ему цифровой микроскоп SIGETA , имеет встроенную камеру, делает снимки, максимальное увеличение 640 крат, металлический корпус, оптика вся из стекла, тубус вращается, хорошая подсветка и фокусировка, он хоть и довольно дорогой но стоит своих денег.