» » Американский социолог у ростоу выделяет. Биография

Американский социолог у ростоу выделяет. Биография

Ростоу, ставший известным благодаря той роли, которую он сыграл в формировании внешней политики США (USA) в Юго-Восточной Азии (Southeast Asia) в 60-х годах прошлого века, был убежденным антикоммунистом и непреклонно верил в эффективность капитализма и свободного предпринимательства. Он служил советником по национальной безопасности в администрациях президентов Кеннеди (Kennedy) и Джонсона и решительно поддерживал участие США в войне во Вьетнаме (Vietnam). В последние годы он преподавал в Школе государственного управления имени Линдона Джонсона (Lyndon B. Johnson School of Public Affairs) при Техасском Университете в Остине (University of Texas at Austin), работая вместе со своей женой, Элспет Ростоу (Elspeth Rostow), которая позже стала деканом школы.

Он был плодовитым автором и много писал в защиту экономики свободного предпринимательства, особенно в развивающихся странах. В 1960 году он опубликовал книгу "Стадии экономического роста: некоммунистический манифест" (The Stages of Economic Growth: A non-communist manifesto), которая использовалась в качестве учебника в нескольких областях общественных наук.

Его старший брат, Юджин Ростоу (Eugene Rostow), ученый-юрист и государственный служащий, также занимал немало высоких правительственных постов во внешнеполитических ведомствах.

Уолт Ростоу родился 7 октября 1916 года в Нью-Йорке (New York City), в семье еврейских иммигрантов из России (Russia). Его родители, Виктор (Victor Rostow) и Лилиан Ростоу (Lillian Rostow), были активными сторонниками социализма, и назвали всех трех своих сыновей – Юджина Виктора Дебса Ростоу (Eugene Victor Debs Rostow), Ральфа Уолдо Эмерсона Ростоу (Ralph Waldo Emerson Rostow) и Уолта Уитмена Ростоу, - в честь профсоюзного лидера, философа и поэта, которых роднила приверженность социалистическим идеям.

В возрасте 15 лет Уолт стал студентом Йельского Университета (Yale University), получив полную стипендию на обучение, и окончил его в 19 лет, а в 1940 году 24-летний Ростоу защитил там же докторскую степень. Стипендия Родса (Rhodes Scholarship) позволила ему также учиться в оксфордском колледже Баллиол (Balliol College, Oxford).

В 1936 году, во время кризиса, связанного с отречением Эдуарда VIII (Edward VIII), Ростоу помогал журналисту Алистеру Куку (Alistair Cooke), который освещал эти события для радиосети NBC. Завершив образование, Ростоу преподавал экономику в Колумбийском Университете (Columbia University).

Во время Второй мировой войны Ростоу служил в Управлении стратегических служб, предшественнике ЦРУ, под началом генерал-майора Уильяма Джозефа Донована (William Joseph Donovan). Помимо других задач, он участвовал в выборе целей для американских бомбардировок. Позже Николас Катценбах (Nicholas Katzenbach), бывший генеральный прокурор США при президенте Джонсоне, шутил, что, наконец, понял разницу между собой и Уолтом Ростоу – он был штурманом, которого сбили, и он два года провел в лагере для военнопленных, а Ростоу был тем парнем, который выбирал для него цели.

Сразу после войны Ростоу стал помощником руководителя немецко-австрийского экономического отдела в Государственном департаменте США в Вашингтоне, округ Колумбия (Washington, D.C.).

Лучшие дня

В 1946-1947 он вернулся в Оксфорд в качестве преподавателя американской истории, но уже в 1947-м был вынужден оставить академическую деятельность, поскольку его назначили помощником исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии. На этом посту он принимал участие в разработке плана Маршалла (Marshall Plan).

В 1949 Ростоу преподавал американскую историю в Кембриджском Университете (Cambridge University), с 1950 по 1961 был профессором истории экономики в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology) и в 1951-1961 был сотрудником Центра международных исследований (Center for International Studies) при МТИ.

В 1958 году он стал спичрайтером президента Дуайта Эйзенхауэра (Dwight D. Eisenhower).

В 1960 Ростоу присоединился к президентской кампании Джона Кеннеди, год спустя занял должность заместителя советника по национальной безопасности и в конце 1961 года был назначен одним из советников Госдепа США и председателем Совета по планированию политики.

Освободив в 1969 году должность советника по национальной безопасности, Ростоу вернулся к преподаванию истории и экономики в Техасском Университете, где оставался вплоть до своей смерти 13 февраля 2003 года, в возрасте 86 лет.

В начале 1960-х гг. американский социолог Уолт Ростоу (р. 1916) выдви­нул теорию «стадий экономического роста», по которой эволюция общества определяется главным образом уровнем развития техники. В опубликован­ной в 1960 г. книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» 2 он разделил историю человечества на пять стадий.

Традиционное общество - включает все общества вплоть до конца XVII в. до капитализма; характеризуется низкой производительностью труда, господ-

2 Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 3rd ed. Cambridge. 199?. Politics and the Stages of Growth. Cambridge, 1971.

ством в экономике сельского хозяйства, иерархической социальной струк­турой, властью земельных собственников, отсталой наукой и техникой.

Переходное общество - период создания предпосылок для последующего «сдвига»: увеличение капиталовложений надушу населения, рост произво­дительности сельского хозяйства, появление нового типа предприимчивых людей (своего рода «новых русских»), рост национализма, формирование централизованного государства.

Стадия «сдвига» (take-off) - характеризуется промышленной революци­ей и началом индустриализации, которые ведут к повышению доли накоп­лений капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, ко­ренному изменению методов производства.

Стадия зрелости - завершение индустриализации и возникновение высо­коразвитых в промышленном отношении стран, характеризуется быстрым ростом промышленности, появлением новых отраслей производства, увели­чением капиталовложений до 20% ва­лового национального продукта, вне­дрением достижений науки, увеличе­нием доли городского населения до 60-90%, изменением структуры заня­тости. Хозяйство страны становится ча­стью мирового хозяйства. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургичес­кой, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую и электротехническую отрасли.

Стадия «высокого массового потребления» - доминирование сферы по­требления над сферой производства, перемещение с периферии в центр сфе­ры услуг и производства товаров массового потребления. Революция в по­треблении характеризует экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за макси­мальной прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса. Возникает новый средний класс: специа­листы, техники, квалифицированные рабочие, мелкие и средние предпри­ниматели и др. Капитализм теряет свою агрессивность, а государство сосре­доточивает внимание на удовлетворении потребностей собственного насе­ления, отказываясь от внешней экспансии. Ростоу полагал, что всем критериям соответствует только США. Но так было в его времена. Сегодня по уровню материального благополучия более 10 стран догнали, а то и обо­гнали Соединенные Штаты, зато сами они по внешним показателям (агрес­сивная внешняя политика, стремление военной силой навязать демократи­ческие ценности) уже не отвечают критериям высокой стадии.



Ростоу полагал, что на главной, третьей стадии Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США - в середине XIX в., Германия - во второй поло­вине XIX в., Россия - в 1890-1914 гг., Индияи Китай - в 1950-е гг. А сколько времени страна должна находиться на этой стадии? Ростоу считал, что с на­чала промышленной революции до периода зрелости должно пройти 50- 60 лет; он не уточнил, в каких случаях время увеличивается, а в каких сокра­щается, какие социально-исторические, культурные и географические фак­торы замедляют прогресс, а какие, наоборот, ускоряют 3 .

Rosiow W. W. Theorists of Economic Growth from David Hume to the Present With a Perspective on the Next Century. N.Y.; Oxford, 1990.

Для того чтобы общество шагнуло из доиндустриальной эпохи в индуст риальную, ему надо многократно увеличить расходы на производство и нч уку. Откуда страна возьмет деньги - это другой вопрос, но уровень инвес­тиционной активности на стадии сдвига не должен опускаться ниже w 1 у о а на следующей фазе быть не менее 20% национального дохода 4 .

В последующем воззрения Ростоу были развиты Д. Беллом, 3. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом и др.

Rostow, Walt) (1916-) - американский экономический историк, который внес значительный вклад в изучение экономического и социального развития и неоднократно выступал консультантом администраций Кеннеди и Джонсона. Его наиболее известная работа - "Стадии экономического роста" (I960) - имела подзаголовок "Некоммунистический манифест". Ростоу выделил пять "стадий экономического роста": традиционное общество; предпосылки сдвига; сдвиг; движение к зрелости; зрелость. Уровень инвестиций расценивался как решающий фактор в направлении обществ на траекторию роста. Это исследование предназначалось в качестве теоретического подспорья в решении проблемы недоразвитости, применимой ко всем обществам. Подход критиковался А.Г. Франком (1969) как теоретически и эмпирически неадекватный и вряд ли способный быть подходящим рецептом развития, поскольку в нем игнорируется история империализма и диалектическая связь между развитостью и недоразвитостью.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РОСТОУ (Rostow) Уолт Уитмен

1916) - амер. экономист, социолог, политич. деятель. Наряду с Р. Ароном является одним из создателей современного варианта теории индустриального об-ва. В историю социологии вошел как автор концепции стадий экономич. роста. Проблема выделения стадий, через к-рые должна проходить всякая экономика в процессе своего развития, историками экономики начала ХХ в. решалась через аналогии с жизнью человека (рост, зрелость, упадок). Затем в середине столетия австрал. теоретик К. Кларк описал этот процесс как последовательную смену roсподства первичного (сельскохозяйственного), вторичного (обрабатывающая промышленность) и третичного (торговля и сфера услуг) производства. Р. предложил выделить в истории об-ва пять этапов, характеризующихся различн. уровнем технологич. развития: 1) "традиционное об-во" - аграрное об-во с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической соц. структурой, властью сосредоточенной в руках земельных собственников, "доньютоновским" уровнем науки и техники; 2) "переходное об-во" - период создания предпосылок "сдвига" (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хоз-ва, появление "новых типов предприимчивых людей", выступающих как движущая сила об-ва, рост "национализма", стремящегося обеспечить экономич. фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного гос-ва); 3) стадия "сдвига" (take-off) - период "промышленной революции", ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Р., Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США - в середине XIX в., Германия - во второй половине XIX в., Россия - в 1890 - 1914 гг., Индия и Китай - с нач. 50-х гг. XX в.); - стадия "зрелости" - индустриальное об-во, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20 % нац. дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60-90 %, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Р., для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); 5) эра "высокого массового потребления" - основными проблемами об-ва становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. Концепция стадий экономич. роста, рассматриваемая Р. как альтернатива марксизму, должна ьца по его замыслу вытеснить историч. материализм из современной социологии. Взгляды Р. в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального об-ва. Соч.: The Stage Of Economic Growth. Camb. 1960. Д.М. Носов.

РОСТОУ УОЛТ УИТМЕН

(Rostow) Уолт Уитмен (р. 7.10.1916, Нью-Йорк), американский экономист. Получил образование в Йельском и Оксфордском университетах. В 1942-45 служил в американских вооружённых силах. В 1940-41, 1946-47, 1949-60 преподавал в ряде высших учебных заведений США и Великобритании; в 1945-1946, 1947-49, 1961-69 на государственной службе. С 1969 профессор экономики Техасского университета в Остине. Получил известность как создатель теории стадий экономического роста, противопоставляемой марксистской теории общественно-экономических формаций. Теория служит апологетике капитализма, который, проходя через ряд стадий, якобы превращается в общество массового потребления.

В 1971 Р. предпринял попытку соединить свою концепцию с анализом экономической политики. По его мнению, экономическую политику в конечном счёте определяет уровень технологического развития общества. В своих работах Р. выступает как воинствующий антикоммунист, сторонник жёсткой политики в отношении СССР.

Соч. : The process of economic growth, N. Y., 1952; The stages of economic growth, 2 ed., Camb., 1971; Politics and the stages of growth, Camb., 1971; The diffusion of power, N. Y., 1972.

Лит.: Осадчая И., Критика современных буржуазных теорий экономического роста, М., 1963; Жирницкий А., "Политология" по У. Ростоу, "Мировая экономика и международные отношения", 1972, | 5 .

И. М. Осадчая.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОСТОУ УОЛТ УИТМЕН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РОСТОУ
    (Rostow) Уолт Уитмен (р. 1916) - американский социолог, экономист, государственный деятель. Профессор Массачусетского технологического института и университета штата Техас (с …
  • УИТМЕН
    (Whitman) Уолт (1819-92) американский поэт, публицист. Реформатор американской поэзии. В сборнике стихов "Листья травы" (1855-91) идеи об очищающей человека близости …
  • РОСТОУ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rostow) Уолт (р. 1916) американский социолог и экономист. Выдвинул теорию "стадий экономического роста", по которой эволюция общества определяется главным образом …
  • УИТМЕН
    У́ИТМЕН (Whitman) Уолт (1819-92), амер. поэт, публицист. В сб-ках стихов "Листья травы" (1855-91) чувство родства со всеми людьми и всеми …
  • РОСТОУ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОСТОУ (Rostow) Уолт (р. 1916), амер. социолог и экономист, проф. экономики Техасского ун-та в Остине (с 1969). Выдвинул теорию "стадий …
  • УИТМЕН в Литературной энциклопедии:
    Уот — крупнейший американский поэт. Родился в фермерской семье. Странствовал по всей Америке; был наборщиком, репортером, журналистом, …
  • УИТМЕН
    (Whitman) Уолт (1819-92) , американский поэт, публицист. Реформатор американской поэзии. В сборнике стихов «Листья травы» (1855-91) идеи об очищающей человека …
  • РОСТОУ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Rostow) Уолт (р. 1916), американский социолог и экономист. Выдвинул теорию «стадий экономического роста», по которой эволюция общества определяется главным образом …
  • УОЛТ УИТМЕН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-19 Time: 07:42:28 * Мужчина велик на земле и в веках, но каждая йота его величия выросла из …
  • УИТМЕН, УОЛТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1819-1892) - американский …
  • УИТМЕН УОЛТ
    (Whitman) Уолт (31.5.1819, Уэст-Хилс, Хантингтон, штат Нью-Йорк, - 26.3.1892, Камден, штат Нью-Джерси), американский поэт. Сын фермера. Был рассыльным, наборщиком, учителем, …
  • УОЛТ УИТМЕН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Витман …
  • УИТМЕН УОЛТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Витман …
  • САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО "ОСКАРОВ;"УОЛТ ДИСНЕЙ"
    Уолт Дисней завоевал самое большое количество "Оскаров". Он стал обладателем 20 статуэток и 12 других почетныхзнаков и дипломов, включая посмертные …
  • УОЛТ ДИСНЕЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-13 Time: 02:13:31 Уо?лт Ди?сней (5 декабря 1901 — 15 декабря 1966) — американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и …
  • ДИСНЕЙ УОЛТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дисни (Disney) Уолт (5.12.1901, Чикаго, - 15.12.1966, Бербанк), американский кинорежиссёр, продюсер. Учился в Академии изящных искусств в Чикаго. В 1919-22 …
  • ДИСНЕЙ, УОЛТ в Словаре Кольера:
    (Disney, Walt), полное имя - Уолтер Элайас (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер. Родился 5 декабря 1901 в Чикаго. Образование …
  • САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО "ОСКАРОВ;"РЕКОРД ДЛЯ ОДНОЙ ЦЕРЕМОНИИ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    В 1953 г. Уолт Дисней былнагражден сразу 4 "Оскарами", что является рекордом для одной церемонии.Он получил премии: за лучший мультфильм …
  • БЭМБИ (МУЛЬТФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-12 Time: 18:02:46 Бэ?мби — пятый по счёту классический полнометражный мультфильм студии, выпущенный в года. В основе сюжета …
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ в Новейшем философском словаре:
    теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Возник в …
  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО в Новейшем философском словаре:
    одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, т.наз. "развитых" обществ …
  • 1971.10.01
    В Орландо, штат Флорида, США, открывается самое крупное в мире место развлечений - увесилительный тематический парк "Уолт Дисней …
  • 1966.08.01 в Страницах истории Что, где, когда:
    Студент Чарльз УИТМЕН (Charles Whitman) открывает стрельбу по людям с крыши университета Остина (Техас, США), убивая 12 …
  • 1964.09.14 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ награждается медалью Свободы в Белом …
  • 1960.02.18 в Страницах истории Что, где, когда:
    Начало VIII зимних Олимпийских игр, проводимых в Скво-Вэлли (США). В них участвуют около 700 спортсменов из 31 страны. Сценарий эффектного …
  • 1955.07.18 в Страницах истории Что, где, когда:
    160-акровый луна-парк Диснейленд открывается в Анахайме, Калифорния. Церемония открытия передается по телевидению. Естественно, что в ней участвует Уолт ДИСНЕЙ, а …
  • 1951.07.28 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ выпускает "Алису в Стране …
  • 1940.11.10 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт Дисней соглашается доносить ФБР о подрывных элементах в …
  • 1934.06.09 в Страницах истории Что, где, когда:
    Впервые на экране появляется знаменитый утенок Дональд Дак в мультфильме The Wise Little Hen. Он возник из голоса актера, так …
  • 1928.05.21 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ получает патент на монопольное использование образа Микки …
  • 1923.10.16 в Страницах истории Что, где, когда:
    Братья Уолт и Рой ДИСНЕЙ создают студию Disney Company и подписывают первый контракт на производство …
  • 1918.11.18 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ в составе Красного Креста отправляется на фронт в …
  • 1918.08.26 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ подделывает свои документы, "увеличив" себе возраст, чтобы поступить на службу в Красный …
  • 1917.06.08 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ заканчивает Высшую школу Бентон …
  • УРБАНИЗМ в Литературной энциклопедии:
    [от лат. urbs — город] — отражение в лит-ре (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и …
  • ЛАВРОВ в Литературной энциклопедии:
    Петр Лаврович — социолог, философ, публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, — …
  • ЗНАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    точнее «Товарищество „Знание“» — книгоиздательство, основанное в 1898 в Петербурге группой литераторов по инициативе К. П. Пятницкого. В начале своей …
  • ГАСТЕВ в Литературной энциклопедии:
    Алексей Капитонович — пролетарский поэт. Р. в Суздале, в семье учителя. В детстве лишился отца и рано начал жить …
  • ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    издательство при Наркомпросе, организованное в 1919 по инициативе и при ближайшем участии М. Горького. Заведывал им А. Н. Тихонов, активно …
  • БЁКК в Литературной энциклопедии:
    Р. М., д-р — канадский публицист и критик. Р. в Англии, в семье рабочего. Автор книг: «The …
  • ДИСНЕЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , Дисни (Disney) Уолт (полное имя Уолтер Элайс Дисней) (1901-66), американский режиссёр, художник-мультипликатор, продюсер. В сериях "Микки-Маус" и "Наивные симфонии" …
  • КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    одна из концепций западного обществоведения, считающая определяющей особенностью современного общественного развития тенденцию к сближению двух социально-политических систем, сглаживанию экономических, политических …
  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО в Большом энциклопедическом словаре:
    (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родо-племенное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен-Симону; широкое распространение концепция индустриального …
  • ДИСНЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Дисни) (Disney) Уолт (1901-66) американский кинорежиссер-мультипликатор, художник и продюсер. Снял серии короткометражных фильмов с постоянными персонажами (утенок Дональд, мышонок Микки …
  • ЭЙКИНС ТОМАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Икинс (Eakins) Томас (25.7.1844, Филадельфия, - 25.6.1916, там же), американский живописец. Учился в Пенсильванской АХ в Филадельфии и в 1866-69 …
  • ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Корней Иванович (настоящая имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков) , русский советский писатель, критик, литературовед, переводчик. …
  • ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    общественно-экономическая, исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, …
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    теории, одно из основных течений социально-экономической мысли развитых капиталистических стран эпохи общего кризиса капитализма, пересматривающее концепции буржуазной политэкономии, экономической …
  • СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ТЕОРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    экономического роста теория, буржуазная концепция исторического развития, ставящая на первый план при анализе эволюции общества уровень техники и господство крупного …
  • в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    общество" , распространённое в современной буржуазной социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, якобы следующей за индустриальным капиталистическим обществом. …
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    экономия. П. э. - наука, изучающая общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и экономические …
  • НОВАЯ (МОЛОДАЯ) ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (молодая) историческая школа, направление вульгарной буржуазной политической экономии, сложившееся в 70-80-х гг. 19 в. и развивавшееся преимущественно в Германии …
  • ИСТОРИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Принцип И. первоначально был выдвинут и разрабатывался в философских системах Дж. …
  • ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    закон" заработной платы, теория заработной платы рабочих при капитализме, разработанная буржуазными экономистами (А. Р. Ж. Тюрго,Д. Рикардо, Т. …
  • ВУЛЬГАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    политическая экономия, система антинаучных буржуазных экономических теорий, дающих описание внешней видимости экономических процессов в целях апологетической защиты капитализма. В. п. …
  • АЙ ЦИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Цин (псевдоним; настоящее имя Цзяц Хай-чэн) (р. 1910), китайский поэт. Учился во Франции. В 1936 вышел сборник "Даяньхэ", посвященный деревне. …
  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  • БРАЙАНТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
    (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен-Симону широкое распространение концепция индустриального …
  • БРАЙАНТ в Энциклопедическом словарике:
    (Bryant) Уильям Каллен (1794 - 1878), американский поэт. Романтик "бард рек и лесов Америки" (У. Уитмен). В поэме "Танатопсис" (в …

Американский экономист, социолог и историк Уолт Ростоу в 1960 г. сформулировал теорию стадий экономического роста в своем труде «Стадии экономического роста». В нем описывается пять основных стадий роста, отдаленно схожих своей типологией с пятью формациями марксизма. Данные стадии включают в себя этапы:

1) «традиционное общество»;

2) стадия подготовки условий для «сдвига»;

3) стадия «сдвига» и перехода к индустриальному развитию;

4) «индустриальное общество»;

5) стадия «массового потребления».

Традиционное общество, по Ростоу, характеризуется примитивной ручной техникой, незначительными размерами производства на душу населения, высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве, иерархической социальной структурой и наличием политической власти в руках землевладельцев. К этой стадии он относит всю историю человечества до конца XVII в.

Вторая стадия (переходное общество) характеризуется проникновением научных открытий в производство, расширением национальных и мировых рынков, накоплением капиталов, появлением нового типа предприимчивых людей, созданием единой национальной власти и т.п. Однако эти новшества занимают небольшое место в обществе.

Третья стадия - подъем. Эта стадия характеризуется тем, что резко повышается технологический уровень промышленности и сельского хозяйства, образуется капитал общехозяйственного назначения (транспорт, связь, дороги и т.д.), увеличивается число фабрик, растут города и новый промышленный класс.

В конце ХIX в. Западная Европа, по Ростоу, переживает четвертую стадию экономического роста - движение к зрелости. Для него типично следующее: хозяйство страны становится частью мирового хозяйства. 10-20% национального дохода инвестируется, отчего рост продукции обгоняет рост населения. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургической промышленности, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую и электротехническую промышленность.

Пятая стадия - век высокого массового потребления. Здесь Ростоу показывает экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за максимальной прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса. Революция в потреблении - вот что, по Ростоу, отличает данную стадию в развитии общества от предшествующих. Возникает новый средний класс: специалисты, техники, квалифицированные рабочие, мелкие и средние предприниматели и др. Ростоу считает, что на данной стадии капитализм теряет свою агрессивность, а капиталистические государства сосредоточивают свое внимание на удовлетворении потребностей собственного населения и отказываются от внешней экспансии.

В 1971 г. вышла новая книга Ростоу, являвшегося на тот момент свидетелем становления пятой стадии своей концепции - «Политика и стадии роста», где он утверждает, что так называемый «век высокого массового потребления» не принес удовлетворения массовому потребителю, поскольку ознаменовался ростом цен, безработицей, низкими темпами экономического роста, ухудшением окружающей среды, обострением проблем крупных городов, ростом преступности. Ростоу ставит вопрос о переходе американского общества к новой, шестой стадии - поиску путей качественного улучшения жизненных условий человека (“поиски качества”).

Модель Ростоу была критически воспринята современниками, так как она не показывает скрытые движущие силы изменений, и вся концепция стадий роста является лишь классификационной системой, основанной на опыте развитых стран. Данная критика лишь подтвердилась, когда стадия массового потребления не оправдала ожиданий своего создателя, который вскоре выдвинул идею появления новой, шестой по счету стадии развития общества. Таким образом, теория Ростоу является несовершенной ввиду своей неопределенной конечности и ограниченности (модель развития ориентирована на страны с большим населением и развитой экономикой).